Катерина из грозы островского – Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского – сочинение по теме

Сумбурный образ Катерины. Островского «Гроза»

Почему до сих пор вызывает литературные споры образ Катерины? Островского «Гроза» — пьеса в пяти действиях — понята по-разному даже блестящими критиками Добролюбовым и Писаревым. На одном сходятся все литературоведы: безусловно мастерски показана затхлая жизнь русской мещанской глубинки XIX века (вымышленный город Калинов). В России царил застой. Крепостное право, словно оковы, сдерживало развитие огромной страны. Александру Николаевичу Островскому своим произведением удалось всколыхнуть русскую интеллигенцию, показав в нем надрывно-эмоциональный образ с трагической судьбой.

Откуда взят образ Катерины

Главная героиня – глубоко народный типаж молодой женщины, обладающей творческим мироощущением, глубинной духовностью, стихийными сильными эмоциями. Она наделена страстями, не скованными рассудком. Очевидно, что и чертами автобиографичности наделена пьеса Островского «Гроза». Образ Катерины, решившейся на внебрачную связь, создавался Островским, видимо, сходя из прототипа – актрисы Косицкой Любови Павловны. И актриса, и драматург имели свои семьи, но их взаимные отношения были неоднозначными. Безусловно, мир взаимоотношений этих двух творческих людей был богатым. В нем, очевидно, имел место известный конфликт между семейными отношениями и страстной любовью «на стороне». Как преломление его в трагической судьбе русской женщины и появилась драма Островского «Гроза». Образ Катерины в ней контрастирует и с любым образом из ее окружения, и со всем окружением одновременно.

Главная героиня «Грозы» и ее окружение

Социальный статус Катерины — купеческая невестка. Девушка вышла замуж за Тихона Кабанова. С мужем они проживают в богатом доме у свекрови Марфы Игнатьевны. У Тихона есть незамужняя родная сестра, Варвара. Она также живет в доме. Главным «семейным идеологом» является свекровь. Ей противопоставляется образ Катерины. Островского «Гроза», как название произведения, по мнению Добролюбова, отображает конфликт между самодурством и безгласностью. А самодурство действительно в доме Кабановых процветает: Марфа Игнатьевна – прагматичная, авторитарная женщина. Ее мораль – непобедимо-ханжеская. Она не склонна сообразовывать домашний уклад с желаниями ближайших родственников. Зачем? Кабаниха (такое у нее прозвище) знает, «как должно быть». И весь дом ей подчиняется. Вот только у невестки инстинктивно возникает несогласие с бездуховностью и меркантилизмом.

Образ Катерины в видении критиков

По словам литературного критика Писарева, ни твердым характером, ни ясным умом не отличается образ Катерины. Островского «Гроза» (как название драмы) одновременно обнажает еще один конфликт — между эмоциональной сущностью героини и внешним миром. Мир, безусловно, не гармоничный. Но Катерина принципиально лишена автором главного инструмента общественного сосуществования – христианского смирения. По мнению Писарева, в ней с детских лет заложена способность на неосмысленный протестный поступок. Согласно видению Добролюбова, она стремится к «простору жизни», ей присуща «сила характера». Полемика литературоведов очевидна. Но трудно не согласиться с Писаревым: лишь эмоции и страсти составляют образ Катерины. Островского «Гроза» повествует о том, что молодой женщине достаточно только обмена страстными взглядами для возникновения чувства к Борису (образованному племяннику богатого купца Савела Прокофьевича Дикого). Толком не поняв, что это за человек, девушка бросается в свое чувство как в омут, с головой. Импульсивна и нелепа смерть молодой женщины. «Экстремал» Добролюбов усмотрел ее причину в нежелании героини жить в лживом ханжеском мире. Более рассудительный Писарев проследил, как настоящий психолог, логическую цепочку ее размышлений, приведшую к роковому шагу. Характерно, что изначально о самоубийстве Катерина даже не помышляла. На свидании она узнала о том, что возлюбленный Борис едет в Сибирь и что он не берет ее с собой. Катерине нужно возвращаться домой, но она почему-то решает, что будет лучше «в могиле». Затем молодой женщине приходит на ум ассоциация – полевые цветы на могилке. Забыв, что это – грешно, умиленная воображаемым цветочным царством, сложив руки крестом, она прыгает в Волгу.

Выводы

Образ Катерины, безусловно, ярок. Островскому удалось достоверно изобразить самобытность ее мышления, открытость чувств. В ней нет ничего искусственного, надуманного. Она подобна природной стихии: чувства и эмоции определяют течение ее жизни. Да, она выделяется среди мещанского окружения. Однако можно ли по-добролюбовски фигурально назвать ее «лучом света»? Ведь кроме открытости чувств «свет» у нас ассоциируется также с разумом, со служением, с добротой. Жизнь светлого человека – это не вспышка в ночи, а озарение ровным мягким светом всех окружающих. В этом понимании «лучом света» являются известные литературные образы: Мария Болконская с ее бесподобными лучистыми глазами, леди Мелани («Унесенные ветром»).

fb.ru

Русский характер Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Пьеса «Гроза» была написана А. Н. Остро­вским под впечатлением поездки по Волге в 1856 году. Драматург задумал создать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием «Ночи на Волге». Но к сожалению, замысел не получил воплощения. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла — драма «Гроза», и только 10 лет спустя — «Бес­приданница».

В «Грозе» автор описал жизнь купеческой се­мьи, положение в ней русской женщины. Когда читаешь «Грозу», невольно ждешь появления главной героини. Первое знакомство с Катери­ной как-то сразу говорит нам, что автор на сто­роне этой милой, но гордой женщины. «Гроза» Островского выделяется из великого множест­ва его пьес именно благодаря Катерине. В дра­матургии очень редко случается «живой» поло­жительный герой. Как правило, у автора доста­точно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные чаще выходят примитив­но-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Остро­вского — единственное, что есть хорошего в том темном мире, «темном царстве» мещанст­ва, что окружает ее. Стремление летать делает ее непохожей на тех людей, в чью среду она угодила благодаря замужеству. Но, к сожале­нию, выход здесь был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблач­ным. Мать в ней «души не чаяла», баловала, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась род­никовой водой, поливала цветы, ходила с мате­рью в церковь, потом садилась за какую-ни­будь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине сни­лись волшебные сны, в которых она летала под облаками. Как же сильно контрастирует с такой тихой, безмятежной жизнью поступок шести­летней девочки: когда-то Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, се­ла в лодку и оттолкнулась от берега!

Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. На­божность в ней сочеталась с болью ко всему вокруг. Она любила все: природу, солнце, цер­ковь, свой дом со странницами, нищих, кото­рым она помогала. И вместе с тем она жила в своих мечтах, обособленно от остального ми­ра. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, ос­тальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, а церковь была для нее местом, где все светло, где можно помечтать.

Катерина, встретив на своем пути то, что про­тиворечило ее идеалам, превращалась в непо­корную и упрямую натуру и защищала себя от постороннего, чужого, тревожившего ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно измени­лась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в среду, полную об­мана и жестокости. Дело даже не в том, что Ка­терина вышла за Тихона не по своей воле: ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Гру­стные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Теперь ее удел — тер­петь, пока терпится, и мечтать. Но она уже не может жить своими мыслями, потому что жесто­кая действительность возвращает ее на землю, где ее ждут унижение и страдание.

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, навер­ное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покида­ет Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина стано­вится совсем одинокой.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не бахвалился, не кичился своими достоинст­вами, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недо­ставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно за­чахнуть, поддерживала ее. Она пошла на сви­дание с Борисом потому, что почувствовала се­бя человеком, имеющим гордость. Это был бунт против покорности судьбе, против бес­правия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежне­му нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.

По-моему, идя на этот шаг, Катерина уже чувст­вовала приближающийся конец и, наверное, ду­мала: «Сейчас или никогда». Она хотела насы­титься любовью, зная, что другого случая не бу­дет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Катерины это рав­нозначно гибели. Грех лежал на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Ка­терина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о люб­ви к другому человеку — грех.

Катерина не может жить дальше со своим гре­хом, и единственным способом хоть частично от него избавиться считает покаяние. Она призна­ется во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень ре­лигиозной, Катерина боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку мучают два во­проса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит в смерти: «Нет, мне что домой, что в могилу —• все равно… В могиле лучше…. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо…» Может возникнуть вопрос: оправдывает ли Ос­тровский Катерину в том, что она пошла на сви­дание к Борису, или осуждает? Судить об этом трудно. Но, если прочитать статью Н. А. Добро­любова «Луч света в темном царстве», можно сделать вывод, что оправдывает, да и не оправ­дать-то ее нельзя. Ведь Катерина вышла замуж за Тихона, совершенно не любя его. А чувство в ней проснулось, когда она встретила Бориса. И здесь, конечно, автор удержать ее не смог, тем самым показав, что поступить так могла только такая женщина, которая «должна быть исполнена героического самоутверждения, ко­торая должна на все решиться и ко всему быть готова».

Автор с гордостью подчеркивает, что ни на ка­кие компромиссы Катерина не пойдет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей. Стано­вится понятно, что если Катерина пришла к како­му-то решению, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера. Разве могла героиня с таким характером жить в доме Кабановой? Конечно, нет.

Но как можно решиться на смелый шаг в до­ме Кабанихи, где все трепещет под властным окриком купчихи? И Островский, рассуждая о поступке Катерины, подчеркивает, что есте­ственных стремлений человеческой природы все-таки уничтожить нельзя. И этот факт гово­рит о том, что автор на стороне Катерины.

Преследуемая своим грехом, Катерина ухо­дит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добро­любов определял характер Катерины как «ре­шительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в ха­рактере Катерины все гармонично, едино, ни­что не противоречит друг другу, потому что Ка­терина составляет единое целое с природой, с Богом. Русский, потому что кто еще, как не рус­ский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так внешне покорно перено­сить все лишения, оставаясь при этом самим собой, свободным, не рабом.

Поэтому можно считать, что Островский оп­равдывает и последний поступок Катерины, со­глашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчер­кивает, что решиться на смерть может только сильный человек. Своим трагическим поступ­ком Катерина, а значит, и автор, бросила вызов самодурству. Она не будет более жертвой без­душной свекрови, не будет более томиться взаперти. Она свободна! Конечно, горько и гру­стно такое освобождение, но другого выхода у этой женщины не было. Вот почему Добролю­бов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Другой критик Д. И. Писарев в статье «Моти­вы русской драмы» не соглашается с Добролю­бовым, считая поступок Катерины бессмыс­ленным, а сравнение ее с лучом во тьме — на­думанным. Он не видит, что поступок Катерины как-то изменил или подорвал «устои темного царства», считает, что после самоубийства Ка­терины все возвратится на круги своя, пойдет своим чередом.

Как бы там ни было, как бы критики ни расцени­вали поступок Катерины, она, бесспорно, вызыва­ет сочувствие у читателей и зрителей. А сам Ост­ровский не написал бы пьесы, если бы не сочувст­вовал и не сопереживал своей героине.

lit-helper.com

Образ Катерины в пьесе Островского Гроза

Драма «Гроза» Островского как раз благодаря образу Катерины выделяется из множества его пьес. В драматургии очень сложно найти действительно «живого» положительного героя. У автора, как правило, довольно много красок для персонажей отрицательных, а вот хорошие всегда изображаются «типичными». Возможно, это причина того, что действительно в этом мире доброго так мало. Катерина является главной героиней драмы Островского, единственным хорошим в «темном царстве» мещанства, которое ее окружает. Основным отличием Катерины от тех людей, к которым она попала в ловушку после замужества — это стремление летать. Но, увы, выход из ловушки есть не всегда, а для Кати он был единственный.

О детстве и отрочестве Катерины мы узнаем из ее слов. Девочка росла без хорошего образования, проживая в деревне с матерью. Ее детство было безоблачным, радостным. Катя вставала рано, затем поливала цветы и ходила в церковь с матерью. Таким образом, Катерина росла романтичной, счастливой, страстно любящей девушкой. Все, что ее окружало — природа, церковь, солнце, свой дом, и даже тех нищих, которым она все время помогала — она любила. Но ее особенностью было то, что жила она в мире своих мечтаний. Она выбирала исключительно то, что не могло противоречить


ее натуре, все остальное она не замечала. Но если все-таки на своем пути она встречала противоречивое ее идеалам, тут же в ней начинала проявляться непокорная и очень упрямая натура. (Художественные особенности )

Жизнь Кати довольно сильно изменилась после замужества. Из того радостного мира, который позволял ей жить воедино вместе с природой, Катя попала в жизнь, наполненную обмана и жестокости. И дело, скорее всего, не в замужестве с Тихоном вопреки своей воли. Дело в том, что она потеряла прежнюю жизнь, беспощадно отняли. А ведь она создала ее для себя. Что же остается делать, терпеть и мечтать? Нет, так как жить своими мыслями сил уже нет.

Катерина полюбила Бориса, который даже с ней не разговаривал. Почему так? Скорее всего, эта любовь и была тем чистым чувством, которое не давало окончательно зачахнуть девушке, это была ее единственная поддержка. Катерина знала, что это грех, но жить по-прежнему было невозможно. В жертву свободе девушка принесла чистоту своей совести.

Этот было тяжким камнем на ее сердце. Катерина стала сильно боятся надвигающейся грозы, так как считает ее наказанием за то, что она совершила. Она начала боятся ее с того времени, как стала думать o Борисе. Даже мысль o любви человеку постороннему является грехом для ее чистой души.

Катерина уже не может жить дальше с этим грехом, и что бы от него избавиться, хотя бы частично, она уходит из жизни. Добролюбов характеризовал Катерину как «решительную, русскую». Решительную, потому что она не побоялась смерти ради своего спасения от угрызений совести. Русскую, потому что кто как не русская женщина способна так любить, при этом оставаясь собой, свободной, не рабом.

schoolessay.ru

Жизнь Катерины в родительском доме (пьеса А.Островского «Гроза»)

Пьеса А.Островского «Гроза» была представлена за год до отмены крепостного права в 1859 г. Особенно выделяется в этом рассказе жизнь Катерины в родительском доме. Образ главной героини меняется с каждой главой, она ранимая и нежная.

О чем пьеса?

Действие происходит в вымышленном городе Калинове. Драма разворачивается в одном из купеческих домов на берегу Волги. Хозяйка дома купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова – властная и своенравная особа. Она держит в своих руках всех вокруг. Никто не может ей противостоять. Но ее рвение подчинить всех и все побуждает к завоеванию все новых и новых душ.

Красной линией между строк пьесы проходит тема конфликта поколений. И на сегодняшний день эта проблема актуальна и современна. Воплощение самодурства и желания править миром в образе Марфы Кабановой олицетворяет строй, установленный старшим поколением. Но особенно раскрывается образ Катерины, ее душевная трагедия не оставляет равнодушным никого.

Жизнь Катерины в доме свекрови

Появление в доме Кабановых нового члена семьи, Катерины, переключает внимание купчихи на новую жертву. Катерина Кабанова, невестка властной Марфы Игнатьевны, появилась в доме не по велению сердца, а по вине обстоятельств. Ее насильно выдали замуж за сына купчихи Тихона, воля которого порабощена матерью. Жизнь Катерины в родительском доме тоже не отличалась радостью и счастьем.

Появление Катерины вносит в атмосферу пьесы особый смысл, противопоставляя светлый образ душевной и набожной девушки «серому» существованию купечества середины XIX века. Образ девушки поражает читателя своей простотой, искренностью, она готова подарить миру свою доброту и может это сделать. Ее образ – единственный, который назван «лучом света в темном царстве».

Такие строгие рамки

Но рамки купеческого общества не позволяют ее душе раскрыться. Ее светлые сны и мысли, которыми она делится с сестрой мужа Варей, никому не нужны и непонятны. В купеческой среде нет места искренности и любви, свободе души и чистоте помыслов.

С детства Катя привыкла к безвозмездной любви своей матери, к радостному миру свободы и церковной мудрости. Девушке нечем дышать в купеческом доме, ей чужды изворотливость и вранье, царящие в обществе. Ее душа свободной птицей может взлететь только в снах, которые стали столь редки с наступлением замужества. Подробно описывается образ Катерины в «Грозе». Кратко представлены ее переживания и душевные муки.

Искать спасение в любви

Глотком свежего воздуха для Катерины становится любовь к Борису, племяннику такого же алчного, как Кабаниха и напыщенного купца Дикого. Оттого что вынуждена она коротать свои дни взаперти в царстве свекрови, Катерина ищет выхода своим чувствам в привязанности к Борису. Пока муж Катерины в отъезде, тайные свидания влюбленных помогают ей осознать, что любовь ее к племяннику Дикого на самом деле не является той любовью, от которой можно взлететь к звездам. Жизнь Катерины в чужом доме превращается в муку.

Она понимает, что безысходность ее положения подтолкнула ее к воображаемому любимому, который вовсе не так безупречен в своих помыслах, как ей бы хотелось. Оказалось, она придумала его сама. Ей нужен был хоть кто-то, кто смог бы разделить с ней ее светлые мысли, с кем она могла бы воплотить свои мечты о счастливой и свободной жизни. Жизнь Катерины в родительском доме заставляет главную героиню поверить в призрачную любовь.

Бессмертная душа, не склонившая голову

Купеческая вдова Марфа Кабанова в своей жажде власти так и не смогла добиться от невестки признания ее главенства. Катерина в глаза называет свекровь на «ты», тем самым давая понять, насколько она считает их равными. Мужа Катерина жалеет, понимая, что он никогда не сможет вырваться из материнских объятий самовольно, а мать ему этого не позволит. Его жалобы на жизнь не что иное, как признание своей инфантильности и привычки быть ведомым сильным вожаком.

А Марфа, подобно ядовитой паучихе, плела свои сети, липкие и крепкие, в которые нетрудно было попасть тем, кто жил в обществе, где царили обман, дурь и зависть. Появление смелого противника, гордого и молчаливого, раскрывает самоотверженное желание что-либо изменить в окружающем мире. Невозможность в одиночку противостоять закостенелой системе правления отражается в разразившейся грозе и находит свою кульминацию в самоубийстве главной героини. Для нее «не смерть желанна, а жизнь невыносима».

Протест, который заканчивается трагедией

Ее мечта взлететь как птица не кажется абсурдной и смешной. В ней воплотилось все отчаяние молодой девушки, вся боль и невообразимая душевная трагедия. Понимание самой сути жизни во лжи, нежелание и неумение притворяться и приспосабливаться приводят Катерину на край обрыва. Глубоко верующая, она не побоялась пойти на самоубийство, тем самым навечно лишив покоя свою неприкаянную душу, не побоялась гнева Божия и кары небесной. Протест Катерины в пьесе Островского «Гроза» заканчивается трагедией.

На тот момент Катерина была загнана в угол обстоятельствами. Ее признание в измене мужу и свекрови говорит о том, насколько чиста и высоко духовна была ее натура. Быть честной перед другими, но прежде перед собой, — вот изнанка ее души, самое дно.

«Гроза» А.Островского поразила его современников смелостью рассуждений Катерины и восхитила силой характера такой хрупкой и нежной души. Молчаливое противостояние и неподчинение воле существующего режима создает ощущение непрекращающейся борьбы и уверенности в победе, пусть не сейчас, но непременно.

Образ Катерины побудил многие молодые умы воспрянуть к борьбе с самодержавием, укрепить волю и дух испытаниями и найти свой путь к свету во имя свободы и справедливости. Задание по «Грозе» — «Жизнь Катерины в родительском доме» дается в средних школах. Образ девушки-мученицы популярен и по сей день.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *