Каста в истории – Каста — Википедия

Содержание

традиции, история варн и индийских сословий

Фото 1

Фото 1

Много сотен лет жители Индии хранят верность своей главной религии – индуизму. Он регулирует все стороны жизни, предписывая, что делать в той или иной ситуации. И в том числе, разделяет общество на своеобразные сословия, которые практически не смешиваются более тысячи лет. В нашем цикле статей об Индии мы не могли пропустить эту странную для современного мира вещь. Расскажем подробнее историю это явления.

Оглавление:

Традиции

Согласно «Ведам» – сборнику древних священных текстов индуизма – бог Брахма сотворил людей и сразу разделил их на касты, или точнее – варны. Варна на санскрите означает «цвет». Всего таких цветов было четыре:

  1. Брахманы (жрецы), которых Брахма сделал из своего рта;

  2. Кшатрии (воины) появились из рук бога;

  3. Вайшьи (земледельцы и ремесленники) – из его бёдр;

  4. Шудры (слуги) – из грязных стоп.

Тех, кто не вошел даже в самую низшую варну называют каста неприкасаемых в Индии.

Индуисты верят, что поведение в нынешней жизни влияет на то, в какой касте окажется человек после перерождения. Он может попасть как в брахманы, так и родиться шудрой.

Сословиям запрещено смешиваться. Родившись, например, вайшьей человек может жениться и общаться только внутри своей общины. Неприкасаемым же запрещено осквернять прикосновением высшие касты.

Согласно исследованиям ученых такое положение дел сохраняется не менее полутора тысяч лет. Генетики Национального института биомедицинской геномики в Западной Бенгалии, которые исследовали ДНК индийцев, выяснили, что большая часть членов варн уже 70 поколений сочетаются браками только внутри своих «цветов».

Как же сложилась подобная система?

История

Фото 2

Фото 2

Историки утверждают, что возникновение такого разделения появилось в тот момент, когда арии – группа народов индоевропейской семьи, покинули долину Инда и обосновались возле другой реки – Ганга. Местное, неарийское население, обитавшее в тех местах, было порабощено и лишено всех прав. Часть из них – покорившаяся добровольно, стала шудрами. А остальные – неприкасаемыми.

Чем дальше, тем больше усугублялась замкнутость варн и усиливалось социальное разделение общества. Внутри каст началось дробление на более мелкие общины – джати.

Джати – своего рода подгруппы. Они связаны с наследственной профессиональной деятельностью. Каждая из варн состоит из множества джати. В современной Индии (согласно последней переписи населения, в которой еще задавали вопрос о кастах) их насчитывают около 3 тысяч.

Современность

В 50-е годы XX века в Индии началось движение за равноправие каст и неприкасаемых. Конституция считает дискриминацию по кастовому признаку уголовным преступлением и запрещает интересоваться при приеме человека на работу принадлежностью к той или иной варне. Изгоям разрешили доступ в храмы. Образованное население поддерживает эту тенденцию.

В 1997 году в Индии произошло важное событие: был избран первый президент, принадлежавший к касте неприкасаемых – Кочерил Раман Нараянан.

Но традиции все еще сильны. Например, неприкасаемые, составляют около 20% общества. А Махатма Ганди, который одним из первых начал вести борьбу за права этих отверженных, был против того, что его сын женится на девушке из другой касты – это противоречило его религиозным взглядам.

Иерархия варн продолжает сохраняться в религиозной сфере и частной жизни. Особенно в сельской местности.

И все же индийские касты постепенно теряют влияние на общество. В крупных городах они начинают утрачивать значение. Возможно, все происходит не очень быстро – тысячелетняя традиция вряд ли сможет исчезнуть в один день. Но хочется думать, что однажды это произойдет.

Касты в Индии

mymind.yoga

Список каст в Индии сегодня: неприкасаемые, брахманы и варны

Порой кажется, что мы настолько привыкли к XXI столетию с его равноправием, гражданским обществом, а также развитием современных технологий, что существование в обществе строгих социальных слоев воспринимается с удивлением.

А вот в Индии люди так и живут, принадлежа к какой-то определенной касте, (которая определяет объем прав и обязанностей), уже со времен, существовавших до нашей эры.

Варны

Первоначально индийский народ делился на четыре сословия, которые назывались «варнами»; и это деление появилось вследствие разложения первобытно-общинного слоя и развития имущественного неравенства.

Принадлежность к каждому из сословий определялась исключительно рождением. Еще в индийских Законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, которые существуют и по сей день:

  • Брахманы – жрецы. Брахманы всегда были самым высшим слоем в кастовой системе почетной кастой; сейчас эти люди – в основном духовные сановники, чиновники, учителя;
  • Кшатрии – воины. Главной задачей кшатриев являлась охрана страны. Сейчас, помимо службы в войсках, представители этой касты могут занимать различные административные должности;
  • Вайшья – земледельцы. Занимались скотоводством и торговлей. В основном, это — финансы, банковские дела , так как вайшья предпочитали не участвовать в обработке земли напрямую;
  • Шудры – ущемленные члены общества, не обладающими всей полнотой прав; крестьянский слой, который первоначально находился в подчинении у других высших каст.

Государственное управление сосредотачивалась в руках первых двух варн. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось; также были ограничения на смешанные браки. Более подробно об этом Вы можете узнать из статьи «Что такое индийские варны«.

 

Касты

Постепенно в Индии формируется кастовый строй. Варны начинают делиться на касты, причем каждой касте свойственна определенная профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда. До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту (а тех, кто нарушает требования, ждет понижение по социальной лестнице).

 

Касты в современной Индии

Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным.

Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается.

Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).

Конечно, кастовая система в современной Индии уже давно не имеет того значения, какое ей придавалось в древние времена. Сейчас же происходит тенденция к сокращению влияния каст, социальных слоев на жизнь жителей страны.

Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.

 

Неприкасаемые

Неприкасаемые – это особое наименование некоторых каст, которые занимают самое низшее положение в современной Индии (причем, это целых 16% от всего населения страны).

Неприкасаемые не входят в четыре индийские варны, а находятся как бы за пределами этой системы, да и даже за пределами общества в целом. Они занимаются самой грязной работой – уборкой туалетов, мертвых животных и т.д.

Считается, что представители этой кастовой группы способны оскорбить другие варны, особенно брахманов. Долгое время даже храмы оставались закрытыми для неприкасаемых.

indiada.ru

КАСТА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

КАСТА — со­ци­аль­ный ин­сти­тут, от­ли­чаю­щий­ся замк­ну­то­стью, эн­до­га­ми­ей и на­след­ст­вен­но­стью об­ществественного ста­ту­са и про­фес­сии. 

Про­ис­хож­де­ние каст в це­лом свя­зы­ва­ет­ся с об­щественным раз­де­ле­ни­ем тру­да. Ие­рар­хия ста­ту­сов каст свя­за­на с пред­став­ле­ния­ми о ри­ту­аль­ной чис­то­те/не­чис­то­те, жё­ст­ко ре­гу­ли­рую­щи­ми нор­мы по­ве­де­ния и фор­мы об­ще­ния ме­ж­ду чле­на­ми од­ной кастой и ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных каст. Кас­то­вые раз­ли­чия час­то со­че­та­ют­ся с эт­ни­че­ски­ми и кон­фес­сио­наль­ны­ми. Касты ха­рак­тер­ны для мно­гих ар­ха­ичных об­ществ Аф­ри­ки, Юго-Восточной Азии, Аме­ри­ки и других: каста жре­цов в Древ­нем Егип­те и Древ­нем Ира­не, каста тор­гов­цев в средне-вековых об­ще­ст­вах Ближ­не­го и Среднего Во­сто­ка и у на­ро­дов Западной Аф­ри­ки (например, тор­гов­цы-ман­ден — дью­ла, или ван­га­ра), при­ви­ле­ги­ро­ван­ные касты ха­са­нов у мав­ров и ско­то­во­дов-тут­си у на­ро­дов восточно-африканского Меж­озе­рья, касты охот­ни­ков, вои­нов, ска­зи­те­лей-грио­тов, му­зы­кан­тов, куз­не­цов, тка­чей, ко­же­вен­ни­ков и других (например, у ку­ши­тов и ман­де­языч­ных на­ро­дов Аф­ри­ки), зем­ле­дель­цев сре­ди ко­чев­ни­ков-ско­то­во­дов (например, ха­ра­ти­ны в оази­сах Са­ха­ры или ри­май­бе у фуль­бе) или пасту­хов сре­ди осед­лых зем­ле­дель­цев (груп­пы фуль­бе сре­ди хау­са и бам­ба­ра). Близ­кие к касте профессиональные кор­по­ра­ции су­ще­ст­во­ва­ли в Древ­нем Ри­ме (кол­ле­гии) и средне-вековых ев­ропейских го­ро­дах (це­хи). В Ин­дии сис­те­ма каст ста­ла ос­но­вой тра­дицией со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

В рас­ши­рительном зна­че­нии кастой на­зы­ва­ет­ся зам­кну­тая со­ци­аль­ная груп­па, обе­ре­гаю­щая свою об­особ­лен­ность, при­ви­ле­гии и ин­те­ре­сы.

Кас­ты в Ин­дии. Тер­мин «каста» упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния струк­тур­ной еди­ни­цы тра­диционного ин­ду­ист­ско­го об­ще­ст­ва вме­сто и на­ря­ду с санскритским «джа­ти» (буквально — род­ня), пе­ре­даю­щим пред­став­ле­ния брах­ма­низ­ма о раз­лич­ных от ро­ж­де­ния ка­те­го­ри­ях лю­дей. Индийское об­ще­ст­во по-преж­не­му вос­про­из­во­дит­ся по за­ко­нам каст, но в административно-об­щественной прак­ти­ке современной Ин­дии кас­то­вая при­над­леж­ность счи­та­ет­ся су­гу­бо ча­ст­ным де­лом и тер­мин «каста» за­ме­нён на по­ня­тие «об­щи­на» (com­munity). В спи­сках Ан­тро­по­ло­гической служ­бы Ин­дии на­счи­ты­ва­ет­ся около 3,5 тысяч об­щин-каст, на­зва­ния ко­то­рых про­из­вод­ны от на­след­ст­вен­ной про­фес­сии, эт­но­ни­ма, то­по­ни­ма, сек­ты ин­ду­из­ма и др.

В ин­ду­из­ме касты рас­смат­ри­ва­ют­ся как ре­зуль­тат дроб­ле­ния и сме­ше­ния варн. На­вер­ху кас­то­вой ие­рар­хии сто­ят ри­ту­аль­но чис­тые «два­ж­ды ро­ж­дён­ные» (т. е. про­шед­шие по­свя­тительный об­ряд) брах­ман­ские, кшат­рий­ские (касты рад­жпу­тов, на­яров и др.) и вай­шья (тор­го­вые касты ба­ния, чет­ти и др.) касты, за ни­ми сле­ду­ют касты шудр (зем­ле­дельческие касты джа­тов, ко­ли; пас­ту­хи ахир, гоа­ла; юве­ли­ры со­нар, куз­не­цы ло­хар, плот­ни­ки бар­хаи и др.), к ко­то­рым при­мы­ка­ют вне­вар­но­вые низ­шие «пя­тые» касты (ко­жевенники ча­мар, убор­щи­ки бхан­ги и др.), или не­при­ка­сае­мые («за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные кас­ты»).

Со­глас­но современным пред­став­ле­ни­ям, кас­то­вая ор­га­ни­за­ция, сло­жив­шая­ся к на­ча­лу н. э., яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том на­ло­же­ния двух со­ци­аль­ных мо­де­лей, со­от­вет­ст­во­вав­ших различным эт­ническим куль­ту­рам Ин­дии: сис­те­мы со­сло­вий-варн у «ве­дий­ских» ин­доа­ри­ев (смотрите в статье Ин­доа­рий­ские на­ро­ды) и сег­мен­ти­ро­ван­но­го об­ще­ст­ва, фор­ми­ро­вав­ше­го­ся на ос­но­ве обо­соб­лен­ных по профессиональному при­зна­ку ро­до­вых об­щин, у доа­рий­ско­го ав­то­хтон­но­го на­се­ле­ния (дра­ви­дов и мун­да). Под­дер­жа­ние кас­то­во­го строя — главная функ­ция тра­диционной эли­ты, брах­ман­ско­го жре­че­ст­ва. Не­при­ятие каст ха­рак­тер­но для ан­ти­брах­ман­ских уче­ний (буд­дизм, джай­низм, бхак­ти и сик­хизм, сек­ты ин­ду­из­ма).

Для каст ха­рак­тер­ны пред­став­ле­ния о ра­вен­ст­ве ри­ту­аль­но­го ста­ту­са, эн­до­га­мия (ред­ко — рег­ла­мен­ти­ро­ван­ная ги­пер­га­мия) и иные ва­ри­ан­ты жё­ст­ко­го ог­ра­ни­че­ния кон­так­тов вне сво­его кол­лек­ти­ва, а так­же на­сле­до­ва­ние про­фес­сии (ра­бо­че­го мес­та). Каста на­сле­ду­ет­ся от от­ца или ма­те­ри (при мат­ри­ли­ней­ном счё­те род­ст­ва). Это свя­за­но с ар­ха­ическим пред­став­ле­ни­ем о том, что лишь замк­ну­тый и стро­го эн­до­гам­ный кол­лек­тив фак­ти­че­ских и по­тен­ци­аль­ных род­ст­вен­ни­ков (джа­ти) мо­жет раз­де­лить «брат­скую об­щую судь­бу» (би­ра­да­ри), т. е. еди­ный для всех об­раз жиз­ни и спо­соб до­бы­ва­ния средств су­ще­ст­во­ва­ния (про­фес­сию). Джа­ти яв­ля­ет­ся основной струк­тур­ной еди­ни­цей индийского кас­то­во­го об­ще­ст­ва. Несколько джа­ти од­ной про­фес­сии и рав­но­го ста­ту­са со­став­ля­ют касту, но чле­ны раз­ных джа­ти од­ной касты ни­ко­гда не всту­па­ют в брак друг с дру­гом и час­то да­же не об­ща­ют­ся. В ка­ж­дом ре­гио­не су­ще­ст­ву­ет до не­сколь­ких ты­сяч джа­ти; для раз­ли­че­ния ме­ж­ду со­бой они но­сят уточ­няю­щие на­зва­ния (например, джа­ти «мяс­ни­ки для му­суль­ман­ских са­дов­ни­ков» в со­ста­ве касты мяс­ни­ков).

Джа­ти фор­ми­ру­ет­ся как эн­до­гам­ный брач­ный круг из па­ри­тет­ных по ста­ту­су эк­зо­гам­ных кол­лек­ти­вов род­ст­вен­ни­ков (ко­то­рые в раз­ных ре­гио­нах и у раз­ных каст на­зы­ва­ют­ся ку­ла, гот­ра, пан­га­ли, ва­каи­я­ра и др.). Со­став отдельных джа­ти не­по­стоя­нен: она те­ря­ет со­став­ные час­ти и об­ре­та­ет но­вые. Ста­тус каж­дой ку­ла (гот­ра), джа­ти и касты оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью ри­ту­аль­ной чис­то­ты её про­фес­сии, брач­ных обы­ча­ев, бы­то­вых норм, пи­ще­вых пред­поч­те­ний и т. п. Ад­рес­ное ре­лигиозное на­став­ле­ние (джа­ти-дхар­ма — смотрите в статье Дхар­ма) пред­пи­сы­ва­ет ка­ж­дой касте осо­бый об­раз жиз­ни и свой ва­ри­ант ох­ра­ни­тель­ной рег­ла­мен­та­ции кон­так­тов с пред­ста­ви­те­ля­ми чу­жих каст, ог­ра­ни­че­ние ко­то­рых воз­рас­та­ет в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни бли­зо­сти (слу­чай­ное столк­но­ве­ние в пу­ти, пре­бы­ва­ние в од­ном замк­ну­том по­ме­ще­нии, слу­чай­ное при­кос­но­ве­ние, си­де­ние ря­дом, при­ня­тие во­ды из чу­жих рук, со­вме­ст­ное ку­ре­ние, со­вме­ст­ное при­ня­тие пи­щи и, на­ко­нец, брач­ные от­но­ше­ния): чем боль­ше бли­зость, тем у́же круг об­ще­ния. Не­со­блю­де­ние этих пра­вил ве­дёт к не­об­хо­ди­мо­сти про­вес­ти очи­стительные об­ря­ды, ино­гда — к ис­клю­че­нию из кас­ты.

Раз­де­ле­ние тру­да ме­ж­ду кастами реа­ли­зу­ет­ся в фор­ме кас­то­вой об­щи­ны, ос­но­ван­ной на джад­жма­ни — ри­туа­ли­зованных от­но­ше­ни­ях на­ту­раль­но­го (ны­не так­же де­неж­но­го) об­ме­на ме­ж­ду семь­я­ми раз­ных каст, в т. ч. в городских ус­ло­ви­ях. Для кас­то­вой об­щи­ны ха­рак­те­рен на­бор каст, не­об­хо­ди­мых для её са­мо­дос­та­точ­но­го су­ще­ст­во­ва­ния: жре­цов-брах­ма­нов, зем­ле­дель­цев, ре­мес­лен­ни­ков (куз­не­цов, тка­чей, плот­ни­ков и др.), об­слу­жи­ваю­щих каст (во­до­но­сов, пра­чек, ци­рюль­ни­ков и т. д.), бух­гал­те­ров-учёт­чи­ков, вои­нов и др. Ре­гио­наль­ная ие­рар­хия каст до­пус­ка­ет мо­биль­ность ста­ту­сов от­дель­ных каст; час­то до­ми­ни­рую­щей ста­но­вит­ся не брах­ман­ская, а зем­ле­вла­дель­че­ская каста (тха­кур, рад­жпут и др.). Со­об­ще­ст­ва му­суль­ман, джай­нов, сик­хов, хри­сти­ан и других свя­за­ны с кас­то­вы­ми ин­дуи­ста­ми эко­но­мическими от­но­ше­ния­ми, рег­ла­мен­ти­ро­ван­ны­ми по ти­пу кас­то­вой об­щи­ны. Не­ко­то­рые на­ро­ды, лишь час­тич­но вос­при­няв­шие кас­то­вые фор­мы со­ци­аль­ной жиз­ни в про­цес­се сво­ей ин­дуи­за­ции (брах­ма­ни­за­ции, сан­скри­ти­за­ции), ны­не пред­став­ля­ют со­бой эт­но­ка­сто­вые общ­но­сти (рад­жпу­ты, гуд­жа­ры, вел­ла­ла и др.).

Сис­тем­ность и ус­той­чи­вость кас­то­вой ор­га­ни­за­ции — уни­каль­ное свой­ст­во индийской ци­ви­ли­за­ции. На всём про­тя­же­нии индийской ис­то­рии кас­то­вый строй пре­дос­тав­лял лю­дям все­об­щую за­ня­тость, обес­пе­чи­вая их сред­ст­ва­ми су­ще­ст­во­ва­ния в со­от­вет­ст­вии со ста­ту­сом касты. Кас­то­вые пред­писа­ния и та­бу, де­таль­но ре­гу­ли­руя пов­сед­нев­ную жизнь в ус­ло­ви­ях эт­но­куль­тур­но­го раз­но­об­ра­зия, пе­ре­на­се­лён­но­сти и не­хват­ки ре­сур­сов, сыг­ра­ли важ­ную роль в не­до­пу­ще­нии пан­де­мий в жар­ком кли­ма­те Ин­дии. В современной Ин­дии каста ос­та­ёт­ся влия­тель­ным фак­то­ром по­ли­тической жиз­ни. В це­лях пре­одо­ле­ния от­ста­ло­сти «за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных» и низ­ших каст го­су­дар­ст­во пре­дос­тав­ля­ет им кво­ты в по­лу­че­нии об­ра­зо­ва­ния, на гос­служ­бе и другие пре­фе­рен­ции. В то же вре­мя выс­шие касты ис­поль­зу­ют ри­то­ри­ку «ин­дус­ско­го на­цио­на­лиз­ма», под­чёр­ки­вая вне­вар­но­вый, «чу­ж­дый» ста­тус низ­ких каст. В борь­бе ин­те­ре­сов боль­шую роль иг­ра­ют т. н. мно­го­кас­то­вые ас­со­циа­ции, объ­е­ди­няю­щие близ­кие по ста­ту­су кас­ты.

Ис­то­рия из­уче­ния индийских каст. Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми на­учной тео­рии каст вы­сту­пи­ли дея­те­ли британской ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции в Ин­дии, ис­поль­зо­вав­шие ре­зуль­та­ты пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния Ин­дии (с 1869-1871 годов), си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные в ви­де га­зет­ти­ров — эко­но­ми­ко-гео­гра­фических спра­воч­ни­ков и сло­ва­рей каст и пле­мён раз­ных про­вин­ций.

В английской «ори­ен­та­ли­ст­ской» шко­ле из­уче­ния каст сфор­ми­ро­ва­лось два на­прав­ле­ния. С од­ной сто­ро­ны, Д. Иб­бет­сон (генерал-гу­бер­на­тор Пенд­жа­ба) свя­зы­вал касты с осо­бой мо­де­лью об­щественного раз­де­ле­ния тру­да, при ко­то­рой профессиональная спе­циа­ли­за­ция за­креп­ля­лась за отдельными пле­ме­на­ми и кла­на­ми; со­ци­аль­ное по­ло­же­ние ка­сты за­ви­се­ло от по­ли­тического влия­ния пле­ме­ни, а не от его ра­со­во­го ста­ту­са. Это, т. н. ма­те­риа­ли­сти­че­ское, на­прав­ле­ние, раз­ви­вав­шее­ся за­тем Дж. Нес­фил­дом, У. Кру­ком и Э. Блан­том, уна­сле­до­ва­но впо­след­ст­вии кемб­ридж­ской шко­лой со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии (Э. Лич, С. Бей­ли).

Дру­гое на­прав­ле­ние пред­став­ле­но ра­со­вой тео­ри­ей каст, соз­дан­ной Г. Рис­ли (с 1901 года ру­ко­во­ди­тель пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния) на ос­но­ве брах­ма­нического уче­ния о ра­со­вом конф­лик­те ари­ев и ав­тох­то­нов Ин­дии и под влия­ни­ем ра­со­вой тео­рии П. То­пи­на­ра. Опи­раясь на ан­тро­по­мет­рическую ста­ти­сти­ку, Рис­ли по­ст­ро­ил клас­си­фи­ка­цию на­ро­дов и каст Ин­дии. Его тео­рия до кон­ца британского прав­ле­ния в Ин­дии ста­ла тео­ре­тическим об­ос­но­ва­ни­ем ци­ви­ли­за­тор­ской мис­сии английского ко­ло­ниа­лиз­ма и лег­ла в ос­но­ву прак­тических ме­ро­прия­тий английской ад­ми­ни­ст­ра­ции.

В ставших клас­сическими ра­бо­тах Дж. Хат­то­на касты рас­смат­ри­ва­ют­ся как про­дукт уни­каль­но­го со­че­та­ния в Ин­дии при­род­ных и ис­то­рических фак­то­ров (в т. ч. от­но­си­тель­ной изо­ля­ции от внеш­не­го ми­ра) и как си­сте­ма, спо­соб­ная про­ти­во­стоять чуж­дым влия­ни­ям и поз­во­лив­шая со­хра­нить на про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий раз­но­об­ра­зие куль­тур Ин­дии.

У ис­то­ков «фран­цуз­ской со­цио­ло­гии каст» — ра­бо­ты С. Буг­ле (1908 год), ви­дев­ше­го в индийской си­сте­ме каст дей­ст­вие еди­но­го струк­тур­но­го на­ча­ла — оп­по­зи­ции «чи­стое-не­чи­стое», ко­то­рая ве­дёт од­но­вре­мен­но к об­особ­ле­нию каст и их объ­еди­не­нию в еди­ную ие­рар­хию и си­сте­му раз­де­ле­ния тру­да. Эти по­ло­же­ния раз­вил Л. Дю­мон; в ос­но­ве его тео­рии каста — уни­вер­саль­ный «над­со­ци­аль­ный» прин­цип «ри­ту­аль­ной чи­сто­ты» и пре­вос­ход­ст­ва «чи­сто­го» над «не­чи­стым», от­ли­чаю­щий ие­рар­хи­че­ское и хо­ли­стич­ное индийское об­ще­ст­во от ин­ди­ви­ду­али­стического и эга­ли­та­ри­ст­ско­го за­пад­но­го.

Тео­рия Л. Дю­мо­на ста­ла объ­ек­том кри­ти­ки «ан­ти­ори­ен­та­ли­стов», в ча­ст­но­сти американской шко­лы эт­но­со­цио­ло­гии, сфор­ми­ро­вав­шей­ся в середине XX века (Мак-Ким Мар­ри­отт, Р. Ин­ден) и рас­смат­ри­ваю­щей касты как яв­ле­ние, по­рож­дён­ное не­ра­вен­ст­вом со­ци­аль­ных групп в от­но­ше­нии к вла­сти и сред­ст­вам про­из­вод­ст­ва, на­саж­дае­мым брах­ма­на­ми при под­дер­ж­ке цар­ской вла­сти. В ра­бо­тах М. Мил­лне­ра каста по­ни­ма­ет­ся как «эта­лон­ная» ста­тус­ная груп­па. Основное на­прав­ле­ние современного из­уче­ния каст в западной нау­ке (Дж. Д. Бер­ре­ман, Дж. Пар­ри, К. Гоу, К. Фул­лер, Х. Лам­берт) — ис­сле­до­ва­ния конк­рет­ных де­ре­вень и ка­сто­вых со­циу­мов (area stu­dies, vil­la­ge stu­di­es).

В 1950-е годы на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся индийская шко­ла из­уче­ния каст (И. Кар­ве, М. Шри­ни­вас, Д.Н. Мад­жум­дар, К. Мат­хур, Т. Ма­дан, Р. Тха­пар, А.М. Шах и др.), ко­то­рую ха­рак­те­ри­зу­ет тра­ди­цио­на­лизм, пре­иму­ще­ст­вен­ное вни­ма­ние к не-брах­ман­ским сло­ям на­се­ле­ния Ин­дии и к ис­кон­ной, до­ко­ло­ни­аль­ной куль­ту­ре. Индийский «ан­ти­ори­ен­та­лизм» про­яв­ля­ет се­бя как ре­ак­ция но­си­те­лей индийской куль­ту­ры на од­но­сто­рон­ний ха­рак­тер её ев­ропейской ин­тер­пре­та­ции.

Современными ис­сле­до­ва­те­ля­ми под­вер­га­ет­ся сом­не­нию са­ма пра­во­моч­ность за­им­ст­во­ван­но­го из ев­ропейских язы­ков тер­ми­на «каста» (Н. Диркс). В по­ня­тии «каста» ви­дят ис­кусственную кон­ст­рук­цию английской нау­ки в её свя­зи с по­треб­но­стя­ми ко­ло­ни­аль­но­го уп­рав­ле­ния.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Касты — это… Что такое Касты?

Касты (порт. casta, от лат. castus — чистый; санскр. джати)

В предельно широком смысле слова — замкнутые группы (кланы) людей, обособившиеся вследствие выполнения специфических социальных функций, наследственных занятий, профессий, уровня состоятельности, культурных традиций и прочее. Например, — офицерские касты (внутри воинских подразделений обособлены от солдат), члены политических партий (обособлены от членов конкурирующих политических партий), религиозные, а также не интегрированные национальные меньшинства (обособлены в силу приверженности к другой культуре), касты футбольных болельщиков (обособлены от болельщиков других клубов), больные проказой (обособлены от здоровых людей по причине заболевания).

По мнению некоторых экспертов кастой можно считать союз племён и расу. Известны торговые, жреческие, религиозные, корпоративные и другие касты.

Феномен кастового общества в той или иной степени наблюдается повсеместно, но, как правило, термин «касты» ошибочно применяется в первую очередь к существующему на Индийском субконтиненте древнейшему подразделению живых существ на варны. Такое смешение термина «касты» и термина «варны» неправильно, так как варн существует всего четыре, а каст (джати), даже внутри каждой варны, может быть множество.

Иерархия каст в средневековой Индии: высшие — жреческие и военно-земледельческие касты — составляли класс крупных и средних феодалов; ниже — торгово-ростовщические касты; далее землевладельческие касты мелких феодалов и земледельцев — полноправных общинников; ещё ниже — огромное число каст безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг; среди последних низший слой — бесправные и наиболее угнетённые касты неприкасаемых.

Против кастовой дискриминации боролся индийский лидер М. К. Ганди, что отражено в религиозно-философской и социально-политической доктрине гандизма. С ещё более радикальными уравнительными идеями выступал Амбедкар, который резко критиковал Ганди за умеренность в кастовом вопросе.

История

Варны

Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

В период раннего средневековья варны, хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати), ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность.

Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.

Исследователи из Института человеческой генетики Университета Юта взяли пробы крови у представителей различных каст и сравнили их с генетической базой данных африканцев, европейцев и азиатов. Сравнительный генетический анализ по материнской и отцовской линиям, произведенный по пяти наследственным признакам, позволил обоснованно утверждать, что люди высших каст явно ближе к европейцам, а низших — к азиатам. Среди низших каст в основном представлены те народы Индии, которые населяли её до вторжения арийцев — носители дравидийских языков, языков мунда, андаманских языков. Генетическое смешение между кастами связано с тем, что сексуальное насилие в отношении низших каст, а также использование проституток из низших каст не считались нарушениями кастовой чистоты.

Устойчивость каст

На протяжении всей индийской истории кастовая структура демонстрировала удивительную стабильность перед изменениями. Даже расцвет буддизма и принятие его в качестве государственной религии императором Ашокой (269—232 до н. э.) не сказались на системе наследственных групп. В отличие от индуизма, буддизм как доктрина не поддерживает кастового деления, но в то же время и не настаивает на полном уничтожении кастовых различий.

Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырех варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.

Природа каст

Как организующая основа общества каста характерна для всей индуистской Индии, но имеется очень мало каст, которые бы встречались повсеместно. В каждой географической области возникла своя, отдельная и независимая лестница строго ранжированных каст, для многих из них не найдется эквивалента на соседних территориях. Исключение в этом региональном правиле составляет ряд каст брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду занимают высшее положение в кастовой системе. В древнейшие времена смысл каст сводился к понятиям разных степеней просветления, то есть на какой стадии находится просветленный, что не наследовалось. Переходы из каст в касту на самом деле, происходили только под присмотром старших (других просветленных из высшей касты), так же заключались и браки. Понятие каст относилось только к духовной стороне и поэтому не разрешалось высшему сходиться с низшим, во избежание перехода в более низкую стадию.

Касты в современной Индии

Индийским кастам буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы.

Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве касты утратили свое прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция, занятая ИНК и правительством Индии после смерти Ганди, отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности каст. Вследствие этого кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных кампаний.

Сохранение кастовой системы в других религиях Индии

Социальная инерция привела к тому, что расслоение на касты существует у индийских христиан и мусульман, хотя и является аномалией с точки зрения Библии и Корана. Христианские и мусульманские касты имеют ряд отличий от классической индийской системы, в них даже имеется некоторая социальная мобильность, то есть возможность перейти из одной касты в другую. В буддизме касты не существуют (поэтому индийские «неприкасаемые» особенно охотно обращаются в буддизм), однако пережитком индийских традиций можно считать то, что в буддийском обществе имеет большое значение социальная идентификация собеседника. Кроме того, хотя сами буддисты не признают каст, однако носители других религий Индии зачастую легко могут определить, из какой касты происходит их собеседник-буддист, и соответственно к нему относиться. Индийское законодательство предусматривает ряд социальных гарантий для «ущемлённых каст» среди сикхов, мусульман и буддистов, однако не предусматривает таких гарантий для христиан — представителей тех же каст.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru

Индийские касты. Касты в Древней Индии. Деление на касты в современной Индии :: SYL.ru

Любой путешественник, решивший посетить Индию, наверняка слышал или читал о том, что население этой страны делится на касты. Ничего подобного в других странах нет, касты считаются чисто индийским феноменом, поэтому каждому туристу просто необходимо познакомиться с этой темой подробнее.

Как появились касты?

По легенде бог Брахма создал из частей своего тела варны:

  1. Уста – брахманы.
  2. Руки — кшатрии.
  3. Бедра – вайшьи.
  4. Ступни – шудры.

Варны — более общее понятие. Их всего 4, тогда как каст может быть великое множество. Все индийские сословия отличались друг от друга целым рядом особенностей: они имели свои обязанности, жилища, индивидуальный цвет одежды, цвет точки на лбу и особую пищу. Браки между членами разных варн и каст строго запрещались. Индусы верили, что человеческая душа перерождается. Если кто-то на протяжении всей жизни соблюдал все правила и законы своей касты, в следующей жизни он поднимется на сословие выше. В противном случае он потеряет все, что имел.

Немного истории

Считается, что первые касты в Индии появились в самом начале формирования государства. Это произошло около полутора тысяч лет до нашей эры, тогда, когда на территории современной Индии стали жить первые переселенцы. Они делились на 4 сословия, позже данные группы были названы варнами, что в дословном переводе означает «цвет». В самом слове «каста» заложено определенное понятие: происхождение или чистая порода. Каждую касту на протяжении веков определяла в основном профессия или вид деятельности. Семейное ремесло переходило от отца к сыну, не менялось десятками поколений. Любые индийские касты жили под определенным сводом предписаний и религиозных традиций, которые регулировали нормы поведения их членов. Страна развивалась, и вместе с ней увеличивалось число различных групп населения. Множественные касты в Индии поражали своим количеством: их насчитывалось более 2000.

Деление на касты в Индии

Каста является неким уровнем в социальной иерархии, делящим все население Индии на обособленные группы низкого и высокого происхождения. Принадлежность к той или иной части определяет род деятельности, профессию, место жительства, а также то, на ком человек может жениться. Деление на касты в Индии постепенно утрачивает свое значение. В современных крупных городах и образованной среде официально деление на касты запрещено, но до сих пор существуют сословия, которые во многом определяют жизнь целых групп населения Индии:

  1. Брахманы — самая образованная группа: священники, наставники, учителя и ученые.
  2. Кшатрии – воины, знать и правители.
  3. Вайшьи – ремесленники, скотоводы и земледельцы.
  4. Шудры – рабочие, слуги.

Существует еще и пятая группа, представляющая индийские касты, – неприкасаемые, которые в последнее время стали называться угнетенными. Эти люди занимаются самой тяжелой и грязной работой.

Характеристики каст

Все касты в Древней Индии характеризуются некоторыми критериями:

  1. Эндогамией, то есть браки могут заключаться только между членами одной касты.
  2. Наследственностью и преемственностью: нельзя перейти из одной касты в другую.
  3. Нельзя трапезничать с представителями других каст. Кроме того, любой физический контакт с ними строго запрещен.
  4. Определенным местом в структуре общества.
  5. Ограниченным выбором профессий.

Брахманы

Брахманы являются представителями наивысшей варны индуистов. Это высшая индийская каста. Основная цель брахманов – учить других и учиться самим, приносить дары богам и делать жертвоприношения. Основной их цвет – белый. В самом начале брахманами были только священнослужители, только в их руках находилось право толковать слово Божье. Благодаря этому данные индийские касты стали занимать самое высокое положение, так как выше был только сам Бог, и только они могли с ним общаться. Позднее к высшей касте стали относить ученых, учителей, проповедников, чиновников.

Мужчинам этой касты нельзя работать в поле, а женщинам можно было заниматься только домашней работой. Брахману нельзя есть еду, приготовленную человеком из другого сословия. В современной Индии более 75% государственных чиновников – представители этой касты. Среди различных подсословий существуют неравные отношения. Но даже самая нищая подкаста брахманов занимает более высокую ступень, чем другие. Убийство представителя высшей касты в Древней Индии — это величайшее преступление. Оно испокон веков каралось смертной казнью в жестокой форме.

Кшатрии

В переводе «кшатрии» означает «властные, благородные». К ним относятся дворяне, военнослужащие, управляющие, цари. Главная задача кшатрия – защита слабых, борьба за справедливость, закон и порядок. Это вторая по значимости варна, представляющая индийские касты. Данное сословие поддерживало свое существование благодаря взиманию минимальных налогов, пошлин и штрафов с подчиненных. Раньше воины имели особые права. Им единственным разрешалось применять наказания в отношении представителей других каст, кроме брахманов, включая казнь и убийство. Современные кшатрии – это военные, представители правоохранительных органов, руководители предприятий и фирм.

Вайшьи и шудры

Главная задача вайшьи – это работа, связанная с разведением скота, возделыванием земли и уборкой урожая. Это любое уважаемое в обществе занятие. За эту работу вайшьи получает прибыль или зарплату. Цвет их – желтый. Это основное население страны. В современной Индии – это клерки, простые наемные работники, которые получают за свой труд деньги и остаются этим довольны.

Представители низшей касты в Индии – это шудры. Они испокон веков занимались самой тяжелой и грязной работой. Их цвет – черный. В Древней Индии это были рабы и слуги. Предназначение шудр – прислуживать трем высшим кастам. Они не имели своего имущества и не могли молиться богам. Даже в наше время – это самый бедный слой населения, который часто живет за гранью нищеты.

Неприкасаемые

К этой категории относятся люди, чья душа сильно согрешила в прошлой жизни, самый низший слой общества. Но даже среди них есть многочисленные группы. Самые высшие сословия, представляющие неприкасаемые индийские касты, фото которых можно увидеть в исторических изданиях, — это люди, которые имеют хоть какое-нибудь ремесло, например, уборщики мусора и туалетов. В самом низу иерархической кастовой лестницы находятся мелкие воришки, которые воруют скот. Самым необычным слоем общества неприкасаемых считается группа хиджру, в которую входят представители всех секс-меньшинств. Интересно то, что этих представителей нередко приглашают на свадьбы или рождения детей, и они часто участвуют в церковных церемониях.

Самый худший человек – это тот, который не принадлежит ни к одной касте. Название этой категории населения — парии. К ним относятся люди, которые родились от других париев или в результате межкастовых браков и которые не признаются ни одним сословием.

Современная Индия

Хотя и бытует общественное мнение, что современная Индия избавлена от предрассудков прошлого, на сегодняшний день это далеко не так. Система разделения на сословия никуда не исчезла, касты в современной Индии также сильны, как и прежде. Когда ребенок поступает в школу, его спрашивают, какую религию он исповедует. Если это индуизм, следующий вопрос будет о принадлежности его к касте. Также при поступлении в вуз или колледж каста имеет большое значение. Если будущий студент принадлежит к высшей касте, ему нужно набрать меньше баллов и др.

Принадлежность к тому или иному сословию влияет на трудоустройство, а также на то, как человек хочет устроить свое будущее. Девушка из семьи брахманов навряд ли выйдет замуж за человека из касты вайшьи. К сожалению, это так. Но если жених по социальному положению стоит выше, чем невеста, иногда делается исключение. В таких браках принадлежность ребенка к касте будет определяться по отцовской линии. Такие кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны с древних времен и не терпят никакого послабления.

Стремление к тому, чтобы официально приуменьшить значение касты в современной Индии, привело к отсутствию в бланках последних переписей населения строчки о принадлежности к определенной группе. Последние данные о кастах в переписях публиковалось в 1931 году. Несмотря на это, громоздкий механизм разделения населения на сословия работает и до сих пор. Особенно это заметно в глухих провинциях Индии. Хоть кастовая система и появилась тысячи лет назад, на сегодняшний день она жива, работает и развивается. Она дает возможность людям находиться рядом с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и определяет правила и поведение в обществе.

www.syl.ru

история самой низшей касты Индии

История XX и XXI веков полна равноправия до краев. Современное общество успешно боролось за права женщин, детей и даже домашних животных. Мы с гордостью принимаем достижения цивилизации, считая, что она достигла самых крайних пределов Земли.

На деле же, все обстоит совсем не так. Древнейшие культуры до сих пор культивируют доставшиеся им от предков традиции, разделяя людей отнюдь не по их качествам — но только по праву рождения. Так, например, обстоят дела в Индии, где каста неприкасаемых составляет целых 20% от всего общества и не имеет почти никаких прав.

Система варн


В Индии до сих пор существует кастовая система. Все общество делится на четыре варны: ученые-брахманы, воины-кшатрии, земледельцы-вайшьи и шудры, слуги. Судя по всему, такое деление родилось в результате контакта уже существующей племенной структуры с культурными обычаями ассимилированных общин, члены которой отличались другим цветом кожи. Представители этих четырех варн могут взаимодействовать друг с другом — вот только контакты с шудрами считаются нежелательными.


Шудры


Ближе всего к неприкасаемым стоит каста шудров. Эти люди испокон веков были вынуждены заниматься тяжелой и грязной работой. Собственно, шудров можно назвать некими крестьянами Индии, которые владеют большими участками земельных угодий. Люди из этой касты работают на социально приемлемых должностях. Такой человек может быть кузнецом, плотником, винокуром, каменщиком и даже музыкантом.


Неприкасаемые


Каста неприкасаемых находится за пределами общественного деления Индии. Они работают на самых грязных местах, убирают мертвых животных, чистят туалеты и занимаются выделкой кож. Для неприкасаемых закрыты двери храмов. Люди ничего не могут сделать со своим положением, определяющимся только по праву рождения. Вход во дворы домов любого из членов высших каст неприкасаемым строго воспрещен, а того, кто рискнет осквернить общественный колодец своим ведром, ждет быстрая и жестокая расправа прямо на улице.


Осквернение


Неприкасаемых презирают и, в то же время, боятся все остальные касты. Дело в том, что человек из низшего слоя общества может осквернить своим присутствием любого другого. Особенно строго следят за своим окружением брахманы: стоит неприкасаемому дотронуться хотя бы до края одежды брахмана и последнему придется провести долгие годы в попытке очистить запятнанную карму.


Откуда появились неприкасаемые


Существование целого класса парий определила сама история. В глубокой древности Индия была завоевана цивилизованными ариями, которые не стали интегрировать представителей покоренных племен в свое общество. Арии предпочли использовать коренное население в качестве обслуживающего персонала. Им сразу же стали строить отдельные поселки, находившиеся за стенами основных поселений. Такая практика постепенно увеличивала разрыв между завоевателями и угнетенными, не давая последним и единого шанса быть интегрированными в общество.


Род занятий


Хуже всего то, что сами неприкасаемые вполне приняли существующую традицию ариев на кастовое деление. Эти люди и сами разделились на несколько саб-каст, по роду деятельности. В настоящий момент, больше всего распространены представители чамаров-кожевников, дхоби-прачки и парии, занимающиеся уж совсем грязной работой — вывозом мусора и очисткой туалетов. Общество современной Индии на 20% состоит из неприкасаемых, хотя борьба за интеграцию в обычное общество идет уже не один десяток лет.


Борьба за равноправие


Первые ростки сопротивления появились уже в ХХ веке. Главным активистом стал Ганди, попытавшийся разрушить культивируемый в обществе стереотип, переименовав касту в хариджанов, людей бога. Дело Ганди продолжил представитель касты брахманов, Бхимрао Рамджи Амбедкар. Неприкасаемые в его интерпретации стали далитами, угнетенными. Амбедкар добился того, что далитам выделили определенные квоты в каждой сфере деятельности. То есть, представители неприкасаемых теперь имеют, теоретически, возможность влиться в индийское общество. Но до практического разрешения проблемы еще очень далеко. Только в 2008 году один из касты далитов решил жениться на девушке-кшатрии. Самонадеянного жениха охранял отряд из 500 карабинеров — и все же, новую семью из города просто выгнали.

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

musthaveforyou.mediasole.ru

Ответы@Mail.Ru: Что такое каста?

Каста это сословие или раса, на которые распадается население Индии; известны касты: брахманы (жрецы) , кшатрии (воины) , вайшьи (купцы) и шудры (ремесленники) . Это деление общества было введено арийцами по мере возникновения угрозы смешения с коренным и новым пришлым населением Индостана. .. <a rel=»nofollow» href=»http://www.hrono.ru/religia/k.html» target=»_blank»>www.hrono.ru/religia/k.html</a> Каста это одна из форм социальной стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни. Между индивидами, принадлежащими различным кастам, практически не бывает браков

рэперы… поют Вокруг шум, пусть так, не кипишуй, всё ничтяк… тра ля ля тра ляля

каста группа Как организующая основа общества каста характерна для всей индуистской Индии, но имеется очень мало каст, которые бы встречались повсеместно. В каждой географической области возникла своя, отдельная и независимая лестница строго ранжированных каст, для многих из них не найдется эквивалента на соседних территориях. Исключение в этом региональном правиле составляет ряд каст брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду занимают высшее положение в кастовой системе. В древнейшие времена смысл каст сводился к понятиям разных степеней просветления, то есть на какой стадии находится просветленный, что не наследовалось. Переходы из каст в касту на самом деле, происходили только под присмотром старших (других просветленных из высшей касты) , так же заключались и браки. Понятие каст относилось только к духовной стороне и поэтому не разрешалось высшему сходиться с низшим, во избежание перехода в более низкую стадию.

Каста — слой общества в древней Индии.

Каста [править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск У этого термина существуют и другие значения, см. Каста (группа) . Основная статья: Варны Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э. ) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет») : брахманов (священнослужителей) , кшатриев (воинов) , вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих) . В период раннего Средневековья варны хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати) , ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность. Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырех варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати) . Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.

Каста- группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями.

Каста- группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями.

группа людей осознающая свою общность заключающая браки только между собой имеющая круг традицыоных занятий

каста-это группа людей обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

Каста- группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями.

Разделение индийского общества на сословия, называемые кастами, зародилось в глубокой древности, пережило все повороты истории и социальные потрясения и существует и поныне. С древности все население Индии делится на брахманов — жрецов и ученых, воинов — кшатриев, торговцев и ремесленников — вайшьи и обслугу — шудров.

то, что написано выше — это не касты (более 3000), а варны (4).

Замкнутый класс народа, который передает свое состояние, занятие, нравы и обычаи потомкам, не имеющим права переменить образа жизни своих предков.

Ка́ста (через нем. Kaste или фр. саste от порт. саstа «происхождение», изначально «чистая порода» [1]) — общее название социальных групп, на которые исторически разделялось индийское общество. Касты характеризуются эндогамией, наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессии [2].

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *