Капитанская дочка василиса егоровна – Василиса Егоровна Миронова в романе «Капитанская дочка»: образ, характеристика, описание (капитанша, комендантша) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

Василиса Егоровна Миронова в романе «Капитанская дочка»: образ, характеристика, описание (капитанша, комендантша) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Василиса Егоровна,
капитан Миронов и их дочь Маша.
«Прощание Маши с отцом».
 Художник С. Герасимов
Василиса Егоровна является яркой второстепенной героиней романа «Капитанская дочка» А. Пушкина.


Образ и характеристика Василисы Егоровны Мироновой в романе «Капитанская дочка»


Василиса Егоровна Миронова — жена капитана Миронова. Ее муж служит начальником Белогорской крепости под Оренбургом.
Василиса Егоровна живет с мужем и дочерью в Белогорской крепости более 20 лет:
«…Тому лет двадцать как нас из полка перевели сюда…» 
«…Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев…»

Василиса Егоровна — старушка, пожилая женщина:

«…Батюшки мои! – кричала бедная старушка…»
О внешности Василисы Егоровны известно следующее:
«…У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове…» 
«…Один из них успел уже нарядиться в ее душегрейку…»
Василиса Егоровна — небогатая дворянка:
«…ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего‑то душ одна девка Палашка, да слава богу, живем помаленьку…»
У Василисы Егоровны и ее мужа есть дочь на выданье — Маша Миронова:
«…Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить…»
Василиса Егоровна — добрая женщина:
«…И мадам Миронов добрая была дама и какая майстерица грибы солить!..» 
«…Незаметным образом я привязался к доброму семейству…» 
«…ты видишь, молодой человек с дороги устал; ему не до тебя…» (слова капитанши) 
«…Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын…» (о Петре Гриневе)
Василиса Егоровна — умная женщина:
«…Она догадалась, что была обманута мужем, и приступила к нему с допросом…» 
«…Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства, как судия, начинающий следствие вопросами посторонними, дабы сперва усыпить осторожность ответчика…»


Капитанша Василиса Егоровна — почтенная, порядочная женщина:
«…Муж и жена были люди самые почтенные…»
Василиса Егоровна — хорошая хозяйка:
«…какая майстерица грибы солить!..» 
«…Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по‑старинному…» (у нее чистота в доме)

Капитанша Миронова — гостеприимная хозяйка:

«…Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома…» 
«…Дорогие гости, милости просим за стол…» 
«…В доме коменданта был я принят как родной…»
Василиса Егоровна — рукодельница:
«…Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире…»
Капитанша Василиса Егоровна управляет своим мужем, а также всей Белогорской крепостью:
«…Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию…» 
«…Иван Кузмич вполне соглашался с своею супругою и приговаривал: «А слышь ты, Василиса Егоровна правду говорит…»
«…Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком…»
 
«…Василиса Егоровна выведала все от меня. Она всем и распорядилась без ведома коменданта. Впрочем, слава богу, что все так кончилось…» (о раскрытии дуэли Гринева и Швабрина) 
Василиса Егоровна — храбрая женщина:
«…Василиса Егоровна прехрабрая дама, – заметил важно Швабрин…» 
«…Да, слышь ты, – сказал Иван Кузмич, – баба‑то не робкого десятка…»
Капитанша Миронова — любопытная женщина. Ей важно знать все, что происходит в крепости и т.д.:
«…Василиса Егоровна возвратилась домой, не успев ничего выведать от попадьи…» 
«…бодро отвечал своей любопытной сожительнице…» 
«…Она кликнула Ивана Игнатьича, с твердым намерением выведать от него тайну, которая мучила ее дамское любопытство…»
Василиса Егоровна не умеет хранить тайны:
«…Василиса Егоровна сдержала свое обещание и никому не сказала ни одного слова, кроме как попадье, и то потому только, что корова ее ходила еще в степи и могла быть захвачена злодеями…»
Василиса Егоровна любит своего мужа — капитана Миронова:
«…Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот…»
На досуге капитанша Миронова гадает на картах:
«…комендантша, которая в углу гадала в карты…»

www.literaturus.ru

Образ и характеристика Василисы Егоровны Мироновой в романе Капитанская дочка

Казалось бы, крепостью управляет комендант Иван Кузьмич, но только номинально. На самом деле мы видим как бразды правления Белгородской крепостью тайно располагаются в руках Василисы Егоровны Мироновой, которая обладает своеобразной властью над собственным супругом.

Она совсем не деспот и не тиран в ее власти отсутствует принуждение, только любовь. Да и не сказать чтобы старшая Миронова как-то стремилась к радостям этого мира и получению благ. Этот факт легко прослеживается во всех деталях ее образа, начиная от скромной одежды (телогрейка и платок) и до наличия в подчинении только девки Палашки и скромного приданого для Марии.

Эта женщина является выходцем из народа и поэтому сохраняет собственную сдержанность, близость к простым людям. Она не обладает повышенным честолюбием, но просто любит других людей, чистоту и простой досуг наподобие гадания на картах. При этом она великолепно ведет хозяйство, умеет быть нежной с супругом, в общем, воплощает в себе характеристики практически идеальной супруги.

Василиса Егоровна обладает внутренним достоинством и оно особенно проявляется в ее преклонном возрасте. Этот признак является довольно существенным, так как если человек проживает праведно, то и под завершение своего земного пути он сохраняет спокойствие и самообладание. Этого в героине с достатком и она не страшится пришедшего Пугачева, остается с супругом до самого финала и оставляет тело рядом с ним.

Такой выбор является глубоко нравственным и подчеркивает искренность чувств Мироновой к своему супругу. Она не обладала только напускной нежностью к своему супругу, но имела настоящие чувства, которые выражала как умела. Когда пришел черед, она не бежала из крепости, хотя имела такую возможность, но не имела для этого никакого смысла, ведь ее подлинная любовь была в крепости, в Иване Кузьмиче.

Пушкин рисует перед нами довольно простой, но при этом многогранный и положительный образ. Этот образ репрезентирует перед нами как бы своеобразный идеал, архетип русской женщины и он предлагается как бы в самой кульминации: преклонные лета (мудрость и опыт), начальственное положение (она как бы представляет все лучшие качества) и наличие полной преданности супругу.

Конечно, кончина Василисы Егоровны выглядит довольно печальной, но по ее стоическому поведению становится понятным – счастье такого человека не сломить никому.

Другие сочинения:

Василиса Егоровна Миронова в романе Капитанская дочка

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Ионы в рассказе Тоска Чехова

    Основным персонажем произведения является Иона Потапов, представленный писателем в образе бедного крестьянина, зарабатывающего себе на жизнь в Петербурге, служа простым извозчиком.

  • Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души

    С первых минут пребывания в Маниловке становилось понятно, что заманить гостей сюда непросто. Вся обстановка поместья, дом, открытый всем ветрам, двор с жиденькими березами, нелепые клумбы свидетельствуют об отсутствии хозяйской руки

  • Тема демона и демонизма в творчестве Лермонтова

    Практически всю свою писательскую деятельность, у Лермонтова происходит развитие темы демонизма. Она восходит ещё к библейским писаниям о падшем ангеле, восставшем против создателя и ставшим злым духом.

  • Гранатовый браслет: любовь или сумасшествие? сочинение

    Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.

  • Твір роздум на тему Краса

    Що в нашому житті означає краса? І про яку саме йдеться мова? Краса зовнішня, чи духовна? Не так часто, в загальній складності на шкільних уроках, ми ставимо собі таке питання – що важливіше

sochinite.ru

какая характеристика у василисы егоровны в произвидении А. С. Пушкина «капитанская дочка»

Жена капитана Миронова, словоохотливая, неугомонная, пря­модушная и несколько грубоватая, но добрая и почтенная Ва­силиса Егоровна принадлежит к числу старинных людей, как и ее муж с Иваном Игнатьичем. Если разбирать ее поступки с современной точки зрения, или даже с точки зрения Военного Артикула Петра Великого, она окажется виновною в незаконном вмешательстве в служебные дела Ивана Кузьмича и в других проступках. Но у Василисы Егоровны была своя мораль и свое миросозерцание, и она им никогда не изменяла. Она была любящею и преданною, хотя, быть может, и несколько несносною, женой. «Да разве муж и жена не един дух и не одна плоть? » рассуждала она и на этом основании считала себя таким же комендантом крепости, каким был ее муж: выслушивала доклады урядника, творила суд и расправу между белогорскими обитателями, да­вала Ивану Игнатьичу разные поручения, сажала под арест провинившихся офицеров и даже заседала на военном со­вете. Она совершенно не понимала, что существует разница между ее хозяйственными делами и делами ее мужа и, пользуясь его безпечностью и мягкостью, держала в своих руках и те, и другие. Режим, заведенный Василисой Егоровной, носил патриархально-буколический характер, исполненный неотразимого комизма. Гринев познакомился с этим режимом при первом же посещении дома Мироновых. Сцена, в которой Василиса Егоровна делает распоряжение об отводе квартиры молодому офицеру, одна из самых комичных сцен «Капи­танской дочки» .

«В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.

— Максимыч! сказала ему капитанша», — отведи г. офицеру квартиру, да почище.

— Слушаю, Василиса Егоровна, отвечал урядник. Не поместить ли его благородие к Ивану Полежаеву?

— Врешь, Максимыч, сказала капитанша, — у Полежаева и так тесно; он же мне кум и помнит, что мы его начальники. Отведи г. офицера.. .как ваше имя и отечество, мой батюшка?

— Петр Андреич.

— Отведи Петра Андреича к Семену Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород. Ну что, Мак­симыч, все ли благополучно?

— Все слава Богу, тихо отвечал казак, — только капрал Прохоров подрался в бане с Устиньей Негулиной за шайку горячей воды.

— Иван Игнатьич! сказала капитанша кривому старику. Разбери Прохорова с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи» .

В этом последнем изречении сказывается нравственная философия Василисы Егоровны. Ей совершенно чужд формаль­ный взгляд на вещи. Она твердо убеждена, что в каждой ссоре — грех пополам, как выражались в старину, ибо ви­новат виноватый (зачем затевал ссору?) , виноват и пра­вый (почему не уступил и «не покрыл дела гладостью»? ) Ка­рая Семена Кузова военным постоем, Василиса Егоровна тут же с полною откровенностью и с совершенным сознанием своей правоты громогласно объявляет, почему она это делает. Нечего и говорить, что правление капитанши никого не тяготило; о ее строгости можно судить по тому, как она на­казывает Гринева и Швабрина за дуэль. Сначала она отби­рает у них шпаги и требует от Ивана Кузьмича, чтоб он немедленно посадил их на хлеб, на воду, но потом мало-по-малу успокаивается и заставляет молодых людей поце­ловаться. Добрая старушка была очень удивлена, когда узнала, что Гринев и Швабрин, несмотря на вынужденное, чисто внешнее примирение, продолжали таить друг против друга чувство мести. Это чувство было ей совершенно незнакомо.

Василиса Егоровна — тип старого закала; по своей неустра­шимости она была достойною женой Ивана Кузьмича. Срод­нившись с его взглядами и привычками, она усвоила себе и его сознание служебного долга и его презрение к опасности и смерти.

— Да, слышь ты, говорит про нее Иван Кузьмич, — баба-то не робкого десятка.

Далее

здесь

otvet.mail.ru

Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочери (Капитанская дочка Пушкин)

Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой — жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой. Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую.

С Василисой Егоровной мы знакомимся одновременно с главным героем повести Петром Гриневым.

И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки…». И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: «Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка». Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувствовала над ним превосходство.

До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости.

Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Егоровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: «— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Василиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома «растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Так вместе они и погибли.

Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, всех их питала народная мудрость, однажды полюбив, каждая из них оставалась навсегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшественниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать ее, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».

Познакомившись с Гриневым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гриневым она рассказала последнему про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!» Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчету.

На дуэли со Швабриным Гринев был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринев признается ей в любви, после чего «она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринев не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как ее чувства по-прежнему были очень сильны.

После захвата крепости Пугачевым родители Маши были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, надеясь тем самым получить ее согласие выйти замуж за него. К счастью, ей удается отправить письмо Гриневу с просьбой об освобождении: «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь».

Гринев не оставил ее в трудную минуту и приехал вместе с Пугачевым. У Маши состоялся разговор с Пугачевым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше умру, если меня не избавят». После этих слов Пугачев все понял: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю»: Маша видела перед собой человека, который был убийцей ее родителей, и, наряду с этим, ее избавителем. И вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Гринева с Машей, сказав при этом: «Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!» Они поехали к родителям Гринева, но в дороге случилось так, что Гринев был вынужден оставить свою любимую на время (воевал в другой крепости), а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринева хорошо приняли Машу: «Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Любовь Гринева к Маше уже не казалась его родителям «пустою блажью», они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринева арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной во всех несчастьях Гринева. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти».

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность». В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринева, и дама обещала помочь. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринева, сказав при этом: «Я в долгу перед дочерью капитана Миронова».

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки — простой русской девушки, трусливой по натуре, как говорила ее собственная мать, но нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.

www.allsoch.ru

Образ Василисы Егоровны в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


       Последним творением А.С. Пушкина является повесть «Капитанская дочка». В произведении отражены самые важные темы, касающиеся исторической темы пугачевского восстания и, конечно же, темы любви, семейных отношений. Автор изображает перед нами абсолютно разные, ничем не похожие образы. Будь то Петр Гринев, Швабрин, Иван Кузьмич, Маша Миронова и так далее. Но мое внимание привлекла совсем иная героиня, Василиса Егоровна Миронова. Именно её образ я постараюсь раскрыть в своём сочинении.

       Начнём, пожалуй, с социального положения героини. Она является женой коменданта Белгородской крепости Ивана Кузьмича Миронова. Услышав это, вы, наверное, сразу представляете помпезную, напыщенную даму. Но на самом деле всё далеко не так. Будучи выходцем из простого русского народа, внешний вид Василисы Егоровны не соответствовал её положению. Вот какое описание даёт нам А.С. Пушкин: «У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки…». 

       Не только внешний облик, но и речевые особенности указывают на этот факт. Речь насыщена всевозможными пословицами и поговорками, присказками (например, «Прошу любить и жаловать» и так далее).

       Нельзя не упомянуть о том, что героиня очень сильно любила и почитала своего мужа, относилась к нему с глубоким уважением. Обращалась к нему по имени отчеству. Василиса Егоровна, безусловно, управляла Иваном Кузьмичом. Дела службы ничем не отличались для этой женщины от домашних, хозяйственных дел. Судя из всего этого, складывается образ сильной, волевой, мудрой женщины. Проворная, словоохотливая старушка вызывает у меня глубочайший интерес.

       О многом говорит приход Пугачёва в крепость. Такие качества характера, как самоотверженность, благородство, смелость, отчаянность, преданность и верность открываются перед читателем в образе комендантши, после того как арестовали её мужа. Василиса Егоровна готова разделить с супругом последнюю минуту жизни. Она упорно отказывается уехать из крепости, не желает так просто сдаваться. Это доказывает цитата из произведения: «…меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Эти слова оказались пророческими в судьбе семьи Мироновых. Повесив Ивана Кузьмича, казаки насильно вытащили из дома Василису Егоровну, которая была «растрепанной и раздетой донага». Героиня не посчитала достойным для себя просить пощады, а лишь громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». И под ударом сабли падает мертвой комендантша.

       Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что образ Василисы Егоровны Мироновой – это образ настоящей русской женщины, которая способна совершить поистине героический поступок.



  • < Назад
  • Вперёд >

getsoch.ru

Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Капитанская дочка Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой — жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой.
    Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую.
    С Василисой Егоровной мы знакомимся одновременно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: “У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки…”. И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: “Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка”. Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувствовала над ним превосходство.
    До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Егоровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: “— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать”. Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Василиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома “растрепанную и раздетую донага”, Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: “Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу”. Так вместе они и погибли.
    Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, всех их питала народная мудрость, однажды полюбив, каждая из них оставалась навсегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшественниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.



/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Образ Василисы Егоровны в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Василиса Егоровна Миронова из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» очаровывает своей проворностью, искренностью, человечностью.

Описание внешнего облика героини

Она была женой коменданта Белгородской крепости, причем ее социальный статус никак не отобразился на ней. Женщина не была помпезной и напыщенной, скорее наоборот. Будучи выходцем из русского народа, Василиса Егоровна была такой же, как и все: ходила в телогрейке, голову покрывала теплым платком. В разговоре она часто использовала пословицы, присказки и поговорки: одна из них — «прошу любить и жаловать».
Старушка любила своего мужа, уважала его и почитала. Несмотря на то, что даже в быту она обращалась к нему по имени-отчеству, комендантша управляла Иваном Кузьмичом. Она не различала служебные дела и дела домашние, хозяйственные, что характеризует ее как сильную, волевую, мудрую жену.

Трагедия семьи Мироновых

Другие качества женщины раскрываются после прихода в крепость Пугачева. Так, после ареста Ивана Кузьмича, комендантша демонстрирует невероятную смелость, отчаянность, благородство, самоотверженность, преданность и верность своему супругу. Она готова разделить с мужем последние минуты жизни. Женщина до последнего боролась за правду, не хотела сдаваться, а потому не уезжала из крепости, твердо веря в то, что негоже на старости лет расставаться с милым мужем и искать смерти на чужбине. «Вместе жить, вместе и умирать», — таковы были ее слова, которые, к сожалению, оказались пророческими для семьи Мироновых. После казни коменданта казаки силой вытащили «растрепанную и раздетую донага» Василису Егоровну. Однако она не стала умолять о пощаде, а только попросила отвести ее к мужу, где погибла от сабли казака. Такая просьба будет понятна только русской женщине с широкой душой, способной к самопожертвованию.
Надо сказать, что Василиса Егоровна Миронова – собирательный образ русской женщины, которая может коня на скаку остановить, в горящую избу войти и, самое главное, не побоится смерти во имя любви.

Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

  • < Назад
  • Вперёд >

referat5top.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *