Помогите с тестом, очень прошу, срочно !
Тест 11. Итоговый тест по теме «Россия на рубеже Х1Х-ХХ вв. »Вариант 1
А1. В конце XIX — начале XX в. Россия представляла собой государство, имевшее:
1) двухпартийную политическую систему
2) республиканскую форму правления
3) федеративное устройство
4) местные выборные органы власти
А2. Какое понятие относится к характеристике положения российского пролетариата начала XX в. ?
1) революционно активный класс
2) тесная связь с правительством
3) высокая заработная плата
4) самый большой по численности класс
АЗ. Что характерно для социально-экономического развития России начала XX в. ?
1) сохранение феодальных пережитков
2) преимущественное развитие отраслей легкой промышленности
3) начало промышленного переворота
) отсутствие государственного регулирования экономики
А4. Что стало следствием мирового экономического кризиса начала XX в. в России?
1) создание монополий
2) прекращение иностранных инвестиций в российскую экономику
4) прекращение продажи хлеба за границу
А5. Как называется форма объединения предприятий, которые договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоятельность?
1) артель 3) трест
2) кооператив 4) картель
А6. Какую партию начала XX в. по идейной направленности можно считать либеральной?
1) эсеров3) меньшевиков
2) большевиков4) кадетов
А7. Какое понятие связано с именем С В. Зубатова?
1) оборончество
2) аракчеевщина
3) «полицейский социализм»
4) меценатство
А8. В результате Русско-японской войны Россия:
1) закрепила за собой право на аренду Порт-Артура
2) выплатила Японии огромную контрибуцию
3) потеряла южную часть острова Сахалин
4) получила Курильские острова
А9. Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. в России:
1) произошел переход к республиканской форме правления
2) отменялось крепостное право
3) устанавливалась ограниченная монархия
4) объявлялось о выходе из войны
А10. К чему привела первая российская революция?
1) к ликвидации помещичьего землевладения
2) к ликвидации сословного строя
3) к отмене выкупных платежей
4) к установлению 8-часового рабочего дня
А11. Какая главная задача стояла перед правительством после окончания первой российской революции?
1) ослабить политическое господство помещичьего класса
2) укрепить социальную базу монархии
3) избежать начала мировой войны
4) создать правовое государство
А12. Какое название получил блок, созданный в IV Государственной думе из представителей оппозиционных правительству партий?
1) патриотический3) экономический
2) революционный4) прогрессивный
А13. Какой год называли «годом разочарований» ?
1)1913 г. З) 1915 г.
2) 1914 г. 4) 1916 г.
А14. Какие новые течения возникают в русской живописи и архитектуре в начале XX в. ?
2) символизм, импрессионизм
3)барокко, символизм
4) эклектика, готика
В1. Укажите автора воспоминаний.
Одной из крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа.. . поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все то тревожное положение, в каком доныне находится Россия.. .
В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Дата Событие
1.9 января А. Начало проведения аграрной реформы
1905 г.
2. 9 ноября Б. Вступление России в I мировую
1906 г. войну
3. 19 июля В. Начало правления Николая I
1914 г. Г. Начало первой российской революции
otvet.mail.ru
Ответы@Mail.Ru: Помогите пожалуйста!!!
Тест по истории России.Тест 11. Итоговый тест по теме «Россия
на рубеже Х1Х-ХХ вв. »
Вариант
1
А1. В конце XIX — начале XX в. Россия
представляла собой государство,
имевшее:
1) двухпартийную политическую систему
2) республиканскую форму правления
3) федеративное устройство
4) местные выборные органы власти
А2. Какое понятие относится к характеристике
положения российского
пролетариата начала XX в. ?
1) революционно активный класс
2) тесная связь с правительством
3) высокая заработная плата
4) самый большой по численности класс
АЗ. Что
характерно для социально-экономического развития России начала XX в. ?
1)
сохранение феодальных пережитков
2)
преимущественное развитие отраслей легкой промышленности
3) начало промышленного
переворота
4) отсутствие государственного регулирования экономики
А4. Что стало следствием
мирового экономического кризиса начала XX в. в
России?
1) создание
монополий
2)
прекращение иностранных инвестиций в российскую экономику
3) использование в сельском хозяйстве новейшей техники и удобрений
4) прекращение продажи хлеба за границу
А5. Как называется форма
объединения предприятий, которые
договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоятельность?
1) артель 3) трест
2) кооператив
4) картель
А6. Какую партию начала XX в. по
идейной направленности можно считать
либеральной?
1) эсеров 3)
меньшевиков
2) большевиков 4)
кадетов
А7. Какое понятие связано с именем С В. Зубатова?
1) оборончество
2) аракчеевщина
3) «полицейский социализм»
4)
меценатство
А8. В результате Русско-японской войны Россия:
1) закрепила за собой право на
аренду Порт-Артура
2) выплатила
Японии огромную контрибуцию
3) потеряла южную часть острова
Сахалин
4) получила
Курильские острова
А9. Согласно Манифесту 17 октября
1905 г. в России:
1) произошел переход к республиканской форме правления
2) отменялось крепостное право
3) устанавливалась ограниченная
монархия
4) объявлялось о выходе из войны
А10. К чему привела первая российская
революция?
1) к ликвидации
помещичьего землевладения
2) к ликвидации сословного строя
3) к отмене выкупных платежей
4) к установлению 8-часового
рабочего дня
А11. Какая главная задача стояла перед правительством
после окончания первой российской революции?
1) ослабить политическое господство помещичьего класса
2) укрепить социальную базу монархии
3) избежать начала мировой войны
4) создать
правовое государство
А12. Какое название получил блок, созданный в IV Государственной думе из представителей оппозиционных
правительству партий?
1) патриотический 3)
экономический
2)
революционный 4) прогрессивный
А13. Какой год называли «годом
разочарований» ?
1)1913 г. З)
1915 г.
2) 1914 г. 4)
1916 г.
А14. Какие новые течения возникают в
русской живописи и архитектуре в начале XX в. ?
1) классицизм, реализм
2) символизм,
импрессионизм
3)барокко, символизм
4) эклектика,
готика
В1. Укажите автора воспоминаний.
Одной из крупнейших
реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была
денежная реформа.. . поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими
великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали
положение, в каком доныне находится Россия.. .
otvet.mail.ru
Четвертая Государственная Дума 1 января 1912
Четвертая Государственная Дума начала работу 15 ноября 1912 года. С началом Первой мировой войны регулярный характер работы Думы нарушился. В ходе Февральской революции 1917 г. члены Думы 27.2 (12.3).1917 образовали Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами. 2(15).3.1917 г. комитет объявил о создании Временного правительства.
ОТ ТРЕТЬЕЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ДУМЕ
Из мемуаров П.Н. Милюкова
Убийство Столыпина 2 сентября 1911 года было естественным концом того этапа в истории нашей внутренней политики, который представлен Третьей Государственной Думой. Если тут нельзя поставить достаточно явственной зарубки, то прежде всего потому, что короткое интермеццо председательствования Коковцова несколько затушевало политический смысл нового поворота. Могло казаться, что переход от Третьей Думы к Четвертой есть простое продолжение того, что установилось за предыдущие пять лет. Но мы уже знаем, что и там ничего не «установилось», а «продолжалась» лишь внутренняя борьба между сторонниками старого и нового строя. С появлением Четвертой Думы эта борьба вступила в новую стадию. Сразу нельзя было предсказать, что эта стадия будет последней, ибо не было еще на лицо того третьего фактора, который склонил развязку борьбы в сторону обратную той, к которой стремилась власть. Этим фактором, решившим спор между страной и властью, была война.
Оставляя этот фактор пока в стороне, можно было, однако, уже сразу предвидеть, что в Четвертой Думе борьба между самодержавием и народным представительством будет вестись при иных условиях, нежели она велась в Третьей Думе. Там была сделана последняя попытка установить между борющимися силами хотя бы видимость некоторого равновесия. Здесь эта видимость исчезла, и борьба пошла в открытую. В Третьей Думе наступающей стороной была власть; общественность, слабо организованная, только оборонялась, едва удерживая занятые позиции и идя на компромисс с властью. Суть перемены, происшедшей в Четвертой Думе, заключалась в том, что компромисс оказался невозможным и потерял всякое значение. Вместе с ним исчезло и то среднее течение, которое его представляло. Исчез «центр», и с ним исчезло фиктивное правительственное большинство. Два противоположных лагеря стояли теперь открыто друг против друга. Между ними, чем далее, тем более, распределялся наличный состав народного представительства. Трудно сказать, чем кончилась бы эта борьба, если бы противники были предоставлены самим себе.
Было более или менее известно, что вопрос о влиянии правительства на выборы сводился, прежде всего, к вопросу о правительственных субсидиях. Впоследствии В. Н. Коковцов сообщил и точные данные. Уже в 1910 г. Столыпин начал подготовку, потребовав от министра финансов на выборы четыре миллиона. «Все, что мне удалось сделать, — говорит Коковцов, — это рассрочить эту сумму, сокративши ее просто огульно, в порядке обычного торга, до трех с небольшим миллионов и растянуть эту цифру на три года 1910-1912″…
И что это была за кампания! Все сколько-нибудь подозрительные по политике лица бесцеремонно устранялись от участия в выборах. Целые категории лиц лишались избирательных прав или возможности фактически участвовать в выборах. При выборах присутствовали земские начальники. Нежелательные выборы отменялись. Предвыборные собрания не допускались, и самые названия нежелательных партий запрещалось произносить, писать и печатать. Съезды избирателей делились по любым группам для составления искусственного большинства. Весь первый период выбора уполномоченных первой стадии прошел в темную. Мелкие землевладельцы почти поголовно отсутствовали; зато, по наряду от духовного начальства, были мобилизованы священники, которые и явились господами положения. В 49 губерниях на 8764 уполномоченных было 7.142 священников, и лишь для избежания скандала было запрещено послать в Думу более 150 духовных лиц; зато они должны были голосовать повсюду за правительственных кандидатов.
Следующая стадия выбора выборщиков проходила более сознательно, но тут и вступали в силу все приемы политического давления. Только в городах — и особенно в пяти больших городах с отдельным представительством — возможно было открытое общественное влияние на выборы. Здесь и проходили депутаты, известные своей оппозиционностью, и были забаллотированы октябристы (которых в то же время забаллотировывали и справа). Нарисовать сколько-нибудь полную картину организованного насилия на этих выборах было бы совершенно невозможно. Но что же получилось в результате? Взглянем на сравнительную таблицу партийных группировок в Третьей и в Четвертой Думе (См. приложение 2-ое.).
На первый взгляд, разница не так велика, — за исключением перехода голосов от октябристов к правым (-35 +40) и уплотнением за их же счет, обеих оппозиционных партий (+15). В действительности, не только моральное, но и реальное значение этих перемен очень велико.
ПОСЛЕДНИЙ ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.
Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя…
Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы – Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов (старший Товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.
Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством…
В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.
В атмосфере растущего в обществе напряжения в марте 1914 состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.
На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем – П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915, носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». В программу блока входили требования частичной амнистии, прекращения преследований за веру, автономии Польши, отмены ограничения в правах евреев, восстановления профсоюзов и рабочей печати. Блок был поддержан некоторыми членами Государственного совета и Синода. Непримиримая позиция блока по отношению к государственной власти, ее резкая критика привели к политическому кризису 1916, ставшему одной из причин Февральской революции.
3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.
Энциклопедия «Кругосвет»
<href=»#part-8″>http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html?page=0,10#part-8
ЧЕТВЕРТАЯ ДУМА И ПРАВИТЕЛЬСТВО
Государственная дума стала настолько существенным фактором русской жизни, что правительство не могло не интересоваться исходом предстоящих выборов. Столыпин в свое время предполагал оказать широкую поддержку умеренно правым партиям, в особенности националистам. В. Н. Коковцов считал, наоборот, что вмешиваться в выборы следует как можно меньше. Общее заведование выборами было возложено на тов. министра внутренних дел А. Н. Харузина; ведение избирательной кампании было предоставлено местной инициативе губернаторов. Только в одном отношении была сделана более серьезная попытка повлиять на выборы. Закон 3 июня предоставлял решающее значение курии землевладельцев. Там, где крупных помещиков было мало, большинство принадлежало уполномоченным от мелких землевладельцев, а среди них, в свою очередь, преобладали сельские священники, считавшиеся как бы владельцами церковных участков земли. Обер-прокурор Синода через местных архиереев предложил духовенству принять возможно более активное участие в выборах. Результат этого предписания получился неожиданно внушительный: на съездах мелких землевладельцев повсюду стали избираться священники; в двадцати губерниях они составили свыше 90 процентов уполномоченных, а в общем итоге 81 процент! Печать забила тревогу. Стали писать, что в новой Думе будет чуть ли не двести священников. Забеспокоились и крупные землевладельцы. Но духовенство, в общем, политикой интересовалось мало; явившись на выборы по указанию епархиального начальства, оно не составило какой-либо особой партии и далеко не всегда голосовало за правых. Священники только забаллотировали несколько видных октябристов, защищавших в 3-й Думе законопроекты о свободе совести. Сам председатель Г. думы М. В. Родзянко прошел только благодаря тому, что правительство, вняв его просьбам, выделило священников в особую курию по тому уезду, где он баллотировался в выборщики.
Первая официальная статистика новой Думы как будто подтверждала эти сведения: правых числилось 146, националистов — 81, октябристов — 80, всей оппозиции — 130… Но как только депутаты съехались, выяснилась совершенно иная картина: агентство огульно зачислило чуть не всех крестьян и священников в правые, тогда как многие из них были октябристами, а то и прогрессистами… Существовавшее на бумаге правое большинство растаяло. Оказалось, что если несколько пострадали октябристы (их осталось около 100), то усилились к.-д. и прогрессисты; националисты раскололись, от них влево отделилась «группа центра»; в итоге правое крыло почти не возросло.
Еще существеннее был тот факт, что октябристы на этот раз проходили по большей части, вопреки желанию властей. Тот же самый результат, который в 1907 г. был победой правительства, оказывался в 1912 г. успехом оппозиции. Это не замедлило сказаться на выборах президиума. Октябристы вошли на этот раз в соглашение с левыми. М. В. Родзянко был переизбран председателем против голосов националистов и правых; товарищем председателя был избран прогрессист.182 В своей вступительной речи Родзянко говорил об «укреплении конституционного строя», об «устранении недопустимого произвола» — причем правые демонстративно покинули зал заседаний. Меньшиков писал в «Новом Времени» про «опыт с левой Думой». При обсуждении декларации В. Н. Коковцова Дума (15.XII. 1912) приняла левым большинством 132 против 78 формулу прогрессистов, которая заканчивалась словами о том, что Гос. дума «приглашает правительство твердо и открыто вступить на путь осуществления начал манифеста 17 октября и водворения строгой законности». Третья Дума таким тоном с властью никогда не говорила.
При всем том в новой Думе не было ни определенного большинства, ни желания вести систематическую борьбу с правительством, тем более что события внешней политики в конце 1912 г. заслоняли внутренние конфликты.
С.С. Олденбург. Царствование императора Николая II
http://www.empire-history.ru/empires-211-66.html
Литература и ссылки
Стенографические отчеты заседаний IV Государственной думы.
http://leb.nlr.ru/edoc/315311/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B
Члены Государственной думы: портреты и биографии. Четвёртый созыв, 1912—1917 г.
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003800761
Выборы в I-IV Государственные Думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы.) / ЦИК РФ. Под ред. А. В. Иванченко. — М., 2008.
Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906—1917. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995.
http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/DUMA/INTRO.HTM
Ю.П. Родионов. Становление российского парламентаризма в начале ХХ века
http://duma.tomsk.ru/page/8346/
Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906—1917. М., Новое литературное обозрение, 2001.
histrf.ru
Прогрессивный блок | Моя история России
«Прогрессивный блок» — объединение ряда фракций 4-й Государственной думы и Государственного совета (прогрессисты, октябристы, кадеты и др.). Образован в августе 1915 г. после ряда поражений российской армии на фронтах первой мировой войны и в связи с ростом общественного недовольства в стране. Для достижения победы в войне и предотвращения назревавшей революции требовал создания ответственного перед Думой правительства и включения в него своих представителей для проведения либеральных реформ. После Февральской революции 1917 г. лидеры «Прогрессивного блока» участвовали в создании Временного правительства первого состава.
«Прогрессивный блок», объединение буржуазно-помещичьих фракций 4-й Государственной думы и Государственного совета в годы 1-й мировой войны 1914-1918 гг. Образован в августе 1915 г., когда «патриотический» подъём первых месяцев войны сменился у буржуазии «патриотической» тревогой, вызванной весенне-летними военными поражениями и неспособностью царского правительства обеспечить победу на фронте и предотвратить назревавший в России революционный кризис.
Летом 1915 г. представители ряда буржуазно-помещичьих фракций выступили с критикой правительства и потребовали создания «правительства доверия», вокруг которого объединилось большинство фракций Государственной думы и часть фракций Государственного совета, подписав формальное соглашение, получившее название «Прогрессивный блок». В Прогрессивный блок вошло 6 фракций Государственной думы («прогрессивные» националисты, группа центра, земцы-октябристы, фракция «Союза 17 октября», кадеты, «прогрессисты») – 236 из 422 членов Государственной думы и 3 фракции Государственного совета (центральная, академическая группа и внепартийные). Всего в блок вошло более 300 чел. Вне его пределов остались думские фракции правых и националистов, безоговорочно поддерживавшие правительство, а также меньшевики и трудовики, которые, однако, практически проводили линию Прогрессивного блока. Ведущее место в Прогрессивном блоке занимали кадеты. Для ведения практической работы Прогрессивным блоком было избрано бюро из 25 чел. (председатель – член Государственного совета октябрист А. Н. Меллер-Закомельский), в которое вошли кадеты П. Н. Милюков, А. Н. Шингарёв, прогрессист И. Н. Ефремов, октябрист С. И. Шидловский, «прогрессивный» националист В. В. Шульгин и др. Программа Прогрессивного блока сводилась к требованиям создания «правительства доверия», проведения политики, направленной на «сохранение внутреннего мира», частичной амнистии осуждённых по политическим и религиозным делам, отмены некоторых ограничений в правах крестьян и национальных меньшинств, восстановления профсоюзов и т. д. Содержание программы определялось страхом буржуазии перед назревавшей революцией и её стремлением найти почву для соглашения с царским правительством на основе минимума либеральных реформ и доведения войны до «победного конца». Обострение политического положения в стране к осени 1916 г. заставило Прогрессивный блок активизировать свою деятельность. На осенней сессии Государственной думы Прогрессивный блок потребовал отставки председателя Совета Министров Б. В. Штюрмера – открытого германофила и распутинца, а также создания «ответственного министерства». Вынужденный пойти на отставку Штюрмера, царизм тем не менее продолжал прежнюю политику, что привело к дальнейшему обострению положения. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. прервала деятельность Прогрессивный блока. Многие из его руководителей вошли в состав Временного комитета Государственной думы 1917 г., а затем – Временного правительства.
Литература:
- Ленин В. И. Поражение России и революционный кризис, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27;
- Буржуазия накануне Февральской революции, М.-Л., 1927;
- Прогрессивный блок в 1915-1917, «Красный архив», 1932, т. 1-3, 1933, т. 1;
- Кадеты в дни галицийского разгрома, 1915, там же, 1933, т. 4:
- Дякин В. С. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны (1914-1917), Л., 1967.
А. Я. Грунт.
ros-istor.ru
Прогрессивный блок в Государственной Думе :: SYL.ru
Прогрессивный блок в Государственной Думе России был создан 22 августа 1915 года по инициативе П. Н. Милюкова, лидера партии кадетов. Объединились представители Госсовета и многие депутатские фракции. Целью Прогрессивного блока было оказать серьезное влияние на правительство. По сути, это было оппозиционное большинство, выступавшее за радикальные реформы.
Что послужило причиной создания Прогрессивного блока
Причиной создания Прогрессивного блока стало брожение в обществе оппозиционных настроений. Шла Первая мировая война, Россия терпела поражение за поражением, началось отступление русской армии. Единство царя и Государственной Думы было нарушено, тревога и неопределенность нарастали.
Во время открытия 4-й думской сессии 19 июля 1915 года националисты, кадеты и другие фракции раскритиковали правительство. Они потребовали создания нового органа управления, кабинета, который бы вызывал доверие. Собственно, большинство думских фракций поддержали эту идею. Начиная со 9 по 22 августа шли активные переговоры между членами партий и фракций, в результате чего и был создан Прогрессивный блок.
Кто вошел в состав Прогрессивного блока
Вошли в Прогрессивный блок сами инициаторы, кадеты – 54 человека, октябристы – 60 человек, 38 прогрессистов, центристов – 34 человека, прогрессивные националисты – 28 человек, а также 22 октябриста. В целом это было большинство, из 422 депутатов Думы 236 стали членами Прогрессивного блока. Немало было и сочувствующих, к примеру мусульманская фракция, Польское коло, автономисты и независимые. Социал-демократы хоть и остались в стороне, однако считали полезным своё сотрудничество с этим объединением, поскольку программа Прогрессивного блока была созвучна их идеям, а по сути, составляла программу-минимум самих социал-демократов.
В Прогрессивный блок в Думе вошли также и сразу 3 группы из Госсовета. Это были центристы, 63 человека, внепартийцы в составе 15 человек и академическая левая партия – 12 человек. Это почти половина членов верхней палаты. За пределами блока остались, по сути, только махровые монархисты и крайне правые националисты. Они поддерживали все действия реакционного правительства.
Примечательно, что в этот «Желтый блок», как его назвали правые противники, вступили самые влиятельные личности, например председатель самой 4-й Госдумы Михаил Родзянко, националист Василий Шульгин, октябрист Александр Гучков, не говоря уже о лидере кадетов Павле Милюкове.
Отклик в обществе
В обществе создание Прогрессивного блока произвело эффект разорвавшейся бомбы. Особенно неожиданными стали перемены в Государственном совете, который либералы считали неприступной твердыней застоя, апологетом реакции.
По сути, Госсовет был создан и реформирован в 1905 году именно для того, чтобы сдерживать либеральные настроения и шаги, которые бы предпринимались депутатами Госдумы. Поддержка идей «Желтого блока» членами Госсовета была беспрецедентной.
Кто руководил Прогрессивным блоком
Руководить блоком стало избранное депутатами Бюро, в которое вошли 25 человек, в том числе кадеты П. Н. Милюков и А. И. Шингарев, а также И. Н. Ефремов, А. И. Коновалов – прогрессисты, октябристы А. Н. Меллер-Закомельский, С. И. Шидовский и другие. Председателем был избран А. Н. Меллер-Закомельский, однако идейным вдохновителем был и оставался, конечно, П. Н. Милюков. Впоследствии Прогрессивным блоком в думе руководил А. И. Коновалов.
Требования Прогрессивного блока
Прогрессивный блок предложил правительству свою программу, которая должна была, по сути, дать шанс для предотвращения грядущей революции, провести либеральные реформы хотя бы по минимуму. Это могло бы снизить напряженность в обществе, царящее в нем недовольство властью.
Оппозиция жаждала изменения методов управления государством, проведения реформ в короткий срок. Выдвигались определенные требования, обозначавшие самые острые проблемы, что стояли в тот момент перед Россией и ее народом:
- Создание правительства доверия, которое бы делало всё для сохранения в государстве внутреннего мира.
- Амнистия политзаключенных. Возвращение всех ссыльных.
- Амнистия по религиозным делам, прекращение преследования сектантов.
- Уравнение в правах крестьян, отмена узаконенных ограничений.
- Отмена законов, ограничивающих в правах нацменьшинства, в частности евреев на территории России. Прекращение преследований различного рода иноверцев.
- Предоставление Польше автономии и снятие всяческих ограничений для поляков на всей территории России.
- Политика примирения в отношении финнов.
- Пересмотр законодательства в отношении местного самоуправления – городских управ и земств, предоставление им больших прав и полномочий.
- Восстановление института мировых судей.
- Создание законодательной основы для введения кооперативов.
- Восстановление профсоюзов и рабочей печати.
- Прекращение репрессий против малороссийской печати.
- Война до победного конца, выполнение союзнических обязательств Россией.
Депутаты Прогрессивного блока готовы были предоставить свой состав нового правительства. Однако они продолжали поддерживать существующее законодательство Российской империи, согласно которому новое правительство должно было бы по-прежнему держать ответ перед царем-самодержцем, а не Государственной Думой.
Противники Прогрессивного блока
Против предлагаемых требований и реформ в Государственной Думе выступили правые и частично центристы и националисты. Они считали, что невозможно в воюющей стране проводить столь радикальные реформы, тратить большие финансовые средства на либерализацию в то время, когда фронт требует поддержки. Противники «Желтого блока» предупреждали о том, что нельзя внедрять сомнение в народе по отношению к власти в то время, когда страна находится на военном положении. Правые заявляли, что создание министерства доверия и его подотчетность Прогрессивному блоку в Думе будет подрывать авторитет царя. Для победы на поле битвы России нужны сильная государственная власть, усилия всего общества и множество снарядов, а не реформы.
Правые призывали членов Прогрессивного блока оставить свои политические игры до окончания войны.
Николай Второй занял жесткую позицию
Император Николай Второй, стремясь к укреплению власти, не внял либеральным политикам. Он решил сосредоточить управление страной только в своих руках. Поэтому он снял с поста верховного главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича и принял на себя руководство вооруженными силами.
Позже, в октябре 1915-го, он отстранил от занимаемой должности Александра Кривошеина, который всё же попытался создать правительство общественного доверия. Он был последовательным реформистом, работал рука об руку со Столыпиным, а после его гибели продолжил общее с ним дело. Он считал, что необходим иной подход в управлении страной, а потому был близок с думской оппозицией.
Николай Второй сосредоточил всю полноту власти у себя в руках. Однако это привело только к большему сопротивлению со стороны всевозможных оппозиционных сил, дало основание для непримиримого противостояния в обществе, результатом чего и стало отречение царя от престола.
Значение Прогрессивного блока в истории России
В целом следует отметить, что сам факт — образование Прогрессивного блока в Государственной Думе — интересен моментом объединения различных сил общественных вокруг одной идеи – отстранения власти от управления страной. Предложение радикальных на тот момент реформ и создание нового правительства – это попытка превратить Российскую империю в конституционную монархию. У сторонников реформ по европейскому образцу было намерение шаг за шагом добиваться ограничения самодержавной власти, сохраняя при этом мир в России, не доводя ситуацию до революционной. Однако это им не удалось.
В последующем почти все депутаты Прогрессивного блока стали членами Временного правительства после отречения царя от престола. Тем не менее они проиграли стратегически большевикам и В. И. Ленину.
www.syl.ru
I — IV Государственные Думы России — Мои статьи — Каталог статей
ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 27 апреля по 8 июля 1906 (просуществовала 72 дня). Государственная дума была учреждена царским Манифестом 17 октября 1905, который определил функции Думы как совещательную и надзорную: никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; депутатам Госдумы органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность действительного участия в надзоре за исполнением законодательства.
Состав Думы. Всего избрано 499 депутатов. На выборах в Первую Государственную думу убедительную победу одержали кадеты (170 депутатов = 34%), кроме них, в состав думы вошли 100 представителей крестьянства (трудовиков = 23%), 15 социал-демократов (меньшевиков = 4%), 70 автономистов (представителей национальных окраин), 30 умеренных и правых (правых представляли октябристы = 14%) и 100 беспартийных депутатов. Большевики бойкотировали выборы в Думу, считая единственно правильным направлением развития революционный путь. Поэтому никаких компромиссов у большевиков с первым парламентом в истории России быть не могло. Черносотенцы в Думу не прошли.
Торжественное открытие заседания Думы состоялось 27 апреля в Тронном зале Зимнего дворца в Петербурге. Председателем Думы был избран один из лидеров кадетов профессор Московского университета, правовед С. А. Муромцев.
Дума предложила программу демократизации России. Она предусматривала: введение ответственности министров перед Думой; гарантию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политическую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.
Центральным вопросом на заседаниях Первой думы стал аграрный вопрос. Были выдвинуты три проекта: 1) от партии кадетов (записка 42-х) 8 марта 1906 г. — Создание «государственного земельного фонда» из казённых, монастырских, удельных и части помещичьих земель. Однако кадеты рекомендовали не трогать рентабельные помещичьи хозяйства. Изымаемую часть помещичьих земель они предлагали выкупать у владельцев «по справедливой оценке» за счёт государства. Кадеты предлагали отчуждать в принудительном порядке те помещичьи земли, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того по их проекту подлежали отчуждению государственные (казённые), кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходила в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Земельные комитеты, по мнению кадетов, должны состоять на 1/3 из крестьян, на 1/3 из помещиков и на 1/3 – из представителей власти; 2) от трудовиков (Проект 104-х) 19 мая 1906 г. — а) Создание общенародного земельного фонда из казённых, монастырских, удельных и отчуждаемых всех частновладельческих земель, превышающих трудовую норму. Трудовики допускали выкуп, хотя некоторые из них считали, что земля должна перейти крестьянам бесплатно. б) Социализация земли (передача в собственность крестьянских общин) и уничтожение частной собственности на нее. в) В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула ещё более радикальный проект (Проект 33-х) , 6 июня 1906 г. – полное уничтожение частной собственности на землю, объявление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием.
В реальности функции Думы были очень ограничены, только царь мог утверждать законы, только он обладал правом в любой момент распустить думу, что и сделал, обосновав свое решение с помощью обтекаемой формулировки «за уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию Думы».
После роспуска Первой Государственной Думы 182 депутата выехали в Выборг и обратились к народу с «выборгским воззванием»: «Ни копейки в казну, ни одного солдата в армию пока не будет восстановлена работа Думы!». После возвращения из Финляндии в Россию каждый из подписавших воззвание получил по 3 месяца тюрьмы и лишился права когда-либо быть куда-либо избранным.
ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 20 февраля по 2 июня 1907 (102 дня).
В состав Второй Госдумы вошли: Всего 518 депутатов. 104 трудовика, 98 кадетов ( = 19%), 65 социал-демократов, 37 эсеров, 22 монархиста (= 10%), 32 октябриста и умеренных депутатов, 76 автономистов, 17 казаков, 16 энесов (народных социалистов), 50 беспартийных. Председателем был избран один из лидеров кадетов, Ф. А. Головин.
В Думе был образован Левый блок (трудовики + эсеры + социал-демократы), составивший 222 депутатских места (43% от всех мест в думе).
Как и в Первой Государственной думе, центральным вопросом Второй Госдумы был аграрный вопрос. Кадеты, обоснованно опасаясь очередного роспуска Думы, пытались блокироваться с трудовиками и автономистами. Свои же требования по принудительному отчуждению помещичьих земель они свели до минимума. Они отказались от своего требования создать государственный земельный фонд. Они предлагали выкупить часть земли у помещиков и передать её крестьянам, поделив расходы между ними и государством (повторение выкупов земли как при освобождении крестьян от крепостной зависимости). Эсеры по-прежнему выступали за социализацию земли, социал-демократы, среди которых были и большевики, — за ее национализацию. Потребовали полной конфискации помещичьих земель и создания местных комитетов для её распределения между крестьянами. Трудовики вновь выдвинули проект безвозмездного отчуждения всех частновладельческих земель и распределения их по «трудовой норме». Вторая дума, повторяя судьбу первой, неизбежно приближалась к собственному роспуску. Предлогом для разгона Думы стало сфабрикованное обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Думы 3 июня 1907 и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего права граждан, вошел в историю под названием «Третьеиюньского переворота».
Обвиняя социал-демократов в подготовке государственного переворота, на самом деле, правительство осуществило переворот. Опубликование нового избирательного закона 3 июня 1907 г. явилось прямым нарушением статьи 86 «Основных законов Российской империи», по которой никакой новый закон не мог быть принят без одобрения Государственным советом и Государственной думой.
ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 (единственная Дума, проработавшая полный пятилетний срок).
Для проведения реформ правительству П. А. Столыпина была необходима более правая Дума. По новому избирательному закону от 3 июня 1907 значительно урезались права целых категорий граждан: число представителей от крестьянства сокращалось в 2 раза, от рабочих — в 2,5 раза, от Польши и Кавказа — в 3 раза, народы Сибири и Средней Азии вообще потеряли право голоса в Думе. Помещики, напротив, значительно расширили свои права, по новому закону голос помещика приравнивался к голосам четырех крупных предпринимателей, 260 крестьян, 543 рабочих.
В состав Третьей думы вошли: 136 октябристов (=33%), 90 националистов, 53 кадета (= 12%), 51 монархист , 39 мирнообновленцев и прогрессистов, 26 депутатов от национальных групп, 19 социал-демократов (= 4,2 %), 15 беспартийных, 13 трудовиков (= 3%). Третья дума оказалась долгожителем: она просуществовала пять лет — весь отведенный ей срок.
В результате размежевания сил в III Думе 140 мест досталось правым, 104 – кадетам и близким к ним партиям, 148 – центристам из «Союза 17 0ктября».
За время своей работы Дума рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов, утвердив из них 2197.. Среди важнейших, принятых ею законов были законы об аграрной реформе (1910), о введении земства в западных губерниях (1910) , о введении в 9 украинских и белорусских губерниях земств, об уравнении в правах русских и финских граждан, проживающих в Финляндии, о выплате финской казной 20 тыс. марок взамен воинской повинности, о лишении Финляндии самостоятельности в вопросах о налогообложении, суде, охране порядка, таможне, об отмене финских денег и замене их на русские. Были подтверждены права старообрядцев, уравнены права женщин и мужчин на педагогическом поприще. Женщины получили права быть присяжными поверенными на судах, открывать адвокатуры и др.
Проводником политики Столыпина в Думе стала монархическая партия «17 октября». Все три председателя Третьей думы были лидерами партии октябристов (Н. А. Хомяков — 1907-1910, А. И. Гучков — 1910-1911, М. В. Родзянко — 1911-1912). Октябристы умело лавировали, когда надо было провести те или иные решения правительства. В зависимости от обстоятельств они успешно блокировались с монархистами или кадетами. Этот механизм получил название «октябристского маятника». Результаты голосования зависели от того, куда качнётся октябристский центр. Если вправо, то образовывалось «право-октябристское» большинство, поддерживавшее правительство. Если влево, то создавалось «кадетско-октябристское» большинство, готовое к реформам либерально-демократического характера.
В послереволюционных условиях по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. Пять лет дума обсуждала 4 законопроекта по рабочему вопросу: о создании рабочих касс для рабочих, конфликтных комиссий из представителей рабочих и администрации, о сокращении рабочего дня до 10 часов, о страховании и пенсиях для рабочих. Принятый в 1912 г. закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни распространялся только на 15% рабочих и создавал видимость заботы о них правительства.
Национальная политика проводилась под лозунгом «Россия для русских», т. е усилились русификаторские мероприятия. Они не находили поддержки у окрепшей национальной буржуазии. Шовинистические черносотенные организации разжигали национальную рознь и антисемитизм.
Примечания: 1. МИРНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ПАРТИЯ (мирнообновленцы), партия в России. Возникла в 1906 из фракции 1-й Государственной думы, объединившей бывших левых октябристов, правых кадетов, членов Партии демократических реформ и т. н. беспартийных «конституционалистов». Состав: крупные промышленники и помещики, ведшие предпринимательскую деятельность. Лидеры: П. А. Гейден, Н. И. Ефремов, Н. Н. Львов, М. А. Стахович и др. Имела Московское отделение ЦК (А. С. Вишняков, П. П. Рябушинский, С. И. Четвериков и др.). Печатные органы: газета «Слово» и журнал «Московский еженедельник». Программа: конституционная монархия, демократические реформы, законодательное «урегулирование» рабочего вопроса, передача крестьянам казенных, кабинетских, монастырских и выкуп ими части частновладельческих земель. Осуждала правительственный террор и революционные действия. В ноябре 1912 вошла в Прогрессивную партию. 2.ПРОГРЕССИВНАЯ ПАРТИЯ (прогрессисты), политическая партия России в 1912-17, занимала промежуточное положение между октябристами и кадетами. Лидеры: А. И. Коновалов, В. П. и П. П. Рябушинские и др. Печатные органы — газеты «Русская молва», «Утро России». В годы 1-й мировой войны в числе инициаторов создания «Прогрессивного блока». После Февральской революции распалась.
3.НАЦИОНАЛИСТОВ ФРАКЦИЯ, группа депутатов 3-й и 4-й Государственных дум, объединенных великодержавной и монархической платформой. Состав: крупнейшие землевладельцы, церковные деятели, интеллигенция и крестьянские депутаты от западных губерний России. Председатель — П. Н. Балашов, лидеры — В. А. Бобринский, В. В. Шульгин, епископы Евлогий, Митрофан и др. Создала Всероссийский национальные союз и Всероссийский национальный клуб. Печатный орган — газета «Окраины России». Выдвинула лозунг «Россия — для русских», требовала обеспечить господство православной церкви, выдвигала панславистские идеи.
ЧЕТВЕРТАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917.
В состав Четвертой думы вошли: 98 октябристов, 88 националистов и умеренно правых, 64 монархиста, 59 кадетов, 48 прогрессистов,33 центриста, 21 депутат от национальных групп,10 трудовиков, 7 беспартийных. Думу возглавил прежний ее председатель, октябрист М. В. Родзянко.
С началом Первой мировой войны сессии Думы созывались нерегулярно, законы принимались помимо Думы. В августе 1915 под лозунгом образования «правительства доверия» был создан «Прогрессивный блок», в который вошли ряд членов Государственного Совета и Государственной Думы. «Прогрессивный блок 236 депутатов.
Царь и царица восприняли создание оппозиционного правительству прогрессивного блока как неслыханную дерзость. Царица советовала Николаю II: « Россия, слава Богу, неконституционная страна, хотя эти твари пытаются играть роль и вмешиваться в дела, которых не смеют касаться…». Когда она узнала, что городские думы поддержали Прогрессивный блок, то Александра Фёдоровна добавила: « Никому не нужно их мнение – пусть они лучше всего займутся канализацией».
Началом парламентской атаки на власть стала знаменитая речь лидера кадетов П.Н. Милюкова на заседании думы 1 ноября 1916 г. резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику, Милюков завершал каждый пункт обвинения многозначительным вопросом: «Что это? Глупость или измена?» вслед за Милюковым с не менее эффектными разоблачительными речами выступил националист Василий Витальевич. Шульгин и даже ярый монархист Владимир Митрофанович Пуришкевич.
14 февраля 1917 г. дума заявила о необходимости смены правительства.
25 февраля 1917 г. царь распустил Государственную Думу.
27 февраля 1917 был создан Временный комитет Государственной думы, решивший взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка, связанного с событиями Февральской революции.
После формирования Временного правительства (2 марта) функции Думы свелись к проведению частных совещаний ее членов. Дума была распущена Временным правительством 6 октября 1917 в связи с началом выборов в Учредительное собрание, которое и должно было определить форму правления и органы государственной власти в России.
uchltel-lstoria.ucoz.org
Прогрессивный блок — это… Что такое Прогрессивный блок?
Прогресси́вный блок — объединение депутатских фракций IV Государственной думы и Госсовета Российской империи в годы Первой мировой войны 1914—1918 гг. Образован в августе 1915, когда патриотический подъём первых месяцев войны сменился тревогой, вызванной весенне-летним отступлением русских войск. Состоял преимущественно из представителей парламентских партий прогрессистов, кадетов, октябристов и «прогрессивных русских националистов». После Февральской революции лидеры объединения вошли во Временное правительство России — так называемое «правительство народного доверия».
Обстоятельства создания
Весенне-летние поражения русских войск от германской армии в 1915 нарушили «единение» царя с IV Государственной думой.
19 июля 1915 открылась 4-я думская сессия. Крайние правые полностью поддержали правительственную декларацию. Но другие фракции — от националистов до кадетов — выступили с критикой правительства И. Л. Горемыкина, требуя создания кабинета, пользующегося «доверием страны». Вокруг этого лозунга объединились большинство фракций Думы и часть фракций Госсовета.
9-22 августа 1915 в Думе и Госсовете по инициативе лидера кадетов П. Н. Милюкова между депутатами были проведены переговоры, которые привели к подписанию 22 августа 1915 г. формального соглашения, получившего название Прогрессивный блок (По др. источникам Блок создан 25 августа[1]). Фактический лидер Прогрессивного блока Милюков строил планы оказывать силами депутатов коалиции давление на правительство, понуждать последнее к реформам.
В Блок вошли представители 6 фракций Государственной думы: кадеты (59 депутатов), «прогрессисты» (48), левые октябристы из фракции «Союз 17 октября», часть депутатов из фракций правых октябристов-земцев, группы Центра и правых националистов-прогрессистов во главе с В. В. Шульгиным (в начале 1915 последний основал фракцию «прогрессивных русских националистов» в Думе). Всего 236 думцев из 422 членов Государственной думы. Также в объединение вошли 3 фракции Госсовета (центр, академическая группа и внепартийные). Всего же в Блок вошло более 300 человек. Вне его пределов остались думские фракции крайне-правых монархистов и националистов, безоговорочно поддерживавшие правительство, а также социал-демократы-меньшевики и трудовики (2 последних фракции левых радикалов, хотя и называли этот парламентский союз «желтым блоком»,[2], фактически солидаризировались с его политикой).
Состав
Ведущее место в Прогрессивном блоке занимали кадеты. С момента создания Блока в нем выделились 3 крыла: правое (центристы, земцы-октябристы, националисты-прогрессисты), левое (кадеты и левые октябристы) и крайне левое (прогрессисты).
Для ведения практической работы Прогрессивного блока было избрано Бюро из 25 человек (председатель — член Госсовета октябрист А. Н. Меллер-Закомельский; с 4 сентября 1915 — руководитель депутатской группы «Союз 17 октября» левый октябрист С. И. Шидловский), в которое вошли кадеты П. Н. Милюков, А. И. Шингарёв, прогрессисты И. Н. Ефремов, А. И. Коновалов, левый октябрист А. И. Звегинцев, октябристы-земцы М. С. Акалелов, М. М. Алексеенко (председатель бюджетной комиссии Думы), И. И. Дмитрюков, граф Д. П. Капнист 2-й и Н. А. Ростовцев, председатель фракции Центра В. Н. Львов и его заместитель П. Н. Крупенский 1-й (секретарь думской части Блока), «прогрессивные» националисты В. В. Шульгин, А. И. Савенко, граф В. А. Бобринский 2-й и др.
В Прогрессивный блок также входили центристы Б. И. Кринский, Н. Д. Крупенский 2-й, А. Н. Лихачев, С. А. Рыблов, Д. Н. Сверчков, прогрессисты-националисты А. Г. Альбицкий, И. Ф. Половцев 2-й, И. А. Рындовский, октябристы-земцы А. И. Алехин, Н. И. Антонов, М. И. Арефьев, А. А. Лодыженский, Л. Г. Люц, М. В. Родзянко 1-й (председатель Государственной думы), С. Н. Родзянко 2-й, Н. В. Савич, П. А. Хохлов, левые октябристы М. Г. Аристаров, Н. А. Хомяков, кадеты В. И. Алмазов, А. Г. Афанасьев, Н. В. Некрасов, Ф. И. Родичев, А. С. Салазкин, московский городской голова М. В. Челноков, прогрессисты А. А. Барышников, Н. И. Родзевич, независимые М. А. Караулов, Е. Д. Логвинов, беспартийный Н. Н. Рычков и др.
Программа
Программа (Декларация) Прогрессивного блока сводилась к требованиям создания «правительства доверия», проведения политики, направленной на «сохранение внутреннего мира», частичной амнистии осуждённых по политическим и религиозным делам, отмены некоторых ограничений в правах крестьян («уравнение крестьян в правах») и национальных меньшинств («вступление на путь отмены ограничительных в отношении евреев законов», «автономия Польши», прекращение репрессий против «малороссийской печати»), предоставление больших возможностей для местного самоуправления («пересмотр земского положения», «волостное земство»),[3] восстановления деятельности профсоюзов. Содержание программы определялось стремлением найти почву для соглашения с правительством на основе минимума либеральных реформ и доведения войны до «победного конца». Это была последняя попытка конструктивных сил общества заставить монарха допустить минимум либеральных реформ, чтобы избегнуть широкого недовольства и отторжения от верховной власти даже столичной элиты, — тем самым, предотвратить возможную революцию-катастрофу в условиях мировой войны. По максимуму депутаты Прогрессивного блока готовы были предложить новый состав правительства. При этом подразумевалась незыблемость Основных Законов Российской империи, по которым новое правительство было бы подотчетно по-прежнему не Думе, а Царю.[4]
Но и эта программа оказалась неприемлемой для монарха: как бы в ответ Николай II снимает великого князя Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего и 23 августа 1915 г. принимает на себя обязанности по командованию всеми российскими вооруженными силами.
3 сентября 1915 Дума была распущена на каникулы.
Участие в политическом процессе 1915—1917 гг
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 марта 2012. |
Попытка главноуправляющего землеустройством и земледелием А. В. Кривошеина образовать «правительство общественного доверия» была отвергнута Николаем II и привела к отставке Кривошеина (октябрь 1915).
Думская оппозиция в лице Прогрессивного блока заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс со Двором. Члены Государственной думы активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе особых совещаний.
9 февраля 1916 возобновились занятия Думы. Думцам было предложено работать с новым председателем Совета министров Б. В. Штюрмером.
Крайнее обострение политического положения в столицах осенью 1916 провоцировало депутатов Прогрессивного блока взять более решительный тон. Вместе с тем, депутатам-прогрессистам это казалось уже недостаточным и в знак протеста против отсутствия в декларации Блока требований ответственного министерства и создания следственной комиссии для расследования действий правительства, 31 октября 1916 фракция прогрессистов вышла из Прогрессивного блока.
Открывшаяся 1 ноября 1916 5-я сессия Думы приступила к обсуждению общего положения в стране. Прогрессивный блок потребовал отставки главы правительства Б. В. Штюрмера, а также создания «ответственного министерства». Вынужденный пойти на отставку Штюрмера (10 ноября), Николай II и его ближайшее окружение, тем не менее, продолжали прежнюю политику, что привело к дальнейшему обострению положения.
6(18) ноября 1916 товарищами (заместителями) председателя Государственной думы были избраны представители Прогрессивного блока — левый кадет Н. В. Некрасов и националист-прогрессист В. А. Бобринский 2-й.
Дума, в лице Прогрессивного блока, продолжила конфронтацию с царем.
Новый глава правительства А. Ф. Трепов предложил Думе несколько частных законопроектов. В ответ Дума во главе с Прогрессивным блоком выразила недоверие правительству. К ней присоединился Госсовет. Это свидетельствовало о полной изоляции монарха и правительства.
16 декабря 1916 Дума была опять распущена на каникулы (17 декабря был убит Г. Е. Распутин).
27 декабря 1916 получил отставку А. Ф. Трепов и в тот же день главой правительства безо всяких консультаций с думскими лидерами Николай II назначил Н. Д. Голицына.
В день возобновления заседаний Думы, 14 февраля 1917, представители парламентских партий пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе в лице Прогрессивного блока.
Февральская революция 1917 прервала деятельность Прогрессивного блока. Многие из его руководителей вошли в состав Временного комитета Государственной думы, а затем — Временного правительства.
Следует отметить, что сразу же после захвата власти деятели Временного правительства отбросили выдвигавшийся ими ранее лозунг «ответственного перед Думой правительства», де-факто, а затем и де-юре распустив Государственную Думу.
См. также
Примечания
- ↑ Государственная дума Российской империи 1906—1917: Энциклопедия. — М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. — С. 500.
- ↑ Шульгин В. В. Дни. 1920: Записки /Сост. и авт. вст. ст. Д. А. Жуков. — М.: Современник, 1989. — С. 116.
- ↑ Шульгин В. В. Указ. соч. — С. 117.
- ↑ Прогрессивный блок
Литература
- Алексеева И. В. Последнее десятилетие Российской Империи: Дума, царизм и союзники России по Антанте 1907—1917 годы. — СПб., 2009;
- Буржуазия накануне Февральской революции, М.- Л., 1927;
- Государственная Дума. Стенографические отчёты. Созыв 1 — 4, СПБ, 1906 — 17;
- Государственная дума в России. Сб. документов и материалов, сост. ф. И. Калинычев, М., 1957;
- Грунт А. Я., «Прогрессивный блок», «Вопросы истории», 1945, № 3 — 4;
- Дякин B. C., Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны (1914—1917), Л., 1967;
- Кадеты в дни галицийского разгрома, 1915, «Красный архив», 1933, т. 4;
- Ленин В. И., Поражение России и революционный кризис, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27;
- Прогрессивный блок в 1915—1917, «Красный архив», 1933, т. 1;
dic.academic.ru