Благородный и прямой характер Державина. Принципы произведения
Можно себе представить, что в молодости его горячность и вспыльчивость были еще сильнее и что живость вовлекала его часто в опрометчивые речи и неосторожные поступки. Сколько я мог заметить, он не научился еще, несмотря на семидесятитрехлетнюю опытность, владеть своими чувствами и скрывать от других сердечное волнение. Нетерпеливость, как мне кажется, была главным свойством его нрава; и я думаю, что она много наделала ему неприятных хлопот в житейском быту и даже мешала вырабатывать гладкость и правильность языка в стихах. Как скоро его оставляло вдохновение – он приходил в нетерпение и управлялся уже с языком без всякого уважения: гнул на колено синтаксис, словоударение и самое словоупотребление. Он показывал мне, как исправил негладкие, шероховатые выражения в прежних своих сочинениях, приготовляемых им для будущего издания. Положительно могу сказать, что исправляемое было несравненно хуже неисправленного, а неправильности заменялись еще большими неправильностями. Я приписываю такую неудачу в поправках единственно нетерпеливому нраву Державина».
Известна и запись Пушкина, посвященная встрече с Державиным.
«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году. Как узнали мы, что Державин будет к нам (в Царскосельский лицей), все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую „Водопад“. Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и в халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе“, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»
Впрочем, в те годы Пушкин уже считал Державина поэтом прошлого.
В 1925 году он писал А. А. Дельвигу: «По твоем отъезде перечел я Державина всего, и вот мое окончательное мнение: этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка – (вот почему он и ниже Ломоносова), – он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии – ни даже о правилах стихосложения. Вот почему он и должен бесить всякое разборчивое ухо. Он не только не выдерживает оды, но не может выдержать и строфы. Читая его, кажется, читаешь дурной, вольный перевод с какого-то чудесного подлинника. Ей-богу, его гений думал по-татарски – а русской грамоты не знал за недосугом. – И дальше: – Державин, со временем переведенный, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нем (не говоря уж о его мастерстве). У Державина должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь. Жаль, что наш поэт, как Суворов, слишком часто кричал петухом». Но, разумеется, это слова гения, сказанные больше для самого себя.
Умер Державин 8 (20) 1816 года в селе Званка Новгородской губернии.
Похоронен в Петербурге.
www.school-essays.info
Каким, по мнению Державина, должен быть государственный деятель?
Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт» ; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:…Ваш долг – спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но, по словам поэта, «властители и судии» :
Не внемлют! – видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:
Цари! Я мнил: вы боги властны,
Никто над вами не судья;
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.
Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы» . Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве» . Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:
А слава тех не умирает,
Кто за Отечество умрет:
Она так вечно и сияет,
Как в море ночью лунный свет.
По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям» .
otvet.mail.ru
Гавриил Романович Державин (1743-1816) 43-51стр. Русская литература 9 класс Царева
1. Какие черты определяют личность Г. Р. Державина?
Личность Г.Р. Державина определяли такие качества, как правдолюбие, осознание своего человеческого достоинства и чести, прямота, неумение подстраиваться под начальство, потворствовать его прихотям, слабостям и капризам. Его принципиальный и вспыльчивый характер часто приводил к потере должности, к громким скандалам с чиновниками. А во время подавления Пугачевского восстания главнокомандующий грозил казнить Державина вместе с Пугачевым. Обличительный характер часто носили и стихи поэта, в которых выражалась его гражданская позиция, убежденность в ответственности любой власти перед людьми и Богом. Поэт судил любого человека с позиций высокой нравственности и гражданственности, грозил «сильным мира сего» Божьим судом, если они не будут соответствовать требованиям человечности и порядочности. «Ум и сердце человечье были гением моим», — подчеркнул он в стихотворении «Признание». Поэт никогда не искал почестей и наград, больше всего ценил свободу, о чем не раз говорил в своих произведениях:
Блажен, кто менее зависит от людей,
Свободен от долгов и от хлопот приказных,
Не ищет при дворе ни злата, ни честей,
И чужд сует разнообразных!
(«Евгению, Жизнь Званская»)
Обыл прежде всего гражданским поэтом, страстно и смело откликавшимся на все значительные события русской жизни своего времени. Но Державин не стал и во главе позднего классицизма, что легко могло бы случиться, если бы автор од-сатир не сохранил своих общественных идеалов, резко отделявших его от реакционного течения литературы, несмотря на традиционный консерватизм его политических представлений. Державин как поэт в той или иной мере сближался с русским просветительством XVIII в., которое создало реально-сатирическую литературу, подготовлявшую почву для реализма XIX в.
2. Подберите цитаты из стихотворений Державина, которые дают представление о темах его творчества.
1) Образ просвещенного и мудрого правителя:
Им и время не владеет.
Ниже злато, ни сребро;
Он порядку дел радеет,
Любит общее добро;
Убегая пышных вздоров
И блестящих мелочей,
Он во сане прокуроров,
Всех вельмож, судей, царей
Чтит лишь только человека
И желает сам им быть…
(«Время»)
2) Философская тема: назначение человека, смысл его существования:
А я перед тобой — ничто.
Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт,
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод…
Частица целой я вселенной…
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб, я червь — я бог!
(Ода «Бог»)
3) Сатирическая тема:
а) обличение неправедных властителей:
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
(«Властителям и судиям»)
б) обличение человеческих пороков:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
(«Вельможа»)
4) Тема назначения поэта и поэзии:
…Поэзия не сумасбродство,
Но вышний дар богов, — тогда
Сей дар богов лишь к чести
И к поученью их путей
Быть должен обращен, не к лести
И тленной похвале людей…
(«Видение Мурзы»)
…Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.
(«Памятник»)
Державин выступил в литературе на закате классицизма, но не мог остаться правоверным «классиком». Показательно, что он высмеял в эпиграмме одну из поздних эпических поэм — «Сувороиду» И. Завалишина Сам он о А. В. Суворове писал совершенно иначе, стремясь запечатлеть реальный облик великого полководца. Однако связи с ломоносовским классицизмом у Державина были еще очень велики. Это выражалось и в характере большей части стихов Державина, и, что еще важнее, в свойственной его творчеству идеализации воспеваемых героев (Фелица — Екатерина II). Но вместе с тем в оды Державина проникают элементы реальной действительности, герои их приобретают черты живых людей, одическое «пение» перебивается сатирическим смехом.
Формально Державин неукоснительно следует системе классицистических жанров, он раздвигает ее рамки, показывая иные возможности поэтического мышления. В оде «Фелица», посвященной Екатерине II, классицизм проявляется в создании образа царицы, наделенной всякими добродетелями, в стройности построения. Однако Державин сумел совместить торжественный стиль оды, сказочную основу и бытовые подробности повседневной жизни. Был создан не только отвлеченный образ просвещенной императрицы, но и индивидуальный человеческий характер. Нарушал строгие правила классицизма и язык, которым написана эта ода. У Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят простые («дурачества сквозь пальцы видишь…») и даже встречаются строки «низкого» стиля («И сажей не марают рож»). В этой оде легкий и звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая отличается от торжественно-величавой речи од Ломоносова.
Это же сочетание, казалось бы, несовместимого: жизненных реалий (кляча, сухари, солома) и слов высокого стиля (рать, пылая, бдеть) — отражено в стихотворении «Снигирь», написанному на смерть великого полководца А. Суворова, и многим другим произведениям. Нарушая классицистические каноны, Державин создает «живой» поэтический образ, тот «забавный русский слог», который позволил подлинно лирическому «языку сердца» заменить строгие правила и нормы. В поэзии Державина представала живая, конкретная человеческая личность с ее разнообразными переживаниями, с ее субъективным отношением к людям и явлениям. Приближение поэзии к интересам человеческой личности проявилось и в том, что рядом с героическими событиями в творчестве Державина заняли место факты повседневной, будничной жизни.
Державин как поэт в той или иной мере сближался с русским просветительством XVIII в., которое создало реально-сатирическую литературу, подготовлявшую почву для реализма XIX в.
resheba.me
Каким человеком был Державин — Школьнику.com
В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане «старины глубокой», и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин — младший современник Ломоносова, а с другой — тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина.
Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство.
Что ни говори, для восприятия, современного читателя эти стихи трудноваты: и обороты, и слова старинные, и от жанра оды мы успели отвыкнуть. Но мне кажется, что в них живет душа очень умного, ироничного человека — их автора. И еще я думаю, что человек этот был смелым экспериментатором в языке и литературе.
Возьмем хотя бы его известные оды. Посвящены они по большей части императрице Екатерине Великой. Но героиня самой известной из них названа Державиным Фелицей, что значит «счастливая», а не «великая» или «мудрая», как можно было бы ожидать. И действительно, эта «царевна Киргиз-Кайсацкия орды» велика именно тем, что счастлива и человечна. Ее достоинства в том, что она ходит пешком и ест простую пищу, разрешает самостоятельно мыслить и говорить правду. Словно для того, чтобы подчеркнуть ее простоту, рядом автор рисует и «свой» портрет», на который, по его словам, «весь свет похож»:
А я, проспавши до полудня,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою.
Хотелось бы особо отметить, что в своих одах Гавриил Романович Державин во многом отошел от правил классицизма. Так, в оде «Фелица» писатель смешал в одном произведении разные жанры, соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам ее вельмож. Под пером Державина ода приблизилась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность. Нарушая строгие правила классицизма, Державин отверг установившуюся в литературе теорию трех стилей Ломоносова. Таким образом, он осуществил «опрощение», «снижение» высокого слога, приспособив его к нормам разговорного языка, далекого от утонченности светского дворянского салона.
Оцени ответ
shkolniku.com
Человеческая личность в поэзии Державина (Державин)
Державин выступил в литературе на закате классицизма и, чутко относясь к новым литературным веяниям, не мог остаться правоверным «классиком». Державина нельзя связывать с эпигонами классицизма начала XIX в. Показательно, что он высмеял в эпиграмме одну из поздних эпических поэм — «Сувороиду» И. Завалишина Сам он о А. В. Суворове писал совершенно иначе, стремясь запечатлеть реальный облик великого полководца. Однако связи с ломоносовским классицизмом у Державина были еще очень велики. Это выражалось и в характере большей части стихов Державина, и, что еще важнее, в свойственной его творчеству идеализации воспеваемых героев (Фелица — Екатерина II). Но вместе с тем в оды Державина проникают элементы реальной действительности, герои их приобретают черты живых людей, одическое «пение» перебивается сатирическим смехом.
Это свидетельствовало не только об эволюции жанра оды, но и о разрушении всей художественной системы классицизма. Державин усваивает основную идею, которую несло с собой новое мировоззрение и которая ознаменует новое литературное направление,- идею личности, идею человека. Еще в своих ранних стихах «На рождение в Севере порфирородного отрока» (1779) Державин обращался к будущему царю: «Будь на троне человек!» Через много лет, подводя итоги жизни и творчества, Державин пишет в стихотворении «Признание» (1807): «Ум и сердце человечье были гением моим». В поэзии Державина представала живая, конкретная человеческая личность с ее разнообразными переживаниями, с ее субъективным отношением к людям и явлениям. Приближение поэзии к интересам человеческой личности проявилось и в том, что рядом с героическими событиями в творчестве Державина заняли место факты повседневной, будничной жизни. По словам В. Г. Белинского, для Державина «никакой предмет не казался низким» (VII, 291). Замечательным образцом такого «снижения» поэзии является упоминавшееся послание Державина «Евгению. Жизнь званская». Это стихотворение сближается с распространенным в то время жанром описательной поэмы. Но в отличие от отвлеченных, далеких от жизни описаний.в духе классицизма или субъективно-эмоциональных картин в сентиментально-романтической манере Державин с большой точностью описывает обычный распорядок дня в помещичьей усадьбе: раннее вставанье, разговоры за утренним столом, чтение газет и журналов, обсуждение хозяйственных дел с приказчиком, игра в карты, писание стихов, обед, послеобеденный сон, прогулка, рыбная ловля, наблюдение за полевыми работами, чай на свежем воздухе. Вот помещик слушает, как
* …по палкам, по костям
* Усатый староста иль скопидом брюхатый
* Дает отчет казне, и хлебу, и вещам,
* С улыбкой часто плутоватой.
* Вот хозяин дома любуется обеденным столом, где
* Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
* Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером
* Там щука пестрая: прекрасны!
Поэтическая живопись Державина необыкновенно ярка по колориту. Вводя в поэзию обыденные явления, поэт не боится сказать о них простыми и даже просторечными словами («схрапну минут пяток», «мы на них… пялим взоры»). Те же художественные принципы нашли выражение и в ряде других державинских стихотворений позднего периода: «Русские девушки» (1799), «Снигирь» (1800), «Цыганская пляска» (1805) и др.
Все это позволяет связать творчество Державина с процессом становления русского реализма. Однако Державин еще не стал реалистом. В его творчестве нет типических обобщений, нет художе ственного раскрытия закономерности изображаемых явлений. Поэтому в его поздней поэзии находят отражение различные тенденции литературы тех лет, не складываясь при этом в цельную художе» ственную систему. Так, рядом с гражданской и философской лирикой в традициях классицизма у Державина появляется противостоящая высокому классицизму «легкая поэзия», которую в те же годы начал культивировать молодой К. Н. Батюшков. Захватило маститого поэта и распространившееся во всех европейских литературах увлечение поэзией Оссиана («Водопад», 1791 -1794, опубл. 1798). Вместе с тем Державин заинтересовался и народным творчеством, привлекшим усиленное внимание предромантиков. В его творчестве можно найти немало отзвуков русского фольклора. Самым значительным из них была сказочная поэма «Царь-девица» (1812, опубл. 1816). Заимствуя из народных сказок персонажи, сюжетные и описательные мотивы своей поэмы, Державин вводит в текст народно-фольклорные слова и выражения, следуя традиции ирои-комической поэмы: если Царь-девица «больно рассерчала», то своих бояр она «тазала»; женихи ее, выполняя трудные поручения, «понадорвали… живот» и «стали в пень». Достойно внимания, что и в теоретической работе «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (1813), читанной на заседании «Беседы любителей русского слова» и напечатанной в ее «Чтениях» (1811 -1815), Державин стремится связать происхождение оды с первобытной народной поэзией и развивает целую теорию литературной песни как подражания «российским старинным песням».
Таким образом, в основных тенденциях своего творчества Державин противостоял поэзии сентименталистов, претендовавших на господствующее положение в первое десятилетие нового века. Он был прежде всего гражданским поэтом, страстно и смело откликавшимся на все значительные события русской жизни своего времени. Но Державин не стал и во главе позднего классицизма, что легко могло бы случиться, если бы автор од-сатир не сохранил своих общественных идеалов, резко отделявших его от реакционного течения литературы, несмотря на традиционный консерватизм его политических представлений. Державин как поэт в той или иной мере сближался с русским просветительством XVIII в., которое создало реально-сатирическую литературу, подготовлявшую почву для реализма XIX в.
Всем этим объясняется высокая оценка Державина поэтами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и поэтами-декабристами. Рылеев думой «Державин» (1825) завершил цикл своих исторических баллад о русских героях, усмотрев в авторе «Вельможи» и «Властителям и судиям» образец поэта-гражданина. А. А. Бестужев посвятил ему несколько восторженных строк в своем «Взгляде на старую и новую словесность в России».
www.allsoch.ru
| / Сочинения / Державин Г.Р. / Разное / Особенности поэзии Державина Г.Р. Державин творил свои произведения в эпоху расцвета классицизма. Это искусство выделяло «высокое», «среднее» и «низкое» направления. «Высокое» было связано с героическим и патриотическим началом в человеке: гражданское, патриотическое чувство делало человека личностью. Темами «среднего» и «низкого» жанров были исключительно чувства личные. О Державине говорят, что он нарушил систему трёх «штилей», созданную Ломоносовым. Поэт смело соединял высокое, среднее и низкое в один живой образ.
/ Сочинения / Державин Г.Р. / Разное / Особенности поэзии Державина | Смотрите также по разным произведениям Державина: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Новаторский характер поэзии Державина. Сочинения о книге
Курс литературы в старших классах труден для учащихся прежде всего потому, что от текстуального анализа отдельных произведений необходимо перейти к обобщённому взгляду на развитие литературы в целом. При изучении обзорных тем учитель раскрывает содержание наиболее существенных явлений в развитии литературы определённого периода, в творчестве отдельного писателя, выделяя лишь наиболее важные моменты. Межпредметные связи, опора на анализ художественных текстов, сопоставление с творчеством других писателей помогают решить эту трудную задачу.
В программе по литературе для обзорного изучения выделены такие темы, как творчество М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина и других, что предполагает как бы панорамное представление о них в сочетании с текстуальным рассмотрением отдельных стихотворений. Для учителя представляет определённую трудность процесс отбора текстов, их анализ в единстве содержания и формы. Обзорные темы рассчитаны на активную самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и учеников.
Стремление показать развитие русской литературы в контексте всей культуры XVIII века — заметная и плодотворная тенденция науки и школьной практики. Изучение обзорной темы «Г. Р. Державин» должно сформировать представление о личности Державина и своеобразии его творческого пути, новаторском характере его поэзии. Эмоциональное погружение в текст — первый этап постижения литературного произведения. Второй этап — анализ, то есть путь от читательских впечатлений к авторскому изображению. В ходе анализа пробуждается внимание к содержательной стороне и форме, способность в художественной детали увидеть мысль писателя, осознать целостность произведения.
Предлагаемый урок занимает промежуточное положение в системе занятий, посвящённых творчеству Г. Р. Державина. Задания рассчитаны на пробуждение исследовательского интереса в изучении литературы. Не преувеличивая возможностей учащихся, они ставят перед школьниками микроисследовательские задачи, которые при должном руководстве со стороны учителя могут перерасти в серьёзную работу.
Образовательная цель. Сформировать у учащихся представление о новаторском характере поэзии Г. Р. Державина.
Развивающая цель. Развивать навыки целостного анализа художественного произведения в единстве содержания и формы.
Воспитательная цель. Воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, выраженным в художественной литературе.
Оборудование урока. Репродукции картин В. Боровиковского «Портрет Куракина», «Г. Р. Державин».
Методы работы. Слово учителя, выразительное чтение, беседа, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Четверть тысячелетия — достаточный срок, чтобы история вынесла наследию Державина свой окончательный, не подлежащий обжалованию вердикт: Державину принадлежит почётное место среди классиков. Но посмертная слава не лишена горького привкуса.
Уже Белинский писал о Державине, что “его все единодушно превозносят — и между тем никто не читает…” (Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1982. Т. 6. С. 14). Эти слова, к сожалению, могли быть сказаны и современными критиками.
Между тем личность и творчество этого поэта таят в себе огромный эстетический и нравственный потенциал. “Есть в этом старике нашей словесности что-то молодое, что-то и нам современное…” — так напишет о Державине в тысяча девятисот семнадцатого году Ю. Айхенвальд.
Вынести объективное суждение можно, лишь обратившись к поэзии Державина.
Пробудить интерес к теме, без которого невозможно полноценное восприятие, адекватное понимание прочитанного, поможет проблемный вопрос: почему В. Г. Белинский назвал Державина “отцом русских поэтов”? (Т. 6. С. 73.)
Начнём урок с Чтения стихотворения «Памятник» (вольный перевод оды Горация «К Мельпомене»).
Учащимся предлагаются следующие вопросы.
1. Определите тему и основное настроение стихотворения.
2. Какие средства художественной выразительности использовал поэт, чтобы придать стихотворению торжественность, величавость?
3. Каким размером написано стихотворение? Проанализируйте метрическую схему 1-й строфы.
4. Какова же главная мысль стихотворения, его идейное содержание?
Данная работа позволит сделать выводы о том, что тема стихотворения — бессмертие поэта, основное настроение — восхищение величием творца. Чтобы придать торжественность речи, поэт использует слова высокого стиля (чело, возгордись, возгласить, неисчётных и другие), эпитеты (неторопливою рукою, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный), гиперболу и сравнение одновременно (металлов твёрже он и выше пирамид). Чередование мужской и женской рифм, стихов с неполной стопой ямба, наличие пиррихиев (явление для поэзии XVIII века довольно необычное) придают речи живость, изящество, напевность.
II. Один из методических приёмов, помогающих глубокому осознанию лирического текста, — это сопоставление стихотворений разных авторов на одну тему. Так как к оде Горация, кроме Державина, обращались М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, В. Я. Брюсов, интересным будет сопоставление различных переложений, имеющее целью ответ на вопрос: “В чём видят заслугу перед потомками эти поэты?”
М. В. Ломоносов:
Отечество моё молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Стихи эольски — образцовые, Алцейская лира — лира Алцея, одного из лучших древнегреческих поэтов. Созданное поэтом, по мнению Ломоносова, делает его бессмертным.
А. С. Пушкин:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Пушкин акцентирует внимание не на своих поэтических достижениях, а на гражданской позиции.
В. Я. Брюсов:
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,
И, у далёких грёз в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.
Брюсов считает своей заслугой то, что смог выразить тонкие, едва уловимые настроения, гибельный и сладкий “восторг бытия”, свойственный предреволюционной эпохе.
III. Поэты по-разному понимают и оценивают свои заслуги перед потомством. И чтобы появилась гордая и мужественная, полная гражданского достоинства строфа Пушкина, нужен был Державин, без которого немыслим “золотой” XIX век, которого В. Г. Белинский назвал “отцом русских поэтов”.
Что же считает важным в своей поэтической деятельности Державин?
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
В поэтическом сознании Державина мы находим следы очень высокого представления о роли и назначении поэта. В чём дерзость его особого пути?
Эти вопросы и строфа из стихотворения «Памятник», взятая в качестве эпиграфа, станут элементами, объединяющими урок в одно целое.
Обращаемся к первым двум строкам:
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить…
Просим учащихся вдуматься в эти строки и ответить на вопросы:
1. Почему именно написание «Фелицы» считает Державин своей заслугой? Воспевать монархов умели и до него, этим была сильна поэзия классицизма.
2. Определить жанр оды.
“Ода ( от греч. оde — песнь) — торжественное стихотворное произведение. В России ода стала основным жанром поэзии М. В. Ломоносова, выражая патриотическое, религиозное и философское воодушевление”.
3. Чем отличается «Фелица» от од Ломоносова?
Ода — торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому событию или герою. Новаторский характер оды Державина в том, что:
- он не воспользовался античной мифологией; поэтической смелостью было появление в оде авторского “я”; по-новому трактуется образ монархини: взамен торжественно тяжёлого образа “земной богини” поэт мастерски изобразил Екатерину и как правительницу, и как частное лицо. Державин пытается раскрыть внутренний мир героини оды, её нрав, привычки, подчёркивает такие черты, как демократизм, простота, скромность, приветливость в сочетании с выдающимся умом и талантом государственного деятеля; хвалебная ода оказывается в то же время резкой сатирой: “добродетельному” образу Фелицы противопоставлен образ порочного мурзы. Это обусловливает небывалое дотоле жанровое своеобразие: ода-сатира. Смелость Державина в том, что он в рамках торжественной оды свёл патетическое и комическое.
“«Фелица» — произведение до того самобытное и оригинальное, исполненное ума и поэтической грации, что эстетики сбились с толку, не зная, к какому роду сочинений его отнести” (Белинский В. Г. Т. 8. С. 436).
Новый характер произведения требовал особого языка: “забавный русский слог”, как определяет его Державин. В чём новизна языка?
Учащиеся называют такие особенности:
- ломка языковой иерархии классицизма; смешение высокого и низкого в языке поэта, использование лёгкой, шутливо-разговорной речи, прямо противоположной нарочито-приподнятому стилю Ломоносова; синтаксическая “свобода”: отделение определения от определяемого слова, несовпадение синтаксических и логических связей, использование инверсий, в результате чего возникает ассоциативный синтаксис; державинское “падежеупотребление”, подмена косвенных падежей (“Между тщеславья (вместо тщеславьем) и пороком”).
Подводя к выводу, задаём вопрос:
— Так почему же всё-таки ода? Что здесь от традиции?
Учащиеся отмечают трёхчастную макроструктуру, строгую логику изложения, посвящение оды царственному лицу, идеализацию, гиперболизацию образа императрицы, использование традиционной одической строфы — десятистишия.
Таким образом, анализ оды в единстве содержания и формы позволит доказать, что Державин совершил подлинный переворот в литературе.
IV. Многие писатели-современники восторженно приветствовали автора «Фелицы» за то, что он проложил свой путь на Парнас, путь непроторённый и новый.
«Фелица» прекрасна не тем, когда и по какому случаю она написана, и не тем, что в ней изображены исторические лица, а тем, как они изображены.
“Оды, наполненные именами баснословных богов, наскучили и служат пищею мышам и крысам, «Фелица» же написана совсем иным слогом, как прежде такого рода стихи не писались”, — читаем в анонимной статье 1784 года.
Чтобы доказать справедливость следующей строки — “…В сердечной простоте беседовать о Боге…” — обращаемся к оде «Бог».
Сам поэт считал, что провидением предсказано было, что он будет писать о Боге. В 1744 году явилась большая, весьма известная учёному свету комета, показали её младенцу Державину — при первом на неё воззрении младенец, указывая перстом, первое слово выговорил: “Бог!”
Облик Бога, нарисованный Державиным, ничего общего не имеет с каноническим изображением христианского Бога. Это бог-природа, бог-космос, бог — мировой разум. И человек осознаётся в своём отношении к Богу.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
От сознания двойственности человеческой природы рождается державинское убеждение в том, что истинный удел человека — бессмертие духа: “Моё бессмертно бытие; // <…> И чтоб чрез смерть я возвратился, // Отец! — В бессмертие твое”.
— Докажите оригинальность державинской оды «Бог», сопоставив её с духовными одами Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве» и «Утреннее…».
У Державина тот же контраст между Богом и человеком, но мысль и чувство, воображение поэта обращены в глубь души. Державин перечисляет свойства Бога, приходит к сознанию бессилия разума познать Божественную сущность. Но наряду с этим вводит в стихотворение идеи современной ему науки о множественности миров, Бог приобретает у него черты, свойственные материи: бесконечное пространство, беспрерывная жизнь в движении вещества, нескончаемое течение времени.
По существу, эти понятия противоречили религиозным представлениям: Церковь учила, что земля — центр мироздания и солнце создано Богом только одно. Христианская религия отрицала беспрерывное движение как основное свойство материи.
Поэт, сознавая, что он перед Богом ничто, приходит к оптимистической мысли о божественном происхождении человека.
…Но ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт,
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Можно говорить о пантеизме поэтического мира Державина.
Пантеизм (греч. pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие и тождественные понятия. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.
Наряду с прославлением Бога поэт славит и человека. Эти мысли продиктованы не греховной гордыней человека, возомнившего себя равным Богу, но являются результатом осмысления мира и себя в этом мире. Державин не просто изливает религиозный восторг, а в “сердечной простоте беседует о Боге”.
V. В «Памятнике» Державин гордится тем, что “истину царям с улыбкой говорил”.
Будучи поэтом по вдохновению, он должен был говорить правду; помощник или царедворец по служению его при дворе, принуждён был закрывать истину иносказанием и намёками. Но Державин умел говорить царям истину не только с осторожной улыбкой честного слуги, но и с гневом поэта.
Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры
Их горделивые разоблачал кумиры, —
Превосходно скажет об этой стороне поэзии Державина А. С. Пушкин.
Лира Державина была подчас грозной. В бытность министром юстиции в записке Сенату он писал, что происхождение, порода есть только путь к преимуществам, запечатлевается же благородное происхождение воспитанием и заслугами.
Подтверждение этих мыслей мы найдём в стихотворениях «Вельможа», «Властителям и судиям».
Хочу достоинствы я чтить,
Которые собою сами
Умели титлы заслужить
Похвальными себе делами…
(«Вельможа»)
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царём земли!
(«Властителям и судиям»)
При работе над стихотворением «Вельможа» возможно использование межпредметных связей. Работу проводим с помощью следующих вопросов:
- Сопоставьте стихотворение «Вельможа» с одой «Бог». Как изменяется жанр? В чём особенность композиции? Какое противопоставление лежит в основе стихотворения? Чтобы осмыслить противопоставление “ода — сатира”, составьте лексический ряд, характеризующий лжевельможу. На какие жизненные впечатления мог опираться Державин, рисуя картину ожидания просителями выхода вельможи? («Записки… Гаврилы Роман (бессмертное произведение)овича Державина»). Представьте лексический ряд, воссоздающий идеал автора. Сопоставьте с поэтическим портретом вельможи «Портрет Куракина», исполненный В. Боровиковским. Как изобразил вельможу художник? Фон портрета — вид на Михайловский дворец, бюст императора Павла I — художественно оправдан? К какому из образов, созданных Державиным, ближе князь Куракин в изображении Боровиковского?
При взгляде на Куракина вспоминаются слова Державина: “И барин без ума — павлин!” Великолепного бриллиантового князя Куракина так и прозвали в свете. Наконец, самое интригующее — созданный Боровиковским портрет самого Державина: зоркий взгляд, трезвое мышление. Работу над портретом можно сопровождать чтением следующих строк из стихотворения «Вельможа»:
Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно,
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья,
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть — польза, слава, честь.
VI. В оде «Вельможа» нарисован некий идеал гражданина, но несомненно в этом идеальном образе просвечивают для нас реальные черты самого Державина. Сатира Державина не колебала основ современного ему общественного строя. Политические взгляды его были консервативными: и крепостничество, и самодержавие он считал коренными, естественными основами русской жизни. Принимал участие в подавлении пугачёвского восстания. Но личная честность дала поэту возможность увидеть многие тайные стороны в правлении Екатерины II. Настоящим криком души стало стихотворение «Властителям и судиям». При работе с этим стихотворением интересным будет сопоставление с псалмом 81 (Пс. 81, 1–3).
Псалом 81-й
Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд.
Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость.
Властителям и судиям
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Таким образом, державинский текст — это переложение псалма, весьма популярный в литературе XVIII века жанр. В основе стихотворения лежит любимая Державиным мысль о долге гражданина перед Отечеством, о необходимости соблюдать законы всем без исключения. Устами судии — всевышнего Бога — поэт напоминает “земным богам” об их долге, намечает целую гуманистическую программу.
Ученики придут к выводу, что в своих сатирических одах Державин не только был “зла непримиримый враг”, обличая неправоту и беззакония своего времени, но и чтил достоинства, славил святую добродетель.
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
VIII. Теперь ответим на проблемный вопрос: почему же Державин был назван “отцом русских поэтов”?
Итак, Державин расширил возможности языка в поэзии, он не занимался реформированием языка, но выполнил всю первопроходческую работу в русской поэзии; неоднородный сложный сплав, который представляет поэзия Державина, дал возможность находить в ней истоки своего творчества таким разноплановым поэтам, как Батюшков, Рылеев, Пушкин, Некрасов, Тютчев. Яркая красочность и ослепительный блеск державинских зарисовок природы отразились на пейзажной манере Гоголя. Ораторские интонации стиха Державина в новых условиях развиты Маяковским.
Державинское творчество завершает развитие всей нашей поэзии XVIII столетия и вместе с тем зажигает блестящую зарю новой русской поэзии.
Тебе в наследие, Жуковской,
Я ветху лиру отдаю,
А я над бездной гроба скользкой
Уж преклоня чело стою.
Державина отличали благожелательность к молодёжи, идущей ему на смену, душевная щедрость к своим поэтическим наследникам.
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил, —
Напишет А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».
В процессе работы ученик постигает не только новую информацию, но и понимание важности общения с художественным произведением для существования человека во времени, в обществе, в мире, учится чаще задумываться, не ждать готовых ответов, а увлечённо и самостоятельно приближаться к разгадке тайны литературы.
Литература
Александрова К. О философской лирике Державина // Литература. 1995. № 15. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1982. Грот Я. К. Жизнь Державина. М., 1997. Западов В. А. Проблемы изучения русской литературы XVIII в. Л., 1978. Западов В. А. Гаврила Роман (бессмертное произведение)ович Державин. Биография. М.–Л., 1965. Ионин Г. Гаврила Роман (бессмертное произведение)ович Державин // Литература в школе. 1997. № 6. Коновалов В. Н. “Я любил чистосердечье…” // Литература в школе. 1993. № 3. Курилов А. С. “…Народен в высочайшей степени” // Литература в школе. 1993. № 5. Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся / С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. М., 1988. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность): Учеб. для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М., 1999. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998. Русская литература ХIХ века: 10 кл.: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, С. А. Леонов и др.; Под ред. Ю. И. Лыссого. М., 1997. Старцева Ю. Восприятие цвета в поэзии Державина // Литература. 1997. № 1. Титунова Е. Державинские переводы сонетов Петрарки // Литература. 1997. № 11. Ходасевич В. Ф. Державин. М., 1988.
www.sochuroki.com