Какие обстоятельства сопровождали процесс создания ссср – Причины образования СССР

Причины образования СССР

Политика военного коммунизма в тандеме с последствиями Гражданской войны оказались для государства очень тяжелыми. В будущем страну ожидал еще больший кризис. Его первые «звоночки» прослеживались на Поволжье, в Сибири, Украине и на Кавказе с участием казаков и крестьян. Эти и многие другие факторы поспособствовали к становлению нового государства Советского Социалистического Союза Республик. Основные причины образования СССР кроются, прежде всего, в экономике, а также во внешней и внутренней политике, проводимыми государственным аппаратом ранее.

Основные причины образования СССР


К основным причинам образования Советского Социалистического Союза Республик необходимо относить следующие:
1. Внешнеполитические причины.
Государство во главе с коммунистической партией остро нуждалось в праве на независимость. Политика враждебно настроенных соседних стран поспособствовала бы еще большему ухудшению экономической ситуации. Кроме того, незначительная территория республик, в будущем вошедших в состав СССР, и отсутствие центральной власти не позволили бы им проявить себя на международной арене. Государства, как никогда, нуждались в сильном лидере.
2. Экономические причины.
Географические положение республик, входящих в состав СССР обуславливало необходимость в заключение торговых сделок и создании хозяйственных связей. Также следует отметить, что Гражданская война и революция заметно подорвали экономику Россию. Восстановить ее намного проще и быстрее было совместными усилиями нескольких республик. Экономический фундамент – одна из основных характеристик сильного государства.
3. Территориальные причины.
Близкое расположение республик одна к другой являлось одной из основных причин их объединения в единое государство. Благодаря этому у населения появилась возможность свободно перемещаться в пределах одной большой страны, а у государства – возможность организовать бесперебойную поставку сырья и товаров между республиками.
4. Культурно-исторические причины.
Несколько столетий подряд, республики, вошедшие в состав СССР, придерживались практически одинаковых традиций. Исторические корни у народов также были схожи. Благодаря этому объединение разных национальностей в одну большую державу прошло безболезненно для каждого из народов.
5. Политические причины.
Февральская и Октябрьская революции в республиках привели к изменениям в системе правительственного аппарата, которые имели некоторую схожесть между собой. Партийное единство стало решающим фактором в процессе объединения.
Предпосылки для объединения республик формировались на протяжении многих веков. Именно поэтому мнение о том, образование СССР произошло только лишь благодаря инициативе представителей партийного аппарата, считается ошибочным. Естественно, что их вклад в формирование единой могущественной державы все равно был достаточно весомый. Национальная политика в России имела одно из главных значений, так как большая часть граждан, живших на ее территории, имели нерусские корни. Большевики как никто другой отстаивали право наций на их самоопределение.
В состав бывшей Российской Империи вошли 185 национальностей и народностей. У каждой из них был свой уникальный исторический путь. Но впитав культурное наследие друг друга, они смогли объединиться в одно сильное государство, показавшее себя истинным лидером на мировой арене в период своего существования.

Дата образования СССР


Советский Социалистический Союз Республик был образован 30 декабря 1922 года. В этот день состоялся первый съезд министров республик, вошедших в состав СССР:
• РСФСР;
• Украинская республика.
• Белорусская республика;
• Закавказская Федерация.
Основными документами, подтверждающими процесс слияния республик в единое государство, стали Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В основе Договора лежало разграничение полномочий между государственным органом власти и представителями власти на местах. Все остальное, кроме внешней политики и торговли, путей сообщения, связи, вопросов финансов и обороны, вверено управлению республик.
Высшим государственным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, ведущий свою активную деятельность под руководством новоявленного лидера государства в лице В. И. Ленина.

Интересные факты об СССР


1. Подарок «с секретом» от советских школьников.
В далеком 1945 году американский посол получил от советских школьников весьма необычное деревянное панно, изготовленное из ценных пород дерева. За основу изображения был взят герб США, что и подкупило американца принять такой дар. Однако подарок оказался с небольшим «секретом». Ни сам посол, ни школьники не знали о том, что в панно было вмонтировано подслушивающие устройство. Его разработал Лев Термен.
Целых восемь лет спецслужбы имели возможность прослушивать абсолютно все разговоры в кабине американского посла. Когда «жучок» был обнаружен, устройство было передано в ООН. Американцы позиционировали свою находку как яркое доказательство разведывательной деятельности, ведущей СССР. Сам принцип прослушки был разгадан несколько позже.
2. Гитлер с медалью.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны активное участие в боевых действиях принимал красноармеец-пулемётчик Семён Константинович Гитлер. За совершение подвига воин был представлен медали «За боевые заслуги».
Впоследствии в базе данных «Подвиг народа» сообщалось, что медалью был награжден вовсе не Гитлер, а Гитлев. До сих пор не известно, специально либо же по случайному стечению обстоятельств боец «сменил» свою фамилию.
3. «Пластинки на костях».
Запрещенная в Советском союзе музыка записывалась на старые рентгеновские снимки. Поклонники западных музыкальных композиций могли достать материал совершенно бесплатно. Медперсонал, наоборот, был даже благодарен за то, что им помогали разгружать архивы.
4. Налог на бездетность.
С ноября 1941 года бездетные мужчины от 20 до 50 и женщины в возрасте от 20 до 45 лет обязывались платить налог на бездетность.
5. Запоздалый» Новый год.
Распад СССР вызвал неразбериху в политическом аппарате. Вопрос о том, кто должен быть говорить поздравление с Новым 1992 годом, вызывал некоторые затруднение. В итоге было решено поручить это ответственное задание юмористу Михаилу Задорнову. Однако, сатирик так увлекся своей речью, что окончил поздравление на минуту позже отведенного времени. Это и стало причиной того, Новый 1992 год для граждан уже бывшего СССР наступил позже, нежели для остальных.


www.istmira.com

Параграф 19. Образование СССР

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

Предпосылки образования СССР

Советские республики накануне объединения

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920—1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принципах, что и Конституция РСФСР.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Нуждались в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. С другой стороны, участились требования работников некоторых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов. Предлагалось, в частности,— в связи с начавшимися в республиках аграрными реформами и отсутствием общего законодательства — объединить наркоматы юстиции и земледелия под эгидой Наркомюста РСФСР и Наркомзема РСФСР. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. И. В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации». В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре — ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В. И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами — двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

На основе Конституции СССР 1924 г, были внесены изменения в Конституции союзных республик.

Национально-государственное строительство

После принятия Конституции СССР главным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культурной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

В 1924—1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

Шел интенсивный процесс создания автономных республик и областей в Закавказье (Дагестанская АССР, Горская АССР) и в Сибири (Якутская АССР, Бурят-Монгольская АССР). Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний РСФСР, заселенных преимущественно белорусами. По уровню экономического развития эти районы значительно превосходили соседние территории. В результате присоединения новых земель площадь Белорусской ССР и численность ее населения увеличились более чем в 2 раза. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский округ Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджиков. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.

Вплоть до середины 30-х годов — времени принятия второй Конституции СССР — все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с Основным Законом СССР 1924 г.

histerl.ru

причины и принципы создания Союза.

Категория: Билеты с ответами по истории.

Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).

Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.

Причины создания СССР. Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б).

Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.

Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в реальную, как они ее называли, федерацию (в противовес фиктивной, когда официальные речи о независимости республик прикрывают фактическое всесилие центра) приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик .

Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем и др. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.

Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных ».

Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными — унитарными.

historyrusedu.ru

Ответы@Mail.Ru: Охарактеризуйте процесс создания СССР

ОБРАЗОВА́НИЕ СССР, процесс образования единого союзного государства на территории бывшей Российской империи после Октябрьской революции 1917. Окончательной датой создания советского государства считается 30 декабря 1922, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.

В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин, будучи унитаристом, как Маркс и Энгельс, писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран» . В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло — на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.) , стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство — он стал яростным сторонником федерализма, правда, на этапе перехода «к полному единству» . Лозунгу «единой и неделимой России» , исповедовавшемуся лидерами белого движения, был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений.

Образование РСФСР

Курс на создание федеративного государства был обозначен уже Декларацией прав народов России, провозгласившей равенство и суверенность народов, право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. В январе 1918 третий Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики» , закрепивших образование первой республики на значительной части бывшей Российской империи — РСФСР.

В этих документах оговаривались и добровольность вхождения в состав нового государства, «коренные начала» федерации, и самостоятельное решение каждой нации об участии в федеральных учреждениях, и недопустимость нарушения прав «отдельных, вступивших в федерацию областей» . Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра) , фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной — вторых. По Конституции 1918 практически всеми властными полномочиями наделялись Всероссийский Съезд Советов и ВЦИК.

Изначально декларированное право каждой нации создавать свое государственное образование соблюдено не было, хотя в основу их построения был положен национальный принцип. Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 — начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.

otvet.mail.ru

Образование СССР, его историческое значение

По существу, образование СССР началось уже в ходе Гражданской войны с принятием 1 июня 1919 г. декрета об объединении военных и хозяйственных усилий Советских республик «в исторической борьбе с мировым капиталом». После победы в Гражданской войне Советская Россия оказалась во враждебном капиталистическом окружении и экономической блокаде. Послевоенное ослабление империализма и поддержка революционной России международным рабочим движением удерживали Антанту от продолжения интервенции. Внешнеполитические условия существования социалистического государства во многом определяли пути, формы и саму судьбу российского социализма на начальном этапе развития. Весь период с 1920 по 1922 г. стал периодом борьбы за утверждение международного положения Советской России, освобождение от оккупации и установление Советской власти в национальных государственных образованиях на территории распав­шейся Российской империи, нового «собирания земель» в единое государство.

Внешнеполитические условия образования СССР. Общественно-политические процессы в послевоенном мире

Советское руководство в дипломатической борьбе за утверждение международного положения страны учитывало общественные процессы, проходящие в послевоенном мире. Они характеризовались рядом противоречий: противоречия между империалистическими странами, борьба рабочего класса с буржуазией внутри империалистических стран, развертывание национально-освободительной борьбы в колониальных и зависимых странах.

Версальско-Вашингтонская система мирных договоров (1919 — 1922) не разрешила империалистических противоречий. Основные выгоды получили Англия и Франция. США не смогли утвердить свое политическое лидерство и использовать возросшую на военных поставках воюющим странам финансовую мощь. Италия и Япония оказались обделенными в империалистическом переделе мира. Германия, ставшая после революции Веймарской республикой, не утратила своего экономического потенциала, но была ущемлена унизительными условиями Версальского мира. Стабилизация международной обстановки носила временный характер, глубинные противоречия препятствовали консолидации капиталистического мира против социалистической России.

Длительная тотальная война вызвала серьезные изменения в экономике империалистических стран. Либерально-рыночные отношения уходят в прошлое, развивается государственно-монополистический капитализм, усиливается роль государства в экономике. Меняются и отношения между трудом и капиталом. Революционный взрыв в России и Европе вызвал изменения во внутренней политике капиталистических государств. Одним из важнейших политических течений в правящих кругах Запада стал буржуазный реформизм — «ллойд-джорджизм» (по имени выдающегося английского буржуазного политика начала XX в.). Суть политики, по выражению Ллойд-Джорджа, — это «уступка неважного для сохранения важного», считая, что компромисс «не большая цена для сохранения мира в критическое время». В письме к Вильсону он отмечал, что если не пойти на уступки рабочему классу, «то у нас может произойти то же, что и в России». В ряде европейских государств вводится 8-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право, социальное страхование по безработице, по болезни; улучшается жилищное строительство. Существенным итогом политической переориентации буржуазии стало сотрудничество с социал-реформистскими рабочими партиями, создание коалиционных правительств. «Классовый мир» обеспечивался также насаждением националистической идеологии в широких народных массах по результатам войны.

Наибольшее развитие буржуазный реформизм получил в Великобритании и Франции. В Скандинавии доминировал его буржуазно-социал-демократический вариант. Оживились реформистские тенденции в странах Латинской Америки, особенно в Мексике, Аргентине, Чили и Уругвае. Социальные уступки и политические маневры буржуазии позволили в этих странах стабилизировать обстановку, удерживая в своих руках политическую власть. Влияние рабочего класса на политику удерживало буржуазные правительства от агрессивных акций против Советской России и вынуждало их к нормализации с ней государственных и экономических отношений. Империалистические государства усиливают эксплуатацию колоний, за счет которых снижается социальное напряжение в метрополии.

В Германии и Италии в борьбе с революционным рабочим движением зарождается на основе антикоммунизма одно из крайних реакционных течений — фашизм, эксплуатирующий национальную идею. В молодых буржуазных государствах Прибалтики, Польше, Румынии, Финляндии, граничащих с социалистической Россией, устанавливаются диктаторские режимы профашистского типа, которые поддерживаются странами Антанты. Аналогичные политические системы формируются и в странах зоны экономического влияния ведущих капиталистических стран — Португалии, Алба­нии, Венгрии, Греции.

В условиях мирного времени возникла возможность нового объе­динения международного рабочего движения. Инициаторами объединения II (правореформистского) и 1Г/2 («двухсполовинного», центристского) Интернационалов с III (Коммунистическим) Интернационалом выступили коммунисты. К началу 20-х гг. коммунистическое движение охватывало 2,2 млн человек в 52 странах, имело 48 компартий и 28 союзов молодежи. Однако объединение было сорвано лидерами II Интернационала. В мае 1923 г. II и П’/2 Интернационалы создали единый Рабочий Социалистический Интернационал (РСИ). Его отказ сотрудничать с Коминтерном закрепил раскол рабочего движения на все последующие десятилетия.

Большое влияние реформистских партий на рабочий класс Запада стало следствием спада революционной волны, усталости поколения, пережившего войну и неудачу революции в Европе. Реформистскую идеологию питало социальное расслоение и обуржуазивание верхушки рабочего класса в развитых капиталистических странах, а также идеологическое воздействие националистической и реформистской пропаганды. Радикализм и сектантство молодых компартий также способствовали усилению влияния реформизма на значительные массы трудящихся.

 

Установление Советской власти в национальных регионах России.

Сложившаяся международная обстановка В послевоенном мире ограничивала возможности империалистических государств к продолжению интервенции против народов России. Победа над контрреволюцией и интервентами в Центральной России, на Украине и в Белоруссии способствовала развертыванию борьбы за Советскую власть в национальных регио­нах, экономически и культурно связанных многовековым историческим прошлым.

В Закавказье, оккупированном англичанами после заключения перемирия с Турцией и Германией в 1918 г., вспыхнули вооруженные столкновения между Арменией и Азербайджаном, между Грузией и Абхазией. С 15 августа 1919 г. по решению Антанты началась эвакуация британских войск из Закавказья. В начале 1920 г. страны Антанты признали независимость Грузии, Азербайджана и Армении, однако эвакуация английских войск проходила медленно, лишь под угрозой продвижения на Кавказ войск Красной Армии.

Выход Красной Армии к границам Азербайджана и черноморскому побережью Грузии вызвал подъем вооруженной борьбы народных масс против националистических правительств, скомпрометированных сотрудничеством с оккупантами. Исход борьбы определила помощь Красной Армии (11-я армия, в состав которой входили многонациональные части). Первым освобожден Азербайджан при поддержке народов Дагестана. 28 апреля 1920 г. образовалась Азербайджанская Советская Социалистическая республика, в освобожденном Баку были арестованы члены британской и французской миссий во главе с Б. Фрезером (будущим первым лордом адмиралтейства в годы Второй мировой войны).

Летом 1920 г. Турция начала войну против Армении. В ноябре 1920 г. в Армении поднялось антиправительственное восстание, образовавшийся Революционный Комитет призвал на помощь 11-ю армию. С ее помощью свергнуто националистическое правительство и установлена Советская власть — образовалась Армянская ССР.

Установление Советской власти в Азербайджане и Армении оп­ределило положение в Грузии. В феврале 1921 г. там поднялось восстание, и созданный Революционный Комитет объявил Грузию Советской республикой, призвав на помощь 11-ю армию. Все закавказские республики в 1922 г. объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую республику, что стало важным этапом в создании СССР.

В Средней Азии события развивались примерно так же. Весной 1920 г. образовалась Хорезмская народная республика, а осенью 1920 г. — Бухарская народная республика. Однако борьба с «басмачеством» длилась до 1933 г.

Дальневосточная республика, образованная 6 апреля 1920 г. как «буферное» государство между Советской Россией и Японией, вела борьбу с белогвардейцами и японскими оккупантами, очистив всю территорию до Владивостока к осени 1922 г., а 15 ноября 1922 г. она вошла в состав РСФСР.

Оказывая военную поддержку в борьбе народов России за установление Советской власти, правительство РСФСР вело активную дипломатическую борьбу за международное признание Советских республик. Советская дипломатия стремилась использовать империалистические противоречия для разрушения изоляции и блокады России, установить связи с пограничными государствами и опереться на поддержку мирового рабочего движения. Выдвинутая Лениным концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем отвечала реальной исторической обстановке и гуманистической сущности социализма.

В сложных внешнеполитических условиях молодая советская дипломатия добивается серьезных успехов. В 1920 — 1921 гг. Советской России удалось заключить ряд экономических, политических и торговых соглашений. Заключение в марте 1921 г. англо­советского договора о торговле стало, по существу, признанием Советского государства «дефакто». Пример Лондона усилил соперничество западных стран за место на российском рынке («самом огромном рынке мира» по словам Р. Пуанкаре). В этой ситуации Советское правительство 28 октября 1921 г. обратилось с предложением о созыве конференции для рассмотрения проблем экономического сотрудничества. В январе 1922 г. на заседании Верховного Совета Антанты в Каннах принято решение о созыве международной конференции с приглашением Советской России. Ллойд-Джордж считал необходимым возвращение России в экономическую систему Европы.

Конференцию намечалось провести в Генуе в апреле 1922 г. Это решение стало серьезной брешью в официальной политике изоляции и бойкота Советского государства. В основу политики советской делегации на этой конференции положена идея укрепления позиций Советской России в международных отношениях путем достижения компромиссов с реформистской и пацифистской частью буржуазии. При подготовке конференции создается дипломатический союз Советских республик. Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Бухарская Народная Советская республика, Хорезмская Народная Советская республика и Дальневосточная республика по­ручили правительству РСФСР представлять их интересы в Генуе.

В итоге Генуэзской конференции советская делегация во главе с Г. В. Чичериным отстояла свои позиции, укрепила независимость и фактически обеспечила признание советского государства. В ответ на требования Антанты выплатить ей долги царской России Ленин предложил Антанте компенсировать ущерб, нанесенный интервенцией против Советской России. Антанта отказалась. Заключение в этот период Раппальского (городок в Италии) договора с Германией создало прецедент для других государств. Советская Россия входила в международную систему как независимое социалистическое государство.

Образование СССР, его историческое значение

Весь период с 1920 по 1922 г. Шел процесс собирания СИЛ ДЛЯ объединения всех российских народов в единое государство на новой социально-политической основе. К этому времени созрели предпосылки для объединения всех республик в единое государство. Создание нового многонационального государства было трудной и исторически важной задачей. Ее решение во многом определяло судьбу каждой республики, нового социального строя, судьбу революции. Решение проблемы государственного образования различных наций на новой социальной основе — государства трудящихся, строящих социалистическое общество, имело и всемирно-историческое значение как пример будущего содружества освобождающихся от колониализма и капитализма народов всех континентов.

В ходе Гражданской войны сложился военно-политический и экономический союз трех советских республик: РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, которые имели национальную самостоятельность и органы государственного руководства. Эти республики составили ядро нового государства. Предпосылками к объединению в единое государство всех образовавшихся советских республик стали: многовековые культурные и экономические связи;

общая социально-экономическая основа и политическая власть трудящихся; общая угроза новому строю и национальной независимости со стороны империалистических государств; наличие интернациональной централизующей политической силы в лице партии большевиков.

В марте 1922 г. объединились в федерацию три закавказские республики: Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, образовав Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). Затем началась подготовка к объединению всех республик в единое государство.

Для подготовки объединения создана специальная Комиссия ЦК РКП(б). Она приняла проект Сталина, известный как «план автономизации», где предусматривалось вхождение Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР на правах автономии. Ленин, находившийся на излечении в Горках, 26 сентября 1922 г. потребовал пересмотреть вопрос и предложил создать федерацию равноправных республик, не лишая их самостоятельности. Ленинскую идею образования СССР поддержали все республики. Образование федеративного государства соответствовало конкретной исторической обстановке. Оно отвечало и характеру свершившейся революции, в которой одной из движущих сил была идея национальной государственности. В Гражданской войне борьба за независимость национальных республик поднимала народы против интервентов и белогвардейских армий, национальная государственность стала их достоянием. Федеративное устройство государства рабочих и крестьян могло стать примером для национально-освободительного движения в других странах.

После обсуждения проекта на местах решения об объединении принимались на съездах Советов Республик. 13 декабря 1922 г. состоялось решение I Закавказского съезда Советов, 16 декабря 1922 г. — IV Всебелорусского съезда, затем — VII Всеукраинского съезда. 26 декабря последним (чтобы не оказывать давление) ре­шение об объединении принял X Всероссийский съезд Советов.

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. 30 января 1924 г. принята первая Конституция СССР на II съезде Советов СССР. В 1925 г. в СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР, преобразованные из Бухарской и Хорезмской народных республик. Так, юридически тщательно и строго на добровольной основе создавалось новое государство — СССР — на территории бывшей Российской империи, сохраняя связи между российскими народами, сложившиеся за многие сотни лет.

Образование СССР стало событием огромной исторической важности как в российской истории, так и в общечеловеческом масштабе. Историческое значение образования СССР заключается в следующем:

— воссоздано тысячелетнее российское государство, дающее безопасность существования и развития российским народам;

— образовано многонациональное государство на новой соци­альной основе, на принципах добровольности и равноправия как пример государственности для народов, освобождающихся от капиталистического гнета;

— значительно возросли возможности экономического и куль­турного развития народа каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве;

— угнетенные народы и трудящиеся всего мира получили в лице СССР защитника своих интересов на международной арене;

— именно Советский Союз стал впоследствии главной силой в разгроме фашизма, угрожавшего порабощением всему человечеству.

Прогрессивная роль образования СССР особенно наглядно проявляется в сравнении с теми последствиями, которые принесло разрушение Советского Союза в 1991 г.

histerl.ru

Образование СССР

Предпосылки образования СССР

Идеологические предпосылки. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия.

В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал «...приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем, безусловно, должны подчиняться центру...».

На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

Политические предпосылки. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Экономические и культурные предпосылки. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

Принципы образования СССР

Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины. Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: "…мы признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы и Азии". И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В. И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. 18 декабря 1922 года Пленум ЦК принял проект Союзного договора. В течение декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I Всесоюзный съезд Советов. Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. Съезд закончился взволнованными словами М. И. Калинина, встреченными продолжительными аплодисментами: "Я вижу, как над нами развевается красное знамя с пятью священными буквами – РСФСР. И мы, делегаты Х съезда Советов, полномочные представители всей Советской Российской Федерации, склоняем это дорогое, овеянное битвами и победами, укреплённое жертвами рабочих и крестьян знамя перед Союзом Советских Республик. Мы видим, как уже поднимается новое красное знамя Союза Советских Республик. Я вижу, товарищи, стяг этого знамени в руках товарища Ленина".

На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.

Этапы образования СССР

Военно-политический союз. Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Организационно-экономический союз. В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г. М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В. И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

Дипломатический союз. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Образование СССР

Первый Всесоюзный съезд Советов. I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

Конституция СССР была принята уже II Всесоюзным Съездом Советов 31 января 1924 г. В ней было оговорено, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Состояла Конституция из двух разделов – «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР».

Конституция СССР 1924 года является одним из важнейших документов по истории отечественного государства и права XX века. В декабре 1922 года I съездом Советов СССР были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР. Договор был подписан четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР (альянс Грузии, Армении и Азербайджана). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Было решено разработать общесоюзную конституцию, и в январе 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущего Основного закона. Конституция СССР 1924 года была принята II Всесоюзным съездом Советов в январе 1924 года, став преемницей Конституции РСФСР 1918 года.

В ней было оговорено, что “союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции”. Она состояла из двух разделов –Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В отличие от Основного закона 1918 года, “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа” в новую конституцию включена не была, при этом отдельно указывалось, что она исходит из ее основных положений. Конституция СССР 1924 года и республиканские конституции фактически дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию. Она ознаменовала конституционное закрепление образование СССР и разделения прав Союза СССР и союзных республик. Было установлено единое союзное гражданство.

В соответствии с основными положениями конституции, Съезд Советов СССР был объявлен верховным органом государственной власти, на время съездов – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а на время сессий – Президиум ЦИК СССР. Центральному исполнительному комитету было дано право отмены и приостановления актов любых органов власти на территории Союза, за исключением Съезда Советов. Правом отменять и приостанавливать постановления Совета Народных Комиссаров (СНК), отдельных народных комиссариатов СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик обладал Президиум ЦИК. Тем не менее, акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог только приостановить, отправив запрос об их отмене в ЦИК СССР.

Конституция СССР 1924 года отличается от советских конституций, принятых позднее. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления.



biofile.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о