Какие есть бога – Какие боги есть?

Содержание

Какие боги есть?

Наша статья будет посвящена Богу, а точнее: богам в разных религиях. Вы узнаете, какие боги есть и чем они отличаются друг от друга. Но перед этим несколько слов об определениях, которые помогут вам лучше понять классификацию.

Какие боги существуют

Нужно сказать, что в большинстве религий Бог — существо личностное, однако есть некоторые религиозные учения, в которых Бог безличен (так называемый имперсонализм). При этом конкретные качества Бога либо богов в различных религиях также неодинаковы. Представление о Боге либо богах — центральное в любой религии. Если Бог один, то речь идет о монотеистической религии, если множество, то политеизм. В таком случае Бог является любым из существ, которые стоят над миром. Политеистические религии, пожалуй, наиболее древние, хотя если судить по некоторым ветвям индуизма, то с этим можно поспорить. Из наиболее древних политеистических форм можно выделить религии Древней Греции и Рима, а также некоторые формы религии древних славян и индуизма. Основные монотеистические религии — это христианство, иудаизм и ислам. Представление о Боге в таких религиях формируется на основании различных писаний и других священных текстов, исходящих, как считают адепты (ревностные поклонники) таких религий, от самого Бога. Бог в таких религиях — это высшая всемогущая личность, Творец всего живого. Он вечный, бессмертный, вездесущий, всезнающий и всеблагой, то есть Он есть абсолютная любовь и добро. Кроме того, он не познаваем. Из имперсональных религий выделим буддизм и джайнизм, в которых нет понятия о Боге. Ну а теперь подробнее о Боге и о богах в каждой из вышеупомянутых религий.

Какие бывают боги в конкретных религиях

Начнем с так называемых авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Основываются они на вере в Бога Единого. Однако первой по-настоящему монотеистической религией из известных была, по всей видимости, религия древнеегипетского фараона Эхнатона. Постепенно единобожие широко распространилось по всему миру. Что же касается отдельных авраамических религий, которые в той или иной степени признают Ветхий Завет, который, как считается, Авраам получи

elhow.ru

Какие имена Бога известны в разных религиях, традициях и что они означают?

Библия, Ветхий Завет:

  1. Сущий (эхие-ашер-эхие) 
  2. Элохим (Эль, Элоах) — упоминается в Ветхом Завете. В каббале одно из 10 имён творца. Также присутствует в Торе (иудаизм). Также происходное Аллах (Илах) в Коране. На Угаристком — Илаху. На Арамейском — Элах. На Сирийском — Алах, Алаха.
  3. Саваоф — значит «Господь Воинств». Используется в христианстве и иудаизме. 
  4. Адонай — «Наш Господь»
  5. Тетраграмматон — считается собственным именем бога. Встречается в Торе. Используется в первой из 10ти заповедей. 
  6. Эль-Шаддай — «Бог Всемогущ». Ещё встречается Шадай или Саддай. 
  7. Эль-Олам — «Бог вечный»
  8. Эль Гибор — «Бог Крепкий»
  9. Эль-Элион — «Бог Всевышний»
  10. Шемхамфораш — значит «72-краткое имя Бога». Считается увеличенным Тетраграмматоном. 

Библия, Новый Завет:

  1. Иисус — также Иешуа, Йехошуа или Иегошуа. Переводится как «Спасение от Иеговы». 
  2. Христос — (арам. Мешиха, ивр. Машиах, гр. «Мешиах») или «Мессия». Значит «Помазанник».

Далее эпитеты применимые к Иисусу в Новом Завете:

  1. Агнец Божий
  2. Альфа и Омега
  3. Воскресение и жизнь
  4. Второй человек
  5. Господь
  6. Дверь
  7. Еммануил
  8. Звезда утренняя
  9. Испытующий сердца и внутренности
  10. Истинная виноградная ложа
  11. Краеугольный камень
  12. Лев от колена Иудина
  13. Назорей
  14. Пастырь добрый
  15. Первый и Последний
  16. Последний Адам
  17. Путь и истина и жизнь
  18. Свет Миру
  19. Слово
  20. Сын Бога Живого
  21. Сын Божий
  22. Сын Давидов
  23. Сын Человеческий
  24. Хлеб жизни
  25. Хлеб, сшадший с небе
  26. Царь Иудейский
  27. Я есмь

Кстати Яхве, он же Йахве, Ягве или Иегова значит «Он будет» или «Он жив» и тоже является одним из имён Бога в иудаизме и христианстве. 

Ислам.

Вы слышали о 99 именах Аллаха? Нет… ну что же, сами же попросили…

  1. Аллах — Единый Бог
  2. Ар-Рахман — Милостевый
  3. Ар-Рахим — Милосердный
  4. Аль-Малик — Царь
  5. Аль-Куддус — Святой
  6. Ас-Салям — Пречистый
  7. Аль-Мумин — Оберегающий
  8. Аль-Мухеймин — Хранитель
  9. Аль-Азиз — Могущественный
  10. Аль-Джаббар — Могучий
  11. Аль-Мутакаббир — Превосходящий
  12. Аль-Халик — Размеряющий (Архитектор)
  13. Аль-Бари — Создатель
  14. Аль-Мусаввир — Формирующий
  15. Аль-Гаффар — Снисходительный
  16. Аль-Каххар — Господствующий
  17. Аль-Ваххаб — Даритель
  18. Ар-Раззаку — Наделяющий
  19. Аль-Фаттах — Открывающий (Разъясняющий)
  20. Аль-Алим — Всезнающий
  21. Аль-Кабид — Уменьшающий (Ограничивающий)
  22. Аль-Баасит — Увеличивающий (Распределяющий)
  23. Аль-Хафид — Принижающий
  24. Ар-Рафи — Возвышающий
  25. Аль-Муизз — Усиливающий
  26. Аль-Музилль — Ослабляющий
  27. Ас-Самиу — Всеслышащий
  28. Аль-Басир — Всевидящий
  29. Аль-Хакам — Судья
  30. Аль-Адль — Справделивейший
  31. Ал-Латиф — Проницательный
  32. Аль-Хабир — Сведущий
  33. Аль-Халим — Спокойный
  34. Аль-Азим — Великолепный
  35. Аль-Гафур — Милующий
  36. Аш-Шакур — Благодарный
  37. Аль-Алий — Всевышний
  38. Аль-Кабир — Великий
  39. Аль-Хафиз — Хранитель
  40. Аль-Мукит — Поддерживающий
  41. Аль-Хасиб — Достаточный
  42. Аль-Джалиль — Величественный
  43. Аль-Карим — Щедрый
  44. Ар-Ракиб — Смотритель
  45. Аль-Муджиб — Отзывчивый
  46. Аль-Вааси — Всеобъмлющий
  47. Аль-Хаким — Мудрейший
  48. Аль-Вадуд — Любящий
  49. Аль-Маджииду — Славный
  50. Аль-Баис — Воскрешающий
  51. Аш-Шахид — Свидетель
  52. Аль-Хакк — Истина
  53. Аль-Вакиль — Доверенный
  54. Аль-Кавий — Всесильный
  55. Аль-Матин — Непоколебимый
  56. Аль-Валий — Друг
  57. Аль-Хамид — Достохвальный
  58. Аль-Мухси — Счетовод
  59. Аль-Мубди — Основатель
  60. Аль-Муиид — Возвращающий
  61. Аль-Мухйи — Оживлящий
  62. Аль-Мумит — Умершвлящий
  63. Аль-Хайи — Живущий
  64. Аль-Кайум — Самостоятельный
  65. Аль-Ваджид — Богатый
  66. Аль-Маджид — Наиславнейший
  67. Аль-Вахид — Один (нет, не Скандинавский, ударение не на тот слог)
  68. Ас-Самад — Постоянный
  69. Аль-Кадир — Могучий
  70. Аль-Муктадир — Всемогущий
  71. Аль-Мукаддим — Приближающий
  72. Аль-Муаххир — Отдаляющий
  73. Аль-Ауваль — Начало
  74. Аль-Ахир — Завершение
  75. Аз-Заахыр — Явный
  76. Аль-Баатын — Сокровенный
  77. Аль-Ваали — Правитель
  78. Аль-Мутали — Превознесенный
  79. Аль-Барру — Добродетельный
  80. Ат-Тавваб — Принимающий
  81. Аль-Мунтаким — Карающий
  82. Аль-Афув — Прощающий
  83. Ар-Рауф — Сострадающий
  84. Малик уль-Мульк — Царь Царствия
  85. Зуль-Джаляли валь-Икрам — Обладатель Величия и Радушия
  86. Аль-Муксит — Справедливый
  87. Аль-Джами — Объединяющий
  88. Аль-Ганий — Самодостаточный
  89. Аль-Мугни — Обогщающий
  90. Аль-Мани — Ограждающий
  91. Ад-Дарр — Сокрушитель
  92. Ан-Нафи — Благотворитель
  93. Ан-Нур — Просветляющий
  94. Аль-Хади — Ведущий
  95. Аль-Бади — Творец
  96. Аль-Бааки — Вечный
  97. Аль-Варис — Наследник
  98. Ар-Рашид — Правильный
  99. Ас-Сабур — Терпеливейший

Так… что там дальше у нас… 

Индуизм:

Тримурти (или индуистская троица):

  1. Брахма — творит вселенную в начале времени
  2. Вишну — опекает вселенную в течение её существования. Верховное божество в Вайшнавизме.
  3. Шива — уничтожает вселенную в конце времён. Верховное божество в Шиваизме.

Локапали (божества-властители и охранители сторон света в индуизме и тантрическом буддизме):

  1. Индра — хранитель востока, божество дождя. Бог-воитель.
  2. Сурья — божество солнца, хранитель юго-востока.
  3. Яма — божество смерти и справедливости, хранитель юга.
  4. Агни — божество огня, хранитель юго-запада.
  5. Варуна — божество вод, хранитель запада.
  6. Ваю — божество воздуха, ххранитель северо-запада.
  7. Кубера — божество богатства, хранитель севера.
  8. Сома — божество луны, хранитель северо-востока.

Общеиндийские боги:

  1. Айяппа — сын Шивы. Символ единства и гармонии. Охотник, укротитель зверей и победитель злых демонов. 
  2. Ганеша — бог мудрости и благополучия. 
  3. Дурга — непобедимая. Она уничтожает все виду зла: бедность, страдание, голод, дурные привычки, болезни, грехи, несправделивось, антирелигиозность, жестокость, леность. 
  4. Кали — разрушительница. Разрушает невежество, поддерживает мировой порядок. 
  5. Кама — бог любви. 
  6. Лакшми — богиня благословения, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья
  7. Парвати — Горная. Также известна как: Гаури, Трипурасундари, Лалита, Бхавани, Дэви, Шьяма, Чанди, Дурга, Бхайрави, Кали.
  8. Сарасвати — богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия.
  9. Сканда (он же Карттикея, Муруган) — бог войны.
  10. Хануман — обезьяноподобное божество, сын бога ветра. Один из героев «Рамаяны». 

Так-с… надеюсь Вы не станете возражать если я пропущу Ведийские божества… 

Просто уже устал печатать 🙂

thequestion.ru

список и общие сведения о них

Исследователи прошлого утверждают, что история человечества не знает ни одного народа, отрицавшего существование неких высших сил, руководящих их земной, а порой и загробной жизнью. Представления о них менялись по мере развития цивилизации, и на их основе сформировались многочисленные религиозные культы, как сохранившиеся до наших дней, так и канувшие в глубину веков. Вспомним лишь некоторых богов Древнего мира, берущего начало, по общепринятому определению, в доисторический период и ограниченного V веком, когда мир вступил в эпоху раннего Средневековья.

Древнешумерские божества

Начать разговор о героях и богах Древнего мира следует с рассказа о религиозных представлениях шумеров, живших на территории Месопотамии (современный Ирак) и создавших в начале IV тыс. до н. э. первую мировую цивилизацию. Их верования и порождённая ими мифология основывались на поклонении многочисленных богам-демиургам ─ создателям мира и всего сущего в нём, а также духам, покровительствовавшим людям в различных аспектах их жизни.

Это, вероятно, самые древние боги мира, о которых сохранились достаточно полные сведения. Главенствующее место среди них занимал бог Ан (или Ану). Согласно шумерской мифологии, он являлся одним из демиургов, сотворивших мир, и существовал ещё до того, как земля была отделена от неба. Среди прочих небожителей он пользовался столь непререкаемым авторитетом, что шумеры всегда изображали его председательствующим на советах богов, которые те устраивали для решения важнейших вопросов.

Среди шумерских богов-покровителей наиболее известен Мардук, с именем которого связано основание и дальнейшее развитие одного из крупнейших городов Древнего мира ─ Вавилона. Считалось, что именно ему город обязан своим взлётом и процветанием. Характерно, что по мере роста древнего мегаполиса всё более широкие масштабы принимало поклонение его покровителю. В пантеоне шумерских богов Мардуку отводилось то же место, что и Юпитеру среди древнегреческих небожителей.

Отвергнутая страсть

В качестве примера шумерской мифологии уместно привести один из рассказов о Богине Иштар, успешно покровительствовавшей таким, казалось бы, несовместимым вещам, как любовь и война. Дошедшее до нас предание повествует о том, как однажды сердце богини воспылало любовью к отважному герою Гильгамешу, вернувшемуся из военного похода, в котором он одержал победу благодаря её покровительству.

За оказанную услугу Иштар пожелала, чтобы герой стал её мужем, но получила отказ, поскольку Гильгамеш был наслышан не только о её бесчисленных любовных похождениях, но и о манере превращать надоевших мужчин в пауков, волков, баранов и прочих бессловесных тварей. Разумеется, это ему с рук не сошло, ведь что может быть страшней, чем месть отвергнутой женщины?

Небесный бык

Разгневанная Иштар отправилась на небо к своим родителям ─ верховному богу Ану и его жене Анту, которым и поведала о своём унижении. Чтобы отомстить обидчику, она уговорила стариков создать для неё страшного Небесного быка, способного уничтожить Гильгамеша. В противном же случае строптивая дочь грозилась поднять из могил всех мертвецов и отдать им на съедение род людской.

Зная по опыту, что спорить с дочкой бесполезно, Ан и Анту исполнили её просьбу. На землю богиня вернулась уже с быком, который, выпив для начала всю воду в реке Ефрате, стал пожирать несчастных шумеров. И пришёл бы на этом конец древнейшей цивилизации, но, к счастью, подоспел всё тот же Гильгамеш, который вместе со своим другом Энкиду одолел чудовище и принёс его тушу в жертву другим, более порядочным божествам.

Завершается легенда тем, что Иштар, стоя у стен древнего города Урука, проклинает строптивого Гильгамеша и, собрав всех шумерских блудниц, горько оплакивает вместе с ними погубленного быка. Зачем для этого ей понадобились представительницы древнейшей профессии ─ история умалчивает.

Исчезнувшая цивилизация

Остаётся лишь добавить, что пантеон богов Древнего мира, почитавшихся у шумеров, весьма обширен. К уже названным именам прибавим лишь наиболее известные: Ануннаки, Адад, Бел, Думузи, Инанна, Тиамат, Таммуз, Сумукан, Сина и Царпаниту.

В середине II тыс. до н. э. государство Шумер уступило место набиравшей мощь Вавилонской империи, и шумерский язык как разговорный вышел из употребления. Тем не менее ещё на протяжении почти 2 тыс. лет на нём писались литературные произведения, часть из которых была обнаружена во время археологических раскопок.

Боги Египта

История Древнего мира неотделима от стремления людей познать окружающий его мир, порой пугающий и исполненный для них непроницаемых тайн. Свидетельством попыток древних египтян разобраться в его устройстве является создание многочисленного пантеона богов, ставших порождением их воображения и олицетворявших для них природные силы.

Характерной особенность религии древних египтян являлась вера в божественное происхождение фараонов, на котором основывалась их неограниченная власть. Как небесные повелители, так и их земные наместники далеко не всегда были доброжелательны к людям, а потому как тех, так и других приходилось умилостивлять не только молитвами и восхвалениями, но и жертвоприношениями, характер которых менялся в зависимости от того, кому они предназначались.

Боги Древнего мира и мифы, рассказывающие о них, всегда представляли собой яркую страницу мировой культуры. Не исключение и обширнейший пантеон богов, рождённых на берегах Нила. Историки насчитывают около 2 тыс. его представителей, однако всеобщим почитанием пользовались не более 100 из них, тогда как поклонение остальным носило локальный характер.

Любопытно отметить, с изменением расклада политических сил в стране менялось и иерархическое положение, которое занимали те или иные боги. История Древнего мира, и Египта в том числе, полна смут и потрясений, результатом которых были частые смены правителей, что в корне меняло статус особо почитаемых ими богов. Между тем из общего пантеона можно выделить ряд персонажей, чей «рейтинг» был неизменно высок на протяжении всей истории Древнеегипетской цивилизации.

Вершина божественной иерархии

Это прежде всего создатель всего земного ─ бог Амон-Ра, известный также под именами Амун или Атум. Именно он считался отцом всех фараонов. Иногда в воображении египтян Амон-Ра принимал женскую форму и тогда именовался богиней Амунет. Этот бог-трансвестит особо почитался в Фивах, в течение длительного периода являвшихся столицей государства. Обычно его изображали человеком в царском облачении и короне, украшенной перьями, реже ─ в образе гуся или барана.

Немногим уступал ему в популярности бог плодородия и загробной жизни Осирис, перечень ближайших родственников которого вызывал к нему самое глубокое почтение. Являясь сыном бога земли Геба и богини неба Нут, он взял себе в жёны родную сестру Исиду ─ покровительницу плодородия, материнства, здоровья и морских путешествий (родственные браки в ту эпоху не возбранялись). Унаследовав со временем титул верховного владыки, он научил египтян обрабатывать землю, соблюдать законы и чтить богов.

Коварство и любовь в египетской мифологии

Однако, как и многие древние боги народов мира, Осирис на пути к своему величию претерпел множество разных невзгод и мытарств. Всё началось с того, что бог пустыни Сет, олицетворявший собой злое начало, замыслил его убить и самому занять место верховного владыки. Свой коварный замысел он осуществил довольно оригинально.

Изготовив золотой сундук подходящего размера и пригласив к себе гостей, среди которых был Осирис, злодей объявил, что подарит эту драгоценность тому, кто сможет в ней удобно разместиться. Все стали пробовать, и когда очередь дошла до Осириса, Сет захлопнул крышку сундука, обвязал его верёвками и бросил в Нил, по волнам которого тот и поплыл неведомо куда.

Узнав о пропаже мужа, Исида отправилась на его поиски и нашла сундук со своим благоверным у финикийского берега. Но радость её оказалась преждевременной. Следовавший по пятам Сет опередил Исиду и на глазах у неё изрубил тело мужа на части, разбросав их по всему Египту.

Но злодей плохо представлял себе, с кем имеет дело ─ богиня собрала большую часть останков Осириса, сделала из них мумию, да так удачно, что вскоре зачала от неё сына Гора, ставшего впоследствии богом охоты и изображавшегося в виде человека с соколиной головой. Возмужав, Гор победил Сета и помог матери воскресить мумию своего отца.

Прочие обитатели древнеегипетского пантеона

Вспомним ещё некоторые названия богов Древнего мира, обитавших на берегах Нила. Это прежде всего бог Шу. Он и его жена Тефнут были первыми небожителями, созданными верховным богом Атумом и положившими начало разделению полов. Шу считался богом солнечного света и воздуха. Изображался он человеком в головном уборе со шлейфом, тогда как его супруга имела облик львицы.

Ещё одним богом Древнего мира, считавшимся воплощением солнца, был верховный правитель Ра. Его изображения в виде человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском, часто встречаются на стенах египетских храмов той давней эпохи. Особенностью Ра являлась его способность рождаться каждый день от священной коровы Нут и, проделав путь по небесному своду, погружаться в царство мёртвых, чтобы на следующее утро повторить всё сначала.

Стоит заметить, что у Осириса, речь о котором шла выше, кроме жены Изиды, была ещё одна сестра по имени Нефтида. Ей в египетской мифологии выпала довольно мрачная роль богини смерти и хозяйки царства мёртвых. Из своих подземных владений она появлялась лишь с заходом солнца и всю ночь вершила по небу путь в своей чёрной лодке. Её изображение нередко можно видеть на крышках саркофагов, где она предстаёт в образе крылатой женщины.

Далеко не полный список египетских богов можно продолжить такими именами, как Сехмет, Бастет, Непид, Тот, Менхит, Птах, Хатор, Шесему, Хонс, Хекет и многие другие. У каждого из них своя история и свой облик, запечатленный на стенах храмов и внутренних помещений пирамид.

Мир богов Древней Греции

Древнее мифотворчество, оказавшее огромное влияние на становление всей европейской культуры, своей высшей точки расцвета достигло в Древней Элладе. Происхождение мира и богов в Древней Греции, так же как и в Египте, представлялось не случайным. Сотворение всего сущего приписывалось верховному творцу, роль которого в данном случае выполнял Зевс. Он являлся царём всех прочих богов, повелителем молний и олицетворением беспредельного неба. В римской мифологии, ставшей продолжением греческой, этому образу соответствуют Юпитер, наделённый теми же свойствами и унаследовавший внешние особенности своего предка. Женой Зевса была богиня Гера ─ покровительница материнства, оберегавшая женщин во время родов.

Характерной особенностью греческого пантеона богов является его элитарность. В отличие от персонажей египетских мифов, в Древней Элладе насчитывалось всего 12 небожителей, обитавших на вершине горы Олимп и спускавшихся на землю лишь в случае крайней необходимости. При этом статус остальных божеств был значительно ниже, и они играли второстепенную роль.

Стоит отметить ещё одну характерную особенность греческих и римских богов ─ их было принято изображать исключительно в человеческом облике, придавая совершенство чертам каждого. В современном мире боги Древней Греции хорошо известны, поскольку их мраморные изваяния являются недосягаемым образцом античного искусства.

Элита древнегреческого пантеона

Всем, что было так или иначе связано с войной и сопровождалось кровопролитием, повелевали, в представлении древних греков, два божества. Одним из них был Арес, обладавший необузданным нравом и услаждавший себя зрелищами жарких боёв. Зевс не любил его за излишнюю кровожадность и терпел на Олимпе лишь потому, что тот был его сыном. Симпатии громовержца были на стороне родной дочери Афины ─ богини справедливой войны, мудрости и знаний. Появившись на поле сражения, она усмиряла своего не в меру разошедшегося брата. В римской мифологии ей соответствует Минерва.

Мир героев и богов Древней Греции трудно представить без Аполлона ─ бога солнечного света, искусного врачевателя и покровителя муз. Его имя стало нарицательным благодаря скульптурным изображениям, воплотившим в себе эталон мужской красоты. Через несколько столетий у римлян Аполлон воплотился в образе Феба.

Эталоном женской красоты, в её восприятии древними греками, является богиня любви Афродита, явившаяся прообразом римской Венеры. Родившись из морской пены, красавица взяла под своё покровительство любовь, брак, плодородие и весну. Весьма любопытно, что, несмотря на обилие самых завидных женихов, она отдала сердце хромоногому Гефесту (у римлян он звался Вулканом) ─ богу кузнечного дела, предпочтя работящего и домовитого мужа красавцам с вершины Олимпа.

Чтобы не обидеть никого из богов Древнего мира, почитавшихся некогда на берегах Эллады, вспомним покровительницу луны, плодородия, охоты и женского целомудрия Артемиду (у римлян Диана), повелителя царства мёртвых Аида, бога морей Посейдона (он же Нептун) и бесшабашного пьяницу, бога вина и веселья ─ Диониса, более известного под своим римским именем Бахуса.

Поскольку за прошедшие века число почитателей этого бога не только не уменьшилось, но и с каждым годом растёт, посвятим ему несколько строк. Известно, что Дионис появился на свет в результате тайной любви Зевса и фиванской царевны Семелы. Ревнивая жена громовержца, богиня Гера, прибегнув к хитрости, погубила пассию своего блудливого мужа, но не смогла уничтожить ненавистного ей ребёнка.

Прибегнув к помощи Гермеса ─ бога путешественников и знатока человеческих душ, ─ Зевс тайно от жены передал сына на воспитание нимфам ─ покровительницам живительных сил природы. Когда Дионис подрос и из розовощёкого ребёнка превратился в прекрасного юношу, они подарили ему виноградную лозу и научили готовить из её плодов живительный напиток. С тех пор внебрачный сын Зевса стал богом вина и веселья. Жители Греции поклонялись ему, украшая себя гирляндами виноградных листьев и распевая в его честь гимны.

Начало новой эпохи

Этими 12 небожителями не ограничивается весь список богов Древнего мира, воспетых когда-то греческими поэтами, донесшими до нас неповторимый дух античных мифов. Но только они стали обитателями Олимпа, их образы вдохновляли выдающихся скульпторов и живописцев последующих эпох, что принесло всемирную известность этим сокрытым от нас толщей веков богам.

История Древнего мира, как принято считать, завершилась падением Рима в 476 году и отречением от престола его последнего императора Ромула Августа. С этого момента мир перешел на новый этап своего развития ─ раннее Средневековье. Постепенно в небытие ушёл не только уклад прежней жизни, но также боги, породившие и оберегавшие его.

На смену их многочисленному пантеону пришёл единый Бог ─ Творец и Создатель всего сущего. Культ прежних небожителей был объявлен тёмным язычеством, и его последователи подвергались не менее жестоким гонениям, чем те, которые они ещё недавно устраивали в отношении христиан.

fb.ru

Древние славянские боги: список

Более двух тысячелетий назад ученые древней Греции и Рима знали, что на востоке, между Балтийским морем и Карпатскими горами, живут многочисленные народы со своей религией. Наши предки жили бок о бок с индоиранскими племенами, киммерийцами, сарматами, скифами, викингами, таврами и множеством других народов. Такое соседство не могло не отразиться и на религии славян, так возник пантеон славянских богов. Список довольно внушительный, пантеон подразумевает многообразие, совокупность, множество. Языческая религия возникла не спонтанно, соседство с различными народами оказало на нее большое влияние.

Первородные боги славянской мифологии (список)

Род является творцом всего мира, прародителем богов и началом жизни всего. Берегини–Рожаницы — его помощницы, покровительницы детей и стариков, молодоженов. Хранители домашнего очага. Берегиня–Рожаница, в свою очередь, тоже имела помощников — это домовой, банник, овинник. Символом богини является утица.

Рода считают богом плодородия, также славяне считали, что Род посылает души на землю, когда рождается ребенок. Второе имя Рода — Стрибог, представляет субботу, которую сегодня называют родительским днем.

Белобог

Добрый бог с множеством имен, его также называли Светич, Святовит. Белобог давал плодородие землям и душам людей. Представлялся в виде белого всадника, разгоняющего тьму, принимающего законы добра и света.

Символами Белобога являются рог, меч и лук. Праздником бога считают день осеннего солнцестояния, в этот день ему в дар преподносили сладкие пироги.

Велес

Велеса считают хранителем старины, покровителем животных. Чаще всего бог представляется в образе медведя. Велес был особо почитаем, как и все древние славянские боги. Список его знаний неисчерпаем, он обладает мудростью предков, зверей. День поминовения усопших — его праздник. В последнюю ночь октября наши предки провожали умерших родичей.

Мякошь

Какие существовали женские славянские боги? Список имен возглавляет богиня Мякошь, жена Велеса, богиня земли. Покровительствует плодородию, это богиня судьбы и колдовства. Ее также считают проводницей между миром живых и миром мертвых. Богиня помогает хозяйкам, передает умение вырастить и воспитать детей, трудиться в саду, поле, в доме, раскрывает знахарские тайны, учит разбираться в травах.

28 октября считают ее праздником (по христианскому календарю Параскева пятница), в этот день Мякошь защищает хозяек и жен. Одним из символов богини является головной убор с рогами, дерево ее — осина.

Кродо

Второе имя бога — Крът, предок Сварога, повелитель жертвенного огня. Покровительствует священным и жертвенным местам. Кродо представляли в образе Мороза, холод и тьма следуют за ним, считали, что бог несет за собой смерть.

Сварог

Какие они, мужские боги славянской мифологии? Список возглавляет Сварог, пожалуй, самый известный из всех языческих богов. Его считают пращуром, прародителем. Это бог солнца, который дал людям речь, знания.

Этот мудрый бог представляется сидящим в колеснице, в окружении предков, умных зверей и птиц. Сварог находится во всем вокруг, его можно слышать и видеть, осязать.

Даждьбог

Первый сын Сварога — Даждьбог. Дает тепло и свет, жизненную силу. Покровитель света и тепла. Повелевает дождями, дает живительную влагу и плодородие. Днем Даждьбога считают воскресенье, камень его — яхонт, а металл — золото. Русичи считали себя потомками Даждьбога, в каждом доме непременно висел знак божества – Солнцеворот.

Были и добрые и терпеливые славянские боги. Список венчает богиня Лада, покровительница любви и семейного благополучия, она оберегает домашний очаг. Символом богини являются лебедь и голубь, эти птицы ассоциируются у нас с верностью, нежностью, лаской. Время богини Лады — весна, время пробуждения духов природы, русалок, водяных, леших.

Морена

Морена происходит от слов «марево», «мара», «морок». Богиня холода, зимы, снегов. Несет лютый холод, мрак, смерть. Но не так страшна эта богиня, она олицетворяет собой суровую русскую зиму, которая как бы проверяет людей на прочность. Символами Морены являются Луна, рысь и сова.

Очень трепетно относились наши предки к вере, неотделимы от повседневного быта были славянские боги и их значение. Список богов весьма многообразен, их тяжело разделить по старшенству. Каждый был важен, с каждым они жили бок о бок, потому что боги были как бы символами природы, стихии и были неотделимы от жизни людей.

Ярило

Бог молодости и плодородной земли, повелитель солнца. Некоторые считают его одним из лиц бога Велеса, в его весенней ипостаси. Его месяц — март, день недели — вторник. Символ — железо, камни — гранат, рубин, янтарь.

Перун

Перун — бог войны и грома, повелитель стихий. Гром воспринимали как голос Перуна, молнии — его стрелы. Представляли бога мчащимся по небу в огненной колеснице, с булавой в руках. Наши предки считали, что Перун защищает явный мир от мира невидимого, навьего.

День Перуна — четверг. Его праздник отмечали 2 августа (по православному календарю – день Ильи пророка). Из металлов бог предпочитает олово, камни его — сапфир и лазурит.

Вот, пожалуй, и все основные славянские боги. Список богов второстепенных еще более велик. Хотя сложно назвать их второстепенными. Русь — северная земля с суровым климатом, холодными ветрами и лютыми морозами. А боги у славян олицетворяли силы природы.

Славянские языческие боги: список

Хорс, Хорос – повелитель солнечного диска, соблюдает миропорядок. Изображался в образе солнца. Его днем считают день зимнего солнцестояния – 22 декабря. По представлению славян, в этот день старое солнце завершало свой ход и давало дорогу новому солнцу, как бы открывало начало нового года. Его днем считают воскресенье, металл его — золото.

Вий

Были и темные славянские боги. Список, пожалуй, можно перечислять долго, борьба добра и зла происходила всегда. Олицетворение темных сил — Вий, бог подземного мира, владыка грешников. По поверью, Вий имел смертоносный взгляд, ни один человек не мог его выдержать. Представляли его в образе старца с огромными тяжелыми веками, которые он не мог поднять самостоятельно. Легенда о Вие сохранилась в повести Гоголя, позднее по ней был снят фильм.

Коляда

Коляда, сын Даждьбога, воплощает новогодний цикл, это праздничный бог. Символизирует уход старого и приход нового года. Чествовать Коляду начинали 20 декабря, а с 21 декабря начинался праздничный обряд, посвященный богу — Колядки.

Полудница

Были и шутливые, игривые славянские боги, список возглавляет Полудница, богиня славянских мифов. Представала в образе игривого духа. Считали, что она морочит путников, наводит на них морок. Также в обязанности Полудницы входило присматривать за тем, чтобы в полдень никто не работал. Нарушивших запрет она жестоко наказывала, могла защекотать до смерти.

Итак, можно сделать вывод, что боги не были плохими или хорошими. Они были олицетворением природы и окружающего мира, во всех его проявлениях. Каждый бог имел две ипостаси. Так, например, Ярило дарит тепло, согревает землю, но при случае может и наказать (солнечный удар). Морена, хоть и приносит холод и лютую стужу, не едининожды помогала Руси, так, например, холод остановил войска Наполеона в 1812 году, а во время Великой Отечественной войны значительно осложнил движений войск Гитлера. Также можно вспомнить и русскую народную сказку, где Мороз щедро одарил хорошую девочку и наказал плохую. Здесь перечислены далеко не все славянские боги, список составить довольно тяжело. У каждого явления, у каждого аспекта жизни было свое божество, которое отвечало не только за свое пространство, но и за жизнь в целом.

fb.ru

Какой бывает Бог | Я русский

Бог – бестелесный и невидимый Дух

Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы), и ничего такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

Для объяснения приведем пример из нашего земного мира.

Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

Бог вечный

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится.

В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец.

Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет.

Бог – вне времени.

Бог всегда есть.

Поэтому Он называется вечным.

Бог неизменяемый.

Ничего нет в мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется – растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.

Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены,

Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.

Бог вездесущий

Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

Бог – везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

Бог всемогущий

Человек, если захочет что-нибудь сделать, нуждается в материале. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину. Из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим.

Бог всеведущий

Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем. Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

Бог всеблагий

Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

Вот как об этом учит один епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить… Нас окружает воздух, которым дышим и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».

Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.

Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).

И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

Бог всеправедный

Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми. Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.

Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

Бог вседовольный

Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным.

Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.

Поэтому Он называется вседовольным.

Бог всеблаженный

Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость – полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.

Поэтому Бог называется всеблаженным.

И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое. Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Он все может сделать, что пожелает.

Бога мы также называем Вседержителем, Владыкой и Царем

, потому что Он Своей всемогущей волей все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

Сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.

Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять волю Его.

Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.

Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге.

Троица

Иисус Христос открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная. Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог.

Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца. Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы, – Отец, Сын и Святой Дух, – вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собой одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь.

Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе, – тайну Святой Троицы, наш слабый ум не может вместить, понять. Святой Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

Тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, то есть любовью, чем нашим слабым умом.


Изъяснение понятия о Боге в вопросах и ответах

Вопрос. Почему Бог называется Духом?

Ответ. Потому что Он не имеет тела и Его нельзя видеть.

Вопрос. Значит, Он не имеет и таких глаз и ушей, какие у нас?

Ответ. Да, Он не имеет у Себя ничего телесного, но Он без глаз и ушей все знает, все видит и слышит.

Вопрос. Почему Он называется Духом вечным?

Ответ. Потому что Он всегда был, есть и всегда будет.

Вопрос.

Мы еще называем Бога Духом всеблагим; что значит это слово и почему Бог так называется?

Ответ. Слово всеблагий значит премилостивый. Бог так называется потому, что Он так щедр и милостив, что всегда готов дать нам всякое благо и заботится о нас более, чем самый добрый отец о своих детях.

Вопрос. Что значит слово всеведущий и почему Бог так называется?

Ответ. Слово всеведущий значит всезнающий. Бог так называется потому, что Он все знает, что было, что есть и что будет вперед. Он знает не только то, что мы делаем, но и что говорим и даже что думаем.

Вопрос. Что значит слово всеправедный и почему Бог так называется?

Ответ. Слово всеправедный значит всесвятой и всеправосудный. Бог так называется потому, что Он не может погрешать и каждому воздает по делам его: хороших людей награждает, а дурных наказывает.

Вопрос. Почему Бог называется всемогущим?

Ответ. Потому что Он все может сделать, что захочет. Так, например, Он сотворил мир из ничего, одним Своим словом.

Вопрос. Что значит слово вездесущий и почему Бог так называется?

Ответ. Слово вездесущий значит везде находящийся. Бог так называется потому, что Он везде находится и от Него мы никуда не можем скрыться.

Вопрос. Почему Бог называется неизменяемым?

Ответ. Потому что Он никогда и ни в чем не переменяется. Каким Он прежде был, таков Он и теперь, таким и всегда будет. И чего Он прежде хотел (например, чтобы люди не грешили), того Он хочет и теперь и будет хотеть всегда.

Вопрос. Почему Он называется вседовольным?

Ответ. Потому что Он ни в чем не имеет недостатка и ни в чем не нуждается, а, напротив, Сам всем помогает и оказывает милости.

Вопрос. Почему Он называется всеблаженным?

Ответ. Потому что Он всегда имел и всегда будет иметь в Самом Себе полное блаженство и счастье, и мы нигде не можем найти столько блаженства и всякого счастья, как у Бога. Он также удостаивает наслаждаться блаженством и счастьем людей, если они того заслуживают.

Вопрос. Почему Бог называется Творцом?

Ответ. Потому что Он сотворил все видимое и невидимое.

Вопрос. Кто содержит все в Своей власти и всем управляет?

Ответ. Бог; поэтому Он называется также Владыкою, Вседержителем и Промыслителем.

Материал создан: 23.02.2016

комментарии к статье



iamruss.ru

Что такое Бог? Понимание Бога в православии. Есть ли Бог? Доказательства существования Бога. Вера в Бога :: SYL.ru

Ответ на вопрос о том, что такое Бог, зависит прежде всего от того, приверженцам каких религиозно-философских мировоззрений он будет задан. Для адептов (последователей) монотеистических религий, наиболее распространёнными из которых являются христианство, ислам и иудаизм, это прежде всего Творец мира и персонификация Абсолюта во всех его проявлениях. Для них единый Бог ─ первооснова и начало всего сущего на свете. Являясь вечным и неизменным, Он в то же время безначален, бесконечен и постижим для человеческого разума лишь в тех пределах, которые Сам же и устанавливает.

Что такое Бог в понимании язычников?

Представление каждого отдельно взятого человека о Боге зависит не только от особенностей культуры и религии его народа, но в значительной степени и от личных качеств, среди которых ключевыми являются духовная зрелость и уровень образования. Недостаточно лишь дать себе ответ на ключевой вопрос «есть ли Бог», важно ещё иметь хоть сколько-нибудь ясное представление о том, какой смысл вкладывается в это понятие. В противном случае невозможно разобраться в способах и формах Его воздействия на мир.

Приверженцы политеизма (многобожия), или, как их принято называть в христианском богословии, язычники, верят сразу в нескольких богов, каждый из которых, как правило, способен оказывать влияние лишь на одну какую-либо сторону человеческой жизни.

В дохристианский период на Руси почитались как высшие боги, к которым относятся Перун, Мокошь, Даждьбог, Сварог, Велес и ряд других, так и духи-покровители рода. Существовал также культ умерших предков ─ пращуров. Совершавшиеся в их честь различные обряды, имели своей целью обеспечить прежде всего земное благополучие, принести успех, богатство, многочадие, а также оградить от влияния злых духов, природных бедствий и нашествий врагов. Вера в бога, а точнее, в целый пантеон богов являлась для язычников важной составляющей их жизни. Такой подход к восприятию божества был характерен практически для всех народов мира на ранней стадии их развития.

Понимание Бога в православии

В рамках православия ─ религиозной конфессии, охватывающей большинство жителей России ─ Бог воспринимается как бестелесный и невидимый Дух. На страницах Ветхого Завета есть свидетельство о том, что человеку не дано видеть Бога и остаться при этом живым. Подобно тому, как лучи солнца, согревающие всё земное, способны ослепить того, кто дерзнёт поднять свой взор к сияющему диску, так и великая святость Божества недоступна для человеческого созерцания.

Бог всемогущ и всеведущ. Он знает обо всём на свете, и от него не может сокрыться даже самая потаённая мысль. В то же время могущество Господне столь беспредельно, что позволяет Ему вершить всё, на что есть Его святая воля. Бог в православном понимании является творцом и выразителем всего доброго, что только существует в мире, и поэтому, говоря о нём, принято употреблять выражение «всеблагой».

Бог единый в трёх Лицах

Основным догматом православия является учение о Святой Троице. Оно заключает в себе утверждение о том, что единый Бог имеет в Себе три ипостаси (лица), носящих следующие названия: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Они соединены между Собой не слитно, но в то же время и не раздельно. Понять это сложное на первый взгляд сочетание можно на примере того же солнца.

Его диск, сияющий в небе, а также свет, излучаемый им, и тепло, согревающее землю, ─ по сути три самостоятельные реальности, но в то же время все они являются неслитными и нераздельными составляющими единого небесного светила. Подобно солнцу, дарующему тепло, Бог Отец рождает Бога Сына. Как от солнца исходит свет, так от Бога Отца исходит Бог Святой Дух. Таким образом, молитва Богу всегда бывает обращена ко всем Его трём ипостасям одновременно.

Крестная жертва Иисуса Христа

Ещё одним важнейшим догматом православия является учение о жертве, принесённой на кресте Сыном Божьим, посланным Отцом Небесным для искупления первородного греха, совершённого когда-то Адамом и Евой. Воплотившись в человека и соединив в Себе все его свойства, кроме греха, Иисус Христос Своей смертью и последующим воскресением открыл врата Царства Небесного всем адептам (последователям) созданной Им на земле Церкви.

Согласно евангельскому учению, истинная вера в Бога невозможна без завещанной Спасителем любви к ближнему и без жертвенности. Православие ─ это религия любви. Слова Иисуса Христа, обращённые к Его ученикам: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34), стали главной заповедью, выражающей в себе величайший гуманизм, заключённый в учении, дарованном людям Сыном Божьим.

Поиски истины

Создав человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его разумом, одним из свойств которого является способность к критическому осмыслению всего происходящего в мире. Именно поэтому у многих путь к религиозной жизни начинается с вопроса: «Есть ли Бог?», и последующий путь к спасению души во многом зависит от того, насколько убедительный ответ на него будет получен.

Христианство, как и любая другая религия, основана прежде всего на слепой вере в те догматы, которые оно проповедует. Однако на протяжении двух тысячелетий, минувших с событий, описанных в Евангелии, пытливые умы не прекращают поиски доказательств существования Бога. Этому волнующему людей вопросу посвятили свои труды многие церковные деятели, жившие в разные эпохи и принадлежавшие к разным христианским конфессиям, такие как Мальбранш и Анзельм Кентерберийский, а также выдающиеся философы Аристотель, Платон, Лейбниц и Декарт.

Утверждения Фомы Аквинского

В XIII веке ответить на вопрос «что такое Бог» и доказать неоспоримость Его бытия пытался выдающийся итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274). В своих рассуждениях он опирался на закон причинно-следственной связи, рассматривая Бога как причину всего сущего на земле. Выведенные им доказательства существования Бога он сформулировал в пяти пунктах, включённых им в капитальный труд под названием «Сумма теологии». Вкратце они содержат в себе следующие утверждения:

  1. Поскольку всё в этом мире находится в движении, то должно быть нечто, давшее этому процессу первоначальный толчок. Им может быть только Бог.
  2. Поскольку ничто в мире не может произвести само себя, а всегда является производным от чего-то, то приходится признать существование некоего первоисточника, ставшего начальным звеном последующей цепи появления всё новых и новых реалий. Этот первоисточник всего в мире и есть Бог.
  3. Каждая вещь может иметь как реальное бытие, так и остаться в нереализованной потенции. Иначе говоря, может появиться на свет, а может нет. Единственной силой, переводящей её из потенции в реальность, следует признать Бога.
  4. Поскольку оценить степень совершенства той или иной вещи можно лишь в сравнении с чем-то превосходящим её, то логично предположить существование некоего абсолюта, стоящего выше всего сущего в мире. Таким верхом совершенства может быть только Бог.
  5. И наконец, на существование Бога указывает целесообразность всего происходящего в мире. Раз человечество движется по пути прогресса, значит, должна быть некая сила, не только определяющая верное направление движения, но и создающая необходимые предпосылки для осуществления этого процесса.

Доказательство, которого не было

Однако наряду с религиозными философами, пытавшимися найти аргументы для обоснования идеи бытия Божия, всегда были те, кто указывал на невозможность научно обоснованного ответа на вопрос о том, что такое Бог. Видное место среди них занимает немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804).

Вопреки утверждению Воланда ─ героя бессмертного булгаковского романа «Мастер и Маргарита», Кант не опровергал якобы построенные им пять доказательств бытия Божия и не изобретал шестого, на этот раз абсолютно неопровержимого. Напротив, он всю жизнь не уставал повторять, что в плане доказательства бытия Божия никакое теоретическое построение не может иметь под собой сколько-нибудь серьёзного научного обоснования. В то же время веру в Бога он считал полезной и даже необходимой в нравственном отношении, поскольку признавал глубину и значимость христианских заповедей.

В результате такого подхода к основам вероучения немецкий философ подвергался жестким нападкам со стороны представителей церкви. Известно даже, что некоторые из них с целью выражения своего презрения к учёному называли его именем своих домашних собак.

Любопытная деталь: легенда о том, что Кант, вопреки своим воззрениям, создал так называемое нравственное доказательство бытия Божия ─ именно то, о котором говорил Воланд на скамейке у Патриарших прудов, ─ была рождена самими клерикалами, желавшими подобным образом уже после смерти отомстить своему лютому врагу.

Религия как восстановление связи человека с Богом

В завершение разговора уместно будет остановиться на вопросе возникновения религии. Кстати, само это слово произошло от латинского глагола religare, что означает «воссоединять». В данном случае имеется в виду восстановление связи с Богом, нарушенной в результате первородного греха.

Среди историков существует три основные точки зрения по поводу возникновения религии. Первая из них так и называется ─ «религиозная». Её сторонники придерживаются мнения, что человек был сотворён Богом и до своего грехопадения имел с Ним непосредственное общение. Затем оно было нарушено, и в настоящее время для человека лишь молитва Богу является единственной возможностью обратиться к своему Творцу, открывающему Себя через пророков, ангелов и различные чудеса.

Религиозный компромисс

Вторая точка зрения ─ «промежуточная». Она является неким компромиссом. Опираясь на современные научные знания и настроения, преобладающие в обществе, её сторонники в то же время придерживаются главного религиозного постулата о сотворении мира и человека Богом. По их утверждению, после грехопадения человек полностью разорвал общение со своим Творцом и в результате вынужден заново искать к Нему путь. Именно этот процесс они называют религией.

Точка зрения материалистов

И наконец, третья точка зрения ─ «эволюционная». Те, кто её придерживается, настаивают на том, что религиозные представления возникают на определённом этапе развития общества и являются следствием невозможности людей найти рациональные объяснения явлениям природы.

Воспринимая их как разумные действия неких существ, более могучих, чем он сам, человек создавал в своём воображении пантеон богов, приписывал им собственные эмоции и поступки, проецируя тем самым в вымышленный им мир особенности того общества, в котором находился. Соответственно, с развитием общества усложнялись и по-новому расцвечивались религиозные представления, прогрессируя от примитивных форм к более сложным.

www.syl.ru

Какие свойства могут быть у Бога.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

Классификация Божьих качеств.

Миллард Эриксон

В попытках познания Бога богословами предлагаются разные системы классификации Его свойств.

  1. Одна из них, которой придерживаются прежде всего богословы-реформаты, заключается в выделении сообщаемых и несообщаемых свойств. Сообщаемые свойства Бога — те, которые хотя бы частично можно обнаружить в сотворенном Им человеке. Например, любовь, бесконечную в Боге, можно в определенной мере увидеть и в человеке. Даже всемогущество в какой-то степени присуще человеку — ведь он имеет определенную власть над природой. С другой стороны, несообщаемые свойства — те, в которых нет соответствия с человеческими существами. Пример — вездесущность. Бог есть всегда, повсюду и одновременно. Даже если у человека есть реактивный самолет или ракета, он не может быть одновременно в разных местах.
  2. Вторая пара категорий — имманентные, или непереходные, и эманентные, или переходные качества. Первое относится к тому, что составляет Божью природу. Пример тому — Его духовность. Эманентные, или переходные, свойства — те, которые происходят из Божьей природы, но действуют вне ее и оказывают воздействие на творение. Божья милость — переходное свойство. Не имеет смысла говорить о Божьей милости без сотворенных существ, которым Он эту милость выказывает.
  3. С предыдущей классификацией тесно связан вопрос о различении между абсолютными и относительными характеристиками. Абсолютные свойства Бога — те, которые Он несет в Себе. Он всегда обладал этими чертами, независимо от целей Его творения. С другой стороны, относительные свойства проявляются через Его отношение к другим субъектам и неодушевленным предметам. Бесконечность — абсолютное свойство, вечность и вездесущность — относительные свойства, устанавливающие взаимосвязь Его бесконечной природы с конечными объектами Его творения. Проблема такой классификации связана со статусом этих относительных свойств до Божьего творения. Разве их не было у Бога до творения и не претерпела ли с тех пор божественная природа какого-то изменения? Или же эти божественные свойства представляют собой лишь применение абсолютных свойств в определенных ситуациях?
  4. Последняя группа — естественные и нравственные свойства. Нравственные свойства — те, которые применительно к человеку связаны с понятием правильного (в противоположность неправильному). Примеры — святость, любовь, милость и верность. Естественные свойства — черты Бога, не относящиеся к сфере морали, такие как Его знание и сила. Это последнее деление иногда вызывает возражения на том основании, что нравственные свойства столь же «естественны», как и естественные, в том смысле, что они представляют собой неотъемлемую часть Божьей природы.

Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство «Библия для всех», 2009, стр.1088. С-Петербург.

Смотрите также:

www.mirvboge.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *