Как сам хаммурапи сформулировал цель создания судебника – какова цель создания законов хаммурапи

Судебник Хаммурапи и его характеристика. Собственность и обязательства по судебнику царя Хаммурапи

Такие археологические артефакты, как судебник Хаммурапи, уникальны. Этот свод законов был создан в середине XVIII века до нашей эры. Для того чтобы сохранить его для потомков, вавилоняне выбили текст на базальтовом столбе, который первоначально хранился в междуречье Тигра и Евфрата. Через несколько сот лет, когда эта держава пала, памятник перевезли в Сузы. Сейчас это юго-западный Иран. Именно здесь судебник Хаммурапи был найден французскими археологами во время экспедиции 1901-1902 гг.

Описание памятника

С передней стороны столб был выскоблен. Это было сделано эламитами, которые и захватили столб, перевезя в свою столицу на восток. Царь этого народа повелел стереть часть оригинальных надписей, чтобы на освободившемся месте сообщить о своей великой победе над Вавилоном.

Тем не менее это не мешает данному памятнику быть самым древним сводом законов человечества. Его ставят на одну полку с другими кодексами, принятыми разными культурами тогдашнего мира. Например, судебник Хаммурапи и законы Ману, принятые в Индии, часто становятся объектами взаимного анализа. Именно такие документы позволяют понять, чем тогда жили люди и как они смотрели на мир вокруг себя.

В верхней части столба вырезан графический рисунок. На нем изображен сам царь Хаммурапи. Он молится богу справедливости и солнца Шамашу, который и дарует правителю эти законы. Вся остальная поверхность столба заполнена текстами статей. Также присутствует заключение.

Исследователи поделили этот массив на 282 статьи. Из-за того что часть изображения была стерта, сохранилось только 247. Уже после 1902 года археологам удалось найти продолжение этого текста на глиняных табличках, которые хранились в других поселениях этого региона, а также в знаменитой библиотеке Ниневии.

История создания

За несколько веков до Хаммурапи в Месопотамии существовало централизованное государство. Оно было объединено вокруг Шумера и Аккада. После нашествия амореев-кочевников из близлежащих степей это образование рухнуло. На его месте появилось несколько небольших государств, в том числе и вавилонское. В 1755 году до нашей эры царь Хаммурапи объединил разрозненные царства. Кроме того, он разорил Сузы. Именно после этой важной победы были издан судебник царя Хаммурапи.

Законы являются важным источником для знаний о праве древнего Востока. Порядки, появившиеся при Хаммурапи, просуществовали еще много столетий. Реформа значительно усилила роль государства в повседневной жизни жителей царства.

Надписи на камне написаны на вавилонском диалекте аккадского языка. При этом вступительная и заключительная часть имеют особенную ритмику.

Первое сословие

Как и другие сборники законов, судебник Хаммурапи вводит четкое разделение общество на несколько социальных групп. Высшим сословием считались жители небольших общин. Эти группы имели право на самоуправление. Каждый член такого образования получал в собственность участок общинной плодородной земли. Этот порядок существовал уже ко времени воцарения Хаммурапи – он лишь подтвердил этот обычай. Цари Вавилона не вмешивались в их жизнь, а уж тем более не пытались регулировать распределение земельных участков. Государственным чиновникам было запрещено трогать эти наделы. Тем не менее общины стабильно платили налоги в царскую казну. Эти отчисления составляли немалую часть богатства Вавилонской державы. Судебник Хаммурапи закреплял за правителем право назначать старейшин общин. На этом его влияние на их жизнь заканчивалось. Собственность и обязательства по судебнику царя Хаммурапи зависели в первую очередь от социального положения.

Внутри общин были распространены сделки с имуществом. Землю продавали, сдавали в аренду и делали объектом ростовщичества. Размер надела авилума (жителя такой группы) мог составлять от 1 до 60 гектаров.

Второе сословие

Представители второго сословия звались мушкенумами. Этим термином обозначались люди, которые не были членами общин и не имели собственного надела. Поэтому они должны были получить государственную землю и возделывать ее, попадая в определенную зависимость от власти царя. Часто членами такого сословия становились разорившиеся жители общин, которые отдавали свой собственный участок за долги.

Так как Вавилон был культурным центром всего региона, сюда тянулись жители других стран. Например, это были кочевники, которые хотели осесть на земле. Для этого они могли получить надел от царя и оказаться на его службе. К мушкенумам одинаково относились и знатные чиновники на государственной службе, и бедные крестьяне.

Второе сословие не имело самоуправления. Это означало, что его жизнью полностью управляла царская администрация. Обладателей государственных участков могли без предупреждения приписать к другому месту. Имущество второго сословия по сравнению с собственностью авилумов охранялось гораздо строже, так как оставалось государственным. Например, согласно 8 статье, кража такой собственности каралась штрафом в десятикратном размере. Если вор не мог заплатить государству из собственного кошелька, то его убивали.

Основные источники судебника Хаммурапи говорят о том, что размер выдаваемого государством надела зависел от того, какую должность занимал человек. Больше всего ценилась служба храмовых жриц и торговцев (тамкаров). Такие люди могли получать от 12 до 75 гектаров земли. Собственность и обязательства по судебнику Хаммурапи тех, кто состоял на военной службе, также оговаривались. Солдаты и ремесленники получали надел от 9 до 12 гектаров. Скотоводы довольствовались самыми маленькими участками.

Рабы

Третье сословие составляли рабы, или вардумы. У таких людей был хозяин, который мог свободно распоряжаться их жизнью и свободным временем. За убийство невольника взимался совсем небольшой штраф.

Собственность и обязательства по судебнику Хаммурапи были прописаны самым подробным образом. Касалось это и рабов. Так, например, за укрывательство беглых невольников человека ждала тяжелая кара вплоть до казни. Рабы, которые обвинялись в драке со свободными жителями, приговаривались к отрезанию уха. Причем это мог сделать и их хозяин.

Статус раба передавался по наследству за исключением случая, когда ребенок рождался от свободной женщины. Если человек попадал в собственность государства или второго сословия, то его положение было не таким тяжелым. Он мог заводить семью. Рабы, которые приписывались к общине, жили в тяжелых условиях, так как государство никак не вмешивалось в их взаимоотношения с хозяевами.

Принадлежность к определенному сословию определяло в первую очередь социальное положение, а не богатство человека. Это хорошо прослеживается по тому, насколько ценилась жизнь жителей общин и тех, кто работал на государство. Например, если знахарь лечил авилума, то он получал вознаграждение в 10 серебряных сиклей. Если его пациентом оказывался мушкенум, то 5. За здоровье раба давали 2 сикля. Если врач нанес вред здоровью жителя общины, ему отрезали руку.

Суд

Общая характеристика судебника Хаммурапи говорит о том, что в Вавилоне очень сурово наказывалось ложное обвинение. Именно с описания таких наказаний начинается перечень статей на базальтовом камне. Первое предложение гласит, что если человек обвинил другого в убийстве и не смог доказать этого в суде, то он сам будет казнен за доносительство. Такая суровость объясняется принципом равного возмещения (другое название – талион). Многие знают это правило по фразе «око за око» или «зуб за зуб».

Вавилоняне были очень суеверными людьми. Поэтому были распространены обвинения в колдовстве. Обвиненный в таком преступлении должен был погрузиться в глубокую реку, которой согласно религиозным взглядам, правило божество. Именно оно определяло виновность человека. Если тот тонул, то обвинитель мог забрать дом колдуна. Традиция божественного суда была распространена не только в древних обществах. Она дожила и до Средневековья, когда христиане определяли виновность человека по тому, уцелеет ли его рука при опускании в кипяток.

Основные источники судебника Хаммурапи сообщают и о строгой ответственности судей. Если судья принял решение и уже оформил документ, подтвержденный печатью, а после этого решил пересмотреть дело, то он уплачивал крупный штраф и лишался своей должности. Подобная практика позже применялась в Риме.

Если суду не удавалось обнаружить грабителя, лишившего человека его имущества, то община возмещала пострадавшему его ущерб (23 статья). Эта норма касалась только авилумов. Если убивали члена семьи, то свободный человек получал возмещение от общины в размере одной мины серебра (24 статья). Эта античная мера использовалась в разных культурах, например и в Греции, при этом везде она исчислялась по-разному. В древнем Вавилоне одна мина равнялась примерно 600 граммам. Эти обязательства по судебнику Хаммурапи являются одним из немногих пунктов, регламентирующих жизнь общины.

Строго каралось мародерство. Например, если случился пожар, а сосед пришел в дом свободного человека, чтобы поживиться, то его тут же можно было бросить в тот самый огонь. Эта фраза – буквальна. То есть характеристика судебника Хаммурапи говорит о том, что законы не запрещали самосуд над преступниками.

Телесные наказания

Сын, ударивший своего отца, должен был лишиться своей руки. В этой и многих других статьях воспроизведен принцип, по которому наказанию подвергалась «виноватая» часть тела. За выкалывание глаза по решению суда также выкалывали глаз. То же самое касалось сломанных костей, выбитых зубов и других травм.

За удар по щеке человека, принадлежавшего к высшему сословию, приговаривали к 60 ударам плетью. Если подобный конфликт возникал между равноправными (например, между мушкенумами), то виновник карался штрафом.

Наемный труд и торговля

Множество статей было посвящено халтурной работе и невнимательности. Например, если плотник построил стену, которая после рухнула, то он должен был возвести ее повторно за свой счет.

В Вавилоне были очень важны услуги лодочников, которые перевозили грузы. Если по их вине гибло судно с финиками и т. д., то они были обязаны выплатить собственнику стоимость погибшего имущества. Общая характеристика судебника царя Хаммурапи заключается в том, что любой проступок рассматривался в государственном суде, который мог определить размер взыскания.

Законы, которые регламентировали наемный труд, также определяли стоимость услуг мастеров, ремесленников, строителей, пастухов и т. д. Фиксированные цены позволяли избежать конфликтов между сторонами сделки.

Как уже говорилось выше, кража государственной собственности каралась казнью. К воровству причислялись и другие поступки. Например, если человек покупал что-либо у сына авилума. Дело было в том, что дети не могли распоряжаться имуществом семьи. В этом случае такая сделка приравнивалась к краже и наказывалась смертью покупателя. Также наказывались сделки, не оформленные с помощью соглашения. Судебник законов Хаммурапи вообще строго относился к договорам. Например, брак, не оформленный с помощью соответствующей бумаги, не мог считаться законным.

Военная служба

Люди, оказавшиеся в армии царя, получали надел, то есть принадлежали ко второму сословию. Их называли редумами (они кроме земли награждались еще и скотом) и баирумами. Статус военного передавался по наследству. Если военный накапливал достаточно средств, он мог приобрести частную собственность, но при этом он продолжал нести службу. Сделки с государственным имуществом, данным в надел, были запрещены. Если кто-то покупал его (например, скот), то лишался не только покупки, но и своего серебра.

Эти военные были рядовыми. Они подчинялись офицерам – сотникам и десятникам. Чтобы в войске была строгая дисциплина, государство жестоко карало дедовщину. Притеснения офицеров, в том числе и грабеж, карались смертной казнью. Редумы были тяжеловооруженными пехотинцами, тогда как баирумы получали луки и становились стрелками.

Семья

Высшее сословие жило в строгой семье. Так, глава рода мог отдавать в залог своих детей или жену. Кроме того, мужчина определял будущих супругов для своих отпрысков. Женщина находилась в зависимом положении от главы семьи. Так, согласно 177 статье, она должна была хранить верность даже умершему мужу. Независимыми были лишь женщины, ставшие жрицами. Однако они вообще не могли заводить семью, посвящая свою жизнь службе богам (110 статья).

Если жена не могла родить детей мужу, то он мог оставить ее. Для этого ему необходимо было заплатить выкуп, равный приданному, принесенному из дома ее отца. После этого развод мог считаться законным. В случае если во время свадьбы жена не выкупалась вообще, муж должен был оставить ей одну серебряную мину. Развод регулировался судом.

Если жена отличалась упрямым характером, не слушалась супруга или публично унижала его, то он имел право развестись с ней, не уплатив при этом выкуп. Кроме того, муж мог оставить ее при себе и жениться во второй раз. При этом бывшая жена становилась рабыней в его доме.

Но суд также защищал и супругу. Например, если муж отличался пьянством, любил ее унижать, то жена могла обратиться в суд, который имел право разрешить ей покинуть дом и забрать с собой приданое. Члены семьи, уличенные в инцесте, сжигались на кострах. Это считалось страшным грехом и богохульством.

Заключение

После перечисления 282 статей на базальтовом камне следует заключение, написанное от лица Хаммурапи. В нем он перечисляет успехи своего правления и надеется, что его законы даруют счастье и спокойствие его стране.

В заключение дана общая характеристика судебника Хаммурапи. Царь заявляет, что его законы нужны для того, чтобы никто не мог притеснять слабого. Также он заявляет, что справедливость должна быть для всех — от вельмож до сирот и вдов.

В своих обращениях царь часто называет себя превосходным, отменным и мудрым. Источником такой уверенности является то, что царь верил, будто бы законы ему были даны богами, в том числе Шамашем, Мардуком и т. д.

Общая характеристика законов судебника Хаммурапи дана в самом последнем абзаце. Государь верил, что при их исполнении возможен идеальный порядок и совершенное общество, которое будет существовать до скончания веков.

fb.ru

Судебник Хаммурапи

Введение

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники этоти, являются самыми первыми законами, а их составители — первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы както управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса — это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем соверршенне государство — тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также об нравах, об обычаях какого-нибудь государства того времени. В вавилонском случае, например, — это их так сказать “ бюрократизм “, т. е. любые сделки, даже самые незначительные, всегда заключались при свидетелях. Если хорошо поискать то можно привести еще массу примеров, причем не только из вавилонского кодекса, потомучто мировоззрение государства, т. е. людей его составляющих всегда закрепляется в обычаях, а те, в свою очередь могут повлиять на составление законов. Из всего этого видно, что изучение древних судебников дело стоящее.

Законы Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.) — шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах ( столица Элама ) . Сейчас хранятся в Луврском музее в Париже .

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 — около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.

Клинописный текст состоит трех частей : введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов : чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.

Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы:

“ Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени “.

Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов. Затем Хаммурапи перечисляет свои благочестивые деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них. Иначе говоря, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми “новыми” общинами — от Ура и Эреду у персидского залива до Ашшура и Ниневии на среднем Тигре. В то же время ново и важно, что подчеркивается “ вечность “ царской власти в Вавилоне. Ха-рактерно, что, перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур и Эреду — древнейшие культовые центры Двуречья, а затем уже Вавилон,

бог которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чревычайно пышная титулатура Хаммурапи: “ Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей “ и т.п. Наконец, вводимый словом “ отныне “,начинается собственно текст законов.

Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм ( отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п. ), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие “ простейшие “ случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте где они могут быть вставлены.

Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому ( а также и к процессуальному ) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом “если” после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на “ параграфы “, или “ статьи “, снабженные нумерацией ( сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть ) . Всего таких параграфов — 282.

Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по “ предмету “ регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к груп-пе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм ( п.1 — 5 ) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “ изменение “ судебного решения судьёй. Следующие статьи ( п. 6 — 25 ) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний па-раграф этого раздела касается пртивоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел ( п. 26 — 41 ), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа сог ласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмни

ка, подлежит смертной казни ( не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. какбы за “ кражу “ ). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 ( первый в следующей группе ) — тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм ( п.42 — 88 ) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

п.89 — 126 — торговые и коммерческие операции.

п.127 — 195 — семейное право.

п.196 — 214 — умышленные и неумышленные телесные повреждения.

п.215 — 282 — операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем ( эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один ).

В задачу этой работы входило показать этот судебник не просто, как юридический документ, но и как исторический источник, способный воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и показать некоторые обычаи и нравы этой страны. Наиболее удобно эту проблему рассматривать по блокам. Основных таких блока два — зкономический, в котором рассказывается об экономическом устройстве Вавилона того времени: земледелии, скотоводстве, садоводстве, торговле и т. д. и социальный, в котором рассказывается о социальных отношениях между жителями, семейном праве и судопроизводстве. Исходя из вышеперечисленного, каждый блок был разделен на соответствуюющие разделы, раскрывающие определенную часть проблемы. Для более лучшего разьяснения на протяжении всей ра-боты будут присутствовать ссылки на определенные статьи кодекса, а за ними будут следовать соответствующие им статьи. Впрочем будут присутствовать ссылки без приведения соответствующих статей. Это сделано потому что сами ссылки очень многочисленные и привести все соответствующие им статьи, не сбиваясь со смысла повествования, очень сложно. Поэтому будет приведен краткий пересказ этой статьи, а непосредственно цитироваться будут только самые в данный момент нужные и наиболее интересные для рассмотрения статьи. Конечно, при написании этой работы использовались и други источники, но основной упор делался на сам судебник Хаммурапи, как на наиболее объективный из них.

Глава 1

Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи

Сельское хозяйство

Месопотамия ( а в переводе на наш язык — Междуречье ), расположена между двумя крупными реками — Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих горных рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных ми- нералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Мессопотамии отличались исключительным плодородием, о чем едино-

душно говорят Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Надо отметить, что в Мессопотамии был чрезвычайно жаркий климат. Температура стояла под 30 градусов Цельсия, порой доходила и до плюс 50. Дождей не бывает долго, до 8 месяцев в году стоит сушь, поэтому это приводило к тому, что к концу лета Тигр и Евфрат значительно высыха-ли. Спасало лишь то, что два раза в год Тигр и Евфрат разливались. Самими ранними были разливы начинающиеся в момент осенних ливней в горах Иранского и Армянского нагорья. Но самый большой разлив был весенним, апрельским. И связан он был с таянием снегов в горах. Он начинался с апреля ( а надо сказать, что в отличие от Египта, разливы далеко не всегда выпадали на одно и то же число, поэтому это создавало некоторые дополни-тельные трудности для земледельцев ), когда обе реки достаточно широко разливались, и продолжался до начала или середины июля, после чего насту-пал общий спад.

Поэтому жители Мессопотамии с древнейших времён рыли каналы и посто-янно следили за их состоянием, сооружали дамбы, шлюзы, колодцы и т.д. . Во времена разливов вода по каналам поступала в арреки ( ре-зервуары ) и в летние месяцы подавалась на поля ( правда только на по ля отдельных хозяев ).

Одновременно приходилось бороться с засолением почв от насыщеных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву.

Угрозы для плодородия мессопотамских земель представляли и сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с пер-сидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям. Только на севере Мессопотамии можно было расчитывать на естест-венное орошение ( дожди, таяние снегов ), но и там устраивались колодцы, бассейны и прово-дились небольшие каналы, что гарантировало снаб-жение полей водой.

Во Времена Хаммурапи наблюдалось расширение посевных площадей ( освоения залежных и целинных земель ). В значительной степени это дости-галось за счет расширения ирригационной сети по всей стране. Специальные чиновники обязаны были строго следить за состоянием больших и малых кана-лов. Из документов Мари явствует, что к выполнению ирригационной повин-ности привлекалось все трудоспособное население — от способных до рабов, а за уклонения от неё виновные наказывались вплоть до смертной казни. В Законах Хаммурапи четыре статьи специаль-но предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к орошительным сооружениям на своём участке ( п.53, 54, 55, 56 ). В случае их прорыва и затоп-ления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём кстати говорится в п.53:

» Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет про- рыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил «.

В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба ( п.54 )

» Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода «.

Важным своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиоз- ного канала, названного » Рекой Хаммурапи «, о котором говорилось, что это богатство народа, приносящее, » изобилие воды Шумеру и Аккаду «.

По весне воду из арреков или прямо из реки на 2 — 3 дня выпускали на поля, чтобы земля стала влажной и мягкой. После смягчения земли её спус-кали. Весь этот процесс подготовки земли был достаточно сложен, учитывая уровень техники того времени, и поэтому нередко происходили крушения дамб, что могло привести к весьма печальным последствиям, так как сев происходил неодновременно и, в результате крушения дамбы при подготовке земли одним общинником, могла быть залита уже подготовленная и засеянная земля друго-го общинника. Вероятно, это случалось достаточно часто, потому Законы Хам-мурапи и установили наказание за халатное отношение к ирригационным соо-ружениям ( см. выше ).

После спуска воды на поле выпускали волов, у которых копыта были замо-таны тряпками. Волы, гуляя по полю, разрыхляли землю и, одновременно, вытаптывали сорняки. Затем мотыгами рыхлили землю ( а в боле поздние времена выпускали быков с плугами ) и сеяли. В летние месяцы вода для полива доставлялась на поля по небольшим каналам или с помощью деревян-ных ведр, множество которых было найдено археологами на месопотамских полях.

Урожай жали серпами, причем в сборе урожая участвовали, в основном, женщины. После сбора происходила молотьба — зерно разбрасывали по полю и ездили по нему повозками или специальными салазками с заострёнными кон-цами. После этого веяли и мололи. Наиболее популярной культурой для выра-щивания в Мессопотамии был ячмень и кунжут.

Как уже говорилось, в Мессопотамии были достаточно неблагоприятные усло- вия для ведения сельского хозяйства и, в следствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того что были установлены специальные наказания за её порчу ( п.42, 43, 44 ). Например п.43, направленном на арендаторов, говорится:

» Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взбо-ронить и вернуть хозяину поля «.

Другие две статьи носят по смыслу примерно такое же содержание. И они были написаны вовсе не для борьбы с тунеядством, а для сохранения плодо-родия почв, так как из-за жаркого климата земля быстро засыхала и если её не обрабатывать постоянно то она теряла свои качества и, таким образом, после этого арендатора-тунеядца эту испорченную землю было очень трудно опять отдать в аренду, а это уже означало сокращение земельного фонда, что для такой аграрной страны могло иметь негативные последствия, особенно если бы это происходило в массовых количествах.


coolreferat.com

Тема судебник хаммурапи

Семинарские занятия
по истории государства и права зарубежных стран

Тема 1. СУДЕБНИК ХАММУРАПИ
1. История создания Судебника, его структура и система расположения норм.

2. Правовой статус сословий в царствование Хаммурапи:

– авилумы и мушкенумы;

– рабы; рабы царя и рабы мушкенумов.

3. Право собственности:

– формы собственности на землю;

– имущество илкум.

4. Правовое регулирование семейно-брачных отношений:

– условия заключения брака;

– личные и имущественные отношения супругов;

– расторжение брака;

– правовое положение детей.

5. Наследственное право:

– наследование по закону;

– элементы наследования по завещанию.

6. Система преступлений и наказаний. Талион.

7. Судоустройство и судопроизводство. Система судебных доказательств. Ордалии.
Источники и литература
Хрестоматия по истории древнего Востока. Т. 1 (любое изд.).

Хрестоматия по истории древнего мира. Т. 1 (любое изд.).

Тематическая хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. Н. П. Пикуса. Вып. 1. М., 1963.

Дьяконов И. М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 1952. № 3. С. 197-303; № 4. С. 205-311.

Авдиев Б. И. История древнего Востока (любое изд.).

Белявский В. Д. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1977.

Всемирная история. Т. 1. М., 1956.

Дембо Л. И. Земельные правоотношения в классово-антагонистическом обществе. Л., 1954.

Дьяконов И. М. О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н.э. Проблемы собственности. Проблемы экономики // Вестник древней истории. 1967. № 4. С. 13-35; 1968. № 3. С. 3-27; № 4. С. 3-40.

Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 3-29.

Жидков О. А. История государства и права древнего Востока. М., 1963.

История древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. М., 1983.

История древнего мира. Ч. 1 (любое изд. для вузов).

Конрад И. И. Запад и Восток. М., 1972.

Крашенинникова Н. А. История права Востока: Курс лекций. М., 1994.

Матвеев К. П., Сазонов А. А. Когда клинопись заговорила. М., 1979.

Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки / Под ред. А. И. Рогожина, Н. Н. Страхова. Харьков, 1981.

Редер Д. Г. К вопросу о юридическом положении рабов по законам Хаммурапи // Древний Восток / Отв. ред. И. С. Кацнельсон. Сб. 1. М., 1975. С. 230–245.

Якобсон В. А. Старовавилонский период истории Месопотамии // История Востока: В 6 т. Т. I. Восток в древности / Отв. ред. В. А. Якобсон. М., 1997. С. 78–99.

h.120-bal.ru

описание, законы и характеристика :: SYL.ru

В 1902 году на территории юго-западного Ирана французскими археологами был обнаружен уникальный памятник культуры Древнего Вавилона ─ каменная стела с нанесённым на её поверхность сводом законов XVIII века до н. э, получившим впоследствии название Судебника Хаммурапи. Несмотря на то что часть надписей была уничтожена, её удалось восполнить благодаря глиняным табличкам с копией этого документа, обнаруженных в ходе дальнейших раскопок. Сегодня эта стела хранится в Лувре. Ниже приведено её фото.

Древневавилонский Судебник

Верхняя часть стелы украшена резным изображением автора этого древнейшего юридического документа ─ вавилонского царя Хаммурапи, молящегося богу справедливости Шамашу, который, по легенде, и даровал ему эти законы. Ниже изображения нанесён клинописный текст на аккадском языке.

Весь объём Судебника Хаммурапи, представленного на стеле, принято делить на 282 самостоятельных параграфа, каждый из которых относится к какому-либо из разделов судопроизводства. В той части памятника, где текст оказался уничтоженным, содержались ещё 35 параграфов, восстановленные позже.

Предшественники Судебника Хаммурапи

Источники, ставшие юридической базой, на которую опирался царь Хаммурапи при создании свода законов, следует искать в нормативных актах других древневосточных государств, составленных ранее и, по-видимому, знакомых ему. Это законы Ур-Намму, созданные в 2105-2194 гг. до н. э, а также Липит-Иштара (1934-1924 гг. до н. э.) и Эшнунны (около 1795 г. до н. э.).

Что же касается времени создания документа, то, по всей видимости, Хаммурапи написал его вскоре после объединения им разрозненных государств, составивших единое царство ─ Вавилон, и победы в войне с Сузами, то есть в 1750-х годах до н. э. Установленные им порядки просуществовали без изменения ещё в течение многих веков.

Сословия свободных граждан

В основу Судебника законов Хаммурапи положено деление всего общества на три социальные группы, каждой из которых соответствовали определённые юридические нормативы. Так, к высшему сословию причислялись жители небольших общин, имевших право на самоуправление. При этом каждый из них являлся собственником земельного надела, передаваемого по наследству.

Представителей этой категории граждан называли авилумами. Характерно, что по закону не только чиновники, но и сам царь не имел права вмешиваться во внутреннюю жизнь общин, руководимых всенародно избранными старейшинами. Государство взимало с них налоги и за счёт этого богатело. Исследователи отмечают тождество этого закона с нормативными актами основных источников Судебника Хаммурапи, упомянутых выше.

Представители второго сословия ─ мушкенамы ─ также являлись свободными гражданами, но при этом не имели земельной собственности и брали наделы в аренду у государства, попадая, тем самым, в зависимость от произвола царей и чиновников. Любопытно, что к этому сословию в равной степени могли относиться и весьма обеспеченные люди, состоявшие на государственной службе, и сельская беднота. Согласно Судебнику Хаммурапи, мушкенамы не пользовались правом на самоуправление, и их жизнь целиком регулировалась царской администрацией.

Рабы и их положение в Вавилоне

К третьему, самому низшему сословию принадлежали рабы, называвшиеся в Древнем Вавилоне вардумами. Они всецело принадлежали своим хозяевам, имевшим право свободно распоряжаться не только их временем, но и самой жизнью. Убийство раба наказывалось лишь мизерным штрафом. Статус невольника передавался по наследству, исключения составляли лишь те случаи, когда матерью ребёнка была свободная женщина.

Как отмечают историки, условия жизни рабов, принадлежавших государству или хозяевам из второго сословия, были значительно легче, чем у тех, которые являлись собственностью членов общин. Если в двух первых случаях их жизнь регулировалась законами, то защитить раба, попавшего в общину, государство не могло, поскольку не имело права вмешиваться во внутренние дела этой обособленной социальной группы.

Преступления и наказания

Давая характеристику Судебнику Хаммурапи, остановимся на законах, устанавливавших меру наказания за различные преступления. Одним из самых тяжких правонарушений в Вавилоне считались лжесвидетельства во всех их формах. Неслучайно именно с них начинается перечень наказаний. Особенно сурово каралось ложное обвинение в убийстве, за него приговаривали к смерти.

Вообще, многие законы, вошедшие в Судебник Хаммурапи, предусматривают наказания по принципу «око за око и зуб за зуб». Например, за умышленное причинение увечья виновника ждало адекватное наказание в виде переломов костей, отрубания конечностей, выкалывания глаз и т. д. Так же каралось и убийство, за исключением тех случаев, когда жертвой становился раб.

Особенности некоторых правовых нормативов

Законы, применявшиеся к членам различных социальных групп, имели свои особенности. Например, если авелум, то есть представитель высшего сословия, попадался на краже или грабеже, то возмещать ущерб пострадавшему должна была вся его община, а уже после этого они сами решали, что с ним делать.

В Судебнике Хаммурапи встречаются и многие нелепые, с точки зрения современного человека, законы, связанные с обвинением в колдовстве, также считавшемся у жителей Вавилона тяжким преступлением. Когда поступал донос, обвиняемого связывали и бросали в реку. Если он тонул, преступление считалось доказанным, и доносчик в качестве награды получал дом «колдуна». Если же несчастному удавалось выплыть, то обвинение снималось, а лжесвидетеля топили в той же реке. Надо заметить, что принцип таких «божественных судов» дожил до Средневековья и там получил дальнейшее развитие.

Весьма сурово наказывалось и мародёрство. Если, к примеру, случался пожар, и кто-либо пытался поживиться за счёт несчастья соседа, то его самого бросали в огонь. Причём эта казнь совершалась присутствующими прямо на месте преступления, без обращения в суд. Таким образом, давая характеристику Судебнику царя Хаммурапи, следует отметить установленную им легитимность самосуда над преступником.

Законы, связанные с военной службой

Судебник Хаммурапи регламентировал также все вопросы, относящиеся к службе в армии. Поскольку царь был заинтересован в пополнении своего войска, он законодательно гарантировал всем вступившим в него получение от государства арендного земельного надела и причисления ко второму сословию. Это касалось также различных кочевников, желавших перейти на оседлый образ жизни, и разного рода чужеземцев, привлечённых богатствами Вавилона.

В армии законами Хамурапи устанавливалась строгая дисциплина, при которой рядовые обязаны были беспрекословно подчиняться офицерам ─ десятникам и сотникам. Как выяснилось, уже в ту давнюю эпоху одной из «болезней» армии была «дедовщина», проявления которой решительно пресекались. Строго наказывались также случаи воровства и грабежа. Если же преступление совершалось рядовым в отношении офицера, то оно каралось смертью.

Семейный кодекс

И наконец, завершая общую характеристику Судебника Хаммурапи, нельзя обойти стороной законы, касающиеся семейной жизни. В них приоритет отдавался мужу ─ главе семьи, у которого жена находилась в зависимом положении. Оговаривались, в частности, вопросы супружеской верности, которую женщина была обязана хранить даже после смерти мужа. Что же касается мужчин, то они этим вообще не обременялись.

Законом предусматривалось много случаев, при которых супруг имел право развестись со своей благоверной. Кроме её неспособности родить потомство, в их перечень входили: сварливость, упрямство, злобность и даже излишняя болтливость. Между тем, закон в некоторых случаях отстаивал и интересы женщин. Так, они имели право, забрав приданое, вернуться к своим родителям, если мужья пьянствовали и публично унижали их.

Заключение

В рамках статьи невозможно охватить все 282 параграфа нормативных актов, приведённых на стеле, обнаруженной французскими археологами. В них царь Хаммурапи заложил юридическую основу, на которой впоследствии строились правовые отношения жителей многих государств. Завершая перечень законов, он без лишней скромности и, надо сказать, с полным основанием награждает себя такими эпитетами, как «мудрый», «великий» и «превосходный», не забыв упомянуть, что даровали их ему боги Шамаш и Мардук.

www.syl.ru

Вопрос № 3 Законы Хаммурапи.

Количество просмотров публикации Вопрос № 3 Законы Хаммурапи. — 289

Рассмотрим основные черты древневосточного права на примере Судебника Хаммурапи. В Междуречье Тигра и Евфрата͵ как правило, не возникало прочных государственных образований. Наибольшей концентрации деспотическая власть достигла в Междуречье в годы правления вавилонского царя Хаммурапи (18 век до н.э.).

В историю данный царь вошел, прежде всœего, как создатель 1 из первых пам-в письменного права. Историки предполагают, что изданию этих законов предшествовали народные явления и неслучайно о введении к этим законам царь обещал оказать помощь обездоленным. Законы были выбиты на каменных столбах и расставлены для всœеобщего ознакомления. На этом столбе был изображен сам царь Хаммурапи, который принимал эти законы от Бога Правды Шамаша. В этом проявлялась важнейшая черта древневосточного права – его единство с религией и моралью. Соответственно, нарушение норм судебника считалось не только преступлением, но и религиозным грехом.

Судебник Хаммурапи характеризуется низким уровнем юридической техники. Так, законы написаны сплошным текстом, без выделœения статей.

Историки выделили в Судебнике 282 статьи. Нормы Судебника изложены в казуистической форме, то есть они закрепляли отдельный судебный случай. К примеру, перечисляя конкретные виды вещей. Право носило формально казуистический характер.
Размещено на реф.рф
Судебник Хаммурапи основан на принципе сословности, то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных категорий населœения.

Сословие – категория населœения, имеющая особенный правовой статус и передающийся по наследству.

Первое сословие авилум – ʼʼчеловекʼʼ, то есть свободные полноправные жители Вавилона.

Второе сословие ʼʼмушкенумʼʼ — стоящие на коленях, склоненные вниз, сводные, но неполноправные по отношению к авилум, люди.

Историки предполагают, что мушкенум находились в личной зависимости от царя.

За совершение одних и тех же правонарушений мушкенум несли более серьезное наказание; услуги, оказанные мушкенум, дешевле. При этом посягательство на имущество мушкенум, наказывалось строже, так как хозяином этого имущества считался сам царь.

3-е сословие – вардум – ʼʼрабʼʼ. Судебник закрепил патриархальное рабство, ᴛ.ᴇ. рабы, будучи собственностью государства, храмов, общин или отдельных лиц при этом обладали определœенной правоспособностью, ᴛ.ᴇ. могли обладать имуществом, заключать договоры, вступать в брак со свободными, обращаться в суд и т.д.

Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Древневосточное право не знало еще общего понятия права собственности и лишь разделяло законное или не законное владение. В случае если владелœец не мог доказать законность овладения вещью, то он автоматически считался вором. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу.

В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Государство активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора.

Основная часть судебника посвящена определœению наказания за правонарушение. Преступление понималось, как ущерб, нанесенный отдельному лицу или корпорации. Не было различия между частным и публичным деликтом. Судебник Хаммурапи допускал применение принципа Талиона, ᴛ.ᴇ. наказание соответствовало нанесенному ущербу. Такой Талион назывался ʼʼзеркальныйʼʼ. Наряду с ними в судебнике Хаммурапи используется два вида талиона – символический (когда нет полного соответствия между ущербом и наказанием, но при этом учитывается способ совершения правонарушения – врач неумело сделал операцию, то его нужно лишить руки), абсурдный (когда к ответственности привлекается лицо, вообще не совершавшее правонарушение). Принцип талиона применялся между равными, в том случае, в случае если правонарушитель принадлежал к более низкому сословию, то он нес более серьезное наказание. В случае если правонарушитель принадлежал к боле высокому сословию, то исполняется право ʼʼчастной композицииʼʼ, ᴛ.ᴇ. правонарушитель откупается от талиона и уплачивает штраф потерпевшему.

Судебник Хаммурапи определял наказание как за преступление против личности (убийство, нанесение телœесных повреждений, оскорбление, клевета) и правонарушение имущественное (кража, разбой, повреждение имущества). За большинство правонарушений судебник определяет наказание в виде смертной казни. Обращает на себя внимание то, что в судебнике Хаммурапи не определяется наказание за посягательство на жизнь царя, жрецов, чиновников. Это объясняется тем, что такие преступления считаются наиболее тяжкими и за них наступала немедленная расправа. При этом квалификацией наиболее тяжкой считались кража царского имущества и имущества храмов.

Судебник Хаммурапи закреплял обвинительный суд состязательностью процесса. Это объяснялось тем, что преступление понималось, как вред, нанесенный отдельному лицу, в связи с этим инициатором возбуждения судебного преследования был сам потерпевший. Он находил преступника, арестовывал его, приводил в суд, предъявлял и обосновывал доказательства. В свою очередь подсудимый эти доказательства оспаривал, государство в лице судебного органа занимало пассивную позицию, лишь оценивала доказательства и выносила решение. В качестве доказательств использовались вещи, показания свидетелœей, документы, а так же ордалии – ʼʼбожий судʼʼ — испытание водой или клятва.

referatwork.ru

Законы Хаммурапи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Это стабильная версия, отпатрулированная 18 декабря 2018.
Состояниеотпатрулирована
Перейти к навигации Перейти к поиску
Законы Хаммурапи
аккад. Inu Anum sîrum

Копия стелы с Законами Хаммурапи из Королевского музея Онтарио (деталь)
Создан 1755—1752 годы до н. э.
Язык оригинала старовавилонский диалект аккадского языка
Место хранения Лувр, Париж
З

ru.wikipedia.org

Судебник царя Хаммурапи

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 19Следующая ⇒

План

1. Общая характеристика «Судебника Хаммурапи»

2. Правовое положение населения по «Судебнику Хаммурапи»

3. Брачно-семейные положения по «Судебнику Хаммурапи»

При выполнении курсовой работы рекомендуется руководствоваться методическими

указаниями:

Давая общую характеристику законов Хаммурапи, следует показать социальную

направленность законов и , вместе с тем, наличие пережитков родового строя в

Судебнике, обратить внимание на попытку определенного ограничения

ростовщичества, предпринятую Хаммурапи в целях расширения социальной базы

нового царства. Законы Хаммурапи были изданы в результате определенной

систематизации ранний правовых актов, судебных прецедентов, обычного права и

законодательных новелл царя Хаммурапи в соответствии с законодательной

техникой того времени. Необходимо выявить и на конкретных примерах показать

ряд специфических черт Судебника: наличие наряду с общими множества

казуистических норм, формализм, неполноту и т.д.

Правовое положение населения определяется уровнем развития общества в целом и

дифференцируется в зависимости от социально-экономического деления общества.

При этом необходимо учитывать сложность структуры древневавилонского

общества, обусловленную незавершенностью процессов классообразования,

наличием пережитков родового строя, рядом других исторических причин.

Характер связей между экономическим показателем и правовым статусом не был

однозначным. Имущественное и правовое положение необязательно совпадали.

Следует выявить основные группы населения, различающиеся по своему правовому

положению -«авилум» (свободные полноправные члены общества) и «мушкенум»

(находящиеся под «патриархальной властью царя), на конкретном материале

показать различия их правового статуса, в первую очередь, в отношении

собственности на землю — основы всякого производства; характер юридической

связи данных категорий населения с государством, степень полноты прав и

обязанностей, вместе с тем, нельзя упускать из виду неодинаковость

фактического социально-экономического положения членов названных групп:

общинники — богатые рабовладельцы бедняки и т.д. Внутри названных классов —

сословий следует выделить составляющие их более мелкие группы: царскую

администрацию, касту жрецов, царских воинов («редум» и «бариум»), «тамкаров»,

«шамаллумов» и др.

Вне названных категорий находились рабы («вардум»), которые были практически

лишены социальной и правовой защиты, являясь собственностью других лиц.

Необходимо показать особенность рабства на Востоке, его патриархальность ( по

сравнению с Древней Грецией и Древним Римом), объяснить , чем они вызваны.

Следует также сравнить рабов с кабальными должниками.

Начать изучение третьего вопроса необходимо с уяснения значения брачно-

семейных отношений в истории общества. Переход к строю частной собственности

начался именно в семье, в ней появилось первое неравенство, именно семья

«угрожающе противостояла роду » и разрушала его.

Судебник царя Хаммурапи довольно подробно регламентирует брачно-семейные

отношения (ст. 127 -95 ). Студенту необходимо обратить внимание на

патриархальный характер семьи в Древнем Вавилоне, что проявилось в

объединении всех членов семьи, а также рабов, под властью главы семьи. Именно

глава семьи являлся полноправным членом общины и «подданным» государства . На

конкретных статьях следует рассмотреть особенности заключения брака,

основания и последствия его расторжения, моногамный характер семьи с

допущением в отдельных случаях (ст. 144 — 146) введения в семью наложницы из

рабынь, приниженное положение женщины, условия и последствия усыновления.

Тема 2

mykonspekts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *