Как настя попала в ночлежку на дне – Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») На дне Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Содержание

Характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки |LITERATURUS: Мир русской литературы

Сцена из спектакля
по пьесе «На дне»
Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.

В этой статье представлена краткая характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки, информация о том, как герои попали в ночлежку, кем они были до этого и т.д.

Смотрите:


Характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки и других персонажей


Костылев — 54-летний хозяин ночлежки. Злой, лицемерный, жадный, подлый человек. Он грубо обращается со своей женой Василисой, а также обижает ее сестру Наташу. Костылев скупает краденые вещи, которые ворует Васька Пепел. В конце пьесы Костылев погибает в драке от рук Васьки.
     (см. Характеристика Костылева) Василиса Карповна — 26-летняя жена Костылева. Умная, хитрая, жестокая, бездушная, развратная женщина. Василиса издевается над своей родной сестрой и предлагает своему бывшему возлюбленному Ваське Пеплу избавиться от ее мужа.
     (см. Характеристика Василисы)
Наташа — 20-летняя сестра Василисы. Наташа терпит издевательства со стороны своей сестры и ее мужа. Наташа — добрая, милая девушка. За ней ухаживает вор Васька Пепел. После гибели Костылева девушка оказывается в больнице при смерти, а затем пропадает без вести.
     (см. Характеристика Наташи)
Васька Пепел — 28-летний вор. Он несколько раз отсидел в тюрьме, судя по всему, за кражу. Васька — возлюбленный замужней Василисы, с которой он расстается в начале пьесы. Васька ухаживает за Наташей и предлагает ей начать новую, честную жизнь. В конце пьесы он попадает в тюрьму за убийство Костылева.
     (см. Характеристика Васьки Пепла)
Лука — 60-летний старик. Судя по всему, Лука ранее отбывал срок на каторге за какое-то преступление, но сбежал оттуда. Лука — жалостливый, милый, добрый, неглупый старик. Поселившись в ночлежке, он дает другим героям советы и пытается утешить их, но его вмешательство приносит больше вреда, чем пользы.
     (см. Характеристика Луки)
Актер — 40-летний пьяница, бывший театральный актер. Он узнает от Луки о том, что в каком-то городе якобы есть бесплатная лечебница для пьяниц. Актер бросает пить, чтобы накопить денег на дорогу в этот город. Лука исчезает, так и не назвав города с лечебницей, после чего Актер снова начинает пить и в конце пьесы кончает жизнь самоубийством.
Сатин — 40-летний пьяница и шулер. Он отсидел 5 лет в тюрьме за убийство: когда-то он заступился за свою сестру и в драке по неосторожности убил человека. Сатин привык существовать за счет шулерства и не хочет жить честно. Сатин — неглупый, довольно образованный мужчина.      (см. Характеристика Сатина)

Барон — 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство.

Настя — 24-летняя девушка. Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь «непристойной работой». Девушка состоит в любовной связи с Бароном. Она терпит от него обиды и грубость, но все равно дает ему деньги на пьянство. Настя любит читать любовные романы и придумывает себе любовные истории, которые якобы с ней произошли.

Бубнов — 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.).
Клещ — 40-летний слесарь, женат на 30-летней Анне, которая больна чахоткой. Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и обижает ее. Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней грубо и безразлично. Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои инструменты, чтобы похоронить жену. После этого он без работы и перспективы продолжает жить в ночлежке.
Анна — 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, «зачахла» из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни.
     (см. Характеристика Анны)

Квашня — 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство.

Медведев — 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Абрам Медведев знает о побоях, которые терпит Наташа со стороны сестры, но не вмешивается в это. Также он покрывает «темные дела», в которых замешаны Костылев, Василиса и вор Васька Пепел. В конце пьесы Медведев женится на торговке Квашне и начинает пьянствовать.
Алешка — 20-летний сапожник, пьяница. В свободное время он любит петь и играть на гармошке. Из-за пьянства он время от времени попадает в полицейский участок. Алешка — запутавшийся, несчастный молодой человек.

Татарин — обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин — законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.

Кривой Зоб — обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.

Это была краткая характеристика героев пьесы «На дне» Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки, информация о том, как персонажи попали в ночлежку, кем они были до этого и т.д.

Смотрите:

www.literaturus.ru

Главные герои пьесы Горького «На дне».

Имя героя, характеристика Что привело героя в ночлежку О чем мечтает, как хочет этого добиться Результат жизни
Бубнов – вдумчивый и меткий на слова, всегда говорит правду, часто его правда ранит людей и делает им больно. Он не признает моральной ответственности, аргументируя это тем, что он не богатый, следовательно, ему не нужна совесть. Когда-то у него была красильная мастерская, но жизненные обстоятельства сложились так, что ему пришлось оставить все, чтобы выжить. Его жена бросила его и стала жить с мастером. Бубнов утверждает, что человек не может изменить свою судьбу, поэтому плывет по течению жизни. Не сопротивляется тому, что опускается на дно, из которого не выбраться. Он не ненавидит всех и вся, поэтому у него нет мечты. По его мнению, «на социальном дне» жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает вся его наигранность и культурность. Он отлично сознает, что не выбраться с этого «дна» и не стремится к этому, не верит в светлое будущее.

Продолжает жить в долг, пьянствует, его жизнь  никак не изменяется.

Лука — загадочный странник, о котором мало, что известно, он не любит правду, считая, что сладкая ложь лучше, она утешает человека, дает ему надежду. Пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке, он утешает людей, вселяет в них надежду на светлое будущее Мечтает помочь нуждающимся людям Исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева
Сатин – бывший телеграфист со своей жизненной философией, он часто цитирует Пушкина, может сострадать людям, он не верит ни во что, себя считает мертвым. Однажды убил человека, из-за этого был отправлен в тюрьму на 5 лет Мечтает создать собственную философию и преподнести ее людям. Его совет: «Ничего не делай, просто обременяй землю!» Сознательно губит свою жизнь, пропивая все свои возможности изменить свою жизнь и подняться со «дна».
Клещ Андрей Митрич – слесарь, муж Анны, он осуждает способ жизни других членов ночлежки На «дно» его привела болезнь жены, он пытается заработать средства на ее лечение, но при этом ведет себя по отношению к ней холодно, черство и сухо. В итоге его жена умирает. В его голове часто возникают мысли о возвращении к нормальной жизни, видя состояние жены, он понимает, что скоро она умрет, он строит в своем сознании путь к реабилитации, но, увы, у него не получается выбраться, он теряет работу. Оставляет мечты о работе, примеряется с «бездельничающими босяками», пьянствует с Сатиным.
Анна – жена Клеща, больная чахоткой женщина, доживающая в ночлежке свои последние дни, терпит жестокое отношение мужа. Устала от жизни, в которой приходится трястись над каждым куском хлеба. На «дно» ее привела ее болезнь. Верит, что на том свете сможет отдохнуть от своего безрадостного существования на земле. Умирает от болезни.
Васька Пепел – любовник жены хозяина ночлежки – Василисы, любит ее сестру Наташу. Его отец был вором, он стал вором, дважды сидел в тюрьме. Мечтает уехать с Наташей в Сибирь и начать жизнь с чистого листа, став порядочным гражданином. Испытывая чувство любви к Наташе, признается ей в этом и завет ее с собой. Попадает в тюрьму на каторгу, из-за случайного убийства в драке хозяина дома — Костылева
Актер – пьяница, постоянно вспоминающий свое прошлое на сцене, он часто цитирует различные литературные произведения. Пьянство привело его на «социальное дно» Услышал от Луки, что в мире есть такая больница, в которое вылечивают от алкоголизма, он мечтает ее найти и выбраться из социальной ямы. Начинает копить деньги на дорогу. Его мечтам не суждено было сбыться, он решился на самоубийство и повесился, он понял, что уже не сможет спастись от пьянства и нищеты
Квашня – торговка пельменями, сильная женщина, которая сама зарабатывает себе на хлеб. Привела ее на «дно» тяжеля жизнь, неудачное замужество. Она терпели избивания мужа, жила в нищете и страданиях. Дух этой женщины не сломался, она не потеряла доброту и сочувствие. В конце пьесы стала сожительствовать с Медведевым.
Наташа – сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Тяжелая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры и мужа привели ее сюда. Она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Мечтает вырваться из ночлежки. Ее избивает сестра, после этого она попадает в больницу, а после этого исчезает в неизвестном направлении.
Барон – когда- то действительно был богатым, но сейчас живет в ночлежке, опустился до сутенера Насти. Когда-то был аристократом, но судьба сложилась так, что его пристрастие к азартным играм и красивой жизни привели его к разорению. Его главная мечта – вернуть прошлое положение и снова владеть состоянием, но он понимает, что это лишь иллюзии и вернуть это невозможно. Продолжает жить воспоминаниями о прошлом, не воспринимает жителей «дна».
Алешка – вечно пьяный и веселый Сапожник, который никогда не пытался подняться по социальной лестнице, не стремился к карьерному росту, его легкомыслие и привело его на «дно». «Я – ничего не хочу; не желаю». «Зато я веселый мальчик, я хороший» Его жизнь никак не меняется, все остаются прежним.
Настя – мечтательная особа, которая живет любовными романами.  Жизнь заставила стать падшей женщиной, что является «социальным дном» Долгое время мечтает о большой и сильной любви, но ее окружает только нищета, унижения. Над ней постоянно издеваются и смеются. Мечтам Насти не суждено сбыться, чтобы забыть о жестокой реальности, она пьет.

testsoch.ru

Герои пьесы «На дне» Горького: характеристика, образы и судьбы

Драма «На дне» является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы «На дне» будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис. Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число «босяков», опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» – именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила – это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» – люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его – каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы «На дне»: таблица

геройкак оказался на «дне»характеристика героямечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он «хороший» и «веселый».

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о «теплом ветерке» и «вечном солнце».

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто литературные произведения.

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

ЛукаЭто загадочный странник. О нем известно не много.Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их.Мечтает помочь всем нуждающимся.
СатинУбил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму.Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение.Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел – представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении – это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы «На дне» дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы «На дне» говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со «дна» вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой –слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. «Вот, погоди… умрет жена…» –говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его – уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы «На дне» Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: «Человек!.. Это звучит… гордо!»

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы «На дне» Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со «дна». Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: «Я и так не убегу». На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со «дна», и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека – искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. «Со дна» могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы «На дне». Верой в человека проникнуто все произведение.

fb.ru

Как и почему попали в ​ночлежку герои Горького, пьесы «На дне»?

🙂
По произволу автора
🙂

ну про актёра понятно, не дали роли, нет денег, выпил сгоря, лишили роли, и покатилось.. .
Ну, про Настю — можно догадаться.. .
а остальные — то?
В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет) , живут, по определению автора, «бывшие люди» , т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет) , Васька Пепел, вор (28 лет) , Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет) , его жена Анна (30 лет) , Настя, проститутка (24 лет) , Бубнов (45 лет) , Барон (33 лет) , Алешка (20 лет) , Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван) . В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет) . Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают) . Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет) ; Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно» .

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак! »

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды» : Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые… » Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то, что будет? «С голоду сдохнут… » — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер> (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера) . Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки.

otvet.mail.ru

Настя в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание |LITERATURUS: Мир русской литературы

Настя в пьесе «На дне»
(актриса О. Л. Книппер)
Настя является одной из героинь знаменитой пьесы Горького «На дне».

В этой статье представлена цитатная характеристика Насти в пьесе «На дне»: образ, описание героини.

Смотрите:



Настя в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание


Настя является одной из обитательниц ночлежки для бедных, которую содержит господин Костылев и его жена Василиса.

Возраст Насти — 24 года:

«Настя, девица, 24 года…»
Судя по всему, Настя зарабатывает себе на жизнь «непристойной работой» (сама себя она поэтому называет «таковской», а Барон называет ее ш*****):
«Сатин, скажи ей… ш***е…» (Барон о Насте) 
«…жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь…»
Судя по всему, Настя состоит в любовной связи с Бароном, обедневшим дворянином, также живущим в ночлежке:
«А на него – не сердись, на сожителя‑то…» (Лука — Насте о Бароне)
По мнению Барона, Настя — добрая, но глупая девушка. Однако, судя по высказываниям героини, она не так уж глупа:
«Ну и глупа же эта девица… добрая, но… глупа – нестерпимо!» 
«Это – дура…» (Барон о Настей)
Девушка терпит пренебрежительное отношение со стороны Барона, но продолжает давать ему деньги на пьянство:
«Барон (Насте.) Ты должна понимать, что я – не чета тебе! Ты… мразь! 
Настя. Ах ты, несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь – яблоком!» 
«А… надо мне к Настёнке мириться идти… не помиришься – на выпивку не даст…» (Барон) 
«Впрочем – я иду мириться с ней…» (Барон)
Настя любит читать романы о любви:
«…Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку.» 
«…(выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)» 
«Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)»
Настя — впечатлительная девушка. Читая любовные романы, она плачет от жалости к героям:
«А там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет! Право! Слезы текут… Я ей говорю: милая, ты чего это, а? А она – жалко! Кого, говорю, жалко? А вот, говорит, в книжке… Вот чем человек занимается, а? Тоже, видно, со скуки…»
Настя — мечтательная девушка, фантазерка. Начитавшись романов, Настя сама себе сочиняет историю любви о молодом человеке, который не женился на ней из-за родителей. Судя по всему, Настя время от времени рассказывает свою историю обитателям ночлежки и при этом даже плачет:
««Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»» 
«И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)»  
Кажется, мечтательная Настя настолько принимает желаемое за действительное, что сама искренне верит в свою выдумку:
«Дедушка! Ей‑богу… было это! Всё было!.. Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил… разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил!»
Жители ночлежки понимают, что Настя выдумывает, «врет». Кто-то из соседей сочувствует девушке, а кто-то смеется. Так например, Барон со смехом напоминает Насте, что вчера ее героя звали не Рауль, а Гастон:
«Погоди! Не любо – не слушай, а врать не мешай… Дальше!» (Барон) 
«Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!»  (Барон)
«Дедка! Ты думаешь – это правда? Это всё из книжки «Роковая любовь»…»  (Барон)
«Глупо, старик! Надоела она… Сегодня – Рауль, завтра – Гастон… а всегда одно и то же!»  (Барон)
Благодаря романам Насте кажется, что в ее собственной жизни тоже была настоящая любовь:
«Настя (вскакивая). Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!»
Бубнов называет Настю «чертовой куклой» за ее любовь к фантазиям:
«Ах… чертова кукла! а?» (Бубнов)
Старик Лука поддерживает Настю и считает, что девушка имеет право верить в свои выдумки:
«Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!» (Лука) 
«Ты, барин, зачем девку тревожишь? Ты бы не мешал ей… пускай плачет‑забавляется… Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?» (Лука — Барону)


По словам Бубнова, Настя привыкла подкрашивать себе лицо, поэтому пытается подкрасить себе и душу своими фантазиями:

«Мм… Любят врать люди… Ну, Настька… дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать… вот и душу хочет подкрасить… румянец на душу наводит…»
Несчастная Настя признается, что ей противна и жизнь, и все люди вокруг:
«Да, и поползу! Только бы мне не видеть твоей рожи… Ах, опротивело мне всё! Вся жизнь… все люди!..»
Девушка надеется когда-нибудь покинуть грязную ночлежку и уйти на другую квартиру:
«Уйду я отсюда… на другую квартиру.» 
«Надоело мне… Лишняя я здесь…» 
«И чего… зачем я живу здесь… с вами? Уйду… пойду куда‑нибудь… на край света!» (Настя) 
Несмотря на свою мечтательность, Настя может показать характер и дать отпор, когда ее обижают. За это Барон и Татарин называют ее дерзкой:
«Барон. Вот я ей в ухо дам… за дерзости! 
Настя. Попробуй! Тронь!» 
«У‑у! Злой баба – русский баба! Дерзкий… вольна!» (Татарин о Насте) 

Критика об образе Насти

«…Настя живет в мире красивых романов и уверяет себя и других, именно с ней происходили вычитанные в книге изящные и благородные любовные приключения. А Лука поддерживает в ней эту «спасительную» от грязи, от неприглядности жизни ложь: дескать, лучше в воображении жить недоступной красавицей, чем в действительности сознавать, что ты ***…  …И вот Настя, «закрыв глаза и раскачивая головой», бредит наяву о настоящей любви»…»  (из статьи Ю. Юзовского «Драматургия Горького»)

Такова цитатная характеристика Насти в пьесе «На дне» Горького: образ, описание героини в цитатах.

Смотрите:

www.literaturus.ru

Судьбы персонажей пьесы «На дне» (На дне Горький)

Разными путями попали на «дно»- обитатели ночлежки. Васька Пепел — потомственный вор. Настя совсем не знает своих родителей. Барон происходит из старинной аристократической семьи, он незаметно разорился, потом растратил казенные деньги, попал в тюрьму, а затем — в ночлежку. Актера погубило вино, а зажиточного мещанина Бубнова — вероломство жены. Обратного пути из ночлежки нет, и дальнейшая судьба у всех одинакова. Только одни, как Актер, могут приблизить собственную гибель, а другие будут ждать естественного конца. Происхождение и характер людей наложили отпечаток на их речь. У Барона иногда прорываются воспоминания о прошлом, а вместе, с ними — аристократически надменные нотки в разговоре.

Речь Актера и Сатина отличается сочетанием интеллигентности и грубости. Речь Луки и Бубнова ближе к народной в ней много метких поговорок и афоризмов, но интонации у Луки мягкие, ласковые, а у Бубнова — резкие. Речь Насти и Пепла более проста и примитивна. Каждый обитатель ночлежки сохраняет свою индивидуальность, но общая судьба постепенно стирает индивидуальные отличия. «Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался»,- говорит Бубнов.

Резко отличаются от ночлежников Костылев и его жена Василиса. Костылев — жадный, хитрый и лицемерный хищник. Своей елейной речью и повадками паука-кровососа он напоминает Иудушку Головлева. Костылев зол и труслив. Осознавая власть над женой, он топает на нее ногами и кричит: «Васка… поганая! Нищая… шкура! Масла в лампады забыла налить… у, ты! Нищая… свинья»,- но ее любовника боится и заискивает перед ним. Молодая красавица Василиса вызывает не меньшее отвращение, чем ее старый и невзрачный муж: она так же зла, жадна, коварна и жестока. Из ревности к Ваське Пеплу она калечит сестру и самого Пепла использует как орудие для осуществления своих расчетов, не останавливаясь перед тем, чтобы отправить его на каторгу. Она грубо кричит на ночлежников. «Сколько и ней зверства, в бабе этой!» -говорит про нее Бубнов.

Живые картины страшной действительности и философские споры — это не два плана пьесы: они тесно связаны между собой. На практике проверяется истинность философских взглядов. Правда жизни опровергает утешающую ложь Луки, но гуманизм Луки отвергает правду жизни.

Противоречие между правдой жизни и утешительной ложью разрешается позицией автора, которую, в меру своих ограниченных возможностей, высказывает в пьесе Сатин. Речь Сатина в четвертом действии кажется, путаной и противоречивой. Это художественно оправдано, так как соответствует и душевному состоянию Сатина, при всей обстановке действия. Но в этой противоречивости есть логика. Сатин начинает с объявления солидарности с Лукой: «Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы нет!» Но заканчивает речь выводом, прямо противоположным взглядам Луки. Сатин солидарен с гуманизмом Луки, отрицающим жестокую действительность, но он отвергает ложь — ложь из жалости, направленную на то, чтобы поддержать людей, но фактически примиряющую их с действительностью, и ложь, которою прикрываются господствующие классы, чтобы оправдать свое господство и «обвинить умирающих с голода». Эти слова пьесы, вычеркнутые цензором, были прямо направлены против правительства, которое запрещало всякие упоминания в прессе о голоде в стране и всякую организацию помощи голодающим.

Судьбы персонажей пьесы свидетельствуют о том, что при общественном строе, основанном на эксплуатации человека человеком, нет выхода для людей, попавших на «дно». Единственный правильный путь — коренное преобразование жизни. Но этот путь находился за пределами ночлежки; среди ее обитателей — деклассированных, отверженных обществом людей — некому было выразить взгляды революционного пролетариата. Жестокой правде жизни и утешающей лжи Горький противопоставляет высшую правду революционной борьбы. Это сказалось на настроении пьесы, было ее подтекстом. Когда Сатин в жалкой, убогой ночлежке провозглашал: «Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека!» — то зрители воспринимали его слова как призыв к переустройству жизни, к борьбе против угнетения и унижения человека.

Пьеса «На дне» была новаторской и по идейному содержанию, и по драматургической форме. Драматургия Горького продолжает и развивает традиции Чехова — глубокое идейное содержание,, реалистические, картины жизни при простоте и незначительности сюжетной интриги. Пьеса «На дне» отличается особой многоголосностью: различные группы действующих лиц ведут одновременный разговор, не связанный по содержанию, но образующий целостную картину, подчиненную авторскому замыслу. В. пьесе нет главных и второстепенных действующих лиц. В основной интриге участвуют Костылев, Василиса, Наташа и Пепел, но это лишь один из эпизодов жизни ночлежки. Сюжетная линия заканчивается в третьем действии, а идейный центр тяжести пьесы перенесен в четвертое действие. Наиболее важную роль для понимания идейного замысла пьесы играют Сатин, Лука, Бубнов, Клещ, которые к сюжетной линии имеют только косвенное отношение. Это говорит о том, что главное в пьесе — не сюжет, а отражение жизни и споры о ней.

Постановка «На дне» была категорически запрещена; только после длительных хлопот и значительного сокращения пьесы цензурой Художественному театру удалось получить разрешение на ее постановку. «…У меня осталось впечатление, — вспоминает Вл. И. Немирович-Данченко,- что «На дне» была разрешена только потому, что власти рассчитывали на решительный провал пьесы». Но власти просчитались. Пьеса имела огромный успех. После этого она с триумфом обошла все театры мира. До сих пор пьеса «На дне» сохраняется в репертуаре театров, вызывая неослабевающий интерес зрителей.

www.allsoch.ru

Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне» На дне Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Горький М. / На дне / Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»

    На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость — все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее персонажи — люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Но они отличаются от остальных тем, что общество отвергло их. Это изгои, люди “дна”. Страшно и неприглядно место, где живут Сатин, Актер, Бубнов, Васька Пепел и другие: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Почему обитатели ночлежки оказались на “дне” жизни, что привело их сюда?
    Актера погубило пристрастие к алкоголю: “Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Все кончено для меня!” Васька Пепел был выходцем из “воровской династии” и ему ничего не оставалось, как продолжить дело отца: “Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын…”. Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником: “…только мастерская-то на жену была… и остался я — как видишь!” Барон, разорившись, пошел служить в “казенную палату”, где совершил растрату. Сатин, одна из самых колоритных фигур ночлежки, в прошлом телеграфист. Он попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру.
    Почти все обитатели “дна” склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства в том, что они оказались в бедственном положении. Я думаю, что если бы эти обстоятельства сложились как-то иначе, ночлежников все равно постигла бы та же участь. Это подтверждает фраза, сказанная Бубновым: “Хоть, по правде говоря, пропил бы я мастерскую… Запой у меня, видишь ли…” По-видимому, катализатором падения этих людей послужило отсутствие какого-то нравственного стержня, без которого нет и не может быть личности. В качестве примера можно привести слова Актера: “Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему — погиб? Веры у меня не было… Кончен я…”.
    Первое же серьезное испытание у каждого закончилось крахом всей его жизни. А между тем, Барон мог бы поправить свои дела не путем кражи казенных средств, а вкладывая имеющиеся у него деньги в выгодные дела; Сатин мог проучить обидчика сестры другим способом; а для Васьки Пепла неужели мало нашлось бы мест на земле, где никто ничего не знает ни о его прошлом, ни о нем самом? И так можно сказать о многих обитателях “дна”. Да, у них нет будущего, однако в прошлом был шанс не попасть сюда, но они им не воспользовались.
    Теперь им остается только жить иллюзиями и несбыточными надеждами. Актер, Бубнов и Барон живут воспоминаниями о невозвратном прошлом, проститутка Настя тешится мечтами о великой настоящей любви. И вместе с тем, люди, один другого униженнее, отвергнутые обществом, ведут нескончаемые споры. Споры не столько о хлебе насущном, хотя и живут впроголодь, сколько о духовных и нравственных проблемах. Их интересуют такие вопросы, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, любовь, талант, закон, гордость, честность, совесть, сострадание, терпение, жалость, покой, смерть… Все это их волнует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он явился на землю, в чем подлинный смысл его бытия? Бубнова, Сатина, Луку вообще можно назвать философами ночлежки.
    Все герои пьесы, за исключением, пожалуй, Бубнова, отвергают “ночлежный” образ жизни, надеются на поворот судьбы, который вынесет их со “дна” на поверхность. Так, слесарь Клещ говорит: “Я —рабочий человек… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди”, умрет жена…” Хронический пьяница Актер надеется на чудодейственную лечебницу с мраморными полами, которая вернет ему силу, здоровье, память, талант и аплодисменты зрителей. Несчастная страдалица Анна мечтает о покое и блаженстве в загробной жизни, где наконец-то ей воздастся за ее терпение и муки. Отчаянный Васька Пепел убивает хозяина ночлежки Костылева, видя в нем воплощение жизненного зла. Его мечта —уехать в Сибирь и начать там новую жизнь вместе с любимой девушкой. Все эти иллюзии поддерживает странник Лука. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя. Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шагу опровергает позицию Луки. Больная Анна, которой Лука обещает божеское воздаяние на небесах, говорит: “Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!” Актер, поверив сначала в свое излечение от алкоголизма, в конце пьесы сводит счеты с жизнью. Истинную цену утешениям Луки определяет Васька Пепел: “Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!”
    Лука полон искренней жалости к людям, но он не в силах что-либо изменить, помочь обитателям ночлежки зажить иной жизнью. Сатин в своем знаменитом монологе отвергает подобное отношение как унизительное, подразумевающее какую-то убогость и несостоятельность тех, на кого эта жалость направлена: “Надо уважать человека! Не жалеть”, не унижать его жалостью, уважать надо!” Я думаю, что в этих словах выражается позиция самого писателя: “Человек!.. Это звучит …гордо!”
    Какова же дальнейшая судьба обитателей ночлежки? Ее нетрудно представить. Вот, скажем, Клещ. В начале пьесы он еще пытается выбраться со “дна” и зажить нормальной жизнью. Ему кажется, что “вот умрет жена”, и все волшебным образом изменится к лучшему. Но после смерти Анны Клещ, оставшийся без денег и инструментов, вместе с другими мрачно поет: “Я и так не убегу”. И действительно, не убежит, как и все остальные обитатели ночлежки. Каковы же пути спасения людей “дна” и существуют ли они вообще? Лет десять-пятнадцать назад школьники писали, что единственный выход — это социалистическое переустройство жизни, уничтожение существующего строя. По моему мнению, реальный выход из положения намечается в речи Сатина о правде. Люди смогут подняться со “дна” лишь тогда, когда научатся уважать себя, обретут чувство собственного достоинства, станут достойными звания Человека. Человек для Горького — это почетное имя, звание, которое нужно заслужить.



/ Сочинения / Горький М. / На дне / Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»


Смотрите также по произведению «На дне»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *