Как была проведена реформа взимания дани – как была проведена реформа взимания дани. чем эта реформа вызвана? в чем состояла её суть???

Содержание

Установление полюдья в Древней Руси

Полюдье — способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до создания единого государства, когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

История полюдья

Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления — продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в. Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.

В данном трактате полюдье описывается следующим образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся древляне, дреговичи, кривичи, северяне и другие восточнославянские племена. Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).

В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, введя новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах — специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.

Конец полюдья

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича — в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти Владимира Святославича. Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо. Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в. Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Как проводилась налоговая реформа Ольги

Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая реформа княгини Ольги, пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. Князь Мал, управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

Налоговая реформа Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.

fb.ru

Налоговые реформы в истории России :: SYL.ru

О роли и значении налогов знает, наверное, каждый человек. Именно эти средства используются для выполнения государством своих важнейших функций: охраны прав и свобод граждан, обеспечения безопасности, развития экономики и социальной сферы. Без налогов – важнейшего источника доходной части госбюджета – стало бы невозможным само его существование. Платить налоги на Руси начали довольно рано. Однако сама система претерпела существенные перемены. Многие монархи пытались провести налоговые реформы, с сутью и значением которых мы предлагаем ознакомиться.

Налоги Древней Руси

Налоговая система на Руси появилась намного позднее, чем в Греции или Риме. Как полагают исследователи, произошло это к концу IX века. Сначала сбор дани носил нерегулярный характер (князья со своей дружиной посещали побежденные народы и взыскивали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед запланированным очередным походом). Постепенно такая форма налога становится прямой и получает характер одного из основных источников княжеского дохода. Так, князь Олег обложил данью несколько племен:

  • Кривичей.
  • Мерю.
  • Ильменских славян.
  • Позднее – древлян.

Способов взимания дани было два:

  • Полюдье – князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал дань.
  • Повоз – плательщики дани сами привозили ее в Киев.

Суть налога на данном раннем этапе состояла в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны платить ему своеобразное вознаграждение.

Первые преобразования

Во времена первых князей размер дани был не регламентирован, чем они нередко злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей дружиной собрал налоги с племени древлян дважды, за что был ими убит.

Его вдова жестоко отомстила убийцам мужа, велев убить представителей знати своенравного племени, а позднее – даже сожгла столицу, Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:

  • Она ввела определенную сумму дани – урок.
  • Были установлены конкретные места сбора – погосты.

Согласно древнейшим источникам, такое преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, что защищало его от повторной уплаты дани. Такова была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: она стала шагом на пути упорядочения системы налогов. Теперь каждое племя понимало, что определенный объем дани выплатить ему придется, но было уверено в своей защищенности от своеволия князей. Вместе с тем это преобразование способствовало укреплению централизованной княжеской власти.

Дальнейшее развитие

Рассмотрим, по какому пути пошли последующие налоговые реформы в Древней Руси:

  • В отдельных случаях взимание дани проводилось в натуральном выражении. Так, новгородцы были вынуждены платить по 300 гривен раз в год, эти средства использовались для содержания дружины. Известно, что гривна – это небольшой серебряный свиток.
  • Присутствовало и поземельное налогообложение.
  • Активно использовались судебные пошлины, представляющие собой систему штрафов в современном понимании. Например, за убийство чужого холопа убийца был обязан компенсировать хозяину раба его стоимость, а также заплатить пошлину, именуемую вирой, в княжескую казну.

Были и косвенные налоги, которые оплачивались купцами. Таких пошлин было несколько:

  • Гостиная — давала право владеть складскими помещениями.
  • Мыт — купцы платили при необходимости перевезти товар через горные заставы.
  • Перевоз — оплачивался торговцами при потребности переправить товары через реки.
  • Торговая — пошлина вносилась за получение возможности установки рынка.
  • Мера и вес — особые пошлины, которые взимались за непростые в те времена измерение и взвешивание товара.

Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.

Эпоха монголо-татарского ига

Нашествие монголо-татар существенно изменило саму систему налогов. В период ига основным видом подати стал так называемый выход, особенности которого следующие:

  • Изначально взимался баскаками, доверенными лицами хана, позднее – русскими князьями.
  • Облагались таким налогом все мужчины и каждая голова скота.
  • Удельные князья собирали дань в своих уделах, потом передавали ее великому князю, который, в свою очередь, направлял собранные подати в Орду.
  • Сумма данного налога зависела от договоренности великого князя и хана.

Кроме выхода, жители Руси были обязаны выполнять другие действия принудительного характера:

  • Для чиновников Орды доставлять поводья.
  • Содержать ордынских послов.

Из-за тяжелой ситуации сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако большую роль продолжали играть пошлины, торговые сборы:

  • Платились они с каждого воза (деньга) или ладьи (алтын).
  • При этом если торговец приезжал без воза, но для торговой деятельности, он также платил деньгу.
  • Торговцы уплачивали в казну определенный процент с выручки (алтын с одного рубля).

Древние источники говорят нам о том, что в этот период пошлинами облагались и некоторые виды деятельности:

  • Клеймение лошадей.
  • Рыболовный промысел.
  • Выплавка серебра.

Уплачивалась также и пошлина с браков.

В XII столетии появляется профессия сборщика податей, осьменника. С XIII века в ходу уже знакомое нам слово «таможник», именно так именовали главного сборщика пошлин за занятие торговой деятельностью. Его помощник носил название мытника.

Правление Ивана III: прямые налоги

Налоговая реформа Ивана III в 1480 году прекратила уплату выхода татарам и положила начало новому этапу развития системы податей и сборов внутри Руси. Власть ордынских ханов осталась в прошлом, все земли сконцентрировались вокруг нового центра, коим стала Москва. И теперь государству необходимы были средства для восстановления, развития и укрепления. Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.

Посадские люди и черносошные крестьяне обязались уплачивать прямой налог, получивший название «данные деньги». Черносошные крестьяне, в отличие от крепостных, сами зависимыми не были, тягло они оплачивали в пользу государства, а не помещика. Посадские люди также относились к тягловым.

Появились и иные виды целевых налогов:

  • Пищальные (за их счет финансировалось производство пушек).
  • Засечные (целевые сборы на укрепление границ, возведение так называемых засек).
  • Стрелецкая подать (для поддержания регулярной армии).
  • Полоняничные (для выкупа пленных солдат).

Чтобы собирать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую на Руси перепись населения. Были подробно описаны все населенные пункты: их наименование, число жителей, род деятельности, угодья, количество хлебных посевов и скота. Все это помогало определить порядок уплаты налогов.

Развитие косвенных налогов

Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III в части уплаты податей и пошлин. Развитие получили винные и таможенные откупы:

  • Винные выплачивали питейные заведения и торговцы спиртным, эта подать постепенно стала одним из основных источников государственного дохода.
  • Таможенные сборы взимались при ввозе и вывозе товара.

Оба вида налогов в дальнейшем получили развитие.

Первая российская налоговая декларация

Рассматривая налоговые реформы, следует обязательно уделить внимание Сошному письму, именно так называется самая первая на Руси налоговая декларация. Оно представляло собой описание земель в городах и селах, используемое для поземельного налогообложения. Именно это письмо помогло появиться посошной подати, взимаемой с каждой сохи – единицы измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для его определения использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли делились на категории:

  • Добрая.
  • Средняя.
  • Худая.

При этом земли двух последних категорий могли быть приравнены к «доброй», если участки были велики по размеру. Составлением документа занимался писец, а также подьячий.

Времена Ивана Грозного

К периоду его правления остро ощущалась необходимость преобразований в финансовой системе страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременны и актуальны. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:

  • Сфера налогообложения была подчинена насущным потребностям государства, укреплению его централизации.
  • Была отменена система «кормления». Теперь местные должностные лица лишались возможности жить за счет населения.
  • Не побоялся Иван IV лишить всемогущую церковь большого числа привычных привилегий. Были отменены выплаты в пользу монастырей налогов и торговых пошлин, которые составляли основную долю церковных доходов.
  • Появились новые налоги и сборы, в частности, пошлина на убой скота.
  • Этот монарх стал первым, кто ввел государственную монополию на реализацию крепкого спиртного. Появились так называемые царские кабаки, ставшие одним из ключевых доходов казны.
  • Многие имеющиеся налоги были существенно увеличены. Так, существенно возросла ставка так называемых ямских денег.

Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по срокам с ведением Казанской войны, поэтому становится очевидным, что преобразованиями царь изыскивал всевозможные способы пополнения казны, ведь на содержание нормальной армии требовалось немало средств.

Значение преобразований

Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в данном вопросе, поскольку до преобразований в связи с царившей ранее феодальной раздробленностью существовали различные налоги и повинности. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, что и было сделано при данном царе.

Также Ивану Грозному удалось создать сильную армию, лишить церковь части основных доходов. Продолжило развиваться таможенное законодательство, косвенные налоги стали боле значимы. При этом, несмотря на то, что налоговое бремя крестьян было увеличено, военные люди стали платить гораздо меньше, в отношении к ним применялись льготы. Итогом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.

Петр I: преобразование косвенных налогов

Рассмотрим еще одну важнейшую веху в становлении налоговой системы, суть налоговой реформы Петра 1. Она носила комплексный характер. Необходимость совершенствования аппарата налогов была обусловлена тем, что уже первые годы правления молодого амбициозного императора ознаменовались серьезными финансовыми проблемами. Именно поэтому было принято решение о преобразовании системы косвенных налогов:

  • Увеличены ставки по ним.
  • Возросло число самих сборов.
  • Появились даже специальные лица, в обязанности которых входило изыскание источников государственной прибыли, они носили название «прибыльщики».

Новые налоги

Какие же налоги появились в этот период? Их довольно много:

  • Поземельный.
  • Водопойный.
  • Ледокольный.
  • Посаженный.
  • С печей.
  • Погребной и многие другие.

Налоги платили с кузниц, с сусляных и квасных напитков, с мыльного и кожевенного промыслов, с лавок, воскобоен, с продажи свечей. Всего в начале петровских преобразований появилось 40 новых налогов. Была усовершенствована и система таможенных сборов.

Необычные налоги

Говоря о сути налоговой реформы императора, который «прорубил окно в Европу», отметим самые странные и нелепые налоги и сборы:

  • Налог на бороды, от уплаты которого освобождалось только духовенств. Суть проста: если дворянин не жалел расставаться с бородой, он платил весьма приличную сумму.
  • Налог на бани: каждый владелец собственной бани был обязан платить за нее в казну, при этом размер ставки зависел от сословия.
  • Налог на глаза. Просуществовал недолго, был ограничен территорией Башкирии, но заслуживает упоминания как один из самых нелепых в истории: обладатели темных глаз (черных и карих) платили наименьшие суммы, затем следовали сероглазые, наконец, самыми крупными сборами облагались зеленоглазые и голубоглазые башкиры.

Налогообложению подергались также различные религиозные убеждения. Сборами облагались похороны, свадьбы, рождение детей.

Рассмотрим, какова суть налоговой реформы Петра 1. Целью таких преобразований было увеличение доходной части бюджета, именно поэтому новый налог получил название «поголовщины», он взимался с каждого человека. Сначала была проведена перепись населения, данные которой позволили определить число налогоплательщиков. Далее была рассчитана сумма налога: Петр 1 поделил необходимую для содержания армии сумму на число плательщиков. При этом размер выплат зависел от сословия: государственные крестьяне платили больше, чем владельческие. Таковы реформы в налоговой системе эпохи петровских преобразований. При всей своей жесткости (многим семьям попросту нечем было платить огромное число податей), они выполнили свое прямое назначение – позволили казне пополниться, а Петру – воплотить в жизнь идеи грандиозных преобразований.

Налоговая система прошла длительный путь, ее развитие продолжается и в наше время. Мы рассмотрели ключевые вехи проведения налоговой реформы. В завершение отметим, что с глубокой древности именно на плечи населения ложится необходимость содержания армии, оплата проведения военных кампаний и прочих преобразований.

www.syl.ru

Что такое полюдье и в чем его значение

Люди, сталкивающиеся с историей возникновения государства у восточных славян, непременно встречали понятие «полюдье». Действительно, на раннем этапе существования страны этот процесс можно охарактеризовать как сбор налогов.

Формирование признаков государственности на Руси

Итак, что такое полюдье? Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно. В конце восьмого века на территории расселения восточнославянских племен складываются мощные межплеменные союзы, которые соперничали между собой за главенство. Наибольшее влияние и могущество приобрел племенной союз полян. Они постепенно подчинили себе большинство славян. Появились и первые признаки нарождающегося государства, как то: единый вождь, суд, законы, армия и, конечно, важнейший компонент этой системы — налоги. Вот что такое полюдье. Это — способ сбора налога с окружающих племен в пользу великого князя. Такая система была распространена во всех европейских странах на заре их появления, просто называлась по-разному в зависимости от национальных нюансов, но суть была одной у всех — это пополнение казны.

Система налогообложения у восточных славян

Русь не была в этом исключением. Дань, выраженная в обязательных налогах, была неотъемлемой частью государственного устройства. Однако князь, в свою очередь, также брал на себя определенные обязательства, в частности, он должен был охранять покой и мирную жизнь своих подданных от иноземных посягательств, защищать личность каждого человека, а на это все требовались значительные суммы денег. Что такое полюдье для жителя древней Руси? То же, что для современного населения нашей страны подоходный налог, с разницей лишь в способе отъема материальных ресурсов. Когда поляне освободили от хазар ряд славянских племен, то они обложили их обязательными выплатами в свою пользу. Но теперь, в отличие от хазарской дани, население могло вносить ее не только деньгами, но и продуктами, изделиями ремесленников.

«Подводные камни» полюдья

Таким образом налаживался необходимый для молодого государства приток необходимых финансово-денежных ресурсов. Эта система была далека от совершенства, тем не менее сохранялась в течение длительного периода. Поздней осенью великий князь вместе со своей дружиной начинал объезжать все свои владения, чтобы собрать положенные ему и его свите выплаты. «Ходить по людям» — вот что такое полюдье, определение очень точное, ведь во время этого путешествия князь останавливался в крупных населенных пунктах, в небольших поселениях. Так продолжалось до тех пор, пока все земли, принадлежащие киевскому князю, не были посещены им. При этом, помимо собственно выплат, население должно было содержать правителя и его свиту на протяжении всего времени их пребывания в той или иной местности. Разного рода несправедливость царила при сборе дани, а главной ее причиной было фактическое отсутствие фиксированной суммы налога.

Трагедия великого князя Игоря или неуемная жадность?

Именно это послужило причиной гибели князя Игоря. Во время очередного полюдья он, взяв дань у племени древлян и поделив ее с дружиной, посчитал налог недостаточным. Тогда совместным решением князя и его воинов было решено вернуться за повторной данью. Они вновь приехали в земли древлян и потребовали заплатить еще раз. Конечно, это возмутило людей, и они просто перебили дружину вместе с князем. Так отсутствие порядка взимания налогов послужило причиной гибели Игоря. Смерть великого князя поставила государство на грань распада, однако жена Игоря, Ольга, оказалась очень умной и дальновидной женщиной. Она понимала, что этот способ налогообложения нужно изменить, и в первую очередь установить точную цифру необходимых платежей. Быстрыми и решительными шагами она усмирила взволновавшиеся племена и восстановила единство Руси.

Реформа взимания дани княгини Ольги

Затем Ольга приступила к первому серьезному реформированию системы сбора налогов с момента ее появления. Первым ее действием стало установление твердой суммы дани. Это в будущем позволит избежать многих злоупотреблений, и, как следствие, сделать этот процесс более законным. Кроме того, она понимала, что такое полюдье — это большая опасность для самого правителя, и поэтому решила, чтобы все собранные ресурсы свозились в определенное место, указанное из Киева. Такие места назывались погосты, именно туда свозили все собранные налоги разные племена, а затем уже оттуда их забирали представители княжеской власти. Таким образом княгиня Ольга одновременно и упростила систему налогообложения, и сделала ее более безопасной для самих сборщиков. Эта реформа позволила государству стать еще более консолидированным, все распри по поводу несправедливости дани постепенно уходят в прошлое.

Киевская Русь сделала важный шаг в своем дальнейшем развитии. Былая схема «данник-господин» уходила в прошлое. Вот что такое полюдье по истории России. Уход такой налоговой системы свидетельствует о прогрессе феодальных отношений внутри древнерусского общества, а реформы Ольги были велением времени, которые она очень точно уловила и не позволила государству разделиться на отдельные враждующие части.

fb.ru

Помогите пожалуйста, хоть несколько вопросов

Настя Живаева Знаток (395), закрыт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *