Итоги реформ столыпина по пунктам – Реформы Столыпина – кратко по пунктам в таблице (9 класс, история)

Реформы Столыпина (таблица)

Аграрная реформа 1906-1911 года Реформа была задумана в несколько этапов и была призвана решить аграрные проблемы: убрать волнения, повысить эффективность крестьянского труда, преодолеть сложившиеся сословные ограничения, мешающие развитию аграрного сектора, предоставить крестьянам право частной собственности. Указ 9 Ноября 1906 года.

Он касался вопросов землевладения и землепользования крестьян. Если раньше земля считалась коллективной собственностью, то теперь крестьянин мог стать полноправным собственником земли.

Для этого необходимо было подать заявку на закрепление земли в собственность в Сельское общество. Если решение не было вынесено в определенный срок, крестьянин обращался к земскому участковому начальнику. На постановления и решения можно было подать жалобу в уездный съезд.

Участки земли находящиеся во владении были отрубами (участок, выделенный к одному месту) или чересполосной землёй. Владельцы отрубов могли передать свои участки по наследству, совершать продажу или обмен. Владельцы чересполосных участков могли передавать права на землю по наследству, но для продажи им необходимо было получить согласие своей общины.

Закон 14 июня 1910 года.

Он стал следующим шагом на пути изменения порядка землевладения и землепользования крестьян и касался общин с подворным землевладением. Правительство предпочитало выдачу прав собственности на чересполосные участки, это требовало меньше организационных и землеустроительных работ, с заявками на которые было уже сложно справляться. В общинах, где производились переделы, правила для получения отрубной участок изменились не существенно.

Закон о землеустройстве 1911 года.

Закон детализировал некоторые положения предыдущих законов и призван был уменьшить количество недоразумений и жалоб, возникавших при землеустройстве. Так же он отдавал предпочтение выделению отрубов во владение крестьянам.

Результаты.

Возросло число зажиточных крестьян. Наблюдался рост сельскохозяйственного производства. Из общины вышло менее 30% крестьян, несмотря на давление правительства. Общины оказались сильнее и жизнеспособнее, чем предполагалось. 85% крестьянских земель остались за общиной.

Реформа судопроизводства 19 августа 1906 год «Закон о военно-полевых судах», учреждал временные суды проводившиеся офицерами по делам, где преступление было очевидным Прежнее законодательство не давало возможности оперативно разбираться с террористическими атаками, разбойными нападениями, убийствами. Закон был призван ускорить разбирательства при нарушении законов. Суд происходил за закрытыми дверями. Приговор выносился и приводился в исполнение в течение нескольких дней. Всего было вынесено 1102 смертных приговора и отправлено на казнь 683 человека. Реформа местного самоуправления в Западных губерниях Март 1911 года Реформа поддерживала права меньших землевладельцев и ограничивала влияние крупных землевладельцев В Западных губерниях избирательные съезды и собрания были разделены на польское и непольское отделение. Польские землевладельцы относились к крупным, мелкие были представлены русскими, белорусами и украинцами. Непольское отделение получала преимущество при выборе земских гласных.

istoriyakratko.ru

Реформы Столыпина (кратко)

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли.  Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д.  К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой  они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

studfiles.net

Реформы Столыпина (кратко) - Столыпин - Государственные деятели - Каталог статей

Реформы Столыпина (кратко)

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли.  Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д.  К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой  они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать  противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

 

rhistory.ucoz.ru

Итоги реформ Столыпина

Это то явление в истории России, у которого есть поклонники и есть противники. Реформа в принципе не удалась, ей не хватило времени.

Расхождение во мнениях определяется не только политической и идеологической принадлежностью поклонников и противников Столыпина, но и объективностью. Мы имеем дело с процессом, который прервался.

За 8 лет реформ из общины вышло приблизительно 26% всех крестьянских хозяйств. Это если брать по числу дворов на 1914 год.

Может быть и другая цифра – 33%, если брать по числу дворов на 1906 год.

Само по себе это была большая цифра, если учитывать длительность существования общины, прочных общинных традиций. Но все же слой крестьян-собственников формировался медленно. Далеко не все выходившие из общины оказывались теми хозяевами, которые ….

В первую очередь из общины начали выходить люди, которые фактически утратили связь с сельским хозяйством. Это были те, кто устроился в городах – торговцы, рабочие, но числившиеся по своей сословной принадлежности крестьянами, приписанные к крестьянскому обществу, и в этом качестве имеющие право на землю. Для них долгое время это право было чисто теоретическим. Они не интересовались этим. Теперь ситуация для них стала меняться. Расчет был таким: укрепить землю в собственность, чтобы потом ее продать.

Выходили из деревни многоземельные хозяйства, где на душу приходилось … В нашей советской литературе эти многоземельные хозяйства, где на душу приходилось больше, чем в среднем, причислялись к числу зажиточных. Это не совсем верно. Переделы в среднем происходили 1 раз в 12 лет. За 12 лет в демографическом составе крестьянского двора происходили перемены. Иногда увеличивалось число рабочих рук, иногда нет. В результате на душу приходилось больше земли при сокращении числа членов хозяйства. Такие хозяйства назывались многоземельными, но они были слабыми экономически, потому что само по себе наличие излишков земли еще не обеспечивает благополучия, землю надо обрабатывать.

Слой зажиточных крестьянских хозяйств формировался медленно.

Отчасти процесс формирования крепких хозяйств тормозило и слабое финансовое обеспечение. Надо было помогать крестьянам. А у государства не хватало средств. Огромные деньги поглощала государственная оборона, армия.

Без финансовой базы реформа не двигалась.

Большая часть тех, кто выделялся, и оставался в деревне, они выделялись против воли односельчан. Поэтому многие те, кто оставался в деревне, они не выделялись из общины. Если человек живет в городе, ему безразлично как будут на него смотреть односельчане. А если он остается, размолвки с соседом ему ни к чему.

В целом выделялись не кулаки, а среднее крестьянство.

В историографии долго считали, что против выделения выступала крестьянская беднота. Действительно такие выступления были. Но более основательное изучение этого вопроса показывает, что картина более сложной. Действующие лица, которые вступали в столкновение с выделяющимися из общины, часто были бедными. Но организаторами были отнюдь не бедные. Это были как раз те, кого в деревне называли кулаками – ростовщики, представители непроизводительного капитала. По многим причинам им было выгодно сохранение общины. Используя общинные традиции, им было легче держать в узде крестьян. И они провоцировали столкновения. Сами они не попадали в полицейские сводки. Попадали другие.

Реформа сопровождалась конфликтами между крестьянами и властями. Здесь работал крестьянский консерватизм. Многое новое и полезное встречалось в штыки. Так было не только в России.

В 1907 году группа русских чиновников ездила в Баварию. Они знакомились с немецким опытом землеустроительных работ, с образованием таких отрывных хозяйств. Им рассказали сюжет. Там тоже начали поощрять образование хуторских отрывных хозяйств, ликвидацию чересполосицы. В качестве подопытного избрали местного крестьянина. У него было много земли, но она была разбросана в разных местах. Ему было велено собрать это в один компактный участок. Ему доказывали, что это в его интересах, что он будет получать более высокие урожаи. Но он не верил.

Баварский закон давал право чиновникам сделать это принудительно. Они сделали это. Он подал на них в суд. Ему отказали. Он пошел по инстанциям. Последняя надежда была у него на баварского короля, и он написал ему. В конце концов он пришел домой и повесился. Настолько болезненно воспринималось разрушение привычного уклада. И это в Баварии, где люди были более грамотными.

Крестьяне часто сопротивлялись заведению других хозяйств отнюдь не по темноте своей. Например, было решено, что чересполосица это зло, и ее нужно везде искоренять. Крестьяне сопротивляются по темноте. Но на юге России в степных территориях чересполосица действительно нерациональна с хозяйственной точки зрения. А вот в нечерноземье ситуация другая. Если у крестьянина участок в одном месте, то есть риск, что весь урожай погибнет. А если у него участки разбросаны, одни наверху, другие внизу. В засушливый год его спасет та часть надела, которая находится в низине, там будет скапливаться влага. И наоборот, в дождливый год его спасет участок наверху, они не так пострадают от дождя.

Реформа безусловно изменила к лучшему положение в деревне. Была оказана большая помощь крестьянским хозяйствам. Здесь активную деятельность развернули земства, которые правительство подключило. Они распространяли агрономические знания, это способствовало повышению культуры земледелия и повышению урожайности.

Положение крестьян улучшилось материально. Но оценить, играла ли значение реформа или другие обстоятельства сложно. Потому что были не связанные с реформой _____ , которые улучшали положение крестьян. Это отмена выкупных платежей. Эти платежи лежали тяжелым бременем на крестьянском бюджете. Второй момент – окончательно прошла полоса мирового аграрного кризиса, начался рост цен на продукцию сельского хозяйства. А это было выгодно производителям, в том числе и крестьянам.

Весьма плодотворной стороной реформы являлся курс на переселение. Население Сибири росло.

Активизация деятельности Крестьянского банка, который скупал помещичьи земли и перепродавал крестьянам.

Что касается аграрной реформы, она шла. А с другими частями реформы дело обстояло сложнее. Они стали объектом острой борьбы в правящих кругах.

Противниками Столыпина выступило так называемое Объединение дворянства, созданное в 1906 году. Дворянство поддержало в целом Столыпинскую аграрную реформу. В крестьянине собственнике помещики видели союзника, который в случае чего придет на помощь, если повториться 1905 год. Но союзника они в нем хотели видеть, а вот уступать ему место в органах местного самоуправления помещики не хотели, конкурента создавать они не собирались. Чем слабее были экономические позиции помещиков, тем больше они держались за политические позиции, за привилегированное положение в земствах в частности. Потому что только опираясь на политические рычаги, они могли держаться.

Земская реформа, административная – они встретили чрезвычайно сильную оппозицию со стороны помещиков. В принципе помешать они не могли Столыпину, потому что они были общественной организацией, хотя они его проклинали на дворянских съездах.

На государственном уровне центром оппозиции Столыпину стал Государственный совет, верхняя палата. Там было очень сильное влияние консервативно настроенного дворянства. Это были люди, связанные с придворным миром. В этих коллизиях между Столыпиным и его оппонентами справа многое зависело от того, какую позицию займет Николай 2. Николай 2 одобрил Столыпинскую программу. Он Столыпина уважал, ценил, и одобрил его программу, чтобы не огорчать симпатичного человека. Он мог легко осадить противников Столыпина на Государственном совете. Но он этого не сделал. И Столыпин вынужден был уступать.

Положение Столыпина осложнялось еще и тем, что его оппоненты понимали, что критикуя аграрную реформу, другие реформы Столыпина, царя на свою сторону особо не привлечешь. Но Столыпина начали упрекать в том, что он старается опереться на Думу, заигрывает с депутатами и оттесняет царя на второй план. А Николай 2 к таким вещам относился болезненно.

В 1912 году вступили в силу проекты по рабочему вопросу и закон о восстановлении мировых судей.

После убийства Столыпина, накануне 1-й мировой войны в 1914 году, консервативное большинство Государственного совета провалило законопроект о волостном земстве.

Борьба была довольно острой.

Завершающим этапом борьбы стало событие 2-го министерского кризиса правительства Столыпина. Суть в следующем. Столыпин планировал распространить деятельность земских учреждений на те регионы, которые раньше земств не имели.

Он планировал ввести земства в центральной и западной губерниях. Это территория Белоруссии и современной правобережной Украины. Такой законопроект предусматривал создание земств на более демократической основе, чем на российской территории. Такой законопроект был одобрен помещиками, попал в Государственную думу, одобрен ею и затем попал в Государственный совет. Противники Столыпина начали резко этот проект критиковать. Столыпин принял профилактические меры перед решающим голосованием. Он представил Николаю 2 петицию от местных крестьян, в которых они просили царя даровать им местное самоуправление. Николай 2 после этого решил помочь, и передал большинству Государственного совета, чтобы они проект поддерживали.

Столыпин на этом успокоился. Но лидер правых получил аудиенцию у Николая 2, заявил, что подписи в петиции подделаны, никто земства не хочет, все это выдумки Столыпина. После этого Николай 2 пересмотрел свое решение.

4 марта 1911 года в Государственном совете состоялось решающее голосование. Проект был провален. Для Столыпина это было неожиданностью. После этого он подал в отставку. Так разразился кризис. В течение недели ситуация была неопределенной. В витринах магазинов уже выставляли портреты нового председателя совета министров.

Николай 2 колебался. Столыпина поддерживали некоторые великие князья и мать царя. Кризис завершился формальной победой Столыпина, но фактически он оказался в политической изоляции.

Столыпин пошел на 3-х дневный роспуск Думы. А за это время провел законопроект, некоторые боялись, что тем самым создается прецедент.

Для Николая 2 кризис разразился неожиданно, он не был готов к отставке Столыпина.

По мнению большинства современников этот кризис стал финишем в карьере Столыпина. Он еще оставался, но уже летом 1911 года появились слухи, что Столыпин уйдет. Об этих слухах пишут многие мемуаристы, но среди них нет ни одного, который бы сказал: мне лично Николай 2 сказал. Все ссылаются на третьих лиц.

1 сентября 1911 года Столыпин был смертельно ранен в Киеве, куда он прибыл для открытия памятника Александра 2.



biofile.ru

Аграрная реформа Столыпина ее содержание и результаты (Таблица)

Материал содержит описание аграрной реформы Столыпина ее содержание, а также основыне результаты данной реформы.

Аграрная реформа столыпина

УКАЗ

9 ноября 1906 г.

«О дополнении некоторых по­становлений действующего за­кона, касающегося крестьян­ского землевладения и земле­пользования»

ЗАКОН

14 июля 1910 г.

«Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землепользова­нии»

Содержание реформы Столыпина

1. Право выхода из общины и за­крепление надела в личную собственность крестьянина.

2. Уравнение крестьян в граж­данских правах с другими со­словиями.

3. Предоставление крестьянину земли в одном месте (хутор, отруб).

4. Право продажи и залога кре­стьянских надельных земель.

5. Переселение малоземельных крестьян на казенные земли в малообжитые районы Сибири и Урала.

Результаты аграрной реформы Столыпина

- Выход из общины 2 млн крестьянских дворов.

- К 1915 г. количество фермерских хозяйств не превышало 10 % всех крестьянских хозяйств.

- Увеличение в среднем на 10 % посевных площадей.

- Увеличение в среднем на 35 % хлебного экспорта.

- Увеличение вдвое количества применяемых минеральных удобре­ний.

- В 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных ма­шин.

- Ежегодные темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире.

- В Сибирь переселились 3 млн 40 тыс. человек.

- Переселенцы освоили 30 млн десятин целины.

- К началу 1917 г. в России насчитывалось 63 тыс. различных кооперати­вов.

- Сельская кооперация обслуживала 94 млн человек.

_______________

Источник информации: Справочник по истории: учебное пособие / Сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков; Томский политехнический университет. - Томск: 2011. - 150 с.



infotables.ru

Реформа Столыпина кратко. Реформа Столыпина, ее суть и результаты :: SYL.ru

Аграрное преобразование (кратко - реформа Столыпина) является обобщенным названием целого комплекса мероприятий, которые проводились в сфере сельского хозяйства с 1906 года. Руководил этими изменениями П. А. Столыпин. Главной целью всех мероприятий было создание условий для привлечения крестьян к работе на своей земле.

В былые годы систему подобных преобразований (реформы П. А. Столыпина - кратко) всячески критиковали, в наши дни ее принято восхвалять. При этом никто не стремится до конца разобраться в ней. Не стоит также забывать, что сам Столыпин не был автором аграрной реформы, она лишь являлась частью общей системы задуманных им преобразований.

Столыпин в роли министра внутренних дел

К власти относительно молодой Столыпин пришел без особой борьбы и труда. Его кандидатуру в 1905 году выдвинул князь А. Д. Оболенский, который являлся его родственником и обер-прокурором Синода. Противником данной кандидатуры был С. Ю. Витте, который видел на посту министра внутренних дел другого человека.

Придя к власти, Столыпину не удалось поменять отношение кабинета министров. Многие чиновники так и не стали его единомышленниками. Например, В. Н. Каково, занимавший пост Министра финансов, был очень скептически настроен по поводу задумок Столыпина относительно решения аграрного вопроса - он жалел на это денег.

Для того чтобы обезопасить себя и свою семью, Столыпин по предложению царя переехал в Зимний дворец, который надежно охранялся.

Наиболее тяжелым решением для него было принятие указа о военно-полевых судах. Он признался впоследствии, что этот «тяжелый крест» он был вынужден нести против собственной воли. Далее описаны реформы Столыпина (кратко).

Общее описание программы модернизации

Когда к осени 1906 года крестьянское движение пошло на спад, правительство озвучило свои планы касательно аграрного вопроса. Так называемая столыпинская программа началась с указа от 09.11.1906. Последовала аграрная реформа Столыпина, кратко о которой написано в статье.

Являясь еще губернатором Саратова, будущий министр хотел организовать содействие для создания крепких индивидуальных хозяйств для крестьян на основе государственных земель. Подобные действия должны были показать крестьянам новый путь и побудить их отказаться от общинного землевладения.

Другой чиновник, В. И. Гурко, разрабатывал проект, целью которого было создание хуторов на крестьянских землях, а не на государственных. Различие являлось существенным. Но даже это Гурко считал не самым важным. Его главной целью было закрепление надельной земли в собственности крестьян. По этому замыслу любой член крестьянской общины мог забрать свой надел, и никто не имел права его уменьшать или менять. Это позволило бы правительству внести раскол в общину. Проведения реформы Столыпина (кратко - аграрной) требовала неблагоприятная ситуация в империи.

Ситуация в стране накануне проведения реформы

В 1905-1907 годах в рамках революции в России прошли крестьянские волнения. Вместе с проблемами внутри страны в 1905 году Россия проиграла в войне с Японией. Все это говорило о серьезных проблемах, которые необходимо было решать.

В это же время начинает работу Государственная Дума. Она давала добро на реформы Витте и Столыпина (кратко - аграрная).

Направления

Преобразования должны были создать крепкие хозяйственные наделы и уничтожить коллективную собственность на землю, которая тормозила дальнейшее развитие. Необходимо было искоренить устаревшие сословные ограничения, поощрить покупку земли у помещиков, провести наращивание оборотов по ведению собственного хозяйства путем кредитования.

Направлена аграрная реформа Столыпина, кратко о которой рассказывается в статье, была на усовершенствование надельного землевладения и практически не касалась частной собственности.

Основные этапы модернизации

К маю 1906 года состоялся съезд дворянских обществ, на котором выступил с докладом Д. И. Пестржецкий. Он был одним из чиновников МВД, который разрабатывал аграрный проект. Его доклад критиковал возможные земельные преобразования. В нем утверждалось, что по стране у крестьян нет проблем с нехваткой земли, и оснований для отчуждения ее у дворян нет. Отдельные случаи малоземелья предлагалось решить путем покупки наделов через банк и переселения на окраины страны.

Доклад вызвал неоднозначные суждения дворян по этому поводу. Такими же неоднозначными были взгляды на реформы Витте и Столыпина (кратко - аграрная реформа). Нашлись и те (граф Д. А. Олсуфьев), которые предлагали пойти на компромисс с крестьянами. Это означало продавать им земли, оставляя себе основную часть. Но подобные рассуждения не встретили поддержки или хотя бы сочувствия у большинства присутствующих.

Единственное, в чем почти все на съезде были единодушны, - это негативное отношение к общинам. С нападками на крестьянские общины выступили К. Н. Гримм, В. Л. Кушелев, А. П. Урусов и другие. Относительно них прозвучала фраза, что «это болото, в котором увязает все, что могло бы быть на просторе». Дворяне считали, что во благо крестьян общину необходимо уничтожить.

Те, кто пытались поднять вопрос об отчуждении помещичьих земель, не получали поддержки. Еще в 1905 году, когда управляющий землеустройством Н. Н. Кутлер предложил царю решить таким образом проблему с малоземельем крестьян, правитель отказал ему и отправил в отставку.

Столыпин также не был приверженцем принудительного отчуждения земли, считая, что все идет своим чередом. Часть дворян, боясь революции, продавала земли Крестьянскому банку, а тот делил ее на мелкие наделы и продавал тем крестьянам, которым было тесно в общине. В этом был основной смысл реформы Столыпина кратко.

За 1905-1907 год банк скупил у помещиков более 2,5 миллиона десятин земли. Однако крестьяне, опасаясь ликвидации частного землевладения, практически не совершали покупок земель. За это время было продано банком всего 170 тысяч десятин. Деятельность банка вызвала недовольство среди дворян. Далее продажи земли стали возрастать. Свои плоды реформа начала приносить лишь после 1911 года.

Итоги реформ Столыпина

Кратко статистика итогов аграрной реформы:

  • более 6 миллионов хозяйств подали ходатайство о закреплении наделов в частную собственность;
  • к Февральской революции около 30% земель было передано в собственность крестьянам и товариществам;
  • с помощью посредничества Крестьянского банка крестьяне приобрели 9,6 миллиона десятин;
  • помещичьи хозяйства утеряли свою значимость как массовое явление, к 1916 году практически все засевы земель были крестьянскими.

Оценки модернизации

Отзывы современников напрямую зависели от политических предпочтений. Больше преобладало негативное отношение.

В советское время отношение к деятельности Столыпина утвердилось еще со слов Ленина, который считал, что реформа была провальной. И все последующие оценки подгонялись под этот шаблон.

Современные исследователи оценивают реформы Столыпина (кратко - аграрная реформа) в большей степени позитивно. Однако делать окончательные оценочные суждения достаточно сложно из-за того, что преобразования не были завершены. Сам Столыпин умер трагически. Война и революция изменили все планы.

www.syl.ru

Реформы П.А. Столыпина - Таблица

Тупик

Успешное решение аграрной проблемы и преодоление противоречий незавершенной модернизации

1. Процесс переселения и землеустройства был плохо организован. Сплошь и рядом крестьян бросали на произвол судьбы. Значительная их часть вместо того, чтобы утвердиться в качестве самостоятельных хозяев, попала в кабалу к местному кулачеству.

Ставка на переселение крестьян в Сибирь, создание условий для этого. Комплекс   мероприятий   по   переселению части   крестьянского населения из центральных губерний в Сибирь

2. Отвлечение крестьянства от революционного движения – более важная задача, чем решение аграрного вопроса.

Столыпин рассчитывал на то, что реформы приведут к изменению крестьянской психологии, воспитают уважение к частной собственности и выработают у крестьянства иммунитет к революционной агитации.

3. Масса крестьян могла только тогда безоговорочно поддержать власть, если бы получила от нее казенные, удельные, помещичьи земли.

Попытка отвести удар от помещичьих усадеб, сохранение помещичьего землевладения

4. Отсутствие общественной поддержки. Бескомпромиссность и жесткость П.А.Столыпина.

Особый статус и политическая независимость реформатора. Стремление встать над чьими-то узкими интересами.

5. Безнадежная попытка спасти империю.

 

6. Привязанность крестьян к общине и другим патриархальным ценностям, нежелание менять образ жизни.

22% крестьян выделились из общины.

7. Даже зажиточные крестьяне – недостаточно надежная опора власти. Борьба с вековым укладом.

Ставка на сильного («кулака»)

8. Крестьянский мир – особый, замкнутый. Крестьянам были чужды государственные интересы.

Надежда на то, что крестьяне (особенно зажиточные) станут полноправными и активными гражданами.

 

Одной из целей столыпинской аграрной реформы была разрушение крестьянской общины

Центральной идеей аграрной реформы П. Столыпина являлось: выделение из общины самостоятельного крестьянина-единоличника

поощрение использования удобрений и техники

увеличение зернового экспорта

создание хуторов и отрубов

переселение крестьян на свободные земли

Итоги

  • привела к росту товарности крестьянских хозяйств
  • планировалось уничтожению общины, но не состоялось

histerl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *