История казанского ханства кратко – КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО это что такое КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО: определение — История.НЭС

Историческая справка: Казанское ханство

Образование Казанского ханства началось в 1438 году, когда окончательно распалась Золотая Орда. Его столицей стала Казань, а первым правителем — Улуг-Мухаммед. Территория ханства простиралась от реки Сура до реки Белая и от Верхнего Прикамья до Самарской Луки.

Казанское ханство состояло из четырёх основных округов-даруг: Алатского, Арского, Галицкого и Зюрейского. Из даруг выделялись улусы, в каждый из которых входило несколько поселений. На территории ханства проживали тюркоязычные и финно-угорские народы. Население называло себя казанлы. Их религией было мусульманство.

Наиболее уважаемыми сословиями по традиции считались знать и духовенство. Важнейшие лица из них входили в состав единственного органа власти – Дивана. К военным сословиям относились огланы и казаки. Огланы являлись командирами конных войск, а казаки – простыми солдатами.

К непривилегированным сословиям относились торговцы, крестьяне, ремесленники и вольнонаёмные работники. Они должны были платить определенные виды налогов: ясак (10% дохода), клан (оброк), кулуш, салыг, бач, култыка, сала-хараджи (сельский налог), харадж хараджат (налог на торговлю), сусун (продовольственная подать), тютыньсяны (налог с каждой трубы), гулюфэ (фураж), постой.

Также на землях Казанского ханства процветало крепостничество и рабство. Крепостные крестьяне (киши) трудились на землевладельцев. Подобную работу выполняли и рабы-военнопленные. Через 6 лет такой раб получал свободу, но все равно не имел права покидать территорию страны.

Должность главы государства именовалась «хан-чингизид». Его советники, эмиры, также являлись командующими войска. Часто хан-чингизид лишь формально управлял страной, а на деле он был полностью зависим от Дивана. Должности в Диване передавались по наследству и являлись пожизненными. В исключительных обстоятельствах созывался курултай, на котором присутствовали представители сразу трёх самых важных слоёв населения: войска, духовенства и земледельцев.

Жители Казахского ханства выращивали рожь, ячмень, полбу и овёс. Также была развита охота, бортничество, рыболовство, пчеловодство, кожевенное дело.

Не меньшее значение имела торговля. Внешняя была более развита, чем внутренняя, например, Казанское ханство имело торговые отношения с Россией, Персией и Туркестаном. Особое место в экономике государства занимала работорговля. Рабами обычно становились многочисленные военнопленные.

В Казанском ханстве повсместно господствовал ислам. Духовенство возглавлял сеид, который являлся прямым потомком пророка Мухаммеда. Также лицами духовного звания считались шейхи, имамы, муллы, данишменды, дервиши, хаджи и хафизы. Кроме ислама в ханстве был распространён суфизм, пришедший из Туркестана.

Основным и наиболее многочисленным видом войск Казанского ханства была многочисленная конница. Пехота и артиллерия также присутствовали, но были малочисленны и довольно незначительны по сравнению с конницей.

Так как для наступательной войны армия Казанского ханства была недостаточно большой, казанцы вели тактику оборонительной войны, периодически совершая набеги на области, находящиеся во владениях русских князей.

В 1467 году русские войска организовали поход на Казанское ханство с целью посадить на престол человека, лояльного к Московскому княжеству. После этого в 80-х годах 15 века русское правительство регулярно вмешивалось в борьбу за престол ханства. Результатом этого противостояния стал захват Казанского ханства в 1487 году московскими войсками и занятие казанского престола послушным Москве ханом Мухаммед-Эмином. В 1552 году армия Ивана IV штурмом взяла Казань, следствием чего стало присоединение Казанского ханства к Московскому княжеству. После этого события Казанское ханство как отдельное государство перестало существовать.

fb.ru

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО | Энциклопедия Кругосвет

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО (1438–1552) – крупное феодальное государство со столицей в г.Казань на территории Волжско-Камского Булгара, от Волги до Вятки и от Оки до Камы, образованное в результате распада Золотой Орды.

Крупное государственное объединение Золотая Орда к концу 14 – в первой половине 15 в. распалось на ряд отдельных государств – Ногайскую орду, Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское и др. ханства. См. также ЗОЛОТАЯ ОРДА.

Этнический состав Казанского ханства был характерен для среднего степного Поволжья – собственно казанские татары (потомки волжских булгар), удмурты, чуваши, мари, башкиры, мордва и др.

Основателем Казанского ханства в 1438 считается Улу Мухаммед хан (потомок Джучи и Тохтамыша), свергнувший своего предшественника.

Высшей государственной властью обладал хан, но его деятельность ограничивалась «диваном» (советом крупных феодалов). Правящую элиту Казанского ханства составляли представители четырех феодальных знатнейших родов – Ширин, Баргын, Аргын и Кыпчак. За ними иерархически следовали эмиры, султаны и мурзы.

Население Казанского ханства разделялось на «кара халюк» (черных людей) – свободных крестьян, плативших ясык (подати) феодалам, «кул» – феодально-зависимых крестьян, «чура» – военнопленных и рабов.

Армия хана достигала до 60 тыс. регулярного войска – ханской гвардии, отрядов феодалов и крестьянского ополчения.

Во второй половине 15 в. окрепшее Московское княжество начинает активную борьбу с Казанским ханством. В 1487, в результате похода русских войск на Казань, был свергнут Али-хан, а на престол посажен его брат, Мухаммед Эмин, ставленник Московского князя Ивана III. Тем самым Казанское ханство было поставлено в вассальную зависимость от Московского княжества.

Русский протекторат над Казанским ханством длился до 1521, пока власть в ханстве в результате переворота не захватили представители династии крымских ханов Гиреев. После смерти Мухаммеда Эмина (1518) его приемника, царевича вассального Москве Касимовского ханства (на территории современной Рязанской области) Шаха-Али, в 1521 свергает брат Крымского хана Сахиб Гирей. С этого момента начинается новая веха Казанского ханства в жестком противостоянии с Великим Московским княжеством (молодым царством Российским), вплоть до его завоевания Иваном IV Грозным.

Сразу же после захвата власти Сахиб Гирей заключил союз с Крымским, Астраханским ханствами и с Ногайской ордой, которые опирались на Турцию. В том же году казанские и крымские татары совершили набег, опустошив окрестности Москвы. В 1524 казанским ханом становится Сафа-Гирей, который официально признает Казань вассалом турецкого султана.

У московского правительства возникла жизненно важная необходимость обезопасить свое существование в связи с усилением влияния Турции и ее вассалов – Крымского (на юге) и Казанского (на востоке) ханств. В 1523 для обороны от татарских набегов была возведена укрепленная крепость Васильсурск (Нижегородская область), а в 1551 – крепость Свияжск (место впадения реки Свияги в Волгу) под руководством русского инженера Ивана Выродкова. Они стали опорными пунктами в борьбе с Казанским ханством. Военной фазе покорения Казани Московским княжеством предшествовала длительная дипломатическая подготовка – Иван IV Грозный сумел внести раскол в ряды мусульманской коалиции противоборствующих правящих группировок в татарском лагере и привлечь на свою сторону ногайского мирзу Исмаила.

В 1552, собрав огромное войско (ок. 150 тыс.), Иван IV лично возглавил поход на Казань. Выдвинувшийся с войском к Туле после призыва турецкого султана Сулеймана II Великолепного на помощь своему казанскому союзнику, крымский хан Давлет-Гирей не решился на открытое столкновение с основными силами русских войск и повернул назад.

В августе того же года Иван IV приступил к осаде Казани. Осада была отлично спланирована. Под руководством И.Выродкова были построены сложные осадные сооружения; под хорошо укрепленные стены Казани были подведены земляные подкопы и заложен порох; была задействована передовая артиллерия. Генеральный штурм Казани начался 2 октября 1552 взрывом части городских стен. Русские войска ворвались и захватили город. Казань пала, а Казанское ханство прекратило свое существование. Все среднее Поволжье было присоединено к русскому царству.

В честь покорения Казанского ханства в 1551–1556 в Москве на Красной площади был воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, известный как храм Василия Блаженного.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

www.krugosvet.ru

Подготовьте сообщение про Казанское ханство

1. Казанское ханство выделилось из состава Золотой Орды в 1438 г.

2. Располагалось в соединении двух крупнейших рек Восточ­ной Европы — Волги и Камы (на территории бывшей Волжской Булгарии). Занимало лесостепную средневолжскую равнину в че­редовании с плоскогорьем, а местами и высокогорными плато. На территории было много высокоурожайных полей, богатых дичью лесов. Столица — Казань.

3. Казанское ханство — многонациональное государство. Его населяли тюркоязычные народы (татары, башкиры, чуваши и др.) и финно-угры (марийцы, удмурты, мордва и др.).

4. Во главе ханства стоял потомок Чингизидов. Ему принадлежала высшая государ­ственная власть. Законосовещательный орган — диван. Советни­ки хана — военачальники. Представительный орган — курултай. Высшее духовное лицо — сеид (считался потомком пророка Му­хаммеда).

В чувашских землях управляли «сотенные князи» — местные феодалы, в башкирских землях — наместники хана.

5. Основная масса населения состояла из свободных и зави­симых крестьян, плативших ясак и другие подати. Основным занятием населения было земледелие, а в землях башкир — скотоводство. В городах было развито ремесло. Значительную роль играла торговля с Русским государством, Сибирью, странами Кавказа и Востока.

Ядро казанской армии составляла конница. Борьба местных феодалов за власть и частая смена ханов привела к захвату престола в 1521 г. династией крымских ханов Гиреев. Усилились набеги казанских войск на русские земли. К середине XVI в. в Казанском ханстве находилось около 100 тыс. русских пленных. Их продавали в Османскую империю и Среднюю Азию.

6. Развито строительное дело и ремесла (резьба по камню, ювелирное дело), литература. Регулярно проводились перепи­си среди населения. Среди населения было много грамотных людей.

7. К середине XVI в. Казанское ханство, одно из самых раз­витых государств — «наследников» Золотой Орды, становится ак­тивным противником России. Начиная с 1520-х гг. совершаются постоянные набеги казанцев на русскую границу.

Словарь терминов

Диван — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательный власти в исламских государствах.

Карачи — советники хана.

Курултай — представительный орган государственной власти, состоящий из представителей главных сословий (духовенство, военные и земледельцы).

Медресе — учебное заведение высшей ступени, готовящее му­сульманское духовенство и учителей.

Мектебе — ступень начального образования (начальная школа).

Сеид — высшее духовное лицо в Казанском ханстве.

Союргаль — земельное владение, жалованное ханом за службу.

Эмиры — военачальники, ближайшие советники хана.

ingvarr.net.ru

Реферат Казанское ханство

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Территория ханства
  • 2 Административное устройство
  • 3 Этнический состав
  • 4 Социальный состав
    • 4.1 Привилегированные сословия
    • 4.2 Податное сословие
    • 4.3 Крепостные и рабы
  • 5 Управление
  • 6 Экономика
  • 7 Религия
  • 8 Вооружённые силы
  • 9 Взаимоотношения с Московским государством
    • 9.1 Завоевание Москвой
  • 10 Ханы Казани
  • Примечания
    Источники

Введение

Каза́нское ха́нство (тат. Казан ханлыгы, Qazan xanlığı, قزان خانلغى‎) — феодальное государство в Среднем Поволжье (1438(1445)—1552), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Болгарского, Джукетауского, Казанского и Кашанского княжеств. Главный город — Казань. Основателем династии казанских ханов был Улу-Мухаммед (правил в 1438—1445). Он захватил Казань, низложил булгарского князя Алим (Азиз)-Бека и провозгласил ханство. Таким образом Казанское ханство стало правопреемником остатках Волжской Булгарии.
В 1552 г. царь Иван ІV захватил Казань и присоединил территории ханства к Московскому государству.


1. Территория ханства

Казанское ханство обособилось на старой территории Волжской Булгарии. В период своего расцвета (во второй половине XV в.) территория Казанского ханства доходила на западе до бассейна реки Сура, на востоке — до реки Белая, на севере — до Верхнего Прикамья, на юге — до Самарской Луки.

2. Административное устройство

Казанское ханство состояло из четырёх даруг (округов) — Алатской, Арской, Галицкой, Зюрейской. Позднее к ним добавилась пятая даруга — Ногайская. Даруги делились на улусы, объединяющие земли нескольких поселений.

Крупными городами были Казань (Казан), Алат, Арча, Болгар, Джукетау, Кашан, Чаллы, Иске-Казань,Зюри, Лаеш и Тетюши.


3. Этнический состав

На землях Казанского ханства жили тюркоязычные (предки совр. башкир, ногаев, татар и чувашей) и финно-угорские (предки совр. марийцев, удмуртов и мордвы) народы. Основное население чаще всего называло себя булгары,либо по религиозному признаку — мусульмане.

В башкирские земли ханы периодически посылали своих наместников, хотя их власть ограничивалась лишь сбором ясака. Помимо этого, башкиры обязаны были также служить в ханском войске.

Значительно более сильной ханская власть была в удмуртских землях, где располагались владения многочисленных представителей казанской знати. Центром удмуртских земель был Арский городок, в котором сидела ханская аристократия.

Чуваши жили преимущественно в окрестностях реки Свияги. В чувашских землях также имелись владения татарской знати, однако власть хана там была менее прочной. Большая часть населения региона лишь выплачивала ясак, который зачастую собирали представители местной знати. Во главе центров расселения чувашей стояли так называемые «сотенные князи», отвечавшие за сбор ясака и набор воинов в ханское войско в случае войны или похода.


4. Социальный состав

4.1. Привилегированные сословия

В казанском обществе наиболее привилегированные сословия составляли знать и духовенство. Важнейшие особы, входившие в состав Дивана («карачи») и эмиры (владетельные князья) обладали наибольшими богатствами и влиянием. В трудах крымского историка Сеида-Мухаммеда Ризы эти два термина (карачи и эмиры) отождествляются. Привилегированное положение занимали также представители мусульманского духовенства. Эмиры, будучи выходцами из знатнейших родов феодальной аристократии, были крайне немногочисленны. У казанских аристократов титул отца передавался лишь к старшему сыну. Остальными группами казанской знати были беки, мурзы и инородческие князья. Беки стояли на ступень ниже эмиров в социальной структуре казанского общества. Младшими сыновьями беков были мурзы (стяжение от арабо-персидского

«эми́р-задэ́», букв. — «княжий сын»). Среди инородческих князей наиболее сильные позиции занимали так называемые «князья Арские». В ханстве было много чувашских, вотских и черемисских князей.

Привилегированная группа лиц, владевших земельными участками и освобождённых от податей и повинностей, называлась тарханами. К числу представителей военного сословия принадлежали огланы и казаки. Огланы были командирами конных подразделений и имели право участвовать в курултае. Казаки были простыми воинами. Иногда встречается их подразделение на «дворных» (служивших в столице) и «задворных» (служивших в провинции). Особым привилегированным статусом обладало многочисленное и хорошо организованное чиновничество.


4.2. Податное сословие

К числу представителей податного непривилегированного сословия относились простые городские и сельские жители: торговцы, ремесленники, вольнонаемные работники, крестьяне. В ярлыке Сахиб-Гирея упоминается 13 видов налогов и податей, которые должны были платить эти группы населения, но от которых были освобождены тарханы: ясак (10% подоходный налог, клан (оброк), салыг, кулуш, култыка, бач, харадж хараджат (торговый налог), сала-хараджи (деревенский налог), ерь-хылясы (земельный налог), тютыньсяны (подать с трубы), сусун (продовольствие), гулюфэ (фураж), постой. Также известно существование и других податей — тамга (пошлина на товары), весовой сбор и пр.


4.3. Крепостные и рабы

Наделы землевладельцев обрабатывались зависимыми крепостными крестьянами («киши»). Также для обработки земли помещики привлекали рабов-военнопленных, которых закрепляли за поместьями. По сообщениям С. Герберштейна, по истечении 6 лет такой раб становился свободным, но не имел права покидать территорию государства[3].

5. Управление

Главой государства был хан-чингизид. Его ближайшие советники (эмиры) были командующими войска. Совет (Диван), в котором заседали советники-«карачи», формально ограничивал власть хана. Зачастую ханы оказывались лишь игрушками в руках враждующих партий татарской знати. Диван был законосовещательным органом. Должность «карачей» была наследственной. Высшие посты были наследственными, пожизненными и несменямыми. Это создавало определённую негибкость государственной машины, что в конечном итоге приводило к её слабости. Аристократический строй в Казанском ханстве принял ярко выраженные консервативные формы.

Высшим законодательным и учредительным органом был курултай, созывавшийся в исключительных обстоятельствах. На нём в полном составе присутствовали представители трёх важнейших слоёв населения ханства: духовенства, войска и земледельцев. В русских источниках этот курултай получил характерное название «Вся земля Казанская».

Правящая элита состояла из представителей ордынской знати. Ниже по социальному положению стояли беки и мурзы — правители отдельных «улусов». Они были выходцами из местной или ордынской знати, а позднее также Крымского ханства и Ногайской Орды. Ещё ниже стояли огланы — командиры конных отрядов, командовавшие простыми воинами-«казаками». «Казаки», в отличие от более крупных землевладельцев — эмиров, беков и огланов, — имели лишь небольшие участки земли, которые они обрабатывали самостоятельно. Крупные, а иногда и мелкие владения освобождались от налогов. Главным видом феодального владения в ханстве был «сююргал» — участок земли, выдававшийся владельцу при условии несения службы и не передававшийся по наследству. Несмотря на это, фактически многие владения ханства были наследственными, хотя хан по смерти хозяина имел право передать владение другому лицу. Мусульманское духовенство также играло большую роль в политической жизни ханства и обладало огромным влиянием. Духовенство также располагало крупным имуществом и землями. Для сбора дани-ясака казанское правительство использовало созданную ещё монголами сотенно-десятинную организацию.

Для управлением таким государством, как Казанское ханство, правительству требовался обширный штат чиновников. Чиновническая система здесь была унаследована татарами от монгольского государства. Во всех населённых пунктах или областях имелись лица, отвечавшие за сбор налогов и податей в пользу хана. На территории ханства располагались многочисленные заставы и таможни. С помощью писцов регулярно проводилась перепись населения ханства.


6. Экономика

Основную территорию ханства населяло оседлое население, унаследовавшее традиции земледелия со времён существования Волжской Булгарии. В ханстве получило распространение паровое земледелие. Пахари в хозяйстве использовали деревянный плуг с металлическим лемехом. Жители ханства выращивали рожь, полбу, ячмень и овёс. Земледелие было основным занятием не только болгарского населения, но также чувашей и финских народов (черемисы, вотяки, мордва). Земледелие имело экстенсивный характер. Сельскохозяйственное землевладение основывалось на наследственном имуществе. В лесной зоне, помимо остальных промыслов, получили распространение охота и бортничество. Жители лесной зоны жили в немногочисленных укреплённых поселениях. Власть хана там ограничивалась лишь сбором ясака, осуществлявшимся местными властями. Имения хана и знати были расположены в земледельческих регионах. Помимо татар и чувашей, в ханском хозяйстве трудились и русские пленные. Что касается промыслового хозяйства, то её главным отраслями были охота и рыболовство. В лесах имелись благоприятные условия для развития пчеловодства. Кожевенное дело играло важнейшую роль среди отраслей ремесленного производства.

Другим важнейшим занятием жителей ханства была торговля, чему нимало способствовало удачное географическое положение ханства. Поволжье с древних времён было одним из центров торгового обмена. Поволжские города выступали посредниками в международном товарообмене. Внешняя торговля в ханстве преобладала над внутренней. Центром внешней торговли была столица ханства — Казань. Государство имело тесные и прочные торговые связи с Россией, Персией и Туркестаном. Городское население занималось созданием изделий из глины, рукоделий из дерева и металла, кожи, брони, плуг и драгоценностей; производилась активная торговля людьми из Центральной Азии, Кавказа и России. Особое место в ханстве занимала работорговля. Объектом этой торговли выступали в основном пленные, захваченные во время набегов, в частности, женщины, продававшиеся в гаремы стран Востока. Главными рынками были Ташаяк Базар в Казани и ярмарка на крупном острове на Волге напротив казанского кремля, впоследствии получившем название Маркиз (в настоящее время, в связи с созданием водохранилища, затоплен). Целый ряд ремесел в Казанском ханстве также сильно зависел от наличия большого числа рабов (в основном — христиан). Инородческое население окраин не было вовлечено в товарообмен, так как в этой среде господствовало исключительно натуральное хозяйство. Жители окраин не торговали, а даром отдавали в виде дани продукты, произведённые или добытые ими. Татарское земледельческое население, в отличие от населения окраин, было вовлечено в товарообмен.


7. Религия

Фиринат Халиков. Последний бой у мечети Кул-Шариф.

Ислам был господствующей религией в Казанском ханстве. Главой мусульманского духовенства был сеид — высшее должностное лицо, являвшийся потомком пророка Мухаммеда. Сеидов могло быть несколько, в то время как глава духовенства был только один. После хана глава духовенства был главным должностным лицом государства. Одним из самых известных сеидов был имам Кул-Шариф, погибший со своими учениками в бою с во время штурма Казани русскими войсками в 1552 году. Среди лиц духовного звания в ханстве были шейхи (проповедники ислама), муллы, имамы (духовные лица, совершавшие богослужения в мечетях), дервиши (монахи), хаджи (люди, совершившие паломничество в Мекку), хафизы (профессиональные чтецы Корана), а также данишменды (учителя). Помимо этого, были также шейх-заде и мулла-заде — ученики и сыновья шейхов и мулл. Духовенство, помимо всего прочего, занималось также просвещением населения.

Помимо ислама суннитского толка, в ханстве также получил распространение суфизм, занесённый в страну из Туркестана. Одним из принципов религиозной политики Казанского ханства была веротерпимость[4], которая обуславливалась многоконфессиональным характером торгово-ремесленного населения, а также традициями Волжской Булгарии.


8. Вооружённые силы

Воины Казанского ханства

Военное искусство казанских татар во время существования Казанского ханства находилось в упадке. Этому способствовали как слабость монгольских военных традиций, так и мирный образ жизни большинства населения ханства. Так, во время войн с Россией казанцы ограничивались лишь нападениями на пограничные русские города. Тем не менее, казанцам не раз получалось развить успешное наступление и вторгнуться во внутренние области Московского государства. Основным родом войск была многочисленная конница. Пехотные подразделения были малочисленны. Казанцы не располагали многочисленной артиллерией. Основную массу конницы составляли дружины удельных князей, призываемые в случае необходимости. Тактика казанских воинов сводилась к маневренным и быстрым ударам конницы. Не имея сил для ведения наступательной войны, казанцы постоянно совершенствовали тактику ведения оборонительных войн. Периодически совершались набеги в соседние западные области, находившимся под властью московских князей, для взятия полона (рабов), нападения на поместья и т. п. В частности, казанские воины искусно организовывали засады, нападения с тыла и многие другие военные хитрости. Столица ханства была первоклассной крепостью, защищённой артиллерией.


9. Взаимоотношения с Московским государством

Внутриполитические распри в Казанском ханстве вели две основные группировки — одна являлась сторонниками мирного сосуществования и торговли с соседним Московским княжеством, вторая состояла из сторонников политики крымского ханства и рассматривала соседей исключительно как источник рабов и объект грабежа. Борьба этих группировок определяла судьбу Казанского ханства на протяжении последних 100 лет его существования.

Московское государство не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань, чтобы посадить на казанский престол царевича Касима. В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника. Результатом долгой борьбы стало взятие московскими войсками Казани в 1487 году и утверждение на казанском престоле лояльного Москве хана Мухаммед-Эмина. Неугодный московскому правительству хан был свергнут. Тем не менее, за весь относительно мирный период правления московского ставленника Мухаммед-Эмина в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича. Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати, разрешив сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата — Абдул-Латифа.

В первой половине XVI века, преимущественно в годы правления ханов из рода Гиреев, Казанское ханство и Московская Русь постоянно воевали. Во время войны 1505-1507 гг. хан Мухаммед-Эмин, который был посажен на престол при военной и политической поддержке Москвы, освободился от Московской зависимости. Во время этой войны русские организовали в 1506 году крупный поход на Казань, потерпев у стен города полное поражение. В августе 1521 года силы казанского хана Сахиба Гирея совершили военный поход на нижегородские, муромские, клинские, мещерские и владимирские земли, и соединились с войском крымского хана Мехмеда Гирея у Коломны. После чего осадили Москву и вынудили Василия III к подписанию унизительного договора. Во время этого похода, согласно русским летописям, в полон было уведено около восьмисот тысяч человек.

Всего казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в районы близ Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галича и Мурома.

Однако, стоит заметить, что после 1445 года казанцы, как правило, оборонялись от Москвы. Из 12 войн в 7 случаях войну начинало Московское княжество. Если исключить из перечня войну 1445 года, которую вел Улу-Мухаммед на правах ордынского хана, то казанцы только 4 раза начинали войну.


9.1. Завоевание Москвой

Взятие Казани (1552)

После попыток поставить во главе Казани лояльного Москве хана Иван IV предпринял серию военных походов. Первые два не увенчались успехом, и в 1552 году московский царь в третий раз осадил столицу ханства. После взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, Казань была взята штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел. Казанское ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России. Интересно, что созданная после взятия Казани Казанская архиепископия сразу была назначена третьей по важности в Московском государстве, а сам Иван ІV принял и титул «Царь болгарский».
Казанский кремль был восстановлен, а в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством по приказу Ивана Грозного был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.


10. Ханы Казани

Захоронения казанских ханов

  • Улу-Мухаммед (Великий) хан, сын Ичкиле Хасан-оглана, хан Казани (1438—1445), бывший хан Золотой орды.
  • Махмуд хан, сын Улу-Мухаммед хана, хан Казани (1445—1466).
  • Халиль хан, сын Махмуд хана, хан Казани (1466—1467).
  • Ибрагим хан, сын Махмуд хана, хан Казани (1467—1479).
  • Ильхам хан, сын Ибрагим хана, хан Казани (1479—1484, 1485—1487).
  • Мухаммед-Амин хан, сын Ибрагим хана, хан Казани (1484—1485, 1487—1496, 1502—1518).
  • Мамук (Тюменский) хан, хан Казани (1496—1497).
  • Абдул-Латиф хан, сын Ибрагим хана, хан Казани (1497—1502).
  • Шах-Али хан, сын касимовского Шейх-Аулияр султана, хан Казани (1519—1521, 1546, 1551—1552).
  • Сахиб-Гирей хан, сын крымского хана Менгли-Гирея, хан Казани (1521—1524).
  • Сафа-Гирей хан, сын крымского хана Фатых-Гирея, хан Казани (1524—1531, 1536—1546, 1546—1549).
  • Джан-Али хан, сын Шейх-Аулияр султана, хан Казани (1532—1535).
  • Утямыш-Гирей хан, сын Сафа-Гирей хана, хан Казани (1549—1551).
  • Ядыгар-Мухаммед хан, сын астраханского хана Касима, хан Казани (1552).
  • Али-Акрам хан (Ногайская династия), хан Казани (1553—1556).

Примечания

  1. Татарская энциклопедия: В 6 т. — Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т.3, С.147
  2. Татарская энциклопедия: В 6 т. — Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. — Т.3, С.148
  3. Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства — tavrika.by.ru/books/hudyak_okaz/html/
  4. * Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства — tavrika.by.ru/books/hudyak_okaz/html/

Источники

  • Основной источник: Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства — tavrika.by.ru/books/hudyak_okaz/html/
  • Полное собрание русских летописей, репринт 1904, том 13, М., 1965

wreferat.baza-referat.ru

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО — татарское государство в Среднем Поволжье в середине XV — середине XVI веков.

Сто­ли­ца — город Ка­зань. Офи­ци­аль­но име­но­ва­лось в татарских ис­точ­ни­ках так­же Бул­гар­ским ви­лая­том, а в рус­ских — Ка­зан­ским цар­ст­вом. Сфор­ми­ро­ва­лось из эми­ра­тов При­ка­за­нья (по реке Ка­зан­ка) и Пред­ка­мья Бул­гар­ско­го улу­са Зо­ло­той Ор­ды (смотрите Ордынские набеги). Яв­ля­ясь круп­ным и эко­но­ми­чес­ки раз­ви­тым государством, иг­ра­ло важ­ную роль в по­ли­ти­ко-эко­но­мической ис­то­рии Восточной Ев­ро­пы и эт­но­со­ци­аль­ной ис­то­рии Вол­го-Ураль­ско­го ре­гио­на. Ис­точ­ни­ки да­ют воз­мож­ность лишь при­бли­зи­тель­но очер­тить гра­ни­цы Казанского ханства. Его тер­ри­то­рия вклю­ча­ла зем­ли «Кам­скою и Сы­п­лин­скою и Кос­тятц­скою и Бе­ло­волж­скою и Во­тяц­кою и Баш­кыр­скою». Площадь около 250 тыс. км2 (1-я половина XVI века).

Казанское ханство де­ли­лось на да­ру­ги: Алат­скую, Ар­скую, Га­лиц­кую, Зю­рей­скую, а так­же Но­гай­скую (в 1540-1550-е годы), ко­то­рые в свою оче­редь де­ли­лись на «сот­ни» и т. д. Го­ро­да Ка­зань, Ала­бу­га, Ар­ча, Бол­гар, Жо­ри, Ис­ке-Ка­зан, Ка­шан, Тя­теш, Чал­лы пред­став­ля­ли со­бой во­енно-по­ли­тические и куль­тур­но-эко­но­мические цен­тры хан­ст­ва. На­селе­ние ханства со­став­ля­ли доб­ро­воль­но под­чи­нив­шие­ся хан­ской вла­сти пред­ки ка­зан­ских та­тар («ка­зан­лы­лар», «ка­зан­стии та­та­ры»), ма­рий­цев (че­ре­ми­сы), морд­вы, чу­ва­шей и уд­мур­тов (во­тя­ки, ары), а так­же баш­ки­ры (об­щая чис­лен­ность около 400 тыс. че­ло­век).

Государственное уст­рой­ст­во Казанского ханства ос­но­вы­ва­лось на восточных тра­ди­ци­ях. Вер­хов­ная власть при­над­ле­жа­ла ха­ну — по­том­ку Чин­гис­ха­на. Од­на­ко хан лишь фор­маль­но яв­лял­ся еди­но­вла­ст­ным пра­ви­те­лем, ре­аль­ная власть при­над­ле­жа­ла ди­ва­ну — со­б­ра­нию пред­ста­ви­те­лей выс­шей ду­хов­ной и свет­ской ари­сто­кра­тии, ко­то­рую со­став­ля­ли по­том­ки про­ро­ка Му­хам­ме­да — сей­и­ды, а так­же ка­ра­чи-бе­ки, ог­ла­ны и др. Знать Казанского ханства в со­во­куп­но­сти име­но­ва­лась «ак со­як­лэр» ли­бо «зур ке­ше­лэр» (бе­лая кость или боль­шие лю­ди). Во­ен­но-слу­жи­лая знать Казанского ханства вклю­ча­ла ог­ла­нов, бе­ков, эми­ров, мурз и ка­за­ков, при этом дер­жа­тель зе­мель­но­го на­следственного вла­де­ния, нёс­ший служ­бу у сво­его сю­зе­ре­на за на­ло­го­вые льго­ты и су­деб­ный им­му­ни­тет, имел ти­тул «сой­ур­гал» или «тар­хан». Эта знать, по­сто­ян­но по­пол­няв­шая­ся вы­ход­ца­ми из др. татарских го­су­дарств, со­стоя­ла толь­ко из пред­ста­ви­те­лей татарских кла­нов, сре­ди ко­то­рых вы­де­ля­лись 4 пра­вя­щих ро­да — Ши­рин, Ба­рын, Ар­гын и Кып­чак (тра­ди­ция их су­ще­ст­во­ва­ния вос­хо­дит ещё ко вре­ме­нам хун­ну), а в 1540-1550-е годы так­же род Ман­гыт. Для ре­ше­ния наи­важ­ней­ших во­про­сов со­би­ра­лась вся знать — ку­рул­тай («вся зем­ля Ка­зан­ская»). В Казанском ханстве су­ще­ст­во­ва­ли долж­но­сти ата­лы­ка — вос­пи­та­те­ля хан­ских де­тей, дво­рец­ко­го, административные и государственные функ­ции вы­пол­ня­ли эми­ры, ха­ки­мы, бах­ши и т. д., су­деб­ные — ка­зии. На пе­ри­фе­рий­ных тер­ри­то­ри­ях в управ­ле­нии уча­ст­во­ва­ла ме­ст­ная ари­сто­кра­тия (например, сот­ни­ки у че­ре­ми­сов или тю­ро у во­тя­ков).

По­дат­ное со­сло­вие Казанского ханства со­став­ля­ли государственные кре­сть­я­не (ке­ше­лэр) и за­ви­си­мые от кон­крет­но­го фео­да­ла лю­ди и во­ен­но­плен­ные (кол­лар) — «ка­ра ха­лык» (чёр­ные лю­ди). Основными за­ня­тия­ми татарского сель­ско­го на­се­ле­ния, объ­е­ди­нён­но­го в об­щин­но-род­ст­вен­ные джие­ны (несколько ау­лов), бы­ли па­шен­ное зем­ле­де­лие, стой­ло­вое ско­то­вод­ст­во, пти­це­вод­ст­во и са­до­вод­ст­во; городского на­се­ле­ния — ре­мес­ло (гон­чар­ное, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щее, ко­же­вен­ное, куз­неч­ное, ткац­кое, юве­лир­ное) и тор­гов­ля, в т. ч. ме­ж­ду­на­род­ная (экс­порт: ре­мес­лен­ные из­де­лия, ме­ха, мёд, скот, хлеб, ра­бы; им­порт: соль, бла­го­во­ния, шёл­ко­вые и хлоп­ча­то­бу­маж­ные тка­ни, юве­лир­ные из­де­лия, бу­ма­га, кни­ги). Сре­ди на­се­ле­ния пе­ри­фе­рии Казанского ханства раз­ви­ва­лись зем­ле­де­лие (гор­ные че­ре­ми­сы, мор­два, чу­ва­ши), та­бун­ное или до­маш­нее ско­то­вод­ст­во (баш­ки­ры, че­ре­ми­сы, морд­ва, чу­ва­ши), пти­це­вод­ст­во, ого­род­ни­че­ст­во, пче­ло­вод­ст­во, охо­та, ры­бо­лов­ст­во и со­би­ра­тель­ст­во.

Вой­ско Казанского ханства со­стоя­ло из 5-ты­сяч­ной татарской кон­ни­цы и 25-40-ты­сяч­ной пе­хо­ты че­ре­ми­сов.

Основными на­ло­га­ми и по­вин­но­стя­ми бы­ли ясак, ам­бар-ма­лы, ил­чи-ку­нак, ха­радж и др. Му­суль­ма­не пла­ти­ли так­же го­шур и за­кят, а не­му­суль­ма­не — джи­зию. В Казанском ханстве пре­об­ла­дал ис­лам (около по­ло­ви­ны на­се­ле­ния — сун­ни­ты, по­сле­до­ва­те­ли уче­ния Абу Ха­ни­фы), со­блю­да­лась пол­ная ве­ро­тер­пи­мость, что бы­ло свя­за­но с тра­ди­ция­ми Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской, Мон­голь­ской им­пе­рии и Зо­ло­той Ор­ды. В Ка­за­ни на­хо­ди­лась Армянская цер­ковь, а б. ч. фин­но-угор­ско­го и часть тюркского на­се­ле­ния ис­по­ве­до­ва­ли язы­че­ст­во. Ис­лам рас­про­стра­нял­ся не­на­силь­ст­вен­но — в ре­зуль­та­те уси­ле­ния эт­но­куль­тур­ных кон­так­тов. Му­сульманское ду­хо­вен­ст­во (шей­хи, мул­лы, има­мы и др.) за­ни­ма­ло по­чёт­ное ме­сто в Казанском ханстве, а сей­ид счи­тал­ся вто­рым по­сле ха­на ли­цом в стра­не, не­ред­ко воз­глав­лял пра­ви­тель­ст­во в пе­рио­ды ме­ж­ду­цар­ст­вия и вы­пол­нял серь­ёз­ные ди­пло­ма­тические по­ру­че­ния. Ду­хо­вен­ст­во иг­ра­ло важ­ную роль в про­све­ще­нии на­се­ле­ния, че­му спо­соб­ст­во­ва­ло на­ли­чие мед­ре­се при Со­бор­ной ме­че­ти в Ка­за­ни, а так­же мно­же­ст­ва др. мед­ре­се и мек­те­бов. В Казанском ханстве ак­тив­но раз­ви­ва­лись тра­ди­ция ис­то­рио­пи­са­ния, юрис­пру­ден­ция (на ос­но­ве ша­риа­та), литература, музыкальное твор­че­ст­во, де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное искусство и т. д.

По­ли­ти­че­ская ис­то­рия 

В ис­то­рио­гра­фии су­ще­ст­ву­ют две основные точ­ки зре­ния от­но­си­тель­но вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ния Казанского ханства. Со­глас­но пер­вой из них, его ос­но­ва­те­лем яв­лял­ся бывший зо­ло­то­ор­дын­ский хан Улуг-Му­хам­мед и ис­то­рию хан­ст­ва сле­ду­ет вес­ти с 1437 или 1438 года (Г. И. Пе­ре­тят­ко­вич, Ш. Мард­жа­ни, Н. П. За­гос­кин, Х. Ат­ла­си, М. Г. Ху­дя­ков, А. Н. Ку­рат, М. А. Ус­ма­нов, Д. М. Ис­ха­ков и др.). Сог­лас­но вто­рой (под­твер­жда­ет­ся боль­шин­ст­вом ис­точ­ни­ков) — ис­то­рию ханства сле­ду­ет ве­сти с осе­ни 1445 года, с на­ча­ла прав­ле­ния в Ка­за­ни Мах­му­да, сы­на Улуг-Му­хам­ме­да (В. В. Вель­я­ми­нов-Зер­нов, Н. Ф. Ка­ли­нин, С. Х. Али­шев, Р. Г. Фах­рут­ди­нов и др.).

На­хо­ж­де­ние са­мо­го Улуг-Му­хам­ме­да в Ка­за­ни не под­твер­жда­ет­ся, в боль­шин­ст­ве ис­точ­ни­ков он име­ну­ет­ся не ка­зан­ским ха­ном, а ро­до­на­чаль­ни­ком пер­вой ди­на­стии ка­зан­ских ха­нов. Ещё до окон­чательного оформ­ле­ния ханства, в конце 1444 года — начале 1445 года, на­ча­лись ка­зан­ских ха­нов на­бе­ги на зем­ли Московского великого княжества. По­сле 1448 года и до кон­ца прав­ле­ния Мах­му­да и его сы­на Ха­ли­ла (1467 год) ме­ж­ду казанским ханством и русскими кня­же­ст­ва­ми фак­ти­че­ски су­ще­ст­во­ва­ли мир­ные от­но­ше­ния. В это вре­мя внут­ри ка­зан­ской зна­ти на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся груп­па, ори­ен­ти­ро­вав­шая­ся на со­юз с Мо­ск­вой.

По­сле смер­ти Ха­ли­ла ха­ном стал его брат Иб­ра­гим (1467-1479 годы), а про­мос­ков­ская знать при­гла­си­ла на пре­стол Ка­си­ма, сы­на Улуг-Му­хам­ме­да и пра­ви­те­ля Ка­си­мов­ско­го цар­ст­ва. Ка­сим об­ра­тил­ся за по­мо­щью и раз­ре­ше­ни­ем к великому князю мо­с­ков­ско­му Ива­ну III Ва­силь­е­ви­чу, ко­то­рый под­дер­жал его, что ста­ло по­во­дом к на­ча­лу 1-й ка­зан­ско-рус­ской вой­ны (1467-1469 годы). Од­на­ко во­енная кам­па­ния 1467 года ус­пе­ха Ка­си­му не при­нес­ла, и русское пра­ви­тель­ст­во не пы­та­лось в даль­ней­шем воз­вес­ти его на ка­зан­ский пре­стол. При Иб­ра­ги­ме ханство рас­ши­ри­ло вла­де­ния в Верх­нем При­ка­мье и Вят­ской зем­ле. По ре­зуль­та­там 2-й ка­зан­ско-русской вой­ны (1478 год) хан был вы­ну­ж­ден за­клю­чить мир на русских ус­ло­ви­ях.

В на­ча­ле прав­ле­ния сы­на Иб­ра­ги­ма — Али (Иль­га­ма) (1479-1487 годы, с пе­ре­ры­ва­ми) ханство под­дер­жи­ва­ло мир­ные от­но­ше­ния с Московским великим княжеством. Од­на­ко ле­том 1482 года они ока­за­лись на гра­ни вой­ны, т. к. Московское великое княжество ак­тив­но вме­ши­ва­лось во внутренние де­ла Казанского ханства (в рас­прю ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Али и его бра­та Му­хам­мед-Эми­на). В ре­зуль­та­те во­енного дав­ле­ния (Иван III с удель­ны­ми князь­я­ми рас­по­ло­жил­ся во Вла­ди­ми­ре — пунк­те сбо­ра всей русской ар­мии; круп­ные си­лы бы­ли скон­цен­три­ро­ва­ны в Ниж­нем Нов­го­ро­де, на­ча­лось пла­ва­ние русской ра­ти на су­дах к Ка­за­ни) был за­клю­чён мир на русских ус­ло­ви­ях (кон­крет­ные ста­тьи до­гово­ра в ис­точ­ни­ках не со­хра­ни­лись). В середине 1480-х годов московским кан­ди­да­том на ка­зан­ский трон стал сын Иб­ра­ги­ма Му­хам­мед-Эмин, ко­то­ро­му при под­держ­ке русского войск уда­ва­лось од­на­ж­ды (или два­ж­ды) на вре­мя за­нять трон в Ка­за­ни в 1485-1487 годах.

В ре­зуль­та­те 3-й ка­зан­ско-русской вой­ны 1487 года Иван III Ва­силь­е­вич при­нял ти­тул «кня­зя Бол­гар­ско­го» и вновь по­са­дил на трон Казанского ханства Му­хам­мед-Эми­на (1487-1495 годы). Ус­ло­вия во­ца­ре­ния оп­ре­де­ли­ли вас­саль­ный ста­тус Му­хам­мед-Эми­на в его от­но­ше­ни­ях с Ива­ном III, со­юз­но-вас­саль­ное по­ло­же­ние хан­ст­ва под па­тро­на­том Русского государства. Хан Али с семь­ёй и все его род­ст­вен­ни­ки бы­ли вы­да­ны русской сто­ро­не (их от­пра­ви­ли в ссыл­ку в Во­ло­гду и на Бе­ло­озе­ро), «ко­ро­моль­ные ка­зан­ские кня­зья» бы­ли каз­не­ны в Мо­ск­ве по при­ка­зу великого кня­зя. При этом русские вла­сти не пре­тен­до­ва­ли на зем­ли ханства  и не вме­ши­ва­лись в его внутреннее уст­рой­ст­во.

По­ли­ти­ка Му­хам­мед-Эми­на спро­во­ци­ро­ва­ла в 1495 году за­го­вор ме­ст­ных бе­ков, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го в 1496 году на ка­зан­ский пре­стол при под­держ­ке главным образом но­гай­ских, а так­же си­бир­ских та­тар был воз­ве­дён си­бир­ский Чин­ги­сид — Ма­мук, ко­то­рый не су­мел удер­жать­ся в Ка­за­ни. Но­вым ха­ном стал брат Му­хам­мед-Эми­на — Абд аль-Ла­тиф (1496-1502 годы), ак­тив­но про­во­див­ший про­мос­ков­скую по­ли­ти­ку и стре­мив­ший­ся ог­ра­ни­чить влия­ние зна­ти в Казанском ханстве. В 1500  году но­гай­ские мур­зы Му­са и Ям­гур­чи ор­га­ни­зо­ва­ли по­ход на Казанское ханство.

Ра­зо­ре­ние тер­ри­то­рии ханства но­гая­ми при­ве­ло к уси­ле­нию ан­ти­рус­ских на­строе­ний. Абд аль-Ла­тиф не су­мел про­ти­во­дей­ст­во­вать им, вслед­ст­вие че­го был аре­сто­ван по при­ка­зу Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча и со­слан на Бе­ло­озе­ро. Ка­зан­ский трон вновь за­нял Му­хам­мед-Эмин (1502-1518 годы). Вес­ной — ле­том 1505 года в хо­де пе­рего­во­ров в Мо­ск­ве, а за­тем и в Ка­за­ни вспых­нул ост­рый кон­фликт. В ито­ге Му­хам­мед-Эмин аре­сто­вал русского по­сла М. С. Кля­пи­ка Ероп­ки­на, кро­ме то­го, ог­ра­бив, за­то­чил в тюрь­му, про­дал в раб­ст­во в Но­гай­скую Ор­ду или каз­нил русских тор­го­вых лю­дей. В том же го­ду на этот раз ка­зан­ский хан на­чал 4-ю ка­зан­ско-русскую вой­ну. По­сле по­ра­же­ния русских войск, дли­тель­ных пе­ре­го­во­ров вес­ной — ле­том 1507 года, ос­во­бож­де­ния аре­сто­ван­ных русских по­слов, не­ко­то­рых куп­цов, а так­же по­пав­ших в плен в 1506 году русских вои­нов был за­клю­чён мир, от­ме­нив­ший сю­зе­ре­ни­тет Русского государства над Казанским ханством.

В 1512 году ме­ж­ду Казанским ханством и Русским государством был за­клю­чён «веч­ный мир», од­ним из ус­ло­вий ко­то­ро­го бы­ло не из­би­рать на пре­стол ханства ни­ко­го «без ве­до­ма» великого кня­зя мо­с­ков­ско­го. Му­хам­мед-Эмин су­ще­ст­вен­но по­дор­вал по­ли­ти­ко-эко­но­мическое влия­ние зна­ти в ханстве и этим уси­лил свою власть. По­сле его смер­ти ка­зан­ская знать во гла­ве с улуг-ка­ра­чи-бе­ком Бу­ла­том Ши­ри­ном, по пред­ва­рительному со­гла­со­ва­нию с великим князем мо­с­ков­ским Ва­си­ли­ем III Ива­но­ви­чем, при­гла­си­ла на трон ка­си­мов­ско­го ха­на Шах-Али (1519-1521 годы), по­том­ка ха­нов Боль­шой Ор­ды — про­тив­ни­ков крым­ской ди­на­стии Ги­ре­ев и пре­сек­шей­ся ди­на­стии Улуг-Му­хам­ме­да. В Ка­за­ни поя­вил­ся русский гар­ни­зон. По­доб­ная си­туа­ция при­ве­ла к не­до­воль­ст­ву зна­ти хан­ст­ва, ко­то­рая из­гна­ла Шах-Али, при­звав на пре­стол крым­ско­го ца­ре­ви­ча Са­гиб-Ги­рея (впо­след­ст­вии крым­ский хан Са­гиб-Ги­рей I), ко­то­рый на­чал ак­тив­ную ан­ти­рус­скую по­ли­ти­ку.

В 1521 году ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись на­бе­ги ка­зан­ских ха­нов на зем­ли Русского государства, ряд из ко­то­рых был со­вер­шён од­но­вре­мен­но с по­хо­дом бра­та Са­гиб-Ги­рея — крым­ско­го ха­на Му­хам­мед-Ги­рея I — на Мо­ск­ву. В 1523 году в ре­зуль­та­те по­хо­да на зем­ли че­ре­ми­сов великий князь мо­с­ков­ский Ва­си­лий III по­стро­ил на тер­ри­то­рии Казанского ханства (на пра­вом бе­ре­гу, в устье реки Су­ра) Ва­силь­го­род (ны­не Ва­силь­сурск), что ста­ло пер­вым ша­гом на пу­ти по­ко­ре­ния ханства. В 1523 году Са­гиб-Ги­рей на­чал 5-ю ка­зан­ско-русскую вой­ну, од­на­ко по­сле то­го, как до не­го дош­ла ин­фор­ма­ция об убий­ст­ве но­гая­ми Му­хам­мед-Ги­рея I и вспых­нув­шей в Крым­ском хан­ст­ве меж­до­усо­би­це, он был вы­ну­ж­ден уе­хать ту­да.

Ка­зан­ский пре­стол за­нял его пле­мян­ник — Са­фа-Ги­рей (1524-1531 годы). Под­пи­сан­ное в се­ре­ди­не августа 1524 года пе­ре­ми­рие ме­ж­ду Казанским ханством и Русским государством пре­кра­ща­ло во­енные дей­ст­вия и обя­зы­ва­ло Са­фа-Ги­рея (чьё из­бра­ние фор­маль­но бы­ло пред­став­ле­но как акт по­жа­ло­ва­ния Ва­си­ли­ем III в от­вет на «че­ло­би­тье всей зем­ли Ка­зан­ской») сроч­но при­слать пред­ста­ви­тель­ное по­соль­ст­во в Мо­ск­ву. К на­ча­лу пе­ре­го­во­ров (но­ябрь 1524 года) Казанское ханство под­верг­лось опус­то­шительному на­бе­гу но­гай­ских войск, в Кры­му шла воо­руженная борь­ба за трон, так что русской сто­ро­не уда­лось до­бить­ся зна­чительных ус­ту­пок. Вес­ной 1525 года по на­стоя­нию русской сто­ро­ны хан Са­фа-Ги­рей со­гла­сил­ся на пе­ре­вод тор­га из Ка­за­ни в Ниж­ний Нов­го­род. Од­на­ко в 1530 году Са­фа-Ги­рей, опи­ра­ясь на «про­но­гай­скую пар­тию» ка­зан­ской зна­ти, спро­во­ци­ро­вал на­ча­ло 6-й ка­зан­ско-русской вой­ны, учи­нив в Ка­за­ни «сра­мо­ту ве­ли­ку» русскому по­слу А. Ф. Пиль­емо­ву Са­бу­ро­ву (ве­ро­ят­но, был по­са­жен под арест и ог­раб­лен).

Дли­тель­ные пе­ре­го­во­ры в Мо­ск­ве и Ка­за­ни (но­ябрь 1530 года — май 1531 года), за­си­лье крым­цев и но­га­ев при­ве­ли к усо­би­це в Казанском ханстве с уча­сти­ем по­дат­но­го на­се­ле­ния. В 1531 году Са­фа-Ги­рей бе­жал в Но­гай­скую Ор­ду, а его сто­рон­ни­ки бы­ли каз­не­ны. Уси­ле­ние русского влия­ния в ханстве при­ве­ло к то­му, что по со­гла­со­ва­нию с Ва­си­ли­ем III но­вым ха­ном ле­том 1531 год (по др. дан­ным, 1532 год) стал брат Шах-Али — Джан-Али. Он ак­тив­но про­во­дил про­рус­скую по­ли­ти­ку, в ря­де слу­ча­ев при­зна­вая и ог­ра­ни­че­ние су­ве­ре­ни­те­та Казанского ханства (например, в 1534 году ка­зан­ские вой­ска на­прав­ле­ны в со­ста­ве русской ар­мии на вой­ну с Великим княжеством Ли­тов­ским). Во­ца­ре­ние в Кры­му Са­гиб-Ги­рея I (1532 год) и смерть Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча (1533 год) при­ве­ли к рез­ко­му ос­лаб­ле­нию влия­ния Русского государства на Казанское ханство, уси­ле­нию там ан­ти­рус­ских на­строе­ний, ко­то­рые бы­ли под­дер­жа­ны Крым­ским хан­ст­вом. За­го­вор 1535 года, ор­га­ни­зо­ван­ный Бу­ла­том Ши­ри­ном и хан-би­ке Гау­хар­шад (Ков­гор­шат), при­вёл к убий­ст­ву Джан-Али и но­во­му вос­ше­ст­вию на пре­стол Са­фа-Ги­рея (1535-1546 годы).

В январе 1536 года русское пра­ви­тель­ст­во ос­во­бо­ди­ло ссыль­но­го Шах-Али, а в кон­це то­го же го­да на­пра­ви­ло вой­ска на земли Казанского ханства. От­ве­том Са­фа-Ги­рея ста­ли но­вые на­бе­ги на русские зем­ли. Под на­жи­мом Са­гиб-Ги­рея I в 1538-1541 годах ве­лись пе­ре­го­во­ры ме­ж­ду Казанским ханством и Русским государством. В 1541 году Бу­лат Ши­рин со­об­щил в Мо­ск­ву о же­ла­нии зна­ти низ­верг­нуть Са­фа-Ги­рея, т. к. его власть чрез­мер­но уси­ли­лась. С 1545 года пра­ви­тель­ст­во великого князя мо­с­ков­ско­го (с 1547 года — ца­ря) Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го на­ча­ло ор­га­ни­зо­вы­вать ре­гу­ляр­ные ка­зан­ские по­хо­ды. Ре­зуль­та­ты 1-го ка­зан­ско­го по­хо­да (1545 год) при­ве­ли к внутренним сму­там в Казанском ханстве, а так­же вы­ез­ду многих пред­ста­ви­те­лей ка­зан­ской зна­ти в Мо­ск­ву.

В 1545 году Са­фа-Ги­рей об­ви­нил ка­зан­скую знать в из­ме­не и каз­нил Бу­ла­та Ши­ри­на, хан-би­ке Гау­хар­шада и др., по­сле че­го в 1546 году был из­гнан из Ка­за­ни, а от­ря­ды крым­цев, бе­жав­ших из Ка­за­ни, бы­ли раз­би­ты русскими сто­ро­жа­ми на Ка­ме при по­пыт­ке про­рвать­ся в Крым­ское хан­ст­во. Ка­зан­ским ха­ном вновь стал Шах-Али (июнь — июль 1546 года), ко­то­ро­му ка­зан­цы при­нес­ли при­ся­гу, од­но­вре­мен­но при­сяг­нув и великому князю мо­с­ков­ско­му Ива­ну IV Ва­силь­е­ви­чу. Са­фа-Ги­рей при под­держ­ке крым­ских, но­гай­ских и ас­т­ра­хан­ских та­тар пы­тал­ся вер­нуть се­бе ка­зан­ский трон, но не­удач­но. Од­на­ко оче­ред­ная усо­би­ца в Ка­за­ни при­ве­ла к бег­ст­ву Шах-Али и но­во­му во­ца­ре­нию Са­фа-Ги­рея (1546-1549 годы). Сто­рон­ни­ки про­рус­ской ори­ен­та­ции бы­ли каз­не­ны, ди­ван сфор­ми­ро­ван толь­ко из крым­ских и про­крым­ски на­стро­ен­ных та­тар, а так­же, ви­ди­мо, и но­гай­цев.

В конце 1546 года в Мо­ск­ву на­пра­ви­лись по­слан­цы от ме­ст­ной зна­ти Гор­ной сто­ро­ны Казанского ханства (че­ре­ми­сов и чу­ва­шей) с прось­бой «по­слать рать на Ка­зань» и с обе­ща­ни­ем, что «они с вое­во­да­ми го­су­да­рю слу­жи­ти хо­тят». С на­ме­ре­ни­ем вос­ста­но­вить Шах-Али на пре­сто­ле Казанского ханства русское пра­ви­тель­ст­во ор­га­ни­зо­ва­ло но­вые ка­зан­ские по­хо­ды (февраль — март 1547 года; январь — февраль 1548 года), од­на­ко Са­фа-Ги­рей смог со­хра­нить власть. По­сле смер­ти Са­фа-Ги­рея власть в Казанском ханстве пе­ре­шла к его ма­ло­лет­не­му сы­ну Уте­мыш-Ги­рею и хан­ше Сю­юм­би­ке (1549-1551 годы), во­круг ко­то­рых вре­мен­но объ­еди­ни­лись различные груп­пи­ров­ки ка­зан­ской зна­ти. Не ос­тав­ляя по­пы­ток вос­ста­но­вить власть Шах-Али в Казанском ханстве, русское пра­ви­тель­ст­во пред­при­ня­ло по­хо­ды 1550 и 1551 года. В 1551 году на тер­ри­то­рии ханства, в устье реки Свия­га, воз­ве­де­на русская кре­пость Сви­яжск.

Рас­ши­ря­лось идео­ло­гическое обос­но­ва­ние русского на­сту­п­ле­ния на Ка­зань: юри­дические ар­гу­мен­ты (ка­зан­цы на­ру­ши­ли при­ся­гу, дан­ную в 1546 году Шах-Али и Ива­ну IV) до­пол­ни­лись кон­фес­сио­наль­ны­ми (во вре­мя на­бе­гов ка­зан­цы раз­ру­ша­ли хра­мы и дер­жа­ли в раб­ст­ве мно­жест­во пра­во­слав­ных хри­сти­ан). Эти по­хо­ды русских войск вы­зва­ли но­вый всплеск внут­ри­по­ли­тической борь­бы в Ка­за­ни, че­му спо­соб­ст­во­ва­ли ин­три­ги ка­зан­ских кня­зей-эмиг­ран­тов и ди­пло­ма­тическая изо­ля­ция Казанского ханства: пред­ло­же­ния но­во­го крым­ско­го ха­на Де­в­лет-Ги­рея I, сде­лан­ные с санк­ции турецкого сул­та­на, об ан­ти­рус­ском сою­зе двух ханств и Но­гай­ской Ор­ды в 1549 и 1551 годах име­ли пред­ва­рительный ха­рак­тер; но­гай­ские мур­зы в це­лом при­зна­ва­ли при­ори­тет­ные пра­ва на Ка­зань московского кан­ди­да­та при ус­ло­вии пла­те­жей с хан­ст­ва в их поль­зу.

Ка­зан­ская знать всту­пи­ла в пе­ре­го­во­ры с пред­ста­ви­те­ля­ми Ива­на IV и под дав­ле­ни­ем об­стоя­тельств при­ня­ла все русские ус­ло­вия, ко­то­рые вклю­ча­ли пе­ре­ход Гор­ной сто­ро­ны в со­став Русского государства, при­ня­тие на трон в Ка­за­ни Шах-Али, со­юз­но-вас­саль­ный ста­тус Казанского ханства, вы­да­чу Уте­мыш-Ги­рея, Сю­юм­би­ке, ос­тав­ших­ся лиц их «крым­ской пар­тии» и их се­мей в Русское государство, ос­во­бож­де­ние всех русских плен­ных и пе­ре­да­чу их вла­стям в Сви­яж­ске (по русским дан­ным, за лет­не-осен­ние ме­ся­цы вы­шли 60 тыс. человек, не счи­тая от­пра­вив­ших­ся пря­мо в северные и северо-восточные ре­гио­ны Русского государства, а так­же ближ­ние по­волж­ские уез­ды).

Ка­зан­ский пре­стол вновь за­нял Шах-Али (1551-1552 годы). В но­ябре 1551 года в хан­ст­ве опять обо­ст­ри­лась внут­ри­по­ли­тическая си­туа­ция. Русское пра­ви­тель­ст­во, стре­мясь к мир­но­му при­сое­ди­не­нию все­го хан­ст­ва, дей­ст­во­ва­ло сра­зу в двух на­прав­ле­ни­ях. Оно пред­ла­га­ло Шах-Али «ук­ре­пить» Ка­зань вво­дом русских войск, но хан (при ус­ло­вии но­вых по­жа­ло­ва­ний в Ка­си­мо­ве) со­гла­шал­ся лишь на пор­чу ар­тил­ле­рии и бо­е­при­па­сов в Ка­за­ни, уст­ра­не­ние наи­бо­лее вра­ж­деб­но на­стро­ен­ных лиц при сво­ём «доб­ро­воль­ном» ухо­де в Сви­яжск.

Од­но­вре­мен­но русское пра­ви­тель­ст­во ве­ло пе­ре­го­во­ры с про­тив­ни­ка­ми Шах-Али из ка­зан­ской зна­ти, на­хо­див­ши­ми­ся в Мо­ск­ве в ка­че­ст­ве по­слов или эмиг­ран­тов. Они пред­ла­га­ли, что­бы Шах-Али был све­дён с тро­на, а Казанское ханство уп­рав­ля­лось бы от име­ни ца­ря его на­ме­ст­ни­ка­ми, и га­ран­ти­ро­ва­ли со­гла­сие ка­зан­цев на это при ус­ло­вии со­хра­не­ния со­ци­аль­но­го ста­ту­са и вла­де­ний зна­ти, а так­же тра­диционных по­ряд­ков. Идея вве­сти в Казанском ханстве пря­мое прав­ле­ние Ива­на IV при­ве­ла к ан­ти­мо­с­ков­ско­му вос­ста­нию во гла­ве с эми­ра­ми и сей­и­дом Кул-Ша­ри­фом, из­гна­нию Шах-Али и русского гар­ни­зо­на из Ка­за­ни. Ха­ном Казанского ханства стал ас­т­ра­хан­ский Чин­ги­сид Яд­гар-Му­хам­мед.

Пе­ре­во­рот в Ка­за­ни вы­звал от­вет­ные ме­ры русского пра­ви­тель­ст­ва. На за­се­да­нии Бо­яр­ской ду­мы в апреле 1552 года бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о под­го­тов­ке оче­ред­но­го ка­зан­ско­го по­хо­да с це­лью за­вое­ва­ния Казанского ханства. В ре­зуль­та­те по­хо­да 1552 года и бо­лее чем 40-днев­ной оса­ды 02.10.1552 года Ка­зань бы­ла взя­та, а Казанское ханство пе­ре­ста­ло су­ще­ст­во­вать как са­мо­сто­ятельное го­су­дар­ст­во.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

20. Возникновение Казанского ханства.

Ордынский темник Мамай решил вернуть себе Бул­гарский улус, посадив там своего ставленника при помо­щи русских князей. С этой целью он направил ордынско­го посла Ачи-Ходжу к суздальскому князю Дмитрию Кон­стантиновичу. Тот поспешил в Бол­гар. Эмир Хасан встретил их «с многыми дары; они же дары взямше, а на княжение посадиша Салтан Бакова сына.). Этот новый князь, Мухаммед Солтан Булгарский, ставленник Мамая, предпочел не конфликтовать с Хаса­ном и выделил ему обширные земли с центром в Казани. Так возникло новое княжество — Казанское.

В Казанском княжестве правили в основном местные князья (эмиры, беки). Но их положение было непрочным. То и дело приходили на эти спокойные земли ордынские царевичи со своими небольшими отрядами, дер­жали в постоянном страхе население, а иногда и захватывали власть в свои руки.

Золотоордынский хан Улуг-Мухаммад, свергнутый с престола, в 1437 г. покинул свои владения в Крыму и направился в русские земли. Он занял город Белев на Оке у юго-западных границ Московской Руси и решил основать на Средней Волге новое государство с центром в Казани. Нередко утверждается, что в 1438 г. он взял Казань и осуществил свое намерение. В достоверных же источниках никаких сведений о «казанском взятии» Улуг-Мухаммада нет. В некоторых поздних татарских преданиях он действительно указан в числе первых ка­занских ханов.

Казанское ханство воз­никло в 1445 г. Оно возникло на месте Казанско­го княжества, последний правитель которого, булгарин по пpoисхождению, был убит золотоордынским ханом Махму­дом. Этот хан положил начало новой династии правителей.

Территория и население. Казанское ханство (Казан иле, Казан йорты) занимало обширную территорию. Она вклю­чала земли от реки Белой на востоке и почти до Суры и Ветлуги на западе, от Верхнего прикамья на севере до ус­тья Черемшана на юге. Таким образом, почти все земли бывшей волжской Булгарии и жившие на них народы вошли в состав Казанского ханства. На юго-востоке хан­ство граничило с землями ногайской Орды, на юге — с Астраханским и Крымским ханствами, на западе — с Мос­ковским государством. Волга делила центральные райо­ны страны на две части. Луговая сторона включала земли на левом низком берегу, а горная — земли, лежащие по правому высокому берегу Волги.

Основным населением государства были булгары. Их теперь стали называть «казанцами». В северо-западных районах проживало немало черемисов (марийцы), чуваш и вотяков (удмурты). Кроме того, были кыпчакско-татарские выходцы из разных областей Улуса Джучи, Ас­траханского и Крымского ханств, Ногайской Орды. Все они смешивались между собой в процессе совместной жиз­ни и приняли участие в сложении новой народности ­казанских татар.

21. Эпоха русского протектората над Казанским ханством (1487-1521 гг.).

В период фактического протектората России над Казанским ханством главы обоих государств регулировали свои отношения договорами, касавшимися трех вопросов:

— Внешнеполитических (обязательства Казани не воевать против России)

-Внутриполитических (обязательства Казани не выбирать ханов без согласия России)

— Интересов русских подданных, проживающих в ханстве (обязательства казанского правительства обеспечить безопасность, неприкосновенность имущества русских купцов, обеспечить права их торговли, возмещать им убытки, причиненные ханскими подданными)

Основная внешнеполитическая задача России в этот период:

1. Овладеть рынком всего Поволжья, закрепить свое экономическое влияние в регионе, добиться юридически зафиксированных существенных экономических выгод.

2. Ни политических, ни территориальных требований по отношению к ханскому правительству в этот период Москвой не выдвигалось, не ставилось ни в какой форме.

Основная тактика России по укреплению своих позиций в Казани:

1. Русское влияние в Казани осуществлялось через определенную придворную клику, т.н. «русскую партию», куда входили влиятельные татарские мурзы и князья, являвшиеся фактическими проводниками русского влияния, русской политики.

2. «русской партии» противостояла клика татарской аристократии, условно называвшаяся «восточная партия», которая ориентировалась на татарские государства, соседей Казани, т.е. на Сибирское и Крымское ханства.[Ногайская Орда в силу своей аморфности не могла вести собственной казанской политики и более склонялась к политике сибирских ханов. Астраханское ханство в то время более находилось под влиянием Крымского ханства, которое было стратегическим союзником России в борьбе против ханов Большой Орды. На первом этапе в «восточной партии» задавали тон именно восточные, ориентировавшиеся на Сибирское ханство политики. Прим. Шишкина С.П.] Борьба этих двух «партий» при ханском дворе создавала напряженность, которую стимулировало и поддерживало все время Московское государство, ища повод для вмешательства во внутренние дела Казанского ханства.

studfiles.net

Образование Казанского ханства, территория и население

Казанское ханство


Улу-Мухаммед.
Рисунок Ф. Исламова

В 1438 году последний хан Золотой Орды Улу-Мухаммед с остатками своего войска ушел из Сарая-Бату и направился к Белеву (русский городок на Оке в составе Золотой Орды). В том же году он уходит к Нижнему Новгороду и останавливается в старой его части. Там он прожил восемь лет, в течение которых у Улу-Мухаммеда сложились не совсем простые отношения с великим князем московским Василием II. Между ними произошло несколько военных столкновений: под Белевым в 1438 и под Суздалем в 1445 году. Василий II потерпел крупное поражение и попал в плен. Однако в том же 1445 году за большой выкуп был отпущен. Осенью войска Улу-Мухаммеда направились к Казани. Но по пути Улу-Мухаммед скончался и его армию возглавил его старший сын Махмутэк. Казань была взята, Али-бей, правитель Казани, был отстранен от власти, и Махмутэк провозгласил себя ханом нового государства в Среднем Поволжье — Казанского ханства.


Изображение легендарного царя Саина, выбравшего место для основания Казани. «Казанская история»

Казанское ханство занимало северную территорию бывшей Золотой Орды и во многом совпадало с землями бывшей Волжской Булгарии. На востоке границы государства доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. Юго-восточные пределы Казанского ханства граничили с Ногайской Ордой и доходили до р. Самары. А самые Южные границы доходили до современного Саратова. На западе граница проходила по р. Суре, на севере границы доходили до среднего течения Вятки и граничили с таежной зоной.


Победа Улу-Мухаммеда в Бельском сражении над Василием II.
Вторая половина XVII в. «Казанская история»

Этническую основу населения Казанского ханства составляло татарское население (казанские татары), которых в то время русские летописи называли: татарами, казанцами или бесерменами (т.е. мусульманами). Татары занимали центральные земли государства — “Заказанье”, т.е. территория между Волгой и Камой, к северу от Камы. Достаточно много татарского населения проживало на “Горной стороне” — в правобережье Волги, в бассейне Свияги. На сегодняшней день известно около 700 населенных пунктов периода Казанского ханства. 500 из них расположено в Заказанье, 150 на Горной стороне и около 50 в Закамье. Кроме татар в государстве проживали или находились под политическим и культурным влиянием некоторые тюркские и финно-угорские народы Среднего Поволжья и Приуралья: западная часть башкир, чуваши, ары (удмурты), черемисы (марийцы), мордва.


Керамическое пушечное ядро, полое внутри, первая половина 16 века

В городах государства, и прежде всего в столице Казани проживали также представители других народов (купцы из Армении, Московии и др. государств).

Среднее Поволжье на карте братьев Пиццигани (XIV век)

Из документа:
“Тое же осени (1445 г.) царь Мамотяк (Махмутек), Улу-Магметов сын, взял город Казань, вотчина казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовать”.

Из Воскресенской летописи

“А царь Мамутяк пришел из Курмыша Казань взял, а Казанского князя Азыя убил, а сам на Казани воцарился, и оттоле нача царство быти казанское”.

Из Никоновской летописи

“Кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский, пятый башкирский”

Из книги “Взятие Казани” русского воеводы
в походе на Казань в 1552 г. А.Курбского

“Эти татары — образованнее других (имеется в виду других татар – Р.Ф.), так как они и возделывают поля, и живут в домах и занимаются разнообразною торговле
Западноевропейский путешественник

XVI в. С.Герберштейн

Мнение историков:

“План основания Казанского ханства можно назвать гениальным, потому что хан Мухаммед понял особенность древнего культурного местного населения, и задумавши восстановить мусульманское государство в Среднем Поволжье, правильно оценил шансы на его прочное существование”.
“При переезде из Московского государства в Казанское ханство путешественник попадал в такую же лесную страну, только реки здесь были еще многоводнее, берега их — пустыннее, но общий характер местности не изменялся. Только ниже Казани хвойные леса сменялись лиственными, а приволжские горы еще более вырастали. Горная сторона была довольно густо покрыта черемисскими, чувашскими и мордовскими деревнями, разбросанными среди лесов и полей”.

М.Г.Худяков

“В образовании Казанского ханства некоторые представители русской исторической науки… видели простое восстановление прежнего Булгарского ханства. Этот вывод не нашел подтверждения в тех немногочисленных исторических памятниках, которыми располагают историки Казанского ханства… Казанское ханство, подобно другим татарским государствам, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, по своей структуре во многом напоминало в миниатюре прежнюю Золотую Орду”.

М.Г.Сафаргалиев

“Улук-Мухаммед, гордый одержанной победой над русскими, двинулся с Махмутеком из Курмыша на Казань с целью завоевать ее; Махмутек же, побуждаемый честолюбием, решился убить отца незадолго до взятия Казани, либо немного времени спустя”.

В.В.Вельяминов-Зернов

“После захвата власти Махмутеком, т.е. джучидом, практически новым ордынским ханом, изменился и статус Казанского княжества. Оно перестало быть только княжеством с местным управлением, а стало отдельным государством во главе с ханом”.

Р.Г.Фахрутдинов

tatarhistory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *