Источники письменные истории – «Письменные исторические источники. Первобытный строй. С помощью чего первобытный человек передавал информацию до появления речи ? С помощью рисунка. С.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Введение в историю — Письменные источники

В последнее время появился новый вид письменных источников: тексты, написанные при помощи компьютера, и хранящиеся в электронном виде.

 

Письменные источники могут быть на…

 

Камне – наиболее древние и зачастую лучше всего сохранившиеся надписи, высеченные на стенах пещер, гробниц, каменных плитах, к ним можно отнести и надписи на глиняных табличках и др.

Надпись на стене гробницы в Египте. Лист глиняной «книги».

 

Папирусе — папирус изготавливали из тростника растущего в Египте. Он был похож на тонкий сероватый картон. Длинные исписанные листы папируса склеивали и скручивали в свитки.

Тексты на папирусе. Древний Египет.

 

 

Пергаменте — кожа телят или овец, выделанная особым способом, гладкая, тонкая и очень прочная. Благодаря пергаменту на смену свиткам пришла сшитая из листов книга. Но пергамент чрезвычайно дорог. Ведь на одну только книгу требовались шкуры целого стада животных.

Книга. Пергамент.

 

Бересте – данный материал для письма применяли в Древней Руси. При раскопках в Новгороде найдены сотни берестяных грамот и в том числе школьная тетрадь мальчика Онифима. Берестяные грамоты обнаружены так же в Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери и других городах.

Берестяная грамота. Рисунки мальчика Онифима.

 

Бумаге – известно, что первыми бумагу в виде листов стали изготавливать китайцы около 2 тысяч лет назад. Примерно 1000 лет назад она появилась в Европе. Благодаря дешевизне изготовления (бумага в разное время изготовлялась из растительных волокон, тряпья, древесной целлюлозы) она быстро стала самым распространенным материалом для письма вытеснив пергамент, увеличилось количество книг, появились печатные станки.

 

wwedenie.ucoz.com

Исторические источники — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события[1].

Истори́ческий исто́чник — продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал[2].

Существует несколько подходов к общей классификации исторических источников. В XIX веке в Европе была распространена классификация источников на остатки и предания.

И. Дройзен[править | править код]

Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен. Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции)[3].

Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение — составляют историческую традицию. Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова),
письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).

По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки:

  • Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;
  • Данные языка;
  • Обычаи, нравы, учреждения;
  • Монументы;

ru.wikipedia.org

Введение в историю — Исторические источники

1. Что такое исторический источник.

 

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

 

Исторические источники —  все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.

 

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

 

 

2. Виды исторических источников

 

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Дадим краткую характеристику этим источникам.

 

 

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

 

Вещественные источники

К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология, поэтому вещественные источники иногда называют археологическими. Вещественные источники дают основной массив информации о событиях произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако не могут позволить полностью описать историческое событие.

 

 

 

 

 

Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.

 

Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

 

 

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и  реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.

 

 

 

Устные источники

К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.

 

 

 

Этнографические источники

Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.

 

 

 

Источники нового времени

Это фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео, телевизионные передачи. Появились они в середине 19 -20 веке. Особенностью этого вида источников является непосредственная фиксация какого-либо события, подлинные лица исторических личностей. Так на приведенном внизу видеоотрывке из кинохроники 1917 года мы видим генерала Корнилова и сопровождающих его офицеров.

 

 

 

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.

 

Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

 

Художественно-изобразительные источники

Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Однако уровень достоверности этих источников не слишком высок — часто изображения сделаны намного позднее, чем произошедшее событие, жившая историческая личность.

 

И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

 

Чтобы узнать о том, как работать с художественно-изобразительными источниками на уроках прочитайте памятку, нажав на значок «Книжка».

 

3. Всем ли источникам можно верить.

 

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.

 

Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

 

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.

 

 

Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

 

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.

 

Римский Папа Стефан II (слева).  При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.

 

Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.

 

Запомните

  • Нельзя изучить историю по художественным и мультипликационным фильмам, и уж тем более комиксам.
  • Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор — современник события.
  • Не всегда исторические реконструкции могут быть правильными.
  • Не всему, что написано в газетах, популярных журналах можно верить.
  • Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.

 

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

   

wwedenie.ucoz.com

Письменная история — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Архивы хранят большую часть письменных исторических источников (Региональный архив Университета Чарльза Стёрта)

Письменная история — исторический нарратив, основанный на записях или иной документальной информации. Письменная история отличается от других нарративов прошлого, таких как мифологические, устные традиции или традиции материальной культуры.

Письменная история начинается с появления записей в эпоху Древнего мира примерно в IV тысячелетии до н. э., когда была изобретена письменность. Образцы письменных текстов известны уже к 1750 году до н. э. из Древней Месопотамии, например, Кодекс Хаммурапи. Письменная история ряда географических регионов и культур относительно непродолжительна из-за непродолжительного использования письменности. Кроме того, культура не всегда фиксирует всю информацию, значимую для более поздних историков, например, полную информацию о воздействии стихийных бедствий или имена отдельных лиц. Таким образом, в определённых сферах письменная история фиксируется не в полном объёме и ограничена. В разных сферах она может охватывать разные периоды.

Научная интерпретация письменной истории, как и других исторических нарративов, опирается на методологию исторической науки — систему принципов и методов, с помощью которых историки изучают исторические источники и другие данные, а затем описывают прошлое. Вопрос о природе и даже о возможности эффективного метода интерпретации письменной истории в рамках философии истории ставится как эпистемологический. Историческая дисциплина, изучающая саму историческую науку, её историю и методы известна как историография. Основное внимание историография уделяет изучению того, как интерпретируется письменная история.

ru.wikipedia.org

Виды исторических источников — описание, особенности и примеры

Одна из главных особенностей истории как науки заключается в том, что исследователь, то есть историк, изучает события, явления, которые канули в Лету, когда-то ушедшие в несуществующую реальность. Отсюда следует, что историк, в отличие от физика или химика, не имеет возможности наблюдать и записывать изучаемый объект.

Таким образом, источник, который содержит какую-либо полезную информацию для изучения, сегодня зовется памятником исторической реальности либо историческим предметом, а также реликтом истории культуры или событий прошлого.

Введение

В нашей статье мы вам расскажем о видах исторических источников. Осуществление грамотного исследования без реликтов невозможно. Дело в том, что если отсутствует исторический источник, это значит, что нет и истории как науки. Это истина, которая не требует доказательств в традиционной историографии. События ушедших лет доходят до человечества в двух видах исторических источников, о которых дальше мы продолжим разговор.

Яркие примеры

Расположение древних населенных пунктов в окрестностях гор и рек, которые протекали несколько веков тому назад, определяли жизнь народов, расселившихся здесь когда-то. Их язык и песни, пословицы и предания, законы, летописи, предметы быта, украшения, книги, а также хроники — все это можно назвать исходным материалом. Именно по этим предметам историк и познает прошлое.

Теоретический аспект изучения вопроса видов исторических источников

Теоретической основой для нашей статьи послужили учебная литература, фундаментальные труды виднейших историков-источниковедов, а также различные статьи исторических, периодических изданий. Следует отметить, что вопросами и классификацией исторических памятников интересовались не только отечественные, но и зарубежные ученые. Во Франции основателями источниковедческой науки являются Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Их серьезным трудом является книга под названием «Введение в изучение истории». Именно в этой работе ученые и дали первую характеристику типам и видам исторических источников.

Отечественные исследования

В России в начале ХХ века среди историков был признан А.С. Лаппо-Данилевский. Он последовательно и точно разработал типологическую классификацию памятников. В основу его классификации лег принцип степени близости реликта к отраженному в нем явлению.

Огромное признание заслужили схемы видов исторических источников Л.Н. Пушкарева, которые научный свет увидел в 1975 году. Однако спустя 6 лет, а именно в 1981 году, их улучшил И.Д. Ковальченко.

Определение термина

Итак, когда ученый составляет представление о каком-либо историческом факте, то он исследует исторический источник. Что же это такое? Исторические источники – это все те объекты, которые отражают исторический процесс и дают возможность исследовать прошлое человека, то есть все то, что создано им, а также итоги его взаимодействия с окружающим миром. Ниже вы видите схему «Виды исторических источников».

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Письменные источники

Данный вид принято отмечать как самый многочисленный. Историки подразделяют его еще на несколько подвидов:

1) законодательные источники включают в себя реликты древнерусского и светского права, своды законов и т. д.;

2) актовый материал;

3) литература и публицистика;

4) делопроизводственные документы;

5) статистические документы;

6) материалы личного происхождения: дневники или переписка;

7) периодическая печать.

К особенностям анализа письменных видов исторических источников относится определение точной даты, а также места их составления. Источниковед пытается определить автора, а также подлинность исторического материала. Кроме того, целью его исследования является определение мотива, для чего был составлен документ. Ученый сравнивает и сопоставляет источник с другими документами, чтобы выявить целостность, которая не противоречит картинам прошлого.

Так, мы с вами рассмотрели письменные типы и виды исторических источников.

Материальные источники

Ко второму типу следует относить вещественные реликты — это архитектурные ансамбли, руины жилищных комплексов, остатки ремесленного производства, украшения, произведения искусства, а также боевые приспособления. На сегодняшний день огромная часть вещественных памятников спрятана под землей или толщей воды. Ежедневно из недр земли специалисты путем раскопок извлекают материальные свидетельства Древнего мира и Средневековья. Ценность археологических работ первостепенна только тогда, когда происходит реконструкция древнейших эпох и этносов, которые не имели письменности.

Таким образом, особенность работы археолога заключается в том, что исследователь часто обращается к применению вспомогательных дисциплин истории, естествознания и точных наук.

Виды вещественных исторических источников преподносят человеку основной пласт информации о явлениях и событиях, которые произошли до момента появления письма, так как они дополняют первую группу источников, но, к сожалению, они не вправе дать археологу полное описание исторического события.

Когда археолог находит материальный реликт, ему предстоит установить возраст находки путем анализа, определить материал, из которого ее изготовили, а также необходимо смоделировать историческую ситуацию, когда использовали данный артефакт.

А мы с вами продолжаем рассматривать виды исторических источников с примерами и переходим к третьей группе – этнографическим источникам.

Этнографические источники

Третий тип материалов представлен памятниками о народах, которые содержат сведения о них, а именно название, ареал расселения, специфику культурной жизни, особенности религиозных верований, обряды и обычаи. Источниковеды отмечают, что невозможно разделить источники по социально-экономическому принципу, так как такая классификация совершенно не соотносится с термином исторического источника, не признают они и разделение источников на «остатки» и «традиции».

Среди этнографических источников самыми ценными считаются древние письменные документы, такие как папирусы, летописи, клинописи и другие подобные реликты. Их ценность заключается в том, что в них имеется комплексная и разнохарактерная этнографическая характеристика. В группу ценных этнографических материалов относят даже изобразительные памятники – это рисунки и орнаменты, а также скульптуры. К примеру, народные узоры были придуманы для того, чтобы отразить сюжеты древней мифологии или сущность религиозных верований, а также они передавали символы языческих культов.

Отдельно этнографические источники изучает такая смежная наука, как этнография. Ученые, исследуя определенную сторону жизни рода или клана, активно привлекают информацию, полученную с помощью других наук. К примеру, фольклор, археология, история, география, религиоведение, психология. Особенно активно взаимодействуют между собой археология и этнография.

Примерами этнографических источников считаются национальная одежда, ритуалы, похоронные обряды, свадебные церемонии и другие. В первую очередь этнографы изучают духовную культуру, этническую специфику. Но на этом основные виды исторических источников не заканчиваются, переходим к следующей группе.

Фольклорные источники

Для тех, кто забыл, что такое фольклор, напоминаем, это устное народное творчество. Именно легенды, эпос, былины, предания и сказки являются примерами таких источников. Эти данные приобретают особую ценность, когда историки реконструируют древнейшие исторические эпохи. Особенно активно фольклористика развивалась в советские годы. Именно в этот период источники, повествовавшие о народном творчестве Древней Руси, активно изучались академиком Рыбаковым. Он настойчиво придерживался той мысли, что древнерусские былины передают суть далеких событий. В истории термин «устная история» возник в семидесятые годы ХХ века. Этот термин ввел исследователь Е.М. Жуков.

Таким образом, мы с вами переходим от древнего вида источников к более современным.

Фото и видеодокументы

Это последний основной вид исторических источников. Считается самым современным. Как вы догадались, к нему относятся фотографии с изображением исторических персон и событий, кинохроники, документальные фильмы, а также художественные ленты, которые считаются частью духовной и массовой культуры.

Можно ли доверять всем видам источников?

Это вполне адекватный вопрос. Сейчас мы вам дадим ответ на него. Во время работы с историческим артефактом ученый ставит перед собой несколько задач. Во-первых, он должен установить время появления источника. Во-вторых, определить его подлинность. И, в-третьих, убедиться, что реликт достоверен. Но стоит отметить, что не всем материалам можно доверять. Вы спросите: «Почему?» Все дело в том, что древние и средневековые писатели распространяли информацию о том, чего не могли видеть сами, а также передавали недостоверные данные. Никто из них не хотел вводить в заблуждение будущее поколения. Древние писатели старались как можно точнее и качественнее описать эти события, но не всегда это удавалось сделать. К сожалению, ошибиться может и ученый. Ведь если он неверно переведет фразу, то невольно исказит смысл документа. Неверная расшифровка приводит к ошибочному установлению даты.

Итоги

Для того чтобы прочитанная информация лучше усвоилась, представляем вашему вниманию таблицу «Виды исторических источников».

Вид Пример Письменный Документы, летописи, письма, мемуары, дневниковые записи. Материальный Предметы быта, украшения, ремесленные изделия, военные сооружения, архитектурные воплощения. Этнографический Обряды, традиции, костюмы, кухня. Фольклорный Легенды, былины, эпос, песни, сказки, пословицы, поговорки. Фото и видеодокументы Фотографии, снимки, киноленты, хроники.

Запомните!

Итак, чтобы не совершать ошибок, историк или археолог должен руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, нельзя исследовать историю по художественным или мультипликационным произведениям. Во-вторых, необходимо критично и вдумчиво читать описания исторических событий как в литературных произведениях, так и на полотнах художников, несмотря на то что творец является современником событий. В третьих, не все реконструкции давно минувших событий считаются достоверными. В-четвертых, не всегда нужно верить тому, что пишут в газетах или популярных журналах. В-пятых, историк не имеет права составлять представление об историческом факте всего лишь по одному источнику.

Таким образом, мы с вами рассмотрели виды исторических источников, схемы. Подобрали для вас самые яркие примеры, рассказали о самых выдающихся источниковедах и их трудах.

www.nastroy.net

Древнерусский письменный исторический источник. Типы исторических источников

Образование

14 ноября 2014

Историк обычно имеет дело с явлениями прошлого, вследствие чего возможность непосредственного наблюдения за их ходом у него отсутствует. Тем не менее, исследования должны проводиться объективно, непредвзято, без конъюнктурного подхода к их оценке. Добиться этого позволяет только тщательная работа с историческими источниками.

Общие сведения

Еще в школе ученики берут в руки некоторые исторические источники (5 класс). По программе детям даются некоторые начальные сведения по рассматриваемому предмету. Изучение исторических источников предполагает не только знакомство с ними. В ходе обучающего процесса ученики оценивают, сравнивают сведения, полученные от разных авторов.

Терминология

По Ключевскому, исторические источники представляют собой определенную категорию памятников. В них отражается угасшая жизнь и целых обществ, и отдельных личностей. Благодаря тем или иным сведениям дополняется история. Исторические источники могут отражать процесс как становления, так и развития общества. Согласно определению, которое дает Тихомиров, можно сказать, что дошедшие в той или другой форме сведения являют собой остатки жизни в прошлом. Согласно одной из научных трактовок исторические источники содержат информацию о реальных явлениях в общественной жизни и человеческой деятельности, которые происходили в предыдущие столетия. Объединяя приведенные определения, можно составить общее понятие. Исторические источники России представляют собой предметы культуры и документы, отражающие непосредственно процессы прошлого. Они зафиксировали свершившиеся события и определенные факты. Далее рассмотрим, какие бывают исторические источники.

Видео по теме

Разновидности

Изучение исторических источников осуществляется в рамках специальной науки. Дисциплина также исследует приемы их выявления, дает оценку. Называется эта наука «источниковедение». В рамках дисциплины выделяется несколько категорий исследуемых сведений. Существуют следующие типы исторических источников:

  • Этнографические.
  • Фоно- и фотодокументы.
  • Вещественные.
  • Письменные.

Это основные исторические источники. Они наиболее доступно отражают события прошлого. Говоря о том, какие бывают исторические источники, следует упомянуть и об изобразительных и поведенческих разновидностях.

Вещественные предметы

Выше была представлена классификация исторических источников. В зависимости от того, к какой категории относится тот или иной предмет, выбирается и метод его исследования. Например, работа с историческими источниками вещественного вида осуществляется в рамках такой науки, как археология. К указанной категории относят любые объекты прошлого, посуду, предметы обихода, ремесленные изделия, орудия труда, одежду, украшения, клады, захоронения, монеты и прочее. Следует сказать еще и о том, что археология исследует и другие типы исторических источников. К ним, в частности, относят фото- и обычные документы. Анализ исторического источника позволяет восстановить тот или другой период прошлого человечества. Исследуя сведения, специалисты реконструируют социально-экономическое развитие общества.

Древнерусский письменный исторический источник

К этой категории относят литературные памятники конкретной эпохи. В качестве примера можно привести берестяные грамоты. Среди найденных документов в Смоленске, Нижнем Новгороде, Пскове и прочих городах присутствуют письма распорядительного характера от феодалов к зависимым людям, жалобы от крестьян, донесения, написанные сельскими старостами, ростовщические и хозяйственные записи, черновики завещаний. Также среди найденных бумаг встречаются сообщения военного и политического содержания, судебные положения, ученические упражнения.

Один из главных документов прошлого

Представленная выше классификация исторических источников считается общей. Каждая категория имеет свои подгруппы. Так, к письменным источникам относят не только берестяные грамоты, но и летописи. Последние считаются одними из главных документов прошлого. Рассматривая древнерусский письменный исторический источник, следует сказать, что в нем сохранились достоверные сведения о жизни людей предыдущих столетий. Произведения имеют текстовую структуру, представленную в виде изложения событий по годам.

Письменности на Руси предшествовало устное творчество. Его хранителем являлся непосредственно народ. Первые летописцы, появившиеся на Руси, смогли собрать информацию о прошлом за несколько столетий. В итоге ими была воссоздана предыдущая хронология событий. Древнерусский исторический источник содержит сведения о походах, основании городов, договорах. В произведениях даны реальные характеристики князьям, рассказано о расселении племен. Знания передавались из поколения в поколение. Проводя анализ исторического источника, исследователи сделали вывод, что все сведения авторы черпали из фольклора. И это вполне объяснимо. Предания, песни, легенды, сказки являлись великой неписаной историей Древней Руси.

Древнерусские летописи как исторический источник

В документах, дошедших до наших дней, сохранились многочисленные остатки преданий, песен и легенд. Используя их, книжники Древней Руси восполняли недостаток материала по истории своей земли. Именно фольклор стал базой для восстановления хронологии событий прошлого. В устном творчестве заключалось самосознание народа, позволившее вырасти и развиться летописанию. Века, примыкавшие непосредственно к деятельности первых авторов IX и X столетий, дали намного больше материала, заимствованного из фольклора, нежели предшествующие.

База знаний

Несложно различить основные типы произведений, которые использовались при составлении погодного описания. Одними из главных являлись многочисленные легенды. Эти произведения были связаны с городами, селами, могильниками, урочищами, распространенными по всей русской равнине. Характерно, что наиболее ранние воспоминания очень тесно связаны с дохристианским, языческим культом предков. Однако чем ближе ко времени жизни самих авторов, тем яснее прослеживаются исторические сведения и четче выделяется интерес к прошлому страны. Самосознание народа становится при этом более интенсивным и вводится в хронологические рамки.

Форма произведений

Вид и характер сводов, в которые облекался древнерусский письменный источник, имели свои особенности. Форма сводов, в частности, была тесно связана с сознанием самих авторов. Средневековые произведения составлялись, главным образом, для сохранения исходного текста в качестве базы в новом документе. Читатели в те времена интересовались не реализмом изображения, а самой действительностью. Их привлекали именно события и документальность летописей. Вместе с этим зачастую читатель принимал за реальность рассказы о чудесах, явлениях, знамениях и прочих феноменах.

Особенности изложения

Древнерусские историки давали новые авторские тексты о современных для них событиях. Повествование шло о явлениях, которым автор был свидетелем. Труды постоянно дополнялись, к тексту присоединялись новые записи. Вплоть до XVI столетия история не содержала законченных периодов – она продолжалась до времени, в котором жил летописец. Каждый автор стремился довести произведение до «князя нынешнего». В конечных записях заключался особенно ценный материал. В них автор писал не выдержками из предыдущих произведений, а излагал собственные мысли. Именно поэтому древнерусский письменный исторический источник фактически не имеет завершения. Конец произведения всегда был каким-то ускользающим, плавно переходящим в настоящее. Продолжение истории, «живой итог» можно определить как своеобразное восприятие, которое сказалось и на форме сводов. Этот переход от прошлого к настоящему являлся соединением старого, документально ценного материала и новых записей до событий, современных автору.

Составление описаний

Авторы, создавая произведения, заботились главным образом о том, чтобы в их руки попали труды их предшественников. Немаловажное значение для них имели и различные исторические документы. К ним, в частности, относились послания, договоры, княжеские завещания, жития святых, повести и прочее. После того как весь доступный материал был собран, в некоторых случаях весьма разнообразный и многочисленный, а иногда и два-три произведения, автор составлял погодное описание. Летописи соединялись год с годом. При этом автор стремился избегать повторений. Он располагал изложение под годом своего проживания, житие какого-либо святого – под датой его кончины. В материалах могла быть и историческая повесть, захватывавшая несколько лет. В этом случае автор разбивал ее на периоды, помещая каждый под определенным годом. Такое построение давало возможность летописцу вносить изменения в каждый описанный год.

Эту работу нельзя назвать механической. Автору в некоторых случаях приходилось устранять встречающиеся противоречия, проводить достаточно сложные хронологические исследования для точного размещения сведений по годам. Летописец мог пропустить какие-либо события, исходя, например, из своих политических взглядов, или делал подборку известий. В некоторых произведениях можно встретить краткие комментарии составителя. Но вместе с этим автор не придумывал ничего нового. По завершении работы сводчика летописец приступал к описанию событий, современных ему.

Классовая окраска произведений

Древнерусский письменный исторический источник – это не только свод прошлых повествований. В произведениях были отражены и разнообразные идеологии. С самого начала своего существования летописи получили классовую окраску определенного характера. Произведение было в некотором роде памятником. Документ был составлен в высших слоях древнерусского общества, преимущественно в близких к князю кругах. В связи с этим центральными фигурами в произведениях стали крупные феодалы: епископы и князья. Летописец все время обращает свое внимание в сторону верхов общества.

Лаврентьевское описание

Эта летопись датирована 1377 годом. В ее составлении участвовали монах Лаврентий и некоторые другие авторы. Произведение представлено в виде пергаментной рукописи. В ней содержится копия свода от 1305 года. Под руководством монаха группа переписчиков в 1377 году составила данное произведение по заданию князя Дмитрия (Суздальско-Нижегородского). Начинается текст с «Повести временных лет» и завершается 1305 годом. При этом в произведении отсутствуют события некоторых годов. Свод 1305 года содержал сведения о событиях, происходивших в период, когда великим владимирским князем был Михаил Ярославович. В его основу легло повествование 1281 года, дополненное 1282-м. Лаврентьевская летопись была составлена в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода либо во Владимирском Рождественском приходе. В 1792 году она была приобретена А. И. Мусиным-Пушкиным и преподнесена впоследствии Александру Первому. Позже рукопись была передана Публичной библиотеке (сегодня имени Салтыкова-Щедрина). Там она и хранится по сей день.

Ипатьевский свод

Эта рукопись считается древнейшим памятником, одним из ранних летописных произведений. Свое название свод получил по местонахождению списка в Костроме, в Ипатьевском монастыре. В составе рукописи три части. Первой идет «Повесть временных лет», второй – Киевская летопись конца XII века, а третья содержит преимущественно галицко-волынские повествования. Ипатьевский свод считается ценнейшим произведением, в котором собраны описания событий в юго-западной части страны конца XIII столетия. Отличительной чертой летописи является светский стиль некоторых рассказов. Для многих галицко-волынских повествований характерен яркий, образный язык, благодаря которому свод можно поднять до уровня поэтического произведения.

Новгородский I сказ

Эта летопись считается важнейшим источником, повествующим об общественно-политической истории русских, а в частности, новгородских земель 11-17-го столетий. Этот свод оказал влияние на общерусские сказы второй половины XV и начала XVI в. В целом в произведениях была выражена идеология господствующих слоев общества. Однако новгородские авторы нередко вставали на сторону трудящегося народа. Весьма интересны записи по периоду формирования единого государства Русского. Они позволяют дополнять и уточнять сведения тверских, московских и прочих авторов. Новгородские летописи в изданиях условно обозначены пятью номерами. Древнейшей частью считается Первый свод. В нем изложены события, доведенные до тридцатых годов 14-го столетия. В составе свода присутствует «Русская правда» в краткой редакции и юридический сборник, в котором содержатся несколько законодательных памятников. В летописи преимущественно встречаются записи со второго десятилетия XII века. Значение Новгородского I свода раскрыто в трудах Шахматова. В ходе исследований было выявлено, что в ранних произведениях был отражен Начальный свод по концу XI столетия. Он предшествовал «Повести временных лет».

Значение сводов

Необходимо отметить, что и в настоящее время летопись не теряет своего не только исторического и познавательного, но и воспитательного смысла. Своды продолжают учить глубокому уважению к славному прошлому народа. Летопись и сегодня способствует воспитанию патриотических благородных идей.

Прочие документы

Рассматривая исторические источники России, нельзя не сказать и о воспоминаниях иностранцев, которым приходилось побывать на отечественной земле. Следует отметить, что первым и достаточно крупным научным трудом Ключевского стала кандидатская диссертация по сказаниям иностранцев о государстве Московском. Эта работа была издана в виде монографии. К письменным историческим источникам следует также относить законодательные акты, государственные документы, судебно-следственные и статистические материалы, международные соглашения. Важнейшие сведения о прошлых событиях исследователи почерпнули из частных почтовых сообщений, дневников. В более поздние периоды в группу письменных источников стали входить стенограммы заседанияй руководящих чинов политических партий и общественных движений, брошюры, программы, мемуары, листовки, периодика (журналы и газеты) и прочие документы.

Цель исследования сведений

Собрания документов большого объема о деятельности муниципальных и государственных учреждений и различных общественных организаций и частных лиц сосредоточены в архивах. В них обеспечивается комплектование, хранение и дальнейшее использование сведений. Комплексное применение всех исторических источников дает возможность исследователям реконструировать события прошлого максимально объективно.

Памятники духовной и материальной культуры

Этнографические источники включают в себя элементы традиционной, повседневной жизни и быта народа. В эту категорию входят, в частности, орудия труда, инструменты, приспособления для земледелия, гончарные изделия, посуда, жилище, убранство и обстановка в нем, пища, народная игрушка. Сюда же относят хозяйственные постройки, одежду и ткани, в том числе и национальный костюм, орнамент, вышивку и прочее. В категорию этнографических источников также входят явления народной духовной жизни. К ним относят семейную и календарную обрядность, традиции, народные поверья, фольклор, жанры и формы национальной песни, танцы, пословицы, сказки, легенды, загадки, заговоры, предания.

Прочие памятники прошлого

К изобразительным источникам относят те или иные произведения искусства, в том числе наскальные рисунки, отдельные предметы и коллекции живописи, скульптуры, графики. В группу поведенческих источников включены обряды (воинские, трудовые, праздничные и прочие), мода, обычаи, элементы престижа.

Новые методы документирования

Эти способы сбора и сохранения информации получили достаточно широкое распространение. Новые методы появились в результате научных открытий, развития техники, изобретений, тех или иных исследований. К этим документальным источникам относят, например, кино-, аудио-, фотоматериалы. Такие методы сбора информации называются аудиовизуальными. В них содержатся сведения, для воспроизведения которых необходимо соответствующее оборудование. Как правило, эти источники рассматриваются комплексно. Это обусловлено тем, что они очень схожи по технике воспроизведения и создания, характеру информации, методу кодирования и организации их хранения. В настоящее время многие кино-, фото-, видео- и фонодокументы содержатся на цифровых носителях. Это обеспечивает сохранность сведений и возможность использовать их в исследованиях множество раз различными специалистами.


Источник: fb.ru

monateka.com

2.2. Письменные исторические источники в историческом познании. Источниковедение

2.2. Письменные исторические источники в историческом познании

Начнем рассуждение с аксиомы: мы – внутри культуры, которой свойственен определенный (но не единственно возможный) тип социальной памяти – казуальный по содержанию, письменный по механизму фиксации, и именно он может быть охарактеризован как исторический. Этот тип памяти идентифицируется именно по механизму хранения информации – письменности. Представить культуру с иным типом памяти (соответственно, «бесписьменным») нам непросто, поскольку, как пишет Ю. М. Лотман (1922–1993), «связь существования развитой цивилизации <…> с существованием письменности представляется настолько естественной, что альтернативные возможности отвергаются априорно»[189].

Ю. М. Лотман обращается к феномену южноамериканских доинкских цивилизаций и выделяет в качестве основной (наиболее заметной с позиций европейской культуры) характеристики отсутствие письменности. Исследователь рассматривает письменность как механизм памяти, точнее как механизм коллективной памяти, и – для нас это принципиально важно – устанавливает подобие индивидуальной и коллективной памяти:

Подобно тому как индивидуальное сознание обладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, обнаруживая потребность фиксировать нечто общее для всего коллектива, создает механизмы коллективной памяти.

Высокий уровень этих бесписьменных культур общепризнан, что заставляет Ю. М. Лотмана поставить вопрос: «…является ли письменность первой и, что самое главное, единственно возможной формой коллективной памяти?»

А ответ на этот вопрос, считает ученый, «следует искать, исходя из представления о том, что формы памяти производны от того, что считается подлежащим запоминанию, а это последнее зависит от структуры и ориентации данной цивилизации»[190].

Далее логика рассуждений Лотмана такова:

1. «Привычное нам отношение к памяти подразумевает, что запоминанию подлежат <…> исключительные события, т. е. события единичные…»[191].

2. Нацеленность памяти на исключительные события в значительной степени определяет отбор информации для фиксации в письменных источниках: «Именно такие события попадают в хроники и летописи, становятся достоянием газет <…>. Этому же закону подчиняется и художественная литература. Возникает частная переписка и мемориально-дневниковая литература, также фиксирующая“ случаи” и“ происшествия”».

3. Поскольку для письменной культуры «характерно внимание к причинно-следственным связям и результативности действий», это влечет за собой «обостренное внимание к времени», следствием чего становится «возникновение представления об истории». Ю. М. Лотман пишет: «Можно сказать, что история – один из побочных результатов возникновения письменности».

Иными словами, только письменная культура, обусловленная определенным механизмом памяти, имеет историю.

Аналогичные умозаключения делает, например, Ю. А. Шичалин в поисках «временной границы европейского разума»[192].

1. Весьма традиционно Ю. А. Шичалин связывает возможности исторического познания с наличием исторических свидетельств: «Наше знание прошлого неизбежно ограничено тем обстоятельством, что мы можем составлять о нем какое-то представление только в том случае, если это прошлое так или иначе засвидетельствовано».

2. Далее исследователь выделяет среди разнообразных исторических свидетельств письменные источники: «Наиболее драгоценные свидетельства преимущественной деятельности европейского разума всегда связаны с обращением к письменной фиксации [выделено мной. – М. Р.] результатов этой деятельности».

3. Ю. А. Шичалин формулирует гипотезу: вслед «за изобретением греками алфавита» Гомер с его помощью создает свои поэмы. При этом автор особо подчеркивает, что разделяет ту (не самую распространенную) точку зрения, что гомеровские поэмы не просто записаны, но создавались как письменные памятники. Значение же гомеровских поэм в том, что «Гомер впервые осознает необходимость прошлого для сознательной ориентации в настоящем».

Мы можем заметить, что Ю. А. Шичалин выстраивает схему, аналогичную схеме Лотмана, но только со второго уровня – уровня свидетельств. Построение Ю. М. Лотмана имеет то преимущество, что он рассматривает определенный тип памяти как механизм отбора свидетельств, значимых как для индивидуума, так и для социума.

В отличие от письменной культуры, бесписьменная, по Ю. М. Лотману, обладает иным типом памяти, для которого характерно «стремление сохранить сведения о порядке, а не о его нарушениях, о законах, а не об эксцессах». Культура с таким типом памяти – это система, «ориентированная не на умножение числа текстов, а на повторное воспроизведение текстов, раз навсегда данных». А это, в свою очередь, требует иного устройства коллективной памяти, средством фиксации для которой служит обычай и ритуал[193].

Объясняя причины различий механизмов памяти в бесписьменной и письменной культурах, Ю. М. Лотман пишет:

Для того чтобы письменность сделалась необходимой, требуются нестабильность исторических условий, динамизм и непредсказуемость обстоятельств и потребность в разнообразных семиотических переводах, возникающая при частных и длительных контактах с иноэтнической средой[194].

При этом он обращает внимание на географическую локализацию бесписьменных (плоскогорья Перу, долины и междугорье Анд и узкая полоса перуанского побережья) и письменных (пространство между Балканами и Северной Африкой, Ближний и Средний Восток, побережье Черного и Средиземного морей) культур.

С описанной источниковедческой ситуацией «бесписьменной культуры» мы сталкиваемся, например, при попытках изучения истории крестьянства.

Признанный специалист по истории европейского средневековья А. Я. Гуревич (1924–2006), исследуя «культуру безмолвствующего большинства», обращает внимание на такие источники, как «жития святых,“примеры”, описания странствий души по загробному миру, проповеди, памятники вульгарного богословия,“покаянные книги” – пособия для исповедников, т. е. жанры средневековой словесности, адресованные широкой массе населения [выделено мной. – М. Р.]»[195]. Одним словом, это источники, возникшие в рамках «высокой» культуры.

К аналогичному кругу источников привлекает внимание и выдающийся французский медиевист Жак Ле Гофф (1924–2014):

…авторитеты управляли духовной жизнью. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, иллюстрировавших урок и неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют однообразный ряд средневековой нравоучительной литературы[196].

Жак Ле Гофф обращает внимание на механизм воздействия средневековой нравоучительной литературы:

…когда сто раз обнаруживаешь их [назидательные истории. – М. Р.] в разных местах, то становится ясной эта практика постоянного повторения [здесь и далее выделено мной. – М. Р.], которая переводит в интеллектуальную сферу и духовную жизнь стремление остановить время, становится ясной сила инерции, как бы поглощавшая большую часть ментальной энергии средневековых людей[197].

А. Я. Гуревич и сам признает опосредованное отражение в перечисленных им источниках «культуры безмолвствующего большинства»:

Эти произведения, по большей части дидактического характера, служили в руках духовенства средством воздействия на религиозное и нравственное поведение паствы. Но для достижения своих целей сочинитель неизбежно должен был вступить в диалог с аудиторией и средневековые авторы не могли не испытать со стороны публики, на которую были ориентированы их произведения, определенного давления, – здесь создавалась своего рода «обратная связь»[198].

Но, независимо от характера и степени адекватности этой «обратной связи», исследователь опирается на источники, порожденные не «безмолвствующим большинством». Кстати, «безмолвствующее большинство» А. Я. Гуревича – все же не безмолвствующее, а скорее бесписьменное.

С этой точки зрения любопытно размышление А. Я. Гуревича о соотношении устной и письменной культуры в Средние века:

Деление общества на невежественных illitterati, idiotae и грамотных, образованных людей отражало специфическую культурную ситуацию: книжная, письменная культура [здесь и далее выделено мной. – М. Р.] существовала в виде своего рода островков в море систем устной коммуникации и трансляции культурных ценностей[199].

Другой пример – исследование Е. Н. Швейковской о поморских крестьянах XVII в. Автор использует разные источники: писцовые книги, приходно-расходные книги Устюжской четверти, приходные и расходные книги всеуездных миров. Но основу исследования составили поземельные акты – купчие, меновые, закладные и др., оформлявшие сделки крестьян[200]. Таким образом, львиная доля источников этого исследования возникла отнюдь не в крестьянской среде: как правило, это материалы делопроизводства различных учреждений, а те актовые источники, которые фиксируют сделки между крестьянами, имеют смысл также только в контексте юридической практики, существующей в государственных рамках. Обратим внимание и на название книги Е. Н. Швейковской: «Государство и крестьяне…».

«Миру русской деревни» посвящено исследование М. М. Громыко, которая во введении к работе весьма патетически оспаривает утверждение о бедности источниковой базы по истории крестьянства:

…сохранилось <…> множество описаний современников, подробнейших ответов на программы различных научных обществ, решений общинных сходок, прошений, писем и других документов, по которым можно очень подробно представить жизнь старой деревни[201].

В своей исследовательской увлеченности автор не замечает главное свойство значительной доли привлекаемых источников – это материалы этнографических исследований.

Типология исследовательских ситуаций при изучении так называемой «низовой», народной, крестьянской культуры с точки зрения письменной источниковой базы может быть представлена следующим образом:

• в Средние века народная культура выступает как объект «духовного» воздействия со стороны «высокой» культуры;

• в Новое время крестьянство выступает как объект государственного интереса и как контрагент в рамках юридической культуры;

• при переходе от Нового времени к Новейшему народная культура становится объектом научного интереса.

И именно эти факторы преимущественно влияют на формирование источниковой базы исследования культуры «безмолвствующего большинства».

Таким образом, письменные исторические источники имеют особое значение для исторической науки, поскольку ее предмет – в широком понимании – это исторический тип культуры, казуальный по содержанию и, соответственно, письменный по механизму фиксации[202].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о