Информация о бродском – Краткая биография Бродского Иосифа, интересные факты из творчества и личной жизни поэта

Краткая биография Иосифа Бродского для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Краткая биография Иосифа Бродского

Иосиф Александрович Бродский – выдающийся поэт, переводчик, прозаик и драматург XX века. Родился 24 мая 1940 года в Ленинграде и был назван Иосифом в честь Сталина. Отец будущего писателя был довольно известным фотожурналистом, а мать – бухгалтером. Детство прошло в маленькой квартирке в доме, где когда-то проживали Мережковский и Гиппиус. В школе, которую посещал Бродский, когда-то учился Альфред Нобель. Многое в жизни этого неординарного писателя было символичным. Так, в зрелом возрасте он станет лауреатом Нобелевской премии.

С самого детства Иосиф Бродский мечтал стать поэтом и его мечты осуществились. Однако перед этим он прошел немалый путь в поисках своего призвания. Окончив восьмилетнюю школу, он пошел работать на завод, где выполнял тяжелую работу. Сам о себе он говорил, что был и фрезеровщиком, и кочегаром, и санитаром. Позже участвовал в геологических проектах в Якутии, на Тянь-Шане, одновременно изучая английский и польские языки. Переводческая деятельность увлекла Бродского с начала 1960-х годов. Его в особенности интересовала славянская и англоязычная поэзия. К концу 1960-х его имя уже было широко известно в молодежных и неофициальных литературных кругах.

В 1964 году он был арестован и на пять лет сослан в Архангельскую область. Там он сначала работал в колхозе, выполняя различную посильную работу, но по состоянию здоровья был освобожден от­ нее и назначен фотографом. Первая книга Бродского, «Стихотворения и поэмы», вышла в 1965 году за рубежом. Тогда же, благодаря ходатайству от таких известных личностей как Ахматова, Маршак, Шостакович, срок ссылки поэта был сокращен. К тому же его дело уже получило мировую огласку. Вернувшись в Ленинград, он много писал, но печатать его пока не брались. До самой эмиграции он смог напечатать только некоторые переводы и 4 стихотворения. В июне 1972 года писатель был вынужден покинуть родину.

Он эмигрировал в США, где преподавал историю русской и английской литературы. С 1973 он начал выпускать эссе и рецензии на английском языке. В 1987 году Бродский стал пятым россиянином, удостоившимся Нобелевской премии в области литературы. В 1989 году «дело» поэта, наконец, закрыли, и он смог посетить родину. Журнал «Новый мир» взялся опубликовать подборку стихотворений уже всемирно известного поэта. Затем последовали массовые публикации Бродского. В 1990-е годы Пушкинский фонд выпустил собрание его сочинений в 4 томах. Умер И. А. Бродский в январе 1996 года в Нью-Йорке.

см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов

www.sdamna5.ru

Краткая Биография — Иосиф Бродский (1940

Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940, Ленинград — 28 января 1996, Нью-Йорк) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века. Поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. В 1987 году получил Нобелевскую премию по литературе. Так звучала официальная формулировка:

«За всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой мысли и яркостью поэзии». «Я еврей, русский поэт и английский эссеист из Ленинграда», — сказал на церемонии награждения Бродский.

 Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику на английском. 

Иосиф родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. Отец, Александр Иванович Бродский (1903—1984), был военным фотокорреспондентом, вернулся с войны в 1948 году и поступил на работу в фотолабораторию Военно-Морского музея. В 1950 году демобилизован, после этого работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905—1983), работала бухгалтером. Родная сестра матери — актриса БДТ и Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Дора Моисеевна Вольперт.

Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, послевоенной бедности и прошло без отца. В 1942 году после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец, вернулись в Ленинград в 1944 году. В 1947 году Иосиф пошёл в школу. В 1953 году Иосиф пошёл в 7-ой класс, и остался в последующем году на второй год. Подал заявление в морское училище, но не был принят. Перешёл в школу № 289 на Нарвском проспекте, где продолжил учёбу в 7-ом классе.

Эстетические взгляды Бродского формировались в Ленинграде 1940—1950-х годов. Неоклассическая архитектура, сильно пострадавшая во время бомбёжек, бесконечные перспективы петербургских окраин, вода, множественность отражений, — мотивы, связанные с этими впечатлениями его детства и юности, неизменно присутствуют в его творчестве.

В 1955 году, закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Бродского финансово поддержать семью. Безуспешно пытался поступить в школу подводников. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы, но в конце концов отказался от медицинской карьеры. Кроме того, в течение пяти лет после ухода из школы Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке.

Всегда много читал, самообразовывался — в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу. «Ему легко давались иностранные языки, схватывал быстро, — рассказывает друг Бродского поэт Евгений Рейн. — И очень легко, невероятно красиво переводил поэзию, немножко этим зарабатывал и всегда смеялся, когда его называли тунеядцем». А еще друзья помнят, как Иосиф умело изображал котов — это были его любимые животные.

С 1957 года был рабочим в геологических экспедициях НИИГА: в 1957 и 1958 годах — на Белом море, в 1959 и 1961 годах — в Восточной Сибири и в Северной Якутии, на Анабарском щите. Летом 1961 г. в якутском поселке Нелькан в период вынужденного безделья (не было оленей для дальнейшего похода) у него произошёл нервный срыв, и ему разрешили вернуться в Ленинград.

В то же время он очень много, но хаотично читал — в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки.

В 1956-1957 годах Иосиф Бродский начал писать стихотворения. Самым решающим толчком послужило знакомство с поэзией Слуцкого Бориса. Баратынский и Цветаева, несколькими годами позднее — Мандельштам, были по словам Иосифа, определяющими влияниями. Современниками были: Красовицкий Станислав, Уфлянд Владимир, Рейн Евгений. Позже Иосиф великими поэтами называл Цветаеву и Одена, затем Фрост и Кавафис, Рильке, Ахматова, Мандельштам, Пастернак. Бродский был одним из «ахматовских сирот».

В СССР его стихи практически не издавались. Но были необычайно популярны за границей. И когда в 1970-х поэт оседает в США, то получает приглашения от нескольких университетов читать лекции. На Родине же его имя забудут на 20 лет. Родители Бродского 12 раз просили встречи с сыном, но им так и не разрешили, а ему — приехать на их похороны.

В 1962 году Иосиф встречает Басманов Марину, которая была молодой художницей. В это время он начинает писать первые стихи.

(М.Б. — эта аббревиатура в большинстве стихов поэта. Их количество, посвященное одному человеку, не имеет аналогов в мировой поэзии (больше 1000). Марина Басманова — так звали первую любовь поэта.)

В тысяча девятьсот шестьдесят третьем году в газете «Вечерний Ленинград» публикуется статья под названием «Окололитературный трутень», которая была подписана Иониным, Медведевым и Лернером. Эта статья была сигналом к преследованиям Бродского, а может быть и к его аресту.

iosif-brodskiy.ru

Исаак Бродский : краткая биография

Краткая биография

Исаа́к Изра́илевич Бро́дский (1883—1939) — советский и российский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.

Исаак Бродский родился 25 декабря 1883 (6 января 1884) в селе Софиевка близ Бердянска (в то время — Таврическая губерния, ныне — Запорожская область Украины), в еврейской семье. Отец был торговцем и землевладельцем, купцом второй гильдии города Ногайска Таврической губернии. Младшая сестра Раиса (1894—1946) была музыкантом, выпускницей Санкт-Петербургской консерватории.

В 1896 году окончил Бердянское городское училище. Считал своей родиной город Бердянск. С детства проявил талант к живописи. С 1896 по 1902 год учился в Одесском художественном училище у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского. Затем переехал в Санкт-Петербург и продолжил обучение в столичной Академии художеств. В течение пяти лет учился в Академии у И. Е. Репина. В 1909—1911 годах на деньги Академии ездил по Германии, Франции, Испании и Италии, в частности посетил на острове Капри М. Горького.

До Октябрьской революции 1917 года и в 1920-е годы Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников».

Летом 1917 он начинает портрет Александра Керенского (заканчивает уже в 1918, когда Временное правительство было свергнуто), а после Октябрьской революции активно пишет портреты большевистских лидеров. Бродский много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина, а также Луначарского, Ворошилова, Фрунзе, Калинина, Зиновьева и других.

Кроме того, Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР. С 1932 года был профессором, а с 1934 — директором Всероссийской Академии художеств. К работе в возглавляемом им Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры И. И. Бродский привлёк крупнейших художников и педагогов: К. Ф. Юона, П. С. Наумова, Б. В. Иогансона, А. И. Любимова, Р. Р. Френца, Н. Ф. Петрова, В. А. Синайского, В. И. Шухаева, Д. И. Киплика, Н. Н. Пунина, В. Н. Мешкова, М. Д. Бернштейна, Е. М. Чепцова, И. Я. Билибина, М. Г. Манизера, П. Д. Бучкина, А. П. Остроумову-Лебедеву, А. Е. Карева, Б. А. Фогеля, Л. Ф. Овсянникова, С. В. Приселкова, И. П. Степашкина, К. И. Рудакова и других. Его учениками были такие известные художники и педагоги как А. И. Лактионов, Ю. М. Непринцев, В. М. Орешников, П. П. Белоусов, М. П. Железнов, Н. Е. Тимков, А. Н. Яр-Кравченко, П. К. Васильев, М. Г. Козелл и другие.

Могила И. И. Бродского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Умер Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище. Надгробие (скульптор Б. Ф Кратко, архитектор В. С. Васильковский 1934, 1978)

Из воспоминаний современников

В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с Бродским в 1926 году так отметил стиль работы художника:

17 февраля «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“. ..И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.

Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …

Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица.…»

Адреса в Петрограде — Ленинграде

  • 1921—1922 — Большой проспект Петроградской стороны, 57;
  • 1923—1925 — Петропавловская улица, 8;
  • 1925—1939 — дом Голенищева-Кутузова — пл. Лассаля , 3.

Память

  • В 1940 году на доме установлена мемориальная доска по проекту архитектора Н. Ф. Демкова.
  • В центре Ленинграда (Площадь Искусств, 3 — Дом Голенищева-Кутузова) был создан музей художника — музей-квартира И. И. Бродского, являющийся отделом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. В сентябре 1940 года улица Лассаля близ Невского проспекта была переименована в улицу Бродского (в 1991 году ей было возвращено историческое название — Михайловская улица).
  • Имя Бродского носит основанный им в 1930 году Бердянский художественный музей, куда художник передал около 200 картин русских художников из своего собрания.

Художественные работы

Портрет А. Ф. Керенского. 1917 г. Холст, масло.«Расстрел 26 бакинских комиссаров».

Дореволюционные пейзажи и портреты

  • «Тёплый день» (1908),
  • «Фонтан» (1909),
  • «Опавшие листья» (1913),
  • «Зима» (1913),
  • «Сказка» (1910—1911),
  • «Италия» (1910—1911).

«Официальные» портреты и композиции

  • «В. И. Ленин и манифестация» (1919),
  • Портрет Л. Д. Троцкого (1921)
  • Портрет Г. Е. Зиновьева (1921)
  • Портрет М. И. Калинина (1921)
  • Портрет А. В. Луначарского (1921)
  • «В. И. Ленин на фоне Кремля» (1924),
  • «В. И. Ленин на фоне Волховстроя» (1926),
  • «В. И. Ленин в Смольном» (1930),
  • Портрет И. В. Сталина (1928),
  • Портрет К. Е. Ворошилова (1929, 1931),
  • Портрет М. В. Фрунзе (1929),
  • Портрет В. Р. Менжинского (1932),
  • Портрет В. М. Молотова (1933),
  • Портрет С. М. Кирова (1934),
  • Портрет В. В. Куйбышева (1935),
  • Портрет А. А. Жданова (1935),
  • Портрет Л. М. Кагановича (1935),
  • Портрет Г. К. Орджоникидзе (1936)
  • Портрет М. Горького (1929).
  • «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» (1920—1924),
  • «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925),
  • «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» (1929),
  • «Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Польский фронт» (1933)

Семья

  • Раиса Израилевна(1894-1946), младшая сестра.
  • Бродская (урожд. Гофман) Любовь Марковна (1888—1962), художница, первая жена
  • Бродская (урожд. Мясоедова) Татьяна Петровна, вторая жена
  • Бродская, Лидия Исааковна (1910—1991), дочь, живописец, народный художник СССР.

Сочинения

  • Мой творческий путь. — Л,, 1965.

Ученики

  • Белоусов, Пётр Петрович (1912—1989)
  • Васильев, Пётр Константинович (1909—1989)
  • Грицай, Алексей Михайлович (1914—1998)
  • Кривоногов, Пётр Александрович (1911—1967)
  • Лактионов, Александр Иванович (1910—1972)
  • Непринцев, Юрий Михайлович (1909—1996)
  • Орешников, Виктор Михайлович (1904—1987)
  • Острова, Лидия Александровна (1914-2009)
  • Серов, Владимир Александрович (1910—1968)
  • Тимков, Николай Ефимович (1912—1993)

worldofaphorism.ru

Краткая биография Бродский

БРОДСКИЙ, ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1940−1996), поэт, переводчик, прозаик, драматург.

Бродский родился 24 мая 1940 в Ленинграде. Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом. О детстве он вспоминал неохотно: «Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».

В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа и т. д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому было семнадцать лет, в 1957: Прощай, / позабудь / и не обессудь. / А письма сожги, / как мост. / Да будет мужественным / твой путь, / да будет он прям / и прост…

На рубеже 1950−1960-х изучает иностранные языки (английский и польский), посещает лекции на филологическом факультете ЛГУ. В 1959 знакомится со сборником стихотворений Е. А. Баратынского, после чего окончательно укрепляется в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял, чем надо заниматься…».

Читательские впечатления Бродского этой поры бессистемны, но плодотворны для развития поэтического голоса. Первые стихи Бродского, по его собственному призванию, возникли «из небытия»: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда, практически лишь из факта своего существования, из недр» (Беседа Бродского с Дж. Глэдом). Восстановление культурной преемственности для поколения Бродского подразумевало прежде всего обращение к русской поэзии Серебряного века. Однако и здесь Бродский стоит особняком. По собственному признанию, Пастернака он не «понимал» до 24 лет, до той же поры не читал Мандельштама, почти не знал (до личного знакомства) лирики Ахматовой. Безусловной ценностью обладало для Бродского — с первых самостоятельных шагов в литературе и до конца жизненного пути — творчество М.Цветаевой. Бродский больше отождествляет себя с поэтами начала 19 в. В Стансах городу (1962) соотносит свою судьбу с судьбой Лермонтова. Но и здесь сказывается характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим, растворить свою индивидуальность в чужих смыслах. Бродский демонстративно предпочитает лирику Е. Баратынского, К. Батюшкова и П. Вяземского пушкинским традициям. В поэме 1961 Шествие пушкинские мотивы поданы сознательно отчужденно, отстраненно, и помещенные автором в чужеродный контекст, они начинают звучать откровенно иронично. Творческие предпочтения Бродского были обусловлены не только желанием избегать банальности. Аристократичная уравновешенность «просветленной» пушкинской музы была менее близка Бродскому, чем традиция русской философской поэзии. Бродский воспринял медитативную интонацию, склонность к поэтике размышления, драматизм мысли. Постепенно он уходит далее в прошлое поэзии, активно впитывая наследие 18 в., — Ломоносова, Державина, Дмитриева. Освоение допушкинских пластов русской словесности позволяет ему увидеть огромные области поэтического языка. Бродский осознал необходимость синтеза преемственности и выявления новых выразительных возможностей русского классического стиха. С начала 1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика Джона Донна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963). Переводы Бродского из Донна часто неточны и не очень удачны. Но оригинальное творчество Бродского стало уникальным опытом приобщения русского слова к доселе чуждому ему опыту барочной европейской поэзии «метафизической школы». Лирика Бродского впитает основные принципы «метафизического» мышления: отказ от культа переживаний лирического «я» в поэзии, «суховатая» мужественная интеллектуальность, драматичная и личная ситуация лирического монолога, часто — с напряженным ощущением собеседника, разговорность тона, использования «непоэтической» лексики (просторечья, вульгаризмов, научных, технических понятий), построение текста как череды доказательств в пользу какого-то утверждения. Наследует Бродский у Донна и других поэтов-метафизиков и «визитную карточку» школы — т.н. «кончетти» (от итал. — «понятие») — особый вид метафоры, сближающий далекие друг от друга понятия и образы, у которых между собой, на первый взгляд, нет ничего общего. И поэты английского барокко в 17 в., и Бродский в 20 в. использовали такие метафоры, чтобы восстановить разрушенные связи в мире, который кажется им трагически распавшимся. Такие метафоры — в основе большинства произведений Бродского. Метафизические полеты и метафорические изыски у Бродского соседствовали с боязнью высоких слов, ощущением нередкого в них безвкусия. Отсюда его стремление уравновешивать поэтическое прозаическим, «занижать» высокие образы, или, как выражался сам поэт — «нацеленность на „нисходящую метафору“». Показательно, как описывает Бродский свои первые религиозные переживания, связанные с чтением Библии: «в возрасте лет 24-х или 23-х, уже не помню точно, я впервые прочитал Ветхий и Новый Завет. И это на меня произвело, может быть, самое сильное впечатление в жизни. Т. е. метафизические горизонты иудаизма и христианства произвели довольно сильное впечатление. Библию трудно было достать в те годы — я сначала прочитал Бхагавад-гиту, Махабхарату, и уже после мне попалась в руки Библия. Разумеется, я понял, что метафизические горизонты, предлагаемые христианством, менее значительны, чем те, которые предлагаются индуизмом. Но я совершил свой выбор в сторону идеалов христианства, если угодно… Я бы, надо сказать, почаще употреблял выражение иудео-христианство, потому что одно немыслимо без другого. И, в общем-то, это примерно та сфера или те параметры, которыми определяется моя, если не обязательно интеллектуальная, то, по крайней мере, какая-то душевная деятельность». Отныне почти каждый год поэт создавал в канун либо в самый день праздника стихи о Рождестве. Его «Рождественские стихи» сложились в некий цикл, работа над которым шла более четверти века. В начале 1960-х круг общения Бродского очень широк, но ближе всего он сходится с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Е. Рейном, А. Найманом и Д.Бобышевым. Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которого она одарила дружбой и предсказала ему блестящее поэтическое будущее. Она навсегда осталась для Бродского нравственным эталоном (ей посвящены стихотворения 1960-х Утренняя почта для А. А. Ахматовой из г. Сестрорецка, Закричат и захлопочут петухи…, Сретенье, 1972, На столетие Анны Ахматовой, 1989 и эссе Муза плача, 1982). Уже к 1963 его творчество становится более известным, стихи Бродского начинают активно ходить в рукописях. Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у Бродского была скандальная для того времени и известность поэта «самиздата». 29 ноября 1963 в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А. Ионина, Я. Лернера, М. Медведева был опубликовано письмо против Бродского Окололитературный трутень. В 1964 он был арестован. После первого закрытого судебного разбирательства поэт был помещен в судебную психбольницу, где пробыл три недели, но был признан психически здоровым и трудоспособным. Второй, открытый, суд по делу Бродского, обвиненному в тунеядстве состоялся 13 марта 1964. Решение суда — высылка на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. Ссылку он отбывал в деревне Норинской Архангельской области. Свободного времени здесь было достаточно, и оно целиком заполняется творчеством. Здесь он создал наиболее значительные произведения доэмигрантского периода: Одной поэтессе, Два часа в резервуаре, Новые стансы к Августе, Северная почта, Письмо в бутылке и др. Бродский был досрочно освобожден. Вместо пяти, он провел в ссылке полтора года и затем получил разрешение вернуться в Ленинград. «Какую биографию делают нашему рыжему!» — воскликнула А. Ахматова в разгар кампании против Бродского, предчувствуя, какую услугу окажут ему его гонители, наделив его мученическим ореолом. В 1965, на волне возмущений гонениями на поэта, в Нью-Йорке вышла первая книга Бродского — Стихотворения и поэмы. В его творчестве этих лет экспериментаторство на основе классической традиции дает все более интересные результаты. Так, в 1966 опыты с силлабическим стихом 18 в. облеклись в плотные по манере письма Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром. Классическую для русской поэзии силлабо-тоническую систему стихосложения Бродский трансформирует с двух сторон: не только через обращение к былому опыту двухсотлетней давности, но и посредством ультрасовременных по технике упражнений на стыке белого стиха и ритмической прозы — к примеру, Остановка в пустыне (1966), давшая позднее название поэтическому сборнику, вышедшему в 1972 в США. Основным жанром в творчестве Бродского становится легко узнаваемая длинная элегия, своего рода полупоэма — афористичная, меланхоличная, иронически рефлексивная, с ломким синтаксисом, устремленным к обновлению устойчивого языка. Обновлять язык, подобно поэтам-футуристам, Бродский может и через эксперименты со строфикой и «наборной графикой» (т.е. обыгрывать «внешний вид» напечатанного текста и вызванные им ассоциации). Так, в стихотворении 1967 Фонтан благодаря особой строфике и распределению слов по пространству страницы напечатанный текст напоминает очертаниями многоярусный парковый фонтан. В доэмигрантский период творчества Бродского трагическая ирония неизменно оттеняется щедрым восприятием мира и эмоциональной открытостью. В дальнейшем пропорции между этими началами будут существенно меняться. Эмоциональная открытость уйдет, ее место займет готовность стоически принять трагичность бытия. В 1972 Бродский покидает СССР. Он уезжает по израильской визе, но оседает в США, где до конца своих дней преподает русскую литературу в различных университетах. Отныне Бродский, по собственному выражению, обречен на «фиктивную ситуацию» — поэтическое существование в иноязычной среде, где узкий круг русскоязычных читателей уравновешен международным признанием. Покидая Родину, Бродский пишет письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу: «Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика — в том качестве, в котором я до сих пор и выступал». Однако его просьба осталась без ответа. Даже родителям Бродского не разрешили выехать к сыну по просьбе медиков (Бродский, как сердечник, нуждался в особом уходе). Не разрешили ему самому приехать в Ленинград на похороны матери (1983) и отца (1985). Это в значительной степени сказалось на его позднем нежелании посещать родной город в 1990-х. В США Бродский начал писать на английском. Англоязычное творчество его выразилось, в первую очередь, в жанре эссе (сборники Less than one (Меньше единицы), 1986, On grief and reason (О печали и разуме), 1995). В основном, эссеистика Бродского складывалась из статей, написанных по заказу в качестве предисловий к изданиям сочинений русских и западных классиков (А.Ахматова, М. Цветаева, У. Оден, К. Кавафис и т. д.). По своей инициативе, как он признавался, он написал только 2 или 3 статьи. В 1980 Бродский получил гражданство США. В 1977 в издательстве «Ardis» были опубликованы два сборника стихотворений Бродского Конец прекрасной эпохи. Стихотворения 1964−71 и Часть речи. Стихотворения 1972−76. В этих книгах запечатлелся новый этап творческой зрелости поэта. «Биография поэта — в покрое его языка». Этот постулат Бродского определяет эволюцию его лирики. К середине 1970-х лирика Бродского обогащается сложными синтаксическими конструкциями, постоянными т.н. «анжамбеманами» (т.е. переносом мысли, продолжением фразы в следующую строку или строфу, несовпадением границ предложения и строки). Современники свидетельствовали о неизменном желании поэта читать свои стихи вслух, даже когда обстановка к тому не располагала. Простых предложений у поэта почти нет. Бесконечные сложные предложения подразумевают бесконечное развитие мысли, ее испытание на истинность. Бродский-поэт ничего не принимает на веру. Каждое высказывание уточняет и «судит» себя. Отсюда неисчислимые «но», «хотя», «поэтому», «не столько… сколько» в его поэтическом языке. Опыт «зрелого» Бродского — это опыт глубинного переживания трагедии существования. Бродский часто нарушает грамматику, прибегает к сдвинутой, неправильной речи, передавая трагизм не только в предмете изображения, но прежде всего в языке. Покинутое Отечество постепенно возводится в поэтическом сознании Бродского в грандиозный сюрреалистический образ империи. Этот образ шире реального Советского Союза. Он становится глобальным символом заката мировой культуры. Отдавая ясный отчет в бессмысленности жизни (Мексиканский романсеро, 1976), лирический герой Бродского, подобно древним стоикам, пытается найти опору в равнодушных к человеку высших началах мироздания. Таким высшим началом, в общем-то замещающим собой Бога, выступает в поэзии Бродского Время. «Все мои стихи, более-менее, об одной и той же вещи: о Времени», — сказано поэтом в одном из интервью. Но в то же время в его поэтическом мироздании есть еще одна универсальная категория, которая в состоянии обуздать Время, победить его. Это Язык, Слово (Пятая годовщина, 1978). Процесс поэтического творчества становится единственной возможностью преодоления Времени, а значит — смерти, формой победы над смертью. Строки продлевают жизнь: …не знаю я, в какую землю лягу. / Скрипи, скрипи перо! Переводи бумагу (Пятая годовщина, 1977). Для Бродского «поэт — инструмент языка». Не поэт пользуется языком, а язык выражает себя через поэта, которому остается лишь верно настроить свой слух. Но в то же время этот инструмент спасителен, и до конца свободен. Оставаясь один на один с Языком и Временем, лирический герой Бродского теряет всякие эмоциональные связи с миром вещей, как бы покидает тело и поднимается на почти безвоздушную высоту (Осенний крик ястреба, 1975). Отсюда, впрочем, он продолжает с четкостью и равнодушием различать детали оставленного внизу мира. Многословие Бродского, его немыслимые длинноты обусловлены стремлением обуздать Языком Время. В 1978 Бродский становится почетным членом Американской Академии искусств, из которой он, однако, вышел в знак протеста против избрания почетным членом в Академию Евгения Евтушенко. В 1983 в «Ардисе» опубликован еще один сборник лирики Новые стансы к Августе. Стихи к М.Б., 1962−82; в 1984 выходит пьеса Бродского Мрамор. В 1986 сборник Less than one признан лучшей литературно-критической книгой года в США. В декабре 1987 он становится писателем-лауреатом Нобелевской премии по литературе — «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины», как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета. Нобелевская премия принесла материальную независимость и новые хлопоты. Бродский много времени посвящает устройству в Америке многочисленных иммигрантов из России. С мая 1991 по май 1992 Бродский получает звание Поэта-Лауреата Библиотеки Конгресса США. С конца 1980-х творчество Бродского постепенно возвращается на Родину, однако сам он неизменно отклоняет предложения даже на время приехать в Россию. В то же время в эмиграции он активно поддерживает и пропагандирует русскую культуру. В 1995 Бродскому присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996, во сне, в ночь на 28 января. Ему было 55 лет. Похоронен в протестантской части кладбища на острове Сан-Микеле в Венеции.

Иосиф Александрович Бродский – русский поэт, родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Имя Бродскому родители дали в честь Иосифа Сталина. Его детство было обычным без особых впечатлений. С возрастом у молодого Бродского проявляются самостоятельность и строптивость.

В 1955 году, не получив образование, Бродский приступил к работе фрезеровщиком на военном заводе. В качестве самообразования он усиленно занимался чтением. Желая стать хирургом, Бродский устраивается на работу в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где участвует в анатомировании трупов. На протяжении нескольких лет в поиске работы, связанной с творчеством, он опробовал более десятка профессий, таких как кочегар, физик, санитар, фотограф и многие другие.

Первые стихи Иосиф Бродский стал писать, когда ему исполнилось 16 лет. В 1950−1960-е годы он усиленно изучает иностранные языки, посещая лекции филологического факультета ЛГУ. Бродский много путешествует, ведя свободный «внезаконный» образ жизни. В 1964 году в Ленинграде поэта арестовали с обвинением в тунеядстве. Суд над ним становится достоянием мировой общественности, делая Иосифа Бродского знаменитым. Благодаря поддержке известных мировых личностей, поэт был освобожден досрочно.

В 1972 году Иосиф Бродский переехал на ПМЖ в США. В его стихах происходит осмысление мира как единого культурного целого. Отличительными чертами стиля поэта стали жесткость, ирония и надлом. В 1987 году Иосиф Александрович Бродский завоевал Нобелевскую премию, а также становится кавалером ордена Почетного легиона и обладателем Оксфордской премии Honori Causa.

В 1980-х годах творчество Бродского постепенно возвращается в Россию, однако, не смотря на это, сам он отклоняет предложения даже на время приехать на Родину. В то же время, находясь в эмиграции, он продолжает активно поддерживать и пропагандировать русскую культуру. Умер Иосиф Александрович Бродский от инфаркта в Нью-Йорке в 1996 году. Смерть пришла к нему во сне, в ночь на 28 января в возрасте 55 лет. Похоронен Иосиф Александрович Бродский на кладбище острова Сан-Микеле в Венеции.

www.allsoch.ru

Биография Иосифа Бродского — РИА Новости, 24.05.2015

После этого работал кочегаром, в геологических партиях. С 1956 по 1963 год он переменил 13 мест работы, где в общей сложности числился два года восемь месяцев.

С 1957 года Бродский начал писать стихи, выступал с их чтением публично. С 1960-х годов начал заниматься переводами.

Талант поэта был оценен известной русской поэтессой Анной Ахматовой. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобрел известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда, но он никогда не принадлежал ни к какой группировке, не был связан с диссидентством.

До 1972 года в СССР были опубликованы только 11 его стихотворений в третьем выпуске московского самиздатовского гектографированного журнала «Синтаксис» и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под собственной фамилией или под псевдонимом.

12 февраля 1964 года поэт был арестован в Ленинграде по обвинению в тунеядстве. 13 марта над Бродским состоялся суд. За поэта заступились Анна Ахматова, писатель Самуил Маршак, композитор Дмитрий Шостакович, а также французский философ Жан Поль Сартр. Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область «с обязательным привлечением к физическому труду».

В ссылке он провел 18 месяцев — с марта 1964 по сентябрь 1965 года, в деревне написал около 80 стихотворений.

Возвратившись из ссылки, жил в Ленинграде. Поэт продолжал работать, однако по-прежнему стихи его не могли появляться в официальных изданиях. Средства для жизни давали переводы, поддерживали друзья и знакомые. В основном из произведений этой поры составлена самим Бродским уникальная, обращенная к одному адресату книга лирики «Новые стансы в Августе. Стихи к М. Б.».

В мае 1972 года поэта вызвали в ОВИР с ультимативным предложением эмигрировать в Израиль, и Бродский принял решение об отъезде за границу. В июне он выехал в Вену, в июле — в США.

Его первая должность — преподаватель в Мичиганском университете. Затем он переехал в Нью-Йорк и преподавал в Колумбийском университете, колледжах Нью-Йорка и Новой Англии.

Поэт опубликовал свои произведения — цикл «Песни счастливой зимы», сборники «Остановка в пустыне» (1967), «Конец прекрасной эпохи» и «Часть речи» (оба — 1972), «Урания» (1987), поэмы «Гость», «Петербургский роман», «Шествие», «Зофья», «Холмы», «Исаак и Авраам», «Горчаков и Горбунов» и др. Им были созданы эссе, рассказы, пьесы, переводы. 

В эмиграции он писал также по-английски. На английском у Бродского при жизни вышло пять книг стихов. Первая, Elegy to John Donne, вышедшая в 1967 году в Англии, была составлена из стихов до 1964 года без ведома и участия поэта. Его первой английской книгой стали Selected Poems («Избранные стихи», 1973) в переводе Джорджа Клайна, воспроизводившие две трети содержания «Остановки в пустыне».

Позже вышли в свет A Part of Speech («Часть речи», 1980), To Urania («К Урании», 1988), So Forth («Так далее», 1996). Первым сборником его прозы на английском языке стал Less Than One: Selected Essays (1986), признанный лучшей литературно-критической книгой года в США. В 1995 году была издана книга эссе On Grief and Reason («О скорби и разуме»).

Бродский печатался в The New Yorker, New York Review of Books, участвовал в конференциях, симпозиумах, много путешествовал по миру, что нашло отражение и в его творчестве — в произведениях «Роттердамский дневник», «Литовский ноктюрн», «Лагуна» (1973), «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», «Темза в Челси» (1974), «Колыбельная трескового мыса», «Мексиканский дивертисмент» (1975), «Декабрь во Флоренции» (1976), «Пятая годовщина», «Сан-Пьетро», «В Англии» (1977).

В 1978 году Бродский стал почетным членом Американской академии искусств, из которой он вышел в знак протеста против избрания почетным членом академии Евгения Евтушенко.

В декабре 1987 года Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». 

В 1991-1992 годах Бродский получил звание поэта-лауреата Библиотеки конгресса США.

С конца 1980-х творчество Бродского постепенно возвращается на Родину, однако сам он неизменно отклонял предложения даже на время приехать в Россию. В то же время в эмиграции он активно поддерживал и пропагандировал русскую культуру.

В 1995 году Бродскому было присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.

1990-е годы отмечены взлетом интенсивности творчества поэта — он написал и перевел более ста стихотворений, пьесу, около десяти больших эссе.

Сборники сочинений Бродского начали печатать в России, первые из них — «Назидание» «Осенний крик ястреба» и «Стихотворения» вышли в 1990 году.

Состояние здоровья поэта постоянно ухудшалось. Еще в 1976 году он перенес обширный инфаркт. В декабре 1978 года Бродскому была сделана первая операция на сердце, в декабре 1985 года — вторая, которой предшествовало еще два инфаркта. Врачи поговаривали о третьей операции, а в дальнейшем и о трансплантации сердца, откровенно предупреждая о том, что в этих случаях велик риск летального исхода.

В ночь на 28 января 1996 года Иосиф Бродский скончался от инфаркта в Нью-Йорке. 1 февраля он был временно захоронен в мраморной стене на кладбище при Троицкой церкви на 153-й улице на Манхэттене. Через несколько месяцев, согласно последней воле поэта, его прах похоронили на кладбище острова Сан-Микеле в Венеции.

Последний сборник Бродского «Пейзаж с наводнением» вышел в 1996 году после его смерти.

Поэт был женат на Марии Соццани, итальянской аристократке (по материнской линии русского происхождения). В 1993 году в семье родилась дочь Анна.

В Петербурге у него остался сын Андрей Басманов (1967 года рождения).

Вдова Бродского Мария возглавляет Фонд стипендий памяти Иосифа Бродского, созданный в 1996 году для того, чтобы предоставить возможность писателям, композиторам, архитекторам и художникам из России стажироваться и работать в Риме.

В 2013 году в деревне Норинской Коношского района Архангельской области, где поэт отбывал ссылку, открылся первый в мире музей Иосифа Бродского.

К 75-летию со дня рождения поэта в мае 2015 года в Санкт-Петербурге откроется Мемориальный музей-квартира Иосифа Бродского — филиал государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

ria.ru

краткая биография, фото и видео, личная жизнь

Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940 – 28 января 1996) – русский поэт, писатель, эссеист и переводчик, эмигрировавший в Соединенные Штаты Америки уже будучи известным и знаменитым. В 1987 году был удостоен Нобелевской премии по литературе, а в 1991-1992 годах дважды становился поэтом-лауреатом на территории США.

Детство

Иосиф Александрович родился 24 мая в Ленинграде, по происхождению чистокровный еврей. Его отец был достаточно известной и уважаемой персоной в молодости, так как служил в Военно-морских Силах Советского Союза, но в 1950 году был демобилизован, после чего решил заняться карьерой фотокорреспондента.

Первоначально он работал там же, на флоте, в одном из филиалов военной газеты, публикуя различные призывные листовки и воодушевляющие статьи. Позже его повысили в должности журналиста, благодаря чему он смог свободно путешествовать по городам России, снимая репортажи в самых горячих точках. Мать Иосифа работала обычным бухгалтером, а её родная сестра, будучи человеком талантливым и одаренным, являлась известной актрисой театра имени Комиссаржевской.

Детство Бродского было очень тяжелым. Из-за частых командировок мальчик рос без отца и находился на полном попечении матери и её родной сестры. В момент появления Иосифа на свет ситуация в стране была напряженной: голод, безработица, страшные блокадные месяцы – всё это отражалось на жителях, которые старались уехать как можно дальше. Мать, опасаясь за жизнь и судьбу ребенка, решает переехать в Череповец, где маленький Иосиф идет в первый класс. Однако в дальнейшем он сменяет еще 5 школ, так как семью эвакуируют из города в город.

Будучи в седьмом классе, Бродский решает подать запрос в Балтийское морское училище, чтобы пойти по стопам отца. Но по неизвестным причинам мальчику практически сразу же приходит отказ в поступлении. Поняв, что, видимо, еще недостаточно подходит для службы, Иосиф решает продолжить обучение в старшей школе.

Юность

В 1955 году, в возрасте шестнадцати лет, Иосиф Бродский решает пойти работать. Это было связано не только с тем, что он нуждался в карманных деньгах, но и в желании хоть как-нибудь помочь своей семье, которая в те годы сильно бедствовала. Первоначально юноша идет помощником фрезеровщика на заводе «Арсенал». Но жалование, которое там платят, абсолютно не покрывает самых мизерных расходов и труда, затрачиваемого на производстве.

Бродский безуспешно пытается поступить на курсы проводников, а затем проникается идеей стать врачом и даже идёт на помощника прозектора в местном морге. Однако и здесь он не получает желаемого, поэтому спустя два месяца идёт работать в котельную.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

С 1957 года Бродский, наконец, становится чуть ближе к своей мечте стать моряком. Он путешествует и промышляет в составе экспедиции НИИГА, плавает в Белом море, посещает Восточную Сибирь и Северную Якутию. Но в 1961 году экспедиция сталкивается с самой серьезной проблемой – отсутствием животных для дальнейшей переправы. Участники команды вынуждены в течение полугода проживать в одном из якутских поселений, где у Иосифа происходит сильнейший нервный срыв. После этого его отсылают обратно в Ленинград.

Карьера поэта

По утверждению самого Иосифа Александровича, он начал сочинять стихотворения только в возрасте восемнадцати лет. Познакомившись с такими видными поэтами, как Цветаева, Баратынский и Мандельштам, он настолько проникся творчеством и писательством, что захотел непременно попробовать создать произведение самостоятельно. Первыми творениями начинающего поэта стали такие стихотворения, как «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» и «Пилигримы», которые были написаны в очень музыкальном и лиричном настроении.

14 февраля 1960 года Иосиф Бродский участвует в своём первом публичном мероприятии с участием самых видных писателей и поэтов. «Турнир поэтов» – именно так называется мероприятие – проходит в ленинградском Дворце культуры имени Горького, куда съезжаются талантливые люди со всей страны. Именно там начинающий поэт Бродский выступает на одной сцене с такими личностями, как Кушнер, Соснор, Горбовский и многие другие. Для «турнира поэтов» он выбирает стихотворение «Еврейское кладбище», после прочтения которого мнения широкой публики кардинально расходятся. Одни видят в Бродском талантливого человека, которому есть дело до судьбы родины, другие же обвиняют его в богохульстве и расточительстве, а также в отсутствие всякого мастерства и поэтического таланта.

В 1960 году Иосиф совершает туристическую поездку в один из древних городов Узбекистана – Самарканд. Здесь он планирует не только увидеть восточные достопримечательности, но и, быть может, найти в них вдохновение к созданию новых стихотворений. Во время поездки Бродский знакомится с Олегом Шахматовым – революционно настроенным мужчиной, который после прочтения стихов Иосифа не скрывает своего благоговения и почитания поэта. Молодые люди даже пытаются разработать план побега за границу, поскольку на родине Бродский своего будущего не видит, но всё остается на словах, а Шахматов в скором времени исчезает из жизни Иосифа.

Явный поэтический талант и способности Бродского воспринимались положительно далеко не всеми. К 1963 году на страницах газеты «Вечерний Ленинград» выходит негативная рецензия не только на стихотворения Бродского, но и на саму личность поэта. В статье приводится несколько строк его последних творений, из которых складывается фраза, взбудоражившая общественность – «люблю я родину чужую». После этого литераторам и критикам становится ясно, что в скором времени на Бродского начнутся гонения, хотя сам автор подобных взглядов не разделяет и продолжает сочинять стихотворения.

Спустя год опасения оправдываются – в той же газете печатают жалобу с просьбой наказать «тунеядца Бродского», после чего поэта арестовывают и сажают в тюрьму, где у него происходит сердечный приступ. Именно он становится первой серьезной проблемой со здоровьем Иосифа, о которой он упоминает в таких стихотворениях, как «Что мне сказать о жизни? Что оказалась длинной» и «Здравствуй, моё старение!». К слову, оба произведения были написаны Бродским в 30 лет.

Переезд в Америку

Благодаря постоянным письмам и просьбам таких известных поэтов и писателей, как Ахматова, Твардовский, Паустовский, Маршак, Мандельштам и другие, Иосиф Александрович вышел из тюрьмы на год раньше назначенного срока. Оставаться на родине больше не было ни смысла, ни желания, поэтому к 1972 году он эмигрирует в Соединенные Штаты Америки, где впоследствии публикует такие книги, как «Новые стансы в Августе», «Горбунов и Горчаков», «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и другие.

С июля 1972 года Бродский, практически закончив с писательской карьерой, становится обычным университетским преподавателем. За последние годы своей жизни он обучает молодежь более чем в 25 университетах Соединенных Штатов Америки. Он выступает с лекциями и мастер-классами в Нью-Йоркском университете, преподает мировую литературу и теорию стиха в Колумбийском вузе. Он получает хорошее жалование и, главное, свободу от многочисленных гонений, негативных отзывов и критики, которые постоянно преследовали его на родине.

Личная жизнь

В 1962 году Иосиф Александрович встречает свою первую любовь – начинающую художницу Марианну Басманову, которая становится музой на протяжении практически всей поэтической карьеры Бродского. Он посвящает ей стихотворения, ухаживает, а 8 октября того же года у пары рождается сын Андрей. Но семейному счастью нет места в жизни Иосифа, на которого начинаются гонения, поэтому, чтобы уберечь жену и ребенка, он разводится с Марианной и съезжает, оставаясь на связи лишь по переписке.

Уже будучи в эмиграции в США, Бродский встречает Марию Саццани – итальянскую девушку-аристократку, мать которой была русской. Спустя год пара узаконивает отношения, а в 1993 году у них рождается дочь Анна.

stories-of-success.ru

Биография Иосифа Бродского — часть 1

Изба и ее хозяйка — Таисия Ивановна Пестерева.
Здесь жил в ссылке один год и пять месяцев
в деревне Норинской Архангельской области
опальный поэт Иосиф Бродский.
Фото Иосифа Бродского, 1965 год.

Я.Гордин вспоминает: «Деревня находится километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами. Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем Игорем Ефимовым приехали к нему в октябре шестьдесят четвертого года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмет их деревню с собой в историю мировой литературы».

Избу, в которую поселили Бродского, срубил в прошлом веке прадед хозяйки.

В комнате (четыре на пять шагов), где жил поэт, умещались только диван и стол. Стены обшиты широкими досками, пол – из грубых еловых плах. В окно видны кусочек главной деревенской улицы, избы напротив, за ними – луг и дальше – темная полоска леса. Хозяйка, Таисия Ивановна, вспоминала: «Послал его бригадир жердья для огорожи секти. Топор ему навострили. А он секти-то не умеет – задыхается, и все ладони в волдырях. Дак бригадир Лазарев Борис Игнатьевич стал Иосифа на легкую работу ставить. Вот зерно лопатил на гумне со старухами, телят пас, дак в малину усядется и, пока не наестся, не вылезет из малины. А телята разбрелись. Он бегом за ними. Кричу ему: не бегай бегом, растрясешь малину-то, я сейчас железиной поколочу, и телята вернутся все!»

4 сентября 1965 г. поселковая коношская газета «Призыв» опубликовала стихотворение Бродского «Осеннее» (напечатано внизу четвертой страницы, в разделе «Из редакционной почты»; гонорар ссыльного поэта составил два рубля с мелочью):

Скрип телег тем сильней,

Чем больше вокруг теней,

Сильней, чем дальше они

От колючей стерни.

Из колеи в колею

Дерут они глотку свою

Тем громче, чем дальше луг,

Чем гуще листва вокруг.

Вершина голой ольхи

И желтых берез верхи

Видят, уняв озноб,

Как смотрит связанный сноп

В чистый небесный свод.

Опять коряга, и вот

Деревья слышат не птиц,

А скрип деревяных спиц

И громкую брань возниц.

Другая газетная публикация Бродского называлась «Тракторы на рассвете».

Источник: http://www.ogoniok.com/4910/33/

Во время ссылки его навестили друзья – Е.Рейн и А.Найман, привезшие письмо от Ахматовой и сделавшие снимки опального поэта.

После примирения, в Норинскую к Бродскому приезжала М.Басманова, родившпая в 1967 г. от него сына Андрея (несмотря на протесты Бродского, Андрей был записан в метриках Осиповичем с фамилией Басманов).

Л.К.Чуковская вспоминает, что, когда Бродского осудили, Ф.А.Вигдорова отправила ему в ссылку свою единственную печатную машинку.

Годы спустя в интервью Майклу Скаммелю на вопрос: «Как на Вашу работу повлияли суд и заключение?» Бродский ответил: «Вы знаете, я думаю, это даже пошло мне на пользу, потому что те два года, которые я провел в деревне, – самое лучшее время моей жизни. Я работал тогда больше, чем когда бы то ни было. Днем мне приходилось выполнять физическую работу, но поскольку это был труд в сельском хозяйстве, а не работа на заводе, существовало много периодов отдыха, когда делать нам было нечего».

Бродский на полевых работах в ссылке.

В период ссылки им были написаны такие известные стихотворения, как «Одной поэтессе» («Я заражен нормальным классицизмом, /А вы, мой друг, заражены сарказмом…»), «Два часа в резервуаре» («Я есть антифашист и антифауст. / Их либе жизнь и обожаю хаос…», «Новые стансы к Августе» («Здесь, захороненный живьем, / я в сумерках брожу жнивьем, / сапог мой разрывает поле, / бушует надо мной четверг…»), «Северная почта» («Я, кажется, пою одной тебе…»), «Письмо в бутылке» («То, куда вытянут нос и рот, / прочий куда обращен фасад, / то, вероятно, и есть «вперед», / все остальное считай «назад»…»), «Брожу в редеющем лесу. / Промозглость, серость. / Уже октябрь. На носу / Ваш праздник, Эрос…», «Тебе, когда мой голос отзвучит…», «Орфей и Артемида», «Гвоздика», «Пророчество», «24.5.65 КПЗ», «В канаве гусь, как стереотруба…», «В деревне бог живет не по углам…», «Чаша со змейкой», «В деревне, затерявшейся в лесах…», «Северный край, укрой, / И поглубже. В лесу. / Как смолу под корой, / Спрячь под веком слезу…», «Дни бегут надо мной, / словно тучи над лесом…», «С грустью и с нежностью» и другие.

В ссылке он гораздо лучше осознал свои поэтические задачи и свое поэтическое кредо, не зная только, позволят ли ему реализовать свои возможности до конца: «И вот что я скажу Вам, Ирина Николаевна, напоследок: главное не изменяться, я сообразил это. Я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти. Все как-то мелькает по сторонам, но дело не в нем. Внутри какая-то неслыханная бесконечность и отрешенность, и я разгоняюсь все сильнее и сильнее. Единственное, о чем можно пожалеть, что мне помешают сказать об этом всем остальным, – не будет возможности написать эти главные стихи. Но даже тогда – в этом сожалении – я буду знать, что я чист перед Богом (и перед землею), потому что я поступал так, как это нужно было небу. В общем, – я ни в чем на свете не виноват – ни духовно, ни нравственно. В первом я не сомневаюсь, а второе сумел искупить. И это во мне говорит не гордыня, а смирение, но смирение гор перед небом. Хватит с меня. Горе должно рождать не грусть, а ярость, и я яростен» (из письма И.Н.Томашевской, 19.1.65. Норинское).

В ссылке, в глухой деревушке Норинское, Бродский во всей полноте познакомился с творчеством английского поэта и проповедника Джона Донна в подлиннике, оказавшим огромное влияние на все его последующее творчество. Поэт вспоминал: «Самое интересное, как я достал эту книгу. Я рыскал по разным антологиям. В шестьдесят четвертом году я получил свои пять лет, был арестован, сослан в Архангельскую область, и в качестве подарка к моему дню рождения Лидия Корнеевна Чуковская прислала мне – видимо, взяла в библиотеке своего отца – издание Донна в «Модерн лайбрери». И тут впервые прочел все стихи Донна, прочел всерьез». Известны слова поэта о том, что Донн расширил его представления о поэзии, в то же время переводы из Донна стали для Бродского школой литературного мастерства, углубили его представления о выразительных возможностях строфики, позволили ему найти новые поэтические ритмы и интонации.

В 1965 г., под давлением мировой общественности


О своей избе-читальне, огороженной шкафами в родительской комнате, Бродский писал: «…эти десять квадратных метров принадлежали мне, и то были лучшие десять метров, которые я когда-либо знал. Если пространство обладает собственным разумом и способно выказывать предпочтение, то возможно, что хотя бы один из тех десяти метров тоже может вспоминать обо мне с нежностью. Тем более теперь, под чужими ногами». И.Бродский. Полторы комнаты. Пер. Д.Чекалова.

По поводу дела Бродского Ф.А.Вигдорова обращалась к Генеральному Прокурору СССР Р.Руденко, Секретарю Союза писателей СССР К.А.Федину и еще во многие официальные инстанции. Но главный ее вклад в защиту поэта — это ее поездка на суд и сделанная ею запись процесса.





Карта сайта:

knnr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *