Опричнина.
В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» – кроме, в старину так называлась дополнительная земля, жалованная великим княгиням). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.
Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления.
Управление России в период опричнины
Линии сравнения | Опричнина | Земщина |
Территория | Центр России, земли Строгановых на Урале, Приморье, часть Москвы | Все земли вне опричнины |
Центр | Александровская слобода | Москва |
Правитель | Великий князь Московский (Иванец Васильев) | Государь всея Руси (Симеон Бекбулатович) |
Управление | Опричная дума Опричные приказы Опричная казна | Земская боярская дума Земские приказы Земская казна |
Военные силы | Опричное войско | Земское войско |
Нельзя считать, что опричнина была направлена целиком против своеволия бояр. Она не изменила характера феодального землевладения, не ликвидировала пережитков удельной системы. Если Избранная рада шла по пути необходимых стране постепенных реформ, то опричнина – это попытка ускоренной централизации, установления жесточайшей деспотии, самодержавных порядков.
Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Федор Колычев), осудивший опричный беспредел. В Москве отравлены вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старицкая. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход в Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.
Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешить противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закреплению.
В 1571 г. опричное войско не смогло отразить набег на Москву крымских татар, которые сожгли московский посад, – это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Правда, в следующем 1572 г. неподалеку от Подольска (село Молоди) в 50 км от Москвы крымчаки потерпели сокрушительное поражение от русского войска, возглавил которое опытный полководец М.И. Воротынский. Однако царь отменил опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».
Опричнина ослабила страну политически и экономически. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительскую монархию с «человеческим лицом».
ВЫВОД
Во времена правления царя Ивана IV (Грозного) были покорены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, остановлены набеги крымских орд на Москву. В период своего многолетнего правления Иван IV стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы, ввел правовой кодекс (Судебник), стрелецкое войско, значительно расширил территорию России.
Вместе с тем царь привел страну к экономической разрухе, политической дестабилизации, ослаблению позиций во внешней политике.
Имеет место извечный спор: «кто Грозный был – герой или палач». Опричнина, бессмысленные казни видных людей, самодурство и произвол не остаются без внимания историков. Неудачной оказалась Ливонская война, длившаяся 25 лет и стоившая России неисчислимых жертв.
Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны – «поруху» 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI–XVII вв., который современники называли «смутой».
Но, не смотря на «характер деспотии», часто свойственный той эпохе, всякий истинно-русский человек с чувствами признательности и уважения должен вспоминать о первой династии, вместе с которой русский народ, на глазах истории, пережил более шести веков своего существования, исполненных и великих дел и великих бедствий; во времена правления которой он сложился в могучую нацию, приобрел обширную территорию и занял подобающее ему место среди других исторических народов Европы и целого мира.
studfiles.net
Опричнина Ивана Грозного
Иван Грозный
Опричнина — очень сложное явление в истории Руси. Опричнина не была результатом психоза (параноизма) Ивана IV; не являлась она и «высшею полицией по делам государственной измены», как утверждал в свое время В. О. Ключевский. Опричнина имела большой политический смысл, но об этом чрезвычайно важном явлении известно очень мало. Подлинные документы об учреждении опричнины не сохранились. Обстоятельства, сопровождавшие учреждение опричнины, только кратко рассказаны в летописи. Не во всем можно доверять таким повествователям, как пострадавший от опричнины князь Курбский.
Еще менее объективными являются авторы-иностранцы (Штаден, Шлихтинг и др.), обращавшие наибольшее внимание на грубые эксцессы и зверства опричнины, коренившиеся в нравах того времени.
Возникновение опричнины
Обстоятельства учреждения опричнины таковы. В декабре 1564 г. царь Иван Васильевич вместе с женой и сыновьями покинули Москву. Прожив две недели в селе Коломенском, царь направился в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу. Духовенство, бояре и все приказные люди были «в недоумении и унынии», не понимая того, что происходит. Через месяц царь прислал в Москву две грамоты. Одна была адресована па имя митрополита Афанасия и содержала перечень «измен» боярских, воеводских и всяких приказных людей, на которых накладывалась опала. Другая грамота была адресована купцам и «всему православному крестианству», которым говорилось, чтобы они «никоторого сумнения не держали», так как на них царского гнева и опалы никакой нет.
В тот же день в слободу к царю была снаряжена делегация из бояр и высшего духовенства. Царь принял делегатов и согласился вернуться к власти с условием, что он учредит опричнину. На содержание опричного двора царь взял ряд городов и волостей, из которых должны быть выведены вотчинники и помещики, не вошедшие в состав опричнины. Остальная часть государства составляла земщину и должна была находиться под управлением бояр. Земские бояре должны были докладывать царю только о военных и крупных делах. Грозный возвратился в Москву и тогда же приступил к практическому осуществлению опричнины.
Опричники не представляли собой только особый корпус телохранителей наподобие турецких янычар. В опричнине мы видим тех же бояр и те же придворные чины, какие существовали в земщине. В основном в опричнину взято было среднее и мелкое дворянство. Опричнину поддерживал и посад. Опричнина была направлена против родовитой боярской знати и тех, кто так или иначе был с ней связан. В опричнину были выделены города и уезды в центре Русского государства (Можайск, Ростов, Ярославль и др.), а также часть Москвы. Позже территория опричнины была увеличена присоединением Старицы, Костромы, торговой стороны Новгорода и др. Вотчинников и помещиков, которые не входили в опричнину, выселяли на окраины, а на их места поселяли опричников. Эти операции производились в крупном масштабе. В центральных районах Русского государства в опричнину перешли земли потомков удельных князей. Таким образом произошла коренная ломка вотчинного землевладения. Вместо своих земель князья и бояре получили земли на поместном праве в других местах, на окраинах государства.Таким образом, в состав опричнины вошли все главнейшие города Русского государства. Земщина в свое ведение получила только окраины. Территория опричнины слагалась постепенно и в течение десяти лет существования опричнины значительно возросла.
Цели и задачи опричнины
Выдвинув на первый план дворянство, опричнина произвела существенные перемены в составе служилого землевладения. Таким образом, она была направлена не против лиц, а против прежних феодальных привилегий, являясь по своему характеру делом большой государственной важности.
Источники сообщают, что опричники были одеты в черные кафтаны, носили черную шапку, ездили на лошадях вороной масти. К поясу у них было привязано изображение собачьей головы и небольшая с короткой рукояткой метла — эмблемы собачьей верности царю в преследовании измены. Столицей опричнины стала Александрова слобода, где было организовано подобие монастыря. Игуменом этого шутовского монастыря был сам Иван Грозный. В промежутках между продолжительными службами в застенках Александровского дворца происходили пытки и казни лиц, заподозренных в измене. Однако проявления зверства и разврат, которые отмечаются в опричнине современниками — только кровавая, грязная накипь, но не существо опричнины как социально-политического явления. Во главе опричного отряда стоял Малюта Скуратов (Григорий Бельский). В 1574 г. над земщиной Грозный поставил особое лицо со званием великого князя — царя Симеона Бекбулатовича. Но Симеону пришлось лишь несколько месяцев пробыть в звании великого князя в Москве. Можно утверждать, что роль Симеона Бекбулатовича была ничтожна, и ему не придавали значения ни сам царь, ни московские бояре и приказные люди.
Конец опричнины
Бояре и князья не относились пассивно к введению опричнины, а боролись с ней разными способами. Боярство пыталось использовать для борьбы с опричниной церковь. Митрополит Филипп, из рода бояр Колычевых, при своем избрании на митрополичий престол настаивал на уничтожении опричнины, но в конце концов, дал запись не вмешиваться в ее дела. Митрополит убеждал царя прекратить казни бояр. Враги Филиппа доносили на «неподобные» речи митрополита по адресу царя. По требованию Ивана IV церковный собор лишил Филиппа митрополии, сослав его в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где он впоследствии был задушен Малютой Скуратовым.
В 1569 году правительство получило донос о предполагаемой измене в Новгороде, где создалась группировка сторонников присоединения к великому княжеству Литовскому. Грозный предпринял поход на Новгород и Псков. По дороге опричниками были разорены Тверь и другие города. Грозный с сыном и опричниками прибыл в Новгород (1570) и свыше месяца производил расправу над новгородским духовенством, купцами и приказными людьми. Писцовые книги по Новгородскому уезду, составленные вскоре после описываемых событий, отмечая запустевшие деревни и отдельные крестьянские дворы, неоднократно поясняют это печальное явление словами: «а дворы опустели от опричных людей», «а деревни сожгли опричные люди» и т. д. Меньше пострадал от царя и опричников Псков, который занимал порубежное положение и являлся важнейшей крепостью на северо-западных русских рубежах. Разгром Новгорода преследовал цели ослабления все еще существовавших тенденций к новгородскому сепаратизму.
В 1571 г. опустошительный набег крымских татар привел к разорению и пожару Москвы. К этому времени феодальные права князей и бояр были подорваны, и основная цель опричнины была достигнута. Для дальнейшей борьбы с внешними врагами необходимо было напряжение всех сил Русского государства. В 1572 г. опричнина была заменена «двором», но объединение земщины и двора произошло окончательно лишь через четыре года, когда Симеон Бекбулатович был сведен с великого княжения. Земли, отобранные у земских бояр и князей, были им частично возвращены.
901sovet.ru
Александрова слобода — столица опричнины Ивана Грозного
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «История и археология»
Реферат
по дисциплине:
«История Владимирского края»
на тему:
«Александрова слобода – столица опричнины Ивана Грозного»
Выполнил:
ст. гр. ЭУС-110
В.В. Миронова
Принял:
Ершова Т.Н.
Владимир 2010
План:
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Иван Грозный…………………………………………………………4
1.1. Воспитание Ивана Грозного.………………………………………4
1.2. Личность Ивана Грозного………………………………………….6
Глава 2. Опричнина…………………………………………………………….8
2.1. История создания опричнины…………………………………………8
2.2. Исследования опричнины…………………………………………11
2.3.Цели и причины опричнины………………………………………13
Глава 3. Александрова слобода………………………………………………16
3.1. Что такое «слобода»……………………………………………….16
3.2. Основание Александровой слободы……………………………….16
3.3. Александрова слобода – столица опричнины Ивана Грозного…18
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………23
Введение
Одной из центральных загадок истории России XVI в. до сих пор остается пресловутая «опричнина Ивана IV», наложившая трагический отпечаток на жизнь современников и на последующую историю страны. Споры о причинах введения, целях и содержании, времени окончания опричнины, вызванных ею реформах и о многом другом, так или иначе с нею связанном, не стихают на протяжении вот уже более четырех с лишним веков. Ее загадки, решаемой всякий раз по-разному, не может обойти ни один историк, занимающийся событиями 60-70-х гг. XVI в., однако ни одна из выдвинутых до сих пор гипотез не объясняет совокупность всех известных в настоящее время фактов. Можно сказать, что, обладая фактами, исследователь не может проследить их причинно-следственную связь.
Время Ивана Грозного имеет огромное историческое значение. Политика царя и её последствия оказали огромное влияние на ход отечественной истории. Царствование Ивана IV, составлявшее половину XVI столетия содержит в себе ключевые моменты становления Российского государства: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и, наконец, опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного. Именно опричнина притягивает к себе взгляды многих историков. Ведь не существует точных сведений о том, зачем Иван Васильевич прибегнул к таким необычным мерам. Считается официально, что опричнина просуществовала 7 лет с 1565 по 1572 гг. Но отмена опричнины была только формальной, число казней, разумеется, уменьшилось, понятие «опричнина» было ликвидировано, его в 1575 году заменили на «государев двор», но общие принципы и порядки остались не тронутыми.
Опричнину пытались объяснить с позиций далеко идущих реформ в области управления государством, экономики, земельной политики, борьбы с феодальной раздробленностью на путях централизации и становления абсолютной монархии, переориентации внешней политики, борьбы с дворцовыми (боярскими) заговорами, сепаратизмом отдельных городов и земель, а также многим другим, что находило безусловное документальное подтверждение, но оказывалось в противоречии с другими фактами и наблюдениями. Сама цель разделения страны на «земщину» и «опричнину», предстающую царским уделом, построенным по образцу «земщины», но выведенным из-под общегосударственной юрисдикции и подчиняющимся непосредственно царю, как и последующая ее ликвидация с возвращением родовых поместий уцелевшим прежним владельцам, остается необъясненной.
Иван Грозный
Воспитание Ивана Грозного
В памяти современников кровавое правление первого московского царя оставило глубокий след. Народ наградил Ивана Васильевича прозвищем Грозный. Иван Грозный был жестокий и нравственно неуравновешенный человек, его поступки оставили кровавый след в истории. Ведь он совершил жесточайшее преступление против своего народа, время его правления ассоциируется у каждого современного человека с жестоким опричным террором. Этому террору подверглись все классы общества, жертвами становились даже женщины и дети. Зачастую гибли ни в чем не повинные люди, стоило ему только заподозрить их в измене. Но сложился ли его характер спонтанно? Для ответа на этот вопрос следует обратить внимание на воспитание малолетнего государя.
Ребенок родился с блестящими дарованиями; быть может, он родился также с восприимчивою, легко увлекающеюся, страстною природою, но, без сомнения, эта восприимчивость, страстность, раздражительность если не были произведены, то по крайней мере были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его. Известно, что ребенок даровитый, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в затруднительное, неприятное положение, развивается быстро, преждевременно во всех отношениях. По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей; среди эгоистических стремлений людей, окружавших его, Иоанн был совершенно предоставлен самому себе, своему собственному эгоизму. Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, перед ним наглым, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти; в то же время он ясно понимал свое верховное положение, ибо те же самые люди, которые не обращали на него никакого внимания, которые при нем били, обрывали людей к нему близких, при посольских приемах и других церемониях стояли пред ним как покорные слуги; видел он, как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться; да и было около него много людей, которые из собственных выгод, из ненависти к осилившей стороне твердили, что поступки последней беззаконны, оскорбительны для него. Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте! Окруженный людьми, которые в своих стремлениях не обращали на него никакого внимания, оскорбляли его, в своей борьбе не щадили друг друга, позволяли себе в его глазах насильственные поступки, Иоанн привык не обращать внимания на интересы других, привык не уважать человеческого достоинства, не уважать жизни человека. Пренебрегали развитием хороших склонностей ребенка, подавлением дурных, позволяли ему предаваться чувственным, животным стремлениям, потворствовали ему, хвалили за то, за что надобно было порицать, и в то же время, когда дело доходило до личных интересов боярских, молодого князя оскорбляли, наносили ему удары в самые нежные, чувствительные места, оскорбляя память его родителей, позоря, умерщвляя людей, к которым он был привязан, — оскорбляли, таким образом, вдвойне Иоанна: оскорбляли как государя, потому что не слушали его приказаний, оскорбляли как человека, потому что не слушали его просьб; от этого сочетания потворств, ласкательств и оскорблений в Иоанне развивались два чувства: презрение к рабам-ласкателям и ненависть к врагам, ненависть к строптивым вельможам, беззаконно похитившим его права, и ненависть личная за личные оскорбления.[1]
Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Шуйские считали ненужным обращать на него большое внимание. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а первенствующий боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя, их отца, и ногу на нее положит, не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Тучков пихал ногами вещи его матери, позабывши, что ребенок такие явления помнит лучше, чем взрослый. Горечь, с какою Иван вспоминал об этом 25 лет спустя, дает почувствовать, как часто и сильно его сердили в детстве. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка. Но в обстановке, в какой шло его детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами.[2]
Личность Ивана Грозного
По словам Курбского, Иоанна воспитывали великие и гордые бояре на свою и на детей своих беду, стараясь друг перед другом угождать ему во всяком наслаждении и сладострастии. Когда он начал приходить в возраст, был лет двенадцати, то стал, прежде всего, проливать кровь бессловесных, бросая их на землю с высоких теремов, а пестуны позволяли ему это и даже хвалили, уча отрока на свою беду. Когда начал приближаться к пятнадцатому году, то принялся и за людей: собрал около себя толпу знатной молодежи и начал с нею скакать верхом по улицам и площадям, бить, грабить встречавшихся мужчин и женщин, поистине в самых разбойнических делах упражнялся, а ласкатели все это хвалили, говоря: «О! Храбр будет этот царь и мужествен!»
mirznanii.com
ОПРИЧНИНА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. Также «опричниной» называлось особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение Ивана IV и его семьи в 1565-1572 гг. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части страны – земщины.
Причины и цели опричнины
Введение опричнины Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченной власти. Таким образом, основным препятствием для царя здесь становились боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Но расправиться с остатками раздробленности он решил чисто традиционными методами, т.к. опричнина по форме была возвращением к временам раздробленности.
Учреждение опричнины. Опричное войско
Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 г. Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г. он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину. Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.
Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством: свои дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). Здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха. На землях бояр, выселяемых на территорию земщины, селились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины.
Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.
Состав опричного войска был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны. Связанные суровой дисциплиной, опричники орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Особым усердием и выполнением царских указов выделялись провинциальный дворянин Малюта Скуратов, боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский.
Ход и итоги опричнины
Стремясь уничтожить сепаратизм знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1570 г. Иван IV предприняла поход на Новгород. который якобы хотел отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь. Экономическая самостоятельность больших городов была подорвана.
Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения, но ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии,. выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Так, в годы опричнины помещикам щедро раздавались «черные» и дворцовые земли, резко увеличились крестьянские повинности. Опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не про сроку». Это коснулось почти всех земель, вело к разорению земельных хозяйств. Стремительно сокращались площади пахотных земель. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. В ответ в 1581 г. были введены «заповедные лета», когда «временно» крестьянам было запрещено вообще уходить от помещиков даже в Юрьев день. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.
Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван Грозный встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.
Опричнина могла дать лишь временный эффект, т.к. это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны.
Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».
Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, по мнению представителей этой точки зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию.
w.histrf.ru
Территориальный состав опричнины. Война и мир Ивана Грозного
Территориальный состав опричнины
Собственно царских документов об учреждении опричнины у нас нет, мы довольствуемся лишь «отражениями» в летописях.
Никоновская летопись сообщает, что царь взял в особое опричное управление «город Можаеск, город Вязму, город Козелеск, город Перемышль два жеребья, город Белев, город Лихвин обе половины, город Ярославец и с Суходровью, город Медынь и с Товарковою, город Суздаль и с Шуею, город Галичь со всеми пригородки, с Чюхломою и с Унжею и с Коряковым и з Белогородьем, город Вологду, город Юрьевец Поволской, Балахну и с Узолою, Старую Русу, город Вышегород на Поротве, город Устюг со всеми волостьми, город Двину, Каргополь, Вагу; а волости: Олешню, Хотунь, Гусь, Муромское селцо, Аргуново, Гвоздну, Опаков на Угре, Круг Клинской, Числяки, Ординские деревни и стан Пахрянской в Московском уезде, Белгород в Кашине, да волости Вселун, Ошту. Порог Ладошской, Тотму, Прибужь».
Также летопись сообщает о переходе в опричнину «князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов». Поместья им должны были быть даны на землях, взятых в опричнину. Те вотчинники и помещики, которые не переходили в опричнину, должны были перейти с опричной территории на другие земли.
Из летописи явствует, что в опричнину были взяты преимущественно центральные и северо-восточные области государства, плюс некоторые земли на юго-западном рубеже московского государства, куда направлялись походы литовских людей и крымских татар.
Как пишет проф. С. Ф. Платонов «Территория опричнины, слагавшаяся постепенно, в 70-х годах XVI в. составлена была из городов и волостей, лежавших в центральных и северных местностях государства — в Поморье, замосковных и заоцких городах, в пятинах Обонежской и Бежецкой. Опираясь на севере на „великое море окиан“, опричные земли врезывались в „земщину“, разделяя ее надвое».
Опричнина захватывала как те земли, где преобладало относительно зажиточное самоуправляющееся черносошное и монастырское крестьянство, так и территории, где господствовали крупные вотчинники. Поскольку даже самые большие клеветники не смогли измыслить каких-то опричных репрессий против черносошных и монастырских крестьян, то остается признать, что север был экономической и политической опорой опричнины. После 1565 один из самых северных русских городов того времени, Вологда, становится фактически второй столицей государства, там осуществляется масштабное строительство.
Заметим, что север так и останется наиболее богатой частью государства вплоть до разорений Смутного времени, когда там погуляют и польские паны с черкасами (украинскими козаками), и шведы. Северная столица Вологда будет вырезана и сожжена, также как и многие другие города.
Земли на опасном юго-западном рубеже московского государства, где располагались вотчины переменчивых князей литовского происхождения, нуждались в надежных служилых землевладельцах.
Одним из главных упреков в адрес Ивана Грозного было то, что он провел разделение страны, приведя тем самым к дезорганизации управления. Но задумаемся, всегда ли разделение это плохо? И биологическая история (эволюция), и социальная история — это истории прогрессивной дифференциации.
Биологический организм начинается как колония гомогенных клеток, однако затем она дифференцируется, выделяя слои клеток, ответственные за питание, за выделение, за размножение, за защиту всей системы.
Человеческое сообщество, начиная с первобытного стада, дифференцируется, выделяя слои управленцев и управляемых; правителей, воинов, ученых (жрецов), охотников, скотоводов, земледельцев, торговцев, ремесленников.
И сегодня любая общественная модернизация начинается с того, что выделяется какая-то передовая социальная группа, для чего убираются избыточные связи: она оттягивает на себя ресурсы и начинает переформирование общества.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Начало и отмена опричнины. Последствия опричнины
Отмена опричнины год от года уходит в глубь веков, и многое из того, что принесло её создание многострадальной русской земле, стирается из народной памяти. Это весьма прискорбно, так как история имеет обыкновение вновь повторять людям неусвоенные ими уроки. Это особенно актуально в наши дни, когда находятся сторонники железной диктатуры и единовластия.
Спектр исторических оценок опричнины
На протяжении веков, прошедших со дня смерти Ивана Грозного, отношение к тем реалиям, которыми была характерна эпоха его правления, и, в частности, к опричнине, многократно менялось. Диапазон характеристик колебался от оценки их как проявления психического помешательства царя (точка зрения большинства дореволюционных историков), до признания действий опричного войска прогрессивными, направленными исключительно на укрепление государства, централизацию власти и преодоление феодальной раздробленности (сталинская позиция). В этом плане отмена опричнины была представлена чуть ли не препятствием на пути прогресса.
История термина «опричнина»
Какой же смысл несёт в себе сам этот термин? Известно, что произошёл он от славянского слова «оприч», то есть «вне», «отдельно», «за пределами». Изначально им обозначался надел, предоставлявшийся вдове после смерти мужа, и находившийся вне основной части имущества, подлежащей разделу.
В период правления Ивана Грозного такое название получили территории, конфискованные у их прежних владельцев, переданные в государственное пользование и ставшие собственностью его служилых людей. Остальная часть страны называлась «земщина». Налицо явное лукавство царя. Из общей массы земель, принадлежавших главным образом боярскому сословию, он выделял долю для государства, олицетворением которого был сам, и, назвав её «вдовьей долей», отводил себе роль смиренного и обиженного государя, задавленного произволом бояр, нуждающегося в защитниках.
Ими стало многотысячное войско, собранное исключительно из населения конфискованных и переданных государству, то есть «опричных» территорий. В 1565 году, когда это новшество было установлено, войско составляло тысячу человек, но к 1572 году, когда отмена опричнины стала неизбежной, увеличилось почти в шесть раз. По замыслу царя ей отводилась роль национальной гвардии, наделённой широкими полномочиями и предназначенной для укрепления государственной власти.
Обострение внутриполитического кризиса
Говоря о причинах, побудивших Ивана Грозного к созданию опричнины, как правило, в первую очередь отмечают его конфликт с боярской Думой, поводом для которого послужили разногласия по большинству вопросов государственной политики. Не желавший слушать ничьих возражений, склонный во всём усматривать признаки скрытого заговора, царь вскоре от дебатов перешёл к ужесточению власти и массовым репрессиям.
Конфликт принял особую остроту, когда в 1562 году царским указом были ограничены вотчинные права бояр, вследствие чего те оказались приравненными к поместному дворянству. Результатом сложившейся обстановки стала обозначившаяся среди боярства тенденция к бегству от царского произвола за рубежи государства.
Начиная с 1560 года поток беглецов постоянно увеличивался, что не могло не вызывать гнев государя. Особенный резонанс получил тайный отъезд в Польшу одного из наиболее видных царских сановников Андрея Курбского, осмелившегося не только самовольно покинуть страну, но и прислать Ивану письмо, заключавшее в себе прямые обвинения в его адрес.
Начало широкомасштабных репрессий
Поводом для начала массовых репрессий послужил происшедший в 1564 году разгром русских войск в битве с литовцами на реке Уле. Именно те, кто по мнению царя был прямым или косвенным виновником поражения, стали первыми жертвами. Кроме того, в декабре того же года в Москве появились слухи, что многие именитые бояре, опасаясь опалы, собрали в Литве и Польше немалое войско и готовят силовой захват власти.
Таким образом, создание опричного войска стало защитной мерой царя против реальной, а часто и мнимой опасности, а отмена опричнины, о которой речь пойдёт ниже, следствием её полной несостоятельности, как опоры государственной власти. Но это в будущем, а на тот момент, прежде чем дать волю своей необузданности, царь должен был заручиться поддержкой широких народных масс, и при их молчаливом согласии начать свой кровавый пир.
События, сопутствовавшие созданию опричнины
С этой целью Иваном был разыгран настоящий спектакль. Удалившись со всей семьёй в Александровскую слободу,и объявив о своём отречении от престола из-за обид, якобы нанесённых ему боярами и духовенством, он тем самым натравил на них народные низы, в представлении которых являлся помазанником Божьим и, по сути, Его наместником на земле. Изменить своё решение царь соглашался лишь при условии предоставления ему полной свободы творить суд и расправу над всеми, кто вызовет его гнев.
Его действия спровоцировали накал антибоярских настроений в народе, вынудили Думу просить Ивана Грозного продолжить правление на всех выдвинутых им условиях. В начале января 1565 года народная депутация прибыла в Александровскую слободу, тогда же царём было принято решение об учреждении опричнины.
Организация новой военной структуры
Как уже говорилось выше, первый отряд насчитывал тысячу человек и был полностью сформирован из жителей «опричных» уездов. Все новобранцы клялись в верности царю и в полном разрыве общения с земскими. Их отличительными знаками были подвешенные к шеям лошадей собачьи головы, символизирующие готовность выискивать крамолу, и мётлы, притороченные к сёдлам – знак того, что обнаруженная крамола будет незамедлительно выметена, как вредный сор.
Содержание многочисленного и постоянно возраставшего опричного войска было возложено на целый ряд российских городов, среди которых наиболее крупными являлись Суздаль, Козельск, Вязьма и Вологда. В самой же Москве в их распоряжение были отданы несколько улиц, таких как: Никитская, Арбат, Сивцев Вражек и другие. Прежние их жители были насильно выдворены из своих жилищ и переселены в отдалённые части города.
Подрыв экономики, первые проявления недовольства
Конфискация принадлежавших земщине земель и передача их во владение опричников нанесла удар по землевладению крупной феодальной знати, но в то же время подорвала экономику страны. Причины отмены опричнины, последовавшей в 1572 году, включали в себя и разрушение новыми землевладельцами налаженной веками системы обеспечения страны продуктами питания. Дело в том, что земли, ставшие собственностью новой элиты, в большинстве своём предавались запустению, и никаких работ на них не производилось.
В 1566 году был созван очередной, состоявший из представителей всех сословий, Земский собор. Просьбой об отмене опричнины его депутаты ещё не осмелились выразить создавшееся в народе недовольство произволом «служилых людей», тем не менее обратились к царю с челобитной о принятии мер против их бесчинств. Любое подобное выступление Иван Грозный расценивал как покушение на его монаршие права, и в результате триста челобитчиков оказались за решёткой.
Новгородская трагедия
Известно, что царствование Ивана Грозного (особенно в период опричнины) характерно масштабным террором в отношении населения собственной страны, причиной которого являлась необузданная жестокость самодержца, а побудительными причинами — подозрительность и мнительность. Особенно ярко это проявилось во время его карательного похода против жителей Новгорода, предпринятого им в 1569-1570 году.
Подозревая новгородцев в намерении перейти под юрисдикцию польского короля, Иван Грозный в сопровождении многочисленного опричного войска выступил к берегам Волхова для наказания виновных и устрашения будущих изменников. Не имея оснований обвинять кого-либо конкретно, царь излил свой гнев на всех, кто попался ему на пути. В течение нескольких дней, опьянев от безнаказанности, опричники грабили и убивали ни в чём не повинных людей.
Деморализация и разложение опричного войска
По оценкам современных исследователей, их жертвами стали не менее 10-15 тыс. человек, при том что общее население города в ту пору не превышало 30 тыс. жителей, то есть уничтожено было не менее 30% горожан. Справедливо заметить, что отмена опричнины 1572 года во многом явилась следствием падения морального авторитета царской власти, носителя которой впредь рассматривали не как отца и заступника, а как насильника и грабителя.
Однако, вкусив крови, царь и его слуги уже не в силах были остановиться. Годы, последовавшие за новгородским походом, ознаменовались многочисленными кровавыми казнями как в Москве, так и во многих других городах. Лишь в конце июля 1670 года на столичных площадях нашли смерть более двухсот осуждённых. Но этот кровавый разгул оказал необратимое действие на самих палачей. Безнаказанность преступлений и лёгкость добычи полностью деморализовали и развратили некогда вполне боеспособное войско.
Дезертиры
Это было лишь начало. Отмена опричнины во многом стала следствием событий, связанных с нашествием татар в 1671 году. Тогда, разучившиеся воевать и усвоившие лишь привычку грабить мирное население, опричники в основной своей массе просто не явились на сборные пункты. Достаточно сказать, что из шести, вышедших навстречу врагу полков, пять были сформированы из представителей земщины.
В августе следующего года произошло событие, после которого последовала столь долгожданная отмена опричнины. Битва при Молодях, в которой в пятидесяти километрах от Москвы сошлись русские и татары, без участия опричников, была блестяще выиграна земским войском, возглавляемым князьями Воротынским и Хворостининым. Она наглядно показала никчёмность и пустую обременительность для государства этой привилегированной военно-политической структуры.
Документы, сохранившиеся с той давней поры, свидетельствуют о том, что отмена опричнины, дата которой (как принято считать) – 1572 год, готовилась гораздо раньше. Об этом свидетельствует нескончаемая череда казней наиболее видных приближённых царя из числа высокопоставленных опричников, последовавшая уже в 1570-1571 году. Были физически уничтожены вчерашние любимцы царя, те, кто, по его же собственным словам, служил ему опорой и защитой от всех, кто готов был покуситься на трон. Но и год 1572-й ещё не принёс окончательного освобождения народу от его притеснителей.
Смерть царя и окончательная отмена опричнины
В каком году окончательно завершился на Руси период опричнины? Это вопрос, не имеющий однозначного ответа. Несмотря на официальный указ царя об упразднении этой структуры, фактическое разделение российских земель на земские и опричные сохранялось вплоть до его смерти (1584).
В 1575 году во главе земства Иваном Грозным был поставлен крещёный татарский царевич Симеон Бекбулатович. Этому назначению предшествовала очередная полоса казней. На этот раз в число преступников попали сановники, занявшие места в окружении царя после разгрома им в 1572 году опричной верхушки, а также ряд высокопоставленных духовных лиц.
Отмена опричнины и ее последствия
О том, что принесла опричнина народу России, очень метко выразился наш дореволюционный историк В.О. Ключевский. Он совершенно справедливо заметил, что преследуя мнимую крамолу, опричнина становилась причиной анархии, и тем самым порождала истинную угрозу престолу. Он же отмечал, что те кровавые расправы, с помощью которых царские слуги пытались оберегать государя, подрывали сами устои государственного строя.
Отмена опричнины (год издания царского указа) был отмечен для России тяжёлым положением на западе страны, где велись военные действия против Речи Посполитой. Русская армия, ослабленная царившим в стране экономическим кризисом, была оттеснена поляками. Закончившаяся к тому времени Ливонская война также не принесла ожидаемого успеха. Кроме того, под шведской оккупацией оказались Нарва и Копорье, и их дальнейшая судьба вызывала тревогу. Из-за упомянутого выше бездействия и фактического дезертирства опричных войск в 1671 году была разорена и сожжена Москва. На фоне этой тяжёлой обстановки и была объявлена отмена опричнины.
В каком году и кем кровавый деспот был не только реабилитирован, но и признан вершителем прогресса? Ответ можно найти в той критике, с которой Сталин обрушился на вышедшую в 1945 году первую серию фильма Эйзенштейна «Иван Грозный». По его словам, подхваченным советской пропагандой, роль Ивана Грозного в истории была глубоко положительна, и все действия сводились лишь к обеспечению централизованной власти и созданию мощного государства. Что же касается методов, которыми достигались поставленные цели, это, по мнению Сталина, было второстепенным вопросом. Собственной деятельностью «отец народов» в полной мере доказал искренность своего суждения.
fb.ru
Опричнина — Циклопедия
Опричнина — система мероприятий (репрессии, казни, конфискация земель), осуществляемых в Московском государстве в XVI веке царем Иваном IV в целях укрепления царской власти, для борьбы с оппозицией, остатками удельного сепаратизма и усиления ассимиляции завоеванных территорий.
[править] Причины введения опричнины
Опричники.Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. П. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал.
В январе 1558 года царь Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря для доступа к морским коммуникациям и упрощению торговли с западно-европейскими странами.
После перемирия в марте-ноябре 1559 года Московское государство столкнулось с широкой коалицией врагов, к которым принадлежали Польша, Литва, Швеция. Фактически участвует в антимосковский коалиции и Крымское ханство, которое разоряет регулярными набегами южные области. Война принимает затяжной изнурительный характер. Засуха и голод, эпидемии чумы, крымско-татарские набеги, польско-литовские рейды и морская блокада, осуществляемая Польшей и Швецией, опустошают страну.
Представители мощного боярства начинают выступать против продолжения борьбы за выход к Балтике. В 1564 году царю изменяет командующий западной армией князь Курбский, выдает агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в частности в польско-литовском походе на Великие Луки.
Измена Курбского и нежелание бояр-вотчинников участвовать в борьбе против Польши, Литвы и Швеции приводят царя к мысли о необходимости уничтожения привилегий аристократии и остатков феодальной удельной системы при одновременном усилении служилого дворянства.
В 1565 году царь объявляет о введении в стране опричнины. Страна была разделена на две части — «опричнину» и «земщину». В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей, во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены особые города (около 20, в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг) с волостями. В Москве некоторые улицы (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и др.) были отданы в распоряжение опричнины; бывшие жители были переселены на другие улицы. В опричнину были набраны также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, предназначенных на содержание опричнины; бывшие помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.
Территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной. Управление земщиной царь поручил земским боярам, то есть собственно боярской думе, поставив во главе князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Федоровича Мстиславского.
В ходе опричнины Ивану Грозному удалось быстро разрушить землевладения крупной феодальной знати, бояр и князей, которые были переселены на окраины государства, где шли постоянные военные действия. По оценкам В. Кобрина опустошения претерпело до 90 % земель Московского царства. Запустение московских земель привело к повальному голоду и эпидемиям среди крестьян.
С 1568 года началась большая волна репрессий, в частности т. н. дело боярина И. П. Федорова, по которой были казнены более 400 человек. Опричные репрессии сопровождались убийствами и грабежами населения городов и вотчин. Кровавым эпизодом в ходе опричнины стал поход на Новгород 1570 года. Подозревая новгородскую торговую знать в подготовке перехода города на сторону Речи Посполитой, Иван Грозный, в сопровождении дружины опричников, стрельцов и других ратных людей, выступил против Новгорода. В ходе этой операции по разным подсчетам погибло от 10 до 27 тысяч жителей города, опустошенны были также и окрестности Новгорода. Население было обложено непосильными налогами, для взыскания которых Иван Грозный использовал пытки и казни. После опустошения Новгорода в Москве были казнены 200 человек из числа знати, причем казни отличались садистской изощренностью.
[править] Конец опричнины
Опричнина была приостановлена в 1572 году после разрушительного набега крымских татар на Москву. Опричные полки оказались неспособными защитить Москву от набега, город был сожжен, а значительная часть его жителей погибла от огня и дыма. Сам Иван Грозный при этом скрылся.
Татарский набег ударил по престижу царя и опричнины. В 1575 году Иван Грозный отрекся от царского престола в пользу Касимовского хана Симеона Бекбулатовича, однако уже через год отменил свое решение и вернулся к власти, отдав Бекбулатовичу владения в Твери.
- Садиков П.А. Очерки по истории опричнины. АН СССР, Ин-т истории, Ленингр. отд – Москва: Издательство Академии наук, 1950. – 594 с.
- Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М.: Изд. «Московский рабочий», 1989. — 175 с.
- Опричное братство. Всех воров на кол! //[сборник материалов по истории опричнины] / авт.-сост. и авт.предисл. С. Шумов, А. Андреев. — Москва: Алгоритм : Эксмо, 2005. — 411, [2] c.
- С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. — М.: АСТ, Астрель, 2006.
- Курукин И. В., Булычев А. А.Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 374[10 с.: ил. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества).]
cyclowiki.org