Горе от ума классицизм – «Горе от ума» направление — классицизм, романтизм, реализм?

Содержание

«Горе от ума» направление — классицизм, романтизм, реализм?

         Ведущим литературным направлением в начале XIX века был классицизм. Однако не все так просто с комедией Грибоедова. Уникальность «Горя от ума», в частности, и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.

Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.

Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.

Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество, т.е. появляется вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он выходит за рамки действия, что не характерно для классицизма.

Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.

Любовный треугольник: Софья – героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в неведении о том, что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.

Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.

         Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.

Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Фамусов (от лат. «молва») боится сплетен, молвы,

князь Тугоуховский действительно  плохо слышит,

Репетилов (от фр. «повторять») повторяет за другими.

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других.  В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал : порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому.  Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии»  и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву,  испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Наша презентация темы

Реализм в комедии Грибоедова

И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:

«В  двадцати  лиц отразилась вся  прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический момент и нравы. Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности пьесы Грибоедова.

В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.

Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный  московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора. Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.

В тексте пьесы много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства.

         А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний  русской драматургии.  В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, — противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

    Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.
    Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин — Лиза, Лиза — Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари…” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).
    Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.
    Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него — родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

    …Во-первых, не блажи,
    Именьем, брат, не управляй оплошно,

    А главное — поди-тка, послужи…

    Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек — змея” — это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.
    В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей — родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “…он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей — также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

    По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).
    Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.
    Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).
    Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.


45306 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Смотрите также по произведению «Горе от ума»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

какие законы классицизма в пьесе Грибоедова ‘Горе от ума’?

Нифига се! Ленка, ну ты даешь, ищу сочинение нашла тебя! ЫыыыыЫ прикооольно)))) )
Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, — противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.
Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.
Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин — Лиза, Лиза — Петруша) , но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина) . Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари… ” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери) .
Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.
Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании) , а Чацкий для него — родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

…Во-первых, не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное — поди-тка, послужи.. .

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми) , чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек — змея” — это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей) . Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

otvet.mail.ru

Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова » Готовые Домашние Задания

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в идеально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой натуры. Развернутая эстетическая теория классицизма была создана во Франции Николо Буало в поэме “Поэтическое искусство” (1674 г.)

Теория жанров делила произведения на “высокие” (эпопея, трагедия, ода) и “низкие” (сатира, басня, комедия). Произведения классицизма должны были строго следовать следующим принципам:

—правило трех единств: времени, места и действия;

—гармония и соразмерность частей;

—логическая стройность и лаконизм композиции;

—простота сюжета;

—ясность и четкость языка (стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру)

Русский классицизм возникший во второй четверти 18 века, под сильным воздействием идей просветительской идеологии, характерной для продолжателей реформ Петра I, в большей степени был направлен на конкретные явления русской действительности, на преобладание национально-исторической тематики над античной.

В начале 19 века в России усилилась борьба за народность и истинность литературы в их неразделенности: освобождение от чужеродных влияний, за обращение к народной героике, “просторечию”, неприкрашенному изображению народного быта.

Возникли споры о назначении комедии, о её разных направлениях:

1. Злободневная, “колкая”, памфлетно-сатирическая комедия, (А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин) ставила целью эстетическую полемику и исправление нравов.

2. Светская комедия (А.И. Писарев, Хмельницкий) – свободная от нравоучений, подчинялась поискам изящной, динамичной интриги и непринужденных форм стихотворного диалога, близкого к салонной беседе.

Будучи одним из создателей жанра “светской” комедии, А.С. Грибоедов уже с первых шагов стремился творчески использовать идейно-тематические и жанрово-стилистические особенности обоих типов русской комедиографии.

Комедия (как более свободный “низкий” жанр, призванный отражать современную действительность) легче воспринимала вариативность использования изобразительных средств. Она могла быть сатирической, героической или лирической, а могла и соединять в себе разные типы. И чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его произведениях элементы различных типов комедий.

Грибоедов добивался естественного развития действия комедии, живости стиха, выразительных характеристик персонажей (острых, легких и жизненных), а также стремился создать ироничные зарисовки дворянского быта, осваивал стихию просторечия. Все эти напряженные творческие поиски блистательно воплотились в главном произведении Александра Сергеевича Грибоедова – комедии “Горе от ума”.

При создании комедии “Горе от ума” Грибоедов использовал правило трех единств драматургии классицизма:

— единство места действия – дом Фамусова;

— единство времени действия – всё происходит в один день — день приезда Чацкого в Москву;

— единство действия – непрерывность действия концентрируется вокруг Чацкого.

Русская комедия предпочитала “частной завязке” (т.е. интриге частной жизни) – “общую завязку”, при которой в действие вовлекалась определенная социальная среда в целом. У Грибоедова комедия, начинаясь, как “частная” история неразделенной любви, постепенно переросла в конфликт представителя независимой мысли (пылкого, нетерпимого, но честного и благородного героя) с окружающей его социальной средой (косной, бездуховной и беспринципной, яростно враждебной любым проявлениям свободной мысли, попыткам обновления норм жизни).

Фамусовская барская Москва олицетворяет узнаваемые законы застойного жизненного уклада (”времен Очакова и покоренья Крыма”), сохраняющие свою силу при всех “превращеньях” правлений, климатов и нравов, и умов”. Конфликт между “либералом” и “ретроградами” предстаёт как проявление борьбы за права и достоинство личности вообще. За обретение этой личностью законного места в современном обществе, за её прочную связь с основами национальной жизни. В комедии зреет сатирический социальный пафос, конфликт взят автором из общественной жизни своего времени.

Строгая эстетическая дисциплина классицизма не мешала Грибоедову наполнить комедию жизненной правдой и с небывалой свободой использовать новые формы драматической образности. “Я как живу, так и пишу свободно и свободно”. Эта свобода творческого осознания, независимость художественных представлений от условностей и стеснительных правил позволили Грибоедову создать великую комедию.

Комедийное построение легко и органично включило в себя публицистику, сатиру, нравоописание, тонко разработанную любовно-психологическую драму, трагедийные мотивы. Даже самые патетические монологи Чацкого вовлекались в динамику непрерывной смены комических положений, подчиняясь комедийному темпу и ритму. Стихия смешного завладевала высоким героем, не изменяя его природы, сосуществуя с патетикой и сарказмом, любовью и озлоблением, идеологическим пафосом и психологическими тонкостями. Развитие действия комедии подтверждало справедливость обличений Чацкого, но вскрывались не просто отдельные пороки барской или чиновничьей среды, но и ненормальность общества в целом. Когда фарсовая острота “диалога глухих” вместе с комедийными недоразумениями сгустилась до предела, комедия приобрела трагический смысл.

Потому что трагична участь Предтечи, горе Уму в обществе глухих к нему. Слепая беспощадность мгновенно объединившихся сил зла перед опасностью покушения на его главные механизмы (мздоимство, поклонение чинам и богатству, “радение родному человечку”) и незащищенность нарождающихся сил добра – гениальное открытие Грибоедова, составившее смысловую основу великой комедии.

Условные комедийные образы преобразились в типические характеры, отчасти сохранившие связь с традиционными амплуа, но уже вобрали в себя черты живой действительности. Скалозуб, Репетилов, Молчалин – это характерные для комедии имена-маски, но умея выделить в действительности самое существенное и характерное, автор так изобразил своих персонажей, что мы ощущаем стоящие за ними социальные законы, определяющие их психику и поведение.

В “Горе от ума Грибоедов создал целую галерею реалистических художественных типов. Имена персонажей стали нарицательными и сегодня служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина), и т. д.

Речь персонажей не расходится с их психологической характеристикой, принимая соответствующий колорит. Житейское правдоподобие и критерий поэтической правды выступают в полном согласии друг с другом.

Синтетичность драматургической поэтики Грибоедова особенно ярко проявилось в языке комедии. Разностопный ямб “Горя от ума” сравнялся в гибкости с разговорной речью; стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и особенности поведения. А традиционная афористическая отточенность сценической речи у Грибоедова зиждется на новой основе, — он привлёк ресурсы меткости и краткости народного слова, сблизив его с законами построения пословиц и породив множество новых пословиц и поговорок.

“Счастливые часов не наблюдают”,

“Ах! злые языки страшнее пистолета”,

“Всё врут календари”,

“Служить бы рад, прислуживаться тошно”,

“Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”,

“Блажен, кто верует, тепло тому на свете!”

В примерах недостатка нет, ещё Пушкин предсказал, что половина стихов “Горе от ума” войдёт в пословицы. Грибоедов осуществил двусторонний процесс взаимосвязи и взаимообогащения живого разговорного языка народа и языка литературного.

Подводя итоги, нам хотелось бы отметить парадоксы комедии Грибоедова “Горе от ума”.

1. По определению Пушкина Грибоедов в своем произведении обнажил и вынес на суд проблемы и болезни нашего общества, воплощая тем самым принцип “высокой комедии”, которая “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… близко подходит к трагедии”.

По теории жанров классицизма Грибоедов работает в низком жанре, а в результате создаёт по общему признанию высокую комедию.

2.В рамках классицизма свободный дух автора комедии позволил ему на основе всеохватного органического синтеза традиций и новаторства совершить мощный “скачок” породивший новое эстетическое качество – художественный реализм.

Подобные записи

vip-gdz.ru

Черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума». Теория литературы


Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, — противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин — Лиза, Лиза — Петруша), но все они как бы выстраиваются «в одну линию», не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В «Горе от ума» эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов «безродного пригрел и ввел в секретари…» (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое «фамусовское общество» противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него — родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

…Во-первых, не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно
А главное — поди-тка, послужи…

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек — змея» — это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В «Горе от ума» количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей — родственника Скалозуба, о котором он говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать»; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: «…он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник»). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, «они сломлены силой старой».

Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей — также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Горич, «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей»; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий-Репетилов).

Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Суть комедии — горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной и «ум» понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», носителе новых идей. Пылкость таких «умников» сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей «безумием», «горем от ума».
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом — просто сумасшедшим. «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?» — уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.

Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе «мучителей», оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.

Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.

Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона «трех единств» единство места и времени соблюдено, то единство действия — нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна — это холодный прием Чацкого Софьей, другая — столкновение между Чацким и Фамусовым и фамусовским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство Грибоедова.

Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В «Горе от ума» создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).

Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае — это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.

Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова — это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой — целостная панорама русской жизни начала XIX века.

www.school-essays.info

Шпаргалка — Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Грибоедов А.С.

Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, — противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин — Лиза, Лиза — Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари…” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него — родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

… Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное — поди-тка, послужи…

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек — змея” — это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей — родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “… он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей — также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).

Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

www.ronl.ru

«Черты реализма и классицизма в комедии «Горе от ума» Грибоедова А.С.»

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма.

От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы — «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» — это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэтому, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века».

В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой—влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня — влюблённая девушка (Софья), простак — соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр — персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница — подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).

Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои — особенно Фамусов и Чацкий — произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.

Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века.

Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п.

Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу:

Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить… (IV, 14)

Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего».

В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои — от слуги до короля — говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) — просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой — грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), — характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка.

В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников — он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.

В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия — страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения.

Итак, принято считать, что в истории русской литературы у истоков реализма стоят два произведения — «Горе от ума» и «Евгений Онегин». При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с чертами реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное гражданское содержание, традиционный состав героев, преобладание монологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, стихотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицистические черты касаются главным образом внешней, формальной стороны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фа-мусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне любит бедного Молчалина).

В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан.

Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

www.allsoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *