Гоголь миргород аннотация – Николай Гоголь «Миргород»

Содержание

Николай Гоголь «Миргород»

Второй цикл и последний цикл гоголевских повестей сильно отличается от первого. Если «Вечера…» представлялись как бы цельным произведением, то «Миргород» — это именно цикл. Четыре повести различаются очень сильно, показывая совершенно разные стороны жизни, совершенно различные характеры и ситуации.

В «Миргороде» пролегает разлом между «Гоголем романтическим» и «Гоголем реалистическим». Две эпохи литературы сталкиваются и словно бы спорят: то простой быт старосветских помещиков, то подвиги и удаль запорожских казаков; то ожившая украинская мифология, то проза провинциального бытия. Реалистическое начало, увы, победило; впоследствии даже мистика Гоголя будет подчинена злободневности. Но в «Миргороде», мне кажется, эта победа еще не очевидна – «Тарас Бульба» и «Вий» куда убедительнее «Старосветских помещиков» и «Повести…»

Повесть «Старосветские помещики» представляет перед нами своеобразную идиллию патриархального быта; «Тарас Бульба» — уносит в прошлое великих побед и потрясений, «Вий» — жуткая трагикомическая история, своей камерностью противопоставленная эпическим подвигам казаков; в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», напротив – никакой мистики, никакой остросюжетности – концентрированный быт во всей красе.

И еще одно явное отличие от «Вечеров…» — «Миргород» написан более взрослой личностью. В нем нет однозначно позитивных произведений, концовки трех повестей из четырех трагичны. Конечно, гоголевский юмор никуда не пропал, но смех автора становится грустным, а то и превращается в злую насмешку (в «Повести…»). Персонажи также стали далеки от черно-белого деления на «плохих» и «хороших». Хома Брут не похож на сильного духом остроумного и бесстрашного кузнеца Вакулу; хотя и совершенно плохих черт в характере его выделить сложно. Тарас Бульба – бесстрашный воин, мудрый стратег, искренний патриот – но его жестокость к побежденным врагам осуждается автором напрямую; он тоже – живой, реальный характер, а не сказочный витязь Данила Бурульбаш из «Страшной мести». «Старосветские помещики» вроде бы и неплохие люди, но их однообразно-благостная, почти растительная жизнь вызывает какую-то безысходную жалость – и жалко, что не могут люди вечно вот так счастливо и тихо жить, и, в то же время смущает мысль – а надо ли так жить, а зачем нужна такая жизнь, бездеятельная, непонятная? Что до Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем – они персонажи карикатурные, хотя. опять же, однозначной неприязни не вызывают – скорее, презрительную жалость. Хотя страшно иной раз становится, когда представишь, на что способны люди из-за мелочных бытовых ссор.

Но при всем этом развитии – увы, «Миргород» нравится мне в меньшей степени. В нем гораздо меньше того мифологического ощущения, сказочности, минимум мистики. А ведь именно из-за этого и полюбил я «Вечера…» — как оживленное гением русской литературы мифологическое пространство, как мудрость народа, помноженную на талант писателя.

Уходят из жизни добрые, тихие люди, никому не сделавшие зла. Герои сражений вырезают целые города — но это только озлобляет врагов, а погибших товарищей уже не вернуть. Обыкновенный бурсак попадает в ловушку темных сил и способен только отсрочить гибель. Два помещика превращают свою жизнь в бесконечную дурацкую тяжбу. В «Миргороде» появляются новые мотивы – трагизм бытия и его же абсурдность – в более поздних повестях Гоголя они станут основными – «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего». А сказочный мир постепенно уйдет навсегда, сменившись зловещим сюрреализмом, бытовой дьявольщиной и наркотическими снами.

Итог: «Миргород», конечно, сложно сравнить с «Вечерами…» — у этих циклов практически ничего общего. Объективно – развитие Гоголя как автора очень четко видно на примере различий этих циклов. Но для меня лично «Вечера…» всегда останутся настольной книгой, «Миргород» же, я перечитываю в основном выборочно. Как бы то ни было, «Тарас Бульба» и «Вий» — настоящие шедевры мировой литературы.

fantlab.ru

Миргород Гоголь

Н.В.Гоголь — мастер слова и деталей, сатирик и прозаик. Новый этап в творчестве Николая Гоголя открыл цикл рассказов «Миргород», в котором продолжил поднимать вопросы и проблемы об уничтожении крепостного права. Те произведения, которые он поместил в свой сборник, показывает помещичий быт и нравы, где совсем отсутствует красота или романтика. Человеческая жизнь состоит из мелких интересов и разных мелочей. Но все существование помещиков подчиняется лишь только корысти и пошлости.

История создания


Цикл рассказов, который Н.Гоголь объединил в один сборник, был создан писателем в 1835 году. Некоторые источники указывают, что это был февраль. Все рассказы, которые были помещены сюда, имеют много общего. Так, общими чертами стали следующие моменты:


•Все они основаны на украинском фольклоре.
•Прототипами многих персонажей стали реальные люди, которые жили на Украине или даже были его родственниками.
•Каждую повесть из сборника можно читать и по отдельности, не теряя при этом ее содержания.


В то время, когда шла работа над повестями из этого сборника, автор Гоголь заинтересовался историей, поэтому его художественное мышление глубоко проникает в исторический аспект. Известно, что увлекаться изучением историей Николай Гоголь начал еще обучаясь в гимназии, затем последовало преподавание истории в Патриотическом институте, где автор успешно проработал более четырех лет. Уже в то время он начинает собирать материал для своих новых произведений, задумывая огромное многотомное издание истории своей страны и географии Украины. Уже в то время он делает и первые наброски, которые помогут создать и сборник «Миргород».

Сборник вышел в печать двумя томами, где в каждой книге содержалось по две повести. Апполон Григорьев так написал об этой книге:

«Во всем этом слышится тоска самого поэта и невольно переходит на читателя».


Все рассказы имеют не только разные размеры, но они и противоположны по своему содержанию, но события в них отражают грандиозность замысла автора. Грустные размышления автора над жизнью наши отражение в повестях. Он анализирует жизнь в Малороссии и грустит о том, что она так сильно изменилась.

Содержание сборника


В знаменитый цикл повестей вошли четыре повести, которые различны по своему содержанию. В каждой гоголевской книге содержится по два произведения. Итак, следующие повести вошли в этот сборник:


☛ «Старосветские помещики».
☛ «Тарас Бульба».
☛ «Вий».
☛ «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».


Открывает гоголевский сборник повесть «Старосветские повести», где автор изобразил патриархальную идиллию. Главные герои добрые и простые люди, которые жили в маленьком и чистом домике. Все желания героев сводились только к их жилью в этом домике. Пульхерия Ивановна с утра до вечера была занята домашними хлопотами, но при этом каждое желание супруга тут же исполнялось. Афанасий Иванович любил все те кушанья, которые готовились в доме целыми днями под присмотром его жены. Любил помещик и мило подшутить над своей супругой. Тихо и спокойно проходила деревенская жизнь этих пожилых дворян-помещиков.

Когда случайно к ним заезжал какой-либо гость, то они радостно встречали его. Пытаясь угостить всем, что было у них в доме. Даже умирая, главная героиня четко давала приказания дворовым девкам о том, как ухаживать за ее супругом. Но Афанасий Иванович не смог жить без Пульхерии Ивановны, скучал и постоянно плакал, а потом и умер. Даже после смерти он желал быть со своей милой супругой. Эта гоголевская повесть несет в себе теплоту человеческих отношений и сострадание.

Прекрасен казацкий атаман Тарас Бульба, когда он сражается, защищая свою родную землю. Но повесть «Тарас Бульба» рассказывает о трагической судьбе этого атамана. В начале повести мы видим счастливую семью, где мать и отец встречают радостно двух сыновей, которые окончили учебу и вернулись домой. Материнское сердце чувствует тревогу, но Тарас настолько сильно гордится своими сыновьями, что решает испытать их в бою. В это время поляки стали притеснять Малороссию, и чтобы защитить свою землю запорожские казаки решили с ними сразиться. Но эта битва, эти сражения приносят большое горе в жизнь атамана, и полностью уничтожает ее.

Жену Тараса Бульба, пока он сражался, убили польские шляхи. Но и сыновья, которые показали себя в первом бою смелыми и отважными, погибают. Но гибнут они по-разному. Остап сражается как настоящий казак, попадает в плен и умирает всенародно мученической смертью. Андрий умирает от рук своего отца. Променяв свою родину на любовь прекрасной панночки, он выбрал себе судьбу. В конце повести и сам Тарас гибнет. автор вкладывает в уста героя слова о том, что русская земля все равно поднимется и восторжествует ее сила и мощь над другими странами и государствами.

Героем гоголевской повести «Вий» становится студент киевской семинарии, который во время летних каникул встречается с ведьмой. Но эта встреча повлияла и на последующую судьбу Хомы Брута. Он в ту ночь победил ведьму, которая сначала превратилась в старуху, а потом в прекрасную панночку. Но он так сильно избил ее, оседлав и катаясь на ней, что когда он покидал сарай, где остановился перед встречей с нечистой силой, то ведьма лежала без движения. Он вернулся в родные стены семинарии, но пробыл он здесь недолго, так как его тот же отослали в отдаленную деревню, отпевать панночку. Перед смертью дочь пана сотника потребовала Хому, и вот теперь он вынужден был исполнять желание умершей.

Но уже в первую ночь, только взглянув на умершую, Хома признал в ней ту самую ведьму, с которой повстречался накануне и мечтал забыть об этой встрече. Но выйти из церкви семинарист никак не мог, так как дверь заботливо заперли. Но ночь вышла неспокойная: всю ночь пыталась мертвая панночка, вылетев и гроба, схватить Хому. И лишь только круг, очерченный им, да молитвы спасали молодого духовника. Но как только пропели петухи, то ведьма успокоилась и снова улеглась в гроб. Еще хуже пришлось Хоме на следующую ночь, когда ведьма0паночка вызвала к себе на помощь и нечистую силу. И опять спас Хому круг, им очерченный.

На третий день, понимая, какая страшная ночь ему предстоит, духовник панночки попытался сбежать, но его поймали и вернули обратно. И вот наступила третья ночь. Теперь ведьма призвала к себе не только нечистую силу, но и страшного вия. Долго не смотрел Хома на этого ужасного гнома, но уже под самое утро взглянул и умер. Но и сама нечисть погибла, не успев о последнего петушиного крика выбраться из церкви.

В гоголевском произведении «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» повествуется о том, как два друга –помещика поссорились из-за ружья. Обозвав гусаком, один из друзей разрушил то, что хранили они годами.

Теперь вчерашние друзья стали врагами и затеяли судебную тяжбу, которая длилась десятилетиями.

Композиция и проблематика сборника


В «Миргороде» автор предстает перед читателями как настоящий художник, который смело показывает проблемы современного общества. Писатель выступает противником тех порядков, которые были заведены у старосветских помещиков. Когда он рассказывает, например, об Иване Ивановиче и Иване Никифоровичем, то показывает насколько глупа та ситуация, в которой они оказываются. И говорить автор о своих героях и их поступках с горечью и гневом. Смысл повести сводится к тому, что забавная анекдотическая история превращается в настоящую драму.

Героев автор описывает с сатирой, описывая «природную доброту» к нищим, похожее на жестокость, одного и доброты души другого. Высмеивает в повести автор и мир чиновников, которые постоянно пьяны и совсем не думают о делах. Композиция гоголевского сборника показывает восприятие автором действительности, но это и его художественный поиск. Все повести в сборнике связаны общей идеей и замыслом. Но отличаются стилевыми особенностями. В повести о двух помещиках, которые разругались из-за ружья, автор использует сатирическую иронию, как прием для изображения реального мира.

Повесть о старосветских помещиках ведется от лица простодушного рассказчика. Он наивно восторгается помещиками. Но позицию рассказчика автор не поддерживает. Можно сказать, что гоголевская ирония распространяется и на рассказчика, который помогает автору более полно раскрыть свою позицию. Поэтому его сборник «Миргород» — это некий суд над пошлостью людей, суд над тем помещичьим строем, который порождает столько пороков и несправедливость.

Критические оценки сборника


Последнюю повесть сборника критики приняли очень враждебно, посчитав ее грязной и дурной. Но вот повести первой части кажутся более чувственными. Сенковский отрицательно оценил и повесть «Вий», но не понравилось ему и название всего сборника, посчитав непонятным название книги, переписанное с название уездного полтавского города.

Критик Шевырев принимает все повести, кроме «Вия», отмечая и чувствительность, и патриотичность, и даже «простодушный» комичность его произведений. Он назвал их «безвредной бессмыслицей». Многие критики и писатели сошлись на едином мнении о том, что гоголевский сюжет прост и занимателен, увлекателен и величествен, как и сама природа. Разные литературные группировки того времени старались истолковывать гоголевские произведения по-своему. Но все они восхищаются многогранностью сюжета произведения.

Пушкин дал беглый анализ о том, что гоголевские произведения трогательные и заставляют смеяться сквозь слезы грусти и том, что автор идет вперед и развивается. Опальный поэт считает, что Гоголь еще заставит всех о себе говорить.

Но интересен отзыв Белинского о гоголевском сборнике. В первом своем высказывании критик бегло коснулся оригинальной гоголевской фантазии. Он сообщил о том, что таких необыкновенных явлений еще не было. Но уже в следующем своем высказывании Белинский называет писателя Гоголя самобытным и независимым талантом.

gfom.ru

Краткое содержание Гоголь Миргород за 2 минуты пересказ сюжета

Сборник Миргород состоит из 4 рассказов:

Старосветские помещики

Маленькие удалённые малороссийские деревни назывались в то время старосветскими. В одном из таких поселений и жили супруги Товстогубы —  Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Хозяйство их было большое, земля плодородна, урожай богатый, так что старики даже не замечали воровства своих приказчиков. Детей супруги так и не нажили, поэтому вся их любовь и забота были обращены друг на друга. Главным удовольствием для них была еда: с завидной частотой Пульхерия Ивановна накрывала на стол, угощая Афанасия Ивановича его любимыми кушаньями.

В один день Пульхерия Ивановна померла. Долго горевал Афанасий Иванович, изнывая от тоски по ней. Прошло несколько лет, когда уже сгорбившийся старик, гуляя по саду, услышал родной голос. Понял он, что это за ним пришла его старушка, распорядился, чтобы его похоронили рядом с Пульхерией Ивановной, да и помер. (Подробнее)

Тарас Бульба

Тарас – полковник. Его сыновья Остап и Андрий, отучившись в академии, только что вернулись в отчий дом. Тарас отправился с ними в Запорожскую Сечь, где уговорил казаков пойти на Польшу. Во время похода Остап и Андрий заматерели и стали настоящими бойцами.

Андрий был влюблён в польскую девушку и ради её спасения отрёкся от отца и казаков. Бульба, узнав о его предательстве, разгневался и убил сына во время боя. Остапа взяли в плен. Тарас отправился к недругам, чтобы вызволить сына, но стал свидетелем его ужасной казни. Тарас, потерявший в походе двух сыновей, пришёл в ярость и собрал новый поход, в котором отчаянно громил врага. Вскоре его схватили и сожгли заживо. (Подробнее)

Вий

Хома Брут остался на ночлег у старухи, которая оказалась ведьмой.  Ведьма оседлала парня и скакала на нём под ночным небом, пока Хоме не удалось сбросить её с себя. Избив палкой ведьму, Хома в страхе убежал в Киев. Его тут же выслали к сотнику, у которого помирала дочь. Панночка велела отыскать Хому, чтобы именно он читал молитвы у её тела. Отказаться парень не мог и нехотя согласился. Увидев панночку, Хома понял – это и есть та самая ведьма, жаждущая мести.

Две ночи провёл Хома в церкви, молясь у гроба девушки. Каждый раз она вставала из гроба, но не могла прорваться через круг, очерченный Хомой вокруг себя. На третью ночь ведьма вызвала Вия, который смог указать своим приспешникам на Хому. Черти тут же бросились на несчастного, и тот сразу же околел от страха. (Подробнее)

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Иван Иванович и Иван Никифорович были хорошими приятелями и соседями. Но как-то раз, не поделив ружье, они жутко поссорились. Никто не хотел мириться первым, оба были обижены друг на друга. Скандал дошёл до местного суда, и несколько долгих лет продолжалась их судебная тяжба. Соседи уже превратились в сгорбленных стариков, но продолжали строчить жалобы друг на друга и жили одними ожиданиями судейского решения. (Подробнее)

В своём сборнике «Миргород» Гоголь описал быт украинских крестьян, казаков и нравы мелких помещиков.

Кратчайшее, очень краткое содержание Миргород

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

Миргород. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Нагибин Мой первый друг, мой друг бесценный

    Все началось с того, что нас определили в далекую от дома школу. Здесь мы были чужаками, и, чтобы избежать стычек, домой ходили группой. Пройдя бульвар, мы обычно расслаблялись и начинали дурачиться.

  • Краткое содержание Лесков Дурачок

    Когда крестьянский мальчик остался без родителей, великодушный барин позаботился о сиротке, определив его постой и помощь в барском имении. Вся дворня, проживающая здесь, могли требовать от пацана выполнения самой грязной работы, доходили руки

  • Краткое содержание басни Крылова Стрекоза и муравей

    Басня «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова, как и все произведения этого направления содержит в себе не только интересный сюжет, но и мораль, обычно написанная в конце. По сюжету стрекоза очень легко относилась ко всему

  • Краткое содержание басни Крылова Обоз

    В басни Крылова «Обоз» речь идет о двух лошадях. Одна везет обоз, нагруженный различной посудой и домашней утварью. Она очень осторожничает, продумывает каждый свой следующий шаг и вообще ведет себя неуверенно.

  • Краткое содержание былины Святогор и Микула Селянинович

    Народное сказание повествует о встрече русского богатыря Святогора с путником Микулой Селяниновичем.

2minutki.ru

Гоголь «Миргород» – анализ — Русская историческая библиотека

В 1835 году выходит сборник Гоголя «Миргород» (см. его полный текст и краткое содержание).

Ощущение безнадежности и обреченности, которое просвечивало сквозь шумное веселье «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в новых рассказах расширяется и углубляется. Гоголь видит мир во власти темных сил; он умеет «вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров».

В «Старосветских помещиках» (см. полный текст и краткое содержание) автор изображает тихую, счастливую жизнь двух стариков – супругов Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Невольно вспоминается древняя легенда о любовной идиллии Филемона и Бавкиды. «Жизнь их так тиха, так тиха, – пишет Гоголь, – что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа… совсем не существуют». Но как непрочны частоколы и плетни, ограждающие игрушечный рай стариков! Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна живут в невинности и блаженстве: низенький домик с протоптанной дорожкой от амбара до кухни, связки сушеных груш и яблок, висящие на заборе, жарко натопленные чистенькие комнатки с дверями, поющими на разные голоса; кладовые, полные всевозможных варений и солений, – таков уютный мирок старосветских помещиков.

С умиленной любовью рассказывает автор об их прямодушии, простоте, скромности, гостеприимстве, об их трогательной взаимной любви. Но ни любовь, ни чистота не могут уберечь это беззащитное счастье. «Злой дух» проникает в их рай под видом тощей, одичавшей кошки; входит смерть и страдание. Для изображения темных сил Гоголь не нуждается более в чертях украинских сказок. Но куда страшнее мяуканье серенькой кошечки, предвещающей смерть, чем приплясывание черта, У которого «мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком».

Суеверная Пульхерия Ивановна верит, что одичавшая кошечка приносит ей смерть. Она делает распоряжения, ложится в постель и умирает. Через пять лет Афанасий Иванович слышит зов умершей жены – и покорно умирает. Закрываешь книгу и думаешь: для чего жили эти добрые, любящие люди? В чем был смысл их жизни? Почему погибли они от какого-то нелепого суеверия? И вспоминаешь слова автора: «страшная, потрясающая тина мелочей, опутавших нашу жизнь».

В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (см. полный текст, краткое содержание и анализ) перед нами снова замкнутый мирок, «медвежий угол», в котором живут два друга – помещика. Гоголь как будто хочет сказать нам, что на земле дружба столь же случайна, бессмысленна и беспомощна, как и любовь. Долгие, спокойные годы прожили соседи в полном согласии. Они заменяли друг другу не только семью, но и весь мир. Иван Иванович витиевато рассказывал Ивану Никифоровичу политические новости, упреждал его в недостаточной тонкости обращения и любил пощеголять перед ним своим глубокомыслием; Иван Никифорович, ленивый и неуклюжий, с удовольствием ел дыни, прислушиваясь к красноречию своего друга; он добродушно трунил над его самолюбием и любил поражать его резкостью своих суждений. Все это повторялось изо дня в день, из года в год, как привычный образ жизни. Друзья дополняли друг друга и были вполне счастливы.

И вот Ивану Ивановичу понравилось старое ружье Ивана Никифоровича, а Ивану Никифоровичу не захотелось уступить его Ивану Ивановичу. Они поспорили, и один назвал другого «гусаком». Это довольно невинное слово показалось обиженному крайне оскорбительным, произошла ссора, потом многолетняя тяжба; любовь внезапно превратилась в ненависть, и бывшие друзья проявили отвратительную мелочность, злобу, коварство.

Автор заканчивает свою повесть восклицанием: «Скучно на этом свете, господа!» Скучно от трясины провинциального города с его пошлостью, низменными интересами, злобными сплетнями; скучно от этой судебной волокиты, доносов, жалоб, взяток, интриг; скучно от поветового суда с сундуками, в которых хранятся кипы гербовой бумаги с ябедами и прошениями; скучно от «удивительной лжи», находящейся на главной площади Миргорода. Серая, убогая жизнь; серые, пошлые души, страшный мир, раскрывающийся беспощадным и зорким глазам Гоголя.

В рассказе «Вий» (см. полный текст, краткое содержание и анализ) бурсак-философ Хома Брут читает псалтырь над гробом панночки-ведьмы. Красота умершей поражает его паническим ужасом. Гоголь глубоко задумывается над загадкой красоты. В своей жизни он не знал любви к женщине и боялся этого чувства; ему казалось, что оно разрушит его душу. «Это пламя превратило бы меня в прах в одно мгновение», – писал он своему другу Данилевскому. Хома Брут гибнет от демонической силы красоты; мертвая красавица поднимается из гроба, злые духи врываются в церковь и приводят Вия – страшное чудовище с руками и ногами, засыпанными землей… У него железное лицо и веки, опущенные до самой земли. Он указывает железным пальцем на Хому, и тот, бездыханный, падает на землю.

 

Гоголь. Вий. Трейлер к художественному фильму 2018 г.

 

В сборнике «Миргород» помещена большая историческая повесть «Тарас Бульба» (см. её полный текст и краткое содержание). Задумав обширный труд по истории Малороссии, Гоголь собирал документы, сказания и народные песни. Истории он не написал; вместо научного и объективного исследования создалась вдохновенная лирическая поэма о славном прошлом Запорожской Сечи.

 

«Тарас Бульба». Художественный фильм по повести Н. В. Гоголя, 2009

 

«Тарас Бульба» – не спокойное повествование историка, а восторженный гимн героям, сражавшимся за веру и родину; прошлое малороссийского казачества Гоголь видит сквозь призму украинских дум, которые он называет «звонкими, живыми летописями». Он не рассказывает, а поет; вот почему тон его повести такой напряженный, повышенный, почти риторический.

Ритм прозы здесь легко переходит в ритм стихотворной речи; образы, сравнения, эпические повторения текут ровным лирическим потоком; отважный, разгульный и жестокий Тарас и его сыновья, суровый, воинственный Остап и романтически – влюбленный, пламенный Андрий, занимают первый план большой полуисторической, полусказочной картины. Их фигуры выше человеческого роста; это «лыцари» (рыцари), полные стихийных сил и неукротимых страстей. (См. статьи «Тарас Бульба» – история создания, «Тарас Бульба» – история и вымысел, «Тарас Бульба» – описание казаков.)

Тарас везет своих сыновей, только что вернувшихся домой из бурсы, в Запорожскую Сечь. Картины вольной и беспечной жизни казачества полны буйной удали. Андрий, влюбленный в полячку, проникает в осажденный казаками город и изменяет Родине; Тарас убивает его собственной рукой. Остап попадает в плен к полякам, и отец в толпе присутствует при его ужасной казни. Среди нечеловеческих мучений Остап кричит: «Батько! где ты? Слышишь ли ты все это?» И Тарас, выдавая себя, отвечает: «Слышу!» Потом он свирепо мстит врагам за смерть сына; наконец, поляки захватывают его и сжигают на костре.

Молодецкие бои, отважные подвиги, героические события, напряженное и драматическое действие возвышенные чувства и пламенные страсти – все это придает поэме Гоголя романтическое очарование. Если прибавить к этому чудесные по своей поэзии описания южной природы, то станет понятно ее влияние на многие поколения русского юношества.

В повести «Тарас Бульба» Гоголь прощается со своей любимой Малороссией, ее славным прошлым, ее звонкими песнями. Жизнь в Петербурге и знакомство с чиновническим миром вскоре внушают ему иные сюжеты, другую литературную манеру.

 

rushist.com

Анализ произведения «Миргород» Гоголя Н.В.

 

Анализ произведения

«Миргород» Гоголя Н.В.

 

Повести Н.В.Гоголя, вошедшие в «Миргород», были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собра­ния сочинений писателя.

Сборник «Миргород» во многом является продолже­нием первого сборника, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель развивает тему жизни и быта украинских крес­тьян и казаков («Вий», «Тарас Бульба») и мелкопоместного дворянства («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). В манере Гоголя сохраняется стремление к яркому описанию картин украинской природы, читатель найдет в этом сборнике элементы фантастики, чисто гоголевский лукаво-иронический юмор. Писатель, давая «Миргороду» подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и сам оценивал его таким же образом.

Но вместе с тем «Миргород» существенно отличается от «Вечеров». Второй сборник повестей свидетельствует о том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический метод изображения действительности. Писатель отражает жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Таковы Хома Брут и сотник («Вий»), Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна («Старосветские помещики»), Иван Иванович и Иван Никифорович («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Выражением величия народного духа является образ Тараса Бульбы из одноименной повести, в которой Гоголь с эпи­ческой широтой изобразил один из наиболее драматичес­ких периодов в истории украинского народа — период борьбы за независимость против панской Польши (см. «Тарас Бульба»).

Фантастика в «Миргороде» (повесть «Вий») не являет­ся самоцелью, а служит определенным средством выраже­ния жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так, нечистые силы в повести «Вий» находятся в подчинении аристократической верхушки села и противостоят народу.

Претерпевает изменения в «Миргороде» и гоголевский юмор. Он становится острее, резче, часто переходит в сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по верному замечанию Белинского, как «смех сквозь слезы», свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности противоречий окружавшей его действительности. Писатель видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют социальную природу. Характеры миргородских помещиков и чиновников — порождение определенного жизненного уклада. Обыватели Миргорода не могут выйти за рамки этого уклада, и в этом трагизм их положения.

 

libaid.ru

Н. В. Гоголь, «Миргород»: краткое содержание :: SYL.ru

Сборник повестей Н. В. Гоголя «Миргород» является неким продолжением сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». И состоит он из четырех повестей. Уникальным по своему содержанию создал Гоголь «Миргород». Краткое содержание его произведений будет представлено чуть ниже. Сюжеты их взяты из украинского быта, а название сборника от малороссийского местечка, которое находилось недалеко от родины писателя.

«Старосветские помещики»: краткое содержание повести («Миргород», Гоголь)

В «Старосветских помещиках» сюжет пропитан необыкновенной теплотой и человечностью и изображает идеальную деревенскую патриархальную семью пожилых супругов-дворян Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны Товстогуб, которые по сути своей были очень добрыми и искренними людьми, жившими в небольшом и уютном домике с маленькими комнатушками.

Так начинает Николай Гоголь «Миргород». Краткое содержание повести «Старосветские помещики» дальше рассказывает, что Пульхерия Ивановна любила заниматься хозяйственными заготовками и кулинарными яствами. Она сушила, варила и солила огромное количество грибов, ягод, фруктов и овощей. А Афанасий Иванович любил все ее приготовления, он часто и совершенно беззлобно над ней подтрунивал, но кушал всегда с удовольствием. Так день за днем проходила их спокойная и тихая жизнь.

Когда старушке настал час покинуть этот бренный мир, то она дала все необходимые распоряжения своим дворовым слугам о том, как после ее смерти ухаживать и присматривать за ее стариком. Но после кончины своей любимой супруги он утешиться так и не смог и в скором времени помер. По завещанию его похоронили рядом с женой.

Гоголь: «Миргород». Очень краткое содержание «Тараса Бульбы»

У казака Тараса Бульбы было два сына: мужественный и твердый Остап и тонкий и чувствительный и падкий на женскую красоту Андрий. По окончанию бурсы отец решил отвезти их в Запорожскую Сечь, где они стали познавать военную науку, очень важную для настоящего казака. Братья стали отважными воинами, не знавшими пощады для врагов.

Однажды казаки осадили город Дубно. Андрей узнал, что там голодает молодая польская панночка, в которую он был влюблен. Тогда он покинул свое подразделение по тайному подземному ходу, вошел в осажденный город и перешел на строну войска польского. Отряд запорожских казаков в это время узнает, что в Сечь пришли татары, и поэтому часть их была вынуждена покинуть Дубно.

Андрей стал сражаться против своих земляков, и в схватке с разгневанным отцом он был убит. Но вскоре поляки захватили в плен Остапа, а сам Тарас был сильно ранен. Через некоторое время, подлечив свои раны, с помощью хитрого плана отец добирается до Варшавы и присутствует на казни сына.

Месть и пророчества

Вот таким очень трогательным моментом украсил Н. В. Гоголь «Миргород». Краткое содержание «Тараса Бульбы» продолжается тем, что Тарас захотел отомстить за смерть сына и присоединяется к казацкому отряду, возглавляемому Остраниным и Гуней, которые вскоре заключили с поляками мирный договор.

Тарас не остановил свою борьбу и продолжал ее, пока его не взяли в плен поляки и не сожгли на костре. Свои пророческие слова он посвятил тому, что православная русская земля скоро поднимется с колен с новой силой и славой и восторжествует над всеми врагами.

Произведение «Вий»: кратко о главном

Именно этим произведением дополнил Гоголь «Миргород». Краткое содержание говорит о том, что это самое мистическое и самое страшное произведение этого удивительного писателя.

Однажды студент киевской духовной семинарии Хома Брут ехал к себе домой на каникулы. Заночевать ему пришлось у одной старухи-ведьмы, которая после полуночи вскочила на него и, погоняя его своей метлой, заставила бежать с нечеловеческой скоростью. Хома страшно напугался и только благодаря молитве смог освободиться от нее, а потом стал колотить ее поленом. Так и забил ее до смерти, и вдруг она превратилась в молодую девицу. После всего случившегося Хома оставил ее в поле, а сам поскорее вернулся в Киев.

Но вскоре за ним приехали казаки от пана-сотника, его дочка вернулась с гуляний сильно побитой и перед смертью просила, чтобы заупокойные молитвы три ночи читал киевский семинарист Хома Брут. Казаки его доставили и заставили служить в церкви, где стоял гроб. Хома очертил круг вокруг себя мелом и стал молиться, не отрывая глаз от политвенника, как вдруг панночка поднялась с гроба и стала искать его глазами, но не видела. Петух рано утром прокричал, и все утихло. На второй день панночка опять его искала по церкви и даже вызвала себе подмогу разных сущностей, но и они не помогли ей увидеть его и схватить.

На третий день Хома решил бежать из села, но не тут то было — казаки опять притащили его обратно. Мертвая панночка на третий день позвала Вия, и вдруг появилось это ужасное создание с железным лицом и опустившимися до земли веками. Хома не хотел смотреть на Вия, но не смог сдержаться, а тот попросил открыть ему веки и потом пальцем указал на Хому. Все «нечистое» кинулось на бедного Хому и растерзало его.

Кратко «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Это произведение стало настоящей искрометной сатирой, которой наполнил Гоголь «Миргород». Краткое содержание ее рассказывает, как в Миргороде по соседству жили два уважаемых пожилых дворянина: один Иван Иванович, худой и высокий, и Иван Никифорович — толстяк небольшого роста. Они были редкими друзьями. Но как-то раз Иван Иванович через свою изгородь увидел, как служанка соседа вынесла красивое охотничье ружье, и ему сразу же захотелось иметь такое у себя. Он направился к соседу, чтобы договориться с ним об обмене ружья на толстого кабана и на овса два мешка, но тот отказался.

Враги на всю жизнь

Ссора из-за этого произошла нешуточная, и в опалке Иван Никифорович гусаком обозвал Ивана Ивановича. После этого их мир и дружба закончились. Иван Никифорович построил хлев для гусей там, где был перелаз, разделявший их дворы. В эту же ночь Иван Иванович подпилил столбы сооружения, и оно рухнуло. После этого два соседа подали друг на друга иски в миргородский суд. Судья намерено затягивал это дело, чтобы остудить их пыл и примирить. Постепенно обиды стали забываться. И вот однажды на одном из дворянских городничих празднований они оказались за столом точно друг против друга. Уже показалось, что они забыли про ссору, пока Иван Никифорович не сказал, что зря Иван Иванович обиделся на «гусака». После этого тяжба опять возобновилась с большей силою и так и продолжается по сей день…

Так закончил Гоголь «Миргород». Краткое содержание, конечно, не может передать всего местного колорита и всех красок событий, поэтому лучше изучить эти произведения в оригинале.

www.syl.ru

Анализ цикла повестей Н.В. Гоголя «Миргород» » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

Повести Н.В.Гоголя, вошедшие в «Миргород», были опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собра­ния сочинений писателя.

Сборник «Миргород» во многом является продолже­нием первого сборника, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель развивает тему жизни и быта украинских крес­тьян и казаков («Вий», «Тарас Бульба») и мелкопоместного дворянства («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). В манере Гоголя сохраняется стремление к яркому описанию картин украинской природы, читатель найдет в этом сборнике элементы фантастики, чисто гоголевский лукаво-иронический юмор. Писатель, давая «Миргороду» подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и сам оценивал его таким же образом.

Но вместе с тем «Миргород» существенно отличается от «Вечеров». Второй сборник повестей свидетельствует о том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический метод изображения действительности. Писатель отражает жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения. Таковы Хома Брут и сотник («Вий»), Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна («Старосветские помещики»), Иван Иванович и Иван Никифорович («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Выражением величия народного духа является образ Тараса Бульбы из одноименной повести, в которой Гоголь с эпи­ческой широтой изобразил один из наиболее драматичес­ких периодов в истории украинского народа — период борьбы за независимость против панской Польши (см. «Тарас Бульба»).

Фантастика в «Миргороде» (повесть «Вий») не являет­ся самоцелью, а служит определенным средством выраже­ния жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так, нечистые силы в повести «Вий» находятся в подчинении аристократической верхушки села и противостоят народу.

Претерпевает изменения в «Миргороде» и гоголевский юмор. Он становится острее, резче, часто переходит в сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по верному замечанию Белинского, как «смех сквозь слезы», свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности противоречий окружавшей его действительности. Писатель видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют социальную природу. Характеры миргородских помещиков и чиновников — порождение определенного жизненного уклада. Обыватели Миргорода не могут выйти за рамки этого уклада, и в этом трагизм их положения.

5litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *