Годы жизни шопена – Шопен, Фридерик — Википедия

Фредерик Шопен (22 февраля 1810 — 17 октября 1849). Некролог и биография

Годы жизни Фредерика Шопена:

родился 22 февраля 1810, умер 17 октября 1849

Эпитафия

«В душе моей мелодия твоя,
В ней радость и печаль,
И жизнь, и мечты.
Когда закат ложится на поля,
Одевшись в свет и тень,
Приходишь ты».
Из песни Анны Герман «Письмо к Шопену»

Биография

Биография Фредерика Шопена — история жизни великого польского композитора, прославившего культуру своей страны на весь мир. Шопена можно без какого-либо преувеличения назвать гением. И гениальность эта начала проявляться еще в самом детстве композитора. Он всегда невероятно тонко чувствовал музыку и был буквально ей одержим. Когда мальчику еще не было восьми лет, в одной из варшавских газет написали о его первой пьесе, назвав Шопена «настоящим гением музыки» и «вундеркиндом».

Занятия в музыкальном училище и школе музыки давались Шопену легко. Вскоре он стал виртуозным пианистом. Однажды педагог Шопена, пианист Войцех Живный, отказался заниматься с двенадцатилетним Фредериком, сказав, что ему больше нечему научить этого ребенка. В двадцать лет Шопен уже гастролировал по Европе. Во время его турне в Польше возникло восстание, и композитор, поддавшись уговорам друзей и близких, предпочел остаться в изгнании. Тем не менее эта разлука с семьей и родиной очень тяготили его всю жизнь. В Европе Фредерика ждали любовь и слава — Шопена с радостью принимали во всех салонах и аристократических кругах. У него также не было недостатка в учениках, тем более, что преподавание музыки было еще одной страстью композитора помимо ее сочинения и исполнения.

Известность Шопена привлекала к нему множество людей, в том числе и влюбленных в него женщин, но официально женат он не был. В свободном браке он прожил несколько лет с писательницей Жорж Санд. Но первым серьезным объектом любви Шопена была полька Мария Водзинская, с которой он заключил тайную помолвку. Увы, ее зажиточные родители не захотели в зятья музыканта, зарабатывающего себе на жизнь тяжелым трудом, пусть и всемирно известного. После разрыва Шопена с Водзинской Жорж Санд буквально «прибрала» к рукам скромного и интеллигентного поляка. Годы отношений Шопена и Жорж Санд были годами расцвета творчества композитора, но затем Санд разбила хрупкое сердце возлюбленного, который и без того был ослаблен болезнью. Тоска по родине, смерть отца, разрыв с Санд и плохое самочувствие (последние исследования говорят, что у Шопена был муковисцидоз) лишили композитора сил бороться.

Последний год жизни Шопен не давал концертов и уроков. Смерть Шопена наступила в Париже, причиной смерти Шопена стал туберкулез. Похороны Шопена состоялись на кладбище Пер-Лашез, куда с гениальным композитором и пианистом пришли проститься тысячи его почитателей. Сердце Шопена было извлечено из его тела, помещено в урну и замуровано в одной из колонн церкви в Варшаве. Память о Шопене не угасает во всем мире и по сей день. Постоянно проводятся фестивали и конкурсы его имени, пополняются коллекции его музеев, а музыка Шопена — остается вечной, как совершенный и прекрасный дар одного из лучших композиторов за всю историю человечества.

Портрет Шопена и Жорж Санд, художник Эжен Делакруа

Линия жизни

22 февраля 1810 г. Дата рождения Фредерика Франсуа Шопена.
1818 г. Первое публичное выступление Шопена в Варшаве.
1823 г. Поступление в Варшавский лицей.
1826 г. Окончание Варшавского лицея, поступление в Варшавскую Высшую школу музыки.
1829 г. Окончание школы музыки, поездка в Вену с выступлениями.
1830 г. Первый самостоятельный концерт Шопена в Варшаве.
11 октября 1830 г. Последний концерт Шопена в Варшаве.
1830-1831 гг. Жизнь в Вене.
1831 г. Переезд в Париж.
26 февраля 1832 г.

Первый концерт Шопена в Париже.
1836-1837 гг. Расторжение помолвки с Марией Водзинской, сближение с Жорж Санд.
1838-1846 гг. Наивысший расцвет творчества Шопена.
зима 1838-1839 гг. Жизнь в Вальдемосском монастыре в Испании.
май 1844 г. Смерть отца Шопена.
1847 г. Разрыв с Жорж Санд.
16 ноября 1848 г. Последнее выступление Шопена, прошедшее в Лондоне.
17 октября 1849 г. Смерть Фредерика Шопена.
30 октября 1849 г. Похороны Фредерика Шопена.

Памятные места

1. Деревня Желязова-Воля, где родился Шопен.
2. Дом Фредерика Шопена в Желязовой-Воле, где он родился и где сегодня работает музей Шопена.
3. Музей Фредерика Шопена в Маленьком салоне семьи Шопен в Варшаве.
4. Усадьба Ноан (имение Жорж Санд), где Шопен жил со своей возлюбленной.
5. Памятник Шопену в Киеве.
6. Памятник Шопену и Санд в Ботаническом саду Сингапура.

7. Парк Шопена в Познани, где установлен памятник Шопену.
8. Музей Шопена и Жорж Санд в Вальдемосском монастыре в Испании, где пара жила в 1838-1839 гг.
9. Кладбище Пер-Лашез, где похоронен Шопен.
10. Базилика Святого Креста, где в одной из колонн замуровано сердце Шопена согласно его воле.

Эпизоды жизни

Шопена все считали невероятно добрым и воспитанным человеком. Его любили все — от коллег по искусству до знакомых и учеников, ласково называли ангелом или наставником. Цитата о Шопене из одного из рекомендательных писем — «лучший из людей».

Шопен не сразу был очарован Санд. Наоборот, при первой встрече она и вовсе показалась ему неприятной. Но Санд решила завоевать гениального композитора, несмотря на то, что у нее постоянно были другие любовники. Когда, наконец, Шопен был очарован, он полностью попал под власть своей возлюбленной. Жорж Санд любила композитора, но это было эгоистичное, истощающее чувство. За спиной Шопена его друзья обсуждали, что Фредерик тает прямо на глазах, а Жорж Санд «наделена любовью вампира». Когда Жорж Санд, воспользовавшись удобным предлогом, рассталась с Шопеном, это сильно подкосило его и без того ослабленное здоровье.

Могила Шопена на кладбище Пер-Лашез в Париже

Завет

«Вежливостью достигнешь больше, чем насилием».

«Время есть лучший цензор, и терпение — верховный учитель».


Биография Фредерика Шопена

Соболезнования

«Чтобы его до конца понять и передать, надо всецело, всей душой погрузиться именно в его единственную душу».
Генрих Нейгауз, русский пианист

«Все, что я смогла бы сказать на своем жалком французском языке, будет столь далеко от него, столь недостойно его памяти. Глубочайшее почитание, обожание, подлинный его культ восторженно сохранились у всех, кто знал его и слышал. Никто не похож на Шопена, никто даже отдаленно не напоминает его. И никто не сможет объяснить все, чем он был. Какая смерть мученика, какая мученическая и сама жизнь — у существа столь совершенного, столь чистого во всем! Наверняка он на небе… если только…»

Соланж Санд, дочь Жорж Санд, падчерица Шопена

Ссылки

Страница Фредерика Шопена в «Википедии»
Сайт музея Фредерика Шопена
Ноты произведений Шопена

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Фредерик Шопен . Жизнь, любовь, смерть…

1 марта исполнилось 209 лет со дня рождения польского композитора Фредерика Францишека Шопена.

Сын французского эмигранта Никола Шопен  участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Родился в окрестностях Варшавы.

Шопен вырос в обстановке согласной, мирной трудовой жизни, как в прочной и мягкой колыбели. Ее обычаи узнал он прежде всех иных; примеры простоты, благочестия, воспитанности навсегда остались ему милы и дороги. Семейные добродетели, религиозные обычаи, любовь, скромность окружали его чистой атмосферой, в которой его воображение приняло бархатную мягкость растений, никогда не знавших пыли больших дорог.

Первые уроки игры на фортепьяно получил у своей сестры — Людвики Шопен.

Молодого Шопена учили музыке, не возлагая на него особенных надежд. Пианист Цивни начал заниматься с 9-летним мальчиком. Занятия были серьезные, несмотря на то что Шопен помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество; обращением и внешностью Шопен производил обаятельное впечатление.


Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подернуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закругленный; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них был такой cachet кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя…

В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам.

Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза». Цивни был единственным наставником Шопена по фортепиано. Окончив после семи лет занятия у Цивни, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Эльснера. К этому времени талант Шопена ощутительно развился. Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он слышал выдающихся артистов, способствовали его развитию.

С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве.

Пианистическое и композиторское дарование Шопен проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огиньского, в 1818 впервые выступил публично.

На основе национальных танцев он создавал и поэтичные фортепьянные миниатюры, и большие концертные пьесы с оркестром, насыщая их чертами поэмности.

На родине он начал также писать песни на слова польских поэтов; из нескольких десятков сохранились лишь 19 (опубликованы посмертно).

Из Польши Фредерик Шопен эмигрировал во Францию.

Что бы его ждало в Польше? Соотечественники могли восхищаться его дарованием, но в высший свет ему, плебею, сыну француза-гувернёра, хода не было. Когда он хотел жениться на аристократке Марысе Водьзиньской, её родители дали понять, что ничего не выйдет. «Жалею, что ваша фамилия не Шопиньский», — так писала мать Марыси композитору, чьё имя уже гремело на всю Европу.

Париж — иное дело. Здешний бомонд принимает Шопена с восторгом. Он водит дружбу с такими гигантами, как Гейне, Берлиоз, Беллини. Им восхищается живописец Эжен Делакруа. Тёплые отношения связывают его с Мендельсоном. А вот ещё с одним современником, Ференцем Листом, отношения не заладились.

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он ее покидает навсегда в 1830 г. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья.

В Париж, где Шопена ожидала новая жизнь и слава, он переселился в 1831 г. Первый концерт Шопен дал в Париже 22-х лет. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко. Любовь давать уроки была странной и исключительной чертой Шопена весьма редко встречающейся у великих артистов.

В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. «Мы подверглись ярости разнузданного московского сброда. Ах, почему я не могу уничтожить хотя бы одного москаля!» Кто мог сказать эти слова? Семён Петлюра? Степан Бандера? Нет. Автор этих слов композитор Шопен!

Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен.

Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» — так он написал в своем дневнике.

Что касается религиозности Шопена, то композитор был искренне религиозный и приверженный католицизму. Шопен никогда не касался вопросов религии и не обсуждал ни с кем вопросы веры и Церкви, храня про себя свои верования и внешне их никак не обнаруживая при посторонних, а потому эти «посторонние» по разному описывают религиозность композитора Шопена.

  «Он был совсем не церковным человеком» (Лейхтентритт Г. ),

Шопен не исполнял религиозных обрядов и даже прекратил общение с духовенством.  Веря в бога он прервал с ним сношения» (Лист Ф. ).

Таким образом нет оснований для каких-либо категорических суждений о наличии или отсутствии религиозной подпочвы в данном случае.

Есть мнение, что Фредерик Шопен был внутренне очень верующим человеком, но предпочитал не говорить на тему веры с друзьями, боясь, что его не поймут, а потому он тщательно скрывал свой внутренний мир.

Шопен ни когда не говорил о своих религиозных убеждениях, но есть свидетели, что как только композитор живя уже во Франции, плохо себя чувствовал, он сразу приглашал на дом священника с просьбой исповедовать и причастить его.

В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ своей ужасной болезни легких.
Пребывание на Майорке имело благодетельное действие на здоровье Шопена.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена а разрыв с любимой женщиной в 1847 г. был фатальным для Шопена.

Желая покинуть Париж, чтобы избавиться от всего окружающего, ему так живо напоминавшего пережитые годы, Шопен поехал в апреле 1848 г. в Лондон и это было последним его путешествием.

Успех, нервная, ненормальная жизнь, климат — все это окончательно подорвало его болезненно-деликатную натуру, и великий артист, вернувшись в Париж, слег, а 5 (17) октября 1849 г. его не стало.

Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне.

Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.

Фредерик Шопен умер молодым, ему было всего 39 лет.

До сих пор нет ясности от чего умер Шопен. Официально, от туберкулёза. Однако, врачи настаивают на версии о редком генетическом заболевании. Известно, что композитор часто болел и его вес при росте 170 см. составлял 40 кг.

У Фредерика с детства было плохое здоровье. Тщедушный мальчик не мог есть жирную пищу, которую в то время считали питательной и необходимой. По утрам он много кашлял. Жаловался на головную боль и недомогание.

Став взрослым и заработав состояние благодаря исполнительскому мастерству, он начал лечиться у самых известных врачей того времени. Все, не сговариваясь, говорили о туберкулёзе лёгких. Но кроме этого врачи находили у него массу иных болезней. Например, в 1826 году Шопен более полугода лечился от сильной головной боли и от увеличения шейных лимфатических узлов. А ещё через четыре года был вынужден отменить концерты в Австрии из-за сильного отёка носа, вызванного хроническим насморком.

Санд нашла врача, который составил диету. Шопен перешёл на мёд и овсяные отруби. Подруга увезла его на зиму на Майорку, по традициям того времени. Кстати, композитор там так сильно кашлял по утрам, что хозяин жилья потребовал плату за повторное оштукатуривание стен (в то время так боролись с лёгочными инфекциями).

Шопен умер от туберкулёза, как считали тогда, но каково же было удивление его лечащего врача Жана Крувелье, который на вскрытии не увидел ни одного признака грозной болезни. Но, так как он не знал никакого другого заболевания, при котором был бы такой кашель, в протоколе о смерти фигурирует всё же туберкулёз.

Современные врачи, тщательно изучив не только жизнь самого композитора, но и его родных, заговорили о муковисцидозе, наследственной патологии, о которой в то время ещё не подозревали. В качестве доказательства они приводят не только кашель с густой мокротой, но и проблемы с бронхами, постоянные инфекции нижних дыхательных путей, непереносимость жиров.

Судя по фотографиям, в последнее десятилетие жизни у Шопена развилась бочкообразная грудная клетка, что характерно для больных муковисцидозом. К счастью, у композитора была лёгкая форма патологии, что позволило ему прожить без лечения довольно долго для этой болезни.

Не оставил Шопен и потомства,хотя имел большую популярность у женщин. От чего следовательно бытует мнение, что композитор из за слабости организма был бесплодным.

Правда у Шопена была любимая женщина. Никто не мог даже предположить, что Жорж Санд и Фредерик Шопен могут влюбиться друг в друга. Слишком уж разными они были — хрупкий болезненный юноша с манерами рыцаря и решительная женщина в мужском костюме, с неизменной сигарой в зубах. Тем не менее их роман продолжался десять лет и сподвиг обоих на создание выдающихся произведений — он писал музыку, она — книги.


К моменту знакомства у неё был солидный жизненный опыт за плечами. Амандина Аврора Люсиль Дюпен, которой было немного за тридцать, успела пожить в женском монастыре, выскочить замуж, родить сына и дочь, оставить супруга, уехать вслед за любовником в Париж и написать несколько романов под мужским псевдонимом «Жорж Санд». Фредерику Шопену не было ещё и тридцати. Он слыл музыкальным гением и виртуозом, объездил с концертами множество стран и был брошен той, с которой был помолвлен.

Когда они впервые встретились на светском вечере в доме их общей знакомой, Шопен развлекал гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила познакомить двух творческих натур, но музыкант тогда не придал значения этой встрече. А после спрашивал знакомых: «Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?». Молодого человека с изысканными манерами тогда шокировало фривольное поведение и экстравагантный внешний вид писательницы, которая не просто носила мужской костюм, но ещё и дополняла его высокими грубыми сапогами, шляпой и сигарой. А вот «возмутительница спокойствия», по-видимому, сразу обратила внимание на молодого композитора.


Санд и Шопен часто пересекались на разных светских мероприятиях.
После общения с писательницей мнение музыканта о ней изменилось,
и спустя какое-то время пара начала встречаться — пока втайне
от окружающих. Спустя несколько месяцев влюблённые стали жить вместе
открыто, а в конце 1838-го уехали «зимовать» на Майорку — вместе
с детьми Санд, как одна семья. В то время Шопена, который с детства
страдал от туберкулёза, мучили приступы кашля, и пара надеялась, что
мягкий климат поможет поправить здоровье.

Однако вышло наоборот: в Испании музыканту стало только хуже. Санд
ухаживала за ним день и ночь, а тут ещё владелец квартиры узнал о недуге
своего постояльца. По законам того времени, мебель и все предметы,
к которым прикасался больной, приходилось сжигать — разумеется,
оплачивать их стоимость пришлось Шопену и Санд. Самих же молодых
выставили за дверь. Поскольку никто не соглашался принять человека,
страдающего туберкулёзом, другого жилья они так и не нашли — их приютили лишь в монастыре.

На этом злоключения не закончились. Влюблённым предстояло вернуться в Париж, но все корабли отказывались брать их на борт. После ряда безуспешных попыток всё же удалось уговорить одного из капитанов. Правда, гениальному композитору, блистательной писательнице и двум детям выделили худшую из всех кают — по соседству с загоном для свиней. Как потом говорил Шопен, у этих свиней были условия на порядок лучше, чем у него. Санд же ни на что не жаловалась.

Вернувшись во Францию, «семейство» поселилось в поместье Жорж Санд. Но и там счастья не было: Шопен по-прежнему болел, сын ревновал мать к чужому мужчине. А повзрослевшая дочь наоборот — настраивала «отчима» против матери. Отношения постепенно начали сходить на нет, и в 1847 году Шопен не выдержал. Музыкант собрал вещи и ушёл. Санд не стала его останавливать.

Поначалу они слали друг другу письма, но дочь Санд рассказывала Шопену про измены экс-подруги.

«Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком», — писала сама Жорж композитору.

А вскоре прекратились и письма. В последний раз Шопен и Санд встретились случайно — за полтора года до смерти композитора. Он не стал разговаривать с бывшей возлюбленной, но до конца жизни поддерживал тёплые отношения с её дочерью. А умирая, всё-таки вспомнил писательницу: «Она обещала, что я умру в её объятьях».

Шопену отношения с эпатажной Санд давались с большим трудом, но многие биографы сходятся во мнении: именно в те годы композитор написал свои лучшие произведения. Их отношения продолжались около десяти лет и принесли обоим много страданий: наверное, счастливый брак и спокойная семейная жизнь — слишком сложное понятие для двух гениев под одной крышей. Но об их романе помнят до сих пор. Даже спустя почти две сотни лет.


В костёле Святого Креста в Варшаве покоится сердце Фредерика Шопена.

Смерть Шопена была ударом для музыкального мира, а похороны были редким выражением симпатии его многочисленных поклонников.

Шопен выше всех композиторов ставил Моцарта.

Согласно желанию покойного, на его похоронах был исполнен реквием Моцарта известнейшими артистами того времени.

В церкви St. Madelaine 30-го октября при начале мессы был исполнен похоронный марш великого умершего артиста, инструментованный Ребером.

При возношении св. даров Лефебюр-Вели сыграл на органе два прелюда Шопена. Партии соло в реквиеме пели Виардо-Гарсиа, Кастелан и знаменитый бас Лаблаш.

На кладбище Père-Lachaise прах Шопена покоится между Керубини и Беллини. Прекрасный памятник сооружен по подписке.

Шопен — это музыкальный гений, которым Польша по праву так гордится. Ни до, ни после Шопена его родина не дала такого сильного художника в области музыкальной. Несмотря на то что творчество Шопена было почти исключительно посвящено пианизму, его редкий композиторский дар давал ему полное право на более обширную композиторскую деятельность, но деликатная, замкнутая натура Шопена довольствовалась избранными рамками, и, несмотря на них, Шопен выказал необычайную силу душевного выражения. В избранной им области заслуги Шопена громадны. Обаятельная, глубокая музыка этого художника живет не только в сердцах его нации, но и всего музыкального мира. Симпатии же Польши, конечно, особенно ярки, так как она ближе, чем какая-нибудь другая народность, чувствует в Шопене своего истинно национального композитора, излившего свою музыкальную душу в полонезах, балладах, рисующих прошлое Польши и так ярко выдвигающих прелестные черты музыкального народного языка. Композиции Шопена представляют явление исключительное, Шопен — это самородок, которого нельзя назвать продолжателем кого-либо.

Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью.
Во всем, что писал Шопен в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение.

В музыке Шопен высказался вполне его характер, гораздо более, чем в жизни, так как автор отличался выдержанностью, замкнутостью. Как создатель музыки преимущественно гибкой, грациозной, поэтичной, Шопен в своем исполнении поражал не силой и энергией, а передачей, то лучезарной, то полной таинственности, нежной, прерывистой . Его игра тонкая, даже миниатюрная не была для массы, но тем более великие музыканты и пианисты того времени были самыми искренними и безграничными поклонниками игры Шопена . Назовем Листа, Шумана, находивших игру великого музыканта трогательной. Все, что было самого выдающегося в областях искусства и литературы, преклонялось перед Шопеном как перед композитором и исполнителем: Гейне, Лист, Мейербер, Адольф Нурри, Гиллер, Мицкевич, Жорж Санд, Шуман, Мендельсон, Мошелес, Берлиоз и многие др.

Посмертная судьба Шопена полна возвышенной романтики и горькой иронии. Тело композитора покоится на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце, согласно его воле, было отправлено в Варшаву, где по сегодняшний день находится в церкви Святого Креста. Но к самому Шопену у поляков отношение было странным. Спустя меньше чем полвека после его смерти соотечественники умудрились забыть о нём окончательно. Русский композитор Милий Балакирев, большой почитатель таланта Шопена, приехав в Варшаву, был поражён. «Домик, в котором родился гениальный Фридерик, я застал в ужасном состоянии заброшенности, а нынешний владелец деревушки вообще не знал, кто такой Шопен… Результатом моей деятельности явилось учреждение памятника в Желязовой Воле, которое состоялось 14 октября 1894 г.». Ирония судьбы — проклинаемые Шопеном «москали, эти восточные варвары» заботились о сохранении его наследия едва ли не больше, чем гордые шляхтичи…

filaretuos.livejournal.com

Фредерик Шопен — биография и факты из жизни

Величайший польский композитор Фредерик Шопен сосредоточил свои усилия в игре на фортепиано и оставил сильное влияние на композиторов, которые последовали за ним.

Он родился 1.03.1810 года в городе Желязова-Воля, Польша. Фредерик Шопен вырос в семье среднего класса. Он опубликовал свое первое произведение в возрасте семилетнем возрасте и начал выступать спустя год. В 1832 г. он переехал в Париж, общался с высшим кругом общества и был известен, как отличный преподаватель фортепиано.

Ранние годы Фредерика Шопена

Фредерик Шопен в молодости

Его отец Николай был французским эмигрантом, который работал бухгалтером, когда он встретил и женился на Юстине Кржизановской. Вскоре после этого родился Фредерик. Николай нашел работу в качестве репетитора для аристократической семьи в Варшаве.

Занятость отца разоблачила молодого Шопена для искусственного Варшавского общества и его мать решила познакомить его с музыкой в раннем возрасте. В 6 лет молодой Шопен умело играл на пианино и сочинял мелодии. Признавая его талант, его семья нанимает профессионального музыканта Войцеха Зышны для уроков на пианино. Вскоре ученик превзошел учителя, как по технике, так и по воображению.

К 1818 году Шопен выступал в элегантных местах и сочинял собственные композиции, в том числе “Polonaise in G Minor”. К 1826 году он сочинил несколько пьес для фортепиано в разных стилях и родители записали его в Варшавскую консерваторию, где он проучился три года под управлением польского композитора Юзефа Эльснера.

Однако, чувствуя, что ему нужен более широкий музыкальный опыт, родители Шопена в конце концов отправил его в Вену, где он сделал свое дебютное выступление в 1829 году. Зрители были в восторге от его сугубо технических, но поэтически выразительных выступлений. Несколько следующих лет Шопена проведены в Польше, Германии, Австрии и Париже, где он поселился в 1832 году. Там он быстро наладил отношения с другими молодыми композиторами, среди которых были Ференц Лист, Винченцо Беллини и Феликс Мендельсон.

Жизнь в Париже

Фредерик Шопен за фортепиано

В то время, как Шопен выступал в Париже, не все зрители могли понять его тонкий стиль. Ему не всегда удавалось собирать большие концертные залы, так как люди больше понимали произведения Франца Шуберта и Людвига Ван Бетховена. Однако случайное знакомство с семейством Ротшильдов открылось для него новые двери и Шопен вскоре нашел работу в больших салонах Парижа как исполнителя и педагога. Рост его доходов позволил ему жить хорошо и сочинять новые произведения.

Хотя Шопен в юношеском возрасте преуспевал в любовных делах, но ни одни из его отношений не длились больше года. В 1838 году он начал роман с французской писательнице Авророй Жорж Санд. Пара провела суровую зиму на испанском острове Майорка, где Шопен заболел. В марте 1839 года Шопен понял, что нуждается в медицинской помощи и его доставили в Марсель, где ему был поставлен диагноз чахотки (туберкулеза).

После периода восстановления сил в Марселе, в мае 1839 года Шопен и Санд осели к югу от Парижа в городе Ноан, в ее загородном доме. Следующие семь лет оказались самым счастливым и наиболее продуктивным периодом жизни Шопена. Он уверенно написал ряд шедевров, на его новые произведения рос спрос, а его глубокое понимание издательского бизнеса также привели к росту доходов и предоставили Шопена к элегантному образу жизни.

Последние годы и смерть

Жорж Санд и Фредерик Шопен

К середине 1840-х годов здоровье Шопена и его отношения с Жорж Санд были ухудшены. Его поведение стало непредсказуемым, возможно из-за не диагностированной формы эпилепсии. Их роман закончился в 1848 году после того, как Санд нелестным образом описала их отношения в своем романе “Лукреция Флориани” (1846). В конце концов обе стороны оказались слишком горды, чтобы мириться, а дух и здоровье Шопена были сломаны.

Он совершил длительное турне на Британские острова, где боролся с изнурительным графиком, и сделал свое финальное публичное выступление 16 ноября 1848 года. Затем он вернулся в Париж, где умер 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет. Его тело похоронено на кладбище “Лашез”, но сердце было погребено в церкви в столице Польши, недалеко от места его рождения.

my-france.club

Фредерик Шопен | История живописи вики

Фредери́к Франсуа́ Шопе́н (1 марта 1810 года, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы — 17 октября 1849, Париж) — польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства.

thumb|300px|right

Фридерик Шопен

Датарождения

1 марта 1810

Месторождения

Желязова-Воля,

Варшавское герцогство

Датасмерти

17 октября 1849 (39 лет)

Местосмерти

Париж, Франция

Страны

Польша Франция

Профессии

Компазитор, пианист, педагог

Инструменты

фортепиа

Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепьяно, сочинять музыку и систематически заниматься с чехом В. Живным — серьезным музыкантом-педагогом. В 1818 году в Варшаве состоялось первое публичное выступление Шопена. К этому времени он уже был автором нескольких фортепьянных пьес — полонезов и марша. В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей. В начале 1820-х годов он начал заниматься по композиции у Ю. Эльснера. В июле 1826 года Шопен окончил Варшавский лицей. Осенью того же года он поступил в Варшавскую Высшую школу музыки, где обучался почти три года. Под руководством Эльснера, превосходного музыканта и педагога, сразу разгадавшего гениальную одаренность своего ученика, Шопен сделал огромные успехи. За время обучения Шопеном было написано много фортепьянных произведений, среди которых выделяются вариации на тему Моцарта, рондо, рондо для двух фортепьяно, 1-я соната, краковяк, ноктюрн ми минор и др. Уже тогда сильнейшее влияние на Шопена оказала польская народная музыка, а также польская литература и поэзия (Мицкевич, Словацкий, Витвицкий и др.). По окончании Высшей школы Шопен в 1829 году предпринял поездку в Вену, где выступил с исполнением своих произведений. В 1830 году состоялся его первый самостоятельный концерт в Варшаве, за которым последовал ряд других выступлений. 11 октября 1830 Шопен в последний раз играл в Варшаве и вскоре покинул родину. Конец 1830 года и первую половину 1831 года прожил в Вене. Концерты, новые музыкальные знакомства, посещение театров, поездки в живописные окрестности города — все это благоприятно отразилось на развитии его дарования. Летом 1830 года Шопен уехал из Вены.

Фредерик Шопен

Начало сентября провел в Штутгарте; здесь узнал о неудаче польского восстания и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от этого известия Шопен пишет этюд до минор (соч. 10, № 12), часто называемый «революционным», и две глубоко трагические прелюдии — ля минор, ре минор. В числе его новых сочинений — концерты для фортепьяно с оркестром, полонез ми-бемоль мажор, полонез для фортепьяно и виолончели, ноктюрны (соч. 9), польские песни на слова Витвицкого и Мицкевича и др. Шопен полностью подчиняет виртуозно-технические элементы своих произведений музыкально-поэтическим образам. Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж. С тех пор его жизнь связана с этим городом. Здесь Шопен сблизился с Листом, Берлиозом, Беллини, Гиллером, Мендельсоном, познакомился с писателями и художниками — Гюго, Ламартином, Ж. Санд, Бальзаком, Мюссе, Гейне, Делакруа. 26 февраля 1832 года Шопен дал первый концерт в Париже, в котором исполнил 2-й фортепьянный концерт и вариации на тему из «Дон-Жуана» Моцарта. Лист, присутствовавший на этом концерте, отмечал, что необыкновенный талант Шопена «наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства открыл новую фазу в развитии человеческого чувства». В 1833-1835 годах Шопен сравнительно много концертирует, нередко выступая вместе с такими музыкантами, как Лист, Гиллер, братья Герц. Годы 1836-1837 были решающими в личной жизни Шопена: была расторгнута помолвка с Марией Водзинской, и он сблизился с Ж. Санд. К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества Шопена. Именно в это время Шопеном были созданы самые совершенные и значительные его произведения, в том числе 2-я и 3-я сонаты, баллады, полонезы ля-бемоль мажор и фа-диез минор, полонез-фантазия, баркарола, скерцо, ноктюрны, мазурки, прелюдии и др. Продолжал он также выступать и в концертах (вместе с Эрнстом, Полиной Виардо, Франкомом и др.), но значительно реже, чем в предыдущие годы. Зиму Шопен обычно проводил в Париже, лето — в имении Жорж Санд — Ноан. Лишь одну зиму (1838-1839) Шопен из-за пошатнувшегося здоровья провел на юге — на испанском острове Майорка (здесь были закончены его 24 прелюдии). В мае 1844 года умер отец Шопена; смерть отца Шопен пережил крайне тяжело. Здоровье его стало внушать серьезные опасения. Разрыв с Жорж Санд в 1847 году окончательно подорвал его силы. Последние два года жизни Шопена проходят в мучительных страданиях. Он почти не в состоянии сочинять, с трудом выступает в концертах (последнее его выступление состоялось 16 ноября 1848 года на польском вечере в Лондоне), прекращает занятия с учениками. Зимой 1849 года в его здоровье наступает резкое ухудшение. Ни заботы друзей, ни приезд в Париж любимой сестры Людовики не приносят облегчения, и после тяжелой агонии он умирает. Тело Шопена погребено на кладбище Пер-Лашез в Париже. Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшаву и помещено в костеле Святого Креста. Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность — одно из неотъемленных свойств народно-музыкальной культуры Польши. Полонезы, вальсы, мазурки (в которых претворены особенности трех родственных по характеру народных танцев — мазура, куявяка и оберека) раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии. Шопен проявил смелое новаторство в их трактовке и преобразовании. Его полонезы, например, заметно демократизуют и расширяют этот некогда торжественно-церемониальный жанр; его мазурки углубляют и поэтизируют народный танец, его вальсы содержат многие черты славянской народно-танцевальной мелодии. По-новому трактует Шопен и нетанцевальные жанры: его этюды — высокохудожественные творения, в которых глубокое идейно-эмоциональное содержание сочетается с оригинальными средствами воплощения; его скерцо — весьма своеобразные сочинения, отличающиеся по своему типу от скерцо в классической симфонии и сонаты; его баллады — сюжетные драматические повествования, навеянные образами поэзии, полные жизненного разнообразия, контрастов, романтической свободы. Жанровое новаторство органично сочетается у Шопена с решительным новаторством в сфере музыкального языка. Шопен создал новый тип мелодии — предельно выразительной, гибкой, непрерывно развертывающейся, сочетающей в себе черты вокальные и инструментальные, песенные и танцевальные. Шопен раскрыл также новые возможности в области гармонии; сплавил воедино элементы польской народной музыки с элементами романтической гармонии, усилил роль динамических и красочных элементов. Чрезвычайно интересны находки Шопена в области полифонии (насыщение мелодической выразительностью всех голосов) и музыкальной формы (применение весьма характерного для польской народной музыки приема вариационного развития). Новаторство Шопена сказалось в полной мере на его исполнительском искусстве. Подобно Листу, он произвел коренной переворот в искусстве фортепьянной игры, наполнив его новым содержанием. В целом творчеству Шопена свойственна гармоничность и ясность мышления. Его музыка далека как от романтических преувеличений, так и от академически холодной замкнутости. Она чужда всякой неискренности, непосредственна, народна в своей основе, свободолюбива. Она уже давно стала символом душевной красоты человека

ru.jivopis.wikia.com

ФРЕДЕРИК ШОПЕН. Тайная жизнь великих композиторов

ФРЕДЕРИК ШОПЕН

1 МАРТА 1810 — 17 ОКТЯБРЯ 1849

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: РЫБЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ПОЛЯК

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ПОХОРОННЫЙ МАРШ» (1837), ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ «СОНАТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 2 СИ-БЕМОЛЬ МИНОР»

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА В СТАРЫХ МУЛЬТИКАХ ПРО БАГЗ БАННИ УМИРАЕТ КАКОЙ-НИБУДЬ ПЕРСОНАЖ

МУДРЫЕ СЛОВА: «КАК БЫ Я ХОТЕЛ ВЫБРОСИТЬ ИЗ ГОЛОВЫ МЫСЛИ, ОТРАВЛЯЮЩИЕ СЧАСТЬЕ И ПОКОЙ МОЕЙ ЖИЗНИ. И ОДНАКО ПРЕДАВАТЬСЯ ТАКИМ МЫСЛЯМ ДОСТАВЛЯЕТ МНЕ УДОВОЛЬСТВИЕ СВОЕГО РОДА».

У публики к Фредерику Шопену была одна претензия: он слишком тихо играл. Его фортепианные выступления не наполняли зал звучными аккордами, а сдержанные композиции терялись в больших пространствах.

Тихое звучание — в этом весь Шопен. Грандиозности Листа и Берлиоза, в ту пору доминировавших на сцене, Шопен противопоставлял умеренность. Ему недоставало самолюбия, чтобы продвигать свою музыку, разъезжая с концертами по городам и весям; недоставало харизмы, чтобы доводить поклонников до исступления; недоставало дерзости, чтобы претендовать на статус знаменитости.

Но недостаток самонадеянности с лихвой компенсировался величиной таланта. Мало кто слышал игру Шопена; вдобавок его выступления отличались неровностью. Но тех, кому довелось слышать Шопена, когда он был в ударе, утонченная выразительность его музыки сражала наповал. В эпоху романтизма с преобладающей тенденцией к мощной, напористой музыке Шопен занимал иную, особую позицию: он сочинял вещи интимные, личные, тихие — и доказал, что гению не обязательно играть громко, чтобы его заметили.

ДОМОЙ ВОЗВРАТА НЕТ[12]

Фредерик был вторым ребенком и единственным сыном Николя Шопена и Юстины Кржижановской. Николя был родом из Франции, в Польшу он перебрался, спасаясь от революции. Фредерик родился в деревне Желязова-Воля, где учительствовал его отец; когда мальчику исполнилось семь месяцев, семья переехала в Варшаву. В столице Николя преподавал французский язык в Варшавском лицее и держал пансион для студентов.

Первым учителем музыки для Фредерика стала его сестра Людвика. Одаренность мальчика проявилась рано, и в семь лет он уже выступал перед публикой. Отучившись в Варшавской консерватории, Шопен с грустью осознал, что Польша мало что способна предложить профессиональному музыканту. Он не хотел уезжать — на родине складывалась неспокойная политическая ситуация и все громче раздавались голоса патриотически настроенных поляков, требовавших независимости от России.

И все же в начале ноября 1830 года Шопен покидает Варшаву и отправляется в путешествие по Европе, увозя с собой горсть родной земли в серебряном сосуде. В том же месяце началось Польское восстание, которое было жестоко подавлено русскими войсками. Шопен переживал за свою семью и мучился чувством вины от того, что оставил родину в трудный час. Ему также пришлось смириться с тем, что вернуться домой у него больше нет шансов. Он превратился в политического беженца.

В сентябре 1831 года Шопен прибыл в Париж, еще не догадываясь, что во Франции он задержится очень надолго. Шопен сразу окунулся в круговерть парижской жизни: свел знакомство с композиторами Мендельсоном, Листом, Берлиозом, писателями Оноре де Бальзаком и Виктором Гюго и художником Эженом Делакруа. С целью представиться парижской публике в феврале 1832 года Шопен выступает с дебютным концертом. Зал заполнился лишь на треть, но критики объявили выступление Шопена «незабываемым». Один из них особо похвалил исполнительскую манеру пианиста — «элегантную, мягкую, без малейшего нажима», — правда, с оговоркой: звук порою был настолько тихим, что приходилось напрягать слух, чтобы расслышать музыку.

Любой другой виртуоз развил бы успех. Но не Шопен. Организация концертов была делом хлопотным, а Шопен предпочитал не суетиться. За всю жизнь он выступил перед публикой менее тридцати раз.

Нередко случалось и так, что объявленный концерт отменяли по причине плохого самочувствия исполнителя. В 1830-е годы композитора постоянно мучили приступы бронхита или «инфлюэнцы», сопровождавшиеся тяжелым, изматывающим кашлем. Недомогания Шопен упрямо списывал на слабое здоровье, утешаясь этим дилетантским диагнозом — все лучше, чем неизлечимая форма туберкулеза. Не имея доходов от концертов, Шопен пытался заработать, публикуя свои произведения и давая уроки игры на фортепиано. За нотные издания композиторам платили гроши, и никто еще не разбогател на частных уроках — Шопен едва сводил концы с концами.

ВПЕРЕД, НА ЛОДКЕ ЛЮБВИ!

Тучи однако развеивались, когда в жизни композитора появлялась любовь. В 1835 году на немецком курорте, куда Шопен отправился, чтобы встретиться с родителями, он влюбился в Марию Водзинскую, девушку из аристократической польской семьи, знакомой ему еще по Варшаве. На следующий год, и опять в Германии, Шопен сделал Марии предложение. Девушка согласилась стать его женой, но мать Марии настояла на том, чтобы официальное объявление о помолвке отложили до тех пор, пока отец Марии, остававшийся в Польше, не даст своего благословения. Ожидание затянулось на долгие месяцы; минуло больше года, а затем мать Марии попросила Шопена прекратить всякие отношения с ее дочерью. Сложив письма Марии в стопку, Шопен перевязал их лентой и написал поверх: «Моя печаль».

Удар смягчила другая женщина, совершенно непохожая на бывшую невесту Шопена. В 1837 году Лист познакомил его с Амандиной Авророй Люсиль Дюпен, баронессой Дюдеван, более известной под именем Жорж Санд. К тому времени ее романами, по сути феминистскими (хотя тогда еще и слова такого не было), уже зачитывались, а сама она эпатировала окружающих тем, что носила мужские костюмы и курила сигары. С первого взгляда писательница вызвала у Шопена острую неприязнь, он писал другу: «Что за отвратительная женщина эта Санд! Да и женщина ли она вообще? Я что-то в этом сомневаюсь».

Но когда несколько месяцев спустя Шопен снова встретился с этой дамой, неприязнь сменилась влечением. Санд ответила тем же, у них начался бурный роман, не омрачаемый ничем, кроме одного досадного обстоятельства: брошенного писательницей любовника, драматурга по имени Фелисьен Мальфиль. Оскорбленный отставкой Мальфиль фланировал под окнами Шопена с пистолетом за пазухой. Влюбленной парочке пришлось убраться из города.

Они поселились на Майорке, очевидно, предвкушая жизнь в средиземноморском раю, однако столкнулись с непониманием местного консервативного населения, не одобрявшего «незаконного» сожительства и особенно «разведенку» Санд, щеголявшую в брюках. Наверное, весной нет ничего лучше виллы в сельской местности, но дождливой осенью сырость и холод проникают во все щели. Шопен начал кашлять кровью. Владелец виллы, смекнув, что Шопен болен вовсе не простудой, не бронхитом и даже не гриппом, вынудил арендаторов немедленно съехать.

Санд бросилась искать, куда бы им перебраться, но отыскала лишь брошенный монастырь. Если темные, промозглые кельи и годились для монахов, отвергающих греховный мир, то для любовников на отдыхе они стали суровым испытанием. Шопен, Санд, ее двое детей и прислуга столкнулись с самыми что ни на есть примитивными бытовыми условиями. К февралю Шопен настолько разболелся, что едва стоял на ногах. Вдвоем с Санд они вернулись во Францию — на суденышке, перевозившем вонючих, визжащих свиней.

НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ПРОСТО НЕ ПОНИМАЮТ НАМЕКОВ

Затем Шопен долго отлеживался в Марселе, прежде чем достаточно окреп, дабы двигаться дальше, в Париж. Экзотических каникул Шопен и Санд больше себе не устраивали. Зимы проводили в Париже в смежных квартирах, лето неизменно заставало их в Ноан-Вик, усадьбе Жорж Санд, купленной еще ее матерью Марией-Авророй. Там, в тишине и покое, Шопен написал многие из своих лучших произведений.

В КОМПАНИИ СВОЕЙ ЛЮБОВНИЦЫ, ФРАНЦУЗСКОЙ РОМАНИСТКИ ЖОРЖ САНД, УМИРАЮЩИЙ ОТ ЧАХОТКИ ШОПЕН ПЛЫЛ ВО ФРАНЦИЮ НА СУДЕНЫШКЕ, НА КОТОРОМ ПЕРЕВОЗИЛИ СВИНЕЙ.

Много лет Санд нянчилась с Шопеном, пеклась о его здоровье, но в конце концов выдохлась. Однако, вместо того чтобы откровенно объясниться с ним, она написала роман «Лукреция Флориани». Главная героиня, почти точная копия автора, влюбляется в князя Кароля, в котором невозможно не узнать Шопена. Отношения заканчиваются тем, что ангелоподобная Лукреция — благородству ее духа под стать разве что ее же неземная красота — выдворяет вон князя, проявившего себя безумным ревнивцем и никчемным нахлебником. Друзья Шопена возмутились, но сам композитор отметил лишь непревзойденные творческие способности Санд.

Когда намеки не подействовали, Санд вернула фабриканту роялей тот инструмент, на котором Шопен играл в Ноане. И только после этого они расстались.

Почти сразу же после разрыва с Санд расторопная Джейн Стерлинг, певица, пригласила Шопена посетить Англию. Во Франции назревал очередной политический кризис, на улицах было неспокойно, и тяжело больной композитор не удержался от искушения принять приглашение, хотя Стерлинг действовала ему на нервы. В апреле 1848 года он прибыл в Лондон. Стерлинг окунула его в водоворот светской жизни, она словно не замечала ни изможденности своего кумира, ни крови на его носовых платках.

Возможно, тому была причиной болезнь, но лондонскую публику Шопену покорить не удалось. Нисколько не смутившись этим, мисс Стерлинг поволокла композитора в Шотландию, где он промерзал до костей в сырых, плохо отапливаемых замках. Шопен изо всех сил старался развеять слухи о своей грядущей свадьбе со Стерлинг; мало того что англичанка нисколько не привлекала его, — состояние его здоровья исключало любые брачные намерения. Он говорил другу: «Я сейчас ближе к могиле, чем к супружескому ложу».

НЕЗАБЫВАЕМАЯ МУЗЫКА

Поездка в Англию завершилась в ноябре 1848 года. Шопену наконец удалось вырваться из цепких рук мисс Стерлинг, которая взяла привычку часами читать ему Библию в надежде обратить композитора в кальвинизм. В Париж Шопен вернулся чрезвычайно ослабленным; друзья нашли ему жилье и вызвали из Польши его сестру Людвику. Менее чем через год, ранним утром 17 октября, Шопен скончался. Скорбь друзей и близких была глубокой и искренней. На похоронах Шопена исполняли «Реквием» Моцарта, а когда тело композитора опустили в могилу, горсть польской земли, привезенной им с родины, бросили на гроб. Сегодня завораживающие, изысканные произведения Шопена звучат во всех концертных залах; впрочем, ценность его музыки никогда не подвергалась сомнению. Шопен своей жизнью доказал, что совсем не обязательно быть яркой личностью, чтобы оставить в веках несмываемый след.

ДОМ ТАМ, ГДЕ СЕРДЦЕ

Покинув Польшу в 1830 году, Шопен больше не вернулся на родину — во всяком случае при жизни. Было произведено вскрытие тела композитора, и сестра Шопена Людвика потребовала изъять сердце брата. После того как останки Шопена предали парижской земле, Людвика увезла сердце в Польшу, где его замуровали в колонну варшавской церкви Святого Креста.

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА… ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА… ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА…

Относительно ранняя смерть Шопена породила немало романтических историй о его последних днях. Особенно удивительно разнообразие свидетельств о последних словах Шопена, притом что человек, который с трудом дышал, вряд ли мог быть настолько разговорчивым. Согласно одной версии, композитор прошептал, имея в виду Жорж Санд: «Она обещала, что я умру у нее на руках». В другом варианте Шопен сказал друзьям: «Сыграйте Моцарта в память обо мне». Третьи утверждают, что композитор изрек: «Редко кого Господь сподобит узнать, когда наступит его смертный час». По четвертой версии, исходящей от священника, Шопен прижал распятие к груди и воскликнул: «Наконец-то я припаду к источнику Благодати!» Но, пожалуй, более всего пронзительной горечи заключено в еще одной фразе, приписываемой Шопену на смертном одре: «Когда кашель задушит меня, умоляю, вскройте мое тело, чтобы не похоронить меня заживо».

ШОПЕНЗЕ

Одним из лучших исполнителей Шопена был выходец из Украины Владимир де Пахман (1848–1933). Пианист часто опаздывал на свои выступления, но, когда бы он ни явился, первым делом де Пахман зорко оглядывал слушателей, и если кто-либо вызывал у него раздражение, он не колеблясь приказывал «провинившемуся» покинуть зал. Однажды ему не понравилась чересчур кокетливая шляпка, и де Пахман отказывался играть, пока обладательница шляпки не вышла вон.

Играя, де Пахман постоянно комментировал как само произведение, так и собственное исполнение. «А теперь мелодия», — объявлял он. Или: «Здесь надо повнимательнее». Приближаясь к трудному пассажу, пианист подбадривал себя: «Мужайся, де Пахман!» А успешно преодолев опасное место, одобрительно восклицал: «Браво, де Пахман!»

Хотя кое-кто находил манерность де Пахмана невыносимой — Рахманинов называл его шарлатаном, — почитатели пианиста полагали, что за мастерство ему многое можно простить, включая эксцентричность. Наибольших похвал де Пахман удостоился за выразительные интерпретации Шопена. Однажды великий Лист предварил его концерт таким обращением к публике: «Те, кто никогда прежде не слышали подлинного Шопена, сегодня его услышат». В конце концов в представлении слушателей имена Шопена и де Пахмана оказались столь неразрывны, что некий американский критик придумал для этого блестящего пианиста, склонного к клоунаде, прозвище Шопензе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

жизнь гения с Польшей в сердце — Cайт о Польше и польском языке

В закладки!

Выдающийся сын польского народа, известный композитор Фредерик Шопен ворвался в громогласную и грандиозную музыку эпохи Романтизма тихим умеренным звучанием, поразив музыкальный мир глубиной и лиричностью своих творений. Индивидуальный стиль музыки польского композитора контрастировал на фоне властвующих в то время сочинений Листа и Берлиоза, показывая, что музыку можно просто слушать, а можно по-настоящему слышать, чувствовать, внимать… Творчество Шопена часто было окрашено в национальные тона — он был ярым патриотом и перед смертью завещал свое сердце польской земле.

Польский вундеркинд

Дом, где родился Ф. Шопен


Шопен родился 1 марта 1810 года в живописной польской деревушке Желязова-Воля, расположенной недалеко от Варшавы. Его отец Николя Шопен был французом и выходцем из простой рабочей семьи. Он еще в молодом возрасте переселился в Польшу, где отдался военному делу, а позже — стал воспитателем и педагогом. Мать будущего композитора Юстина Кшижановская происходила из древнего знатного рода и именно она повлияла на формирование и становление творческих и музыкальных вкусов сына. По словам ее современников, Юстина отлично владела языками, мастерски музицировала на фортепиано и пела.

Юстина Кшижановска — мама

Единственный сын в семье, среди троих дочерей, Фредерик был окружен любовью и заботой, а когда родители заметили настоящую одержимость музыкой, то поспособствовали развитию его таланта. Кроме того, интеллектуальная и интеллигентная атмосфера в семье способствовала тому, что Шопен рос очень воспитанным, корректным молодым человеком с безупречными манерами.

Николя Шопен — отец

Увлечение музыкой у Фредерика было по-настоящему всепоглощающим — он мог вскакивать ночью с постели, чтобы воспроизвести звуки, пришедшие ему во сне или плакать, слушая какую-либо мелодию. Казалось, мальчик полностью растворялся в музыке, соединяясь с ней в единое существо, проживая каждый аккорд, каждый звук. Будучи учеником начальной школы, Шопен сочинял пьесы, которые поражали. О юном даровании писали газеты, называя музыкальным гением, вундеркиндом, мальчиком, который обладает безупречным музыкальным вкусом и чувством композиции.

О редком таланте Шопена говорило и то, что его учитель, выдающийся пианист Войцех Живный, начав заниматься с 7-летним мальчиком, удивился скорости того, как поляк постигал музыкальную науку, а когда ученику исполнилось 12 лет и вовсе отказался от занятий, так как Фредерик во многом превосходил своего наставника. После завершения обучения в училище великий музыкант начал обучение у композитора Й. Эльснера, который также немало был удивлен столь юным дарованием.

Музыкант, покоривший высший свет

Связи родителей и дружба со многими знатными польскими родами посодействовали тому, что Фредерик крутился в верхах светского общества. Его появление там вдохнуло в жизнь польского бомонда свежий глоток: настолько необычным был юный Шопен. Когда молодой композитор входил в зал публика замирала: настолько величественно он держался, его манеры были безупречными, а поведение галантным. В худобе и утонченности Фредерика читался неподдельный аристократизм и трудно было не поддаться его магнетизму — Шопен всегда был в центре внимания.

В конце 20-х гг. Фредерик а

polski.pro

Фредерик Шопен — Жизнь и творчество | Персоналии

Величайший польский композитор. Родился 1 марта 1810 года (или 22 февраля 1810 года) в деревне Желязова-Воля, умер 17 октября 1849 года в Париже.

Выдающийся польский композитор.

    «Недостаточно просто жить — надо прожить судьбу» (Альбер Камю)  

Судьба отметила Шопена печатью гениальности, а современность оставила в его сознании непреходящий след. Композитор родился в эпоху Наполеона, которая для поляков была временем надежды. Он взрослел в Варшаве накануне ноябрьского восстания, но в дни восстания находился уже на чужбине — в Вене и Германии. В конце концов польский композитор осел в Париже — культурной столице Европы того времени — ни на минуту не забывая о Польше. Это прекрасно передает стихотворение Виктора Юноши «Шопен»:

«Французское небо плакало для него польским дождем».

Семья

Шопен был сыном своего народа и Европы. Его мать — обедневшая польская шляхтянка Юстына Кшижановская, проживавшая в имении Фредерика Скарбека в деревне Желязова-Воля, отец — француз Николя Шопен, уроженец деревни Маренвиль в Лотарингии. Николя Шопен приехал в Польшу в 1787 году вместе с Франсуаз Николь Вейдлих (урожденной Шеллинг), женой Адама Яна Вейдлиха, управляющего замка графа Михала Адама Паца. Как его отец в возрасте шестнадцати лет перебрался из Франции в Польшу, так и Фредерик в двадцать лет покинул родину и отправился во Францию. Таким образом история семьи по линии отца совершила полный круг. В этом кратком очерке представлен исторический контекст и обстоятельства жизни Шопена, повлиявшие на формирование его личности и творчества.

Отец Николя — Франсуа — был колесным мастером, но исполнял в Маренвиле обязанности деревенского старосты. Николя Шопен был одаренным мальчиком. Закончив гимназию, он благодаря контактам с замком, в первую очередь с Вейдлихами, сумел развить свои способности. На момент переезда в Варшаву он уже неплохо знал немецкий, каллиграфию, бухгалтерию, поэзию, а также любительски играл на флейте и скрипке. Поначалу Николя работал на табачной фабрике в Варшаве, затем служил гувернером у Эвы Лончинской в Черневе, где воспитывал ее детей, в том числе дочку Марию, в будущем знаменитую Марию Валевскую [любовницу императора Наполеона I, мать его внебрачного сына Александра Колонна-Валевского — прим. перев.].

С 1802 года Николя Шопен служил в имении Желязова-Воля у графини Людвики Скарбек. Здесь он познакомился со своей будущей женой Юстыной — они поженились в 1806 году в костеле в Брохове. Годом позже в Варшаве у них родилась дочь Людвика. Фредерик появился на свет в Желязова-Воле в 1810 году: если верить семейному преданию и дате, указанной самим Шопеном на заявлении о вступлении в Польское литературное общество в Париже в 1833 году, композитор родился 1 марта; если же верить записи о крещении в Броховском костеле, сделанной 23 апреля, то он родился 22 февраля. Крестными будущего композитора стали Анна Скарбек из Стшижева и воспитанник Николя Шопена Фредерик Скарбек (формально Францишек Грембецкий, потому что Скарбек находился на тот момент в Париже).   Осенью того же года семья перебралась в Варшаву, где Николя получил должность в Варшавском лицее — сначала преподавателя, затем профессора. Поначалу семья жила в правом крыле Саксонского дворца, в окружении Саксонского парка. В 1811 году родилась младшая сестра Фредерика Изабела, а в 1813 — Эмилия, которая прожила всего четырнадцать лет. Последнее письмо родственникам в Маренвиль Николя Шопен написал в 1790 году, но ни на одно из своих писем не получил ответа. Связи с крестьянской родней во Франции были утрачены, детям Николя о ней не рассказывал, тем более что работа в лицее позволила ему подняться по социальной лестнице. Музей Фредерика Шопена в деревне Желязова-Воля. Фото: Франтишек Мазур / Agencja Gazeta

В 1817 году лицей переехал в Казимировский дворец, и семья Шопенов поселилась в правом крыле, на третьем этаже в квартире 18. На втором этаже жил ректор лицея Самуил Линде, а на первом Казимир Бродзинский и Юлиуш Кольберг. Фредерик Шопен дружил с сыновьями профессора Кольберга — Оскаром (будущим этнографом), Антонием (будущим художником) и Вильгельмом, которому он писал письма на каникулах. Дети часто играли в ботаническом саду при дворце. Отец держал пансион для мальчиков из помещичьих семей, пользовавшийся прекрасной репутацией. Варшавский лицей считался одним из лучших в Царстве Польском. В 1823 году Фредерик поступил в четвертый класс. По четвергам у Николя Шопена собирались преподаватели и артисты. В 1827 году семья переехала во дворец Красинских на улице Краковское предместье.

Первые шаги в музыке

Музыка в доме Шопенов звучала непрестанно. Музыкальный талант Фредерика проявился очень рано. В раннем детстве игре на фортепиано его учила мать. В 1816–1822 годы учителем Шопе

culture.pl

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *