Год первого упоминания в летописи о москве – Первое упоминание Москвы в Летописи

871 год со дня первого упоминания о Москве

871 год назад, 4 апреля 1147 года в летописях впервые упоминается Москва. В этот день князь Юрий Владимирович Долгорукий устроил великий пир в честь князя Новгород-Северского Святослава Олеговича. 


   Весною 1147 Суздальский князь Юрий Владимирович, как передает летописное сказание, пошел на Новгород, бывший на стороне Изяслава Мстиславича, взял Торжок и землю на Мсте, а Святослав Северский, его союзник, по Юрьеву приказу, пошел на землю Смоленскую, тоже стоявшую на стороне Киевского князя, и взял там живших на Протве литовцев-голядей и обогатил дружину свою полоном.
После этого Святослав, к которому Юрий еще раньше посылал на помощь сыновей и богатые дары для него и его княгини (ткани и меха), получил от Суздальского князя приглашение приехать к нему в Москву: «Приди ко мне, брате, в Москов», — с такими словами, сбереженными Ипатьевской летописью, обратился суздальский князь Юрий Долгорукий к князю Святославу. Святослав отправился к нему с сыном Олегом, князем Владимиром Рязанским и дружиной. Олег поехал в Москву вперед и подарил Юрию барса. Основатель Москвы дружески поздоровался с прибывшими князьями, и начался пир.

На другой день Юрий Долгорукий вручил своему гостю и его окружению богатые дары и дал обед «силен». Вести о встрече князей-союзников в Москве, перед началом громадного междоусобия, разнеслись по Руси и сделали известным этот маленький городок. Вот подлинная запись летописи: «И прислав Гюрги к Святославу, рече: приди ко мне брате в Москов. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса.) И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася в день пяток на Похвалу Святой Богородице и быша весели. На другой же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию и сынови его Олегови и Владимиру Святославичу (Рязанскому), и муж Святославл учреди и тако отпусти».
Возраст же Москвы точно не известен. Центром княжества Москва впервые становится в начале XIII века. В 1238 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, Москва испытала первое нападение внешнего врага, была разграблена и сожжена, а князь Владимир Юрьевич взят в плен и позже убит. Рассказывая о событиях 1238 года, летопись упоминает применительно к Москве «церкви, монастыри, села», что говорит о значении и размерах города.
Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского, часто называют первым московским князем, так как именно Даниил Александрович стал основателем династии московских князей, правивших сначала княжеством, а потом и всей Русью вплоть до конца XVI века. При Данииле владения Москвы расширились, к ним были присоединены Коломенское и Можайское княжества.
Возвышение Москвы в первой половине XIV века напрямую связано с монголо-татарским владычеством на Руси. Юрий Данилович (1303—1325) стал первым московским князем, получившим ярлык (санкцию Орды) на великое княжение владимирское. В 1325 году в Москву из Владимира перенес свою резиденцию митрополит киевский и всея Руси Петр, после чего Москва стала одним из основных центров православия.
При Калите (1325—1340) в Москве развернулось масштабное строительство, появились первые каменные здания (до той поры город был полностью деревянным). В 1339 году Московский Кремль был обнесен новыми стенами и башнями из дуба.
После пожара 1365 года князь Дмитрий с боярами решил построить каменную крепость. Она была возведена с исключительной быстротой в 1367—1368 годах, причем периметр стен увеличился и площадь защищенной территории заметно расширилась. Тогда же был построен каменный мост через реку Неглинную. С этих пор Москву начинают назвать белокаменной. Помимо укреплений Кремля — самой мощной тогда крепости в Северо-Восточной Руси, оборонительная система Москвы во времена Дмитрия Донского и его преемника Василия Дмитриевича (1389—1425) дополнилась кольцом монастырей на подступах к городу.
В правление Дмитрия Донского Москва взяла на себя роль объединителя русских земель в борьбе с монголо-татарами. В 1382 году хан Тохтамыш обманом захватил город, подверг его разграблению и сжег, но вскоре Москва была восстановлена.
Вторая четверть XV века стала для Москвы беспокойным и разрушительным временем большой феодальной войны, победителем из которой вышел князь Василий Васильевич Темный (1425—1462, с перерывами). После Флорентийской унии (1439), падения Константинополя (1453) и учреждения Московской патриархии (1589) выросло значение Москвы как религиозного центра.
В XV веке в состав города входили Кремль, Китай-город, Белый город. Москва в те годы часто подвергалась пожарам. К началу XVII века в состав Москвы вошёл Земляной город. Появились Ямская слобода, Мещанская, Немецкая слобода. В 1571 году Москва была сожжена крымским ханом Девлет Гераем.
К 1712 году столица России была переведена в Санкт-Петербург. В 1728 при Петре II в Москву был перенесён императорский двор, который находился здесь до 1732 года, когда Анна Иоанновна вернула его обратно в Санкт-Петербург. Москва сохранила статус «первопрестольной» столицы и была местом коронации императоров.
В 1755 году Михаилом Ломоносовым и Иваном Ивановичем Шуваловым по приказу императрицы Елизаветы основан Московский университет.
Во время Отечественной войны 1812 года Москва сильно пострадала от пожара. После этого Москва полностью восстановилась, был построен Храм Христа Спасителя. В апреле 1899 года в Москве появился трамвай.
В 1918 году Москва становится столицей РСФСР. Началась новая, советская, эпоха в развитии города. В советское время Москва вновь стала центром государства, увеличилось международное политическое значение города. Москва застраивалась быстрыми темпами, к городу присоединялись бывшие пригороды…В то же время историческая застройка центра города подверглась выборочному уничтожению: был разрушен ряд храмов и монастырей, в числе которых Храм Христа Спасителя, Страстной монастырь.
В наше время Москва — столица России, один из крупнейших городов мира, экономический, политический и культурный центр Российской Федерации.

www.rusfact.ru

Первое упоминание в летописях о Москве

Москва — один из самых крупных и красивых городов в России. Историки до сих пор ведут споры о точной дате основания города. Принято считать, что современная столица была основана в 12 веке.
Первое упоминание в летописи о Москве датируется с 1147 года, до этого подобных упоминаний о городе в летописях не было. Источники повествуют о походе Суздальского князя Юрия Владимировича на Новгород, взятии Торжка и Мстинских земель. Князь приказал своему союзнику, Святославу Северному пойти на земли Смоленские. После взятия земель Святослав получил приглашение в Москву от Юрия Долгорукова.

Святослава сопровождал его сын Олег, и князь Владимир с дружиной. Зачинатель Москвы встретил гостей и устроил пир. На следующий день Юрий Долгоруков вручил Святославу богатые дары. После этих событий известия о встречи князей быстро распространились по всей Руси и сделали маленький городок известным.
Многие историки предполагают, что перед тем, как в летописи впервые появилось упоминание о Москве, на землях располагалось поселение, которое постепенно увеличивалось и превратилось в город. Также ведутся споры и о дате заложения крепости. Некоторые учёные предполагают, что Москва была основана в 1156 году Юрием Долгоруковым, однако эта теория подвергается сомнению, так как князь правил в Киеве в этот момент, а сведения о посещении им Московских земель не являются полными и точными. Часть историков считают, что город был основан уже в 1153 году. А многие говорят о том, что Москва была основана Андреем, сыном Юрия Долгорукова.
Официальным годом основания Москвы принято считать 1147 год, именно в это время появляется первое упоминание в летописи о Москве. Неразгаданной тайной остаётся точный день основания, поэтому свой праздник город отмечает в первую субботу сентября.
Центром княжества Москва является с 13 века. Город становится крупнейшей торговой точкой, но в то же время начинается тяжёлый период борьбы с врагами. Уже в 1238 монголо-татарские племена совершили первое нападение на город. Земли были разграблены и сожжены. На тот момент в Москве было много церквей и монастырей, поэтому можно предположить, что город был очень крупным и имел важный статус.
Даниила Александровича, сына Александра Невского, считают первым князем Москвы, так как именно при нём город стал расширять свои границы. А в 1325 Москва становится центром православия и приобретает особый статус.
В 14 веке в городе начинается глобальное строительство: прежде Москва состояла исключительно из деревянных домов, но теперь стали появляться каменные сооружения. Во время правления Дмитрия Донского была построена каменная крепость, а также появилось множество монастырей. Москва становилась всё сильнее и теперь перед ней стояла задача объединить все русские земли, чтобы побороть монголо-татарское иго. В 1382 году Москва была разорена ханом Тохтамышем, однако город удалось быстро восстановить.
К 15 веку Москва становится самым мощным религиозным центром государство, но в то же время для города наступают тяжёлые времена: феодальные войны и пожары не давали Москве развиваться как столице и создавали сложную экономическую ситуацию в городе.
В 1712 году столицей становится Санкт- Петербург, Москва снова станет столицей лишь в 1918 году, когда в стране начнётся новая советская эпоха. В это время резко увеличивается политическое значение города. К сожалению, в борьбе с религией, коммунистами были уничтожены исторические постройки: храмы и монастыри.
Современная Москва – это самый известный город Российской Федерации, который является не только политическим и экономическим, но и культурным центром страны. Наверное, не найдётся ни одного человека за рубежом, который не знал бы о столице России.


www.istmira.com

Первое упоминание о Москве — Вехи

4 апреля 1147 года в летописях впервые упоминается Москва. В этот день князь Юрий Владимирович Долгорукий устроил великий пир в честь князя Новгород-Северского Святослава Олеговича.   

Весною 1147 Суздальский князь Юрий Владимирович, как передает летописное сказание, пошел на Новгород, бывший на стороне Изяслава Мстиславича, взял Торжок и землю на Мсте, а Святослав Северский, его союзник, по Юрьеву приказу, пошел на землю Смоленскую, тоже стоявшую на стороне Киевского князя, и взял там живших на Протве литовцев-голядей и обогатил дружину свою полоном.
После этого Святослав, к которому Юрий еще раньше посылал на помощь сыновей и богатые дары для него и его княгини (ткани и меха), получил от Суздальского князя приглашение приехать к нему в Москву: «Приди ко мне, брате, в Москов», — с такими словами, сбереженными Ипатьевской летописью, обратился суздальский князь Юрий Долгорукий к князю Святославу. Святослав отправился к нему с сыном Олегом, князем Владимиром Рязанским и дружиной. Олег поехал в Москву вперед и подарил Юрию барса. Основатель Москвы дружески поздоровался с прибывшими князьями, и начался пир.
На другой день Юрий Долгорукий вручил своему гостю и его окружению богатые дары и дал обед «силен». Вести о встрече князей-союзников в Москве, перед началом громадного междоусобия, разнеслись по Руси и сделали известным этот маленький городок. Вот подлинная запись летописи: «И прислав Гюрги к Святославу, рече: приди ко мне брате в Москов. Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом в мале дружине, поима с собою Владимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргю и да ему пардус (барса.) И приеха по нем отец его Святослав и тако любезно целовастася в день пяток на Похвалу Святой Богородице и быша весели. На другой же день повел Гюрги устроить обед силен, и створи честь велику им и да Святославу дары многи с любовию и сынови его Олегови и Владимиру Святославичу (Рязанскому), и муж Святославл учреди и тако отпусти».
Возраст же Москвы точно не известен. Центром княжества Москва впервые становится в начале XIII века. В 1238 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, Москва испытала первое нападение внешнего врага, была разграблена и сожжена, а князь Владимир Юрьевич взят в плен и позже убит. Рассказывая о событиях 1238 года, летопись упоминает применительно к Москве «церкви, монастыри, села», что говорит о значении и размерах города.
Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского, часто называют первым московским князем, так как именно Даниил Александрович стал основателем династии московских князей, правивших сначала княжеством, а потом и всей Русью вплоть до конца XVI века. При Данииле владения Москвы расширились, к ним были присоединены Коломенское и Можайское княжества.
Возвышение Москвы в первой половине XIV века напрямую связано с монголо-татарским владычеством на Руси. Юрий Данилович (1303—1325) стал первым московским князем, получившим ярлык (санкцию Орды) на великое княжение владимирское. В 1325 году в Москву из Владимира перенес свою резиденцию митрополит киевский и всея Руси Петр, после чего Москва стала одним из основных центров православия.
При Калите (1325—1340) в Москве развернулось масштабное строительство, появились первые каменные здания (до той поры город был полностью деревянным). В 1339 году Московский Кремль был обнесен новыми стенами и башнями из дуба.
После пожара 1365 года князь Дмитрий с боярами решил построить каменную крепость. Она была возведена с исключительной быстротой в 1367—1368 годах, причем периметр стен увеличился и площадь защищенной территории заметно расширилась. Тогда же был построен каменный мост через реку Неглинную. С этих пор Москву начинают назвать белокаменной. Помимо укреплений Кремля — самой мощной тогда крепости в Северо-Восточной Руси, оборонительная система Москвы во времена Дмитрия Донского и его преемника Василия Дмитриевича (1389—1425) дополнилась кольцом монастырей на подступах к городу.
В правление Дмитрия Донского Москва взяла на себя роль объединителя русских земель в борьбе с монголо-татарами. В 1382 году хан Тохтамыш обманом захватил город, подверг его разграблению и сжег, но вскоре Москва была восстановлена.
Вторая четверть XV века стала для Москвы беспокойным и разрушительным временем большой феодальной войны, победителем из которой вышел князь Василий Васильевич Темный (1425—1462, с перерывами). После Флорентийской унии (1439), падения Константинополя (1453) и учреждения Московской патриархии (1589) выросло значение Москвы как религиозного центра.
В XV веке в состав города входили Кремль, Китай-город, Белый город. Москва в те годы часто подвергалась пожарам. К началу XVII века в состав Москвы вошёл Земляной город. Появились Ямская слобода, Мещанская, Немецкая слобода. В 1571 году Москва была сожжена крымским ханом Девлет Гераем.
К 1712 году столица России была переведена в Санкт-Петербург. В 1728 при Петре II в Москву был перенесён императорский двор, который находился здесь до 1732 года, когда Анна Иоанновна вернула его обратно в Санкт-Петербург. Москва сохранила статус «первопрестольной» столицы и была местом коронации императоров.
В 1755 году Михаилом Ломоносовым и Иваном Ивановичем Шуваловым по приказу императрицы Елизаветы основан Московский университет.
Во время Отечественной войны 1812 года Москва сильно пострадала от пожара. После этого Москва полностью восстановилась, был построен Храм Христа Спасителя. В апреле 1899 года в Москве появился трамвай.
В 1918 году Москва становится столицей РСФСР. Началась новая, советская, эпоха в развитии города. В советское время Москва вновь стала центром государства, увеличилось международное политическое значение города. Москва застраивалась быстрыми темпами, к городу присоединялись бывшие пригороды. Со строительством МКАД сформировались современные границы Москвы. Появился метрополитен. В то же время историческая застройка центра города подверглась выборочному уничтожению: был разрушен ряд храмов и монастырей, в числе которых Храм Христа Спасителя, Страстной монастырь.
В наше время Москва — столица России, один из крупнейших городов мира, экономический, политический и культурный центр Российской Федерации.

 

 

etar.ucoz.com

Первое упоминание о Москве


     4 апреля 1147 г. является датой первого упоминания о Москве в летописи. Была ли Москва в это время уже городом или нет, нельзя сказать вполне определенно, но есть данные, которые склоняют нас к мысли, что она уже сделалась городом в древнерусском смысле этого слова, то есть была обнесена укреплениями. Ведь Москва рисуется нам крайним пунктом владений Юрия Долгорукого на западе, так же как Лобынск при устье Протвы был крайним северным городом черниговского князя Святослава Ольговича, а о Лобынске летопись говорит как о городе. Святослав едет из Лобынска в Москву как будто по знакомой местности, посылая вперед своего сына Олега с малой дружиной. Нет и намека на то, что дело происходит в какой-то отдаленной глухой стране, где опасности подстерегают путников на каждом повороте. На то же намекает и рассказ об обильном пиршестве, которым хозяин-князь угощает своих гостей, подаривших ему пардуса — живого барса или просто барсову шкуру. Видимо, в Москве можно было встретить и хорошо накормить дорогих гостей. Недаром И. Е. Забелин в своей «Истории Москвы», приводя известие 1147 г., рисует перед читателем картину богатой княжеской вотчины, к которой тянулись многие села и деревни, обслуживавшие крупное княжеское хозяйство.

Предание о боярине Кучке — первом владельце Москвы

Мы видели, что Москва была городом вятичей. Между тем в первом летописном известии 1147 г. Москва оказывается городом, принадлежавшим не черниговским, а ростово-суздальским князьям. Москва была городом Юрия Долгорукого. Позже Москва неизменно оказывалась во владении также ростово-суздальских, а не рязанских князей, хотя ближайшие Лопасня и Коломна до конца XIII в. остаются рязанскими волостями. Когда же Москва перестала быть городом вятичей и перешла во владение суздальских князей, земли которых были заселены кривичами, как она попала в руки Юрия Долгорукого? Позднейшие московские легенды хорошо помнили о древнем московском владельце, боярине Стефане Ивановиче Кучке, которому принадлежала Москва до Юрия Долгорукого, насильственно ею завладевшего.
     Предания о Кучке дошли до нас в двух поздних повестях или сказаниях о начале Москвы. Первую из них С. К. Шамбинаго назвал хронографическою повестью, другую — новеллой по характеру их содержания. Первая повесть носит название «О зачале царствующаго великого града Москвы, како исперва зачатся». Она начинается рассуждениями о том, как древний Рим и второй Рим — Константинополь возникли на крови, а потому и Москва как третий Рим должна была создаться «…по кровопролитию же и по закланию кровей многих». Таким образом, и при основании Москва во всем была равна своим предшественникам — Риму и Константинополю. В доказательство этой мысли приводится следующий рассказ, который мы передаем в переводе на современный язык.
     В 1158 г. великий князь Юрий Владимирович шел из Киева во Владимир град к сыну своему Андрею Юрьевичу, и пришел на место, где ныне царствующий град Москва, по обеим сторонам Москвы-реки села красные. Этими селами владел тогда боярин некий богатый именем Кучка, Стефан Иванов. Тот Кучка очень возгордился и не почтил великого князя подобающею честью, какая надлежит великим князьям, а поносил его к тому же. Князь великий Юрий Владимирович, не стерпя от него хулы, повелевает того боярина схватить и смерти предать; так и было. Сыновей же его Петра и Акима, молодых и очень красивых, и единственную дочь, такую же благообразную и красивую, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему, ко князю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович взошел на гору и обозрел с нее очами своими туда и сюда по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною. И возлюбил те села и повелевает на том месте вскоре сделати малый деревянный город и прозвал Москва город по имени реки, текущей под ним. И потом князь великий отходит во Владимир к сыну своему князю Андрею Боголюбскому и сочетает его браком с дочерью Кучковою, с которой князь Андрей прижил и сыновей, рано умерших. И был у него отец его князь Юрий Владимирович немало времени и заповедал сыну своему князю Андрею Боголюбскому град Москву людьми населить и распространить». Далее говорится, что Улита и ее братья Кучковичи устроили заговор и убили Андрея Боголюбского. За смерть князя отомстил его брат Михалко Юрьевич. Он перебил убийц брата, а Улиту велел «…повесити на вратах и растреляти из многих луков». К этому рассказу прибавлен краткий летописец, оканчивающийся известием о смерти Ивана Калиты.
     Прежде чем перейти к рассмотрению исторического значения повести о зачале Москвы, расскажем о содержании второй повести, которая носит все черты устного народного сказания, какой-то исторической песни, нередко сбиваясь на песенный лад, с типичными оборотами народной поэзии. Она так и начинается песенными словами: «И почему было Москве царством быть и хто то знал, что Москве государством слыти».
     По словам повести, на берегах Москвы когда-то стояли «…села красны хороши» боярина Кучки и его двух сыновей-красавцев, «…и не было столь хороших во всей Руской земле». Князь Даниил велел боярину отдать своих сыновей к нему на службу. Кучка побоялся отказать и отдал их Даниилу, а тот взял их к себе во двор, пожаловал одного в стольники, а другого в чашники. Братья понравились княгине Улите Юрьевне и сделались ее любовниками. Преступная связь должна была обнаружиться, и Улита вместе с Кучковичами задумала убить князя. Братья напали на князя во время охоты, но Даниил ускакал на коне. Бросив коня, он побежал к реке Оке и стал умолять перевозчика перевезти его на другой берег реки, обещая подарить дорогой перстень. Перевозчик протянул за перстнем весло, схватил перстень, а затем оттолкнул лодку и оставил князя на берегу. В отчаянии Даниил побежал вдоль Оки. Наступил вечер «…темных осенних ночей». Не зная, куда укрыться, князь влез в сруб, где был похоронен мертвец, и заснул в срубе, забыв страх «от мертвого». Кучковичи испугались, что упустили князя живым, но злая княгиня Улита дала им любимого княжеского пса — «выжлеца» (т. е. гончую собаку). Пес стал искать хозяина и нашел дорогу к срубу: «…и забив пес главу свою в срубец, а сам весь пес в срубец не вместися». Кучковичи нашли и убили князя, а сами вернулись в Суздаль и стали жить с княгиней. Тогда верный слуга Даниила увез его малолетнего сына Ивана во Владимир к дяде Андрею Александровичу. Тот отомстил убийцам и воспитал Ивана Даниловича.
     Какое же зерно истины найдем мы в обоих повествованиях?
     Древнейшие летописи ничего не знают о боярине или тысяцком Кучке, но его дети Кучковичи и Петр, «зять Кучков», — лица исторические. Они составили заговор против Андрея Боголюбского и убили его в 1174 г. Начальник же убийцам был Петр, Кучков зять, Анбал Ясин ключник, Яким Кучкович, сообщает Ипатьевская летопись). Повесть о зачале царствующего града Москвы делает Петра и Акима братьями, называет и княгиню Улиту их сестрой, а их отцом боярина Кучку. Но можно ли сомневаться в том, что боярин Кучка действительно существовал, если нам известны его зять и сын? Видимо, это была сплоченная и сильная боярская семья, настоящий род Кучковичей, оставивший по себе прочную память в народных преданиях. Еще долго после убиения Андрея Боголюбского ходили легенды о Кучковичах, записанные не позже середины XV в. Рассказывали, что Всеволод Большое Гнездо отомстил за убитого брата: «Кучковичи поймал, и в коробы саждая в озере истопил». Предание о гибели Кучковичей прочно держалось в людской памяти, и даже в XIX в. поблизости от Владимира показывали болотистые озера, по поверхности которых передвигались плавучие торфяные островки — их считали коробьями с останками проклятых Кучковичей.
     Имя Кучки осталось не только в легендах, но и в названиях местностей. В XV в. в Суздальской земле упоминается волость Кучка, в Москве тогда же хорошо знали урочище Кучково поле, находившееся в районе позднейших Сретенских ворот. Но самое важное то, что еще во второй половине XII в. Москва носила двойное название: «Москва рекше Кучково». Иными словами: «Москва, то есть Кучково». Таким образом, предание XVI-XVII вв., рассказывающее об обычном московском эпизоде — преступной связи боярыни-княгини с молодыми слугами ее мужа, эпизоде, увековеченном в знаменитой песне о Ваньке-ключнике, сохранило отзвук какого-то действительного события, связанного с именем Кучки. Боярина Кучку народное предание считало первым владельцем Москвы. Обратим внимание и на то, что само название Кучково оканчивалось на «о», как обычно называют до сих пор села в Московской области, да и вообще в России, по имени их владельцев (Федорово, Иваново, Петрово и т. д.), «Села красные» боярина Кучки («Кучково село») — это историческая реальность. Они говорят нам о первом владельце Москвы, боярине Кучке, вероятно, имевшем укрепленный замок-городок, который позже заменил княжеский городок Москва. Была ли с этим связана какая-либо личная трагедия первого московского владельца Кучки или нет, этого мы достоверно не знаем, но упорная традиция о насильственном захвате Москвы суздальскими князьями, возможно, опирается на действительные факты. Напомним здесь, что Кучково поле в Москве находилось поблизости от реки Неглинки и городища Николы на Грачах. Нет ничего невероятного в том, что легендарный Кучка был одним из вятических старшин или князьков, отстаивавших свои земли от притязаний Юрия Долгорукого.

en.coolreferat.com

Предыстория и первое упоминание о Москве, 1147 год Иван Забелин, Ипатьевская (Киевская) летопись |  Читать онлайн, без регистрации

Предыстория и первое упоминание о Москве, 1147 год Иван Забелин, Ипатьевская (Киевская) летопись

Москва – город древний, но отнюдь не древнейший среди русских городов. Первыми крупными поселениями Руси, выросшими в города, были Новгород Великий (основан в 859 г.) на севере и Киев (основан в 860 г.) на юге. Другими «узловыми точками» Руси были Псков, Смоленск, Чернигов, Ростов Великий, Муром, Суздаль, Переяславль, Ладога. Все они представляли собой огороженные поселения с крепостью – кремлем – в центре; с принятием христианства непременными городскими атрибутами стали церкви и соборы.

По сравнению с Киевом и Новгородом, а также прочими древнерусскими городами Москва моложе почти на 300 лет. Разумеется, и до возникновения города здесь жили люди – первоначально представители так называемой дьяковской культуры (по городищу в селе Дьяково близ Коломенского), а затем славяне-вятичи (оба культурных слоя обнаруживается на Кунцевском городище); во всяком случае, такова современная теория, построенная на данных археологических раскопок.

Еще в XIX столетии предысторию города обобщил в своем сочинении «История города Москвы» И. Е. Забелин.

Московский и именно Кремлевский поселок существовал гораздо прежде появления в этих местах княжеского Рюрикова племени.

Глубокая древность здешнего поселения утверждается больше всего случайно открытыми в 1847 году, при постройке здания Оружейной палаты и неподалеку от первой по древности в Москве церкви Рождества Иоанна Предтечи, теперь несуществующей, несколькими памятниками языческого времени. Это две большие серебряные шейные гривны, или обручи, свитые в веревку, и две серебряных серьги-рясы, какие обыкновенно находят в древних курганах.

Другой поселок, столь же древний, находился за Неглинною на месте нового храма Спасителя, где был прежде Алексеевский монастырь, тоже на береговой горе и при устье потока Черторыя. На этой местности при рытье земли для фундаментов нового храма в числе других предметов найдены два серебряных арабских диргема, один 862 г., битый в городе Мерве, другой 866 г.

Эти находки должны относиться, по всему вероятию, к концу IX или к началу X столетия. Кроме того, шейные гривны и серьги по достоинству металла и по своей величине и массивности выходят из ряда всех таких же предметов, какие доселе были открыты в курганах Московской области, что может указывать на особое богатство и знатность древних обитателей Кремлевской береговой горы. <…>

Когда с течением веков зародилась политическая и промысловая жизнь и в варварской Европе и именно по Балтийскому морю, то промысловое и торговое движение тотчас же перешло и в нашу Русскую равнину, где пролегала дорога с запада Европы к далекому востоку… Этому движению особенно способствовали промышленные арабы, завоевавшие в VII веке почти все богатые закаспийские страны. Оттуда они направили свои торги от устья Волги и до самой Камы и далее по Волге же к самому Балтийскому морю… Этот торговый путь, пересекавший в разных направлениях нашу страну по Волге, Западной Двине и особенно по Неману, протягивался и далее по берегам Балтийского моря, по южным и северным, вплоть до Великобритании и далее до Испании.

Естественно, что на торной и бойкой дороге этого торга и промысла сами собою в разных, наиболее удобных местах зарождались города, так сказать, станции и промышленные узлы, связывавшие в одно целое окрестные интересы и потребности. <…>

Из Смоленска к Болгару можно было идти и по Оке, спустившись рекою Угрою, и по Волге, спустившись рекою Вазузою. Но это были пути не прямые, очень обходистые, и притом, особенно по Оке, очень дикие, потому что нижнее течение Оки было заселено мордовскими племенами, мещерою и муромою.

От Смоленска прямо на восток к Болгару существовала более прямая и в то время, быть может, более безопасная дорога, именно по Москве-реке, а потом через Переволок по Клязьме, протекающей прямо на восток по самой средине Суздальской страны. По этому пути в Суздаль и Ростов из Киева хаживали князья в XII столетии, например, Андрей Боголюбский, когда переселялся совсем на житье во Владимир, а из Чернигова и не было другой дороги в эти города, как через Москву.

Надо перенестись мыслью за тысячу лет до нашего времени, чтобы понять способы тогдашнего сообщения. Вся Суздальская, или по теперешнему имени Московская, сторона так прямо и прозывалась Лесною землею, глухим Лесом, в котором одни реки и даже речки только и доставляли возможность пробраться куда было надобно, не столько в полые весенние воды или летом, но особенно зимою, когда воды ставились и представляли для обитателей лучшую дорогу по льду, чем даже наши шоссейные дороги. <…>

Как мы сказали, древнейший и прямой путь от Смоленска или собственно от вершин Днепра к Болгарской ярмарке пролегал сначала долиной Москвы-реки, а потом долиной Клязьмы, которых потоки направлялись почти в прямой линии на восток. Из Смоленска ходили вверх по Днепру до теперешнего селения Волочок, откуда уже шло сухопутье – волоком верст на 60 до верхов Москвы-реки. Так путешествовал Андрей Боголюбский. Но более древний путь мог проходить из Смоленского Днепра рекою Устромою, переволоком у города Ельни в Угру, потом из Угры вверх рекою Ворею, вершина которой очень близко подходит к вершине Москвы-реки, даже соединяется с ней озером и небольшой речкою. Затем дорога шла вниз по Москве-реке, начинающейся вблизи города Гжатска и текущей извилинами, как упомянуто, прямо на восток. Приближаясь к теперешней Москве-городу, река делает очень крутую извилину на север, как бы устремляясь подняться поближе к самому верховью Клязьмы, именно у впадения в Москву-реку реки Восходни, где теперь находятся село Спас и знаменитое Тушино, столица Тушинского вора. Из самой Москвы-города река направляется уже к юго-востоку, все более и более удаляясь от потока Клязьмы. Таким образом, Московская местность, как ближайшая к потоку Клязьмы, являлась неизбежным переволоком к Клязьминской дороге. Этот переволок, с западной стороны от города, в действительности существовал вверх по реке Восходне, несомненно, так прозванной по путевому восхождению по ней в долину Клязьмы и притом, как упомянуто, почти к самой вершине этой реки. Вероятность таких сообщений во всех местах, где сближаются реки и речки, особенно в их верховьях, сама собою раскрывается, как скоро будем следить это по гидрографической карте, и надо заметить, что такая предположительная вероятность почти везде оправдывается самым делом, т. е. указаниями памятников на существовавшее сообщение или письменных, а еще более наземных, каковы, например, городища и курганы – явные свидетели древней населенности места.

По всем приметам, в глубокой древности, по крайней мере в IХ и Х веках, здесь уже завязан был узел торговых и промысловых сношений.

Из подмосковных окрестностей устье и течение Всходни – самая замечательная местность и по историческим (Тушинским) воспоминаниям, и главное, по красоте местоположения. Вот где в незапамятные времена Москва как торговый и промысловой узел намеревалась устроить себе первоначальное свое гнездо. Вот где сношения Балтийского запада и Днепровского юга с Болгарским приволжским востоком и с Ростовским приволжским же севером, на перевале в Клязьму, встречали необходимую остановку, дабы идти дальше, устраивали стан и отдых, а следовательно, надобное поселение и сосредоточение промысловых сил и интересов. Свидетелями такого положения здешней местности остаются до сих пор земляные памятники, раскиданные по окрестности многие группы курганов и места древних городищ.

Дóлжно полагать, что в древнее время Всходнею прозывалась не самая река, а особая местность, лежащая выше по Москве-реке, перед которою на крутом берегу Москвы-реки и над глубоким оврагом стояла каменная шатровая церковь Андрея Стратилата и где в XVI веке существовали церковь и монастырь Спас Преображения на Всходне, прозывавшийся также одним именем Всходня. Этот монастырь на Всходне или монастырь Всходня находился более чем на версту от самой реки, ныне неправильно называемой Сходни. <…>

Один большой курган, названный в писцовых книгах начала ХVII века Великою Могилою и стоявший на суходоле по направлению описанного всходного пути, идущего к селу Братневу, был разрыт в 1879 году. В нем покоился остов, весь обернутый берестою, с горшком в головах, на дне которого вытиснена монограмма, указывающая на хорошую гончарную работу. Окружавшие эту великую могилу малые курганы доставили при раскопке несколько вещиц из женского убора, весьма обычных во всех подмосковных курганах: бронзовые о семи лепестках серьги, бусы сердоликовые и стеклянные, бронзовые браслеты из проволоки и т. п. <…>

Значительная населенность этих всходных к Клязьме мест, какой ни выше, ни ниже по Москве-реке не встречается, может указывать, что торговые и промысловые сношения нашей древности уже намечали здесь место для знатного торгового узла, связывавшего торги Балтийского моря с торгами моря Каспийского и Сурожского (Азовского), и мы не можем отказаться от предположения, что здесь закладывалось основание для древнейшей Москвы-города. Сюда торговые дороги шли не только от Смоленска, но и от Новгорода, через древнейший его Волок Ламский, с Волги по рекам Шоше и Ламе на вершину реки Рузы, впадающей в Москву-реку. Ламский Волок был древнейшей дорогою новгородцев в московские места и по большей части прозывался одним именем Волок. Для новгородцев река Волга была обычной дорогой к далекому востоку. Но, быть может, малыми караванами небезопасно было по ней странствовать, поэтому и новгородцы должны были являться на Москворецкую Всходню, чтобы Клязьмою удобнее и безопаснее добраться до Волги камских болгар, захватывая в торговые руки и самую долину Клязьмы. Во всяком случае, здешний путь был короче, чем по руслу Волги, не говоря о том, что Москвою-рекою новгородцы должны были ходить и к Рязанской Оке, и на Дон. <…>

Итак, в незапамятное для письменной истории время верстах в 20 от теперешней Москвы, от западных путей в эту сторону создавалось гнездо промысла и торга, где впоследствии мог возникнуть и тот самый город, который мы именуем Москвою.

Выбор места вполне зависел от топографических удобств, при помощи которых именно здесь было возможнее, чем где-либо в другом месте, перебраться с одной дороги на другую по самому ближайшему пути.

И надо сказать, что если бы и на этом Всходничьем месте расселился со временем большой город, то Москва, быть может, представила бы еще больше местной красоты и различных удобств для городского населения. <…>

Имя реки Яузы в древнем топографическом языке в известном смысле может означать то же, что означают имена Вязьма, Вязема, Вяземка, Вазуза, Вязь, Уза, т. е. вообще вязь или связь, союз одной местности с другой, или, вернее, одного пути с другим, хотя бы и по очень узкому потоку, какой на самом деле представляет поток Яузы. <…>

По Яузе, по восточной дороге от Москвы, поднимались или опять также восходили вверх по течению этой реки глухим лесом (Сокольники, Лосиный Остров) до села Танинского и далее до самой вершины Яузы, затем следовал переволок у теперешнего села Больших Мытищ на село Большево и древнее Городище, находящееся уже на Клязьме. Или по другому направлению от вершины Яузы по болотам Лосиного Острова, которые и теперь дают превосходную воду всей Москве, а за 1000 лет назад могли заключать в себе целое значительное озеро, еще более способное для пути. Здесь у переволока в свое время явились также свои Мытищи, которые в XV столетии прямо и называются Яузским Мытищем в значении целого округа местности. Возникновение этого Яузского пути можно относить к глубокой древности. Дóлжно предполагать, что когда еще не было города – первое здешнее поселение гнездилось около устья Яузы, где луговая местность, а по ту сторону Яузы на горах упоминается существовавшее где-то городище. На этой стороне реки береговая высота, господствующая над луговиной, и доселе носит имя Гостиной горы (Никола Воробино), служившей, быть может, поселением для торговых приезжих гостей. Впоследствии, когда образовалось Суздальское княжество и его сношения и связи с Киевом и Черниговом стали усложняться, особенно при Суздальском князе Юрии Долгоруком, эта местность получила кроме торгового и политическое, то есть, в сущности, стратегическое значение, как первая открытая дверь в Суздальскую область, которую необходимо было укрепить для всякой опасности в междукняжеских отношениях.

Вот почему существовавшая здесь, вблизи упомянутого Пристанища, на Кремлевской горе, княжеская усадьба под именем Москвы или Кучкова, вскоре устраивается городом. <…>

Для нового княжества такой городок был необходим: он служил сторожевой защитой со стороны входа в Суздальскую область, и от Смоленска, и от Новгорода, и от Северских, а следовательно, и от Киевских, и от Рязанских князей. Москва, таким образом, в качестве города является крепкими воротами Владимирского княжества на самой проезжей дороге. Как княжеский город она прямая дочь Владимира, как и Владимир был прямой сын Суздаля и внук Великого Ростова. Таково было историческое родство и преемство этих городов, оставивших впоследствии все свое богатое историческое наследство одной Москве.

Первое упоминание о будущей столице Руси относится к 1147 году и связано с именем Юрия Владимировича, одного из младших сыновей Владимира Мономаха. Получив в наследство Ростовское княжество, он постепенно расширил свои владения, присоединив Суздаль, Муром и Рязань, основал крепости Владимир и Ярославль, равно как и нынешние города-спутники Москвы – Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский; за стремление неуклонно раздвигать границы своих земель его впоследствии прозвали Долгоруким. Мало-помалу с Юрием стали считаться другие Мономашичи, прежде почти не замечавшие правителя этих земель на окраине страны, а князь Святослав из Новгород-Северска заключил с Юрием Долгоруким союз и даже посулил поддержать его притязания на киевский престол.

Что касается Москвы, князя Юрия никак нельзя считать основателем города: в его время это уже было крупное поселение на берегу одноименной реки, причем достаточно богатое, чтобы, как свидетельствует летопись, принимать в нем знатных гостей.

В лето 1147 отправился Юрий воевать Новгородские земли. Святослав же воевал в Смоленской волости. И прислал Юрий к Святославу, и так сказал: «Приди ко мне, брат, в Москов». Святослав же поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой дружиной, взяв с собой племянника своего Владимира Святославича. Олег поехал вперед и подарил Юрию пардуса (барса. – Ред.). И приехал за ними отец его Святослав, и так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой Богородице и возвеселились.

Наутро повелел Юрий устроить обед силен, и сотворил великую честь им, и дал Святославу дары многие с любовью, и сыну его Олегу, и племяннику его Владимиру Святославичу, и всех дружинников Святославовых одарил по очереди. И затем отпустил их. <…>

Поскольку более ранних дат, имеющих отношение к городу, летописи не сохранили, именно с 1147 года принято отсчитывать возраст Москвы.

Относительно названия города существует несколько версий, и в настоящее время основная из них возводит название к имени реки, а последнее связывает либо с финно-угорским корнями «ва» («река») и «мос» («медведь»), либо с древнеславянским «моз» «вода, сырость».

velib.com

Летописное упоминание Москвы

Что говорит летопись о Москве?
Летопись – основной источник исторических знаний, на основе которых мы можем судить о жизни на Руси до появления всевозможных книг, архивов и т.д. История летописи начинается с девятого века и продолжалась вплоть до шестнадцатого, многие русские авторы успели внести свой вклад в историю, записать пускай не совсем достоверные, но факты. Летопись – не несколько томов, это одна книга, которую писали сотни авторов, по капле добавляя все новые и новые подробности, ведь, как говорится, Москва не сразу строилась. Кстати, о столице, первое летописное упоминание Москвы состоялось через сотню с лишним лет после начала писания.
Как записано в летописи, в 1147 году суздальский князь Юрий Владимирович отправился в долгий поход на Новгород, находившийся во владениях у другого князя Изяслава Мстиславича. Взял он там несколько земель, по летописным преданиям, был это Торжок и земля на Мсте. Был у Юрия еще и союзник – Святослав Северский, он же тоже не сидел сложа руки, а по приказанию своего соратника, суздальского князя, отправился в Смоленск и взял там несколько литовцев в плен, так он увеличил количество своих дружинников.
После этого благодарный князь Юрий, еще ранее уважающий Святослава и дарящий ему многочисленные дары в виде мехов и заморских тканей, решил пригласить его на пир к себе в Москву. «Приди ко мне, брате, в Москов», — эти слова передал гонец Северскому князю, которые на своих страницах сохранила одна из древнейших летописей – Ипатьевская. Но Святослав поехал к другу не один, он взял с собой своего сына Олега и еще пару ближних князей с дружиной. Летопись даже уточняет, что Олег Святославович поехал первым и подарил Долгорукому пардус, то есть барса. Было это 4 апреля 1147 года, в это же время Юрий Долгорукий устроил праздник для князя Святослава, так сказать, решил поблагодарить верного друга и союзника. Однако стоит заметить, что здесь столица не называется городом, как считают историки, Долгорукий называл Московом небольшое поселение, тогда о строительстве града он еще не задумывался.
Из Ипатьевской летописи мы можем судить лишь о Москове – селе, да и кто знает, как долго это поселение существовало до того, как Юрий Владимирович обустроился здесь, поэтому считать точной датой рождение нашей столицы именно 1147 год было бы неправильно. Специалисты говорят, что село это могло быть там уже достаточно давно, да и то, село и город – совсем разные вещи, поэтому это упоминание дает нам понять лишь то, что Москва выросла из маленького села, куда князь приглашал своего соратника.
Как говорит одна из летописных легенд, записанных в последние «годы жизни» предания, поначалу Москвой владел боярин Кучка, который так насолил Долгорукому, что тот решил отрубить ему голову, а дочь Кучки отдать за своего сына Андрея. Естественно, вместе с казнью боярина к Юрию в руки перешла Москва или Москов, как называет он ее в своем послании. Эта версия еще более менее похожа на правду, но историки-любители «Санты-Барбары» придумали свою историю, выдавая ее за истинную причину убийства Кучки – его жена. Говорят, будто она была любовницей Долгорукого и боярин это знал, но чтобы сохранить брак, вместе с женой решил уехать, но Долгорукий нагнал их, убил ревнивого мужа и забрал свою пассию. А на пир он приглашал не потому, что Святослав уж очень хорошо ему помогает, а потому что сын его женится на Кучковне.
Но это не единственное летописное упоминание Москвы, есть еще одно, относящееся к более позднему времени, а именно, к 1156 году. Тогда в Тверской летописи сообщалось о начале строительства «града Москвы», здесь, как мы видим, Юрий уже решился построить знаменитый город, но это не значит, что сама столица была построена в год написания летописи, так как до нас летопись дошла лишь в позднем сборнике, относящемуся к 16 веку. Летописное утверждение того, что строил город Юрий Долгорукий в 1156 году многими историками отрицается, так как из более достоверных источников известно, что князь в этом году находился в южной стороне. Поэтому в летописях есть лишь упоминание о граде Москва, но ни одна из дат не является стопроцентно верной, ведь в одном случае Москва даже не называется городом, а во втором называется, но не может быть точным доказательством ее основания.
Другое упоминание опять же связано с именем Кучки и Юрия Долгорукого, оно относится к 1176 году и полностью отличается от двух предыдущих, но несмотря на это является самым правдивым. Оно гласит, что это не князь «убрал» Кучку, а наоборот. С давних пор род Кучковичей верно служил Юрию, а главным образом, его сыну, но кто же хочет отдавать хорошее село во владения другого человека? Сначала Кучка только уговаривал Долгорукого уехать, сменить место дислокации, в общем, всеми силами пытался его прогнать. А после смерти князя начал тоже самое делать с его сыном, но тот отказывался и по заговору придворных Боголюбского убили. Причиной, по которой Андрей Юрьевич был убит, до сих пор считают месть, конфликт между князем и боярами, но не все историки верят в это предположение. Уже в 1176 году Москву стали называть еще и Кучково.
Летописное упоминание о Москве, как о большом и уже более-менее развитом городе относится к более позднему времени, к 1238 году, почему об этом можно судить? Догадаться достаточно просто лишь по летописным записям о многочисленных московских церквях и монастырях (некоторые сохранились до нашего времени), селах, поэтому теперь Москву никак нельзя было назвать небольшим поселением. Из этих определений сразу складывается картина отстроенного Долгоруким и его последователем града. В том же году город заинтересовал и татар, набежавших и разрушивших более половины города, а самое главное – убивших князя Владимира Юрьевича.
Именно в 1238 году Москва начинает упоминаться, как центр всего княжества, по этой причине многие ученые утверждают, что город можно считать официально родившимся лишь в случае того, что его провозгласят главным городом Киевской Руси.
Но самым настоящим уже московским владыкой признают ни Юрия Долгорукого, ни его сына Андрея, а Даниила Александровича – сына Александра Невского. Почему? Все просто, ведь Даниил основал первую княжескую династию, которая правила Москвой и всей Русью вплоть до 16 века. При нем Москва начала расти, к ней стали присоединяться другие земли: Коломенское и Можайское.
Как бы то ни было, каким бы достоверным ни было летописное упоминание Московского княжества, никто до сих пор точно не может сказать дату основания Москвы, но официально принятым годом и датой по сей день является 4 апреля (28 марта) 1147 год. Это действительно странно, ведь в то время вместо города там была пара полуразвалившихся деревянных домиков. Наверное, точная дата была унесена Юрием Долгоруким и нынешнее поколение ее вряд ли узнает.


www.istmira.com

В каком веке было первое летописное упоминание о Москве

Первое летописное упоминание о Москве Как бы то ни было, но впервые имя Москва появляется в одной из древнейших русских летописей – Ипатьевской – под 1147 годом от Рождества Христова, и под 6655-м – от Сотворения мира. Москва упоминается в связи с тем, что 28 марта, в пятницу, на пятой неделе Великого поста, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий – шестой сын Великого Киевского князя Владимира Мономаха – призвал в свою вотчину Москву («на Москву» , или «в Москов» ) своего союзника и друга, Новгород-Северского и Белгородского князя Святослава Ольговича, который поддерживал Юрия Долгорукого в его борьбе за великое княжение в Киеве. (Святослав Ольгович через четыре года стал отцом князя Игоря – героя «Слова о полку Игореве» , – прославившегося из-за своего неудачного похода на половцев в 1185 году. ) 28 марта 1147 года здесь, на Москве, Юрий Долгорукий дал в честь Святослава Ольговича «обед силен» . Обед оказался настолько «сильным» , что даже был упомянут в летописи, хотя в тот день, когда сотрапезники сели за стол, был Великий пост. С этого-то момента и началась письменная история Москвы, сделавшая эпизод княжеской трапезы неожиданно чем-то знаменательным, неким прообразом отличительных качеств – радушия, гостеприимства и веселия, присущих Москве во все времена. Видели в этом эпизоде и еще более провиденциальное явление: Москва с первых же шагов явилась провозвестницей будущей истории, став «добрым пристанищем устойчивого, сосредоточенного и могущественного развития Русской земли… Москва тем и стала сильною и опередила других, что постоянно и неуклонно звала к себе разрозненные русские земли на честный пир народного единства и крепкого государственного союза» – как писал И. Е Забелин. В другом историческом источнике – повести «О начале царствующего великого града Москвы» , созданной в XVII веке, автор писал, что после пира князь Юрий «взыде на гору и обозрев с нее очима своими семо и овамо (налево и направо) по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал древян град и прозва его званием реки тоя Москвы, текущия под ним» . Итак, первой достоверной датой упоминания Москвы в летописи принято считать 28 марта 1147 года

Возраст Москвы точно не известен. Существуют легенды, относящие её основание к древнейшим временам. По мнению Александра Векслера, главного археолога города, её возраст может быть более тысячи лет, о чём свидетельствуют монеты и вещи, найденные при археологических раскопках [2]. Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем [3]. Тогда Москва была боярской усадьбой, конфискованной князем. По преданию изначально городок располагался на Красном холме (другое название — Швивая горка) , в районе поздней Гончарной слободы (совр. Гончарная улица) . Здесь было поселение не позднее XI века, но изучение этого места археологическими методами проблематично из-за сильного разрушения древнего культурного слоя. [4] В результате земляных работ 1959 −1960 гг. было установлено наличие древнерусского «мысового» городища на территории современного Кремля уже в конце XI века, обнаружены остатки древнего оборонительного рва на углу Большого Кремлёвского Дворца. Во дворе современного здания Оружейной палаты, при реставрации кремлевских стен, в шурфе на шестиметровой глубине открылась вымостка из щебенки — слабый след древней улицы, спускавшейся к Неглинной. На ней была найдена свинцовая печать, оттиснутая в Киевской митрополии между 1091 и 1096 годами (согласно В. Л. Янину) . С другой стороны Боровицкого холма на низменный берег реки Москвы спускалась улица, ведшая к пристани, в районе современной Москворецкой набережной (вблизи к/т «Зарядье») . Севернее современного Успенского собора проходила другая улица, деревянная мостовая созданная в конце XI века (по данным дендрохронологии примерно в 1080—1090-х годах) . В разных местах найдены следы железоделательного, кузнечного и кожевенного ремесленного производства неукрепленной части раннего города — посада, существовавшего в конце XI века. [5] В 1156 году Андрей Боголюбский поставил здесь по указанию Юрия новую деревянную крепость на Боровицком холме (по преданию убив боярина находившегося здесь села Кучково) , сравнительно небольшую (периметр её стен составлял около 510 метров) [6]. Здесь размещался отряд княжеской дружины для защиты Суздальского княжества от западных соседей. В 1177 году крепость сжег рязанский князь Глеб, но она была быстро восстановлена [6]. Вероятно, Москва уже в то время приобретала значение торгового центра и богатела. В 1208 году в окрестностях Москвы владимирский княжич Юрий Всеволодович разбил войска Михаила Всеволдовича Пронского и Изяслава Владимировича, князей Пронских.

Река Москва представляла собой связующее звено между важными торговыми путями. Её верхнее течение почти примыкало к северной части волжского торгового пути, выводившего далее через озеро Селигер и Великий Новгород (либо через Западную Двину и Полоцк) в Балтику. С верхней Волги вниз по Днепру через Смоленск и Киев можно было попасть в Чёрное море (путь «из варяг в греки»). При движении на восток через расположенные вблизи Москвы истоки Клязьмы либо вниз по самой реке Москве можно было попасть на Оку и вниз по её течению на Волгу, в Булгар и Каспийское море. При движении от устья реки Москвы вверх по Оке, на юг, можно было попасть в верхнее течение Дона и по нему в Азовское и Чёрное моря либо на Нижнюю Волгу и Каспий. Возраст Москвы точно не известен. По мнению Александра Векслера, главного археолога города, её возраст может превышать 1000 лет, о чём свидетельствуют монеты и вещи, найденные при археологических раскопках [5]. А. В. Куза считал, что укреплённое древнерусское поселение возникло на рубеже XI—XII веков, а найденный вещевой материал (в том числе свинцовая печать киевского митрополита) указывает на ещё более раннее заселение [6]. Первым достоверным летописным упоминанием о Москве считается указание Ипатьевской летописи на встречу в городке под названием Москов ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем в день «Пятка на Похвалу Богородицы» [7], т. е. в субботу 4 апреля 1147 года [8]. Согласно летописи «О зачале Московского княжения», пересказанному В. Н. Татищевым, села на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Кучке. По каким-то причинам боярин впал в немилость у Юрия Долгорукого, который казнил Кучку и завладел его землями (согласно недошедшей летописи, которой пользовался Татищев — Кучка хотел бежать в Киев со своей женой, которая была любовницей Долгорукого; но князь настиг и убил его в Москве, возвратившись из похода на Торжок зимой 1146—47 гг. Многие историки однако считают это известие недостоверным [9][10]. Поэтому Москва первое время носила второе название «Кучково», а район между Лубянкой и Сретенскими воротами до XV в. был известен как Кучково поле [11]. В Киевской летописи упоминается, что в 6655 году (1147 году от Рождества Христова) суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Новгород-Северского Святослава Ольговича в Москву для переговоров: «Приди ко мнѣ брате въ Московъ. Ст҃ославъ же ѣха к нему съ дѣтѧтемъ своим Ѡлгомъ» [12]. Эта встреча, сопровождавшаяся роскошным пиром («обед силён») и обменом подарками, состоялась 4 апреля. От этого события, как от первого письменного упоминания, принято отсчитывать историю Москвы, хотя фактически поселение существовало уже как минимум несколько десятилетий, если не столетие, тогда как крепость (собственно «город» в тогдашних представлениях) была срублена несколькими годами позже.

12 КОРОТКО И ПОНЯТНО

в 12 веке 4 апреля 1114 года

1 рубль 1997г 850 лет Москве Большой театр. ;-(((( Кот все счетные палочки разогнал считайте сами 1997- 850 = ???

ques.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *