Главные герои рассказа повесть о том как мужик двух генералов прокормил – Главные герои — М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» — Из литературы второй половины XIX века — Сочинение по русской литературе — Подготовка к ЕГЭ

Содержание

Главные герои — М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» — Из литературы второй половины XIX века — Сочинение по русской литературе — Подготовка к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ — универсальный справочник

Из литературы второй половины XIX века

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

Главные герои

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В образе мужика М. Е. Салтыков- Щедрин рельефно изобразил силу и слабость русского крестьянства в эпоху самодержавия. Среди обилия плодов, дичи и рыбы никчемные генералы погибали на острове от голода, так как могли овладеть куропаткой только в изжаренном виде. Беспомощно блуждая, они наконец набрели на спящего «лежебоку» и заставили его работать. Это был громаднейший мужичина, мастер на все руки. Он и яблок достал с дерева, и картофеля в земле добыл, и силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовил, и огонь извлек, и разной провизии напек, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, и пуха лебяжьего набрал, чтобы им мягко спалось. Да, это сильный мужичина! Перед его силой не устояли бы генералы. А между тем он безропотно подчинился своим поработителям. Дал им по десятку яблок, а себе взял «одно, кислое». Сам веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен был «генералам за то, что они мужицким его трудом не гнушалися».

«Дикий помещик». Глупый и жестокий помещик, имеющий «мягкое, белое и рассыпчатое тело», избавившись от грязных и некультурных крестьян, превратился в звероподобное существо: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться ж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клич, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Когда же крестьяне чудесным образом вернулись и в губернии опять установился порядок, то этого помещика с трудом изловили, «изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти», но он, раскладывая гранпасьянс, «тоскует по прежней своей жизни в лесах», а «умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

«Премудрый пискаръ». Умные отец и мать завещали сыну-пискарю: «Пуще всего берегись уды! Потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее». Но сын-пискарь сам был премудрый и решил, что «надо так прожить, чтоб никто не заметил». Он сделал себе такую нору, чтоб он один мог в нее забраться, а никому другому уже не влезть. «Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят,

— он будет моцион делать, а днем — станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть все- таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, Бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать». Прожив таким образом более ста лет, пискарь задумался, «стал он раскидывать умом, которого у него была палата, и вдруг ему словно кто шепнул: «Ведь этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевелся бы!». Потому что, для продолжения пискарьего рода, прежде всего нужна семья, а у него ее нет. Но этого мало: для того, чтоб пискарь» семья укреплялась и процветала, чтоб члены ее были здоровы и бодры, нужно, чтоб они воспитывались в родной стихии, а не в норе, где он почти ослеп от вечных сумерек… Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах да дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят».



scribble.su

Характеристика генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»: описание героев |LITERATURUS: Мир русской литературы

Главными героями рассказа являются два генерала и крестьянин.

Два генерала являются чиновниками в отставке. Когда-то они служили в регистратуре (одном из подразделений департамента одного из министерств):

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали.» 

«Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах…»

Генералы являются чиновникам 4-ого класса (действительными статскими советниками, согласно «Табели о рангах»):

«Особливо, как четвертого класса, так на одно шитье посмотреть, голова закружится!»

Оба генерала живут в Петербурге на Подьяческой улице:

«А ведь мы с Подьяческой генералы! — обрадовались генералы.»

Генералы получают хорошую пенсию и являются состоятельными людьми:

«…имели каждый свою кухарку и получали пенсию.» 

«То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать…»

Генералы — ограниченные люди с маленьким словарным запасом:

«Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».»

Генералы не знают ничего, кроме своей службы, и не приспособлены к жизни:

«…но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.»

Генералы настолько глупы и ограниченны, что не знают, откуда на их столах берутся булки и прочая еда:

— Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал. 

— Да,— отвечал другой генерал,— признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

Один из генералов служил учителем каллиграфии в военной школе (этой деталью автор подчеркивает примитивность генерала):

«…сказал один генерал, который, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее.»

Генералы — легкомысленные люди:

«…оба были легкомысленны…»

Оказавшись на необитаемом острове, генералы страдают от голода. Наконец они находят себе крестьянина, которого заставляют готовить для них:

«Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!».»

Генералы пользуются забитостью и покорностью крестьянина, который не может дать им отпор:

«Спишь, лежебок! — накинулись они на него,— небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать! 

Встал мужичина: видит, что генералы строгие.. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.»

Генералы — неблагодарные люди. Когда крестьянин готовит для них еду, они присваивают ее себе и не хотят дать ему даже частичку обеда:

«…что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

Наконец от сытой жизни генералам становится скучно на острове. Они хотят вернуться в Петербург. По просьбе крестьянин строит корабль-посудину, и все трое плывут домой. В пути генералы ничем не помогают крестьянину. Они едят селедку, которую тот ловит, и при этом ругают его за бури и ветра:

«Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.»

Приплыв в Петербург, генералы посылают крестьянину в благодарность рюмку водки и 5 копеек:

«Однако, и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

www.literaturus.ru

Характеристика генералов в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил

Основными героями сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» являются, как это ни удивительно, один крестьянин и два генерала.

Оба генерала являются бывшими чиновниками, которые всю свою жизнь посвятили работе в регистратуре, и, следовательно, ничего в этой жизни не умели и не понимали. Генералы живут в Петербурге, оба являются чиновниками 4-го класса, имеют отличную пенсию и ни в чем не нуждаются.

Генералы – необразованные, глупые люди, они абсолютно неприспособленные к жизни. Они не читали книг, у них маленький словарный запас, и они даже не подозревают, откуда берется еда на их столах.

В какой-то момент генералы оказываются на необитаемом острове. Вокруг ни души, а кушать генералом хочется. Вдруг они находят крестьянина, и заставляют его работать на них. Крестьянин, будучи покорным и забитым человеком, полностью подчиняется изуверам. Он не способен дать отпор своим новым хозяевам.

Генералы описаны автором глубоко неблагодарными людьми без каких-либо принципов. Видя, как крестьянин готовит еду, эти двое целиком забирают обед себе . И даже не думают о том, чтобы дать мужику хоть часть пищи.

Генералы отдохнули, генералы наелись, генералам стало скучно, и они решают вернуться в родные дома. Они заставляют крестьянина построить маленький кораблик, и все вместе плывут домой. Разумеется, генералы и не думают помочь своему «слуге», они лишь едят селедку, которую он ловит, и ругают его за тунеядство. Мол, вот ведь глупый и ленивый мужик, не может даже ветер успокоить.

В конце концов, наши герои все-таки приплыли в Петербург. И тут читатель может подумать, что генералы вновь показали себя плохими людьми и не отблагодарили  крестьянина за свое спасение.  Но нет – они отправили ему аж рюмку водки. И целых пять копеек! Веселись, мол, мужик!

Этой сказкой Салтыков-Щедрин хотел показать всю мерзость российского общества того времени. Генералы, будучи людьми темными, невежественными, ни к чему неспособными, находят себе простого мужика и делают из него своего холопа. А мужик, в свою очередь, будучи человеком робким, не может сказать нет злым генералам. Хотя именно они находятся в зависимости от крестьянина, и никак не наоборот.

Описание героев

Другие сочинения:

Характеристика генералов в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил

Несколько интересных сочинений

  • Анализ поэмы Мертвые души Гоголя

    Главным произведением, созданным Гоголем являются «Мертвые души». Он писал его долгих 17 лет, часто переосмысливая и переписывая главы, менял персонажи. Только над первым томом трудился 6 лет

  • Сочинение на тему Мое любимое животное

    С самого детства мне нравились тигры. У меня была игрушка плюшевый тигр. Но влюбилась в это животное я когда посмотрела передачу по телевизору. Там показывали этих животных. С самого рождения и до старости.

  • Сочинение Причины преступления Раскольникова

    Родион Раскольников – главный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который стал совершенным и запутанным одновременно. Раскольников, будучи бедным студентом, совершает непростительное уголовное преступление

  • Анализ романа И дольше века длится день Айтматова

    Произведение является философскими авторскими размышлениями, раскрывающими психологическую основу духовного состояния человека с точки зрения памяти, являющейся высшей ценностью, означающей людскую любовь к родным местам, окружающей природе

  • Образ и характеристика Юрия Живаго в Докторе Живаго Пастернака сочинение

    Юрий Живаго является главным героем всем известного романа Пастернака. У него довольно успешная карьера и благополучная жизнь. Он работает медиком, также у него есть жена Антонина. Юрий является сводным братом Ефграфа.

sochinite.ru

«Как мужик двух генералов прокормил»

Салтыков-Щедрин М., сказка «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»

Жанр: литературная сатирическая сказка

Главные герои сказки «Как мужик двух генералов прокормил» и их характеристика

  1. Мужик. Работящий, умелый, находчивый. Все может сделать, все обустроить.
  2. Два генерала. Бесполезные, бестолковые, ленивые, изнеженные.

План пересказа сказки «Как мужик двух генералов прокормил»

  1. Генералы на пенсии
  2. Генералы просыпаются
  3. Генералы исследуют остров
  4. Муки голода
  5. Чтение газеты
  6. Гениальная мысль
  7. Мужик под деревом
  8. Сытая жизнь генералов
  9. Ностальгия о столице
  10. Лодка
  11. Снова в Петербурге.

Кратчайшее содержание сказки «Как мужик двух генералов прокормил» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Два бестолковых генерала проснулись однажды на необитаемом острове.
  2. Вокруг было много еды, но генералы сидели голодные.
  3. Они мучились от голода и даже чуть друг друга не съели
  4. Генералы нашли мужика и заставили его накормить их.
  5. Генералы заставили мужика построить им лодку и отправились в Петербург
  6. Генералы получили много денег и дали пятак мужику.

Главная мысль сказки «Как мужик двух генералов прокормил»
Народ вечно кормит прихлебателей, которые сами ничего не умеют и не хотят  делать.

Чему учит сказка «Как мужик двух генералов прокормил»
Сказка учит, что каждый должен получать по заслугам, учит самому уметь добывать себе пищу. Учит работать, учит быть находчивым. Учит не лениться и освоить какую-нибудь нужную профессию. Учит не сидеть у другого на шее.

Отзыв на сказку «Как мужик двух генералов прокормил»
Мне понравилась эта сказка, написанная в жанре острой социальной сатиры. В аллегорической форме Салтыков-Щедрин описал угнетение простого народа правящими классами. Показал, что без народа не может существовать никакое государство, что именно на простом народе зиждется благосостояние нации. И показал, что без нахлебников легко можно обойтись. Мне очень понравилась гениальная мысль, отправить всех «генералов» на необитаемый остров.

Пословицы к сказке «Как мужик двух генералов прокормил»
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Труд кормит, а лень портит.
Что потрудился, то и поел.
Без труда меду не едят.
Ест руками, а работает брюхом.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как мужик двух генералов прокормил»
Жили в одной регистратуре два генерала. Там родились, выросли и состарились. И ничего делать не умели, даже слов нормальных не знали.
Но вот закрыли регистратуру и выпустили генералов на волю. Жили они в Петербурге, получали пенсию, а однажды очутились под одним одеялом на необитаемом острове.
Вскочили генералы, испугались. Перед ними море, позади клочок суши и никого вокруг.
Стали думать генералы, что делать. Хотели было пойти на один на восток, другой на запад, но где восток, а где запад не знали. Пришлось просто разойтись один налево, другой направо.
И вот идет один генерал, видит яблони с яблоками. А яблоки высоко растут, не достать. Идет дальше, видит ручей полный рыбы. Дальше идет — лес полный дичи. Еды вокруг много, а в руки не дается.
Вернулся генерал, а второй генерал за это время только номер «Московских ведомостей» нашел.
Хотели генералы спать лечь, да сон на голодный желудок не идет. Только глаза закроют — еда кажется. Удивляются, генералы, что в естественном виде еда на деревьях растет, да по лесам бегает.
И вот остервенились генералы, да друг на друга набросились. Клочья так и полетели. Но вид крови образумил генералов. Перекрестились они и развлечься хоть как-то решили. Стали о солнце думать, почему оно сперва восходит, а потом заходит. Потом один генерал вспомнил, что можно своими соками питаться, но для этого сперва перекусить нужно.
Стали генералы «Московские ведомости» читать, да что ни статья, то про обед, про осетров или про налимов.
И вот одного генерала вдруг осенило. Понял он, что надо найти мужика. Пошли они по острову бродить и под деревом увидели огромного мужика.
Заругались генералы, потребовали, чтобы мужик их накормил.
Мужик в голове почесал, видит генералы строгие и за работу принялся. Яблок нарвал, рябчиков поймал, костер разжег, еды столько приготовил, что генералы даже подумали не дать ли и мужику маленький кусочек.
Стал мужик отдохнуть проситься. Генералы заставили его сперва веревку свить, да той веревкой мужика к дереву привязали.
Прошел день. Мужик уже наловчился в пригоршне суп варить. Живут генералы сытые и веселые, о потопе рассуждают, да столицу вспоминают.
И вот стало генералом скучно. Потребовали генералы от мужика доставить их на Подъяченскую. Думал, мужик, думал и корабль построил. Настелил в лодку лебяжьего пуха, сели генералы и поплыли. Страху по дороге натерпелись, на мужика ругались, мужик их селедкой кормил и к Неве наконец доставил.
Удивились кухарки, какие генералы толстые, да белые приехали. А генералы в Казначейство пошли, денег загребли и про мужика не забыли, выслали ему рюмку водки, да серебра пятак — веселись мужик.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Как мужик двух генералов прокормил»




santyaguarundito.blogspot.com

Характеристика мужика в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил

«Повесть о генералах и мужике» – социально-бытовая сказка Салтыкова-Щедрина. В этом сатирическом произведении автор рассказывает читателю о двух неприспособленных к жизни генералах, которых поит и кормит простой мужик. Образ мужика — это олицетворение миллионов простых крестьян России, большинство из которых обладали уникальной смекалкой, были невероятно трудолюбивые, однако мирились со своим рабским положением.

Два генерала в отставке оказываются на необитаемом острове. Несмотря на то, что на острове огромное количество живности и всевозможных фруктов генералы не могут добыть себе еду. Отставники решают проблему наилегчайшим способом: находят спящего неподалеку мужика и заставляют его их кормить и поить, а после доставить их по морю в Петербург. Мужик добывает еду для господ и переправляет их морем в Петербург.

Характер мужика

Щедрин рассказывает о мужике, как о человеке смекалистом и трудолюбивом. Мужик без труда выполняет поручения генералов: достает яблоки с дерева, копает картофель, ловит всевозможную добычу. Щедрин восхищается универсальностью мужика, а также показывает насколько ограничены и беспомощны генералы.

Автор с некоторой иронией рассказывает о рабском мировоззрении главного героя. Мужик беспрекословно выполняет поручения старых бездельников, старается всячески им угодить и раболепствует перед ними. Несмотря на то, что мужик делает всевозможное для своих «хозяев», генералы его постоянно критикуют и называют лентяем.

Своим произведением автор показывает читателям насколько трудолюбив и находчив простой народ в России. В лице мужика автор указывает на большой потенциал, скрытый в обычных людях. Однако, народ в самодержавной России был бесправен, терпелив и пассивен, что также отчетливо подчеркивает Щедрин.

Образ мужика в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это рассказ о положении обычного крестьянина в России второй половины XIX века. В лице мужика автор воплотил образ всего простого народа, бесправного, безвольного и угнетенного высшим дворянским обществом.

Вариант 2

С детских лет всем знакомы сказки. Они бывают разные, но в любой волшебной истории добро должно одержать победу над злом. Писатель Салтыков-Щедрин обращается к теме сказок, но наполняет их иным смыслом. Цель его повествования не в том, чтобы следить за противостоянием добра и зла, а в сатирическом изображении реального мира.

Творчество писателя пришлось на сложный период отмены крепостничества. Обнародованный манифест, в сущности, никак не повлиял на быт простых людей. Этот факт нашел отражение в сказках Салтыкова-Щедрина.

Писатель делает центральной фигурой своих произведений мужика. Для описания героя он стремится найти подходящие образы, которые бы помогли читателю разобраться в существующем мире.

В самом названии сказки о мужике и двух генералах содержится ирония. Определяя точное количество генералов, автор бросает вызов: мужик всего один, а прокормить сумел двоих.

Уже в начале произведения обозначена бездна, разделяющая миры мужиков и генералов. Для генералов писатель находит лишь ироничные краски. Эти господа живут, как тепличные растения, находясь постоянно дома или на службе, где о них заботятся. Жизненным опытом, помогающим выживать в трудных ситуациях, они не обладают. Тут и начинается сказка – генералы оказываются на необитаемом острове.

В каждой фразе писателя содержится едкая сатира. Он описывает уже не молодых людей, которые так и не научились о себе позаботиться. На острове полно еды, но генералы не догадываются, как ее подобрать и подать. Показывая внутреннюю убогость богатых, писатель подготавливает почву для контрастного изображения находчивости мужика, появляющегося на острове.

Главный герой описан словами, которые подходят для былинного богатыря, способного защитить слабых и покарать обидчика. Но вместо этого ему придется заботиться о двух беспомощных генералах.

Писатель грустно наблюдает за готовностью мужика угодить своим тиранам. Читателю становится ясно, что в психологии простых людей содержится раболепство и пройдет много времени, прежде чем трудовой народ почувствует свободу.

Портрет мужика выписан очень красочно. Смекалистый мужчина творит чудеса, чтобы выпутаться из безвыходной ситуации, но не способен понять простой вещи: он не обязан обслуживать генералов. Он не бежит от них, а наоборот свивает веревку, которая будет его удерживать. Крепостничество хоть и отменили, но духовного раскрепощения народ не обрел.

Автор показывает преимущества простого человека над ничтожностью генералов. Мужик трудолюбив, находчив, смекалист. Без него генералы умерли бы от голода. Не удивительно, что богатые не спешат отпускать труженика на свободу.

Описание героя произведения.

Другие сочинения:

Характеристика мужика в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Пушкина Метель

    Произведение является одной из составных частей цикла, опубликованного писателем в виде сборника под названием «Повести Белкина».

  • О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение рассуждение

    Солженицына, как писателя — философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

  • Сочинение по стихотворению Узник Пушкина 6 класс

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации

  • Характеристика героев романа Обломов (описание главных и второстепенных героев)

    Обломов — потомственный дворянин старой закалки. Ему 31 — 32 года, живет в Петербурге в небольшом съемном жилье, и является человеком, который все свое время проводит дома.

  • Сочинение на тему Компьютер — добро или зло?

    В современном мире мало кто уже может представить свою жизнь без компьютера или интернета. Мы привыкли, что у нас круглосуточно есть доступ в сеть, что мы в любое время сможем получить ответ на свой вопрос, но так было не всегда.

sochinite.ru

Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова

 Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова — Щедрина

Тип урока: урок закрепления знаний.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.

Цели урока

образовательные: рассмотреть образы главных героев, повторить сведения по теории литературы

развивающие: развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, совершен­ствовать навыки анализа текста, развивать логическое мышление, устную монологическую речь; формировать вдумчивого читателя, развивать образное мышление.

воспитательные: совершенствовать работу в группах ( воспитывать коммуникативность, культуру общения : умение слушать, участвовать в обсуждении заданий, целей и способов решения задач, способность к совместной деятельности;способствовать воспитанию организованности, привычки к систематическому труду, культуре здорового образа жизни, формировать нравственные ценности.

Методы исследования: исключение, опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, карточки-задания, материалы стенда «Сегодня на уроке», выставка книг, портрет писателя, учебник-хрестоматия по литературе, разные издания произведений Салтыкова-Щедрина, иллюстрации Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Черемных;проектор для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint , листки самоконтроля

Ожидаемый результат: характеристика героев «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». М.Е.Салтыкова – Щедрина.

План урока.

1.Организационный момент.

2. Домашнее задание.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Проверка домашнего задания.

5. Физкультминутка

6. Беседа

7. Работа по группам.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

9. Сообщение и комментирование оценок.

10. Организованное окончание урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их, пожелаем всем удачного дня. Садитесь.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации (показ презентации) и скажите, какое произведение мы будем рассматривать? ( Слайд № 2)

— «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова — Щедрина.

Учитель: Тема нашего урока «Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Как вы думаете, над чем нам сегодня придется задуматься?

— Над образами главных героев, какие они, как автор к ним относится.

  1. Запись домашнего задания.

Учитель: Кому из литературных героев этой повести вы хотели бы написать письмо?Откройте дневники, запишите задание на дом: Творческая работа «Письмо литературному герою».

4. Проверка домашнего задания.

Учитель: А внимательно ли вы прочитали сказку? Давайте проверим. (Слайд № 3 )Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

1. «Служили генералы всю жизнь в регистратуре»

2. «Стали искать, где север и где юг».

3. «Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

4. «Попробовал полезть – ничего не вышло, только штаны изорвал».

5. «Выслали ему рюмку водки да пятак золота».

6. «И выстроил он корабль».

7. «Генералы соскучились по прежней жизни».

8. «Перед ними с одной стороны расстилалось море…»

9. «Проснулись и видят: оба на одной подушке лежат»

10. «До того изловчился, что стал даже в пригоршне кашу варить».

Выполнение задания, самопроверка.

Ответы: 2,4,5,9,10. (слайд № 4)

Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. На листках самоконтроля поставьте самооценку: за все правильные ответы – 5, за 1неправильный – 4, за 2 неправильных – 3, за 3 и более неправильных -2. (слайд № 5)

Учитель: Продолжаем проверку домашнего задания. Дома каждый из вас работал над составлением словарика литературоведческих терминов, которые необходимы при анализе произведения. Проведем тест. Задания теста есть у каждого на парте, отметьте ответы, которые вы считаете правильными.

ТЕСТ

1. «…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил», что это за прием?

А) гипербола

Б) гротеск

В) антитеза

Г) аллегория

2. – Из собственных волос сделал силок и поймал рябчиков. Что это за литературный прием?

А) гипербола

Б) гротеск

В) антитеза

Г) аллегория

3. Яблок достал с дерева, картофель добыл из земли, силок для ловли рябчиков смастерил, огонь извлек, разной провизии напек, пуха лебяжьего набрал, строит ладью, умело вьет веревочку из дикой конопли.

– « … и к вечеру веревочка была готова». Что это за литературный прием?

А) гипербола

Б) гротеск

В) антитеза

Г) аллегория

4. Генералы росли, воспитались, состарились в регистратуре; уверены, что булки в готовом виде растут; «видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит»Что это за литературный прием?

А) гипербола

Б) гротеск

В) антитеза

Г) аллегория

5. «Однако и об мужике не забыли – выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Что это за литературный прием?

А) гипербола

Б) гротеск

В) антитеза

Г) ирония

6. «Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Что это за литературный прием?

А) сатира

Б) гротеск.

В) антитеза

Г) ирония

7. Генералы попадают на необитаемый остров. Что это?

А) сатира

Б) фантастика

В) антитеза

Г) ирония

8. Страдания генералов до мужика – благополучие с мужиком; поведение на острове: генералы в панике –мужик спокоен).Что это?

А) сатира

Б) фантастика

В) антитеза

Г) ирония

Ответы: 1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-г, 6-а, 7-б, 8-в. (Слайд № 6)

Учитель: Молодцы, справились с заданием. На листках самоконтроля поставьте самооценку: за все правильные ответы – 5, за 2 неправильных – 4, за 4 неправильных – 3, за 5 и более неправильных -2. (Слайд № 7)Мы еще раз с вами убедились в том, что кто ответственно относится к выполнению домашнего задания, тот и получает хорошие оценки.

5. Физкультминутка

6. Беседа.

Учитель: Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.— Что такое сатира?

— Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности ).

Учитель: Кто герои произведения?

— Два генерала.

Учитель: Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

— Генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом.

Учитель: Где завязка в произведении?

— Генералы попадают на необитаемый остров.

Учитель: А смогли бы вы выжить на острове, подобном тому, на котором оказались генералы? Почему?

Учитель: Где кульминация произведения?

— Генералы нашли мужика.

Учитель: Где развязка?

— Возвращение героев в Петербург.

Учитель: Какова композиция произведения?

— Композиция кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.

7. Работа по группам.

Учитель: Продолжим работу по анализу произведения.

Работать будем по группам. ( Учащиеся получают групповые карточки — задания)

Задания для I группы

  1. Ответьте на вопросы, опираясь на текст «Повести…»

Кто такой мужик?

Чем отличается мужик от генералов?

Каким изображает автор мужика?

Какие чувства вызывает мужик у автора?

Какие чувства вызывает мужик у вас?

2. Символически представьте образ мужика. (Заполнение таблицы на доске)

3. Составить таблицу «Сказочное в «Повести…»

Ответ:

Сказочное в «Повести…»

1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.

2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.

3. Три раза плакали – сказочная цифра 3

4.Инсценируйте фрагмент «Повести…»

Задания для I I группы

1.Ответьте на вопросы, опираясь на текст «Повести…»

Что мы узнаём из петербургской жизни генералов? В Петербурге они жили своим трудом?

Что можно сказать об умственных способностях генералов?

Каков круг интересов генералов?

Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»?

Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать?

Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург (зачитывается отрывок)

Какие чувства вызывают генералы у автора?

Какие чувства вызывают генералы у вас?

2.Символически представить образ генералов. (Заполнение таблицы на доске)

3. Составить таблицу «Реальное в «Повести…»

Ответ:

Реальное в «Повести…»

Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости.

4.Инсценируйте фрагмент «Повести…»

Учитель: Подведем итоги групповой работы.

— Выступления учащихся.

Учитель: Все ли образные черты представлены в таблицах? Дополните. Перенесите таблицу в тетради.

Генералы

Мужик

Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебок.

Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому.

Учитель: Кто из героев и почему заслуживает вашего уважения?

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: А теперь вернёмся к теме нашего урока «Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли их? Что узнали?

8. Сообщение и комментирование оценок. Учитель собирает листки самоконтроля; комментируя, сообщает оценки за урок.

9. Организованное окончание урока.

Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.

multiurok.ru

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил — ТОП КНИГ

Автор: Салтыков-Щедрин М. Е.

Год издания сказки: 1869

Сказка Михаила Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» относится к одним из наиболее ярких произведений писателя. В 1965 году по мотивам этой сказки вышел одноименный мультфильм. А само произведение вот уже не одно десятилетие включено в школьную программу.

Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» краткое содержание

Краткий пересказ «Повести как мужик двух генералов прокормил» начать следует с самих генералов. В некоторой регистратуре родились, воспитались и состарились два легкомысленных генерала. Единственные слова, которые они знали были: «Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности». После того как их регистратуру упразднили за ненадобностью генералов отпустили на волю и стали они жить в Петербурге в Подьяческой улице, снимая разные квартиры, имея кухарку и хорошую пенсию. Но вот однажды по щучьему велению, по моему хотению оказались оба они, как в сказке о царе Салтане Пушкина, на необитаемом острове.

Лежат оба генерала под одним одеялом и как не в чем небывало начинают разговор, что одному из них приснилось, будто бы закинуло их на необитаемом острове. А потом как вскочат, как начнут друг друга ощупывать да вскрикивать: «Где мы!». Постояли они, покумекали, и решили, что надо одном идти на запад, а другому на восток. Да вод беда как определить где запад, а где восток. Тогда один генерал, который служил в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и был поумнее, предложил одному идти направо, а второму налево. На том и порешили.

Идет один из главных героев повести Щедрина как мужик двух генералов прокормил, а вокруг множество деревьев с яблоками, в прудах рыба как в садке на Фонтанке, а в лесу живности бегает не счесть, но как все это достать он не знает. Вернулся он назад с пустыми руками. А второй генерал его уже поджидает, единственное что он нашел это старый номер «Московских ведомостей». Легли генералы спать на голодный желудок, да и рассуждают. Это кто же раньше знал, что пища летает, бегает да на деревьях растет. А один даже признался, что был уверен, что булка, которую к кофе подают, в таком виде и рождается. В общем проголодались наши генералы так, что даже сапог и ношенные перчатки готовы были съесть. Вдруг как засветиться зловещий огонь в глазах у генералов и как кинутся они друг на друга. Тот что был учителем зубами откусил орден с шеи товарища и мигом проглотил, но вид крови отрезвил их.

Тогда решили главные герои повести о том, как мужик двух генералов прокормил отвлечь себя разговором. Но он вновь свелся к ужину. Решили генералы почитать «Московские ведомости», но там тоже было написано о еде. И тут того генерала, который был поумнее, осенило. Надо найти мужика. Отправились они на поиски и вскоре запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на одного громаднейшего мужика. С криками: «Спишь лежебока!», они вцепились в него. Мужик думал убежать, да куда там. Пришлось ему лесть за яблоками. Генералам он нарвал десяток спелых, а себе одно кислое, затем накопал картошки, развел огонь, из собственных волос сделал силок, поймал рябчика. Вскоре у генералов было столько еды, что они даже подумали поделиться с тунеядцем. Хорошо быть генералом – негде не пропадешь. Довольные усердием мужика генералы даже разрешили ему отдохнуть, только после того как он сплетет веревку, и они его крепко свяжут – дабы не убежал.

Пошли день один за другим. Генералы стали сытыми, и все рассуждали о своих пенсиях, которые накапливаются, о вавилонском столпотворении, потопе, да читали «Московские ведомости». Но сердце их ныло о их Подьяческой, да о мундирах. Стали они мужика допекать, что он отправил их домой. Решил мужик порадовать генералов, которые его тунеядца жаловали и соорудил корабль. Ну не то чтоб корабль, но суденышко, которое может море-океан переплыть. Устелил мужик дно лебяжьим пухом, посадил генералов, да и отправился в плаванье. Ох и натерпелись генералы ветров да бурь. Только и успевали, как в сказке Пушкина о рыбаке и рыбке, мужика ругать за тунеядство. А мужик греб да кормил генералов и вскоре прибыли они на Большую Подьяческую. Генералы надели мундиры, напились кофе и получили в казначействе столько денег, что не в сказке сказать, не пером описать. Но и о мужике не забыли. Выслали ему рюмку водки, да пяток серебра. Веселись мужик!

Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» на сайте Топ книг

Повесть о том, как мужик 2 генералов прокормил Щедрина настолько популярна, что заняла высокое место среди топ 100 самых читаемых книг зимы 2017 года. Кроме того, она заняла высокое место среди лучших сказок, а также среди лучшей русской классики. И учитывая, что повесть о том, как мужик двух генералов прокормил представлена в школьной программе это далеко не последнее попадание произведения в рейтинги нашего сайта.

 

Повесть как мужик двух генералов прокормил читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.

 

 

top-knig.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о