Главные герои отрочество толстого – Повесть «Отрочество», кто главные герои?

Содержание

Толстой «Детство», «Отрочество» — внутренний мир героя, работа над собой

 

Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» стала первым произведением автора, вышедшим на широкую публику. Трилогия стала своеобразной визитной карточкой писателя, уже в раннем творчестве он проявил свой литературный почерк: глубину мысли, психологический подход в изображение героев, высокое понятие нравственности и знаменитую «диалектику душ».

Благодаря яркому мастерству слова Л. Н. Толстого, трилогия «Детство. Отрочество. Юность» не теряет своей актуальности и сегодня.

«Детство» — психологизм главного героя

На первых страницах начальной части трилогии «Детство» мы видим маленького мальчика Николеньку Игнатьева. Описание его жизни это скрупулезное исследование автора его душевного наполнения и нравственных понятий, которые меняются в  зависимости от различных жизненных ситуаций.

Так, после эпизода, когда учитель Карл Иванович, утром будит мальчика при помощи хлопушки, у Николеньки первоначально проявляется раздражение: ему не нравится как то, что его разбудили, когда он хотел спать, так и смешная шапочка наставника, в которой он выглядит комично и глупо.

Тем не менее, благодаря свойству быстрой отходчивости и той незапятнанной любви к людям, которая живет в его сердце, Коля перестает сердиться на учителя, раздражение внезапно сменилось чувством глубокой благодарности ведь Карл Иванович так много делает для него.

Внутренний мир ребенка ярко изображен в эпизоде, когда Николенька рисовал зверей, которых увидел на охоте. У него были только синие краски и все деревья и животных он нарисовал синим цветом. Однако когда он принялся изображать зайцев, его отец, наблюдавший за процессом, сказал мальчику, что синих зайцев в природе не существует, также как и синих растений.

Это было очень ранимо воспринято Колей и стало первым звонком разочарований и жизненных сомнений. Однажды мальчик вместе со своими друзьями начал играть в игру: дети сели на землю и начали представлять, что плывут по морю, усиленно махая руками, имитируя греблю.

Старший брат Николеньки увидев детские забавы, саркастически заметил, что несмотря на их усилия, они не сдвинутся с места, так как на самом деле находятся не на воде, а в саду. Детский мир главного героя, его жизненное восприятие от таких слов начали бесповоротно рушиться.

В умиляющую душу непосредственность, которая свойственна каждому ребенку, начали резко врываться первые холодные отголоски взрослого рассудка: нельзя плавать на несуществующем корабле, не бывает синих зайцев, а смешная шапочка учителя вызывала уже не мнимое, а действительное раздражение, как и сам Карл Иванович.

Однако автор не осуждает Николеньку это те процессы, которые рано или поздно приходят в жизнь каждого взрослеющего ребенка, и основательно отдаляют от него восторженный мир детства. 

«Отрочество» — работа над собой, нравственное становление личности

В книге отрочество описывается всего лишь один день из жизни Николеньки, который ярко показывает характер и психологию  мальчика. В этот день его преследовали сплошные неудачи: он получил единицу в школе, поссорился со своим учителем, сломал ключ своего отца, без разрешения открыв его портфель.

После того как мальчика наказали за его проступки, в душе героя зарождается первое желание не допускать больше таких ситуаций и быть всегда примерным ребенком. Автор, дает возможность между строк прочитать читателю, что такое решение зачастую тянет за собой фальшь и обман.

Николенька ступил на путь правильных приоритетов своих духовных поисков, но не правильно выбрал средства их достижения. И от этого его нравственные ценности обретают реальность, так как каждому человеку свойственны ошибки, противоречия и сомнения.

Автор делает из своего героя не идеалиста фантазера, а человека с доброй душой, который стремится к духовному развитию, хотя при этом и допускает некоторые погрешности. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Герцен «Былое и думы»: роль отрочества в становлении личности автора
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГорький «Детство»: история детской души в повести

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

краткое содержание, читать перессказ онлайн

Толстой – Отрочество: краткое содержание — это вторая повесть автобиографичной трилогии, написанной Л.Н. Толстым. В повествовании детально рассматривается путь становления подростка как взрослой личности на примере 14-летнего Николая Иртеньева. Напечатано произведение было в 1854г. в журнале «Современник». Как и первая часть, «Отрочество» выделяется среди других творений глубиной психологического анализа не просто личности, а ее становления на примере главного героя.

Л.Н. Толстой очень любил детей и молодежь, поэтому нет ничего удивительного в том, что он решил написать о своих воспоминаниях, немного приукрашенных. Стоит отметить, что до него никто не рассматривал в контексте самостоятельных произведений формирование характера, начиная с детских лет и до периода юношества.

Если в повести «Детство» главной темой были взаимоотношения с семьей, то в «Отрочестве» уделяется больше внимания взаимоотношениям Николеньки с окружающими. Толстой хорошо владеет традиционными литературными приемами такими, как описание портрета героя, характеристика жестов, речи. Все вместе это прекрасно дополняет художественный замысел повести.

Главные герои

  1. Николай Иртеньев — подросток, который является рассказчиком. Тонко чувствующий юноша, эмоционально переживающий свое отрочество.
  2. Володя — старший брат главного героя. Импульсивный и ветреный молодой человек.
  3. Бабушка братьев по материнской линии — в ее московском доме жили Иртеньевы.

Другие герои

  1. Отец Николая и Володи.
  2. Катенька — 16-летняя девушка, дочь гувернантки. Первая любовь Николеньки.
  3. Любочка — сестра Иртеньевых.
  4. Карл Иванович— немец, домашний учитель братьев. Позже уволен их бабушкой.
  5. Сен-Жером — француз, заменивший на должности наставника Карла Ивановича.
  6. Маша — 25-летняя горничная, нравилась Николаю.
  7. Василий — портной, возлюбленный молодой горничной.
  8. Дмитрий Нехлюдов — приятель Володи, позже становится близким другом Николая.

 

По дороге в Москву

Семейство Иртеньевых отправляется в Москву. За 4 дня пути Николенька видит множество красивых и живописных мест. Извозчик разрешает мальчику некоторое время править лошадьми, что приводит главного героя в восторг.

Однажды жарким и душным вечером начинается гроза. Николенька одновременно ощущает и восторг и страх перед буйством стихии. Он чувствует, как его душа постепенно становится такой же обновленной и свежей как природа после грозы. Главный герой и Катенька ведут разговор о том, что теперь они будут жить у бабушки. Николай замечает, что она постепенно отдаляется от них. Катя не видит в этом ничего странного и говорит, что всем людям свойственно меняться. Мальчик впервые понимает, что на свете есть люди, которые живут своей жизнью и даже не знают о семье Иртеньевых.

В Москве семейство встречает бабушка, которая за то, время, что они не видели ее сильно постарела. Это вызывает у Николеньки чувство сострадания к ней. Отец поселяется во флигеле и не занимается воспитанием детей. Володя был всего лишь на год и несколько месяцев старше брата, но главный герой чувствует, что он его во всем превосходит. Братья становятся не так близки как раньше. Николаю нравится 25-летняя Маша, но он считает себя некрасивым и потому так и не  подходит к ней.

История Карла Ивановича

Бабушке становится известно, что братья баловались порохом. Ей кажется, что это все от недостатка воспитания, поэтому она решает уволить Карла Ивановича. На его место нанимают молодого щеголя-француза.

Перед тем, как уехать, Карл Иванович рассказывает историю своей жизни Николаю. Он был внебрачным сыном, поэтому его никогда не любил отчим. В 14 лет мальчик стал учеником сапожника, а потом пошел в армию вместо брата. Его взяли в плен, из которого Карлу Ивановичу удалось сбежать. Долгое время он работал на фабрике, а потом один генерал помог переехать в Россию, где его наняла гувернером мать Николая. За годы, которые учитель провел в семье Иртеньевых, очень к ним привязался.

Последствия полученной единицы

В тот день, когда у Любочки было день рождения, Николенька получает единицу по истории. Отец просит принести сына коробку конфет для именинницы. Мальчик случайно ломает ключик от портфеля отца. Новому учителю Сен-Жерому становится известно о плохой оценке воспитанника. Между Николенькой и гувернером вспыхивает ссора, во время которой француз обещает, что тот получит наказание в виде розг. Главный герой ударил его. Сен-Жером закрывает воспитанника в чулане.

Николенька всю ночь был в чулане. В это время у него возникают грустные мысли и мальчик чувствует себя очень несчастным. На следующий день его переводят в другую комнату, а позже бабушка говорит внуку, чтобы тот извинился перед гувернером. Николай, расплакавшись, отказывается приносить извинения, что расстраивает бабушку до слез.

Главный герой начинает жаловаться на учителя своему отцу. Но с Николенькой случается приступ, во время которого он теряет сознание. Перепуганные домашние прощают мальчика, но после этого он возненавидел Сен-Жерома.

«Взрослые» размышления Николая

Главный герой наблюдает за трогательным романом Маши и Василия. Ее дядя не разрешает им жениться. И хотя он не в состоянии понять, как девушка могла полюбить портного, искренне сочувствует Маше. Николенька много думает о том, в чем заключается предназначение человека, вопросе жизни и смерти, размышляет о бессмертии души и в чем заключается счастье.

Старший брат на «отлично» сдает вступительные экзамены в университет и становится студентом. Николай завидует тому, что Володя стал взрослым. Главный герой замечает, что Катя и Любочка очень изменились. Мальчик замечает, что она стала очень похожа на мать, когда играет за роялем. Отец выигрывает большую сумму денег и чаще приходит к бабушке.

Николенька становится взрослым

Через некоторое время умирает бабушка Иртеньевых. Она завещала имение Любочке, а опекуном оставила не отца, а князя Ивана Ивановича. Николаю остается несколько месяцев до поступления в университет на факультет математики. Главный герой становится старше, начинает уважать своего учителя.  Он решает попросить у своего отца позволения на свадьбу Маши и Василия, и они женятся.

Николай любит общаться со знакомыми старшего брата. Особенно близкие отношения у него устанавливаются с князем Дмитрием Нехлюдовым. Они обещают, что никогда не будут обсуждать друг друга с другими. Николай становится приверженцем взглядов идеализма Нехлюдова и верит, что они смогут сделать общество лучше.

Тест по повести Отрочество

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТА

vse-kratko.ru

Лев Николаевич Толстой, «Отрочество»: краткое содержание повести

Повесть «Отрочество» Льва Николаевича Толстого стала второй книгой в псевдоавтобиографической серии автора. Она была напечатана в 1854 году. В ней описываются моменты, происходящие в жизни обычного подростка того времени: предательство и смена ценностей, первые любовные переживания и так далее. Итак, Лев Толстой, «Отрочество»: краткое содержание произведения.

Перемены в душе Николеньки после переезда в Москву

Как только Николенька приехал в Москву, он ощутил, что не только мир вокруг него изменился, но и он сам тоже. Мимо него не проходят ни слезы бабушки, горюющей после смерти дочери, ни ожесточение старшего брата Володи. Николенька завидует его внешней красоте, стараясь убедить себя в том, что внешность никак не влияет на личное счастье. Наш герой ссорится с братом, но находит в себе силы простить его. Все свои мысли Николенька прячет глубоко в своей душе. Он считает, что обречен на одиночество. Так описал главного героя Лев Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого приведено в этой статье, отражает не только часть событий, проходивших в жизни юного автора когда-то, но и его помыслы и думы.

Расставание с дедом Карлом Иванычем

Однажды братья нашли свинцовую дробь и имели неосторожность играть с нею. Об этом тут же стало известно их бабушке. Та, в свою очередь, обвинила в халатности деда Володи и Николеньки Карла Иваныча. Результатом ссоры взрослых стало их решение взять в дом гувернера для воспитания мальчиков. Николенька очень сильно переживал по поводу того, что теперь ему придется очень редко видеться с дедом. Несмотря на то, что характер у Карла Иваныча был нелегкий, он по-своему любил детей и внуков и старался научить их жизни. В XIX веке написал свою повесть Толстой («Отрочество»). Краткое ее содержание вряд ли сможет передать всю полноту ощущений и переживаний взрослеющего мальчика. Времена меняются, а мы легко узнаем в этих взглядах подростка того времени свои собственные мысли.

Переживания и ожесточенность Николеньки

После того как в доме появился француз-гувернер, все изменилось. Отношения Николеньки с ним не складывались. Порой он и сам не понимал, почему в нем столько агрессии и ожесточенности вызывает этот человек. Однажды он даже ударил гувернера. Когда Володя пытается узнать у него, что же с ним случилось, Николенька отвечает, что все ему стали вмиг отвратительны. Следующая выходка юного отрока – это попытка проникнуть в портфель отца. При этом он ломает ключ, и об этом сразу же становится всем известно. Николеньке грозят розгами и запирают его в темном чулане. С нашим героем случаются конвульсии. Его укладывают на кровать и дают возможность как следует выспаться. После сна Николенька встает здоровым. Очень ярко описал нервный срыв главного героя автор Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого вполне позволяет проследить цепочку событий, приведших к возникновению этой непонятной болезни, не теряет своей актуальности и в наши дни.

Влияние друга Нехлюдова на взгляды юного Николеньки

Вскоре Володя поступает в университет. Николенька искренне радуется этому. Ему до поступления в это учреждение остается несколько месяцев. Наш герой прилежно учится и готовится сдать экзамены на математический факультет. У него появляются приятели: студент Нехлюдов и адъютант Дубков. Николенька все чаще беседует с Нехлюдовым. Ему близки его взгляды, направленные на создание нового общества. Отныне наш герой считает, что исправление человечества – это его призвание. С этого момента, как ему кажется, начинается его новый жизненный этап. «Отрочество» Толстого, краткое содержание которого мы рассматриваем, является отражением мыслей и стремлений молодежи тех лет. Здесь можно проследить, как кардинально меняются моральные ценности взрослеющего человека. Читая это произведение, приходишь к мысли, что каждая эпоха по-своему воздействует на людей.

В позапрошлом веке написал Лев Толстой «Отрочество». Краткое содержание произведения дано в этой статье. В главном герое, может быть, многие узнают себя в юности. Поэтому я рекомендую прочесть произведение в оригинале.

fb.ru

Анализ повести «Отрочество» Толстого | ReadCafe

Одна из самых известных книг у Льва Николаевича Толстого – это трилогия под названием «Детство. Отрочество. Юность». Эта трилогия является автобиографическим произведением, и повесть «Отрочество», анализ которой мы сейчас коротко проведем, идет соответственно второй по счету в данной трилогии.

В повести «Отрочество» Толстой продолжает излагать события жизни главного героя-рассказчика, которым представляется Николенька Иртеньев.

Многое о главном герое мы узнаем из первой части трилогии – «Детство», теперь же автор затрагивает период взросления Николеньки, когда он становится отроком. Делая анализ повести «Отрочество» Толстого, стоит сказать, что отрочество здесь начинается с момента, когда Николаю исполняется четырнадцать лет. Он отправляется жить к бабушке в Москву.

Воспитание

После того как умерла мама у Николая, он с семьей, как мы отметили выше, переезжает к бабушке по маминой линии. Однако, бабушке не до внуков, и она особо не воспитывает никого из них. У отца тоже свои заботы – мало того, что он на многое в жизни смотрит слишком просто и ко многому легко относится, он еще и любитель поиграть.

В анализе «Отрочества» очень важно отметить, что воспитание детей в итоге доверяют гувернеру Карл-Ивановичу, но очень скоро гувернер уволен, так решила бабушка. А его место теперь занимает утонченный французский камердинер, которого Николенька явно недолюбливает.

Отношение к себе и другим главного героя

Главному герою повести все время казалось, что он одинок, и день ото дня эти чувства усиливались. Николай понимал, что он никому не нужен, никто им по-настоящему не интересуется и не любит. Отсюда вытекают многие комплексы, и можно проанализировать его поведение. Николай робкий, не уверен в себе, ему кажется, что он крайне некрасив. Часто проводя время один на один с собой, он много думает о жизни и окружающих.

Душевная доброта Николая поспособствовала тому, что он помог состояться свадьбе Маши и Василия (горничная и слуга в доме), хотя сам Николай считал себя влюбленным в Машу, боясь раскрыть свои чувства.

Анализ повести «Отрочество» Толстого невозможно представить без упоминания о Нехлюдове. Ведь именно он, приходя к брату Николая, начинает дружить и с главным героем. В то время дом бабушки уже после ее смерти переходит во владение сестры, а сам Николенька подготавливается к институту.

Выводы в анализе «Отрочество»

Толстой в своем произведении показывает изменение внутреннего мира героя, и оно более важно для нас, чем его изменения во внешности, связанные с периодом взросления. Николай смотрит на всё теперь по-другому, и старается отыскать смысл.

Очень важно, что Толстой мастерски смог отразить отношения подростка со взрослыми, его психологическое и эмоциональное состояние. Многие молодые люди, читая повесть, могут узнать в главном герое самих себя, и это поможет им на что-то в жизни пересмотреть свой взгляд.

Произведение Толстого очень актуально, обязательно прочтите его, или предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием «Отрочество». Надеемся, что вам понравился анализ повести «Отрочество», будем рады, если вы почаще сможете заглядывать в наш литературный Блог.

reedcafe.ru

«Отрочество» Толстой краткое содержание по главам

«Отрочество» — вторая повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, описывает события, происходящие в жизни подростка во время отрочества: первое предательство, смена моральных ценностей и т. п.

«Отрочество» Толстой краткое содержание по главам

«Отрочество» Толстой краткое содержание по главам следует лишь в том случае, если у вас не хватает времени прочитать повесть полностью. «Отрочество» в сокращении не сможет донести все мелкие подробности из жизни героев, не погрузит вас в атмосферу того времени. «Отрочество» краткое содержание по главам представлено ниже.

Глава I


Поездка на долгих

Дети (автор, Николенька, его брат Володя, сестра Любочка и дочь компаньонки Катенька) после смерти матери уезжают из загородного имения в Москву. Николенька старается не вспоминать ни о трауре, который вся семья носит по матери, ни о печальных событиях последнего времени, ни об общей скорби.
Бричка весело несется по проселочной дороге. На пешеходной тропинке встречаются богомолки. «Головы их закутаны грязными платками, за спинами берестовые котомки, ноги обмотаны грязными, оборванными онучами и обуты в тяжелые лапти. Равномерно размахивая палками и едва оглядываясь на нас, они медленным тяжелым шагом подвигаются вперед».
Рядом скачет другая бричка. Молодой ямщик «сбив на одно ухо поярковую шляпу, тянет какую-то протяжную песню». Его лицо и поза выражают ленивое, беспечное довольство жизнью, и Николеньке кажется, что верх блаженства — «быть ямщиком, ездить обратным и петь грустные песни».
Часа через полтора, утомленный дорогой, мальчик начинает обращать внимание на цифры, выставленные на верстах. Он делает различные математические вычисления в уме, чтобы определить время, когда они подъедут к станции.
Мальчик просит сопровождающего детей дядьку Василия пустить его на козлы. Василий соглашается. Ребенок пользуется такой счастливой минутой и уговаривает кучера Филиппа дать ему поправить лошадьми. Филипп дает ему сначала одну вожжу, потом другую; наконец все шесть вожжей и кнут переходят в руки автора. Мальчик совершенно счастлив. Он старается всячески подражать Филиппу, спрашивает у него совета. Но, как правило, Филипп остается недоволен. У него свои понятия об управлении экипажем.
Скоро впереди показывается деревня, в которой планировалось обедать и отдыхать.

Глава II

Гроза
«Облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром.
Гроза наводила невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. До ближайшей деревни оставалось еще верст девять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась… Солнце, еще не
скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта…
Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу… Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в
оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!..
Когда пришла величественная минута безмолвия, обыкновенно предшествующая разражению грозы, чувства дошли до такой степени, что, продолжись это состояние еще четверть часа, я уверен, что умер бы от волнения». В это время из- под моста вдруг появляется нищий в лохмотьях «и с какой-то красной, глянцевитой культяпкой вместо руки, которую он сует прямо в бричку». Детей переполняет чувство холодного ужаса.
Василий развязывает кошелек; нищий, продолжая креститься и кланяться, бежит у самых комедный грош летит в окошко, и нищии отстает.
«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, блестящей зелени дорожной травы. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа».
Мальчик выпрыгивает из брички, срывает несколько влажных пахучих веток черемухи, бежит к карете и сует цветы Любочке и Катеньке.

Глава III

Новый взгляд
Дети едут жить к бабушке по линии своей покойной матери. Катенька очень волнуется по этому поводу. Когда Николенька спрашивает ее, в чем причина ее беспокойства, девочка пытается уклониться от разговора. Она то высказывает вслух сомнения относительно доброты бабушки, то пространно рассуждает, что ей «надобно когда-нибудь и перемениться». Наконец девочка признается, что боится предстоящей разлуки — ведь ее мать, Мими, была компаньонкой покойной матери Николеньки. Теперь же неизвестно, сойдется ли Мими характером со старой графиней. Кроме того, впервые Катенька указывает мальчику на имущественное неравенство между людьми.
Николеньке кажется, что самое разумное в этой ситуации «разделить поровну то, что имеем».
Но для Катеньки это неприемлемо. Она говорит, что ей лучше всего пойти в монастырь, жить там и «ходить в черненьком платьице, в бархатной шапочке». Катенька плачет.
Взгляд Николеньки на вещи совершенно изменился, в нем в этот момент произошла моральная перемена, которую он впоследствии считал началом своего отрочества.
«Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал».

Глава IV

В Москве
При первом свидании с бабушкой чувство подобострастного уважения и страха перед ней у Николеньки сменяется состраданием, а когда она, припав лицом к голове Любочки, зарыдала так, как будто перед ее глазами была ее любимая дочь, в мальчике пробуждается любовь к несчастной старухе. Ему неловко видеть печаль бабушки при свидании с внуками. Он понимает, что они «сами по себе ничто в ее глазах, что дороги только как воспоминание ».
Папа в Москве почти совсем не занимается детьми и сильно теряет в глазах сына. Между девочками и Николенькой с Володей тоже появилась какая-то невидимая преграда. У тех и у других появляются свои секреты. Мими же в первое воскресенье выходит к обеду в таком пышном платье и с такими лентами на голове, что Нико- леньке становится окончательно ясно: теперь все пойдет иначе.

Глава V

Старший брат
Николенька только на год с небольшим моложе Володи. Братья росли, учились и играли всегда вместе. Между ними прежде не делали различия старшего и младшего, но именно с момента переезда в Москву Николенька начал понимать, что Володя ему больше «не товарищ по годам, наклонностям и способностям».
«Кто не замечал тех таинственных бессловесных отношений, проявляющихся в незаметной улыбке, движении или взгляде между людьми, живущими постоянно вместе: братьями, друзьями, мужем и женой, господином и слугой, в особенности когда люди эти не во всем откровенны между собой. Сколько недосказанных желаний, мыслей и страха — быть понятым — выражается в одном случайном взгляде, когда робко и нерешительно встречаются ваши глаза! Но может быть, меня обманывала в этом отношении моя излишняя восприимчивость и склонность к анализу; может быть, Володя совсем и не чувствовал того же, что я. Он был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях. Увлекаясь самыми разнородными предметами, он предавался им всей душой».
То на Володю находила страсть к рисованию, и он покупал на все свои деньги краски; то страсть к вещам, которыми он украшал свой столик, собирая их по всему дому; то страсть к романам, которые он доставал потихоньку и читал по целым дням и ночам. Младший брат невольно увлекался его страстями, но был слишком горд, чтобы в точности повторять все за Володей, и слишком молод и несамостоятелен, чтобы избрать новую дорогу. Но ничему Николенька не завидовал так сильно, как «счастливому благородно-откровенному характеру Володи, особенно резко выражавшемуся в ссорах». Младший брат всегда чувствовал, что Володя поступает хорошо, но не мог подражать ему. Например однажды Николенька разбил какой-то сувенир на столе брата и от злости, вместо извинений, стряхнул на пол и все остальное. Весь день Николенька не находил себе места, понимая, что сделал гадость и ломая себе голову, как выйти из дурацкого положения .Однако Володя избавил его от страданий. Спокойно и с достоинством он сам попросил прощения за то, что, возможно, чем-то обидел брата, и подал ему руку.

Глава VI

Маша
Наступает момент, когда в горничной Маше Николенька перестал видеть слугу женского пола, а стал видеть женщину, от которой могли зависеть, в некоторой степени, его спокойствие и счастье. Маше было лет двадцать пять, Николеньке — четырнадцать. Она была необыкновенно бела и роскошно развита.
Однако Николенька замечает, что старший брат и тут опередил его. Неоднократно он видит, как Володя удерживает Машу в объятиях. Николень- ку «не удивлял самый его поступок, но то, каким образом он постиг, что приятно так поступать. И невольно захотелось подражать ему».
Мальчик иногда проводит часы под лестницей. Он все на свете готов отдать, чтобы быть на месте шалуна Володи.
Николенька стыдлив от природы, и его стыдливость еще увеличивается от убеждения в собственной уродливости. Он старается «презирать
все удовольствия, доставляемые приятной наружностью, которыми пользовался Володя». Николенька «напрягал все силы своего ума и воображения, чтобы находить наслаждения в гордом одиночестве ».

Глава VII

Дробь
Мими ловит мальчиков за игрой с охотничьей дробью. Они получают жестокий нагоняй от бабушки. Попадает и отцу. Когда бабушка узнает, что это воспитатель Карл Иваныч дал детям порох, она распоряжается нанять французского гувернера, «а не дядьку, немецкого мужика». Папа предлагает взять в дом St.-Jerome’a, который пока давал мальчикам частные уроки.
Через два дня после этого разговора Карл Иваныч, который прожил в доме родителей Николень- ки много лет и вырастил обоих братьев, уступает свое место молодому щеголю французу.

Глава VIII

История Карла Иваныча
Поздно вечером накануне отъезда Карл Иваныч рассказывает Николеньке историю своей непростой жизни. По его словам, его «судьба быть несчастливым с самого детства и по гробовую доску». Карлу Иванычу всегда платили злом за добро, которое он делал людям.
В его жилах течет благородная кровь графов фон Зомерблат. Карл родился спустя всего шесть недель после свадьбы. Муж его матери не любил маленького Карла. В семье родился еще маленький брат Йоганн и две сестры, а Карл всегда считался чужим в собственном семействе. Только мать ласкала ребенка, несмотря на явную антипатию к нему мужа. Когда Карл подрос, мать отдала его в учение к сапожнику Шульцу. Господин Шульц считает Карла очень хорошим работником и готовит к тому, чтобы сделать из мальчика себе подмастерье.
Объявляется рекрутский набор. Карл не должен идти в солдаты, потому что его брату. Отец в отчаянии. Чтобы не доставлять горя семье, Карл отправляется в армию вместо брата, поскольку он все равно никому не нужен.

Глава IX

Продолжение предыдущей
Во время войны с Наполеоном Карл попадает в плен. У него сохраняются три червонца, зашитые в подкладку матерью. Карл решается бежать и предлагает за себя выкуп. Но французский офицер не берет денег с бедного человека. Он убеж
дает Карла купить ведро водки солдатам и, когда они заснут, бежать.
На дороге Карл встречает повозку. Добрый человек спрашивает Карла о его судьбе и соглашается помочь. Карл начинает работать на его канатной фабрике и поселяет в своем доме. Полтора года Карл работает на канатной фабрике, но жена хозяина, молоденькая, хорошенькая дама, влюбляется в Карла и признается ему в этом. Карл добровольно покидает хозяина, чтобы не быть причиной осложнения его отношений с женой.
Карл Иваныч подчеркивает, что он «много испытал и хорошего и дурного в своей жизни; но никто не может сказать, чтоб Карл Иваныч был нечестный человек».

Глава X

Продолжение
Девять лет Карл не видел матери и даже не знал, жива ли она. Карл возвращается в родительский дом. И мать и остальная семья очень рады его видеть. Оказывается его ждали дома все девять лет.
Карл знакомится с генералом Сазиным. Он берет Карла с собой в Россию учить детей. Когда генерал Сазин умирает, мама Николеньки зовет Карла Иваныча к себе. «Теперь ее не стало, и все забыто. За свою двадцатилетнюю службу он должен теперь, на старости лет, идти на улицу искать свой черствый кусок хлеба».

Глава XI

Единица
По окончании годичного траура бабушка начинает изредка принимать гостей, в особенности детей. В день рождения Любочки тоже приходят гости, в том числе Сонечка Валахина, которая очень нравится Николеньке. Но до начала праздника мальчики еще должны ответить учителю урок по истории. Володя прекрасно справляется с заданием, а Николенька ничего о крестовом походе Людовика Святого сообщить не может. Тогда он принимается вслух «врать все, что только приходило в голову». Учитель ставит Володе пять, а Николеньке — две красиво начерченных единицы (за урок и за поведение). Володя не выдает брата гувернеру — «он понимал, что его нужно спасти на нынешний день. Пускай накажут, только бы не нынче, когда гости».

Глава XII

Ключик
Папа очень любит Любочку. Помимо серебряного сервиза, он купил ей на именины бонбоньерку (конфеты), которая осталась во флигеле, где живет папа. Он просит Николеньку принести подарок, сообщает, что ключи лежат на большом столе в раковине.
В кабинете отца мальчику попадается на глаза шитый портфель с висячим замочком. Ему хочется попробовать, подойдет ли к замку маленький ключик. Испытание увенчалось пол- ным успехом, портфель открылся, и Николенька нашел в нем целую кучу бумаг.
От того, что он совершил этот поступок (влез без разрешения в чужой портфель, Николеньке стыдно и неловко. Под влиянием этого чувства он старается как можно быстрее закрыть портфель. Однако ему «в этот достопамятный день суждено было испытать всевозможные несчастия: вложив ключик в замочную скважину, он повернул его не в ту сторону, воображая, что замок заперт, вынул ключ, и — о ужас! — в руках была только головка ключика».

Глава XIII

Изменница
В отчаянии от того, что ему предстоит нести наказание сразу за столько проступков, Николенька возвращается с конфетами в залу и, нечаянно наступив ей на платье гувернантки Корнаковых, рвет его. Сонечке это очень нравится. Николенька и второй раз, уже нарочно, цепляет каблуком ее юбку. Сонечка едва сдерживается от смеха, что льстит самолюбию мальчика.
St.-Jerome делает своему воспитаннику замечание, угрожает расправой за отвратительные шалости. Но Николенька «находился в раздраженном состоянии человека, проигравшего более того, что у него есть в кармане, который боится счесть свою запись и продолжает ставить отчаянные карты уже без надежды отыграться, а только для того, чтобы не давать самому себе времени опомниться». Мальчик дерзко улыбается и ухо- дит от гувернера.
Дети начинают игру, суть которой сводится к тому, что каждый выбирает себе пару. К крайнему оскорблению самолюбия Николеньки, он каждый раз остается лишним, Сонечка всегда выбирает Сережу Ивина. Через некоторое время Николенька видит, что Сонечка и Сережа целуются, а Катенька держит возле их голов платок, чтобы никому не было видно, что там происходит.

Глава XIV

Затмение
Николенька чувствует презрение ко всему женскому полу вообще и к Сонечке в особенности. Ему вдруг «чрезвычайно захотелось буянить и сделать какую-нибудь такую молодецкую штуку, которая бы всех удивила. Бывают минуты, когда будущее представляется человеку в столь мрачном свете, что он боится останавливать на нем свои умственные взоры, прекращает в себе совершенно деятельность ума и старается убедить себя, что будущего не будет и прошедшего не было. В такие минуты, когда мысль не обсуживает вперед каждого определения воли, а единственными пружинами жизни остаются плотские инстинкты, я понимаю, что ребенок, по неопытности, особенно склонный к такому состоянию, без малейшего колебания и страха, с улыбкой любопытства, раскладывает и раздувает огонь под собственным домом, в котором спят его братья, отец, мать, которых он нежно любит». Под влиянием подобных мыслей Николенька решает выместить внутреннее неудовлетворение на St.-Jerome’e и в ответ на замечание гувернера показывает ему язык и заявляет, что не будет слушаться. St.-Jerome обещает дать мальчику розог. Изо всех сил Николенька бьет гувернера и кричит, что он ужасно несчастлив, а окружающие гадки и отвратительны. St.-Jerome выносит его из залы, запирает в чулане и распоряжается принести розги.

Глава XV

Мечты
Николенька «смутно предчувствовал, что пропал безвозвратно». Он принимается мысленно воображать себе драматические и сентиментальные картины своих отношений с семьей. То он заявляет отцу, что узнал тайну своего рождения и не может больше оставаться в его доме. То он воображает себя уже на свободе, в гусарах. То ему представляется война: со всех сторон несутся враги, Николенька размахивается саблей и убивает одного, другого, третьего. Генерал подъезжает и спрашивает, где спаситель Отечества. То Николенька представляет, что он сам уже генерал. То ему видится, как государь благодарит его за службу и обещает исполнить любое его желание. И тогда-то Николенька непременно попросить позволения уничтожить своего заклятого врага, иностранца St.-Jerome’a.
Николеньке приходит мысль о Боге, и мальчик дерзко спрашивает его, за что Бог наказывает его — ведь Николенька не забывал молиться утром и вечером, так за что же он страдает? «Положительно могу сказать, что первый шаг к религиозным сомнениям, тревожившим меня во время отрочества, был сделан мною теперь, не потому, чтобы несчастие побудило меня к ропоту и неверию, но потому, что мысль о несправедливости провидения, пришедшая мне в голову в эту пору совершенного душевного расстройства и суточного уединения, как дурное зерно, после дождя упавшее на рыхлую землю, с быстротой стало разрастаться и пускать корни».

Николенька воображает, что умрет от горя, и тогда папа выгонит St.-Jerome’a из дома со словами: «Вы были причиной его смерти, вы запугали его, он не мог перенести унижения, которое вы готовили ему… Вон отсюда, злодей!» После соро-
ка дней душа мальчика улетает на небо, где он видит «что-то удивительно прекрасное, белое, прозрачное, длинное…» Так Николенька воссоединяется с мамой.

Глава XVI

Перемелется — мука будет
Николенька ночует в чулане. Наказание его ограничивается заточением, Дядька Николай приносит ему обед, и когда мальчик жалуется, что его ожидает страшное наказание и унижение, Николай спокойно отвечает: «Перемелется, мука будет ».
St.-Jerome ведет Николеньку к бабушке. Она объявляет внуку, что гувернер отказывается работать в ее доме из-за его плохого поведения, и заставляет Николеньку просить у St.-Jerome’a прощения. Она вспоминает покойницу-дочь, которая была бы опозорена поведением сына, начинает рыдать, у нее начинается истерика. Мальчик бросается вон из комнаты, налетает на отца. Тот мягко журит Николеньку за то, что он без спроса трогал портфель в кабинете. Захлебываясь рыданиями, Николенька умоляет отца выслушать его и защитить. Он жалуется на то, что гувернер постоянно унижает его. У Николеньки начинаются конвульсии. Папа берет его на руки и несет в спальню. Мальчик засыпает.

Глава XVII

Ненависть
Николенька испытывает настоящее чувство ненависти к St.-Jerome’y* «Он был не глуп, довольно хорошо учен и добросовестно исполнял свою обязанность, но он имел общие всем его землякам и столь противоположные русскому характеру отличительные черты легкомысленного эгоизма, тщеславия, дерзости и невежественной самоуверенности. Все это мне очень не нравилось.
Я нисколько не боялся боли наказания, никогда не испытывал ее, но одна мысль, что St.-Jerome может ударить меня, приводила меня в тяжелое состояние подавленного отчаяния и злобы.
Карла Иваныча я любил, помнил его с тех пор, как самого себя, и привык считать членом своего семейства; но St.-Jerome был человек гордый, самодовольный, к которому я ничего не чувствовал, кроме того невольного уважения, которое внушали мне все большие. Карл Иваныч был смешной старик-дядька, которого я любил от души, но ставил все-таки ниже себя в моем детском понимании общественного положения.
St.-Jerome, напротив, был образованный, красивый молодой щеголь, старающийся стать наравне со всеми. Карл Иваныч бранил и наказывал нас всегда хладнокровно, видно было, что он считал это хотя необходимою, но неприятною обязанностью. St.-Jerome, напротив, любил драпироваться в роль наставника; видно было, когда он наказывал нас, что он делал это более для собственного удовольствия, чем для нашей пользы. Он увлекался своим величием».

Глава XVIII

Девичья
Роман Николеньки с горничной Машей заканчивается ничем. Она влюблена в слугу Василия. Николай (родной дядя Маши) воспротивился замужеству своей племянницы с Василием, которого он называл человеком несообразным и необузданным.
Несмотря на то, что проявления любви Василия были весьма странны и несообразны (например, встречая Машу, он всегда старался причинить ей боль, или щипал ее, или бил ладонью, или сжимал ее с такой силой, что она едва могла переводить дыхание), но самая любовь его была искренна.
Николенька принимается мечтать о том, как, когда вырастет и вступит во владение имением, призовет к себе Машу и Василия, подарит им
тысячу рублеи и разрешит пожениться, а сам «уйдет в диванную». Мысль о пожертвовании своего чувства в пользу счастья Маши греет самолюбие Николеньки.

Глава XIX

Отрочество
«Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своем развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий… каждый человек более или менее ясно сознавал еще прежде, чем знал о существовании философских теорий…
Мысли эти представлялись моему уму с такою ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины.
Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним… и я дня три, под влиянием этой мысли, бросил уроки и занимался только тем, что, лежа на постели, наслаждался чтением какого-нибудь романа и едою пряников с кроновским медом…
Но ни одним из всех философских направлений я не увлекался так, как скептицизмом. Я воображал, что, кроме меня, никого и ничего не существует во всем мире, что предметы не предметы, а образы, являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание…
Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка».

Глава XX

Володя
«Редко, редко между воспоминаниями за это время нахожу я минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом озарило конец этого возраста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности».
Володя поступает в университет, выказывает необыкновенные познания, «появляется дома в студенческом мундире с шитым голубым воротником, в треугольной шляпе и с позолоченной шпагой на боку…
Бабушка в первый раз после кончины дочери пьет шампанское, поздравляет Володю. Володя в
собственном экипаже выезжает со двора, принимает у себя знакомых, курит табак, ездит на балы…
Между Катенькой и Володей, кроме понятной дружбы между товарищами детства, существуют какие-то странные отношения, отдаляющие их от нас и таинственно связывающие их между собой».

Глава XXI

Катенька и Любочка
«Катеньке шестнадцать лет. Угловатость форм, застенчивость и неловкость движений уступили место гармонической свежести и грациозности только что распустившегося цветка.
Любочка невысока ростом и, вследствие английской болезни, у нее ноги до сих пор еще гусем и прегадкая талия. Хорошего во всей ее фигуре только глаза, и глаза эти действительно прекрасны. Любочка во всем проста и натуральна; Катенька же как будто хочет быть похожей на кого-то. Любочка всегда ужасно рада, когда ей удается поговорить с большим мужчиной, и говорит, что она непременно выйдет замуж за гусара. Катенька же говорит, что все мужчины ей гадки, что она никогда не выйдет замуж, и делается совсем другая, как будто она боится чего-то, когда мужчина говорит с ней. Любочка вечно негодует на Мими за то, что ее так стягивают корсетами, что «дышать нельзя», и любит покушать; Катенька, напротив, часто, поддевая палец под мыс своего платья, показывает нам, как оно ей широко, и ест чрезвычайно мало». Но Катенька больше похожа на большую и поэтому гораздо больше нравится Николеньке.

Глава XXII

Папа
Папа особенно весел с тех пор, как Володя поступил в университет, и чаще обыкновенного приходит обедать к бабушке.
Папа понемногу спускается в глазах сына «с той недосягаемой высоты, на которую его ставило детское воображение». Николенька уже позволяет себе думать о нем, судить его поступки.
Однажды вечером отец входит в гостиную, чтобы взять с собой на бал Володю. Любочка сидит за роялем и учит второй концерт Фильда, любимую пьесу покойной матери. Между Любочкой и покойной — удивительное сходство, что-то неуловимое в движениях, в мимике, в манере говорить. Отец молча берет дочь за голову и целует с такой нежностью, какой сын никогда не видел от него.
Мимо проходит горничная Маша, которая, потупившись, хочет обойти барина. Отец останавливает Машу, наклойяется к ней и вполголоса говорит, что девушка все хорошеет.

Глава XXIII Бабушка

Бабушка изо дня в день становится слабее. Но характер, гордое и церемонное обращение ее со всеми домашними нисколько не меняется. Однако врач посещает ее уже ежедневно, устраивает консилиумы.
Однажды детей отправляют гулять во внеурочное время. Подъезжая назад к дому, они видят черную крышку гроба у входа. Бабушка умерла. Николенька не жалеет о бабушке, «да едва ли кто- нибудь искренно жалеет о ней».
Между бабушкиными людьми заметно волнение, часто слышатся толки о том, что кому достанется. Николенька невольно и с радостью думает о том, что получит наследство.
После шести недель Николай, «всегдашняя газета новостей дома,» рассказывает, что бабушка оставила все имение Любочке, поручив до ее замужества опеку не отцу, а князю Ивану Иванычу.

Глава XXIV

Я
До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он учится хорошо, без страха ожидает учителей и даже чувствует некоторое удовольствие от учебы.
Николенька намерен поступать на математический факультет, и выбор этот сделан им «единственно потому, что слова: синусы, тангенсы, дифференциалы, интегралы и т. д. чрезвычайно нравятся» ему. Николенька старается «казаться оригиналом».
Молодой человек чувствует, что начинает понемногу исцеляться от «отроческих недостатков, исключая, впрочем, главного, которому суждено наделать еще много вреда в жизни, — склонности к умствованию».

Глава XXV

Приятели Володи
К старшему брату чаще других приходят в гости адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька также разделяет их общество. Ему немного неприятно, что Володя как будто стыдится за самые невинные поступки брата, за его молодость.
«Направления их были совершенно различны: Володя и Дубков как будто боялись всего, что было похоже на серьезные рассуждения и чувствительность; Нехлюдов, напротив, был энтузиаст в высшей степени и часто, несмотря на насмешки, пускался в рассуждения о философских вопросах и о чувствах. Володя и Дубков часто позволяли себе, любя, подтрунивать над своими родными; Нехлюдова, напротив, можно было вывести из себя, с невыгодной стороны намекнув на его тетку… Часто во время разговора мне ужасно хотелось противоречить ему; в наказание за его гордость хотелось переспорить его, доказать ему, что я умен, несмотря на то, что он не хочет обращать на меня никакого внимания. Стыдливость удерживала меня».

Глава XXVI

Расуждения
Николенька с Володей вместе могут целые часы проводить молча, но достаточно присутствия даже молчащего третьего лица, чтобы между братьями завязывались самые интересные и разнообразные разговоры.
Однажды Нехлюдов отдает Володе свой билет в театр (у Володи нет денег, а пойти ему хочется, так что друг уступает ему свой). Нехлюдов заговаривает с Николенькой о самолюбии. Неожиданно студент обнаруживает в своем юном собеседнике необыкновенные для его возраста способности к психологическому анализу. Николенька делится с Нехлюдовым своими соображениями относительно самолюбия: «Ежели бы мы находили других лучше себя, то мы бы и любили их больше себя, а этого никогда не бывает». Нехлюдов искренне хвалит суждения Николеньки; тот чрезвычайно счастлив.
«Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову. С самолюбия мы незаметно перешли к любви, и на эту тему разговор казался неистощимым, для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом».

Глава XXVII

Начало дружбы
С того вечера между Николенькой и Дмитрием Нехлюдовым устанавливаются странные, но очень приятные для них обоих отношения. При посторонних студент не обращает на молодого человека почти никакого внимания; но как только они остаются наедине, они начинают рассуждать, забывая все и не замечая, как летит время.
Они толкуют о будущей жизни, об искусстве, о службе, о женитьбе, о воспитании детей. Ни одному, ни другому в голову не приходит, что все, что они говорят, «ужаснеишии вздор».

Как-то раз, во время масленицы, Нехлюдов так занят разными удовольствиями, что хотя несколько раз на день заезжал к Володе, но ни разу не нашел времени поговорить с Николенькой. Молодого человека это глубоко оскорбило. Снова Нехлюдов показался Николеньке гордым и неприятным человеком. Но Нехлюдов заходит к нему, и так просто и искренне признается, что соскучился по Николеньке и по общению с ним, что досада моментально улетучивается, и Дмитрий снова становится в глазах друга «тем же добрым и милым человеком».
Нехлюдов признается: «Отчего я вас люблю больше, чем людей, с которыми больше знаком и с которыми у меня больше общего? Я сейчас решил это. У вас есть удивительное, редкое качество — откровенность». Николенька соглашается с Нехлюдовым — ведь самые важные, интересные мысли именно те, которые они ни за что не скажут вслух. По предложению Нехлюдова, друзья клянутся всегда признаваться во всем друг другу. «Мы будем знать друг друга, и нам не будет совестно; а для того чтобы не бояться посторонних, дадим себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге… Во всякой привязанности есть две стороны: одна любит, другая позволяет любить себя, одна целует, другая подставляет щеку… Мы любили ровно, потому что взаимно знали и ценили друг друга, но это не мешало ему оказывать влияние на меня, а мне подчиняться ему…
Я невольно усвоил и его направление, сущность которого составляло восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться.
Тогда исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские казалось удобоисполнимою вещью, — очень легко и просто казалось исправить самого себя, усвоить все добродетели и быть счастливым…
А впрочем, бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..

ktoikak.com

Краткое содержание: Отрочество (Толстой Л.Н.)

Отрочество

После смерти матери ребят отправляют в дол­гий путь, в имение их бабушки, где отныне им предстояло жить. Главному герою Николаю ни­сколько не грустно, так как кажется, что старая, полная печалей жизнь будет наконец-то замене­на новой, свежей и веселой.

«У меня перед глазами не было ни затворен­ной двери комнаты матушки, мимо которой я не мог проходить без содрогания, ни закрытого роя­ля, к которому не только не подходили, но на ко­торый и смотрели с какою-то боязнью, ни траур­ных одежд (на всех нас были простые дорожные платья), ни всех тех вещей, которые, живо напо­миная мне невозвратимую потерю, заставляли меня остерегаться каждого проявления жизни из страха оскорбить как-нибудь ее память».

Теперь, в путешествии, вокруг героя постоян­но возникали живописные картины, а весенняя природа вселяла радость и надежды на будущее.

Выезжали, как правило, рано утром. Автор описывает, в каких обстоятельствах происходи­ло их пробуждение, первые минуты нового дня, как затем они садились в бричку и продолжали путешествие. На душе у мальчика было легко и спокойно.

Однажды в дороге путешественники попали в сильнейшую грозу. Природа буйствовала и уста­навливала свои порядки. Было очень страшно продолжать путешествие. «Вот задрожала осино­вая роща; листья становятся какого-то бело-мут­ного цвета, ярко въедающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы ле­тят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточ­ки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью ло­шадей; галки с растрепанными крыльями как- то боком летают по ветру… Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение…, в ту же секунду над самой головой раздается ве­личественный гул, который, как будто поднима­ясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и пе­реходит в оглушительный треск, невольно застав­ляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!»

Когда гроза начала стихать, возле брички вдруг показался страшный нищий, который чрезвычайно напугал главного героя. Начался сильный дождь, и путешественникам пришлось выдержать новое испытание. Наконец показал­ся первый робкий луч солнца. «Я испытываю не­выразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и осве­женная, повеселевшая природа». Дети озаряют­ся радостью.

Главный герой общается с Катенькой. Детей интересует, каким будет их будущее, оно стра­шит и манит одновременно. Катенька высказы­вает мысль, что вскоре ей не придется запросто общаться с ребятами, так как она бедна, а они — богаты. Ее собеседнику трудно понять, что она имеет ввиду. «Бедными, по моим тогдашним по­нятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошень­кой Катей». С главным героем в процессе этого разговора происходит серьезная моральная пе­ремена, и именно с этого момента и началось его отрочество.

С приездом в Москву перемены в его взглядах на предметы стали еще ощутимее. Когда он уви­дел бабушку, то сначала испытал к ней чувство подобострастного уважения и страха, а затем, когда она припала к голове Любочки и зарыда­ла, душа его наполнилась состраданием.

Отец практически не занимался детьми. Дядя Карл Иваныч казался главному герою странным и смешным, с девочками мальчишки общались все менее охотно. По всему ощущалась, что жизнь значительно изменилась.

Главный герой был всего на год моложе свое­го брата Володи, но теперь между ними будто об­разовалась пропасть. У Володи проснулась страсть к собирательству, и когда автор однаж­ды нечаянно разбил его флакончик, между ними возник конфликт, и младший брат нарочно пере­бил все флакончики. Помирились они по иници­ативе Володи, и Николай в этот момент чувство­вал себя таким виноватым, что из глаз его текли обильные слезы.

Когда главному герою было четырнадцать, он стал иначе, чем раньше, воспринимать горнич­ную Машу. Однажды он узнал, что Володе тоже нравится Маша. «…Мне невольно захотелось по­дражать ему… Иногда, притаившись за дверью, я с тяжелым чувством зависти и ревности слу­шал возню, которая поднималась в девичьей, и мне приходило в голову: каково бы было мое положение, ежели бы я пришел на верх и, так же как Володя, захотел бы поцеловать Машу? Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродли­вости… Я был слишком самолюбив, чтобы при­выкнуть к своему положению, утешался, как лисица, уверяя себя, что виноград еще зелен, то есть старался презирать все удовольствия, до­ставляемые приятной наружностью, которыми на моих глазах пользовался Володя и которым я от души завидовал…».

Однажды дети играли с дробью, и их обвини­ли в том, что они чуть было не сожгли дом. Их отцу после этого пришлось иметь разговор с ба­бушкой, грозной и суровой женщиной. В ходе разговора было решено пригласить для воспита­ния детей гувернера. Отныне вместо Карла Ива­ныча появился щеголеватый француз.

Главному герою было жаль расставаться со своим прежним воспитателем. Карл Иваныч рассказал ему свою историю. «Мне всегда плати­ли злом за добро, которое я делал людям, и моя награда не здесь, а оттуда, — сказал он, указы­вая на небо». Карл Иваныч был и сапожником, и солдатом, и дезертиром, и фабрикантом, и учи­телем. «Теперь я нуль! и мне, как сыну божию, некуда преклонить свою голову».

У главного героя вскоре возникли проблемы с учителем истории. Ему поставили плохую от­метку, и как раз в этот момент в доме были гости по случаю дня рождения Любочки. Плохую от­метку скрыли. Отец попросил принести из его кабинета какую-то мелочь, и когда автор отпра­вился за ней, он не удержался и залез в бумаги отца. К его ужасу, ключ от портфеля сломался. Мальчику стало страшно, так как вечером все должно было открыться: и единица по истории, и сломанный ключ, и еще Мими должна была пожаловаться на него. Он вернулся к гостям и стал вести себя нарочито вызывающе. Ему очень не нравилось, что Сонечка — девочка, пре­бывавшая у них в гостях, не уделяет ему никако­го внимания, а интересуется Сережей. Он назвал ее изменницей, а потом случайно увидел, как Се­режа поцеловал Сонечку, и ему стало еще хуже. Он захотел сделать нечто, что привлекло бы к не­му всеобщее внимание.

Когда гувернер St.-Jerome сошел вниз и ска­зал мальчику, чтобы он шел наверх, тот показал ему язык и сказал, что не пойдет отсюда. В изум­лении тот пообещала наказать его розгами.

Следует описание страшных переживаний главного героя. То ему казалось, что он подки­дыш, что ему необходимо уйти из дома, то он хо­тел убить гувернера, то уйти на войну. Он думал о Боге, недоумевал, почему тот наказывает его, хотя он регулярно молится.

Пришел St.-Jerome и приказал идти к бабуш­ке. Она обратилась к мальчику с холодным мо­нологом и попыталась заставить его просить у гувернера прощения. Он не послушался, и у ба­бушки случилась истерика.

Как раз тогда отец узнал о сломанном ключе от портфеля. Он попытался наказать сына, тот расплакался, признался, что ненавидит гуверне­ра и готов убить его.

С каждым днем герой произведения чувство­вал себя все более и более одиноким. Он утешал­ся только мечтами, в которых представлял себе Машу.

Маша была влюблена в Василия, тоже крепо­стного, и ее дядька Николай не разрешал им по­жениться. Это приносило им величайшие стра­дания. Николай же представлял, что когда он станет хозяином поместья, то пожалует Васи­лию тысячу и повелит им с Машей пожениться.

Далее следует описание того, как сложно фор­мировалось мировоззрение Николая. «Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внеш­них причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив… Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не мо­жет быть иначе счастлив, как пользуясь настоя­щим и не помышляя о будущем… То раз, стоя пе­ред черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симмет­рия?.. Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к по­стоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка».

Володе предстояло поступать в университет. Он демонстрировал прекрасные результаты в от­личие от Николая. Все экзамены старший брат выдержал отлично. После последнего, самого сложного экзамена, Володя появился в краси­вом студенческом мундире, очень гордый. Все были счастливы. Николай со временем стал от­мечать, как переменился и повзрослел Володя, и ему был не понятен его новый образ. К тому же он отмечал, что Володя стал как-то по-другому общаться с Катенькой.

Катенька за последнее время очень преобра­зилась, похорошела. По сравнению с Любочкой, которая продолжала оставаться некрасивой, Ка­тенька смотрелась просто красавицей. Отлича­лось и поведение девочек: Катенька любила ко­кетничать, Любочка же не терпела жеманства. Однако Катенька нравилась Николаю гораздо больше Любочки. Папа чрезвычайно гордился своим старшим сыном-студентом. У Николая же меняется отношения к отцу, он перестает воспри­нимать его как небожителя, начинает относиться к нему как к живому человеку и даже слегка пре­зирать за слабости.

Умерла бабушка. Николаю не было ее жалко, только масса неприятных чувств возникло у не­го от самого факта ее смерти. Оказывается, что свое имение она оставила в наследство Любочке, поручив до ее замужества опеку не отцу, а князю Ивану Иванычу.

Остается несколько месяцев до поступления в университет Николая. Маша и Василий поже­нились, и у автора уже не было никакого волне­ния по поводу красивой горничной. «…Я начи­наю понемногу исцеляться от моих отроческих недостатков, исключая, впрочем, главного, ко­торому суждено наделать мне еще много вреда в жизни, — склонности к умствованию».

К Володе часто приходили друзья, и в эти мо­менты Николай любил бывать в его комнате, хо­тя в этом обществе его не очень жаловали. Некий князь Нехлюдов произвел сильное впечатление на Николая. Он был некрасив, но умен, и автору очень хотелось превзойти его.

Однажды приятели позвали Володю в театр, но у него не было денег. Чтобы скрыть это, он вы­шел, чтобы попросить взаймы у дворецкого. Ни­колая присутствовал при этом, и приятели брата стали задавать ему вопросы относительно нали­чия денег у Володи. Зашел разговор о самолюбии. Володя со своим другом Дубковым уехали в те­атр, а Нехлюдов остался с Николаем, чтобы про­должить дискуссию. Для главного героя это был долгожданный шанс поспорить с Нехлюдовым. В итоге их беседы Нехлюдов назвал Николая ум­ным, и тот почувствовал себя абсолютно счаст­ливым.

Отныне между Николаем и Нехлюдовым уста­новилась дружба. «Мы толковали и о будущей жизни, и об искусствах, и о службе, и о женить­бе, и о воспитании детей, и никогда нам в голову не приходило, что все то, что мы говорили, был ужаснейший вздор. Это не приходило нам в го­лову потому, что вздор, который мы говорили, был умный и милый вздор…».

Друзья поначалу проводили друг с другом много времени, но во время Масленицы Нехлю­дов начал как-то отстраняться от общения с Ни­колаем, из-за чего тот начал сильно переживать. От обиды Николай решил более не общаться с ним. Нехлюдов сам сделал попытку помирить­ся, и Николай охотно пошел ему навстречу. От­ныне друзья решили быть во всем друг с другом откровенными. «…Под влиянием Нехлюдова я невольно усвоил и его направление, сущность ко­торого составляла восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться». Столь идеалис­тические представления стали сущностью юно­шеского мировоззрения Николая.

В ранней юности Николай представляет собой человека, который всеми силами пытается най­ти себя. Его мировоззрение постоянно испыты­вает влияние со стороны окружающего мира, из-за чего мысли Николая становятся сумбурны­ми. Он то поверхностно подумывает о том или ином, то вдруг глубоко уходит в очередную мысль и додумывает ее до некого вывода. Заклю­чения Николая на тот момент странные, они не отличаются ровностью и логичностью, однако не лишены смысла. Николай, безусловно, пред­ставляет собой развитого в интеллектуальном плане молодого человека, однако ему не достает знаний, уверенности в себе и внимательного от­ношения со стороны близких. По сути он оказы­вается предоставленным самому себе и потому вынужден самостоятельно познавать мир. По­этому он так увлекается Нехлюдовым, который, в отличие от других, позволяет ему высказывать­ся и не остается равнодушным к его мыслям.

Юный Николай производит противоречивое впечатление. С одной стороны, он подобен мягко­му воску, из которого под влиянием окружающе­го мира можно вылепить все, что угодно; с дру­гой стороны, он пытается утвердиться в жизни и для этого имеет все основания и ресурсы. Инте­ресны описания его мыслей, переживаний, сви­детельствующих о непрекращающемся процессе формирования личности. Автор также не забыва­ет повествовать и о тех реальных процессах и со­бытиях, которые происходят вокруг Николая и также оказывают на него влияние. Вкупе все это составляет обширную картину среды, в кото­рой растет и развивается человек, который впос­ледствии будет жить в соответствии со складыва­ющимся в настоящий момент мировоззрением.

Краткое содержание: Отрочество (Толстой Л.Н.)

Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
  • отрочество толстой краткое содержание
  • толстой отрочество анализ
  • л н толстой отрочество краткое содержание
  • краткое содержание отрочество толстой
  • критика Толстого Отрочество

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Краткое содержание повести «Отрочество» Толстого по главам: краткий пересказ |LITERATURUS: Мир русской литературы

Главный герой повести — 14-летний подросток, дворянин Николенька Иртьеньев, После смерти матери Николенька и его семья переезжают из своего имения в Москву. Поездка длится 4 дня.

Глава II. Гроза.
Однажды во время этого путешествия Николенька видит грозу, слышит гром. Это навод на него страх. Затем идет дождь. Николенька восхищается свежим воздухом после дождя.

Глава III. Новый взгляд.
В пути Николенька едет в бричке с Катенькой, дочерью гувернантки Мими. Катенька плачет из-за того, что она и ее мать бедны и их жизнь тяжела. Николенька впервые осознает, что мир это не только он и его семья, что вокруг есть другие люди со своими проблемами.

Глава IV. В Москве.

Николенька и его семья приезжают в Москву и поселяются у бабушки-графини. Бабушка тяжело переносит недавнюю смерть своей дочери (матери Николеньки). Отец Николеньки почти не занимается детьми. Жизнь семьи идет совсем не так, как раньше. 


Глава V. Старший брат.

У Николеньки есть брат Володя, который старше его на 1 год. Раньше мальчики были дружны, но с возрастом начали отдаляться. Однажды, уже живя у бабушки, братья ссорятся. Вечером добрый Володя первым идет на примирение и просит прощения у Николеньки. Этот поступок трогает Николеньку до слез. Братья мирятся.

Глава VI. Маша.

В семье Николеньки служит горничная Маша, красивая и милая девушка. Она нравится Николеньке. Однажды он слышит, как брат Володя пристает к Маше. Николеньке хочется быть таким же бойким, как его брат, но он стыдлив и считает себя очень некрасивым. Николенька завидует брату из-за его приятной внешности. 

Глава VII. Дробь.

Однажды гувернантка Мими обнаруживает у Николеньки дробь (порох), которым тот играется. Мими сообщает об этом бабушке и отцу мальчика. Поднимается скандал. Отец и бабушка решают уволить гувернера-немца Карла Ивановича и нанимают француза Сен-Жерома.   


Глава VIII. История Карла Иваныча.

Гувернер Карл Иванович собирает вещи, чтобы завтра уехать. Накануне отъезда он рассказывает своему любимому воспитаннику Николеньке историю своей жизни. Карл Иванович родился в Германии. Он воспитывался неродным отцом, поэтому чувствовал себя чужим в семье. С юных лет Карл работал сапожником, а затем пошел в армию. 

Глава IX. Продолжение предыдущей.

Став солдатом, молодой Карл участвует в сражениях против Наполеона (при Аустерлице и др.). Он попадает в плен и сбегает оттуда. Затем 1,5 года он работает на канатной фабрике. Жена хозяина влюбляется в него. Чтобы не предавать доброго хозяина, Карл сбегает от него и его жены. 


Глава X. Продолжение.

Наконец Карл возвращается в город к своей семье, которую он 9 лет не видел. Побыв дома совсем недолго, Карл вынужден бежать в Эмс. Из Эмса он приезжает в Россию, чтобы учить детей. Так Карл Иванович оказывается в семье Николеньки. 


Глава XI. Единица. 

Проходит год после смерти матери Николеньки. 13 декабря отмечается день рождения Любочки, сестры Николеньки. В дом съезжаются гости. Тем временем Николенька и Володя занимаются с учителем истории. Николенька не готов к уроку и получает за это «единицу». Братья скрывают этот факт от гувернера Сен-Жерома, чтобы Николеньку не наказали.


Глава XII. Ключик.

Семья Николеньки и гости обедают. За обедом отец просит Николеньку принести из кабинета подарок для Любочки. В кабинете мальчик видит отцовский портфель. Он находит ключ от портфеля, открывает его и читает бумаги. Когда мальчик закрывает портфель, ключ ломается и застревает в скважине. Николенька решает скрыть это и возвращается в залу. 

Глава XIII. Изменница.

После обеда в доме начинаются игры. Во время игр Николенька ведет себя взволнованно и нервно: он предчувствует, что его ждет наказание за «единицу» и сломанный ключик. Во время игры Соня, которая нравится Николеньке, все время выбирает другого мальчика, Сережу Ивина. Николеньку это обижает. Он считает Соню изменницей. Затем он видит, как Сережа целует Соню, а та весело смеется. Николенька разочарован в Соне.  

Глава XIV. Затмение.

Николенька чувствует презрение ко всем женщинам. Он хочет буянить. В это время гувернер Сен-Жером узнает, что мальчик сегодня получил «единицу» по истории. Сен-Жером просит Николеньку покинуть праздник, но тот показывает ему язык. Сен-Жером хватает мальчика, но тот ударяет его. Разозлившись, Сен-Жером силой уносит Николеньку в чулан.


Глава XV. Мечты.

Наказанный Николенька сидит в чулане, плачет и думает о жизни. Ему кажется, что все его ненавидят. В чулане Николеньке приходит мысль, что он — неродной, усыновленный ребенок, поэтому никто его не любит и не жалеет (что, конечно, не правда). 


Глава XVI. Перемелется, мука будет.
Николенька ночует в чулане. На следующий день его приводят к бабушке. Старушка требует, чтобы Николенька попросил прощения у Сен-Жерома, но мальчик отказывается и плачет. Бабушку это расстраивает, она впадает в истерику. Тут же появляется отец, который говорит с Николенькой о портфеле и сломанном ключе. Мальчик обещает, что больше не будет так делать. Он плачет и просит отца защитить его от гувернера Сен-Жерома.   

Глава XVII. Ненависть.

Гувернер Сен-Жером живет у графини уже 1,5 года. Николенька чувствует к нему настоящую ненависть. (Спустя годы Николенька признает, что Сен-Жером не такой уж плохой человек.) После скандала на празднике Сен-Жером мало занимается Николенькой. Мальчик избегает его общества. Николеньке не нравятся унизительные методы воспитания Сен-Жерома. 


Глава XVIII. Девичья.

Николенька чувствует себя все более и более одиноким. Он много размышляет и наблюдает за окружающими. Так Николенька узнает, что горничная Маша влюблена в пьяницу Василья. Дядя Маши не разрешает этот брак, но девушка хочет замуж только за Василья. Николеньке нравится Маша. Он не понимает, за что такая милая девушка любит пьяницу Василья. Мальчик надеется, что, став взрослым, он поможет Маше и Василью пожениться.  

Глава XIX. Отрочество.

Николенька продолжает вести уединенную жизнь, много философствует, думает о жизни. Его посещают не по-детски серьезные мысли. В результате у Николеньки на всю жизнь вырабатывается привычка к анализу. 


Глава XX. Володя. 
15-летний Володя, старший брат Николеньки, готовится поступать в университет. Он успешно сдает все экзамены. Поступив в университет, Володя становится «взрослым», ездит на взрослые балы и т.д.

Глава XXI. Катенька и Любочка.

Как говорилось выше, у Николеньки есть старшая сестра Любочка. Также с давних пор в семье Николеньки воспитывается дочь гувернантки Мими — 16-летняя Катенька. Любонька и Катенька выросли вместе. Катенька — красивая и грациозная кокетка, а Любонька неприглядна и проста. 


Глава XXII. Папа.

Отец Николеньки — заядлый игрок в карты. Последнее время он весел, потому что выиграл в карты много денег. Взрослея, Николенька отчетливо видит недостатки и слабости отца. 

Глава XXIII. Бабушка.

Бабушка-графиня становится слабее и слабее, все время лежит в постели. Бабушка умирает. Никто в доме не жалеет об ее уходе, в том числе Николенька. По завещанию все имение бабушки переходит к Любоньке. До замужества Любоньки опекой ее имения будет заниматься доверенное лицо бабушки.    


Глава XXIV. Я.

Николенька готовится поступать в университет на математический факультет. Он по-прежнему считает себя некрасивым. Теперь мальчик относится к гувернеру Сен-Жерому без ненависти. Николенька по-прежнему влюблен в горничную Машу. Он просит отца разрешить Маше выйти замуж за Василья, и отец соглашается. Так, благодаря Николеньке, Маша и Василий наконец женятся.

Глава XXV. Приятели Володи.

Николенька любит бывать в комнате брата Володи, когда к тому приходят приятели. Чаще всего к Володе приходят два друга — Нехлюдов и Дубков. Николеньку особенно интересует Нехлюдов.

Глава XXVI. Рассуждения.

Однажды Николенька, как обычно, сидит в комнате Володи. В гости приезжают Нехлюдов и Дубков и зовут Володю в театр. Но у того нет денег на билет, и Нехлюдов отдает ему свой билет, а сам остается дома с Николенькой. Нехлюдов и Николенька беседуют на разные темы и обнаруживают, что во многом думают одинаково. 

Глава XXVII. Начало дружбы.

Между Николенькой и Нехлюдовым завязываются странные, но очень приятные отношения: при посторонних они не общаются, но, оставшись наедине, говорят обо всем. Они делятся друг с другом самыми сокровенными мыслями.  

Конец.

www.literaturus.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *