Герои древней руси и их подвиги – 15 самых великих русских богатырей

Русские богатыри – список и описание

Старшие богатыри

Часть русских былинных витязей именуется старшими богатырями. Это Святогор, Самсон, Вольга Святославич и Микула Селянинович. В некоторых былинах их называют «силой нездешней». Эти богатыри не связаны никакими земными интересами, – они не служат ни князю Владимиру, ни русской земле, – живут особняком, вдали от всех прочих русских богатырей. Это – туманные существа, перегруженные силой, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным.

Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – происхождения чудесного. Он сын княжны и Змея Горыныча. Это – чародей-оборотень; его «хитрость-мудрость» заключается в умении «оборачиваться» в разных зверей (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку). С дружиной своей он совершает набеги на Золотую Орду, в Индию богатую, в турецкую землю. Известна его встреча с чудесным пахарем Микулой, который оказался сильнее князя-чародея и всей его дружины. С Вольгой связывают память о князе Олеге, который слыл «вещим», т. е. чародеем.

Микула Селянинович – могучий землепашец, у которого и кобылка соловая, и соха кленовая так же необыкновенны, как и он сам. В его лице смиренный пахарь, в поте лица обрабатывавший землю, оказался сильнее блестящего воина – Вольги. В некоторых былинах Микула является с чудесной сумочкой, которую не может поднять даже Святогор. В этой сумочке – «тяга земная». Все былины об этом богатыре полны символизма.

Святогор-богатырь – это неясно очерченная, громадная и грузная сила, великан, которого не носит земля и который, потому, обыкновенно, лежит на горе. Известна былина, рассказывающая о встрече его с Ильей Муромцем. Илья напал на него и стал наносить ему удары, но Святогор их долго не чувствовал. Заметив, наконец, Илью, он спрятал его вместе с конем в карман и продолжал свой путь. Потом они поехали вместе и нашли огромный гроб. Илье гроб этот оказался велик, а Святогору пришелся по росту. Когда Илья прикрыл лежащего Святогора крышкой, та приросла к гробу. Илья стал рубить крышку мечом, но от каждого нового удара появлялись на гробе железные обручи, которые лишь сильнее стягивали его и крышку. Так и не смог Илья вызволить Святогора – тот умер в гробу.

Близок к Святогору другой богатырь – Самсон. О нем поется в былинах почти то же, что о Святогоре; но, кроме того, рассказывается, как коварная жена Самсона, выведав, что сила его в волосах («семь волос ангельских»), ослепила его. Самсон отомстил ей, разрушив палаты, в которых была она с гостями. Здесь – явное воспоминание о библейском Самсоне.

 

Младшие богатыри. Былины киевского цикла

Кроме старших богатырей русские героические песни рассказывают и о младших. Им посвящены былины Киевского цикла. Младшие богатыри выступают в них слугами князя Владимира и помогают тому оборонять русскую землю от врагов. Три самых знаменитых младших богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898

 

Илья Муромец – богатырь-мужик, простоватый и немудрящий. Однако именно в этой своей простоте он черпает источник несгибаемой мощи. Илья сиднем сидел на печи первые 33 года жизни, не владея ногами, но потом был исцелён каликами перехожими и отправился на славные подвиги. Илья Муромец победил Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву; ездил по трём дорогам от камня на распутье; служил князю Владимиру, а потом поссорился с ним; освободил русскую землю от страшных врагов – Калина-царя и Идолища Поганого; сражался с собственным сыном – Сокольником. Некоторые учёные полагают, что образ Ильи сложился из соединения двух циклов сказаний о двух разных богатырях (один из них – Вещий Олег).

 

Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм

 

Добрыня Никитич – в отличие от мужика-Ильи, человек из знати. Его образ в былинах более тонкий, отчасти романтичный. Добрыня – любимец женщин. Самый громкий его подвиг – победа над Змеем Горынычем.

 

Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Мультфильм

 

Алеша Попович – тип во многом юмористический. Это – молодой, бойкий удалец-хвастун, который обычно берёт верх над врагами не силой, а хитростью. Именно так он побеждает главного своего противника – Тугарина-змея. Хитроватый Алеша пробует отбить у Добрыни Никитича жену, Настасью Микулишну. Легкомыслие Поповича становится причиной того, что богатыри перевелись на Руси.

 

Алеша Попович и Тугарин Змей. Мультфильм

 

Кроме этих трёх былины упоминают и о других младших богатырях.

Соловей Будимирович – это заезжий молодец из Веденецкой земли (города Леденца). На чудном корабле с богатыми подарками приплывает он по Днепру к Киеву. В одну ночь строит он три златоверхих терема в саду княжеской племянницы Забавы. Княжна, прельщенная его внешностью, пением и богатствами, сама себя засватывает за него.

Чурила Пленкович – типичный русский красавец, на которого заглядываются даже старухи. В былинах воспевается его состязание с Дюком Степановичем в богатстве и щегольстве, рассказывается о его службе у князя в Киеве и смерти от руки старика, чья молодая жена полюбила Чурилу.

Дюк Степанович – боярский сын из Галича Волынского; по другим сказаниям, он – родом из Индии богатой. В былинах воспевается только его богатство и щегольство. Особенно обстоятельно описаны баснословные богатства его дома.

Михайло Данилович – это двенадцатилетний богатырь, спасший город Киев от татар. Отец его – тоже богатырь, калика Данила Игнатьевич, живет в монастыре, но в трудную минуту во время боя помогает сыну.

Василий пьяница Долгополой – во время осады Киева татарами убил стрелой зятя царя Батыги, Таракана (Таракашка, Татарин и др.). По требованию Батыги, Василия выдают ему, но, попав в татарский стан, он перебивает всех татар.

Суровец-Суздалец (Сурожанин) и Михаил Казаринов — богатыри-охотники. От вещего ворона они узнают, что татары в поле ведут пленных. Богатыри убивают татар и освобождают пленников.

Михаил Поток –охотник выпить, «спадлив до вина». Жена его, Авдотья Лебедь Белая, выдает мужа его врагу, царю Вахрамеищу (тот же сюжет разработан в былине об Иване Годиновиче). В другой былине рассказано, как Поток на охоте чуть, было, не убил лебедушку, но она обратилась в девицу, – Авдотью Лебедь Белую. Она соглашается выйти за него замуж, но с условием: кто из них раньше умрет, с тем другой, оставшийся в живых, должен идти в могилу. Потоку приходится сопровождать умершую раньше него жену, но в могильном склепе он, при помощи змея, принесшего «живой воды», оживляет супругу.

Сухан (Сухман) Одихмантьевич – охотник, похваставший князю Владимиру, что привезет ему лебедь, не убитую и не раненую, а живьем взятую. Охота Сухана на лебедь не удалась, но зато, разговорившись с рекой Днепром, он узнал, что через него переправляются татары. Сухан избивает татар. Рассказу его о победе над врагами князь Владимир не поверил и посадил его за хвастовство в погреб. Однако Илья Муромец привез известие, подтверждавшее слова Сухана. Богатыря освободили, но от обиды он не хотел больше жить, снял повязки с ран и истек кровью. От его крови потекла река Сухман (или Дон).

Дунай Иванович — стрелок, который на состязания со своей женой Непрой (Днепрой Королевишной) в искусстве стрелять из лука, побежден ею, и от досады убивает ее и себя. От их крови берут начало реки Дунай и Днепр.

Ставр Годинович — игрец на гуслях. За похвальбу мудростью жены своей Василисы Микулишны он заточен князем Владимиром. Василиса, переодевшись «грозным послом», является свататься за дочь Владимира, показывает перед князем свою силу, ловкость и хитрость и освобождает мужа.

Иван Гостиный сын – славен только своим конем, который на скачках опережает всех.

 

Герои новгородских былин

Кроме киевских былин существует ещё и новгородский их цикл. Два его главных героя:

Садко – бедный гусляр, своей игрой на гуслях прельстивший Морского царя. В награду владыка морей помогает ему выиграть заклад у купцов новгородских. Разбогатев, Садко снова бьется об заклад: что перекупит у родного города все товары, но проиграв, отправляется, для поправки средств, торговать за море. По дороге Садко попадает к Морскому царю, однако спасается со дна моря благодаря помощи Николая-угодника.

 

Садко. Учебный диафильм

 

Василий Буслаев (Буслаевич) – буйный ушкуйник[1], который с дружиной своей развлекается битьём мужиков новгородских. Под старость Василий едет каяться в Святую Землю (Палестину), но там погибает, не в силах справиться с привычкой к озорству и удальству. Это – любопытный тип русского вольнодумца древней Руси, который не верит «ни в сон, ни в чох». Буслаев – создание вольного Новгорода, колыбели русских ересей и свободолюбия.



[1] Ушкуйниками назывались новгородские молодцы, которые из молодечества и удальства занимались грабежами и разбойничеством. На лёгких лодках («ушкуях») плавали они по рекам, особенно по Волге, и грабили, или «разбивали» купцов (отсюда – слово «разбой»).

 

rushist.com

Герои Руси — Русский дух!

Святая Русь всегда славилась своими героями и богатырями. Ими становились, как прославленные полководцы и князья, так и простые люди. Многие удивляются силе русского духа, особенно когда людьми движет вовсе не желание прославиться, (они во многих случаях даже не хотят известности) а просто желание послужить своей стране, быть нужным своей Родине в её горькие моменты. Так же русский человек обладает сильным характером, что тоже находит отражение в летописи страны.

Самые, наверное, известные богатыри это — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Это трое сильных, великих и мужественных людей, которых немного идеализировал народ. До них был не менее известный богатырь-великан – Святогор. Он — воплощение чего-то старинного, которое должно уйти и уступить место чему-то новому. Поэтому ему на смену приходит великая тройка.

Самым любимым героем является Илья Муромец. Больше всего, наверное, простому люду нравилось в нём то, что он призывал других идти на войну не ради князей и бояр, а «ради матушки – свято — Русь земли». Он был мудрым, рассудительным, обладал недюжинной силой. Ему никогда не приходило в голову лебезить и преклоняться перед князем, он всем и всегда говорил правду в глаза. Илья – защитник простого народа.

Вторым по значимости стал Добрыня Никитич. Как сказывают, это был дядя князя Владимира. Он отличился во многих боях, и это нашло отражениях в былинах. В них описаны сражения Добрыни над разными врагами Родины, из которых он всегда выходил победителем.
Алёша Попович — третий богатырь. Самый молодой из всех. Но отличается он от Ильи и Добрыни не только этим. По сравнению с ними он более хитрый, он чаще пользуется своей смекалкой, чем своей силой. Но он так, же борется с супостатами, позарившимися на родную землю.

Был на Руси и великий ратник — Александр Пересвет. Он участвовал в Куликовской битве под предводительством не менее знаменитого Дмитрия Донского. Александр сошёлся в поединке с татарином Челубеем, и ценой своей жизни принёс право своему войску выступить первыми. Русские победили в этом бою. Хоть и много князей и бояр, и простых воинов полегло, и даже князь Дмитрий получил тяжёлое ранение головы, но Ордынская армия спасалась бегством. В его честь в Москве построен Донской монастырь.

С татарами бился и Евпатий Коловрат. Узнав о нападении Батыя, он тут же бросил все дела в Чернигове и бросился домой, на защиту своего народа. Увидев, что натворили татары с его родным домом, Евпатий очень разозлился и поклялся мстить. Он не боялся умереть, собрав дружину, он выступил на врага. Бил он их нещадно, никого не жалея. Испугались его татары, и приказал им хан, принести его хоть живым, хоть мёртвым. А Евпатий тем временем зарубил Хостоврула — шурина Батыя. А когда врагам всё же удалось умертвить богатыря, то хан, подивившись силе и воле героя, отдал его тело оставшимся войнам и отпустил домой.

И это лишь малая часть великой истории.

russkiy-duh.ru

Герои древней Руси — Русский дух!

Илья Муромец

Наиболее популярные былины о нем — об исцелении, о борьбе с Соловьем-разбойником, Идолищем Поганым и царем Калиным.

В былине об исцелении Ильи каликами перехожими он сиднем сидит на печи тридцать лет, после чудесного исцеления он идет на поле помогать родителям расчищать пашню. Илья с корнем вырывает из земли деревья, и они, понимая, что такая сила дана ему не для крестьянской работы, благословляют его на защиту родной земли.

Илья едет в Киев, чтобы послужить князю Владимиру, по дороге он берет в плен Соловья Разбойника, а также освобождает город Чернигов. В Киеве вместе с «братьями крестовыми» он служит на богатырской заставе, отражая нападение татар на Киев, сражается с врагами Руси — Поляницей, Сокольником, царем Калиным, Идолищем поганым.

Не только сила и стойкость отличают богатыря — он заботится о своих товарищах, прост, скромен, благодушен, отходчив, легко забывает обиды. При этом он независим и умеет постоять за свои убеждения. Илья Муромец — популярный и наиболее почитаемый и любимый народом герой русского былинного эпоса.

Добрыня Никитич

Его имя говорит о человеческих качествах — он добр, красив, образован, культурен, воспитан, играет на гуслях, поет и даже хорошо играет в шахматы. Он искусный стрелок, а также великолепный борец. Это не только воин, но и интеллигент Древней Руси. Как и Илья, он смел, честен и правдив. Подобно другим богатырям, Добрыня преданно служит Русской земле. Его уважают князья и бояре, князь Владимир дает ему поручения, требующие знания этикета и дипломатичности.

Вышеперечисленные черты Добрыни проявляются в былинах. В одной Добрыня направляется к литовскому королю для того, чтобы посватать его дочь за князя Владимира, в другой он отвозит дань татарскому царю Батыру, соревнуется с ним в лучной стрельбе, игре в шахматы и, выиграв, получает от татар дань за несколько лет.

Добрыня вступает в бой с мифическим Змеем, который живет в бурной и опасной Пучай-реке, летает на Русь, чтобы взять в плен людей. Добрыня побеждает его в трехдневном бою и освобождает пленников.

Алеша Попович

Это младший былинный богатырь из Ростова, храбрый не по силам, ловкий, увертливый и удачливый. В нем есть черты, не свойственные другим богатырям — он весел, насмешлив, порою хвастлив и любит женщин. Былина подчеркивает его христианские черты — войдя в княжеские покои, он молится перед иконой Христа Спасителя, только потом он бьет челом князю Владимиру и его супруге. Он выбирает самое скромное место за столом.

В былине Алеше противопоставлен его враг — Тугарин Змеевич, он прожорлив и много пьет за столом. Алеша старается разозлить Тугарина, вызывает его на бой и ставит в заклад свою буйну голову. Перед боем он молится. Тугарин сильнее, Алеша в бою прибегает к хитрому маневру — отвлекает внимание Тугарина и провоцирует обернуться, затем срубает Тугарину голову. Умертвив опасного врага, Алеша освобождает Киев от этого опасного чужеземца.

 

Три русские богатыря — крестовые побратимы. Все вместе они защищают Русь. Дополняя друг друга, они отражают идеал человека, воспетый народом.

russkiy-duh.ru

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: Славянские герои


Русские люди не очень внимательны к своему эпосу. Уж не знаю почему, но это так. Поэтому полагаю, что заголовок статьи многих удивит и весьма сильно. Ибо именно главный герой русского эпоса ассоциируется обычно с чем угодно — у одних с «православием, самодержавием, народностью» и «святой простотой», у других с выражениями порядка «сила есть — ума не надо!» и «Илюшенька, какой же ты добрый, когда трезвый» — но только не с понятиями порядка «хтонический» и пр. Нас долго убеждали, и, судя по всему, убедили, что в русском эпосе нет и не может быть глубин, тайн, трагизма. «Былины? Да это для детишек, и не слишком умных к тому же». 

Почему Финиста прозвали Ясным Соколом? В традиционной культуре древних народов сокол пользовался большим почетом. Он разделял с орлом значительную часть его солярного (солнечного) символизма, выражал воодушевление и победу, а также свободу и, таким образом, надежду для пребывающих в оковах, в т.ч. моральных. А золотой сокол обозначал космическую гармонию. 

Юному Святославу мать выделила собственный удел – Новгород. Здесь он рос, под руководством боярина Асмуда учился быть правителем, постигал военную науку. Из таких же молодых людей, как князь, формировалась его дружина. Для воспитания настоящих воинов недостаточно одних лишь рассказов и упражнений, но в Новгороде были возможности поучиться на практике. Вместе с новгородцами Святослав совершал экспедиции к эстам, финнам, самоедам. Подчиняли племена, облагали данью. Вероятно, князь участвовал и в варяжских морских походах. В этих предприятиях сплачивалась и выковывалась железная, не имеющая себе равных дружина. А сам двадцатилетний Святослав превращался в опытного и умелого начальника. Нестор рассказывал, что он «легко ходил в походах, как пардус, и много воевал». Без обозов, шатров, котлов. Довольствовался мясом, поджаренным на углях. Спал, «подостлав потник, с седлом в головах. Таковыми же были и все прочие его воины». 

Князь Святослав. Князь-язычник, победитель хазар, любимец Богов, гроза христианского мира. Воин. Рыцарь языческого мира. Князь Святослав. Наверное, мало тех из нас, кто не знал бы имени этого великого руса. О нем написано много слов, его судьба поражает воображение. В 20 с небольшим лет отроду, разгромить одну из крупнейших империй того времени, к 27 построить свою империю, и тут же бросить вызов Византийской империи, империи, являвшейся одним из столпов того древнего, уже древнего мира. Такое под силу лишь любимцу Богов. 

Новое время порой рождает новых Богов. Именно Богов, а не попсовых кумиров, вертящих своими задницами на телеэкранах или занимающих главные полосы желтой прессы. Хорошо это (рождение новых Богов) или не очень, вопрос скорее риторический. Но время не стоит на месте, все течет – все меняется. Порой меняется и наше отношение к некоторым историческим личностям. Кто-то уходит в небытие и его имя исчезает из памяти людской, чье-то имя становится нарицательным, а чье-то начинает ассоциироваться с воплощением «абсолютного зла». Но бывают исключительно редкие случаи, когда некое историческое лицо обожествляется, наделяется Божественной сутью. Спустя столетия, тысячелетия потомки нарекают своего героя-предка Богом. 

Вятичи были язычниками и дольше других племен сохраняли старинную веру. Если в Киевской Руси главным богом был Перун — бог грозового неба, то у вятичей — Стрибог («Старый Бог»), который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые законы. Кроме того, они поклонялись Яриле — богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы — бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы.  

Кто еще не полностью увяз в и-нете, тот, вероятно, временами выбирается в книжные магазины. Рискну предположить, что читатели моего журнала заходят в разделы, посвященные русской истории, и там им, наверно, доводилось видеть книги Владимира Мединского, посвященные разоблачению «черных легенд» о русском народе. Об якобы имманентных, изначально присущих ему пьянстве, покорности, долготерпении, об «особом пути» и «загадочной русской душе», о тяге к «сильной руке» и неспособности к демократии, и тд, и тп. Разоблачение «черных легенд» — дело бесспорно нужное и благодарное, означенные темы меня весьма заинтересовали. 

Как я уже говорил, история изучения русского эпоса в целом — тема чересчур объемная. Да и подводить итоги, «закрывать темы» на манер Путилова, в любой науке, особенно в гуманитарной, — дело крайне неблагодарное. Стоит хотя бы вспомнить, как лет тридцать-сорок назад советские историки объявляли опровергнутой норманнскую теорию, объяснявшую происхождение русского государства деятельностью пришлых норманнов — якобы варягов русской летописи. В настоящее время норманнизм чистейшей воды образца доклада Готфрида Мюллера в Петербургской де сиянс академии 1749 года господствует в специальных и популярных книгах о начале русской истории на правах последнего слова науки. 

Итак, по понятиям людей Древней Руси, Боги во внешних и внутренних войнах оказывали активную помощь и поддержку своим приверженцам. Поэтому воюющие стороны, чтобы пресечь активную деятельность Богов из враждебного лагеря, стремились разрушить алтари и святилища противника, в описываемых выше случаях – церкви и монастыри. О том, что эти нравы не книжные, а идущие из глубин народного сознания, можно судить по русскому героическому эпосу. В былинах о столкновении Ильи Муромца с князем Владимиром также имеются характерные сцены. Илья в гневе великом стреляет из лука, сбивает золотые церковные кресты, валит маковки, выдергивает колокольные языкии на добытые таким образом богатства устраивает пир для голей кабацких. 

946 год. Две армии выстроились в боевом порядке, готовые сойтись в жестокой битве. С одной стороны – войско древлян, с другой – дружина княгини Ольги, пришедшей отомстить за убийство мужа. И вот перед Ольгиной ратью показался четырехлетний мальчик с копьем в руке, размахнулся и что было сил метнул свое оружие в сторону древлян. «Князь уже начал. Последуем, дружина, за князем!» – воскликнули воины и ринулись в бой. Мальчика звали Святослав, он был сыном убитого древлянами князя Игоря и новым правителем Киевской Руси. Разгром древлянского войска стал его первой победой. 

Яркий след оставил в русской истории князь Святослав Игоревич. Всего 8 лет правил он Киевской землей, но эти несколько лет хорошо запомнились на долгие последующие века, а сам князь Святослав стал образцом ратной доблести и мужества для многих поколений русских людей. Первый раз имя его прогремело в русской летописи в 946 году. После гибели в древлянской земле отца князя Игоря он, тогда трехлетний мальчик, первым начал битву с восставшими древлянами, выехав перед киевскими полками и бросив в сторону врага боевое копье. И хотя, брошенное некрепкой детской рукой, оно упало на землю перед ногами его же коня, но уже тогда этот поступок Святослава означал очень многое . Не княжич, но князь! Не мальчик, но воин! И символично звучат, записанные летописцем, не нуждающиеся в переводе слова старых рубак-воевод :»Князь уже почал. Потягнем, дружино, по князи!». 

Владимир красное Солнышко — мифологизированный образ великого князя в русских былинах. (Историческим прототипом является князь Владимир Святославович).  

Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий? 

Святослав Игоревич (ум. 972 г) – князь новгородский, с 945 года киевский. Сын великого князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги (первая из руских правителей приняла христианство), пыталась обратить и сына, но Святослав до конца остался предан вере Предков, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. 

Добрынюшке-то матушка говаривала,
Да Никитичу-то матушка наказывала:
«Ты не езди-ка далече во чисто поле,
На ту на гору на Сорочинскую,
Не топчи-ка ты младых змеёнышей,
Ты не выручай-ка полонов да русских,
Не купайся, Добрыня, во Пучай-реке —
Пучай-река очень свирепая,
Средняя-то струйка, как огонь, сечёт!»
Добрыня своей матушки не слушался,
Как он едет далече во чисто поле,
На ту на гору на Сорочинскую,
Потоптал он младых змеёнышей,
Повыручал он полоны да русские!


Почти все герои — будь то сказочные, мифологические, литературные или же исторические, реально жившие за много лет до появления огнестрельного оружия, — совершали свои подвиги при помощи меча. Он обеспечивал победу в любом бою, а после смерти воина становился священной реликвией, имеющей магическую силу. Как правило, такому мечу давали имя, подобно бойцу, верному другу и соратнику. 


Житель Запорожья Сергей Пьянков во время рыбалки на Днепре выловил из воды старинный меч, который предположительно мог принадлежать князю Святославу, сообщает 5 канал. Как рассказал сам рыбак, он выудил меч случайно, подцепив его спиннингом на 22-метровой глубине. «Может, он лежал на каких-то камнях, что под ним была какая-то ниша небольшая. Куда и залетела блесна. Туда и попал, крючок вонзился в эту ржавчины, там буквально на каком-то миллиметре держался . Но этого хватило, чтобы поднять его», — рассказал Пьянков в интервью телеканалу. 

Один из главных образов Вед — Индра, божественный всадник с молнией-мечом в руке, символ весеннего Солнца.112 В славянской религии ему соответствует солнечный Ярило, весенний бог, празднование которого приходилось на 23 апреля. Точно так же, как видимой ипостасью ИНДРЫ служит СУРЬЯ — само Солнце, так и славянский ЯРИЛО воплощается в ХОРСА. 
Былины — это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга — все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие.

 Спустился с горы старый казак и поскакал к ним. Приходит в белый шатер. Сидят там двенадцать могучих богатырей. Были здесь: Добрыня Никитич и Алеша Попович, Иван Годинович и Михайло Потык, Васька Долгополый и Гришка Боярский сын, Дюк Степанович, Пересвет-богатырь со племянником, да два брата – Лука и Матвей Петровичи. Говорит Илье старший богатырь, старый Самсон Самойлович: Здравствуй, крестничек любимый, садись с нами хлеб-соль кушать.

Вещий Олег (т. е. знающий будущее) (умер в 912 г.), — великий древнерусский князь, что пришёл к власти сразу после легендарного Рюрика — первого правителя Руси. Именно Вещему Олегу принадлежит заслуга образования Древнерусского государства – Киевская Русь, с центром в Киеве.

Неистовые берсерки, бросающиеся сломя голову в атаку, могут, пожалуй, создать впечатление своей отчаянной безысходности, если мотивировать их действия с точки зрения нормального человека. Однако подвиг никогда не являлся нормой поведения. Подвиг — результат высшего накала сил — духовных, психических, физических. То есть это — запредельное состояние. Чаще всего подвиг — явление спонтанное. Он как бы результирует личностные возможности человека, подводя черту под воспитание, волю, характер, убеждения. Берсерк — явление совершенно иное. Берсерк создан для подвига.

istoriazelovera.blogspot.com

3 богатыря и их подвиги! — Развивай-ка

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ БОГАТЫРИ И ИХ ПОДВИГИ!

Самые известные богатыри земли Русской – это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они красуются на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам.

Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе? По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья – в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, – в 13 веке. Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.

Алеша Попович и его подвиги 

На картине Васнецова этот юноша изображен с луком и стрелами, а возле седла можно увидеть гусли, что говорит о его веселом нраве. Иногда он безрассуден, как любой молодой парень, а иногда хитер и мудр, как бывалый воин. Как и многие богатыри земли Русской, это, скорее, собирательный образ. Славные подвиги русских богатырей будут неполными без сказаний о том, как Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. Этот половецкий хан – реальное историческое лицо Тугоркан. И в некоторых былинах Алеша Попович дрался с ним несколько раз. Также этот богатырь заслужил славу в многочисленных междоусобных войнах того времени. И погиб в знаменитой битве при Калке (1223 год).

Илья Муромец 


Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты былинного героя. Подтвержденных сведений о нем очень мало, но достоверно известно, что его причислили к лику русских святых. Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте. Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Этот преступник контролировал один из основных путей в Киев – столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально. На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Добрыня Никитич


Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками. Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага. А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания — горы. Как и все подвиги былинных богатырей, деятельность Добрыни Никитича связана со служением Князю и Народу. Именно поэтому его ставят в пример, сочиняют сказки, песни и былины, рисуя его героем и освободителем.

 

Аудиосказка про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.

Аудиосказка про Алешу Поповича и Тугарина Змея.

 

Думаю, для дошкольников этой информации про богатырей достаточно).

В школьном возрасте можно немного углубиться в эту тему).

razvivaika14.ru

Богатыри земли русской – список, история и интересные факты :: SYL.ru

Людям нужны герои, точнее, не столько они сами, сколько легенды о них. Ведь когда жизнь реального человека обрастает мифами, его так легко любить и восхищаться им. А еще лучше – ставить в пример. Такие люди не по-человечески идеальные – они честны и бескорыстны, а умирают не по глупости в пьяной драке, а только совершая великий подвиг, во имя всеобщего блага. И хотя все это сказки, они помогают верящим в них становиться лучше и работать над собой в надежде достичь уровня своего героя. Давайте узнаем об одной из разновидностей подобных идеалов – о богатырях и витязях русской земли. Ведь хотя за минувшие века вряд ли можно установить правду об их жизни, но это были великие люди, раз память о них сохранилась и по сей день.

Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?

Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.

Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина «богатырь» («смелый», «герой-храбрец»). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.

О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. – Ипатьевской летописи.

Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных «богатырей». Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.

Есть мнение, что, сталкиваясь с доблестными русичами, монголы называли их рыцарями, то есть «богатырями». Это название понравилось славянам из-за схожести со словом «Бог», и они сами стали именовать так собственных героев, как бы намекая на богоподобность. Тем более, что некоторых богатырей земли русской отождествляли с древними божествами, например Святогора. И хотя на период возникновения этого понятия Русь уже была крещена, сам процесс полноценной христианизации занял несколько веков, и православие прижилось только потому, что впитало в себя добрую половину языческих ритуалов и верований.

Вопрос о культурной принадлежности былинных витязей

Практически все легенды, сказания и былины о богатырях земли русской касаются периода Киевской Руси, а именно времен Владимира Великого. Из-за этого не утихают споры о национальной принадлежности витязей. Ведь на них претендуют одновременно белорусы, россияне и украинцы.

Чтобы понять, почему так вышло, стоит вспомнить, где же располагалось Древнерусское государство. При князе Владимире к нему относились земли современной Украины (кроме ее степной части), Белоруссии и по небольшому кусочку Польши и РФ. Обратите внимание, согласно летописям, во времена Киевской Руси земли Новгорода, Смоленска, Владимира, Рязани, Ростова и Галича не считались русскими.

Распространение христианства плотно переплелось с понятием «Русь». К XIV в. в летописях русскими стали именовать именно земли, где было распространено православие. И все вышеперечисленные города также стали именоваться таковыми. Об этом свидетельствует летописный документ «Список русских городов дальних и ближних», в котором перечислены и эти великие славянские торговые города, помимо них, там есть болгарские и литовские. Именно это, по мнению историков, указывает на то, что понятие «русский» являлось синонимом «православный» в представлении людей того времени.

Таким способом это название распространилось на обитателей других славянских территорий, которые изначально не считались таковыми. А после окончательного распада Киевской Руси именно Новгород, Смоленск, Владимир, Рязань и Ростов смогли усилить влияние в данном регионе и взяли на себя ответственность за его охрану от степняков. Они стали тем ядром, на основе которого в будущем возникло и окрепло Московское княжество, превратившееся спустя годы в Россию. А коренные ее жители, по традиции, и стали именовать себя русскими. Это название закрепилось за ними по сей день.

В пользу этой версии свидетельствует то, что основным занятием классических богатырей земли русской, согласно былин и легенд, была не просто оборона границ от монголов и прочих степняков, но и защита веры христианской. Эта их особенность не раз подчеркивается в сказаниях.

Поэтому, когда говорится о богатырях земли русской периода существования Киевского государства, то украинцы и белорусы имеют полное право причислять их к собственной культуре. Ведь в те века именно эти народы оставляли Русь.

С другой стороны, популяризация большинства былинных героев произошла в более позднюю эпоху именно стараниями обитателей будущей России, которые не только воспели подвиги легендарных витязей Руси, но и прибавили к их пантеону многих собственных. Так что и ее народ обладает правами на славянских защитников от степняков. Более того, именно эта литература подарила миру многочисленные прекрасные стихи о богатырях земли русской.

Споры о культурной принадлежности легендарных витязей между тремя народами вряд ли когда-либо прекратятся. Но некоторую пользу они приносят. Дело в том, у белорусов, россиян и украинцев собственный взгляд на трактовку биографии и самого образа богатыря. Защитники земли русской в эпосе каждой этой нации наделяются особыми чертами, характерными именно для ее менталитета. Это дает много интересного материала для исследований историкам и лингвистам. И кто сказал, что в спорах не рождается истина?

На какие категории делятся былинные богатыри и витязи земли русской

Также спорят ученые и о том, как классифицировать героев сказаний и легенд. Наиболее известны 3 теории:

  • Витязей делят на старшее и младшее поколение.
  • Существует 3 богатырских эпохи: дотатарская, татарская и послетатарская.
  • Богатыри земли русской делятся на живших в дохристианский и христианский период. Стоит отметить, что дохристианские витязи малочисленны. Их образы чаще близки к древним языческим божествам.

В то время как раз герои эпохи после крещения Руси зачастую более человечны. Большинство из них совершали свои подвиги в период правления Владимира Великого. Вероятно, это потому, что данный период считался самым успешным в истории Киевского государства. И хотя высшей точкой развития были годы царствования Ярослава, практически все события из жизни классических христианских богатырей связывают с эпохой Красна Солнышка. Возможно, чтобы более успешно распространять новую религию среди славян, подвиги всех уважаемых ими героев начали связывать с эпохой ее внедрителя. Кстати, его самого объявили святым, а меж тем он был насильником и убийцей, о чем упоминается в летописях.

Некоторые историки полагают, что на самом деле самих витязей было меньше. Просто существовали бродячие сюжеты о безымянных героях. В каждой местности этим безымянным богатырям земли русской имена и биографии придумывались особые, чтобы привязать их к собственной истории. Именно поэтому их подвиги часто похожи: высватать невесту, убить змея, сразиться с ордой, пострадать от хвастовства.

Языческие богатыри

Наиболее известный герой этого периода – Святогор. Его описывают как витязя исполинских размеров, который, кстати, обитал за пределами Руси – в Святых горах.

Этот персонаж вряд ли имел одного прототипа и является сборным, а кроме того, заимствованным. Сказания о нем описывают, как правило, 3 фрагмента из жизни:

  • Гибель из-за хвастовства собственной силой.
  • Нахождение предсказанной супруги.
  • Измена жены и знакомство с Ильей Муромцем, которому Святогор перед смертью и передал свой меч и часть силы.

Святогор, которого отождествляют с неким языческих божеством, существует вне киевского или новгородского былинных циклов. В то время как Микула Селянинович и Илья Муромец – одни из ярчайших их представителей. Поэтому, вероятно, легенды об их встречах с Святогором – более поздние (особенно если судить по именам) и были придуманы для того, что показать преемственность данных персонажей.

Богатырь-пахарь Микула Селянинович также относится к языческих героям из новгородского цикла. Судя по структуре имени, к которому прибавлялось прозвище, свидетельствующее о происхождении, это образ более поздний, чем Святогор.

Все сказания о Микуле подчеркивают связь его с землей и трудом на ней. Она была источником силы его. Впоследствии этот сюжетный элемент был заимствован былинами о других героях.

Примечательно, что о супруге Микулы нет информации, зато известно о двух славных дочерях.

Кстати, при появлении христианства характер Николая Чудотворца, как и праздники, связанные с ним, были «позаимствованы» у Микулы.

Третьим культовым супергероем, то есть легендарным богатырем языческой эпохи, является Вольга Святославич (Волх Всеславьевич).

Он был не только был силен, но и умел понимать язык зверей, птиц и рыб, а также превращаться в некоторых из них.

Считается, что он был сыном княжны Марфы Всеславьевны и змея. Отсюда и оборотнические способности. Если Святогор считается божеством, то Вольга – полубог. В былинах о нем говорится как о герое благородного происхождения, возглавляющем дружину по праву рождения. В то же время простолюдина Микулу Селяниновича он берет к себе в помощники за его доблесть и смелость.

Что касается благородства души, то тут Вольгу вряд ли стоит ставить в пример. История о знакомстве с Микулой описывает богатыря как посредственного правителя, душащего налогами народ.

Былины о походе Святославича на индийское царство описывают героя не как доблестного воина, а как хитрого и дальновидного полководца, который, обращаясь в разных зверей, благополучно провел своих воинов через все трудности и привел к победе. На завоеванной земле он изнасиловал супругу поверженного правителя и, взяв ее в жены, воцарился там. Своим же воинам отдал на растерзание местных девушек. Так что Вольга – скорее антигерой, особенно в сравнение с благородным пахарем Микулой.

Некоторые отождествляют этого персонажа с Вещим Олегом. Есть и сравнивающие его с князем Владимиром. Согласитесь, между их судьбами много общего. Помимо одинакового отчества, в жизни Владимира был эпизод с изнасилованием дочери полоцкого князя, ставшей матерью Ярослава Мудрого. Правда, мать будущего крестителя Руси была рабыней, а не княжной, как у Вольги.

Золотая троица

Большинство остальных былинных витязей относятся к христианскому периоду.

Прежде всего стоит обратить внимание на трио с картины Васнецова. Каждый без труда сможет сказать, как звали богатырей земли русской. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

О биографии первого повествуют немало былин, часто противоречащих друг другу. Сходятся они лишь в нескольких аспектах. Так, Илья не мог ходить вплоть до 33 лет (возможно, эта дата приведена как аналогия с Христом), но потом бродячие волхвы исцеляют его и наказывают идти в дружину Владимира, где Муромец и совершает большинство подвигов. При этом к самому правителю отношения у богатыря было не лучшее.

Также известно, что герой был женат, что не мешало ему нередко развлекаться на стороне.

По преданию, на старости лет, Илья Муромец принял постриг в Киево-Печерской лавре, где и провел последние годы жизни. После смерти он был канонизирован. Объявление Ильи святым способствовало сохранению его останков до наших времен. Благодаря этому в 80-х они были исследованы. Ученые подтвердили, что их обладатель в юности страдал от паралича ног, а умер в 40-55 лет из-за раны в районе сердца.

Добрыня Никитич – второй по популярность персонаж. Принято считать, что существовал он в тот же исторический промежуток, что и Илья. В отличие от него, был близок к Владимиру. Богатыря отождествляют с его дядей по материнской линии.

В отличие от Муромца, Никитич известен не только силой, но и умом. Он отлично образован и даже играет на нескольких музыкальных инструментах.

Стоит сказать, что богатырям эпохи Владимира в будущие века были приписаны некоторые черты языческих и христианских божеств. Илью Муромца отождествляют с библейский пророком Ильей и языческим богом грома. Добрыню молва приравнивает к Георгию Победоносцу, сразившему Змея. Это отражено в легендах о победе над змеем, похитившим красавицу Забаву.

В отличие от Ильи Муромца, этот богатырь был верным мужем. В более поздние века, чтобы увязать образ Добрыни и Алеши Поповича, была распространена история о попытке последнего обманом жениться на супруге витязя.

О последних годах жизни его мало что известно. По преданию, он погиб в сражении под Калкой. На месте его могилы был насыпан курган, до сих пор носящий имя «Добрынин».

Позиционирование Алеши Поповича как младшего возникло не из-за возраста или физических данных, а из-за более позднего периода его появления. Благодаря шедевру Васнецова, а также современным мультфильмам у нас складывается впечатление, что эти богатыри земли русской действовали вместе. Но они жили в разное время, и разница между Добрыней с Ильей и Алешей Поповичем составляет 200 лет. Несмотря на это, образ последнего плотно проник в большинство былин о богатырях. В них он часто играет совсем негативную роль и отличается хвастовством и хитростью, а не удалью. Этим он близок к Вольге и, возможно, «позаимствовал» у него несколько сюжетов.

Что мы знаем о его жизни из былин? Он был сыном священника и с детства отличался умом и силой, хотя иногда упоминается об его хромоте. Как и Добрыня, он был хорошим музыкантом.

Самостоятельных подвигов ему приписывают крайне мало. Самым ярким считается бой с Тугариным по дороге в Киев.

Что касается его сердечных предпочтений, то, помимо попытки обманом жениться на супруге Никитича, известно немало историй о его отношениях с сестрой Збродовичей Аленой. По одной из версий, из-за того, что Попович опозорил девушку, ее братья отсекли ему голову. В других вариантах этой истории богатырю удается избежать смерти.

Реальным прототипом Алеши считается ростовский боярин Олеша Попович.

Семь популярных витязей с необычными историями

Не только героями картины Васнецова живы народные былины. В них нередко фигурируют и другие персонажи. Давайте рассмотрим самых известных из них и узнаем, как звали богатырей земли русской, прославившихся в более поздние периоды.

Дунай Иванович. Этот витязь известен не подвигами, а печальной историей любви. Вместе с Добрыней он ездил к литовскому князю высватать его дочь за Владимира Великого. На чужбине он встречает ее сестру Настасью, и между ними возникает любовь. Девушка помогает Дунаю спастись от смерти, выкупив его у палачей и отпустив в Киев.

Во время следующего визита в Литву богатырь уже не обращает внимания на свою спасительницу. Обидевшись, девушка переоделась в мужское платье и, догнав Дуная в поле, затеяла с ним битву. Богатырь не узнал ее и, победив, едва не убил. Однако былые чувства взяли верх, и витязь взял ее в жены.

На свадьбе Дунай хвалился удалью, а его супруга – меткостью. Новоиспеченный муж решил пристыдить жену и требовал показать свое умение. Настасья являет меткость, от которой даже Вильгельм Телль и Робин Гуд бы плакали в углу от зависти – она трижды попадает в тонкое серебряное кольцо на голове Дунай-богатыря. Посрамленный муж решает повторить ее подвиг, но оказывается не так хорош и случайно убивает стрелой супругу. Перед смертью ее он понимает, что она была беременной, так что он погубил еще и свое дитя. В отчаянии витязь кончает с собою.

Сухман Одихмантьевич. Столь непривычное для жителей Руси имя принадлежит богатырю, прославившемуся борьбой с татарами. Возможно, он сам был родом из степняков, но потом перешел на службу к князю Владимиру, который в этой истории опять сыграл нехорошую роль. Он приказал витязю доставить ему белую лебедь то ли для зоопарка, то ли это иносказательное название для невесты.

Сухман не смог выполнить поручение, потому что был сильно ранен в бою с татарами. Превозмогая боль, он вернулся в Киев с пустыми руками, но рассказал о своих победах. Князь не поверил ему и отправил в тюрьму.

Добрыня отправляется в чужие земли, дабы выяснить правду, и находит подтверждение словам богатыря. Владимир собирается наградить того, но гордый герой выбирает смерть.

Кстати, недоверие князя и обида витязя свидетельствуют в пользу версии, что Сухман был чужаком.

Еще один богатырь периода Владимира Великого – Никита (Кирилла) Кожемяка, упоминаемый в «Повести временных лет». Согласно ей, этот витязь победил в поединке печенежского богатыря, а после народная молва приписала ему победу над змеем.

Возможно, легенды о нем частично заимствованы из Библии. Так, поединок с врагом – явная отсылка к истории Давида и Голиафа. А победа над змеем делает его подобным Георгию Победоносцу. Хотя, может, змей – это и есть метафорическое описание печенега.

Дюк Степанович. Это еще один герой времен князя Владимира. Однако богатырем земли русской его можно назвать лишь скрепя сердцем. Так как родом он был из Галича, который, как мы помним, к Руси Владимира не относился. Сложно понять, почему этого персонажа именуют богатырем, ведь кроме богатства и хвастовства, других особых «подвигов» за ним не числится. По легендам, он приезжает в Киев и начинает активно критиковать его и всех его обитателей. Чтобы доказать свою правоту, ему приходится поучаствовать в марафоне хвастовства, в котором он побеждает, и гордый своим «достижением», покидает княжий город.

Хотен Блудович – богатырь, чье имя носит неприкрытый сексуальный контекст, прославился своим желанием жениться. Былины повествуют, что, несмотря на его силу и славу, он был весьма беден. Из-за этого мать его возлюбленной Чайны Часовой (еще одно «славянское» имя в этой истории) отказала благородному витязю. Это не остановило бравого героя, который планомерно разделался со всеми родственниками любимой, а заодно и положил войско местного князя. В финале он сочетался узами брака со своей прелестницей, а заодно и забрал богатство, оставшееся после убитых.

Однако не все богатыри связывались молвой с периодом царствования Владимира. После распада Киевской Руси стали появляться другие герои народных былин. К примеру, защитник Рязани – Евпатий Коловрат. В отличие от классических богатырей, он не был сборным образом, а являлся реальной исторической личностью, рискнувшей дать неравным бой монголо-татарскому войску в отместку за разрушение города. К сожалению, он погиб, но его мужество вызвало уважение даже у врагов.

Также к богатырям относится монах-воин Александр Пересвет, который участвовал в Куликовской битве. Хотя его больше позиционируют как монаха, а потом воина. Однако боевые умения не возникают из воздуха, и, значит, до принятия пострига Пересвет имел свою богатырскую историю. Он тоже был причислен к лику святых.

Белорусские асилки

Особняком от прочих богатырей стоят такие былинные герои, как велеты или асилки. Наиболее распространены истории о них в белорусском фольклоре.

Асилками именуют дохристианских богатырей-исполинов. Они не просто воевали со змеями и прочими врагами, но создавали реки и горы. Считается, что за гордыню были прокляты Богом и обратились в камень или живыми ушли в землю. На месте их могил возникли курганы.

Отдельные исследователи относят Святогора к этой категории. Другие ученые соотносят велетов с древнегреческими титанами или библейскими исполинами (дети восставших против Бога ангелов).

Женщины-витязи

Во все времена была славна богатырями земля русская. Но не всегда это были мужчины. Народная память сохранила упоминание и о нескольких богатырках, которых принято было называть «поленицами».

Эти женщины были способны противостоять не только врагам, но и составить серьезную конкуренцию былинным богатырям, а иногда и превосходить их.

Наиболее известные поленицы – это две дочери Микулы Селяниновича, Василиса и Настасья.

Первая стала женой черниговского боярина Ставра Годиновича, которого спасла от тюрьмы, переодевшись в мужской наряд и победив в соревновании.

Вторая вышла за Добрыню, предварительно победив витязя в поединке.

К поленицам относится и вышеупомянутая супруга Дунай-богатыря Настасья.

Немало историй о богатырках связано с Ильей Муромцем. Видимо, до того, как принять постриг, он любил немало сильных женщин. Поленицей считается его супруга Савишна (спасла Киев от Тугарина), а также временная возлюбленная Златыгорка, родившая от него могучего сына Сокольника. Также богатыркой была безымянная дочь Муромца – еще один случайный плод любви, стремящийся отомстить за мать.

Особняком от прочих стоит Марья Моревна. Она считается одним из самых популярных женских персонажей и является прототипом Василисы Премудрой и Марьи-царевны. По легенде, эта степная воительница победила Кощея Бессмертного. Так что современным феминисткам есть на кого равняться из отечественных героинь.

Дети-богатыри

Воспевание героев и их подвигов делалось не только для того, чтобы сохранить память о них, а еще для того, чтобы ставить их в пример для других. Именно поэтому былинные витязи и их подвиги приукрашивались и преумножались. Особенно активно это делалось, когда нужно было рассказать детям о богатырях земли русской. Тогда этих персонажей превращали в нравственные идеалы, на которые нужно равняться.

Часто взрослые герои с их проблемами были слишком сложны для понимания. Поэтому специально для них рассказывались истории о подвигах детей. Таких персонажей именовали богатыри-семилетки.

Былины и сказания о них чаще были характеры именно для украинской литературы, но встречались и у других народов.

Герои могли быть как мальчиками, так и девочками, а также близнецами.

Одна из первых историй об отроке-витязе касается периода отца Владимира – князя Святослава. В те времена безымянный мальчик выбрался из обложенного печенегами Киева и сумел привести подмогу в родной город.

Так что традиция ставить в пример богатырей земли русской для дошкольников и школьников имеет весьма глубокие корни.

Занимательные факты

Стоит обратить внимание:

  • В стихотворении Михаила Лермонтова «Бородино» его герой-рассказчик сравнивает поколение классика с былинными витязями, не в пользу первых («Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри не вы!»). Но если говорить о физических данных, то средний рост легендарных богатырей-защитников земли русской составлял 160-165 см (кроме Ильи Муромца, который был настоящим великаном на тот период и был ростом 180 см), в то время как при Михаиле Юрьевиче такой рост уже был явно не богатырским.
  • Согласно легендам, отцом Святогора считается некое сверхъестественное существо, убивающее взглядом. Многие отождествляют его с гоголевским Вием.
  • Шапка-буденовка, которая долгое время была частью обязательной формы бойца Красной армии, внешне немного напоминала шлем-ерихонку, в котором часто художники изображали витязей. Поэтому среди солдат она часто именовалась «богатыркой».

www.syl.ru

Русские богатыри — Русский дух!

Русский народный фольклор очень богат и разнообразен своей историей, культурой и традициями, которые нашли свое отражение в песнях, былинах и сказаниях. Былины, слагаемые простым народом, отличались красотой и правдоподобностью своего повествования, с наличием небольшого художественного вымысла, что придавало им еще большую самобытность, присущую древнерусской эпохе. В центре былин всегда находится положительный персонаж — богатырь, воплотивший в себе непобедимую силу и безграничную любовь к матушке-Руси, народного заступника. Конечно, образ богатыря является собирательным. Народ создал образ богатыря, возложив на него свои надежды и чаяния, чтобы показать следующим поколениям и воспитать идеологию о непобедимости Руси перед вражеской силой.

Главными качествами русских богатырей были — воинская доблесть и старания по защите родной земли. Достоинства богатырей испытываются в сражении, в неравном бою, с чем связана композиция былины, красочно насыщенная преувеличениями.

Кто же были эти полубоги, наделенные нечеловеческой силой?

Самым популярным в древней Руси является персонаж Ильи Муромца. Этот персонаж вобрал в себя все черты присущие мифологическим героям — чудесное исцеление и приобретение нечеловеческой силы. Илья выходец из простой крестьянской семьи, с детства прикованный к кровати, пока не являются калики перехожие и чудесным образом исцеляют его. С этого эпизода берет свое начало богатырская жизнь Ильи Муромца, подвиги которого нашли художественное отражение в былинах и сказаниях.

Другим, не менее важным героем является Добрыня Никитич, живший в одну эпоху с Ильей Муромцем. Воспевание неодолимой силы и мужества русского богатыря начинается с поединка со змеем Горынычем. В повествовании о Добрыне Никитиче присутствуют не только фантастические рассказы, он так же предстает как мудрый и храбрый воин, выполняющий все поручения Ильи Муромца. Добрыня стал эталоном воина эпохи Киевской Руси.

Третьим известным богатырем является — Алеша Попович, который часто представлен молодым, храбрым, смекалистым и хитрым воином.

Одним из самых таинственных образов русских былин является Святогор, имеющий силу, превосходящую великих богатырей древней Руси. Персонаж Святогора был взят из древней мифологии, который вобрал в себя представления о великих горных великанах, воплощавших величие и невозмутимость гор. Былины о Святогоре — это трагические рассказы о том, как могучий великан погибает не в бою за правое дело, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой.

Не менее таинственным богатырем в русском эпосе является Волх Всеславьевич, который был рожден от фантастического змея. Волх считается колдуном и жрецом языческих богов. Волх является героем «Слова о полку Игореве». Несмотря на свою известность, персонаж Волха не был историческим лицом, а всего лишь плод художественного вымысла народа.

В отличие от Волха, Дунай Иванович является персонажем с реально-исторической основой. Повествование о Дунае начинается со схватки с Добрыней Никитичем. Дунай входит в состав Киевского богатырства. 

Так же увлекательно повествование о Дунае и богатырки Настасьи. На собственной свадьбе, вследствие безумного спора Дунай убивает Настасью, промахнувшись при стрельбе из лука. Не вынеся горя утраты, Дунай убивает себя.

Русские богатыри играют огромную роль в русской истории. Былины повествуют о тех славных мужах, которые становили Русь, оберегали и защищали русский народ от вторжения силы вражеской. Русские богатыри в былинах воплощали идею воссоединения славян, непобедимости и нерушимости древнерусского государства перед внешними врагами, являясь образцом подражания в патриотизме и мужестве будущим поколениям.

russkiy-duh.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *