Где и когда родился островский – Островский, Александр Николаевич — Википедия

Биография Александра Островского — РИА Новости, 12.04.2013

1845-1851 – работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.

В 1847 году Островский опубликовал в газете «Московский городской листок» первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтемся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».

Признание Островскому принесла комедия «Свои люди – сочтемся» (первоначальное название «Банкрот»), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале «Москвитянин». Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене – впервые пьеса была поставлена в 1861 году. 

С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом «Москвитянин», публикуя в нем свои пьесы: «Утро молодого человека», «Неожиданный случай» (1850), комедии «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854). 

По прекращении издания «Москвитянина», Островский в 1856 году перешел в «Русский Вестник», где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия «В чужом пиру похмелье». Но в этом журнале он работал недолго.

С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник». В 1857 году им были написаны пьесы «Доходное место» и «Праздничный сон до обеда», в 1858 году – «Не сошлись характерами», в 1859 году – «Воспитанница» и «Гроза».

В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861), «Воевода» (1864), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866), психологическую драму «Василиса Мелентьева»(1868). 

Завершили цикл пьесы 1873 года: «Комик XVII столетия», и драматическая сказка в стихах «Снегурочка» – псевдоисторическая утопия русской жизни.

Драматургом написаны бытовые комедии и драмы «Тяжелые дни»(1863), «Шутники» (1864), «Пучина», (1865). 

ria.ru

Александр Николаевич Островский: жизнь и творчество

Александр Николаевич Островский — русский драматург и писатель, творчество которого сыграло немаловажную роль в развитии русского национального театра. Его перу принадлежит несколько известнейших произведений, некоторые из которых входят в литературу для школьной программы.

Семья писателя

Отец Островского, Николай Федорович – сын священника, служил судейским стряпчим в столице и жил в Замоскворечье. Оканчивал он московскую духовную семинарию, а также семинарию в Костроме. Его мать была из довольно бедной семьи и скончалась, когда Островскому исполнилось семь лет. Помимо Александра, в семье родилось еще три ребенка. Когда их мать умерла, спустя пару лет отец женился повторно, а его избранницей стала баронесса Эмилия Андреевна фон Тессин. Она и заботилась далее о детях, возложив на себя хлопоты по их воспитанию и получению должного образования.

В 1835 году Александр Островский поступил в Московскую гимназию, а спустя 5 лет – в университет столицы на юриспруденцию. Как раз в этот период времени он начинает испытывать повышенный интерес к театральным постановкам. Молодой Островский часто посещает Петровский и Малый театры. Его обучение внезапно прерывается несдачей экзамена и ссорой с одним из учителей, и он уходит из университета по своему желанию, после чего устраивается на работу писцом в московский суд. В 1845 он находит работу в коммерческом суде, в отделе канцелярии. Все это время Островский накапливает информацию для своего будущего литературного творчества.

В ходе своей жизни писатель был женат два раза. С первой женой, Агафьей, фамилия которой не сохранилась до наших дней, он прожил около 20 лет. Его дети от этого брака, к сожалению, умерли, будучи еще совсем маленькими. Вторая супруга — Мария Бахметьева, от нее детей у него было шесть —  две дочки и четыре сына.

Творческая деятельность

Первая литературная публикация — «Ожидание жениха», появляется в 1847 году в «Московском городском листе», с описанием сцен из купеческого быта тех времен. В следующем году Островский заканчивает написание комедии «Свои люди — сочтемся!». Она была поставлена на театральной сцене и получила немалый успех, послуживший стимулом тому, что Александр окончательно пришел к решению — посвятить все свои силы драматургии. Общество тепло и с интересом отнеслось к этому произведению, но оно же стало и причиной гонений со стороны власти, из-за слишком откровенной сатиры и оппозиционного характера. После первого показа, пьесу запретили для постанови в театрах, а писатель около пяти лет состоял под надзором у полиции. В итоге, в 1859 пьеса существенно переделывается и переиздается с абсолютно другим финалом.

В 1850 году драматург посещает кружок литераторов, где получает негласное звание певца нетронутой фальшью цивилизации. С 1856 года он становится автором журнала «Современник». Тогда же, Островский с коллегами едет в этнографическую экспедицию, задачей которой является описание народов, проживающих на берегах рек России, в ее европейской части. В-основном писатель изучал быт народов, живущих на Волге, в связи с чем и написал большой труд «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», отразив в нем главные этнические черты людей из тех мест, их жизнь и обычаи.

В 1860 году свет увидела самая известная пьеса Островского – «Гроза», действия которой происходят именно на берегах Волги. В 1863 году он получает премию и почетное членство в Петербургской академии наук.

Умер Островский в 1886 году и похоронен в селе Николо-Бережки.

Интересные факты:

  • Концептуальный взгляд Островского на театр – это построение сцен основанных на условности, с использованием богатств русской речи и грамотного ее использования в раскрытии персонажей;
  • Театральная школа, которую основал Островский, в дальнейшем получила развитие под руководством Станиславского и Булгакова;
  • Не все актеры хорошо отнеслись к нововведениям драматурга. Например, основоположник реализма в русском театральном искусстве — актер М. С. Щепкин, ушел с генеральной репетиции «Грозы», проходящей под руководством Островского.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Биография Александра Островского — биография Островского А.Н.

Дата рождения: 12 апреля 1823 года
Дата смерти: 14 июня 1886 года
Место рождения: город Москва

Александр Николаевич Островский — известный русский драматург, Островский А.Н. — общественный деятель, родился 12 апреля 1823 года. Его отец был обычным судейским служащим в Москве и жил в Замоскворечье. Он был просвещенным человеком, окончил духовную семинарию Москвы и семинарию Костромы, но его карьера священника не пошла в гору и он работал судебным стряпчим, отвечая за коммерческие и имущественные дела.

Мать Александра происходила из бедной семьи, умерла, когда ему было всего 7 лет. В семье кроме Александра было еще трое детей. После смерти его матери его отец вновь женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, которая взяла на себя заботы о воспитании и образовании детей.

В 1835 Александр поступил в Московскую гимназию, а в 1840 году поступил на отделение юриспруденции в университете Москвы. Он тут же проявил огромный интерес не только к отечественной литературе, но и к театру.

Он был завсегдатаем театров Петровский и Малый. Его образование было прервано ссорой с учителем, после которой Александр ушел из университета по собственному желанию. Он устроился работать писцом в московский суд. Его деятельность касалась имущественных тяжб между детьми и родителями.

В 1845 он перешел в коммерческий суд, где продолжил работать в канцелярии. В течение длительного времени он собирал информацию для своей последующей литературной деятельности. Примерно в это же время он написал комедию «Свои люди — сочтемся!», которая была поставлена на сцене и сразу же получила успех.

Этот успех и стал импульсом для Островского посвятить себя драматургии и литературе. Его первой публикацией стали несколько сцен из комедии «Ожидание жениха» («Несостоятельный должник»), появившиеся на страницах «Московского городского листа» в 1847. Эти сцены и стали основой для комедии «Свои люди — сочтемся!». Многие исследователи полагают, что его первые драматические творения были написаны в период с 43 по 47 годы девятнадцатого века, но черновики не сохранились, а в печать они не попали.

Комедия «Свои люди — сочтемся!» Была несомненным успехом. Общество и независимые критики отнеслись к ней с большой теплотой, но при этом оппозиционный характер и откровенная сатира стали причиной гонений со стороны властей. Эта пьеса была запрещена к постановке на сцене всех театров, а сам драматург был под надзором цензоров и полиции целых пять лет. Эта пьеса была переиздана в 1859, но после существенных переделок, включая совершенно другой финал.

Островский в 1850 вступил в кружок литераторов журнала «Москвитянин» и получил негласный титул «певец нетронутой фальшью цивилизации». В том же году Москвитянин и печатает первую редакцию комедии «Свои люди — сочтемся!» Примечательно, что черновик этого произведения носил имя «Банкрот». С 1853 года его пьесы ставят на самых разных театральных подмостках.

В 1856 году журнал «Современник» включает его в число своих постоянных авторов. Вместе со своими коллегами по журналу в том же году он отправился в этнографическую экспедицию, организованную Морским министерством. Основной задачей этой экспедиции было описание народов России, которые жили на берегах морей и рек европейской части России.

Сам Островский изучал быт верховьев Волги. В это время он написал обширную исследовательскую статью «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», в которой были отражены основные этнические черты жителей этих мест, их быт и труд. Драматург собрал огромное количество информации, которая стала потом важной частью его литературного творчества. В 1860 году увидела свет самая известная пьеса мастера «Гроза», о героине которой Добролюбов написал «Луч света в темном царстве». Эта пьеса была закончена еще в октябре 1859 года, но долго проходила цензорский надзор. Действие этой пьесы разворачивается на берегах Волги.

Островский был дважды женат. Первой его женой стала Агафья Ивановна, выходка из простого люда, история не сохранила ее фамилии. Островский прожил с ней в гражданском браке двадцать лет. К сожалению, дети от первого брака умерли, когда были детьми. Он женился второй раз на Марии Васильевне Бахметьевой через два года после смерти своей первой жены. Второй брак был официальным, с Бахметьевой он обвенчался. У него было шестеро детей от второго брака — четверо сыновей и две дочери.

14 июня 1886 Островский умер и был похоронен в селе Николо-Бережки. Несмотря на ранние гонения со стороны властей его влияние на развитие русского театра трудно переоценить. Его драматургический талант был по достоинству оценен еще при жизни. В 1863 году он получил Уваровскую премию, а также стал членом-корреспондентом Академии наук.

В 1865 году под руководством Островского был создан артистический кружок, который выпустил в свет немало талантливых актеров театра. В 1870 году он создал Общество русских драматических писателей, в котором сам же и председательствовал вплоть до своей кончины.

Важные вехи жизни Александра Островского:

— Родился 12 апрелся 1823
— Начал обучение в московской гимназии в 1835
— Публикация сцен из комедии «Несостоятельный должник» в 1847
— Начал работать с журналом «Москвитянин» и опубликовал комедию «Свои люди — сочтемся!» в 1850
— Начал сотрудничество с журналом «Современник» и отправился в этнографическую экспедицию в 1856
— Публикация пьесы «Гроза» в 1860
— Европейское путешествие в 1862
— Получение Уваровской премии и членство в Петербургской академии наук в 1863
— Создание Артистического кружка в 1865
— Основание Общества русских драматических писателей в 1874
— Работа в комисии по пересмотру законов об императорских театрах в 1881-1884

Занимательные факты из биографии Александра Островского:

— Театральная школа, основанная Островским, развивалась в дальнейшем под руководством Булгакова и Станиславского
— Его концептуальный взгляд на театральную постановку заключался в построении театра на различных условностях, использовании богатства русского языка, правильном использовании родной речи на сцене и глубоком анализе психологии героев
— Островский был глубоко убежден в том, что игра актеров является важнейшей частью театра, ведь пьесу можно и прочитать
— Некоторые актеры и руководители театров были против нововведений Островского, современник Островского актер М.С. Щепкин ушел с генеральной репетиции грозы, которая проходила под руководством драматурга.

the-biografii.ru

биография, интересные факты, важные даты

Великий русский драматург Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (по старому стилю 31 марта) 1823 года в семье судейского служащего, который проживал в купеческом районе старой Москвы – Замоскворечье.

Биография

Николай Федорович Островский, отец драматурга, хотя и окончил Костромскую семинарию и Московскую духовную академию, но работал судебным стряпчим по имущественным и коммерческим делам. Мать писателя, Любовь Ивановна Саввина, родом была из низшего духовенства, дочь пономаря, умерла рано, когда Александру было семь лет, оставив четверых детей. Семья жила в достатке и появление в семье мачехи — баронессы Эмилии Андреевне фон Тессин, которая заботилась о детях, не нарушило то большое внимание, которое уделялось в семье обучению детей.

С 1835 по 1840 годы Александр учится в 1-ой московской гимназии, а осенью 1840 года Островский поступает на юридическое отделение Московского университета. В эти годы Александр Николаевич, хорошо знакомый с детства с русской литературой, проявляет большой интерес к театру. Он ходит на спектакли в Петровский, ныне Большой театр, в Малый театр. Будучи на третьем курсе университета Александр Николаевич поссорившись с одним из преподавателей Московского университета, по собственному желанию уходит из вуза и поступает в Московский совестный суд канцелярским служащим – писцом. Основными делами в суде были имущественные тяжбы между родителями и детьми.

В 1845 году Островский переходит на службу в канцелярию, но уже Московского коммерческого суда. Жизнь в Замоскворечье, адвокатская практика отца, работа в суде, которая продолжалась вплоть до 1851 года, послужила драматургу хорошим подспорьем по сбору сюжетов для своих грядущих произведений, сделавших его знаменитым русским драматургом. После выхода комедии «Свои люди – сочтемся!» в свет Островский решает посвятить себя литературному творчеству.

Впервые Островского напечатали в 1847 году в седьмом номере «Московского городского листа», где опубликовали сцены из комедии «Несостоятельный должник» («Ожидание жениха»), которые впоследствии вошли в комедию «Свои люди – сочтемся!». Считается, что первые драматические произведения Александр Николаевич написал в 1843-1847 годах, но эти пьесы и сцены небыли напечатаны и не сохранились.

Комедия «Свои люди — сочтемся!», которая принесла Островскому и популярность и проблемы, стала причиной того, что московское купечество и цензура начали против писателя гонения, а факт публикации комедии был назван ошибкой. Пьесу запретили ставить на сцене театров, и в течение пяти лет драматург находился под особым наблюдением полиции. Вновь пьесу издали в 1859 году, но с изменениями и с другим окончанием произведения.

В 1850 году Островский вступает в кружок писателей и критиков славянофильского журнала «Москвитянин», члены кружка которого объявляют Островского певцом «нетронутой фальшью цивилизации». В 1850 году в журнале «Москвитянин» печатается комедия «Свои люди – сочтемся!», над которой писатель работал с 1846 по 1849 годы, и первоначально произведение называлось «Банкрот». Пьесы драматурга с 1853 года ставят в Петербурге в Александринском театре и в московском Малом.

В 1856 году писатель попадает в число постоянных сотрудников журнала «Современник» и отправляется вместе с другими литераторами в литературно-этнографическую экспедицию, которую организовало Морское министерство. Целью экспедиции является описание жизни, быта, занятий промыслом населения, которое проживает по «берегам морей, озер и рек Европейской России». Островский занимался исследованием верховьев Волги.

В своей статье «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» Александр Николаевич отражает быт, условия жизни и труда жителей этих мест. Драматург также занимается сбором материалов об обычаях, нравах, языке жителей верховьев Волги. Эти материалы Островский впоследствии будет использовать в своих произведениях. Знаменитая пьеса «Гроза» появляется в печати в 1860 году, о которой Добролюбов пишет статью «Луч света в темном царстве».

У Александра Николаевича Островского было две жены. С первой своей женой, Агафьей Ивановной, простолюдинкой, чья фамилия неизвестна, драматург прожил в гражданском браке почти 20 лет. Дети от перового брака умерли еще в детстве. Второй женой Александра Николаевича стала актриса Мария Васильевна Бахметьева, с которой он через два года после смерти Агафьи Ивановны обвенчался. Вторая жена родила писателю шестерых детей: четырех сыновей и двух дочерей.

Пошатнувшееся от усиленной работы здоровье подводит драматурга и 14 июня (по старому стилю 2 июня) 1886 года Александр Николаевич Островский умирает. Похоронили драматурга в Костромской области, в селе Николо-Бережки, на церковном кладбище.

Основные достижения Островского

  • Александр Николаевич Островский за свою сорокалетнюю деятельность с 1847 по 1886 годы оказал влияние на целую эпоху русского театра. Его талант как драматурга было высоко оценен и в 1863 году Александра Николаевича Островского награждают Уваровской премией. Драматург в этом же году становится член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
  • Создавшийся в Москве в 1865 году Артистический кружок, одним из руководителей которого становится Островский, превращается в школу для талантливых людей, в будущем знаменитых российских артистов.
  • По инициативе Александра Николаевича в Москве в 1870 году создается Общество русских драматических писателей, в котором с 1874 года и до конца жизни драматург остается бессменным председателем.
  • Островский с 1881 по 1884 годы принимает участие в работе комиссии по пересмотру законодательных положений об императорских театрах, а 1 января 1886 года драматурга назначают заведующим репертуарной частью московских театров. На произведениях Островского выросло много поколений, а его пьесы живут на сцене театров.

Важные даты биографии Островского

  • 12 апреля 1823 – рождение в Москве, в Замоскворечье.
  • 1835 — 1840 годы – учеба в 1-ой московской гимназии.
  • 1840 год — поступление на юридическое отделение Московского университета.
  • 1847 год – первая публикация в «Московском городском листе» №7 сцен из комедии «Несостоятельный должник».
  • 1850 год — вступление в кружок писателей и критиков славянофильского журнала «Москвитянин» и публикация комедии «Свои люди – сочтемся!»
  • 1856 год – членство в качестве постоянного сотрудника журнала «Современник». Литературно-этнографическая экспедиция по исследованию верховьев Волги.
  • 1860 год – публикация знаменитой пьесы «Гроза».
  • 1862 год – поездка за границу и посещение Австро-Венгрии, Германии, Италии, Франции и Великобритании.
  • 1863 год — награждение Уваровской премией. Островский становится член-корреспондентом Петербургской Академии.
  • 1865 год — создание Артистического кружка, в котором Островский становится одним из руководителей.
  • 1870 год – создание Общества русских драматических писателей.
  • 1874 года – председатель Общества русских драматических писателей.
  • 1881 — 1884 годы участие в работе комиссии по пересмотру законодательных положений об императорских театрах.
  • 1 января 1886 год — становится заведующим репертуарной частью московских театров.
  • 14 июня 1886 — Александр Николаевич Островский скончался.

Интересные факты из жизни Островского

  • Островский, создал театральную школу, которую в дальнейшем усовершенствовал Станиславский и М.А. Булгаков.
  • Концепция театральной постановки драматурга включала в себя построение театра на условностях, языковом мастерстве, выражающем речью и игрой психологию героев.
  • Драматург говорил, что зритель приходит смотреть не пьесу, а игру, ведь пьесу можно прочесть.
  • У Островского среди актеров были и противники его нововведений. Такой знаменитый актер, как М. С. Щепкин остался недоволен Островским и даже ушел с генеральной репетиции «Грозы».

biografix.ru

Александр Островский (31 марта 1823 — 2 июня 1886). Некролог и биография

Годы жизни Александра Островского:

родился 31 марта 1823, умер 2 июня 1886

Эпитафия

«Нет, не остов камня обелисковый
И не склеп и холод гробовой,
Как живого, как родного, близкого,
В наши дни мы чествуем его».
Из стихотворения Виктора Волкова памяти Островского

Биография

Он должен был стать юристом, но всегда по-настоящему грезил только театром. За свою жизнь Островский написал около пятидесяти пьес, которые до сих пор экранизируются и ставятся на сценах театров России и по всему миру. Он оставил после себя не просто литературное наследие, но и создал целую школу актерского мастерства.

Биография Островского началась в Москве, где он родился в образованной и обеспеченной семье. Юношей он получил хорошее образование, закончил духовную семинарию, затем духовную академию, московскую гимназию и университет. Полученная Островским профессия юриста вовсе его не привлекала — скорее, он просто поступал в соответствии с волей отца, которого не хотел расстраивать. Ведь матери будущий писатель лишился еще ребенком. Но любопытный и наблюдательный характер Островского даже в профессии юриста помогал ему находить положительные стороны. Работая в суде, он собрал богатый материал для своего творчества и, наконец, задумался о своей первой комедии. Дебютную свою пьесу он написал в соавторстве с актером Дмитрием Горевым, а спустя еще три года опубликовал свою первую большую работу «Свои люди — сочтемся!». Комедия хоть и имела большой успех, но вызвала негодование среди купцов, они даже отправили жалобу императору, после чего Островский был уволен, арестован, но вскоре освобожден. И все же репутация «неблагонадежного» уже была закреплена за Островским, что нередко создавало ему проблемы.

В 1849 году Островский сошелся с мещанкой Агафьей — такие отношения не могли быть благословлены его отцом, и писатель лишился его материальной поддержки. Он полностью посвятил себя драматургии, и вскоре его пьесы стали каждый сезон появляться на сценах Малого театра в Москве и Александринского — в Петербурге. Островский создал в Москве Артистический кружок, из которого вышла целая плеяда талантливых театральных актеров. Когда Островский занял пост заведующего репертуарной частью, он был очень рад этой должности, так как это позволяло ему продвигать самых лучших и талантливых артистов. К тому времени он уже был женат вторично — его первая жена, с которой они сожительствовали, скончалась после двадцати лет их довольно счастливой и полной теплоты семейной жизни.

До последних дней жизни Островский был полон планов и творческих задумок, но здоровье все сильнее подводило драматурга. Причиной смерти Островского стала стенокардия. Похороны Островского прошли в селе Николо-Бережки, недалеко от его семейного имения Щелыково, в котором и скончался писатель. Могила Островского находится на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Островский в 1960-х годах и его вторая жена Мария Бахметьева с сыном

Линия жизни

31 марта 1823 г. Дата рождения Александра Николаевича Островского.
1840 г. Окончание гимназии, поступление на юридическое отделение Московского университета.
1849 г. Начало сожительства с Агафьей Ивановной (фамилия ее неизвестна).
1850 г. Вступление в кружок писателей журнала «Москвитянин», публикация пьесы «Свои люди — сочтемся!».
1860 г. Публикация пьесы «Гроза».
1862 г. Поездка по Европе.
1863 г. Член-корреспондент Петербургской Академии.
1865 г. Создание Островским Артистического кружка.
1867 г. Смерть Агафьи.
1869 г. Брак с Марией Бахметьевой.
1870 г. Создание Общества русских драматических писателей.
1886 г. Заведующий репертуарной частью московских театров.
2 июня 1886 г. Дата смерти Островского.
5 июня 1886 г. Похороны Островского.

Памятные места

1. Особняк Долгорукова, здание бывшей 1-й Московской гимназии, которую окончил Островский.
2. Московский университет, который окончил Островский.
3. Санкт-Петербургская академия наук, членом-корреспондентом которой был выбран Островский.
4. Памятник Островскому перед Малым театром в Москве.
5. Дом-музей Островского в Замосковоречье, открытый в доме Островского, в котором родился писатель.
6. Музей-заповедник Островского «Щелыково», усадьба Островского, в которой он скончался.
7. Кладбище церкви Николая Чудотворца села Николо-Бережки, где похоронен Островский.

Эпизоды жизни

Островский нередко черпал свои сюжеты из реальной жизни. Так, драматург присутствовал на похоронах Николая Гоголя. После того, как он прошел некоторое время пешком, писатель сел в сани с актрисой Любовью Никулиной и начал с ней душевную беседу. Актриса разоткровенничалась и стала делиться с Островским своими детскими воспоминаниям. Островский внимательно слушал Никулину, а потом вложил ее слова в уста Катерины, героини его «Грозы». Никулина же стала первой исполнительницей роли Катерины. По слухам, Островского и Никулину связывали любовные чувства, но так как у обоих были семьи, отношениям не дано было сложиться.

Много лет Островский прожил с простой девушкой Агафьей, так и не женившись на ней официально. Агафья стала для Островского близким другом и соратницей. Она была хорошо знакома с купеческим бытом, прекрасно исполняла русские народные песни, понимала обычаи и нравы русского народа, поэтому ей приписывают большую долю в сочинениях Островского. Друзья писателя также сохранили о его первой жене только теплые воспоминания.

Несмотря на успех пьес Островского, писатель до конца жизни нуждался в деньгах, очень много работал, из-за чего нередко получал обвинения в том, что он «исписался» или работает исключительно ради денег, что, конечно, было неправдой. Материального достатка Островский достиг только в конце жизни, когда стал получать пенсию и занял должность заведующего репертуарами московских театров. Но к этому времени его здоровье уже было сильно истощено.

Памятник Островскому в его имении «Щелыково»

Завет

«Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».


Документальный сюжет «Островский — самый современный драматург»

Соболезнования

«Излишне говорить о заслугах Островского в истории русского драматического искусства. Они уже давно всеми признаны. Но у него есть и другая заслуга пред русской историей вообще: ученому-исследователю нашей прошлой бытовой жизни он дал в своих драмах и комедиях драгоценный и содержательный материал для освещения одной из сторон целого периода именно этой жизни».
Анатолий Кони, юрист, литератор

«Все на свете подвержено переменам — от людских мыслей до покроя платья; не умирает только правда, и какие бы ни являлись новые направления, новые настроения, новые формы в литературе — они не убьют творений Островского, и к этому живописному источнику правды „не зарастет народная тропа“».
Михаил Прович Садовский, актер

Ссылки

Страница Александра Островского в «Википедии»
Музей-заповедник Островского «Щелыково»
Дом-музей Островского в Замоскворечье

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Александр Островский подробная биография

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве в семье чиновника-юриста. Мать – родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом.

Образование получил в 1-й Московской гимназии (1835-1840 гг.) и на юридическом факультете Московского университета (1840-1843 гг.; не окончил). Служба в московских судах (1843-1851 гг.) многое дала Островскому как писателю. Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя», 1847 г.). В том же году в «Московском городском листке» было опубликовано его первое драматическое произведение «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Литературную известность Островскому принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди – сочтемся!» (первоначальное название – «Банкрут»). Еще до публикации она стала популярной. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые поставлена в 1861 году), а автор, по личному распоряжению Николая І, отдан под надзор полиции.

В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, котрое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное». Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. В комедии «Бедная невеста» (1851) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котром Островский особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-1851 гг.; некоторое время он входил в т.н. «молодую редакцию» журнала, с ее членами он был связан тесной личной дружбой. Начиная с комедии «Не в свои сани не садись», поставленной 1853 г. Московской драматической труппой на сценической площадке Большого театра, пьесы Островского быстро завоевывают репертуар: в течении более чем трёх десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

С 1856 г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» — сближается с деятелями демократичной русской журналистики. В годы общественного подъема перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов.

1855 г. – комедия «В чужом пиру похмелье».
1856 г. – комедия «Доходное место».
1858 г. – пьеса «Воспитанница».
1859 г. – драма «Гроза».
1863 г. – «Тяжелые дни».
1864 г. – «Шутники».
1865 г. – «Пучина».

В 60-х гг. Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. Создал цикл исторических пьес:

1861 г. – «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».
1864 г. – «Воевода».
1866 г. – «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино».

Период творческого подъема Островский переживает с конца 60-х годов, когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России. Почти все драматичнские сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатались в журнале «Отечественные записки». В блестящем цикле сатирических комедий «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, «европеизированных» купцов. Приемы психологической сатиры Островского в эту пору иногда родственны сатире М. Салтыкова-Щедрина. Представления Островского о счастье, смысле жизни, долге человекавоплощены в пьесе «Трудовой хлеб» (1874) и – в форме поэтической утопии – в сказке «Снегурочка» (1873).

В последние годы своего творчества Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти:

1878 г. – «Бесприданница», «Последняя жертва».
1882 г. – «Таланты и поклонники».

47 оригинальных пьес Островского (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н.Я. Соловьевым, П. М. Невежиным, и многочисленными переводами и переделками пьес иностранных авторов) создали обширный репертуар для русской сцены.

Александр Николаевич Островский умер 2 (14) июня 1886 года в Щелыково, ныне Островского района Костромской области.

СТРАНИЦА АВТОРА

Ключевые слова: Александр Островский, подробная биография Александра Островского, критика, скачать биографию, скачать бесплатно, реферат, русская литература 19 века, драматурги 19 века

md-eksperiment.org

Александр Николаевич Островский, краткая биография

Александр Николаевич Островский – это один из наиболее выдающихся российских драматургов, чье творчество стало важным этапом в развитии российской литературы и национального театра. Можно смело сказать, что именно произведения Островского положили начало русского репертуара в театре.

Пьесы Островского известны многим поколениям российских зрителей и читателей и любимы ими. По ним сняты художественные фильмы, вопросы, которые поднимает Островский в своих произведениях, являются актуальными и сегодня.

Детство и юность

Российский драматург родился 13 марта 1823 года в Москве, в семье судебного чиновника. Мать будущего драматурга рано умерла, в семье было шестеро детей. Отец Островского очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания Московской гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. Островский так и его и не закончил.

В 1843 году Островского берут на службу писцом в суд и он работает в различных московских судах до 1851 года. Этот период жизни очень помог Островскому в его будущем творчестве. Работая в судах, он прекрасно изучил мир российского купечества и мещанского сословия, которые потом он блестяще описал в своих произведениях. Многие персонажи, характеры взяты драматургом из его реальной жизни.

Первые пьесы

В 1847 году в газете «Московский городской листок» выходят очерки Островского под названием «Записки замоскворецкого жителя». Однако, широкую известность драматург получили после публикации пьесы «Свои люди – сочтемся». Это произведение, написанное в жанре комедии, было с восторгом принято публикой и получило прекрасные отзывы критиков. Об этой пьесе одобрительно отозвались Гоголь и Гончаров.

Однако, произведение очень не понравилось представителям купечества и после их жалобы властям, пьесу запретили ставить, а ее автора уволили с работы. «Свои люди – сочтемся» была допущена к постановке только после смерти императора Николая, в 1861 году. Со второй пьесой Александру Николаевичу повезло гораздо больше. «Не в свои сани не садись» была написана им в 1852 году и уже в 1853 году вышла на подмостки театров. С 1856 года Островский постоянно работает в журнале «Современник».

С 1853 года ежегодно московские и петербургские театры ставили новые пьесы драматурга и все они благосклонно принимались как публикой, так и отечественными критиками.

На пике популярности

В 1856 году Александр Николаевич Островский отправляется в Поволжье, для изучения быта и жизни жителей края. Именно после этой поездки Островский написал одну из самых ярких своих пьес – «Грозу». В 1859 году выходит первое собрание сочинений Островского, которое с восторгом было встречено критиками. В 1860 годах Островский начал заниматься российской историей, особенно его интересовал период Смутного времени.

В 1863 году он был награжден Уваровской премией и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 60-е годы драматург основал Артистический кружок, который дал путевку в жизнь многим будущим звездам российской сцены. В 1874 году по инициативе Островского было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1885 году Александр Николаевич стал заведующим репертуаром всех московских театров.

Всю жизнь Островский работал на износ, это серьезно подорвало его здоровье. В июне 1886 году он скончался в своем имении в Костромской губернии. Император Александр III пожаловал крупную сумму на похороны драматурга, а также назначил пенсию его вдове и выделил средства на образование его детей.

Значение Островского для российской литературы и его роль в развитии русского театра неоспоримы и огромны. Для российского театра он был фигурой такого же масштаба, как и Мольер для французского театра, а Шекспир – для английского. На его счету 47 написанных им лично пьес, еще несколько были написаны в соавторстве.

В пьесах Островского показывается жизнь и быт обычных людей, его произведения очень реалистичны, но одновременно ставят перед зрителем глубокие и вечные проблемы.

Островского можно назвать основателем российского театра, он создал новую театральную школу и новую концепцию актерской игры.

По писателю: Островский, Александр Николаевич


goldlit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *