Философия гегеля – Философия Гегеля. Насколько она доступна для понимания? | Культура

5. Философия Гегеля. Философия

5. Философия Гегеля

Система гегелевской философии. Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817). Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания – от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность.

Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» – первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит.

Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей всеобщности и полноте. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправной пункт ее – чистая абстрактная мысль о существующем вообще, о «бытии». Это бессодержательное вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс становления абсолютной идеи. «Определенное бытие» на следующей ступени выступает как «нечто определенно сущее», или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества. А качественное количество или количественное качество выступает как мера. В учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества в качество и обратно, скачкообразность процессов развития, развития как «прерыва постепенности».[89]

От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к более глубоким, внутренним закономерностям – к сущности. Основным содержанием этой части является рассмотрение Гегелем закона о взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Гегель утверждает, что противоречие – это соотношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но которые развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений между ними. Противоречие нуждается в разрешении, или «снятии». Гегель усматривал противоречие в соотношении основания и следствия, формы и содержания, явления и сущности, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Развивая учение о противоречии, Гегель сделал вывод о внутренне необходимом, самопроизвольном движении, о «самодвижении» как источнике всякого изменения и развития.[90]

По Гегелю, познание отношения тождества и различия обнаруживает лежащее в их основе противоречие. Наличие противоречий свидетельствует о развитии явления. В учении о сущности Гегель также дает определение действительности как «единства сущности и существования». Сама же сущность – это «основание существования». С первых же параграфов учения о сущности Гегель отвергает представление о ее непознаваемости.

Та необходимость, с которой совершается развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу, а «свобода – это осознанная необходимость». Таким образом, «Логика» переходит к понятию. При этом Гегель критикует формальную логику и метафизику как философский метод и разрабатывает диалектику общего, особенного и единичного. Одновременно он рассматривает понятие истины как процесса совпадения мысли с объектом. Это достигается в идее. Только идея является безусловным единством понятия и предмета.

От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является у него идея. Именно она порождает свое «инобытие» – природу. Ступени развития природы: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе своей диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы и закономерности всех явлений в мире.[91]

Третья ступень развития абсолютной идеи – дух, который тоже в своем развитии проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух – это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и «дух как таковой». Объективный дух образует сферу права. Он является свободным волеизъявлением, а система права есть царство реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском обществе и государстве[92]. Абсолютный дух – это вечно действительная истина. Он проходит три ступени развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, – это непосредственная форма знания абсолютной идеи. Религия своим источником откровения имеет Бога. Философия есть высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии идея познает саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия – это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» развития абсолютной идеи.[93]

Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской философской системе. Его система – это объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Система построена на основе «триады» – тезиса – антитезиса и синтеза. Эта «триада» делает гегелевскую философскую систему строгой, четкой, с одной стороны, а с другой – позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность знаний.

Его философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.

Гегелевская диалектика. Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.

Правда, Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» – абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество – в качество, причина – в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий – формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т. п.

Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновения и переходы таких «парных категорий». Для него категории и по форме и по содержанию не нуждаются в чувственно воспринимаемом материале: они как чистые мысли и ступени развития абсолютной идеи сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Раскрывая диалектику категорий как чистых мыслей, будучи убежденным в тождестве бытия и мышления, Гегель считал, что излагаемая им диалектика категорий проявляется во всех явлениях мира: она всеобща, существует не только для философского сознания, ибо «то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики».[94]

Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему категорий диалектики. Определения категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера – это качественное количество или количественное качество», «действительность – единство сущности и существования», «случайность – то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.[95]

Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закона взаимопроникновения противоположностей и закона отрицания отрицания. Через диалектику категорий он рассматривает механизм действия основных законов диалектики. Вещь есть то, что она есть благодаря своему качеству. Теряя качество, вещь перестает быть сама собой, данной определенностью. Количество – это внешняя для бытия определенность, характеризует бытие со стороны числа. Дом, говорил Гегель, остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше, так же как и красное остается красным, будет ли оно светлее или темнее[96]. Подчеркивая всеобщий характер закона количественно-качественных и качественно-количественных изменений, Гегель показал его своеобразные проявления в каждом отдельном случае.

Другой закон – взаимопроникновение противоположностей – позволил Гегелю обосновать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видит основной источник развития. Гегель гениально угадал в противоречиях мышления, в диалектике понятий противоречия вещей и их диалектику.

Наконец, закон отрицания отрицания. В нем Гегель видел не только поступательное развитие абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса вначале полагается, а затем как антитезис противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. Гегель рассматривает природу диалектического отрицания, суть которого состоит не в сплошном, тотальном отрицании, а в удержании положительного из отрицаемого.

Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина – это процесс, а не раз и навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, Гегель разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.

Интересен и такой момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий – это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т. п. Перед нами настоящее пиршество диалектики! Обращение к изучению диалектики Гегеля обогащает, способствует развитию теоретического творческого мышления, содействует генерации самостоятельных идей.

Противоречие между методом и системой. Триумфальное шествие гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма.

Система Гегеля представляла своего рода законченную философскую систему. Уже этими своими чертами она детерминировала ограниченность диалектики. Провозглашенная Гегелем идея всеобщего и непрекращающегося развития в его системе полностью не реализовывалась, ибо, как отмечалось выше, развитие абсолютной идеи завершалось Прусским государством и гегелевской философией.

Философская система Гегеля содержит мысль о начале и конце развития абсолютной идеи, что противоречит диалектической идее развития как вечного и бесконечного. К тому же, когда Гегель вел речь о материи, он подходил к ее развитию не диалектически: не видел ее развития во времени, ибо полагал, что все, что происходит в природе, есть результат материализации идеи или ее отчуждения.

Гегелевский диалектический метод оказался обращенным в прошлое, так как был подчинен требованиям философской системы, которая отражала путь, уже пройденный человечеством: настоящее у Гегеля оказалось конечной ступенью развития абсолютной идеи.

Эти противоречия были сняты К. Марксом и Ф. Энгельсом, когда они осуществили преодоление гегелевского объективного идеализма и разработали новую форму диалектики – материалистическую диалектику. Однако в дальнейшем произошла такая догматизация марксизма, которая, как и в гегелевской философской системе, вела к утверждению мысли о «вершине» философского знания. Но теперь уже в форме философии марксизма, которой единственно был приписан статус науки, что якобы отличает философию марксизма от всей предшествующей философской мысли.

Социально-философские концепции. Социально-философские концепции Гегеля заслуживают самого пристального внимания. Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др.

В «Философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории, поставил вопрос о смысле истории. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества.

Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Великие люди играют роль в истории постольку, поскольку они являются воплощением духа своего времени. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Гегель различает гражданское общество и политическое государство.

Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация[97]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Одновременно основывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно, оно есть основание гражданского общества[98]. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием буржуазного строя, при этом философ говорит о закономерном диалектическом характере взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества. И хотя государство – это «шествие Бога в мире», он признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но становится неразумным.[99]

Гегель дает различные трактовки государства: государство как идея свободы; государство как единый организм; государство как конституционная монархия; государство как «политическое государство». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, которое соответствует «идее государства».

Гегель соглашается с идеями Локка и Монтескье о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера и назначения такого разделения властей. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он считает, что соотношение этих властей должно выражать взаимосвязь целого и его членов. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства[100]. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха.

К социально-философским и философско-историческим проблемам гегелевской философии следует сегодня отнестись со всей научной скрупулезностью, ибо они исследовались в советской философии пристрастно, не в определенной системе, а по частям.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

История философии Гегеля: дух и природа

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – представитель классической немецкой философии. Наибольшее влияние на его труды оказал Иммануил Кант.

С некоторыми суждениями своего предшественника Гегель был не согласен и старался опровергнуть их в своих работах.

Кант утверждал, что без опыта познание чистого разума не существует. Гегель возражал ему: человек способен познать окружающий мир. Явление и «вещь в себе» взаимосвязаны и их связь никогда не будет разорвана.

Два немецких философа расходились в суждениях и о природе противоречий. Кант относился к противоречиям негативно. Для него это – источник заблуждений. Гегель называл противоречия критерием истины, а их отсутствие – критерием заблуждений.

Гегель все равно поддерживал идеи предшественника о свободе личности, уважал законы и видел в государстве источник разумного управления обществом. Оба мыслителя критиковали насилие и рабство, произвол и гнет. Кроме Канта, гуманистическая направленность гегелевских суждений опиралась на учения Декарта, Шеллинга и Дидро.

Тема Духа, которую подробно изучал Гегель, развивалась еще со времен Платона. Сам философ признавал, что на его суждения повлияли Прокл, Экхарт, Лейбниц, Руссо.

Суть философии немецкого мудреца

Философия Гегеля в своей основе опиралась на идею постепенного развития бытия. От бытия в себе (идея, разум) через бытие вне себя (природу) к бытию в себе и для себя (Духу).

В процессе саморазвития чистый разум – не реальная, а идеальная и логическая субстанция. Превратить субстанцию в субъект, бессознательный разум в самостоятельный разум, дух или абсолютный Дух является целью мирового процесса. Субстанция выливается из первоначального состояния в качестве логической идеи в инобытие, природу, для достижения цели: осознание себя как единого и истинно действительного, понимание абсолютной истины какой она есть сама по себе и внутри себя.

Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.

Окружающий мир, согласно гегелевской философии, можно познать с помощью инструмента познания – чувственного и рассудочного опыта. Противоречия являются критериями истины, и заблуждением является их отсутствие. Эти два суждения противоречили идеям Канта, который оказал сильное влияние на формирование мировоззрения германского мыслителя.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

Законы диалектики:

  1. Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  2. Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  3. Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения – явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Влияние Гегеля на западных и русских философов

Немецкий мыслитель стал предтечей концепции Модерна и модернизма. В трудах Гегеля описан ряд проблем, чья актуальность и сейчас неоспорима: отчуждение, социальная разобщенность, поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые исследователи творчества Гегеля отмечают его заметный вклад в формирование социальных наук.

Попытки немецкого философа соединить рациональное и идеалистическое начало нашли многих приверженцев, особенно на рубеже XIX-XX вв. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.

В России гегелевская философия сыграла немаловажную роль в культуре страны. В 30-40 годы XIX века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Об этом спорили, читали многочисленные брошюры. Весь образованный свет был знаком со взглядами выдающегося немецкого мыслителя на темы философии, религии, эстетики, права и морали.

Особенностью русской философии является то, что участники двух противоположных течений русской общественно-философской мысли: западники и славянофилы, были хорошо осведомлены о философии Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы разрабатывали его идеи со своей позиции. Самые видные представители западничества выросли на работах Гегеля.

Заслуги Гегеля в философии велики и его влияние на развитие человеческой истории трудно приуменьшить. Мыслитель занимался как вопросам религии, так и диалектики. А еще заложил основы социальных наук, которых в его время не существовало.

mystroimmir.ru

Философия Георга Гегеля

«Все действительное разумно, все разумное действительно.»
Г. Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — один из основоположников немецкой классической философии и философии романтизма. Он считал, что все мироздание — это проявление мирового разума.

Весь мир — философия

Георг Гегель, один из величайших немецких философов

Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.

Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.

Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.

До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».

«Истина рождается ересью, а умирает предрассудком» (Г. Гегель)

Развитие абсолютной идеи

Развивая мысль о существовании Абсолютной идеи, Гегель пришел к выводу, что она находится во всем и в своем развитии проходит три этапа. Первый этап — это нахождение Абсолютной идеи самой в себе, в непроявленном состоянии, в идеальной сфере. Эту идеальную сферу философ назвал логикой. Он употребляет это слово не в общепринятом значении, логика у Гегеля — не наука, а первичная реальность.

С наступлением второго этапа Абсолютная идея выходит за пределы логики и воплощается в физическом мире, создавая его. Таким образом получается, что материальный мир — это не нечто самостоятельное, а всего лишь проявление Абсолютной идеи. Природу Гегель называл «застывшим духом». Что означает это определение? Чтобы лучше понять представление Гегеля о реальности, можно привести аналогию с художником. Когда перед ним находится чистый лист, он уже знает, что на нем должно быть изображено. То, что будет на листе бумаги, сначала находится в его сознании. Но он может при помощи карандашей и красок сделать содержимое своего сознания материальным. Так же действует Абсолютная идея. Она проявляет то, что в ней заложено, в материальной реальности, создавая весь этот мир.

На третьем этапе Абсолютная идея снова возвращается в область идеального — в человеческое сознание, где продолжает свое существование. Здесь она приобретает специфические формы, становится либо научным знанием, либо искусством. Таким образом, три стадии саморазвития Абсолютной идеи образуют триаду: тезис переходит в антитезис, а завершает все синтез.

«Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому, что лакей — только лакей» (Г. Гегель)

История мирового духа

«Половинчатая философия отделяет от Бога», — говорил Гегель, — истинная же философия приводит к Богу». Философия Абсолютной идеи была тесно связана с пониманием Божественного бытия. Гегель считал, что Бог находится не где-то за пределами мира и космоса, а внутри бытия, в каждой его частице. Абсолютная идея, которая рождает из себя весь мир и опять возвращается к себе, это и есть Бог. Бог — это мировой дух, который снова и снова раскрывается в разных формах и осознаёт себя через человеческий ум.

Философ называл себя «биографом мирового духа». Вся человеческая история — это история проявленного духа, изучением которой занимается философия. Но философия не может предвидеть, как дух проявит себя в будущем, она только фиксирует то, что уже случилось, будущее же от нее скрыто.

Гегель был не только ученым, но и преподавателем, причем, по рассказам очевидцев, его манера читать лекции была уникальной. Его уроки были своеобразной философской лабораторией, где прямо на глазах у слушателей происходило рождение истины. Он задавал студентам вопросы, которые в этот момент волновали его самого, и вместе с ними проходил путь от непонимания и сомнения к утверждению и уверенности. Воспринимать его лекции было сложно, но результаты были впечатляющими: все студенты Гегеля становились большими любителями философии.

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Г. Гегель)

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Философия Гегеля.

Гегель (1770-1831) – крупнейший объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия – абсолютной логической идеи и развития. Логическая идея – мысль, существующая объективно, сама по себе и порождающая природу и человека; они – результаты, ступени мышления, логической идеи.

По Гегелю, развитие – движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому содержанию. Развитие идеи – это процесс ее самопознания, движения к истине. Каждая последующая ступень познания выступает в качестве истины предыдущей и находит свою истину в последующей ступени.

Согласно Гегелю, идея проходит в своем развитии 3 осн.ступени: Логику, Природу, Дух. Эти ступени анализируются Гегелем в произведениях: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Развитие идеи в целом и на каждой более частной ступени определятся логикой отрицания отрицания, которая образует последовательность: тезис-антитезис-синтез. «Триада» отрицания отрицания формирует всю логику системы философии Гегеля. Так, Логика есть тезис, Природа — антитезис, Дух — синтез.

На ступени Логики идея, существуя до природы, пространства и времени, развивает из себя свое собственное богатство содержания. Развитие идеи Гегель начинает с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких-либо определений, каких-либо характеристик. Поскольку бытие «совершенно лишено определений», оно есть ничто. «Бытие и ничто суть одно и то же». Борьба бытия и заложенного в нем небытия (ничто) создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, в свою очередь переходящее в качество, количество и меру.

На ступени Природы идея переходит в свое инобытие. Природа включает 3 «царства»: механика, физика, органика, которые суть выражения развития идеи.

Исчерпав возможности развития в форме Природы, идея «возвращается в самое себя», переходя в Дух – идея, выраженная в человеч.обществе. Пройдя ряд последовательных этапов развития, на этой ступени идея приходит к осознанию самой себя в целом («абсолютный дух»).

Гегель утверждал, что развитие абсолютное идеи бесконечно. Однако фактически из его философии следовал вывод о конечном характере развития идеи, вершиной или конечным результатом которого выступают его философия (поскольку она объяснила логическую идею) и прусская сословная монархия.

Развитие Гегелем понимается как порождение единичных вещей общим (субстанцией), что совершенно неверно. В реальной жизни ничто единичное не рождается из общего как такового.

В системе Гегеля человеку отведено весьма важное место. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является закономерным этапом единого мирового процесса, логическим, разумным результатом развития идеи. Однако люди в системе развивающейся идеи оказываются лишь пассивным проявлением мирового духа.

Философия Гегеля содержит неразрешимое внутр.противоречие между идеалистической системой и диалектическим методом. Как только в основу развития Гегель кладет логическую идею, диалектика приобретает непоследовательный, ограниченный характер, т.к. развитие должно прекратиться, когда идея познает самое себя. В философии Гегеля диалектика достигла наивысшего уровня, который был возможен в рамках идеалистич.концепции мира. Исторический урок философии Гегеля заключается в том, что диалектика не может стать научной и последовательной, если она развивается на базе идеализма.

filosofedu.ru

Немецкий философ Георг Гегель: основные идеи

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – всемирно известный немецкий философ. Его принципиальным достижением стало развитие теории так называемого абсолютного идеализма. В ней ему удалось преодолеть такие дуализмы, как сознание и природа, субъект и объект. Георг Гегель, философия Духа которого объединила многие концепции, и сегодня остается выдающейся фигурой, вдохновляющей все новые поколения мыслителей. В данной статье мы рассмотрим кратко его биографию и основные идеи. Особое внимание будет уделено философии Абсолютного духа, онтологии, гносеологии и диалектике.

Биографические сведения

Георг Вильгельм Фридрих Гегель с детства был очень любознательным ребенком. Таких у нас называют «почемучками». Он родился в семье влиятельного чиновника. Его отец был строгим и любил во всем порядок. Ничего в окружающей природе и человеческих отношениях не оставляло его равнодушным. Еще в раннем детстве Георг Гегель зачитывался книгами о культуре древних греков. Как известно, именно они были первыми философами. Считается, что именно это увлечение подтолкнуло Гегеля к его будущей профессиональной деятельности. Он закончил латинскую гимназию в родном Штутгарте. Кроме чтения, в жизни философа вообще было мало других занятий. Большую часть своего времени Георг Гегель проводил в различных библиотеках. Он был отличным специалистом в области политической философии, следил за событиями Французской буржуазной революции, но сам участия в общественной жизни страны не принимал. Гегель Георг закончил теологический университет. После этого он занимался исключительно преподаванием и своими научными изысканиями. С началом карьеры ему во многом помог Шеллинг, с которым они дружили. Однако потом они поссорились на почве своих философских воззрений. Шеллинг даже заявлял, что Гегель присвоил его идеи. Однако история расставила все по своим местам.

Основы философской мысли

За свою жизнь Гегель написал множество работ. Самыми выдающимися из них являются «Наука логики», «Энциклопедия философский наук» и «Основы философии права». Гегель считал любой трансцендентализм непоследовательным, поскольку он разрывает такие дуальные категории, как «вещь» и «идея», «мир» и «сознание». Восприятие первично. Мир — это его производная. Любой трансцендентализм получается вследствие того, что есть чистые возможности опыта, который накладываются на мир для получения универсального опыта. Так появляется гегелевский «абсолютный идеализм». Дух как единственная действительность не является застывшей первоматерией. Всю философию Гегеля можно свести к субстанционному дискурсу. По мнению Гегеля, Дух цикличен, он преодолевает себя всякий раз в двойном отрицании. Его основной характеристикой является самопродвижение. Он устроен как субъективная мысль. Философская система построена на основе триады: тезиса, антитезиса и синтеза. С одной стороны, последняя делает ее строго и четкой. С другой – позволяет показать поступательное развитие мира.

Георг Вильгельм Гегель: философия абсолютной идеи

Тема Духа развивалась в рамках широкой традиции и ведет свое начало от Платона и Эммануила Канта. Георг Гегель признавал также влияние Прокла, Экхарта, Лейбница, Бёме, Руссо. Всех этих ученых отличает от материалистов то, что они рассматривали свободу и самоопределение как вещи, которые имеет важные онтологические последствия для души, ума и божественности. Многие последователи Гегеля называют его философию разновидностью абсолютного идеализма. Гегелевская концепция Духа определяется как попытка найти место божественной сущности в повседневной жизни. В доказательство своего аргумента эти последователи приводят цитаты выдающегося немецкого философа. Из них они делают вывод о том, что мир тождественен абсолютной идее (так называемому Духу). Однако на самом деле эти заявления далеки от истины. Георг Фридрих Гегель, философия которого на самом деле гораздо сложнее, подразумевает под Духом не закономерности, а факты и теории, которые существуют отдельно от сознания. Их существование не зависит от того, известны ли они человеку. В этом гегелевская абсолютная идея сходна со вторым законом Ньютона. Она является только схемой, облегчающей понимание мира.

Онтология Гегеля

В «Науке логики» немецкий философ выделяет следующие виды бытия:

  1. Чистое (вещи и пространство, которые соединены между собой).
  2. Наличное (все разделенное).
  3. Для-себя бытие (абстрактные вещи, которые противопоставляются всему остальному).

Гегелевская гносеология

Георг Гегель, философия которого часто рассматривается в университетских курсах сразу вслед за Кантом, хоть и испытал на себе влияние его идей, но многие из них не принял. В частности, он боролся с его агностицизмом. Для Канта антиномии не могут быть разрешены, и в этом выводе состоит конец теории. Дальше нет никакого развития. Однако Георг Гегель находит в проблемах и помехах двигатель рационального познания. Например, мы никак не можем подтвердить, что Вселенная бесконечна. Для Канта это неразрешенный парадокс. Он выходит за грань опыта, поэтому не может быть осмыслен и рационален. Гегель Георг считает, что такая ситуация является ключом к поиску новой категории. Например, бесконечного прогресса. Гносеология Гегеля строится на противоречии, а не на опыте. Последний не является критерием истины, как у Канта.

Диалектика

Немецкий философ Георг Гегель противопоставлял свое учение всем остальным. Он не пытался найти первопричины явлений или их разрешение в конечном результате. Простые категории у него превращаются в сложные. Истина содержится в противоречии между ними. В этом он близок к Платону. Последний называл диалектикой искусство ведения спора. Однако Георг Фридрих Гегель пошел еще дальше. В его философии нет двух спорщиков, а есть только два понятия. Попытка их совмещения приводит к распаду, из которого формируется новая категория. Все это противоречит третьему закону логики Аристотеля. Гегелю удается найти в противоречии вечный импульс для движения мысли по дороге, проложенной абсолютной идеей.

Элементы Духа:

  • Бытие (количество, качество).
  • Сущность (действительность, явление).
  • Понятие (идея, субъект, объект).
  • Механика (пространство, время, материя, движение).
  • Физика (вещество, формообразование).
  • Органика (зоология, ботаника, геология).
  • Субъективны (антропология, психология, феноменология), объективный (право, мораль) и абсолютный (философия, религия, искусство) дух.

Социальная философия

Многие критикуют Гегеля за ненаучность его выводов о природе. Однако он никогда на нее и не претендовал. Гегель выявлял взаимосвязи через противоречия и пытался упорядочить таким образом знания. Он не претендовал на открытие новых истин. Многие видят в Гегеле отца-основателя теории развития сознания. Хотя его работа «Наука логики» совсем не описывает существование некого абсолютного разума, который является первопричиной существования всего. Категории не порождают природу. Поэтому можно говорить, что Маркс и Энгельс перевернули диалектику Гегеля с ног на голову. Им было выгодно писать о том, что идея воплощена в истории. На самом деле Абсолютный дух по Гегелю – это только накопленные знания человечества о мире.

Марксизм и Франкфуртская школа

Имя Гегеля тесно связано для нас сегодняшних с другой философской системой. Все потому, что Маркс и Энгельс во многом опирались на Гегеля, хотя и толковали его представления так, как им было выгодно. Представители Франкфуртской школы были еще более радикальными мыслителями. В основу своей концепции они ставят неизбежность техногенных катастроф. По их мнению, массовая культура требует усложнения информационных технологий, что обязательно приведет к проблемам в будущем. Можно с уверенностью сказать, что диалектический материализм марксистов и Франкфуртской школы все больше уходят в прошлое. А идеи Гегеля сейчас переживают новое рождение.

Георг Гегель: идеи и их развитие

Учение немецкого философа включает три части:

  1. Философию Духа.
  2. Логику.
  3. Философию природы.

Гегель утверждал, что религия и философия тождественны. Различается только форма подачи информации. Свою систему Гегель рассматривал как венец развития философии. Заслуга Гегеля состоит установлении в философии и в общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Он доказывает, что нет ничего отдельного, не связанного со всем. Это и есть процесс. Что касается истории и развития, то они у Гегеля объяснены еще более ярко. Невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило. И важную роль в его раскрытие играет противоречие, которое позволяет развитию происходить не по замкнутому кругу, а поступательно – от низших форм к высшим. Большой вклад сделал Гегель в развитие метода науки, то есть совокупности искусственных приемов, изобретенных человеком, и независящих от предмета исследования. Философ показал в своей системе, что познание – это исторический процесс. Поэтому истина для него не может быть готовым результатом. Она постоянно развивается и раскрывается в противоречии.

fb.ru

Диалектическая философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) — выдающийся немецкий философ — родился в городе Штутгарте в семье чиновника. Формирование мировоззрения происходило под влиянием событий и идей Великой французской революции.

Начинал Гегель как продолжатель философии Канта и Фихте, но скоро под влиянием Шеллинга с позиции субъективного идеализма перешел на сторону объективного идеализма. Философия Гегеля отличалась тем, что он не пытался с ее помощью понять суть всего сущего. Напротив, все сущее представлялось в виде чистого мышления и становилось философией. Философия Гегеля отличается еще тем, что свое мировоззрение он не подчиняет независимому объекту (природе или Богу). Философия Гегеля утверждает, что Бог — это разум, достигший своего абсолютного совершенства, а природа — это оболочка диалектической действительности. В познании самого себя он видел суть философии. Человек должен анализировать и осознавать свои поступки.

Философия Гегеля заключалась в исследованиях диалектического метода познания.

  • Как метод познания он противопоставил диалектику метафизике.
  • Гегель объяснил категории и законы диалектики со стороны объективного идеализма.
  • Он выявил три принципа диалектики: а) отрицания-отрицания: б) единства и борьбы противоположностей, при котором противоречия выступают как источник развития; в) переход количества в качество.
  • Он выделил основные критерии диалектики. Это качество, мера, количество, отрицание, скачок, сжатие и другие.

Диалектическая философия Гегеля состоит:

  • В исследовании диалектики и диалектического метода познания.
  • Гегель отрицал объективный идеализм.

Метод Гегеля — это процесс живой, находящийся в постоянном развитии, рационально понимающий общество, мир и мышление. Этот метод до сих пор является пиком рационального понимания мира. Рациональный способ постижения мира является особым творческим актом мыслительной деятельности человека, который основывается не на формальной логике, а на содержательной (диалектической). Следует отметить, что понятие логики Гегеля и общепринятое понятие различны.

Вплоть до конца девятнадцатого века, как утверждает философия, Гегель со своими взглядами определял движение и характер метафизической мысли. Особое место в культуре того времени занимали как художественное, так и научное творчество Гегеля. Отличительной чертой стала идея восприятия мира посредством объединение всего живого на всех уровнях бытия, где ничто не находится в покое, а напротив, постоянно в движении.

Гегель — великий мыслитель, некоторые его идеи не потеряли своей актуальности и в наши дни. Он оказал огромное воздействие на всех мыслителей Европы, и еще долго будет служить примером для мыслящих людей во всем мире. Вы можете иметь совершенно разное мнение по поводу его ученияй, но при этом в них всегда есть та неопределенная истина, которая помогает нам понять смысл бытия. Многие современные мыслители ссылаются на работы Гегеля и пользуются его словами и мнениями. Благодаря диалектической философии многое в нашем мире становится понятным и правильным.

fb.ru

Философия Гегеля. Насколько она доступна для понимания? | Культура

Гегель создал необычайно сложную философскую систему. Свое наследие он изложил в ряде почти не поддающихся для понимания трудов. Работы Гегеля изучало не одно поколение его почитателей. Одни закончили свой путь марксистами, другие — экзистенциалистами. А третьи его так и не закончили и остались гегельянцами. Очень сомневаюсь, что взгляды Гегеля нашли бы отклик у нынешнего поколения, но в то время, когда жил и творил сам философ, его учение имело необычайный успех.

Георг Вильгельм Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте. В этом году другой великий философ — Иммануил Кант, защитил в Кенигсбергском университете свою диссертацию. В этом же году родились будущие поэты Гельдерлин и Вордсворт. Европа стояла на пороге перемен — Великая французская революция была уже не за горами. В искусстве появилось новое движение романтизма.

Отец Гегеля был чиновником местного казначейства. А мать умерла от лихорадки, когда Георгу было всего 11 лет. Сохранились сведения о том, что и у самого Георга здоровье было довольно слабое. В детстве он перенес несколько тяжелых заболеваний и едва не умер от оспы. В студенческие годы его сразила малярия и он несколько месяцев был прикован к постели. Оставшись без матери, Георг сильно сдружился со своей младшей сестрой Христиной. Впоследствии Гегель выскажет абстрактный тезис о том, что любовь сестры к брату — есть высшая форма любви.

В возрасте 18 лет Гегель поступает в Тюбингенгский университет на факультет богословия. Его страстно увлекает философия Канта и древнегреческая культура. Он восхищается французской революцией. Его окружение — молодой поэт Гельдерлин и начинающий философ-романтик Шеллинг. Среди этих талантливых молодых людей Гегель выделяется своим маниакальным стремлением к самообразованию и энциклопедическим умом. Казалось, что всё происходящее интересует Гегеля с точки зрения упорядочивания. Ему во всем хотелось видеть систему. Университетские товарищи называли Гегеля «стариком» по причине его излишней педантичности и занудства.

К моменту окончания университета, Гегель уже знал, что пастором он не будет. Его интересы были много шире одного лишь богословия, и он очень надеялся получить место в одном из университетов. Однако, как ни странно, в его выпускном свидетельстве значилось, что его познания в философии весьма посредственны, а потому ему пришлось три года давать частные уроки в Берне, столице Швейцарии. В это время Гегель чувствовал себя крайне одиноко и его мучили приступы депрессии. Утешение он находил в общении с природой. Благо, швейцарские Альпы не оставляли его равнодушным.

В 1799 году умирает отец Гегеля. Георгу достается небольшое наследство, которое ему пришлось весьма кстати. Позже он напишет своему другу Шеллингу письмо с просьбой порекомендовать ему какой-нибудь город с хорошей кухней и вкусным пивом, где он мог бы остановиться и найти себе место. Гельдерлин, на тот момент уже профессор Йенского университета, сразу же приглашает Гегеля к себе.

Гегель переезжает в Йену в 1801 году и наконец-то получает долгожданное место приват-доцента в университете. В то время жалованье преподавателя напрямую зависело от количества студентов, посещающих его лекции. К счастью Гегеля, у него на первых порах были свои сбережения — к нему на лекции записалось всего четыре человека. К концу семестра численность студентов увеличилась до одиннадцати человек. Гегель оставался верен своему принципу — чем запутаннее и сложнее, тем лучше. Ему и в голову не приходило сделать свои лекции понятными и интересными для слушателей.

По рассказам его верных учеников, у их учителя совершенно не было харизмы. Он выражался сложными придаточными предложениями. Казалось, что свои идеи он формулировал непосредственно перед аудиторией. Его мысль медленно двигалась вперед, потом останавливалась и повторялась снова — вновь и вновь. Он мог так долго искать подходящее слово, что слушающим уже начинало казаться, что оно вообще никогда не найдется. И как раз в этот момент нужное слово появлялось. Его мысль топталась на одном месте долго и упорно, но стоило только слушающему упустить её хоть на пару мгновений, суть суждений уже невозможно было восстановить.

В это время выходит его первое произведение — «Феноменология духа». В этом 800-страничном труде Гегель попытался изложить свою философскую систему. По мнению современных ученых, данное произведение Гегеля является наиболее сложным и законченным. По многословности и пространности суждений он превзошел своего идейного вдохновителя — Канта. Нелегко придумать предложение из восьми строк, во всем содержании которого нет никакого смысла. Но у Гегеля это получалось довольно легко. Он называл это «попыткой научить философию говорить по-немецки».

А вот другой, не менее известный философ того времени — Артур Шопенгауэр, имел на этот счет своё мнение: «Величайшая наглость в преподнесении чистой бессмыслицы, в наборе бессмысленных, диких сочетаний слов, которые до сих пор можно было услышать только в доме для умалишенных, нашла, наконец, свое выражение у Гегеля». Так писал Шопенгауэр, который своим острым умом не смог постичь величие мысли своего коллеги по университету.

В «Феноменологии духа» Гегель описал свой знаменитый диалектический метод. В основу метода положены такие философские категории, как «тезис», «антитезис» и «синтез». Свой диалектический подход Гегель именовал диалектической логикой и считал, что ею можно объяснить все явления. Однако многие положения его системы иначе как произвольными назвать нельзя. В ней нет той строгой логики, как у Спинозы. А применительно к истории, его система становится питательной почвой для различного рода радикальных идей. Создавая своё произведение, Гегель и предположить не мог, что в его философии ответы на свои вопросы будут искать не только марксисты, но и нацисты.

В 1812 году выходит первая часть его «Науки логики» — произведения, которое открыло ему дверь во все ведущие университеты Германии. Он выбирает сначала Гельдерберг, а затем становится профессором в Берлинском университете. Прожив в Прусской столице 13 лет, Гегель становится в ней чем-то вроде местной достопримечательности. Его лекции теперь неизменно собирают полные залы. А его учение плотно проникает в умы студентов не только Берлинского и других университетов в форме гегельянства. При всем при этом Гегель продолжает быть верным самому себе и не пытается стать хорошим оратором.

В 1831 г. в Германии началась эпидемия холеры. Берлин не остался в стороне. В ноябре этого же года Гегель два дня читает удивительные лекции. Все отмечают его красноречие и ясность мысли. Возможно, это было связано с начинающейся у него болезнью. 14 ноября 1831 г. Гегеля не стало — он умер во сне.

Его сверхсложная философия продолжает занимать умы отдельных людей до сих пор. Наверное, неслучайно, что среди тех, кому удалось разгадать необычайно трудный код Enigma, было сразу несколько специалистов по творчеству Гегеля.

shkolazhizni.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *