Этрусская мифология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2015; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2015; проверки требуют 18 правок.Этрусская мифология — совокупность мифов народа, обитавшего в древней Италии в I тыс. до н. э. Мифология этрусков связана с мифами древних греков и римлян, но обладает множеством своеобразных черт.
Этруски были расселены преимущественно в районе к югу от долины реки По вплоть до Рима, ближе к западному побережью Апеннинского полуострова. Их история прослеживается примерно с 1000 г. до н. э. вплоть до I в. н. э., когда этруски были окончательно ассимилированы римлянами. Когда и откуда этруски попали в Италию, неясно, и их язык большинством учёных признаётся неиндоевропейским. Этруски испытали огромное влияние древнегреческой культуры, что сказалось и на религии. Так, множество сюжетов на этрусских зеркалах имеют несомненно греческое происхождение; это доказывают имена многих персонажей, записанные этрусским алфавитом на этрусском языке, но имеющие несомненно греческое происхождение. Многие верования этрусков стали частью культуры Древнего Рима; считалось, что этруски являются хранителями знаний о многих ритуалах, которые были недостаточно известны римлянам.
ru.wikipedia.org
Куда такие этруски, и причем здесь русские
Трудности перевода
Изучение этрусской письменности ведется с XVI столетия. Какие только языки не брали за основу, чтобы расшифровать этрусские надписи: древнееврейский, греческий, латинский, санскрит, кельтский, финский, даже языки индейцев Америки. Но все попытки так и не увенчались успехом. «Этрусское не читается», – заявили лингвисты-скептики.
Впрочем, определенных результатов ученые все-таки добились.
Они установили, что этрусский алфавит ведет свое начало от греческого и состоит из 26 букв.
Причем заимствованный у греков алфавит мало соответствовал особенностям фонетики этрусского языка — некоторые звуки в зависимости от контекста приходилось обозначать разными буквами. Более того, поздние этрусские тексты грешили пропуском гласных звуков, что создавало практически неразрешимую задачу по их дешифровке.
И все же некоторым лингвистам, с их слов, удалось прочитать часть этрусских надписей. Сразу трое ученых XIX столетия – поляк Тадеуш Воланский, итальянец Себастьяно Чьямпи и русский Александр Чертков – заявили, что ключ к расшифровке этрусских текстов заключается в славянских языках.
По стопам Воланского пошел российский лингвист Валерий Чудинов, который предлагает считать этрусский язык преемником «славянского рунического письма». Официальная наука скептически относится и к попыткам Чудинова «удревнить» славянскую письменность, и к его способности читать надписи там, где неискушенный человек видит «игру природы».
Современный исследователь Владимир Щербаков пытается упростить проблему перевода этрусских надписей, объясняя, что этруски писали, как слышали. При таком методе дешифровки многие этрусские слова у Щербакова звучат совершенно «по-русски»: «ита» – «эта», «ама» – «яма», «тес» – «лес».
Лингвист Петр Золин по этому поводу замечает, что любая попытка читать тексты такой давности с помощью современных слов абсурдна.
Академик РАН Андрей Зализник добавляет: «Лингвист-любитель охотно погружается в обсуждение письменных памятников прошлого, совершенно забывая (или просто ничего не зная) о том, что в прошлом знакомый ему язык выглядел совсем не таким, как теперь».
Сегодня большинство историков убеждено в том, что этрусские надписи не будут расшифрованы никогда.
russian7.ru
История Италии | |
---|---|
Древний мир | |
Доисторическая Италия | |
Этруски (XII—VI вв. до н.э.) | |
Великая Греция (VIII—VII вв. до н.э.) | |
Древний Рим (VIII в. до н.э. — V в. н.э.) | |
Италия под властью остготов (V—VI вв.) | |
Средние века | |
Средневековая Италия | |
Италия под властью Византии (VI—VIII вв.) | |
Лангобардское королевство (VI—VIII вв.) | |
Средневековое королевство Италия | |
Ислам и нормандцы в южной Италии | |
Морские республики и Итальянские города-государства | |
Новое время | |
Итальянский Ренессанс (XIV—XVI вв.) | |
Итальянские войны (1494—1559) | |
Италия в Новое время (1559—1814) | |
Рисорджименто (1815—1861) | |
Современная история | |
Королевство Италия (1861—1945) | |
Италия в Первой мировой войне (1914—1918) | |
Фашизм и колониальная империя (1918—1945) | |
Италия во Второй мировой войне (1940—1945) | |
Новейшая история Италии (1945—настоящее время) | |
Свинцовые годы (1970-е — 1980-е) | |
Отдельные темы | |
Исторические государства Италии | |
ru-wiki.ru
Этруски — загадочная цивилизация
Этруски, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала история.
У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая литература этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.
Древние этруски
Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.
Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки металла.
Основой их богатства служила морская торговля слитками железа, бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной Франции.
Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.
Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.
Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. Марсель) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.
Источником богатства этрусков была разработка минеральных запасов; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.
Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.
У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.
В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.
Основание Римской республики
Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).
С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.
Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.
Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.
Этрусские города мертвых
Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.
Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.
Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.
Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.
Искусство этрусковЗначительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.
Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.
Основные даты
Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.
Лет до нашей эры | Событие |
900 | В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо. |
800 | Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии. |
700 | Этруски начинают использовать алфавит. |
616 | Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск. |
600 | Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу. |
Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города. | |
539 | Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается. |
525 | Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии). |
525 | Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии). |
510 | Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима. |
504 | Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии). |
423 | Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании. |
405-396 | Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи. |
400 | Галлы (кельтское племя) пересекают Альпы, вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет. |
296-295 | После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом. |
285-280 | Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах. |
Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.
Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
interesnyefakty.org
Ящик пандоры – ЭТРУСКИ
ЭТРУСКИ ЗАГОВОРИЛИ И, ЧТО ХАРАКТЕРНО, ПО-РУССКИ
С тех пор, как римское завоевание погрузило в небытие загадочных этрусков, их язык стал для лингвистов неприступной крепостью. Однако в последние десятилетия «народ, который отказывается говорить», нехотя начал приоткрывать свои тайны…
ВИТАЛИЙ СМИРНОВ
КОЛЫБЕЛЬ ИМПЕРСКОГО РИМА
«…Я увидел молодого воина в полном вооружении — в шлеме, с копьём, щитом и поножах. Не скелет, а самого воина! Казалось, смерть не коснулась его. Он лежал вытянувшись, и можно было подумать, что его только что положили в могилу. Это видение продолжалось какую-то долю секунды. Потом оно исчезло, словно развеянное ярким светом факелов. Шлем скатилсярики древности отмечали скромность, простоту и мужественность этрусских мужчин, но обвиняли их в жестокости и коварстве во время войн. А вот поведение этрусских женщин казалось иностранцам, мягко говоря, странным. В отличие от подчинённого положения гречанок и римлянок, они пользовались большой свободой и даже занимались общественными делами. Сам Аристотель опустился до сплетен, обвиняя этрусских женщин в распутном поведении, которое, по утверждению философа, было нормой в тиррен направо; круглый щит вдавился в латы, покрывавшие грудь; поножи, лишившись опоры, оказались на земле. От соприкосновения с воздухом тело, столетиями лежавшее непотревоженным, неожиданно превратилось в прах, и только пылинки, казавшиеся в свете факелов золотистыми, ещё плясали в воздухе».
Так римский антиквар Аугусто Яндоло рассказывает о вскрытии древней этрусской гробницы, на котором он присутствовал ещё в детстве. Описанная им сцена может служить символом этрусской цивилизации — величие, почти мгновенно обращающееся в прах…
Народ, который римляне именовали этрусками или тусками, а греки — тирренами или терсенами, сами себя называл расна или рассенами. Считается, что он появился в Италии в XI веке до н. э.
Далее следует перерыв в несколько веков, когда об этрусках ничего не было слышно. И вдруг к VIII веку до н. э. выясняется: этруски — это народ с развитым земледелием и ремёслами, их города ведут обширную заморскую торговлю, вывозя зерно, металл, вино, керамику, выделанные кожи. Этрусская знать — лукумоны — строит укреплённые города, ищет славы и богатства в непрерывных походах, набегах и сражениях.
Два народа борются в это время за господство на море — греки и карфагеняне. Этруски берут сторону карфагенян, их пираты господствуют на Средиземноморье — и греки боятся выходить даже в Тирренское море.
В VII–VI веках до н. э. в Этрурии возникают города: Вейи, Цере, Тарквиний, Клузий, Арреций, Популония. Этрусское влияние распространяется от Альп до Кампаньи. На севере они основывают Мантую и Фельзины (нынешняя Болонья), в Кампанье — двенадцать других городов. Этрусский город Адрия на северо-востоке Апеннинского полуострова дал название Адриатическому морю. К VI веку до н. э. этруски контролируют территорию в 70 тысяч квадратных километров, их численность — два миллиона человек. Они доминируют в античном мире.
Многое из того, что мы считаем исконно римским, родилось не на холмах Лация, а на равнинах Этрурии. Сам Рим создавался по этрусскому обряду. Древний храм на Капитолии и ряд других святилищ в Риме были построены этрусскими мастерами. Древнеримские цари из рода Тарквиниев были этрусского происхождения; многие латинские имена этрусского происхождения, а некоторые историки считают: именно через этрусков римляне заимствовали греческий алфавит.
Древнейшие государственные установления, законы, должности, цирковые игры, театральные зрелища, бои гладиаторов, искусство гадания и даже многие боги — всё это пришло к римлянам от этрусков. Символы власти — фасции (связки прутьев с вложенными в них топорами), которые несли впереди царя, сенаторская тога, отороченная пурпурной каймой, обычай триумфа после победы над врагом — и это наследство этрусков. Сами римляне признавали: триумфальные и консульские украшения были перенесены в Рим из Тарквиний. Даже само слово «Рим» этрусского происхождения, как и другие слова, считающиеся чисто латинскими — таверна, цистерна, церемония, персона, литера.
Как же случилось, что более развитая Этрурия была побеждена почти что варварскими италийскими племенами?
Причина в том, что этруски, подобно грекам домакедонской эпохи, не смогли создать единого государства. Возникла только федерация самоуправляющихся городов. Собиравшиеся в святилище богини Вольткумны главы городов поочерёдно выбирали из своей среды главного, которого только условно можно было считать царём, и жреца-первосвященника. Для этруска понятие родина ограничивалось городскими стенами, далее них его патриотизм не распространялся.
Сила и влияние этрусков достигли своего зенита в 535 году до н. э. Тогда в битве при Алалии на Корсике объединённый карфагенско-этрусский флот нанёс сокрушительное поражение грекам, и Корсика перешла во владение этрусков. Но буквально через несколько лет этруски начали терпеть поражения от греков и ранее покорённых италийских племён. Приблизительно в это время освобождается от этрусского господства и Рим. В V веке до н. э. территория Этрурии сильно сокращается, связь между городами, и без того непрочная, рушится. Города не приходят на помощь друг другу. Опытные земледельцы и строители, искусные металлурги, хитроумные изобретатели якоря и морского тарана, бесстрашные и свирепые воины оказались бессильны перед молодым Римом и его сплочёнными союзниками. Подчинив себе всю Этрурию, римляне продолжали оставаться под обаянием этрусской культуры, которая медленно увядала по мере расцвета римской цивилизации. К середине I века до н. э. этруски в культуре Рима потеряли всякое значение. Вскоре этрусский язык помнили только отдельные любители, одним из которых был император Клавдий I (10 год до н. э.–54 год н. э.). Он написал этрусскую историю на греческом языке в двадцати томах и распорядился, чтобы каждый год по установленным дням чтецы публично читали её с начала до конца в специально построенном для этого здании. Увы, труд Клавдия до нас не дошёл. Впрочем, некоторые исследователи считают: вряд ли император знал об этрусках больше, чем предшествовавшие ему учёные мужи.
Что же было известно о происхождении этрусков античным учёным?
Геродот утверждал: они прибыли в Италию морем из Малой Азии под предводительством царя Тиррена. С ним был согласен знаменитый географ Страбон. Другой историк древности, Дионисий Галикарнасский, считал этрусков коренными жителями Апеннин, автохтонами. Ни в древности, ни в настоящее время, писал он, ни у одного народа не было и нет языка и обычаев, похожих на этрусские. Третий историк, Тит Ливий усматривал сходство этрусков с альпийским племенем ретов и поэтому считал: этруски некогда спустились с Альп.
Несмотря на прошедшие тысячелетия, официальная наука не может предложить ничего нового, кроме трёх этих версий или их сочетаний. И всё-таки, даже не овладев языком этрусков, современные археологи и историки знают об этрусках не так уж мало. Известны их образ жизни, быт, религия, отчасти законы и государственные установления.
Историки древности отмечали скромность, простоту и мужественность этрусских мужчин, но обвиняли их в жестокости и коварстве во время войн. А вот поведение этрусских женщин казалось иностранцам, мягко говоря, странным. В отличие от подчинённого положения гречанок и римлянок, они пользовались большой свободой и даже занимались общественными делами. Сам Аристотель опустился до сплетен, обвиняя этрусских женщин в распутном поведении, которое, по утверждению философа, было нормой в тирренском обществе.
При этом этруски были народом более религиозным, чем греки и римляне. Но в отличие от рациональной, государственной религии римлян и мажорной религии греков, почти не отделимой от мифов, вера этрусков была мрачна, сурова и пропитана идеей жертвенности. Наибольшим влиянием пользовались: Тиния — верховный бог неба, Уни и Менрва. У римлян они превратились в Юпитера, Юнону и Минерву. Но самих богов было великое множество. Небо было разделено на шестнадцать областей, в каждой из них обитало своё божество. А были ещё боги моря и преисподней, боги природных стихий, рек и ручьёв, боги растений, ворот и дверей; и обожествлённые предки; и просто различные демоны. Боги этрусков требовали умилостивления, жестоко карая людей за промахи и недостаток внимания к их персонам.
Стремясь постичь волю богов и предугадать будущее, этруски разработали сложнейшую систему наблюдений за явлениями природы, гадания по полёту птиц, внутренностям животных, ударам молний. Позже римляне переняли у этрусских прорицателей гаруспиков искусство гадания по внутренностям животных.
Жертвы богам этруски приносили постоянно, и наибольшей была человеческая жизнь. Как правило, это были преступники или пленники. Судя по всему, именно так появился обычай заставлять пленных вести смертельный бой во время похорон знатного человека. Рационалисты римляне превратили этот религиозный, пусть и кровавый ритуал, в зрелище для черни. Однако в критические для родины моменты этруски, не раздумывая, приносили в жертву богам и собственные жизни.
Именно религия и язык больше всего отличали этрусков от соседних племён; они были абсолютно чужеродным элементом среди окружавших их народов.
Значительно меньше известно об этрусской науке, за исключением медицины, вызывавшей восхищение римлян. Не случайно древнеримский историк писал про «Этрурию, прославленную открытием лекарств». Этрусские врачи прекрасно знали анатомию человека. Больших успехов добились они как дантисты: в некоторых погребениях находят даже зубные протезы.
О светской литературе, научных и исторических трудах этрусков сохранились лишь смутные намёки, идущие из древности, и вероятность обнаружить подобные тексты равна нулю. Этруски не высекали их на камне или металле, а папирусный свиток физически не может сохраниться в течение тысячелетий. Большинство же этрусских текстов, которыми располагают учёные, это погребальные и посвятительные надписи. Именно поэтому многие исследователи считают: даже если язык этрусков будет расшифрован, это несильно увеличит знания современных учёных о древней цивилизации. Впрочем, работа над расшифровкой языка этрусков продолжается…
ГЕРМАН МАЛИНИЧЕВ
ЭТРУССКОЕ — ЭТО ДРЕВНЕРУССКОЕ!
Почти пятьсот лет прошло с той поры, когда была предпринята первая попытка, если не дешифровать этрусский язык, то хотя бы установить его происхождение. За это время специалистам удалось расшифровать египетские иероглифы, шумерскую клинопись, найти ключ к письменам хеттов, лидийцев, карийцев, древних персов, а этрускология всё топчется на месте. Более того, лет тридцать назад итальянские учёные заявили: этот язык зашифрован неким мистическим образом и вообще недоступен для понимания современного человека.
При этом письменность этрусков известна прекрасно. Ведь они пользовались греческим алфавитом, разве чуть приспособив его для передачи отличных от греческих звуков собственного языка. Любой этрусский текст учёные прочитают без запинки, но понять прочитанное никто не может. Не могут исследователи и пожаловаться на отсутствие этрусских текстов. Свыше 10 тысяч этрусских надписей на саркофагах, урнах, могильных стелах, стенах гробниц, статуэтках, сосудах и зеркалах дошли до наших времён. Правда, 90 % этих надписей носят погребальный или посвятительный характер и очень коротки — содержат от одного до четырёх слов. Однако самая длинная этрусская запись, обнаруженная на пеленах мумии времён Птоломеев, содержит полторы тысячи слов. Но, несмотря на это, успехи западноевропейских лингвистов за прошедшее столетие оказались весьма скромными.
А как обстояло дело в России?
Наша этрускология берёт начало в XVIII веке, когда многие русские учёные посещали Италию с целью изучения античных древностей. В 1854 году вышел обобщающий труд Е. Классена «Новые материалы для древнейшей истории славян и вообще славяно-руссов». Классен стал первым в истории этрускологии исследователем, предложившим использовать для перевода этрусских надписей древнерусский язык, более чем на сто лет опередив лингвистов, вернувшихся к этой идее только к 1980 году. Именно тогда этрусков-расенов стали назвать протославянами, а чуть позже появилось несколько популярных статей, в которых доказывалась фактическая тождественность культур, религии и языка древних жителей Апеннин и славян. Официальная наука не признала этой гипотезы, объявив её тупиковой. При этом учёные-академисты ссылались на публикации в иностранной печати, где доказывалось, что этрусские письмена не расшифровываются с помощью венгерского, литовского, финикийского, финского и других языков. Странный довод: ведь в этом перечне не было именно древнеславянского языка, эти статьи не опровергали славянскую версию.
В 2001 году как приложение к журналу «Русское чудо» вышла брошюра кандидата филологических наук, лексиколога Валерия Осипова «Священный древнерусский текст из Пирги».
В 1964 году в сорока километрах северо-западнее Рима в развалинах древнего порта Пирги, входившего в состав этрусского государства Пере, были найдены три золотые пластины с письменами. Одна была на пуническом (финикийском) языке, две другие — на этрусском. Храм, в руинах которого находились пластины, был разрушен и разграблен воинами сиракузского тирана Гиерона. Датируются пластины VI–V веками до н. э.
Поначалу учёные очень обрадовались, решив, что в их руки попала билингва — одинаковый текст на двух языках, один из которых известен. Увы, этрусский и пунический тексты оказались разными. Тем не менее, учёные неоднократно пытались расшифровать этрусский текст на пластинах из Пирги, но каждый раз неудачно. Смысл перевода у всех исследователей получался разным.
Осипов же увидел ключ к расшифровке в языке, близком к знаменитой «Влесовой книге», то есть в древнеславянских письменах, недавно полностью расшифрованных. В принципе, Осипов подошёл к чтению текста так же, как и его предшественники, так же читал его справа налево, так же озвучивал большинство знаков. Но в его работе были и свои отличия.
Этруски часто составляли свои тексты из слившихся в одну строку фраз, слов, знаков, что всегда мешало лингвистам. Словоделение — основная проблема дешифровальщиков, которые сперва прочитывали текст, а потом пытались понять его смысл. Поскольку деление текста на слова у всех было разным, то и смысл также получался разным. «Древнеэтрусских языков» получалось столько же, сколько дешифровальщиков.
Осипов же переписал текст привычными буквами современного русского алфавита и в привычном направлении — слева направо. Переход от прочтения к пониманию смысла был произведён уже на этапе словоделения.
И что же?
Язык золотых пластин оказался «цокающим» говором, подобным языку «Влесовой книги».
Автор прочитал: «итат» — этот, «миаицац» — это месяц. «хер» — это мужчина, господин, «тлека» — только, «униала» — уняла, «мечду» — между, «бель» — белена, «цлуб» — клубок, «корб» — кувшин, посуда, «маэ» — имеет, «нацат» — начать, «зеле» очень, «варне» — варево, «лквала» — ликовала и так далее.
Текст на пластинках из Пирги оказался описанием древнего ритуала, который этруски перенесли в Италийские земли из Малой Азии. Возможно, это только фрагмент. Во всяком случае, Валерий Осипов считает, что в тексте явно нет начала. Древние жрецы рассказывают, как проводить летние игрища в день солнцестояния. Праздник был эротически разнузданным, и текст содержит советы, как преодолевать женскую холодность с помощью возбуждающих отваров из белены и омелы, снимающих стыд и дающих сексуальную силу. По мнению Валерия Осипова, текст из Пирги, возможно, доносит до нас практический опыт предков, рекомендовавших активизировать половую жизнь в определённый период года, дабы не выбиваться из природного ритма и не нарушать божественных предписаний. Жизнь этрусков вообще была подчинена множеству строгих религиозных правил и формальных ритуалов.
Более того, эротические игрища у всех народов древности преследовали и магическую цель — своей половой активностью человек стремился воздействовать на плодородие засеянных полей и на увеличение поголовья домашних животных. Здесь уместно напомнить славянский праздник Ивана Купала, названного так не от слова «купаться», как полагают многие, а от слова КУПА — куча. Тот же корень в словах КУПНО, СКОПОМ, ВКУПЕ, СОВОКУПЛЯТЬСЯ, по-французски COUPLE — чета, пара.
Текст из Пирги предельно откровенен и даже натуралистичен, поэтому в брошюре Осипов не даёт его перевода на современный русский язык, но предлагает вариант текста, записанного слева направо буквами современного русского алфавита, поделённого на слова.
Валерий Осипов отослал свой перевод текста из Пирги учёным в разные страны мира, но ему никто не ответил. Между тем, русский исследователь перевёл своим методом десятки этрусских надписей, а в одной эпитафии на этрусском саркофаге из Тосканы нашёл имя общеславянского бога Велеса — бога язычников-скотоводов. Сообщение об этом русский исследователь послал многим этрускологам, но и они ему не поверили.
С работой В. Д. Осипова перекликается труд французского востоковеда З. Майяни «Этруски начинают говорить». Книга Майяни довольно популярна в Западной Европе и в 2003 году была напечатана в России издательством «Вече». Французский учёный расшифровал некоторые этрусские тексты с помощью староалбанского (иллирийского) языка, проведя более трёхсот этимологических сопоставлений между этрусскими и иллирийскими словами. Для подтверждения своего метода Майяни, похоже, требовалась помощь благожелательных лингвистов, но языковеды его метод отвергли как субъективный, не дающий полной картины. Академисты подкрепили своё мнение авторитетом… древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского, который считал, что этрусский язык не похож ни на какой другой. А ведь иллирийский язык, как и древнерусский, принадлежит к индоевропейской языковой группе. Доказано: к этой же группе принадлежит и язык этрусков. Древние иллирийсие племена по пути из Малой Азии на Балканы вполне могли пересекаться с протоэтрусками.
Невзирая ни на что, официальная этрускология продолжает считать: «этруски отказываются говорить». Однако работы таких исследователей, как В. Осипов и З. Маньяни, свидетельствуют: древний народ уже заговорил, но многие учёные не хотят его слышать.
—————————————————————-
Дополнение:
Аттический чернофигурный килик. Изображение эротических сцен с Силенами и Менадами, которые способствовали продолжению рода этрусских семей. 540 г. до н.э
Нынешние негодование в бщественное — это признак стыда собственного естества, рабский менталитет. Отсутсвие культуры не в том, что кто-то слишком раздет, а в том, что родители не дают полового воспитания детям. Воспитание – это не истории про аиста и увиливание от вопросов взаимоотношений полов, а конкретные слова, что, как, куда, когда и зачем.
pandoraopen.ru
Этруски — это… Что такое Этруски?
Этруски Расна (Расенна) конфедерация | |
Расширение Этрусской цивилизации и 12 городов Этрусской Лиги. | |
История | |
— 1200 год до н. э. | Вилланова |
— 550 год до н. э. | Ассимиляция римлянами |
Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древние племена, населявшие в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
Римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.
Происхождение этрусков
В VII веке до н. э. народы, населявшие Этрурию, овладели письменностью. Поскольку они писали на этрусском языке, правомерно называть регион и народ упомянутыми выше именами. Однако точных свидетельств, доказывающих какую-либо одну из теорий о происхождении этрусков, не существует. Наиболее распространены две версии: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. В пользу второй теории служат труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков.
Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии более ранней культурой Вилланова. Подобная теория была изложена в I веке до н. э. Дионисием Галикарнасским, но приведенные им доводы вызывают сомнения. Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до ориентализирующего периода, когда возникают первые свидетельства проявления этрусков в Этрурии. В настоящее время культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а с италиками.
Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».
По мнению А. И. Немировского, промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с XV века до н. э. существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей нурагов.
История
Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции — ориентализирующего, или геометрического, классического, эллинистического, а также возвышения Римской Республики. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.
Протовиллановианский период
Погребальная урна в виде хижины. IX век до н. э.Самым важным из этрусских источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ей первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII—X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации — изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха на полях урн.
Периоды Вилланова I и Вилланова II
Своё название виллановианская культура получила по селению близ Болоньи, где были найдены первые артефакты. Этот период распадается на две фазы — Вилланова I и Вилланова II, датируемые приблизительно IX и VIII веками до н. э. Это была довольно развитая цивилизация. Виллановианцы были прекрасными воинами, пользовались колёсным транспортом, занимались сельским хозяйством. Они перерабатывали металлы, в особенности бронзу. Будучи хорошими мореплавателями, виллановианцы торговали с Сардинией. От них этруски переняли погребальные обряды, ремёсла и многое другое.
Этрурия
Резкий культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья (возможно, также из Сардинии, где существовала культура строителей нурагов) и соседством с греческими колониями. В начале VII века до н. э. начался так называемый ориентализирующий период. Точкой отсчёта взята дата возведения гробницы Боккорис в Тарквинии в 675 году до н. э. Там были найдены предметы в стиле Вилланова и импортные товары из Греции и Восточного Средиземноморья. В VII веке до н. э. торговля подняла Этрурию на новую ступень благосостояния. Виллановианские поселения начали объединяться в города, формировалось ядро полиса. Появились пышные захоронения.
Период расцвета
В середине VII века до н. э. в Этрурию прибыл знатный грек Демарат из Коринфа. С его сыном Лукумоном (на самом деле «Лукомон» являлось званием, которое переводилось как «царь», однако, несмотря на название, этрусские цари являлись по сути верховными жрецами, не имевшими политической власти, её имели князья, которые и были правителями двенадцати полисов) связано предание о первом этрусском царе, описанное Ливием. Лукумон был женат на этрусской знатной девушке Танаквиль. В Тарквинии он не мог занять видного положения, являясь нечистокровным этруском, и жена уговорила его отправиться в Рим. По дороге супругам было предзнаменование о будущем величии Лукумона. Оно сбылось: под именем Луция Тарквиния Приска (Луций — производное от Лукомон, Тарквиний — по названию родных мест, откуда он прибыл, Приск — переводится как «первый», имелось в виду первый в роде этрусских царей Рима) Лукумон стал первым этрусским царём Рима (616—578 до н. э.). В это время этруски сильно продвинулись на юг, к Кампании. Было основано двенадцать колоний, самой крупной была Капуя (современная Санта-Мария-ди-Капуя-Ветере).
В 578 году до н. э. Тарквиний был убит, и власть перешла к его внебрачному сыну Сервию Туллию. Он был убит в 535 году до н. э. собственными братьями, один из которых, Тарквиний Гордый (534—510/509 до н. э.) стал новым царём Рима. Легенды говорили о нём, как о беспощадном тиране. Он упрочил господство Рима, расширил территории. Однако, недовольные царём римляне изгнали его. С падением Тарквиния Гордого в Риме началась эпоха Республики.
Около 525 года до н. э. этруски спустились в область Болоньи, являвшейся крупным центром культуры Вилланова. Было основано двенадцать городов-государств, образовавших союз (Вейи, Кортона, Ареццо, Черветере, Тарквиния, Вульчи, Кьюзи, Орвьето, Перуджа, Популония, Ветулония и Розеллы). Этрурия достигла берегов реки По. В это время этрусская колониальная экспансия достигла апогея. Два порта — Спина и Адрия — обеспечивали выход в Адриатическое море. Этрурия процветала. В конце VI и начале V века до н. э. объём импорта из Аттики резко вырос. Постепенно произошло столкновение интересов этрусков и греков. Около 535 года до н. э. этруски, объединившись с Карфагеном, вступили в сражение с фокейцами. Те с небольшим перевесом победили, но Сардиния осталась в руках карфагенян, а этруски основали колонию на Корсике. В 524 г. до н. э. этруски встретились с греками уже на суше. Победить греков не удалось.
Ослабление господства
После 509 года до н. э., когда был свергнут Тарквиний Гордый, история пестрит пробелами. Этруски не смогли вернуть себе власть над Римом. Позже они потерпели поражение под Аричией, городом к югу от Рима, затем утратили власть над Южной Лацией, потеряли дороги, ведущие на юг, в Кампанию. Союзники этрусков ослабли, и близ Кум этрусский флот потерпел поражение от греков во главе с Гиероном в 474 году до н. э. Сиракузцы стали нападать на этрусские колонии Корсики и Эльбы. Этруски утратили былое господство.
V столетие и первая половина IV века до н. э. стали временем борьбы этрусских государств с Римом. Она началась с борьбы за Фидены, маленький этрусский городок всего в 10 км от Рима. В 435 году до н. э. город был захвачен. Возникла необходимость объединения этрусских государств, однако союз не состоялся. Вейи оказались один на один с римлянами. В 405 году до н. э. началась легендарная осада Вей. Город пал в 396 году до н. э. Победа Рима была полной и необратимой.
Вскоре на северные государства Этрурии напали галльские племена. Этруски лишились Болоньи, Марцаботто уже в IV веке до н. э. В 391 году до н. э. галлы перешли Аппенины. Они нанесли поражение Риму у Аллии, притоке Тибра. В это кризисное время жители этрусского Цере (современный Черветери) приняли сторону Рима, о чём последние не забыли. Тем временем римляне продолжали вторжение в Этрурию. В войну были втянуты Черветери, Чивита-Кастеллана и Тарквиния. Между 358-м и 351 годами до н. э. борьба шла непрерывно. В 351 году до н. э. было заключено перемирие, длившееся сорок лет. В это время Рим воевал на востоке. В 311 году возобновилась война, в результате которой завершилось исчезновение этрусских городов-государств как независимых политических образований. Этруски наконец объединились и отстояли Перуджу, Кортону и Ареццо, было заключено перемирие на тридцать лет. Тарквиния заключила ещё одно перемирие на сорок лет.
Ассимиляция этрусков римлянами
Посеребренная амфора. II век до н. э.В 265 году до н. э. вспыхнуло восстание в Вольсиниях. Римляне восстановили порядок и перенесли город с хорошо укреплённого места на берег озера. Подобная судьба коснулась и жителей Чивита-Кастеллана. К этому времени Рим победил в первой пунической войне, его господство над Италией было неоспоримо.
Этруски продолжали выступать в качестве союзников римлян. В 225 году до н. э. этруски сражались на стороне Рима с галлами при Таламоне. Более того, ни один этрусский город не поднял восстания во время второй пунической войны.
После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла самобытность. Во II—I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. этрускам было даровано римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был почти завершён. И всё же во II веке н. э. некоторые этруски говорили на своём языке. Гораздо дольше просуществовали гаруспики, этрусские предсказатели. Однако этрусская история была завершена.
Искусство
Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX — началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.
Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.
Наука
Об этрусской науке нам известно очень мало, за исключением медицины, вызывавшей восхищение у римлян. Этрусские врачи хорошо знали анатомию, и не случайно древний историк писал про «Этрурию, прославленную открытием лекарств». Некоторых успехов они достигли в стоматологии: в некоторых погребениях, например, даже были найдены зубные протезы.
Очень мало дошло до нас также сведений о литературе, научных и исторических трудах, созданных этрусками.
Города и некрополи
Каждый из этрусских городов оказывал влияние на территорию, которую контролировал. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.
Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.
Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто План Марцаботто, близ БолоньиОт названия этого города (этр. — Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» — так римляне называли некоторые погребальные обряды.
Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь, фундамент храма и резервуары для воды. Вулка — единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.
Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшим двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци. Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.
При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.
Быт
Описанные выше дома и гробницы принадлежали людям, которые могли себе позволить приобретать предметы роскоши. Поэтому большинство предметов быта, найденных на раскопках, рассказывают о жизни высших слоев этрусского общества.
Керамика
Свои керамические изделия этруски создавали, вдохновляясь работами греческих мастеров. Формы сосудов менялись на протяжении столетий, равно как техника изготовления и стиль. Виллановианцы изготовляли гончарные изделия из материала, часто называемого импасто, хотя это не совсем корректный термин для описания италийских сосудов из глины с примесью, обожженных до коричневого или черного цвета.
Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие сосуды буккеро — характерная для этрусков черная керамика. Ранние сосуды буккеро были тонкостенные, украшенные насечками и орнаментом. Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями. Этот тип керамики исчез уже к V веку до н. э.
В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то свое. Этруски продолжали производить чернофигурные сосуды, когда греки перешли к краснофигурной технике. Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э. Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Центром производства были Вульчи. Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веке до н. э. Но постепенно стиль склонялся к черной керамике — сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами. Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо, использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.
Сосуд импасто. VII век до н.э.
Чернофигурная амфора. 540-530 гг. до н.э.
Изделия из бронзы
В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос.
Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы — лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.
Paris Helen Villa Giulia.jpg
Зеркало с изображением Париса и Елены. IV век до н.э.
Карманное зеркало. III век до н.э.
Монета с изображением Минервы. 273-250 гг. до н.э.
Бронзовая фляга для масла. II век до н.э.
Другие предметы обихода
Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На протяжении нескольких столетий этруски пользовались креслами с высокой округлой спинкой, прототипом которого было плетеное кресло. Изделия из Кьюзи — стулья со спинками и столы с четырьмя ножками — свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. этруски сидели за столом во время принятия пищи. В Этрурии было распространено совместное принятие пищи супругами; они вместе возлежали на греческом ложе-клине, которое покрывалось тюфяками и подушками, сложенными вдвое. Перед ложем ставились низкие столики. В VI веке до н. э. появляется много складных стульчиков. Этруски также заимствовали у греков стулья с высокими спинками и высокие столы — на такие ставились кратеры и ойнохойи.
По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.
Предметы роскоши и ювелирные изделия
На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса, янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы, изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью. Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии, изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду. Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.
Амулет. Около 460 г. до н.э.
Золотая подвеска. VI век до н.э.
Браслет. 400-350 гг до н.э.
Золотая серьга. 530-480 гг. до н.э.
Одежда и прически
Одежда состояла главным образом из накидки и рубашки. Голову покрывали высокой шапкой с круглым верхом и загнутыми полями. Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой. Обувью для мужчин и женщин служили сандалии. Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов — гаруспиков. Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем. В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто.
Военная организация и экономика
Военная организация
Торговля
Ремесла и сельское хозяйство
Религия
Этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Основными божествами этого народа считались Тин (Тиния) — верховный бог неба, Уни и Менрва. Кроме них было много и других богов. Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьев, боги растений, ворот и дверей; и обожествленные предки; и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней).
Этруски верили, что боги могут покарать людей за промахи и недостаток внимания к своим персонам, и поэтому для их умилостивления нужно приносить жертвы. Наибольшей жертвой полагалась человеческая жизнь. Как правило, это были преступники или пленники, которых заставляли вести смертельные бои во время похорон знатных людей. Однако в критические моменты этруски приносили в жертву богам и собственные жизни.
Власть и социальная структура общества
Досуг
Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям. Также этруски имели театр, но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.
Топонимика
С этрусками связан ряд географических названий. Тирренское море было названо так древними греками, поскольку контролировалось «тирренами» (греческое название этрусков). Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия, контролировавшего северную часть этого моря. В Риме этрусков называли «туски», что отразилось позднее в названии административной области Италии Тосканы.
Этрусский язык и литература
Родственные связи этрусского языка являются дискуссионными. Составление словаря этрусского языка и расшифровка текстов продвигаются медленно и по сей день далеки от завершения.
Источники
- Дионисий Галикарнасский. Римские древности: В 3-х тт. М.: Рубежи XXI, 2005. Серия «Историческая библиотека».
- Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3-х тт. М.: Наука 1989—1994. Серия «Памятники исторической мысли».
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х тт. М.: Наука, 1961, 1963, 1964. Серия «Литературные памятники».
- Павел Орозий. История против язычников. Книги I—VII: В В 3-х тт. СПб.: Алетейя, 2001—2003. Серия «Византийская библиотека».
Литература
- Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М.: Центрполиграф, 2004.
- Бор Матей, Томажич Иван. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сб. ст. М.;СПб.: Д-р Франце Прешерн, Алетейя, 2008.
- Буриан Ян, Моухова Богумила. Загадочные этруски / Отв. ред. А. А. Нейхардт; пер. с чешского П. Н. Антонова. — М.: Наука (ГРВЛ, 1970. — 228 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 60 000 экз. (обл.)
- Василенко Р. П. Этруски и христианская религия // Античный мир и археология. Саратов, 1983. Вып. 5. С. 15-26.
- Вогэн А. Этруски. М.: КРОН-Пресс, 1998.
- Готтенрот Ф. Царство людей. 1994. С. 35—36.
- Ельницкий Л. А. Из новейшей литературы об этрусках // Вестник древней истории. 1940. № 3-4. С. 215—221.
- Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.
- Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII—IV вв. до н. э. Л.: Изд-во ЛГУ 1965.
- Кондратов А. А. Этруски — загадка номер один. М.: Знание, 1977.
- Мавлеев Е. В. Лукумоны // Наука и религия.
- Мавлеев Е. В. Мастер «Суда Париса» из Оберлин Колледж в Эрмитаже // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1982. Вып. 47. С. 44-46.
- Майяни Закари. Этруски начинают говорить. М.: Наука, 1966. (Переизд: Майяни З. По следам этрусков. М.: Вече, 2003).
- Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2006. Серия «Быт, религия, культура».
- Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М.: Рефл-Бук, 2000.
- Немировский А. И. Археологические музеи Тосканы // Вестник древней истории. 1992. № 1. С. 237—244.
- Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1969.
- Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М.: Наука, 1983.
- Пенни Дж. Языки Италии // Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А. В. Зайкова. М., 2011. С. 852-874. – ISBN 978-5-86218-496-9
- Риджуэй Д. Этруски // Кембриджская история древнего мира. Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. М., 2011. С. 754-808.
- Робер Жан-Ноэль. Этруски. М.: Вече, 2007. (Серия «Гиды цивилизаций»).
- Соколов Г. И. Искусство этрусков. М.: Искусство, 1990.
- Тюийе Ж.-П. Цивилизация этрусков / Пер. с фр. М.: АСТ, Астрель, 2012. — 254 с. — Серия «Историческая библиотека», 2 000 экз., ISBN 978-5-271-37795-2, ISBN 978-5-17-075620-3
- Эргон Жак. Повседневная жизнь этрусков. М.: Молодая гвардия, 2009. Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества».
- Этруски: италийское жизнелюбие. М.: ТЕРРА, 1998. Серия Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации».
- Macnamara E. Everyday life of the etruscans. М., 2006.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Этруски — кто они?
Этруски — кто они?
Ну, что ж, давайте проанализируем имеющееся…
Итальянские ученые, руководимые Марко Пеллеккья (Marco Pellecchia) из Католического университета Святого Сердца (Universita Cattolica del Sacro Cuore — UCSC) в Пьяченце, обнаружили, что почти 60% митохондриальной ДНК (mtDNA, мтДНК) у тосканских коров (в Северной Италии) совпадает по своему составу с митохондриями этого же вида парнокопытных, разводимых на Ближнем Востоке, особенно в Анатолии (азиатская часть Турции). — «The mystery of Etruscan origins: novel clues from Bos taurus mitochondrial DNA» — в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.
Все это и позволило сделать заключение, согласно которому первые этруски вместе со своим скотом прибыли на Апеннины морем с Ближнего Востока. Таким образом получает подтверждение версия древнегреческого «отца истории» Геродота, который в V веке до н.э. изложил легенду о прибытии этрусков в Этрурию из Лидии (нынешняя Анатолия). О том же самом говорили Фукидид и Сенека.
Да-а-а… Если ученые уже перешли на ДНК коров, переживших этрусков на 2000 лет и сохранивших свою «голубую кровь» не вступая в половые связи с местными буренками, чтобы косвенно подтвердить версию Геродота, лишь бы не признать славянские корни этрусков, то… сушите весла.
Luigi Cavalli-Sforza, доктор, профессор генетики Станфордского университета в одном из своих интервью сказал буквально следующее:
«The History and Geography of Human Genes showing that northern Italy is more similar to western and central Europe, the center to the northern Balkans, probably reflecting in part the middle Neolithic diffusion, and the south the southern Balkans, reflecting the earliest Neolithic diffusion and the Greek and Phonecian colonizations of the first millennium BC.»
«История и география человеческих генов показывает, что северная Италия более близка к Западной и Центральной Европе, центр (Италии) к северным Балканам, возможно отражая часть средне-неолитической диффузии, и юг (Италии) к Южным Балканам, отражая ранне-неолитическую диффузию и греко-финикийскую колонизацию первого тысячелетия до н.э.»
Имеется в виду, что Италия генетически неоднородна и разделена на три части, что подтверждается и лингвистикой: север — италоязычный, середина — этрусско-венедская (исчезнувшая), юг — романо-греческий. Карта 17-го века Готфрида Хензеля показывает лингвистическое разделение полуострова на три части: Италийскую, Этрусскую и Латинскую (Магна Греция).
То же самое разделение подтверждается и генетически. То есть Луиджи, специализирующийся на Италии, открытым текстом относит Этрусков к северным Балканам — к славянам. Об этом пишет и Шавли.
Этруски генетически не имеют ничего общего с сегодняшними итальянцами, в частности с тосканцами. Этруски принадлежат к славянскому племени Венет(д)ов. Они, в свое время, были вытесненны со своих территорий греко-латинянами, так же, как славянское автохтонное население Германии было вытесненно немцами. На каком же языке говорили Этруски – Венеты? Гидо Барбуджани сделал интригующее наблюдение, что распространение языка больше коррелирует с распространением Y-хромосом, чем с распространением мтДНК. Традиционно считается, что Этруски говорили на изолированном языке, непринадлежащем Индо-Европейской группе, который исчез в ок. 90 г. до н. э., после завоевания их римлянами. Некоторые Словенские ученые имеют другое мнение. Этруски — наиболее родственны сегодняшним Словенцам. Их ранний язык довольно просто читается на основе древенславянского языка, но поздний язык уже содержит в себе преимущественные заимствования от греко-латинян.
В статье Ахилли рассказывается, что по своим гаплотипам современные жители некоторых городков этрусского происхождения, особенно городка Murlo ближе к жителям Ближнего Востока, чем к остальным итальянцам и европейцам в целом. Причем «ближневосточные» гаплотипы жителей Мурло разнообразны, что говорит о том, что случайные изменения частот генов здесь не при чем.
Авторы статьи не провели прямого сравнения гаплотипов жителей Мурло и найденных археологами этрусков, но предполагают, что эти люди их прямые потомки. Соавтором обеих упомянутых статей является все тот же Кавалли-Сфорца.
На мой взгляд, его ранние высказывания вовсе не противоречит его последней научной работе, где он, в качестве района «исхода» этрусков, рассматривает Азиатский вариант. Если посмотреть на карту распространения гаплогруп:
то мы увидим те же самые R0, HV гаплогруппы, выделеные из останков этрусских захоронений, и вектор их распространения в Европу, через Балканы, из общего Азиатского «гнезда». Дело в том, что эти гаплогруппы — слишком древние, чтобы однозначно отнести их к этрусским. Та же самая «этрусская» мутация в 16126 имеется, в частности, и у моей жены, принадлежащей к гаплогруппе Т2b. Исследования ископаемых басков аналогично показали, что древние баски ближе к современному Ближнему Востоку, чем к современным Европейцам.
«Споры о происхождении этрусков, живших в центральной Италии между восьмым веком до нашей эры и в первые века нашей эры, относятся к глубокой древности. Геродот описывал их как группу иммигрантов из Лидии, в Западной Анатолии, тогда как для Дионисий Галикарнасский считал их коренным населением. Взгляды Дионисия разделяет большинство современных археологов, но обнаруженное сходство между (современный) митохондриальной ДНК (мтДНК) турок и тосканцев было истолковано как подтверждение анатолийского происхождения этрусков. Тем не менее, исследования древней ДНК показывают, что только некоторые штаммы, а не основная часть современного тосканского населения, генетически связаны с этрусками. В этом исследовании мы проверили альтернативные модели этрусского происхождения По приближениям байесовских методов вычисления, сравненивая уровни генетического разнообразия мтДНК современных и древних популяций с миллионами, полученными с помощью компьютерного моделирования. Результаты показывают, что наблюдаемые генетические сходства между современными анатолийцами и тосканцами и не могут быть отнесены к иммиграционной волне с Востока, ведущей к началу этрусской культуры в Италии. Генетические связи между Тосканой и Анатолией действительно существуют, но восходят к удаленному этапу предыстории, возможно, но не обязательно к расселению фермеров в период неолита.» — (Genetic evidence does not support an etruscan origin in Anatolia, Francesca Tassi et al. 2013)
Статистика сегодняшнего распространения гаплогрупп HV, R0a, U7, U3 убедительно показывает что Тоскана, вовсе не является эксклюзивным районом для данных древних мтДНА. Особенно HV и U3 равно широко представлены на всех территориях относящихся к региону расселения славян. Заселение Этрурии сухопутным путем подтверждается и другими авторами.
«Судя по тому, что древнейшие и значительнейшие этрусские города находились глубоко внутри материка, а на самом берегу моря не было ни одного сколько-нибудь выдающегося этрусского города, кроме Популонии, который, как нам положительно известно, не входил в древний Союз двенадцати городов, далее, судя по тому, что в историческую эпоху этруски подвигались с севера на юг, следует полагать, что они попали на полуостров сухим путем; к тому же мы застаем их на такой низкой ступени культуры, при которой переселение морским путем немыслимо. Через проливы народы перебирались и в древнейшие времена, как через реки; но высадка на западном берегу Италии предполагает совершенно другие условия. Поэтому древнейшее место жительства этрусков следует искать к западу или к северу от Италии. Нельзя назвать совершенно неправдоподобным предположение, что этруски перебирались в Италию через Ретийские Альпы, так как древнейшие из известных нам обитателей Граубюндена и Тироля — реты — говорили с самого начала исторической эпохи по-этрусски, и даже в их названии есть какое-то созвучие с названием разеннов; это, конечно, могли быть остатки этрусских поселений на берегах По, но по меньшей мере столько же правдоподобно и то, что это была часть народа, которая осталась на старых поселениях. Но этой простой и естественной догадке резко противоречит рассказ о том, что этруски были переселившиеся из Азии лидийцы. Этот рассказ принадлежит к числу очень древних. Он встречается уже у Геродота и потом повторяется у позднейших историков с бесчисленными изменениями и дополнениями, хотя некоторые осмотрительные исследователи, как например Дионисий, решительно восстают против такого мнения и при этом указывают на тот факт, что между лидийцами и этрусками не было ни малейшего сходства ни в религии, ни в законах, ни в обычаях, ни в языке.» — Моммзен Теодор, История Рима; Наука, Ювента, Санкт-Петербург, 1994
Под Этрурией обыкновенно подразумевают северо-западную область древней Италии, граничившую на севере с Лигурией, Галлией и землей Венетов, на востоке — с Умбрией по реке Тибр, на юго-западе — с Лациумом; западную границу её составляло названное по имени жителей страны — тирренов — Тирренское или Тусское море. В древнейший период истории Апеннинского полуострова, когда этруски господствовали на суше и на море, над населением Верхней и Средней Италии, в пределы Этрурии входили также земли на севере до Альп и на юге до Кампании (включительно). — Wiki
Словенские ученые, генетически сравнив останки этрусков с современной популяцией балканских славян, утверждают, что 27 % ныне живущих Словен являются носителями этрусских генных секвенций.
«From the above comparison, it can be seen, that there is a genetic continuity between ancient populations as attested from the skeletal remains found in Etruria proper an«Из приведенного выше сравнения видно, что существует прямая генетическая преемственность между древним населением о чем свидетельствует скелетные останки найденные в Этрурии и, особенно, найденных в Венеции и современными европейцами. В то время как тосканцы разделяют 2 гаплотипа с этрусками, словенцы и боснийцы 3 гаплотипа. Следует также отметить, что 2 дополнительных этрусских гаплотипа из Адриа в Венето отличаются от словенских гаплотипов на один шаг. Все это свидетельствует об относительно прямой генетической связи между мтДНК древних венетов и современных словенцев.» — ETRUSCANS, VENETI and SLOVENIANS: A Genetic Perspective (J. Skulj The Hindu Institute of Learning, Toronto, Canada. 2005-4-22)
Само по себе сравнение гаплотипов только мтДНК не дает ясной картины. В Европе их, так называемых «дочерей Евы», насчитывается всего семь. И большинство из них берут свое начало в Малой Азии, где их прародительницей и были гаплогруппы R и, частично, HV, т.е. более архаические гаплогруппы, в «чистом» виде сегодня в Европе практически не встречающиеся. Например, европейские гаплогруппы — H, J, K, T, U, V, X. Ближневосточные — N и M. Азиатские — A, B, C, D, F, G, M, Y, Z. Африканские — L1, L2, L3 и M1. Полинезийская — B. Американские индейцы — А, B, C, D, и редко Х. В последнее время к европейским гаплогруппам добавили N1, U4, U5 и W. Поэтому сама по себе корреляция мтДНК из захоронений этрусков с левантийскими, не исключает аналогичную с другими ныне здравствующими народами, в частности с теми же словенами. Да, этрусские жены, вполне могли быть завезены в Этрурию из Малой Азии и необязательно морским путем: Анатолия — устье Тибра нон-стоп, могли и через Балканы. У донских казаков такой импорт невест был очень даже в почете.
Тем не менее, очень настораживает в статье Ахилли следующее:
«~ 70% от имеющихся этрусских гаплотипов не вписываются ни в какую точку пейзажа мтДНК Западной Евразии-результат, который трудно объяснить. Учитывая тот факт, что совпадающие гаплотипы — самые простые с точки зрения количества мутаций (как правило, один нуклеотид отличается от референсной последовательности), вероятно, объясняется тем, что посмертные изменения ДНК и / или технические проблемы повлияли на этрусские выборки мтДНК. Такой сценарий делает не только маловероятным, что модели и построения, основанные на такихданных дадут новые подсказки о происхождении этрусков, но он также повышает вероятность того, что данные древней мтДНК, не имеющие четких филогеографических сигналов, могут ввести в еще большее заблуждение, нежели к ясности в исследованиях, связанных с предысторией регионального населения.»
Поэтому не менее важны в данном вопросе и исследования мужской Y- хромосомы, дающей бОльшие возможности для уточнения путей миграции, чем мтДНК.
Все вышеупомянутое прямо или косвенно подтверждает гипотезу о протославянском происхождении этрусков. Во всяком случае такая гипотеза имеет право на жизнь.
Выводы
Существует безусловная генетическая взаимосвязь между древними Этрусками и Венетами с современными Словенами.
Генетическая информация свидетельствует, что Словены являются автохтонным населением своей страны и вполне соотносятся с мтДНК более 2 тысяч 500 летних останков Этрусков из Адриатических и Венетских областей.
Косвенно, эта генетическая информация подтверждается историческими материалами, как например биографией Св. Колумбана, написанной в 615 г. н. э., упоминаемой Томажичем в «Termini Venetiorum qui et Sclavi dicuntur» — как страна Венетов, которые также называются Славянами. В данном случае генетика (генография) как раз и предоставляет те самые недостающие неизвестные, для решения исторической задачи-загадки: Этруски — кто они?
У меня лично всегда вызывают подозрения попытки, может и не всегда осознанные, привязать результаты новейших исследований к устоявшимся догмам или к высказываниям авторитетов прошлого. Это касается любой науки, но особенно это характерно для исторической науки. В данном случае во главу угла ставится одна единственная фраза, приписываемая Геродоту, о лидийском происхождении этрусков. И вот уже под это делаются мыслимые и немыслимые подгонки результатов, выдвигаются теории, одна невероятнее другой. Не минула чаша сия, к моему глубокому сожалению, и генетику. Привлечение к этрусской проблеме генетических исследований тосканских коров, на мой взгляд, равнозначно генетическому исследованию австралийских кроликов. Если бы такие проводились, то неизбежен получаемый вывод, что австралийские аборигены — родом из Англии. Смех, да и только… Я хотел бы перечислить факторы, которые в данном архисложном вопросе вовсе не принимаются во внимание:
1. Останки из этрусских захоронений, взятые для исследований, относятся, скорее всего, к достаточно поздним, т.к. в более раннем периоде (Villanova) этруски кремировали своих умерших и не оставили нам своей истинной ДНК для сравнения. Это означает, что исходный материал может принадлежать вовсе и не автохтонным этрускам. Захоронения относятся к элитным, поэтому могут отражать лишь особую социальную группу, знать, высший свет. Нельзя исключить и военные походы этрусков «за невестами» в Левант. Да и этрусские надписи на о. Лемнос почему-то считаются первичными, хотя они могли остаться там и во время одного из таких походов.
2. МтДНК передается от матери детям равно как дочерям, так и сыновьям с одной лишь разницей, что сыновья для мтДНК — это тупик, мужчины не передают материнскую мтДНК своим детям. МтДНК передается из поколение в поколение только женщинами. Нету у женщины дочери, оборвалась ниточка.
Отсутствие у современных жителей Этрурии более менее ощутимого совпадения с гаплотипом этрусков по мтДНК наводит на грустные размышления. Ну не могли же, в самом деле, латиняне полностью уничтожить 100-200 тыс. аборигенов? Это же геноцид какой-то. Разве что продать всех женщин в рабство? В любом случае вопрос исчезновения этрусков с исторической арены — не менее релевантен, чем их этническое происхождение. «Этрусское не читается» — звучит детским лепетом в устах непосредственных «новоселов» Этрурии, римлян, перенявших алфавит, культуру и архитектуру бывших аборигенов, если только они не пришли туда намного позже, согласно НХ, когда от этрусков остались лишь артефакты.
3. Наверное сравнивать ископаемую мтДНК из Этрурии только с современными левантийскими не совсем корректно. Учитывая, что все европейцы являются потомками выходцев из азиатского анклава и, что наибольшее число мутаций архи-мтДНК произошло именно за его пределами, следовало бы так же привлечь для сравнения и ископаемые мтДНК из равноудаленных в историческом плане захоронений соседних с Этрурией территорий. В противном случае утверждение о происхождении этрусков из Анатолии звучит так же, как «все мы родом из детства».
4. Необходимо принять во внимание и тот факт, что на протяжении последних двух тысячелетий Италия, согласно Традиционной истории, была похожа на проходной двор, где оставило свой генетический материал все Средиземноморье. Особенно это касается Y-xромосом.
5. Как ни странно, но такой факт, что гаплотипы CRS, 16223, 16261 и 16311 встречаются у 17% современных Словен и относятся к мтДНК гаплогруппе Н, довольно распространенной в Европе, а у Словен она вообще доминирующая (47%), не нашел отражения в последнем исследовании Ахилли, причем без указания каких-либо причин. Гаплотип 16223 не был замечен в Тоскане и в Зап. Европе, зато он довольно часто встречается в Словении, Вост. Альпах и в Карпатах. Исключив эти данные из базы, невозможно получить объективные результаты методом главных компонент. Кстати, может быть поэтому график получился несколько странным? В одном квадранте с этрусками оказались исключительно жители современного Леванта, но на удалении от них более значительном, чем остальные европейцы. Пробормотав, для очистки совести, нечто невнятное по-поводу возможной «неполноценности» выделенной этрусской мтДНК, авторы тут же ссылаются на «турецких коров» и делают вывод: a scenario that is in agreement with an Anatolian origin of Etruscans.
Кроме фразы Геродота были еще указания на некоторое восточное влияние на этрусскую культуру и на некоторое сходство этрусского и лидийского языков. Под эти факты удалось получить гранты и в результате исследований продвинуть вперед анатолийскую гипотезу происхождения этрусков. Интересно, кто заказывает такие «сценарии»?
(бедный Луиджи…)
Примечание: когда я вижу этрусские надписи, меня не покидает ощущение контраста между качеством исполнения графики и скульптуры и самих надписей, которые больше похожи на граффити, или детские «трехбуквенные» надписи на заборе. Некоторые именно так и читаются! Для меня этот язык выглядит, на первый взгляд, бесспорно славянским.
Andreas Tschurilow
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
s30630429213.mirtesen.ru