Этапы контрреформации – Контрреформация — Википедия

Содержание

Контрреформация

Контрреформация

Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация»[1]. Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Контрреформация – период католического возрождения XVI – XVII вв.,

это комплекс мер, направленных на подавление протестантизма и возвращение

территорий и населения, отпавших от католицизма. Термин

«контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке.

Основные направления деятельности католической церкви:

1. Основание первых католических семинарий; священники получали

теологические знания.

2. Активизация деятельности монашеских орденов; менялась монашеская

организация, появлялись новые ордена. Первым стал орден театинцев,

основанный архиепископом Театы Караффой (будущий папа Павел IV). В 1526

г. был создан орден капуцинов, во главе которого стоял Марк Анкона. В

Милане в 1530 г. сформировался орден барбанитов, целью которого была

опека больных и бедных. Но наибольшую роль сыграл орден иезуитов

(«Братство Иисуса»), основанный Игнатием Лойолой (1491–1556). В 1540 г.

папа окончательно утвердил орден.

3. Орудием контрреформации стала инквизиция. В 1542 г. по инициативе

кардинала Караффы в Риме был создан Высший инквизиционный трибунал,

названный позже Священной канцелярией.

4. Вселенский собор в Триденте (город в Южном Тироле) (1545–1563).

Численность участников собора колебалась: на первой сессии было 34 чел., на

последней – 215. Собор заседал 25 сессий, на нем было принято много важных

для реформирования церкви постановлений. 27

5. Контрреформация повлияла и на политическую обстановку в Европе. Папа

активно сотрудничал с монархами, оказывал им помощь в борьбе с

протестантами.

6. Одновременно папство пытается провести ряд реформ для укрепления

позиций церкви. Папа Павел IV (1555–1559) запрещает симонию, пытается

привязать «скитающихся» монахов к монастырям. Папа Григорий XIII

становится духовным реформатором. При его правлении орден иезуитов

достигает наивысших достижений, он создает семинарию в Риме. Папа Сикст V

(Перетти, 1585–1590) укрепляя церковь, привел в порядок финансы, проявлял

беспощадную строгость, сделал Рим центром всемирного паломничества,

модернизировал церковную администрацию, сформировал барочный стиль

Рима.

7. В католической церкви продолжилось развитие схоластической теологии в

новых условиях. Главными центрами богословской мысли стали Саламанка в

Испании и Коимбра в Португалии. Среди богословов, участвовавших в

полемике с реформаторами, выделяется Иоганн Экк и Петр Канизий – лидеры

немецкой контрреформации.

8. Возникают католические сепаратистские течения – янсенизм, галликанизм.

Основная богословская проблематика западного мира – проблема пути

спасения, точнее говоря, вопрос о человеческой воле и Божьей благодати.

Янсенизм (от имени епископа Янсения Ипернского, профессор в Лувене)

представлял собой религиозное движение, стремившееся к реформированию

церкви в ригористическом духе. Янсений пришел к убеждении, что

схоластическая теология отпала от традиций древний церкви. Он выдвигал на

первый план тезис о непостижимости взаимодействия благодати и

человеческой воли. Янсенизм был с самого начала открытым противником

религиозно–попечительных взглядов иезуитов и стал заклятым врагом ордена.

Янсенизм выступал в защиту епископского авторитета и авторитета

приходских священников.

9. Получает расцвет духовная элита. Блез Паскаль (1623–1662).Французский

математик, физик, философ, литератор – проникновенный защитник веры. Его

полемические «Письма провинциала» нанесли удар по иезуитам. Он рассуждал

об ограниченности разума, о его неспособности постичь Бога и божественное.

Он никогда не пытался вписать в одну богословскую систему таинственное

сотрудничество благодати с нищетой и убожеством человека. И как

неисчерпаема фраза, которую у него Бог говорит человеку: «Ты бы меня не

искал, если бы ты меня уже не нашел»

Укрепление папской власти[править | править исходный текст]

Папа Пий V (1566—1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника»[5].

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. — Английскую коллегию, позже — Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.

Папа Сикст V (1585—1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью»[5]. Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри нее, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений»[5]. Из 15 конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а 5 были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции — она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Деятельность ордена Иезуитов: цели, программа, методы. «Духовные упражнения».

Иезуи́ты, или Орден Иезуитов — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Официальное название — Общество Иисуса (лат. Societas Jesu), также Орден св. Игнатия (по имени основателя).

Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий»[3]. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово «иезуит» приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т. п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папами Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков[кто?] считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

На протяжении почти 500 лет существования Ордена важнейшую роль в формировании мышления и цели жизни каждого иезуита играют «Духовные упражнения», составленные в 1522 году основателем ордена Игнатием Лойолой [1]. Лойола понял: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его... воображения. Он не останавливается на пожеланиях и проповедях — он требует действия: выбора цели жизни. Для достижения этого необходим умело разработанный комплекс упражнений, причем таких, которые лучше всего соответствовали бы поставленной цели. Работая над «Духовными упражнениями», Лойола хотел убить способность к самостоятельному мышлению, привить иезуиту фанатичную веру. Впрочем, «он никогда не имел в виду полного и разностороннего развития личности, как о том мечтал Леонардо да Винчи, он никогда не предоставлял доброй воле индивидуума заботы об определении размеров и характера своего умственного развития» [2, с. 145].

Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течение 40 дней дважды в своей жизни — при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты ежегодно по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры — уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в самого себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами...

Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, главная особенность «Духовных упражнений» в том, что их «нужно не прочитать, а пережить». «Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь перевертывается вверх дном; он отвергает теперь то, что раньше почитал», — отмечает А. Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы [3, с. 132].

Какими же правилами руководствуются иезуиты? Книга открывается введением «Начало и основания», дающим «понимание жизни», которое должен усвоить иезуит. Далее следуют упражнения, расписанные по дням и часам на 4 недели. Рассмотрим коротко логику построения курса и содержание упражнений.

Предмет для размышлений на первой неделе — фундаментальные положения: «Грех», «Божий суд» и т. п. Цель — пересмотр своей жизни. На 2-й неделе обучающийся должен научиться созерцать «Царство Христово» и далее — размышлять о смирении, любви к Христу... Цель — убедить в следовании, послушании и служении Христу. Цель 3-й недели — усилить в иезуите любовь к Христу и Церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе — размышления и созерцания на тему «Жизнь Иисуса». Цель 4-й недели — вызвать фанатизм разума, эйфорию чувств и целенаправленность воли. Содержание: размышления над событиями жизни Христа от Рождества до Вознесения.

Таким образом, в итоге достигается цель не по воздействию на отдельные решения субъекта, а по перестройке всей его психики и чувственного восприятия жизни. «Упражняющийся» как бы находится внутри выстреленного из пушки ядра. Путь назад отрезан». [3, с. 138].

Остановимся подробнее на методике проведения упражнений.

Во-первых, существуют предварительные упражнения, то есть, осуществляется «подводка» обучающегося. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, иезуит должен самостоятельно продумать то, что он будет созерцать на следующее утро. Утром, во время одевания и в течение получаса, предшествующего «созерцанию», иезуиту рекомендуется мысленно повторить то, чем ему вскоре предстоит заняться.

Во-вторых, обучающийся должен представить конечный результат конкретного упражнения: он просит у Бога того, чего он хочет достичь в качестве практического результата «созерцания», по возможности чего-нибудь реального, полезного для его собственных «духовных нужд».

В-третьих, прежде чем приступить к выполнению упражнения, приближаясь к месту молитвы, обучающийся останавливается в 2-3 шагах и внушает себе, что Бог смотрит на него. Далее следует подготовительная молитва. Следующий шаг еще не само упражнение, а «подготовка почвы». Следует представить себе объект, который ему предстоит «созерцать». Основная часть «созерцания» разделена на пункты и параграфы, то есть, упражнение разбито на небольшие и сравнительно легкие «шаги». Первые объекты созерцания легки для воображения: эпизоды из жизни Иисуса, Марии и т. д. Последующие более сложны и абстрактны: тайны загробного мира, чистилище, ад, милосердие, грех. В любом случае предмет упражнения должен быть таким, чтобы заполнить час времени.

Практически каждое упражнение основано в той или иной степени на самовнушении. Например, «следует повторять самому себе, что ад существует, представлять себя, насколько это возможно, навеки пребывающим во всепожирающем огне, в абсолютном мраке, безо всякой надежды, и повторять это сто раз в течение часа» [3, с. 127]. Есть в арсенале иезуитов и

би-упражнения. Так, обучающийся должен представить армию Сатаны на равнинах Вавилона и самого Сатану, обращающегося к своим демонам с речью. Затем необходимо сменить картину воображения и «увидеть» иерусалимскую равнину и Христа среди своих учеников. Смену картин предписано повторять несколько раз. Благодаря полярному противопоставлению двух сцен, это упражнение является непосредственной подготовкой к основному акту — выбору жизненного пути.

Методически каждый шаг связан с упражнением «трех способностей»: памяти, воли и интеллекта. Помимо этого используется упражнение на «применение чувств». Оно состоит в созерцании предмета с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Например, приводится способ созерцания ада: «Представить себе ад:

в длину, ширину и высоту объятый пламенем;

слышать жалобные вопли и стоны, пронзительные крики, проклятья, смешанные с ропотом бушующего пламени;

запах дыми, серы, смолы и всякой гнили, наполняющий страшную пропасть;

ощущать горчайший вкус слез, проливаемых грешниками;

жар всепожирающего пламени...» Цит. по: [5, с. 249].

Впечатление усиливается предписанными самоистязаниями, «бичеванием тела до крови, впрочем, чтобы язвы не доходили до костей» [5, с. 250].

Тонкий знаток человеческой психики и весьма изобретательный автор «Упражнений» в течение 1-й недели погружает обучающегося в царство ужаса. Дни и ночи проходят в невыразимом смятении. Для введения иезуита в такое состояние служат, например, упражнения следующего типа. Новопосвященному предлагается присутствовать даже... при собственной кончине. «Он видит своих родных, рыдающих вокруг его кровати, слышит погребальный звон колоколов, видит себя в гробу, зарытым в землю и наконец, присутствует при разложении собственного тела» [5, с. 250]. В конце недели обучающийся сдается, уступает внушению, исповедуется и успокаивается... В данном случае переход из отрицательного к контролируемому положительному эмоциональному состоянию является педагогическим приемом.

Кроме того, автором «Упражнений» используются специальные методы молитвы, надзор за исполнением упражнений и т. д.

В настоящей статье автор не ставил задачи дать характеристику деятельности иезуитов с исторической, политической, нравственной и моральной стороны. Заметим — как объект анализа с позиций ТРИЗ и ТРТК «Орден иезуитов» интересен еще и

опытом решения жизненных изобретательских ситуаций;

логикой развития коллектива.

Оценки же исследователей «Духовных упражнений» различны и часто противоречивы. С практической и методической точки зрения нам представляется наиболее точной оценка А. Тонди, испытавшего на себе силу «Упражнений»: «До создания Ордена у церкви не было ничего подобного и, кроме ордена иезуитов, нет и теперь» [3, с. 125]. Действительно, почти 500-летняя деятельность организации свидетельствует о воспроизводимости «Упражнений» и их эффективности по достижению поставленной иезуитами-наставниками цели.

Таким образом, «Духовные упражнения» имеют вполне определенную цепь, носят системный характер, методически разработаны. Они затрагивают не только интеллект, но и эмоции, физиологию и сводятся к управлению памяти, интеллекта и воли. «Упражнения» являются фокусом духовной жизни иезуитов и способны преобразовывать стиль собственной жизни.

Мы намеренно выбрали в качестве информационного фонда материал по деятельности «Ордена иезуитов» в силу интересных особенностей, а также неизвестности материала тризовцам.

Во-первых, иезуитам удалось построить работоспособную, тиражируемую и эффективную педагогическую систему, надежно работающую уже 500 лет (естественно, другое дело — чему учили отцы-иезуиты).

Во-вторых, в отличие от занятий по ТРИЗ, где используются, в основном, отдельные педагогические находки, иезуиты создали именно систему упражнений, где каждое последующее вытекает из предыдущего.

В-третьих, все упражнения иезуитов — не просто холодная интеллектуальная игра с информацией, а именно «прочувствование» и даже «проживание» каждого упражнения. Недаром многие упражнения педагогической системы К. С. Станиславского близки к упражнениям иезуитов [10].

В чем цель настоящей статьи? Сам автор рассматривает данную работу как:

информационную карточку в картотеку «Эффективно работающих педагогических систем»;

возможное предупреждение — на конкретном примере — о последствиях использования педагогических систем, где ученики лишаются свободы выбора, какой бы он ни был...

Заканчивая статью, автор сообщает, что в следующий раз он намерен рассказать о системе А. С. Макаренко, и приносит благодарность И. Д. Викентьеву за помощь в работе над статьей.

studfiles.net

Контрреформация [Католическая] — дата, год, причины, ход, этапы, последствия, итоги, значение, вики — WikiWhat

Орден иезуитов

Поворотным моментом в истории возрождения ка­толицизма стал 1534 г. С избранием Папы Павла III (1534-1549 гг.) католическая реформация приобрела последовательный характер и общеевропейский раз­мах.

В том же году дворянин из Испанской Наварры Игнатий Лойола основал Общество Иисуса, ставив­шее целью защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав общества, за кото­рым закрепилось название орден иезуитов. Он стал важнейшим орудием католической реформации.

Же­лезная внутренняя дисциплина, активная обществен­ная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. они доб­рались даже до Бразилии и Японии. Особое внимание иезуиты уде­ляли системе образования, создавая образцовые учебные заведе­ния, где давались не только хорошие знания, но и приличное вос­питание.

Тридентский собор

Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском городе Тридент и заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г.

В постановлениях Тридентского собора католики впервые получили систематизиро­ванный свод предписаний, чётко регламентировавших их религи­озную жизнь. Отвергая основные постулаты протестантизма, об­новлённая католическая церковь пошла на некоторые уступки, важ­нейшей из которых стала отмена индульгенций. Была основана целая сеть семинарий для подготовки образованных священников. Вся система воспитания была реорганизована на основе традици­онных ценностей.

Распространение католицизма

Католицизм сохранил ведущие позиции в государствах Южной Германии, во Франции, в Италии, Португалии. Польша, объединившаяся в 1569 г. с Литвой в единую Речь Посполитую, превратилась в католический оп­лот на востоке Европы. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Но главным оплотом «истин­ной веры» оставалась Испания, где католицизм в хо­де Реконкисты превратился в национальную рели­гию, способствовавшую единению страны в борьбе с мусульманами. Основным орудием укрепления тра­диционной веры в Испании был особый церковный суд — инквизиция, которая резко активизировалась в период Реформации. В 1570 г. в Испании были со­жжены последние протестанты.

Столь же ревностно инквизиция действовала и в Италии, где за несколько лет были истреблены все вероотступники, откло­нившиеся от догматов католицизма.

Картинки (фото, рисунки)

  • Тициан. Портрет Павла III
  • Игнатий Лойола. Скульптура XVII в.
На этой странице материал по темам:
  • Что такое контрреформация определение по истории

  • Контрреформация и тридентский собор

  • Город оплот католицизма и контрреформации

  • Rd rfrb[ cnhfyf[ endthlbkfcm rjynhhtajhvfwbz

  • Контрреформация и иезуиты

wikiwhat.ru

Контрреформация – это ответ на Реформацию

Контрреформация – это естественное противодействие Реформации, охватившей Европу в XVI-XVII веках. Противодействие потерявшей всякое чувство меры католической церкви было очень сильным и, расширяясь все больше, охватывало многие страны Европы настолько быстро, что Ватикан вынужден был отреагировать и ввести ответные меры.

Ответное действие

Контрреформация – это жесткая ответная мера, имевшая своей целью укрепление католической веры и восстановление доверия к институту пап. Удар, нанесенный Реформацией, пошатнул основы католической церкви, но уничтожить ее окончательно и помешала вовремя проведенная Контрреформация. Некоторые историки считают, что два этих мощных движения олицетворяют собой восстание менее продвинутых стран против Италии, которая на тот момент была высокоинтеллектуальным свободным государством. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что возмущение злоупотреблениями католической церкви началось в Германии после выступления Мартина Лютера, затем охватило Францию, Англию, Голландию, Испанию, Чехию, Швейцарию. Италия в тот момент была настолько нелюбима, что все забыли о том, что она родина Ренессанса. Контрреформация – это итало-испанский ответ соседям.

Главное орудие Контрреформации

Остановить протестное движение помог созданный в 1534 году Игнатием Лайолой орден иезуитов. Итальянская сторона выдвинула достойного противника таким личностям, как Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ян Гус. Возможно, ответные меры католической церкви не были бы столь действенными, если бы внутри ее самой не возникло желание собственной реформации и освобождения от тех грехов, в которых ее упрекали оппоненты. Вот почему контрреформация – это еще и попытка внутреннего перерождения католической церкви. На ее стороне выступили довольно мощные силы – князья южной Германии и Италии, император Карл V, Папа Священной Римской империи и король Испании Филипп II. Их главными орудиями были монашеские ордена, Инквизиция и Римская курия. Сама Инквизиция, вызывающая наряду с торговлей индульгенциями самое большое недовольство и народное возмущение, в 1542 году была преобразована и вошла в непосредственное папское подчинение.

Стартовые события

Контрреформация в Европе представляет собой совокупность мер со стороны католической церкви с целью восстановление ее престижа. В 1545 году был созван Тридентский собор. По инициативе Павла III, тогдашнего Папы, в Триденте собирается XIX Вселенский собор, вошедший в историю под названием Сердикского. Как выступление Мартина Лютера с последующим прибитием им своих знаменитых «95 тезисов» к дверям виттенбергской церкви считается началом Реформации, так и XIX собор является отправной точкой Контрреформации. Закончился он в 1563 году и, несомненно, укрепил позиции католицизма. Одним из знаковых событий собора, позволявшим значительно усилить контроль над умами граждан, было создание Индекса запрещенных книг, отмененный только в 1966 году и просуществовавший четыре века. Реформация и Контрреформация в Европе имеют свои первопричины и предпосылки, таящиеся в глубине католицизма и христианства в целом.

Раскаявшийся грешник

Контрреформация в Европе опиралась главным образом на орден иезуитов, созданный в 1534 и узаконенный Папой Павлом III в 1540 году. О том, как много сделал он для Контрреформации, говорит его главный лозунг – «Цель оправдывает средства». Его действенность объяснялась устройством самого ордена по военному образцу, жесточайшей дисциплиной и повиновением, высочайшим образовательным уровнем иезуитов и их бесконечной преданностью католицизму. Иезуиты жили в миру и прославились как своей жестокостью, так и миссионерской деятельностью. Существует мнение, что самый ярый адепт – это бывший отпетый грешник. По словам Дидро, фанатик Лойола молодость провел в войнах и разврате. Жестокое преследование и физическое уничтожение еретиков сделали само слово «иезуит» нарицательным, олицетворяющим хитрость, предательство и подлость. Опять запылали костры по всей Европе. На одном из них был сожжен в 1600 году Джордано Бруно.

Не все потеряно

«Общество Иисуса» Игнатия Лойолы, боровшееся за чистоту веры, остановило продвижение протестантизма и не дало ему захватить Италию, Испанию, Австрию. Во Франции после кровопролитной Варфоломеевской ночи, случившейся в 1572 году, когда были вырезаны 30 000 гугенотов, установилась веротерпимость. Протестантскими стали Швеция, Англия, Пруссия, Саксония и Дания. Реформация и Контрреформация в Европе – это звенья одной цепи, представляющие собой религиозные войны. Спор между протестантской и католической церквями удалось закончить только после 30-й воины. Вестфальский мир, заключенный в 1648 году, уравнял церкви в правах. Новая религия считала самыми большими грехами лень, праздность и мотовство. Она полностью соответствовала зарождающемуся капитализму. Людям прививали желание зарабатывать и богатеть, зарождалась конкуренция. Можно смело утверждать, что Реформация и Контрреформация способствовали зарождению новых экономических отношений и смене формаций. В станах, где католицизм не сдал своих позиций, капитализм наступил гораздо позже.

fb.ru

Что такое контрреформация? История :: SYL.ru

Реформация – общественно-религиозное движение, направленное против реакционных законов католической церкви. Важную роль в нём сыграл Мартин Лютер, прибивший к дверям виттенбергской церкви свои «95 тезисов». Что такое Контрреформация? Это реакция католической церкви на деятельность Мартина Лютера и его последователей.

Реформация

Разобраться в том, что такое Контрреформация, невозможно, не зная об основных событиях, происходивших в Европе в XVI столетии. Реформация – это раскол церкви на несколько конфессий: католическую, лютеранскую, англиканскую и т. д. В Германии лидером этого движения стал Мартин Лютер. В Швейцарии – Жан Кальвин. Начало было положено в 1517 году, после провозглашения вышеупомянутых тезисов. Завершилось движение в 1648 году, когда закончилась Тридцатилетняя война и был заключён Вестфальский мир.

Первоначально Реформация представляла собой попытку возродить католическую церковь. Сознательное религиозные и общественные деятели наблюдали злоупотребление священнослужителей, и это их немало беспокоило.

Причины Контрреформации

В XV столетии в Европе сформировался новый социальный слой – буржуазия. Он претендовал на господство и нуждался в новой идеологии. Представители этого слоя не собирались отказываться от христианства. Однако им нужна была другая церковь – более простая. Буржуазии деньги требовались не для строительства роскошных соборов, а на развития производства.

Тезисы, сформулированные Мартином Лютером, оказались как нельзя кстати. Он отверг продажу индульгенций, объявил, что единственным посредником между человеком и Богом является не церковь, а Христос. Лютера незамедлительно причислили к еретикам. Однако механизм был запущен. И в Германии, и во Франции, и в других европейских странах появилось большое количество приверженцев Реформации. Это стало глубоким потрясением для католической церкви.

Что такое Контрреформация? Это религиозная форма контрнаступление феодальных сил, которые пытались упрочить свои позиции. Церковь играла в эпоху Средневековья важную общественную и политическую роль. Попытки расшатать ее авторитет приводили к гонениям, преследованиям и войнам. На вопрос о том, что такое Контрреформация, ответить можно и несколько иначе. Это процесс, призванный восстановить престиж Римско-католической церкви.

Временные рамки

Контрреформация в Европе началась с открытия Тридентского собора, в 1545 году. Продолжалась более ста лет. Реформация и Контрреформация – общественные и религиозные движения, конец которым положил Вестфальский мир, заключённый в 1648 году.

В середине XVII столетия католическая церковь стала более сплоченной. Был основан целый ряд монашеских орденов, о которых рассказано ниже. Одним из итогов Реформации и Контрреформации в Европе стал запрет предоставления интеллигенций.

Если в середине XVI столетия связь католиков с протестантами была ещё прочна, то уже в конце века между ними произошел окончательный разрыв. Противостояние вылилось в вооруженный конфликт, который вплоть до Первой мировой войны являлся самым кровопролитным в истории человечества. Речь идёт о Тридцатилетней войне, начавшейся в 1618 году.

Возникновение термина

О том, что такое Контрреформация, до XIX века никто не знал. Этого термина просто-напросто не существовало. Его ввёл немецкий историк Леопольд фон Ранке. Многие исследователи не воспринимали Контрреформацию как отдельный исторический период. Так, Бертран Рассел назвал его испанским восстанием, связанным с деятельностью ордена иезуитов.

Мнение современных историков относительно причин Контрреформации отличаются от точки зрения исследователей XIX века. Сегодня период, о котором идет речь в этой статье, принято называть католической реставраций. Причина этого религиозно общественного движения – необходимость в обновлениях, очищении церкви от недостатков, в которых её так сейчас обвиняли современники. Какие изменения произошли в ходе Тридентского собора? Священные тексты, обряды, таинства – всё это осталось прежним. Всё же к середине XVII века католическая церковь соответствовала духу времени.

Монашеские ордена

В июне 1520 года Папа Лев X отлучил от церкви Мартина Лютера. Это событие можно считать началом Контрреформации. До 1520 года церковный раскол не воспринимали чем-то серьезным. Скорее временным кризисом, который довольно легко разрешить.

Вскоре начали появляться новые монашеские ордена, призванные возродить католические ценности. Капуцины проповедовали возвращение к строгим нормам устава святого Франциска. Кармелиты видели идеал жизни в аскетизме и бедности. Бонифратры заботились о больных. В 1840 году был основан монашеский орден нового типа.

Иезуиты

Первоначально орден представлял собой вполне обычное студенческое общество, члены которого помышляли исключительно о миссионерской деятельности. В 1535 году магистры-основатели побывали у папы, который высоко оценил их устремления. Правда, миссионерская деятельность осуществлена не могла быть. Намечалось заключение союза с Венецианской республикой. Один из основателей ордена преобразовал общество в полноценный орден.

Иезуиты подчинялись папе не только в религиозной и общественной деятельности, но и в плане военной организации. Они никогда не жили в монастырях. Их работа проводилась в миру.

Иезуитские поселения в сороковые годы XVI века уже существовали в Италии, Испании, Португалии, Германии, Нидерландах, Франции. К 1544 году их было уже девять. Верховенство папской власти иезуиты отстаивали во всех сферах. Позднее их стали подозревать в причастности к убийствам Генриха III и Генриха на IV.

Борьба с ересью

Булла Licet ab initio, вышедшая в 1542 году, учредила инквизиционный трибунал, который располагал широкими правами. Его цель заключалась в борьбе с ересью, которая выражалась в вынесении приговоров выдающимся деятелям эпохи: Джордано Бруно, Джулио Чезаре Ванини т. д. В 1543 году был наложен запрет на печать книг без разрешения инквизиции. К запрещенной литературе относились работы Макиавелли, Лоренцо Валлы, Эразма Роттердамского, Боккаччо.

Итоги

К чему привела Контрреформация? Церковь претерпела существенные административные изменения, что укрепило ее положение. Появились семинарии и учебные заведения нового типа. В ходе реформации церкви произошло обновление состава духовенства и были устранены явные недостатки, на которые так давно обращали внимание современники.

www.syl.ru

Реферат Контрреформация

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Контрреформация
  • 2 Проблема терминологии
  • 3 Католическая реформа до Реформации
  • 4 Начало Контрреформации
  • 5 Новые ордена
  • 6 Иезуиты
  • 7 Ход Контрреформации
  • 8 Тридентский собор
  • 9 Постановления Триденсткого собора
  • 10 Итоги Контрреформации
  • Примечания

1. Контрреформация

Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

Реформация потрясла католическую церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация»[1]. Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.


2. Проблема терминологии

Термины «Контрреформация» или «католическая реакция», широко используемые в литературе, являются спорными. В современной исторической науке принято обозначать действия католической церкви по восстановлению престижа и влияния не Контрреформацией, а католической реставрацией или католической реформацией. Связано это с тем, что в этом процессе была очень важна идея обновления, очищения церковных институтов от тех недостатков, в которых ее упрекали современники. Это не были коренные изменения, наоборот, на Тридентском соборе были подтверждены устоявшиеся положения относительно священных текстов, обрядов, таинств. Но те изменения, которые произошли внутри самого института церкви, несомненно, свидетельствуют о том, что одной из главных идей в это время было преображение веры и духовенства, стремление соответствовать духу времени. Новые условия породили и новые идеалы, в том числе и в религиозной сфере. Так, А. Г. Вульфиус в своей работе «Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа» писал: «Само слово „реакции“ подчеркивает противодействие против Реформации и тем самым отодвигает на задний план то весьма глубокое и интересное внутреннее перерождение католицизма в XVI и XVII вв., которое в нем совершалось наряду с борьбою против протестантизма» [2].


3. Католическая реформа до Реформации

Упреки по поводу упадка нравов внутри церкви были слышны уже в XII в., причем сами обвинителями выступали и папы (Иннокентий III), и канонизированные впоследствии праведники (св. Бернард). И внутри церкви были те, кто пытался искоренить эти недостатки. Католическая реформа началась в Испании и Италии. В Испании в XV веке начались преобразования церковной организации. Король Фердинанд Католик и королева Изабелла желали довести до конца начинания своих предшественников. Испания хотела иметь не столь зависимую от Рима церковь, поскольку она, как считали многие, имела огромные заслуги перед церковью в деле защиты религии от иноверцев. При Фердинанде и Изабелле назначение на высокие церковные посты стало происходить только с согласованием кандидатур с королевской властью, королевский суд был уполномочен принимать жалобы на злоупотребления духовного суда. За такие уступки королевская власть взяла на себя защиту церкви от еретиков (этой цели служит новая организация инквизиции, подчиненная королю) и заботы о церковной дисциплине. Все эти изменения, реформы не имели никакого отношения к протестантской реформации. К концу XV века католическая церковь, несмотря на несомненные явления упадка, таила в себе еще огромные запасы религиозной энергии. Существовало несколько спорных вопросов по поводу внутреннего устройства церкви и ее жизни: проблема верховенства власти соборов и пап, многие были за ограничение власти папы решениями соборов; вопрос о национальных церквях, защита национальных епископатов и монастырей от произвола папской курии; вопрос об отношении к слишком развившейся обрядовой стороне (поставил этот вопрос Эразм Роттердамский) и к элементам нового гуманистического образования. К разрешению этих проблем церковь приступила еще до появления на сцене Лютера и достигла значительных успехов [2]. Протестантское движение не было главной причиной католической реформации. Проблемы, существовавшие внутри института церкви, были очевидны еще раньше, и меры по изменению порядка также были предприняты ранее. Но Реформация Лютера поставила «новую и главную задачу: спасение церковного единства в борьбе с ересью. Решение это задачи сплеталось с прежними проблемами …» [2].


4. Начало Контрреформации

Началом Контрреформации можно считать отлучение папой Львом X от церкви Мартина Лютера в булле «Exurge Domini» 15 июня 1520 г. В первое время папство не считало церковный раскол серьезным. В Риме ситуация виделась временным кризисом, который можно достаточно быстро разрешить. И поэтому ни о каком компромиссе тогда не говорили, варианты реформ не рассматривались. Папа Адриан VI (1522—1523) на Нюрнбергском рейхстаге подверг критике преступления и ошибки пап, полагая, что признание промахов церкви разрешит ситуацию.


5. Новые ордена

В ходе католической реформы были созданы новые монашеские ордена. В 1527 г. был основан орден театинцев. Они желали восстановить ценности раннехристианской общины, апостольской жизни. В 1526 г. из ордена францисканцев выделился новый орден капуцинов, который проповедовал возвращение к строгим нормам устава св. Франциска. В ордене кармелитов появляется реформаторское крыло, идеал жизни они видели в аскетическом образе жизни и бедности. В 1530 г. появился орден барбанитов, монахи которого заботились о больных. Тогда же был основан орден св. Урсулы, который занимался попечением и воспитанием молодых девушек. Так, в 1540 г. (создан в 1536 г., но был утвержден как официальный двумя годами позже) был основан орден иезуитов. Это был орден нового типа.


6. Иезуиты

Основная статья Иезуиты

Орден иезуитов был основан 15 августа 1534 года Игнатем Лойолой. Первоначально это было «безобидное студенческое общество, мечтающее о миссионерской деятельности вреди магометан» [3]. Среди основателей ордена был будущий генерал ордена Игнатий Лойола. Позже, когда 9 молодых магистров-основателей ордена побывали на аудиенции у папы в 1535 г., стало понято, что понтифик высоко оценил их способности, но их миссионерская деятельность не может быть осуществлена. Папа собрался заключить союз с императором и Венецианской республикой, чтобы устроить новый крестовый поход против турок. Лойола преобразовал свою конгрегацию "1) в постоянную организацию и 2) в общество священников для выполнения внутренней миссии или своего рода католическую армию спасения под верховным командованием папы, ибо он видел ее применение и на военной службе, и потому, отправляясь в начале 1537 г. в Рим, он дал своему обществу название, под которым оно ведет борьбу и в наше время, — «Общество Иисуса» [3]. В 1530 г. проекты статутов Общества Иисуса были утверждены папской курией, но до 1543 г. число его членов не должно был превышать 60 человек. Этот новый орден напрямую подчинялся папе, в том числе и в плане военной организации. «Лозунг, который орден выставил в начале своей деятельности, был обращение масс, ушедших из ограды церкви» [3]. Методы такого возвращения: образование детей, рассказы о вере и ее устоях, а среди взрослых — деятельность в качестве духовников. То есть, особое внимание обращалось на исповедь, народ уже во многом отвык от такой практики. Были организованы миссии в Италии по обращению евреев в христианство. Число сторонников иезуитов росло. К концу 1544 г. в Европе насчитывалось 9 иезуитских поселений: по 2 — в Италии, Испании и Португалии, по 1 — во Франции, Германии и Нидерландах. К 1554 г. орден имел свои поселения уже от японских островов до бразильского побережья. В 1550-е гг. происходит новая смена курса ордена: «иезуит уже тогда был не только законоучитель, проповедник, духовник и миссионер, но в первую очередь преподаватель средних и высших классов» [3]. Генерал ордена Игнатий Лойола ведал всеми делами и полновластно руководил им. Главным принципом иезуитов был лозунг «perinde ac cadaver» — «труп в руках хозяина», то есть папы. Служение иезуитов папе Римскому было беспрекословным. Они отстаивали принцип верховенства власти папы во всех сферах вплоть до низложения монархов. Они выработали свою доктрину тираноубийства, за что их позднее стали подозревать в связи с убийцами Генриха III и Генриха IV. Иезуиты никогда не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру.


7. Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534—1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licet ab initio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационного наступления» [4]. При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такое деятели, как кардинал Гаспаро Контарини, Джакопо Садолето и «отец неополитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа». Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валла, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского.


8. Тридентский собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.

Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу.

В это же время император Священной Римской империи Карл V одержал несколько побед в войне с протестантами-курфюрстами. Это могло усилить позиции императорской партии на соборе, заставить и папскую партию пойти на уступки. Такого поворота событий не желал Павел III. Чтобы не допустить этой ситуации, он решил лишить Карла V своей военной помощи и отозвал свои войска из Германии, прекратил финансовую поддержку императорских войск. Место заседания собора было перенесено в Болонью. Но не все его участники огласились с этим решением. Возникла ситуация, когда часть собора заседала в Тренто, а часть находилась в Болонье. При этом и та, и другая часть фактически бездействовали.

Но в 1549 г. папа Павел III умер. Новым понтификом стал Юлий III. Император потребовал возобновления заседаний собора. Это было сделано в мае 1551 г., а в апреле 1552 г. собор вновь прекратил действовать. В январе 1562 г. Тридентский собор снова начал работать. Теперь речь на нем шла о том, чтобы реставрировать папство в духе «истинных начал католицизма» как единой религии. Ни о каких уступках протестантам не могло быть и речи.

Во всех католических странах должно было быть принято Тридентское исповедание веры: все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу. В ней говорилось о том, что приносящий ее полностью придерживается католического вероисповедания, его трактовки Священного Писания и других священных текстов, его таинства и обряды признаются во всей своей полноте единственно истинными.


9. Постановления Триденсткого собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собой в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным.

Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству» [1].

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви — торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно был идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Император Фердинанд I создал университеты в Вене и Праге. Если протестанты предоставляли князьям, перешедшим в их веру, возможность объединить в своих руках и светскую, и религиозную власть, то и Контрреформация давала такую же возможность. «С согласия папы, даже в союзе с ним, они могли сохранить за собой свои приобретения, и их влияние в католической церкви росло (с образованием тесного союза светской власти и папы)»[5]. Такое решение было обусловлено тем, что за правителем в вопросах веры в большинстве случаев следовало и дворянство. Таким образом, чтобы не потерять авторитета и усилить влияние, церкви необходимо было дать большую свободу светской власти.

Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол выдвинуть другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

Укрепление папской власти Папа Пий V (1566—1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. "Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника»[5].

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Еще на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. — Английскую коллегию, позже — Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.

Папа Сикст V (1585—1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью» [5]. Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри нее, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений»[5]. Из 15 конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а 5 были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной их сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции — она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотела начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.


10. Итоги Контрреформации

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

Примечания

  1. 12 История Средних веков: в 2 т. Т. 2: раннее Новое время: Учебник / Под ред. С. П. Карпова. — М., 2008. — 432с.
  2. 123 История. Под ред. С. А. Жебелева, Л. П. Карсавина, М. Д. Приселкова. Вып. 14. Часть I. А. Г. Вульфиус. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. Птб., 1922 г.
  3. 1234 Бемер Г., Ли Г. Ч. Иезуиты. Инквизиция. — Спб: Полигон, 1999. 1249 с.
  4. Лозинский С. Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986 г. С. 149
  5. 1234 Е. Гергей. История Папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.

wreferat.baza-referat.ru

Контрреформация

реформация и контрреформация, что такое контрреформация
Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж Римско-католической церкви и христианской веры.

Реформация потрясла Западную церковь. Это был сильный удар по ее позициям. Церковь вела борьбу с Реформацией, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна. «Система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом — известна в истории как Контрреформация». Кроме этих мер принимались и решения по изменению организации церкви.

Содержание

  • 1 Проблема терминологии
  • 2 Католическая реформа до Реформации
  • 3 Начало Контрреформации
    • 3.1 Новые ордена
  • 4 Ход Контрреформации
    • 4.1 Тридентский собор
    • 4.2 Постановления Тридентского собора
    • 4.3 Укрепление папской власти
  • 5 Итоги Контрреформации
  • 6 См. также
  • 7 Примечания

Проблема терминологии

Термины «Контрреформация» или «католическая реакция», широко используемые в литературе, являются спорными. В современной исторической науке принято обозначать действия католической церкви по восстановлению престижа и влияния не Контрреформацией, а католической реставрацией или католической реформацией. Связано это с тем, что в этом процессе была очень важна идея обновления, очищения церковных институтов от тех недостатков, в которых ее упрекали современники. Это не были коренные изменения, наоборот, на Тридентском соборе были подтверждены устоявшиеся положения относительно священных текстов, обрядов, таинств. Но те изменения, которые произошли внутри самого института церкви, несомненно, свидетельствуют о том, что одной из главных идей в это время было преображение веры и духовенства, стремление соответствовать духу времени. Новые условия породили и новые идеалы, в том числе и в религиозной сфере. Так, А. Г. Вульфиус в своей работе «Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа» писал: «Само слово „реакции“ подчеркивает противодействие против Реформации и тем самым отодвигает на задний план то весьма глубокое и интересное внутреннее перерождение католицизма в XVI и XVII вв.., которое в нем совершалось наряду с борьбою против протестантизма».

Католическая реформа до Реформации

Упрёки по поводу упадка нравов внутри Церкви были слышны уже в XII в., причем сами обвинителями выступали и Папы (Иннокентий III), и канонизированные впоследствии праведники (св. Бернард). И внутри Церкви были те, кто пытался искоренить эти недостатки. Католическая реформа началась в Италии и Испании. В Испании в XV веке начались преобразования Церковной организации. Король Фердинанд Католик и королева Изабелла желали довести до конца начинания своих предшественников. Испания хотела иметь не столь зависимую от Рима Церковь, поскольку она, как считали многие, имела огромные заслуги перед Церковью в деле защиты Религии от иноверцев. При Фердинанде и Изабелле назначение на высокие Церковные посты стало происходить только с согласованием кандидатур с королевской властью, королевский суд был уполномочен принимать жалобы на злоупотребления духовного суда. За такие уступки королевская власть взяла на себя защиту Церкви от еретиков (этой цели служит новая организация инквизиции, подчиненная королю) и заботы о Церковной дисциплине. Все эти изменения, реформы не имели никакого отношения к протестантской реформации.

К концу XV века Католическая Церковь, несмотря на несомненные явления упадка, таила в себе ещё огромные запасы религиозной энергии. Существовало несколько спорных вопросов по поводу внутреннего устройства Церкви и ее жизни: проблема верховенства власти Соборов и Пап, многие были за ограничение власти Папы решениями Соборов; вопрос о национальных Церквях, защита национальных епископатов и монастырей от произвола Папской курии; вопрос об отношении к слишком развившейся обрядовой стороне (поставил этот вопрос Эразм Роттердамский) и к элементам нового гуманистического образования. К разрешению этих проблем Церковь приступила ещё до появления на сцене Лютера и достигла значительных успехов. Протестантское движение не было главной причиной Католической реформации. Проблемы, существовавшие внутри института Церкви, были очевидны ещё раньше, и меры по изменению порядка также были предприняты ранее. Но Реформация Лютера поставила «новую и главную задачу: спасение Церковного единства в борьбе с ересью. Решение этой задачи сплеталось с прежними проблемами …».

Начало Контрреформации

Началом Контрреформации можно считать отлучение папой Львом X от церкви Мартина Лютера в булле «Exurge Domini» 15 июня 1520 г. В первое время папство не считало церковный раскол серьёзным. В Риме ситуация виделась временным кризисом, который можно достаточно быстро разрешить. И поэтому ни о каком компромиссе тогда не говорили, варианты реформ не рассматривались. Папа Адриан VI (1522—1523) на Нюрнбергском рейхстаге подверг критике преступления и ошибки пап, полагая, что признание промахов церкви разрешит ситуацию.

Новые ордена

В ходе католической реформы были созданы новые монашеские ордена. В 1527 г. был основан орден театинцев. Они желали восстановить ценности раннехристианской общины, апостольской жизни. В 1526 г. из ордена францисканцев выделился новый орден капуцинов, который проповедовал возвращение к строгим нормам устава св. Франциска. В ордене кармелитов появляется реформаторское крыло, идеал жизни они видели в аскетическом образе жизни и бедности. В 1530 г. появился орден варнавитов,в 1537 году — орден бонифратров, монахи которого заботились о больных. Тогда же был основан орден св. Урсулы, который занимался попечением и воспитанием молодых девушек. Так, в 1540 г. (создан в 1536 г., но был утвержден как официальный двумя годами позже) был основан орден иезуитов. Это был орден нового типа.

Иезуиты
Основная статья: Иезуиты

Орден иезуитов был основан 15 августа 1534 года Игнасио Лойолой. Первоначально это было «безобидное студенческое общество, мечтающее о миссионерской деятельности среди магометан». Среди основателей ордена был будущий генерал ордена Игнасио Лойола. Позже, когда 9 молодых магистров-основателей ордена побывали на аудиенции у папы в 1535 г., стало понято, что понтифик высоко оценил их способности, но их миссионерская деятельность не может быть осуществлена. Папа собрался заключить союз с императором и Венецианской республикой, чтобы устроить новый крестовый поход против турок. Лойола преобразовал свою конгрегацию "1) в постоянную организацию и 2) в общество священников для выполнения внутренней миссии или своего рода католическую армию спасения под верховным командованием папы, ибо он видел ее применение и на военной службе, и потому, отправляясь в начале 1537 г. в Рим, он дал своему обществу название, под которым оно ведет борьбу и в наше время, — «Общество Иисуса».

В 1540 г. проекты статутов Общества Иисуса были утверждены папской курией, но до 1543 г. число его членов не должно было превышать 60 человек. Этот новый орден напрямую подчинялся папе, в том числе и в плане военной организации. «Лозунг, который орден выставил в начале своей деятельности, был обращение масс, ушедших из ограды церкви». Методы такого возвращения: образование детей, рассказы о вере и ее устоях, а среди взрослых — деятельность в качестве духовников. То есть, особое внимание обращалось на исповедь, народ уже во многом отвык от такой практики. Были организованы миссии в Италии по обращению евреев в христианство. Число сторонников иезуитов росло. К концу 1544 г. в Европе насчитывалось 9 иезуитских поселений: по 2 — в Италии, Испании и Португалии, по 1 — во Франции, Германии и Нидерландах. К 1554 г. орден имел свои поселения уже от японских островов до бразильского побережья. В 1550-е гг. происходит новая смена курса ордена: «иезуит уже тогда был не только законоучитель, проповедник, духовник и миссионер, но в первую очередь преподаватель средних и высших классов». Генерал ордена Игнасио Лойола ведал всеми делами и полновластно руководил им. Главным принципом иезуитов был лозунг «perinde ac cadaver» — «труп в руках хозяина», то есть папы. Служение иезуитов папе Римскому было беспрекословным. Они отстаивали принцип верховенства власти папы во всех сферах вплоть до низложения монархов. Они выработали свою доктрину тираноубийства, за что их позднее стали подозревать в связи с убийцами Генриха III и Генриха IV.

Иезуиты никогда не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру.

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534—1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licet ab initio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационного наступления». При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такие деятели, как кардинал Гаспаро Контарини, Джакопо Садолето и «отец неаполитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа». Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валлы, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского.

Тридентский собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.

Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу.

В это же время император Священной Римской империи Карл V одержал несколько побед в войне с протестантами-курфюрстами. Это могло усилить позиции императорской партии на соборе, заставить и папскую партию пойти на уступки. Такого поворота событий не желал Павел III. Чтобы не допустить этой ситуации, он решил лишить Карла V своей военной помощи и отозвал свои войска из Германии, прекратил финансовую поддержку императорских войск. Место заседания собора было перенесено в Болонью. Но не все его участники согласились с этим решением. Возникла ситуация, когда часть собора заседала в Тренто, а часть находилась в Болонье. При этом и та, и другая часть фактически бездействовали.

Но в 1549 г. папа Павел III умер. Новым понтификом стал Юлий III. Император потребовал возобновления заседаний собора. Это было сделано в мае 1551 г., а в апреле 1552 г. собор вновь прекратил действовать. В январе 1562 г. Тридентский собор снова начал работать. Теперь речь на нем шла о том, чтобы реставрировать папство в духе «истинных начал католицизма» как единой религии. Ни о каких уступках протестантам не могло быть и речи.

Во всех католических странах должно было быть принято Тридентское исповедание веры: все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу. В ней говорилось о том, что приносящий ее полностью придерживается католического вероисповедания, его трактовки Священного Писания и других священных текстов, его таинства и обряды признаются во всей своей полноте единственно истинными.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собор в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное Предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным.

Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству».

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви — торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно было идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Император Фердинанд I создал университеты в Вене и Праге. Если протестанты предоставляли князьям, перешедшим в их веру, возможность объединить в своих руках и светскую, и религиозную власть, то и Контрреформация давала такую же возможность. «С согласия папы, даже в союзе с ним, они могли сохранить за собой свои приобретения, и их влияние в католической церкви росло (с образованием тесного союза светской власти и папы)». Такое решение было обусловлено тем, что за правителем в вопросах веры в большинстве случаев следовало и дворянство. Таким образом, чтобы не потерять авторитета и усилить влияние, церкви необходимо было дать большую свободу светской власти.

Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

Укрепление папской власти

Папа Пий V (1566—1572) стал проводить в жизнь реформы Тридентского собора. Он вел борьбу с непотизмом, торговлей должностями. При нем была образована Конгрегация Собора, которая следила за правильным толкованием решений Тридентского собора. В 1566 г. был издан «римский катехизис» для духовенства, а в 1568 г. реформирован «Римский псалтырь». Такие меры были призваны укрепить единство веры как у духовенства, так и у мирян. Окончательное формирование единого римского молитвенного ритуала было закреплено 14 июля 1570 г. буллой «Quo primum», которая требовала обязательного использования в католической церкви изданного тогда «римского молитвенника».

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, в Риме был основан Грегорианский университет, в 1569 г. Германская коллегия («Германикум») была реорганизована, открыли Греческую коллегию («грекорум») в 1577 г. для греков и армян, в 1579 г. — Английскую коллегию, позже — Шотландскую, Ирландскую и другие. Священники, обучавшиеся там, должны были не только стать опорой обновленной церкви, но и быть готовыми столкнуться с теми трудностями, которые неизбежно проявились бы в странах, где соседствовали католицизм и протестантизм. Однако при Григории XIII вновь возродился непотизм, против чего пытались бороться до этого.

Папа Сикст V (1585—1590) боролся с этими явлениями. Также он «явился создателем администрации Церковного государства и новой, современной системы единого управления церковью». Власть папы усилилась, однако роль коллегии кардиналов не стала незначительной. Внутри нее, согласно булле «Immensa aerteni Dei» от 22 января 1588 г., появились различные специальные конгрегации. «Они взяли на себя большинство функций бывших центральных папских учреждений». Из 15 конгрегаций 10 входили в единую систему церковного управления, а 5 были органами управления Папского государства. Кардиналы были приравнены по статусу и власти к светским князьям, они сами стали князьями церкви. Реформа, проведенная при Сиксте V, усиливала централизацию власти в церкви, делала самих пап гораздо более влиятельными.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции — она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Итоги Контрреформации

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

См. также

  • Реформация в Италии

Примечания

  1. 1 2 История Средних веков: в 2 т. Т. 2: раннее Новое время: Учебник / Под ред. С. П. Карпова. — М., 2008. — 432с.
  2. 1 2 3 История. Под ред. С. А. Жебелева, Л. П. Карсавина, М. Д. Приселкова. Вып. 14. Часть I. А. Г. Вульфиус. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. Птб., 1922 г.
  3. 1 2 3 4 Бемер Г., Ли Г. Ч. Иезуиты. Инквизиция. — Спб: Полигон, 1999. 1249 с.
  4. Лозинский С. Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986 г. С. 149
  5. 1 2 3 4 Е. Гергей. История Папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.

гипсовая контрреформация, контрреформация это, реформация и контрреформация, что такое контрреформация, що таке контрреформация


Контрреформация Информацию О




Контрреформация Комментарии

Контрреформация
Контрреформация
Контрреформация Вы просматриваете субъект

Контрреформация что, Контрреформация кто, Контрреформация описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Контрреформация - Шпаргалка по Средним векам

            Реформация - это религиозное, широкое политическое движение, направленное на реформу католической церкви в 16 веке.

            Контрреформация в 16 - 17 вв. - это:

- система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и движений: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом;

- католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

            Католическая Церковь начала борьбу с Реформацией и одновременно осуществляла церковную реформу, которая началась раньше, чем Контрреформация. С Римским престолом начали порывать друг за другом Англия, Швеция, Дания, Норвегия, часть немецких и швейцарских земель.

            Католическая реформа предусматривала обновление церкви и упорядочивание отдельных положений вероучения, обновление монашеской организации и появления новых орденов.

- 1520 - 1530 гг. - действия Контрреформации и обновление церкви малоэффективны из-за того, что Папы были заняты внешней политикой: Итальянскими войнами и дипломатическими событиями на Аппенинах.

            Переход к церковной реформе связан с понтификатом Павлом III (1534 - 1549 гг.), который выдвинул на высокие должности умных церковных должностных лиц и созвал Вселенский собор (при разрешении от императора Священной Римской империи германской нации Карлом5).

- 1542 г. - начал работать Высший инквизиционный трибунал в Риме (жертвой был Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини, Т. Кампанелла, Г. Галилей и др.)

- 1559 г. - появление «Индекса запрещённых книг» - сочинения протестантов и книги не соответствующие идеологии католицизма

- 1543 - 1563 гг. - работа Тридентского собора в городке Тренто между Италией и Германией, которая объединила католическую Церковь. Этот Собор подтвердил Папскую власть и обозначил границы начавшейся реформы католической церкви. Также подтвердил, что спасение души человека может произойти только через церковь, т.е. церковь - это посредник между Богом и человеком. Особое внимание или акцент делался на Причащении, осознании греха и покаяния и отмене индульгенции, что принесло известность в начале Реформации Мартину Лютеру.

            Контрреформация повлияла на:

1. Политическую обстановку. Помогла во владениях Габсбургов в Священной Римской империи, в Испании и Португалии, в княжествах Южной Германии и Италии. Но в Англии и Франции дала оппозицию.

2. Папа Пий 5 поддержал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу 9 войска для борьбы с гугенотами (протестанты, кальвинисты), участвовал в заговоре против Елизаветы I Тюдор (1533 - 1603 гг.; Добрая Королева-дева - королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров).

3. Папа Сикст 5 отлучил от церкви единственного наследника Франции - Генриха IV Великого Наваррского (1553 - 1610 гг.).

4. Вели наступление на протестантизм по всей Европе и особенно в Северной Европе: в королевствах Англии и Шотландии, но в 17 веке была сведена на нет.

5. Немецкие земли становились центром противоборства двух религиозно-политических коалиций.

6. Осложнение международных отношений.

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о