Эразм роттердамский портрет – «Портрет Эразма Роттердамского», Ганс Гольбейн — описание картины

«Портрет Эразма Роттердамского», Ганс Гольбейн — описание картины

Портрет Эразма Роттердамского — Ганс Гольбейн. 1523. Бумага на деревянной панели, 36,8 x 30,5 см.


   За свою жизнь художник создал несколько портретов великого ученого, прозванного «князем гуманистов». Первый портрет Эразма Роттердамского он создал в возрасте 25 лет. Это изображение выполнено в очень сдержанной манере, которую современный человек обозначил бы как минималистскую. Мыслитель изображен в профиль, на фоне зеленовато-оливковой стены без каких бы то ни было деталей. Он в темном головном уборе, характерном для его эпохи, в свободном серовато-коричневом одеянии с пышным объемным черным воротником. Благодаря сдержанной цветовой гамме и минимальному количеству деталей все внимание зрителей сфокусировано на профиле Эразма и на его руках, украшенных несколькими драгоценными перстнями. Он занят – пишет один из своих философских трактатов, и кажется глубоко погруженным в свои мысли.

   В этом же году мастер пишет еще один портрет Роттердамского, но совершенно другой по стилю и манере изображения. В нем нет сухости и скованности первой картины. Это богато декорированное полотно в глубоких, насыщенных красках. Сам мыслитель изображен в традиционной для портретов позе – в развороте в три четверти. Фоном служит уходящая в перспективу стена, украшенная бархатистой зеленой занавеской, деревянной резной полкой с несколькими книгами в ценных переплетах и со стеклянным прозрачным сосудом сверху.

   С другой стороны контрастом к темному одеянию Эразма служит выполненная в два цвета богато декорированная колонна. На ней имеется рельеф, покрывающий не только капитель, но и все поверхности.

   Портретируемый сидит со спокойным лицом и взглядом, направленным вдаль, положив руки на книгу – одно из своих сочинений. Мастер намерено выделяет его лицо и руки более светлыми, светящимися красками, так внимание зрителей фокусируется на самой личности философа.

   Эразм Роттердамский одет в богатые, свободные одежды, пышно украшенные светлым, рыжеватым мехом. Как и большинство картин Гольбейна Младшего, эта также отличается тщательно выписанными деталями. Мех изображен настолько совершенно, что кажется, можно ощутить его мягкость и пушистость. Тоже самое относится ко всем деталям полотна – они скрупулезно, точно и четко написаны. В результате вся небольшая по размеру картина становится настоящим шедевром живописи. Считавшийся при жизни гениальным рисовальщиком, Гольбейн перенес свои уникальные навыки и в живописные полотна. Именно портреты сделали его знаменитым на многие века.


muzei-mira.com

Эразм Роттердамский — биография, фото, произведения, личная жизнь, причина смерти

Эразм Роттердамский: биография

Эразм Роттердамский – известный европейский философ, ученый и гуманист Северного Возрождения. Поклонники его творчества звали исследователя «князем гуманистов». В числе заслуг Роттердамского изучение религиозных текстов с научной позиции, трактовка богословия, а также педагогические заветы.

Детство и юность

Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года, хотя некоторые источники указывают 1466-й и 1467-й как возможные годы появления мальчика на свет. Его родиной стала Гауда, располагающаяся неподалеку от Роттердама. Поэтому его фамилия – это скорее прозвище, обозначающее место проживания философа.

Портрет Эразма Роттердамского

Эразм оказался незаконнорожденным ребенком служанки и сына достопочтенных бюргеров, которому прочили карьеру священнослужителя. Вспыхнувшие между молодыми людьми чувства не ознаменовались свадьбой. Эразм воспитывался матерью под именем Гергард. Позднее в переводе с латинского языка его имя стали озвучивать как Дезидерий Эразм.

Мальчик испытывал тягу к знаниям. Поначалу он был учеником простой школы в Гауде, а затем школы Герта Грота, располагавшейся в Девентере. Основным профилем во втором учебном заведении была древняя литература. Эразм остался сиротой в 13 лет. Его семья оказалась жертвой чумы, а юношу отправили в монастырь. Родственники со стороны отца не проявляли интереса к нему, поэтому на перспективы можно было не рассчитывать.

Бюст Эразма Роттердамского

С 1486 по 1492 годы молодой человек жил в обители монахов-августинцев, где принял сан. Он посвящал обучению все свободное время, погружаясь в чтение книг, совершенствуясь в латыни и древнегреческом языке, познавая азы ораторского мастерства. Успехи юноши не остались без внимания, и он получил пост секретаря епископа французского города Камбре.

С 1493 по 1499 годы Роттердамский жил в Париже, где свел знакомство с лордом Маунтджоем. В совместном путешествии с высокопоставленной особой в Лондоне Эразм был представлен Томасу Мору, Джону Фишеру и Джону Колету. Новые знакомства положили начало продолжительной дружбе философов. В этот же период состоялся первый променад с британским королем Генрихом VIII.

Общественная деятельность

Эразм постоянно путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он получил диплом доктора богословия и был радушно принят Папой Римским. В Оксфорде в 1506 году философа пригласили к преподавательской деятельности, но он отдал предпочтение Кембриджу, сделавшему похожее предложение. Выбор был сделан, исходя из того, что в последнем преподавал приятель Джон Фишер.

Джон Фишер

Эразм Роттердамский стал педагогом древнегреческого языка и учил студентов богословию. Для занятий он самостоятельно перевел и истолковал Новый Завет. В этом заключалось новаторство исследователя, раскритиковавшего привычный подход к религиозному тексту. В 1511 году Роттердамского назначили профессором Кембриджа, а спустя 2 года он уехал в Германию. Затем последовал визит в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского философ стал советником короля. Ученый продолжал привычную работу и неустанно путешествовал.

Отдельное место в истории гуманизма занимает вклад Эразма Роттердамского. Он обладал безупречной репутацией и авторитетом в обществе. Единственным человеком, удостоившимся такой же славы, был Вольтер, чьи произведения были на пике популярности во 2-й половине 18 века. Слава Роттердамского гремела на всю Европу.

Ученый Эразм Роттердамский

Он состоял в переписке с правителями разных стран, папами и кардиналами, поддерживал добрые отношения с государственными мужами. Благодаря расположению сильных мира сего он мог стать кардиналом, получать пенсию от баварского правительства в случае предпочтения Нюрнберга для постоянного места жительства.

Авторитет Роттердамского был велик: к нему приходили за советом высокопоставленные чиновники и управленцы. Он отвечал на вопросы научного, политического и философского характера. Как истинный гуманист, Эразм Роттердамский придерживался идей о научном духе, радеющем за исследования и истинное знание.

Идеи и творчество

Первые книги автора увидели свет в Париже. Дебютное произведение под названием «Adagia» представляло собой компиляцию афоризмов и поучительных историй, прототипом которым послужили труды древних писателей. В 1501 году Эразм создал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», опубликованный в 1504-м. Философию духовного самосовершенствования он ставил превыше традиционных обрядов.

Иллюстрация к трактату Эразма Роттердамского «Похвала глупости»

В путешествии по Великобритании был создан труд под названием «Похвала глупости», содержащий критические мысли относительно схоластического богословия эпохи Средневековья. В нем мыслитель рассуждает о свершениях человечества и его ошибках, повторяющихся циклично, предрассудках и пороках, актуальных в любое время. Книгу переиздавали 40 раз при жизни автора. Она переведена на популярные языки мира.

Роттердамский обладал прекрасным чувством юмора, эрудицией и оптимизмом, поэтому свою веру в человека, готового бороться с собственным несовершенством, писатель отстаивал. В творчестве Эразм Роттердамский сочетал принципы философа с привычками ученого и талантом писателя. Современники звали его «европейский оракул», так как деятельность и взгляды мыслителя серьезно влияли на мировоззрение человека в 16 веке.

Писатель Эразм Роттердамский

В 1515 году вышла книга «Наставление христианского государя», а в 1516-м – «Жалоба мира», описывающие позицию мыслителя относительно завоевательных войн и пацифистских идей. В труде «О свободе воли» автор выступал против Реформации. Эразм Роттердамский прославлял гуманизм в различных направлениях. Он проявлял себя в качестве филолога, собирая, переводя и истолковывая произведения Еврипида, Лукиана и других древнегреческих авторов.

Исследователь также изучал фонетику языка, которая легла в основу науки о лингвистике Древней Греции. Богослов изучал Евангелие, толкуя его в смелом ключе. Он выдвигал критические предположения, не зная о том, что из них возникнет протестантское движение христианства. Еще одним направлением для развития мыслителя была педагогика. «Разговоры запросто», готовившиеся с 1518 по 1533 годы, входят в число самых популярных книг в этой области.

Книги Эразма Роттердамского

Роттердамский верил, что на развитие личности человека влияет воспитание, которое предполагает интеллектуальное развитие, заложение основ нравственности и формирование религиозных взглядов.

Физиологическое развитие – немаловажный сопровождающий фактор. Главная цель воспитания – раскрыть потенциал подопечного, уважая и помня, что каждый индивид несет ответственность за поступки. Эразм пропагандировал уважение и заботу о детях, дискредитируя насилие и телесное воздействие. Он также продвигал идею о необходимости обязательного образования для каждого.

Личная жизнь

Эразм Роттердамский вел образ жизни, подходящий священнослужителю. Он не участвовал в любовных интригах и имел безупречную репутацию в отношении общения с противоположным полом. У философа не было жены и детей, а всю его личную жизнь составляли путешествия и научные труды. Исследователи, описывающие биографию мыслителя, не находят ни одного компрометирующего доказательства.

Портрет Эразма Роттердамского работы Ганса Гольбейна

Однажды Ганс Гольбейн изобразил Роттердамского на портрете якобы заглядевшимся на девушку. Но персонаж на картине был явно смущен и испытывал неудобство от близости к женщине. Никто из приятелей Эразма не делился интригующими подробностями личной жизни философа, так как их попросту не было.

Смерть

Эразм Роттердамский скончался 12 июля 1536 года. Причиной смерти стала дизентерия. Его последним пристанищем оказался кафедральный собор Базеля, находящийся на Соборной площади в сердце города. В 1538 году на могиле философа установили памятник из красного известняка.

Памятник Эразму Роттердамскому

Мыслитель ушел в иной мир, закрепив за собой славу главы гуманизма. В наследство после себя он оставил обширную библиотеку и дорогостоящее имущество. В Базеле сегодня находится университет, где которое десятилетие существует Эразмовская стипендия. Студенты здесь помнят цитаты великого гуманиста.

Цитаты

«Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя».
«Вежливость порождает и вызывает вежливость».
«Все превращает любовь и немного делает мудрым».
«Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен».

Библиография

  • 1509 — «Похвала глупости»
  • 1511 — «Навозник гонится за орлом»
  • 1515 — «Воспитание христианского государя»
  • 1516 — «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»
  • 1524 — «О свободе воли»
  • 1530 — «О приличии детских нравов»
  • 1533 — «Разговоры запросто»

Фото

24smi.org

Эразм Роттердамский – краткая биография

Дезидерий Эразм Роттердамский (1466-1536), знаменитый западный писатель и учёный, родился 27 октября 1466 в Роттердаме; он был побочный сын; отец и мать его умерли, когда он был еще 13-летним ребенком. Он учился в девентерской школе, и уже тогда Агрикола удивился его необыкновенным способностям. По совету опекунов и одного из друзей, Эразм на 20 году поступил в Эммаусский монастырь (близ Гауды). Он прожил там пять лет (до 1491 года). Но от природы он был нерасположен к монашеству, а то, что видел он в Эммаусе, развило в нем это отвращение. Он до конца жизни с негодованием говорил о сухости сердца эммаусских монахов, о пошлости их разговоров, об их обжорстве и пьянстве. Эразм с радостью принял приглашение епископа камбрейского ехать с ним в Рим. Но раньше чем епископ собрался в путь, Эразм, рукоположенный в священники, получил от монастырского начальства разрешение и пособие ехать в Париж для изучения богословия.

Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523

Источник изображения

 

Схоластический характер преподавания в парижском университете не нравился Эразму; он говорил о парижских богословах: рассудок у них испорчен, язык варварский, манеры обращения грубы, жизнь лицемерна, слова ядовиты, сердце коварно. Эразм надеялся прожить своим трудом, отказался от монашеской карьеры, стал добывать пропитание себе частными уроками и литературной работой; это было тогда новостью. В своих сочинениях Эразм Роттердамский едко осмеивал лицемеров и обскурантов, омерзение к которым сохранил на всю жизнь.

Имя его уже пользовалось большой известностью, когда он поехал в Англию с молодым вельможей, воспитателем которого был; там он нашел себе друзей и покровителей в гуманистах Колете и Томасе Море. Некоторое время Эразм жил в Оксфорде и усовершенствовал свое звание греческого языка. Пробыв год в Англии, он в 1499 возвратился на континент и жил то во Франции, то в Нидерландах, занимаясь учеными трудами по классической литературе и по богословию. В это время Эразм Роттердамский издал свои знаменитые «Пословицы» (Adagia). Потом он поехал в Италию, прожил там несколько лет; гуманисты везде принимали его с почетом, как знаменитого товарища. По приглашению короля Генриха VIII, Эразм снова поехал в Англию и на пути туда написал начало своего знаменитого сатирического трактата «

Похвала глупости», Encomium moriae. Он противопоставляет в ней здравый смысл ученым нелепостям и осмеивает пороки. Эта маленькая книга Эразма Роттердамского, изданная с рисунками Гольбейна, имела громадный успех и была переведена на все языки западных народов.

 

 

Глупость, могущественная богиня, произносит у Эразма речь в похвалу себе, описывает свое царство, перечисляет своих подданных. Ей служат государи и нищие, поэты и ораторы, юристы и философы. Но самые верные её слуги монахи, схоластические богословы, церковные сановники. Монахи считают невежество благочестием, грязь и попрошайничество великими добродетелями, и из-за важных вопросов о числе узлов на поясе, о цвете мантии, о величине капюшона забывают заповеди христианства. Христос на страшном суде скажет: «Откуда эти новые евреи? Я обещал царство небесное не тем, кто ходит в монашеском платье, читает молитвы, перебирая четки, а тем, кто совершает дела веры и любви». От монахов речь Глупости переходит к епископам, забывающим о благе своей паствы, думающим только о деньгах, именьях, роскоши, наслаждениях, и к папам, берущим на свою долю роскошь и удовольствие, оставляющим труды и заботы на долю апостолам Петру и Павлу.

Прижизненное (1515) издание «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского с рисунками Гольбейна

 

Эразм Роттердамский и теперь недолго прожил в Англии (до 1513). Он не хотел занимать никакой должности; ему нравились свобода и ученый досуг; несколько времени он разъезжал по разным городам континента, не останавливаясь нигде надолго; но с 1516 жил большею частью в Базеле. Там Эразм напечатал свое издание греческого текста Нового Завета, составившее эпоху в богословии. Он восстановил текст по сличению множества рукописей с глубоким знанием языка и гениальной критической проницательностью; сравнение вариантов и объяснительные примечания этого издания дали основу всем дальнейшим богословским исследованиям. Эразм Роттердамский пользовался тогда глубоким уважением ученых во всей западной Европе, вел обширную переписку. Из его литературных трудов этого времени особенно важны «Разговоры» (Colloquia), написанные превосходным латинским языком в тоне известного античного скептика

Лукиана. Эта книга предназначена быть руководством к изучению хорошего латинского слога, в особенности разговорного; но в ней также разъясняется множество церковных, научных и общественных вопросов. Эразм написал тогда много филологических и богословских статей, издал много классических писателей с примечаниями, писал примечания к изданиям сочинений отцов церкви.

Своими трудами Эразм Роттердамский подготовил Реформацию. Потом говорили даже, что «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел». Но научный интерес был для Эразма выше религиозного, филологический выше догматического, и крутые перевороты не нравились ему, потому с началом церковной реформы он отстранился от Лютера.

Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523

 

Человек небольшого роста, слабого сложения, обыкновенно державший глаза опущенными, слушавший и говоривший с улыбкой, боязливый, вздрагивавший при слове «смерть», Эразм Роттердамский не был создан для роли вождя народных движений. При споре Рейхлина с обскурантами он уже держал себя молчаливее, чем следовало бы защитнику науки. Лютер совершенно не нравился Эразму, считавшему бесполезными ссоры из-за догматов, ожидавшему пользы от научного просвещения высших сословий. Он советовал противникам церковных злоупотреблений действовать умеренно и надеялся, что церковная иерархия сама произведет необходимые улучшения. Эразм Роттердамский уклонялся от сношений с реформаторами, не принял к себе Гуттена, бежавшего в Базель, и подвергся резким упрекам его. Но и противники реформации порицали Эразма за его холодность к борьбе их с реформаторами, говорили, что он выковал оружие для Лютера. Чтобы показать, что он чужд делу Реформации, Эразм писал против принятого Лютером учения Августина о предопределении. Обе враждовавшие между собою партии были враждебны Эразму; но католики все-таки считали его своим.

Эразм Роттердамский умер 12 июля 1536. Настроение его мыслей было философско-языческое, а не христианское. Он вел безукоризненную жизнь; ум его был свободен от религиозных суеверий. Он считал честную жизнь достаточной для душевного спокойствия. Набожности в Эразме не было совсем.

 

rushist.com

Описание картины Ганса Гольбейна Младшего «Эразм Ротердамский»

Ганс Гольбейн Младший — немецкий живописец Северного Возрождения. Один из первых художников, который сделал упор на светские, а не религиозные сюжеты. Так, Гольбейн завоевал расположение публики не только на родине, но и за рубежом.

Расцвет его карьеры начался с 1515 года, когда он со своим братом переехал в Базель, культурный центр и университетский город. Это событие повлияло на его дальнейшую карьеру, потому что дало значительный толчок в развитии живописного таланта начаниющего художника. Познакомившись с Эразмом Роттердамским, крупнейшим учёным, прозванным «князем гуманистов», Ганс Гольбейн получает свой первый большой заказ на книжную иллюстрацию.


Одновременно он пишет портрет Эразма Роттердамского, который мгновенно приносит ему славу. В этой картине он проявил себя как новатор, заведомо отказавшись от готической традиции письма, которая до этого момента преобладала в немецкой живописи XVI века. Живописное произведение мастера имеет характерную пластическую моделировку, поэтому его стилистику не спутаешь с другими авторами того периода. Первое, что приходит на ум, глядя на портрет учёного, это скрупулёзность, точность и сдержанность самого автора.

В портрете нет ни одного намёка на выдумку, настолько точно все прорисовано. Недаром Гольбейна называли мастером рисунка, а не живописи. Прежде чем браться за работу, он досконально прорисовывал портрет, наполняя его необходимыми деталями, а потом уже принимался за живописную прорисовку. На портрете художника лицо Эразма Роттердамского полно достоинства и спокойствия.

Это полотно стало одним из важнейших произведений базельского периода в его творчестве. Специфика передачи действительности свойственная только Гольбейну — реалистичность мастерства художника и отсутствие эмоциональной окраски у лиц портретируемых. Портретный жанр — та область живописи, где Гольбейн реализовался как художник.

opisanie-kartin.com

Эразм Роттердамский — Немецкая гравюра

1471–1528
Германия

Для увеличения нажмите на изображение

1526

Монограмма и дата MDXXVI

Надпись:

Imago erasmi roterodami ab alberto durero ad vivam effigiem deliniata (Портрет Эразма Роттердамского Альбрехтом Дюрером начертанный с живого образа)

Внизу по-гречески:

Την κρείττω τα συγγράμματα δείξει (Лучше его представят его писания)

Гравюра на меди

251×192 мм

Отпечаток из собрания ГМИИ

Середина XVI века

Водяной знак:
большие городские ворота

Инв. Г-2191

Примечания:

тонкий отпечаток с глубокими, хорошо пропечатанными штрихами (М. 105, d)

Доска:

Гота. Дворец Фриденштайн

germanprints.ru

Младший Ганс Гольбейн, «Образы смерти», «Портрет Эразма Роттердамского»

Живопись XV-XVI вв.

Ганс Гольбейн Младший – выдающийся немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Он учился у своего отца Ганса Гольбейна Старшего. Сдержанность, уравновешенность и вместе с тем отказ от преобладавших доселе в живописи готических традиций характеризуют его творчество.

Серия деревянных гравюр «Образы смерти», созданная Гольбейном в период Крестьянской войны 1524-1526 гг., оживляла «популярную» еще со времен средневековья тему смерти. Гольбейн нашел собственное художественное ее решение, суть которого – использование резкой антиклерикальной направленности мысли.

Смерть, традиционно изображенная в виде скелета, здесь уже не является «разбойником»: ее возмездие настигает каждого, кто этого заслуживает, она – жестокая кара, мерило высшей справедливости. Смерть у Гольбейна жестока к дворянам, ростовщикам, кардиналам и даже к Папе Римскому, но в то же время милосердна к беднякам, пахарям, старикам и детям. «Образы смерти» стали отражением гражданской позиции самого Гольбейна, дружившего с Эразмом Роттердамским и придерживавшегося идей гуманизма и всечеловеческого равенства. Гольбейном созданы зарисовки к «Похвале глупости», и именно его кисти принадлежат знаменитые портреты самого мыслителя.

Несмотря на радикальные взгляды, Гольбейн не участвовал в современных ему восстаниях, скорее, он придерживался позиции стороннего наблюдателя. С момента поражения крестьянской войны он переехал в Англию на постоянное жительство, став придворным портретистом. Собственно, портреты – это та область живописи, где Гольбейн достиг высочайшего мастерства и полностью реализовался как художник. Интересно, что лица людей, изображенных на картинах, абсолютно спокойны и полны достоинства. Уравновешенность, строгость и педантичность в изображении деталей вообще характерны для манеры Гольбейна.

Несмотря на видимое отсутствие ярких эмоций на «портретных» лицах, их индивидуальность несомненна. Кроме того, реалистичность мастерства художника настолько высока, что зрителю не приходится сомневаться в доподлинной схожести портрета с оригиналом.

Гольбейн входит в число тех авторов, которые оставляют собственное «я» за пределами работы, только реально существующая натура остается на полотне, именно поэтому Эразм Роттердамский на портретах ироничен и глубок одновременно – таким он и остался в памяти современников. Нет ни малейшего намека на фантазию автора, только досконально точное отображение объема на плоскости. Пластическая структура лица передана с помощью гибкой контурной линии, очерчивающей только те объемы, которые, собственно, и определяют структуру и особенности запечатленного лица.

Гольбейн по праву считается мастером рисунка, именно в этом жанре присутствует та художественная жилка, которая подчеркивает веру самого художника во всесильность живописи, запечатлевающей все вокруг абсолютно таким, какое оно есть на самом деле. Всякая субъективность зрения в работах Гольбейна отвергалась. Не случайно немецкий искусствовед Вельфлин говорил о его картинах как о «…совершеннейшем искусстве бытия, из которого удалены все элементы простой видимости». Абсолютная бесстрастность, абсолютная объективность не позволяют относиться равнодушно к творчеству Гольбейна. Великолепный мастер реализма, он, по словам Крамского, как будто «проникал в самую глубь человеческого лица», приравнивая творчество к глубокому научному исследованию.

Эмиграция в Англию трагическим образом совпала, а отчасти и предопределила эпоху длительного кризиса немецкого искусства, тогда как именно с именем Гольбейна связывается расцвет английской портретной живописи. Существует мнение, что вынужденный отъезд с родины повлиял на «уход» живописца в глубины своего ремесла, определившего формирование его отточенного реализма и объективизма, что породило, в свою очередь, его мастерский почерк.



jivopis.org

Эразм Роттердамский — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Эра́зм Роттерда́мский (полн. Эразм Дезидерий Роттердамский; Erasmus Roterdamus Desiderius) (28 октября 1467, Роттердам — 11 июля 1536, Базель) — гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), богослов, филолог, писатель. Автор «Похвалы Глупости» — сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее.

Незаконнорожденный сын священника, Эразм первоначальное образование получил в школе «братьев общей жизни» в Девентере. В 1486 году он стал монахом, вступив в братство регулярных каноников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древние языки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжил образование в Париже, где познакомился не только с богословской мыслью поздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большое влияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста Лоренцо валлы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 году Эразм впервые посетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами и Т. Мором.

Общеевропейскую известность Эразму принесло первое издание в 1500 году «Адагий» — собрания поговорок, или крылатых слов, найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых в качестве реликтов стародавней мудрости, наставления которой, как стремился показать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 году был написан религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина» (1504), в котором сформулированы основные принципы эразмианской «философии Христа» (или «небесной философии»), подчеркивавшей в христианстве не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовыми заповедями.

С 1506 по 1509 год Эразм жил в Италии, в туринском университете был удостоен степени доктора богословия, а находясь в Венеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием. Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостях у Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру «Похвала Глупости» (1511): в этом произведении в шутливо-серьезном автопанегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества и вместе с тем проводил гуманистические идеи.

Титульный лист «Наставления христианского государя»

Со временем Эразм приобрел широкую известность и славу, став в глазах образованного европейского общества главой так называемой «республики ученых». С его мнением считались не только в вопросах научных и литературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогали меценаты, предлагали свое покровительство светские государи и князья церкви. Однако с 1514 году Эразм предпочел обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложились дружеские отношения с типографом И. Фробеном, ставшим его главным издателем.

Откликаясь на развернувшиеся в ренессансной политической литературе дискуссии о типе идеального монарха, Эразм в 1515 году написал «Наставление христианского государя» (1516). В 1516 году он сочинил (в жанре речи) и издал «Жалобу мира», в которой с позиций гуманизма показывал пагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народам Европы.

Прижизненное издание

Большое место в творчестве Эразма занимали переводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов — Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм также способствовал изданию текстов древних писателей. Он опубликовал вместе с собственными комментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии («Вульгаты», конец IV в.). Особо важное значение имело предпринятое им в 1517 году издание греческого текста «Нового Завета», а затем его новый перевод на латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями и существенно отличающийся от «Вульгаты», что вызвало нарекания со стороны ревнителей католической ортодоксии.

Гравюра

Некоторое время Эразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германии идеологической борьбы, вызванной Реформацией, несмотря на желание обеих сторон привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524 году, опубликовав трактат «О свободе воли», Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером, который в ответном сочинении «О рабстве воли» (1525) отстаивал тезис, прямо противоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, ученый опубликовал еще несколько сочинений, в их числе «О желанном церковном согласии» (1533).

Ряд сочинений Эразма посвящен проблемам воспитания. В течение многих лет (1518-1533) он работал над главным своим этико-педагогическим сочинением «Разговоры запросто», пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось в его связи с формированием нравственно ответственной личности.

  • Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.
  • Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.
  • Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.
  • Безелянский Ю. Н. Культовые имена от Э до Э: От Эразма Роттердамского до Умберто Эко. — М.: Радуга, 2004.
  • Цвейг Стефан. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. — СПб.: Бельведер, 2001.
  • Похвальное слово глупости. М.; Л., 1931.
  • Разговоры запросто. М., 1969.
  • Философские произведения. М., 1986.
  • Жалоба мира // Эразм Роттердамский и его время. М., 1989. С. 244-274.
  • Opera omnia. Lugduni Batavorum. 1703-1706. T. 1-10.
  • Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. — Москва: Эксмо, 2006.
  • Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М.: Наука, 1986.

megabook.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *