Эпоха эллинизма это – Эллинизм — Википедия

Эпоха эллинизма

Появление термина

Термин эпоха эллинизма появился в первой трети XIX века. Немецкий учёный в своей книге «История эллинизма» впервые употребил данное словосочетание. Изначально понятие «эллинизм» понималось как распространение эллинистической, то есть греческой, культуры среди населявших Средиземноморье народов. Позднее этот термин приобрёл иное значение. Историк Константин Константинович Зельин предложил рассматривать эллинизм как определённый период развития в античном мире рабовладельческих отношений.

Определение 1

Эллинизм – это политическое, социально-экономическое и культурное явление, определяющееся слиянием греческих и восточных традиций.

Именно этого определения стали поддерживаться большинство современных историков в своих трудах.

Хронологические рамки

История Средиземноморья включает в себя эпоху Эллинизма. Этот период продолжался три века. Обычно считается, что начинается эллинистическая эпоха с первого похода Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и завершается в 30 г. до н. э. полным подчинением Римом птолемеевского Египта.

Периодизация эллинистической эпохи

Обычно в эпохе эллинизма выделяется три основных периода:

  1. 334-280 гг. до н. э. – ранний эллинизм. Он охватывает время от образования державы Александра Македонского до её распада, в результате чего образовались эллинистические государства;
  2. 280-220 гг. до н. э. – классический эллинизм. Это период политической стабильности в эллинистическом обществе;
  3. 220-30 гг. до н. э. – установления господства Рима в эллинистических государствах.

Характерные черты эллинистических государств

Александр Македонский мечтал создать мировую империю, но после его смерти в 323 году до н. э. диадохи разделили завоеванные им территории и образовали независимые государства.

Определение 2

Диадохи – это полководцы, ставшие преемниками власти после смерти Александра Македонского. Среди них особую известность приобрели Птолемей, Селевк, Антигон Одноглазый.

Образованные диадохами государства формируются по принципу эллинистических монархий.

Определение 3

Эллинистическая монархия – это сочетание восточных деспотических традиций и ценностей греческих полисов.

Самостоятельность полисной организации общества сохранялась и в условиях монархической формы правления. Управлял эллинистическим государством обычно царь, которому принадлежала вся власть в стране. Он опирался на бюрократический аппарат, выполняющий функции исполнительной власти. Крупные города, такие как Александрия, обладали автономией. Граждане независимых городов были наделены особыми правами.

Если предыдущий период греческого мира характеризуется постоянными войнами между полисами, то эпоха эллинизма принесла стабильность. Несколько крупных эллинистических государств смогли создать прочную систему. Она определялась общими чертами в экономическом, политическом и культурном развитии. Доказательством этого служит единая денежная единица, беспрепятственность миграции между государствами.

Греческая культура и язык начали широко распространяться среди населения государств диадохов. На этих территориях возникает и развивается классическое рабство.

Эллинистические государства

На завоеванной Александром Македонским территории образовывались и развивались эллинистические государства, управляемые диадохами. К ним относятся:

  1. Государство Птолемеев в Египте.
  2. Государство Селевкидов на территории Вавилонского царства. Постепенно из него выделились:

    • Греко-Бактрийское царство на территории Афганистана;
    • Индо- греческое царство на территории Пакистана;
    • Коммагенское царство на территории восточной Турции.
  3. Пергамской царство на месте западной Турции.

  4. Понтийское царство на месте северной Турции, из которого позднее выделилось Боспорское царство.
  5. Ахейский союз на землях Греции.

С формированием эллинистических государств центр экономической и культурной жизни из Греции перемещается в Египет и Малую Азию.

spravochnick.ru

Эпоха эллинизма

Эпоха эллинизма

Эпоха эллинизма – это период дальнейшего развития античной философии Термин «эллинизм» ввел в употребление немецкий историк И.Г. Драйзен – автор «Истории эллинизма» (эллин – древний грек, живший в эпоху Александра Македонского), Эта эпоха продлилась около трех веков, начиная от имперских завоеваний Александра Македонского и заканчивая подчинением Риму последнего свободного государства (Египта) в 30 г. до н.э. Наиболее важный социально-политический признак эпохи – крушение греческого полиса и создание огромных военно-монархических объединений-империй. В 147 г. до н.э. Греция потеряла независимость став римской провинцией. Роль культурных центров начинают играть центры крупнейших эллинистических монархий – Александрия, Антиохия, Пергам и , позднее, Рим. Древнегреческая культура, отстаивавшая свою чистоту от «варваров»переросла в эллинистическую, которая ассимилировала традиции и верования огромного района Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки. Тождество человека и гражданина, характерное для античного полиса и античной философии, было нарушено. Появился субъект нового типа – осознающий себя как нечто отличное от государства, общества. При этом социально-историческая действительность, с одной стороны, требовала универсального развития этого субъекта, с другой – человек находился а постоянном антагонизме с военно-монархической организацией и нуждался в создании своего индивидуального, внутреннего мира. Противоречия между универсализмом и индивидуализмом, а так же между государством и личностью, пронизывает всю эллинистическую эпоху. Философия по-прежнему рассматривает чувственно-материальный космос, но не как объект, которому надо дать объяснение, а по выражению А.Ф. Лосева, «как колоссальный мировой субъект», который дает это объяснение. Философия сосредоточилась на субъективном мире человека. Метафизика как философия по преимуществу уступает место этике, главным вопросом философии этого периода становится не то, что есть вещи сами по себе, а то, как они к нам относятся. Философия все больше стремится стать учением, разрабатывающим правила и нормы человеческой жизни. В этом сходны основные философские направления эпохи элиинизма, в том числе эпикуреизм, скептицизм, стоицизм и в определенной мере неоплатонизм.

Эникуреизм как философская школа просуществовал с IV в.до н.э. по IV в.н.э. Его главные представители – Эпикур и Тит Лукрецкий Кар – в качестве метафизической основы своего этического учения использовали идеи древнегреческого атомизма, внеся радикальные изменения в понимание природы атомов: атомы могут произвольно «отклоняться» от траектории своего движения в любой точке пространства и в любой момент времени. Теория «самоотклонения» атомов, освобождая место случайности в космосе, делала возможной свободу человека в этике.

Эпикуреизму не повезло в смысле адекватного понимания, особенно обыденным сознанием. Часто его рассматривают как теорию, обосновывающую стремление к чувственному удовольствию, как высшей цели (гедонизм). На самом деле удовольствие, о котором говорили эпикурейцы, было умеренным и сдержанным наслаждение души, полным благородного спокойствия и умственного равновесия (эвдемонизм).

Для Эпикура философия есть деятельность, которая посредством рассуждений приводит к счастливой жизни. Последняя понимается как «свобода от телесных страданий и душевных тревог». Духовные наслаждения при этом ценятся выше телесных. Главные препятствия на пути достижения счастья – вера человека в бессмертие (как причина страха смерти) и вера во влияние богов на человеческую жизнь. Эпикуреизм доказывал, что смерть вообще не касается человека, а непричастность богов людским делам оригинально доказывал наличием зла в мире. Характерен для эпикурейцев отказ от участия в политической жизни. Лишь обращаясь к самому себе и друзьям, можно обрести покой и душевное счастье. Эпикурейский идеал мудреца – это человек, обладающий непоколебимым душевным покоем и счастьем, являющийся хозяином самому себе, его счастье настолько полно, что он не завидует другим.

Скептицизм – философское направление эпохи эллинизма, просуществовал с конца IV в. до н.э. по III в. н.э. Крупнейшие представители этого направления – Пиррон (365-275 гг. до н.э.), Секст Эмпирик (II-III вв.н.э.),. Исходное положение скептиков – отрицание истинности любого знания. Исходя из положений Гераклита об изменчивости, текучести мира, отсутствия в нем четкой определенности, скептики приходят к выводу о невозможности достижения объективного знания о мире, а следовательно, и невозможности рационального обоснования норм человеческого поведения. Единственная правильная линия поведения в этих условиях – воздержание от суждений как средство достижения атараксии (невозмутимости ко всему внешнему). Но так как в состоянии абсолютного молчания и бездействия жить практически невозможно, то мудрый человек должен жить сообразно законам, обычаям или же благоразумию, сознавая, что такое поведение не основано на каком-либо твердом убеждении. Скептицизм – это не полный, можно сказать, стыдливый агностицизм, предлагающий человеку в жизни плыть по воле волн.

Стоицизм как специфическое философское направление просуществовало с III в. до н.э., по III в.н.э. Основанный Зиноном Китийским стоицизм имеет следующую периодизацию: Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.; Зеном, Клеанф, Хрисини), Средняя стоя(II-I вв. до н.э.; Панэций, Посидоний), и Поздняя Стоя (I-II вв. н.э.; Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий). Широкое распространение философия этой школы получила в Древнем Риме.

Уже при одном слое «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возникает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным несмотря на все неприятности и несчастья, им переживаемые. Действительно, стоики в своих воззрениях, безусловно, выдвигали на первый план понятие спокойного и уравновешенного мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики. Стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении.

Как и у эпикурейцев, ведущее место в системе стоической философии занимает этика (учение о том, как жить «согласно природе»), но опирается она не только на физику (учение о природе), но и на логику (учение о высказывании). Множеству атомов Эпикура, стоики противопоставляли космос (мир) как единственный, целостный одушевленный телесный организм, подчиняющийся неумолимым законам Логоса. Учение о мироправящем Логосе и о периодическом воспламенении мира стоики почерпнули у Гераклита. Душу космоса как живого вещества составляет «пневма» (огненный эфир, движущая сила вещества), разлитая по все органам и связывающая мир в единое целое. Различие качеств отдельных вещей зависит от степени «напряжения» пневмы. Человек неотъемлемая часть космического целого, и его жизнь предопределена необходимыми законами целого, судьбой. Таким образом, логическое следование отождествляется у стоиков с физической причинностью. Это приводит к отрицанию случайности и фатализму (предопределенности). Добродетель для стоиков состоит в подчинении вселенскому закону, управляющему миром: жить надо ради и во имя целого.

Отличительную черту человека как субъекта стоики видели в бестелесном «лектоне», «невещественном смысле каждой вещи», умении осмысливать существующее с помощью слова. Учение об обозначаемом как словесно выраженном (лектон) является первым в истории философии подходом к созданию семантики. Разработанная стоиками система категорий внесла существенный вклад в развитие логики.

Идеал стоиков – человек мужественно и с достоинством подчиняющийся судьбе, истинное счастье – в свободе от страстей, спокойствии духа, и это отнюдь не дар природы, а результат самовоспитания. Благо стоики сводили к четырем добродетелям: благоразумию, умеренности, мужеству, справедливости. Противоположность этих состояний составляет зло. Все остальное – жизнь и смерть, здоровье и болезнь, богатство и бедность не зависят от человека и, следовательно, относятся к сфере нейтрального. Объект выбора человека – душевное состояние, а оно не зависит от происходящего с телом.

Поздний, или римский, стоицизм характеризуется ограничением философии этикой, повышенным вниманием к интимным, религиозным переживаниям, усилением пессимизма в трактовке мира и человека. В стоицизме очень силен мотив духовной связи человека с человеком и мировым целым. Именно здесь на основе причастности всех людей Логосу формируется идея братства всех людей. Суровая историческая действительность эпохи эллинизма, а особенно периода Римской империи, когда нравственное разложение достигало своего апогея, весьма способствовало распространению стоических идеалов, вдохновлявших на самообладание, бесстрастие и покорность судьбе. Следует так же отметить, что стоицизм в значительной мере повлиял на формирование раннего христианства.

Неоплатонизм – последнее самобытное течение античной философии – систематизировал основные платоновские идеи, дополнив их идеями стоицизма и аристотелизма. Основателем течения был Плотин (205-270 гг. н.э.), главными представителями – Порфирий (III в.), Ямвлих (IV в.), Прокл (Vв.). Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка платоновской триады единое – ум – душа и доведение их до космического масштаба.

Абсолютным первоначалом бытия, с точки зрения неоплатонизма, является Единое, которое невыразимо в силу своего бесконечного богатства и полноты; к нему не может относится ничто из области конечного. Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь. Это Сверх-бытие, Сверх-мысль, Сверх-жизнь. Единое есть благо, которое само себя творит, «самопродуцирующая активность». Объясняя происхождение всего сущего из Единого, Плотин прибегает к образу света, освещающего все вокруг себя, извечного источника эманации, посредством которой возникают все менее совершенные и все более множественные сферы бытия. Порождая все сущее, Единое ничего не утрачивает. Процесс происходит вне времени, Единое свободно создает самого себя в бесконечной потенции, порождая также отличное от себя. Вторая ипостась Единого – Ум или Дух, само себя мыслящее мышление (Аристотелевский бог), которое содержит в себе, как свое свободное достояние, множественный мир платоновских идей Обращенный к единому Ум един. Отвращенный от Единого Ум множественен. Мысля свое содержание – идеи, Ум одновременно и творит их. Третья ипостась Единого – Душа. Ее отличие от Единого и Ума в том, что она существует во времени. Непосредственно мировая Душа происходит от Ума, опосредованно – от Единого. Душа имеет две стороны: верхняя обращена к Уму, нижняя – к чувственному миру, выступая источником движения и порождения конкретных единичных вещей. Материя есть тьма угасания, свечения Единого. Материя в неоплатонизме – источник зла, но так как она не является самостоятельным началом, так и зло – это всего лишь недостаток, должного быть добра. Все сущее, в свою очередь, стремиться к Единому, но наиболее осознано это стремление проявляется у человека, душа которого в состоянии экстаза способна отделиться от тела и слиться с Единым как с Богом.

Неоплатоновское учение о триединстве Единого, Ума и Души и мистическом постижении Единого, а также рассмотрение зла как недостатка добра оказали существенное влияние на формирование некоторых догматов христианства в учениях «отцов церкви», как западных, так и восточных. При всех различиях неоплатонизма и христианства и даже их враждебности в определенные исторические периоды, главное у них было общим – учение о существовании высшего мира имеющего абсолютный приоритет перед низшим. В неоплатонизме античная философия приходит к преодолению субъект-объектной антимонии за счет возврата к идее о трансцендентном, сверхразумном Едином, которое постижимо лишь мистически. Жизненность неоплатонизма во многом была обусловлена тем, что он явился органичным сплавом теоретической метафизики, религиозно-мистических идей, восходящих к эзотерической философии и практической философской этике как образа жизни.

Античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения – это живая картина становления теоретической мысли, полная смелых, оригинальных, мудрых идей, Это великое торжество разума. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и усердием углубляется в их творения.

studfiles.net

Эллинистическая эпоха — это… Что такое Эллинистическая эпоха?


Эллинистическая эпоха

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин введён в 1830-х Дройзеном.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

Формирование эллинистического мира: войны диадохов (конец IV — начало III веков до н. э.)

См. Селевкиды.

Упадок эллинистических государств вследствие римской и парфянской экспансии (II — конец I веков до н. э.)

Эллинистическое искусство

Литература

  • Зельин К.К. Некоторые основные проблемы истории эллинизма // СА. 1955. Вып. 22;
  • Кац А.Л. Дискуссия о проблемах эллинизма // СА. 1955. Вып. 22;
  • Кошеленко Г.А. Эллинистическая эпоха в современной науке (некоторые проблемы) // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Востока. М., 1978;
  • Левек П. Эллинистический мир / Пер. с фр. М., 1989;
  • Павловская А.И. Эллинизм // Советская историческая энциклопедия. Т.16. М., 1976. С. 458-476;
  • Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950;
  • Свенцицкая И.С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. М., 1963;
  • Тарн В. Эллинистическая цивилизация / Пер. с англ. М., 1949;
  • Штаерман Е.М. Эллинизм в Риме // ВДИ. 1994. № 3;
  • Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990.

Ссылки

См. также

Эллинистическая Греция

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Эллина Зверева
  • Эллинистическая цивилизация

Смотреть что такое «Эллинистическая эпоха» в других словарях:

  • Эллинистическая цивилизация — Эллинизм период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (334 323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно… …   Википедия

  • эллинистическая наука (закат) — Закат эллинистической науки     Мы видели, что магический период расцвета эллинистической науки был относительно кратким около полутора веков.     145 год до н.э. первый кризис Музея и Библиотеки. Птолемей Фискон оказался в удручающем контрасте с …   Западная философия от истоков до наших дней

  • История Средиземноморья — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Древние Афины — Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года …   Википедия

  • Эллинизм — Эллинизм  период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно… …   Википедия

  • Язычество греко-римское — § 1) Анимизм в тесном смысле слова (культ душ). Древнейшей ступенью греко римской религии мы должны признать ту, которая является для нее общей с большей частью первобытных религий не только европейских, но и других народностей; это культ душ… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эллинизм —    термин, которым определяют период в истории Греции и стран Вост. Средиземноморья с походов А. Македонского (334 323 до н.э.) до окончательного завоевания Востока Римом (30 до н.э.). Термин «э.» ввел в научный оборот в 30 х гг. прошлого века… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Война — I. Согл. Закону, ведение В. подчинялось Божьей воле (Втор 20), к рую испрашивали перед началом воен. действий (Суд 1:1; 20:18,27 и след.; 1Цар 14:37; 23:2; 30:8; 3Цар 22:5). Господь устанавливал пределы обычной в то время жестокости (Втор 20:1 и… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Древнегреческая мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать …   Википедия

  • ПАЛЕСТИНА — историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли, составлявшие в конце 20 в. территорию Израиля, оккупированных Израилем Западного берега реки Иордан… …   Энциклопедия Кольера


dic.academic.ru

Эпоха эллинизма

1. Исторический очерк

2. Александр Македонский

3. Эллинистическая культура

Заключение


Введение

История эллинизма мало привлекало историков и до середины XIX в. она совершенно не была разработана. После великих достижений культуры Афинской рабовладельческой демократии V в., создавшей изумительные, до сих пор пленяющие нас произведения искусства выдающихся гениальных философов, выдающихся государственных деятелей, непревзойденных мастеров художественного слова. Вся последующая история Греции представлялась бледной, малосодержательной, не стоящей внимания.

От обаятельной классической Греции историки предпочитали перейти к республиканскому Риму. Только Александр Македонский, великий завоеватель, поразивший воображение не только современников, но и последующие поколения, занимал в истории античности подобающее место. При изучении истории ограничивались констатированием факта, что после его смерти воздвигнутое им грандиозное сооружение рассыпалось.

К тому недостаточность источников и трудность их истолкования и согласования, чрезвычайная сложность политической истории эллинизма отпугивала исследователей. Исследование периода упадка и иссякания творческих сил греческого народа мало привлекала.

У Нибура даже вырвалось пожелание: “..чтобы земля разверзлась и поглотила македонцев.”

Между тем эллинизм- целая эпоха в истории древности. Она занимает три столетия- от 336г. (год воцарения Александра) до 30г. до н. Э. (год завоевания Римом последнего крупного эллинского государства- Египта). Он охватывает почти весь тогдашний цивилизованный мир. Можно сказать, что история эллинизма- это всемирная история того времени. В ней зародилась идея- научные, философские, этические, религиозные, котoрые веками владели миром. Произошли значительные сдвиги в экономике, политических формах, в общественном сознании, в культуре.

По отдельным эллинистическим странам и по отдельным проблемам истории эллинизма написана за последние десятилетия обширные серьезные исследования, но об эллинизме в целом серьезных трудов не появилось. Исключение составляет, пожалуй, представляющая несомненный интерес книга Тарна « The Hellenistic civilization », вышедшая впервые в 1927г.


1. Исторический очерк

Что означает «эллинизм»? Для одних он означает новую культуру, состоящую из греческих и восточных элементов; для других- распространение греческой культуры на страны Востока, для третьих- продолжение, развитие чистой линии все той же более древней цивилизации; для иных- эта та же греческая цивилизация, но видоизмененная под влиянием новых условий.

Все эти теории содержат долю истины, но ни одна из них не является полной истиной, т. к. являются детальными. Для того, чтобы получить правильную картину, нужно рассмотреть совокупность всех явлений.

Термин «эллинизм» является условием для цивилизации трех веков, в течение которых греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины, никакое общее определение не может полностью охватить этот
процесс.

Изучить «эллинизм» как историческую эпоху и понять его во всем его своеобразии нельзя без учета того основного факта, что «эллинизм»- этап в истории античного рабовладельческого общества.

В эпоху «эллинизма» мир изменился и расширился. Греческим языком можно было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Национальность отступает на второй план; общий язык и общее
воспитание содействуют развитию общей культуры. Литература, наука и прежде всего философия связаны в известной мере с более широким миром, чем Греция. Торговля стала международной. «Эллинизм» установил иные формы государства вместо восточной деспотии и эллинского полиса. Но эллинистические монархии на Востоке, Македонская коалиция, Ахейский и Этолийский союзы на Балканах не ликвидировали греческого полиса с его узкими интересами. Конечно, то не были независимые города- государства, но существование их связывало граждан со старыми учредителями полиса.


С другой стороны, и восточная деспотия не была ликвидированы. Приемники Александра продолжали действовать подобным же образом. Даже в области культуры, где «эллинизм» означает коренной переворот, дело не было доведено до конца; не были поглощены восточные культуры, не была забыта эллинская культура классического периода.

Таким образом, эллинизм можно расценивать как прогрессивный этап в истории античности, но с существенной оговоркой. В его начальный период были созданы новые формы экономической, политической и духовной жизни. Но изменения, совершившиеся во всех областях жизни в эллинистический период, были недостаточно глубоки, причины, приведшие к кризису эллинских государств не были преодолены.

Во всех областях культуры эллинизм означает поворот всемирно-исторического значения. Многое было только намечено, эллинистическая экономика не создала условий для окончательной переработки классического наследия, для создания на его основе нового цельного мировоззрения, целостности гармоничной культуры. Противоречия рабовладельческого общества после краткого периода подъема сказались очень быстро и привели к тому, что развитие шло лихорадочными темпами с кратковременными взлетами и длительными периодами упадка; в некоторых областях- философии, литературе- упадок стал хроническим. Но в целом эллиптическая культура- это новая стадия в культурной истории человечества, повлиявшая на весь дальнейший ход ее.

Становится ясной историческая роль эллинизмa как одно из этапов, на которых подтачивалась социально-экономическая ограниченность рабовладельческого общества, создались, хотя в недостаточной степени, предпосылки для более прогрессивного общественно- экономического подъема. Созданная на этой базе эллинистическая культура была принципиально новой, поскольку она, хотя в неполной мере, порвала рамки прежней ограниченности.

Но эллинистическая культура не должна заслонять тех материальных основ, на которых она возникла. Напротив, именно в аспекте общественных отношений становится ясной ее сущность и ее историческая роль.


2. Александр Македонский

Многие элементы возникающего нового, эллинистического общества были уже налицо, когда на мировую арену выступил Александр Македонский, деятельность которого оказала влияние на все области политической, экономической и духовной жизни того времени и с которого принято обычно считать начало эллинизма. Об Александре Македонском написано громадное количество литературы; его деяния, его личность, его судьба уже в древности привлекала живейший интерес историков и философов. Особенно привлекала и привлекает внимание деятельность Александра, как полководца; его походы и данные или крупные сражения продолжают тщательно изучаться с точки зрения военного искусства.

Александр, сын Филиппа II Македонского родился в гекатомбейоне (по македонскому календарю- конец июля) 356г. до н. э. в Пелле. Древнее предание гласит, что он родился в ту ночь, когда Геростат сжег храм Артемиды Эфесской- одно из «семи чудес света», рождение Александра. по легенде должно возместить эту утрату. Мать его Олимпиада была властной женщиной с деспотическими страстями.





Первым воспитателем Александра, и воспитателем суровым, был родственник Олимпиады Леонид. С 343г. воспитателем Александра стал Аристотель, который тогда еще был прославленным философом и ученым, но уже пользовался известностью. Аристотель сумел привить своему питомцу любовь к греческой культуре и понимание ее, интерес к науке. Ахилл и Геракл стали для Александра идеальными образцами, которым он стремился следовать.

Вернувшись в 340г. ко двору отца, юный Александр стал уже принимать участие в политической жизни. В 337г. Филипп отдалил от себя Олимпиаду и обручился с Клеопатрой. В связи с этим произошел разрыв между ним и Александром. Александру пришлось удалится в Иллирию. Вскоре, однако, Александр помирился с отцом. На следующий год Филипп умер. В Македонии престолонаследия в виде перехода власти от отца к сыну не было установлено здесь была возможна конкуренция между различными претендентами. Чтобы утвердится на троне, Александр перебил своих возможных соперников.

Укрепив свои позиции в Греции, Александр весной 335г., чтобы обеспечить свой тыл перед походом в Азию, выступил на север, переправился через Балканы и благодаря умелой и смелой тактике разбил трибаллов. Укрепив северную границу царства , Александр повернул в Иллирию, где было начато восстание. Александру удалось одержать победу. Одержав еще ряд побед Александр все же видел свою миссию не столько в осуществлении как эллинских идей, сколько в том прежде всего, чтобы создать большое Македонское царство, расширить свои владения; а по мере того как он одержал все новые победы, идея мировой державы оттеснила и Македонию на второй план.

В завоеванных и занятых городах Александр восстанавливал демократию и объявлял греческие города свободными и автономными. Завоевания Александра означали такой переворот во взаимоотношениях между победителями и побежденными , какого мир до этого не знал. Не все греческие города в Малой Азии с энтузиазмом встречали Александра и только Тир, Газа, Геликарнас, но и небольшие города оказали ему сопротивление. В процессе завоевания у Александра все больше укреплялась идея мирового господства, и старые панэллинские лозунги утратили свою актуальность, все меньшую роль играли в политике завоевания.

Жестокая расправа с Фивами показала, что с самого начала на первом месте у Александра стало укрепление собственной власти для осуществления планов завоеваний на Востоке.

Мы не знаем тех 70 с лишних городов, которые по словам Плутарха, построил Александр на Востоке, но Александрия и Ходжент на Востоке, ставший Ленинаканом, Кандагар и Герат существуют и поныне.

После победы над Дарием в 330г. Александр уже видел себя владыкой Востока и ни на какие частичные уступки не шел. В течении трех лет, преодолевая большие трудности, Александр подчинил восточные страны, укрепил свою власть теми способами, которые он применял до этого; он привлекал к себе на службу представителей местной знати, к непокорным применял жестокие репрессии, по пути своего прохождения основывал новые города- Александрии, которые должны были не только служить для него опорными пунктами, но и сблизить местное население, его экономику, быт и культуру.

Больше всего трудностей доставили Александру Бактрия и Согдиана, на покорение которых он потратил два года. Военная демократия в области Средней Азии дорожила своей свободой и боролась за нее. Но в 327г. компания была завершена и Александр начинает готовится к новому грандиозному походу на Индию.

Плутарх утверждает, будто Александр привел из Индии меньше четверти своего войска. В начале 324г. Александр соединился с отрядом Неарха. Возвращение было торжественно отпраздновано. Но предстояло много трудов и работ по организации государства, налаживанию администрации, реализации идей, которые толкали Александра на все новые завоевания.

Александр по мере расширения своих военных операций привлекал в войско местные войсковые части. В Сузах он провел церемонию, которая должна была служить как бы символом слияния победителей и побежденных в один народ.

Еще до индийского похода Александр женился на Роксане, племяннице Дария; хотя это был брак по любви, но он не мог не быть воспринят также как акт политический. В Сузах Александр организовал в один день массовые браки между македонцами и персами.

Политика Александра. естественно, усилила оппозицию не только в Греции, реально утратившей свою свободу, но и среди македонцев. Им чужды были мечты Александра, его политика слияния греков, македонцев и варваров означала для них умаление их привилегий и превращение их в таких же подданных царя, какими были покоренные восточные народы.

В 323г. Александр переехал в Вавилон, центр созданной им державы. Сюда со всех концов света прибывали послы и делегации с просьбами и с выражением почтения и преданности. Мировая держава, созданная Александром, должна была получить также идеологическое оформление, в тогдашних условиях- религиозное. Правда, тогда еще не было условий для создания единой религии для всех народов, населявших государство Александра; об этом не было и речи.

Но культ Александра мог в некоторой степени не только дать религиозную санкцию власти царя, но и объединить всех его подданных.

Но Александр не успокоился на достигнутых успехах. Его не останавливала тоска, страстная мечта о новом, неизвестном, неутолимые поиски новых путей расширения государства.

Во время подготовки новой экспедиции Александр внезапно заболел в Вавилоне. Он крепился, перемогался , продолжал заниматься делами, но состояние его с каждым днем ухудшалось. На десятый день встревоженные ветераны добились допуска в покой, где лежал их умирающий полководец; они молчаливо прощались с находившемся уже в бессознательном состоянии Александром. На следующий день, 13 июня 323г. Александр умер в расцвете сил, не достигнув еще 33 лет от роду.

После своей смерти Александр стал героем исторических и литературных преданий многих народов. Роман » Александр» был переведен на 24 языка. Легенды о нем вплетались в фольклор самых отдаленных друг от друга народов. Это объяснялось не только грандиозностью его державы, но и романтичностью его походов, поразительными победами, молодостью и трагичной судьбой Александра.

Держава Александра распалась после его смерти. Александр пытался создать великую мировую державу, но она не устояла. Созданные Александром новые города не все оказались жизнеспособными. Но некоторые из них стали крупными экономическими центрами и сохранились до нашего времени. При этом Александром была введена единая (золотая и серебряная) монета по аттическому стандарту; это не только было выражением высшего суверенитета Александра, но содействовало также оживлению и облегчению торговых операций.

Громадное значение для всего последующего времени имели географические открытия и изыскания Александра, улучшение дорог, судоходство, прокладка новых путей сообщения; все это значительно раздвинуло рамки тогдашнего мира и позволила расширить экономические и торговые связи.

Греческий язык и греческая культура в результате походов Александра проникли далеко на Восток, даже туда, где власть Александра не утвердилась- в Индию, Армению. С другой стороны, восточная культура, наука, производственный опыт, особенно в отраслях хозяйства, не известных грекам. оказали влияние на греков. Особенно отчетливо влияние Востока сказывается в религиозных представлениях. Расширение географических, этнографических, естественнонаучных познаний эллинов дало мощный толчок развитию греческой науки, расцвет которой относится к периоду после Аристотеля. В результате походов Александра во всех странах, вошедших в состав его державы, создается единство производственной техники, единство военного дела и вооружений и, поскольку речь идет о греках и о народах, усвоивших греческий язык- единство языка.

А между тем продолжали действовать и силы, направленные к расторжению этого объединения. Неравномерность социально- экономического развития различных частей государства Александра, пережитки примитивных отношений в самой Македонии.

Прочно держалось убеждение в невозможности равенства между господами и рабами, эллинами и варварами, а на Востоке также религиозные предрассудки и теократические учреждения- все это противодействовало развертыванию и реализации тех тенденций, которые проявлялись в деятельности Александра и были обусловлены всем предшествующим историческим развитием. Возможно поэтому, что если бы Александр не умер так рано, ему самому пришлось бы стать свидетелем крушения своих грандиозных планов. Преждевременная смерть Александра лишь ускорила развитие событий, но в более скромных размерах, в соответствии с реальными возможностями, применительно к соответствию, соотношению сил в различных частях бывшей монархии Александра. При этом приемники Александра ставили перед собой нередко узкие, частные задачи; но объективно ими все же восполнялись отчасти те же задачи, какие намечены были уже Александром Македонским, походы которого были важной гранью в развитии античного мира.


3. Эллинистическая культура.

Характер и значение эллинизма, как нового этапа в истории античного рабовладельческого общества особенно четко отразились в эллинистической культуре, что дало повод некоторым историкам видеть в эллинизме только явление культурно-историческое. Если политическое и экономическое единство, которое стремились создать Александр и его приемники, оказалось непрочным и неглубоким, но выросшая на почве эллинизма культура вышла даже за рамки эллинистического мира; будучи унаследована Римской империей, Византией и народами Передней Азии, она оказала значительное влияние на культуру нового времени.

Сама организация культурной жизни общества получила широкий размах, невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период эллинизма литература и наука получают свой богатый, на широкую ногу поставленный, центр в Александрийском музее. Библиотека этого музея в Брухейоне имела до 700 тысяч свитков. Здесь не только собирали, но и изучали литературу. Здесь возникла филологическая наука, унаследованная последующими пополнениями.

Греческие игры и празднества, греческие гимназии, школы, театр получают широкое распространение в странах Востока и становится важным фактором не только эллинизации Востока, но и ориентализации Запада. Громадное значение имело при этом возникновение общегреческого языка (на базе аттического диалекта), постепенно вытеснившего из литературного языка местные диалекты. Общность языка была одним из весьма действенных способов «смешения жизней, быта и нравов».

Вместе с греческим языком к народам Востока проникают и греческие литературные жанры. Наконец, как известно, греческая литература эллинистического периода послужила исходным пунктом для создания римской литературы.

Но содержание эллинистической художественной литературы существенным образом изменилось. В Греции появляются новые жанры, соответствовавшие изменившимся общественным настроениям и художественным вкусам. Идеология античности классического периода была связана с общественной жизнью полиса. Возникают новые типы литературных произведений – эпиграммы, идиллии, жанровые сценки, небольшие элегии, любовная лирика.

Чем менее содержательна становится поэзии, тем более изысканной, изощренной, причудливой становилась ее форма. Александрийская поэзия (названная так условно, ибо она созидалась не только в Александрии) дала наиболее современные образцы формального мастерства, воплощенности, тщательности отделки, за которой чувствуется не только поэтическое вдохновение, сколько ученость; эта салонная поэзия рассчитана на узкий круг читателей, способных оценить кропотливую работу. Старые жанры меняют свой характер. Театральные представления становятся более пышными, зрелищными, но исчезает глубокая идейное содержание трагедий классического периода.

Эллинистическая литература могла дать и дала новые поэтические произведения и целые жанры, интересные в своем роде.

Политика основания и постройки новых городов и в том числе столиц, получила свое прямое выражение в эллинистическом градостроительстве, в планировке городов и их архитектурном оформлении. Создание таких грандиозных по тому времени сооружений, как Фаросский маяк, Родосский колос, громадный корабль «Сиракузия» свидетельствуют об этом.

Интерес к личному, к переживаниям отдельного человека, утратившего прочную связь с коллективом, сказывается, как и в литературе, в появлении и быстром развитии жанрового искусства, портретной скульптуры и живописи.

Мифология занимает по-прежнему много места в искусстве. Но и боги изменили свою природу, и отношение к ним стало иным. Эллинистические боги не рассчитаны на религиозное благоговение зрителя, в них сказывается скорее стремление передать совершенство человеческого тела и выражение человеческих чувств и страстей.

Не только литература и искусство изменили свое содержание и создали новые формы; резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере – философии и религии. При тогдашнем политическом устройстве философы стремились решать прежде всего вопросы личные – вопросы морали, цели и смысла жизни все больше отходит от общефилософских проблем, чтобы дать себе и своим последователям утешение, моральную поддержку, внутреннюю устойчивость взамен утраченной твердой опоре в полисе.

Общий подъем экономики в первый период эллинизма отразился и на философских концепциях. Материалистическая философия, по существу наиболее жизненная, достигла в начальный период эллинизма блестящего расцвета в учении Эпикура.

Само занятие философией все более превращается в промысел. Более видные философы состоят при дворах властителей.

Религия тоже не стоит на месте. Греческая религия, не имевшая своего богословия, была основана на предании, зафиксированном в многочисленных памятниках искусства. В поэмах Гомера греки видели не только поэтические мифы, но и историю. В эллинистический период мифология перестает удовлетворять верующего. В качестве источника веры и религиозных исканий выдвигается теперь не предание, а личное откровение. Верующие находят опору в восточных религиях. Странным и трудно объяснимым на взгляд позднейших поколений представляется культ царствующих особ, появляющихся в эллинистических государствах.

Новые явления в эллинистической религии не означали исчезновения старой религии классического периода. Старые боги не исчезли, но они изменили свой облик, стали «представителями общественных сил». Религия в эллинистический период становится впервые предметом изучения. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире.

Встреча эллинской религии с восточными произвела изменения и в религиях Востока. Перемены были не очень значительны, т. к. изменения условий общественной жизни на Востоке в результате создания эллинских монархий не затронули достаточно глубоко условия жизни масс народов.

Но эллинизм не привел к полному слиянию эллинства с Востоком, не ликвидировал разрозненности, обособленности племен и народов. Единая религия поэтому не могла быть создана. Старое отмирало, новое не было прочным и глубоким. В религиозном отношении эллинистический период – период исканий новых форм религии и религиозного сознания.

Вернемся в философию. Приобретает популярность философия стоицизма, основоположником которой был Зенон, уроженец Кипра. Главное в стоицизме – это этика, учение о добродетели, которая заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. Еще одна школа философов, киников, провозглашала как высшую добродетель человека, его умение наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже от культуры и семьи. Знаменитым киником был Диоген, согласно легендам вообще бросивший вызов общепринятому порядку и живший в бочке. Когда его посетил знаменитый Александр Македонский и спросил, что он желает, то лишь ответил: «Не заслоняй солнца».

Это время отмечено успехами науки, математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский), медицины, географии, филологии.

Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной.

Заключение.

Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения эллинистической культуры.

Эллинизм не был простым механическим «смешением» Востока и Запада. Бал создан новый тип экономического и политического объединения.

Эллинизм как новый этап в истории рабовладельческого общества получил отчетливое выражение в области культуры – в литературе и искусстве, в философии и религии.

Историческое значение эллинизма и культура в том главным образом и состоит, что в этот период человек отрывается «от пуповины естественно-родовых связей», что происходит процесс преодоления этнической, религиозной, общинной, полисной замкнутости и все отчетливее вырисовывается классовая борьба.

Эллинистическая культура распространилась и сохранилась даже там, где ее социально-экономическая и политическая база оказалась слабой и недолговечной. Она проникла в Среднюю Азию и Индию. В далеком Причерноморье, в Ольвии, Херсонесе, в Боспорском царстве эллинистическая культура достигла высокого развития. Отсюда вышли знаменитые философы Бион и Сфер, историки Сириск и Посидоний Ольвиополит, географ Дионисий Ольвийский, поэт Исим. Конечно, не везде и всегда эллинистическая культура пускала прочные корни, ее распространение и развитие были неравномерны.

Изучение истории эллинизма не только вскрывает закономерность исторического процесса развития античного рабовладельческого общества. Оно позволяет сделать и более общий вывод: когда социально-экономическая формация находится на стадии упадка и разложения, попытки господствующего класса упрочить свою власть путем введения новых форм экономического и политического господства обречены на провал.

Но чтобы не говорилось, ясно одно, что эпоха эллинизма оставила как историческое, так и культурное наследие.

prioslav.ru

Эллинистический период

Характеристика эллинистического периода

Заключительным этапом древнегреческой культуры стал эллинистический период (323-146 до н.э.), или период эллинизма, как его принято называть. Возникновение этого периода связывают с началом походов Александра Македонского ($IV$ век до н. э.), а окончание – с завоеванием эллинистических государств Древним Римом в $I$ веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Победа Спарты над Афинами в Пелопонесской войне знаменовало начало конца целой эпохи. Греки почти перестали участвовать в жизни государства, и это не могло не ослабить конфедерацию греческих полисов.

Эллинская культура в это время в целом сохраняет свой высокий уровень. Однако главной особенностью эпохи эллинизма является активная экспансия греческой культуры на всех областях эллинистического мира. В результате этого процесса многие племена и народы, проживающие на этой территории, стали приобщаться ко всем достижениям Древней Греции в области литературы, изобразительного искусства, науки.

Замечание 1

Особенность этого периода заключается в том, что, распространяясь на огромной территории, элементы греческой культуры вступали во взаимодействие с местными, в основном, восточными культурными традициями.

Сложение общегреческого языка (койне) сыграло значительную роль в распространении греческой образованности.

В эпоху эллинизма продолжали развиваться философия, математика, естественные науки. На дальнейшее развитие материализма и атеизма, огромное влияние оказали естественно-научные воззрения и общефилософские взгляды Эпикура.

Искусство периода эллинизма

Отличительными чертами искусства, которое было призвано наглядно убеждать в превосходстве эллинской культуры, становятся помпезность и роскошь. В скульптуре и живописи под влиянием восточных культур появляются новые жанры, наблюдается рост реалистических исканий, расширение тематики искусства. В качестве примера можно привести попытки греков под влиянием иранского и египетского искусства создавать образ абсолютного правителя, что было, безусловно, новым для греческой культуры.

Главным видом искусства в период эллинизма остается архитектура. Очень быстро идет возведение новых городов и многочисленных торговых центров, разрабатываются схемы планировки полисов, предполагающие деление на кварталы и оформление центров городов, где должны появиться сооружения социального назначения:

  • городской совет,
  • народное собрание,
  • базилика (судебно-административное здание),
  • храмы,
  • гимназии,
  • школы.

В архитектуре можно найти влияние искусства Двуречья, представленного органическим сплавом архитектуры, пластики и цвета. Это Пергамский алтарь, посвященный Зевсу, в котором оформление цокольной части несвойственно древнегреческой архитектуре. Другое монументальное сооружение – Фаросский маяк в Александрии, простоявший полторы тысячи лет, входит в число семи чудес света. Величие этого сооружения является одной из основных черт древнегреческой архитектуры того времени.

От египетской и персидской культуры греки переняли традицию обожествления монарха. Статуи императоров в храмах возводились на месте статуй атлетов, что особенно наглядно проявилось в созданном архитекторами Пифеем и Сатиром Галикарнасском около 353 г. до н.э. Мавзолее, который также является одним из «семи чудес света».

В искусстве эпохи эллинизма широко представлена скульптура жанрового характера. Примером могут служить работы скульптора Боэфа «Мальчик с гусем», «Старый рыбак».

Стала использоваться также декоративная скульптура, которая широко применялась в качестве украшения садов и парков.

Замечание 2

Для искусства эпохи эллинизма были характерны индивидуализм, снижение философских и общественных мотивов, космополитизм, преобладание тем, прославляющих правителей, бытовых, любовных сюжетов, преувеличенное внимание к внешним формам произведений искусства, торжество реализма. Значение культуры эллинизма трудно переоценить, так как она оказала значительное влияние на культуру Рима, а затем и всю мировую культуру.

spravochnick.ru

Эллинизм в Древней Греции — это что такое

Эллинизм – это целая эпоха в истории древности. Многие характеризуют ее, как особый этап в развитии древнегреческой культуры. Существовал эллинизм на протяжении трех столетий и охватывал почти весь цивилизованный мир.

Исторический очерк

Что же означает такой сложный с первого взгляда термин? Эллинизм – это определенный период времени в истории Средиземноморья, который длился с момента кончины Александра Македонского до завоевания этих стран Римом. (4 век до нашей эры – 30 годы нашей эры.)

Также, означает повсеместное распространение греческого языка и культуры в целом в другие части восточного Средиземноморья. Эллинистическое общество разительно отличалось от общества классической Греции.

Подтверждением этому служит ряд причин:

  • Переход от полисной системы власти к монархии.
  • Усовершенствование индивидуализма.
  • Расширение вертикальных политических, а также экономических связей.
  • Отход от возвышенных и прекрасных образов классической Греции в пользу уникального, лиричного и поэтического.

Эпоха эллинизма — это некое соединение восточных и древнегреческих элементов, повлекшее за собой объединение не только политического строя, но и некоторых элементов культуры и религии.

Искусство эпохи эллинизма

Искусство эллинистической эпохи было непосредственно связано с развитием науки и техники. В это время стремительно развивалось градостроительство. Религия и культура того времени также сильно повлияла на искусство и архитектуру стран Средиземноморья.

В этот период непревзойденное внимание уделялось парковой архитектуре. Особым великолепием и грацией славились парки Александрии. В зодчестве этой эпохи размеры сооружений стали значительно увеличиваться. В моду вошло богатое и роскошное внутреннее убранство. Причиной этому послужил интерес к частной жизни рабовладельцев.

Как и в классической эпохе скульптура сохраняла лидирующую позицию среди других видов искусства. После смены былой системы, власть обрела деспотический характер монархии. Постоянные войны и восстания разрушили тесную связь человека с коллективом.

Впоследствии этого возникло специфичное мировоззрение, которое в свою очередь привнесло в художественные образы детали диссонанса и трагического надлома как личности, так и общества.

Еще одним отличием от классической эпохи является наделение богов чертами гипертрофированной величественности и грандиозности. Образ обычного человека сильно подавляется.

Греческое общество создало неповторимый идеал, который и восхваляло в своих художественных творениях. Им являлся образ храброго, сильного и доблестного героя, наделенного невероятной красотой. Героя, который спасет общество от любых бед.

Особую популярность имеют статуи Зевса, Колоса Родосского и Афродиты. Храм Зевса Олимпийского стал самым крупным сооружением эллинистической эпохи. Второе по важности место в архитектуре занимал портрет.

В Средиземноморской классике не было столь развитого портрета. Если в «классике» скульптор старался выразить черты общности, народа, то в эллинизме, напротив, выделялись характерные черты личности, его индивидуальные особенности и переживания.

Подводя итоги стоит отметить огромный вклад эллинизма в эпоху не только того времени, но и современности. Эллинизм явился неотъемлемой частью в развитии реализма, а его произведения искусства были и остаются бесценным кладом для истории всего человечества.

ctoetotakoe.ru

Эпоха эллинизма | История культуры

В III, во II, I веках будут существовать эллинистические государства. И они чем для нас важны? Пока мы рассуждали, чем отличается античная цивилизация, античное общество от восточного, несмотря на все их культурные, экономические, военные контакты, можно было говорить о том, что есть всё-таки два разных мира.

Эпоха эллинизма в результате насильственных мер, в результате завоеваний Александра Македонского – это эпоха синтеза восточного и античного начал. Когда все те замечательные достижения, которые были у каждой стороны, оказались теперь в сплаве. Когда (ну в разных формах, в разной степени) достижения греческих и восточных цивилизаций были усвоены тем населением, которое уже назвать нельзя ни греческим, ни местным.

И ещё. Поскольку всё-таки греков и македонцев по сравнению с местным населением было меньше, греко-македонцы часто в завоёванных территориях образуют так называемый этнокласс. Так же, как у нас в России было, когда приезжали французы. Приехал какой-нибудь булочник или парикмахер – сразу уже здесь открывает дело. То есть уже национальность является пропуском для дела, для положения в обществе.

Бедные греки, которые уезжали из своей бедной Греции (которая с этого момента теперь находится на задворках эллинистического мира, постепенно превращаясь только в философскую школу, в музеи под открытым небом) куда-нибудь на территорию Ирана, там становились, например, советником царя или казначеем или ещё кем-то. Но больше всего греков поступало, конечно, в армию: греки занимали там офицерские посты, в этой самой армии. Греком было быть хорошо. Или македонцем, естественно. Поэтому говорят: греко-македонцы.

Но в то же время очень много греков рождалось и там. В результате смешанных браков появлялись греки. В каком смысле? Греческие имена, греческий язык, греческая культура. Они уходили туда на Восток. И там далеко, на территории того же Афганистана, (который для нас сейчас — это, как говорил Брежнев, где живут мужики в широких штанах, душманы вот эти самые), был центр цивилизации, были греческие храмы, там читали Еврипида, Софокла, Эсхила. Там были великолепные города. Греческая культура была основой существования тех народов. Причём она была и для греков, и для тех, кто называет себя греками, которые начинали говорить и мыслить по-гречески, и для местного населения.

Причём что интересно про греческие храмы. Греки никогда не были упёртыми. Их цивилизация возникла на основе усвоения опыта восточных народов. Они начинают строить храмы с особыми террасами, которые учитывают восточный опыт. То есть они везде свою жизнь приспосабливают к местной жизни. Они не только жизнь приспосабливают, одежду приспосабливают — они приспосабливают богов. Теперь греки поклоняются в Афганистане (раз уж мы о крайней точке говорим) и Зевсу, и местному божеству. Здесь нет никакого антагонизма: мы на этой территории – мы почитаем местные божества. Нас и наши боги хранят, и местные боги хранят. И местные жители тоже так же. Новых богов выдумываем, которые объединяют наши интересы. В Египте с глубочайшей религиозной традицией возникают новые божества, где, например, в одном из божеств объединены культы Осириса, Амона, Диониса и Зевса.

Вот это есть политика синкретизма. Это политика глубочайшего проникновения. И именно поэтому в тот период греческие полисы (они теперь отступают на дальний план) не умирают, они становятся, скажем так, муниципальными образованиями. Эти полисы и Александр, и Селевкиды на Востоке распространили в 70-ти городах. Теперь это просто форма самоуправления, которая смогла спокойно вписаться в более крупные государства. Просто у них нет внешней политики. Зачем нам внешняя политика? Нас царь охраняет.

Так вот полисы стали основой жизни, распространившись на Восток. И в то же время это новый взлёт новой эллинистической культуры. Недаром в это время возникает в Александрии Александрийская библиотека. Величайшим достижением является александрийская поэзия. Величайшие архитектурные памятники в это время создаются. Скульптура эпохи эллинизма ничуть не уступает тому, что было раньше.

То есть эпоха эллинизма, несмотря на то, что это уже другая форма правления (это крупные монархии), несмотря на то, что люди в реальной политической жизни уже не принимают никакого участия (может быть, в какой-то степени это и лучше: большие силы были направлены на жизнь личную и на достижение интеллектуальных высот) – это новая и яркая страница в эпохе греческой цивилизации.

К началу лекций об Александре Македонском и эпохе эллинизма

www.culturhistory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *