Эллинизм кратко – Эллинизм — Википедия

Содержание

Эллинизм – кратко — Русская историческая библиотека

Пелопоннесская война, продолжавшаяся с небольшими интервалами двадцать семь лет, закончилась поражением Афин. В 404 г. до н. э. воины аристократической Спарты вошли в Афины. Спартанский полководец Лизандр приказал под звуки флейт срыть городские стены, являвшиеся символом мощи и независимости Афин.

Сразу же по окончании войны в Афинах было установлено олигархическое правление, но уже в 403 г. до н. э. в стране были восстановлены демократические порядки. Однако война выявила глубокий внутренний кризис Афин. Имущественное расслоение, усилившееся в результате войны, ослабило демократию, опиравшуюся на мелких и средних собственников.

Социальный кризис коснулся и других греческих полисов; он привел к междоусобным войнам, к обострению классовой и политической борьбы внутри полисов, и это облегчило захват Греции Македонией; после битвы при Херонее (338 г. до н. э.) Греция вступила в новую эпоху своей истории.

Александр Македонский продолжал завоевания своего отца Филиппа и создал колоссальную империю, в которую вошла значительная часть Азии, Египет и часть Европы. Поклонник эллинской (греческой) культуры, Александр усиленно распространял ее во время своих походов в страны Востока. Поэтому эпоху македонского владычества в этих странах, т. е. эпоху распространения эллинской культуры, принято называть эпохой эллинизма («эллинизация» Востока), а культуру этой эпохи – эллинистической. Концом этой эпохи условно считают 31-й год до н. э. (в этом году римским полководцем Октавианом была побеждена египетская царица Клеопатра – и последнее эллинистическое царство попало под власть римлян).

Александр Македонский — основоположник эллинизма

 

Термин «эллинизм», предложенный немецким историком И. Г. Дройзеном, издавшим в 1836–1843 г. два тома «Истории эллинизма», не совсем точно отражает сущность нового периода в истории античного общества, так как это было время проникновения не только греческой культуры на Восток, но и восточной в Грецию, что не могло не оказать влияния на дальнейшее развитие всех форм греческой идеологии.

Обрисуем кратко основные черты эллинизма. После смерти Александра (323 г. до н. э.) его огромная держава была поделена между его полководцами. Египет получил Птолемей, Сирию – Селевк, Македонией и Грецией стал править Антипатр. Так создались эллинистические монархии преемников Александра (диадохов).

Эта эпоха была временем наивысшего внешнего расцвета Греции и других государств эллинистического мира.

 

 

Преемники Александра считали покровительство искусству главной задачей монарха. Они ждали от архитекторов и скульпторов создания грандиозных произведений, подобных произведениям восточного искусства.

В период эллинизма происходит интенсивное градостроительство. Храмовая архитектура не стоит, как прежде, на первом плане: в эллинистических городах сооружаются дворцы, рынки, здания совета, театры с колоннадами, частные дома с удобствами. Возникают новые улицы, гавани. Художественными центрами эллинистического мира становятся не Афины, не Аргос и не Коринф, а Родос, Делос, Александрия, Пергам, Помпея, Милет. Для искусства эллинистической эпохи характерна мегаломания. Известно, что Александр Македонский заказал для сожжения на погребальном костре своего друга 1000 позолоченных деревянных колоссальных статуй. Сотни колоссов были воздвигнуты на острове Родос. Наряду с творениями Лисиппа, Праксителя, Скопаса, продолжавших воплощать в своих статуях физический и духовный идеал человека, до нас дошли многие произведения скульптуры неизвестных эллинистических мастеров, в которых наблюдается тенденция к натурализму («Спящий сатир», «Повешенный Марсий» и др.). Возникает портретная скульптура.

Высокого технического совершенства в период эллинизма достигает искусство мозаики и настенной живописи. Примерами могут служить мозаичное изображение Диониса на Делосе и более поздняя помпейская живопись, представляющая сцены из трагедий Еврипида «Медея», «Ифигения в Тавриде» и др.

В архитектуре эллинистической эпохи наблюдается нарушение строгого стиля, в результате чего возникает эклектика.

Если искусство классической Греции преследовало в основном культовые цели, то эллинистическое искусство – цели декоративные.

В период эллинизма народ был устранен монархами от участия в государственных делах, и это привело к коренным изменениям в области идеологии, и в частности в литературе. Рост индивидуализма, ослабление гражданских чувств вызвали измельчание проблематики литературы. Разрыв между гражданином и обществом становится все ощутимее. Человек эпохи эллинизма почувствовал себя одиноким и беспомощным, он потерялся в открывшемся перед ним огромном мире, он был исключен из общественной жизни новых обширных государственных образований. Ему оставалась сфера личной жизни, свой замкнутый мирок.

Предметом изображения в эллинистической литературе впервые становится отдельный человек с его частной жизнью, с маленькими семейными радостями и огорчениями. Политическая тематика сводится к воспеванию монарха и его приближенных.

Существенные изменения в греческой идеологии отразились и на философских течениях эпохи эллинизма. Хотя Академия Платона и Ликей Аристотеля продолжают существовать в Афинах, они оттесняются несколькими новыми философскими системами, возникшими на рубеже IV и III вв. до н. э. Две из них получили впоследствии широкое распространение и дальнейшее развитие в Риме – эпикурейцы и стоики: философия Эпикура, последователя Демокрита, и учение основателя стоической школы, Зенона из Кития.

Эпикур (341–270 гг. до н. э.), создавший свою философскую систему на основе атомистической теории Демокрита, использовал ее как средство борьбы со страхом смерти. Этот крупный философ эллинистической эпохи ставил перед собой цель освободить людей от того, что мешает счастью, понимаемому им как безмятежность, внутренняя независимость и душевное спокойствие. Мудрец, стремящийся сохранить это состояние души, должен отказаться от верований толпы, от честолюбия и от погони за богатством. Он может в случае необходимости принимать участие в государственных делах, но лучше обходиться без этого и проводить жизнь в кругу друзей.

Эпикур требовал от человека господства над своими желаниями; удовольствие, к которому стремится человек – свобода от страданий – достигается добродетелью, отказом от предрассудков и ограничением желаний.

Второе главное направление философии эпохи эллинизма – стоическое, возникшее почти одновременно с эпикурейством, призывало к «свободе от аффектов», к добродетели, создающей «блаженного» мудреца, родиной которого является весь мир. Стоики, в отличие от эпикурейцев, верили в оракулы и гадания и были пантеистами (т. е. обоготворяли природу), поэтому проповедовали жизнь сообразно природе. Основой человеческого существования стоики объявили исполнение нравственного долга; все жизненные невзгоды не имеют значения, в том числе и смерть.

Основателем стоической философии был Зенон (335–263 гг. до н. э.), беседовавший со своими учениками в στοά ποίκΐλη («пестрой стое») – афинском портике, давшем название этой философской школе.

С проповедью преодоления страстей и потребностей в эллинистическое время продолжали выступать киники, как и раньше отвергавшие все социальные устои общества: рабство, собственность, брак, традиционную религию и требовавшие равенства всех людей независимо от пола и происхождения. Они призывали к отказу от цивилизации, к опрощению; проповедовали возврат к природе, к естественной жизни. Ярчайший представитель этой школы Диоген Синопский (род. ок. 404 г. до н. э.) называл себя гражданином мира (космополитом). Диоген ничего не писал; его философия заключалась в его образе жизни: он ел самую грубую пищу, ходил в рубище, ночевал в портике или в пифосе – огромном глиняном сосуде, демонстративно отказываясь от элементарных удобств. Умер Диоген в глубокой старости на одной из улиц Коринфа. Эллинистические ученые приписывают ему множество остроумных высказываний, часто язвительных. Очевидно, этой язвительности и своему непритязательному образу жизни Диоген обязан прозвищем κυνικός; («собачий»), давшим название всему философскому направлению, а Платон называл его «сумасшедшим Сократом».

Менее популярной была в период эллинизма философия скептиков, объявлявшая всякую истину относительной и всякое познание недостоверным. Борясь с суевериями стоиков, скептики в то же время, подобно им и эпикурейцам, проповедовали «безмятежность» и «свободу от аффектов».

Все эти философские системы характерны для эпохи эллинизма тем, что в них отсутствует местный патриотизм и содержится забота о счастье индивида, более или менее свободного от обязанностей перед государством.

Уже Ксенофан Колофонский, софисты и Еврипид поселили в умах своих соотечественников сомнения в отношении традиционной религии. Посеянное ими семя скептицизма принесло плоды в эпоху эллинизма, когда религия становится делом личной совести. Богиня Тихе, олицетворяющая слепой случай, почиталась теперь многими как единственное божество. Рационалисты III и II вв. до н. э. делают попытки извлечь из мифологии реальный смысл: в лице олимпийцев они видят исторических деятелей (Евгемер). Стоики толковали богов аллегорически: Гера олицетворяла для них воздух, Гефест, опирающийся на посох, – земной огонь, для поддержания которого нужно дерево; борьба Аполлона с Пифоном означала победу света над мраком и т. п. В Грецию проникают восточные культы богов: культ фригийской матери богов Кибелы, египетской богини-матери Исиды; иноземные культы сливаются с местными. Этот религиозный синкретизм был естествен в условиях политеизма и характерен для эллинистической эпохи.

Контакт эллинистических государств со странами Востока, знакомство с естественными науками Египта, Вавилона и других стран привели к расцвету наук в III в. до н. э., как точных (Эвклид, Архимед и др.), так и гуманитарных. В III в. до н. э. возникает филология как наука. Филологам эпохи эллинизма принадлежит заслуга издания выверенных текстов греческих писателей и поэтов, составление антологий (выдержек из произведений древних авторов) и собраний избранных произведений. Особое внимание уделялось изучению Гомера. Такие ученые, как Зенодот, Аристарх, Аристофан Византийский и др., тщательно изучали гомеровский текст, издавали и комментировали его. Они же и разделили каждую из гомеровских поэм на 24 книги по числу букв греческого алфавита.

План Александрии в эпоху эллинизма

 

Крупнейшим научным центром становится в эпоху эллинизма египетский город Александрия. В III в. до н. э. там был основан «Музей» («Храм муз»), где работали ученые и поэты, нередко соединявшиеся в одном лице. Там же, в Александрии, была создана библиотека, в которой уже в III в. до н. э., по свидетельству древних, хранилось около полумиллиона книг (свитков). Библиотека погибла от пожара при захвате Цезарем Александрии в I в. до н. э. В какой-то степени потеря была восполнена переводом в Александрию библиотеки Пергамского царства.

Веком расцвета эллинистической литературы был III в. до н. э. Большое влияние на эту литературу имели написанные в конце IV в. до н. э. «Характеры» Феофраста, ученика Аристотеля. В этом произведении изображались типы людей, отличающиеся определенным сочетанием черт (льстец, скряга, болтун, пьяница, бессовестный, суеверный, зазнайка и т. п.). В русле «Характеров» развивалась так называемая новая (или «новая аттическая») комедия, которую иногда так и называют – «комедия характеров».

 

rushist.com

Эллинизм [Эллинистический период] — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Эллинистические государства

После смерти Александра Македонского его огромная империя распалась на не­сколько царств, во главе которых стояли диадохи (преемники), осно­вавшие собственные династии. Эти государства, сформировавшиеся на развалинах империи Александра, получили название эллинисти­ческих, а период истории Древней Греции и Ближнего Востока от во­царения Александра Македонского до конца I в. до н. э. — эллинисти­ческого.

Заселение Востока

После походов Александра Македонского на завоёванные тер­ритории стали переселяться греки и македоняне, которые рассчи­тывали стать состоятельными крестьянами, ремесленниками, мо­ряками или воинами-наёмниками, надеялись получить от царей плодородные земли, захватить пленников и богатства. На Востоке возникало множество новых военных поселений, деревень и го­родов.

Архитектура эллинизма

Градостроительство

Основанные царями города возводились с учётом новых прин­ципов градостроительства, разработанных архитектором Гипподамом, жившим ещё в V в. до н. э.: они получали правильную плани­ровку, делились на кварталы, имели удобные широкие улицы и до­роги. В новых городах строились храмы, гимнасии, театры, стадионы, проводились водопроводы, для защиты от врагов возво­дились крепостные стены и ворота. Приморские города обзаводи­лись удобными портовыми сооружениями для развития морской торговли. Многие города назывались в честь царей — Птолемаида в Египте, Антиохия и Селевкия в Сирии, Атталия в Пергамском царстве. Во всех новых, а также старых городах успешно развива­лось ремесленное производство, судостроение, строительство, тор­говля. Города привлекали не только греков и македонян, но и пред­ставителей местных народов — египтян, сирийцев, персов.

Строительство

Заметных успехов достигло строительство: появились грандиозные сооружения, которые требовали сложных архитектурных решений и строи­тельных технологий. Среди таких знаменитых построек выделя­ются маяк в Александрии высотой 120 метров, алтарь бога Зевса в Пергаме.

Хозяйство эллинизма

В эллинистических государствах наметились определённые сдвиги в развитии хозяйственной жизни — на Востоке более ши­роко распространялись товарно-денежные отношения, развива­лась торговля, новые ремесленные технологии.

Культура эллинизма

В эллинистический период изменилось само общество. Многие представители восточных народов восприняли культуру и тради­ции греков, их образ жизни, религию. Особенно активно протека­ла эллинизация в среде местной восточной знати. В городах дети из аристократических семей проходили воспитание и обучение в со­ответствии с греческими традициями, усваивали греческий язык и античную культуру. Значительная часть восточной знати вошла в состав господствующей части общества и заняла важные должно­сти на государственной, военной или храмовой службе. В свою оче­редь, греки также испытывали влияние местных восточных традиций и культуры. Особенно заметным такое влияние оказалось в по­вседневной жизни, быту и религии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Важным явлением в религиозной жизни эллинистических госу­дарств стало культовое почитание царей: царям при жизни оказы­вались божественные почести, в их честь устраивались религиоз­ные празднества, торжественные процессии, жертвоприношения, строились храмы и алтари. Цари получали от греков культовые имена Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Теос (Бог) и др.

Окончание эллинизма

Между эллинистическими государствами складывались сложные отношения, нередко вспыхивали войны. Во II—I вв. до н. э. эллини­стические страны переживали внутренний кризис, который выра­зился в ослаблении власти, внутренних раздорах, обострении социальных противоречий. Этим воспользовалась Римская респуб­лика, которая постепенно завоевала эллинистические государства, присоединив их к своим владениям.

Картинки (фото, рисунки)

  • Распад державы Александра Македонского
  • Пергамский алтарь. Фрагмент
На этой странице материал по темам:
  • Особенности культуры эллинизма кратко

  • Почему возникают эллинестические государства

  • Эллинистический период греция

  • Эллионизм греция кратко

  • Классическая эпоха древней греции кратко

Вопросы к этой статье:
  • В чём своеобразие и достижения эллинистического периода истории Древней Греции и Ближнего Востока?

wikiwhat.ru

Конспект «Эллинизм в Древней Греции. Итоги эпохи»

«Эллинизм в Древней Греции. Содержание и итоги»

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья — эпоха эллинизма — начинается с походов Александра Македонского (IV век до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах. В свою очередь, покоренные народы были носителями собственной древней культуры и сами влияли на античную культуру.

Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Империя Александра распалась сразу после его смерти в 323 до н. э. Долгая борьба диадохов и их преемников — эпигонов — привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (крупнейшими из них были монархии Селевкидов, Птолемеев и собственно Македония). Для Греции эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, некоторый период — Спарта), которые продолжали оспаривать господство в Греции.

В большинстве государств при власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами.

Итоги: По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира.


Конспект урока «Эллинизм в Древней Греции. Итоги эпохи».

Следующая тема: «».

 

Эллинизм в Древней Греции. Итоги эпохи

4.5 (90%) 2 votes

uchitel.pro

Ответы@Mail.Ru: Что такое эллинизм?

Эллинизм — культура, зародившаяся в результате территориальных завоеваний Александра Македонского (362–332гг. до н. э.) ; для философии эллинизма характерно употребление греческого языка и господство греческой мысли. Эллинистическая эпоха охватывает период от смерти Александра до появления христианства (см. 31), но многие проявления этой культуры, иногда называемые эллинско-римскими, сохраняются вплоть до крушения Римской империи (476г. ) и отчасти даже в более позднее время. В сущности, точную дату окончания эпохи эллинизма установить невозможно. Для философии эллинизма, складывавшегося под влиянием учения стоиков о душе, воспламеняющейся после отделения ее от тела, характерным является исчезновение подземного мира с посмертными мучениями, игравшего важную роль в религиозной географии Платона, с его пещерами в недрах земли и мрачными реками Ахеронтом, Флегетоном и Коцитом. Вполне возможно, что уже ученик Платона, Гераклид Понтийский (род. между 388–373 до н. э. ) переместил все случаи индивидуальной эсхатологии на небеса, но маловероятно, чтобы столь поздний мыслитель платоновской школы, как Плутарх из Херонеи (ок. 45–125 н. э. ) полностью отказался от Гадеса Платона, расположенного в подземном царстве. И тем не менее Плутарх помещает преисподнюю в подлунный мир. Аналогичная тенденция наблюдается в эсхатологически ориентированных иудейских сочинениях (книга Еноха в эфиопской версии, Заветы двенадцати патриархов) , а также у иудейского философа платоновской школы Филона Александрийского (ок. 15 до н. э. — 50 н. э.) . Во IIв. н. э. эсхатология, ставшая основополагающей в платонизме начиная с Макробия (ок. 400 н. э. ) и заканчивая Марсилио Фичино (1433–1499), уже перекочевывает в гностицизм и герметизм. Она предусматривает схождение человеческой души в мир через планетарные сферы и возвращение ее тем же путем к звездам. Паломничества на небеса в первые века нашей эры особенно характерны для трех великих учений эпохи: платонизма, иудаизма и христианства.

Эллинизм — религиозно-культурное течение, образовавшееся в Восточном средиземноморье 323 — 30 годах до н. э. (в период и после завоеваельных походов Александра Македонского) путем смешения греческих образовательных элементов с ближневосточными. Результатом этого смешения стал некий космополитизм, идеей которого стало учреждение мировой монархии на месте национальных государств. По Гарнаку, для эллинизма характерно: Проникновение в Римскую империю сирийских и персидских религий, которые имели некоторые сходные черты с христианством. Наступившее вследствие демократизации общества падение точной науки и возросший интерес к мистической религиозной философии, ищущей откровений и чудес. Острое разделение между богом и миром и разрушение наивных представлений об их связи и единстве. Убеждение, что связь с плотью для духа унизительна и осквернительна. Искание спасения, как спасения от мира и плоти. Убеждение, что всякое спасение есть сохранение для вечной жизни и что оно связано с сознанием и очищением. Уверенность, что спасение души, как возвращение к богу, совершается постепенно. Предположение, что спасение, а, следовательно, и Спаситель, уже существуют убеждения, что все освобождающие средства должны быть причастны сознанию, но не исчерпываются им; в конце концов они должны принести и сообщить действительную божественную силу. Религиозный синкретизм вследствие знакомства с восточными религиями, а также мистическими обрядами. Как следствие синкретизма сильнейший стимул к монотеизму. Эллинизм явился серьезным фактором, повлиявшим на возникновение христианства

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356-323 до н. э. ) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э. ) остальное в гугле!!!

Эллинизм – период древней истории со времени Восточного похода Александра Македонского до завоевания Египта римлянами, характеризующийся распространением греческой культуры на Восток.

все ясно, понятно, доступно, никаких мудренностей, запудренный терминов, вот это классное спасибо, что есть такие понятливые люди!

touch.otvet.mail.ru

Мифы и легенды Древней Греции

Общая характеристика эллинизма.

Эллинизм — это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением.

Широко распространился греческий язык — койне («общая»), созданный на основе аттического диалекта, ставший языком Нового Завета. Параллельно койне существовал другой международный, но уже восточный язык — арамейский.

В эллинистическую эпоху рождалось новое мировоззрение, получившее широкое распространение и философское оформление, — космополитизм, осознание себя «гражданином мира». Продолжалось разрушение гражданского мышления людей, но на чужбине греки даже из враждебных городов сознавали духовное единство перед лицом иной культуры; рассеянные по всей ойкумене, они ощущали свою принадлежность эллинскому миру.

Упадок полисной идеологии вел к быстрому развитию индивидуализма. Переживания, чувства, мысли отдельного человека оказались в центре религии, литературы и искусства.

Неустойчивость жизни, социальная нестабильность, войны, перевороты имели результатом широкое распространение фатализма, отраженного в философских и религиозных системах. Космополитизм, индивидуализм и фатализм ярко характеризовали эллинистическую эпоху в плане серьезных духовных изменений.

Греция в эллинистический период.

В Греции началось обезлюдивание: греки отправлялись на Восток, привлеченные неожиданно открывшимся богатством и роскошью этих областей, свою роль сыграли роль и регулярные войны с Македонией. В Балканской Греции после смерти Александра постоянно вспыхивали восстания, особую активность проявляли города Северного Пелопоннеса, в частности Сикион и Аргос, поэтому македонцам становилось все труднее удерживать отдельные области.

В Греции усилились этнические союзы, среди которых выдвинулся Этолийский союз, занимавший запад Средней Греции и, в отличие от Афинского и Пелопоннесского, являвшийся федерацией на основе суверенитета входивших в него областей, то есть был вполне демократичен. На севере Пелопоннеса на антимакедонской основе возродился Ахейский союз, имевший олигархическую направленность и подчинивший почти весь полуостров. Он фактически взял на себя функции гегемона, которые ранее выполнял Пелопоннесский союз.

В III в. до н. э. имели место попытки реформировать государственный строй Спарты. Молодой спартанский царь Агис IV (245-241) выступил за возрождение Ликургова строя. Герусия высказалась против нововведений, сводившихся к переделу земли, уравнению в собственности, гражданских правах и т. д. Агис выступил в народном собрании с предложением разделить земли ста наиболее богатых спартиатов, его самого в том числе, с целью наделить участками неимущих. Аристократия добилась отмены реформ, а Агис был казнен.

Спарта еще сохраняла относительную независимость, когда на смену Агису пришел царь Клеомен III (235-221), вдохновленный теми же идеями. Он действовал более агрессивно, произведя с помощью наемников политический переворот и упразднив институт эфоров. Поддержанный народным собранием, Клеомен разогнал герусию и наделил граждан землей, отменив крупные долги. Его действия вызвали широкое демократическое движение на Пелопоннесе, поскольку в других областях люди захотели повторить реформы царя. Ахейский союз с помощью недавнего врага, Македонии, разгромил войска Клеомена, претендовавшего на объединение Спарты и восстановление ее могущества на полуострове. Клеомен бежал в Египет и там покончил жизнь самоубийством, а Спарта вошла в состав Ахейского союза, и все реформы были отменены.

Таким образом, в Греции в эллинистическую эпоху продолжались внутренние междоусобицы и борьба союзов, постоянно и разрушительно истощавшие силы греков.

Города.

В период эллинизма развернулось широкое строительство городов, в которых большую роль играли постройки утилитарного гражданского назначения. При возведении городов применялась правильная регулярная планировка, и жилые кварталы создавались за счет перекрещивания улиц под прямым углом: город делился на прямоугольные или квадратные сектора, которые в Александрии, например, обозначались по первым буквам греческого алфавита. Это так называемая система Гипподама, архитектора V в. до н. э. Вводя регулярную планировку, он исходил из идеи особенного деления земель между гражданами, когда каждый сектор предназначался для участков различного юридического статуса — такая система привлекала своей практичностью и рациональностью. В городах существовали водопроводы, канализации, в домах — ванны, в центрах создавались особые парковые ансамбли (например, Мусейон в Александрии), искусственные ландшафты, гроты, небольшие насыпные холмы. В Антиохии Сирийской было введено ночное освещение улиц.

У высших слоев общества возникла неудержимая тяга к роскоши и комфорту, отразившаяся и в одежде: горожане, особенно женщины, одевались пестро — именно в эту эпоху появилась бахрома как элемент платья. В некоторых случаях правители даже вводили законы против роскоши. В восточных городах по греческим образцам устраивались гимнасии и палестры. Гимнасии являлись своего рода интеллектуальными центрами, где проходили занятия риторикой, литературой, философией и другими науками, — палестры же предназначались для физических упражнений, но также были местом свободного времяпрепровождения.

www.ancientmyth.ru

Периоды эллинизма — Русская историческая библиотека

Начало эллинизма относят ко времени Александра Македонского, то есть ко второй половине IV в. до н. э. Конец эллинизма одни относят к моменту завоевания Греции Римом, то есть к середине II в. до н. э.; другие – к началу Римской империи, то есть ко второй половине I в. до н. э.; третьи относят к эпохе эллинизма также и века н. э., кончая падением Римской империи в V в. н. э., именуя этот период эллинистически-римским.

Так как литература I-V вв. н. э. развивается на основе эллинизма IV-I вв. до н. э., то имеет смысл говорить о двух периодах эллинизма, понимая этот последний в широком смысле слова. Первый период – это ранний эллинизм (IV-I вв. до н. э.) и второй период – это поздний эллинизм (I-V вв. н. э.).

Между этими двумя периодами, несмотря на их общую основу, имеется существенное различие. Ранний эллинизм (первый период), впервые выдвинувший в литературе ведущую роль индивидуума в условиях аполитизма, отличался характером просветительским, антимифологическим (даже стоики, не говоря уже об эпикурейцах и скептиках, оставляли мифологию только для аллегорий).

Для просветительского характера первого, раннего, периода эллинизма особенно показателен Эвгемер (III в. до н. э.), трактовавший всю мифологию как обожествление реально-исторических деятелей и героев. Поздний эллинизм в связи с укреплением и ростом абсолютизма по необходимости выводил всякую отдельную личность из ее замкнутого состояния и приобщал к универсализму монархии, реставрируя древние формы мифологии.

Александрийский (Фаросский) маяк — один из наглядных символов эпохи эллинизма

 

Поздний период эллинизма (за разными исключениями) приводил и поэзию, и всю литературу, и даже всю общественно-политическую жизнь к некоторого рода сакрализации, то есть к новому религиозно-мифологическому пониманию вместо прежнего просветительского. Особенно в этой роли выступала философия последних четырех веков античного мира во главе с так называемым неоплатонизмом. Впрочем, это нисколько не мешало также и реставрации в чисто светском смысле слова. Во II в. н. э. мы находим огромное литературное движение, получившее в науке название второй софистики или греческого Возрождения, когда множество писателей стало возрождать язык и манеру аттических авторов IV в. до н. э. и многие занимались мифологией и религией не в целях ее жизненной реставрации, но лишь в целях чисто художественных, исторических и даже просто описательно-коллекционерских.

Во втором периоде эллинизма реставрировались также и литературные формы, и даже самый язык классической Греции. Во многих умах того времени это вызывало некоторую уверенность в наступлении греческого Возрождения и вызывало также иллюзию непреходящего значения классической Греции. Тем не менее суровая действительность на каждом шагу разрушала эти иллюзии, поскольку крупное рабовладение, а вместе с тем и вся рабовладельческая формация постепенно и неуклонно шли к концу, ставя бесчисленных рабов и полусвободных в невыносимые условия, а среди свободных поселяя острую борьбу бедности и богатства. Древний мир умирал, а вместе с ним умирали и старые идеалы, мало кто верил в мифологию, а старинные и наивные религиозные обряды постепенно теряли всякий кредит. Знаменитый Лукиан реставрировал древнюю мифологию исключительно с целью ее критики и преподнесения ее в пародийном виде.

 

rushist.com

ЭЛЛИНИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

ЭЛЛИНИЗМ общепринятое определение в современной историографии этапа развития стран Восточного Средиземноморья после завоевательных походов Александра Македонского (334–323 до н.э.) вплоть до завоевания Египта Птолемеев римлянами в 30 до н.э. Глагол hellenizein в основном своем значении означал просто «говорить по-гречески». Впервые термин был введен в научный обиход во второй четверти 19 в. немецким ученым-историком И.Г.Дройзеном (см. также ДРОЙЗЕН, ИОГАНН ГУСТАВ).

Огромная империя Александра Македонского, включавшая в себя обширные территории Балканского полуострова, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, часть южных районов Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего Инда, после смерти Александра, не оставившего прямого наследника, в результате длительных и ожесточенных войн диадохов распалась на ряд отдельных государств под властью Антигона, Птолемея, Селевка, и др. См. также АНТИГОНИДОВ ДИНАСТИЯ; ПТОЛЕМЕИ; СЕЛЕВКИДЫ.

Началась невиданная по своим масштабам колонизация Востока населением греческих полисов Македонии, Греции, Иллирии, Фракии, островов Эгейского архипелага. Колонизация происходила в традиционной греческой форме – основывались новые полисы и поселения военных колонистов. На завоеванных территориях Востока греки и македоняне внедряли свои государственные и правовые нормы, принесли свои производственные, ремесленные и сельскохозяйственные навыки, а так же свою религию и культуру.

Однако греческие колонисты вынуждены были приспосабливаться к существующим на Востоке социально-экономическим реалиям и ко всему жизненному укладу. Впрочем, экономическая, политическая и полисная структура греков, а так же античные формы рабства сравнительно быстро привились на оккупированных территориях. В свою очередь, завоеватели многое переняли из общественно-политической практики и идеологии завоеванных государств. Таким образом постепенно исчезало резкое различие двух типов рабовладельческих государств – греческого античного полиса и восточной деспотии.

Впоследствии во всех эллинистических государствах Востока термин «эллин» утратил свой этнический смысл и стал применяться ко всем привилегированным слоям общества – эллинизированной знати и жречества в противовес разноплеменным эксплуатируемым массам.

Непрерывные войны той эпохи породили возникновение массового обращения людей в рабство, возникли крупные рабовладельческие рынки, процветало пиратство.

Установление господства колонизаторов в эллинистических государствах дало толчок для экономического развития Восточного Средиземноморья: совершенствовались орудия труда для сельского хозяйства; развивалось виноделие, садоводство и скотоводство; возникали новые ремесленные центры по обработке кожи, изготовлению тканей, металлов, керамики, ювелирных изделий; совершенствовалось строительство; развивались новые военные технологии, более совершенный военный и торговый флот.

В эллинистических государствах бурно развивалась торговые отношения. Возникли новые крупнейшие политические и торговые центры – египетская Александрия, сирийская Антиохия, Селевкия на Тигре, Пергам, Коринф, Родос и т.д.

Установилось регулярное морское сообщение между Македонией, Грецией, Малой Азией (современная Турция), Сирией, Египтом. Появились торговые пути по Красному морю, Персидскому заливу до самой Индии. Впоследствии торговля распространилась на Рим, Карфаген, Причерноморье. Развивалась эллинистическая архитектура и изобразительное искусство (храм Зевса Олимпийского в Афинах, Александрийский маяк, скульптурные изваяния греческого классицизма – Венера Милосская, Ника Самофракийская и др.).

На эпоху эллинизма приходится расцвет греческой математики (Евклид, Архимед, Эрастофен, Диофант) и философов (Платон, Аристотель, Пиррон, Эпикур, Демокрит, см. раздел Эллинистическая философия в ст. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ).

Огромное влияние эллинизм оказал на могущественных и непримиримых соперников за влияние в западном Средиземноморье – Рим и Карфаген. После Пунических войн и падения Карфагена, экспансия Рима была направлена на восток. В результате длительного противостояния (II–I вв. до н.э.) практически все эллинистические государства Восточного Средиземноморья вошли в состав Римской империи. Концом эллинизма считается завоевание римским императором Октавианом Августом Египта Птолемеев в 30 до н.э. и гибелью последней правительницы Египта Клеопатры, покончившей жизнь самоубийством в Александрийском дворце. См. также АВГУСТ.

На смену эллинизму пришла новая длительная эпоха гегемонии великой средиземноморской римской цивилизации.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»

На какой реке находился древний город Вавилон?

www.krugosvet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *