Экономика древней спарты – Спарта. Древнее государство на территории Греции, история Спарты кратко, государственный строй древней Спарты, обычаи, быт в Спарте

Содержание

Хозяйственная деятельность Афин и Спарты

К экономической системе древнегреческих городов можно отнести операции на товарном рынке, работы, услуги с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей жителей полисов. Хозяйственная деятельность Афин, как и Спарты, в основном была сосредоточена на земледелии. Немного позже она включает реализацию товаров, чему способствовал выход на морские пути.

Хозяйственная деятельность Афин значительно отличается от Спарты из-за различной организации и уклада жизни. Хотя у обоих полисов есть общая черта – использование труда невольников для удовлетворения всех нужд правящей элиты. Оказавшись в должниках и потеряв землю, крестьяне также могли попасть в бедственное положение и отдавать урожай со своих земель в качестве уплаты долга.

Условия развития хозяйственной деятельности в Древней Греции

В античной Элладе полным ходом шёл технический прогресс – это и определило начало архаической эпохи. Широко распространялось железо, что повлияло на производство – из ремесленного оно принимало серийный характер. Появление дополнительных средств ускорило развитие мастерских и стало стимулом для более масштабной торговли. Из-за этого остановились мелкие и средние крестьянские хозяйства, долговое рабство являлось всё более распространённым. Резкий рост численности также повлиял на обстановку среди землевладельцев – ужесточается борьба за территорию.

Происходит дробление крестьянских участков и их сосредоточение в руках родовых знатных семей. Всё это влечёт нарастание аграрного кризиса. В обществе нарушается стабильность, со временем появляются тиранические режимы. Технический прогресс сделал ремесленную деятельность более самостоятельной в экономическом и социальном плане. Оно объединяется с торговлей. В обществе появляется слой населения, контролирующий ремесло – это знать, которая связала хозяйственную деятельность только с торговлей. Для выполнения больших объёмов работ используются невольники. Долговое рабство набирает всё большие обороты, многие крестьяне разорены и лишены земель.

Хозяйственная деятельность Афин, и Спарты, и Рима имела свои особенности и довольно сильно отличалась от восточной. Экономическое процветание и развитие основывалось на рабском труде, именно рабы стали производителями всех материальных благ этих полисов. В их категорию попадали военнопленные или невольники, продаваемые на специальных рынках. Часто в число рабов бывали записаны представители варварских народов, которых продавала правящая аристократия. Государство запрещало делать таковыми своих граждан.

Сельское хозяйство в Древней Греции

Земледелие являлось основным видом деятельности, жители страны выращивали пшеницу и ячмень, но объём урожая был недостаточным. Из-за холмистого рельефа и каменистой почвы было трудно пахать и обрабатывать. Местная территория больше подходила для выращивания масличных и плодовых деревьев, виноградной лозы. Садоводство заменило зерновое хозяйство. Благодаря высокому урожаю маслин и винограда, местное население не только обеспечивало свои потребности, но и занялось продажей продукции. Однако это потребовало прилива рабочей силы, которой и стали рабы.

Также греки разводили овец, рабочих и тягловых животных. Скотоводство присутствовало, но в небольших масштабах. К мясу и молоку древние греки относились более равнодушно и не употребляли их в качестве основных продуктов питания. Разведению лошадей хозяйственная деятельность Афин в античной Греции также не уделяла много внимания. Сельское хозяйство было многоотраслевым, присутствовала товарная направленность.

Ремесло в Древней Греции

Среди самых важных ремесленных отраслей можно выделить строительное производство и судостроение, много внимания уделялось керамике и ткачеству, горнодобывающему и кузнечному ремеслу. Существовал ряд небольших мастерских, которые называли эргастерии. Результаты хозяйственной деятельности, такие как всё возрастающие потребности в сырьевой базе, которой было недостаточно в местных краях, переполненность внутреннего рынка вином и маслом, расширение сферы ремесленных производств, подтолкнули греков к активной внешней торговле.

Торговля в Древней Греции

Ремёсла греков и торговля были взаимосвязаны. На рынке мастера продавали свои изделия, покупали сырьё и инструменты для работы, здесь продавались рабы и продовольственные продукты. На базарах можно было приобрести смолу, лес, кожу, мёд, слоновую кость, железо, ремесленные изделия.

Афинский и Спартанский тип хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность Афин и Спарты различалась. Под первым типом понимались государства с развитой торговой и ремесленной деятельностью, товарно-денежными отношениями. В данных полисах развитое производство было построено на рабочей силе рабов, устройство является демократическим. Массовый труд невольников – одна из причин, по которым успешно развивалась хозяйственная деятельность. Афины, Мегары, Родос, Коринф — примеры таких полисов. Государства с таким типом хозяйственной деятельности обычно находились у моря, территория была небольшой, но население являлось довольно многочисленным. Полисы являлись центрами Древней Греции, под их влиянием находилась вся хозяйственная деятельность – Афины считались самыми главными.

К Спартанскому типу относятся аграрные государства, в которых преобладает сельское хозяйство — торговля, товарно-денежные отношения и ремёсла развиты плохо. Есть большое число зависимых работников, устройство олигархического типа. К таким государствам можно отнести Спарту, Беотию, Аркадию и Фессалию.

Хозяйственная деятельность Спарты в Древней Греции

После завоевания хорошо заселённой территории дорийская знать осознала необходимость постоянного контроля населения для поддержания строгой дисциплины. Это повлияло на раннее появление государства. В Спарте всегда превалировало земледелие. Спартанская политика ставила целью захват территорий своих соседей для расширения своих территорий. После Мессенских войн каждая спартиата (семья общины) получила одинаковые участки земли или клеры. Они предназначались только для пользования, делить их было нельзя. На клерах трудились илоты (сельское население), а спартиаты всё своё время отдавали военному делу, организация хозяйственной деятельности их не касалась.

После того как Мессения утратила независимость, почти всё её население стало илотами. С тех пор экономика Спарты держалась на их эксплуатации. Каждый илот выплачивал гражданину установленную норму дани зерном, маслом, мясом, вином и другими сельскохозяйственными продуктами. Апофора (оброк) составляла около половины всего урожая, остальное рабочие оставляли себе. Благодаря такой частичной самостоятельности иногда среди них встречались зажиточные жители. Однако социальное положение илотов было ужасным, впрочем, развивающаяся хозяйственная деятельность Афин также принуждала рабов к огромному объёму работ для удовлетворения всех своих нужд.

Современная Спарта

На сегодняшний день город утратил былое величие. В 19 веке большая его часть была перестроена. Современная Спарта – крупная столица, привлекающая туристов. Большая часть территории выделена под сельскохозяйственную деятельность. В 2001 году численность жителей насчитывала 18 тыс. человек. Большинство местного населения занимается сельским хозяйством. Особое внимание уделяется переработке оливковых и цитрусовых плодов. Этим Спарта славилась с древних времён. Летом здесь можно увидеть даже фестиваль в честь оливок. С процессом переработки плодов этих деревьев можно ознакомиться в музее города. Химическая, табачная, текстильная и пищевая промышленность представлена в современной Спарте мелкими предприятиями.

Хозяйственная деятельность Афин в Древней Греции

Ранняя история Аттики и Афин (главного города) содержит не очень много сведений. Замкнутую господствующую знать называли эвпатридами, а всё остальное свободное население – демосом. Хозяйственная деятельность Афин в античную эпоху зависела от труда второй категории граждан и рабов. К числу последних можно отнести мелких и средних крестьян, судовладельцев, купцов, мелких ремесленников и т. д. В 7-6 веках до н. э. сельское население переживает упадок, крестьянство разорено, оно всё чаще теряет земли. Ячмень – самая распространённая хлебная культура, которая могла произрастать на землях Аттики. С 6 века до н. э. сельское хозяйство сконцентрировано на выращивании оливок и винограда. В недрах Аттики добывали ценные сорта мрамора, пластическую глину, применяемую в гончарном деле. Также эта территория славилась самыми богатыми серебряными рудниками во всей стране. В южной части Аттики также находились железные рудники. Хозяйственная деятельность Афин во времена античности развивалась благодаря плодородным землям равнины Педион, расположенной рядом с городом.

Ростовщичество и торговля пока не очень распространены, но со временем становятся всё масштабнее. Земля является неотъемлемым имуществом семьи, не подлежит продаже или отдаче за долги. Однако ростовщики-эвпатриды придумали способ, благодаря которому должники, формально оставаясь хозяевами, фактически должны были отдавать большую часть урожая со своей территории. Многие аристократы обогащались благодаря морской торговле, а не землевладению.

С приходом к власти Солона происходит ряд реформ, хозяйственная деятельность Афин испытывает улучшение. Для работы на сельскохозяйственных угодьях ввозятся рабы-иноземцы, социальная и экономическая жизнь свободной части общины поднимается. Солон разрешает отчуждать землю, что становится большой выгодой для крупных землевладельцев-эвпатридов. Поощряется разведение садово-огородных культур, понижается стоимость хлеба благодаря вывозу и продаже за границей оливкового масла и ввода запрета на экспорт зерна. Материальное положение горожан улучшалось.

Как говорит история, Солон также поощрял расширение ремёсел, осознавая невозможность ограниченного количества плодородных земель прокормить жителей. Каждый отец должен был обучить сына какому-либо мастерству, иначе сын сможет, согласно закону, отказать старцу-отцу в поддержке. От многих ремесленников из чужих стран также зависела хозяйственная деятельность, Афины наделяли переселявшихся в город мастеров своим гражданством. С приходом тирана Писистрата усиливается экономическая мощь города. С возрастанием городского населения увеличилось и количество ремесленных мастерских, рабочих в порту, флоте торговом и военном. К труду были привлечены не только рабы, но и крестьяне, не имевшие земель, а также рабочие с правом выбора. Происходит создание новых внешних и внутренних рынков для продажи продуктов сельскохозяйственной деятельности Афин и всей Аттики. Больше всего к сбыту предоставлялось оливкового масла. Черноморское побережье подарило археологам и историкам свидетельства торговли Северного Причерноморья и Афин при правлении Писистрата – аттическую керамику.

Современные Афины

Вторая половина 19-го века ознаменовалась бурным экономическом ростом в Афинах. После того как город становится столицей, появляются промышленные предприятия. Благодаря выгодному экономико-географическому положению, основные сухопутные магистрали Греции выходили к просторным морским путям. В Больших Афинах более половины населения занято в обрабатывающей промышленности. Здесь находятся текстильная, кожно-обувная, швейная, пищевая, химическая, металлообрабатывающая и металлургическая, полиграфическая и другие отрасли. Судоверфь, металлургический и нефтеперерабатывающий заводы остались в окрестностях Афин после войны. В год город обрабатывает больше 2,5 млн тонн нефти, через него транспортируется большая часть импорта (около 70%) и около 40% экспорта. Самые крупные греческие банки находятся в Афинах. Конец 2009 года стал началом спада экономики и хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность Афин и Спарты

АфиныСпарта

Хозяйственная деятельность Афин в античности включала земледелие, ремесло, морскую торговлю. Наблюдается разнообразие отраслей.

Современное сельское хозяйство Афин переживает упадок, экономический кризис нанёс весомый удар по многим предприятиям города.

В Спарте ремёсла и торговля были развиты слабо. Земледелием занимались илоны, сами граждане уделяли всё время военным искусствам.

В современной Спарте основной деятельностью является переработка плодов оливковых и цитрусовых деревьев и их экспорт.

Облик городов, как и хозяйственная деятельность Афин и Спарты, значительно изменились с древних времён. Казалось бы, они утратили былую мощь, однако никто не знает, что напишет история для этих двух античных полисов в будущем.

fb.ru

Экономика Афин и Спарты – сравнительный анализ

ап Афины Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. Эта область былабогата полезными ископаемыми(глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах. Главными источниками силы и богатства этого полиса былиторговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.Реформы Солона. запретил долговое рабство для афинян, объявил прежние задолженности бедняков недействительными(вернув им статус полноправных граждан), укрепил частную собственность(разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки).

В Афинах установился стройрабовладельческой демократии.На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру. Свободное население Афин распадалось на класс крупных торговцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо евпатридов, представителей новой торговой знати, ко второму — широкие слои демоса, т.е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных — на граждан и метеков (чужестранцы, живущие на территории Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы (но таковой ситуация было по всей Греции, а не только в Афинах).

Спарта.Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом. Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой. Торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданамСпарты. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием. Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер. Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения — илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В Спарте существовала также особая категория неполноправного населения – периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты. ). Их положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей.

Экономика Древней Греции и Рима – общее и особенное (значение рабского труда в экономике, пути формирования крупных состояний, налоговая и таможенная системы )

Экономика варварских народов Европы до XI в.

В Варварская Европа — это семь культурных миров Ведической Европы: кельтский, германо-скандинавский, балтский, скифо-сарматский, фрако-дакийский, иллирийский, славянский. “варвары”, с точки зрения Рима есть народы и племена Европы, еще не успевшие приобщиться к античной культуре (либо активно противодействующие этому). “Варварами” западные европейцы стали называть народы, не признававшие религиозный авторитет римских пап. Их примитивной, неразвитой экономике соответствовало наивное мифологическое мышление, когда явления природы и общественной жизни перерабатываются народной фантазией в поэтические образы.

По всей Европе прокатывались одна за другой волны варварских вторжений и завоеваний. Уже в первые столетия нашей эры территории Римской империи была центром притяжения для варваров, в основном германцев. В V—VI вв. началось так называемое Великое переселение народов. Переселение варваров оказывало, в свою очередь, влияние на развитие социально-экономических отношений в пограничных римских провинциях. Увеличивалось количество свободного земледельческого населения, уменьшалось значение рабского труда. Таким образом, происходило два взаимодействующих процесса — романизация варваров, поселившихся в пограничных областях, и варваризация Римской империи. И то и другое укрепляло позиции варваров и облегчало им завоевание римских провинций. В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находившегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя.

Основной деятельностью варваров были переезды (то есть кочевой образ жизни) поэтому их ремеслом была война, встречались так же оседлые варвары, которые на протяжении столетий проживали на одном и том же месте и занимались сельским хозяйством и торговлей в основном между такими же племенами. Во времена Западной Римской империи племена северных варваров не были единым целым. Не считая кельтов на крайнем западе и славян на отдаленном востоке, варвары были разделены на две группы, ни в чем не похожие одна на другую.

В Центральной Европе жили оседлые земледельческие народы, и почти все они говорили на германских языках или на диалектах этих языков. К этой группе принадлежали остроготы, везе-готы, свевы, руги, франки, саксы и многие другие племена. В это же время в степях Юго-Восточной Европы жили скотоводы-кочевники, которые не были германцами и которые почти ничего не знали о земледелии. Основным источником пропитания для них были стада, и, кроме того, они торговали с оседлыми племенами на границе степей. К этой второй группе принадлежали аланы и гунны. (Важно отме

тить, что после смерти гунна Аттилы в 453 году слово «гунн» стало общим термином для обозначения всех степных кочевников независимо от того, были ли они на самом деле гуннами.) Эти две группы племен объединяло только одно: и для тех, и для других Римская империя была страной сказочных богатств. И германцы, и кочевники смотрели на римлян с изумлением и одновременно с жадностью.

Тех, кому было разрешено свободно торговать на границе и заходить на римскую территорию, было немного. Все эти случаи казались римским авторам достойными упоминания. Гермундуры, германское племя, чья территория граничила с Империей в окрестностях Регенсбурга на Дунае, были «лояльны» к римскому правительству, в чем оно имело возможность убедиться. Поэтому им, единственным среди германцев, в середине I века н. э. было позволено не только торговать на римском берегу Дуная, но и пересекать его в любом месте, продвигаться в глубь провинции Реция без всякого надзора и продавать и покупать товары где угодно. Они могли смотреть на дома и виллы римлян, что было важным военным преимуществом в том случае, если бы они планировали набеги на жителей провинции.

Торговцев из других германских племен, если они и получали разрешение входить в римские провинции, разоружали на границе, и дальше они путешествовали в сопровождении военного конвоя. Торговать им позволялось только в крепостях, расположенных вдоль границы. Они не имели права продвигаться в глубь территории, и, таким образом, все, что они видели во время посещения провинций, — это военные лагеря и оружие солдат. Это зрелище должно было заставить варваров хорошо подумать, прежде чем совершить набег. По сути дела, гермундурские торговцы были в I веке единственными, кто имел привилегию ехать куда угодно и разносить свои товары от города к городу, от виллы к вилле. Впрочем, они, как считают, недолго наслаждались своей удачей. В конце II века маркоманны из Богемии получили право свободной торговли, а везеготы на несколько лет вырвали это право военной силой в середине IV века.

studfiles.net

Вопрос 24. Экономика, общество и государственный строй Древней Спарты.

Государственный строй Спарты[править | править вики-текст]

В основу государственного строя Спарты был положен принцип единства полноправных граждан. Для этого государство строго регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживала их имущественное расслоение. Основы государственного строя были заложены ретро (договором) легендарного царя Ликурга. Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Земледелие, ремесло и торговля стали делом илотов и периэков.

 

«Строй Ликурга» трансформировал военную демократию спартиатов в олигархическую рабовладельческую республику, которая сохранила черты родоплеменного строя. Во главе государства находились одновременно два царя — архагеты. Их власть была наследственной. Полномочия архагета сводились к военной власти, организации жертвоприношений и участия в совете старейшин.

 

Герусия (совет старейшин) состояла из двух архагетов и 28 геронтов, которых избирали пожизненно народным собранием из знатных граждан, достигших 60-летнего возраста. Герусия выполняла функции правительственного учреждения — готовила вопросы для обсуждения на народных собраниях, руководила внешней политикой, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях (включая преступления против архагета).

 

Коллегия эфоров (появилась в VIII веке до н. э) состояла из пяти достойных граждан, которых избирали на один год народным собранием. Сначала полномочия эфоров ограничивались судопроизводством по имущественным спорам. В VI веке до н. э их власть растет, они вытесняют герусии. Эфоры начали созывать герусии и народное собрание, руководить внешней политикой, осуществлять внутреннее управление государством и судопроизводство, контролировать должностных лиц (включая архагета).

 

Народное собрание (апелла) в Спарте отличались пассивностью. Право на участие в народном собрании имели полноправные граждане-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Сначала народное собрание созывалось архагетом, впоследствии руководство ими перешло к эфором. Апелла не обсуждала выдвинутые вопросы, а лишь принимала или отвергала предложенное решение. Голосование проводилось примитивно — криком или участники расходились по разные стороны и «на глаз» определялось большинство. Народное собрание имело законодательные права, право на избрание должностных лиц, решали также вопросы войны и мира.

СоСлоВИЯ

Аристократия:

 



 

Гомеи (буквально «равные») — полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами

Парфении[7] (буквально «девой рождённые») — потомки детей незамужних спартанок. Согласно Аристотелю, они являлись гражданами второго сорта, но входили в число гомеев, то есть аристократов. Сословие появилось во время 20-летней Первой Мессенской войны, затем было выселено в Тарент

Народ:

 

Гипомейоны (буквально «опустившиеся») — обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав

Мофаки (буквально «выскочки») — дети не-гомеев, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства

Неодамоды (буквально «новые граждане») — бывшие илоты (из числа лаконских), получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопоннесской Войны)

Периеки — свободные не-граждане (примерный аналог афинских метеков)

Зависимые земледельцы:

 

Лаконские илоты (жившие в Лаконии) — государственные рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопоннесской войны также и неполное гражданство)

Мессенские илоты (жившие в Мессении) — государственные рабы, в отличие от прочих рабов имевшие свою общину, что позднее после обретения независимости Мессении послужило основанием для признания их свободными эллинами.

Эпейнакты — илоты, получившие свободу за брак с вдовами спартанцев

Эриктеры и деспоионавты — илоты, допущенные к оказанию услуг своим господам в армии и на флоте

Афеты и адеспоты — отпущенные на волю илоты.

_____________________________________________________—

Спартанское, государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Ни один иностранный купец не мог въехать в Спарту. Никаких товаров не ввозилось из других стран. Торговля была только внутренней и происходила на местных рынках. Затрудняло торговые обороты и неудобство спартанских денег. Они были железными и поэтому очень тяжелыми. Кроме того, для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество этих денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых. Если же кто-нибудь шел на рынок, то он должен был везти деньги в повозке. В это время во всей Греции ходили серебряные деньги, но в Спарте их применять не разрешалось и нарочно употребляли деньги железные, чтобы затруднить торговлю. Этими специально принятыми в спартанском обществе мерами стремились избежать иноземных влияний и сохранить удовлетворявшие спартанцев примитивные общественные отношения, обеспечивавшие им на основе эксплуатации илотов нужный уровень материального благополучия



cyberpedia.su

Социально-экономический строй древней Спарты. Всемирная история. Том 3 Век железа

Социально-экономический строй древней Спарты

Мессения, обширная область в юго-западной части Пелопоннеса, отошла под власть Спарты. Мессенские войны существенно изменили характер полисного строя этого дорийского государства Пелопоннеса. Упоминавшийся аграрный кризис повлек структурные изменения в основной отрасли спартанской общины — земледелии. Этому процессу соответствовали общественные отношения. Земельный фонд был поделен на девять тысяч равных по доходности наделов, по числу полноправных граждан Спарты. Клеры подлежали дарению, продаже, их нельзя было завещать, разделять при наследовании. Высокий авторитет полноправного гражданина поддерживался и контролировался государственной властью именно благодаря экономикоправовому регулированию. К наделу прикреплялись рабы-илоты, обслуживающие спартиатов. Участвуя в военных действиях, спартиат имел возле себя семерых рабов илотов.

Часто они прикреплялись семьями и были абсолютно бесправны. Илотия носила общественный характер, делая раба собственностью всего государства. При том, что илоты были относительно свободны, то есть их труд в пользу государства имел известные пределы в виде сданной части урожая. Уплатив 82 медимна зерна и жидких продуктов, плодов, илот оставлял себе разрешенные государством излишки. Известен случай накопления излишков и осуществления выкупа свободы. При Клеомене б тысяч илотов осуществили сделку с властью. Положение рабов было унизительным, подневольным и вызывало ропот и восстания. Рабы, выходцы из Лаконии и Мессении, стремились объединиться на этнической основе, что и было опасно для полисной организации. Государство поддерживало порядок лишь рядом жестоких мер, беспощадных расправ. Примером устрашения были государственные массовые казни безоружных илотов — криптии.

Кроме господствующего слоя полноправных граждан, спартиатов, илотов, были еще и периэки, свободная категория населения без политических прав. Прерогативой периэков были занятия ремеслом и торговлей, причем их статус поселенцев на приграничных землях способствовал этому. Они были наделены функциями самоуправления в рамках Спарты, поскольку были отдалены от политического центра и не могли в полной мере реализовывать свои политические права (например, участвовать в работе апеллы).

Как и все спартиаты, периэки несли военную службу, составляя отряды легковооруженных. Ликургу приписывается система распределения земли среди периэков («окрестные жители») числом тридцати тысяч наделов, что и составляло число земледельческих семейств. Периэки были призваны всеми законами и учреждениями Спарты обеспечивать трудом процветание страны и граждан. Плиний указывал, что Лакония была для Европы тем, чем был Тир для Азии (имеется ввиду восточно-средиземноморский финикийский полис), основным побережьем, «где собиралась эта драгоценная улитка». Наследственное занятие ремеслами имело важные социально-экономические последствия. Ремесло выдвинулось на высокий уровень; пользовалась славой обувь из Амиклы, лаконские плащи с пурпуром. Осталось в истории ремесла их умение закалки стали, деревообработки, навыки кузнечных и чеканных работ. Необходимо подчеркнуть разработку форм сосудов для питья, чаш и кратеров. Лаконцев допустили к Олимпийским играм, где состязались только свободные граждане. Приведем пример, когда лаконец из Акрий пять раз вписан в список победителей.

Геродот, говоря о наследовании ремесла, например, указывает, что служители по приготовлению хлеба и смешивавшие вино для общественных обедов, были по положению близки к илотам.

Положение зависимого населения раскрывается множеством конкретных факторов, и неспартиаты, воспитывавшиеся с детьми граждан, впоследствии приобретали гражданство; были такие случаи и среди илотов. Для обозначения этой категории насельников Спарты используют термин «мофаки».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя Спарта

Древняя Спарта

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости — если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты, имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки, или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты, были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты, преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты, несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

gidvgreece.com

8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.

Если до Мессенских войн социально-экономическая структура Спарты по всем признакам мало отличалась от других современных ей греческих общин, не изживших еще полностью первобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то после окончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спарте населения в несколько раз увеличилась, в общественном строе произошли существенные изменения. Именно в это время в Спарте окончательно складывается специфический для нее строй так называемой «общины равных».

Основой экономической жизни этой общины было земледелие. При этом принадлежавшая Спарте земля считалась собственностью государства и была поделена на равные участки – клеры, переданные в пользование отдельным семьям спартиатов (членов «общины равных») без права их отчуждать или дробить. Владение клером являлось неотъемлемым признаком гражданских прав правящей группы спартиатов.

Клеры обрабатывались не самими спартиатами, занятыми всецело военным делом, а прикрепленными к их участкам илотами. В отличие от обычного в древней Греции типа рабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом – государству. Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определенного количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы. Право распоряжаться илотами всецело принадлежало государству и осуществлялось им через особых должностных лиц; хотя владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права ни продать их, ни убить, положение илотов было незавидным. Это постоянно толкало илотов на восстания. Для того, чтобы уменьшить опасность восстаний илотов и подавить их волю к сопротивлению, спартанское правительство регулярно проводило так называемые криптии – организованные массовые убийства тех илотов, которые казались наиболее опасными и неблагонадежными. Эти массовые истребления безоружных илотов рассматривались как «военные тренировки» спартанской молодежи.

Вторую группу неполноправного населения составляли периэки – лично свободные, но лишенные политических прав люди. Они владели (как правило, на пограничных территориях) имуществом и землей, которая принадлежала им в отличие от спартиатов, видимо, на началах частной собственности. Часть периэков, по всей вероятности, жила на этих территориях еще до того, как последние были завоеваны Спартой, другая часть была здесь специально поселена. В руках периэков сосредоточивались также занятия ремеслами и торговлей, которыми сами спартиаты по существующим законам заниматься не могли. Впрочем, ремесла и торговля в аграрной Спарте были мало развиты. Периэки пользовались известным самоуправлением в рамках спартанского государства.

8.5. Государственное устройство.

Спартанское государственное устройство было очень архаич­ным по своему характеру. Формально во главе общины стояли два царя-военачальника. Характер спартанской диархии опреде­лялся тем, что одной царской династией была ахейская, дру­гой – дорийская. Функции спартанских царей были весьма огра­ничены. В основном это были военачальники, в мирное же время они осуществляли некоторые жреческие и, частично, судебные обязанности. Оба царя пожизненно входили в состав спартанско­го совета старейшин – геруссии, состоявшей из 30 членов (2 царя не моложе 30 лет – возраст совершеннолетия в Спарте) и 28 вы­борных старцев-геронтов (не моложе 60 лет). Геруссия готовила спартанские законы, являясь одновременно верховным судебным органом и высшим военным советом.

Народное собрание (апелла) являлось верховным государ­ственным органом спартанской гражданской общины. Оно состо­яло из полноправных воинов-спартиатов. Но спартанская апелла, в отличие от афинского народного собрания, не обладала правом законодательной инициативы и только утверждала или отклоня­ла решения, подготовленные геруссией. Интересно отметить ар­хаичный способ голосования в апелле: только по шуму и крикам специальная комиссия определяла, «за» или «против» проголо­совало собрание.

Еще один орган государственного устройства Спарты – эфорат. Коллегия пяти эфоров возникла как орган верховного кон­троля за деятельностью царей и геруссии и вскоре превратилась в дополнительный верховный орган власти спартанской олигар­хии. Избирались эфоры по одному от каждого из пяти спартан­ских поселений сроком на один год. Они обладали высшей кон­трольной властью, имели право привлекать к ответственности любого спартиата, включая геронтов и царей, наблюдали за вы­полнением законов Спарты и правил спартанского образа жизни. Эфоры руководили внутренней и внешней политикой спартан­ского полиса, а также террористическими мероприятиями про­тив илотов.

studfiles.net

Государственный и общественный строй Спарты

Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии (Лаконики).

Главнейшими источниками по истории спартанского общественного и государственного строя являются произведения Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха, а также стихи спартанского поэта Тиртея. Кроме того, с каждым годом все большее значение приобретают археологические материалы.

 

Возникновение спартанского государства

Спарта является древнейшим государством архаической Греции, возникшим еще в IX в. до н. э., во время последней волны переселений дорийских племен, когда все области, кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родового строя. Государства у них еще не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Так появилось спартанское государство, вскоре получившее особый общественный строй.

Древний Пелопоннес (с Лаконикой и Спартой)

 

В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседней области – Мессении, также заселенной дорийцами. В результате двух Мессенских войн, носивших ожесточенный характер, территория Мессении была присоединена к Спарте, а основная масса населения должна была работать на спартанцев (только небольшой части мессенцев, оказавших упорное сопротивление завоевателям, было разрешено покинуть Мессению). Так как спартанцев было гораздо меньше, чем завоеванного населения Лаконии и Мессении, господство их носило своеобразный характер: весь общественный и государственный строй Спарты был подчинена задаче сохранения этого господства.

 

Состав спартанского населения

Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных илотов. Само название «илоты» до сих пор не ясно. Есть предположение, что оно происходит от имени города Гелос, некогда захваченного дорийцами. Согласно другой гипотезе, слово «илот» происходит от греческого глагола «попадать в плен», «быть пленным».

Сами завоеватели – дорийцы – стали называть себя по имени своего главного города – Спарты спартиатами.

 

 

Племена, жившие в горных местностях Спартанского государства, а также те из ахейцев, которые добровольно подчинились дорийцам, стали называться периэками (соседями). Это было население, хотя и неполноправное, но не закабаленное.

Так произошли основные сословия спартанского общества: спартиаты (спартанцы), периэки и илоты.

 

Земледелие в Спарте

Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. В спартанском государстве не признавал частной собственности на землю. Вся земля принадлежала общине, которая отдавала своим членам во временное пользование отдельные участки. Спартиаты пользовались этой землей, но не владели ею в настоящем смысле слова. Они не могли ее продать или заложить, так как она была общинной собственностью. Земля возделывалась очень примитивными орудиями: первобытной сохой, мотыгой. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, полбу. Разводили и овощи. Сам спартанец и его семья не работали на своем участке. К этому участку были прикреплены илоты, которые его обрабатывали. Спартанцы боялись илотов, поэтому ночью ни один илот не должен был находиться на территории города Спарты. Независимо от количества урожая илоты платили натуральный оброк, т. е. должны были сдать спартиату – владельцу участка, на котором они работали, определенное количество зерна, скота, растительного масла и других продуктов. Этот оброк был очень велик, и илоты – низший класс спартанского обществе – влачили со своими семьями нищенское существование.

 

Спартанское ремесло

Ремесло в Спарте было очень мало развито. Периэки наряду с земледелием занимались ремеслом. Они выделывали глиняную и металлическую посуду, изготовляли шерстяные ткани, одежду, поставляли спартиатам вооружение. Особенно ценилось стальное оружие, сделанное из лаконской стали, считавшейся лучшей в Греции. Однако аграрный характер спартанского общества, общая экономическая отсталость Спарты, проводимая спартанским государством политика изоляции, сохранения примитивных отношений в области экономики сдерживали развитие ремесла.

 

Торговля в Спарте

Спартанское, государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Ни один иностранный купец не мог въехать в Спарту. Никаких товаров не ввозилось из других стран. Торговля была только внутренней и происходила на местных рынках. Затрудняло торговые обороты и неудобство спартанских денег. Они были железными и поэтому очень тяжелыми. Кроме того, для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество этих денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых. Если же кто-нибудь шел на рынок, то он должен был везти деньги в повозке. В это время во всей Греции ходили серебряные деньги, но в Спарте их применять не разрешалось и нарочно употребляли деньги железные, чтобы затруднить торговлю. Этими специально принятыми в спартанском обществе мерами стремились избежать иноземных влияний и сохранить удовлетворявшие спартанцев примитивные общественные отношения, обеспечивавшие им на основе эксплуатации илотов нужный уровень материального благополучия.

 

Быт и воспитание спартанцев

В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.

Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.

Руины театра в древней Спарте

 

Каждого новорожденного несли в высшее государственное учреждение Спарты – герусию, т. е. совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка спартанцы оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим спартанской школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили юноши-спартанцы босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.

Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.

 

 

В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».

В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.

Спартанский шлем

Источник фото

 

Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но согласно требования спартанского общественного строя вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их сисситиями.

Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.

Вся направленность как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.

 

Спартанцы и илоты

Главное целью спартанского государственного и общественного строя было сохранение рабского состояния илотов.

Илоты были совершенно бесправны. Спартиат имел право убить илота. Более того, раз в году происходили так называемые «криптии» («криптия» – тайная война). Юноши-спартиаты собирались рб ночам вместе, надевали маски и длинные плащи, чтобы не быть узнанными, и отправлялись в селения илотов. Если они встречали илотов, они набрасывались на них и убивали. Спартанцы старались убить самых молодых и сильных илотов. Чтобы отличаться от других жителей Спарты, илоты носили особую одежду, а на головах шапки из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции.

Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартанцы, обещая им полную свободу, надели на них торжественные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.

На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464–455 гг. до н. э.

Вопрос о положении илотов внутри спартанского общественного строя не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными.

Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всему спартанскому обществу. Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племенами Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.

 

Устройство спартанского государства

Держать в повиновении илотов было трудно, так как их было в несколько раз больше, чем спартиатов. Естественно, что спартанский государственный строй мог держаться только военной мощью.

Законодательство спартанского государства приписывается Ликургу. До настоящего времени неясно, был ли он мифической личностью или действительно существовал, как описывает Плутарх, Фукидид и другие античные авторы. Но устои общественного строя Спарты, её обычаи и законы возникли не по воле Ликурга, а сложились постепенно в результате жизненной необходимости направить все силы на укрепление военного строя спартанского государства.

В государственном строе Спарты мы встречаем много пережитков древних общинных отношений. Существовало народное собрание (апелла), куда входили взрослые мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосования там не производилось. Все решалось криком. При этом заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.

В Спарте было два царя одновременно. Один происходил из дорийского рода Эврипонтидов, другой – из ахейского рода Агиадов. По-видимому, этот дуализм отражал воспоминания об объединении аристократической верхушки боровшихся друг с другом ахейских и дорийских племен в период дорийского завоевания Лаконии.

Спартанские цари назывались басилеями или архагетами. Они имели жреческие функции и считались священными. Во время войны цари командовали войском. Они входили в состав герусии – высшего аристократического органа спартанского государства. Реальной власти в государстве цари не имели. Больше того, царя могли вызвать для отчёта эфоры – высшие должностные лица, контролирующие все спартанские учреждения. Если царь не являлся к эфору, его приводили силой.

Эфоров было пять. Их избирали в народном собрании на один год.

Наиболее сильным органом спартанского государства была герусия («геронт» – старик) – собрание старейшин – представителей самых влиятельных родов и семей Спарты. В герусию входили 28 человек шестидесятилетнего возраста и два царя, достигших 30-летнего возраста. Если спартанские цари были моложе, то в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. Геронты заседали в герусии пожизненно. После смерти одного из геронтов происходили выборы на открывшееся место нового геронта из спартиатов не моложе 60 лет, предложивших свою кандидатуру в народном собрании (апелле). Выделенную из апеллы специальную комиссию помещали в закрытое помещение, после чего мимо этого помещения проходили кандидаты в геронты. Комиссия, не видя проходивших, на слух определяла, при прохождении какого из кандидатов в апелле кричат громче всего. Такой кандидат и считался избранным. Подобным же «детским способом», как заметил по этому поводу Аристотель, избирали и эфоров. Каждый член герусии обладал одним голосом, поэтому цари фактически никакого влияния в герусии не имели.

Спарта была олигархическим государством, где главную роль играли герусия и эфоры.

 

Пелопоннесский союз

Спарта, самое сильное государство Пелопоннеса, захватила еще в VI в. до н. э. после двух ожесточенных войн соседнюю плодородную страну на западе – Мессению и превратила ее жителей в илотов. Что касается остальных государств на территории Южной Греции, то хотя завоевать их Спарта не смогла, но и они постепенно были вынуждены подчиниться ей и составили Пелопоннесский союз. В него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные в Средней Греции. Спартанское государство играло главную роль в Пелопоннесском союзе.

Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызывало сомнений во всей Греции.

Для своего времени войско Спарты было хорошо организовано. В бой за гонимыми впереди илотами шли молодые спартанцы, потом пожилые и старики до шестидесяти лет. Спартиаты были дисциплинированны. С детства они умели прекрасно владеть оружием, которое состояло из копья, меча и щита. Эта армия была лучшей в Греции VI – V вв. до н. э.

 

Идеализация общественного строя Спарты

Аристократический государственный строй Спарты, основанный на угнетении илотов, идеализировался некоторыми учёными – особенно представителями консервативной немецкой историографии. А фашистские историки ставили в пример спартанский общественный и государственный строй как идеальный для покоренных народов.

По отношению к спартанскому обществу и государству того или иного историка можно судить о том, насколько он либерален или консервативен.

Спартанский строй был самым консервативным среди древнегреческих государств. И Спарта, имевшая гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала, вместе с этим союзом все антидемократические течения Древней Греции.

 

rushist.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *