Древняя греция общественный строй – Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм (4 часа). Общественный строй древней греции

7. Общественный и государственный строй Афин. Право Древней Греции.

Образование этого древнего гос–ва связано с греческим героем Тезеем. Руководящий орган – Совет, руководящий всем гос-вом. Произошло объединение трех племен, сцентрализацией в Афинах. Родовая знать – эвпатриды, большая часть населения – геоморы (земледельцы), и демиурги (ремесленники), далее из епатридов – архонты (сначала заним-щие свою должность пожизненно, далее сроком – 10лет) С 7-го в. до н. э. Избираются – 9 архонтов, сроком на 1год. Они выполняют: военные, жреческие, судебные функции, далее осущест-ют руководство всей страной. Высший гос–ный совет – ареопаг, заменил совет старейшин. Ареопаг стал хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Все эти нововведения, ознаменовали создание Афинского гос-ва., в котором происходят радикальные преобразования, основные из них, связаны с реформами Солона и Клисфена.

Право Древней Греции.

Афинское право наиболее развитая система рабовладельческого строя, оказ. заметное влияние на правовые системы др. гос-в. Особенность прав. системы основной источник права – обычай. Закон и обычай отождествлялись. Впоследствии теория и практика признают приоритет законов над обычаем. В 621 г.до н.э. появляется писаное право в виде законов Драконта. Осуществл. новая социально-эконмическ. ситуация: отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства, оформлялись права на частную собственность и суровые наказания за посягательства на нее.

В начале 6-ого в. до н.э. большая законодательн. работа проводится Солоном. В 5-4вв. до н.э. – закон становится главным источником права. Полноправными афинскими гражданами явл. — лица родители, которых граждане Афин, достигшие 18 лет. К определенным важным правам и обязанностям отн.- право на свободу и личную независимость от другого чел., право на земельный участок, помощь от гос-ва в случае материальных затруднений, на участие в делах гос-ва, на защиту и покровительство закона.

Обязанности: беречь свое имущество, трудиться на своем земельн. участке, защищать свой полис от врагов, повиноваться законам, принимать активн. участие в общественно – политич. жизни страны. У богатых граждан – повинность наз-сь литургия. Между полнопр. гражданами и рабами сущ. промежуточный слой – метеки. Люди лично свободные, но лишенные политич. и некоторых экономич. прав — права гражданства, приобретения недвижимости, заключения брака с афин–ми гражданами. С них взималась особая подать, они привлекались к воен. службе. Рабы – частные и гос-ные. Частные занимали положение вещи. Гос-ные – имели право приобретать собственность и распоряжаться ею. Право знало: видимое и невидимое имущество. Видимое – земля, рабы, скот. невидимое – деньги, драгоценности.
Обязательственные отношения – договор или деликт (правонарушение). Виды договоров: купля – продажа, найма, ссуда, подряд, займа, хранение вещей, товарищества, поручения, комис–ный. В качестве обеспечения договора задаток, залог, поручительство. В Афинских законах имущественные отношения получили гораздо большее развитие, но в них нет детальных предписаний. В семейно – брачных отношениях брак обязателен. Уклонение от брака расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Власть домовладельца значительна. Муж мог привести наложницу. Женщина не могла заключать сделки, после смерти отца господин – муж, после – мужа сыновья. При наличии сыновей в семье, дочь не получала наследства. Обычай разрешал брак между родственниками. Отношение к женщине было презрительным. Афинянки вынуждены были вести замкнутый образ жизни, не имели почти никаких прав.

Известны гос-ные преступления, прест-ния против семьи, личности, собственности. Особо опасные – против гос-ва, обман народа, измена отечеству, оскорбление богов, противозаконные предложения на народном собрании.

Судоразбирательство начиналось с заявления от полноправного гражданина. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял домовладыка, рабов – хозяева. Стадии суд. процесса – предварительное расследование, судебное разбирательство, вынесение приговора, последнее слово осужденного. Время для разбират–ва в суде – 9,5 часов. Правовые воззрения греков оказали большое влияние на становление римского права.

studfiles.net

7. Общественный и государственный строй Афин. Право Древней Греции.

Образование этого древнего гос – ва связано с греческим героем Тезеем. Руководящий орган – Совет, руководящий всем гос-вом. Произошло объединение трех племен, сцентрализацией в Афинах. Родовая знать – эвпатриды, большая часть населения- геоморы(земледелтцы), и демиурги(ремесленники), далее из епатридов – архонты( сначала заним-щие свою должность пожизненно, далее сроком – 10лет) С 7-го в. до н. э. Избираются – 9 архонтов, сроком на 1год.они выполняют: военные, жреческие, судебные функции, далее осущест-ют руководство всей страной. Высший гос – ный совет – ареопаг, заменил совет старейшин. Ареопаг стал хранителем традимий, высшим судебным и контролирующим органом.Все эти нововведения, ознаменовали создание Афинского гос-ва., в котором происходят радикальные преобразования, основные из них, связаны с реформами Солона и Клисфена.

Право Древней Греции

Афинское право наиболее развитая система рабовладельческого строя, оказ. заметное влияние на правовые системы др. гос-в.Особенность прав. Системы-основной источник права – обычай.Закон и обычай отождествлялись.Впоследствии теория и практика признают приоритет законов над обычаем. В 621 г.до н.э. появляется писаное право в виде законов Драконта.Осуществл. новая социально-эконмическ. ситуация;отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства,оформлялись права на частну.ю собственность и суровые наказания за посягательства на нее. В начале 6-ого в. до н.э. большая законодательн. Работа проводится Солоном. В 5-4вв. до н.э. –закон становится главным источником права. Полноправными афинскими гражданами явл.-лица родители, которых граждане Афин, достигшие18 лет. К определенным важным правам и обязанностям отн.- право на свободу и личную независимость от другого чел., право на земельный участок, помощь от гос-ва в случае материальных затруднений, на участие в делах гос-ва, на защиту и покровительство закона. Обязанности: беречь свое имущество, трудиться на своем земельн. участке, защищать свой полис от врагов, повиноваться законам, принимать активн. участие в общественно – политич. жизни страны. У богатых граждан – повинность наз-сь литургия. Между полнопр. гражданами и рабами сущ. промежуточный слой – метеки. Люди лично свободные, но лишенные политич. и некоторых экономич .прав — права гражданства, приобретения недвижимости, заключения брака с афин –ми гражданами. С них взималась особая подать, они привлекались к воен.службе. Рабы – частные и гос-ные. Частные занимали положение вещи. Гос-ные – имели право приобретать собственноть и распоряжаться ею. Право знало: Видимое и невидимое имущество. Видимое – земля, рабы, скот. невидимое – деньги, драгоценности. Среди вещных прав владение и собственность. Обязательственные отношения – договор или деликт(правонарушение). Виды договоров: купля – продажа, найм, ссуда, подряд, займ, хранение вещей, товарищества, поручения, комис – ный. В качестве обеспечения договора задаток, залог, поручительство. Обычаи и законы мсходили из понятия широкой право – и дееспособности гражданв имущественных отношениях. В одном из законов гов – ся:»Каждый может отдать свое имущество любому гражданину если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попавал под влияние женщины» В Афинских законах имущественные оношения получили гораздо большее развитие, но в них нет детальных предписаний. В семейно – брачных отношениях; брак обязателен. УУклонение от брака расценивалось как забвение кулоьта предков. К холостякам относились как к больным. Власть домовладельца значительна.Муж мог привести наложницу. Женщина не могла заключать сделки, после смерти отца господин – муж, после – мужа , сыновья. При наличии сыновей в семье, дочь не получала наследства. Обычай разрешал брак между родственниками. Отношение к женщине было презрительным. Афинянки вынуждены были вести замкнутый образ жизни, не имели почти никаких прав. Мораль обвиняла их, что они беззаботно проводят время в стенах дома, когда мужчины в поте лица добывает хлеб. Общественное мнение нормально относилось к любви мужчин с юношами и гетерами. Рождение ребенка – праздник. Мальчика украшали оливковыми ветками, девочку – шерстяными нитками. Больше любили мальчиков, с 7 лет их отдавали под опеку отца, девочку могли выгнать из дома. Сохранялся обычай детоубийства. До реформ Солона отец мог отдать реб. в рабство, покалечить и даже убить. После – сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если он не обучил его ремеслу. С другой стороны, отец мог отречься от сына, лишить его наследства, выгнать из дома, если тот не оказывал ему должного уважения. Известны; гос- ные преступления, прест-ния против семьи, личности, собственности. Особо опасные – против гос-ва, обман народа, измена отечеству, оскорбление богов, противозаконные предложения на народном собрании. Ложные доносы, шантаж,клевета карались штрафом. Хищения и взяточничество – откуп в десятикратном размере. Атемия – лишение гражданских и политических прав- тягчайшее наказание. Приговоренный к смерти мог сам исполнить приговор- выпить яд, избрать чеч или веревку. Грабители и разбойники могли быть- проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убить на месте, однако он мог избежать наказания вернув вещь или оплатив ее стоимость. Наказывали также предметы – статуи, камни, бревна, если они явл. причиной смерти. Судоразбирательство начиналось с заявления от полноправного гражданина. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял домовладыка, рабов – хозяева. Стадии суд.процесса – предварительное расследование, судебное разбирательство, вынесение приговора, последнее слово осужденного. Время для разбират –ва в суде – 9,5 часов.Клепсидра запускалась когда предоставлялось слово. КЛЕПСИДРА водяные часы. Обычно подсудимые вымаливали снисхождение, слезно взывали к жалости, приводили в суд своих плачущих родных. Особенно тщательно соблюд. процессуальная форма, если подсудимому грозит смертная казнь. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Высшей судебной и апелляционной инстанцией явл. Гелиэя, ее вердикты пересмотру не подлежали. Правовые воззрения греков оказали большое влияние на становление римского права.

studfiles.net

Лекция 6. Государство и право Древней Греции.

  1. Особенности античных государств.

  2. Государственный и общественный строй Древних Афин.

  3. Государственный и общественный строй Древней Спарты.

  4. Основные черты права Древней Греции Законодательный процесс.

1.Своего расцвета рабовладельческое общество достигло в государствах античности. Это греческие города- полисы и Древний Рим.

Греческий город-полис — это небольшое государство, состоявшее из города и прилегающих к нему селений. В этих городах успешно развиваются торговля, в том числе морская. Начинается становление политико-правовой идеологии. Природные и географические особенности Греции способствовали с одной стороны разъединению греческих областей, а с другой – колонизации греками обширных областей. Колонии обычно представляли собой самостоятельные полисы не связанные политически со своей метрополией. Таким образом, греческий мир состоял из великого множества государств, расположенных как на территории Греции, так и далеко за ее пределами.

Государственный строй как в городах метрополиях, так и в колониях был весьма различен и подвергался частым переменам. В одних преобладала государственная форма тирании, при которой власть принадлежала одному лицу – тирану, в других – демократия, при которой созывались народные собрания и действовали выборные органы власти, в третьих – аристократия, при которой власть переходила в руки представителей знати, или олигархии, при которой органы власти открыто были закреплены за представителями богатых граждан. Наиболее могущественными из греческих государств, оказавшие заметное влияние на судьбу большинства других греческих государств считаются Афины и Спарта.

Греческие города погрязли в междоусобице, что приводит к их ослаблению и завоеванию в начале Македонией, а затем Древним Римом.

В античных государствах рабство достигло своего расцвета. Именно здесь раб становится основным орудием производства, абсолютно бесправным и считается вещью, которую можно продать или подарить.

В отличие от государств Востока, основанных в основном на теологии, в государствах античности большое внимание уделяется философии и другим общественным наукам. Здесь же впервые появляется закон в виде правового акта, принимаемого населением, складывается основные принципы законодательного процесса. Появление закона связывается с бурным развитием товарно-денежных отношений, которые уже не устраивают древние обычаи и традиции. Ранее появление закона связывают также с высоким уровнем развития мировоззрения античных государств. Огромное наследие оставило после себя римское государство, которое разработало принципы гражданского права, воспринятые странами Западной Европы и действующие там до сих пор. Произошла так называемая рецепция римского права, оказавшая большое влияние на развитие правовых систем стран мира.

2. Афины – как и другие греческие государства-полисы, занимали небольшую территорию, и являлись центром торговли, ремесла и культуры. Расцвет Афин связывают с благоприятным расположением города, который находится на пересечении торговых путей из Египта в страны Азии. Образование Афинского государства связано с мифическим именем – базилевса Тесея, который сумел объединить под своей властью несколько греческих племен (синойкизм). По форме правления Афины предоставляли собой демократическую республику, и в целом подтверждали теории, согласно которой демократия может существовать лишь на небольших территориях. Механизм государственной власти был довольно разнообразен. Наиболее важные вопросом решались на народном собрании путем народного голосования. На народном собрании принимают участие все мужчины достигшие 18 лет. Наиболее мудрейшие представители своего народа входят в совет старейшин (ареопаг), никем не избираемый и ни перед кем ни отчитывающийся. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, контролирует деятельность должностных лиц, ведущее место среди которых принадлежит коллегии архонтов (9 старейшин), избираемых ареопагом на 1 год. Замещение всех важных должностных лиц являлось привилегией эвпатридов.

С течением времени в Афинах проводится ряд реформ направленных на преобразование государственного устройства и территориального деления страны. Наиболее популярными были реформы Солона и Клисфена. Целью реформ Солона были примирение интересов враждующих сословий – демоса и эвпатридов.

Долговая реформабыла направлена на отмену долгового рабства, все задолженности перед кредиторами были признаны недействительными, а лица, попавшие в рабство за долги были отпущены на свободу.

Цензоваяреформа разделила все население на 4 разряда в зависимости от размера имущества. Кроме того, был установлен высокий имущественный ценз для наделения граждан политическими правами. Право замещения высших государственных должностей получили представители первых двух разрядов, архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.

Управленческаяреформазакрепила в качестве высшего органа власти народное собрания и предусмотрела создание нового органа управлениясовета четырехсот, в который вошли сто представителей от каждого племени. Был создан новый судебный орган – гелиэя (суд присяжных заседателей).

Гелиэя контролировала деятельность всех судов, рассматривала дела о государственных преступлениях и обладала правом отклонять законы, принятые на народном собрании.

Реформы Солона носили компромиссный характер и привели к укреплению государства.

Решающий удар по остаткам родового строя был нанесен Клисфеном. Он провел:

    1. Территориальную реформу, согласно которой было уничтожено деление страны на четыре племени. Вместо этого страна была поделена на 10 территориальных округов (фил), каждый округ делился на 3 территории (тритии): городскую, прибрежную, земледельческую.

    2. Управленческую реформу, в ходе которой был создан новый орган власти совет пятисот. В совет входили по 50 человек от каждого округа, которые избирались ежегодно из граждан достигших 30 лет. Клисфен вводит понятиеостракизма, в соответствии с которым народное собрание могло изгнать из государства сроком до 10 лет граждан, пользующихся авторитетом в политической жизни. Это было сделано с целью сохранения демократии.

Таким образом, реформы Клисфена привели к окончательному оформлению Афинского государства. Окончательное оформление демократии является результатом реформ Эфиальта и Перикла, в результате которых замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от имущественного положения, вводится вознаграждение за службу, ареопаг лишается всех политических функций.

Основными классами афинского общества являлись рабы и свободные. Свободные делились на полноправных граждан и ограниченных в правах метэков (иностранцев), к которым приравнивались вольноотпущенники.

К полноправным гражданам относились эвпатриды (благородные) — это аристократическая родовая верхушка общества, обладающая исключительным правом заниматься управлением делами государства. Демос был представленгеоморами (земледельцы) идемиургами(ремесленники) получившими право замещения должностей при Перикле.

Промежуточное положение занимали феты(бедняки) – разорившиеся ремесленники и земледельцы.

Метэки (иностранцы) не обладали политическими правами, но могли заниматься профессиональным делом, служить в армии. Они платили особые налоги и им запрещалось вступать в брак с гражданами.

Рабы являлись объектами, а не субъектами права. Положения рабов зависело от их статуса. Государственные рабы находились в лучших условиях чем частновладельческие.

3. Государство Спарта обладало рядом особенностей отличавшим его от других государств Греции.

1). Процесс возникновения спартанского государства сопровождался сохранением значительного числа остатков родовой организации.

2). На формирование классового общества в Спарте значительное влияние оказал насильственный факт.

На территорию будущей Спарты – Лаконику — вторглись дорические племена, которые вступили в борьбу с местным ахейским племенем. После ожесточенной борьбы был заключен союз племен, в результате чего образуется спартанская община, которая постепенно трансформируется в государство. В дальнейшем оба племени участвуют в войне за Мессению, территория которой присоединяется к Спарте, а население превращается государственных рабов – илотов.

По своему государственному строю, Спарта была аристократической республикой. От родовой организации сохранились такие органы власти как народное собрание, совет старейшин и два царя (вождя).

В деятельности народного собранияпринимали участие спартиаты достигшие 30 лет. Оно созывалось раз в месяц, решало вопросы войны и мира, принимало законы, избирало должностных лиц. Голосовали криком. Если собрание выходило из подчинения властей оно распускалось, а его решение признавалось незаконным.

Совет старейшин (герусия) состояла из 28 геронтов, избираемых народным собранием из спартиатов, достигших 60 лет. Они обладали судебными функциями, рассматривали и подготавливали законопроекты.Цари были членами герусии и выполняли военные, религиозные и судебные функции. Со временем господствующее положение в сфере управления стала играть коллегия пяти эфоров, избираемых народным собранием на год. Они обладали правом созывать герусию и народное собрание, контролировать деятельность всех должностных лиц, решать вопросы внутренней и внешней политики.

Общественный строй Спарты был представлен следующим образом:

1). Господствующее положение занимают спартиаты – полноправные граждане, жившие в 5 военных лагерях, объединенных в город. Их основной обязанностью была военная служба. С семилетнего возраста детей отправляли в специальные школы, где они обучались военному мастерству и выносливости. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. С 60 лет они допускаются к управлению делами государства.

2). Периэки — это жители периферийных горных районов. Они были свободны, обладали имуществом, но не могли участвовать в управлении делами государства. Их основными занятиями были торговля и ремесло.

3). Илоты – это порабощенные жители, бывшие собственностью государства. Они вели самостоятельное хозяйство, часть своего урожая отдавали спартиатам, но могли свободно распоряжаться оставшейся частью.

4). Рабы использовались на домашних работах, считались товаром, были полностью бесправны.

4.Древнейшим источником права являлся обычай. Однако в связи с развитием частной собственности, неписаное обычное право уже не может урегулировать вновь возникавшие общественные отношения. Этим и обусловлено раннее появление закона и его доминирующую роль среди источников права. Первые писаные акты, представляли собой запись древних обычаев и судебной практики. К 5 веку до н.э. законы становятся главным источником права Древней Греции. В большинстве своем они не сохранились, а судить о них можно лишь из изречений греческих ораторов. Законы принимались народным собранием. Существовал определенный процесс принятия законов, который делился на следующие стадии:

1). Внесение законопроекта в порядке законодательной инициативы в народное собрание.

2). Экспертиза законопроекта советом старейшин.

3). Принятие закона народным собранием.

4). Отклонение либо одобрение законов гелиэей.

Законы соблюдались гражданами добровольно. Они считались обязательными и авторитетными регуляторами общественной жизни. Это позволяет считать Афины классическим примером правового государства.

Наиболее известными памятниками права были законы Драконта, которые за исключением норм уголовным правом, не сохранились до наших времен. Современники считали, что эти законы написаны кровью, так как предусматривали особо жестокие наказания за правонарушения. Обширное законодательство было составлено архонтом Солоном. Его законы были написаны на деревянной доске и вывешены в центре города. Он пытался укрепить позиции частной собственности, многое сделал для развития ремесла и торговли. Солоном впервые вводится понятие завещания для лиц, не имеющих наследников мужского пола, а также дарение с оговоркой. Эти законы так же не сохранились до наших дней.

studfiles.net

Вопрос 9 Государственный строй Древней Греции. Полисная организация. Источники права Древней Греции.

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Из Темных веков — периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. — Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город — центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город («полис»). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как «господствующая раса» в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом — эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили «варварами». Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора — в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская  экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народовДревней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков — бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне — в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Государственный строй древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Предпосылки и условия формирования полисного строя

Процесс формирования полиса растянулся в общей сложности на полтысячелетия. Не менее длительным был и период распада этого организма. Таким образом, история полиса по сути и являет собой историю всей античности. И хотя полису предшествовали определенные старые общественные структуры, а его распад вызвал к жизни новые — все они так или иначе имели либо своим конечным результатом, либо исходной точкой все тот же полис.

Формирование полиса было результатом длительного развития греческой цивилизации, и истоки этого феномена следует искать в глубокой древности — еще в крито-микенской эпохе. Корни полисного строя исследователи находят в исходной социальной ячейке древности – сельской общине и в главном принципе ее развития на западе — взаимодействии общинного и частновладельческого начал. Рациональным импульсом последующего оформления этой общины была эпическая мудрость, а носителями этого импульса стали представители старинной знати, уходящей корнями в героическое микенское время.

Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:

1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике — в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере — в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.

2. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

3. Природные условия. Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.

4. Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.

5. Великая греческая колонизация. Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.

Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:

от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;

от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;

от власти местных царьков-басилевсов, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом — гражданами.

В историографии нового и новейшего времени учеными высказывались самые различные взгляды на происхождение полиса, его природу и сущность. В XX в. тема полиса стала по существу ведущей в исследовании античности.

Основными чертами полиса как исторического феномена принято считать:

1. Двойственный, противоречивый характер собственности, когда в рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность, причем, как замечал еще Аристотель, общественный принцип должен обладать относительным значением, а частный — безусловным. Полис, как коллектив граждан, будучи верховным собственником, тщательно наблюдал за перемещением земельной собственности: он мог устанавливать земельный максимум, осуществлять надзор за наследованием земли, ограничивать права собственников на распоряжение ею. Полис выступал не только как верховный собственник, имеющий право вмешиваться в отношения собственности, но и как гарант земельной собственности отдельных граждан вплоть до наделения землей безземельных граждан из общественного фонда.

2. Совпадение в принципе политического коллектива с коллективом земельных собственников, то есть взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. это означало, что только граждане полиса имели право на участок земли в пределах полисной территории. Таким образом, в античности наблюдается совпадение территории полиса с землей, принадлежащей гражданам. Утрата в силу тех или иных причин участка земли нередко приводила к утрате гражданских прав. Поэтому гражданин полиса был готов лишиться всего в случае нужды, но только не своего участка. К тому же владение участком земли являлось непременным условием социального престижа. Следует отметить, что в некоторых полисах существовала зависимость между размером земельного участка и объемом политических прав. Такую зависимость установил, например, Солон в Афинах, определяя степень полноправия гражданина размером дохода с его земельного участка.

3. Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам, которые формально находились за пределами полисного организма, но реально обеспечивали его существование и благосостояние. Политико-правовая черта между членами полиса и лицами, находящимися за его пределами, подкреплялась в некоторых полисах запрещением порабощать граждан.

4. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Это приводило к тому, что сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

5. Более или менее полное совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

6. Тенденция к простому воспроизводству полиса как в экономическом, так и в социальном плане, в силу чего полис был заинтересован в том, чтобы поддерживать хотя бы относительную однородность гражданского коллектива, в котором были нежелательны ни чрезмерное богатство, ни крайняя бедность. Стремясь к сохранению стабильности, полис ориентировался на «средний класс» и регулярно производил определенное перераспределение богатств внутри гражданского коллектива, облагая повинностями (литургиями) богатых и «подкармливая» путем раздач продовольствия и организации зрелищ и общественных мероприятий бедных.

7. Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность.

8. Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть «легко обозримы».

Право в Древней Греции.

Обычно рассматривается на примере Афин, по которым больше всего письменных источников.

Источниками права в Древних Афинах были обычаи, законотворчество верховных органов власти полиса, законы Драконта, реформы Солона. В V-IV вв. до н.э.главный источник — законы, принятые народным собранием.

Право собственности и обязательства. Cобственность делилась на полисную и частную. Владение рассматривалось как фактическое обладание имуществом и владение с правом распоряжения. Также греки делили имущество на “видимое”(земля) и “невидимое”(деньги). “Невидимое” было выгоднее, т.к. богатые с “видимым” имуществом несли литургии в пользу полиса.

Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда (“вольные” и “невольные”). Исполнение договора предполагало задаток (при нарушении покупатель свой задаток терял, а продавец должен был в случае нарушения договора заплатить двойную сумму). Договор поручительства обеспечивался материальными гарантиями. В Афинах был распространен Залог земли в форме ипотеки: земля находилась в пользовании должника, но при неуплате долга он ее терял.

Существовали договоры займа (под 20%), имущественного найма (движимости и недвижимости, особенно среди метеков), личного найма. Договор товарищества предполагал разделение всех доходов и убытков по договору и пропорционально взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу и предполагали возмещение убытков. Если вред наносился умышленно требовалась уплата убытка в двойном размере. Ответственность наступала и тогда, когда вред имуществу был нанесен в результате действий подвластных лиц (рабов). Раб мог быть отдан новому владельцу в качестве компенсации за ущерб. Если вред причинялся личности, то ответственность как за преступление.

Семейное право. Безбрачие морально осуждалось. Брак заключался по договору, при этом обычно предполагалась плата за невесту. Приданое считалось собственностью жены не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Женщина находилась под властью отца и мужа и находилась в приниженном положении. Развод был свободным для мужа и был затруднен для жены. Власть отца над детьми была абсолютной вплоть до реформ Солона, но и потом значительна. Отец имел право лишить сына наследства.

Уголовное право. Выделялись преступления против личности и против государства. Обвинение возбуждалось или потерпевшим или заинтересованными лицами. Существовал перечень преступлений. Наказание в большинстве случаев предполагало возмещение вреда или штраф в двойном размере. Наиболее тяжкие преступления влекли смертную казнь. За отдельные преступления возможным было наказание в виде обращения в рабство (в т.ч. вор-рецедивист). В качестве наказаний фигурируют также конфискация имущества, изгнание. Телесные наказания применялись по отношению к рабам. Существовало специфическое наказание — атимия (бесчестье) — лишение политических прав. Несмотря на демократическое устройство в Афинах было распространены сикофанты — доносчики, но за ложное обвинение могли отдать под суд.

studfiles.net

Государственный и правовой строй Древней Греции

Введение

Целью данной работы является обзор наиболее существенных социальных, политических и правовых аспектов существования древнегреческого государства. Ввиду того, что Древняя Греция не была типичным для современности государственным образованием, а, по сути, представляла собой совокупность так называемых городов-полисов, в основу работы положено рассмотрение двух наиболее любопытных во многих отношениях (но в тоже время весьма отличных друг от друга) полисов – Афин и Спарты. В то время как Афины являлись своего рода “образцом” древнегреческого полиса, Спарта в ряде случаев выступала прямым антагонистом Афин, но, тем не менее, рассматривается учеными-историками как неотъемлемая часть Древней Греции.

В первую очередь, необходимо отдать должное уникальной политической системе античной демократии, разработанной и существовавшей в Древней Греции вплоть до прекращения существования последней как государства; в значительной мере с помощью античной философии, в древнегреческом праве были созданы шедевры, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и по сей день являются неотъемлемой частью жизни современного правового общества. Хотя в Греции так и не возникла юридическая наука как таковая, и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее, греческим юристам эллинистической эпохи (см. ниже) удалось увеличить и усовершенствовать состав юридических формул. Создание и фиксация разветвленной системы обязательственных правовых норм, которая оказала решающее влияние на юридическую мысль средних веков и нового времени, принадлежит к числу самых выдающихся достижений римлян. Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стояли у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно условно разделить на три этапа [1]:

1) ранний период (IX — VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;

2) период расцвета (V — первая половина IV века до нашей эры) — это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

3) период эллинизма (вторая половина IV — II век до нашей эры) — время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

1. Становление и развитие древнегреческого государства

1.1. Истоки древнегреческого государства

Древние греки именовали себя эллинами, а свою страну — Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово «Греция» имеет латинское происхождение) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Фактически, Эллада делилась на три основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес). Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период развитие ремесел и строительного дела достигли высокого уровня. С древних времен, наряду с морской торговлей, процветал морской разбой. В Спарте основой хозяйства было земледелие, в Афинах — промышленность и торговля [2]. По сути, история Древней Греции представляет собой историю отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис — это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. Основным предметом изучения правоведов-историков являются только два полиса — Афины и Спарта, которые были самыми крупными в греческом мире и оказали наибольшее влияние на развитие других полисов. Из последних весьма значительными были Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес, и некоторые другие [1].

1.2. Развитие Древней Греции и возникновение полисов

В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания, как форма правления, преобладала лишь на первой стадии рабовладельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V начала IV столетия до н.э. Форма государственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с прообразами монархий, существовали и республики. При монархии, по определению, власть в государстве принадлежит одному лицу, которое обычно передает ее по наследству. При республике все власти являются выборными, причем республики бывали аристократическими (власть находится в руках наивысшего сравнительного меньшинства) и демократическими («Демократия» буквально означает «власть народа»). Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли. Универсальная одаренность и достижения маленького народа обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ.

Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строя и возникновение государства как такового в Спарте и Афинах относится к концу архаической эпохи (IХ-YIII вв. до н.э) [3]. На рубеже VIII-VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населения Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство еще более усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений: из нее избирались военные вожди, знать подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратил реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т. е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка — народное собрание — созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин [3]. Появление же частной собственности инициировало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII-XIX вв. до н.э. сформировались государства — полисы.

2. Реформы Тесея и законы Драконта

Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.) [4]. При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм). Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы: эвпатридов — родовой знати, геоморов — земледельцев, демиургов — ремесленников. Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Фактически, она угнетала демос (народ), в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики — метеки — были свободны, но гражданских прав не имели. Авторитет родовых учреждений падал. Вместо базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды. В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт. По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи. Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось и как антиобщественное деяние. Введено было понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы — смертная казнь [3]. Как известно, драконтовы законы стали символом жестокости (даже в древности говорили, что они “написаны кровью”). Тем не менее, позитивная роль этих законов состояла в том, что они все же в определенной мере ограничивали власть архонтов.

3. Реформы Солона и Клисфена

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. «Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну», — горестно отмечал Солон [1]. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников; дело шло к восстанию. Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, он был избран в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Фактически, ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

mirznanii.com

Тема 4. Хозяйство и общественный строй Древней Греции XIII-XI вв.

по данным гомеровских поэм

1. Характеристика источников.

2. Экономический строй греческих племен:

а) сельское хозяйство; б) ремесло; в) торговля.

3. Общественный строй: а) органы управления; б) имущественное и социальное неравенство; в) землевладение; г) рабство.

Обязательная литература

История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. М., 2011.

Исторический лексикон. Древний мир: В 2 кн. Кн. 1-2 / Отв. ред. Е. Б. Этингоф. М., 2009.

История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г. В. Драча. 7-е изд. Ростов н/ Д., 2010.

Гомер. Илиада / Пер. В. В. Вересаева / http: //az.libru/g/gomer/text_0040.shtml

Гомер. Одиссея / Пер. В. В. Вересаева / http: //bookz.ru/authors/gomer/odissea-_172.html

Дополнительная литература

Андреев Ю. В. Раннегреческий полис: Гомеровский период. Л., 1976.

Андреев Ю. В. К проблеме послемикенского регресса // ВДИ. 1985. № 3.

Гомер. Илиада / Пер. В. В. Вересаева. М., Л., 1949 (любое издание).

Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. М., 1958 (любое издание).

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М., 1998.

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

Ленцман Я. А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996.

Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб., 2004.

Методические указания. Проблемы для обсуждения

При изучении поэм Гомера следует иметь в виду, что в них отражены разновременные периоды. Укажите время создания поэм, приведите различные точки зрения по так называемому «гомеровскому вопросу». Выявите, какие ремесла упоминаются в поэмах, определите, отделилось ли ремесло от сельского хозяйства и существовало ли разделение труда в ремесле. Характеризуя торговлю, отметьте, с кем она велась, что являлось меновой единицей, чем торговали. Выясните функции органов управления и тенденции их развития, выделите элементы складывавшейся государственной организации. Определите функции басилеев и совета, проследите постепенное снижение роли народного собрания. Характеризуя рабство, выясните его источники, положение рабов, сравните с древневосточным рабством.

Тема 5. Спарта и Афины – два типа древнегреческих полисов

1. Общественный и государственный строй древней Спарты.

2. Эксплуатация спартанцами порабощенного населения.

3. Общественный и государственный строй Афин.

4. Возникновение афинской рабовладельческой демократии.

а) реформы Солона; б) тирания Писистрата; в) реформы Клисфена.

5. Спартанская и афинская системы воспитания.

6. Рабство в Спарте и Афинах.

7. Пелопоннесская война.

Обязательная литература

История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. М., 2011.

Исторический лексикон. Древний мир: В 2 кн. Кн. 1-2 / Отв. ред. Е. Б. Этингоф. М., 2009.

История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г. В. Драча. 7-е изд. Ростов н/Д., 2010.

Аристотель. Политика / Пер. с древнегреч., вступ. ст. А. И. Доватур. М., 2006.

Маринович Л. П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению. М., 2007.

Суриков И. Е. Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. М., 2007.

Дополнительная литература

Андреев Ю. В. Архаическая Спарта. СПб., 2008.

Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Проблемы развития полиса: В 2 т. М., 1983. Т. 1.

Античная Греция. Проблемы развития полиса: В 2 т. М., 1983.

Аристотель. Политика. Афинская полития / Вступ. ст. Е. И. Темнова. М., 1997.

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

Доватур А. И. Рабство в Аттике в VI-V вв. Л., 1980.

Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э. М., 1964.

Колобова К. М. К вопросу о возникновении Афинского государства // ВДИ. 1968. № 4.

Строгецкий В. М. Клисфен и Алкмеониды // ВДИ. 1972. № 2.

Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.

Печатнова Л.Г. История Спарты. СПб., 2001.

Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. М., 1990.

Методические указания. Проблемы для обсуждения

Охарактеризуйте источники, использованные при изучении строя Спарты и Афин. Выявите и объясните причины различного отношения древних авторов к общественному строю Спарты и Афин. Укажите пережитки первобытнообщинного строя, военной демократии в социально-экономических и политических отношениях Древней Спарты. Изучите процесс возникновения наиболее развитой формы рабовладельческого государства – демократической республики в Афинах. Рассмотрите 3 этапа в борьбе за установление демократии в Афинах: реформы Солона, тирания Писистрата, реформы Клисфена. Сравните цели и методы спартанской и афинской систем воспитания. Сравните положение илотов и афинских рабов. Ответьте на вопрос, какое влияние на кризис древнегреческого полиса оказала Пелопоннесская война, укажите последствия этой войны для Афин и Спарты.

studfiles.net

Государственный и правовой строй Древней Греции

3.1. Земельная реформа Солона

Особое значение имела земельная реформы. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия [1]. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Считается, что Солон установил максимум земельного надела, однако, произвести перераспределение земли он не решился. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало. Солон также содействовал развитию ремесла, торговли. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин [1].

3.2. Политические реформы Солона

К политическим реформам Солона следует отнести деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин разделялись на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 — во второй, 200 — в третий, меньше 200 медимнов — в четвертый [5]. Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных — пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении. Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане. Одновременно был учрежден Совет четырехсот — по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания. Солон также учредил суд присяжных — Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц [6].

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

3.3. Реформы Клисфена

Дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось. Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил, в каждую входило по одной трети от каждой области. Более мелки единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет четырехсот и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет Пять военных судов с экипажем и начальником. Совет четырехсот был реорганизован: был создан “Совет пятисот”- по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов — главный орган власти эвпатридов — потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений. С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии [6]. Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. Любопытен тот факт, что в V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

4. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.

Высшим органом власти в Афинах считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза [5]. Каждый закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.

4.1. “Совет пятисот”

Наиболее важным по значению органом был Совет пятисот. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением. Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы – пританы — вели народные собрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания [5].

4.2. Гелиэя (суд присяжных)

Важные судебные дела рассматривал суд присяжных — Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии одиннадцати. Гелиэя, как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом пятисот и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа [5].

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *