Долитературный период – Долитературный период

Содержание

Долитературный период

 Устное народное творчество

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство — Киево-Новгородскую Русь, — не знали письменности. Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством

К жанрам русского устного народного творчества относятся 
— песни, 
— былины, 
— сказки, 
— загадки, 
— легенды, 
— пословицы и поговорки. 
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий. 


ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения. Виды песен: исторические, обрядовые, плясовые, лирические. В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В песнях отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. Часто в народных песнях используется прием параллелизма, когда настроения лирического героя переносятся на природу: 
Нет у ноченьки светлого месяца, 
Нет у девицы родного батюшки… 


Исторические песни возникли уже после 10 века и связаны с различными историческими событиями и личностями: «Ермак готовится к походу на Сибирь» — о завоевании сибирских земель, «Степан Разин на Волге» — о народном восстании под предводительством Степана Разина, «Пугачев в темнице» — о крестьянской войне, которую вел Емельян Пугачёв, «Под славным городом под Полтавой» — о битве армии Петра I со шведами. В народных исторических песнях повествование о каких-либо событиях сочетается с сильным эмоциональным звучанием. 


БЫЛИНА (термин ввёл в 19 веке И.П. Сахаров) — героическая песня эпического характера. Возникла в 9 веке как выражение исторического сознания русского народа. Главные герои былин — богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие. Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния. 

Былины следует отличать от СКАЗОК — произведений, основанных на

вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные (с участием фантастических сил, с добыванием чудесных предметов и т.п.) и бытовые, в которых изображены обычные люди — крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы — в обыденной обстановке. Сказка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение. 

В отличие от сказки, ЛЕГЕНДА представляет собой устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ, невероятное событие, которые воспринимаются рассказчиком и слушателем как достоверные. Существуют легенды о происхождении стран, народов, морей, о подвигах или страданиях реально существовавших или вымышленных героев. 

ЗАГАДКА — иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой. («Висит груша — нельзя скушать», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и т.д.). 


ПОСЛОВИЦА — краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами и аллитерациями. («Что посеешь, то и пожнёшь», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Каков поп, таков и приход», «Не красна изба углами, а красна пирогами» и т.д.). 

ПОГОВОРКА — образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания («Семь пятниц на неделе», «Чужими руками жар загребать», «Положить зубы на полку»). 

Большинство произведений устного народного творчества так или иначе связано с мифологическими представлениями древних славян

 

mosliter.ru

История античной литературы : Долитературный период

16
РАЗДЕЛ I
АРХАИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД

Первыми памятниками древнегреческой и всей европейской литературы являются «Илиада» и «Одиссея», эпические поэмы, включающие в себя в общей сложности около 30 тысяч стихов. Автором обеих поэм греки называли Гомера и считали его первым поэтом. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много»,— отмечал по этому поводу в IV в. до н. э. Аристотель, ученый энциклопедист, основоположник теоретической эстетики, научного литературоведения и истории литературы 1. Ни Аристотель, ни его предшественники и последователи не могли назвать никаких догомеровских произведений, а перечисление догомеровских поэтов превращалось у них в перечень имен, расцвеченных занимательными легендами биографического характера. В этих зачастую фантастических легендах отражена стойкая вера в силу поэтического слова. Например, поэт Орфей своими песнями заставлял сдвигаться с мест деревья и скалы и вел их за собою. Под песни Амфиона огромные камни сами устанавливались в ряд, образуя крепостные стены города Фив. Часто в легендах рассказывается о состязаниях таких поэтов-певцов с богами. Фамирис соревновался с Музами в искусстве сочинения и исполнения песен, победил их и был в наказание ослеплен Музами, лишен голоса и умения играть на лире. Лин пытался соперничать с Аполлоном, покровителем искусства и предводителем Муз. За дерзость Аполлон убил его.

Занимая особое место среди этих легендарных и полулегендарных певцов, Гомер отличался от них прежде всего тем, что его произведения не только сохранились, но были широко изве-

1 Аристотель. Поэтика, гл. IV, 1448 в. М., 1957.
17

стны и прославлены, а имя его стало нарицательным именем создателя поэзии, родоначальника всех последующих поэтов, избранника богов и любимца Муз.
Однако даже первое поверхностное знакомство с «Илиадой» и «Одиссеей» позволяет видеть в этих поэмах не начало словесного творчества, как бы оно ни было блистательно, а скорее указывает на его продолжение и длительное сложное развитие, которое на своих ранних этапах не нашло отражения в письменности и носило устный, фольклорный характер.

С древнейших времен простая бесхитростная песня, исполняемая под аккомпанемент несложного музыкального инструмента и сопровождаемая ритмическими движениями, является постоянным спутником человека на всех этапах его жизненного пути. Текст ее существовал лишь в устной передаче, но многочисленные свидетельства о ней представлены в гомеровских поэмах. И в «Илиаде», и в «Одиссее» часто упоминаются разнообразные трудовые песни. Поют пастухи, выгоняя стада; в такт движениям веретена звучит песня; собирая в саду урожай, юноши и девушки слушают как

…Отрок прекрасный на звонкорокочущей лире
Сладко перстами бряцал, припевая прекрасно под струны
Голосом нежным…
(«Илиада», кн. 18, ст. 570—572.
Пер. Н. И. Гнедича)

Песни поют на полях сражений и на военных переходах, в песнях же прославляется одержанная над врагом победа. Песня неизменно сопутствовала любому обряду. Ни один праздник, ни одно пиршество не обходились без песен, о чем повсюду упоминается в поэмах. Кто же сочиняет и исполняет песни? В «Илиаде», которая по времени возникновения старше «Одиссеи», ничего не говорится о певцах-профессионалах. Исполнителями песен оказывается либо весь коллектив, либо кто-нибудь один, подобно тому, как Ахилл, сидя в шатре, поет, сам аккомпанируя себе на лире:

Лирой он дух услаждал, воспевая славу героев.
(«Илиада», кн. 9, ст. 189)

Кто сочинял эти песни, неизвестно: они должны представляться всеобщим достоянием. В «Одиссее» впервые выведены певцы-профессионалы. Демодок, который поет в царстве феаков, и Фемий, развлекающий пирующих в доме Одиссея на Итаке, становятся уже самостоятельными персонажами поэм. Упомянут там же еще третий певец, безымянный, о котором говорится, что ему предводитель греков Агамемнон, уходя надолго в поход, поручил заботиться о доме и жене.

В «Одиссее» впервые раскрыт репертуар певцов, изложено содержание исполняемых ими песен, темы которых по-прежне-

18

му, как у Ахилла, относятся к героическим, т. е. прославляют героев и богов.
Сюжеты всех тех песен, которые исполняет в царстве феаков у царя Алкиноя Демодок, взяты из мифологических сказаний о подвигах (деяниях) богов и героев. Без знакомства с греческой мифологией, с ее ролью и значением в истории греческой литературы, искусства и культуры невозможно изучение последних, невозможно правильное представление об истории культурного и социального развития человечества. «Известно,— писал К. Маркс,— что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» 1. Слово «миф» заимствовано из греческого языка, где оно обозначало «сказание», «повествование», «вымысел». Для нас греческие мифы, как сказания о греческих богах и героях, представляются наивными и поэтическими созданиями безудержной фантазии, далекими от реальной жизни, как бы уводящими нас в далекий сказочный мир.

В действительности мифотворчество связано с определенной ступенью развития человеческого общества, с тем периодом, когда мифология выступает универсальной и единственной нерасчлененной формой общественного сознания. На очень ранней ступени развития человечества сознание отражает действительность в виде чувственно-конкретных и персонифицированных образов, сохраняя веру в их реальное существование. По словам К. Маркса, в мифологии отражены «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» 2. В мифах люди выразили свое понимание явлений природы, в них стремились объяснить загадку жизни и смерти, в мифах запечатлено возникновение различных общественных установлений и отношений. Самые различные события истории человечества увековечены в мифах: открытие огня и полезных ископаемых, появление ремесел, первые морские путешествия, мечты о покорении неба и о воздушных полетах и т. д. и т. п. В основных персонажах греческих мифов, в богах и героях, люди утверждали свою связь с окружающим миром, устанавливали закономерность подобных связей и свою причастность к природе и ее явлениям. С возникновением социального неравенства и социальной иерархии мир богов и героев уподоблялся человеческому миру. На поздних этапах мифотворчества, отраженных в гомеровских поэмах, боги мыслились уже полностью очеловеченными, но воспоминание об их былой вегетативной или зооморфной сущности сохранялось в перечне их атрибутов, т. е. посвященных им растений, животных, птиц и т. д. Постоянным местом пребывания богов греки считали гору Олимп в северной Фессалии. Отсюда правил миром верховный

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 12, стр. 736. 2 Там же, стр. 737.
19

бог Зевс, сын Крона, «отец богов и людей», «тучегонитель», «громовержец». С ним вместе делили власть его братья — владыка морей Посидон и бог подземного царства, повелитель мертвых Аид. Сестра и жена Зевса, Гера, покровительствовала семье и браку, другая сестра, Деметра, была богиней земли и земного плодородия. Дочь Деметры Персефона — богиня растительности, жена Аида. Детьми Зевса и Геры были бог войны Арей, бог огня и кузнечного мастерства Гефест и богиня юности Геба. Немало детей имел Зевс также от других богинь. Среди них наибольшей славой пользовались дети Латоны Аполлон и Артемида: первый— бог сверкающего и палящего солнца, покровитель искусства, вторая — богиня луны и охоты. Афродита, богиня плодородия, а затем любви и красоты, по одной версии считалась дочерью Зевса и океаниды Дионы, по другой родилась из морской пены возле острова Кипра. Сыном Зевса и нимфы Майи был Гермес, вестник богов, покровитель пастухов, путников и торговцев. Афина, богиня мудрости и труда, считалась дочерью Зевса, рожденной из его головы. В сонме гомеровских богов отсутствовал Дионис, сын Зевса и смертной женщины Семелы, один из самых древних и популярных богов, не включенный в состав олимпийцев из-за своего «полуземного» происхождения. Бессмертие, которым, как и все прочие боги, обладал Дионис, выделяло его среди тех многочисленных детей богов и смертных, которых греки называли героями и считали своими родоначальниками, основателями общин, городов, покровителями и благодетелями.
Исполнители героических песен о подвигах богов и героев назывались аэдами (от греческого слова aoidos — «певец»). Подобно умельцам-ремесленникам аэды составляли корпорацию, строго хранившую профессиональные тайны словесно-песенного искусства. Положение аэда в обществе было достаточно почетным и независимым.

Всем на обильной земле обитающим людям любезны,
Всеми высоко честимы певцы; их сама научила
Пению Муза: ей мило певцов благородное племя.
(«Одиссея», кн. 8, ст. 479—481. Пер. В. А. Жуковского)

Однажды исполненные песни не забывались; они передавались из поколения в поколение как самое достоверное свидетельство прошлого.

Знаем взаимно мы род и наших родителей знаем,
Сами сказания древние слыша из уст человеков…
(«Илиада», кн. 20. ст. 204—205)

Елена, покинувшая родину и мужа ради возлюбленного, больше всего обеспокоена тем, что о ней и Парисе останется дурная слава в веках:

20

Злую нам участь назначил Кронион, что даже по смерти
Мы оставаться должны на бесславные песни потомкам.
(«Илиада», кн. 6, ст. 357—358)

Содержание некоторых песен аэдов вкратце излагается в «Одиссее». Развлекая пирующих, Демодок поет веселую песню о том, как Гефест подкараулил свою жену Афродиту во время ее свидания с Ареем. Исполнение песни сопровождается пляской юношей. В другой раз Демодок поет о ссоре двух вождей. Наконец, в третий раз, по просьбе Одиссея, Демодок поет скорбную песню о взятии греками крепости Трои. Песни аэда исполняются под аккомпанемент лиры. Певец сидит, держа на коленях лиру, и пальцами или плектром перебирает струны. Демодок слеп, однако едва ли слепота является его индивидуальной особенностью. Слеп неизвестный аэд с острова Хиоса, о котором рассказывается в гимне к Аполлону (см. ниже), слепым предание называет самого Гомера. Здесь скорее всего отразилась историческая реальность: в древности люди, лишенные зрения и неспособные к физическому труду, чтобы найти для себя место в обществе, становились странствующими певцами.
Гомеровские поэмы знакомят нас с аэдами, исполнителями героических преданий старины, но нигде не раскрывают главной тайны их искусства. Были ли аэды творцами или лишь исполнителями своих песен? Выступали ли они с каким-то определенным, заранее подготовленным текстом или каждый раз заново импровизировали? Активизировавшееся в XX в. изучение устной эпико-героической поэзии различных народов позволило исследователям с достаточным основанием предположить, что творчество древнегреческих аэдов было устным и импровизационным. Однако независимо от этого существовала многовековая прочная аэдическая традиция, хранившая не связанными записью как отдельные темы сказаний, так и необходимый минимум поэтических средств и определенную систему поэтических образов и формул. Эта традиция давала возможность аэду не терять основной нити при исполнении старинных преданий и в то же время свободно владеть всем материалом.
В устной поэзии аэдов раскрывается предыстория гомеровских поэм, созданных на основе устных героических песен на новой, более высокой ступени развития поэтического творчества. В эпических поэмах сказания об единичных подвигах отдельных героев сменялись сказаниями о многочисленных и грандиозных деяниях и событиях, оказавших решающее влияние на судьбы целых народов. Свершителями деяний и участниками событий были теперь уже не отдельные боги или избранные герои, но весь Олимп и весь народ. Отсюда широта изображения, глубина содержания и единство замысла, для которых были тесны узкие рамки героических песен и требовались новые большие масштабы. Эпические поэмы уже не распевались, а рецитировались, т. е.

21

декламировались. Вместо лиры рапсод1, исполнитель-рецитатор, держал в руке увитый зеленью посох, символ его власти и мудрости.
Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах эпическая поэзия вытеснила песни аэдов и на смену последним пришли рапсоды, слава которых была еще значительнее. Неизвестно, кем и когда были впервые учреждены состязания рапсодов, которые затем в исторические времена устраивались в дни общенародных торжеств в разных областях и городах Древней Греции. По знаку распорядителя праздника рапсоды сменяли друг друга на высоком помосте. О характере их декламации и воздействии ее на слушателей рассказывает Платон (IV в. до н. э.) от имени современного ему рапсода, хранителя искусства своих далеких собратьев. «Когда я рассказываю о чем-нибудь, возбуждающем сострадание, глаза мои наполняются слезами; когда же о чем-нибудь страшном или удивительном, то волосы мои подымаются и сердце трепещет… Всякий раз, когда я со своего места оглядываю слушателей, я вижу, как они плачут» (Платон, «Ион», 535).
Победивший на состязаниях рапсод получал в награду треножник и уносил с собой громкую славу, которая зачастую переживала его.

1 Слово «рапсод» образовано от греческого глагола rapto — «упорядочиваю», «соединяю» и существительного ode— «песня».

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.

www.sno.pro1.ru

История античной литературы : Долитературный период (римский фольклор)

262

РАЗДЕЛ I

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ

1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД (РИМСКИЙ ФОЛЬКЛОР)

Римские историки приурочивают основание Рима к середине VIII в. до н. э. (753 г.). К этому времени относятся остатки поселения на Палатине и Некрополь, обнаруженный археологами. Однако заселено это место было значительно раньше (X—IX вв.) и вряд ли можно думать, что основание города было единовременным актом, как об этом свидетельствует римская историческая традиция.
На римских холмах жили первоначально латиняне и сабиняне, которые впоследствии объединились и создали единую общину. В древнейший период, согласно сведениям римских историков, во главе общины стояли цари. Во время правления царей этрусской династии Рим занимал ведущее положение среди городов Лация — области, расположенной у западного побережья Италии. Латиняне были связаны между собою общностью языка и единством культуры и религии. Латинский язык, которым они пользовались, стал позднее официальным языком обширного римского государства. Он принадлежит к группе италийских и входит в индоевропейскую языковую семью.
Этруски, с которыми связано становление римского государства в древнейший период, жили в северо-западной части Апеннинского полуострова и были в VII — в начале VI в. до н. э. могущественным народом.
Археологические находки доказывают, что уровень экономического и социального развития у этрусков был высоким. У них было развитое земледелие, города, выстроенные из камня и расположенные в неприступных местах. Этруски славились высокой техникой обработки металла и искусной керамикой. Социальный строй у них, насколько можно судить по скудным данным, был строго аристократическим, с сохранением пережитков родового

263

строя. Господствующей прослойкой являлась военно-жреческая знать (лукумоны). Вопрос о происхождении этрусков до сих пор не решен. Существуют теории об их восточном происхождении, о том, что они пришли в Италию со стороны Альп, но отдельные ученые склонны считать их древнейшим населением Италии, позднее смешавшимся с переселенцами из восточных стран.
Сохранившиеся от этрусков памятники: скульптурные изображения на саркофагах, статуи, фрески, керамические изделия — могут дать некоторое представление об общественной жизни народа, об их зрелищах, танцах и пирах. Женщины занимали у них, по-видимому, почетное положение и принимали деятельное участие во всех развлечениях. На гробницах часто изображаются фантастические животные и растения. Встречаются и сценки мифологического характера, свидетельствующие о далеко идущих связях с греческим искусством. Так, например, на одном саркофаге (VI в. до н. э.) из города Тарквиний (отсюда родом были два римских царя) показаны приключения Одиссея: пребывание его в подземном царстве и ослепление Полифема. Терракотовая статуэтка из Вей (V в. до н. э.) изображает троянского героя Энея, выносящего из горящей Трои своего старого отца Анхиза. Однако самый характер греческого искусства с его гармоничным идеалом человека не оказал существенного влияния на искусство этрусков. Божества, которых они почитали, имеют вид демонов, полуживотных-полулюдей. Современные ученые склонны сближать культуру и искусство этого народа с древневосточной культурой. Благодаря этрускам Рим в «царский период» впервые соприкоснулся с греками. Осколки греческих коринфских ваз, найденных в Риме, датируются VI в. до н. э. (правление Тарквиния Гордого), при этрусках на капитолийском холме был сооружен храм в честь Юпитера, Юноны и Минервы. Он стоял по этрусскому обычаю на возвышении, а фронтон его был украшен квадригой (колесницей, везомой четырьмя лошадьми), сделанной из терракоты (обожженной глины). Статуи из терракоты очень характерны для древнего искусства этрусков, куски таких статуй до сих пор продолжают находить в римской земле. Мрамор сравнительно долго не использовался в искусстве Рима, он стал широко применяться лишь с конца I в. до н. э., с «века Августа».
Следы известного влияния этрусской религии и культуры можно заметить в разных сферах жизни римлян. К этрускам восходит обряд гадания по полетам птиц и внутренностям животных, гладиаторские игры, различные атрибуты римских магистратов, отдельные виды актерского мастерства и даже самое слово «актер».
Во время правления этрусских царей Рим занимал господствующее положение в Лации. После изгнания их в начале VI в. до н. э. он утратил свою гегемонию, и на некоторое время в истории Рима наступает «темный период». В это время римляне ведут непрерывные войны с соседями и теряют свои контакты с этрус-

264

ками и греками. Когда же Рим выходит из кризиса и становится постепенно могущественным государством Италии, а потом и всего Средиземноморья (III—II вв. до н. э.), в Греции уже начинается период эллинизма. С эллинистической культурой и литературой и вступают в контакт римляне в середине III в. до н. э., когда в Риме возникает художественная литература. С эллинизмом римляне знакомятся прежде всего в той его форме, которую он имел в Южной Италии (так называемой «Великой Греции») и в Сицилии, с которой они имели непосредственные контакты. Сицилия и Южная Италия были покрыты сетью греческих колоний еще в VIII—VII вв. до н. э. В VIII в. до н. э. были основаны Кумы, а в конце VI в. в этом городе были воздвигнуты величественные храмы Зевсу и Аполлону, в конце же VI в. был построен грандиозный храм Зевсу и в Агригенте (Сицилия). Таким образом, культы греческих богов начинают проникать в Италию, сливаясь подчас с местными культами. Издавна в Италии знали Деметру, Артемиду, Персефону, Диониса. Однако в VII—VI вв. до н. э. эти боги почитались еще в догомеровской, неочеловеченной форме. Так, Деметра имела вид лошади, Артемида считалась прежде всего владычицей диких зверей и напоминала Малоазийскую богиню Кибелу и т. п.
Вторая волна греческого влияния, начавшаяся с конца IV в. до н. э., уже способствовала изменению прежних архаических представлений о богах и привела к сближению римских и греческих религиозных представлений.
У римлян не было столь богатой мифологии, как у греков, но греческие мифы были издавна известны в Италии, а сама Италия уже упоминается у Гомера и Гесиода и называется Гесперией (Вечерней страной). Одиссей во время странствий, описанных в «Одиссее» Гомера, не раз оказывается вблизи Италии и Сицилии. Согласно греческим легендам, в Италийской земле были погребены многие прославленные герои греческих мифов: Филоктет, Диомед, Эней, Калхас и др.
Не создав мифологии, подобной греческой, римляне явились творцами множества исторических легенд, сохраненных историками и поэтами. Героями этих легенд были древние цари Рима, выдающиеся воины, полководцы, смелые юноши, мужественные и добродетельные женщины. Предания о Ромуле и Реме, Тарквинии Гордом и Бруте, Кориолане, о похищении сабинянок вошли в сокровищницу мировой культуры.
Особый интерес к исторической легенде был связан, по-видимому, с тем обостренным чувством важности каждого момента в жизни общины, который был характерен для римского миропонимания, отразившегося в древнейшей религии римлян. Этой религии свойственна исключительная конкретность. Для каждого акта деятельности человека существовали свои божества: почитались, например, боги первой вспашки земли, посева, жатвы, хранения семян и т. п.

265

В религиозных формулах и молитвах эти божества перечисляются в строгом порядке, в соответствии с последовательностью тех действий, которыми каждый из них управлял. Так, одна из древнейших коллегий жрецов — Арвальские братья — во время рубки деревьев в священной роще обращалась поочередно с молитвой к богиням: Деферунде (падения дерева), Коммоленде (рубки) и Адоленде (сжигания). Богини перечислялись в строгой последовательности, в соответствии с этапами производимой работы.
Чтобы достигнуть успеха в том или ином деле, нужно было, согласно верованиям римлян, обратиться к богам в правильно угаданный, наиболее важный момент, чтобы во время получить помощь. Каждый день обладал как бы своим особым обликом, и каждый человек имел свою собственную богиню судьбы (Фортуну). Так, существовали: Фортуна Цезаря, Красса, Помпея и т. д. Очень рано (в IV в. до н. э.) в Риме появились скульптурные портреты, лишенные идеализации, столь свойственной греческому искусству. Появление подобных бюстов объясняется существовавшим у римлян обычаем снимать восковые маски с умерших. Эти маски хранились в знатных семьях и выносились во время траурных процессий. Предки, таким образом, как бы следовали за прахом своих умерших потомков.
Рано появились у римлян и рельефы на исторические темы, на которых изображались различные боевые эпизоды.
Возможно, что у древних римлян существовали и застольные песни, «кармина конвивалиа», о которых, по словам Цицерона, рассказывал Катон. В этих песнях, исполнявшихся на пирах, также прославлялись деяния великих предков. Песни эти, однако, рано были утрачены в самом Риме.
Древнейшими дошедшими до нас памятниками являются сакральные гимны.
Один из них — гимн жреческой коллегии Арвальских (полевых) братьев был обращен к богу войны Марсу, хранителям очага Ларам, богам плодородия Семонам. Жрецы просят в нем Марса и Ларов отогнать от общины войны и болезни:

Помогите нам, Лары.
Не дозволь, Map-Map, мору-пагубе обрушиться на многих.
Будь сыт, свирепый Марс! Вскочи на порог, Стой там!
Попеременно призовите всех Семенных духов. Триумфе (5 раз).
(Пер. Я. В. Вулих)

Сами римляне в историческую эпоху уже плохо понимали архаический язык этих старинных текстов, которые они называли кармина. Слово в этих ритмизированных молитвах еще не отделилось от пения и сопровождавших его телодвижений. Конец гимна Арвальских братьев содержит призыв к исполнению какой-то фигуры древнего сакрального танца.

266

Другая коллегия жрецов салиев (прыгунов) исполняла свои гимны в честь бога Марса, шествуя по городу. Одетые в шлемы, с копьями и щитами в руках, они танцевали и пели свои молитвы.
Для словесного оформления этих старинных песен характерен ряд моментов, которые найдут отражение позже в памятниках ранней поэзии римлян: ассонансы и аллитерации, особая насыщенность и значительность каждого слова, строгая симметрия в расположении предложений, образующих метрическую строку.
Составлены гимны так называемым сатурновым стихом. Вопрос о природе этого древнего размера еще не решен окончательно. Несомненно, однако, что это еще метрически слабо упорядоченный стих, напоминающий древнейший фольклорный стих, имевшийся у многих народов (древнегреческий фольклорный стих, русский былинный и т. п.).
Наряду с гимнами у римлян был и фольклор, существовали рабочие и обрядовые песни.
Римский ученый Варрон рассказывает, что на похоронах исполнялись траурные песни (нении), их пели специальные наемные плакальщицы (префики). Во время погребения видных римлян их ближайшие родственники произносили над прахом речи, называвшиеся э л о г и и. На могильных памятниках высекались торжественные надгробные надписи — эпитафии. Многие из них и до сих пор можно прочитать на памятниках, стоящих вдоль старой Аппиевой дороги в Риме.
На римских свадьбах исполнялись свадебные песни. Пели их во время веселой свадебной процессии, когда невесту из дома отца вели в дом ее будущего мужа. Насмешки над молодыми, остроты и смелые шутки составляли обязательный элемент этих песенок.
Насмешливая поэзия была вообще широко распространена в Риме и во всей Италии. Песенки, в которых высмеивали отдельных лиц, пелись под окнами домов, их писали на стенах и заборах. Древнейшее римское законодательство — законы XII таблиц— грозят наказанием за «песни-поношения», и тем не менее они существовали до конца империи.
Насмешливые песенки исполнялись и во время празднования триумфа. Полководец, одержавший крупную победу, получал от римского сената разрешение на празднование триумфа. В расшитой тоге, с атрибутами Юпитера, с лицом, выкрашенным в красный цвет, он проезжал по дороге, ведущей на Капитолий, на колеснице, запряженной белоснежными конями. Перед ним везли награбленные в захваченных городах сокровища и вели пленных, а позади шествовали воины победоносных легионов и осыпали своего полководца насмешками. Так, во время триумфа Цезаря его солдаты пели: «Горожане, храните своих жен! Мы ведем к вам лысого любодея!».

267

Обряд римского триумфа — этрусского происхождения, и самый обычай исполнения насмешливых песенок также восходит, вероятно, к далекой древности.
В древнем Риме были также и зачатки драмы: на праздниках земледелия выступали ряженые и исполнялись насмешливые песенки «фесценнины». Литературное оформление, однако, драма получила позднее под влиянием греков.
Историк Тит Ливий рассказывает, что сценические игры были устроены впервые в 364 г. до н. э. во время эпидемии, для умилостивления богов. По этому случаю в Рим пригласили танцоров из Этрурии, которые танцевали без всякого словесного сопровождения, под аккомпанемент флейты. Такого рода танцы часто изображаются на этрусских саркофагах. По словам Ливия, это представление понравилось римской молодежи, которая стала подражать этрускам, но присоединила к танцам насмешливый диалог и песенки. Постепенно отсюда развился особый вид зрелища, которое получило название «Сатура» («Смесь»), Разнообразные песенки сопровождались в древней Сатуре жестикуляцией и танцами.
Первая драма по греческому образцу была поставлена в 240 г. до н. э. поэтом Ливием Андроником, но обилие музыкального элемента, столь характерное для римской трагедии и комедии, связано, вероятно, с традициями этой древней драматической Сатуры.
Древнейшая римская проза представлена записями, которые вели жрецы и магистраты, отмечавшие в своих «фастах» (календарях) особо важные случаи. Наряду с государственной хроникой (анналами) существовали и семейные хроники, в которые заносились сведения о деятельности членов данного рода.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.

www.sno.pro1.ru

Краткая история русской литературы

У каждого народа или нации, страны или местности – своя культурная история. Большой сегмент культурных традиций и памятников составляет литература – искусство слова. Именно в ней отражается быт и жизненные особенности любого народа, по которым можно понять, чем жили эти люди в прошлые столетия и даже тысячелетия. Поэтому, наверное, ученые считают литературу важнейшим памятником истории и культуры.

Не исключение, а скорее, подтверждение вышесказанного – русский народ. История русской литературы насчитывает многовековую историю. С момента появления письменности на Руси прошло больше тысячи лет. Исследователи и ученые многих стран изучают ее, как феномен и ярчайший пример словесного творчества – народного и авторского. Некоторые иностранцы даже специально изучают русский язык, а ведь он считается не самым легким в мире!

Периодизация

Традиционно история русской литературы подразделяется на несколько основных периодов. Некоторые из них довольно протяженные по времени. Некоторые – более кратки. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Долитературный период

До принятия христианства (Ольгой в 957, Владимиром в 988) на Руси не существовало письменности. Как правило, если было необходимо, использовалась греческая, латынь, еврейская. Точнее, своя была, даже во времена язычества, но в виде черточек или насечек на деревянных бирках или палках (называлась: черты, резы), но литературных памятников на ней не сохранилось. Произведения (сказки, песни, былины – в основном) передавались в устной форме.

Древнерусская

Этот период проходил с 11 по 17 век – довольно длительное время. История русской литературы данного периода включает религиозные и светские (исторические) тексты Киевской, а затем – Московской Руси. Яркие примеры литературного творчества: «Житие Бориса и Глеба», «Повесть временных лет» (11-12 века), «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» — описывающие период ига, и многие другие.

18 век

Данный период историками называем – «русское просвещение». Основу классической поэзии и прозы закладывают такие великие творцы и просветители, как Ломоносов, Фонвизин, Державин и Карамзин. Как правило, их творчество многогранно, и не ограничивается одной литературой, а распространяется и на науку, и на другие виды искусства. Литературный язык этого периода немного сложен для восприятия, так как использует устарелые формы обращения. Но это не мешает воспринимать образы и мысли великих просветителей своего времени. Так Ломоносов постоянно стремился реформировать язык литературы, сделать его языком философии и науки, ратовал за сближение литературной и народной языковых форм.

История русской литературы 19 века

Данный период в литературе России – «золотой век». В это время литература, история, русский язык выходят на мировую арену. Все это произошло, благодаря реформаторскому гению Пушкина, который фактически ввел в литературный обиход тот русский язык, каким мы его привыкли воспринимать. Грибоедов и Лермонтов, Гоголь и Тургенев, Толстой и Чехов, Достоевский и многие другие писатели составили эту золотую обойму. А литературные произведения, созданные ими, навечно вошли в классику мирового искусства слова.

Серебряный век

Данный период довольно непродолжителен по времени – всего-то с 1890 по 1921 годы. Но в это бурное время войн и революций происходит мощный расцвет русской поэзии, возникают смелые эксперименты в искусстве в целом. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн – наиболее яркие представители.

Советская эпоха и новейшее время

Временем распада СССР, 1991-м годом датируется окончание советского периода. А с 1991 по наши дни – новейший период, который уже дал русской литературе новые интересные произведения, но об этом с большей точностью, наверное, рассудят потомки.

fb.ru

ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД (РИМСКИЙ ФОЛЬКЛОР) — КиберПедия

Римские историки приурочивают основание Рима к середине VIII в. до н. э. (753 г.). К этому времени относятся остатки поселения на Палатине и Некрополь, обнаруженный археологами. Однако заселено это место было значительно раньше (X—IX вв.) и вряд ли можно думать, что основание города было единовременным актом, как об этом свидетельствует римская историческая традиция.
На римских холмах жили первоначально латиняне и сабиняне, которые впоследствии объединились и создали единую общину. В древнейший период, согласно сведениям римских историков, во главе общины стояли цари. Во время правления царей этрусской династии Рим занимал ведущее положение среди городов Лация — области, расположенной у западного побережья Италии. Латиняне были связаны между собою общностью языка и единством культуры и религии. Латинский язык, которым они пользовались, стал позднее официальным языком обширного римского государства. Он принадлежит к группе италийских и входит в индоевропейскую языковую семью.
Этруски, с которыми связано становление римского государства в древнейший период, жили в северо-западной части Апеннинского полуострова и были в VII — в начале VI в. до н. э. могущественным народом.
Археологические находки доказывают, что уровень экономического и социального развития у этрусков был высоким. У них было развитое земледелие, города, выстроенные из камня и расположенные в неприступных местах. Этруски славились высокой техникой обработки металла и искусной керамикой. Социальный строй у них, насколько можно судить по скудным данным, был строго аристократическим, с сохранением пережитков родового

строя. Господствующей прослойкой являлась военно-жреческая знать (лукумоны). Вопрос о происхождении этрусков до сих пор не решен. Существуют теории об их восточном происхождении, о том, что они пришли в Италию со стороны Альп, но отдельные ученые склонны считать их древнейшим населением Италии, позднее смешавшимся с переселенцами из восточных стран.
Сохранившиеся от этрусков памятники: скульптурные изображения на саркофагах, статуи, фрески, керамические изделия — могут дать некоторое представление об общественной жизни народа, об их зрелищах, танцах и пирах. Женщины занимали у них, по-видимому, почетное положение и принимали деятельное участие во всех развлечениях. На гробницах часто изображаются фантастические животные и растения. Встречаются и сценки мифологического характера, свидетельствующие о далеко идущих связях с греческим искусством. Так, например, на одном саркофаге (VI в. до н. э.) из города Тарквиний (отсюда родом были два римских царя) показаны приключения Одиссея: пребывание его в подземном царстве и ослепление Полифема. Терракотовая статуэтка из Вей (V в. до н. э.) изображает троянского героя Энея, выносящего из горящей Трои своего старого отца Анхиза. Однако самый характер греческого искусства с его гармоничным идеалом человека не оказал существенного влияния на искусство этрусков. Божества, которых они почитали, имеют вид демонов, полуживотных-полулюдей. Современные ученые склонны сближать культуру и искусство этого народа с древневосточной культурой. Благодаря этрускам Рим в «царский период» впервые соприкоснулся с греками. Осколки греческих коринфских ваз, найденных в Риме, датируются VI в. до н. э. (правление Тарквиния Гордого), при этрусках на капитолийском холме был сооружен храм в честь Юпитера, Юноны и Минервы. Он стоял по этрусскому обычаю на возвышении, а фронтон его был украшен квадригой (колесницей, везомой четырьмя лошадьми), сделанной из терракоты (обожженной глины). Статуи из терракоты очень характерны для древнего искусства этрусков, куски таких статуй до сих пор продолжают находить в римской земле. Мрамор сравнительно долго не использовался в искусстве Рима, он стал широко применяться лишь с конца I в. до н. э., с «века Августа».
Следы известного влияния этрусской религии и культуры можно заметить в разных сферах жизни римлян. К этрускам восходит обряд гадания по полетам птиц и внутренностям животных, гладиаторские игры, различные атрибуты римских магистратов, отдельные виды актерского мастерства и даже самое слово «актер».
Во время правления этрусских царей Рим занимал господствующее положение в Лации. После изгнания их в начале VI в. до н. э. он утратил свою гегемонию, и на некоторое время в истории Рима наступает «темный период». В это время римляне ведут непрерывные войны с соседями и теряют свои контакты с этрус-



ками и греками. Когда же Рим выходит из кризиса и становится постепенно могущественным государством Италии, а потом и всего Средиземноморья (III—II вв. до н. э.), в Греции уже начинается период эллинизма. С эллинистической культурой и литературой и вступают в контакт римляне в середине III в. до н. э., когда в Риме возникает художественная литература. С эллинизмом римляне знакомятся прежде всего в той его форме, которую он имел в Южной Италии (так называемой «Великой Греции») и в Сицилии, с которой они имели непосредственные контакты. Сицилия и Южная Италия были покрыты сетью греческих колоний еще в VIII—VII вв. до н. э. В VIII в. до н. э. были основаны Кумы, а в конце VI в. в этом городе были воздвигнуты величественные храмы Зевсу и Аполлону, в конце же VI в. был построен грандиозный храм Зевсу и в Агригенте (Сицилия). Таким образом, культы греческих богов начинают проникать в Италию, сливаясь подчас с местными культами. Издавна в Италии знали Деметру, Артемиду, Персефону, Диониса. Однако в VII—VI вв. до н. э. эти боги почитались еще в догомеровской, неочеловеченной форме. Так, Деметра имела вид лошади, Артемида считалась прежде всего владычицей диких зверей и напоминала Малоазийскую богиню Кибелу и т. п.
Вторая волна греческого влияния, начавшаяся с конца IV в. до н. э., уже способствовала изменению прежних архаических представлений о богах и привела к сближению римских и греческих религиозных представлений.
У римлян не было столь богатой мифологии, как у греков, но греческие мифы были издавна известны в Италии, а сама Италия уже упоминается у Гомера и Гесиода и называется Гесперией (Вечерней страной). Одиссей во время странствий, описанных в «Одиссее» Гомера, не раз оказывается вблизи Италии и Сицилии. Согласно греческим легендам, в Италийской земле были погребены многие прославленные герои греческих мифов: Филоктет, Диомед, Эней, Калхас и др.
Не создав мифологии, подобной греческой, римляне явились творцами множества исторических легенд, сохраненных историками и поэтами. Героями этих легенд были древние цари Рима, выдающиеся воины, полководцы, смелые юноши, мужественные и добродетельные женщины. Предания о Ромуле и Реме, Тарквинии Гордом и Бруте, Кориолане, о похищении сабинянок вошли в сокровищницу мировой культуры.
Особый интерес к исторической легенде был связан, по-видимому, с тем обостренным чувством важности каждого момента в жизни общины, который был характерен для римского миропонимания, отразившегося в древнейшей религии римлян. Этой религии свойственна исключительная конкретность. Для каждого акта деятельности человека существовали свои божества: почитались, например, боги первой вспашки земли, посева, жатвы, хранения семян и т. п.



В религиозных формулах и молитвах эти божества перечисляются в строгом порядке, в соответствии с последовательностью тех действий, которыми каждый из них управлял. Так, одна из древнейших коллегий жрецов — Арвальские братья — во время рубки деревьев в священной роще обращалась поочередно с молитвой к богиням: Деферунде (падения дерева), Коммоленде (рубки) и Адоленде (сжигания). Богини перечислялись в строгой последовательности, в соответствии с этапами производимой работы.
Чтобы достигнуть успеха в том или ином деле, нужно было, согласно верованиям римлян, обратиться к богам в правильно угаданный, наиболее важный момент, чтобы во время получить помощь. Каждый день обладал как бы своим особым обликом, и каждый человек имел свою собственную богиню судьбы (Фортуну). Так, существовали: Фортуна Цезаря, Красса, Помпея и т. д. Очень рано (в IV в. до н. э.) в Риме появились скульптурные портреты, лишенные идеализации, столь свойственной греческому искусству. Появление подобных бюстов объясняется существовавшим у римлян обычаем снимать восковые маски с умерших. Эти маски хранились в знатных семьях и выносились во время траурных процессий. Предки, таким образом, как бы следовали за прахом своих умерших потомков.
Рано появились у римлян и рельефы на исторические темы, на которых изображались различные боевые эпизоды.
Возможно, что у древних римлян существовали и застольные песни, «кармина конвивалиа», о которых, по словам Цицерона, рассказывал Катон. В этих песнях, исполнявшихся на пирах, также прославлялись деяния великих предков. Песни эти, однако, рано были утрачены в самом Риме.
Древнейшими дошедшими до нас памятниками являются сакральные гимны.
Один из них — гимн жреческой коллегии Арвальских (полевых) братьев был обращен к богу войны Марсу, хранителям очага Ларам, богам плодородия Семонам. Жрецы просят в нем Марса и Ларов отогнать от общины войны и болезни:

Помогите нам, Лары.
Не дозволь, Map-Map, мору-пагубе обрушиться на многих.
Будь сыт, свирепый Марс! Вскочи на порог, Стой там!
Попеременно призовите всех Семенных духов. Триумфе (5 раз).
(Пер. Я. В. Вулих)

Сами римляне в историческую эпоху уже плохо понимали архаический язык этих старинных текстов, которые они называли кармина. Слово в этих ритмизированных молитвах еще не отделилось от пения и сопровождавших его телодвижений. Конец гимна Арвальских братьев содержит призыв к исполнению какой-то фигуры древнего сакрального танца.

Другая коллегия жрецов салиев (прыгунов) исполняла свои гимны в честь бога Марса, шествуя по городу. Одетые в шлемы, с копьями и щитами в руках, они танцевали и пели свои молитвы.
Для словесного оформления этих старинных песен характерен ряд моментов, которые найдут отражение позже в памятниках ранней поэзии римлян: ассонансы и аллитерации, особая насыщенность и значительность каждого слова, строгая симметрия в расположении предложений, образующих метрическую строку.
Составлены гимны так называемым сатурновым стихом. Вопрос о природе этого древнего размера еще не решен окончательно. Несомненно, однако, что это еще метрически слабо упорядоченный стих, напоминающий древнейший фольклорный стих, имевшийся у многих народов (древнегреческий фольклорный стих, русский былинный и т. п.).
Наряду с гимнами у римлян был и фольклор, существовали рабочие и обрядовые песни.
Римский ученый Варрон рассказывает, что на похоронах исполнялись траурные песни (нении), их пели специальные наемные плакальщицы (префики). Во время погребения видных римлян их ближайшие родственники произносили над прахом речи, называвшиеся э л о г и и. На могильных памятниках высекались торжественные надгробные надписи — эпитафии. Многие из них и до сих пор можно прочитать на памятниках, стоящих вдоль старой Аппиевой дороги в Риме.
На римских свадьбах исполнялись свадебные песни. Пели их во время веселой свадебной процессии, когда невесту из дома отца вели в дом ее будущего мужа. Насмешки над молодыми, остроты и смелые шутки составляли обязательный элемент этих песенок.
Насмешливая поэзия была вообще широко распространена в Риме и во всей Италии. Песенки, в которых высмеивали отдельных лиц, пелись под окнами домов, их писали на стенах и заборах. Древнейшее римское законодательство — законы XII таблиц— грозят наказанием за «песни-поношения», и тем не менее они существовали до конца империи.
Насмешливые песенки исполнялись и во время празднования триумфа. Полководец, одержавший крупную победу, получал от римского сената разрешение на празднование триумфа. В расшитой тоге, с атрибутами Юпитера, с лицом, выкрашенным в красный цвет, он проезжал по дороге, ведущей на Капитолий, на колеснице, запряженной белоснежными конями. Перед ним везли награбленные в захваченных городах сокровища и вели пленных, а позади шествовали воины победоносных легионов и осыпали своего полководца насмешками. Так, во время триумфа Цезаря его солдаты пели: «Горожане, храните своих жен! Мы ведем к вам лысого любодея!».

Обряд римского триумфа — этрусского происхождения, и самый обычай исполнения насмешливых песенок также восходит, вероятно, к далекой древности.
В древнем Риме были также и зачатки драмы: на праздниках земледелия выступали ряженые и исполнялись насмешливые песенки «фесценнины». Литературное оформление, однако, драма получила позднее под влиянием греков.
Историк Тит Ливий рассказывает, что сценические игры были устроены впервые в 364 г. до н. э. во время эпидемии, для умилостивления богов. По этому случаю в Рим пригласили танцоров из Этрурии, которые танцевали без всякого словесного сопровождения, под аккомпанемент флейты. Такого рода танцы часто изображаются на этрусских саркофагах. По словам Ливия, это представление понравилось римской молодежи, которая стала подражать этрускам, но присоединила к танцам насмешливый диалог и песенки. Постепенно отсюда развился особый вид зрелища, которое получило название «Сатура» («Смесь»), Разнообразные песенки сопровождались в древней Сатуре жестикуляцией и танцами.
Первая драма по греческому образцу была поставлена в 240 г. до н. э. поэтом Ливием Андроником, но обилие музыкального элемента, столь характерное для римской трагедии и комедии, связано, вероятно, с традициями этой древней драматической Сатуры.
Древнейшая римская проза представлена записями, которые вели жрецы и магистраты, отмечавшие в своих «фастах» (календарях) особо важные случаи. Наряду с государственной хроникой (анналами) существовали и семейные хроники, в которые заносились сведения о деятельности членов данного рода.

Первые римские поэты

Ливий Андроник – пленные грек, вольноотпущенник. Был учителем, перевёл на латинский язык «Одиссею» — «Латинская Одиссея». Это — первый художественный перевод в европейской литературе.

Как показывают фрагменты, Ливий позволял себе упрощение подлинника, пересказы, пояснения, изменение образов. Имена греческих богов переделываются на римский лад. Этот принцип вольного перевода был воспринят и последующими римскими переводчиками (обогащение собственной литературы и собственного литературного языка с помощью чужого материала).

Он переводил «Одиссею» сатурновым стихом, примыкая, таким образом, к римской поэтической традиции (До введения стиховых форм греческого образца первые римские поэты пользовались древним размером — сатурновым, по имени бога Сатурна, мифического владыки древнейшей Италии. Сатурнов стих состоит из двух полустиший, по 3-4 повышения в каждом. Он короче гекзаметра).

С 240 г. Ливий Андроник работает для римской сцены, обрабатывая греческие трагедии и комедии. Трагедии имели греческую мифологическую тематику; Ливий особенно охотно выбирал сюжеты из троянского цикла, мифологически связанного с Римом.

Опираясь на римские фольклорные размеры, Ливий создал формы драматического стиха, приближавшегося к греческим.

Ливий положил начало всем основным жанрам ранней римской литературы

Гней Невий

Вскоре после 240 г. начал свою драматическую деятельность второй римский поэт, Гней Невий. Он был уроженцем Кампании, участником первой Пунической войны. Невий работал в тех же жанрах, что и Ливий Андроник, но он всюду шел оригинальными путями, стараясь актуализировать литературу, обогатить ее римской тематикой. В его комедиях звучала карнавальная вольность, он не останавливался перед издевкой по адресу римских государственных деятелей, с открытым называнием имен. За такое Невий был выставлен у позорного столба и изгнан из Рима.

Большое распространение получил другой прием, применявшийся Невием при обработке греческих комедий. Это — контаминация, привнесение в переводимую пьесу интересных сцен и мотивов из других комедий. (Римская публика требовала более сильных комических эффектов, чем греческая).

Как трагический поэт Невий не ограничивался переделками греческих драм. Он составляет оригинальные трагедии с римским сюжетом. Трагедии эти назывались у римлян «претекстатами».

В соответствии с характером римских сказаний «претекстаты» писались на историческийсюжет, нередко черпая материал из современной истории.

Наиболее оригинальное достижение Невия — созданный им исторический эпос «Пуническая война». Тема — историческое событие недавнего прошлого, первая Пуническая война; но исторической части у Невия предшествует мифологическая, с участием богов по образцу греческих поэм. Невий начинал с гибели Трои, рассказывал о странствиях покинувшего Трою Энея, о буре, которую послала на него враждебная троянцам Юнона (Гера?), о прибытии Энея в Италию. С земным планом чередовался олимпийский: мать Энея, Венера (Афродита), заступалась за своего сына перед Юпитером (Зевс). Это повествование Невия, напоминающее некоторые эпизоды «Одиссеи», было впоследствии использовано Вергилием для «Энеиды».

Излагалось также сказание о Ромуле, которого Невий представлял себе внуком Энея. Эпос Невия, разделенный позднейшими римскими издателями на семь книг, был написан, как и «Латинская Одиссея» Ливия Андроника, сатурновым стихом.

cyberpedia.su

3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.

1) Мифы. Миф – это вымысел, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась объяснить себе непонятные явления окружающего мира и найти ключ к овладению силами природы. Боги были живыми понятиями.

Особенности мифа:

— Миф складывается в коллективном сознании

— В мифологии отображаются этапы развития народа и общества (например, в изменении функция богов)

— Культ героев (антропологич. хар-ер), говорит о сближение богов и людей

90% др./греч. литерат. построено на мифол. сюжетах.

2) Сказка имеет подчеркнуто неправдоподобный характер в отличии от мифа (сохранился только сюжет об Амуре и Психее (зафиксирован во 2 в. до н. э.). Сказки были предназначены для детей и женщин. Отголоски (элементы) сказок сохранились в эпосах («Одиссея»: великаны, лестригоны) и классич. трагедиях (описание царства Аида).

3) Народные песни:

— обрядовые, т. .е. исполняемые при соблюдении обряда (военные, свадебные, похоронные), зафиксир. в ранней греч. лирике.

— трудовые (для помощи и организации работы) (на щите Ахилла в «Илиаде» изображены поющие виноградари, Кирка и Калипсо поют за ткацкими станками в «Одиссее»)

4) Басни – мир передаётся через образы зверей и птиц.

Добавление социально элемента (Гесиод — басня о соловье и ястребе из «Трудов и дней» (8 в.) — тема бессилия перед произволом знати)

5 в. до н. э. – сборник греческих басен Эзопа (100 различных басен 7-4 вв.),

позднее были переведены в литературную форму:

в 1 в. до н. э. на латыни Федром.

17 в. – на франц. Лафонтеном

18 в. – на русском Крыловым

А так же загадки, афоризмы, пословицы (так называемые, изречения 7 мудрецов: «Познай себя самого«; «Всему свое время«)

Первый вид эпич. поэзии – героический (историч. повествов. о прошлом, содержащее картину народн. жизни и эпический мир героев).

Рассказ об историч. событии →обогащ. сказочными элементам, искажен., преувелич. → сказание → ритмическая обработка → песня или поэма

Исполнение таких песен было распространено в эпоху создания «И.» и «О.» (аэд Демодок на пире у царя Алкиноя в «О.»). Сам Гомер, по-видимому, был аэдом. Аэды разрабатывали народные предания и мифы постепенно накапливая арсенал художеств. приёмов и форм.

Эпич. поэмы создаются как правило на основе мифологич. сюжета:

«Одиссея» и «Илиада» – небольшие эпизоды троянского мифологич. цикла (начало – ссора 3 богинь, конец – возвращ. героев из под Трои и их судьба)

«Илиада» — последний год осады Трои, конфликт Агамемнона с Ахиллом

«Одиссия» — вовращение одного из героев.

4.Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» — основная идея и структура поэм

Троянский цикл: просьба Геи, предсказание о сыне Фетиды, свадьба Фетиды и Пелея, яблоко раздора, суд Париса, похищение Елены, десятилетняя Троянская война, троянский конь, пожар Трои, возвращение Елены Менелаю, разделение войска, возвращение воинов на Родину.

Реальная Троя – город на Малоазийском побережье к югу от Дарданелл (ныне – Турция, Гиссарлык). Первые поселения – уже в 4 тыс-е, племена Дарданов Занимала выгодное территориальное положение (на стыке Запада и Востока), пересечение торговых путей, контролировала транзит металла, с тыла – поддержка хеттов, при этом сохраняла независимость. Первая Троя была уничтожена землетрясением. Затем – отстроена заново (миф – строить помогали Аполлон и Посейдон при царе Лаомедонте). Середина XIII в-вторжение ахейцев в Малую Азию (миф – вторжение Геракла в Трою, (освобождение Гесионы и требование выкупа в виде коней Зевса) первое упоминание Приама). XII в. – расцвет Трои (приамовская) – союз с хеттами и финикийскими племенами. Поход Ахейцев на Трою (Гомеровская Троя) – осада – разорение – после пожара снова отстроили, но прежнего могущества уже не достигла.

Иоганн Шлиман –немецкий предприниматель, археолог-любитель. Верил, что гомеровская Троя существует. Сначала копал на Итаке, потом – в Микенах, в конце – на Гиссарлыке (назв-е переводится как «крепость»). Всего 9 археологических слоёв. Шлиман по неопытности разрушил слой приамовской Трои, «клад Приама, маска Агамемнона» — на 1000 лет старше Троянской войны. Заслуга – впервые рассмотрел труды Гомера как реальный исторический документ.

«Илиада» — 10 год войны. Всего 24 песни. Поэма о гневе Ахилла: отобрали Брисеиду – убили Патрокла – месть Гектору.

Брисеида – аналог Елены, мини-драма внутри «Илиады».

1 песня: гнев Ахилла, ссора из-за Брисеиды

2 песня – каталог кораблей

3-7 – успехи ахейцев, битва Париса и Менелая, разговор Приама и Елены, подвиги Диомеда

6 –прощание Гектора с Андромахой

8 – успехи троянцев, посольство к Ахиллесу

10 – поход Диомеда и Одиссея к троянцам

11 – обольщение Зевса Герой

К 15 – успехи Гектора, помощь Аполлона, битва у кораблей, сражение Патрокла, его гибель

Очередной психоз Ахилла, изготовление щита.

21-22 — борьба с речным богом Ксанфом, пробежка вокруг Трои, смерть Гектора.

23-24 – игры в честь Патрокла, выдача тела Гектора, плач по Гектору Гекубы, Елены и Андромахи.

Покровители ахейцев: Гера, Афина, Посейдон, Гефест

Покровители троянцев: Аполлон, Афродита, Арес, Артемида

«Одиссея» — возвращение итакийского царя на родину, поэма о человеке, прогневившем богов – наказание Посейдона (за убийство Полифема), позднее также гневит Эола, вновь Посейдона, нарушает обряд гостеприимства – скитания на поэме не заканчиваются.

Также 24 песни.

Начало – Одиссей сидит у Каллипсо, Афина и Зевс решают его судьбу.

Параллельно – Телемахия – женихи осаждают дом Пенелопы, Телемах отправляется на поиски отца, сначала к Нестору, затем – к Агамемнону.

Одиссей, построив плот, попадает к феакам. На пиру, слушая песню о героях троянской войны, плачет и рассказывает о своих скитаниях:

— 9 дней буря, когда проплыли мыс Малея;

— лотофаги;

— циклопы, Полифем;

— плавучий о. Эола;

— лестригоны;

— Цирцея;

— путешествие в Аид, разговор с Тиресием, Агамемноном, Ахиллом и др.;

— Сцилла и Харибда;

— о. Гелиоса;

— о. Каллипсо, Огигия;

— феаки.

Одиссей плывёт на Итаку, неузнанный попадает к свинопасу, встречается с Телемахом, Евриклея узнаёт Одиссея, бойня всех 108 женихов, наведение порядка.

Более сложная композиция.3 версии, где плавал: 1)Средиземное море 2)Атлантический океан 3)в мире сказки

studfiles.net

3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.

1) Мифы. Миф – это вымысел, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась объяснить себе непонятные явления окружающего мира и найти ключ к овладению силами природы. Боги были живыми понятиями.

Особенности мифа:

— Миф складывается в коллективном сознании

— В мифологии отображаются этапы развития народа и общества (например, в изменении функция богов)

— Культ героев (антропологич. хар-ер), говорит о сближение богов и людей

90% др./греч. литерат. построено на мифол. сюжетах.

2) Сказка имеет подчеркнуто неправдоподобный характер в отличии от мифа (сохранился только сюжет об Амуре и Психее (зафиксирован во 2 в. до н. э.). Сказки были предназначены для детей и женщин. Отголоски (элементы) сказок сохранились в эпосах («Одиссея»: великаны, лестригоны) и классич. трагедиях (описание царства Аида).

3) Народные песни:

— обрядовые, т. .е. исполняемые при соблюдении обряда (военные, свадебные, похоронные), зафиксир. в ранней греч. лирике.

— трудовые (для помощи и организации работы) (на щите Ахилла в «Илиаде» изображены поющие виноградари, Кирка и Калипсо поют за ткацкими станками в «Одиссее»)

4) Басни – мир передаётся через образы зверей и птиц.

Добавление социально элемента (Гесиод — басня о соловье и ястребе из «Трудов и дней» (8 в.) — тема бессилия перед произволом знати)

5 в. до н. э. – сборник греческих басен Эзопа (100 различных басен 7-4 вв.),

позднее были переведены в литературную форму:

в 1 в. до н. э. на латыни Федром.

17 в. – на франц. Лафонтеном

18 в. – на русском Крыловым

А так же загадки, афоризмы, пословицы (так называемые, изречения 7 мудрецов: «Познай себя самого«; «Всему свое время«)

Первый вид эпич. поэзии – героический (историч. повествов. о прошлом, содержащее картину народн. жизни и эпический мир героев).

Рассказ об историч. событии →обогащ. сказочными элементам, искажен., преувелич. → сказание → ритмическая обработка → песня или поэма

Исполнение таких песен было распространено в эпоху создания «И.» и «О.» (аэд Демодок на пире у царя Алкиноя в «О.»). Сам Гомер, по-видимому, был аэдом. Аэды разрабатывали народные предания и мифы постепенно накапливая арсенал художеств. приёмов и форм.

Эпич. поэмы создаются как правило на основе мифологич. сюжета:

«Одиссея» и «Илиада» – небольшие эпизоды троянского мифологич. цикла (начало – ссора 3 богинь, конец – возвращ. героев из под Трои и их судьба)

«Илиада» — последний год осады Трои, конфликт Агамемнона с Ахиллом

«Одиссия» — вовращение одного из героев.

4.Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» — основная идея и структура поэм

Троянский цикл: просьба Геи, предсказание о сыне Фетиды, свадьба Фетиды и Пелея, яблоко раздора, суд Париса, похищение Елены, десятилетняя Троянская война, троянский конь, пожар Трои, возвращение Елены Менелаю, разделение войска, возвращение воинов на Родину.

Реальная Троя – город на Малоазийском побережье к югу от Дарданелл (ныне – Турция, Гиссарлык). Первые поселения – уже в 4 тыс-е, племена Дарданов Занимала выгодное территориальное положение (на стыке Запада и Востока), пересечение торговых путей, контролировала транзит металла, с тыла – поддержка хеттов, при этом сохраняла независимость. Первая Троя была уничтожена землетрясением. Затем – отстроена заново (миф – строить помогали Аполлон и Посейдон при царе Лаомедонте). Середина XIII в-вторжение ахейцев в Малую Азию (миф – вторжение Геракла в Трою, (освобождение Гесионы и требование выкупа в виде коней Зевса) первое упоминание Приама). XII в. – расцвет Трои (приамовская) – союз с хеттами и финикийскими племенами. Поход Ахейцев на Трою (Гомеровская Троя) – осада – разорение – после пожара снова отстроили, но прежнего могущества уже не достигла.

Иоганн Шлиман –немецкий предприниматель, археолог-любитель. Верил, что гомеровская Троя существует. Сначала копал на Итаке, потом – в Микенах, в конце – на Гиссарлыке (назв-е переводится как «крепость»). Всего 9 археологических слоёв. Шлиман по неопытности разрушил слой приамовской Трои, «клад Приама, маска Агамемнона» — на 1000 лет старше Троянской войны. Заслуга – впервые рассмотрел труды Гомера как реальный исторический документ.

«Илиада» — 10 год войны. Всего 24 песни. Поэма о гневе Ахилла: отобрали Брисеиду – убили Патрокла – месть Гектору.

Брисеида – аналог Елены, мини-драма внутри «Илиады».

1 песня: гнев Ахилла, ссора из-за Брисеиды

2 песня – каталог кораблей

3-7 – успехи ахейцев, битва Париса и Менелая, разговор Приама и Елены, подвиги Диомеда

6 –прощание Гектора с Андромахой

8 – успехи троянцев, посольство к Ахиллесу

10 – поход Диомеда и Одиссея к троянцам

11 – обольщение Зевса Герой

К 15 – успехи Гектора, помощь Аполлона, битва у кораблей, сражение Патрокла, его гибель

Очередной психоз Ахилла, изготовление щита.

21-22 — борьба с речным богом Ксанфом, пробежка вокруг Трои, смерть Гектора.

23-24 – игры в честь Патрокла, выдача тела Гектора, плач по Гектору Гекубы, Елены и Андромахи.

Покровители ахейцев: Гера, Афина, Посейдон, Гефест

Покровители троянцев: Аполлон, Афродита, Арес, Артемида

«Одиссея» — возвращение итакийского царя на родину, поэма о человеке, прогневившем богов – наказание Посейдона (за убийство Полифема), позднее также гневит Эола, вновь Посейдона, нарушает обряд гостеприимства – скитания на поэме не заканчиваются.

Также 24 песни.

Начало – Одиссей сидит у Каллипсо, Афина и Зевс решают его судьбу.

Параллельно – Телемахия – женихи осаждают дом Пенелопы, Телемах отправляется на поиски отца, сначала к Нестору, затем – к Агамемнону.

Одиссей, построив плот, попадает к феакам. На пиру, слушая песню о героях троянской войны, плачет и рассказывает о своих скитаниях:

— 9 дней буря, когда проплыли мыс Малея;

— лотофаги;

— циклопы, Полифем;

— плавучий о. Эола;

— лестригоны;

— Цирцея;

— путешествие в Аид, разговор с Тиресием, Агамемноном, Ахиллом и др.;

— Сцилла и Харибда;

— о. Гелиоса;

— о. Каллипсо, Огигия;

— феаки.

Одиссей плывёт на Итаку, неузнанный попадает к свинопасу, встречается с Телемахом, Евриклея узнаёт Одиссея, бойня всех 108 женихов, наведение порядка.

Более сложная композиция.3 версии, где плавал: 1)Средиземное море 2)Атлантический океан 3)в мире сказки

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *