Доклад ««Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. Особенности летописного повествования» — 7 КЛАСС — ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ — ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ
Источником познания нашей истории является летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись — погодное описание событий, происходивших на Руси в течение нескольких веков.
Почетное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-две строки. Постепенно летописи становятся подробными. Благодаря историкам Шахматову и Насонову удалось восстановить интересную историю летописного дела.
Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Ученые считают, что до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести «Поучение детям» Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Никоном.
Древнейшая из дошедших до нас летописей является «Повесть временных лет». Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Неправильно представлять себе русского летописца стариком-отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только те события, современником которых он был. В «Повести временных лет» рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племен, о первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века.
Происхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Русь — это один из европейских народов. Используя предыдущие своды, летописец развертывает широкую панораму исторических событий. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи — князья, бояре, купцы, посадники, церковные служители. Он рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей. Нестор постоянно касается жизни народа, его настроений. На страницах летописи мы прочитаем о восстаниях, убийствах князей. Но автор все это описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает; честность, смелость, мужество, верность, благородство он превозносит.. Именно Нестор укрепляет, совершенствует версию о происхождении русской княжеской династии. Главная ее цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ — не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.
Издалека начинает свой рассказ Нестор, с самого библейского потопа, после которого земля была распределена между сыновьями Ноя. Вот как начинает Нестор свое повествование:
«Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Ели- маис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией…
Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида…
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, — было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки…»
Затем автор рассказывает о славянских племенах, их обычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком, Хоривом, походе Святослава на Византию и прочих событиях как реальных, так и легендарных. Он включает в свою «Повесть» поучения, записи устных рассказов, документы, договора, притчи и жития. Ведущей темой большинства летописных записей становится идея единства Руси.
В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования — погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание. Русь распалась на множество княжеств, и у каждого появились свои летописные своды. В каждом из них отражались особенности истории своего края, и писалось только о своих князьях. «Повесть временных лет» являлась частью местных летописных сводов, которые продолжали традицию Русского летописания. «Повести временных лет» определяет место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование Русского государства. Нестор перечисляет народы, платящие дань русичам, показывает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и вершат судьбами своих соседей. «Повесть временных лет», написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.
Древнерусские писатели и летописцы поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы, а не только рассказывали о событиях, прославляли героизм. Центральной проблемой было стремление объединить все русские княжества в совместной борьбе против иноземного вторжения. Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям хранить единство Русской земли. В «Повести временных лет» от имени Владимира Мономаха летописец обращается к другим князьям с просьбой прекратить междоусобицы, «то еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата убивать, и погибнет» земля Русская, и враги наши половцы, придя, захватят землю Русскую.
Вопросы по докладу:
Что такое летопись?
Когда появились летописи в древнерусской литературе?
Кто был первым автором «Повести временных лет»?
С какого события начинается описание в «Повести временных лет»?
Какие два типа повествования совмещаются в древнерусской летописи?
Какие проблемы поднимали летописцы в своих сочинениях?
xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai
автор памятника древнерусской литературы «Повесть временных лет»
Доклад 6 класс.
Нестор — первый писатель российской истории, церковной и гражданской, первый официальный русский летописец, агиограф. Он является, по мнению исследователей древнерусской литературы (Д.Д. Лихачева, О.В. Творогова и др.), автором нескольких произведений, и прежде всего — автором знаменитого памятника литературы Древней Руси — «Повести временных лет».
Нестор был монахом Киево-Печерского монастыря. Точные даты жизни его неизвестны; как считают ученые, родился Нестор в 50-е годы XI века, а умер в начале XII века. Известно, что он был пострижен при игумене Стефане (Стефан был игуменом в 1074 — 1078 годах) и возведен в сан диакона. Предполагают, что канонизирован Нестор не был (О.В. Творогов).
Нестор помимо широко известной «Повести временных лет» написал еще несколько произведений. Он является автором двух памятников древнерусской литературы — это ранние житийные произведения Нестора: «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и «Житие Феодосия Печерского». Уже эти произведения, как пишет академик Д.С. Лихачев, «характеризуют его как писателя, склонного к большим историческим обобщениям и к тщательной проверке исторического материала».
В своем первом произведении — «Чтение о житии и погубле- нии блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» Нестор описывает историю гибели Сыновей русского князя Владимира Святославовича. Автор размышляет о вечной борьбе добра и зла — это является своеобразным введением к самому повествованию. Добро воплощают Борис и Глеб, а зло — Святополк. Уже в первом произведении Нестора проявились такие черты его личности, как пытливость, стремление к достоверности, к большим историческим обобщениям, мудрость.
Позднее Нестор обращается к описанию жизни и деятельности игумена Феодосия, одного из основателей Киево-Печерского монастыря.
Киево-Печерский монастырь с середины XI века становится центром русского просвещения. Здесь получили образование первые русские епископы и священники; в стенах этого монастыря расцветали книжность и литература. «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского» (таково полное название произведения), написанное Нестором, правдиво отражает киевскую жизнь той поры, монастырский быт XI века; произведение содержит яркие, живые характеристики и монахов, и мирян. Нестор описывает чудеса, которые совершал игумен Феодосий, при этом уже проявляет себя как талантливый писатель: исследователи отмечают мастерство диалогов, бытовых деталей в произведении, интересные образы. Так, талантливо обрисован образ матери Феодосия — женщины властной, решительной, волевой, даже суровой, которая не разделяет религиозные взгляды своего сына, сурово и жестоко обращается с ним в детстве (жестоко избивает, сажает на цепь), чтобы тот перестал думать о пострижении в монахи, о служении Богу. Интересен, неоднозначен и образ самого игумена Феодосия: крайне смиренный, терпеливый, он резко осуждает князя Святослава за его неблаговидные поступки.
Имя Нестора связано и с таким жанром древнерусской литературы, как летопись. В 1037-1039 гг., как пишет академик Д.С. Лихачев, была составлена первая русская летопись — Древнейший Киевский свод. А далее, с начала 60-х годов XI века, игумен Киево-Печерского монастыря Никон продолжил ведение летописания. В 1073 году он составил второй летописный свод. С Киево-Печерским монастырем связан весь начальный период русского летописания. Как пишет Д.С. Лихачев, «по 38 существу все внешние особенности русского летописания — его связь с фольклором, с деловой речью (посольской, воинской, юридической и пр.), хронологический принцип изложения (построение его по годовым статьям) и т. д. — все это определилось уже здесь, в Киево-Печерском монастыре. Здесь же определились и многие идейные черты русского летописания — его публицистические тенденции, его учительный по отношению к княжеской власти характер, его рассудительность и принципиальность».
Нестор — сподвижник Антония и Феодосия Печерских. Собирая сведения о русской истории IX и начала X века, Нестор сталкивался и достойно преодолевал серьезные трудности. Часто он выступал как настоящий исследователь, которому приходилось, имея очень скудный материал, создавать стройную и объективную картину исторического развития Руси.
В своем произведении «Повесть временных лет» Нестор связал русскую историю с мировой, показал центральное значение русской истории среди других мировых держав. Нестор убедительно доказал, что русский народ имеет свою богатую историю, которой он заслуженно может гордиться. Само название произведения говорит о той цели, которую преследовал автор: «Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».
Как предполагает Д.С. Лихачев, «Повесть временных лет» появилась около 1113 года.
Первоначально одним из основных источников рассказа Нестора являлась греческая хроника Георгия Амартола и его продолжателя; собственно русских в нем немного — это: водворение Олега в Киеве, женитьба Игоря, поход Ольги на Царьград, второй поход Олега и смерть Игоря. Только потом постепенно Нестор начинает все больше следовать предшествующей летописи.
Важно отметить, что при работе над «Повестью временных лет» Нестор использовал тексты договоров русских с греками.
Он ясно понимал все значение этих документов и вставлял их текст в свое изложение, использовал также для проверки хронологических данных, уточнения княжеской генеологии. Как считают исследователи, эти договоры были выданы Нестору из княжеской казны.
Помимо текстов договоров Нестор использовал в своем рассказе народные предания: это рассказ о том, как Ольга сожгла Искоростень при помощи птиц, к которым был привязан подожженный трут; это также рассказ о белгородском киселе, в котором повествуется о том, как белгородцы налили кисель в колодец и таким образом убедили печенегов, осаждавших их город, что их кормит сама земля; это и рассказ о поединке юноши- кожемяки с печенежским богатырем.
«Последнюю часть своей летописи, по 1110 год, — отмечает Д.С. Лихачев, — Нестор писал в значительной мере на основании лично им собранных сведений». В этой части летописи сказалась типичная для Нестора манера изложения от первого лица.
В «Повести временных лет» проявились глубокий патриотизм автора, широта политических взглядов, обстоятельность, широкая начитанность Нестора, его талант историка-мыслителя. Нестор проявляет себя незаурядным исследователем. Его исследования в области хронологии, подчеркивает Д.С. Лихачев, «изумительны». В «Повести временных лет» проявился и талант Нестора как писателя. Пользуясь литературными источниками, Нестор свободно перестраивает, видоизменяет их текст, сокращает и упрощает его, подвергает стилистической правке.
Серьезное литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, его умение выбрать наиболее существенное при сопоставлении разных источников, по мнению замечательного исследователя древнерусской литературы акад. Д.С. Лихачева, сделали «Повесть временных лет» «цельной, литературно изложенной историей Руси».
tvory.info
Реферат на тему Повесть временных лет как культурно-историческое произведение
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
ЧЕРКАСЬКИЙ ІНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СУСПІЛЬНИХ ДИСЦИПЛІН І ПРАВА
К О Н Т Р О Л Ь Н А Р О Б О Т А
з курсу « Історія та культура України »
Слухач: Сидоркевич Дмитро Іванович
Спеціальність, група: ЗФ – 02
Керівник: кандидат історичних наук,
Присяжнюк Ю.П.
Результат, дата:
Реєстраційний номер, дата:
м. Черкаси
2001 р.
П Л А Н
«Повесть временных лет» як історично джерело : культурно-цивілізаційний аспект проблеми.
Откуда мы знаем историю Древней Руси? Ни результаты археологических раскопок, ни актовый материал (грамоты, дипломатическая переписка, материалы княжеских или монастырских архивов), ни эпизодические сведения о Руси, извлекаемые из сочинений западноевропейских историков и путешественников, не смогут дать нам цельной картины нашего прошлого. Детальное знание своей истории мы получаем в основном благодаря бесценному материалу, содержащемуся в русских летописях.
Начиная с XI в. и вплоть до конца XVI столетия на Руси велись систематические погодные записи о произошедших событиях: о рождении, вокняжении или смерти князей, о войнах и дипломатических переговорах, о строительстве крепостей и освящении храмов, о пожарах городов, о стихийных бедствиях — наводнениях, засухах или небывалых морозах. Летопись и была сводом таких ежегодных записей. Летописи велись в монастырях и в княжеских резиденциях. Они являлись не только способом фиксации «для памяти» произошедших событий, но и важнейшими документами — на летописи ссылались в разного рода династических и политических спорах. Ценнейший документ, зеркало нашей истории — вот что такое летопись.
Каждая летопись (исключая разве что самые первые записи) — свод. Не в том, однако, смысле, что летопись всегда — сумма погодных статей. «Летописный свод — это всегда результат сложной историографической и литературной работы его создателя. Летописец не просто продолжал новыми записями труд своего предшественника, он, как правило, перерабатывал его — что-то пропускал, что-то изменял в соответствии со своими политическими представлениями, что-то дополнял по новым источникам. Поэтому современный исследователь-историк не может излагать историю Руси, следуя за одной, избранной им в качестве лучшей, летописью: он должен обращаться ко всей совокупности источников, размышлять о причинах обнаруживающихся в них противоречий, пытаться установить версию, наиболее объективно отражающую действительный ход событий.
Особенно сложно изучение древнейшего периода нашей истории: для первых ее веков единственным источником является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. На заре изучения летописания Нестора-летописца считали единственным автором «Повести». Но после разысканий выдающегося русского ученого академика А. А. Шахматова (1864— 1920) стало очевидно, что Нестор использовал в своей работе другие летописные своды, составленные его предшественниками. Последователи А. А. Шахматова, и особенно М. Д. Приселков и Д. С. Лихачев, уточнили и дополнили его наблюдения и выводы, и в настоящее время история древнейшего летописания представляется в следующем виде .Отдельные записи исторического характера могли вестись еще в конце Х и начале XI в., но летопись как особый жанр древнерусской историографии и древнерусской литературы возникает, вероятно, лишь в середине XI в. Мы не знаем первого памятника древнерусской историографии: А. А. Шахматов предполагал, что это был Древнейший летописный свод, Д. С. Лихачев — что «Сказание о распространении христианства на Руси». Следующим этапом летописания был Свод Никона, также монаха Киево-Печерского монастыря. Более надежны наши представления о летописи, непосредственно предшествовавшей «Повести временных лет». А. А. Шахматов назвал ее Начальным сводом и считал, что она была составлена в Киеве около 1095 г. Текст Начального свода в своем первоначальном виде до нас не дошел, но достаточно полно отразился в новгородских летописях .
Около 1113 г. Нестор, основываясь на Начальном своде и других источниках, создает свою «Повесть временных лет». «Повесть» не просто дополненный свод летописных статей, это, по словам Д. С. Лихачева, «цельная, литературно изложенная история Руси». «Можно смело утверждать,— продолжает ученый,— что никогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI в. русская историческая мысль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения».
Рассмотрим «Повесть временных лет» как памятник летописания. Она открывается историографическим введением, из которого средневековый читатель, воспитанный в традициях христианской историографии, узнавал чрезвычайно важную для себя вещь: славяне — не безродные «насельники» на земле, они — одно из тех племен, которые, согласно библейскому рассказу, расселились по ней в те незапамятные времена, когда схлынули воды всемирного потопа и праотец Ной со своими домочадцами вышел на сушу. И происходят славяне, утверждает летописец, от самого достойного из сыновей Ноя — Иафета. Правда, чтобы доказать эту мысль, летописцу пришлось вставить в перечень народов, извлеченный им из «Хроники» Георгия Амартола , отсутствующее там имя славян. Стремление увидеть славян, и русичей в их числе, среди прославленных народов мира не покидает летописца и далее. И рядом с Тигром, рекой, на берегах которой расцвела в далеком прошлом великая цивилизация, упоминает он родные ему реки — Днепр, Десну, Припять, Двину, Волхов, Волгу. И также рядом с народами Европы — англами, римлянами, немцами, венецианцами — назовет летописец и народы, населяющие пределы Руси: им упоминаются меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь…
Очертив географические пределы Руси, Нестор вновь делает экскурс в историю, излагает свои представления о прародине славян, вспоминает о их столкновениях с аварами, о начале Болгарского государства, повествует о происхождении сербов, хорватов, поляков. Затем в поле зрения Нестора оказывается собственно Русь. Нестор рассказывает об обычаях полян, племени, на земле которого стоит Киев, о нравах соседних племен — древлян, вятичей, радимичей, северян. Нестор неуклонно подводит читателей к мысли, что Киев не случайно стал «материю градом русским» — и места эти благословил в древности сам апостол Андрей (полагают, что эта легенда вставлена в летопись уже после Нестора), и племя полян — самое «кроткое» и благонравное, и князь киевский Кий в далеком прошлом был ведом самому византийскому императору. Так слагается картина славного прошлого Русской земли.
Но тут ожидают две неожиданности. Во-первых, как говорит летописец, Русская земля «стала прозываться» лишь со времени похода на Византию в середине IX в., как сообщает об этом «греческое летописание». Почему такая зависимость от внешнеполитических событий и византийской историографии? Думается, потому лишь, что это первая точная дата, которую смог установить летописец. И он с удовлетворением отмечает: «Вот почему с этой поры начнем и числа положим». И опять уже знакомый прием: Нестор начинает от Адама, упоминает библейские события и Александра Македонского, но завершает свою хронологическую выкладку упоминанием русских князей. История Руси снова вплетается в ткань истории всемирной. Итак, перед нами не начало «Русской земли», как союза племен, образование которого восходит к отдаленным, неведомым летописцу временам, а фиксация события, отмеченного точной датой в византийской хронографии.
Вторая неожиданность, породившая целую школу в отечественной и зарубежной историографии (направление «норманистов»), — это странный, казалось бы, отказ летописца от своей истории, восходящей к временам Кия, Щека и Хорива. История словно бы начинается заново, и уже не в Киеве, а в Новгороде, и к тому же с призвания чужеземцев-варягов. В чем же дело? Когда создавалась «Повесть временных лет», Русь была уже достаточно могучим феодальным государством, во главе которого стояла княжеская династия, ведшая начало от варягов Игоря, Олега и полулегендарного Рюрика. Такова была реальность. Естественно, что одна из задач летописца состояла в том, чтобы обосновать законность власти Рюриковичей и одновременно объяснить, почему союз восточноевропейских племен оказался под началом у варяжской княжеской династии. Видимо, летописец отражал действительные события, и на «каком-то собрании правящей знати трех земель — словенской, кривичской и чудской — было решено выбрать князя из другой земли, который бы защищал не интересы знати одной из земель, а их общий интерес», комментирует статью 862 г. известный историк В. Т. Пашуто (1918—1983). И защищал бы от соседей-иноземцев — добавим мы к этим словам ученого,— от тех же варягов. Приглашение князей, наем их как воинов и администраторов — ничего не имеет общего с завоеванием . Ведь незадолго до призвания варяги, как свидетельствует Пашуто В.Т. под тем же 862 г., были изгнаны из Руси. Призванные варяги приняли обычаи и язык коренного населения, а к помощи заморских варягов будут и впоследствии прибегать русские князья Рюриковичи — и Олег, и Игорь, и Владимир, и Ярослав, рассматривая их прежде всего как первоклассных воинов-наемников и в то же время охотно избавляясь от них как только непосредственная надобность пропадала: именно так поступил в 980 г. Владимир, отослав буйных дружинников в Византию. Словом, варяги были незначительной прослойкой в правящей верхушке и княжеской дружине и своей деятельностью отвечали потребностям и нуждам славянского общества. Из текста «Повести временных лет» мы видим, как нелегко давалось летописцам создание стройной историографической концепции, которая бы сочетала сведения о древнейшей истории восточнославянских племен и предания о первых киевских князьях с судьбой династии Рюриковичей. Надуманной оказывается версия, согласно которой Игорь — родоначальник укрепившейся с Х в. династии киевских князей — объявлен сыном Рюрика. С трудом объясняет летописец происхождение и значение этнонима «русь», упорно стремясь связать его все с той же варяжской концепцией. И тем не менее созданная Нестором история призвания варягов и укрепления их династии в Киеве выглядит настолько убедительной, что в ней черпали свои аргументы все «норманисты» вплоть до наших дней.
А перед Нестором и его предшественниками стояли трудности и иного рода: народная память донесла от тех далеких веков весьма скупые и разрозненные припоминания и легенды. Совершенно туманны сведения о Рюрике и его братьях (в существовании которых вообще сомневаются), неясно отношение к Рюрику и Игорю безусловно бывшего киевским князем Олега; даже о Игоре было известно мало, и не случайно так скупы сведения о тридцати годах его княжения: он предстает перед нами как князь и полководец но существу только в рассказе о походах на Византию. Лишь начиная с княжения Святослава политическая история Руси стала известна летописцам с большими подробностями.
Но летопись не только свод фактических данных. Она вся пронизана важными для летописцев политическими идеями. С двумя из них — с обоснованием достойного места славян среди народов мира и с обоснованием прав княжеской династии Рюриковичей — мы уже знакомы.
Третья идея «Повести» — обоснование достойного места Руси среди христианских стран Европы, утверждение ее духовного равенства с самой Византией, в то время могущественным и авторитетнейшим государством. Эта мысль настойчиво проводится летописцем. Мудрая Ольга, крестившаяся в Константинополе, предвозвестница христианской Руси, получает имя Елена (Елена — мать римского императора Константина, при котором христианство стало государственной религией Восточной римской империи). Летописец подчеркивает, что Владимир — ревностный язычник — приходит к мысли о необходимости крещения в результате основательных раздумий. Его побуждают к этому не политические причины (как было в действительности, но о чем летопись не упоминает) и даже не рассказ им же посланных «мужей» о великолепии византийского богослужения, а прежде всего беседа с «философом», изложившим князю основы библейской истории и основные догматы христианского вероисповедания. Поэтому Владимир сопоставляется по своим деяниям с «Константином великого Рима».
Печальный итог феодальной распри — гибель Бориса и Глеба от рук Святополка предстает в летописи как акт высокого христианского подвижничества. Не случайно в уста убиваемых князей вложены отнюдь не мирские высказывания — возмущение преступными действиями узурпатора-Святополка или, на худой случай, утверждение своей невиновности,— а именно религиозные медитации, исполненные безвольного смирения, так не похожего на те действительные раздумья и страсти, которые обуревали участников феодальных распрей в то время. Христианское государство славится своими воинами — святыми заступниками — ими и провозглашаются князья-мученики Борис и Глеб. Христианские государства, как правило, высоко чтят подвиги своих святых, славятся своими монастырями. И «Повесть временных лет» включает рассказ об основании Киево-Печерского монастыря, о деяниях его прославленных монахов, о высоко чтимом на Руси чернеце, а затем игумене этого монастыря — Феодосии. Эта тема в летописи отнюдь не уводящее нас от собственно политической истории отступление, а, как уже подчеркнуто,— важный элемент общей историографической концепции.
Четвертая важная идея летописания — осуждение феодальных междоусобиц, приносивших Руси значительный урон. В борьбе со своими братьями добился единовластия Владимир; попытался стать единственным властелином Русской земли, истребив своих братьев, Святополк. И напрасно Ярослав, разделивший Русь между пятью своими сыновьями, призывал их жить в мире, ибо в противном случае, убеждал он,— «погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим». Распри не прекращались. Свержение киевского князя Изяслава в 1073 г. родными братьями привело к вторжению на Русь польских отрядов короля Болеслава. С горечью описывает летопись трагическую судьбу Василька Теребовльского, оклеветанного и по наговору ослепленного по пути с княжеского съезда, на котором только что было решено: «отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю». Летописцы всегда с осуждением и тревогой описывают княжеские распри, видя, однако, причины их прежде всего в кознях дьявола.
Отсутствие единства русских князей было тем опаснее, что Русь искони находилась в соседстве с враждебной Степью. В далекие времена грозной силой был Хазарский каганат, затем тревожили своими набегами печенеги, а с середины XI в. постоянную угрозу всей южной Руси стали представлять кочевники-половцы. Но не следует впадать в крайность и видеть в половцах орду, политически, духовно, нравственно противопоставленную мирным русичам. В действительности по склонности к войнам русские и половцы не отличались друг от друга.
Грабительские половецкие набеги, безусловно, приносили огромные бедствия окраинным русским княжествам. В статье 1093 г. мы встречаем описание страданий угоняемых на чужбину русских пленников: бредут они, печальные, измученные голодом, холодом и жаждой, босые, с ногами, израненными тернием, грустно вспоминая города и села, откуда они родом. Типичную картину половецкого набега рисует князьям Владимир Мономах, побуждая их к совместному походу на половцев: приедет половец, убьет крестьянина, а жену и детей его угонит в полон (статья 1103 г.). Но нельзя забывать и о другом. О том, что по крайней мере с 1078г. русские князья стали сами приглашать половцев для участия в своих междоусобных войнах. Особенно отличался этим князь Олег Святославич (в «Слове о полку Игореве» автор именует его Олегом Гориславичем). И летописец с глубоким осуждением скажет в статье 1094г., что Олег уже в третий раз привел половцев на Русскую землю, «его же грех да простит ему бог, ибо много христиан загублено было, а другие в плен взяты и рассеяны по разным землям».
Привлечению половцев к участию в межкняжеских конфликтах способствовали и тесные династические связи: на дочерях половецких ханов нередко женились русские князья. На дочери Тугорхана был женат великий князь киевский Святополк, на половчанках были женаты Олег Святославич и сыновья Владимира Мономаха, половчанкой была первая жена Святослава Ольговича, отца Игоря (героя «Слова о полку Игореве»; Игорь был сыном второй жены — новгородки).
«Повесть временных лет» прежде всего — ценнейший исторический источник и документ. И в то же время «Повесть временных лет» — первоклассный литературный памятник. Летописец нередко прибегает к сюжетному повествованию: живо воспроизводит драматические коллизии, передает речь персонажей, воспроизводит детали, позволяющие читателю наглядно представить происходящее. Такими подлинно литературными страницами летописи являются, например, рассказы о местях Ольги, о подвиге юноши кожемяки, одолевшего печенежского богатыря, обстоятельное описание ослепления князя Василька Теребовльского. Приведем лишь один пример: упоминание о том, как потерявший сознание Василько приходит в себя, когда на него надевают еще влажную выстиранную рубашку, и восклицает: «Зачем сняли ее с меня? Лучше бы в той сорочке кровавой смерть принял и предстал бы в ней перед богом». Летописец обращает наше внимание на частный эпизод в ряду больших событий, затронувших едва ли не все южные княжества в роковом 1097 г. Но эпизод этот имеет огромное значение — с помощью такой художественной детали летописец добивается большего эмоционального осуждения князей Давыда и Святополка, по чьей воле был ослеплен ни в чем не повинный князь Василько.
«Повесть временных лет» не осталась принадлежностью только древнего киевского летописания. Каждый летописный свод, когда бы и где бы он не составлялся — в XII или XVI в., в Москве или в Твери,— обязательно начинался с «Повести временных лет». /Правда, в поздних летописных сводах текст ее сокращается, пропускаются, например, тексты договоров с греками, рассказ об основании Киево-Печерского монастыря, отдельные погодные статьи и т. д. И тем не менее « Повесть временных лет» в том или ином виде непременно открывала каждую летопись, повествуя о том, «откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве начал первее княжити». В этой судьбе текста «Повести временных лет» отразился неизменный интерес к своей истории многих поколений древнерусских читателей.
Многим нашим согражданам вся древнерусская литература известна только по нескольким произведениям – «Повесть временных лет» «Слову о полку Игореве». И они поэтому представляется одиноким, ни с чем не связанным произведением, сиротливо возвышающимся среди унылого однообразия княжеских свар, диких нравов и жесточайшей нищеты жизни. Эти представления поддерживаются традиционными мнениями о низком уровне культуры Древней Руси, при этом косной и малоподвижной.
Все это глубоко ошибочно. Русь до ее монгольского завоевания была представлена великолепными памятниками зодчества, живописи, прикладного искусства, историческими произведениями и публицистическими сочинениями. Она не была отгорожена от других европейских стран, поддерживала тесные культурные связи с Византией, Болгарией, Сербией, Чехией, Моравией, Польшей, скандинавскими странами. Она была связана с Кавказом и степными народами. Ее культура не была отсталой или замкнутой в себе, отгороженной «китайской стеной» от внешнего культурного мира. Широкое распространение грамотности—это факт, доказанный сейчас многочисленными находками берестяных грамот в Новгороде. Ее культура была единой на всей огромной территории от Ладоги и Белого моря на севере до черноморской Тмуторокани на юге, от Волги на востоке и до Карпат на западе. Брачные узы княжеских семей связывали их с Францией, Германией, Венгрией, Польшей, Скандинавией, Византией, с Кавказом и половецкой кочевой аристократией.
Культура домонгольской Руси была высокой и утонченной. На этом культурном фоне «Повесть временных лет» не кажется одиноким, исключительным памятником. «Повесть временных лет» — это многосотлетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэзии XIX и XX вв., а его корни глубоко уходят в русскую почву.
Необходимо чтобы это выдающееся произведение отечественной культуры изучалась перед освоением курса истории, наряду с такими мировыми произведениями как «Библия» и «Одиссея». «Повесть временных лет» напомнит нам о времени становления государства, о прошлом как широко известных нам славных городов — Киева, Новгорода, Чернигова, Суздаля, так и тех, чья слава минула, и превратились они ныне в районные центры или даже села — Туров, Коростень, Ромны, Вятичев. Но прежде всего напомнит она об истории нашего народа. И встанут с ее страниц люди земли Русской — безвестные ратаи, искусные ремесленники, чьим мастерством восхищаются доныне посетители музеев, предприимчивые купцы, бороздившие дальние моря, воины, защищавшие города и села, князья и бояре — порой не в меру тщеславные и эгоистичные, но почти всегда мужественные витязи и изощренные политики, священнослужители, надеявшиеся своими искренними молитвами оградить родную землю от бедствий. Особое благодарное слово летописцам, в тиши монастырских келий слагавшим повесть о истории земли Русской. Великий Нестор из их числа.
к
Література
1. «Повесть временных лет», под редакцией Д.С. Лихачева, Карелия, 1992 г.
2. «Слово о полку Игореве» и культура его времени, — Д.С. Лихачев, Ленинград, 1978 г.
bukvasha.ru
«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы
Источником познания нашей истории является летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись — погодное описание событий, происходивших на Руси в течение нескольких веков.
Почетное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-две строки. Постепенно летописи становятся подробными. Благодаря историкам Шахматову и Насонову удалось восстановить интересную историю летописного дела.
Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Ученые считают, что до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести «Поучение детям» Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые ви- ды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Никоном.
Древнейшая из дошедших до нас летописей является «Повесть временных лет». Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево- Печерского монастыря Нестором. Неправильно представлять себе русского летописца стариком-отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только те события, современником которых он был. В «Повести временных лет» рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племен, о первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века.
Происхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Русь — это один из европейских народов. Используя предыдущие своды, летописец развертывает широкую панораму исторических событий. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи — князья, бояре, купцы, посадники, церковные служители. Он рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей. Нестор постоянно касается жизни народа, его настроений. На страницах летописи мы прочитаем о восстаниях, убийствах князей. Но автор все это описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает; честность, смелость, мужество, верность, благородство он превозносит.. Именно Нестор укрепляет, совершенствует версию о происхождении русской княжеской династии. Главная ее цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ — не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.
Издалека начинает свой рассказ Нестор, с самого библейского потопа, после которого земля была распределена между сыновьями Ноя. Вот как начинает Нестор свое повествование:
«Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Ели- маис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией…
Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида…
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, — было это в дни Нектана и Фапека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки…»
Затем автор рассказывает о славянских племенах, их обычаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Киева тремя братьями Кием, Щеком, Хоривом, походе Святослава на Византию и прочих событиях как реальных, так и легендарных. Он включает в свою «Повесть» поучения, записи устных рассказов, документы, договора, притчи и жития. Ведущей темой большинства летописных записей становится идея единства Руси.
В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования — погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание. Русь распалась на множество княжеств, и у каждого появились свои летописные своды. В каждом из них отражались особенности истории своего края, и писалось только о своих князьях. «Повесть временных лет» являлась частью местных летописных сводов, которые продолжали традицию Русского летописания. «Повести временных лет» определяет место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование Русского государства. Нестор перечисляет народы, платящие дань русичам, показывает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и вершат судьбами своих соседей. «Повесть временных лет», написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.
Древнерусские писатели и летописцы поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы, а не только рассказывали о событиях, прославляли героизм. Центральной проблемой было стремление объединить все русские княжества в совместной борьбе против иноземного вторжения. Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям хранить единство Русской земли. В «Повести временных лет» от имени Владимира Мономаха летописец обращается к другим князьям с просьбой прекратить междоусобицы, «то еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата убивать, и погибнет» земля Русская, и враги наши половцы, придя, захватят землю Русскую.
Вопросы по докладу:
1) Что такое летопись?
2) Когда появились летописи в древнерусской литературе?
3) Кто был первым автором «Повести временных лет»?
4) С какого события начинается описание в «Повести временных лет»?
5) Какие два типа повествования совмещаются в древнерусской летописи?
6) Какие проблемы поднимали летописцы в своих сочинениях?
- < Назад
- Вперёд >
shollklass.ru
Повесть временных лет — реферат
Повесть временных летВот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал
первым княжить и как возникла русская земля
«Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас
летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда
летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее
старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись
вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд,
устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
Вот уже более двухсот лет науке известно одно из древнейших русских
летописных произведений — Повесть временных лет, или Начальная летопись, сохранившаяся
во множестве поздних списков и сама вобравшая в себя еще более архаичные
письменные памятники Древней Руси. С XVIII в. Повесть временных лет была
объектом постоянного внимания историков, филологов, лингвистов, текстологов,
достигших в деле ее изучения значительных успехов. В начале нашего столетия
известный русский историк В. О. Ключевский писал:
«В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи — вас, пожалуй,
не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?»»
1. Сейчас же мы можем взять в руки академическое издание Повести
временных лет, которое является не простым обобщением всех ее копий, но
результатом многолетней и кропотливой исследовательской работы ученых различных
специальностей
2. Для историков Повесть временных лет — особый источник, хотя бы
потому, что большинство сведений об отечественной истории IX—XI вв. они
черпают именно из него. Однако получилось так, что из всех задач, стоящих перед
исторической наукой (Что? Почему? Где и когда происходило?) и связанных с
Повесть временных лет, меньше всего определенных ответов было дано на последний
вопрос. Хронология русской истории периода Киевской Руси до сих пор остается во
многом загадочной и приблизительной, хотя, думается, не следует долго
объяснять, что точность во времени должна быть одним из главнейших качеств
историков.
Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в
конце X века. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный
свод 996 — 997 годов. Позднее, в 1037 — 1039 годах, он перерабатывался и вошел
в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по
повелению кн. Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно
перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не
принял окончательный вид и стал называться «Повестью временных лет».
Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х
годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором,
монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича. Ее
вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом
Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в
Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция «Повести временных
лет» для князя Мстислава Владимировича.
На этом работа летописцев в XII веке на текстом «Повести» не
закончилась. Согласно вероятному предположению ряда ученых (М.Х.Алешковский и
др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый
раз отредактировал текст «Повести временных лет» и его сохранила нам
Ипатьевская летопись. Этот Василий — автор «Повести об ослеплении князя
Василька Теребовльского», вошедшей в «Повесть временных лет». В
1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря,
скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст
Васильевой редакции «Повести временных лет» вошел в состав Тверского
свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. Только
Новгородская первая летопись старшего извода (Синоидальный список) сохранила до
наших дней более или менее цельный текст первой редакции «Повести» в
составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича 1225 — 1228 годов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
2dip.su
Урок 6 «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» | Поурочные планы по русской литературе 6 класс
Урок 6 «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
01.02.2012 36423 2500Урок 6 «Повесть временных лет»
Цели: помочь учащимся понять, зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого, что она дает современному читателю; создать ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?
Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.
А что дает чтение летописи?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.
Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.
Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие – «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.
2. Выразительное чтение учащимися вступительной статьи учебника (автор Д. С. Лихачев).
3. Самостоятельная работа.
– Назовите имена первых летописцев.
– Выделите главную мысль статьи.
Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой ее части – главная мысль прочитанной статьи. После ответа двух учеников эта формулировка открывается, ребята сопоставляют свои формулировки с предложенной учителем, лучшую записывают в тетради.
4. Рассматривание и сравнивание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины В. М. Васнецова.
Учитель. Давайте познакомимся с миниатюрой из Летописного свода, изображающей Сильвестра.
Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись
Это образ идеального летописца. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя. Ему важно было изобразить не именно Сильвестра, а летописца вообще. А поскольку летописцами в те времена могли быть только монахи, то на миниатюре изображен монастырь – его стены, храм, убранство внутри монастыря и даже внутри кельи, и монах, пишущий за столом.
Рассмотрим миниатюру. Обратите внимание на то, как изображает художник предметы.
Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Так, монастырь должен быть изображен весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее же внутри него показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм.
Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец», помещенной на форзаце учебника.
Художник современности использует совсем другие художественные приемы: мы видим часть интерьера внутри кельи; летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже – просто это другой язык.
5. Слово учителя о значении летописания.
Задание. Ответить на вопрос: «Почему наши предки придавали такое большое значение летописанию?».
Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена летописцев, ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значимым.
Почему же так важно было для наших предков записать, что в «лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что их жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от «всемирного потопа»: летописец говорит о происхождении славян от Иафета – одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной Истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. В этом проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.
Демонстрация репродукции первой страницы «Повести…»*.
Обратите внимание на изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.
Буквы писались вертикально, каждая отдельно, для экономии места. Некоторые слова сокращались, и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт называется «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.
Один из учеников отвечает на поставленный перед объяснением вопрос, остальные дополняют и уточняют ответ.
6. Чтение летописного «Сказания о Кожемяке» учителем.
Оживают под пером летописца события и люди далеких лет. Прочитаем и мы отрывки из этой книги.
«В лето 992. Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги. Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги – на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те – на эту.
И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего воина, а я – своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».
И разошлись. Владимир, вернувшись в свой стан, послал глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» Но никого не нашлось.
На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему. И пришел к князю один старый муж и сказал ему:
– Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками.
Услышав об этом, князь обрадовался и послал за ним. И привели его к князю, и поведал ему князь все. Юноша сказал:
– Князь! Не знаю, могу ли я с ним бороться – испытай меня. Нет ли большого и сильного быка?
И нашли быка большого и сильного. И повелел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».
На следующее утро пришли печенеги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был печенег очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И удавил юноша печенежина руками досмерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их.
Владимир же рад был, и заложил город у брода того, и назвал его Переяславль, ибо перенял славу отрок тот. И сделал Владимир великим мужем и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победой и со славой великой».
7. Беседа по вопросам:
– «И стал тужить Владимир…» – говорится в «Сказании…». Почему?
– Кем был юноша, решившийся на поединок? (Дружина – почетная часть общества, но среди дружинников не нашлось поединщика. Юноша – простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».)
– Что прославляет летописец?
– Какие особенности речи повествователя вы заметили?
– Почему летописцу важно было рассказать об этом эпизоде? (Доказательство того, что у русских есть свои герои, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в скрижали мировой истории.)
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: подготовить художественный пересказ произведения древнерусской литературы. Найти репродукции картин художников, изображающие Древнюю Русь.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Доклад: Повесть временных лет
Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля
«Повесть временных лет» — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
Вот уже более двухсот лет науке известно одно из древнейших русских летописных произведений — Повесть временных лет, или Начальная летопись, сохранившаяся во множестве поздних списков и сама вобравшая в себя еще более архаичные письменные памятники Древней Руси. С XVIII в. Повесть временных лет была объектом постоянного внимания историков, филологов, лингвистов, текстологов, достигших в деле ее изучения значительных успехов. В начале нашего столетия известный русский историк В. О. Ключевский писал:
«В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи — вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?»»
1. Сейчас же мы можем взять в руки академическое издание Повести временных лет, которое является не простым обобщением всех ее копий, но результатом многолетней и кропотливой исследовательской работы ученых различных специальностей
2. Для историков Повесть временных лет — особый источник, хотя бы потому, что большинство сведений об отечественной истории IX—XI вв. они черпают именно из него. Однако получилось так, что из всех задач, стоящих перед исторической наукой (Что? Почему? Где и когда происходило?) и связанных с Повесть временных лет, меньше всего определенных ответов было дано на последний вопрос. Хронология русской истории периода Киевской Руси до сих пор остается во многом загадочной и приблизительной, хотя, думается, не следует долго объяснять, что точность во времени должна быть одним из главнейших качеств историков.
Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996 — 997 годов. Позднее, в 1037 — 1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению кн. Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться «Повестью временных лет».
Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция «Повести временных лет» для князя Мстислава Владимировича.
На этом работа летописцев в XII веке на текстом «Повести» не закончилась. Согласно вероятному предположению ряда ученых (М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст «Повести временных лет» и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий — автор «Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского», вошедшей в «Повесть временных лет». В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции «Повести временных лет» вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. Только Новгородская первая летопись старшего извода (Синоидальный список) сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции «Повести» в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича 1225 — 1228 годов.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
referatikk.ru