Доклад о фонвизине – Краткая биография Фонвизина, творчество Дениса Ивановича и интересные факты

Доклад — Фонвизин Денис Иванович

А. Кокорев

Фонвизин Денис Иванович (1745—1792) — знаменитый русский писатель — происходил из обрусевших остзейских дворян (фон-Визин).

Детство Ф. прошло в патриархальной обстановке в доме отца-чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета (1759—1762). По окончании ун-та Ф. поступил в иностранную коллегию в качестве переводчика, но уже в 1763 перешел на службу чиновником при кабинет-министре Елагине. С 1769 до 1783 Ф. служил у гр. Панина П. И., в коллегии иностранных дел в качестве секретаря. В 1785 Ф. разбил паралич.

«Друг свободы» (Пушкин), Ф. был просветителем-гуманистом второй половины XVIII века. Поклонник Вольтера, Руссо, Ф. был врагом самодержавного деспотизма. Ф. возвысился до мысли о том, что «угнетать рабством себе подобных незаконно». Через всю свою жизнь Ф. пронес вражду к светскому об-ву, царскому двору, придворным вельможам, временщикам. Ф. был врагом невежества, борцом за культуру, поклонником петровских реформ, ратовавшим за усвоение западноевропейской культуры, но в то же время боровшимся со слепым подражанием иноземному. Ф. с детства слышал народные сказки, знал народные песни, любил петь их; любимой его песней была песня про смерть бедняка в пути: «Из-за леса, леса темного». Фонвизин прекрасно знал чисто народную речь и умело пользовался ею: русский народный язык, острые народные словечки, поговорки придавали силу лучшим произведениям Фонвизина.

Литературная деятельность Ф. началась еще в бытность его студентом Московского ун-та. В 1761 он перевел с немецкого басни Гольберга, затем ряд нравоучительных сатирических произведений: «Торг семи муз», «Жизнь Сифа, царя египетского» Таррасона, «Альзиру» Вольтера и др. В 1762 Ф. переехал в Петербург и здесь развил усиленную лит-ую деятельность. Он был постоянным гостем кружка Козловского. В результате сближения с этим кружком Ф. написал «Послание к слугам», в котором обнаружил религиозный скептицизм и дал резкую характеристику духовенства. Хотя в дальнейшем замечается отход Ф. от атеистических взглядов, однако он навсегда остался врагом клерикализма, религиозного обскурантизма, всякого рода суеверия (см. Письма к родным, 1768). В 1764 Ф. выступил впервые с самостоятельным драматическим произведением, с комедией «Корион» (переделка Грессетова «Сиднея»). Через несколько лет после «Кориона» появляется социально-бытовая комедия «Бригадир» (написана 1766—1769, напечатана 1786).

«Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его „Бригадир“ и „Недоросль“ наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений» — писал Белинский. Ф. дал очень живо типы современного ему дворянского общества, дал яркие картины быта, хотя построена комедия «Бригадир» по старым классическим образцам (соблюдены единство места, времени, резкое деление героев на положительных и отрицательных, 5-актный состав пьесы).

В развитии действия Ф. следовал французской классической теории, обрисовке характеров учился у Мольера, Гольберга, Детуша, Скаррона; толчок к созданию комедии на национальные темы был дан Лукиным (его комедией «Мот, любовью исправленный» и его критическими замечаниями о том, что нужно писать комедии «в наших нравах»).

В 1882 написана, а в 1883 напечатана вторая комедия Ф. «Недоросль» — кульминационный пункт в развитии творчества Ф. — «произведение ума сильного, острого, человека даровитого» (Белинский). В своей комедии Ф. отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей — вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». На эти вопросы Ф. дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени.

Ф. был ближайшим в данном отношении предшественником Пушкина, Гоголя. Жизненность, типичность Скотининых, Митрофанушек, Простаковых не раз отмечались в позднейшей русской литературе: на балу у Лариных выступает «Скотининых чета седая»; Лермонтов в «Казначейше» показывает «времен новейших Митрофана»; Арина Петровна Головлева несомненно прямой потомок Простаковой.

Реалистической обрисовке действующих лиц в значительной степени содействовала четко выраженная индивидуализация языка персонажей. Положительные герои «Недоросля», резонеры — схематичны, они мало индивидуализированы. Однако в репликах резонеров мы слышим голос наиболее передовых людей XVIII в. В резонерах и добродетельных людях слышится для нас голос умных и благонамеренных людей того времени, — их понятия и образ мыслей.

Из положительных героев выделяется образ Стародума, который излагает заветные идеи Ф. Стародум — враг продажных екатерининских вельмож, получавших чины, поместья за лесть, подхалимство. В противоположность паразитизму придворных царедворцев он выдвигает «трудолюбие». Стародум порвал с двором и ушел в Сибирь, «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Стародум осуждает гнет и насилие, в словах его слышится прямое отрицание крепостных порядков. Стародум — враг невежественного воспитания. Он сторонник воспитания, которое в основе своей имеет сочетание культурности и благонравия: «наука в развращенном человеке, — говорит Стародум, — есть лютое оружие делать зло». «Прямую цену уму дает благонравие». Стародум защищает новый семейный уклад, основанный на взаимном доверии и дружбе между членами семьи. Будучи в основном сторонником французских просветителей, он не разделяет однако их материалистических идей. Стародум высоко ценит преобразовательную деятельность Петра Первого, и именно в этом смысле он был «стародумом».

При создании своей комедии Ф. использовал огромное количество источников: и статьи лучших сатирических журналов 70-х годов, и произведения современной ему русской литературы (произведения Лукина, Чулкова, Эмина и др.), и произведения английской и французской литератур XVII—XVIII вв. (Вольтер, Руссо, Дюкло, Лябрюйер и др.), но вместе с тем Ф. остался вполне самостоятельным.

В комедии «Недоросль» Ф. в значительной степени освободился от правил французской классической комедии. В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но развитие действия идет по-новому, приемы обрисовки героев иные. Ф. дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Ф. вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин). Первоначальный вариант комедии Ф. «Недоросль» (70-е гг.) говорит о длительной, упорной работе Ф. над нею. Этот вариант заключает в себе ряд нравоописательных картин, без социально-политической заостренности и по характеру своему стоит ближе к «Бригадиру», чем к «Недорослю». В 1783 Ф. принимал деятельное участие в журнале «Собеседник», напечатал в нем «Опыт российского сословника», «Челобитную Российской Минерве от российских писателей», «Вопросы сочинителю былей и небылиц», «Поучение, говоренное в Духов день». Кроме того Ф. готовил к печати «Всеобщую придворную грамматику». В своих «смелых вопросах» (Добролюбов) автору «Былей и небылиц» Ф. дал резкую критику современных ему государственных порядков и общественных пороков: фаворитизма при дворе, морального упадка дворянства и т. п. Смелые вопросы Ф. вызвали у Екатерины большое недовольство.

В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Ф. Несмотря на тяжелую болезнь, Ф. рвался к деятельности. В 1788 он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Ф. обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано.

Материалы, предназначенные Фонвизиным к печатанию в журнале «Стародум», дают нам основание утверждать, что Фонвизин до конца своей жизни остался верен передовым взглядам.

Литературное наследство последнего периода деятельности Ф. состоит гл. обр. из статей для журнала (Письмо Взяткина, письмо Стародума, Всеобщая придворная грамматика и др.) и из драматических произведений — комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того Ф. последние годы своей жизни работал над автобиографией

«Чистосердечное признание» (осталась незаконченной). В своих сатирических статьях Ф. бичевал нравы придворной знати, взяточничество чиновников, жестокость помещиков и т. п. В «Разговоре у княгини Халдиной» творческий гений Ф. проявился с особенно большой силой. А. С. Пушкин высоко ценил эту драматическую миниатюру Ф. «Прочитав „Разговор у княгини Халдиной“, — писал Пушкин, — пожалеешь невольно, что не Фонвизину досталось изображать новейшие наши нравы».

Лучшие произведения Ф. ярко и правдиво отражали жизнь, будили умы и помогали народу бороться за изменение своего тяжелого положения.

Список литературы

I. Полное собрание сочинений под ред. Пл. П. Бекетова, 4 ч., М., 1830

то же, изд. 2, М., 1838

Сочинения, изд. А. Смирдина, СПБ, 1846 (то же, изд. 2, СПБ, 1847

то же, изд. 3, СПБ, 1852)

Избранные сочинения (Собрание сочинений русских писателей, издаваемое П. Перевлесским, вып. 4), СПБ, 1858

Сочинения, письма и избранные переводы, под ред. П. А. Ефремова, со вступительной статьей А. П. Пятковского, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1866 (лучшее издание, приложена библиография сочинений, писем и переводов Ф. и статей о нем)

Первое полное собрание сочинений как оригинальных, так и переводных

изд. К. К. Шамова, 1888

Полное собрание оригинальных произведений, под ред. А. И. Введенского, изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1893

Тихонравов Н. С., акад., Материалы для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина, СПБ, 1894

Ранняя комедия Д. И. Фонвизина, публикация Г. Коровина, «Литературное наследство», 9—10, М., 1933.

II. Вяземский П., Фонвизин, СПБ, 1848 (то же в Полн. собр. соч. П. Вяземского, т. V, СПБ, 1880)

Белинский В., Полное собрание сочинений, под ред. С. А. Венгерова, т. I, СПБ, 1900, стр. 340—341

т. VII, СПБ, 1904, стр. 15—16 и 412

Чернышевский Н., Полное собрание сочинений, том X, ч. 2, СПБ, 1906, стр. 1—20 (статья «О „Бригадире“» фон-Визина)

Добролюбов Н., Полное собрание сочинений, т. I, ГИХЛ, 1934 (статья «Собеседник любителей российского слова»)

Его же, Полное собрание сочинений, т. II, ГИХЛ, 1935 (статья «Русская сатира в век Екатерины»)

Грыцко (Очерки истории русской литературы по современным исследованиям, «Современник», 1865, №№ 10 и 11, 1866, № 1 (Грыцко — псевдоним Г. З. Елисеева))

Шашков С. С., Фон-Визин и его время, «Дело», 1879, №№ 7, 8 и 10

Языков Д., «Недоросль» на сцене и в литературе», «Исторический вестник», 1882, № 10

Веселовский Алексей, Этюды и характеристики, М., 1894

то же, изд. 4, том I, М., 1912 (статья «Памяти Фонвизина»)

Ключевский В., «Недоросль» Фонвизина, «Искусство и наука», 1896, № 1 (то же в кн.: Ключевский В., Очерки и речи (второй сборник статей), М., 1913

то же, II, 1918)

Истомин В., Главнейшие особенности языка и слога произведений Ден. Ив. фон-Визина, «Русский филологический вестник», 1897, т. XXXVIII, № 3—4

Тихонравов Н., Сочинения, т. III, ч. 1, изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1898 (статья «Д. И. Фон-Визин»)

Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, СПБ, 1899 (то же

изд. 4, СПБ, 1913

Русский биографический словарь, том «Фабер — Цявловский», СПБ, 1901 (статья «Фонвизин» И. Н. Жданова

то же в кн.: Жданов И. Н., Сочинения, том II, изд. Отделения русского языка и словесности Академии наук, СПБ, 1907

Сакулин П., Русская литература, ч. 2, М., 1929 (по указателю)

Гуковский Г., «Недоросль» Фонвизина, «Русский язык и литература в средней школе», 1935, № 1

Его же, Очерки по истории русской литературы XVIII века (Дворянская фронда в литературе 1750-х — 1760-х годов), изд. Академии наук, М. — Л., 1936

Энциклопедический словарь русского Библиографического института Гранат, седьмое издание, том 44, М., без года (статья «Фонвизин» Г. Гуковского).

III. Фонвизин Д., Сочинения, письма и избранные переводы под ред. П. А. Ефремова, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1866

Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. II, СПБ, 1902, стр. 437—439 и 627.

www.ronl.ru

самое главное из жизни, творчества и интересные факты о писателе

Родился Фонвизин Денис Иванович 3 апреля 1745 года. Примечательно, что фамилия писателя происходит от древнего лифляндского рода. Во времена правления Иоанна грозного, Петр Фон Висин решил покинуть родину, перебрался в Россию, и с тех пор его фамилия изменилась. Более того, ее начали писать слитно — Фонвизин.

Содержание статьи

Детство и юность

В семье у Дениса Ивановича, помимо него самого, было семь братьев и сестер. Несмотря на то, что детей было много, отец будущего писателя самостоятельно занимался их воспитанием, не прибегая к помощи посторонних.

Он не только прививал им манеры и учил правильно вести себя в обществе, но и обучал грамоте. Так продолжалось вплоть до того времени, когда в Москве, где родился будущий писатель,.открылось учебное заведение для детей дворянского рода.

Закончив обучение в дворянской школе, Денис Иванович поступает в гимназию, которая располагалась в Петербурге. Обучение ему давалось достаточно легко. Он вскоре стал одним из лучших гимназистов и удостоился чести быть представленным королеве Елизавете.

Это интересно! Поскольку на приеме присутствовали и другие влиятельные личности, юноше удалось завести множество полезных знакомств. Среди его новых знакомых был и известный меценат одного из Московских институтов – Иван Шувалов.

Денис Иванович Фонвизин был частым гостем во дворце, он также часто посещал лучшие спектакли и представления. Впечатление, которое на молодого юнца произвел величественный город, было неизгладимым. Юноша был попросту им очарован. Это вдохновило его на публичные выступления. Причем выступал он перед публикой совершенно без страха. Доклады читал как на русском, так и на немецком языке.

Университетские годы

В 1759 году Денис Иванович окончил гимназию и поступил в Московский институт. Важной особенностью этого учебного заведения было наличие 3 факультетов. Студенты на выбор могли изучать право, медицину или философию.

Помимо этого, при институте находилась и гимназия, которая состояла из двух отделений. На первом могли проходить обучение исключительно дети, имеющие дворянское происхождение, на втором обучались разночинцы.

Это интересно! Антон Чехов Вишневый сад: читаем краткое содержание по действиям

И хотя в те годы институт, как говорит Википедия, только начинал развиваться, студенту удалось получить массу полезных знаний. Денис овладел несколькими иностранными языками, занялся переводами известных произведений. Поскольку в те годы в институте активно издавался журнал «Полезное Увеселение», многие студенты оказались увлечены литературой.

Фонвизин был в числе этих студентов. Отчасти, именно поэтому молодой человек и начал заниматься переводами. Спустя три года институт был окончен. Тогда молодому автору еще не исполнилось и 18 лет.

Карьера

Краткая биография писателя содержит мало подробностей о карьерном росте. Сразу после института молодой человек поступил на военную службу. Однако нельзя сказать, что должность военного его радовала.

Со временем он подыскал для себя новое место, занял должность переводчика в коллегии иностранных дел и вскоре перебрался в Петербург, где за короткий срок сделал головокружительную карьеру.

Хотя молодой человек был занят на государственной службе, но продолжал вести активную литературную деятельность. Из-под пера Дениса Ивановича вышло множество интересных произведений. А некоторые были написаны под влиянием от прочтения работ философов-атеистов из Франции.

Важно! Читая философские труды, молодой человек на время отказался от веры. Однако со временем пересмотрел свои взгляды и понял, что не согласен с большинством утверждений французских философов. После этого вновь стал глубоко верующим человеком.

Чем больше произведений писал автор, тем больше менялся. С возрастом у него развилось не только острословие, но и умение иронизировать. Ему удавалось не только подмечать все недостатки общества, но и высмеивать. Не случайно его врагом стал Владимир Лукин. В то время этот джентльмен занимал должность секретаря министра. Хотя Лукин не отрицал того, что у Фонвизина имеется определенный талант, вражда между ними продолжалась долгое время.

Семья

В 1774 г. Фонвизин связал себя узами брака. Его избранницей стала Екатерина Роговикова (Хлопкова). Супруги прожили долгую и счастливую жизнь во взаимном уважении и доверии. И поскольку семья Фонвизина жила дружно, складывалось впечатление, что муж был влюблен в свою супругу по-настоящему.

Однако друзья писателя прекрасно знали о том, что единственной женщиной, которую тот действительно любил, была Анна Приклонская. С ней Денис Иванович познакомился в возрасте 23-х лет. Девушка поразила молодого человека отнюдь не внешней красотой, поскольку ею даже не обладала, зато была умна и образованна.

Именно с ней писатель мечтал связать свою жизнь. Однако этому не суждено было сбыться, поскольку девушка уже была замужем.

Это интересно! Со своей будущей супругой Фонвизин познакомился на судебном процессе. Так случилось, что ему пришлось разбираться в запутанном деле по распоряжению самой императрицы. Предстояло отстаивать права вдовы Екатерины Хлопковой на наследство.

Во время судебного разбирательства стало известно о том, что девушка влюблена в защитника. Адвокат противоположной стороны решил воспользоваться этим и предпринял попытку очернить женщину, заявив, что Фонвизин защищает вдову, поскольку та является его любовницей. Чтобы спасти честь дамы, Денис Иванович соглашается жениться.

Это интересно! Михаил Шолохов Судьба человека: читаем краткое содержание по главам

Болезнь

В 1782 году Денис Фонвизин выходит на пенсию. Императрица пожаловала ему пожизненную пенсию и надеялась, что ее верный подчиненный отдохнет от дел государственной важности. Но в 1783 году писатель начинает путешествовать по Европе. Поездка оказывается весьма изнуряющей, так что через два года после начала путешествия, у Фонвизина случается апоплексический удар. Из-за этого в 1787 году писатель вновь возвращается на родину.

Вскоре его поразила серьезная болезнь – паралич. Но это не помешало продолжить заниматься литературой. Даже запрет императрицы оказался не в силах помешать Денису Ивановичу создать несколько хороших произведений.

Он написал такие шедевры как «Выбор гувернера», «Разговор у княгини Халдиной», занялся написанием автобиографии. Планировал изложить некоторые факты из жизни, о которых до этого умалчивал, но закончить ее не успел.

1 декабря 1792 года писателя не стало. Похоронили его тело на Лазаревском кладбище на отдаленном участке. Спустя какое-то время было принято решение назвать этот участок Фонвизинской дорожкой.

Это интересно! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам

Интересные факты

Приведем вашему вниманию интересные факты о Фонвизине, о которых большинство даже не догадывается, ведь этот мужчина всегда был весьма скрытным.

Несколько интересных фактов, которые хранит биография:

  1. В 1760 году писатель впервые посетил театральное выступление. Увиденное произвело на него большое впечатление. Позже Фонвизин признался, что именно та первая увиденная им постановка стала причиной безмерной любви к театру. Это была постановка пьесы «Генрих и Пернилл». Автором произведения был Хольберг.
  2. Состоявшаяся премьера спектакля «Недоросль», который был поставлен по одноименному произведению, вышедшему из-под кисти Фонвизина, имела ошеломительный успех. В те годы было принято забрасывать сцену не цветами, а деньгами. В день премьеры вся сцена была напрочь завалена кошельками, что указывало на безоговорочный успех.
  3. Фонвизин считался настоящим франтом, не только любил красиво одеваться, но и считал, что одежду необходимо в обязательном порядке украшать живыми цветами.
  4. Любимым сюртуком писателя считался только тот, который был изготовлен из шубки соболя.

Полезное видео

Подведем итоги

Некоторые обвиняли Фонвизина в том, что он женился по расчету. Хотя обстоятельства свадьбы были хорошо известны и многие считали, что Денис Иванович согласился на брак только ради защиты чести девушки, о которой злые языки распускали сплетни. Ведь Екатерина Роговикова была из зажиточной семьи. Ее отец был известным богачом, занимался торговлей и слыл мудрым купцом. Именно благосостояние супруги и дало повод для сплетен. Сообщение о том, что Фонвизин обычный охотник за богатством, быстро облетело Петербург. Писатель не стал оправдываться, потому что считал, что не должен объяснять окружающим мотивы своей женитьбы.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

znaniya.guru

Реферат — Фонвизин Денис Иванович

А. Кокорев

Фонвизин Денис Иванович (1745—1792) — знаменитый русский писатель — происходил из обрусевших остзейских дворян (фон-Визин).

Детство Ф. прошло в патриархальной обстановке в доме отца-чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета (1759—1762). По окончании ун-та Ф. поступил в иностранную коллегию в качестве переводчика, но уже в 1763 перешел на службу чиновником при кабинет-министре Елагине. С 1769 до 1783 Ф. служил у гр. Панина П. И., в коллегии иностранных дел в качестве секретаря. В 1785 Ф. разбил паралич.

«Друг свободы» (Пушкин), Ф. был просветителем-гуманистом второй половины XVIII века. Поклонник Вольтера, Руссо, Ф. был врагом самодержавного деспотизма. Ф. возвысился до мысли о том, что «угнетать рабством себе подобных незаконно». Через всю свою жизнь Ф. пронес вражду к светскому об-ву, царскому двору, придворным вельможам, временщикам. Ф. был врагом невежества, борцом за культуру, поклонником петровских реформ, ратовавшим за усвоение западноевропейской культуры, но в то же время боровшимся со слепым подражанием иноземному. Ф. с детства слышал народные сказки, знал народные песни, любил петь их; любимой его песней была песня про смерть бедняка в пути: «Из-за леса, леса темного». Фонвизин прекрасно знал чисто народную речь и умело пользовался ею: русский народный язык, острые народные словечки, поговорки придавали силу лучшим произведениям Фонвизина.

Литературная деятельность Ф. началась еще в бытность его студентом Московского ун-та. В 1761 он перевел с немецкого басни Гольберга, затем ряд нравоучительных сатирических произведений: «Торг семи муз», «Жизнь Сифа, царя египетского» Таррасона, «Альзиру» Вольтера и др. В 1762 Ф. переехал в Петербург и здесь развил усиленную лит-ую деятельность. Он был постоянным гостем кружка Козловского. В результате сближения с этим кружком Ф. написал «Послание к слугам», в котором обнаружил религиозный скептицизм и дал резкую характеристику духовенства. Хотя в дальнейшем замечается отход Ф. от атеистических взглядов, однако он навсегда остался врагом клерикализма, религиозного обскурантизма, всякого рода суеверия (см. Письма к родным, 1768). В 1764 Ф. выступил впервые с самостоятельным драматическим произведением, с комедией «Корион» (переделка Грессетова «Сиднея»). Через несколько лет после «Кориона» появляется социально-бытовая комедия «Бригадир» (написана 1766—1769, напечатана 1786).

«Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его „Бригадир“ и „Недоросль“ наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений» — писал Белинский. Ф. дал очень живо типы современного ему дворянского общества, дал яркие картины быта, хотя построена комедия «Бригадир» по старым классическим образцам (соблюдены единство места, времени, резкое деление героев на положительных и отрицательных, 5-актный состав пьесы).

В развитии действия Ф. следовал французской классической теории, обрисовке характеров учился у Мольера, Гольберга, Детуша, Скаррона; толчок к созданию комедии на национальные темы был дан Лукиным (его комедией «Мот, любовью исправленный» и его критическими замечаниями о том, что нужно писать комедии «в наших нравах»).

В 1882 написана, а в 1883 напечатана вторая комедия Ф. «Недоросль» — кульминационный пункт в развитии творчества Ф. — «произведение ума сильного, острого, человека даровитого» (Белинский). В своей комедии Ф. отозвался на все те вопросы, которые волновали наиболее передовых людей того времени. Государственный и общественный строй, гражданские обязанности члена общества, крепостное право, семья, брак, воспитание детей — вот круг вопросов, поставленных в «Недоросле». На эти вопросы Ф. дал ответ с наиболее передовых позиций для своего времени.

Ф. был ближайшим в данном отношении предшественником Пушкина, Гоголя. Жизненность, типичность Скотининых, Митрофанушек, Простаковых не раз отмечались в позднейшей русской литературе: на балу у Лариных выступает «Скотининых чета седая»; Лермонтов в «Казначейше» показывает «времен новейших Митрофана»; Арина Петровна Головлева несомненно прямой потомок Простаковой.

Реалистической обрисовке действующих лиц в значительной степени содействовала четко выраженная индивидуализация языка персонажей. Положительные герои «Недоросля», резонеры — схематичны, они мало индивидуализированы. Однако в репликах резонеров мы слышим голос наиболее передовых людей XVIII в. В резонерах и добродетельных людях слышится для нас голос умных и благонамеренных людей того времени, — их понятия и образ мыслей.

Из положительных героев выделяется образ Стародума, который излагает заветные идеи Ф. Стародум — враг продажных екатерининских вельмож, получавших чины, поместья за лесть, подхалимство. В противоположность паразитизму придворных царедворцев он выдвигает «трудолюбие». Стародум порвал с двором и ушел в Сибирь, «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Стародум осуждает гнет и насилие, в словах его слышится прямое отрицание крепостных порядков. Стародум — враг невежественного воспитания. Он сторонник воспитания, которое в основе своей имеет сочетание культурности и благонравия: «наука в развращенном человеке, — говорит Стародум, — есть лютое оружие делать зло». «Прямую цену уму дает благонравие». Стародум защищает новый семейный уклад, основанный на взаимном доверии и дружбе между членами семьи. Будучи в основном сторонником французских просветителей, он не разделяет однако их материалистических идей. Стародум высоко ценит преобразовательную деятельность Петра Первого, и именно в этом смысле он был «стародумом».

При создании своей комедии Ф. использовал огромное количество источников: и статьи лучших сатирических журналов 70-х годов, и произведения современной ему русской литературы (произведения Лукина, Чулкова, Эмина и др.), и произведения английской и французской литератур XVII—XVIII вв. (Вольтер, Руссо, Дюкло, Лябрюйер и др.), но вместе с тем Ф. остался вполне самостоятельным.

В комедии «Недоросль» Ф. в значительной степени освободился от правил французской классической комедии. В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но развитие действия идет по-новому, приемы обрисовки героев иные. Ф. дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Ф. вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин). Первоначальный вариант комедии Ф. «Недоросль» (70-е гг.) говорит о длительной, упорной работе Ф. над нею. Этот вариант заключает в себе ряд нравоописательных картин, без социально-политической заостренности и по характеру своему стоит ближе к «Бригадиру», чем к «Недорослю». В 1783 Ф. принимал деятельное участие в журнале «Собеседник», напечатал в нем «Опыт российского сословника», «Челобитную Российской Минерве от российских писателей», «Вопросы сочинителю былей и небылиц», «Поучение, говоренное в Духов день». Кроме того Ф. готовил к печати «Всеобщую придворную грамматику». В своих «смелых вопросах» (Добролюбов) автору «Былей и небылиц» Ф. дал резкую критику современных ему государственных порядков и общественных пороков: фаворитизма при дворе, морального упадка дворянства и т. п. Смелые вопросы Ф. вызвали у Екатерины большое недовольство.

В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Ф. Несмотря на тяжелую болезнь, Ф. рвался к деятельности. В 1788 он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Ф. обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано.

Материалы, предназначенные Фонвизиным к печатанию в журнале «Стародум», дают нам основание утверждать, что Фонвизин до конца своей жизни остался верен передовым взглядам.

Литературное наследство последнего периода деятельности Ф. состоит гл. обр. из статей для журнала (Письмо Взяткина, письмо Стародума, Всеобщая придворная грамматика и др.) и из драматических произведений — комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того Ф. последние годы своей жизни работал над автобиографией

«Чистосердечное признание» (осталась незаконченной). В своих сатирических статьях Ф. бичевал нравы придворной знати, взяточничество чиновников, жестокость помещиков и т. п. В «Разговоре у княгини Халдиной» творческий гений Ф. проявился с особенно большой силой. А. С. Пушкин высоко ценил эту драматическую миниатюру Ф. «Прочитав „Разговор у княгини Халдиной“, — писал Пушкин, — пожалеешь невольно, что не Фонвизину досталось изображать новейшие наши нравы».

Лучшие произведения Ф. ярко и правдиво отражали жизнь, будили умы и помогали народу бороться за изменение своего тяжелого положения.

Список литературы

I. Полное собрание сочинений под ред. Пл. П. Бекетова, 4 ч., М., 1830

то же, изд. 2, М., 1838

Сочинения, изд. А. Смирдина, СПБ, 1846 (то же, изд. 2, СПБ, 1847

то же, изд. 3, СПБ, 1852)

Избранные сочинения (Собрание сочинений русских писателей, издаваемое П. Перевлесским, вып. 4), СПБ, 1858

Сочинения, письма и избранные переводы, под ред. П. А. Ефремова, со вступительной статьей А. П. Пятковского, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1866 (лучшее издание, приложена библиография сочинений, писем и переводов Ф. и статей о нем)

Первое полное собрание сочинений как оригинальных, так и переводных

изд. К. К. Шамова, 1888

Полное собрание оригинальных произведений, под ред. А. И. Введенского, изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1893

Тихонравов Н. С., акад., Материалы для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина, СПБ, 1894

Ранняя комедия Д. И. Фонвизина, публикация Г. Коровина, «Литературное наследство», 9—10, М., 1933.

II. Вяземский П., Фонвизин, СПБ, 1848 (то же в Полн. собр. соч. П. Вяземского, т. V, СПБ, 1880)

Белинский В., Полное собрание сочинений, под ред. С. А. Венгерова, т. I, СПБ, 1900, стр. 340—341

т. VII, СПБ, 1904, стр. 15—16 и 412

Чернышевский Н., Полное собрание сочинений, том X, ч. 2, СПБ, 1906, стр. 1—20 (статья «О „Бригадире“» фон-Визина)

Добролюбов Н., Полное собрание сочинений, т. I, ГИХЛ, 1934 (статья «Собеседник любителей российского слова»)

Его же, Полное собрание сочинений, т. II, ГИХЛ, 1935 (статья «Русская сатира в век Екатерины»)

Грыцко (Очерки истории русской литературы по современным исследованиям, «Современник», 1865, №№ 10 и 11, 1866, № 1 (Грыцко — псевдоним Г. З. Елисеева))

Шашков С. С., Фон-Визин и его время, «Дело», 1879, №№ 7, 8 и 10

Языков Д., «Недоросль» на сцене и в литературе», «Исторический вестник», 1882, № 10

Веселовский Алексей, Этюды и характеристики, М., 1894

то же, изд. 4, том I, М., 1912 (статья «Памяти Фонвизина»)

Ключевский В., «Недоросль» Фонвизина, «Искусство и наука», 1896, № 1 (то же в кн.: Ключевский В., Очерки и речи (второй сборник статей), М., 1913

то же, II, 1918)

Истомин В., Главнейшие особенности языка и слога произведений Ден. Ив. фон-Визина, «Русский филологический вестник», 1897, т. XXXVIII, № 3—4

Тихонравов Н., Сочинения, т. III, ч. 1, изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1898 (статья «Д. И. Фон-Визин»)

Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, СПБ, 1899 (то же

изд. 4, СПБ, 1913

Русский биографический словарь, том «Фабер — Цявловский», СПБ, 1901 (статья «Фонвизин» И. Н. Жданова

то же в кн.: Жданов И. Н., Сочинения, том II, изд. Отделения русского языка и словесности Академии наук, СПБ, 1907

Сакулин П., Русская литература, ч. 2, М., 1929 (по указателю)

Гуковский Г., «Недоросль» Фонвизина, «Русский язык и литература в средней школе», 1935, № 1

Его же, Очерки по истории русской литературы XVIII века (Дворянская фронда в литературе 1750-х — 1760-х годов), изд. Академии наук, М. — Л., 1936

Энциклопедический словарь русского Библиографического института Гранат, седьмое издание, том 44, М., без года (статья «Фонвизин» Г. Гуковского).

III. Фонвизин Д., Сочинения, письма и избранные переводы под ред. П. А. Ефремова, изд. И. И. Глазунова, СПБ, 1866

Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. II, СПБ, 1902, стр. 437—439 и 627.

www.ronl.ru

Доклад — Д. И. Фонвизин

Д. И. Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин принадлежит к числу крупнейших русских писателей. Лучшая комедия его — «Недоросль» —до сих пор не сходит со сцены, а имя од­ного из героев ее — Митрофана — давно уже стало на­рицательным и обозначает ленивого, невежественного, грубого человека.

Фонвизин родился в 1745 {по другим данным — 1744) году в дворянской семье. Десяти лет он поступил в гимназию при только что открытом Московском уни­верситете. Гимназия и университет составляли в то время нечто целое и объединялись современниками под общим названием университета. Фонвизин проучился там семь с половиной лет. В стенах университета, являвшегося любимым детищем Ломоносова, он серьезно заинтере­совался литературой, стал писать и напечатал несколько своих переводов.

Весной 1762 года Фонвизин был «произведен в сту­денты», но уже осенью простился с университетом и перешел на службу в Иностранную коллегию, где занял должность переводчика. Оттуда Фонвизин перевелся в придворное ведомство к вельможе Елагину, управляв­шему театрами. Кружок литераторов, группировавшихся вокруг Елагина, работал для русского театра, и Фонви­зин принял участие в общих трудах, написав комедии «Корион» и «Бригадир».

Много тяжелых впечатлений от русской действитель­ности скопилось в душе отзывчивого юноши.

В России народ стонал под игом крепостного права. Крестьяне работали на помещичьих полях пять — шесть дней в неделю, иногда их заставляли выходить и по воскресеньям. Рабский труд сопровождался неслыхан­ными притеснениями и мучительством крестьян со сто­роны дворян-помещиков. В России происходила торговля людьми. Крепостных продавали целыми деревнями, семьями и порознь, разлучая мать с сыном и мужа с женой.

Вступившая в 1762 году на престол Екатерина! II за­претила крепостным жаловаться на своих помещиков государственной власти и предоставила дворянам право суда в имениях. Народ волновался и восставал. Случая убийства помещиков, поджога усадеб насчитывались в 60-х годах десятками. Не за горами была грозная крестьянская война под водительством Емельяна Пуга­чева.

Все это знал и обо всем этом думал Фонвизин. В среде вельмож, в придворном кругу он видел чудо­вищные злоупотребления властью, взятки, обман, рабо­лепие перед знатностью и богатством.

Правящее сословие— дворянство — коснело во мраке невежества, Проcтаковы и Скотинины растили своих Митрофанов. Молодые дворяне, прошедшие школу у французских кучеров и парикмахеров, не имели поня­тия о национальном достоинстве. Погоня за иностран­ными модами разоряла помещичьи гнезда.

В своих стихах этой поры Фонвизин высмеивает при­дворную лесть и подхалимство, сомневается в целесооб­разности существующего на земле порядка, якобы установленного богом. Стихи эти печатать было нельзя, но они широко распространялись в рукописях. Современ­ники хорошо помнили строки из «Послания к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги — дворецкого, дворецкие — господ,

Друг друга — господа, а знатные бояря

Нередко обмануть хотят и государя;

И всякий, чтоб набить потуже свой карман,

За благо рассудил приняться за обман…

В 1769 году Фонвизин сближается с графом Ники­той Паниным — руководителем Коллегии иностранных дел — и переходит на службу в коллегию. Вскоре он становится ближайшим помощником и другом Па­нина, выполняет важнейшие дипломатические пору­чения.

Панин был воспитателем сына Екатерины II, Павла Петровича, на которого возлагало надежды русское дво­рянство, недовольное правлением императрицы. Фонви­зин активно участвовал в политической борьбе на стороне дворянской оппозиции. Он считал, что правительство, поддерживая поместное дворянство, жестоко угнетая крепостных крестьян, совершает ошибку и может вы­звать восстание народа.

Фонвизин полагал, что нужно уничтожить рабство крестьян, навести порядок в управлении государством, привлечь наиболее образованных и прогрессивных дво­рян к руководству страной, ограничив бесконтрольную власть монарха «основательными законами», то есть дворянской конституцией.

Преувеличивая роль и значение дворянства, изобра­жая его единственным носителем чести и разума в стране, Фонвизин с тем большей силой обрушивался на представителей дворянского сословия, изобличая их не­вежество, корыстолюбие и дикость. Тем самым Фонви­зин в своих произведениях выступал против правитель­ственной политики и на этом пути вскоре столкнулся с самой императрицей.

Правительство боролось с дворянскими либералами, отрешало их от видных государственных постов. Так был уволен в отставку и Н. И. Панин. Перед его смертью Фонвизин написал политическое завещание Панина, предназначенное для наследника престола, Павла, Пет­ровича. В этом документе излагалось бедственное со­стояние всех сословий в России, подчеркивалось невы­носимое положение крепостного крестьянства. Монархи­ческая Россия характеризовалась как страна, где каждый «может быть завсегда или тиран, или жертва». Необходимо, чтобы самодержавие было ограничено твердыми законами, чтобы всем сословиям были пре­доставлены гражданские права.

Фонвизин любил Россию активной, действенной любовью, не скрывая от себя вопиющих недостатков крепостнического строя и борясь с ними, сколько хва­тало сил.

Несколько раз Фонвизин бывал за границей и хорошо ознакомился с европейскими странами. Они не очаро­вали писателя. «Славны бубны за горами» — вот какой вывод сделал он из своих путешествий.

В одном из писем Фонвизин так подвел итоги за­граничным впечатлениям: «Я увидел, что во всякой земле худого гораздо больше, нежели доброго; что люди везде люди; что умные люди везде редки; что дураков везде изобильно и, словом, что наша нация не хуже ни­которой, и что мы дома можем наслаждаться истинным счастием, за которым нет нужды шататься в чужих краях».

В 1769 году Фонвизин написал комедию «Бригадир». Пьеса эта, перед постановкой многократно читанная автором в дружеских кружках, была восторженно принята слушателями, а затем и зрителями. Всех пора­жали верность характеров и типичность образов ко­медии.

Для многих представителей дворянского сословия, слепо преклонявшихся перед всем иностранным, загра­ница казалась «земным раем». Высшим счастьем почи­тали они поездку в Париж, слывший центром мод и раз­влечений. Фонвизин очень верно схватил эту черту в рассуждениях одного из героев комедии «Бригадир»— Иванушки: «Тело мое родилось в России, это правда; однако дух мой принадлежал короне французской». Та­кие «русские французы» презирали национальную куль-туру, третировали русский народ, не говорили на рус­ском языке и были дурными сыновьями своего отечества. Их сурово осудил Фонвизин.

Главной в комедии является мысль о воспитании. Фонвизин с негодованием порицает Иванушку, получив­шего французское воспитание и зараженного презрением ко всему национальному, русскому. В этом направлении Фонвизин близко примыкал к сатире Н. И. Новикова, боровшегося с французоманией дворянского общества в своих журналах «Трутень» и «Живописец». Смешны и противны фигуры Иванушки и советницы, подобостра­стно подбирающих крохи иностранной культуры, вернее, того, что им кажется культурой, а на самом деле только рабски следующих заграничным модам. Они ко­веркают русский язык, наполняя его французскими сло­вами и фразами, которых не понимают окружающие их люди. Так нельзя воспитывать молодежь, говорит Фонвизин, и художественная сила его дарования де­лала эту мысль особенно убедительной.

Непривлекательно выглядит в пьесе и старшее поко­ление. Советник был видным судейским чиновником, он отставлен за взятки, но ни капли не исправился. Это лихоимец, хапуга и лицемер. С меньшей сатирической силой, но все же достаточно резко изображен бригадир.

Ограниченный служака, грубый и жестокий человек, он также подвергается осуждению автора.

Пристального внимания заслуживает фигура брига­дирши. Фонвизину удалось изобразить в ней не только смешную, необразованную женщину, но и вскрыть черты страдающего человека. Жена, подчиненная грубому мужу, вынужденная терпеть несправедливые упреки и даже побои, несмотря на комизм всех положений, ста­новилась по-своему симпатичной зрителям. «Бригадир­ша ваша всем родия»,— заметил автору Н. И. Панин; и свидетельства других современников подтверждают такое же впечатление, вынесенное ими из знакомства с новым произведением Фонвизина.

В комедии Фонвизин намечает и положительных ге­роев. Добролюбов и Софья не похожи на остальных действующих лиц, но краски этих образов еще не отчет­ливы, внимание автора сосредоточено на изображении пороков и недостатков, типичных для дворянской среды. Позднее в «Недоросле» Фонвизин уверенно и полно обрисует фигуру Стародума, являющего, по его мнению, пример, достойный подражания.

В комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Фонвизин выводит на сцену представителей некультур­ного, развращенного помещичьей властью дворянства, показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде, и заявляет свой протест против засилья Скотининых. А именно этот слой мелкого про­винциального дворянства составлял наиболее надежную опору власти Екатерины в 70—80-е годы. Писатель указывает, как следует ограничить произвол, чинимый помещиками над крепостными. Представитель государ­ства, чиновник Правдин, убедившись в неспособности Простаковой управлять крестьянами, берет ее имение в опеку от имени правительства. На самом деле такого закона не существовало. Помещики были властны в жизни и смерти своих крепостных. Когда Фонвизин вво­дил сцену лишения Простаковой господских прав, он подсказывал зрителям и правительству один из возмож­ных путей пресечения помещичьего произвола. Это было смелым и принципиальным шагом писателя, неодобри­тельно встреченным Екатериной. Царица была недоволь­на свободомыслием Фонвизина, его стремлением вмеши­ваться в общественные дела и лечить социальные язвы.

Она вскоре ясно дала почувствовать это писателю, грубо оборвав его литературную деятельность в, в сущности,; прекратив ее.

Фигура Простаковой схвачена и изображена Фонви­зиным с необычайной верностью и реалистичностью. Он глубоко понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,— любви, которая, в сущ­ности, губит ее ненаглядного сына. Отвратительна Простакова в сценах с крепостными крестьянами, жалка при встречах с Правдивым и Стародумом. Фонвизин ясно по­казывает, что Простаковы не должны управлять людьми: они губят самую идею власти, а могут погубить и госу­дарство, вновь доведя крепостной народ до восстания. Но при всем этом Простакова не зверь, а человек, пусть безнадежно испорченный средой и воспитанием, но все же человек. Писатель сумел показать это в последней сцене «Недоросля», когда потерявшая власть Проста­кова, увидев крушение своих замыслов, бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на бессердеч­ный и злой ответ его: «Да отвяжись, матушка, как навя­залась…»—«Вот злонравия достойные плоды!» — гово­рит Стародум, заканчивая комедию: но эта оценка его относится не только к Простаковой, а и ко всей системе государственного порядка в России. Злонравие поддан­ных есть прямое следствие дурных качеств государя, полагал Фонвизин; существованием своим Скотинины и Простаковы обязаны всему режиму, а стало быть, этот режим негоден и должен подвергнуться коренным изменениям.

«В «Недоросле» впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства»,— писал М. Горький в своей «Истории русской литературы».

Тема воспитания всегда сильно занимала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в Рос­сии и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьянского населения страны. А воспита­ние молодых дворян было поставлено очень дурно. Им часто занимались невежественные иностранцы, которым вверялись молодые люди, чьи родители были заражены ядом низкопоклонства перед заграницей и презирали свое, русское. Чему мог выучиться Митрофан у кучера-немца Вральмана, для того чтобы стать офицером или чиновником? Что мог вывезти из Парижа сын брига­дира Иванушка, отправившийся во Францию с убежде­нием в безусловном превосходстве всего иноземного над отечественной культурой? Самые дурные качества ха­рактера, самые отсталые взгляды на науку, В(ражда к истинному просвещению характеризуют этих молодых дворян.

В литературе не раз высказывалось мнение о том, что Стародум, Милой, Софья, Правдин — это «идеаль­ные» герои, что русская действительность не имела та­ких людей и автор «выдумал» их. Такой взгляд глубоко ошибочен; документы, мемуары и письма XVIII века резко ему противоречат.

В русском обществе, среди знакомых Фонвизина, были деятели, похожие на Стародума и Правдина, встре­чались образованные и чуткие девушки, напоминавшие Софью. Писатель обобщил их черты, представил в одном образе то, что находил у нескольких реальных прото­типов, и нимало не грешил против истины.

С еще большей уверенностью изображал он Простаковых и Скотининых: такие персонажи встречались гораздо чаще среди русского провинциального дворян­ства второй половины XVIIIвека; но и здесь писатель неминуемо прибегал к обобщениям.

Для современников Фонвизина речи Стародума звучали политически остро и мудро, в них состоял едва ли не главный интерес спектакля. Фонвизин устами Ста­родума излагал патриотические убеждения лучшей части дворянского общества, порывавшего с потемкинским режимом насилия и невежества; он спорил с Екатери­ной IIи давал ей наставления, каким должен быть «ис­тинно великий государь». И эти мысли хорошо принима­лись зрительным залом. Недаром, начиная свой журнал «Друг честных людей», Фонвизин писал, якобы обраща­ясь к Стародуму: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика и доныне с удо­вольствием слушает».

К числу выдающихся достоинств комедии относится также ее язык. Фонвизин строит языковые характери­стики героев. Мал и беден словарь Митрофана и Скотинина; свободно владеют речью Стародум, Софья и Правдин. Много грубых и простонародных слов в речах Простаковой, язык ее не отличается от языка крепостных людей. Отставной солдат Цыфиркин пользуется выраже­ниями, употребляющимися в военном быту; семинарист Кутейкин уснащает свою речь церковнославянскими сло­вами и цитатами из духовных книг. Чтобы усилить характеристику Вральмана, писатель передает его лома­ную русскую речь и подчеркивает неправильности про­изношения.

Высоко оценивал творчество Фонвизина великий ре­волюционер-демократ В. Г. Белинский, называвший комедии «Бригадир» и «Недоросль» «гениальными соз­даниями», а их автора — «самобытным и даровитым» писателем. «Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхност­ного и внешнего европейского полуобразования новых поколений»,— писал Белинский в первой статье о сочи­нениях Александра Пушкина.

Фонвизин подлинно явился творцом первой русской реалистической комедии. «Недоросль» открыл новую страницу в истории русской литературы и театра. Пуш­кин справедливо называл «Недоросль» «народной коме­дией» и «единственным памятником народной сатиры».

В 1788 году Фонвизин задумал издавать журнал «Друг честных людей», или «Стародум», о чем было напе­чатано объявление. Однако издание это не было разре­шено, и подготовленные Фонвизиным материалы оста­лись в рукописях. Статьи «Друга честных людей» пока­зывают дальнейший рост художественного мастерства Фонвизина и развитие его гражданских идеалов. Он смело затрагивает вопрос о превосходстве парламент­ского строя над монархическим, о недостатках екате­рининского режима, о вопиющих несправедливостях, творящихся при дворе под покровительством царицы.

Одним из наиболее острых и ярких произведений Фонвизина, предназначенных им для своего журнала, является «Всеобщая придворная грамматика», состав­ленная в форме учебника. Грамматика Фонвизина дает меткие характеристики придворных нравов и вскрывает в весьма остроумных выражениях основные пороки представителей высшего сословия России. Нет сомнения в том, что автор, назвав свою грамматику «всеобщей», обобщал в ней многие черты, свойственные монархиче­скому правлению вообще; но верно также и то, что пре­жде всего он имел в виду русскую царицу и ее придворных. Эту группу вельмож и их прихвостней Фонвизин без обиняков называет «подлыми душами», рассматри­вая шесть оттенков, их различающих. Льстецы, подха­лимы, трусы, вымогатели, притворщики и подлецы — вот как характеризует сатирик качества придворных прихлебателей. С полной отчетливостью проведено раз­деление людей, составляющих царский двор, на «глас­ных», «безгласных» и «полугласных», определен «при­дворный падеж» как «наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости», указаны «придворные» накло­нения, времена и глаголы, из которых чаще всего упо­требляется глагол «быть должным», хотя долгов при дворе не платят.

Попытка издания своего журнала характеризует Фонвизина как писателя-бойца, не желавшего склады­вать оружие. Но вряд ли он серьезно рассчитывал на успех своего начинания. Слишком ясно было, что Ека­терина не хочет больше видеть в печати произведений Фонвизина. Пятью годами ранее она почти прямо за­явила об этом. В 1783 году Фонвизин отправил в жур­нал «Собеседник любителей российского слова» вопросы к сочинителю «Былей и небылиц» — под таким назва­нием императрица помещала в журнале свои длинные, нимало не остроумные и часто бессмысленные фелье­тоны. Вопросы Фонвизина были напечатаны, но Екате­рина сопроводила их своими ответами, показавшими, сколь сильно она была раздражена смелостью автора и как резко потребовала от него безусловного подчи­нения.

В самом деле, Фонвизин поставил такие вопросы, ко­торые не могли не задеть императрицу. Он спрашивал, например: «Отчего много добрых людей видим в от­ставке?», «Отчего известные и явные бездельники при­нимаются везде равно с честными людьми?», «Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют и весьма большие?» Каждый во­прос имел точный адрес, бил прямо в цель. Фонвизин затрагивал важнейшие темы дня — создание законодательных учреждении, введение гласного суда, отставку представителей дворянской оппозиции, фаворитизм и многое другое, Екатерина отвечала не по существу, лгала, изворачивалась, а в конце концов рассердилась и, отвечая на четырнадцатый пункт, указала, что «сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели».

Особенно четко точка зрения Екатерины была выра­жена в ответе на последний, двадцатый вопрос. «В чем состоит наш национальный характер?» — спрашивал Фонвизин. Для него было ясно, что отличительными чер­тами этого характера являются патриотизм, мужество, честность, верность гражданскому долгу, ненависть к рабству. Так думали все лучшие, передовые русские пи­сатели; в таком свете рисовался русский национальный характер великому современнику Фонвизина—А. Н. Ра­дищеву, Что же ответила Екатерина? Она потребовала от русского человека совсем иных качеств, считая, что наш национальный характер состоит в «остром и ско­ром понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных». Послу­шания— вот чего ждала императрица после крестьян­ской войны 1773—1775 годов, а именно раболепной по­корности она и не видела со стороны Фонвизина. Он не соглашался, он спорил и становился опасной силой. Прежде всего надо было ограничить «свободоязычие» писателя, то есть запретить ему печататься.

И Екатерина сделала это. Фонвизин был устранен из литературы. Произведения его ходили в списках, но в печати не появлялись.

Последние годы жизни писателя были омрачены тя­желой болезнью. В 1792 году Фонвизин умер.

В сознание следовавших за ним поколений Фонви­зин вошел как смелый свободолюбец, выступавший про­тив императрицы Екатерины и ее приближенных, как борец против крепостного права. Именно так он воспри­нимался декабристами. Недаром Пушкин назвал его «другом свободы». Ни одна строка, написанная Фонви­зиным и не пропущенная цензурой в печать, не пропала бесследно для читателей. Произведения Фонвизина пе­реписывались от руки и пользовались большой изве­стностью.

Для русского театра Фонвизину удалось сделать чрезвычайно много. В сущности, его «Бригадир» явился первой русской национальной комедией, как «Недо­росль»— первой русской реалистической комедией. Путь к театру Гоголя и Островского был проложен Фонви­зиным.

Фонвизин был одним из славных предшественников Гоголя и Щедрина. И сейчас живут на сцене образы, со­зданные великим сатириком. Смешны и противны совет­скому человеку неуч и лентяй Митрофан, невежествен­ный и грубый Скотинин и помещица Простакова. Эти образы учат ненавидеть варваров и эксплуататоров.

Великий русский писатель, выдающийся деятель рус­ской национальной культуры, Фонвизин дорог нам как один из замечательных людей прошлого. Творческое на­следие Фонвизина легло краеугольным камнем в со­здание русской реалистической литературы, составляю­щей нашу законную национальную гордость.

www.ronl.ru

Денис Иванович Фонвизин

                      Денис Иванович Фонвизин

                               (1745 – 1792)
     Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в семье богатых дворян. Отец занимался образованием сына с малых лет. Как только в Москве в 1755 г. открылся университет, отец отдал его в гимназию при этом университете. Фонвизин среди других учеников выделялся прилежанием и был неоднократно за это награжден. В 1758 г. директор университета И. И. Мелиссино едет в Петербург, чтобы показать лучших учеников (в числе которых и Фонвизин с братом) основателю университета И. И. Шувалову. Эта поездка на всю жизнь запомнилась Фонвизину. Самое большое впечатление на него произвел театр. С этого времени он мечтает о знакомстве с актерами и хочет создать свою комедию.

     При дворе он встретился с юношей, который посчитал его невежей лишь потому, что Фонвизин не знал французского языка. Когда писатель вернулся в Москву, он занялся самостоятельным изучением французского, немецкого языков и скоро в этом преуспел. Он переводил иностранные литературные произведения. С 1762 г. учится в Московском университете на философском факультете, но оставляет учебу и переходит на службу в Коллегию иностранных дел на должность переводчика. Переезжает в Петербург. В 1763 – 1769 гг. числится в Коллегии и, благодаря удачному переводу трагедии Вольтера «Альзира», понравившемуся Екатерине 2, работает секретарем у кабинет-министра И. П. Елагина. В 1763 – 1769 гг. появляются сатирические произведения «Послание к слугам моим…», басня «Лисица-казначей», в которых обличают корыстные побуждения людей. В 1764г. ставится переделанная Фонвизиным на русский манер драма Г. Гессе «Сидней»в комедию «Корион». Она была положительно принята и критикой и публикой. Большим успехом пользовалась комедия «Бригадир» (1766 – 1769), которую он писал, будучи влюблен в замужнюю женщину. В 1769 – 1782 гг. Фонвизин на должности секретаря у Н. И. Панина – руководителя Коллегией иностранных дел и воспитателя будущего императора Павла 1. Панин был настроен оппозиционно по отношению к екатерининскому режиму и поддерживаемому ею крепостничеству. Его взгляды разделял и Фонвизин.

     В 1774 г. Фонвизин ведет в суде дело о наследстве вдовы Е. И. Хлоповой, на которой впоследствии женится. Она болеет и они, вынужденные сменить климат, отправляются через Германию во Францию в Монпелье. Когда после лечения Екатерине Ивановне стало лучше, они едут в Париж. Фонвизин критикует манеры, принципы французов и не находят ничего, что можно и нужно было бы заимствовать у них. Навеянные мотивы поездки отраженны в произведении «Записки первого путешественника». В 1778 г. он пишет комедию «Недоросль», которая была поставлена в 1782г. и имела такой ошеломительный успех, что зрители бросали свои кошельки с деньгами на сцену в качестве вознаграждения. Именно эта комедия считается высшим драматургическим произведением Фонвизина. В этом же году, после того как Панин был отстранен от дел, драматург подает в отставку. С 1783 г. он печатается в журнале «Собеседник», где ведет открытую полемику с Екатериной 2. Он публикует «Опыт российского сословника», «Челобитную российской Миневре от российских писателей», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», «повествование мнимого глухого и немого». После этого журнал был закрыт. Не удалось напечатать ему и «Придворную грамматику». В 1784 – 1785 гг. Фонвизин вновь побывал за границей – в Италии и Германии, где с ним случился удар. И теперь ему необходимо срочно лечится, но в это время Фонвизины разорились. Единственной опорой была жена, которая ухаживала за ним. В 1788 г. ему не разрешают издавать журнал «Стародум», который Фонвизин планировал организовать. Ему вообще было запрещено печататься в каких-либо изданиях. Он так и не успел закончит начатую автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Фонвизин умер в 1792 г. в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

coolreferat.com

Денис И. Фонвизин — краткая биография.

Денис Иванович Фонвизин — русский писатель, драматург, переводчик, публицист, создатель национальной бытовой комедии, автор знаменитой комедии «Недоросль». Фонвизин родился в Москве 14 апреля (3 апреля по ст. ст.) 1745 г., являлся продолжателем рыцарского рода, имевшего ливонское происхождение и окончательно обрусевшего. Начальное образование было получено Денисом благодаря отцу, который занимал чиновничью должность в ревизион-коллегии; дома у них царила патриархальная обстановка.

Обучение было продолжено в гимназии при Московском университете, а затем и в нем самом: Фонвизин на протяжении 1759-1762 гг. являлся студентом философского университета. С 1756 по 1759 г. входил в труппу любительского университетского театра М. Хераскова, а позднее играл уже в профессиональном Публичном театре. В студенческую пору Фонвизин дебютировал и на литературном поприще — с переводческой деятельности. Вплотную он занялся этим по приезду в Петербург в 1760 г.: в столицу Фонвизин вместе с братом прибыли как одни из лучших гимназистов.

Выполняя заказ одного из продавцов книг, Фонвизин в 1761 г. переложил на русский язык басни Людвига Гольберга, писавшего на немецком. Всего им было переведено более 200 басен, роман француза Террасона, трагедия Вольтера, овидиевские «Метаморфозы» и др. Любимым писателем Фонвизин считал Ж.-Ж. Руссо. Параллельно переводческой деятельности стал заниматься написанием сочинений, носящих сатирический характер.

Окончив университет, Д.И. Фонвизин становится переводчиком в иностранной коллегии, а с 1763 г. его переводят на службу к статскому советнику дворцовой канцелярии И.П. Елагину. К слову, этому назначению способствовало занятие литературой: его перевод вольтеровской трагедии не остался незамеченным. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу — «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса-комедия «Корион». На протяжении 1766-1769 гг. была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров.

Период биографии с 1769 по 1782 г. был связан со службой у графа Н.И. Панина; Фонвизин работал у него секретарем, а позднее превратился в доверенное лицо. Находясь на этой должности, он попал в мир большой политики, закулисных игр. В 1777 г. Фонвизин покидает Россию, довольно долго проживает во Франции, где старается вникнуть в происходящие в этом государстве процессы, одновременно думая о судьбах родины, пытаясь увидеть путь, который позволил бы вывести на новый уровень социально-политическую жизнь.

В 1782 г. Фонвизину пришлось уйти в отставку из-за того, что граф Панин попал в опалу. На основании его идей Фонвизиным было написано «Рассуждение о непременных государственных законах» (1782-1783). Эта работа предназначалась для графского воспитанника, которому в будущем предстояло стать императором Павлом, и считается одним из лучших сочинений национальной публицистики.

Пиком творческих достижений Дениса Ивановича стала написанная в 1882 г. и опубликованная в 1883 г. комедия «Недоросль», которая так же, как и «Бригадир», вызвала огромный общественный резонанс. Белинский в свое время заметил, что только с Фонвизина началась русская комедия, а его пьесы являются одним из «замечательных явлений» в истории русской литературы.

Оставив государственную службу, Фонвизин посвятил себя литературе, хотя состояние здоровья оставляло желать лучшего (у писателя был частичный паралич). Екатерина Вторая во многом препятствовала реализации его творческих замыслов, в частности, наложив запрет на издание журнала «Друг честных людей, или Стародум», собрание сочинений в 5 томах. В этот период творческой деятельности он создал несколько драматических произведений, журнальных статей и автобиографию (осталась неоконченной). В 1784 и 1785 г. Фонвизин уезжал в Италию лечиться, в 1787 г. поправлял заметно пошатнувшееся здоровье в Вене. Испытывала чета Фонвизиных в это время и трудности финансового характера. Занятия литературой оказались фактически свернутыми. Умер писатель 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1792 г.; похоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

www.wisdoms.ru

Интересные факты о Фонвизине Денисе Ивановиче

Здравствуйте, дорогие любители интересных фактов.  Сегодня мы с вами узнаем самые интересные факты о Фонвизине Денисе Ивановиче (1745—1792) — знаменитом литераторе и русском писателе, который подарил нам «Недоросля». Некоторые факты из его биографии вас просто поразят, поэтому они особенно будут полезны тем, кто готовит доклад или реферат.

1. Денис Иванович Фонвизин, автор знаменитого «Недоросля» по выражению Пушкина был «из самых перерусских русским». А вот фамилией обладал заграничной. При жизни драматург именовался Фон-Визиным и только почти через сто лет после его смерти окончательно закрепилось русифицированное написание в одно слово без дефиса.

2. Откуда такая интригующая фамилия? Денис Иванович принадлежал к рыцарскому лифляндскому роду, попавшими в Москву во время Ливонской войны. По одним данным, представители семьи попали в плен к русичам, по другим — переехали по собственному желанию, позже крестились в православие и остались насовсем.

3. Литератор учился в Москве в гимназии при университете. По городу прошел слух о способностях молодого человека к языкам. Один из книготорговцев предложил ему перевести ряд иностранных рукописей. Обещал расплатиться книгами. В руки 16-летнего юноши попали басни зарубежных авторов, украшенные картинками явно фривольного содержания. В незавершенной автобиографии Фонвизин впоследствии напишет, что эти эстампы развратили его воображение и привели к первым любовным похождениям сатирика.

4. Не обладающий внешностью героя-любовника, Денис Иванович избрал для первой интрижки далеко не первую красавицу в городе. Полной и глуповатой девице он показал картинки из книг в надежде на переход от теории к практике. Но в доме избранницы двери никогда не закрывались. Так что пришлось довольствоваться небольшими вольностями. Это вскоре надоело Фонвизину и он переключился на общение с матушкой девушки.

5. Удивительно, но слывший волокитой писатель оказался неудачником в любви. В 23 он влюбился в замужнюю даму, чувства к которой сохранил на всю жизнь. Приклонская ответила ему взаимностью, но осталась верна мужу.

6. Сам писатель своей жене верен не был. Супругу свою, Екатерину Хлопову, он встретил на службе. Ему пришлось разбираться с ее судебным делом. Во время процесса Екатерина полюбила Дмитрия Ивановича и это было всем заметно. Фонвизина упрекнули в любовной связи с подзащитной. Дело закончилось браком. Госпожа Хлопова делала попытки подать на развод из-за измен мужа, но у Фонвизина начались первые приступы паралича. Это сохранило семью.

7. В Московском университете Д.И. Фонвизин провел всего пару лет, после чего его отправили в Петербург как лучшего студента философского факультета. Звание лучшего не мешает молодому литератору вести достаточно разгульную жизнь. Любовь к плотной пище была у драматурга еще в детстве. Денис рос полным ребенком. В студенческие годы появилось увлечение выпивкой. Проблемы со здоровьем усугубились, Дмитрия Ивановича часто мучило несварение желудка. Но привычек писатель не менял.

8. К счастью, писатель мог себе позволить жизнь без ограничений. В Северной столице он продолжает заниматься литературой, переводит «Альзиру» — великолепную трагедию Вольтера. Денис Иванович обращает на себя внимание вице-президента Дворцовой канцелярии Елагина и попадает к нему на службу. Так Фонвизин появляется при дворе Императора и начинает получать солидное жалование.

9. Дальнейшая служба в коллегии иностранных дел позволяет сатирику несколько раз побывать за границей. Европейские страны не очаровали писателя. Однако по долгу службы он имел отношение к удивительному прозападномупроекту реформ. Согласно этому документу, верховная власть в стране должна была быть передана Сенату, а крепостничество отменено.

10. Полтора года Денис Иванович прожил во Франции. Там и зародились идеи для «Недоросля». Московские театры не рискнули ставить открыто-сатирическую пьесу. Премьера прошла в Петербурге. На сцену вышли самые известные по тем временам придворные актеры — Дмитриевский, Шумский, Правдин. После окончания представления, зрители забросали сцену кошельками с деньгами — это был показатель высокого успеха.

11. С комедией связан самый известный анекдот из жизни Фонвизина. Якобы после премьеры к нему подошел Григорий Потемкин и произнес: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» Существует несколько вариаций фразы и несколько исторических личностей, которым она приписывается. Документального подтверждения легенде не существует.

12. Интересно, что название бытовой комедии которую декабристы прозвали «первой народной комедией», перекочевало на обложку первого в стране сатирического журнала. Через пять лет Денис Иванович попытался выпустить свое собственное сатирическое издание «Стародум», получившее имя самого разумного и рассудительного героя пьесы. Журнал был запрещен указом Екатерины II. Но литературу драматург не оставлял до самой смерти — незадолго до своего 48-летия.

Вот такие интересные факты о Фонвизине Д.И. мы для вас подготовили сегодня. Мы надеемся. что они вам понравились, и конечно же мы снова ждем вас на нашем познавательно-развлекательном сайте.

Смотрите также

Интересные факты о Грибоедове А.С.

webfacts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *