Демокрит философия кратко – Демокрит. Атомизм Демокрита и его основные положения кратко. Демокрит и философия атомизма кратко

Содержание

Философия Демокрита: кратко и понятно

Коллеги мыслителя Демокрита в большей степени тяготели к определенному течению философской мысли, изредка отвлекаясь на сопутствующие теории. Жизненная установка Абдерского философа была абсолютно противоположной – мудрец пытался разобраться во многих загадочных явлениях, высказывал весомое мнение о противоборствующих дисциплинах, интересовался широким спектром наук. Поэтому философия Демокрита представляет собой ценный вклад в развитие древнегреческого общества, является основой для последующих мировых интеллектуальных концепций.

Жизненный путь мудреца

Говоря о биографии античных философов, следует помнить, что достоверные факты об их жизни, дошедшие до нашего времени, практически сведены к нулю. Речь идет о тысячелетиях древней истории, когда не было ультрасовременных устройств, способных сохранить важную информацию (которая к тому же на тот момент, не была таковой). Делать выводы мы можем на основании баек, пересказов, легенд, которые в какой-то степени интерпретируют действительность. Биография Демокрита не исключение.

Античные рукописи утверждают, что родился древнегреческий философ в 460 году до н.э. на восточном побережье Греции (город Абдер). Его семья была богатой, так как большую часть жизни мыслитель был занят путешествиями и размышлениями, которые требовали немалых расходов. Он побывал во многих странах Азии, Африки, Европы. Повидал уклады разных народов. Сделал из тщательных наблюдений философские умозаключения. Демокрит мог просто так без видимой на то причины разразиться хохотом, за что его принимали за умалишенного. Однажды за такие проделки его даже отвели к знаменитому лекарю Гиппократу. Но врач подтвердил полное эмоциональное и физическое здоровье пациента, а также отметил исключительность его ума. Просто обыденная суета горожан казалась мудрецу смешной, поэтому его прозвали «смеющимся философом».

В конечном итоге состояние семьи было растрачено, за что в древней Греции полагалось судебное разбирательство. Мыслитель предстал пред судом, произнес оправдательную речь и был помилован, судья посчитал, что отцовские деньги были израсходованы не напрасно.

Демокрит прожил солидную жизнь, умер 104 летним старцем.

Атомистический материализм глазами Демокрита

Предшественник Демокрита Левкипп был не слишком известен в научном пространстве, но он выдвинул теорию об «атоме», которую позже развил абдерский философ. Она стала его самым значимым трудом. Сущность учения сводится к изучению самой маленькой неделимой частицы бытия, которая обладает уникальным естественным свойством – движением. Атомы, философ Демокрит, рассматривал, как бесконечность. Мыслитель, будучи одним из первых материалистов, считал: благодаря хаотичному движению атомов, разнообразию форм, размеров комбинируются тела. Отсюда исходит атомистический материализм Демокрита.

Ученый предполагал наличие природного междуатомного магнетизма: «Атом неделим, целостен. Все, что не имеет пустоты внутри себя обладает хотя бы малой долей пустоты снаружи. Из вышесказанного делают вывод, что атомы все равно немного отталкиваются друг от друга, одновременно с этим и притягиваются. Это есть материалистический парадокс».

По выражению материалистически настроенного мудреца атомы есть «что», вакуум «ничто». Из этого следует – предметы, тела, ощущения не имеют цвета, вкуса, запаха, это всего лишь следствие разнообразного соединения атомов.

Принцип отсутствия достаточного основания – изономия

Демокрит в своем атомистическом учении опирался на методологический принцип изономию, то есть отсутствие достаточного основания. Подробнее формулировка сводится к следующему – любое возможное явление уже когда-нибудь было или когда-нибудь будет, потому что нет логической доказанности того, что любое явление существовало в установленной форме, а не какой-либо другой. Из демокритского атомизма вытекает следующий вывод: если конкретное тело имеет возможность существовать в различных формах — эти формы реальны. Изономия Демокрита предполагает:

  • Атомы обладают немыслимо разными размерами и формами;
  • Каждая космическая точка вакуума равноправна по отношению к другой;
  • Космическое движение атомов имеет разностороннее направление и скорость.

Последнее правило изономии означает – движение самостоятельное необъяснимое явление, только его изменения подлежат объяснению.

Космология «смеющегося философа»

Демокрит называл космос «Великой пустотой». По теории ученого первозданный хаос породил в великой пустоте вихрь. Результатом вихря стала асимметрия Вселенной, в последствии появление центра и окраин. Тяжелые тела, вытесняя легкие, скапливаются в середине. Космическим центром, как считал философа, является планета Земля. Земля состоит из тяжелых атомов, верхние оболочки из легких.

Демокрита считают приверженцем теории множественности миров. Концепция подразумевает бесконечное их количество и величину; тенденцию роста, остановку и уменьшение; различную плотность миров в различных местах великой пустоты; наличие светил, их отсутствие или множественность; отсутствие животного, растительного миров.

Так как наша планета и есть центр вселенной, то ей нет необходимости в передвижении. Хотя в предыдущей теории Демокрит полагал, что она находилась в движении, но по определенным причинам остановила свой путь.

Космолог предположил наличие у Земли центробежной силы, препятствующей обрушению на нее небесных тел. Научный взгляд мыслителя рассматривал связь между удалением небесных объектов от Земли и замедлением их скорости.

Именно Демокрит высказал предположение — Млечный Путь есть не что иное, как скопление огромного количества микроскопических звезд, находящихся в такой близости друг к другу, что образуют собой единое свечение.

Этика Демокрита

Философы древней Греция по-особенному относились к этике, каждый останавливался на собственной излюбленной добродетели. Для Абдерского мыслителя ею стало чувство меры. Мера отображает манеру поведения личности, основывающуюся на его внутреннем потенциале. Удовлетворение, измеряемое мерой, перестает быть чувственным ощущением, перерастает в благо.

Мыслитель полагал: для достижения обществом гармонии, личность должна испытывать эвтюмию – состояние безмятежного, лишенного крайностей расположения души. Идея эвтюмии способствует чувственным наслаждениям, превозносит благостную умиротворенность.

Еще греческий философ считал – важным аспектом обретения счастья является мудрость. Мудрость можно достичь только путем приобретения знаний. Злоба, ненависть, прочие пороки плодятся в незнании.

Демокрит и его теория атомов

Атомистический материализм древнего ученого-атомиста исходит из его теории атомов, которая поразительно отображает умозаключения материалистов ХХ века.

Способность античного мыслителя построить теорию о строении элементарных частиц, не имея возможности подтвердить ее научными исследованиями, вызывает восхищение. Насколько талантлив, гениален был этот человек. Живя тысячи лет назад, он практически безошибочно проникнул в одну из трудно обосновываемых загадок мироздания. Атом, молекула, находясь в беспрерывном беспорядочном движении внутри космического пространства, способствуют образованию ураганных вихрей, материальных тел. Разность их свойств объясняется форменным, размерным разнообразием. Демокрит выдвинул теорию (не имея эмпирически возможной доказуемости) об изменениях в человеческом организме при воздействии на него атомарных излучений.

Атеизм, значение души

В древности объяснение загадочных явлений люди отводили божественному участию, неспроста олимпийские Боги прославились на цивилизованный мир. К тому же конкретная сфера человеческой деятельности ассоциировалась с определенным мифологическим героем. Для Демокрита такие легенды носили субъективный характер. Будучи образованным материалистом, он с легкостью развенчивал подобные недоразумения, объясняя их неосведомленностью, пристрастием к легкому объяснению сложных вопросов. Убийственным аргументом учения было сходство небожителей с простыми людьми, из чего следует искусственность созданных божеств.

Но «атеизм» ученого не так уж очевиден. Философ не имел серьезных проблем с многоликим духовным сообществом, не противостоял государственной идеологии. Это связано с его отношением к душе. Демокрит верил в ее существование, по-своему. Как считал мыслитель, душа представляла собой скопление атомов, сращение с физическим телом, и покидающее его в период затяжной болезни, старости, либо перед смертью. Душа бессмертна, так как энергетическим сгустком бесконечно странствует по вселенной. Кратко говоря, Демокрит предположил закон сохранения энергии.

Атараксическая философия Демокрита

Ранее описано, что древнегреческий мудрец проявлял интерес ко многим областям человеческой деятельности, медицина не стала исключением.

Понятие атараксии было животрепещущим для философа. Атараксия определяется, как психическое состояние личности, отличающееся абсолютным бесстрашием на фоне эмоциональной встряски. Такое состояние души Демокрит относил к приобретению человеком мудрости, опыта. Его можно добиться с помощью стремления к самосовершенствованию, проникновению в загадки мироздания. Философские античные школы заинтересовались атараксической философской мыслью мыслителя (эпикурейская, скептическая, стоическая школы).

Но Демокрит предлагает не только учиться, познавать, самосовершенствоваться, но и думать. Он сопоставляет мыслительный процесс со знанием, где первый все-таки главенствует.

Атараксия философа аргументированно объясняет закономерность событий. Учит пользоваться умением молчать, которое приоритетно над говорливостью. Перечисленные догмы справедливы.

mystroimmir.ru

Основные идеи философии Демокрита кратко

Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии.

Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости. Долгое время жил в Афинах. Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Демокрит написал несколько десятков сочинений в различных областях знаний, многие из которых дошли до нас лишь как фрагменты или в изложении других мыслителей. Величайшей заслугой Демокрита является разработанная им концепция атомизма. Проблемы атомизма излагались в трудах «Малый мирострой», «Большой мирострой» и др.

Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия. Первоначала всего сущего – атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Атом (по-гречески – «неделимое») – это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствии своей малой величины, невоспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений. Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.

Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела. Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение не возможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Движение – вечное свойство вечных атомов.

Атомы лишины каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.

Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.

Космогония. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, поскольку эти миры образованы беспредельным числом атомов, находящихся в «вихреобразном» движении. Миры преходящи. Внутри всеобъемлющего космоса происходит возникновение одних, развитие других, гибель третьих. Это происходит циклично и бесконечно. Никаких сил или стихий, творящих миры, не существует.

Учение о познании. Учение Демокрита о познании непосредственно связано с учением о бытии. Оно основано на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует в «действительности», и то, что существует «в общем мнении».

В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные качества существуют лишь в общем мнении. Гален (II в.) приводит слова Демокрита: «только считают, что существует – горькое, в действительности – атомы и пустота». Т.е цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении как результат воздействия атомов на наши чувства.

Двум видам существования соответствуют два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли Демокрит называет истинным, законнорожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств он называет незаконнорожденным или темным и отрицает его пригодность в распознании истины.

Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота, как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирические наблюдения. Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве: разум идет далее чувств, но он опирается на их показания.

Демокрит говорит о сложности и трудности процесса познания, достижения истины, поэтому субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец.

Мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает материалистически. Это подтверждает и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям является разум. Душа – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Душа смертна и погибает вместе с телом. Материалистичность в понимании природы и мира привела Демокрита к атеистическим воззрениям: «Разумом выдумали люди божественные дела».

Взгляды на человека и общество. Подобно всем древнегреческим философам, Демокрит большое внимание уделяет нравственным вопросам. Для человека наиболее важным является то, как, во имя чего человек должен жить. Демокрита волнуют вопросы нравственного основания жизни. «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», – говорит Демокрит. Он настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-то одного, делают душу слепой ко всему прочему, подчеркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Счастье – в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются в понятии о высшем благе. Достигнуть такого состояния очень нелегко, поскольку душа и тело ведут непрекращающуюся тяжбу. Особое значение Демокрит придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина и утверждает этический идеал человека, устремленного к духовным благам. Его нравственные принципы дошли до нас в виде отдельных афоризмов.

Рассуждения Демокрита о нравственности тесно связаны с его представлениями об обществе и государстве. Он, как многие древние греки, проявляет уважение к закону и государству. «Интересы государства превыше всего, нельзя применять насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот», – говорит Демокрит. Зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе не плохи: они не мешали бы каждому жить свободно, если бы люди подчинялись закону, власти. Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В обществе между людьми должны господствовать отношения человечности, гуманизма. В воззрениях Демокрита заложена идея о государственном управлении как особом искусстве, которому нужно специально обучаться.

Таким образом, учение Демокрита – это целостная и органичная философская система, которая представлена учением о бытии и познании. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. Своеобразна концепция религии Демокрита: люди создают богов – таково его заключение. Политическое учение связано с основными принципами Демокритовой этики: судьба общества и судьба индивида едины.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.solecity.ru

11. Философское учение Демокрита.

Демокрит
(460-370 гг. до н.э.) является основоположником
атомизма как философского мировоззрения,
которое в значительной мере повлияло
не только на развитие философии, но и
всего естествознания, особенно физики.

Основные
положения:

Ничто не возникает из несуществующего
и не разрушается в несуществующее.
Абсолютное суть атомы и пустота, бытие
и небытие. Все остальное лишь считается
существующим.

Онтология:
учение
об атомах.

«Ἄτομος»
(атомос) значит «неделимый», «неразрезанный
на части». Атомы невидимы вследствие
своей малости. Их бесчисленное множество.
Они непроницаемы, абсолютно плотны,
однородны, лишены каких-либо частей.
Внутри атома все заполнено, нет пустоты,
поэтому нет и движения. Особенностью
этой точки зрения является то, что
движение материи представляется
возможным только как движение отдельных
ее элементов (атомов) и, следовательно,
благодаря дифференциации материи на
атомы и пустоту. Дифференцированность
материи –
необходимое условие движения, а само
движение есть одно из свойств
дифференцированной материи. Атом –
предел этой дифференциации и,
следовательно, предел движения –
неделимое простое бытие. Внешне атомы
различаются формой, размером, положением
или порядком связи с другими атомами.
Например, по форме они могут быть,
согласно Демокриту, сферическими,
пирамидальными, крючковатыми. Атомы
отделены друг от друга пустотой
(небытием) и находятся
по
отношению друг к другу в непрерывном
движении («носятся в пустоте»),
сталкиваются друг с другом, сцепляются
и отталкиваются. Из них образуется все
многообразие вещей. Все состоит из
атомов. Число различных их сочетаний,
различных природных форм бесконечно
(«миры бесконечны и подвержены
возникновению и разрушению») (Диоген
Лаэртский). «Все возникает по неизбежности»,
«причина всякого возникновения вихрь»,
т.е. вихревое движение атомов. По
свидетельству Диогена Лаэртского,
«этот вихрь Демокрит и называет
неизбежностью». Нет ничего без причины.
Случай – свидетельство нашего неведения
причины. Поэтому все, что существует,
существует в силу необходимости.
Движение атомов есть их изначальное
свойство.
Поэтому Демокрит даже не ставит вопроса
о причине движения атомов.

Учение
о познании:

Познание Демокрит понимает как отражение
вещей внешнего мира. Видим мы вещи
оттого, что в нас попадают и запечатлеваются
в душе истечения вещей, их образы
(«видности»), или «эйдосы». Сами же атомы
не воспринимаются чувственно. Их
постижение возможно только при помощи
ума. Атомы – это умопостигаемые сущности.
Демокрит понимает ограниченность
чувственного познания и видит в нем
низший род познавательной деятельности,
не способной по самой своей природе
давать истинное знание, а только мнение.
Чувственное познание является источником
общего мнения и причиной заблуждения
людей, когда о предмете судят на основании
того, как он воспринимается органами
чувств. Не все качества, открываемые
посредством органов чувств, существуют
в самих вещах. Например, вкус, цвет,
запах, теплота и холод. «Лишь в общем
мнении существует сладкое,
в
мнении горькое, в мнении теплое, в мнении
холодное, в мнении цвет, в действительности
существуют только атомы и пустота».
Однако сам Демокрит не дает критерия
для разграничения того, что
в
самих вещах относится к их объективной
сущности,
т.е. присуще самим вещам и не зависит
от воспринимающей способности органов
чувств. В теории познания Демокрита
можно найти предпосылки античного
скептицизма: «мы не воспринимаем, какова
в действительности каждая вещь есть и
какие свойства в действительности ей
присущи» (Секст Эмпирик). Наше чувственное
ограниченно и несовершенно.

Учение
о душе.

Интересны столь же материалистические
рассуждения Демокрита о природе души
(«психеи»). Душа

особого
рода огонь и теплота. Атомы души имеют
сферическую форму, весьма тонки,
подвижны и всепроникающи.
В
силу чего душа является началом,
производящим движение живых существ.
Жизнь прекращается вместе с прекращением
дыхания, т.е. тогда, когда окружающее
тело среда вытесняет атомы души,
находящиеся внутри тела и дающие ему
движение. Будучи вытесненными из тела,
атомы, составлявшие душу, уже не
существуют в какой-либо устойчивой и
связанной форме. Они вливаются в общий
космический поток движения атомов.
Таким образом, душа разрушается,
подвержена гибели точно так же, как и
тело. Душа –
смертна, а жизнь у каждого живого
существа –
одна.

studfiles.net

краткая биография и философская деятельность

В Древней Греции возникли многие философские школы, изучению которых и сегодня уделяют внимание ученые. Уже в те далекие времена (а вероятно, и раньше) наиболее знающие люди задумывались о таких категориях, как устроение мира, смысл человеческого существования, отношения с природой, и других вопросах, волнующих и сейчас так же сильно. Что и говорить, окончательные ответы на большинство вопросов, поставленных тысячи лет назад, так и не найдены, да и вряд ли это когда-либо случится, но сама попытка похвальна. Одним из выдающихся философов Древней Греции считается Демокрит. Краткая биография этого ученого мужа и его основные идеи предлагаются читателям данной статьи.

Что известно о Демокрите?

Годы жизни предположительно находятся в хронологических рамках от 460 (рождение) по 370 (смерть) гг. до Рождества Христова, родина — фракийский город Абдеры в восточной части современной Греции. Во многих случаях, касающихся биографии знаменитых философов, ораторов и представителей школ, информация основана на фактах, проверить которые сегодня не представляется возможным. Не составляет исключения и Демокрит, краткая биография которого составлена на основе разрозненных сведений из разных источников. Известно, в частности, о его многочисленных странствиях, во время которых он посетил многие дальние земли, среди которых Иран, Вавилония, Египет, Эфиопия и Индия. Не вызывает сомнений наличие у него высокого интеллекта, критического взгляда на современные ему науки, увлеченность несколькими дисциплинами и общее стремление не только к знанию, но и к осмыслению полученной информации. К тому же можно логически прийти к выводу, что этот ученый и мыслитель происходил из знатной и состоятельной семьи, иначе у него не было бы возможности и времени на столь длительные путешествия и размышления. Так кем же был Демокрит? Интересные факты из его жизнеописания дошли до нас в пересказах, скупые и, вероятно, искаженные, но и они многое говорят об этом человеке.

Труды и трактаты

Оригинальные рукописи не сохранились, поэтому судить об их научном содержании можно лишь по пересказам и ссылкам, в которых более поздние авторы цитировали этого философа. Идеи Демокрита в наше время вызывают большой интерес в связи с тем, что последние достижения науки парадоксальным образом повторяют то, о чем спорили в Древней Греции и что совсем недавно вызывало лишь ироническую ухмылку. Другие же его мысли очень напоминают современные представления об устройстве мира. Всего трактатов было, если верить Диогену Лаэртскому, примерно семь десятков (некоторые исследователи оценивают количество в полсотни). Возможно, некоторые гипотезы принадлежат Левкиппу, последователем которого считается Демокрит. Краткая биография его учителя тем не менее вообще науке неизвестна. Работы посвящены очень широкому спектру дисциплин, среди которых математика, этика, астрономия, физика, филология, медицина, теория музыки, техника и еще несколько наук, считавшихся главнейшими в Древней Элладе. В пересказах сохранились три сотни фрагментов.

Теория атомов

Атомная теория Демокрита поразительно напоминает современные представления о строении материи, сформировавшиеся в двадцатом веке. Правда, в те далекие времена эти элементарные частицы считались самыми маленькими во Вселенной и потому неделимыми (отсюда и название), но удивление вызывает способность древнего ученого, жившего почти двадцать пять столетий назад, проникнуть разумом в структуру молекулы при полном отсутствии материальной базы, позволявшей проверить эту гипотезу эмпирически. Атомы пребывают в постоянном и хаотическом движении внутри пустоты, образуя вихревые облака и составляя материальные предметы. Они разные (по форме и размеру), и этим объясняются различия в свойствах веществ — именно так считал Демокрит. Интересные факты, по его мнению, можно было бы наблюдать при воздействии на организм излучений, испускаемых атомами.

Атеист?

В Древней Греции главенствовала многобожеская теософская теория, согласно которой за каждую область человеческой деятельности отвечал конкретный мифологический персонаж. Философия Демокрита отличалась от официальной государственной идеологии своей практически полной материалистичностью. Более того, ученый безжалостно развенчивал устоявшиеся представления о божествах, указывая на их сходство с живыми людьми и используя этот аргумент как доказательство искусственности их образа. Все олимпийские небожители, по его мнению, были попросту выдуманы людьми, бессильными объяснить загадочную природу окружающего мира.

Демокрит и душа

Однако существует и определенное философское противоречие, позволяющее задать вопрос: «А таким ли уж атеистом был Демокрит?» Краткая биография его не содержит сведений о серьезных конфликтах с языческим духовенством того времени, и к тому же он признавал наличие такой явно нематериальной категории, как душа. Правда, ее философ представлял себе как некий сгусток атомов, блуждающих вокруг тела и покидающих его в момент смерти или до нее, когда силы постепенно оставляют стареющего или болеющего человека. Эти мельчайшие частицы, по его мнению, блуждают во Вселенной вечно, они бессмертны и никуда не исчезают. Чем не закон сохранения материи? И чем не доказательство бессмертия души?

Атараксия

Этому явлению, известному современной медицине как состояние психики, проявляющееся в полном бесстрашии, вызванном сильным эмоциональным потрясением, Демокрит уделял много внимания. Согласно его теории, подобная безмятежность духа является признаком глубокой мудрости. К ней нужно стремиться, и достигается она лишь большой работой по самосовершенствованию и постижением многих таинств мира. Атараксическая философия Демокрита получила развитие в достижениях многих школ, главным образом скептической, стоической и эпикурейской. До нас дошли его афоризмы, в которых отрицается случайность событий, декларируется полезность умения молчать (а не только говорить), утверждается приоритетность мышления над знанием и поощряется довольство тем, чем человек обладает. Со всем этим трудно не согласиться.

Чем думает человек?

Совсем недавно современная медицинская наука выдвинула очередную революционную теорию, согласно которой разум человека сконцентрирован не столько в головном мозге, сколько в сердце. Это выглядит если не плагиатом, то по крайней мере, пересказом смысла открытия Демокрита, сделанного им два с половиной тысячелетия назад. Древнегреческий ученый считал, что центром мышления каждого из людей служит грудная клетка и то, что в ней заключено.

Кто знает, к чему придут современные ученые? Возможно, им предстоит во многом переоценить постулаты философских школ давно минувших столетий. Ведь все развивается по спирали…

fb.ru

Демокрит. Атомизм Демокрита и его основные положения кратко. Демокрит и философия атомизма кратко

Демокрит, атомизм и биографию которого мы рассмотрим, — известный греческий философ времен античности. Годы его жизни — 460-371 до н. э. Именно он первым понял, что мир не имеет конца и что он является скоплением атомов — мельчайших частиц, из которых состоит и каждая песчинка на нашей планете, и каждая звезда на небе.

Родина Демокрита, личные качества философа

Демокрит родился во Фракии, в древнегреческом городе Абдере. Этот место в Греции считалось не просто глухой провинцией, но даже городом глупцов. Однако нарицательное «абдерит», в переводе означающее «глупец», «простофиля», «простак», стало именем собственным одного из выдающихся умов древности, Демокрита. Из многочисленных легенд и свидетельств мы узнаем, что Абдерит был «смеющимся философом».

Ему казалось несерьезным все, что делалось всерьез. Сохранившиеся рассказы о нем свидетельствуют, что Демокриту была свойственна глубокая житейская мудрость, обширные познания, наблюдательность.

Знакомство с достижениями философов

Дамасипп, его отец, был одним из наиболее богатых горожан. Поэтому Демокрит получил хорошее образование для своего времени. Учителями будущего философа были персидские мудрецы, которые жили в Абдере, когда там пребывал Ксеркс, персидский царь. Однако настоящим учителем Демокрита является Левкипп, глава местной философской школы. Именно благодаря ему и познакомился с трудами греческих философов Демокрит. Атомизм его основан на тщательном изучении достижений его предшественников. Исследованием работ греческих философов его образование не ограничилось. Демокрит, атомизм которого будет рассмотрен чуть ниже, хотел познакомиться с достижениями мировой мысли, поэтому отправился в путешествие.

Первое путешествие Демокрита

Через некоторое время умер его отец. Он оставил значительное наследство своему сыну, и Демокрит решил отправиться в путешествие. Философ поехал в Вавилон, а затем и в Египет. Везде он встречался с мыслителями, а также знакомился с вавилонскими магами и египетскими жрецами. Из этого следует, что мировоззрение его было сформировано под влиянием множества культур как древнего, так и нового мира. Демокрит взял от каждой из них какие-то элементы и создал свою философскую систему.

Преподавание, основные сочинения

Возвратившись в Абдеру, он начал преподавать философию, а также создавать собственные сочинения. Диоген Лаэртский позже составил каталог трудов Демокрита. В него включены названия более 70 работ. Среди них главное место занимают следующие сочинения: «О логике, или Мерило», «Малый диакосмос», «Великий диакосмос». Просто удивительна широта интересов этого философа. Не было области знаний, которую он оставил бы без внимания.

Философ Демокрит, как известно, пользовался большой славой в своем городе еще при жизни. В благодарность за его заслуги жители Абдеры поставили ему бронзовую статую. Кроме того, рассказывали, что он был одним из самых известных ораторов своего времени. Известно, что Демокрит занимался филологией, создал руководство по красноречию.

Второе путешествие

Через некоторое время он решил совершить еще одно путешествие, на сей раз в Афины. В то время здесь трудились самые знаменитые философы Греции. Диоген рассказывал, что Демокрит встречался с Сократом и Анаксагором. Однако они не разделили его взглядов. Ведь существование богов категорически отрицал Демокрит. Атомизм его совершенно не согласуется с божествами в общепринятом смысле.

«Великий диакосмос»

Возвратившись в родной город, философ создал труд «Великий диакосмос». В этом произведении изложена концепция устройства мира. Демокрит считал, что все предметы состоят из атомов, мельчайших частиц. Пока их было мало, они свободно двигались. Постепенно атомы стали притягиваться друг к другу, как птицы собираются в стаи — журавли с журавлями, голуби с голубями. Так появилась Земля.

Атомизм Демокрита: основные положения

Два вида свойств явлений различал Демокрит. Одни — «вещи в себе» — образ, величина, твердость, движение, масса. Другие свойства явлений связаны с различными органами чувств человека — запах, звук, яркость, цвет. Согласно философу, движениями атомов можно объяснить все, что происходит в нашем мире. На этом утверждении строится атомизм Демокрита. Кратко расскажем об основных идеях философа, которые следуют из этой мысли.

Демокрит считал, что атомы находятся в постоянном движении, постоянно то разъединяющем, то соединяющем их. Процесс разъединений и соединений приводит к исчезновению и появлению отдельных предметов. В результате их взаимодействия получается все разнообразие существующего. Неподвижная земля — центр вселенной. По форме она является плоским цилиндром, который окружен воздухом. В этом воздухе движутся различные небесные тела. Философ считал эти тела массами вещества, которые находятся в раскаленном состоянии и увлечены в высоту быстрым круговым движением. Они состоят из вещества, подобного земному. Атомами огня проникнуты все части вселенной. Они гладкие, круглые и очень мелкие. Эти атомы выполняют важную роль — оживляют вселенную. В человеке их особенно много.

Конечно, мы охарактеризовали атомизм Демокрита кратко. Говорить о нем можно долго, но нам нужно рассказать и об остальных достижениях этого философа.

Человек в трудах Демокрита

Следует отметить, что именно человек является главным предметом исследований древнегреческого философа. Он доказывал, что устройство нашего организма очень целесообразно. Вместилищем мышления является мозг, вместилищем страстей — сердце. Однако тело, по мнению Демокрита, лишь «сосуд души». Философ считал самой важной обязанностью каждого человека заботу о своем душевном развитии.

Демокрит утверждал, что изменчивый мир явлений — призрачный мир. Изучение его явлений не может привести людей к истинному знанию. Демокрит, признавая призрачным чувственный мир, считал, подобно Гераклиту, что человек должен сохранять душевное спокойствие, какими бы ни были обстоятельства. Тот, кто может отличать существенное от случайного, подлинное от призрачного, счастья ищет не в чувственных наслаждениях, а прежде всего в том, чтобы дать правильный ход своей душевной жизни.

По Демокриту, целью нашего существования является счастье. Однако оно заключается не в наслаждениях и внешних благах, а в неизменном спокойствии души, в довольстве. Это достигается чистотой дел и мыслей, воздержанностью, умственным образованием. Согласно Демокриту, счастье каждого из нас зависит от того, как он себя ведет. Боги дают нам лишь хорошее, только собственным безрассудством человек превращает его в дурное. Применение к делам частной и общественной жизни этих мыслей составляет основу нравственной философии Демокрита.

Божественные силы в учении Демокрита

Естественно, что богам не было места в мире, каким этот мыслитель представлял его себе. Атомизм Деомкрита отвергает возможность их существования. Философ полагал, что люди сами придумали их, что они являются воплощениями человеческих свойств и явлений природы. Зевса, например, Демокрит отождествлял с Солнцем, а Афина, как считал он, — олицетворение разума.

Согласно его учению, божественные силы — это силы человеческого разума и природы. А божества, созданные религией, или призраки, олицетворившие представления людей о силах природы, или духи («демоны»), — смертные существа.

Математические работы

Этот философ, как свидетельствуют античные источники, написал немало и математических работ. К сожалению, только несколько фрагментов дошло до нашего времени. В них содержатся формулы объема ряда фигур, например, пирамиды и конуса, выведенные им.

Социальные проблемы, рассматриваемые Демокритом

Много задумывался и о социальных проблемах Демокрит. И философия атомизма, кратко изложенная выше, и другие его идеи впоследствии были восприняты многими мыслителями. Например, самой лучшей формой устройства государства, согласно этому философу, является государство-полис. Демокрит видел цель жизни человека в достижении эвтюмии — особого состояния, при котором люди не испытывают страстей и не боятся ничего.

Разносторонние интересы Демокрита

Последовательностью выводов, проницательностью ума, обширностью знаний Демокрит превосходил практически всех философов, как прежних, так и его современников. Весьма разносторонней была его деятельность. Он создал трактаты по естествознанию, математике, эстетике, естественным наукам, техническим искусствам, грамматике.

Влияние на других мыслителей

Демокрит и философия атомизма в частности сильно повлияли на развитие естествознания. Об этом влиянии у нас есть лишь смутные сведения, поскольку многие его труды погибли. Однако можно считать, что как натуралист Демокрит был величайшим из предшественников Аристотеля. Последний очень многим был ему обязан и говорил о его работах с глубоким уважением.

Как мы уже сказали, многие сочинения мыслителя были утрачены впоследствии, нам известно о них только по сочинениям других философов, разделявших или оспаривавших его взгляды. Известно, что античный атомизм Демокрита и воззрения этого философа сильно повлияли на Тита Лукреция Кара. Кроме того, Лейбниц и Галилео Галилей, которые считаются основоположниками новой концепции земного устройства, опирались на его труды. Более того, создатель атомной физики Нильс Бор однажды заметил, что устройство атома, предложенное им, целиком следует из работ античного философа. Теория атомизма Демокрита, таким образом, намного пережила ее создателя.

fb.ru

Кто такой Демокрит? Материализм Демокрита

Как известно, Древняя Греция стала родительницей нынешних понятий философии и некоторых других наук. Именно из этой страны пришли к нам учения древнегреческих философов и ученых о бытие, различных процессах, которые происходят в мире, в том числе и мыслительных.

Аристотель, Платон, Архимед, Диоген, Сократ, Демокрит, Левкипп, Эпикур и многие другие стали основателями великой науки философии. Именно на их учениях основывались новые, более совершенные, или же противоположные идеи.

В этой статье мы подробнее поговорим о том, кто такой Демокрит. Такие личности как Аристотель и Сократ, вероятнее всего, известны даже детям. В современных школах на уроках истории эти люди обязательно упоминаются. А вот имена Демокрит, Эпикур, Левкипп известны в более узких кругах среди людей, которые выбрали философию основой своей профессии. Учения этих философов намного сложнее и глубже для понимания.

Кто такой Демокрит

Демокрит (лат. Demokritos) – древнегреческий философ. Родился приблизительно в 460 году до нашей эры и прожил до 360 года до нашей эры. Главная заслуга Демокрита – это атомистическое учение, основоположником которого он стал.

Точной даты рождения этого философа никто не знает. Одни ученые тех времен утверждали, что он родился в 460 году до н. э., другие – в 470 г. до н. э. В данном случае точно утверждать, кто прав, невозможно.

Разумеется, биография Демокрита не может быть описана полностью. Есть множество неточных фактов. Однако с уверенностью можно говорить о происхождении этого философа из богатой семьи.

Образ жизни

Диоген Лаэртий передавал легенду о том, что этот философ учился у магов и халдеев, которые были подарком персидским царя для его отца. Легенда гласила, что подарок был передан в благодарность за то, что войско Ксеркса было накормлено обедом, когда проходило через Фракию – родной город Демокрита.

Демокрит очень любил путешествовать. Поэтому его богатое наследство было истрачено именно на это. За свою жизнь Демокрит посетил минимум 4 государства – Египет, Персию, Индию и Вавилон.

Был период в жизни философа, когда он проживал в Афинах и учился на трудах Сократа. Также есть факты, что Демокрит в то время встречал Анаксагора.

«Смеющийся» философ

Многие современники не понимали, кто такой Демокрит. Он часто покидал свой город с целью уединения. Чтобы скрыться от суеты, он посещал кладбище. Часто поведение Демокрита отличалось странностями: он мог разразиться смехом без видимой на то причины просто потому, что людские проблемы показались ему забавными. Благодаря этой особенности своего поведения его стали называть «смеющийся философ».

Многие считали философа немного сумасшедшим. В то время специально для постановки диагноза был приглашен Гиппократ – известнейший врач тех времен, который также наложил свой отпечаток на современность. Результатом встречи с философом стало свидетельство того, то Демокрит абсолютно здоров и психически, и физически. Также врач отметил тонкий ум этого философа.

Труды Демокрита

Имя Демокрита связывают с возникновением одной из основоположных теорий философии – атомизма. Данная теория объединяет такие науки как физика, космология, эпистемология, психология и этика. Принято считать, что данная теория объединила собой также проблематику трёх основных древнегреческих философских школ: пифагорейской, элейской и милетской.

Ученые утверждают, что Демокрит в своё время стал автором более 70 различных трактатов. Названия данных работ приводятся в трудах Диогена Лаэртия – он больше других ученых писал о том, кто такой Демокрит. Как правило, трактаты представляли собой тетралогии по различным наукам – математике, физике, этике, литературе, языку, прикладным наукам и даже медицине.

Отдельно стоит отметить, что Демокрит считался автором «Халдейской книги» и «О священных надписях в Вавилоне». Это объясняется той легендой, которая была создана об обучении и путешествиях философа.

Материализм Демокрита

Данный философ является наиболее ярким представителем атомистического материализма. Демокрит утверждал, что весь окружающий мир согласно чувственному восприятию, изменчив, многообразен. Все состоит из материи и пустоты. Именно тогда впервые вводится термин «атом» как малейшая неделимая составляющая часть всего сущего. Учение Демокрита говорит о том, что весь мир состоит из атомов, которые передвигаются в пустоте.

У этого философа была своя теория возникновения Земли в центре вихря, который образовался от столкновений атомов, различных по весу, величине и форме. Поскольку атом является материальной, неделимой и вечной величиной, существует большое количество атомов, разных по весу и форме. Сами по они себе лишены содержания, а совместно образуют переменчивые вещи ввиду постоянного движения в пустоте.

Постулаты атомизма Демокрит применил и для учения о жизни и душе. Согласно его трудам, любое живое существо имеет душу, но каждое в разной степени. Жизнь и смерть – это результат соединения или разложения атомов. Демокрит говорил о том, что душа – это объединение особенных «пламенных» атомов, которое, по своей сути, также временно. Исходя из этих рассуждений теория о бессмертии души им отвергалась.

fb.ru

Философия Демокрита

Демокрит (460 — 370 до н. Н.э.) происходил из древнего рабовладельческого рода из Абдеры. В детские годы он учился в халдейских магов, которых оставил его отцу Ксеркс. Позже его учителями были Левкипп, Анаксагор. Он участвовал в беседах с Сократом. Получив значительное наследство, Демокрит использовал ее для получения знания, совершив для этого далекие путешествия.

За 18 лет этих путешествий он побывал в Персии, Вавилоне, Египте, Индии, обошел почти все приморские страны. Вернувшись на родину бедняком, Демокрит удивлял своими знаниями даже мыслителей старшего поколения. Написал более 70 работ по физике, математике, этике, риторике, астрономии, из которых до нас дошли лишь отдельные фрагменты.

Функцию философии Демокрит сводил к описанию природы, конструирования картины мира, а назначение философии видел в том, чтобы учить истине, которая не подлежит суду, поскольку посягательство на истину есть посягательство на саму природу. Относительно мудрости он утверждал, что она заключается в смелости духа, бесстрашия мысли, что достигается, как и все значительное, напряженным трудом. Направляя свое учение против элейцы и пифагорейской мистики чисел, Демокрит выступил с обоснованием анатомистичнои концепции, основы которой были заложены Левкиппа. Соглашаясь с Гераклитом в том, что материальное бытие, природный мир не является единством сами по себе, он считал, что материальную причину всего сущего надо искать не синтетическим, а аналитическим путем, где предел разложения конкретной природы и есть тот элемент, из которого состоит все сущее.

По мнению Демокрита, основой, первосущность материального мира есть маленькие неделимые частицы — атомы. Именно они являются основой бытия, границей раздела материи, из них состоят все вещи, ими обусловлены их сущность и организация. Атомы вечны, неделимы, отличаются друг от друга по форме, размеру, порядку, состоянием. Они находятся в постоянном движении, гарантом возможностей которого является пустота (пустое пространство), которая не имеет ни верха, ни низа, ни середины, ни внешнего, ни внутреннего. Атомы («сущее») и пустота («не-сущее») предстают началом Вселенной, тогда как все остальное лишь считается существующим. Ничто не возникает из несуществующего и ничто не разрушается в несуществующем. Движение по утверждению Демокрита не привносится извне, а присущий атомам в их естественном состоянии. Движение никогда не имел начала, существовал вечно. Так отстаивая мысль о вечности и незнищуванисть атомов, Демокрит приходил к выводу о нестворюванисть и незнищуванисть как материи, так и движения — присущего ей основного способа существования, хотя и рассматривал его в чисто механическом виде.

Согласно концепции Демокрита атомы не только неделимые, а бесконечные по размеру, количеству, форме и своим сочетанием. Они вихрем перемещаются во Вселенной и этим порождают все сложное. Все вещи состоят из атомов, подобно тому как слова состоят из букв. Двигаясь вверх и вниз, атомы соединяются друг с другом или, натыкаясь друг на друга, расходятся и вновь соединяются между собой и так образуют более сложные тела, их определенные состояния и ощущения. Так же объяснял Демокрит происхождении мира. Бесконечность атомов в своем движении порождает бесконечность миров, где наш мир является только одним из множества существующих. Итак, представление о вечности, дискретность материи в постоянном движении Демокрит дополняет идеей ее бесконечности, доводя эту идею до признания бесконечной множества миров, которые возникают и гибнут.

Как качественно новое в античном мышлении, указанное при рассмотрении проблем, бытия требовало осознания и объяснения отношения между предметами и явлениями объективной действительности, признание их всеобщего взаимосвязи. Согласно основным принципам своего учения, рассматривая данную проблему, Демокрит выступал как детерминист, подчеркивая, что все в мире причинно обусловлено, взаимодействие же между предметами и явлениями есть соотношением причины и следствия. Поскольку развитие мира, его порядок выводились Демокритом из механического движения, то и его детерминизм приобретал механистического характера, основываясь на абсолютизации необходимости, отвергала всякую случайность, возвращаясь отождествлением причины и следствия. И хотя признание Демокритом движения как источника развития и изменений лишало концепция атомизма телеологичности, однако понимание движения как чисто механического приводило и механистическое понимание причинности, которое исключало объективное существование случайности, возвращаясь фатализмом.

В теории познания Демокрит исходил из наивноматериалистичнои концепции «ейдолив» (образов). Согласно этой концепции от поверхности вещей выделяются тонкие образы, которые, действуя на воздух перед органами чувств, позволяют видеть или чувствовать сами вещи. Этой концепцией Демокрит отвергал негативное отношение к чувственному познанию, свойственного элейцы, предоставляя чувственном познанию важное значение как первой основной посылки всякого познания. Вместе значение, которое придавал Демокрит чувственном познанию, не мешало ему подчеркивать роли и значении рационального познания. Именно познания он разделял на темное и действительное. К темному познания Демокрит относил зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Это познание является низкой степенью, дает человеку знание явлений. Им можно узнать только то, что образовалось соединением атомов и само по себе является переходным. Дать истинное знание, т.е. знание сущности, причинных связей, чувственное познание не может. Истинное знание достигается только с помощью разума, рационального мышления, когда в споре чувств и разума достигается истина, а сам разум может существовать лишь благодаря чувственному восприятию реально существующих предметов и явлений мира.

Всего, раскрывая объективно содержательную логику познания, Демокрит рассматривал его как процесс восхождения от опыта к теоретическому знанию, распознавания истинного, когда главным является не количество знаний, а глубина мысли, мышления. Разум Демокрит рассматривал как часть души — совокупности легких огненных атомов, имеющих идеальную, шарообразную форму. Функцией души, по его мнению, является не только ум, но и веление, желания, локализованные в сердце. Душа смертна, она не может существовать без тела и погибает вместе с ним. Учитывая роль и значение духовных процессов в жизни человека, Демокрит отмечал, чтобы люди думали сердцем, имели в себе как жар ума, так и огонь сердца.

Отрицание Демокритом внешних потусторонних сил, бессмертие души стали основанием для квалификации его взглядов как атеистических, вызвав чрезмерное акцентирование на отдельных положениях философа о невмешательстве богов в дела мира и человека, истолкование их в духе ортодоксального воинствующего материализма и атеизма представителями материалистически-атеистического направления, а кроме того, неправильную интерпретацию демокритовського учения и его негацию представителями клерикальных течений.

Думается, что как первые, так и другие далеки от истины в своих потугах, а партийно-идеологическая непримиримость не дала пользы ни одним, ни другим. Сын своего времени, Демокрит был человеком религиозным, как и каждый представитель его класса. Но как философ он имел свое представление о богах, и главными богами для него были природа и разум. Однако Демокрит был не только философом, но и поэтом. Как поэт он сохранял представление о богах — красивую сказку детства своего народа. По его мнению, где-то в других мирах живут люди, подобные нам, но преобладают нас своими качествами. их образы попадают в людей, которые живут на земле, но ничего об этих существах не знают, их они воспринимают богов, умом своим придумывая божественные дела, где подражание богам делает людей лучше, совершеннее.

Мыслитель разносторонней ориентации, Демокрит значительное внимание уделял вопросу о происхождении человека, социально-политическим и нравственным проблемам. Одним из первых древнегреческой философов он сделал попытку объяснить происхождение общества и государства, выступил учредителем договорной теории происхождения государства в европейской общественно-политической мысли. С точки зрения Демокрита, люди вышли из природы, которая была их колыбелью. Сначала жили неупорядоченно, животной жизнью. Чтобы выжить, «ходили на пастбище», собирали травы и плоды деревьев. Когда на них нападали звери, люди объединялись, помогая друг другу и создавая первые коллективы. В процессе жизни они получали определенные знания, навыки по изготовлению средств существования. Материальная нужда побудила людей к различным винаходив.Так, от паука люди научились изготавливать ткани, от ласточки — строить жилье. Чтобы предотвратить взаимной вражде, люди объединились, установили законы, договорившись об ограничении некоторых своих прав. Так возникло государство, имевшее полисную форму греческой рабовладельческой демократии, верность которой представлялась Демокриту одним из высших политических и этических принципов.

Рассматривая ценности и взгляды своего собственного класса как универсальные, общечеловеческие, Демокрит был убежден, что бедность при народовластии является весомой от благоустройства при владыке, как весомой является свобода перед рабством. Для Демокрита собственность имела смысл, если накоплювалася собственным трудом, потому что прибыли, полученные несправедливостью, разрушают добродетельным. Главным средством достижения последнего Демокрит считал убеждения и воспитания в духе нравственности. Универсальными правилами нравственности считаются достижение доброй мысли жизненного равновесия и умеренности. Хорошая мысль является тем ключом, который ведет человека к закону и справедливой жизни, ибо только тогда, когда он действует правильно и с пониманием, то есть сознательно, человек становится достойным и прямодушный, не совершает ничего недостойного ни тайно, ни явно.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод, что раскрепощение теоретической мысли от антропоморфизма обернулось в древнегреческой философии досократиков закрепощенным натурализмом, согласно которому когда все есть свет, то и мнение является элементом мира. Поэтому все первые древнегреческой философы были натурфилософами, которых начиная с Фалеса интересовало прежде всего вопрос о першоначала (архе) вещей и отношение его к многообразной мира явлений. Таким мыслилось несколько естественное космическое, обладающий не только качеством субстратности (вещественность), но и другими ценными свойствами. Оно и вызывает все существующее в мире, является оформленным началом, основой объединения вещей, целостным космосом и, наконец, причинной основой всего существующего.

Поскольку мир досократиков рассматривался как многообразие вещей, то объединяющее их начало характеризовалось как субстанция, обладающая статусом вещественности, субстратности. Это то, что может быть общим для всего вещественного по составу и происхождению, некоторое материальный субстрат, который можно охватить теоретической мыслью. Так, уже у самых истоков философии прослеживается формирование принципа материального единства мира, начал стихийного материализма и наивной диалектики, которые обеспечивали методологический подход к пониманию развития научного знания, объяснение мира таким, каков он есть в своем развитии под действием природных сил и объективной закономерности . Вместе механицизм в объяснении процессов и явлений природы рано или поздно должен привести к идеализму, поиске некой нематериальной силы, стоящей за существующими вещами. Этому способствовало и то, что в рамках суммативные-субстанционального понимания мира оставался открытым вопрос о соотношении форм бытия, их перехода одних в другие. Вопрос, довольно существенное в понимании природы в целом, из-за своей сложности при решении оборачивалось абстрактными схемами и мистификацией самих форм бытия при умозрительной их реконструкции.

Общая натурфилософские традиция, ориентированная на поиски всего сущего, не могла объяснить характер развития самого мышления, духовного и настоятельно требовала перехода к осмыслению субъективной человеческой формообразующей и целенаправленной деятельности, противопоставление природного и духовного, установление связи между ними. Обращение к этой проблематике, основанное софистами, было поддержано философией Сократа.

Софистика формируется в период наибольшего развития рабовладельческой демократии и ее политической организации в виде городов — республик континентальной Греции во второй половине V — конце IV в. до н. е. Ведущую роль среди них играют Афины — гегемон морского союза, объединившего почти все главные греческие города и колонии в борьбе с персами. Основу политической жизни Афин в то время составляла полное равенство свободного населения перед законом с правом участия его в делах полиса, что требовало определенных знаний по истории культуры, основ хозяйственной жизни, риторики, философии, политики, судопроизводства. Носителями их стали профессиональные учителя общего образования, которые назывались софистами — мудрыми. Оценка их взглядов и деятельности является неоднозначной и включает в себя как полную негацию, так и сравнение их с просветителями XVIII в.

Античные софисты не создали единой школы или течения, напротив, им свойственно разнообразие взглядов и учений, которые должны научить учащихся использовать приобретенное знание в дискуссиях и полемиках. По исторической последовательностью их условно делят на старших и младших. Наиболее известными представителями старшего поколения софистов были Горгий, Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт, младшего — Критий, Алкидом, Ликофрон, Фризмах, Полемон.




worldofscience.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о