Декрет о земле 1917 включал национализацию земли обязательный роспуск – проблема собственности на землю, право на землепользование, вопрос об индивидуальном и коллективном пользовании.

Содержание

Декрет о земле 1917 и его последствия

Стремясь к власти, большевики уже вскоре после Февральской революции выбросили ряд многообещающих лозунгов, среди которых наиболее популярными были: 1) «Вся власть Советам», 2) «Немедленный мир без аннексий и контрибуций», 3) «Фабрики – рабочим», 4) «Земля – крестьянам».

Для крестьянства, составлявшего подавляющее большинство в армии, давно страдавшего от малоземелья, и с вожделением взиравшего на соседние помещичьи земли, второй и четвертый лозунги имели особую притягательную силу. Этим, главным образом, и следует объяснить успех подрывной работы большевицких агитаторов в армии в 1917 году и отсутствие сколько-нибудь серьезного крестьянского сопротивления большевикам до прихода их к власти и в первый период после Октябрьского переворота.

26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 г., т. е. на другой день после захвата власти, Второй Всероссийский Съезд Советов по предложению Ленина принимает специальный «Декрет о земле».

Текст Декрета о земле в газете «Известия», 10 ноября 1917

 

В «Кратком курсе истории ВКП(б)» декрет этот расценивается как благодеяние, описываемое следующими словами:

 

«Право частной собственности на землю отменялось навсегда и заменялось всенародной государственной собственностью на землю.

Помещичьи, удельные и монастырские земли передавались в безвозмездное пользование всех трудящихся. Всего крестьянство по этому декрету получило от октябрьской революции более 150 миллионов десятин новых земель, которые и раньше находились в руках помещиков, буржуазии, царской семьи, монастырей и церквей …»[1]

 

После этого декрета в деревне усилились стихийные захваты и переделы земель, которые широко шли уже со времени Февральской революции. Несколько позднее на основании декрета ВЦИК от 11 июня 1918 года в деревне были созданы комитеты деревенской бедноты (комбеды), которым коммунистическая власть и поручила руководить отчуждением земли и прочего имущества. Следует заметить, что комбеды делили далеко не только помещичьи, удельные, церковные и монастырские, но и благоприобретенные земли частных владельцев, хуторян, отрубников и зажиточных крестьянских семей.

Деревня в Совдепии (белогвардейский плакат). «Пётр трудился над своей нивой, Василий же был день и ночь пьян. Потом комиссары прислали Декрет о земле, и Васька стал председателем комитета бедноты…»

 

Как показывают статистические материалы, крестьянство в целом от всех этих переделов очень мало выиграло, сельское же хозяйство и без того подорванное Мировой войной было подорвано еще больше.

Прежде всего нужно отметить, что из 150 миллионов десятин, якобы передававшихся по декрету в пользование крестьянам, весьма значительную часть составляли леса, пески, болота и прочие неудобные земли. Многие же из сельскохозяйственных земель были расположены на крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, где крестьянство нужды в земле не испытывало.

 

 

Далее, как впоследствии выяснилось, в передел среди крестьянства поступило сельскохозяйственных земель вовсе не 150 миллионов десятин, а лишь 90 миллионов[2].

Самое же важное то, что «главная масса посевной площади, попавшая в черный передел, была не земля помещиков, у которых по переписи 1916 года было всего 8 миллионов десятин, а земля казаков, а затем крестьян, имевших купчие крепости и, наконец, земли хуторян и отрубников [крестьян, вышедших из сельских общин в ходе аграрной реформы П. А. Столыпина]. У всех этих групп было изъято 45 миллионов десятин посевной площади»[3].

Владимир Ленин — автор Декрета о земле

 

По данным анкеты ЦСУ о произведенном в 1922 году исследовании по 29 губерниям, прирезки земли на двор в результате передела составили от 58% в Средневолжском крае, до 7,3% в Приуральском районе, а в целом по стране всего в размере 24%[4]. Короче говоря, мелкие крестьянские участки увеличились незначительно [на 1-2 десятины на двор при среднем размере дореволюционного крестьянского надела – 7 десятин (ок. 7,6 га)], крупные же жизнеспособные и продуктивные хозяйства были уничтожены.

Оценивая создавшееся после всех переделов положение, газета «Правда» в свое время писала:

 

«В результате земельной революции и раскулачивания, пролетарский и полупролетарский элемент деревни стал «хозяином» наделов в одну-полторы десятины земли без инвентаря или с таким его количеством, которое ни в малой степени не обеспечивало такому «хозяину» производственной самостоятельности. С другой стороны, действительно трудовые хозяйства и хозяйства кулацкого типа, зажиточные подверглись в той или другой степени земельному и инвентарному раскулачиванию и таким образом в громадном проценте потеряли свою былую дореволюционную производительность и товарность, превратившись в хозяйства потребительские, отличавшиеся от бедняцких только большей сытостью»[5].

 

Помимо того, что в общем крестьянские хозяйства измельчали уже в период черного передела, эти измельчание и дробление происходили по другим причинам: Во-первых, в деревню возвращались давно уже порвавшие было с нею рабочие из городов, ввиду царившей в городах безработицы. Во-вторых, в деревне застревали демобилизованные солдаты из армии и, в-третьих, крестьянские дворы дробились из-за волны вспыхнувших после издания советского земельного кодекса 1922 года семейных разделов. Все эти, как пришлые элементы, так и выделившиеся из общего двора члены семей, требовали земли для организации новых хозяйств.

В результате всего этого количество крестьянских хозяйств с 16 миллионов в 1916 году увеличилось в 1924 г. до 24 миллионов с лишним единиц и, как отмечала газета «Экономическая жизнь» от 8 ноября 1924 г., малоземелье, которое большевики обещали ликвидировать, вновь стало неразрешимой проблемой. Наряду с этим обострилась и проблема товарности сельскохозяйственной продукции, так как помещичьи и крепкие высокопродуктивные крестьянские хозяйства были в процессе передела ликвидированы, а вновь образовавшиеся карликовые хозяйства были в подавляющем большинстве хозяйствами чисто потребительского типа, не имевшими почти ровно никаких избытков.

Главным образом по этой причине очень скоро дружественные, казалось, отношения между крестьянством и коммунистической партией и правительством начали переходить в явно враждебные.

 

 

За время первой мировой войны и революционных боев, охвативших все уголки России, а также в результате инспирированного властью черного передела, русское сельское хозяйство было сильно подорвано. Посевная площадь резко сократилась, технические культуры почти совсем выпали из посевного клина, животноводство пришло в полный упадок, сбор хлебов сократился в два-три раза по сравнению с дореволюционным, страна попала в тиски страшного голода. Дневной рацион хлеба в Москве, Ленинграде и других городах, временами сокращался до 100 гр. Нередко вместо хлеба городскому населению выдавался немолотый ячмень или подсолнечные семена. В некоторые же дни в городах не оказывалось вообще никаких продовольственных запасов. Деревня же в это время городу почти ничего не поставляла.

Чтобы хоть как-нибудь снабдить городское население и сражавшуюся на многочисленных фронтах гражданской войны Красную армию, большевицкое правительство прибегает в своей заготовительной политике к крайним мерам.

Декрет Совнаркома от 24 января 1919 г. обязал крестьян продавать государству «продовольственные излишки» по твердым государственным ценам, в 15-20 раз более низким, чем цены свободного рынка.

В обмен на хлеб и прочую сельскохозяйственную продукцию город эпохи гражданской войны ничего крестьянству предложить не мог, так как заводы и фабрики в большинстве случаев стояли, и промышленные, потребительские товары были в таком же дефиците, как и сельскохозяйственные.

Кроме того, крестьянство в массе само было разорено, само сплошь и рядом жило впроголодь, никаких излишков не имело и, конечно, ничего не могло государству дать. Имевшиеся же кое-какие запасы хлеба крестьяне, ничего не получая взамен от города, за бесценок сдавать не хотели. Тогда государственная власть начинает обвинять крестьян в саботаже и укрывательстве якобы имевшихся излишков и прибегает к суровым принудительным мерам. Для заготовок сельскохозяйственных продуктов была установлена система продразверстки. Государство назначало сумму поставок зерна или других сельскохозяйственных продуктов, распределяло ее по отдельным губерниям и областям, а затем область разассигновывала это количество по отдельным районам и деревням. В деревнях же подлежащее сбору зерно или другие сельскохозяйственные продукты раскладывались между отдельными хозяевами. В деревнях эта раскладка производилась с самым активным участием комитетов бедноты, которые сами никаких запасов хлеба не имели и сами получали часть реквизированного у зажиточных крестьян хлеба.

С первых же шагов эти мероприятия советской власти натолкнулись на единодушное сопротивление крестьянства. Тогда власть создает специальные вооруженные продовольственные отряды, которые рыскали по деревням, жестоко расправлялись со всеми сопротивлявшимися и насильственно забирали у крестьян не только запасы, но и все, что можно было забрать. Однако никакие реквизиции, никакие конфискации и карательные экспедиции положительных результатов дать не могли. Хлеба, как и другой сельскохозяйственной продукции в стране было катастрофически мало.

Произвол же продовольственных отрядов, самоуправство и бесчинство властей и комбедов только озлобляли крестьянство и отнимали у него всякую охоту к восстановлению и расширению хозяйства. Крестьяне сознательно начали сокращать посевы, ограничивая их лишь потребностями своей семьи. Миллионы гектаров земли забрасывались и оставались невспаханными. Во многих районах страны одно за другим вспыхивали крестьянские волнения. В 1921 г. восстание подняли также и недовольные политикой правительства кронштадтские матросы.

Вызванное драконовскими правительственными мерами сопротивление крестьянства, как уже отмечено выше, сопровождалось резким сокращением посевных площадей и катастрофическим падением сборов хлеба.

Так сборы хлебов за первые годы революции, в сравнении с дореволюционным периодом, составляли (в миллионах центнеров)[6]:

 

В 1913 г. – 810,0

В 1917 г. – 644,3

В 1919 г. – 333,3

В 1921 г. – 254,8

 

Дальнейшее проведение политики реквизиции и конфискации грозило настоящей катастрофой.

 

Читайте далее в статьях Коллективизация в СССР – причины, Коллективизация в СССР и Колхозы при Сталине.



[1] История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), Краткий курс, М. изд. 1940 г. стр. 200.

[2] Газета «Известия» от 3 ноября 1927 г. Статья Наркома Земледелия Смирнова.

[3] М. Критский: «Две аграрные реформы». Статья в сборнике «Крестьянская Россия», Нью-Йорк, 1953 г., стр. 74.

[4] И. В. Чернышев: «Сельское хозяйство довоенной России и СССР» Гиз 1926, стр. 51.

[5] «Правда» от 27. 5. 1924 г.

[6] Голубничий: «К вопросу возникновения зерновых кризисов в СССР» Мюнхен, 1956, стр. 18.

 

rushist.com

Земельные преобразования 1917 года. Декрет о земле

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

Кафедра земельных отношений и кадастра

Реферат

на тему

«Земельные преобразования 1917 года.

Декрет о земле»

Выполнила: ст.гр.

Руководитель:

г.Санкт-Петербург

2009 г.

План

Введение

Развитие земельного законодательства в 1917

Декрет о земле

Заключение

Список литературы

Введение

История российского земельного права – история государственных политических и экономических преобразований, формирование земельного права как отрасли и как дисциплины. В данной работе рассматривается развитие земельного законодательства 1917 – 1990 гг., начиная с Октябрьской революции и прихода к власти Большевиков до перестройки и распада СССР.

Развитие земельного законодательства в 1917

О том, что земельная реформа не имела своей целью обвальное разрушение общины и не привела к этому, свидетельствует тот факт, что на 1 января 1916 г. из общины вышло 2 478 тыс. домохозяев с 16,9 млн. десятин земли, что составляло 26% общинных крестьянских дворов и 15% общинных земель. Проведение земельной реформы привело (и не могло не привести) к определенной дифференциации и расслоению крестьянства, что вкупе с огромной дифференциацией помещичьего и крестьянского землевладения послужило причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.

Декрет о земле

На основе Декрета о земле был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России. Была отменена частная собственность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось национализацией земли.

Правда, в самом Декрете термин «национализация земли» не содержится, тем не менее, его положения законодательно закрепили именно национализацию земли. Декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякого

выкупа, все земли обращаются во всенародное достояние и переходят в пользование всех трудящихся.

Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной собственности государства на землю — запрещались какие-либо сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог.

Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования, определил принципы и формы владения и пользования землей. Земельные участки с высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства. Основная масса земель передавалась на основе уравнительного землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическим переделам. Правом пользования землей наделялись все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался. Формы пользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан отдельных селений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные.

Таким образом, Декрет о земле предусмотрел различные формы землепользования — государственных предприятий, товариществ, артелей и трудящихся крестьян. Впоследствии, одни формы (например, хуторское, общинное, единоличное землепользование) были отменены, а другие укрепились и, в конечном счете, стали преобладающими и основными. Установление национализации земли привело к возникновению и последующему развитию земельного законодательства.

Положения Декрета о земле вскоре были включены в Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая вошла затем в первую Конституцию РСФСР.

Большое влияние на развитие крестьянского движения оказал 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов (май—июнь 1917 года), на котором В. И. Ленин изложил программу большевистской партии по аграрному вопросу и призвал к немедленному захвату земель.

Написанный В. И. Лениным и принятый 26 октября 1917 г. II съездом Советов декрет «О земле» явился историческим документом важнейшего значения, триумфом марксистско-ленинской теории национализации земли, триумфом аграрной программы партии.

Октябрьская революция впервые в истории человечества разрешила вопрос о земле в интересах народа.

Одним из самых первых законодательных актов Советской власти в области земельных отношений был исторический ле­нинский декрет «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г., который положил основу в нашей стране совершенно новой отрасли права — советского земельного права.

Закон «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г. яв­лялся прямым продолжением декрета о земле, который со­действовал дальнейшему углублению революции в деревне.

В соответствии с требованиями крестьян закон «О социа­лизации земли» 19 февраля 1918 г. проводил принцип уравни­тельного распределения земли. Принцип определения разме­ров этой нормы заключался в том, чтобы применяясь в дан­ном районе к исторически сложившейся системе землеполь­зования, потребительно-трудовая норма не превышала трудо­способности наличных сил каждого отдельного хозяйства и в то же время давала бы возможность безбедного существова­ния семье земледельца (ст. 12).

Прогрессивная сторона уравнительного землепользования состояла в том, что она была направлена на разрушение крупных землевладений и на обеспечение крестьян землей.

Однако, не все земли подлежали разделу по принципу уравнительности. Крестьянский наказ предусматривал, что земельные участки с высококультурными хозяйствами не под­лежали разделу, а превращались в показательные и переда­вались в исключительное пользование государства и коллек­тивов в зависимости от размера и назначения их. Так, напри­мер, в Ново-Ладожском уезде в имении бывшего помещика Пликаруса была образована коммуна имени Володарского. Имение состояло из 84 га пахотной земли, 15 луговой и 292 десятины пустотной земли5.

В дальнейшем Советская власть показала недостаточ­ность уравнительного землепользования и убедила трудящие­ся массы крестьянства в необходимости перехода к общест­венной обработке земли. Огромные средства, которые прежде крестьяне тратили для того, чтобы арендовать землю у поме­щиков, теперь могли быть использованы на перестройку мел­кого крестьянского хозяйства, на кооперирование его.

Следовательно, в первых советских декретах мы видим наряду с уравнительным землепользованием единоличных хо­зяйств обобществленное землепользование коллективных и советских хозяйств.

Для проведения в жизнь декрета о земле на местах были созданы земельные комитеты на демократических началах.

Земельные комитеты, избранные трудовым земледельче­ским населением из среды крестьян, должны были проводить в жизнь первые земельные законы и взять все земли в свои руки.

Согласно положению «О земельных комитетах и об урегу­лировании сельскохозяйственных отношений», принятому СНК РСФСР от 4 декабря 1917 г., в ведение и распоряжение земельных комитетов поступали «живой и мертвый сельско­хозяйственный и промышленный инвентарь, усадебные пост­ройки и все запасы сельскохозяйственных продуктов и материалов хозяйств»6. Все земли сельскохозяйственного пользо­вания также поступали в ведение и распоряжение земельных комитетов.

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без

всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные,

монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем,

усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в

распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов

Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным

Собранием вопроса о земле.

3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества,

принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким

преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы

Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для

соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений,

для определения того, до какого размера участки и какие именно

подлежат конфискации, для составления точной описи всего

конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны

всего переходящего к народу хозяйства со всеми постройками,

орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных

преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным

Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ,

составленный на основании 242 местных крестьянских наказов

редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов»

и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, N 88, 19

августа 1917 г.).

5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

Заключение

Период правления коммунистической партии остался позади. Многие склонны винить тот строй, находя при этом множество доводов в свою пользу. Но нельзя забывать, что в развитии земельного законодательства коммунистами было сделано немало уверенных шагов вперёд. Да, возможно, они ломали принципы, сложившиеся в России за много веков. Однако если делать выводы, сравнивая царский и советский периоды, невооружённым глазом заметно, что при коммунистах у простых людей было больше свобод. В это время очень важным этапом развития земельного законодательства стало принятие Декрета о земле. Каждый, желающий работать, наделялся землёй. Поощрялась разработка неосвоенных земель. А поистине огромное движение, возникшее в СССР – освоение целины предопределило нашей стране сельскохозяйственное будущее.

Список литературы

1. История отечественного государства и права. Учебник для вузов / Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., «Инфра-М», 1998 г.

mirznanii.com

Реферат — Земельные преобразования 1917 года. Декрет о земле

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

Кафедра земельных отношений и кадастра

Реферат

на тему

«Земельные преобразования 1917 года.

Декрет о земле»

Выполнила: ст.гр.

Руководитель:

г.Санкт-Петербург

2009 г.

План

Введение

Развитие земельного законодательства в 1917

Декрет о земле

Заключение

Список литературы

Введение

История российского земельного права – история государственных политических и экономических преобразований, формирование земельного права как отрасли и как дисциплины. В данной работе рассматривается развитие земельного законодательства 1917 – 1990 гг., начиная с Октябрьской революции и прихода к власти Большевиков до перестройки и распада СССР.

Развитие земельного законодательства в 1917

О том, что земельная реформа не имела своей целью обвальное разрушение общины и не привела к этому, свидетельствует тот факт, что на 1 января 1916 г. из общины вышло 2 478 тыс. домохозяев с 16,9 млн. десятин земли, что составляло 26% общинных крестьянских дворов и 15% общинных земель. Проведение земельной реформы привело (и не могло не привести) к определенной дифференциации и расслоению крестьянства, что вкупе с огромной дифференциацией помещичьего и крестьянского землевладения послужило причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.

Декрет о земле

На основе Декрета о земле был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России. Была отменена частная собственность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось национализацией земли.

Правда, в самом Декрете термин «национализация земли» не содержится, тем не менее, его положения законодательно закрепили именно национализацию земли. Декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякого

выкупа, все земли обращаются во всенародное достояние и переходят в пользование всех трудящихся.

Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной собственности государства на землю — запрещались какие-либо сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог.

Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования, определил принципы и формы владения и пользования землей. Земельные участки с высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства. Основная масса земель передавалась на основе уравнительного землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическим переделам. Правом пользования землей наделялись все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался. Формы пользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан отдельных селений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные.

Таким образом, Декрет о земле предусмотрел различные формы землепользования — государственных предприятий, товариществ, артелей и трудящихся крестьян. Впоследствии, одни формы (например, хуторское, общинное, единоличное землепользование) были отменены, а другие укрепились и, в конечном счете, стали преобладающими и основными. Установление национализации земли привело к возникновению и последующему развитию земельного законодательства.

Положения Декрета о земле вскоре были включены в Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая вошла затем в первую Конституцию РСФСР.

Большое влияние на развитие крестьянского движения оказал 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов (май—июнь 1917 года), на котором В. И. Ленин изложил программу большевистской партии по аграрному вопросу и призвал к немедленному захвату земель.

Написанный В. И. Лениным и принятый 26 октября 1917 г. II съездом Советов декрет «О земле» явился историческим документом важнейшего значения, триумфом марксистско-ленинской теории национализации земли, триумфом аграрной программы партии.

Октябрьская революция впервые в истории человечества разрешила вопрос о земле в интересах народа.

Одним из самых первых законодательных актов Советской власти в области земельных отношений был исторический ле­нинский декрет «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г., который положил основу в нашей стране совершенно новой отрасли права — советского земельного права.

Закон «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г. яв­лялся прямым продолжением декрета о земле, который со­действовал дальнейшему углублению революции в деревне.

В соответствии с требованиями крестьян закон «О социа­лизации земли» 19 февраля 1918 г. проводил принцип уравни­тельного распределения земли. Принцип определения разме­ров этой нормы заключался в том, чтобы применяясь в дан­ном районе к исторически сложившейся системе землеполь­зования, потребительно-трудовая норма не превышала трудо­способности наличных сил каждого отдельного хозяйства и в то же время давала бы возможность безбедного существова­ния семье земледельца (ст. 12).

Прогрессивная сторона уравнительного землепользования состояла в том, что она была направлена на разрушение крупных землевладений и на обеспечение крестьян землей.

Однако, не все земли подлежали разделу по принципу уравнительности. Крестьянский наказ предусматривал, что земельные участки с высококультурными хозяйствами не под­лежали разделу, а превращались в показательные и переда­вались в исключительное пользование государства и коллек­тивов в зависимости от размера и назначения их. Так, напри­мер, в Ново-Ладожском уезде в имении бывшего помещика Пликаруса была образована коммуна имени Володарского. Имение состояло из 84 га пахотной земли, 15 луговой и 292 десятины пустотной земли5.

В дальнейшем Советская власть показала недостаточ­ность уравнительного землепользования и убедила трудящие­ся массы крестьянства в необходимости перехода к общест­венной обработке земли. Огромные средства, которые прежде крестьяне тратили для того, чтобы арендовать землю у поме­щиков, теперь могли быть использованы на перестройку мел­кого крестьянского хозяйства, на кооперирование его.

Следовательно, в первых советских декретах мы видим наряду с уравнительным землепользованием единоличных хо­зяйств обобществленное землепользование коллективных и советских хозяйств.

Для проведения в жизнь декрета о земле на местах были созданы земельные комитеты на демократических началах.

Земельные комитеты, избранные трудовым земледельче­ским населением из среды крестьян, должны были проводить в жизнь первые земельные законы и взять все земли в свои руки.

Согласно положению «О земельных комитетах и об урегу­лировании сельскохозяйственных отношений», принятому СНК РСФСР от 4 декабря 1917 г., в ведение и распоряжение земельных комитетов поступали «живой и мертвый сельско­хозяйственный и промышленный инвентарь, усадебные пост­ройки и все запасы сельскохозяйственных продуктов и материалов хозяйств»6. Все земли сельскохозяйственного пользо­вания также поступали в ведение и распоряжение земельных комитетов.

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без

всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные,

монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем,

усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в

распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов

Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным

Собранием вопроса о земле.

3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества,

принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким

преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы

Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для

соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений,

для определения того, до какого размера участки и какие именно

подлежат конфискации, для составления точной описи всего

конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны

всего переходящего к народу хозяйства со всеми постройками,

орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных

преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным

Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ,

составленный на основании 242 местных крестьянских наказов

редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов»

и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, N 88, 19

августа 1917 г.).

5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

Заключение

Период правления коммунистической партии остался позади. Многие склонны винить тот строй, находя при этом множество доводов в свою пользу. Но нельзя забывать, что в развитии земельного законодательства коммунистами было сделано немало уверенных шагов вперёд. Да, возможно, они ломали принципы, сложившиеся в России за много веков. Однако если делать выводы, сравнивая царский и советский периоды, невооружённым глазом заметно, что при коммунистах у простых людей было больше свобод. В это время очень важным этапом развития земельного законодательства стало принятие Декрета о земле. Каждый, желающий работать, наделялся землёй. Поощрялась разработка неосвоенных земель. А поистине огромное движение, возникшее в СССР – освоение целины предопределило нашей стране сельскохозяйственное будущее.

Список литературы

1. История отечественного государства и права. Учебник для вузов / Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1., Ч.2. М., «Инфра-М», 1998 г.

2. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. М., «Норма», 2001 г.

3. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. В. Х. Улюкаева. М., «Былина», 2002 г.

4. Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В. В. Петрова. М., «Инфра-М», 1999 г.

www.ronl.ru

Декрет о земле (1917) — Российская Империя

Принят II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов

    1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
    2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным Собранием вопроса о земле.
    3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
    4) Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов» и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, № 88, 19 августа 1917 г.).
    5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным Собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:

    1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

    За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.
    2) Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления.
    3) Земельные участки с высоко — культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т. п. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их.

    Усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, при чем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком.
    4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч., конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.

    Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного Собрания.
    5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.

    Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.
    6) Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.

    При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение не более 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности, на это время прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли.

    Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обезпечение.
    7) Землепользование должно быть уравнительным, т.-е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительной норме.

    Формы пользования землею должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.
    8) Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями.

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.

При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, при чем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица, по указанию выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч., должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч., и, наконец, по жребию, либо по соглашению.

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должная определяться Уездными Советами Крестьянских Депутатов.

www.rusempire.ru

1. Ленинский декрет о земле и его осуществление. Советская экономика в 1917—1920 гг.

1. Ленинский декрет о земле и его осуществление

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила судьбы крестьянства страны, открыла новые пути в развитии деревни. Российский рабочий класс, завоевав политическую власть, сразу же приступил к решению аграрного вопроса, к удовлетворению насущных нужд трудового крестьянства.

Уже на второй день после победы Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов принял составленный В. И. Лениным исторический Декрет о земле, провозгласивший национализацию всей земли, конфискацию помещичьих земель и установление бесплатного крестьянского землепользования. В декрет вошли в сводном виде 242 крестьянских наказа, требовавших не только отмены частной собственности на землю, но и уравнительного раздела ее по трудовой или потребительной норме. Коммунистическая партия пошла навстречу пожеланиям широких крестьянских масс, хотя понимала мелкобуржуазную ограниченность принципа уравнительного землепользования. Партия исходила из того, что уравнительный раздел земли имеет прогрессивный характер в борьбе против остатков феодализма в деревне, но несостоятельность его как средства спасения от нищеты и разорения должна быть осознана крестьянством на собственном опыте.

Советская власть проделала большую работу по разъяснению Декрета о земле и подготовке к его проведению на местах. Декрет перепечатывался массовым тиражом и рассылался по всей стране, в деревню направлялись агитаторы из рабочих, солдат и матросов, проводились многочисленные собрания крестьян. Ленинский декрет встречал повсюду единодушную поддержку.

Важнейшие положения Декрета о земле получили дальнейшее развитие в декрете «О социализации земли», утвержденном ВЦИК 27 января 1918 г., и «Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» (14 февраля 1919 г.). Эти документы определили основные направления аграрной политики Советской власти. Включив требования крестьянства в свое аграрное законодательство, Советская власть вместе с тем последовательно проводила в нем линию на отказ от иллюзий об увековечении мелкого крестьянского хозяйства, прямо и решительно заявляла о своей всемерной поддержке крупных государственных и коллективных хозяйств.

Аграрная революция, развернувшаяся в Советской России, прошла два основных этапа. На первом, демократическом этапе (октябрь 1917 — весна 1918 г.) аграрные преобразования носили преимущественно антифеодальный характер, были направлены на ликвидацию помещичьего землевладения; на втором, социалистическом этапе (лето — осень 1918 г.) они приобрели антибуржуазный характер, вылились в частичную экспроприацию кулачества.

В исторических условиях России уничтожение средневековых форм землевладения и обновление всей системы земельных отношений было осуществлено национализацией земли. Октябрьская революция придала новое содержание этой мере, принципиально по-новому решив вопрос о форме земельной собственности.

Как известно, национализация земли является средством уничтожения частной земельной собственности. Однако сама по себе национализация еще не предопределяет той формы собственности, которая утвердится в ходе ее осуществления; решающую роль в этом играет характер государственной власти. Маркс указывал, что в условиях капиталистического государства (власти меньшинства) национализация земли была бы средством создания коллективной капиталистической собственности на землю. В условиях социалистической революции, установления власти рабочего класса и беднейшего крестьянства (большинства населения) национализация земли есть средство создания общенародной земельной собственности.

Первый документ Советского правительства в области аграрного законодательства уничтожал частную собственность на землю «немедленно без всякого выкупа». В «Крестьянском наказе», вошедшем в Декрет о земле, было записано: «1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда… Вся земля… обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней»171. Общекрестьянское требование национализации земли, сформулированное крестьянством еще в эпоху первой русской буржуазно-демократической революции, было выполнено Советским рабоче-крестьянским правительством. Государственным достоянием объявлялись все недра земли и естественные ресурсы.

Наряду с ликвидацией помещичьего землевладения уничтожалась и капиталистическая собственность на землю. Значительная часть помещичьих земель была заложена в банки. Декрет СНК от 25 ноября 1917 г. упразднил Дворянский и Крестьянский земельные банки172. Лишались права собственности на землю фабриканты и купцы, владевшие перед революцией почти 19 млн. дес. земли173.

Следует, однако, подчеркнуть, что национализация земли существенно отличается от национализации других средств производства. В условиях социалистической революции национализация фабрик, заводов, рудников, железных дорог и т.д. ведет к созданию социалистических производственных отношений. Национализация земли не утверждает социализма в сельском хозяйстве, для этого необходима еще организация общественной обработки земли.

Ликвидация частной земельной собственности означала уничтожение абсолютной ренты. «Национализация земли, — писал Ленин, — дает возможность уничтожить абсолютную ренту, оставляя одну только дифференциальную»174. С уничтожением абсолютной ренты общество освобождалось от той дани, которую налагали на него частные земельные собственники; это вело к снижению цен на сельскохозяйственные продукты на сумму абсолютной ренты.

Уничтожая абсолютную ренту, национализация земли передавала дифференциальную ренту в распоряжение государства. В. И. Ленин указывал, что национализация земли в экономическом отношении «есть передача ренты государству, не более и не менее»175. Это ленинское указание отражено в декрете «О социализации земли»: «Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти»176. Передача дифференциальной ренты государству укрепляла экономическую мощь Советского государства — дифференциальная рента использовалась на общенародные нужды, на дело социалистического строительства.

Национализация земли в СССР, установив общенародную форму земельной собственности, создала новые условия для развития крестьянского хозяйства. Одна часть средств производства — земля находилась в общенародной собственности, другая — средства обработки земли — в собственности крестьян; отсюда двойственный характер произведенного продукта: одна часть его — земельная рента — собственность государства, другая — собственность крестьянского хозяйства. Рента поступала государству в порядке налогового обложения землепользователей, дифференциации заготовительных и закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и т.п.

Установление общенародной собственности на землю изменило характер товарооборота между городом и деревней. Его организация стала государственным делом. Уже в декрете «О социализации земли» указывалось, что «торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией»177.

Национализация земли означала также передачу государству права распоряжаться землей. «Национализация, — писал Ленин, — есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей»178. В Декрете о земле указывалось, что право распоряжения землей переходит к местным органам Советской власти.

Декрет «О социализации земли» определял основные задачи в этой области: уравнительное распределение земли, создание условий, благоприятствующих росту производительных сил (увеличение плодородия земли, развитие сельскохозяйственной техники, повышение уровня агрономических знаний), создание коллективного хозяйства в целях перехода к социалистическому земледелию179. Право государства распоряжаться землей было широко использовано для преимущественного наделения конфискуемой помещичьей землей организующихся совхозов и колхозов.

Национализация земли, обратившая в общенародную собственность главное средство сельскохозяйственного производства, значительно укрепила экономические позиции Советской власти. Она упрочила союз рабочего класса с крестьянством, была использована в борьбе с контрреволюционными силами и в дальнейшем — в социалистическом переустройстве деревни.

В соответствии с Декретом о земле происходила конфискация помещичьего землевладения. Ее осуществляли местные Советы и земельные комитеты, избранные в декабре 1917 — январе 1918 г. Эти органы брали на учет помещичьи имения, составляли описи имущества (скота, инвентаря, орудий, машин и т.д.). В имения назначались комиссары, принимались меры по охране имений.

В губерниях нечерноземного Центра и Северо-Запада (Московской, Владимирской, Тверской, Петроградской, Смоленской и др.), где после Октябрьской революции сразу же были созданы сельские Советы и переизбраны земельные комитеты, эсеровское влияние в деревне было подорвано, на помощь крестьянам были посланы рабочие из крупных промышленных городов, конфискация помещичьего землевладения с самого начала проводилась организованно, случаи расхищения и разгрома имений были редки.

Иная обстановка сложилась в отдельных районах черноземного Центра и Поволжья, в которых земельные органы возглавляли правые эсеры. В этих районах в ноябре — декабре 1917 г. было немало случаев разгрома и расхищения помещичьих имений. Инициаторами разгромов обычно выступали кулаки, захватывавшие большую часть скота и инвентаря. С укреплением Советской власти конфискация помещичьих имений и здесь приобретала организованный характер. В январе — феврале 1918 г. разгромы имений резко сократились. Сельские Советы пресекали погромы180.

Нужно отметить, что в целом по стране разгрому подвергалось сравнительно небольшое число помещичьих имений. В губерниях земледельческого Центра разгромленные имения составляли 4—6—10% всех принятых на учет земельными органами181. Конфискация основной массы помещичьих имений, таким образом, происходила организованно. В Центральной России она была осуществлена практически в первые месяцы Советской власти.

Конфискованная помещичья земля распределялась среди крестьянства. В Декрете о земле указывалось, что земля «переходит в пользование всех трудящихся на ней». Землепользование должно быть уравнительным, земля распределяется по трудовой или потребительной норме. Только в отношении высококультурных помещичьих хозяйств делалось исключение: они разделу не подлежали, а переходили в пользование государства или общины. Таким образом, уже в Декрете о земле предусматривалось создание индивидуального и общественного (коллективного и государственного) землепользования. В декрете «О социализации земли» подчеркивалась необходимость всяческого содействия общественной обработке земли и предоставления преимуществ трудовому кооперативному хозяйствованию перед единоличным. Учитывая объективные перспективы развития сельского хозяйства, «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» провозглашало, что «на все виды единоличного землепользования следует смотреть как на преходящие и отживающие».

Придав законодательную силу крестьянскому требованию уравнительного раздела земли, большевики в противовес эсерам доказывали, что эта мера не означает установления в деревне социалистических отношений, поскольку существуют имущественные различия и товарное производство, усиливающее данные различия; в деревне сохраняются тенденции капиталистического развития. Однако уравнительный раздел земли между крестьянами в условиях диктатуры пролетариата приобретает новое значение. Такой раздел становится актом вторжения в старые производственные отношения в деревне. Наделение землей батраков и малоземельных крестьян, с одной стороны, и урезка кулацкого землепользования — с другой, ведут к осереднячиванию крестьянства, сужают сферу капиталистических отношений в деревне. Создаются условия для нового направления в развитии аграрных отношений. В ноябре 1917 г. В. И. Ленин писал: «Никогда уравнительное землепользование и т.п. меры не повредят социализму, если власть в руках рабочего и крестьянского правительства…» и осуществлены важнейшие революционно-экономические мероприятия. В этих условиях уравнительное землепользование становится «одной из переходных мер к полному социализму»182.

Конфискация помещичьих земель и их уравнительное распределение среди крестьянства осуществлялись в ожесточенной классовой борьбе. Этим мерам противодействовали земельные собственники, лишавшиеся своих владений; кулачество стремилось использовать земельные преобразования в своих интересах. Задача Советской власти состояла в том, чтобы даже демократические аграрные преобразования осуществить в интересах пролетарских и полупролетарских слоев деревни.

В конфискации помещичьих земель были заинтересованы все крестьяне, выступавшие единым фронтом против класса помещиков. Характеризуя это направление классовой борьбы в деревне, В. И. Ленин говорил: «Сначала положение было таково, что мы видели напор всего крестьянства против власти помещиков. Против помещиков шли одинаково и бедняки и кулаки, хотя, конечно, с разными намерениями: кулаки шли с целью отобрать землю у помещика и развить на ней свое хозяйство»183. При переходе к распределению конфискованных земель борьба между различными социальными категориями крестьян обострилась. При разделе помещичьих земель «обнаружились между кулаками и беднотой различные интересы и стремления»184. Батраки и бедняки требовали распределения земли по числу едоков, а кулаки — в зависимости от наличия средств обработки земли и рабочей силы. Кулаки, чтобы захватить лучшую часть конфискуемых земель, машины и орудия, племенной, рабочий и продуктивный скот и отвлечь внимание от своих земель, вели агитацию за раздел всех помещичьих имений и часто провоцировали их разгромы. Так кулаки пытались использовать в своих целях земельные преобразования.

Против классового подхода к распределению конфискованной помещичьей земли выступали эсеры. Видя в уравнительном землепользовании установление социализма в деревне, они делали упор на полное уравнительное распределение земли по единой (с учетом плодородия почв) для всей территории страны норме. Такой раздел требовал перераспределения земель между губерниями, уездами и волостями. Прежде чем приступить к нему, необходимо было провести перепись населения и составить земельный кадастр, подготовить кадры землеустроителей, агрономов и статистиков. Распределение земель, следовательно, откладывалось на многие годы. Партия большевиков при распределении земель делала упор не на территориальный, а на социально-классовый аспект раздела — наделение землей безземельной и малоземельной бедноты, вела борьбу против попыток кулачества захватить конфискованные помещичьи земли. Этот подход к распределению земли среди крестьянства был закреплен в декрете «О социализации земли», в котором указывалось, что при наделении землей единоличных хозяйств в первую очередь удовлетворяются нужды безземельных и малоземельных крестьян и сельскохозяйственных рабочих.

Решающую роль при распределении земли между крестьянами играли местные органы власти. Поэтому в деревне шла острая борьба за овладение Советами, за изменение их социального состава. Соотношение классовых сил в отдельных селениях и волостях было различным, поэтому и распределение земли приняло многообразные формы.

Весной 1918 г. в деревне был осуществлен раздел основной части помещичьих земель (земли, занятые посевом озимых, делились осенью после снятия урожая). В каждом уезде земля распределялась самостоятельно и независимо от других уездов185. Земли между волостями распределялись чаще, однако это распределение касалось, во-первых, только «излишков» земли, во-вторых, в нем принимали участие только «смежные волости». Земельные границы волостей в основном оставались прежними. Аналогичным было распределение земель между населенными пунктами (деревня, село) и земельными обществами: в первую очередь прирезку земли получали малоземельные общества; в большинстве случаев основным признаком при выборе селений, которым отводилась земля, была близость их к распределяемому земельному фонду186.

Таким образом, распределение земель между волостями и земельными обществами имело своей главной задачей ликвидацию былой межселенной запутанности землепользования, улучшение его организации. Это распределение земли не соответствовало принципам эсеровской «социализации». Недаром один из лидеров левых эсеров, А. Устинов, в 1919 г. писал: «Земля расхвачена чрезвычайно неуравнительно… Социализацией в распределении земли в уравнительно-трудовое пользование отдельных хозяйств, обществ, волостей и т.д. — и не пахнет». Крестьянские хозяйства отдельных земельных обществ (сел, деревень), волостей, уездов и губерний и после уравнительного раздела имели в расчете на едока различное количество земли.

Раздел земли между крестьянскими хозяйствами происходил двояко: во-первых, путем «черного передела», когда все земли (надельные, купчие, арендованные, конфискованные) объединялись в единый распределительный земельный фонд, который затем перераспределялся; во-вторых, путем прирезки земли к наделу (или отрезки от надела) до установленной нормы, прежние земельные наделы крестьян не перераспределялись. Вторая форма установления уравнительного землепользования, как правило, преобладала.

Мерой распределения земли обычно служил едок (потребительная норма) или трудоспособный (трудовая норма). По числу едоков или трудоспособных делились главным образом пахотные земли. Другие угодья, например сенокосы, делились во многих случаях по количеству скота, что было выгодно кулацким хозяйствам. Хотя право первоочередного получения земли предоставлялось сельскохозяйственным рабочим, безземельным и малоземельным крестьянам, на местах нередки были случаи, когда землей наделяли в зависимости от наличия живого и мертвого инвентаря. Таким образом, в результате раздела конфискованных помещичьих и церковно-монастырских земель среди крестьянства значительная часть их перешла в руки «хозяйственного мужичка», имевшего рабочий скот и сельскохозяйственный инвентарь. Кулацким хозяйствам удалось сохранить за собой купчие и арендованные земли, а иногда и расширить свое землепользование за счет распределяемых помещичьих земель. Ограничение кулацкого землепользования произошло в ходе нового раздела земли среди крестьянства.

На первом этапе аграрных преобразований были решены в основном задачи буржуазно-демократической революции. Однако благодаря установлению диктатуры пролетариата преобразования этого этапа вышли за рамки буржуазного развития, стали переходными мерами к социализму, облегчили в дальнейшем победу нового общественного строя в сельском хозяйстве. В то же время уже на демократическом этапе аграрной революции в деревне возникли социалистические формы хозяйства. На базе бывших помещичьих имений, отнесенных к числу высококультурных хозяйств и не подлежавших разделу, создавались совхозы, а также коммуны, артели и товарищества по общественной обработке земли. В инструкции Наркомзема указывалось: «Рабочие и служащие экономий, а также безземельные крестьяне деревень, объединяющиеся в коммуну или артель, получают участок земли, прилегающий к имению, и пользуются находящимся в нем инвентарем»187. В отдельных районах страны уже на демократическом этапе аграрных преобразований Советы изымали излишки земли (сверх трудовой нормы), рабочего окота и инвентаря у кулачества и распределяли среди бедноты.

Второй, социалистический, этап аграрных преобразований начался с лета 1918 г., со времени создания комитетов бедноты. Декрет ВЦИК от 11 июня 1918 г. об организации комбедов стал поворотным пунктом в развитии аграрной революции. Сельский пролетариат и беднота, сосредоточив в своих руках политическую власть в деревне, под руководством рабочего класса развернули наступление на кулачество. Они провели перераспределение земли, изъяв излишки (сверх трудовой нормы) у кулаков и передав их беднякам и середнякам. У кулаков были отобраны также излишние машины, орудия и скот. Часть изъятых средств производства перешла в распоряжение прокатных пунктов и коммун, остальные же были переданы бедноте. За счет зерна, изъятого у кулаков, беднота обеспечивалась продовольствием, семенами. Частичная экспроприация средств производства ослабила экономическую силу кулачества, ограничила рост его хозяйства как крупного капиталистического.

Комбеды также довели до конца ликвидацию помещичьего землевладения, уравнительно распределив среди трудящегося крестьянства нераспределенные помещичьи земли. Благодаря созданию комбедов получило более широкий размах создание совхозов и колхозов188.

Социалистический этап аграрных преобразований означал коренные изменения соотношения классовых сил в деревне, консолидацию пролетарских и полупролетарских слоев в самостоятельную организованную силу, сплотившуюся вокруг рабочего класса городов, поворот середняцких масс крестьянства к активной поддержке диктатуры пролетариата. Тем самым была создана надежная гарантия для проведения всех экономических мероприятий, осуществляемых Советской властью в деревне в переходный период и направленных на построение социализма189.

В 1917—1918 гг. аграрные преобразования были проведены на большей части территории Центральной России. В тех районах, где в этот период их не удалось завершить, они продолжались в 1919 и 1920 гг. Ко времени введения новой экономической политики аграрные преобразования в центре страны были завершены.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Статья — Земельные преобразования 1917 года. Декрет о земле

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

Кафедра земельных отношений и кадастра

Реферат

на тему

«Земельные преобразования 1917 года.

Декрет о земле»

Выполнила: ст.гр.

Руководитель:

г.Санкт-Петербург

2009 г.

План

Введение

Развитие земельного законодательства в 1917

Декрет о земле

Заключение

Список литературы

Введение

История российского земельного права – история государственных политических и экономических преобразований, формирование земельного права как отрасли и как дисциплины. В данной работе рассматривается развитие земельного законодательства 1917 – 1990 гг., начиная с Октябрьской революции и прихода к власти Большевиков до перестройки и распада СССР.

Развитие земельного законодательства в 1917

О том, что земельная реформа не имела своей целью обвальное разрушение общины и не привела к этому, свидетельствует тот факт, что на 1 января 1916 г. из общины вышло 2 478 тыс. домохозяев с 16,9 млн. десятин земли, что составляло 26% общинных крестьянских дворов и 15% общинных земель. Проведение земельной реформы привело (и не могло не привести) к определенной дифференциации и расслоению крестьянства, что вкупе с огромной дифференциацией помещичьего и крестьянского землевладения послужило причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.

Декрет о земле

На основе Декрета о земле был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России. Была отменена частная собственность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось национализацией земли.

Правда, в самом Декрете термин «национализация земли» не содержится, тем не менее, его положения законодательно закрепили именно национализацию земли. Декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякого

выкупа, все земли обращаются во всенародное достояние и переходят в пользование всех трудящихся.

Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной собственности государства на землю — запрещались какие-либо сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог.

Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования, определил принципы и формы владения и пользования землей. Земельные участки с высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства. Основная масса земель передавалась на основе уравнительного землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическим переделам. Правом пользования землей наделялись все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался. Формы пользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан отдельных селений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные.

Таким образом, Декрет о земле предусмотрел различные формы землепользования — государственных предприятий, товариществ, артелей и трудящихся крестьян. Впоследствии, одни формы (например, хуторское, общинное, единоличное землепользование) были отменены, а другие укрепились и, в конечном счете, стали преобладающими и основными. Установление национализации земли привело к возникновению и последующему развитию земельного законодательства.

Положения Декрета о земле вскоре были включены в Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая вошла затем в первую Конституцию РСФСР.

Большое влияние на развитие крестьянского движения оказал 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов (май—июнь 1917 года), на котором В. И. Ленин изложил программу большевистской партии по аграрному вопросу и призвал к немедленному захвату земель.

Написанный В. И. Лениным и принятый 26 октября 1917 г. II съездом Советов декрет «О земле» явился историческим документом важнейшего значения, триумфом марксистско-ленинской теории национализации земли, триумфом аграрной программы партии.

Октябрьская революция впервые в истории человечества разрешила вопрос о земле в интересах народа.

Одним из самых первых законодательных актов Советской власти в области земельных отношений был исторический ле­нинский декрет «О земле» от 26 октября (8 ноября) 1917 г., который положил основу в нашей стране совершенно новой отрасли права — советского земельного права.

Закон «О социализации земли» от 19 февраля 1918 г. яв­лялся прямым продолжением декрета о земле, который со­действовал дальнейшему углублению революции в деревне.

В соответствии с требованиями крестьян закон «О социа­лизации земли» 19 февраля 1918 г. проводил принцип уравни­тельного распределения земли. Принцип определения разме­ров этой нормы заключался в том, чтобы применяясь в дан­ном районе к исторически сложившейся системе землеполь­зования, потребительно-трудовая норма не превышала трудо­способности наличных сил каждого отдельного хозяйства и в то же время давала бы возможность безбедного существова­ния семье земледельца (ст. 12).

Прогрессивная сторона уравнительного землепользования состояла в том, что она была направлена на разрушение крупных землевладений и на обеспечение крестьян землей.

Однако, не все земли подлежали разделу по принципу уравнительности. Крестьянский наказ предусматривал, что земельные участки с высококультурными хозяйствами не под­лежали разделу, а превращались в показательные и переда­вались в исключительное пользование государства и коллек­тивов в зависимости от размера и назначения их. Так, напри­мер, в Ново-Ладожском уезде в имении бывшего помещика Пликаруса была образована коммуна имени Володарского. Имение состояло из 84 га пахотной земли, 15 луговой и 292 десятины пустотной земли5.

В дальнейшем Советская власть показала недостаточ­ность уравнительного землепользования и убедила трудящие­ся массы крестьянства в необходимости перехода к общест­венной обработке земли. Огромные средства, которые прежде крестьяне тратили для того, чтобы арендовать землю у поме­щиков, теперь могли быть использованы на перестройку мел­кого крестьянского хозяйства, на кооперирование его.

Следовательно, в первых советских декретах мы видим наряду с уравнительным землепользованием единоличных хо­зяйств обобществленное землепользование коллективных и советских хозяйств.

Для проведения в жизнь декрета о земле на местах были созданы земельные комитеты на демократических началах.

Земельные комитеты, избранные трудовым земледельче­ским населением из среды крестьян, должны были проводить в жизнь первые земельные законы и взять все земли в свои руки.

Согласно положению «О земельных комитетах и об урегу­лировании сельскохозяйственных отношений», принятому СНК РСФСР от 4 декабря 1917 г., в ведение и распоряжение земельных комитетов поступали «живой и мертвый сельско­хозяйственный и промышленный инвентарь, усадебные пост­ройки и все запасы сельскохозяйственных продуктов и материалов хозяйств»6. Все земли сельскохозяйственного пользо­вания также поступали в ведение и распоряжение земельных комитетов.

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ

1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без

всякого выкупа.

2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные,

монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем,

усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в

распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов

Крестьянских Депутатов впредь до разрешения Учредительным

Собранием вопроса о земле.

3) Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества,

принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким

преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы

Крестьянских Депутатов принимают все необходимые меры для

соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений,

для определения того, до какого размера участки и какие именно

подлежат конфискации, для составления точной описи всего

конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны

всего переходящего к народу хозяйства со всеми постройками,

орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.

4) Для руководства по осуществлению великих земельных

преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным

Собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ,

составленный на основании 242 местных крестьянских наказов

редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов»

и опубликованный в номере 88 этих «Известий» (Петроград, N 88, 19

августа 1917 г.).

5) Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

Заключение

Период правления коммунистической партии остался позади. Многие склонны винить тот строй, находя при этом множество доводов в свою пользу. Но нельзя забывать, что в развитии земельного законодательства коммунистами было сделано немало уверенных шагов вперёд. Да, возможно, они ломали принципы, сложившиеся в России за много веков. Однако если делать выводы, сравнивая царский и советский периоды, невооружённым глазом заметно, что при коммунистах у простых людей было больше свобод. В это время очень важным этапом развития земельного законодательства стало принятие Декрета о земле. Каждый, желающий работать, наделялся землёй. Поощрялась разработка неосвоенных земель. А поистине огромное движение, возникшее в СССР – освоение целины предопределило нашей стране сельскохозяйственное будущее.

Список литературы

1. История отечественного государства и права. Учебник для вузов / Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1., Ч.2. М., «Инфра-М», 1998 г.

2. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. М., «Норма», 2001 г.

3. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. В. Х. Улюкаева. М., «Былина», 2002 г.

4. Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В. В. Петрова. М., «Инфра-М», 1999 г.

www.ronl.ru

Декрет о земле

    1.
Документ: « Из декрета
о земле Съезда Советов
рабочих и солдатских
депутатов (26 октября 1917
г.)».  Приняв этот
декрет, большевики
отступили от своей
аграрной программы.
Почему они это сделали?

    Декрет 
о земле, один из первых декретов Советской
власти, принятый Вторым Всероссийским
съездом Советов рабочих и солдатских
депутатов
в 2 часа ночи с 26 октября (8 ноября) на 27
октября (9 ноября) 1917. Проект декрета был
подготовлен В. И. Лениным и представлен
им съезду в докладе о земле. При написании
Декрета о земле Ленин использовал «Примерный
наказ, составленный на основании 242 наказов,
доставленных местными депутатами на
1-й Всероссийском съезд крестьянских
депутатов в Петрограде в 1917 году», раздел
которого «О земле» целиком вошёл в текст
декрета.

      Декрет 
отменял помещичью собственность 
на землю без всякого выкупа
«1) Помещичья  собственность 
на  землю отменяется
немедленно

без
всякого выкупа»
и передавал помещичьи,
удельные, монастырские, церковные земли
со всем инвентарём и постройками в распоряжение
волостных земельных комитетов и уездных
Советов крестьянских депутатов, на которые
возлагалось принятие мер для соблюдения
строжайшего порядка при конфискации
помещичьих имений «2)
Помещичьи  имения, 
равно   как  
все   земли  
удельные, монастырские, 
церковные,  со всем
их живым и мертвым инвентарем,
усадебными  постройками 
и  всеми  принадлежностями 
переходят  в распоряжение 
волостных  земельных 
комитетов  и  уездных
Советов крестьянских
депутатов, впредь до
Учредительного собрания»
. Декрет устанавливал
также, что земли рядовых крестьян и рядовых
казаков не конфискуются. Декрет определил
новые принципы землевладения и землепользования:
право частной собственности на землю
отменялось, запрещались продажа, аренда
и залог земли «1) Право
частной собственности
на землю отменяется
навсегда; земля не может
быть ни продаваема, 
ни покупаема,  ни
сдаваема  в аренду, 
либо в залог,  ни
каким-либо другим способом
отчуждаема»
Вся земля объявлялась
всенародным достоянием, т. е. переходила
в исключительную собственность государства
(что означало национализацию земли)
«Вся земля: государственная,
удельная, кабинетская,
монастырская, церковная,
посессионная, майоратная,
частновладельческая,
общественная и крестьянская
и т.д., отчуждается безвозмездно,
обращается в всенародное
достояние и переходит
в пользование всех
трудящихся на ней»
; земельные участки
с высококультурными хозяйствами «3)
Земельные участки с
высококультурными
хозяйствами: сады, плантации, 
рассадники, питомники,
оранжереи и т.под. не
подлежат разделу, 
а  превращаются 
в   показательные  
и   передаются  
в исключительное 
пользование государства
или общин,  в зависимости
от размера и значения
их»
, питомники, конные заводы «4)
Конские заводы, казенные
и частные племенные
скотоводства и птицеводства
и проч.  конфискуются, 
обращаются во  всенародное
достояние   и  
переходят   либо  
в  исключительное 
пользование государства, 
либо общины,  в зависимости
от величины и  значения
их»
и прочее, а также весь хозяйственный
инвентарь конфискованных земель «5)
Весь хозяйственный
инвентарь конфискованных
земель, живой и мертвый,
переходит в исключительное
пользование государства
или общины, в зависимости
от величины и значения
их, без выкупа»
передавались в исключительное
пользование государства или общин; право
пользования землёй получили все граждане
при условии обработки её своим трудом,
семьёй или в товариществе без наёмного
труда «6) Право 
пользования  землей 
получают  все 
граждане  (без различия
пола) Российского государства, 
желающие обрабатывать
ее своим трудом, 
при помощи своей 
семьи,  или в товариществе,
и только  до  той
поры,  пока они в
силах ее обрабатывать.
Наемный труд не допускается»
, на основе
уравнительного землепользования при
свободном выборе форм землепользования,
в том числе и артельной.

    Изначально 
в программе партии большевиков 
вопрос о земле вообще не рассматривался.
Но из-за низкой популярности партии в 
российском обществе, партия большевиков 
включает в программу решение 
аграрного вопроса по принципу партии
эсеров: «Социализация земли», то есть
конфискация всех помещичьих и церковных 
земель и раздача их крестьянам.

Но на Съезде
Советов аграрная программа большевиков 
сильно меняется. Это связано с 
тем, что идея социализации противоречила 
идее большевизма (отказа от частной 
собственности)

    2.
Почему охранительная 
политика Николая 
I в конечном итоге завершилась
крахом?

    Когда
Александр в 1985 году умер, не оставив 
наследников, ближе всего к престолу
стоял его брат, великий князь 
Константин. Но Константин не хотел 
быть царем. Он отказался от престола
в пользу своего младшего брата Николая,
которому было тогда двадцать девять
лет. По рождению Николай I не должен был 
царствовать, поэтому и воспитание
его ограничивалось обычной для 
великих князей подготовкой к 
военной деятельности. До своего восшествия
на престол он не получил опыта 
в государственных делах и 
в реальной военной практике. Николай 
начал свое правление с того, что 
собственной персоной руководил 
подавлением восстания декабристов 
в Петербурге. Пятерых декабристов
он повесил, а остальных отправил в Сибирь.

    Вторая 
четверть 19 века – «николаевская 
эпоха» — попытка оградить России от
революционного движения, так как 
в Европе следуют одна за другой революции.

    Суть 
этой политики в том, что Николай 
уклоняется от глубоких реформ в России,
основная мысль николаевского царствования
сводилась к следующему: «ничего не вводить
нового и только чинить и приводить в порядок
старое», что в конечном итоге закончится
крахом и показателем этого краха станет
поражение в Крымской войне.

    На 
отсутствие должного порядка в российском
законодательстве как на главную 
причину многочисленных злоупотреблений 
в суде и администрации постоянно 
указывали в своих показаниях
декабристы, к критике и предложениям
которых Николай I относился с 
большим вниманием. Главную цель
кодификации Николай видел в 
том, чтобы, не вводя никаких «новшеств»,
упорядочить российское законодательство
и тем самым обеспечить более 
четкую законодательную основу российского 
абсолютизма. Практически всю работу
по кодификации проводил М. М. Сперанский.

     Стремясь 
предотвратить революцию в России,
особое внимание император уделял укреплению
репрессивного аппарата. Существовавшая
в стране в первой четверти XIX в. система 
политического сыска нуждалась,
как показало восстание декабристов,
в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать
«безопасность престола и спокойствие 
в государстве» стало III отделение 
Собственной его императорского
величества канцелярии. Исполнительным
органом III отделения был Корпус
жандармов, образованный в 1827 г. В 1826 г.
Николай I  издает новый цензурный устав.
Во главе III отделения был поставлен фаворит
Николая I генерал Бенкендорф А. Х., он же
являлся и шефом Корпуса жандармов. На
эту должность, после кончины Бенкендорфа
в 1844 году, вступил граф Орлов А. Ф. Прерогативы
III отделения были поистине всеобъемлющи.
Оно собирало информацию о настроениях
различных слоев населения, осуществляло
тайный надзор за «неблагонадежными»
лицами и периодической печатью, ведало
местами заключения и делами о «расколе»,
наблюдало за иностранными подданными
в России, выявляло носителей «ложных
слухов» и фальшивомонетчиков, занималось
сбором статистических сведений и перлюстрацией
частных писем, осуществляло надзор за
действиями администрации. Это был орган
осведомления царя обо всех « происшествиях»
в Российской империи. Николай I внимательно
читал доклады и донесения начальника
III отделения. Деятельность III отделения
породило широкую практику доносов. 
III отделение имело свою сеть тайных агентов,
а в 40-х годах создает тайную агентуру
за рубежом для слежки за русскими эмигрантами.
Под ее бдительным наблюдением находились
издатели зарубежной прессы князь Долгорукий
В. В., Герцен А. И. и Огарев Н. П.

     Жестоко
подавляется восстание в Польше.
Резко ограничиваются права учебных 
заведений, в основу преподавания вводится
«теория официальной народности»
— умиротворение граждан. Ее творцом
стал министр просвещения граф С.С. Уваров.
Основу теории составила «уваровская
троица»: православие — самодержавие
— народность. Согласно этой теории, русский
народ глубоко религиозен и предан престолу,
а православная вера и самодержавие составляют
непременные условия существования России.
Народность же понималась, как необходимость
придерживаться собственных традиций
и отвергать иностранное влияние. Спокойная,
устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась
мятущемуся, разлагающемуся Западу. В
«теории официальной народности»
ярко проявилась закономерность русской
истории: любой поворот к консерватизму
и охранительству всегда сочетается с
антизападничеством и подчеркиванием
особенностей собственного национального
пути. «Теория официальной народности»
была положена в основу преподавания в
школах и университетах. Ее проводниками
стали консервативные историки С.П. Шевырев
и М.П. Погодин. Она широко пропагандировалась
в печати усилиями таких литераторов как
Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.

Россия в соответствии
с «теорией официальной народности»
должна была выглядеть счастливой и 
умиротворенной. Бенкендорф говорил: «Прошедшее 
России удивительно, ее настоящее более 
чем великолепно, что же касается
ее будущего, то оно выше всего, что 
только может представить себе самое 
пылкое воображение». Сомнение в 
великолепии российской действительности
само по себе оказывалось или преступлением,
или свидетельством сумасшествия. Так,
в 1836 г. по непосредственному распоряжению
Николая I был объявлен сумасшедшим П.Я. Чаадаев,
опубликовавший в журнале «Телескоп»
смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные)
размышления об истории России и ее исторической
судьбе.

В конце 40-х гг.,
когда в Европе начались революции,
стало очевидно, что попытка Уварова 
противопоставить революционной угрозе
воспитание преданности престолу и 
церкви не удалась. Крамола все шире
проникала в Россию. Недовольный 
Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав
ставку только на подавление свободомыслия
с помощью репрессий. Это знаменовало
глубокий идейный кризис власти, окончательно
оттолкнувшей от себя общество.

     Николай
I не пытается отменить крепостное право,
он слегка облегчает положение крестьян.  Следует
отметить, что в правлении Александра
I и Николая I в дворянской среде все более
усиливалась критика в адрес самодержцев,
как охранителей крепостного права. Александр
I в 1803 г. издал указ «О вольных хлебопашцах»,
Николай I в 1842 г. издал указ «Об обязанных
крестьянах», которые позволяли помещику
добровольно отпускать своих крестьян
на волю. Но последствия этих указов были
незначительны. С 1804 по 1855 гг. помещиками
на волю было отпущено всего лишь 116 тыс.
крепостных крестьян. Это свидетельствовало
о том, что в сохранении крепостного права
были заинтересованы, прежде всего, помещики.
Значительно больше было сделано для государственных
крестьян. Их было около 9 млн. чел. С 1837
г. по 1841 г. была проведена система мероприятий
по управлению государственными крестьянами.
Под руководством П.Н. Киселева проведена
реформа государственной деревни. Было
создано 6 тыс. сельских общин. Им было
предоставлено право самоуправления и
право избрания мировых судей. Согласно
указу 1843 г., ни один окружной начальник
не имел права вмешиваться в дела общины.
Крестьянам было передано около 2,8 млн.
десятин свободной земли; образованным
сельским общинам было передано 3 млн.
десятин леса. Большое внимание уделялось
поднятию агротехнического уровня крестьянского
земледелия. Для государственных крестьян
были созданы свыше тысячи сельских кредитных
обществ и сберегательных касс; для крестьян
было построено 98 тыс. кирпичных домов.
Было много сделано для охраны здоровья
крестьян и образования. В 1838 г. в общинах
крестьян было 60 школ с 1800 учащимися, а
в 1866 г. в них имелось уже 110 школ, в которых
училось 2550 тыс. детей. Государственные
крестьяне были освобождены от починки
дорог. Затем крестьян стали переводить
на оброчное состояние. Реформирование
государственной деревни под руководством
графа П.Д. Киселева стали несомненным
достижением николаевского времени. В
результате предпринятых мер существенно
улучшилось правовое и материальное положение
государственных крестьян. Помещичьи
крестьяне стали с завистью смотреть на
государственных крестьян.

     В
итоге Николай I, понимает необходимость
реформ, не решается на них. Осознание
пагубности своей политики, понимание
причин отставания России (крепостное
право-главная причина) от Европейских
стран придет во время Крымской войны.
Неудачи русских войск в Крыму и колоссальное
перенапряжение физических и нравственных
сил подорвали здоровье Николая I. Воспаление
легких развивалось с ужасающей быстротой.
17 февраля состояние Николая I стало критическим.
Он находился в полном сознании, исповедался
и причастился. Благословляя своего сына,
наследника престола Александра, он сказал
ему: «Служи России! Мне хотелось принять
на себя все трудное, все тяжелое, оставить
тебе царство мирное, устроенное и счастливое.
Провидение судило иначе…». Александр
II был вынужден завершить войну. После
крымской войны, вопрос об отмене крепостного
права стал на первую очередь. Сознавая
всю неотложность реформы, Александр был
вынужден отменить крепостное право.

3.
Тесты.

  1. На реке Неве
    в 1240 году Александр Невский нанес поражение:

Ответ: а) шведам.

    2.
В первой половине XVI в. В Московском
государстве окончательно складывается:

Ответ: а) система 
приказов

     3.
Определите лидеров названных 
политических партий:

а) Конституционно-демократическая              
а) Г. В. Плеханов

б) Российская социал-демократическая          
б) В. М. Чернов

в) Союз «17 октября»                                        
в) В. И. Ленин

г) партия социалистов-революционеров         
г) П. Н. Милюков 

                                                                             
д) В. М. Пуршикевич

                                                                             
е) А. И. Гучков  

Ответ: а) Конституционно-демократическая             
г) П. Н. Милюков

           
б) Российская социал-демократическая          
в) В. И. Ленин

           
в) Союз «17 октября»                                        
е) А. И. Гучков  

           
г) партия социалистов-революционеров        
б) В. М. Чернов

     4.
Роспуск СССР произошел:

Ответ: а) 8 декабря
1991 г. 

     Заключение:
В процессе изучения данной темы был рассмотрен
документ « Декрет о земле» от 26 октября
1917 года и раскрыт ответ на вопрос об отступлении
большевиков от своей аграрной программы.
В ходе работы была проанализирована охранительная
политика Николая I, которая завершилась
крахом. При написании данной работы цель
была достигнута.

stud24.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о