Дата основание киева – История Киева — Википедия

Кто и когда построил город Киев?

Легенда о Кие

Известное предание, которым «Повесть временных лет» предваряет историю о начале Русской земли, гласит, что у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата — Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, которая получила название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем младшие братья возвели град во имя брата своего старейшего и нарекли имя ему Киев.

Был вокруг города лес и бор велик, с охотничьими угодьями. Невегласы (несведущие люди), замечает летописец, говорят, что Кий не княжеского рода, а был простым перевозчиком на Днепре. Но это не так: если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы с войском к Царьграду, а ведь он ратовал многие страны и с константинопольским царем подписал мирный договор и великую честь принимал от него и ото всех. Ходил он также к Дунаю на болгар и возлюбил сии места и срубил град, желая сесть там с родом своим. Тамошние ратные люди прогнали его, но городок тот и доныне нарицается Киевец Дунайский. Ходил Кий после того на камских болгар, победил их, а возвратясь в Киев, помер; тогда же братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь скончались.

Легенда эта многократно исследовалась с самых разных позиций. Прежде всего историков интересовали имена братьев-основателей. Славянское происхождение имени старшего из братьев, Кия, устанавливается с достаточной степенью очевидности. Одно из значений древнерусского слова «кий» (в архетипе звучало как «кув») — палица, молот* — указывает на его связь с кузнечным ремеслом, секретами которого, в понятии людей архаичных обществ, владели боги, герои и кудесники. Не случайно впоследствии на Украине бытовала легенда о кузнеце-змееборце, который победил змея, обложившего страну поборами, впряг его в плуг и вспахал землю; из борозд возникли Днепр, днепровские пороги и валы вдоль Днепра (Змиевы валы) [Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 222].

*Б. А. Рыбаков замечает, что «…в этом смысле имя основателя Киева напоминает имя императора (правильнее, короля. – С. Ц.) Карла Мартелла – Карл Молот (Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 25).

В отношении Щека В. К. Былинин предложил тюркскую этимологию: «Имя Щек, Щека, возможно, — славянизированное произношение тюркской лексемы “cheka”, “chekan” (боевой топор, секира)…» [Былинин В. К. К вопросу о генезисе и историческом контексте летописного «Сказания об основании Киева» // Герменевтика древнерусской литературы X – XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С. 18]. Действительно, известен болгарский вельможа Чок, живший в начале IX века. В венгерских хрониках также встречается имя Шок (Saac). Но еще более вероятно происхождение «горы» Щековица от славянского слова щеки в значении «крутые, гористые берега реки».

Наконец, Хорива языковеды связывают с ирано-авестийским словом huare — солнце [Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М. 1999. С. 70]. Предлагается еще библейское прочтение этого имени — по названию горы Хорив в Аравийской пустыне, чьим восточным хребтом является Синай. Однако этот вариант маловероятен, поскольку предполагает совсем иной культурно-религиозный подтекст.

Таково «этимологическое» прочтение легенды об основании Киева.

Однако вряд ли можно говорить о подлинной историчности этих персонажей, особенно братьев и сестры Кия, которые не играют никакой самостоятельной роли и умирают скопом сразу после смерти старшего брата. Вероятнее всего, мы имеем дело с типичным случаем «народной этимологии» — стремлением объяснить происхождение Киева, местных урочищ (Щековицы, Хоривицы) и реки Лыбеди путем создания соответствующих мифологических героев.

На легендарные корни истории о Кие указывает и «История Тарона» (Тарон — историческая область Великой Армении, на территории современного турецкого вилайета Муш) — произведение VII или VIII в., приписываемое двум авторам: сирийскому епископу Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну, настоятелю монастыря Сурб-Карапет. Здесь также содержится предание о трех братьях, причем имена двух из них покажутся нам удивительно знакомыми.

Итак, полулегендарный царь Валаршак (из парфянского рода Аршакидов, наместник провинции Армения, живший на рубеже III—II вв. до н.э) приютил в своих владениях двух братьев — Гисанея и Деметра, князей индов, изгнанных врагами из своей страны. Но спустя пятнадцать лет Валаршак сам казнил их за какую-то провинность. Убитым братьям наследовали их сыновья — Куар, Мелтей (Мелдес) и Хореан. «Куар, — говорится на страницах «Истории Тарона», — построил город Куары, и назван он был Куарами по его имени, а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей; а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени, посоветовавшись, Куар и Мелтей и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, так как были там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение…»

Замечательно, что летописное сказание не только сохраняет в узнаваемом виде имена двух братьев из армянской легенды, но, наряду с этим, точно воспроизводит этапы строительной деятельности армянской троицы (Кий, Щек и Хорив также вначале «сидят» каждый в своем «граде», а потом строят общий — в честь старшего брата, Кия) и даже копирует природные условия, среди которых возникает четвертый, главный город, и хозяйственные занятия его обитателей — «лес и бор велик» вокруг Киева, где Кий, Щек и Хорив «бяху ловяща зверь».

Вопрос о том, почему киевский и армянский летописцы, разделенные между собой тысячами верст и несколькими столетиями, рассказывали почти слово в слово одну и ту же историю, не имеет четкого ответа. Разумеется, не приходится говорить о заимствовании древнерусского предания армянскими летописцами. Изложенная в «Истории Тарона» легенда вполне самобытна, поскольку имеет неоспоримые местные корни. Уже в пантеоне Ванского царства (другое название — государство Урарту, IX–VI вв. до н. э.) известно божество Куэра/Куар, связанное, по-видимому, с культом грозы и плодородия [Арутюнова-Федонян В. А. Божество грома в Тароне // Вестник ПСТГУ III: Филология 2008. Вып. 4 (14). С. 16, 17, 20 – 22; Еремян С.Т. О некоторых историко-географических параллелях в «Повести временных лет» и «Истории Тарона» Иоанна Мамиконяна // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Киев, 1965. С. 151 – 160]. Ономастика Переднего Востока сохранила и созвучные имена: Мелде (ныне село Мехди в Западной Армении), Харив (Герат), Хореан/Хоарена (в Мидии), города Мелитта и Кавар, библейский город Харран и народ хорреев, теофорное имя Малкату (дочь ассирийского бога Бел-Харрана), наконец, армянский княжеский род Палуни и одноименная историческая область в Великой Армении.

Однако таким же маловероятным выглядит и обратное предположение — о переносе легенды из Армении в древнюю Русь, в пользу чего нет решительно никаких исторических свидетельств. И главное, топоним «Киев» и производные от него названия относятся не к одному древнерусскому, а к общеславянскому ономастикону. Ведь помимо Киева на Днепре в Х – XIII вв. в землях южных, западных и восточных славян возникло более семи десятков Киевов, Киевцов, Киевичей, Киевищ и т.д. [Ковачев Н. П. Средновековното селище Киево, антропонимы Кий и отражението му в бъларската и славянската топонимия // Известия на Института за български език. Кн. XVI. София, 1968].

Стало быть, необходимо либо признать принадлежность предания о Куаре/Кие к общеиндоевропейскому мифологическому фонду, либо искать культурных посредников, которые могли содействовать распространению предания в Армении и среди славян. На эту роль подходят, например, венеты. Страбон упоминает не только о западном направлении миграции венетов из Пафлагонии в Европу, но также пишет о движении части венетских племен на восток. Его взгляд прослеживает их путь вплоть до Каппадокии, за которой в XIII – VII вв. до н. э. начиналась область, занятая урартскими племенами. В связи с этим обращают на себя внимание отцы Куара, Мелтея и Хореана из армянской легенды — князья-инды, которые напоминают о купцах-индах, плавающих, согласно римским писателям, на европейском севере по «Индийскому океану» («Венедскому морю»). Возможно, в обоих случаях речь идет о виндах, венетах.

Если интересующее нас предание входило в состав венетского эпоса, то славяне могли познакомиться с ним в период венетского господства в Польском Поморье (кстати, не исключено, что связь города Куара/Кия с землей Палуни/полян относится к архетипу легенды — еще одна причина появления летописных «полян» на киевских «горах», среди «бора и леса»). Став частью славянских преданий, легенда о трех братьях в дальнейшем подверглась переосмыслению применительно к истории древней Руси: замена Мелтея на Щека удостоверяет эту ее позднейшую «историзацию». Впрочем, все это на правах гипотезы.

Интересна и связь древнерусского Кия с Дунаем (походы на Царьград, основание Киевца Дунайского). Византийский памятник VII в. «Чудеса Димитрия Солунского» знает князя Кувера, князя славянской области Срем (Сирмий) в Хорватии, куда он был вынужден переселиться из Северного Прикарпатья. Будучи подданным аварского кагана, Кувер восстал против аваров, нанес им несколько поражений и попытался основать княжество на византийских Балканах в районе Фессалоник (Солуни), но потерпел неудачу.

Таким образом, похоже, что создатели древнерусского сказания о Кие использовали фрагменты эпоса дунайских славян о князе Кувере — возможном кандидате на роль основателя упомянутого в летописи Киевца Дунайского. Впрочем, попытки локализации этого топонима не имели успеха. Надо заметить, что средневековый Дунай и его притоки пестрели «Киевами», только на участке между городами Велико-Тырново и Русе их было несколько.

Возникновение Киева по археологическим данным

Археология древнего Киева также проливает весьма слабый свет на его возникновение в связи с тем, что историческая интерпретация большинства находок вызывает неутихающие споры.

Историческое ядро Киева состоит из нескольких культурных пластов, непосредственная преемственность между которыми, однако, не прослеживается. Это свидетельствует о том, что значительную часть своей ранней истории город существовал как дославянское поселение, принадлежавшее неизвестной этнической группе (или группам).

Древнейшие находки на территории Киева датируются римским временем (зарубинецкая культура). Но едва ли с них можно начинать отсчет истории города. В исторической части Киева они практически отсутствуют; кроме того, среди них нет доказательств наличия городских форм жизни. По всей видимости, в районе будущего города существовало неукрепленное селище, жители которого во II – III вв. занимались перевозом через Днепр и торговлей с римской Тавридой. С началом Великого переселения народов жизнь на поселении постепенно заглохла.

Следующий этап в становлении Киева был связан с поселением на Замковой горе — неприступном утесе, вознесшимся на 70 метров над уровнем Днепра. В VI— VIII вв. это место заселили немногочисленные славянские роды, происходившие из разных областей славянского ареала, что подтверждается массовыми находками славянской керамики. Впрочем, первая попытка славян закрепиться на Замковой горе не имела успеха. Древнейшие обитатели здешнего поселения не посчитали нужным возвести укрепления и в конце концов оставили его — раскопки выявили стерильный слой глины, отделяющий поселение VI—VIII вв. от культурных напластований более поздней эпохи.

Однако уже в IX в. северо-западную часть Замковой горы вновь обживают славянские поселенцы, сочетавшие занятия земледелием, охотой и рыболовством с ремесленной деятельностью.

С этого времени начинается и активное заселение окружающих возвышенностей. На соседней Старокиевской горе, расположенной южнее Замковой, появляется еще одно поселение площадью примерно 2 гектара. Надежно защищенное с трех сторон крутыми склонами, оно ограждается с юга искусственным оборонительным сооружением — валом и рвом четырехметровой глубины. Здесь же обнаружены остатки загадочного каменного сооружения, обычно интерпретируемого как языческое капище.

Примерно тогда же возникает городище на Лысой горе, обнесенное рвом и земляным валом. Не исключается появление ряда мелких усадеб и отдельных дворов на горах Детинка и Щекавица.

От Константина Багрянородного известно, что даже в середине Х в. одно из этих укрепленных городищ все еще имело отдельное название — Самватос, вероятно, образованное от славянского личного имени (под Константинополем найдена надгробная плита, датированная 559 г., с надписью: «Хильбудий, сын Самватаса»; Прокопий Кесарийский упоминает славянского (антского) вождя Хильбудия, благодаря чему можно предположить, что имя Самватас также относилось к славянскому именослову).

Таким образом, археологические исследования говорят о том, что догородской этап в развитии Киева продолжался по крайней мере до последней четверти IX в. Но даже для этого времени имеющиеся материалы все еще дают картину небольших, топографически обособленных поселений, чьи характер и функции остаются неясны.

sergeytsvetkov.livejournal.com

когда был основан киев и кем

ОСНОВАНИЕ КИЕВА

Археологические раскопки, проводившиеся на территории Киева в XIX- XX веках, показали, что уже во II веке нашей эры там существовали три поселения, впоследствии слившиеся воедино. В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, и третий — Хорив, асестраихбылаЛыбедь. Сидел Кий нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей.

И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».Младшие братья и сестра, по мнению большинства исследователей, являются чисто легендарными персонажами, вымышленными длятого, чтобы объяснить названия холмов Щековица иХоревицаиреки Лыбедь. Старшийже брат, Кий, вероятно, является личностью исторической. Академик Б. А. Рыбаков пишет: «Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева («городКия», «Киев город») заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или постровшим его».Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях — Киевской, известной под названием «Повесть временныхлет», иНовго-родской. Разницалишьвдатировке. Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII веку, а новгородский -к IX веку. Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописецуказывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а, ссылаясь в&народнуюмолву, называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр. Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, оттого и говорили: «На перевоз на Киев».

Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, — не знаем только, к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему (…) тот царь».В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем — византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почетом принят императором. Б. А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, вьщвинул убедительную гипотезуовремени, ккоторому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: «Это сказание (…) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века».Имя Кий, возможно, означает «кузнец». Исследователи славянской мифологии В. В. Иванов и В. Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов — земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.

Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей — и стал пожирать людей. Гибли люди, «как трава под ногами скота, как просо на солнце».Кузнец — «Божий коваль» — победил змея, запряг его в плуг — и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля — Змиевыми валами, существующими и поныне. Образ кузнеца-змееборца восходит к славянскому богу огня, покровителю кузнечного ремесла Сварогу, и можно утверждать, что легенда об основании Киева имеет не только исторические, но и более глубокие — мифологические — корни.

otvet.mail.ru

Возникновение Киева

Когда возник Киев? Вопрос этот относится к числу наиболее запутанных и спорных в литературе. Некоторые историки без достаточных к тому оснований утверждают, будто Киев был основан князем Кием в V в. н.э. Археологические данные исключают столь раннюю дату. Киев был намного моложе таких городов, как Ладога в Северной Руси, которая существовала уже в VII в.

Летописные предания о Киеве были записаны лишь в XI-XII вв. К более раннему времени относятся иностранные свидетельства о Киеве (X в.). Это прежде всего Записки императора Константина Багрянородного, составленные не позднее 952 г., а также письмо на древнееврейском языке X в., подписанное членами еврейско-хазарской общины Киева. Оба источника одинаково передают славянское наименование города: Киоава, Киав — в Записках и Кийув — в еврейском источнике. Еврейское письмо было сугубо деловым документом, Записки — политико-географическим трактатом. Неудивительно, что в Записках приведены географические подробности, не нужные в деловой переписке. Из материалов, подобранных для императора его канцелярией следует, что Киев имел, помимо славянского также хазарское название. В Записках фигурируют данные о «крепости Киоава, назывваемой Самватас». Слово «sam» («высокий») присутствовало в наименовании ряда хазарских крепостей. Применительно к Киеву «sam» указывало на то, что хазарское укрепление располагались на высоком месте — на киевских «горах». Отсутствие хазарского наименования в хазарско-еврейском письме X в. не подрывает доверия к византийскому свидетельству. К X в. Киев превратился в обширное поселение, а название «Самватас» сохранила, видимо, лишь та часть, где располагалось небольшое хазарское укрепление.

Обращение к наиболее ранним и достоверным источникам дает основание связать возникновение Самватаса-Киева с хазарским завоеванием нижнего Поднепровья. Как полагают, основателями Киева были хазары (Г. Вернадский, О. Прицак). Малочисленное племя полян не могло расположить свою «столицу» на самой границе с «великой степью», так как их город был бы немедленно сметен кочевниками. Норманны, не опасаясь нападений, основывали свои неукрепленные «торговые места» — вики посреди славянских земель. В отличие от виков хазарская фактория на Днепре была крепостью. Однако безопасность Киева обеспечивалась не хазарскими укреплениями, а военной мощью Хазарии, контролировавшей причерноморские степи. Собирая дань со славян, Хазарский каганат ограждал свою днепровскую факторию от набегов степняков.

Описывая пороги на Днепре, Константин Багрянородный приводит их скандинавские и славянские названия. Среди городов лишь один фигурирует в Записках под двойным названием. Это Киев. Но в этом случае употреблен не скандинавский, а хазарский топоним. Хотя информаторами Константина были норманны-русы и их подданные славяне, скандинавские наименования «Каенугард» (Киев) и «Хольмгард» (Новгород) остались ему неизвестны. Упомянутое императором название «Немогард» близко к славянскому «Новгород» и не имеет ничего общего со скандинавским топонимом «Хольмгард». (Происхождение названия «Хольмгард» не поддается объяснению, поскольку «хольм» обозначает остров, между тем как Новгород стоит на берегу, но никак не на острове.)

В ранний период ни скандинавы, ни хазары не склонны были предавать исключительное значение днепровской фактории Самватасу. По традиции Хазария использовала древние пути в Византию, пролегавшие через хазарские города в Крыму, а со Скандинавией торговала через Верхнюю Волгу. В географическом комментарии к письму хазарского царя Иосифа, составленном в неизвестное время, приведены важные сведения о многих городских и торговых центрах Хазарии, но наименование «Самватас» в нем отсутствует.

По летописи, власть Хазар распространялась на земли полян, радимичей и вятичей, иначе говоря, охватывала преимущественно область расселения лендзян. Хазарам не удалось покорить ни одно крупное племя (кривичей, словен, уличей, древлян), жившие за пределами территории лендзян. Исключение составляли северяне, располагавшиеся к югу от радимичей, непосредственно на хазарской границе.

Для русов хазарский пост Самватас-Киев имел значительно более важное значение, чем для хазар, но лишь до той поры, пока он оставался крайним торговым пунктом на пути «в греки». Как только «царь» русов Хельг утвердился в Крыму, он тотчас перенес свою ставку из Поднепровья в старинный и богатый город Таматарху, откуда можно было торговать с Византией по морю. Сподвижник Хельга Игорь остался в Киеве, но его не титуловали ни «хаканом», ни «царем».

Судя по скандинавским источникам, Киев пользовался значительно меньшей известностью, чем Новгород. В рунических надписях и памятниках древнескандинавской письменности топоним «Хольмгард» появляется уже в первой половине XI в., тогда как «Кайенугард» — лишь во второй половине XII в.

Скандинавы освоили Северную Русь много раньше, чем Южную. В их глазах Хольмгард сохранил значение главного города даже после того, как он утратил значение основной базы норманнов в Восточной Европе. Исландские саги нередко изображали всю Русь как владения конунга Хольмгарда.

Хорошо известна традиция, в силу которой киевские князья сажали на княжение в Новгород старшего сына наследника. Традиция, без сомнения, восходила к тому времени, когда Новгород оставался основным опорным пунктом русов в их походах на юг. Судя по Запискам Константина Багрянородного, к середине X в. архонты русов имели ставку в Киеве, но при этом старший из них, князь Игорь, продолжал держать сына-наследника в Новгороде. Отмеченный факт не означает того, что Новгород остался «столицей» Руси. Ни Новгород, ни Киев, не один другой город не были и не могли быть княжеской столицей в собственном смысле слова, поскольку в середине X в. само Древнерусское государство еще находилось в процессе становления и не имело ни сформировавшейся княжеской династии, ни столицы.

Согласно русским летописям, Олег пришел в Киев, не задерживаясь в Смоленске. В действительности Верхний Днепр был важнейшим рубежом на пути продвижения норманнов к границам Восточной Римской империи.

У русов, значится в Записках Константина Багрянородного, есть данники-славяне, «а именно, кривитеины, лендзянины и прочии славинии». Информаторы византийских чиновников называли кривичей первыми среди «прочих славиний» не случайно. Кривичи жили в центральной полосе на огромном пространстве от Смоленска до Полоцка и Изборска. В городище у Гнездово под Смоленском располагалось крупнейшее поселение русов. Земля кривичей могла стать ядром «Росии». Однако норманнское завоевание бесповоротно раскололо племя кривичей на три части: кривичей смоленских, полоцких (они были включены в состав норманнского Полоцкого княжества и стали именоваться полочанами) и изборских (вошли в состав Псковского княжества). Уже ко времени византийских походов Игоря центр жизнедеятельности норманнов переместился в Южную Русь. Гнездово уступило первенство Киеву. Смоленская округа стала обычным районом полюдья для русов.

Игорь был первым из известных по имени конунгов, не покинувшим свои славянские владения. Причина была та, что он был убит своими данниками. Игорю наследовал Святослав (945-972). Но даже он не сознавал себя киевским князем по преимуществу.

Источники:

1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)

См. также:

www.world-history.ru

Основание Киева

  Летописец Нестор начинает свой исторический труд о происхождении государства Руси легендой об основании Киева: в земле «мудрых и смысленных» полян князь Кий и два его брата, Щек и Хорив1, построили город на высоком берегу Днепра и назвали его в честь старшего брата Киевом. От этой легенды веет глубокой стариной, теми эпическими временами, когда любили складывать сказания о трех братьях, иногда придумывая им имена по названиям местностей и урочищ. Древность легенды о Кие, Щеке и Хориве засвидетельствована тем, что задолго до Нестора, еще в VIII в., она оказалась записанной в Армении, куда ее занесли, очевидно, славяне, переселенные в 737 г. в Закавказье арабским полководцем Мерваном. В XII в., когда появились сомнения в достоверности этой старинной легенды, летописцу Нестору пришлось произвести дополнительные разыскания об основателе русской столицы. Братья князя Кия — Щек и Хорив — не упомянуты вторично; они, очевидно, были придуманы для осмысления названий двух киевских гор — Щековицы и Хоребицы. Но о самом Кие Нестор сообщил очень интересные сведения, почерпнутые им из устных эпических сказаний: Кий был князем полян и ездил в Царьград, где был обласкан императором Византии. Из Константинополя князь Кий поехал на северную окраину империи к берегам Дуная и построил там крепость, в которой предполагал обосноваться вместе с соплеменниками. Однако другие славянские племена, жившие на Дунае, вынудили Кия и его полянские дружины бросить крепость Киевец на Дунае и возвратиться в свой родной Киев на Днепре, где Кий и умер, оставив своих потомков княжить в Полянской земле до конца IX в.

  К нашему сожалению, летописцу осталось неизвестным имя того императора, гостем которого был Полянский князь. Судя по всей исторической обстановке, поездка славянского князя к императору, постройка им города на Дунае, войны с «дунайцами» и возвращение в свои земли — все это очень характерно только для одного столетия византийской истории — для VI в., когда император Юстиниан нанимал на свою службу отдельных славянских князей и строил города на Дунае для борьбы с многочисленными «дунайцами», стремившимися прорваться внутрь империи.

  Рассказ Нестора о Кие очень напоминает рассказ Прокопия Кесарийского о современных ему событиях 530-х годов, когда Юстиниан назначил военным магистром Фракии некоего Хильбудия, «близкого к императорскому дому». Он поручил ему охрану Дуная, но через три года славяне разбили Хильбудия. Имя Хильбудия — антское, так как Прокопий говорит, что в земле антов потом объявился еще один Хильбудий, родом ант.

  Очень вероятно, что время жизни князя Кия и основание им города Киева падает на эпоху Юстиниана (527—565 гг.) или на близкое к нему время. Как мы уже выяснили, VI век был переломным во многих отношениях: именно тогда начались походы на Византию, формировались обширные союзы племен, выделялись наиболее влиятельные антские князья вроде Мезамира. Неудивительно, что русский историк XII в., желая ответить на вопрос, «откуду есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжити», привлек древние народные сказания, восходящие, по всей вероятности, к тому же VI столетию.

  Конечно, «княжество» полян в VI—VII вв. представляло собой только союз племен, а не государство в нашем смысле слова. Здесь явно существовало заметное имущественное неравенство, резко выделялась племенная знать, пользовавшаяся серебряными и золотыми вещами, оружием и греческой богатой утварью, но феодальных отношений здесь еще не было. Племена полян и руси отличались среди других славянских племен большим богатством и яркостью культуры, а выдвижение Киева на первое место объясняется изменением исторических условий. Во-первых, Киев был удален от опасного степного пограничья; он был заслонен от набегов кочевников «великим бором», и это позволяло городу господствовать над лесостепью. Во-вторых, Киев находился на границе лесостепной и лесной зон и в самом выгодном месте этой границы — там, где многочисленные речные пути всего Верхнего Приднепровья стягивались к Днепру. Днепр тек из земли кривичей, Сож — из земли радимичей, Березина и Припять — из болотистых земель дреговичей, Десна — из земли северян. Так как именно в VI в. из этих верхнеднепровских земель началось массовое переселение на юг, к рубежам Византии, то путь по Днепру приобретал особо важное значение.

  Киев стоял стратегически так выгодно, что полностью запирал все эти речные пути из четырех славянских племенных союзов — все устья поименованных рек впадали в Днепр выше Киева. Поселение на месте Киева существовало уже в первые века нашей эры, но тогда культурные центры Среднего Приднепровья находились южнее, ближе к Роси и Тясмину. В VI же веке совокупность исторических условий закономерно выдвинула Киев на первое место. Это место он сохранял за собой на протяжении семи веков, став впоследствии столицей государства Руси, во много раз превосходившего племенное «княжение» полян.

в раздел


Основание Киева


КОММЕНТАРИИ

1   КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ, ЛЫБЕДЬ — три легендарных брата и сестра, которые, по летописному свидетельству, в стародавние времена основали город и назвали его в честь старшего брата Киевом.
  В Киевской Руси о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди сохранились лишь смутные воспоминания. Некоторые древнерусские книжники утверждали, что Кий был простым перевозчиком через Днепр. Другие летописцы считали Кия князем полян, ссылаясь на то, что тот якобы посетил Константинополь, где удостоился почестей со стороны византийского императора. Возвращаясь в Киев, он основал на Дунае небольшой городок Киевец и хотел в нем поселиться, но, встретив противодействие местного населения, вынужден был возвратиться в Киев, где и умер. В XVII в. возникла легенда, что Аскольд и Дир были прямыми потомками Кия.
  Среди историков также нет единого мнения по поводу летописных сообщений о Кие и его родственниках. Одни исследователи склонны с определенными оговорками доверять им. Другие предполагают, что личные имена братьев и сестры произведены от названий гор и реки в окрестностях Киева: Лыбедь — от р. Лыбедь, Щек и Хорив — от гор Щековица и Хоривица (Хоревица), а Кий — от названия самого города. Возможно, в преданиях о Кие сохранились воспоминания о дунайской прародине племени полян-руси.

Copyright © 2018 V. Bokov’s studio

История России в датах

www.rushrono.ru

Основание города Киева — Хронтайм

На месте основания Киева находилось древнейшее поселение. После проведения археологических раскопок на месте современного Киева, было выявлено, что оно возникло около 3 тыс. лет до н.э. – городище- укрепление трипольской культуры на Кудрявце.

Под Киевом около 500 лет до н.э. размещалось Хотовское скифское городище, самое северное поселение скифов.

Согласно существующей легенде Киев был основан в 482 году полянским князем Кием, его братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбидью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Об этих событиях рассказано в «Повести временных лет». Место для столицы первого русского государства, согласно легенде, было выбрано из-за красоты и величия окружающей природы.

С VI века началось активное строительство деревянных зданий в Киеве. Князья возводили свои дворцы на высокой Старокиевской горе, купцы и ремесленники селились возле Днепра, на территории нынешнего Подола.

Во времена княжения Олега, в 882 году Киев, расположенный на торговых путях «из варяг в греки», получил столичный статус, став, по словам летописцев, «матерью городов русских».

В 988 году произошло крещение Руси. Князь Владимир, который в те времена княжил в Киеве, крестил своих сыновей, а затем киевлян, а языческих идолов велел кинуть в Днепр. Первый киевский храм — Десятинная церковь, строили в 989-996 годах.

Одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире, процветающим торговым и ремесленным центром Киев стал в период правления Ярослава Мудрого (1019-1054гг). В этот период в городе насчитывалось около 400 церквей, 8 базаров Проживало более 50 тыс. жителей, для сравнения, в то же время в Гамбурге и Лондоне жило по 20 тыс. жителей. В эти время (1020-1040) был построен Софийский собор, Золотые ворота, открылась первая в Киевской Руси библиотека, а в 1051 году была основана Киево-Печерская лавра. В 1133 году был сооружен храм Богородицы Пирогощей, ставший, наряду с лаврой, центром православия в Киеве.

Однако, во времена княжения Юрия Долгорукого, произошло ослабление Киева и одновременно происходило возвышение Владимиро — Суздальского княжества. В 1169 году Киев был захвачен и разграблен войсками князя владимиро-суздальского Андрея Боголюбского.С этого периода Киев перестает быть центром и столицей Киевской Руси, поскольку князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси во Владимир.

Ссылка на источник: http://ukrainian.su/istoriya-kieva/osnovanie-kieva.html

chrontime.com

Сколько лет Киеву в 2017 году

Киев по праву считается одним из самых старинных городов Украины. На сегодняшний день он выполняет роль столицы в нашем украинском государстве. А расположился он на реке Днепр. Этот прекрасный город соединил в себе историю и современность.

На данный момент нет точного ответа на вопрос о возрасте города Киева. Историки до сих пор не могут сойтись в едином мнении по этому поводу. И все же можно дать ответ на этот вопрос. Но только он прозвучит в трех разных вариантах.

Первый вариант гласит о том, что Киеву около 12 веков. Это подтверждается тем, что во время перестройки площади Независимости были обнаружены останки Софиевского собора, Золотых и Лядских Ворот. А они датируются еще XI веком.

В 2017 году город Киеву будет 1535 лет (в день города, подробнее)

Во втором варианте датой основания Киева считается 482 год, а это значит, что в 2016-ом году Киев отметил свое 1534-летие. Такой возраст был определен после того, как в 70-80-х годах на Старокиевской горе во время археологических раскопок были найдены останки жилых построек и монетки, которые отнесли к V-VI векам. Археологи утверждают, что первые поселения городского типа на территории, где сейчас находится современный Подол, появились не раньше 880-х годов.

Сколько же лет Киеву, версии

Еще одним неопровержимым доказательством того, что Киеву в 2016-ом году исполнилось 1534 года, стали летописи, в которых упоминались походы Кия в город Константинополь во время правления Юстиниана I в Византии. А правил этот император в VI веке.

Так же не стоит забывать и о легенде про трех братьев и их сестру: Кия, Щека, Хорива и Лыбедь. Она гласит, что Киев получил свое название в честь старшего из братьев.

Третий вариант возраста этого исторического города говорит о том, что Киеву насчитывается от 2500 до 3500 лет. В этом полностью уверены коренные жители Киева, которые не хотят принимать ни одну из выше перечисленных теорий о возрасте города. И возможно они правы. Ведь отсчет нужно вести не с того времени, когда начали появляться первые каменные постройки, а со времени трипольских селений, которые находились на месте современного Киева.

Еще одна версия, согласно которой современной столице Украины насчитывается более 2500 лет, утверждает, что Киев существовал еще во времена Геродота.

Есть так же вероятность того, что Киев был удостоен чести существовать в то время, когда Иисус Христос жил еще на Земле, как обычный человек. В подтверждение этому служит легенда про апостола Андрея, в которой говорится о том, что он поднимался по реке Днепр и предсказал великое будущее славному городу Киев.

Еще одним доказательством того, что Киеву насчитывается более 2500 лет является Велесова книга. В ней говорится о том, что этому славному городу еще в 9-10- ом веках уже было 15 сотен лет. Доказательством этому является упоминание о том, что отец братьев, которые основали Киев, жил раньше на целых 1500 лет до появления Дира.

Как видим, существует множество разных мнений по поводу того, сколько исполнилось лет славному Киеву. Так же неразгаданной остается загадка даты основания этого города. Но если выходить из официально принятой даты основания Киева (482 год), то в 2016-ом году город отметил свои 1534 года. День города отмечается в последний субботний весенний день. В 2017-ом году это попадает на 27 мая.

zags.kiev.ua

История Киева — WiKi

  Кий, Щек, Хорив и Лыбедь основывают Киев в 482 году

В хронике М. Стрыйковского в третьей главе 11 книги, где кратко приводится история владимирского, луцкого и киевского княжеств перед правлением Гедимина, утверждается, что город Киев был основан князем Кием в 430 году[12].

Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI—VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские. Были обнаружены остатки укреплений, жилищ, керамика VI—VII столетия, византийские монеты императоров Анастасия I (491—518) и Юстиниана I (527—565), амфоры, многочисленные ювелирные изделия[13][14]. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 году 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. Однако, в противоположность «юбилейной концепции» значительная часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило на рубеже IX и X веков, ссылаясь на данные археологии[15]; при этом не видит оснований для утверждения о генетической преемственности города и поселений V—VIII веков[4].

Наиболее ранние комплексы пражской культуры («типа Корчак») конца IV — первой половины VІ века обнаружены на севере Оболони в урочище Луг IV на большой дюне в пойме Днепра, на склоне Старокиевской горы[16] и в усадьбе Кривцова.

В жилище VII—VIII веков, открытом на северо-западных склонах Старокиевской горы, обнаружены печь, лепная керамика, пряслице с изображением трезубца, кости рыб и птиц. Лепная керамика имеет много общего с ранними керамическими комплексами из Плеснеска и других поселений Поднепровья и Побужья[17][18]. На рубеже VII—VIII веков Киев по уровню социально-экономического развития по сравнению с синхронным Пастырским городищем был рядовым поселением и не мог быть «племенным центром», как и в последующий волынцевский период[4]. С разгромом Пастырского городища и с глубоким проникновением кочевников-носителей перещепинской культуры в лесостепь, достигших Киевщины, связан Киевский клад, найденный 1892 году. Славянское население поселения на Старокиевской горе в это время было связано с «пастырско-пеньковским» ареалом, а не с пражским[19].

Слои волынцевской культуры середины VIII — начала IX века обнаружены на Старокиевской горе и под северной галереей Десятинной церкви. В первой трети IX века волынцевское поселение на Старокиевской горе сгорело, возможно одновременно с соседними Ходосовкой I и Обуховом II, а также более отдалённым Битицким городищем[20].

Во второй половине IX века на территории будущего Киева появляются поселения лука-райковецкой культуры. Самым крупным во второй половине IX века было неукреплённое поселение лука-райковецкой культуры на Замковой горе (площадь 2,5 га), полностью обособленное от остального массива Киевских гор. Остальные крайне небольшие лука-райковецкие поселения опоясывали Замковую гору (Киселёвку) кольцом: селище Кудрявец с запада, селище на холме Детинка и городище на Старокиевской горе (1,5 га) с юга, селище на горе Воздыхальница с востока[4]. Возможно, городище на Старокиевской горе являлось по отношению к Киселёвке как святилищем, так и городищем-убежищем[21][22].

В 880-х годах возникает Подол, подчиняются и частью переселяются в Киев северяне, на Старокиевской горе начинает формироваться курганный могильник[20]. В конце IX века — первой половине X века небольшая группа носителей роменской культуры заняла террасу ниже городища на северном склоне Старокиевской горы. Комплексы с роменской культуры открыты и в нижних слоях усадьбы Подола на Житнем рынке[4]. Наиболее ранняя киевская дендродата на одной из построек Подола относится к 887 году[23].

На возвышенности Андреевская гора, расположенной восточнее Старокиевской, в усадьбе Петровского по адресу Андреевский спуск № 36-38 в 1907—1908 годах В. В. Хвойка вёл раскопки и объявил о находке языческого святилища, сложенного насухо из неотесанных камней, к югу от площадки капища по его мнению располагался жертвенник[24]. Однако, сам состав камней «капища» аналогичен материалу фундамента Десятинной церкви, включая красный кварцит из района Овруча, а слой, на котором уложена вымостка, включал обломки тонкостенной гончарной посуды не ранее второй половины Х века. А так называемый «жертвенник» и нетронутый слой над «капищем» — материалы XI—XII веков. Фундамент неизвестного сооружения, обнаруженный на Старокиевской горе в 1975 году на территории «города Владимира» (ул. Владимирская, д. № 3) и объявленный остатком «пантеона», созданного Владимиром Святославичем в 980 году, оказался частью фундамента ворот с надвратной церковью XII века, входивших в единый комплекс с обнаруженной рядом ротондой и построенных с использованием в качестве строительного материала плинфы Десятинной церкви конца X века вместе с обломками плинфы XII века[4][25].

В некрополе на Старокиевской горе срубы камерных погребений сооружались в двух техниках рубки углов срубов: «в обло» и «в лапу». В ряде случаев в Киеве, Гнёздове, Шестовицах, Чернигове и Тимерёве исследователями отмечено существование камер отличной и от срубной, и от столбовой конструкций[26]. В большинстве погребений конца IX — начала X века в Киеве и на Среднем Поднепровье тело покойного было помещено в могильную яму головой на запад. В семи камерных погребениях Киева обнаружены мечи каролингского типа[27]. По характеру и деталям погребальной обрядности они имеют прямые аналогии в памятниках на территории Великой Моравии в Старом месте близ Угерске-Градиште, Микульчице (en:Mikulčice), Поганьско (близ Бржецлава), Скалице, Старом Коуржиме, Колине и Желенках[28]. Прямые аналогии в погребениях знати свидетельствуют об этнокультурном родстве правящей элиты Киева и карпатских русин[29]. Борживой Достал, отмечая сходство инвентаря, писал о полной идентичности дружинных могил Киева и Чернигова погребениям в Великой Моравии[30]. Археологи А. Н. Кирпичников, Г. С. Лебедев, В. А. Булкин, И. В. Дубов пришли к выводу, что в киевском некрополе имеется только одно скандинавское погребение из 146 — столбовое камерное погребение с северной ориентацией № 114, датируемое к концом X—началом XI века[31][32].

В начале X веке на Юрковице (Лысой горе) над поймой Почайны в стороне от основного ядра киевских археологических памятников формируется особый торгово-ремесленный центр с городищем и примыкающим к нему могильником, тянущимся вдоль подножия Кирилловских высот, обряд погребения на котором идентичен обрядам могильника на Старокиевской горе[33]. Поселение Х —начала ХI века на Юрковице (Лысой горе) являлось форпостом, защищавшим Киев с северо-запада[34].

На протяжении большей части IX века Киев находился в нестабильной зоне венгро-хазарского конфликта. Согласно «Повести временных лет» во второй половине IX века в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, Аскольд и Дир, освободившие полян от хазарской зависимости. В 882 году[nb 1] Киев был завоёван новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию, сказав: «се буди мати градам Руским». С этого момента Киев стал столицей Древнерусского государства (Киевской Руси). На это же время приходится и рост масштабов строительства на территории Киева, об этом свидетельствуют археологические материалы, обнаруженные в Верхнем городе, на Подоле, Кирилловской горе, Печерске. Строительство было обусловлено быстрым увеличением количества населения города, прибывшего из разных регионов Руси[13]. Во время переселения из Поволжья на берега Дуная в конце IX века на территории современного Киева останавливались венгры:

 Идоша угры мимо Киева, горою еже ся зовёт ныне Угорское, и пришедше к Днепру, сташа вежами. 

Только в X веке отдельные поселения слились в единое поселение городского характера[35].

Одним из первых документов, где упоминается название Киева (Qiyyob), является Киевское письмо, написанное в X веке местной еврейской общиной[10]. В арабских сочинениях того же периода (Ибн Хаукаль, Истахри и др.) Киев (Куйаба) фигурирует как центр одной из групп русов, наряду с Новгородом (ас-Славией) и Арсанией (идентификация последнего пункта не ясна)[36][37]. В другой части повествования у тех же авторов Киев противопоставляется русам, что, вероятно, отражает более раннее положение дел. В византийском трактате «Об управлении империей» Киев фигурирует под неславянским, возможно хазарским, названием Самватас, что, согласно одной из трактовок, означает «верхние укрепления»[nb 2]. По одной из гипотез, означенные укрепления (или их ядро) географически располагались у устья Лыбеди, вблизи киевской кораблестроительной верфи, как места стоянки флота, сбора и снаряжения морских военных и торговых экспедиций[39].

  План Киева в X веке (во времена княгини Ольги). Закревский Н. В. «Описание Киева». — Москва, 1868. Т.2   Крещение Руси

Начиная с захвата города Олегом и до середины XIII века Киев был столицей Руси. Киевские великие князья традиционно имели верховенство над князьями других русских земель, и киевский стол был главной целью во внутридинастических соперничествах. В 968 году город выдержал осаду печенегов, в чём имелась заслуга укреплённых форпостов Киева, самым крупным из которых был Вышгород[40]. Летописные упоминания об этом городе-крепости прерываются после нашествия Батыя 1240 года.

В 988 году, по приказу князя Владимира жители города были крещены в Днепре. Русь стала христианским государством, была основана Киевская митрополия, просуществовавшая в общерусских границах до 1458 года. В 990 году началось строительство первой на Руси каменной церкви. Согласно церковному преданию, она была построена на месте убийства первомучеников Феодора и его сына Иоанна[41]. Церковь была разрушена ордами хана Батыя во время набега на Киев в 1240 году.

В IX—X веках город застраивался кварталами срубных и каркасно-столбовых сооружений; княжеская часть имела также каменные дома. На Подоле, как свидетельствует «Повесть временных лет», в первой половине X века действовал христианский храм — соборная церковь святого пророка Ильи[13].

Во время правления Владимира Киев примерно на треть состоял из княжеских земель, на которых располагался дворец. Город Владимира был обнесён земляным валом и рвом. Центральным входом служили каменные Градские (позднее — Софийские, Батыевы) ворота. Территория города Владимира занимала около 10—12 га. Валы города Владимира имели в своей основе деревянные конструкции и до наших дней не сохранились[42].

В то время Киев поддерживал широкие международные связи: с Византией, странами Востока, Скандинавией, Западной Европой. Убедительные свидетельства этого содержатся в письменных источниках, а также в археологических материалах: на территории Киева обнаружено около 11 тысяч арабских дирхемов VII—X веков, сотни византийских и западноевропейских монет, византийские амфоры и многие другие артефакты иностранного происхождения[13].

После смерти князя Владимира престол, по завещанию, должен был занять его сын, Борис[43]. Однако другой сын Владимира, Святополк, организовал убийство Бориса и второго вероятного наследника, Глеба[44]. Тем не менее, Святополк потерпел поражение от войск Ярослава Мудрого в битве под Любечем и потерял киевское княжение. Он попросил польского короля Болеслава I о помощи. Тот согласился и предпринял поход на Киев. Разбив на берегах Буга войско Ярослава Мудрого, Болеслав со Святополком вошли в Киев. Но жители Киева не приняли нового князя. В 1018 году состоялось восстание, в результате которого на престол был возвращён Ярослав.

По словам немца Титмара Мерзебургского, Киев начала XI века был большим городом, с 400 храмами и 8 торжищами. Адам Бременский в начале 70-х годов XI века называл его «соперником Константинополя»[45]. Киев достиг своего «золотого века» в середине XI века при Ярославе Мудром. Город существенно увеличился в размерах. Кроме княжеского двора, на его территории находились дворы других сыновей Владимира и прочих высокопоставленных лиц (всего около десяти). Было три входа в город: Золотые ворота, Лядские ворота, Жидовские ворота. О строительстве города Ярослава летописи упоминают под 1037 годом.

 В лето 6545 (1037 г.) с заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святые Софья, митрополью, и посемь церковь на Золотых воротах Богородица.

«Повесть временных лет»

 

Город Ярослава располагался на площади свыше 60 га, был окружён рвом с водой глубиной 12 м и высоким валом длиной 3,5 км, шириной у основания 30 м, общей высотой с деревянным частоколом до 16 м[46].

В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор с многочисленными фресками и мозаиками, наиболее известной из них является Богоматерь Оранта[47]. В 1051 году князь Ярослав собрал епископов в Софийском соборе и избрал митрополитом местного уроженца Илариона, чем продемонстрировал конфессиональную независимость от Византии. В том же году монахом Антонием Печерским была основана Киево-Печерская лавра. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора, художника Алипия[48]. В 1054 году состоялся раскол христианской церкви, но Киеву удалось сохранить хорошие отношения с Римом[49].

Третьей по времени возникновения частью старого Киева стал так называемый город Изяслава-Святополка, центром которого был Михайловский Златоверхий монастырь. От Старокиевского плато его отделял овраг-балка, вдоль которой, по одной из версий, проходил летописный взвоз Боричев, где когда-то была старорусская таможня. В 1068 году было организовано вечевое выступление против Изяслава после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте. В итоге Изяслав был вынужден бежать в Польшу, престол временно занял Всеслав Брячиславич[50].

Третьей четвертью XI века (1050—1075 гг.) датируется новгородская

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *