Следующие подборки: Предыдущие подборки: |
aforizmi-i-citati.ru
Матрёнин двор — Викицитатник
«Матрёнин двор» — рассказ Александра Солженицына, написанный в 1959 году. Авторское название — «Не стоит село без праведника», было изменено по требованию редакции во избежание цензурных препятствий. По этой же причине время действия в рассказе изменено автором на 1953 год.
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. |
На сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани, ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход почти как бы до ощупи. Пассажиры льнули к стёклам, выходили в тамбур: чинят пути, что ли? из графика вышел? |
Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке её никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. |
Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учётчика. |
Кроме Матрёны и меня жили в избе ещё: кошка, мыши и тараканы. |
Единственное, что тараканы уважали, это черту перегородки, отделявшей устье русской печи и кухоньку от чистой избы. В чистую избу они не переползали. Зато в кухоньке по ночам кишели, и если поздно вечером, зайдя испить воды, я зажигал там лампочку — пол весь, и скамья большая, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились. |
ЧтÓ на завтрак, она не |
ru.wikiquote.org
Следующие подборки: Предыдущие подборки: |
aforizmi-i-citati.ru
Цитаты из книги Александр Солженицын. Матренин двор
***У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.
***
Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: » Сосед — Рубеж ( Пословицы и поговорки ) Не купи двора, купи соседа. Не купи деревни, купи соседа. От просенка (соседа) не уйдешь. Без брата проживу, а без соседа не проживу. У нас и сохи свились вместе (дружные соседи). Близкий (Ближний) сосед лучше дальней родни. Двор обо двор, и калитка во двор (дружные соседи). » Лигалайз ft. П13 — Я знаю людей ( Цитаты из песен ) *** Выражаю признание и уважение Людям для кого каждый новый день — сражение, Кто несёт свой крест сквозь дебри непонимания, Тем, кто познал радость и страдание, Тем, кто падал и поднимался, Тем, кто всегда готов за свободу драться. *** Я знаю людей, тех, кто упали, Видел тех, кто поднимался, знал » Александр Башлачев — Когда мы вдвоем ( Цитаты из песен ) *** Когда мы вдвоем Я не помню, не помню, не помню о том, на каком мы находимся свете. Всяк на своем. Но я не боюсь измениться в лице, Измениться в твоем бесконечно прекрасном лице. Мы редко поем Мы редко поем, но когда мы поем, поднимается ветер. И дразнит крылом. Я уже на крыльце… » Похититель тел (Corps a corps) ( Цитаты из фильмов ) *** Я не помню дня, когда родился.. и не знаю кричал ли я, но я должен был кричать.. сильно.. все младенцы плачут. Но я не знаю плачут они от страданья или от радости.. Думаю, что от боли.. Кажется жизнь причиняет боль с самого начала.. » Элементарно (Elementary) ( Цитаты из сериалов ) *** Нет яда опаснее, чем чувство вины. *** Вы из людей, которые не обладают даром, но умеют его стимулировать. *** Лицо — как мужской орган — своевольно. Оно выдает нас фактически каждый день, раскрывает секреты тем, кто знает, что искать. *** Мнение подобно костям. У каждого свои. *** Я знаю, что » Александр Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ ( Цитаты из книг ) Смирная овца волку по зубам. *** Граждане, любящие путешествовать! Не забывайте, что на каждом вокзале есть отделение ГПУ и несколько тюремных камер. *** Идут десятилетия — и безвозвратно слизывают рубцы и язвы прошлого. *** Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И
Матрёнин двор — Солженицын Александр Исаевич, стр. 18
И опять, с тройным повторением: вечная память! вечная память! вечная память! Но голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства.Потом основные гости разошлись, остались самые близкие, вытянули папиросы, закурили, раздались шутки, смех. Коснулось пропавшего без вести мужа Матрены, и золовкин муж, бья себя в грудь, доказывал мне и сапожнику, мужу одной из Матрениных сестер:
— Умер, Ефим, умер! Как бы это он мог не вернуться? Да если б я знал, что меня на родине даже повесят — все равно б я вернулся!
Сапожник согласно кивал ему. Он был дезертир и вовсе не расставался с родиной: всю войну перепрятался у матери в подполье.
Высоко на печи сидела оставшаяся ночевать та строгая молчаливая старуха, древнее всех древних. Она сверху смотрела немо, осуждающе на неприлично оживленную пятидесяти— и шестидесятилетнюю молодежь.
И только несчастная приемная дочь, выросшая в этих стенах, ушла за перегородку и там плакала.
Фаддей не пришел на поминки Матрены — потому ли, что поминал сына. Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил в эту избу на переговоры с Матрениными сестрами и с сапожником-дезертиром.
Спор шел об избе: кому она — сестре или приемной дочери. Уж дело упиралось писать в суд, но примирились, рассудя, что суд отдаст избу не тем и не другим, а сельсовету. Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу
— сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он «здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай, где жила коза, и весь внутренний забор, между двором и огородом.
И опять, преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик. Опять он собрал уцелевших сыновей и зятей, они разбирали сарай и забор, и он сам возил бревна на саночках, на саночках, под конец уже только с Антошкой своим из 8-го «Г», который здесь не ленился.
Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.
— Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.
Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.
И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.
В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.
А она не имела…
Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
1959-60 гг. Ак-Мечеть — Рязань
tululu.org
Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн
…Есть она тот самый праведник,
без которого… не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
А. Солженицын. Матренин двор
В своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских классиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, тургеневская Лукерья).
Главная героиня рассказа — простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства — колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена. Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было «не положено» (так и жили люди в поселке Торфопродукт, как сапожники без сапог). А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: «Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе…»
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, из-за чего в поселке решили, что на матери — порча; муж не вернулся с войны. Но эта необразованная женщина находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по- прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз — к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая — все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности.
Как часто не ценят люди бескорыстную помощь, доброжелательное отношение, отзывчивость! Одинокой и непонятой (а некоторыми и презираемой) живет она в родном поселке и находит в себе силы не только не роптать на судьбу, но и вырастить и поделиться своей нерастраченной материнской любовью с Кирой — дочерью любимого ею когда-то человека, брата мужа Фаддея. Кире и отдает она горницу, чтобы могли девушка с мужем построить дом на своей земле. Два дня перед этим мучилась Матрена тяжелыми предчувствиями. Не жаль ей было имущества, но «страшно ломать крышу, под которой прожила сорок лет». Кажется, что «порушилась жизнь вместе с горницей», потому что торопились родственники со сносом, не по-человечески, не по-хозяйски отнеслись к разделу дома: побыстрее, лишь бы увезти. Из-за этой торопливой жадности и человеческого эгоизма и произошел несчастный случай, в результате которого погибла Матрена и еще двое мужчин. «Нет Матрены. Убит родной человек», — с горечью говорит автор, понимая, что никаким чудом нельзя уже вернуть к жизни эту светлую, чистую душу. Но даже Игнатьич, бывший квартирант Матрены, сумел по-настоящему оценить душевную красоту этой женщины только после ее смерти, когда услышал неодобрительные отзывы о ней со стороны родственников: «за обзаводом не гналась… даже поросенка не держала… и, глупая, помогала чужим людям бесплатно». Осуждают соседи недостатки Матрены, не понимая, что это на самом деле ее достоинства. Материал с сайта //iEssay.ru
«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным праведником, на котором держался поселок, была Матрена Васильевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. «Не понятая и брошенная даже мужем своим», «смешная, по-глупому работающая на других бесплатно», Матрена никогда не будет забыта Кирой, которой подарила всю свою материнскую любовь и нежность, и Игнатьичем, которому, не беспокоясь о том специально, вернула веру в человеческое благородство, добро, чистоту.
Такие люди, как Матрена Васильевна, живут среди нас и сегодня, бескорыстно и незаметно творя добро, находя свое счастье и предназначение в самоотдаче — на них и держится вся жизнь человеческая, полная бессмысленной торопливости, забывчивости, эгоизма и несправедливости.
На этой странице материал по темам:- женские образы в рассказе матренин двор
- свои и чужие в рассказе солженицына матренин двор
- образ матрены васильевны в рассказе матренный двор
- Образ русской женщины в рассказе солженицына матренин двор
- образ русской женщнв в рассказе атренин даор
iessay.ru