Цицерон философия – Великие философы — цицерон марк туллий

Великие философы — цицерон марк туллий

(106-43 до н.э.) крупнейший древнеримский философ, выдающийся государственный деятель и оратор.

Цицерон получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался активной политической деятельностью, создав свои философские произведения лишь в конце жизни, когда отошел отдел.

Его перу принадлежат сочинения: «Тускуланские беседы», «О судьбе», «О природе богов», «О законах» и др., в которыхв основном содержатся переложения древних и современных автору философских учений и взглядов, собранные для того, чтобы взять у них самое лучшее.

Цицерон главный представитель эклектизма, который, по его замыслу, соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то, что является самым истинным. Философским источником эклектизма мог бы служить скептицизм, утверждавший, что разные философские положения равносильны. На основе скептицизма оказалось возможным сближение таких разных философских течений, как академическая философия, учение Аристотеля, стоицизм. Лишь эпикуреизм оставался в этом отношении принципиальным учением, не заимствуя у других свои положения.

Эклектизм в основном опирается на всевозможные концепции древнегреческой философии платонизм, аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм. Эклектические идеи уже в значительной степени присутствуют в стоицизме.

Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы и целительницы. Поэтому он видел в философии прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях. Он пишет, что заниматься философией его побудила «душевная скорбь, вследствие великого и тяжкого удара судьбы. Если бы я мог найти большее утешение от какого-нибудь другого занятия, я предпочел бы прибегнуть к нему [не к философии]. А тем средством, к которому я прибегнул, я не мог воспользоваться лучше, чем отдавшись не только чтению книг, но также изучению всей философии» [Философские трактаты. М., 1985. С. 62-63].

Задача философии, по Цицерону, состоит в «возделывании души» [Тускуланские беседы]. «Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи» [Там же]. По мнению Цицерона, чтобы использовать эту психотерапевтическую функцию философии, следует изучать различные философские системы, историю философии. Поэтому сочинения Цицерона полны историко-философского материала из древнегреческой и раннеримской истории.

Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает тем, что при решении всех философских вопросов следует «обсуждать все с противоположных сторон, ибо иначе нельзя составить правдоподобное мнение о той или иной вещи» [Тускуланские беседы]. Таким же образом подходили к философии и скептики из Академии. Цицерон принимает стоический взгляд на природу как на гармоничное тело, которое содержит в себе разумное начало. Однако философские проблемы бытия и познания отступают у Цицерона на второй план, на первом же стоят проблемы этики, религии и государства. Образцом поведения он считает все то, что прекрасно, нравственно. Добродетелями для него выступают познание, справедливость и благотворительность (как одна добродетель), величие духа и благопристойная уверенность (тоже как единая добродетель). Из этих добродетелей вырастают те практические обязанности, которым каждый должен следовать.

Цицерон соединяет в своей философии и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм. Все же ему больше по душе пробабилистский скептицизм академиков-скептиков. Он пишет: «Все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения» [О природе богов. I.V. 11].

Он полагает, что «при обсуждении следует придавать больше значения силе доказательств, чем авторитету» [Там же. I.V. 10]. Цицерон выступает как против догматизма, так и против авторитаризма.

В социальных вопросах он стоит на позициях смешанной формы государственного устройства, которая объединяет в себе достоинства монархии, аристократии, демократии. Подразумевается, что эти формы лишены всех своих недостатков.

Заслуга Цицерона состоит в том, что он в своих сочинениях сформировал философский язык в латинской терминологии. Но он не просто переводит с греческого языка на латинский философские понятия, а преобразует всю философию в духе римского миропонимания.

Философия Цицерона показывает, что так называемый эклектизм является не просто смешением разных понятий, в результате чего возникает нечто пуганое и противоречивое. Эклектизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир. _Ч

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Цицерон | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106—43 до н. э.) — древнеримский философ, оратор и политический деятель. Как философ  сформировался под воздействием идей  синкретической философии эллинизма,  испытав влияние практически всех ее школ. Главная заслуга Цицерона как мыслителя в том, что он  популярно изложил римлянам греческую философию и привил им вкус к ее плодам, выразил в своей философии римскую самобытность, особое самосознание, отличное от  самосознания греков, но такое же  античное. Затрагивая проблемы  онтологии и натурфилософии, Цицерон обращается к потомкам и находит происхождение мира от богов, а времени от вечности. Критикуя антропоморфный взгляд на богов, рассматривает их как  олицетворение и обожествление природных сил и человеческих  потребностей. Мир предстает как  порождение единого разумного начала. Отвергая стоическую идею  божественного промысла, Цицерон находит мироуправляющую силу в природном законе, который сродни человеческому разуму. Критериями истинной религии выдвигаются вера в разумный миропорядок и уважение к  государственному богослужению. В вопросах гносеологии  Цицерон, оставаясь последовательным сторонником академиков,  отстаивает идею непосредственной  достоверности и всеобщей  врожденности моральных понятий,  которые принадлежат бессмертной  душе. Философ призывает следовать заложенной в душе природе,  истинная сущность которой  раскрывается только в деятельности.  Однако римский мыслитель остается и на твердой почве рассудка и  фактов, рациональная организация которых определяет знание («Об обязанностях»). Цицерон обосновывает гуманную сущность и  высокое социальное значение  философской деятельности, отстаивает  принцип единства философской теории в реалиях фажданской жизни («Об ораторе», «Тускуланские беседы»). Особое внимание Цицерон  уделяет вопросам этики, изложенным в сочинениях «О границах добра и зла», «Катон старший, или О  старости», «Лелий, или О дружбе»,  «Тускуланские беседы», «Об  обязанностях» и др. В основу этических взглядов философ кладет, с одной стороны, стоический принцип, что жить должно согласно природе, а с другой — перипатетический  принцип меры, благодаря которым,  руководствуясь разумом, достигается совершенство. Это состояние  связано с четырьмя основными  добродетелями: мудрости, мужества, умеренности и справедливости,  которых достаточно для счастья как высшего блага. К высшим благам Цицерон относит также дружбу и славу, в основе которых лежит  добродетель, способная победить  старость, боль и смерть. Римский  философ выступает против  стоического фатализма и дивинации, полагая, что в ход мировых событий  постоянно вмешивается свободная  воля человека как результат его  самоопределения. В политической теории Цицерон был близок к идее естественного права, считая наилучшей формой  государственного правления  «смешанную», которая соединяла бы  элементы демократии,  аристократии и монархии, видя ее  прообраз в устройстве  республиканского Рима. Эстетические  вопросы не выделялись Цицероном в отдельную проблему, однако  античное сознание автора  органично включает их в свое  мировоззрение, где символом красоты выступает весь космос как  универсальное государство, а такие категории, как закон,  государственное устройство, правители, граждане и др. выступают для Цицерона категориями  одинаково и юридически, и  космологическими, и эстетическими.  Идейное наследие Цицерона прочно связано с такими именами  латинской патристики, как Лактанций, Амвросий, Иероним, Августин. Его философия находила отклик в свободолюбивых взглядах эпох Возрождения и Просвещения.

platona.net

_ 13. Цицерон

Литература: Буассье, Цицерон и его друзья, 1880; Андрианов, Политическая и литературная деятельность Цицерона, 1880; Андрианов, Цицерон, 1889; Voigt, Das jus naturale ets., т. I, стр. 176-226; Hildebrand, Geschichte und Sistem der Rechts — und Staatsphilosophi, стр. 537-593.

1. Странным образом, самым видным представителем философии права в Риме, стране юристов по преимуществу, явился человек, который к этому классу не принадлежал. Это знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106 — 43 до Р.Хр.).

Это было время особенно благоприятное для разработки вопросов философии права. Во-первых, в этот именно момент Рим, после удачных пунических войн, обнаружил явную наклонность из небольшой городской общины, подобной греческим, превратиться во всемирное государство, раскинутое на огромном пространстве и включающее различные народности. И это именно превращение заставило сознавать непригодность старого государственного устройства и искать новых форм, более соответствующих новым условиям жизни. Этим, в свою очередь, объясняется та острая борьба партий, которая приняла в эпоху Цицерона характер террора, заставлявшего особенно настоятельно желать государственного переустройства.

Цицерон имел все внешние данные, чтобы стать выразителем общественных течений, чтобы дать ответ жадно ожидавшим выхода. Он был государственным деятелем, вращавшимся в самом вихре политической жизни. Он считался лучшим знатоком греческой философии и являлся ее популяризатором в Риме. Если он не был юристом в настоящем значении слова, все же с областью юридических вопросов он был достаточно знаком в качестве оратора.

Несмотря на все эти благоприятные условия, как со стороны общественной, так и личной, вследствие которых можно было ожидать, что Цицерон сумеет схватить течение современной мысли и даст наилучшее выражение современным стремлениям, Цицерон не оправдал таких надежд. Причина тому кроется в его личной психике. В высшей степени впечатлительный, он в то же время проявил поразительную нерешительность как в действиях, так и в мысли. Постоянное колебание составляло отличительную черту всей его жизни. Полный уважения к старым римским традициям, он более всех поддался новому влиянию греческой культуры. Он принадлежал к тем именно людям, которые, по его же выражению, ad majorum morem adventitiam doktrinam adhibuerunt

*(291). В государственной деятельности Цицерон проявил поразительный политический оппортунизм, побудивший его перебегать от одной партии к другой, от одних лиц к другим. В философии Цицерон оказался чистым экклектиком и потому не занял здесь никакой твердой позиции. То он принимал учение стоиков, то преклонялся перед Платоном, то перебрасывался на сторону Аристотеля.

Молодым человеком он начал свою общественную деятельность смелой речью в защиту Росция, которой задевал всемогущего в то время Суллу. Этот демократический дебют надолго обеспечил ему доверие и поддержку со стороны народа. Но, опасаясь недовольства Суллы, Цицерон продпочел отправиться в путешествие с образовательной целью. В Афинах он проникся интересом к философии, которой занимался по преимуществу.

Смерть Суллы обеспечила Цицерону возвращение в Рим. С этого времени он весь погружается в политическую жизнь. В 63 году он делается консулом и с этого момента склоняет свои симпатии в сторону аристократии. Он выступает энергичным борцом против сделанного трибуном Сервием Руллом предложения разделить внеиталийские земли между обедневшим населением. Он же спасает отечество от таинственного заговора Катилины, предполагавшего свергнуть правительство и изменить государственный строй.

Раздраженная его изменой демократическая партия сумела отомстить при посредстве трибуна Клодия: Цицерон подвергся изгнанию. Хотя он вскоре возвращается, и даже с торжеством, но симпатии народа были утрачены навсегда. Он чувствует свое политическое отчуждение и потому обращается к мирным научным занятиям. Он возобновляет свое знакомство с философией и принимается за творчество в этой области.

В то время, однако, трудно было отрешиться от участия в общественных делах, особенно человеку, уже игравшему значительную политическую роль. В борьбе между Помпеем и Цезарем, Октавианом и Антонием Цицерон занимал нерешительное положение. Он кончил свою жизнь от руки, направленной Антонием.

II. Заслуги Цицерона в области философии могут быть сведены к тому, сто, во-первых, он возбудил в римском обществе и особенно в юристах большой интерес к греческой философии и, во-вторых, сблизил философию права в том виде, как она была разработана греческими мыслителями, с положительным правом, которое в Риме играло такую роль, какая не придавалась ему в Греции.

Но сам Цицерон был гораздо более высокого мнения о себе. Указывая на то, что греческие философы, как Платон, Аристотель были только кабинетными мыслителями и что с другой стороны государственные люди большей частью философски необразованны, Цицерон задает вопрос: нельзя ли найти человека, который был бы силен равно как в философии, так и в политике? Один из участвующих в беседе скромно высказал предположение, что такой человек находится именно среди них*(292). Конечно, это человек никто иной, как Марк Туллий Цицерон.

В действительности Цицерон был слабый философ и не менее слабый юрист.

У Цицерона нет своей оригинальной философии*(293), и он не примыкает решительно ни к какой школе. Он преклоняется перед Платоном, заимствует у него темы для трактатов по философии права, даже названия их*(294), принимает диалогическую форму изложения. По его собственному заявлению, он ближе всего примыкает к последователям Платона, известным под именем Новой Академии. Но в то же время исходным пунктом для учения о сущности права ему служит учение стоиков о природе и разуме.

Но Цицерон не приложил труда к основательному изучению юриспруденции. Он упрекал юристов в узости взгляда, в ограничении своего труда казуистикой, в отсутствии философской точки зрения. Если в этом отношении он был совершенно прав, то, с другой стороны, следует признать, что он мало оказал содействия юриспруденции в деле поднятия ее. Он даже не замечал того важного движения в развитии права, которое совершалось на его глазах*(295). Он не обратил внимания юристов на более важные общественные вопросы, чем те, которые занимали их всецело. В области частного права Цицерон, при всем своем превосходстве в образовании, не дал философского освещения отдельным вопросам, поглощавшим все внимание юристов. Чтобы повести юриспруденцию по новому пути, Цицерону следовало бы стать во главе юристов. Он этого не хотел.

III. Сочинений, относящихся к философии права, Цицерон оставил два: «О государстве», написанное в 54, и «О законах», написанное в 52 году до Р. Хр. Заглавия сочинений сами показывают, да и Цицерон не отрицает, что мы имеем здесь дело с подражанием Платону. Однако сходство заглавий не обусловливает еще сходства содержания. Платон в двух своих сочинениях дает два государственных идеала, один далее, другой ближе к действительности. Цицерон же в обоих сочинениях придерживается одного и того же идеала. Первое сочинение посвящено исследованию основ государственного устройства, второе — детали его, если не считать введения, которое имеет своей целью выяснение сущности права.

Оба сочинения дошли до нас в отрывочном виде, препятствующем воспроизвести в точности полную картину политического мировоззрения Цицерона. Но характер его обнаруживается, конечно, и в этих отрывках.

Он находит себе подтверждение и в различных других произведениях Цицерона, в «Тускуланских беседах», «Об обязанностях» и других, где по частям рассеяно много положений, относящихся к философии права.

IV. Этика Цицерона примыкает к стоицизму. «Высшее благо состоит в том, чтобы жить согласно с природой (ex natura vivere), т. е. довольствоваться малым и добродетелью; или следовать природе (naturam sequi) и жить по ее законам, т. е. не отказывать в том, чего она требует, насколько, однако, это допускает добродетель, которая прежде всего должна служить законом»*(296). Таким образом, одного руководящего начала для нравственного поведения нет: человек должен колебаться, прислушиваясь то к голосу природы, то к голосу добродетели, и разрешать их столкновение по принципу, который ему не дан.

Как настоящий римлянин, Цицерон не может примириться со стоической мыслью о необходимости и даже возможности устраняться от политической жизни. «Отечество, давая нам жизнь и воспитание, ожидает от нас вознаграждения: если оно обеспечивает нам благосостояние, то, конечно, не для того, чтобы дать нашей праздности верную охрану, нашим наслаждениям полное спокойствие. Нет, оно призывает себе на службу наши самые высокие, самые лучшие качества души, ума, и оставляет за нами один только излишек»

*(297). Так говорит Цицерон языком республиканца.

V. Цицерон признает всю важность теоретической философии права, которая одна способна дать твердо определенные понятия. «Основной закон, который необходимо соблюдать в каждом рассуждении, если не хочешь заблудиться, — это определить то понятие, о котором предполагается вести исследование»*(298). Этим правилом Цицерон пользуется в своих сочинениях о государстве и о законах.

В чем же заключается сущность права?

«Сущность права следует искать не в эдикте претора, как это делает большинство наших современных юристов, и не в законах XII Таблиц, как делали древние, но только в самой глубине философии»

*(299). «То, что мы называем положительным правом (jus civille), занимает очень ограниченное место в обширной области права природы (jus naturae)». А ведь основная задача, говорит, играя словами, Цицерон, состоит в том, чтобы выяснить природу права (natura juris).

Природу права надо искать в природе человека*(300). Можно было думать, что Цицерон обратится к потребностям человека. Но он прибегает к иному приему.

Человек по своей природе близок к божеству. Эту близость создает разум, который присущ только богу и человеку. Этим создается между ними связь. Но истинный разум (recta ratio) и есть тот высший закон природы, который передается человеку от божества*(301). «Закон природы есть высший разум, запечатленный в нашей природе, который предписывает, что следует делать и от чего следует воздерживаться»*(302). Что же составляет содержание права природы? Это те чувства, которые врождены человеку: чувства религии, почтения, благодарности, мести, долга, любви к истине

*(303). Из этого основного положения, что сущность права заключается в велении, диктуемом природой, следуют всеобщность*(304). и неизменность его во времени*(305). Из этого же положения с очевидностью вытекает, что право независимо от человеческой воли. Поставленный греческой философией вопрос о том, является ли право человеческим установлением или даром природы, Цицерон разрешает в пользу второго мнения. «Право природы не есть плод человеческого ума, не есть постановление какого-либо народа, но нечто вечное, управляющее миром, указывающее в своей премудрости, что человеку следует делать или чего избегать»*(306).

Отсюда еще дальнейший вывод: не все то, что установлено людьми и называется ими правом, составляет право на самом деле. Значит, положительное право, насколько оно противоречит естественному, не есть право. «Вот, как это доказывается. Без сомнения, законы были созданы для блага граждан, для охранения государства, для того, чтобы сделать общежитие более спокойным и приятным. Те, кто впервые создали эти законы, наверное, говорили народу, что эти постановления, если народ захочет их принять и подчиниться им, сделают его более счастливым и благородным. Все эти постановления, таким образом, составленные и принятые, получили название законов. Отсюда можно заключить, что те, кто, вопреки своим обязанностям и обещаниям, предложили гибельные и несправедливые постановления, дали не законы, а что-то другое»*(307). «Ведь это нелепость утверждать, будто все то, что нормировано обычаями или законами, справедливо! А законы, изданные тираном? Если бы тридцать тиранов создали законы и все афиняне пришли от них в восторге, неужели законы эти стали бы от этого справедливее?»*(308). Но как отличить хороший закон от дурного? Единственное мерило — это природа, а не общественное мнение. Ведь мы признаем хорошими дерево или лошадь не потому, что таково наше мнение, а потому, что такова природа этих вещей*(309).

Таким образом, Цицерон вовсе не достигает поставленной цели — дать точное определение понятию о праве. В стране, приобретшей всемирную славу своим правом, самый видный философ остается на точке зрения греческих мыслителей, не давших сколько-нибудь точного разграничения понятий о праве и нравственности. Как у них, так и у Цицерона даже не сознается самая проблема.

VI. Ту же неясность внес Цицерон и в учение об источниках права.

Мы видели, что Цицерон признает положительное право, jus civile, лишь частью естественного права (jus naturale). Но при этом условии jus civile логически не может стоять в противоречии с природой. Между тем Цицерон сам допускает такое несоответствие. Очевидно, он имел в виду обратное положение: jus naturale составляет часть права, которым руководствуется каждый народ. Оно составляет основное ядро juris civilis. Но ввиду его всеобщности и неизменности оно должно быть одинаковым у всех народов.

Если естественное право является у всех одинаковым, то невольно возбуждается вопрос, как же понимает Цицерон соотношение между jus naturalis и jus gentium. С одной стороны, он готов отождествить их*(310). С другой стороны, в его представлении jus gentium является частью положительного права, jus civile*(311). Но, очевидно, это два совершенно разных решения на вопрос, вытекающий из окружающей действительности. Цицерон мог оперировать понятием jus naturale, как оно было уже разработано греческими философами, но он не в состоянии был справиться с самостоятельной задачей, которую ставила ему римская жизнь.

VII. Следуя своему указанию на важность словесных определений, Цицерон определяет государство как дело народное, respublica est res populi, народ же есть союз людей, связываемых общностью интересов и признанием одного и того же права*(312). Из этих двух признаков, очевидно, второй является наиболее существенным. По крайней мере, Цицерон не раз указывает, что характерным отличием государственного союза служит единство права*(313). Если бы такой признак был выдвинут греческим философом — это было бы удивительно. Но Цицерон не мог не заметить, что в римском государстве, каким оно являлось в его время, не было именно единства в праве, которым руководствовались лица, входившие в его состав. В свое оправдание Цицерон мог, конечно, сказать, что поэтому-то они и не были римскими гражданами.

В чем же обоснование государства? По мнению Цицерона, цель государства состоит в охранении имущественных интересов. Первая и основная обязанность тех, кто стоит у кормила правления, наблюдать, чтобы каждый пользовался спокойно тем, что ему принадлежит. Конечно, природа соединила людей в союзы, но строить города (государства) их побудила только надежда обеспечить за собою плоды своих трудов*(314). Причина, побудившая людей соединиться в государства, не столько слабость человека, сколько природный инстинкт*(315). Это природное стремление к соединению создало различные соединения, из которых одним является государство. Таких соединений может быть четыре. Первой формой является семейный союз, обладающий естественной способностью к размножению. Второй формой служит государство с общностью права, как характерным признаком. Третьей формой соединения следует признать нацию, т.е. совокупность лиц, пользующихся одним и тем же языком. Далее идет человечество как союз существ, одаренных разумом и речью*(316).

VIII. Под влиянием греческой философии и Цицерон ставит вопрос о наилучшем государственном устройстве и наилучших законах. Но, неспособный к высоким полетам, римский ум взял верх над приверженностью к греческим образцам. Идеал Цицерона не идет далее римской действительности.

Классифицируя различные формы правления по греческому образцу, на основании числа лиц и цели управления, Цицерон затрудняется, какой из них можно было бы отдать преимущество. Каждая из них имеет достоинства и свои недостатки. Если уже непременно выбирать, то преимущество следует отдать монархии*(317). До сих пор Цицерон стоит на точке зрения греческих философов.

Но и лучшая из всех форм правления, монархическая, не удовлетворяет его, как она не удовлетворяла Платона и Аристотеля. Цицерон решает, что наилучшая правления состоит в соединении всех трех элементов: монархического, аристократического и демократического*(318). Такую форму нечего искать в фантазии, как это делали греческие мыслители. Она дана исторической действительностью. Это государственное устройство Рима в его последовательном развитии*(319). Оно создалось не волей одного лица, хотя бы и гения, а соединенным действием многих людей и многих веков*(320). Далее этого идти некуда.

Также скромны политико-правовые идеалы Цицерона и в области отдельных законов. Подвергая критике с точки зрения естественного права постановления XII Таблиц, Цицерон пришел к заключению, что они вполне соответствуют требованиям природы*(321). В своем сочинении De legibus Цицерон подробно перечисляет желательные нормы права, и, в конце концов, заставляет одного из собеседников признать, что эти пожелания не что иное, как почти точное воспроизведение действующих законов*(322). Правда, сочинение это не дошло до нас полностью. В имеющемся отрывке сохранились лишь предлагаемые законы относительно религии и должностных лиц. Нет ничего ни о собственности, ни о семье. Можно, конечно, предполагать, что относящиеся сюда книги не дошли до нас*(323). Но едва ли не вернее будет предположить, что Цицерон и не коснулся этой области. Передать свои пожелания в этой сфере с той же подробностью, какая принята была для религиозных постановлений, требовало бы изложения действовавшего в то время гражданского права. Едва ли эта задача была по силам Цицерону, особенно в Риме, где знание положительного права стояло так высоко.

studfiles.net

ЦИЦЕРОН И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА — МегаЛекции

Марк Ту́ллий Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Перу Цицерона принадлежат такие философские трактаты как «О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О старости», «О дружбе», религиозно-философские сочинения «О природе богов», «О дивинации», «О судьбе» и другие. Из несохранившихся сочинений известны его труды «О гражданском праве», «Об авгурах», «О славе», «О философии», «Об укреплении государства» и т. д.

Из трактатов по философии права особое значение имеют сочинения: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», в которых в основном содержится переложение прошлых и современных философских учений и взглядов для того, чтобы взять у них самое лучшее.

Цицерон — главный представитель эклектизма, который, по его замыслу соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то что является самым истинным.

Эклектизм в основном опирается на всевозможные концепции древнегреческой философии — платонизм, аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм.

Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы и целителя от всех бед. Поэтому он видел в философии прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях.

Задача философии, как писал Цицерон в «Тускуланских беседах», состоит в «возделывании души», её сила в излечении души, избавлении от страстей. По мнению Цицерона, чтобы использовать эту психотерапевтическую функцию философии, следует изучать различные философские системы, историю философии. Поэтому сочинения Цицерона полны историко-философского материала из древнегреческой и ранней римской истории.

Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает тем, что при решении всех философских вопросов следует обсуждать все с противоположных сторон, иначе нельзя составить правдоподобное мнение о той или иной вещи. Эклектицизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир, как и другие более односторонние концепции.



Он принимает стоический взгляд на природу как гармоническое тело, которое содержит в себе разумное начало. Однако философские проблемы о бытии и познании находятся у Цицерона на втором месте, на первом же стоят проблемы этики, религии и государства.

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков.

Философское учение Цицерона о праве, законе и государстве разработано с позиций естественного права.

Появление государства (также и права) не, по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.

Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Причем народ у Цицерона — не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство — правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, государства, основанного на справедливости, а не силе.

В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория), т.е. Цицерон утверждал: государство возникает естественным путем, но закрепляется все же договором. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе.

Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства — охрана собственности.

В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет правовое равенство своих граждан. Вместе с тем, социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство Цицерон оправдывал природой. Вместе с тем, Цицерон считал, что рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.

Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей — смешанную форму правления.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии.

Царское благоволение, мудрость оптиматов, народная свобода должны быть объединены в наиболее совершенной смешанной форме правления. Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий — с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа». Лучшим примером в этом деле Цицерон считал Римскую республику, плод многовековой государственной эволюции.

Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть — в тиранию, власть оптиматов — в олигархию и плутократию, демократию — в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.

Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий и всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка». Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым, сведущим в учениях о государстве и праве.

Образцом поведения он считает все то, что прекрасно, нравственно. Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.

В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Он дает такое развернутое определение естественного права: «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает, оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем» («О государстве»).

По убеждению Цицерона, этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и в любое время будет распространяться один неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона.

Существо и смысл справедливости Цицерон видит в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними» («О государстве»). Справедливость требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.

Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, даже раньше, чем было основано государство вообще. Само государство (как «общий правопорядок») с его законами является воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, — пишет Цицерон, — то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы» («О законах»).

Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон придавал введению к закону, цель которого — укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений. Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. В общем, виде он формулирует правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все».

С точки зрения истории юридической науки несомненно представляет интерес принципиально единый естественно-правовой подход Цицерона к закону (позитивному праву) и государству, который, по существу, являлся теоретическим обоснованием предмета юриспруденции как единой науки о праве и государстве. Об этом, как отмечает В. Нерсесянц, свидетельствует трактовка им исходного понятийно-смыслового единства закона (позитивного права) и государства как различных форм выражения единого разумного и справедливого начала — естественного права, которое возникло раньше, чем писаный закон и государство.

Трактаты Цицерона «О государстве» и «О законах» крайне ценны как памятник исторический, сохранивший многие важные сведения и подробности, главным образом относительно государственного устройства римской республики.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого гуманиста. В истории правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф.Аквинский, Г.Греции, Ш.Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.

Своей задачей Цицерон ставил отделение истинного и правдоподобного от ложного и маловероятного во всей предшествующей истории философской мысли. Рим расширился до пределов мира — римская философия должна была начинаться как всемирная. Эта идея руководит Цицероном во всех его философских работах. Она придает его сочинениям действительно космополитический и вместе с тем неподдельно патриотический, римский характер. В его эклектизме усматривается грандиозная попытка создать на новой социально-исторической основе своеобычную римскую философию, своеобразие которой заключалось в ее универсальности и соответствии индивидуальным духовным потребностям каждого ее гражданина; а эта философия, рассчитанная на всех и каждого в этом огромном, пестром и противоречивом римском мире, объединяет в себе и пропускает через себя все, что было создано до нее в области мысли подвластными Риму народами. С этой точки зрения эклектизм Цицерона — не досужее дилетантство, а сознательно поставленная и эффективно разрешенная задача громадной важности. Примером подобного подхода к проблеме римского эклектизма вообще и эклектизма Цицерона в частности могут служить работы А. Ф. Лосева «История античной эстетики» и «Эллинистически-римская эстетика», где Цицерону посвящены специальные главы.

Советский ученый С. Л. Утченко, касаясь вопроса об исторической роли философского творчества Цицерона, справедливо отмечает, что главной заслугой Цицерона как мыслителя следует считать не то, что он популярно изложил римлянам греческую философию и привил им вкус к философии вообще, и даже не то, что он создал латинскую научно-философскую терминологию, которой европейцы пользуются и теперь, а то, что он осуществил сознательный и целенаправленный синтез идей греческой философии, «на основе извлечений и отбора всего, по его мнению, наиболее приемлемого» для здравого смысла римлян. В книге Утченко впервые в нашей литературе дается краткая и довольно точная характеристика почти всех его философских произведений.

Работа по изучению его философского наследия также нашла отражение у Г. Ханта, автора книги «Гуманизм Цицерона», и В. Зюсса, выпустившего монографию «Цицерон. Введение в его философские сочинения». Обе книги строятся по принципу последовательного анализа главных философских произведений Цицерона с выявлением их оригинального цицероновского и римского содержания. Большое внимание уделено здесь и роли Цицерона в передаче философских идей древности последующим поколениям, и его значению в формировании европейского гуманизма. Философия Цицерона трактуется в обеих книгах как достигающая глубокого понимания в сердцах и умах многих людей, как такая философия, которая обращается к человеку в простых, но очень выразительных словах, увлекая его к мудрости не только своим содержанием, но и прекрасной художественной формой.

Цицерон не стремился к созданию собственной философской системы, не претендовал на открытия в науках. Его задачи более скромны, но исторически более значительны: познакомить римлян с философией, привить им любовь к ней, научить отличать истинную мудрость от лжеименной, показать им всю красоту добродетели и убедить их в том, что они не только способны делать открытия не хуже греков, но и то, что заимствуют у греков, могут улучшать и совершенствовать, и это относится к философии не меньше, чем ко всему другому. Таким образом, Цицерон в основном и в главном — философ-просветитель.

Будучи просветителем, Цицерон является также философом-гуманистом. Гуманизм Цицерона выразился в его постоянном внимании к судьбе человека, к его психологии, к его горестям и радостям, к тому, как сделать человека счастливым при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах.

Гуманизм Цицерона проявился в его отстаивании идеи человеческой свободы, в бережном отношении к культурному наследию прошлого, в глубоком уважении и понимании духовного творчества других людей. Он проявился в его обосновании социальных, гражданских и моральных обязанностей человека, в высочайшей оценке дружбы, в неподдельной любви к добродетели и в убеждении, что по-настоящему счастлив быть может только человек честный.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что значение Цицерона как философа состоит в том, что он, как никто другой из его современников, выразил в своих книгах римскую самобытность, передал в них тот особый комплекс идей и представлений, который сложился под воздействием исторических факторов той эпохи в особое римское самосознание. Достигнув зрелости, это самосознание требовало своего выражения в культуре и философии. И оно нашло своего наилучшего выразителя именно в Цицероне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Всемирная история. Эллинистический и Римский периоды / Под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. — М., 1999.

2. Ерышев, А. А. История политических и правовых учений: Учеб. пособие. — 3-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2002. 152 с.

3. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В. С. Юрчук. — М.: Юридическая литература, 2010.

4. Крюков, Д. Образ идеального государства у Платона, Аристотеля и Цицерона. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://triarhon.narod.ru/sci1.htm.

5. Кузищин, В.И. История древнего Рима / В.И. Кузищин. М., 1994. — 366 с.

6. Майоров, Г.Г. Цицерон как философ / Г.Г. Майоров // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты.- М.: Наука, 1985. С. 5-59.

7. Марк Тулий Цицерон. Государство и право [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://thepoem.narod.ru/3jur.htm

8. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА-М- НОРМА, 1997. — 652 с.

9. Утченко, С.Л. Цицерон и его время / С.Л. Утченко. М., 1972. – 369 с.

10. Цицерон Марк Тулий. Философские трактаты / Пер. М.И. Рижский. Москва, 1985. — 256 с.

11.Шершеневич, Г.Ф История философии права – http://www.adhdportal.com/book3220.html

 

 

Т.А. Богданова

магистрант юридического факультета

Алтайского государственного университета

В.В. Русанов

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права

Алтайского государственного университета

 


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Философия Цицерона

 
Философия Цицерона
Марк Туллий Цицерон (106-43 до Р.Х.) — крупнейший древнеримский философ. Он был также выдающимся государственным деятелем и оратором. Он получил широкое образование и в течение всей своей жизни занимался активной политической деятельностью, создав свои философские произведения лишь в конце жизни, когда отошел от дел. Его перу принадлежат сочинения: «Тускуланские беседы , О судьбе» «О природе богов», «О законах» и др., в которых в основном содержится переложение прошлых и современных философских учений и взглядов для того, чтобы взять у них самое лучшее.

Цицерон — главный представитель эклектизма, который, по его замыслу соединяет в себе самое лучшее, что есть у других философов, то что является самым истинным. Философским источником эклектизма мог бы служить скептицизм, утверждавший, что разные философские положения равносильны. На основе скептицизма оказалось возможным сближение таких разных философских течений, как академическая философия, учение Аристотеля, стоицизм. Лишь эпикуреизм оставался в этом отношении принципиальным учением, не заимствуя у других свои положения. Эклектизм в основном опирается на всевозможные концепции древнегреческой философии — платонизм, аристотелизм, пифагореизм, стоицизм, скептицизм. Эклектические идеи уже в значительной степени присутствуют в стоицизме. Цицерон рассматривал философию в качестве своего рода утешительницы и целителя от всех бед. Поэтому он видел в философии прежде всего практическую сторону, через которую преломляются все взгляды в философских течениях. Он пишет, что заниматься философией его побудила «душевная скорбь, вследствие великого и тяжкого удара судьбы. Если бы я мог найти большее утешение от какого-нибудь занятия, я предпочел бы прибегнуть к нему (не к философии). А тем средством, к которому я прибегнул, я не мог бы воспользоваться лучше, чем отдавшись не только чтению книг, но также изучению всей философии» [Цицерон. Философские трактаты. С. 62-63]. Задача философии, по Цицерону, состоит в «возделывании души» [Тускуланские беседы]. «Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи» (Тускуланские беседы). По мнению Цицерона, чтобы использовать эту психотерапевтическую функцию философии, следует изучать различные философские системы, историю философии. Поэтому сочинения Цицерона полны историко-философского материала из древнегреческой и раннеримской истории. Свою эклектическую позицию Цицерон обосновывает тем, что при решении всех философских вопросов следует «обсуждать все с противоположных сторон, ибо иначе нельзя составить правдоподобное мнение о той или иной вещи» [Тускуланские беседы]. Таким же образом подходили скептики из Академии. Он принимает стоический взгляд на природу как гармоническое тело, которое содержит в себе разумное начало. Однако философские проблемы о бытии и познании находятся у Цицерона на втором месте, на первом же стоят проблемы этики, религии и государства. Образцом поведения он считает все то, что прекрасно, нравственно. Добродетелями для него выступают познание, справедливость и благотворительность (как одна добродетель), величие духа и благопристойная уверенность (тоже как единая добродетель). Из этих добродетелей вырастают те практические обязанности, которым каждый должен следовать. Цицерон соединяет в своей философии и стоицизм, и скептицизм, и платонизм, и аристотелизм. Все же ему больше по душе проба-билистский скептицизм академиков- скептиков. Он пишет: «Все оспаривать и ни о чем не высказывать определенного мнения» [О природе богов. I.V.11]. Он полагает, что «при обсуждении следует придавать больше значения силе доказательства, чем авторитету» [Там же. I.V. 10]. Цицерон выступает как против догматизма, так и против авторитаризма. В социальных вопросах он стоит на позициях смешанной формы государственного устройства, которая объединяет в себе достоинства монархии, аристократии, демократии. При этом подразумевается, что эти формы лишены всех своих недостатков. Заслуга Цицерона состоит в том, что он в своих сочинениях сформировал философский язык в латинской терминологии. Но он не просто переводит с греческого языка на латинский философские понятия, а преобразует всю философию в духе римского мире философия Цицерона показывает, что так называемы эклектицизм не является просто смешением разных понятий, в результате чего возникает нечто путаное и противоречивое. Эклектицизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир — как и другие более односторонние концепции. Философия Цицерона показывает, что так называемый эклектицизм не является просто смешением разных понятий, в результате чего возникает нечто путаное и противоречивое. Эклектицизм содержит в себе потребность синтезировать целостное воззрение на мир — как и другие более односторонние концепции.

 

politia.narod.ru

Вывод философии для Цицерона.

Поиск Лекций

Вывод, к которому приходит Цицерон, таков: самое надежное убежище от жизненных бурь — это философия. Тот, кто занимается ею, вполне способен прожить счастливую жизнь и достичь заветной гармонии телесного и духовного, обрести внутренний покой и умиротворенность не зависимо от того, как сложится его судьба, будет он богачом или нищим, свободным или рабом.

Понимание философии как единственного пути, ведущего к эвдемонии, как незаменимого средства преобразования человека в духовно богатую личность позволяет Цицерону установить ее связь с культурой. Отвечая на вопрос вымышленного собеседника: «Является ли недостойное поведение некоторых философов доказательством бесполезности философии как таковой?», — он пишет:

Это ничего не доказывает, ведь и поля не всегда плодоносны, хотя и возделываются… Так же не плодоносны и души. А чтобы продолжить сравнение, добавлю: как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души — это и есть философия (culture animi auten philosophic est) (выделено мною — А.Ш.): она выпалывает в душе пороки, подготавливает душу к принятию посева и вверяет ей — сеет, так сказать, — только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай9.

Не трудно заметить, что ход размышлений Цицерона в значительной степени напоминает ход размышлений софистов, однако (это следует подчеркнуть особо) он говорит не столько о результате «обработки человека вообще» и формировании всего комплекса физических и духовных качеств, а только о «культуре души», которая возникает как логическое следствие овладения конкретным индивидом комплексом философского знания, позволяющего видеть подлинную цену всему, отличать истинные цели от ложных.

Культура души трактуется Цицероном как личностное качество, говорящее о духовной развитости человека, о его способности к рефлексии, логическому, трезвому мышлению. Свидетельством овладения культурой Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументирование отстаивать свою позицию в споре, убеждать слушателей в истинности высказываемых оратором тезисов.

Смысл и историческое оправдание культуры Цицерон видел в выработке из индивида, жаждущего только «хлеба и зрелищ», сознательного гражданина, способного отстаивать интересы Римской республики как на форуме, так и на полях сражений, готового, не колеблясь, пожертвовать своим благополучием, имуществом и даже жизнью, если этого потребуют интересы государства. Главной проблемой культуры Цицерон считал достижение органического единства личности и общества, гражданина и полиса. Цель культурного процесса он видел в создании идеала человека, который по своим личностным характеристикам был бы тождественен идеалу гражданина. Цицерон, по сути, ставил знак равенства между «окультуренностью человека» и «civilis», обозначавшем степень включенности индивида в общественную жизнь, тесноту связи между ним и римской общиной.

Подобная трактовка культуры была далеко не случайной. Цицерон жил и творил на переломе эпох, когда стала ясна исчерпанность потенциала, что несла полисная демократия, и начали явственно проступать контуры императорского Рима. Время Цицерона — это время перехода от республиканской формы правления к принципату. Самоуправляемые общины-республики, являвшиеся основой политической системы Древней Греции и первоначально Древнего Рима, постепенно уходили в прошлое. Им на смену шла жесткая централизация власти, единая система административных установлений, единовластие в виде личной диктатуры.

Кризис античного полиса выступал прежде всего в виде кризиса норм морали, республиканской формы правления. Он воспринимался Цицероном (и не только им) как всеобщее падение нравов, как исчезновение духа свободы, как формирование у свободно рожденных граждан рабской психологии. В утрате гражданских добродетелей, в нежелании следовать своему долгу, в стремлении огромного числа не только плебеев, но и всадников быть клиентами, а не свободными гражданами видел Цицерон главную опасность для Рима. Именно отсюда проистекало то подчеркнуто уважительное отношение к воспитанию, которое демонстрирует Цицерон практически во всех своих работах.

Представление о взаимосвязи культуры и философии сформировалось у Цицерона, вероятно, еще в процессе обучения. Среди его учителей было немало греков, которые не могли не познакомить любознательного подростка с основными философскими школами и течениями. Именно тогда у него, возможно, и сложилось представление о философии как культуре души. Данное восприятие философии было закреплено во время двухгодичного путешествия Цицерона по Греции и Малой Азии, когда он вместе со своим братом Квинтом и близким другом Титом Помпонием Аттиком прослушал цикл лекций философа Антиоха Аскалонского, широко известного не только в Афинах, но и во всей Греции. Сыграло свою роль, вероятно, и знакомство со знаменитым в античном мире философом Посидонием, учение которого, по признанию самого Цицерона, оказало на него огромное влияние. Благодаря им, думается, и выработалось у будущего римского консула восприятие философии как «водительницы душ, изыскательницы добродетелей, гонительницы пороков».

Идея же о том, что показателем культуры является степень овладения ораторским искусством, была рождена реальной практикой той исторической эпохи. В условиях республиканской формы правления, когда принятие важнейших решений зависело от того, на чьей стороне большинство свободных граждан, имеющих право голоса, умение с помощью слова привлечь как можно больше сторонников, показать несостоятельность позиции политического противника, способность возбудить эмоции и тут же погасить их ценилось чрезвычайно высоко. Цицерон с детских лет знал, какой огромной силой обладает звучащее слово. Он прекрасно представлял, что значит владеть искусством риторики. На его глазах не раз совершались крутые повороты во внешней и внутренней политике Рима благодаря тому, что вовремя была произнесена умная речь.

Овладение высотами ораторского искусства было невозможно без знания философии, литературы, права, законов актерского мастерства. Все это приобреталось на протяжении длительных лет учебы, в результате неустанного труда. Поэтому римские граждане вполне обоснованно считали знаменитых ораторов наиболее образованными людьми своего времени, доверяли их суждениям, прислушивались к их мнению. В известном смысле их рассматривали как культуртрегеров, несущих знание в массы, способствующих облагораживанию нравов, воспитанию добродетелей и развитию всевозможных искусств. Точно так же считал и Цицерон, который в полном смысле воспел гимн античному оратору в своих многочисленных работах.

Существовало еще одно обстоятельство, заставлявшее Цицерона настаивать на том, что самым эффективным путем «окультуривания» является овладение ораторским искусством. Дело в том, что культуре античности, как отмечают многие исследователи, в частности А. Боннар, А.Ф. Лосев, П. Гиро, Ф.Ф. Зелинский и другие, в максимальной степени была присуща так называемая «оро-акустическая направленность» или, говоря другими словами, ярко выраженная ориентация на звучащее слово как наиболее совершенный и значимый в практическом плане результат духовной деятельности человека. Хорошо известно, что драматическое искусство древних греков и римлян было, по сути, искусством мелодекламации. В пьесах, которые ставились практически без применения каких-либо декораций, основной упор делался на слуховое восприятие, а не на зрительный ряд. Непосредственно со звучащим словом было связано и существование античной поэзии, которая всегда исполнялась под аккомпанемент музыкального инструмента (отсюда слово «мелос», т.е. «мелодическая поэзия», сохраняющееся и сегодня в нашем обиходе). Даже научные, политические и исторические трактаты, которые писались в то время, были прежде всего рассчитаны на громкое чтение. В силу этих обстоятельств, владение словом, понимание его красоты и смысла, различение текста и подтекста представлялось чрезвычайно важным для античного человека.

Цицерон не создал какой-либо концепции культуры. Более того, его представления были менее глубоки, чем представления софистов. Но тем не менее именно им была заложена традиция рассмотрения культуры как личностного качества, и эта традиция дожила до наших дней (в обыденном сознании и сегодня понятия «культурный человек» и «человек воспитанный» слиты), именно благодаря ему термин «культура» вошел в обиход в качестве понятия обыденного языка, обозначающего процесс совершенствования души. Он сформулировал идею об исторических и культурных циклах, развив и конкретизировав мысль, содержащуюся у Полибия, который считал, что история развивается по определенным законам, а не есть случайный набор фактов и событий. Ему принадлежит мысль о возможности построения «государства культуры», базирующегося на органическом единстве частных и общественных интересов, состоящего из индивидов, являющихся гражданами в полном смысле этого слова.

Цицерон оказал огромное влияние на римских мыслителей, творивших после него. В их числе прежде всего следует назвать Вергилия, Луция Аннея Сенеку и Корнелия Тацита, которых, без сомнения, следует также отнести к числу тех, кто стоял у самых истоков европейской культурологической мысли.

Заключение.

Итак, философия убедила нас, при помощи Цицерона в том, что смерть не страшна, что можно противостоять боли и страданиям, укрепила веру в самодовлеющую добродетель. Цицерон в «Тускуланских беседах предстает перед нами живым человеком — бесстрастным мудрецом, чуждающимся беспокойной массы и с ласковой улыбкой дающим наставления к разумной жизни. Он научил своих современников и многие последующие эпохи любить и ценить философию. Богатство мыслей и популярность изложения «Тускуланских бесед» и других философских сочинений Цицерона, сделали их в Европе любимым предметом чтения в школе и вне ее. Цицерон был одним из тех древних, который научил нас мыслить (как заметил в свое время Вольтер). Цицерон приобщил к философии не один только Рим, но весь образованный и стремящийся к образованию Запад. Вообще, в истории культуры немного можно найти таких моментов, которые по своему значению могли бы сравниться с пребыванием Цицерона в его Тускуланском поместье в краткую эпоху единовластия Цезаря. Цицерон поставил перед собой чисто просветительскую задачу: прославить философию, показать ее важность представить ее в полной мере своим согражданам. Можно сказать с полной уверенностью, что Цицерон выполнил эту задачу. Он действительно доступным и приятным языком изложил основные положения философских школ и направлений, создал латинскую философско-научную терминологию и привил римлянам вкус и интерес к философии. Путем отбора, по его мнению «наилучшего» он сумел представить им картину греческой философии в целом. Важная роль Цицерона заключается еще в передачи огромного идейного наследства последующим поколениям. Его философские труды явились живым и щедрым источником, питавшим целые эпохи. Каждая эпоха вносила свой вклад в представление о Цицероне. Поэтому не представляется возможным подвести какой-то единый итог, сделать какой-то определенный и окончательный вывод. Каждая эпоха выделяла какую-то одну характерную черту личности и деятельности Цицерона, которая по тем или иным причинам была наиболее созвучной умонастроениям данной эпохи.

Для ближайших потомков Цицерон выступал главным образом как выдающийся стилист.

В период становления христианства особое звучание приобретают философские произведения Цицерона. Именно его философское наследие явилось как бы посредствующим звеном между двумя великими эпохами: античной, или языческой и христианской.

Что касается эпохи Возрождения, то она началась именно с возрождения римской античности, а оно в свою очередь началось с Цицерона. Эпоха Ренессанса являлась прежде всего как возрождение Цицерона, а после него и уже благодаря ему — остальной классической древности. Для многих деятелей этой эпохи — Цицерон — писатель, мыслитель, оратор — непревзойденный образец, идеал, достойный восхищения и подражания.

Так называемое Второе Возрождение античности было связано с Великой Французской Революцией, которое было в первую очередь возрождением именно римской древности. Цицерон выступает в эту эпоху прежде всего как великий оратор и не менее великий республиканец.

Можно привести еще множество таких примеров. Вклад Цицерона в сокровищницу мировой культуры неисчерпаем хотя бы потому, что современная европейская цивилизация — прямая наследница римской античности. И в цепи, связывающей на протяжении более двух тысячелетий две цивилизации, одним из немаловажных звеньев является сам Цицерон — его личность, его деятельность, его наследие. И этот особый характер посмертной славы Цицерона сумел предугадать один из его современников — Гай Юлий Цезарь, который сказал про него так: «Его триумф и лавры достойнее триумфа и лавров полководца, ибо расширивший пределы римского духа предпочтителен тому, кто расширил пределы римского господства».

На этом я решаюсь закончить и в качестве последнего предложения хочу привести еще одно высказывание о Цицероне, сделанное Вольтером — знаменитым деятелем эпохи Просвещения, которого часто сравнивают с Цицероном. Он писал: » Теперь не забудем, что это — тот самый римлянин, который первый ввел философию в Рим, что его «Тускуланские беседы» и его книга «О природе богов» — два самых прекрасных сочинения, которые когда либо написала мудрость, поскольку она — мудрость человеческая. «

 

 

Список литературы:

1. http://www.wisdoms.ru/biografiya_mark_ciceron.html

2. http://www.philomasters.ru/filosofs-604-3.html

3. http://www.mudriyfilosof.ru/2013/10/znachenieterminakultura.html

4. http://www.countries.ru/library/culturologists/cicero.htm

 


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Философия. Цицерон. История Рима (с иллюстрациями)

Философия. Цицерон

Философский дух был совершенно чужд трезвым и практичным рим­лянам, поэтому в области философии сильнее всего выступает их зависи­мость от греков. Во II—I вв. в Греции наиболее популярными являлись две философские школы: умеренный академический скептицизм и сто­ицизм. Цицерон, который был чистейшим эклектиком и ставил перед со­бой задачу познакомить римское общество с последними достижениями греческой философии, соединил в своих взглядах наиболее ходячие пред­ставления обеих систем: учение о вероятности как критерии истинности и, в духе стоицизма, допущение некоторых общих понятий, свойственных всем людям: бессмертие души, существование бога и т. п.

Из чисто философских сочинений Цицерона важнейшими являются сле­дующие: «О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы» (изложение и критика основных философских учений Греции), «Об обязанностях», «О природе богов» и «О гадании». Два его сочинения, пользовавшиеся в древ­ности широкой популярностью, — «О государстве» и «О законах» — ско­рее принадлежат к категории политических трактатов.

Цицерон ставил перед собой не столько научные, сколько просвети­тельские задачи. К тому же он не был философом-специалистом. Отсюда вытекают как достоинства, так и недостатки его философских произведе­ний. Они доступны, написаны изящным и простым языком. Цицерон пре­красно справился с трудной задачей — перевести на латинский язык гре­ческую философскую терминологию. С другой стороны, Цицерон, не об­ладая специальными знаниями, часто допускал ошибки в изложении философских систем. Многое у него написано наспех, часто отсутствует критическое отношение к излагаемым взглядам.

Тем не менее Цицерону принадлежит огромная заслуга перед истори­ей культуры, так как именно он впервые в широком масштабе познакомил римское образованное общество с греческой философией. И прежде чем люди новой Европы смогли непосредственно использовать сокровища этой философии, они знакомились с ней главным образом через Цицерона.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *