Что построил петр 1 в санкт петербурге – Что осталось от Петра I в Петербурге

Что осталось от Петра I в Петербурге

Сегодня исследователи считают, что историю России начали планомерно изучать и подробно описывать только во времена Екатерины II. Существуют записи, сделанные рукой самой императрицы, в которых она написала собственный сценарий русской истории. Русская владычица не терпела мнения историков, которые пытались изложить свое видение исторических событий, отличных от ее версий. Помогали ей описывать историю России приглашенные специалисты из Германии. Они заложили, так называемую, норманнскую теорию истории России, в которой основной мыслью проходит неспособность русичей к самостоятельному управлению государством.

Самой первой подверглась искажению эпоха Петра I. Подлинники всех сохранившихся документов петровского времени были либо уничтожены, либо сокрыты в секретных архивах. А.С.Пушкину пришлось по крупицам собирать сведения при написании своей работы «История Петра». Рукопись А.С.Пушкина также подверглась засекречиванию, следовательно, поэту удалось в ней отразить истинную историю Руси, а не отредактированную иностранцами.

В советское время, историки выполняли социальный заказ, и им не было дела до восстановления реальных исторических событий, связанных со становлением России.

Типичным приемом советской системы по созданию новых легенд и широкого распространения их в обществе является история «Медного всадника».

Мало кто знает, что в начале 20 века памятника с таким названием на карте города не существовало. Был «Каменный всадник» и связан он с некой легендой о трех попытках Петра I перепрыгнуть на лошади с одного берега Невы на другой. Легенда гласит: дважды царю не удался прыжок и когда он рассердился, бросив обвинение Богу, Всевышний рассердился и покарал нечестивца – Петр I окаменел. Лишь после празднования 100-летия со дня смерти А.С. Пушкина, в 1937 году, памятник стали называть Медным всадником.

Еще одна историческая ложь – Петр I не был основателем Петербурга. Закладка Петропавловской крепости также происходила без него. Множество объектов Петербурга, создание которых приписывалось великому царю, на самом деле, были построены значительно позже.

Древние летописи, датируемые 560 годом до Рождества Христова, повествуют, что на севере в это время жил народ – гиперборейцы. И никто бы о них не знал, если бы посланец этого неизвестного народа не пришел на Олимпийские игры с дарами богу Аполлону. Из исторического документа известно, что гиперборейцы жили на острове, окруженном Балтийским морем. А в летописях Дионисия Малого, жившего в 4 веке до нашей эры, сказано, что гиперборейцы заселили Валдайскую возвышенность. В трудах Геродота тоже можно найти упоминание об этом легендарном народе. Он называл их «тысячелетними», подчеркивая возрастные возможности данного этноса. Есть версия, что эти гиперборейцы – потомки ариев, которые переселялись с севера на южные территории.

Известно также, что в 1694 году, задолго до появления Петра I, в устье Невы находился город С Петеръ Б, а финский залив назывался Санкт-Петербургское море. Объяснялось это вполне убедительно: основным занятием жителей был рыбный промысел, а символом всех рыбаков являлся святой Петр. Поэтому новый город, заложенный по приказу Петра Великого, хоть и назывался Санкт Питер Бурх (в переводе означало – крепость Святого Петра), никакого отношения к имени русского царя реформатора не имело. Но кому то нужно было связать название города с именем Петра I.

Существуют документальные источники, в которых утверждается, что Петр I не собирался строить город на Неве. Решение им было принято, после неудачного Прутского похода, в результате которого Россия потеряла выход к Азовскому морю. К тому же Петру Великому не хотелось возвращаться в ненавистную ему Москву, поэтому выбор пал на побережье северных морей.

Так что, город строился не с нуля, а рядом, с уже существующим. Основное строительство «второго» Петербурга велось на Васильевском острове. Те, кто отказывался переселяться туда по приказу царя, перевозились на остров силой. Основными жителями нового города стали рабы, которых также насильно свозили в «парадиз».

Еще одна ложная легенда: город построен «на костях» своих строителей. Все, кто туда попадал в качестве строителей или поселенцев, понимали, что местность очень плохая. Строительство велось «вахтовым методом», поэтому при смене, люди как можно быстрее покидали это гиблое место. Так создавалось впечатление, что новые рабы приходили на смену умершим.

После смерти Петра Великого, все дружно уехали из города и Петербург, в прямом смысле, опустел и постепенно все объекты стали приходить в негодность.

Мифом является другое устойчивое утверждение, что строительством Петербурга царь «прорубил окно в Европу». Только в 19 веке, после введения в строй Морского канала, большие торговые корабли смогли заходить в город. А до тех пор никакого «окна» не существовало. Перегрузка товаров с больших кораблей на малые суда, вне городских портов, была не рентабельна. К тому же, пока шла Северная война, купцы стороной обходили территории, на которых велись боевые действия.

Так какие же объекты считались самыми грандиозными достижениями Петра Великого и какова их судьба?

Первый – это Ладожский канал, строительство которого началось в 1719 году. Для успешной торговли с Европой требовался безопасный водный путь, соединяющий Балтийское море с городами, расположенными на берегах Волги. Этот канал был самым крупным в Европе. Но после ввода в строй Новоладожского канала, гидротехническое сооружение, выполненное во времена Петра I, пришло в негодность.

Второй – Новодвинская крепость. Создано защитное сооружение было с целью защиты Архангельска от нападений со стороны моря. Крепость находилась на острове Линский Прилук, в 20 км от города Архангельска. Решение о строительстве крепости Петр I принял после нарвского поражения, полученного в ходе военных сражений со Швецией. Крепость участвовала в отражении атак шведского флота, пытавшегося прорваться к Архангельску. Прошло время. Крепость помогла отстоять город, когда англо-французская армада приплыла к русским берегам во время Крымской войны. В настоящее время только небольшие фрагменты защитного сооружения, построенного под руководством Петра, находятся в хорошем состоянии.

Третий – петергофский дворец «Монплезир». В переводе с французского языка это название звучит как «мое удовольствие». Петр I самостоятельно проектировал этот дворец, делал зарисовки здания и рисунки, прилегающего к нему, сада. Русский самодержец следил за постройкой «Монплезира». Дворец стал самым любимым местом отдыха и работы Петра Великого: там проводились приемы, встречи, ужины, в комнатах дворцы были выставлены многочисленные произведения искусств, привозимые императором из других стран.

Четвертый – Главное Адмиралтейство. Адмиралтейская верфь на берегу Невы была заложена самими Петром I в 1704 году. Объект представлял собой земляную крепость с установленными по периметру бастионами и 100 пушками. На воротах одного из корпусов была возведена башенка со шпилем. На территории крепости были построены амбары, стапели, кузнецы, мастерские, склады и эллинги. Сегодня в Главном Адмиралтействе расположен штаб ВМФ России.

Пятый – Зимний дворец. Это здание строилось, как императорская резиденция. И место для возведения было удачно выбрано: набережная Невы. Отделка – красный мрамор, многочисленные гипсовые барельефы, великолепные двери и лестницы из дуба, «французские» полы…

В стенах этого дворца умер Петр I. В последствие, дворец был значительно перестроен.

В настоящий момент, в Санкт-Петербурге не сохранилось ни одного здания, построенного во времена Петра I. Например, Петропавловский собор построен был во времена царствования Анны Иоанновны. Рака с прахом Александра Невского появилась в городе при Елизавете Петровне, Исаакий был уничтожен огнем еще при жизни Петра I, Никольский собор построен при Екатерине, Летний дворец Петра – новодел 20 века, деревянное строение Адмиралтейства было снесено в 1711 году, Кикины палаты много раз перестраивались и их тоже нельзя отнести к наследству Петра Великого, и т.д. Когда писались слова: «Люблю тебя, Петра творенье…», от творений Петра I в городе уже ничего не было!

Хотя, не исключено, что кое-что сохранилось. По одной из легенд на склоне Пулковских высот, по приказу царя Петра, был насыпан земляной холмик, в который поместили капсулу с указом царя построить на этом месте обсерваторию. Возможно, именно это творение Великого царя Петра осталось нетронутым временем.

No related links found

tainy.net

Строительство петербурга при петре 1 кратко

И вот 27 мая 1703 русский царь Петр I на отвоеванных у шведов землях закладывает крепость Санкт-Питер-Бурх, с одноименным городом. Название крепости было выбрано в честь святого апостола Петра. Изначально Sankt-Piter-Burch было имитацией произношения на голландский манер "Sint-Petersburg", но в 1720 году Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург.

Но русскому народу Санкт-Петербург кажется слишком длинным и он сокращает это название до "Питер-град" или просто "Питер".

Так как город начинал строиться во время Северной войны (1700—1721), то главной постройкой стала крепость. Её заложили на Заячьем острове в дельте Невы. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города.

Существует легенда: первый камень Петропавловской крепости был заложен Петром I, а при закладке в воздухе был замечен орел.

Строительство города шло за пределами крепости по берегам реки, для этого осушали болота.

Работами по строительству Петербурга руководили иностранные инженеры приглашенный Петром I. Для того чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётром I был введен запрет на каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. И все каменщики были вынуждены ехать в Петербург.

Но и этого было мало и был введен "каменный" налог, когда с каждый въезжающий в город воз должен был привезти определенное количество камня или заплатить сбор.

Крестьяне ехали для работ со всех окрестных областей.

Важнейших событием в жизни Петербурга в ноябре 1703 года стало прибытие первого, голландского торгового корабля.

Капитану корабля вручили 500 золотых, второй прибывший корабль должен был получить 300 золотых, ну а третий — 150.Строительство Петербурга с 1704 по 1717 год в выполнялось силами крестьян, которых мобилизовали в рамках натуральной трудовой повинности. Они занимались валкой леса, засыпали болота, строили набережные. В начале строительства в Петербург было собрано из разных губерний до 40 тысяч крепостных крестьян. Работы велись "вахтовым методом" — работник работал два-три месяца, после этого уезжал домой.

Ежегодно на строительство присылалось не менее 24 тысяч человек. Работа всех строителей Петербурга оплачивалась. Каждый работник получал 1 рубль в месяц.

Существует легенда о том, что много строителей города погибло. Но это не так.

Имеющиеся документы за 1716 год говорят, что из общего числа, а это 3262 человека, умерло 27. Самой массовой была гибель строителей при строительстве не Петербурга, а Ораниенбаума, где за один из сезонов действительно погибло несколько сот человек, но их гибель была вызвана эпидемией.

Постройки Петровского времени в Санкт-Петербурге.

3.1.1 Дворцы

"Образцовый" проект дома для "именитых. напоминает сохранившийся Летний дворец Петра Iвыстроенный Трезини в 1710-1714 годах на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад.

В дальнейшем летний сад с скульптурами, куда была привезена знаменитая статуя Венеры Таврической.

Рисунок14. Фасад летнего дворца (1710-1714) Петра I в летнем саду со стороны р. Фонтанки.

Арх. Д.Трезини

Рисунок15. Интерьер летнего дворца (1710-1714) Петра I

Рисунок16 зимний дворец Петра

Рисунок 16a Зимний дворец, построенный Д.

Трезини. Ка ртина не звестного художника XVIII века по рисунку М.И.Махаева. Государственный Эрмитаж.

Со времен Петра в Петербурге сохранились и постройки других архитекторов.

Меньшиковский дворец, который в 1710 году начал строить М.Д.

Фонтана и продолжил в 1713 году И.Г.Шедель.

Рисунок 17. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Арх. М. Д. Фонтана и И. Г. Шедель.

гравюра А.Ф.Зубова. 1714

С 1732 здесь помещалось первое специальное закрытое учебное заведение для дворянских детей – шляхтеный8корпус (с 1752 Сухопутный шляхтеный кадетский корпус). С точки зрения архитектурной – это один из первых предвестников стиля барокко, который шел на смену строгости и суровости архитектуры первых лет Петербурга.

Здание сохранилось в сильно перестроенном виде. О том, как оно выглядело первоначально, можно судить по гравюре известного гравера петровского времени А. Зубова (1717. Главный фасад выходит к Неве, за дворцом был разбит большой регулярный парк).

Рисунок 18, 18а и 18b.

Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Арх. М. Д. Фонтана и И. Г. Шедель. фото

Рисунок 19. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Интерьер. Предспальня. Портреты княгини и князя Меньшиковых. Неизвестный художник. Холст, масло. 1716-1720

Рисунок 19а.

Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Интерьер Предспальня. Портреты княжен Марии и Александры Меньшиковых. И.Г.Таннауэр (?). Холст, масло. 1722-1723

3.1.2 Общественные здания

На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году заложили по чертежу Петра I судостроительную верфь-крепость Адмиралтейство.

Рисунок 20 и 20а.

И. К. Коробов. Проект здания Адмиралтейства (1732).

Вопреки первоначальным предположениям центром Петербурга становилась Адмиралтейская часть. Это делало необходимым повысить архитектурное значение здания Адмиралтейства. Само двух этажное здание Коробов построил в традициях петровского времени – в строгих формах, почти без украшений. Центром его стала изящная многоярусная надвратная башня с высоким шпилем – «Адмиралтейской иглой», — увенчанным флюгером в виде золоченого кораблика.

Впоследствии А. Д. Захаров, перестраивая Адмиралтейство (1806-1823), башню с «иглой» оставил почти без изменений. Этой высокой вертикали соответствует башня Кунсткамеры на противоположном берегу Невы, а несколько далее возвышается колокольня Петропавловского собора.

Эти три величественных сооружения композиционно организуют центр города и в наше время.

Рисунок 20b.

Адмиралтейство в Петербурге в конце XVIII века. Арх. И. К. Коробов. (рис. Кваренги) вариант проектного черттежа башни

Особое место в архитектурной Панораме берегов занимает здание Кунсткамеры — Первого в России музея.

Рисунок 21. Петербург. Здание Кунцкамеры (1718-1734). Арх. И.Матарнови, Н.Гербель, Г,Кваренги, М.Г.Земцов

Здание Двенадцати коллегий, на Васильевском острове.

С 1835 года перешло полностью в ведение Университета.

Рисунок 22. Д.Трезини. Фрагменты чертежей здания Двенадцати коллегий.

Рисунок 23 . U-12. Петербург.

Здание Двенадцати коллегий (1721-1742) Арх. Д.Трезини

Рисунок 24. Петербург. Здание Двенадцати коллегий (1721-1742) Арх. Д.Трезини

Большое здание Двенадцати коллегийпостроенное в 1722-1732 годах на Васильевском острове, одно из крупнейших сооружений петровского времени.

В нем на протяжении всего 18 века размещались высшие органы государственного управления России — сенат, синод и десять коллегий. Фактическим руководителем был Трезини.

В первые десятилетия существования города, центр решено было устроить на Васильевском острове.

Здание коллегий состоит из двенадцати примыкающих к друг другу корпусов с одинаковым архитектурным оформлением, что соответствовало идее Петра. Эта идея подсказала очень рациональное и простое решение, не имеющее аналогов в мире.

Дальнейшие перестройки несколько исказили вид.

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Дата добавления: 2015-10-29; просмотров: 1769;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Исторические карты Петербурга характерны тем, что они редко являются чисто фиксационными, отражающими то, что существовало на текущий момент времени.

Почти всегда в них присутствовал перспективный элемент – то, что только задумывалось, планировалось, проектировалось. Они словно иллюстрации к альтернативной истории – как мог бы выглядеть город, если бы он стал развиваться не так, а иначе.
В этой записи я решил собрать некоторые интересные «планы планов», которые и предлагаю поразглядывать во всех деталях. Тем более что старинная картография сама по себе очень красива.

Почти все картинки по щелчку открываются в новом окне в увеличенном виде.

Вопреки распространённому мнению Васильевский остров далек не сразу был определён в качестве будущего центра города. Более того, в 1712 году у Петра возникла идея устроить основную часть города на острове Котлин и только постоянные угрозы шведского флота заставили его изменить это довольно странное решение.

Затем переселенцам стали нарезать участки на Городской и Адмиралтейской сторонах, а позднее на Московской и Выборгской сторонах, которые были более высокими и сухими.

И только в 1715 году царь вероломно отобрал у Меншикова подаренный восьмью годами ранее Васильевский и окончательно определился с местом.

К этому времени и относится первый проект планировки города, составленный Доменико Трезини.

Тогда же были введены градостроительные нормативы, обязывавшие прокладывать улицы, только прямые и в 5–10 раз шире, нежели тогда было принято в Западной Европе и России, направлять их на высотные доминанты, объединяя в геометрически четкие кварталы.

Это один из самых известных первых планов Петербурга – чертёж нюренбергского картографа Иоганна Хоманна, созданный в 1716–18 годах.

Вид Городского (Петроградского) острова является иллюстрацией того, о чём я говорил в самом начале – в западной части острова изображена существовавшая в то время застройка, а восточная часть это схематический «проект освоения».
Не уверен также, что все квадратики с подписью «Бояренгоф» на Стрелке и нынешней Петровской набережной были так уж освоены боярами – возможно, что это только нарезка участков для будущего «элитного жилья».

А вот Александр Данилыч к тому времени уже успел размахнуть своё имение от одного рукава Невы до другого.

Васильевский остров дан в проектном варианте. Его планировка соответствует проекту Трезини, утверждённому Петром I. Очень эффектно смотрится береговая фортификационная система по контуру.

В северной части острова намечалось создать две большие площади и «Сад для прогулок всех людей».
На Берёзовом (Аптекарском) острове видны Аптекарский огород и немецкое кладбище. На Петровском острове обозначена усадьба сестры царя – Натальи Алексеевны, а в районе пересечения нынешних пр.

Чернышевского и набережной Робеспьера есть домик, помеченный как Cron Prin Palast, который, видимо, принадлежал царевичу Алексею, очень скоро ему уже не понадобившийся.

Просьба также обратить внимание на надпись, которой помечена Выборгская сторона. «Финляндиш», однако! В качестве лирического отступления, отмечу, что меня в последнее время стали слегка бесить люди, которые переезжая реку Сестру, скраивают многозначительную физиономию и изрекают окружающим: «Вот и Финляндия!» Чего здесь больше – показушного «знания» истории или либерастического самоуничижения – я не знаю.

Исходя из представленной картинки, предлагаю всем желающим произносить эту сакраментальную фразу на перегоне Чернышевская–Площадь Ленина.

Адмиралтейство в те времена было основательной крепостью, на плане можно увидеть его пять бастионов.

Направление Невского и Вознесенского проспектов ещё не устоялось, и они идут под странным углом и изгибом. Причём начинаются не от центра постройки (башни тогда ещё не было), а от куртины между бастионами. Видимо, от ворот.
Впечатляют густые леса между Мойкой и Фонтанкой и юге Литейной части.

План Георга Буша (на путать с обоими Джорджами!) создавался перед заграничной поездкой Петра в политических целях – для рекламирования достижений России в строительстве новой столицы.

В 1703-18 годах город размещался в восточной части Городского острова, остальные территории официально числились предместьями. Уникально было то, что одновременно создавался и город и зона пригородов, такая «петербургская агломерация». Кроме того, ни одна столица Европы не имела такой регулярности построений.

Раз это «пропагандистский плакат», то на этой карте меньше уделено внимание реальности, а сделан больший упор на планируемые проекты.

Например, какая строгая сетка улиц Литейной части – ее даже не могут сбить изгибы невского берега в районе нынешней Синопской набережной! Руины Ниеншанца, видимо из политических соображений, не показаны (дело уже прошлое!), хотя на плане Хоманна они есть.

Васильевский практически полностью повторяет предыдущий план.

Единственно на что хотелось бы обратить внимание: многие считают, что каналы планировалось прорыть по всем линиям. Однако это не так. На обоих планах хорошо видно, что они предполагались через две улицы на третьей. Также показаны проекты двух перекрещивающихся каналов в восточной части Петроградки параллельных рукавам Невы.

Ещё на этом плане можно лучше понять, где были реальные постройки, а где только проведено межевание.

На многочисленных клеточках Литейной части и Городского острова домики изображены от силы только на пятой части всех участков.

Или вот «Невская першпектива»: она начинается уже от центра Адмиралтейства и идёт строгой прямой линией до Лавры.

Есть городская легенда, что излом Невского в районе Лиговки связан с тем, что его прокладывали с двух сторон и бригады «неправильно встретились». Я же думаю, что наши предки были не такие дураки, и излом этот сделан намеренно.

И вот почему. Гороховая отходит от корпуса Адмиралтейства под прямым углом. Вознесенский проспект ориентирован по оси север-юг. Поэтому симметричный ему Невский просто обязан был иметь именно тот угол, который есть у него сейчас.

Более того, от Александро-Невской Лавры тоже предполагалось отложить три расходящихся луча и если бы в казне хватило денег, то это был бы просто шикарнейший ансамбль.

Ну просто Петергоф для монахов!
Вообще, лучевая планировка была очень популярна среди первоначальных идей построения города. Георг Маттарнови даже предлагал вариант из 11 (!) лучей, сходящихся к башне Адмиралтейства. В этом была и определённая логика, а не только архитектурный приём: ведь верфь была «градообразующим предприятием» города и кратчайшие пути к ней были практически важны.

Итак, мы рассмотрели всего только две карты, а пост уже получился довольно большой.

В связи с этим я решил разбить его на несколько частей для удобства чтения.
Продолжение следует.

ekoshka.ru

Как Строился Санкт Петербург При Петре 1 — Кто Основал Питер?

Дата основания

Официальная дата основания Санкт-Петербурга – 27 мая 1703 года (по старому календарю 16 мая). Изначально до 1914 года именовался как Санкт-Петербург, затем как Петроград, а до 6 сентября 1991 года носил имя Ленинград.

История основания города на Неве

История прекрасного города на Неве Санкт-Петербурга берет свое начало с 1703 года, когда Петром I была заложена крепость под названием Санкт-Питер-Бурх на земле Ингерманландия, отвоеванной у шведов. Крепость была спланирована лично Петром. Имя этой крепости и получила Северная столица. Крепость была названа Петром в честь святых апостолов Петра и Павла.

Строительство Петербурга при Петре I

После возведения крепости был построен деревянный домик для Петра, с расписными масляной краской стенами, имитирующими кирпич.

В короткие сроки стал разрастаться город на нынешней Петроградской стороне. Уже в ноябре 1703 года здесь был сооружен первый храм в городе под названием Троицкий. Назвали его в память о дате заложения крепости, ее заложили на праздник Святой Троицы. Троицкая площадь, на которой стоял собор, стала первой городской пристанью, куда подходили и выгружались корабли. Именно на площади появился первый Гостиный двор и петербургский трактир. Кроме этого, здесь можно было увидеть здания воинских частей, служебные здания и ремесленные слободы. Новый городской остров и Заячий, где стояла крепость, соединял подъемный мост. Вскоре постройки начали появляться и на другом берегу реки, и на Васильевском острове.

Его планировали сделать центральной частью города. Изначально город называли на голландский лад «Санкт-Питер-Бурх», так как Голландия, а именно Амстердам, были для Петра I чем-то особенным и можно сказать самым лучшим. Но уже в 1720 году город стал называться Санкт-Петербург. В 1712 году царский двор, а вслед и официальные учреждения, начали потихоньку перемещаться из Москвы в Санкт-Петербург. С того времени до 1918 года столицей был Санкт-Петербург, а во время правления Петра II столица была вновь перенесена в Москву. Почти 200 лет Санкт-Петербург был столицей русской империи. Не зря же до сих пор называют Санкт-Петербург Северной столицей.

Значение основания Санкт-Петербурга

Как уже говорилось выше, основание Санкт-Петербурга связано с основанием Петропавловской крепости, имевшей особое назначение. Первое сооружение в городе должно было перекрывать фарватеры по двум рукавам дельты рек Нева и Большая Невка. Затем, в 1704 году была сооружена крепость Кронштадт на острове Котлин, которая должна была служить как защита морских рубежей России. Эти две крепости имеют огромное значение как в истории города, так и в истории России. Основывая город на Неве, Петр I преследовал важные стратегические цели. Прежде всего, это обеспечивало наличие водного пути от России к Западной Европе, и, конечно же, основание города нельзя никак представить без торгового порта, расположенного на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости.

  • Об издании, по Высочайшему повелению, VII исторических планов С.-Петербурга, извлеченных из систематического co6paния всех предположений о застроении Столицы, с 1714 по 1839 год, составленная по Собственному ЕГО ИМПЕРАТОРСКоГО ВЕЛИЧЕСТВА предначертанию 7
  • I.

Строительство петербурга при петре 1

О плане, изображающем приблизительно положение С.-Петербурга с 1714 до 1725 года 9

  • У потребленные при составлении сего плана: 9
  • Древнее чертежи С.-Петербурга 9
  • Подлинные таблицы, переписные книги 1717 года и прочие сведения 14
  • Разделение Столицы на 5 частей 16
  • 1.) С.-Петербургская часть. Острова: Михалин (потом Елагин), Каменный, Крестовский, Аптекарский, Петровский 16
  • С.-Петербургский остров 17
  • 2.) Васильевский остров 20
  • 3.) Адмиралтейский остров 21
  • 4.) Московская сторона 42
  • 5.) Выборгская сторона с Охтою 44
  • Таблица нумеров к плану 1714 и 1725 года, расположенная по роду предметов 47
  • II. О плане С.-Петербурга 1758 года 53
  • Разделение Столицы на 5 частей, с отменою прежних 55
  • 1.) Адмиралтейский остров 56
  • 2.) Васильевский остров 64
  • 3.) Петербургская часть: 71
  • А.) Аптекарский и Пстербургский острова 71
  • Б.) Выборгская сторона 75
  • 4.) А.) Литейная часть (с нынешинею Рожественскою) 76
  • Б.) Причисленные к ней Охтенские селения 80
  • 5.) Московская часть 81
  • (Нынешняя: Московская, Каретная и Нарвская части).
  • Таблица нумеров к плану 1758 года 83

  • III. О плане С.-Петербурга 1762 года 89
  • 1.) Первая часть, или Адмиралтейский остров: 90
  • А.) Участок между Невою и Мойкою 90
  • Б.) Участок между речками Мойкою и Глухою (потом Екатерининским каналом) 93
  • В.) Участок между Глухою речкою, Мойкою и Фонтанкою 95
  • 2-я часть, Васильевский остров 97
  • 3-я часть: 100
  • А.) Петербургский и npoчиe острова 100
  • Б.) Выборгская сторона 103
  • 4-я часть: 104
  • А.) Литейная 104
  • Б.) Причисленные к ней Охтенские селения 108
  • 5.) Московская часть 109
  • Таблица нумеров к плану 1762 года 111
  • IV. О плане С.-Петербурга 1777 года, и раздвлении Столицы с 1766 до 1782года на 9 частей и предместий 115
  • Части Адмиралтейские: 117
  • 1.) Первая 117
  • 2.) Вторая 120
  • 3.) Третья 121
  • 4.) Васильевский остоов 123
  • 5.) Петербургская часть: 126
  • А.) Петербургский и прочие острова 126
  • Б.) Выборгская сторона 129
  • В.) Охтенские селения (вне городской черты) 130
  • 6.) Литейная часть 131
  • Предместия: 133
  • 7.) Александро-Невское 133
  • 8.) Московское 134
  • 9.) ЛиФляндское 135
  • Таблица нумеров к плану 1777 года 137
  • V. О плане С.-Петербурга 1796 года, разделении Столицы с 1786 года на 10 частей, и составлении вновь в 1796 году 11-й, т. е. Адмиралтейской 4-й части 141
  • Адмиралтейские части: 143
  • 1) Первая 143
  • 2) Вторая 146
  • 3) Третья 148
  • 4) Четвертая: 150
  • А.) Первый участок (между Мойкою и Фонтанкою) 150
  • Б.) Второй участок (ныне Нарвская часть) 150
  • 5.) Литейная часть 152
  • 6.) Рожественская 155
  • 7.) Московская 156
  • 8.) Каретная 158
  • 9.) Васильевский остров 159
  • 10.) Петербургская часть: 162
  • Вне городской черты: 166
  • Острова: Петровский, Аптекарский 166
  • Каменный, Елагин и Крестовский 167
  • 11.) Выборгская часть: 167
  • А.) Выборгская сторона 167
  • Б.) За городскою чертою и по Охтенским селениям 169
  • Таблица нумеровъ к плану 1796 года 170
  • VI. О плане С.-Петербурга 1806 года, с разделением Столицы на 11 частей 175
  • Части Адмиралтейские: 177
  • 1.) Первая 177
  • 2.) Вторая 181
  • 3.) Третья 181
  • 4.) Четвертая: 183
  • А.) Первый участок (ныне 4-я часть) 183
  • Б.) Второй участок (ныне Нарвская часть) 184
  • 5.) Литейная часть 187
  • 6.) Рожественская 191
  • 7.) Московская 192
  • 8.) Каретная 193
  • 9.) Васильевская 194
  • 10.) Петербургская 197
  • 11.) Выборгская сторона 203
  • И вне городской черты: 206
  • Таблица нумеров к плану 1806 года 207
  • VII. О плане С.-Петербурга 1826 года, с показанием зданий, построенных с 1826 по 1859 год 213
  • Образование вновь, 1811 года, 12-й или Нарвской, а 1828 года, 15-й или Охтенской части города. Увеличение пространства Столицы в 1855 и 1854 году 214
  • Части города: 216
  • Адмиралтейские: 216
  • 1.) Первая 216
  • 2.) Вторая 221
  • 3.) Третья 225
  • 4.) Четвертая 230
  • 5.) Нарвская часть 233
  • 6.) Московская 236
  • 7.) Каретная 241
  • 8.) Рожественская 243
  • 9.) Литейная 246
  • 10.) Васильевский остров 251
  • 11.) Петербургская часть: 258
  • А.) Острова: Елагин, Каменный, Крестовский, Петровский и Аптекарский 258
  • Б.) Петербургский остров 262
  • 12.) Выборгская часть 267
  • 13.) Охтенская часть 271
  • Таблица нумеров к плану С.-Петербурга 1826 и по 1859 год, расположенная по роду предметов 274
  • Объяснение к историческим планам столичного города Санкт-Петербурга с 1714 по 1839 год

    История Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург был основан в 1703 году по инициативе императора Петра I. На Заячьем острове был заложен первый камень, именно отсюда стал расти новый город. Своё название Санкт-Петербург получил от Петропавловской крепости, первого сооружения города, которое появилось на реке Неве в ходе Северной войны. Новая столица (Санкт-Петербург был столицей России на протяжении двух столетий, начиная с 1710 года) строилась силами крепостных, которых насильно сгоняли на постройку города. Говорят, что Петербург стоит на костях усопших. Во время строительства от недоедания и изнурительного труда умерло несколько тысяч рабочих-крестьян. В 1710 году Петр приказал переселить в Петербург около 15 тысяч разных мастеровых людей из всех областей России. Раздача земель в городе была бесплатной. Таким образом, очень быстро застроилась центральная часть города, которая сегодня является историческим центром.

    Строительство тех времен было ориентировано на европейские каноны, все постройки возводилось иностранными мастерами по образу и подобию архитектуры других стран. Санкт-Петербург строился по четкой планировке. По задумкам Петра I новый город должен был походить на Венецию или Амстердам. По приказу императора архитекторы Ж.Б. Леблон и Доменико Трезини разработали генеральные планы новый столицы.

    До середины XVIII века об украшении города мало заботились, преследуя одну цель — быстрыми темпами возвести как можно больше зданий. В то время больших каменных сооружений было мало. С приходом на трон императрицы Елизаветы Петровны строительная политика изменилась: во время ее царствования стали заботиться о том, чтобы украсить город величественными зданиями, достойными столицы. Именно тогда началось строительство Зимнего Дворца, где сейчас расположен Эрмитаж. Также появились Аничков дворец, Смольный и Владимирский соборы. Еще больше сооружений появилось во время правления Екатерины II. Этот период считается расцветом русской архитектуры. При вступлении царицы на престол в городе насчитывалось около 60 тысяч жителей, а через тридцать лет в нем уже жило 230 тысяч человек. Именно в эпоху правления Екатерины началась массовая застройка города каменными зданиями. Тогда началось строительство сооружений, которые сегодня являются главными достопримечательностями города на Неве: Дворцовая площадь, Каменноостровский и Елагин дворцы. Тогда же появился знаменитый памятник Петру I – «Медный Всадник». В это же время застраивалась территория Александро-Невской лавры. Императрица уделяла особое внимание украшению общественных мест, пригодных для прогулок, именно при ней все набережные Невы были обложены гранитным камнем.

    Во времена царствования Павла I было построено самое мистическое здание Петербурга — Михайловский замок, легенды о котором ходят и по сей день. XIX век считается золотым веком архитектуры. В Санкт-Петербурге тогда были построены Исаакиевский и Казанский соборы, Мариинский дворец, Михайловский дворец, храм Спас-на-Крови и многие другие постройки. Также появились здания высших государственных учреждений России — Сенат и Синод, здания главного штаба и министерств на Дворцовой площади, ансамбль которой был завершен возведением гранитной Александровской колонны.

    Именно в эту эпоху город постепенно начал приобретать черты, сохранившиеся в его облике до сих пор — прямые улицы, строгость стиля и плотность застройки. В то время архитекторы и строители придерживались определенных правил, которые им внушило императорское подчинение.

    ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

    Так, от застройщиков требовали неукоснительно соблюдать установленные линии улиц: за линию фасадов могли выступать только навесы над подъездами, а на уровне второго этажа и выше — балконы и эркеры. Однако помимо роскошных частных особняков в Петербурге в ту пору быстро росли доходные дома, владельцы которых сдавали помещения внаем. Стремясь извлечь максимальный доход, каждый домовладелец застраивал свой участок как можно плотнее. Высокая плотность застройки, обилие темных и сырых дворов-колодцев стали типичной чертой многих кварталов Петербурга.

    В начале XX века промышленный прогресс ворвался в город, в это время предпочтение отдавалось не возведению новых зданий, а улучшению жизни горожан. В это время в Петербурге строились десятки мостов через многочисленные реки и каналы, появились железнодорожные ветки, связавшие город со всеми уголками России. Для удобства передвижения жителей по улицам с 1907 года начали ездить трамваи. Жизнь в городе стала более привлекательной и цивилизованной. Именно поэтому в начале XX века сюда на проживание приезжают десятки тысяч людей. Рост населения в этот период опережал прирост населения Парижа, Лондона и даже Нью-Йорка.

    Новая история Санкт-Петербурга начала писаться с 1914 года, когда город был переименован в Петроград. Решение о переименовании города появилось в результате протеста против германской политики. Петроград в 1917 году вобрал в себя всю ненависть рабочего класса, направленную на буржуазию. Первая революция оставила о себе память в таких памятниках-символах, как Смольный, крейсер «Аврора», Марсово поле.

    В 1924 году сразу после смерти В.И. Ленина город переименовали в Ленинград. Самая трагическая страница в истории Ленинграда — это 900-дневная блокада во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов. В сентябре 1941 войска фашистов окружили город кольцом, уничтожив в нем предварительно все запасы пищи. К концу войны население Ленинграда уменьшилось едва ли не наполовину — около 600 тысяч человек умерло от голода, десятки тысяч были эвакуированы. В планы Гитлера входило стереть Ленинград с лица Земли, устроив перед этим бал в его лучшей гостинице – «Астории». Однако героизм ленинградцев и русских солдат не позволил осуществиться планам Гитлера.

    Исконное имя городу возвратили в 1991 году, после распада СССР. Современный Санкт-Петербург — это город новых технологий. Строительство ведется сейчас в двух направлениях: реконструкция старых зданий и постройка новых с применением постмодернистских тенденций в единстве со старыми стилями архитектуры.

    crafts-people.ru

    Кто построил Петербург? Часть I

    28.03.2015

    Кто построил Петербург? Часть I

    Официальная история говорит нам, что в 18м веке пришел Петр I на болото и с нуля менее чем за 100 лет построил фантастический город. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся вместе, порассуждаем. Все кто надеется прочитать однозначный ответ на поставленный вопрос, может статью не читать, я ее пишу лишь для того, что бы сопоставит доводы и факты, а не для каких то конкретных выводов. Ну что, начнем.

    Эрмитаж. Обратите внимание на окна подвала. А где же фундамент?

    Давайте начнем с того, что видно невооруженным глазом каждому жителю города и каждому приезжему — это окна на месте фундамента у многих зданий Санкт-Петербурга. Если пройтись по исторической части города, то можно  заметить, что каждое второе здание ушло под землю в том числе и Эрмитаж и чуть выше  уровня земли торчат остатки окон.

    Санкт-Петербург 23 линия В.О., здание Горного университета.

    Официально это объясняется тем, что на улицах города просто накапливается культурный слой и сантиметр за сантиметром скрывает дома. То есть за последние 300 лет пыли и грязи на улицах скопилось около 2-3 метров, по метру за столетие. Значит улицы вообще не убирают? И люди по ним тоже не ходят?

    Но если посмотреть фотографии начала прошлого столетия, то мы обнаруживаем, что здания выглядят так же как сейчас и никакого культурного слоя за это время не прибавилось, а ведь как минимум метр пыли должно было намести. Смотрим на фотографиях на окнах, которые якобы идут из подвала.

    Василий Садовников. Вид Дворцовой площади от Миллионной улицы. 1830-е гг. Тоже торчат окна из подвала

    Эрмитаж начало прошлого века

    Эрмитаж. Наши дни — ничего не изменилось.

    Дворец Меншикова на фото 19 века

    Дворец Меншикова наши дни

    И рисунки архитектора Зимнего Дворца Растрелли тоже показывают дворец в том же виде в котором он находится сейчас.

    Рисунок Зимнего Дворца архитектора Растрелли

    Значит дело не в культурном слое, а просто так строили, практически без фундамента, ну или сымитировали его потом, и с окнами в подвале. Но не забываем, что Петербург очень часто подтапливается Невой и строить здания практически без видимого фундамента и с окнами в подвал — это очень оригинально. И нельзя сказать, что Петр со своими строителями не знал о потопах, в 1703 году спустя три месяца после “официального” основания города произошел потоп и вода поднялась на два метра.

    Самое мощное наводнение за всю историю Петербурга в 1824 года

    Наводнение 1824 года, вода поднялась на 4 метра

    Наводнение в Санкт-Петербурге в 1903 году

    И получается, что несмотря на это все равно построили город с совершенно заниженными строениями. В одной из статей посвященной нашей с вами сегодняшней теме я нашла фрагмент из интервью питерского историка Марины Логуновой. На вопрос про утопленность питерских зданий в грунт, она ответила:

    — Действительно, судя по документам начала XVIII века, культурный слой за 250 лет  особо не вырос, цокольные этажи зданий исторического центра еще тогда были более чем наполовину утоплены в грунте. Уровень Невы также не претерпел изменений. Но как объяснить это, мы не знаем.

    Это Петровские ворота и Петровская крутина

    Окна у самой земли, а что за кусок арки справа?

    То есть даже питерские историки, у которых есть необходимые знания и возможность пользоваться разнообразными архивами, не могут ответить на вопрос “Почему город утоплен в грунт?”.

    Здание вообще находится ниже уровня воды

    В большинстве исторических зданий первым этажом является подвал: в Зимний дворец входишь сразу в подвал, в Кунсткамеру — в подвал, военно-морской — подвал, зоологический-подвал. Дворец Меньшикова — весь первый этаж ниже уровня грунта.  Да во многих старых здания Петербурга при выходе попадаешь сразу в подвал. Но кто же так строит? В столь подтапляемом месте. Ну ладно еще делают подвалы, но окна то в них (иногда очень большого размера, например, как в Зимнем дворце) зачем?

    Большой Екатерининский дворец после Второй мировой войны. Обратите внимание внизу есть какие то окна

    Большой Екатерининский дворец наши дни. Никаких окон внизу нет — засыпали

    Создается впечатление, что так не строили, а просто весь город когда то засыпало толстым слоем земли или залило большим количеством грязи. Может быть было наводнение о котором мы не знаем? Тем более об этом говорит один факт.

    Во время раскопок культурного слоя на Дворцовой площади выяснилось, что под нынешним асфальтом находится 1,5 метра грунта под которым лежит еще одна мостовая. Но если эту первую, нижнюю мостовую положили в 18м веке, то откуда появилось 1,5 метра грунта? Либо была какая то катастрофа, например огромное наводнение и грунт принесен с водой, тогда можно объяснить почему здания тоже завалены грунтом.

    Либо это культурный слой и он нарос сам, но тогда должно пройти больше чем 300 лет и Питер должен был безлюдным, так как в противном случае всю грязь убирали бы дворники. Огромное наводнение в 1824 году, можно не считать, после него явно не было 2х метров, а в некоторых местах аж 4 метров, нанесенного грунта.

    А теперь посмотрите на вот эту фотографию. Это фотография сделана в 2002 году на северо-западном углу Дворцовой площади. Красной стрелкой здесь отмечена черная полоса, которую по телевизору назвали “поверхностью времен Екатерины”.

    Но тогда получается нестыковочка: Зимний дворец по эскизам тех лет выглядит так же как сейчас, а если это культурный слой так пышно нарос на площади, то и дворец должен выглядеть в те времена иначе — выше и цокольные окна должны быть на поверхности. А дворники за эти 300 лет ни разу не убирались? А еще очень загадочным остается найденный недавно фундамент колоссальной конструкции, спрятанный под четырехметровым слоем земли. Вот он.

    В исторической части Петербурга практически во всех подвалах расположены кафешки или магазины. В некоторых из них есть окна, которые практически полностью заложены кирпичом. А есть дома с полностью заложенными подвальными окнами. Спрашивается, а зачем окна вообще в подвале  сделали, что бы потом заложить их? 

    Заложенные подвальные окна

    И здесь тоже заложены окна

    Вот и получается, что либо за эти 300 лет произошло, например наводнение о котором почему то не говорят в официальной истории. Либо  — Петр не строил город, а пришел в заброшенный или пострадавший от катастрофы город, и выдал его за свои. Здания были занесены песком, отсюда и разница между двумя мостовыми, ушедшие под грунт дома и чужая культура о которой я расскажу далее. Нужно было только отреставрировать разрушенные здания и придумать басенку о том, что окна замурованные в подвалах — это так задумано.

    А теперь давайте порассуждаем на тему того, почему в Санкт-Петербурге так много Римской тематики. Куда ни глянь везде либо Римские божества, либо символы: крыши зданий украшают античные божества, памятники все в в античном стиле, летний сад весь заставлен аналогичными скульптурами, в Эрмитаже целые этажи уставлены римскими скульптурами и все это приписывают мастерству наших ремесленников.

    Юпитер в Эрмитаже

    Зал античных скульптур в Эрмитаже

    Аполлон

    Фрагмент греческого мифа о Геракле

    Памятник Петру I в римском стиле, со Суворовым вообще не заморачивались — поставили ему памятник римского бога войны Марса, видимо тот который завалялся в куче античных скульптур.

    Памятник Суворову

    Обратите внимание на памятник Петру. Петр сидит на коне без штанов, одетый в одну римскую тогу и сандалии, на боку весит римский меч. Но на большинстве скульптурных и художественных изображениях Петр изображен в нормальной одежде XVIII века, с саблей, которые были тогда на вооружении.

    короткий римский меч

    Сабли, которые были тогда у нас на вооружении

    А еще Петр сидит на коне без стремени, а что говорит нам официальна история: стремя было изобретено в IV веке. Значит всадник изображающий Петра жил не позднее  IV и статуя отлита  возможно тоже в эти же времена.

    Официально эта вся римская эпопея объясняется тем, что “так в то время было модно”. Но минуточку, а не европейскую ли моду привез Петр в Россию после путешествия в Голландию? Парики там всякие, рейтузы. Мне кажется, что европейская мода того времени никак не похожа на моду римскую. Так что именно было модно? Парики или сандалики с тогами.

    Почему, если сейчас говорят о модном тогда римском стиле, нигде кроме этого памятника Петр не изображен в этом “модном” виде? Ну хотя бы портрет бы был Петра в тоге и с голыми ногами, но нет, нет такого. Только памятник.

    А еще в Эрмитаже в тронном зале царя, прямо над троном, барельеф Георгия победоносца, который убивает змея. Самое интересное, что Георгий одет точно так же, как и Петр, голый торс, римская туника и сандалии. Но что то я не припомню, что бы у нас на Руси изображали Георгия полуголого. К сожалению на моей картинке плохо видно, но вы обратите внимание на барельеф когда будете в Эрмитаже.

    Может быть все это нам досталось от кого то другого? Например памятник Петру стоял и до Петра, нужно было только голову сменить на более похожую на Петра I, да чуть чуть подреставрировать. Да и барельеф с Георгием Победоносцем тоже нам достался вместе в Эрмитажем, поэтому у святого такая одежда. Куча античных скульптур на зданиях, памятниках и в экспозициях музеев тоже нам досталась даром. Поэтому Суворову поставили памятник бога войны Марса, зачем отливать что то новое, когда можно просто переименовать наследие, которое по какой то причине досталось нам и нагло присвоено Петром и его соратниками. У меня есть еще доказательства того, что Питер был построен задолго до того, как туда пришел Петр, но это будет уже в следующей статье.

    Продолжение следует……

    fofoi.ru

    Пётр I не строил Санкт-Петербург – он его откопал!

    На сегодняшний день уже имеется множество неопровержимых доказательств тому, что Пётр I не строил Санкт-Петербург. В этой статье мы приведём эти доказательства. Также предлагаем вам посмотреть интереснейший фильм об артефактах города на Неве, которые лучше всяких историков расскажут и откроют глаза на то, что происходило на самом деле в те далёкие времена.
    Те факты, которые мы имеем, дают все основания полагать, что великий город на Неве существовал во всей своей красе уже в конце 17 века. Кто его построил? Это уже следующий вопрос, который мы постараемся исследовать в дальнейшем.

    Для начала я предлагаю подробно рассмотреть старинную карту города Санкт-Петербурга. Дата на этой карте стоит — 1720 год выпуска, а выполнил её И. Хоманн.

    А сейчас приступим к рассмотрению официальной истории. Основан город был 16-го мая 1703-го года. Как утверждают источники, именно этого числа Петр I собственноручно заложил первый булыжник. Если посчитать, то мы увидим удивительную цифру. Менее двух десятков лет понадобилось для того, чтобы полностью построить весь город. Но как это возможно? Ведь в тот период не существовало специальной техники, с помощью которой работа бы пошла в разы быстрее. Да и погодные условия желали оставлять лучшего — были очень сильные морозы.

    Это очень странно, вам так не кажется? А масштаб и планировка просто поражают. Даже в Европе еще не дошли до таких градостроительств.

    Хочу показать вам еще одну картинку и попрошу внимательно ее рассмотреть. Тут вы можете увидеть Летний сад, который изобразил А. Зубов в 1716 году.

    Исходя из этого, можно сделать вывод, что возведение зданий происходило с невероятной скоростью. Или это повод задуматься над правдивостью информации? Если присмотреться к изображению, то вы увидите определенные здания, которые по срокам будут построены уже после смерти Зубова. И расположены эти здания именно там, где они и должны быть.

    Слева можно увидеть шпиль Михайловского замка, к постройке которого приступили только в 1819 году. А с правой стороны виднеется Храм-Спас-на-Крови. Его строили с 1883 года по 1907-й.

    Да уж… Скорость возведения города просто невероятная. Или все таки нас где-то обманули, и на самом деле Санкт-Петербург существовал и ранее, а Петр I присвоил его себе?

    Хочу предложить вам ознакомиться со столицами Европы, увидя которые Петр I решил развернуть грандиозное строительство.
    Для начала представляю вам план Парижа в конце 17-го века. Именно на него равнялись при строительстве городов.

    А также всеми известный город Амстердам. Там не один год прожил Петр I.

    Теперь посмотрите на Лондон. И присмотритесь, что в каждом из этих крупных городов отсутствуют прямые улицы. А в ширину они настолько узкие, что там с трудом разъезжались две повозки.

    А вот уже план самого города на 1720 год.

    Существует множество литографий 1720 -1750-х годов, на которых город  изображён уже в таком виде, в каком мы его знаем – полностью построенный, со всеми дворцами, соборами и храмами. А на некоторых изображены даже руины. Берега Невы укреплены гранитными блоками – всё это мы видим на этих литографиях. Были проведены специальные исследования этих гранитных укреплений. Оказалось их возраст – почти 1000 лет!
    Альтернативные исследователи считают, что северная столица была возведена на месте ранее существовавшего города, который был частично разрушен каким-то катаклизмом. Большая часть зданий и храмов была засыпана глиной и песком. Пётр L просто откопал этот ранее существовавший город.
     

    Есть ещё очень интересный вопрос: Чей город был Санкт-Петербург в 1703-1750 годах? 
    — Как чей? – удивитесь вы и скажете:  Конечно российский!
    И окажетесь не правы… Это видео заставит вас широко открыть глаза, потому что у вас будет разрыв шаблона, также , как это было у меня.
    Смотрите видео: Санкт-Петербург. Чей город?
     

    Читайте также:

    Подмена Петра I – вымысел или правда?

    Посмотреть больше

    www.yellowrose.info

    История Санкт-Петербурга

    Петербург во времена Петра I

    Город начинался с реки Невы. Нева подготовила идеальное место для крепости, которая была заложена здесь Петром I в ходе Северной войны. Новая крепость была названа "Санкт-Петербург", в честь апостола Петра — хранителя ключей от рая и небесного покровителя императора. Позднее крепость стала называться Петропавловской, а первоначальное имя перешло к городу, возникшему под ее прикрытием.
    Дата 16 мая 1703 года считается днем основания Санкт-Петербурга.
    Все первые десять лет город строился как крепость, морской торговый порт, стоянка Балтийского флота, но морская торговля превращала его в центр экономической жизни, средоточие промышленности и ремесел. Основанием Александро-Невской лавры и последующим перенесением в нее мощей святого Александра Невского Петр I перемещает в город на Неве и духовный центр страны.

    В 1704 построен форт Кроншлот в Финском заливе. Начата планировка и разбивка Летнего сада. Заложена Адмиралтейская верфь.

    1705
    Построены Гостиный двор и трактир "Аустерия" на Троицкой площади. Начато строительство крепости на острове Котлин.

    1703
    Основан Санкт-Петербург.
    Построен Домик Петра I. Начато строительство морского порта.

    1706
    Спущен на воду первый военный корабль, построенный на Адмиралтейской верфи. Начата перестройка дерево-земляной Петропавловской крепости в камне.
     
    1707
    Строительство кронверка.
     
    1708
    Построены деревянные Петровские ворота Петропавловской крепости - первые триумфальные ворота в городе.
     
    1709
    Учреждена Канцелярия от строений. В память победы под Полтавой заложена деревянная Сампсониевская церковь на Выборгской стороне.
     
    1710
    Основана Александро-Невская лавра. Начато строительство Летнего дворца Петра I.

    Начато строительство Меншиковского дворца на Васильевском острове. Основана Петришуле - первая школа в Санкт-Петербурге.
    В 1710 году столицу переводят из Москвы в Санкт-Петербург, в 1712 году переезжают царская семья и Двор, главные государственные учреждения.
    С самого начала строительства Санкт-Петербурга Петр I стремился создать "регулярный город", с четкой планировкой, застроенный по типовым проектам, — некое подобие Амстердама или Венеции. По приказу императора архитекторы Ж. Б. Леблон и Доменико Трезини разработали генеральные планы новой столицы. Были построены: Летний дворец Петра I, здание "Двенадцати коллегий". Петр открыл в городе первый публичный музей – Кунсткамеру, а также Академию наук и Академический университет.
    Все в Петербурге было ориентировано на Европу и, казалось, делалось по ее образу и подобию, ее же зодчими и строителями. Но видно, что-то было заложено в самом питерском характере. Характере необычном, самобытном. Город приобрел власть над творчеством архитекторов чужих краев, несмотря на их гениальные произведения. К 1725 году в Петербурге – около 40 тысяч жителей.

    Петербург во времена Петра II

    В короткое царствование Петра II (1727–1730) двор уехал в Москву, строительство Петербурга было приостановлено. Но три года спустя, при Анне Иоанновне (1730–1740), Санкт-Петербург вновь становится столицей Российской империи.
    Здесь, под защитой крепости Кронштадт, построенной вскоре после основания Петербурга, базировался военно-морской флот Петра. Первым командующим Балтийскиго флота был адмирал Корнелиус Крюйс. Вдохновлённый примером Венеции и Амстердама, Пётр Великий хотел сделать основным транспортом в новой столице водный, для чего первым генеральным планом строительства Петербурга предполагалось прорыть массу каналов, которые должны были взять на себя функции улиц и одновременно содействовать осушению местности. В полной мере эта задумка была реализована только на Васильевском острове, где о засыпанных еще в XVIII веке каналах напоминают специфические названия улиц-линий. Однако действительно вплоть до 1850 года в Северной Венеции не было постоянных мостов через Неву — только наплавные и паромные переправы.
    При королеве Елизавете в Петербурге основаны Академия художеств, Пажеский корпус и первая русская профессиональная драматическая труппа. Растет население города: к 1750 году – 74 тысячи жителей. При Елизавете появились Зимний дворец (достроен вскоре после ее смерти), Шереметевский дворец, Смольный собор. Любимой летней резиденцией императрицы был Петергоф.

    Петербург во времена Екатерины II

    В царствование Екатерины II (1762–1796) блистательный Петербург — это прежде всего Зимний дворец и Адмиралтейство, Невский проспект и гранитные набережные Невы, Мойки, Фонтанки, Екатерининского канала и, конечно же, "Медный всадник", вознесшийся на скалу невдалеке от верфей и правительственных зданий, великолепных дворцов и храмов. К концу XVIII века в городе почти 220 тысяч жителей. Время правления Екатерины – это конец эпохи барокко: Растрелли достраивает Зимний дворец. Классицизм дает плоды в архитектуре и литературе. Возводятся Таврический и Мраморный дворцы, Гостиный Двор, Медный всадник; Чарльз Камерон работает в любимой загородной резиденции Екатерины – Царском Селе.
    Работы по преобразованию центральной части города и пригородов продолжались при императоре Павле I (1796–1801). Был построен Михайловский замок — мистическое здание Петербурга, с которым и по сей день связано много легенд. В годы его правления в Санкт-Петербурге были построены Михайловский замок, дворец Бобринских, Михайловский манеж.
    Победа России над наполеоновскими войсками в 1812 году нашла отражение в новом подъеме градостроительных работ в городе на Неве. В эти годы были созданы: ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Александринского театра, здания высших государственных учреждений России — Сената и Синода, здание главного штаба и министерств на Дворцовой площади. Ансамбль Дворцовой площади был завершен возведением гранитной Александровской колонны. При Александре I начинается период, который позже назовут “золотым веком” петербургской культуры: Батюшков, Баратынский, Пушкин, Росси. Петербург Александра сохранился большими ампирными вкраплениями в центре города; в его правление построены Казанский собор, Биржа, Смольный институт. Население достигает 386 тысяч человек в 1818  году.
    Город рос и строился, борясь со своими главными врагами — двумя противоположными стихиями, огнем и водой. Наибольшие проблемы в Петербурге возникали из-за наводнений. Например, в ночь на 5 октября 1705 года вода затопила даже более высокий левый берег, замочила припасы, сложенные на адмиралтейском дворе, и разрушила немало зданий.
    В годы царствования императора Николая I (1825–1855) развивается промышленность. Петербург становится центром российского промышленного капитализма. В 1837 году Петербург соединен железной дорогой с Царским Селом, в 1851 железнодорожной веткой с Москвой.

    Петербург во времена Александра II

    При Александре II в городе появляется первая выборная городская дума, контролирующая столичный бюджет. Открываются Варшавский, Балтийский и Финляндский вокзалы, введен в действие водопровод, по главным улицам проложены рельсы конно-железной дороги. Размах жилищного строительства неописуем, активно застраивается та часть центра, что лежит за Фонтанкой. Открывается Мариинский театр. В 1881 году в Петербурге 861 тысяча жителей. В 1890 году население Петербурга (с пригородами) переваливает за миллион человек.
    К началу 20 века Санкт-Петербург стал европейским городом в полном смысле слова. Промышленность Петербурга производила буквально все, в чем нуждалось такое крупное государство, как Российская империя — от кораблей и современнейшего по тем временам вооружения до любых изделий легкой промышленности.
    Одновременно с каждым годом город становился все более удобным местом для жилья. Десятки мостов соединили острова, на которых раскинулся Санкт-Петербург. Несколько железнодорожных веток связали столицу с самыми разными регионами страны и европейскими странами.
    Появившийся в 1907 году трамвай сразу стал основным и любимым видом транспорта петербуржцев, решившим многие проблемы города, население которого все продолжало расти. Причем рост населения Петербурга в начале 20 века опережал прирост населения Парижа, Лондона и даже Нью-Йорка.
    К 1910 году в городе почти 2 миллиона жителей. Окончательно застраиваются Петроградская сторона, Васильевский остров, Пески. Появляется трамвай, газовое освещение улиц полностью заменяется электрическим, на дорогах автомобили, в моде – авиация, в быт входит телефон.
    В начале 20 века наполнился новым смыслом псевдоним Петербурга "Северная Венеция". В то время русская культура воспринималась как естественное продолжение старых европейских традиций, и Венеции отводилась едва ли не главная роль.
    Цвет петербургской интеллигенции — поэты, актеры, художники, музыканты, — чувствовали себя венецианцами 18 века, участниками непрерывного карнавала, который кружил их "по призрачному городу, через каналы, по фантастическим мостам Северной Венеции". Архитектор Георгий Лукомской предлагал самые современные дома в Петербурге строить по образцу венецианских палаццо.
    Однако Первая мировая война положила конец "венецианскому карнавалу" петербургской культуры.
    Результатом антигерманских настроений стало переименование в 1914 году Санкт-Петербурга в Петроград.
    Петроград стал средоточием драматических событий 1917 года. "Город трех революций" имеет определенные памятники-символы: Смольный, крейсер "Аврора", Марсово поле.
    Переезд правительства в Москву вызвал широкомасштабный выезд из города. Население Петрограда в 1920 г. составляла лишь треть населения 1915 г.

    Петербург в годы советской власти

    В 1924 году после смерти В.И. Ленина большевики переименовали город в Ленинград.
    Великая Отечественная война (1941–1945) стала тяжелейшим испытанием для Ленинграда. В 900-дневную блокаду 1941–1944 гг.
    В сентябре 1941 года войска немецкой группы армий «Север» отрезали Ленинград от мира – город оказался в блокаде. Сначала Адольф Гитлер хотел взять Ленинград штурмом, но в начале сентября передумал и решил заморить его голодом. В страшную блокадную зиму 1941—1942 года от голода и холода, по разным подсчетам, погибло 600—800 тысяч человек. Остальных спасла знаменитая “Дорога жизни” – ледовая и водная трасса на Ладожском озере: по ней привозили хлеб и эвакуировали людей. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 и была полностью снята 27 января 1944.
    Но город выстоял — он никогда и никем не был оккупирован или побежден. Сильно разрушенный фашистской авиацией, город был полностью восстановлен уже к 1950–1960 годам.
    В 1955 году в Ленинграде пустили метро (позже, чем в любом другом многомиллионном европейском городе). К середине 1960-х численность населения достигает довоенной отметки – 3,5 миллиона человек.

    Новейшая история Санкт-Петербурга

    В 1991-м по итогам референдума Ленинграду возвращают имя Санкт-Петербург.
    К 300-летию город выходит из почти вековой депрессии и начинает хорошеть. Строятся Ушаковская развязка, Ледовый дворец, Ладожский вокзал; Константиновский дворец в Стрельне реставрируется под Дворец конгрессов.
    Сегодня Петербург — многофункциональный центр страны с колоссальными возможностями в плане привлечения инвестиций, развития туризма, международных связей.
    Продолжается строительство города, развитие и улучшение его инфраструктуры: реставрируется исторический центр, достраиваются с применением уникальных технологий новые станции метро, омолаживаются мосты через Неву, строятся спортивные и развлекательные комплексы, новое дыхание обретают Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский дом, Юсуповский дворец, расправляет плечи Российская Национальная библиотека.
    По решению ЮНЕСКО Санкт-Петербург признан городом-памятником мировой культуры.

    См. так же: История Ленинградской области

    www.protown.ru

    Краткая история строительства Санкт-Петербурга |

     /   /  Краткая история строительства Санкт-Петербурга

    В ходе так называемой Северной войны русской армии возглавляемой Петром Первым удалось отвоевать в сражениях шведскую крепость Ниеншанц. Для закрепления своих позиций на этом участке территории Пётр решает заложить город, располагающийся недалеко от крепости.

    Для этого правитель России лично принялся обследовать близлежащие территории в поисках подходящего места. По его мнению, оно должно было находиться недалеко от моря, но быть полностью пригодным для жизни. Данные поиски и приводят его на Заячий остров, где вскоре появляются по его приказу первые укрепления.

    Сам Пётр задумывал Санкт-Петербург как портовой град.

    Шестнадцатого мая 1703 года на Заячьем острове закладывается Петропавловская крепость, расположение которой позволяло осуществлять морской контроль за подходящими кораблями и открывать по ним огонь в случае необходимости. При этом, саму крепость окружала вода, что делало её безопасным местом.

    По причине продолжающейся войны постройку крепости нужно было окончить как можно раньше. Пётр лично руководил всеми процессами строительства от составления плана крепости до исполнения определённых работ. Может поэтому крепость и была возведена в рекордно короткий срок – всего за три года!

    Следующим по значимости зданием стало Адмиралтейство, которое было основано в Санкт-Петербурге в 1904 году, позволив городу с его начала стать мощным морским пунктом.

    Через три года начинается масштабное строительство вокруг верфей и самой крепости.

    Новое поселение стало развиваться очень быстро. Немного позже после окончания строительства крепости начинаются работы на близлежащих островах. Изначально Пётр Первый задумал город в качестве новой столицы государства и своеобразного «Окна в Европу» и по этой причине город специально застраивался на манер столиц Европы.

    Желая возвести большой город в столь короткие сроки Пётр не жалеет сил и средств. Во время строительства града погибло множество людей, ведь условия труда были невероятно плохи. По большей части в этом были виноваты болота и суровый климат территории застройки.

    Не дождавшись конца строительных работ, Пётр решает перенести в Петербург из Москвы столицу. Тут же с этого момента было решено оставить и все самые важные органы управления государством.

    Таким образом, с 1712 по 1918 год Петербург оставался столицей России.


    Интересные материалы:

    student-hist.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *