Черты характера катерины гроза – Катерина как народный характер в произведении Островского «Гроза» Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Черты характера Катерины в пьесе А. Н. островкого «Гроза»

Готовые Домашние Задания

Катерина — русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. Это — поступок человека с характером сильным, не терпящим ограничений.

Мы видим, что Катерина росла счастливой и романтичной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым^она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Катерина была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Катерины сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана и насилия. Дело даже не в том, что Катерина, вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина становится совсем одинокой.

Любовь к Борису — чувство, возникшее, по-моему, по причине глубокой человеческой неудовлетворенности. Катерине недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему дальше нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Символом неотвратимой небесной кары для героини становится гроза. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и вполне естественный для ее религиозного сознания выход — покаяние. Она признается во всем мужу и свекрови. Но покаянию должно сопутствовать смирение, а его-то и нет в свободолюбивой героине. Самоубийство — страшный грех, но именно на него решается Катерина, будучи не в силах существовать в мире, где люди не летают, как птицы.

Сочинения по теме:

1soch.ru

Русский характер Катерины («Гроза»)

Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благода­ря Катерине. В драматургии очень редко случа­ется «живой» положительный герой. Как прави­ло, у автора достаточно красок для отрицатель­ных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть мо­жет, от того, что в этом мире так мало действи­тельно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Островского — единственное, что есть хорошего в том мире, «темном царстве» ме­щанства, что окружает ее. Стремление ле­тать — вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила благода­ря замужеству. Но, к сожалению, выход из нее был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка нё получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом са­дилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как силь­но контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..

Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солн­це, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Ка­те то, что она жила в своих мечтах, обособлен­но от остального мира. Из всего существующе­го она выбирала только то, что не противоречи­ло ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка анге­лов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.

Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно изме­нилась. Из свободного, радостного, возвышен­ного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по сво­ей воле: она вообще никого не любила и ей бы­ло все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувству­ет такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спо­койно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Катерина пытается найти свое счастье в люб­ви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голуб­чик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но ис­кренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыд­ница? Не с любовником прощаешься». В Кате­рине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодур­ства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И ког­да он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина становится совсем одинокой.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не демонстрировал свои мужские качества, как Паратов в «Бесприданнице», даже и не разгова­ривал с ней. Наверное, причина в том, что ей не­доставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно за­чахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элемен­тарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе.

По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувство­вала приближающийся конец и, наверное, дума­ла: «Сейчас или никогда». Она хотела насытить­ся любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Он — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катери­на ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное, Катерину пугает стихия с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к по­стороннему человеку — грех.

Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от не­го избавиться она считает покаяние. Она при­знается во всем мужу и Кабанихе. Такой посту­пок в наше время кажется очень странным, на­ивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — такова Катерина. Тихон про­стил жену, но простила ли она сама себя? Буду­чи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку му­чают два вопроса: как она вернется домой и бу­дет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Кате­рина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо…»

Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решитель­ный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений сове­сти. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с при­родой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этом самим собой, свободным, не рабом.

lit-helper.com

Характер Катерины в пьесе Гроза сочинение

Катерину Кабанову можно назвать главной героиней пьесы «Гроза». Она, по словам критика Белинского, является «лучом света в темном царстве». Город Калинов, где она живет вместе с мужем, свекровью и сестрой мужа, не отличается чистой нравов и быта. Тяжело живется в этом городе. Катя, недавно вышла замуж, но « не по своей воле». Она чувствует себя чужой в семье. Ее любовь к мужу не встречает ответа.

Молодая, красивая женщина с открытой душой, Катерина, искренняя и чистая, надеется на горячую любовь и понимание, но не встречает ее. Мысли, чувства, ее вера — светлы и добры. С детства она не видела ни грубости, не ожесточения, ни желчи. Жила и подрастала с матерью, в деревне. Она росла романтической и очень набожной девушкой. Счастлива она была лишь в церкви. С малых лет ей снились необычные, волшебные сны. Но характер у нее сформировался сильный, крепкий и здоровый. Обиды она не прощает.

Попав в семью Кабановых, где все друг другу врут, хитрят, оговаривают, Катя из « рая, попадает в ад». Из возвышенного единства, тесной связи с природой, она оказывается в жестоком, обреченном мире. Ее лишили прежней спокойной, полной духовности жизни. В ней Катерина многое «выдумала» сама для себя. Отняв прежнюю безмятежную жизнь, ей ничего, жизнеутверждающего, не предлагается взамен. Даже походы в церковь больше не радуют молодую женщину. В ее голове появляются печальные и опасные мысли, а сердце предвещает беду.

Она вначале не понимает, что не сможет долго выдержать так: чувствовать себя не любимой и не нужной, не понимать этого общества и, не будучи понятой в семье, которая для человека, является — его крепостью, за которой можно укрыться. Потеряв все, в духовном и душевном смысле, Катерина, понимает, что она не сможет так долго жить, и боится этого. Ее смерть – это вызов всему, что ей чуждо и далеко, что сделало ее несчастной и заставило расстаться с жизнью.

 Характер Катерины в пьесе Гроза

Наверное, многие замечали, что Островский в своих произведениях создавал таких героев и соответственно их жизнь, за которой очень интересно наблюдать. Так и в произведении под названием Гроза автор не изменяет своим традициям и создает образ девушки, у которой довольно интересная и сложная жизнь, и в результате не совсем приятных жизненных ситуаций девушка заканчивает свою жизнь самоубийством.

Её характер и душевное состояние, которое формируется в зависимости от сложившейся ситуации в жизни, это и есть главная идея произведения, которую хотел показать автор. Начать, наверное, необходимо с того, что Катерина представлена в произведении как жена ещё одного главного героя пьесы, а именно Тихона. С большим знакомством пьесы, можно понять, что Катерина в произведении имеет не только роль жены Тихона. Её характер в пьесе раскрывается как очень сильный и независимый. Хоть в пьесе ей пытаются навязать чужие правила жизни, но все, же у Катерины, получается, жить по своим правилам и оставаться при этом с честью.

Первая проблема, с которой сталкивается Катерина, заключается в том, что её муж полностью поддается правилам своей матери, которая в свою очередь через некоторое время обвиняет Катерину в том, что сын любит её больше. Данный конфликт задевает внутреннее эго Катерины, которая принимает решение высказать свою точку зрения и недовольство. При высказывании своего мнения о том, что мать Тихона не права и что Катерина ведет образ поведения везде одинаковый, обращается к ней она на равных, чтобы показать тот факт что она не имеет уважения к ней.

Также она отмечает тот факт, что в домашних условиях она никак не влияет на мужа и не настраивает его против собственной матери. Но мать Тихона пользуется своим положением и вынуждает свою невестку просить прощения, у своего мужа приклонив колено. Катерина сравнивает свою жизнь до и после замужества и представляет себя в образе птицы, которая была свободна и летала до замужества, а после замужества её будто бы посадили в клетку, где её окружает ложь и фальш к которой она так не привыкла.

Так же Катерина в пьесе показана как очень смелая девушка, которая берет на себя большую ответственность, встречаясь с Борисом. На этих встречах Катерина чувствует себя свободной и смелой, не боясь того, что её кто-то увидит в компании с другим мужчиной. И даже после того, как героиня решается покончить жизнь самоубийством нельзя говорить о том, что она лишилась своей чистоты и чести.

Характер Катерины в пьесе Гроза
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Перова Тройка 4 класс

    Шедевр, который создал известный русский художник В.Г. Перов, заставляет человека задуматься, так как сюжет этой работы довольно печальный, но в то же время, он отражает суровую реальность того сложного времени.

  • Сочинение Веселое происшествие 5 класс

    Каждое лето я отдыхаю у бабушки в поселке городского типа. Там у меня много друзей, которые тоже приезжают на лето к своим бабушкам. Летние дни у нас проходят очень активно и весело, мы целый день проводим на улице за играми.

  • Тема и суть романа Дубровский Пушкина 5, 6 класс Сочинение

    В романе «Дубровский» нашли свое отражение многие сферы человеческой жизни, которыми был заинтересован автор и современники его времени. Среди них можно выделить: безнаказанность помещиков, общественное положение крепостных, беспредел в царском суде

  • Сочинение Осенний листопад 4 класс

    У каждого человека есть любимое время года. После знойного лета природа ждет прохладу и влагу от приближающейся следующей поры года. Воздух становится особенно ароматным и свежим. Запах опавших листьев придает не забываемый колорит данной поре года.

  • Сочинения на тему Кем я хочу стать

    На сегодняшний день перед нами открыты большие возможности для выбора будущей профессии. Я решила для себя давно, кем я мечтаю работать в будущем.

  • Сочинение Книга в современном мире 7 класс

    Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. В поисковых системах интернета можно найти много разнообразной информации. Но ведь книга не только источник информации, книга — это верный надёжный друг, который никогда не изменит и не предаст.

uchim-klass.ru

Русский характер Катерины — «Гроза»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Русский характер Катерины — «Гроза»!!! =>>>

Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес аккурат благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается «живой» положительный герой. Как правило, у автора довольно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные вечно выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало на самом деле доброго. Катерина — основополагающий персонаж драмы Островского — единственное, что есть хорошего в том темном мире, «темном царстве» мещанства, что окружает ее. Стремление летать — вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..

Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех около себя: природу, солнце, церковь, свой жилье со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела подмечать и не замечала. Поэтому и видела девчурка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.

Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, барышня попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело более того не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого вылезать. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может существовать своими мыслями, потому что жестокая реальность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, дорогой мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и задолженности, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на час,

покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, более того и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордыня, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грешок, но знала она и то, что дальше существовать по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.

По-моему, идя на тот самый шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина с
казала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы; считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала мыслить о Борисе. Для ее чистой души более того мысль о любви к постороннему человеку — грешок.

Катя не может существовать дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него освободиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше час кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет существовать с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо».

Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит приятель другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Сочинение опубликовано: 07.06.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Русский характер Катерины — «Гроза»

www.getsoch.net

Характеристика героя Катерина (Гроза Островский А.Н.) :: Litra.RU

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Характеристики героев / Островский А.Н. / Гроза / Катерина

-Вариант 1
-Вариант 2
-Вариант 3
-Вариант 4
-Вариант 5

    Катерина – одна из основных героинь драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». В произведении она является ключевым персонажем, вокруг которого разворачиваются главные события.

    Катерина — молодая девушка, молодая жена Тихона Кабанова, невестка богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой. Главными чертами её характера, которыми наделил её автор, является то, что она добрый, тихий, спокойный, честный, глубоко верующий человек. Она — вольная натура, чиста сердцем и совестью, готова на самопожертвование, светла душой. В её образе автор совместил и христианскую терпимость, и славянскую безграничную любовь к природе, мистико-языческую натуру, вольнолюбивую личность. Все эти черты местами противоречат, местами дополняют друг друга, но всё же органично сочетаются в одном человеке.

    Её ярая привязанность к церковным канонам, к самой церкви приводит к знакомству с Борисом. Желание увидеть его возрастает с каждой их, хоть и короткой встречей. Но так как она истинно нравственный человек, ей становиться совестно за своё желание. И эта ситуация начинает разрывать девушку на части, в ней возникает внутренняя борьба. Но Варвара подталкивает её к встрече с Борисом, когда Тихон был в отъезде. В часы их прогулок, Катерина поистине становиться счастливой, хотя предчувствие говорит, что это продлиться не долго. Её вновь захватывает чувство вины, стыда за содеянное, и она признается во всем семье. Постоянные упреки заставляют её сбежать из дома. На берегу Волги она встречается в последний раз с Борисом. Его отказ взять его с собой становиться последним ударом для неё. Чтобы больше никого не обидеть, не быть «камнем преткновения» мужа и свекрови, не терпеть гнет «темного царства» Катерина бросается в Волгу. Она до самого конца осталась при своих принципах и правилах, не изменила себе. И сделала то, о чем она уже давно думала, что уже давно ей снилось, что она давно собиралась сделать …

Добавил: Olga13sem8

/ Характеристики героев / Островский А.Н. / Гроза / Катерина

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Сила характера Катерины (по драме Островского «Гроза») Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Сила характера Катерины (по драме Островского «Гроза»)

    Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров.

    В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в мрак темного царства?” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя — обличение и психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. “Гроза” — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане, чиновники.

    Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким. Добролюбов, подробно анализируя это произведение, пишет, что Катерина — “луч света в темном царстве”. Почему же именно она? Потому что только Катерина, слабая женщина, выступила с протестом, только о ней мы можем говорить как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно, можно сказать обратное. Это мечтательница девушка, которая сожалеет о детских годах, когда она жила, точно птичка на воле, с постоянным ощущением счастья, радости, и маменька в ней души не чаяла. Любила она в церковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь.

    Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы — это птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей “темного царства”, но не может так жить. Уже в первой встрече со зрителями героиня выступает, может быть, не столько против Кабановой, сколько защищая себя. Но это уже первый шаг. Тихая, скромная Катерина, от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге.

    В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего люди не летают?”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови (“Да зд4еь все как из-под неволи”). Случайно вырвавшиеся слова героини говорят о ее заветной мечте освободиться из этой темницы, где подавляется и убивается любое живое чувство.

    Но героиня изо всех сил сражается против “темного царства”, и именно эта ее неспособность до конца смириться с кабановским гнетом обостряет уже давно назревавший конфликт. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”

    Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса. Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью героини и приземленным, осторожным увлечением Бориса.

    Но даже в такой трудной ситуации девушка пытается быть верной себе, своим жизненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так как предвидит то, что с ней может случиться. Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина хочет дать клятву верности, но и тут Тихон не понимает ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного. В момент первой встречи с Борисом Катерина колеблется. “Зачем ты пришел, погубитель мой?” — говорит она. Но по воле судьбы происходит то, чего она так боялась.

    Катерина не могла жить с грехом, в четвертом акте пьесы мы видим ее покаяние. И выкрики сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое волнение, заставляет ее покаяться в содеянном, тем более, что Катерина всю жизнь боялась умереть “со своими грехами” — не покаявшись. Но в этом не только слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, жить утехами потаенной любви, не побоялась людского суда. Не удар грома сразил молодую женщину. Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни. Она считает, что домой идти, что в могилу, даже “в могиле лучше”. Она кончает жизнь самоубийством. Большое мужество нужно для такого решения, и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся “жить… да мучиться” Тихон. Своим поступком Катерина доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”.

    Катерина соединила в себе гордую силу, независимость, которую Добролюбов расценил как знак глубокого протеста против внешних, в том числе социальных условий жизни. Катерина, которая своей искренностью, цельностью и безоглядностью чувств враждебна этому миру, подтачивает “темное царство”. Слабая женщина смогла выступить против него и одержала победу.

    Героиня Островского — поистине луч света в “темном царстве”. В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты — вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.

76548 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Сила характера Катерины (по драме Островского «Гроза»)

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

(324 слова) Наверное, каждый из нас слышал слова «луч света в тёмном царстве». Любители творчества А.Н. Островского знают, что это выражение характеризует Катерину Кабанову, героиню пьесы «Гроза». Она вышла замуж за Тихона и осталась в патриархальном городке Калинове. Марфа Игнатьевна Кабанова не даёт невестке житья. Поэтому Катерина, не чувствуя поддержки супруга, бросается в объятия Бориса, но считает свои чувства греховными.

Героиня рассказывает о своей жизни до замужества. В доме родителей царили те же патриархальные устои, но Катерина была любимой дочерью, никто не заставлял её что-то делать. Любой порыв был встречен одобрением, а одинокие прогулки на лоне природы никто и не думал осуждать. А вот у Кабановых «всё как будто из-под неволи». Из этого описания мы можем сделать вывод, что героиня была романтичной, утонченной и вольнолюбивой натурой, нуждающейся в ласке и понимании.

Катерина подчинилась решению родителей, но не смогла полюбить мужа, чуждого ей по духу. То есть она смиренна, но не способна заглушить в себе голос сердца и принять свою долю. Героиня впервые сделала выбор сама, встретив Бориса. Тогда же она почувствовала, что начинается новая жизнь. В ней, однако, не найдётся человека, который сможет поддержать молодую женщину. Поэтому Катерина постоянно испытывает муки совести. Она хочет подавить в себе любовь, ведь такое проявление чувств считается грехом. С каждым днём Катерине всё труднее сохранять спокойствие. Близится гроза. Наконец, она разражается: героиня признаётся в грехе перед всеми. Она не ждёт прощения и ни на что больше не надеется. Единственное, чего хочет Катерина, — освобождение. Она уходит из жизни, не сумев примирить в себе высокие чувства и необходимость оставаться в «тёмном царстве». Значит, в ее характере сплетаются воедино сила духа и непримиримость, необходимые для нарушения церковных догматов, и женская слабость, повинуясь которой, она бросилась в омут любви, а затем и в Волгу.

А.Н. Островский не зря выбрал для главной героини имя Катерина. Оно означает «чистая, непорочная». Молодая женщина осталась верна себе до конца, не утратив добродетели в широком смысле этого слова. Согласно православной морали, героиня покаялась в грехе и искупила его страданием.

Автор: Виктория Арутюнян

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о