Черты классицизма в комедии горе от ума грибоедова – Черты классицизма и новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» |  Комедия «Горе от ума»  | Александр Сергеевич Грибоедов  |  Читать онлайн, без регистрации

Черты классицизма в комедии Горе от ума Грибоедова

Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни, и придерживается определенных правил в виде триединства (места, действия, времени), гармонии и соразмерности глав, логической стройности, ясности и четкости языкового описания, постоянства характеристик персонажей.

При создании пьесы писатель лишь частично использует традиционные каноны классицизма, изменяя по собственному авторскому замыслу его основные принципы.

Во-первых, при построении композиционной структуры правило трех единств соблюдается только в отношении места и времени, то есть события разворачиваются в одном и том же месте и в одно и в тоже время. Тогда как единство действия преображается автором использованием в комедии двух сюжетных конфликтов в виде любовной линии и социально-общественной. Кроме того, в финале пьесы в отличие от установленных правил классицизма порок оказывается непобежденным добродетелью.

Во-вторых, писатель частично изменяет классицистическое правило разделения персонажей произведения на отрицательных и положительных, наделяя героев пьесы как негативными, так и хорошими качествами. Примером этому служит образ Фамусова, который представляет не только чванливым и лживым чиновником, но и любящим родителем, заботливым отцом.

В-третьих, по установленному закону классицизма содержание произведения определяется в соответствии с его жанром, то есть в случае создания пьесы в виде комедии произведение должно иметь юмористический, либо сатирический, либо фарсовый характер. Однако грибоедовская комедия изменяет данному принципу, поскольку автор вводит в содержание пьесы помимо комических мотивов, драматические сюжетные элементы.

В-четвертых, писатель отходит от традиционной композиционной структуры сочинений классицизма, создав пьесу не из трех или пяти частей, а написав комедию, состоящую из четырех действий. Тем самым автор совершает новаторство в современной художественной литературе, поскольку, взяв за формальную основу классицистические принципы написания произведений, привносит в собственную пьесу многочисленные обновления, которые не только не портят произведение, но и наполнят его повествование социально-психологическими оттенками в сочетании с иронией и юмором.

Вариант 2

«Горе от ума» — одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.

Но несмотря на то, что «Горе от ума» в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье «Нечто большее, чем картина нравов» утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге «Горе от ума» говорит о том, что Грибоедов — настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт — социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого «fama», которое обозначает «молва». И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.

Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и «не сметь свое суждение иметь».

Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как «Чадский», которая образована от слова «чад». Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.

Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает «повторять». У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных — ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой — Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий — герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

Таким образом, «Горе от ума», соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой — резонер и носитель авторского мнения.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты классицизма в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Анализ и мораль басни Стрекоза и муравей Крылова

    Иван Андреевич Крылов известный русский баснописец. Несмотря на то, что многие сюжеты для своих произведений он заимствовал у древних авторов, критики высоко оценили его талант и оригинальность.

  • Сочинение анализ Облако в штанах Маяковского

    Поэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить?

  • История создания романа Пушкина Дубровский и прототипы героев

    Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений.

  • Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско в произведении Бунина сочинение

    В своем проведении Бунин рассказывает о загадочном господине из Сан-Франциско, который путешествует со своей семьей.

  • Сочинение по картине Воззвание Минина к нижегородцам К.Е. Маковского

    Если несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.

sochinimka.ru

Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в идеально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой натуры. Развернутая эстетическая теория классицизма была создана во Франции Николо Буало в поэме “Поэтическое искусство” (1674 г.)

Теория жанров делила произведения на “высокие” (эпопея, трагедия, ода) и “низкие” (сатира, басня, комедия). Произведения классицизма должны были строго следовать следующим принципам:

—правило трех единств: времени, места и действия;

—гармония и соразмерность частей;

—логическая стройность и лаконизм композиции;

—простота сюжета;

—ясность и четкость языка (стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру)

Русский классицизм возникший во второй четверти 18 века, под сильным воздействием идей просветительской идеологии, характерной для продолжателей реформ Петра I, в большей степени был направлен на конкретные явления русской действительности, на преобладание национально-исторической тематики над античной.

В начале 19 века в России усилилась борьба за народность и истинность литературы в их неразделенности: освобождение от чужеродных влияний, за обращение к народной героике, “просторечию”, неприкрашенному изображению народного быта.

Возникли споры о назначении комедии, о её разных направлениях:

1. Злободневная, “колкая”, памфлетно-сатирическая комедия, (А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин) ставила целью эстетическую полемику и исправление нравов.

2. Светская комедия (А.И. Писарев, Хмельницкий) – свободная от нравоучений, подчинялась поискам изящной, динамичной интриги и непринужденных форм стихотворного диалога, близкого к салонной беседе.

Будучи одним из создателей жанра “светской” комедии, А.С. Грибоедов уже с первых шагов стремился творчески использовать идейно-тематические и жанрово-стилистические особенности обоих типов русской комедиографии.

Комедия (как более свободный “низкий” жанр, призванный отражать современную действительность) легче воспринимала вариативность использования изобразительных средств. Она могла быть сатирической, героической или лирической, а могла и соединять в себе разные типы. И чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его произведениях элементы различных типов комедий.

Грибоедов добивался естественного развития действия комедии, живости стиха, выразительных характеристик персонажей (острых, легких и жизненных), а также стремился создать ироничные зарисовки дворянского быта, осваивал стихию просторечия. Все эти напряженные творческие поиски блистательно воплотились в главном произведении Александра Сергеевича Грибоедова – комедии “Горе от ума”.

При создании комедии “Горе от ума” Грибоедов использовал правило трех единств драматургии классицизма:

— единство места действия – дом Фамусова;

— единство времени действия – всё происходит в один день — день приезда Чацкого в Москву;

— единство действия – непрерывность действия концентрируется вокруг Чацкого.

Русская комедия предпочитала “частной завязке” (т.е. интриге частной жизни) – “общую завязку”, при которой в действие вовлекалась определенная социальная среда в целом. У Грибоедова комедия, начинаясь, как “частная” история неразделенной любви, постепенно переросла в конфликт представителя независимой мысли (пылкого, нетерпимого, но честного и благородного героя) с окружающей его социальной средой (косной, бездуховной и беспринципной, яростно враждебной любым проявлениям свободной мысли, попыткам обновления норм жизни).

Фамусовская барская Москва олицетворяет узнаваемые законы застойного жизненного уклада (“времен Очакова и покоренья Крыма”), сохраняющие свою силу при всех “превращеньях” правлений, климатов и нравов, и умов”. Конфликт между “либералом” и “ретроградами” предстаёт как проявление борьбы за права и достоинство личности вообще. За обретение этой личностью законного места в современном обществе, за её прочную связь с основами национальной жизни. В комедии зреет сатирический социальный пафос, конфликт взят автором из общественной жизни своего времени.

Строгая эстетическая дисциплина классицизма не мешала Грибоедову наполнить комедию жизненной правдой и с небывалой свободой использовать новые формы драматической образности. “Я как живу, так и пишу свободно и свободно”. Эта свобода творческого осознания, независимость художественных представлений от условностей и стеснительных правил позволили Грибоедову создать великую комедию.

Комедийное построение легко и органично включило в себя публицистику, сатиру, нравоописание, тонко разработанную любовно-психологическую драму, трагедийные мотивы. Даже самые патетические монологи Чацкого вовлекались в динамику непрерывной смены комических положений, подчиняясь комедийному темпу и ритму. Стихия смешного завладевала высоким героем, не изменяя его природы, сосуществуя с патетикой и сарказмом, любовью и озлоблением, идеологическим пафосом и психологическими тонкостями. Развитие действия комедии подтверждало справедливость обличений Чацкого, но вскрывались не просто отдельные пороки барской или чиновничьей среды, но и ненормальность общества в целом. Когда фарсовая острота “диалога глухих” вместе с комедийными недоразумениями сгустилась до предела, комедия приобрела трагический смысл.

Потому что трагична участь Предтечи, горе Уму в обществе глухих к нему. Слепая беспощадность мгновенно объединившихся сил зла перед опасностью покушения на его главные механизмы (мздоимство, поклонение чинам и богатству, “радение родному человечку”) и незащищенность нарождающихся сил добра – гениальное открытие Грибоедова, составившее смысловую основу великой комедии.

Условные комедийные образы преобразились в типические характеры, отчасти сохранившие связь с традиционными амплуа, но уже вобрали в себя черты живой действительности. Скалозуб, Репетилов, Молчалин – это характерные для комедии имена-маски, но умея выделить в действительности самое существенное и характерное, автор так изобразил своих персонажей, что мы ощущаем стоящие за ними социальные законы, определяющие их психику и поведение.

В “Горе от ума Грибоедов создал целую галерею реалистических художественных типов. Имена персонажей стали нарицательными и сегодня служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина), и т. д.

Речь персонажей не расходится с их психологической характеристикой, принимая соответствующий колорит. Житейское правдоподобие и критерий поэтической правды выступают в полном согласии друг с другом.

Синтетичность драматургической поэтики Грибоедова особенно ярко проявилось в языке комедии. Разностопный ямб “Горя от ума” сравнялся в гибкости с разговорной речью; стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и особенности поведения. А традиционная афористическая отточенность сценической речи у Грибоедова зиждется на новой основе, — он привлёк ресурсы меткости и краткости народного слова, сблизив его с законами построения пословиц и породив множество новых пословиц и поговорок.

“Счастливые часов не наблюдают”,

“Ах! злые языки страшнее пистолета”,

“Всё врут календари”,

“Служить бы рад, прислуживаться тошно”,

“Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”,

“Блажен, кто верует, тепло тому на свете!”

В примерах недостатка нет, ещё Пушкин предсказал, что половина стихов “Горе от ума” войдёт в пословицы. Грибоедов осуществил двусторонний процесс взаимосвязи и взаимообогащения живого разговорного языка народа и языка литературного.

Подводя итоги, нам хотелось бы отметить парадоксы комедии Грибоедова “Горе от ума”.

1. По определению Пушкина Грибоедов в своем произведении обнажил и вынес на суд проблемы и болезни нашего общества, воплощая тем самым принцип “высокой комедии”, которая “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… близко подходит к трагедии”.

По теории жанров классицизма Грибоедов работает в низком жанре, а в результате создаёт по общему признанию высокую комедию.

2.В рамках классицизма свободный дух автора комедии позволил ему на основе всеохватного органического синтеза традиций и новаторства совершить мощный “скачок” породивший новое эстетическое качество – художественный реализм.

school-essay.ru

Черты классицизма и реализм в комедии «Горе от ума», признаки литературных направлений |LITERATURUS: Мир русской литературы

Фамусов, Скалозуб и Чацкий.
Художник Т. Александрова

«Горе от ума» — выдающееся произведение русской классической литературы, которое сочетает в себе элементы различных литературных направлений.

В этой статье представлен анализ черт классицизма и реализма в комедии «Горе от ума», особенности сочетания различных литературных направлений в пьесе.

Черты классицизма и реализма в комедии «Горе от ума»


Классицизм и реализм в пьесе «Горе от ума»:

«Выдающимся памятником русской классической комедии является и «Горе от ума» Грибоедова. Явным отпечатком классической традиции следует признать прежде всего строгое соблюдение трех единств (действие начинается рано утром в доме Фамусова и кончается там же к рассвету следующего дня; в комедия четыре акта, но третий явственно разбивается на две картины; стержень интриги — любовь Чацкого к Софье).

Образ Лизы (влюбленной в буфетчика Петрушу) по всему своему психологическому наполнению и повествовательной функции целиком предопределен одним из излюбленных амплуа классической комедии — образом лукавой и бойкой наперсницы.

Однако наряду с влиянием классицизма в комедии Грибоедова уже сильно проявляются чисто реалистические элементы. Обилие характерных представителей барской Москвы, бытовые зарисовки уклада фамусовского дома, живость языка, приближающегося почти к разговорному, сентенции, вошедшие затем в пословицы, — обеспечили «Горю от ума» видное место в истории русской реалистической драматургии.»

(статья «Драма» в «Литературной энциклопедии в 11 т., т. 3, 1930 г.)

Т. Кравченко о классицизме в «Горе от ума»:

«Пьесы, написанная Грибоедовым … Формально она построена по законам классицизма: соблюдено единство места, времени и действия. Действие не выходит за пределы дома Фамусова, и его развитие укладывается в 24 часа — в сутки, у персонажей «говорящие» фамилии… Но на самом деле от классицизма в «Горе от ума» осталось немного. Мало того — там можно усмотреть даже насмешку автора над устаревшим каноном.»

(Т. Кравченко, статья «Нечто большее, чем картина нравов…»)


С. Бураковский о классицизме в комедии «Горе от ума»:

«В то время, когда впервые появилась комедия Грибоедова, в литературе нашей продолжал еще существовать так называемый французский классицизм. <…> В двадцатых годах уже началась борьба нового направления в поэзии так называемого романтизма с ложно-классицизмом, и в это время появилась комедия «Горе от ума».

Авто …, окончательно сбросив оковы чуждого классицизма, придал своему труду характер оригинального произведения.

Комедия «Горе от ума» нанесла решительный удар всем старым произведениям этого рода, которые, можно сказать, списывались с французских образцов. Оригинальность ее заключалась в составе и завязке действия, а также в самой форме.

Вместо царившего тогда шестистопного ямба Грибоедов ввел новые вольные стихи; книжный язык заменил живым, разговорным; уничтожил общепринятую завязку драм, резонеров, наперсников или наперсниц — одним словом, весь механизм старинных комедий.»

(С. Бураковский, книга ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.)


В. Н. Орлов о реализме в «Горе от ума»:

«Грибоедов … создал произведение, ознаменовавшее в русской литературе возникновение нового, реалистического художественного стиля. Он смело и коренным образом обновил жанр русской комедии. <…>

Он создал в «Горе от ума» обширную галерею реалистических художественных типов… <…> Грибоедов в своей комедии был далек от бескрылого, грубо натуралистического копирования действительности. <…> …он … утверждал по поводу «Горя от ума»:

«Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика». 
Это была поэтика художника- реалиста, не рабски копирующего «натуру», но силой искусства преображающего ее, умеющего выделить в ней самое существенное и типическое. Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов в области литературного языка.»

(В. Н. Орлов, послесловие к книге «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.)


Н. К. Пиксанов о классицизме, романтизме и реализме в «Горе от ума»:

«…«Горе от ума»… В нем ощутимы начала классицизма, мольеризма, сказавшегося в изобилии монологов, в традиционных чертах образа Лизы, в стремительном развитии действия.


В патетике речей Чацкого, в противостоянии сильной личности косному обществу ощущается еще живое веяние байронического романтизма.  Но в наше время с наибольшей остротой воспринимается величайшая самобытность «Горя от ума», его кровные связи с подлинной русской жизнью, его народность и реализм.

В основном методе творчества Грибоедов — не классик, не романтик, а реалист, великий единомышленник и соратник основоположника новой русской литературы — Пушкина.

Художественная форма «Горя от ума» обнаруживает резкий отход Грибоедова и от традиций классицизма, и от «легкой комедии», и от распространенной тогда романтической манеры.

Реалистической формы требовала для своего изображения сама русская жизнь, необычайно осложнявшаяся, наполнявшаяся богатым содержанием, быстро дифференцировавшаяся социально, с обострением политической борьбы. Литература стремилась глубже отразить современность и историю.

На запросы жизни Грибоедов и Пушкин одновременно ответили гениальными созданиями художественного реализма — комедией «Горе от ума» и романом «Евгений Онегин». 


Реалистический метод Грибоедова связан с его мировоззрением, сложившимся под влиянием самой жизни. Однако реализм Грибоедова своеобразен и не может отождествляться с реализмом Островского или Чехова.

Реализм «Горя от ума» — это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный. <…>

«Горе от ума» — также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве … изображена с удивительной полнотой и правдивостью. …в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства…

Произведение Грибоедова драгоценно и как психологическая драма. Психологический реализм в «Горе от ума» проявляется постоянно и многообразно: в характеристике Фамусова, в диалоге Чацкого с Натальей Дмитриевной Горич, в говорливости Репетилова и т. д. Но наиболее глубоко и сосредоточенно применяется он в раскрытии интимной драмы Чацкого и Софьи. <…>


Изобилие художественно-сатирических элементов дает «Горю от ума» место в первом ряду художественных достижений раннего критического реализма. Богато реалистичен его язык. Взамен прежней книжности в комедию врывается поток живой разговорной речи.»

(Н. К. Пиксанов, статья в книге «А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)

***

Это был анализ признаков и черт классицизма и реализма в комедии «Горе от ума», особенности сочетания различных литературных направлений в пьесе.

www.literaturus.ru

Черты реализма и классицизма в комедии «Горе от ума» Грибоедова А.С.

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма.

От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована следующим образом: в русском обществе начала XIX века борются две общественные силы — «век нынешний» и «век минувший». «Век минувший» представлен очень разнообразно: это практически все действующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» — это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении побеждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замечания Чацкого о современной жизни дворянского общества представители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по существу ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого человека, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэтому, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это временная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взглядами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессивными убеждениями «нынешнего века».

В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой—влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня — влюблённая девушка (Софья), простак — соперник или друг героя (Молчалин), благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр — персонаж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изображаемому событию, (Чацкий), наперсница — подруга или служанка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).

Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: комедия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и имена, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои — особенно Фамусов и Чацкий — произносят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «правило трёх единств»: действие происходит в один день (единство времени), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.

Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений принципов классицизма в пользу реалистического и критического изображения русской действительности первой четверти XIX века.

Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей комедии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или полулегендарную историю (последнее часто встречается в классицистических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян среднего достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся исторических деятелей или царей (последнее типично для классицистической драматургии). Через множество бытовых деталей описывается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева готовятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочисленных дочерей и т.п.

Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор действующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстетическую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, которая является классической наперсницей, сочетаются живость характера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2) В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассердился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу:

Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
Постой же, я тебя исправлю:
Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить… (IV, 14)

 

Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который представлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хозяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чиновник средней руки и идеолог «века минувшего».

В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова является речь персонажей. Если классицистические герои — от слуги до короля — говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь становится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Скалозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Особенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) — просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со своим секретарём Петрушкой — грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуализированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как классицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), — характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способами рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обычного разговорного языка.

В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от традиционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидательного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вынужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников — он должен или победить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любовная сюжетная линия: избранником героини является не добродетельный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.

В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в одном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соединяется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия — страдание благородного Чацкого от несправедливого гонения.

Итак, принято считать, что в истории русской литературы у истоков реализма стоят два произведения — «Горе от ума» и «Евгений Онегин». При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с чертами реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное гражданское содержание, традиционный состав героев, преобладание монологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, стихотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицистические черты касаются главным образом внешней, формальной стороны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фа-мусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне любит бедного Молчалина).

В существенных признаках Грибоедов принципиально нарушает эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, социально мотивированные характеры героев, в которых переплетаются положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Софьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибоедов выбрал не античные времена, а современную ему русскую действительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в финале порок не наказан.

Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

lit-helper.com

Черты классицизма в произведении Горе от ума

Комедийное произведение под названием «Горе от ума», созданное в двадцатых годах девятнадцатого века, основывалось на большом конфликте, противостоянии двух веков, нынешнего и прошедшего. Над всеми веяниями литературы того времени имело направление классицизма, оставшегося от эпохи Екатерины Великой. Но при этом рамки той эпохи значительно ограничивали драматургов, они не могли полностью передать реализм происходящего в обществе. А сам Грибоедов, несмотря на то, что взял за основу канву классической драмы, пренебрег основными моментами ее построения и преподнесения.

В комедии точно соблюдено единство времени и места, в то время как читатель видит не одно любовную интригу, разворачивающуюся по ходу повествования. Но в тоже время, все они выстраиваются в одну линию, становятся как бы одним целым, присущим классицизму. В произведениях, полностью построенных на классическом ходе повествования, паре господ противопоставлялась пара слуг, среди которых развивались отношения, но при этом одна пара как бы пародировала другую.

Здесь автор смазывает картину происходящего, сама дочь хозяина влюбляется в слугу. Автор старается показать, что такие люди существуют на самом деле, они часто встречаются в обществе.

В подобных произведениях долг всегда ставился выше чувств. Но в «Горе от ума» приоритеты расставляются другим образом. На первое место ставится любовная линия, которая постепенно становится социальным конфликтом, переплетенным с политикой. Автор четко разделяет всех героев на положительных и отрицательных, такое присуще только Фамусовскому обществу, но при этом если рассмотреть каждого отрицательного персонажа в отдельности, то можно заметить, что каждый из героев не так уж и плох, у него есть масса положительных качеств.

При том, что произведение обладает рядом качеств, присущих классицизму, при этом оно нарушает ряд правил, присущим определенным классическим произведениям. Автор старается выходить за поставленные ранее рамки, он старается показать другим, что описать реализм возможно только используя определенные методы и описывая людей, которые живут буквально по соседству. Именно по этому его произведение становится настолько популярным и востребованным в обществе. Он показывает реальную картину мира, а не идеализированную и подогнанную под общие рамки и шаблоны общественной литературы того времени.

Вариант 2

Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила жизнь дворянства начала 19 века. Главной темой стал конфликт между консервативно настроенным старым поколениям и новаторской молодежью. Произведение построено на канонах классицизма, который был основным направлением в литературе того времени. Однако для создания реалистичных образов героев и дворянского общества в целом писатель в некоторой степени отошел от принципа трех единств: место и время, действие, постоянство характера.

В комедии соблюден только первый принцип классицизма. Местом разворачивающихся в произведении событий стал дом Фамусова, который герои не покидают в период всего повествования. Временные рамки заключают в себе всего лишь день из жизни главных героев.

Второй принцип, основанный на единстве действия, не находит в полной мере своего отражения. Сюжетная линия построена в двух направлениях: любовь Чадского к Софье и борьба главного героя со старым дворянских укладом жизни. В произведениях, написанных в стиле классицизма, влюбленной паре бар противопоставлялась пара слуг. В «Горе от ума» Софья, дочь Фамусова, влюбляется в героя, который по социальному статусу стоит ниже ее. Правило классицизма долг важнее чувства замещает любовный конфликт, выдвигаясь на передний план действия комедии. Таким образом, писатель вносит в свое произведение черты реализма.

Характеры главных героев не делятся, как было принято в классицизме, на строго положительных и отрицательных. Так основным антиподом Чадского по мировоззрению становится Фамусов. Однако в его речах и действиях можно заметить не только отрицательные черты (необразованность и невежество, угождение людям вышестоящим по званию или чину), но положительные. Он любит дочь, заботится о ней. Фамусов желает добра Антону Чадскому, которого считает родным человеком (Павел Афанасьевич стал опекуном Чадского, после смерти его родителей).

В свою же очередь образ прогрессиста Чадского обладает некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, раздражительностью и даже злостью. Узнав, что девушка, которую он любил, предпочла другого, герой начинает свою обличительную роль.

Таким образом, комедия в стихах «Горе от ума» стала произведением, относящимся к направлению классицизма, но содержащим черты романтизма и реализма.

Другие сочинения:

Черты классицизма в произведении Горе от ума

Несколько интересных сочинений

  • Твір на тему Мій улюблений вид спорту

    Мій улюблений вид спорту — це волейбол. Саме в цьому спорті я надзвичайно гарний і спритний. Волейбол для мене — це не просто захоплення чи хоббі, це — моє життя, без якого мені було б не просто нудно, було б просто нецікаво жити і я б зростав ледачим

  • Сочинение Кому не знакомы особая тишина музея… 7 класс

    Кому не знакома особая тишина музея, интересный рассказ экскурсовода, наполненный любовью к картинам, книгам, экспонатам музея, тот никогда не сможет в полной мере прочувствовать всю красоту и насыщенность этого

  • Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином сочинение

    Дом с мезонином — рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье

  • Сочинение по картине Лактионова Письмо с фронта (описание)

    Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны.

  • Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет» 6 класс

sochinite.ru

Черты классицизма в «Горе от ума» Грибоедова

«Горе от ума» (см. краткое содержание, анализ и полный текст) – по форме, комедия классическая (псевдоклассическая). В ней соблюдены все три единства: единство места (все время действие идет в доме Фамусова), единство времени (с утра до вечера одного дня) и единство действия; как в других псевдоклассических комедиях, и здесь есть противопоставление порочных и добродетельных героев. Устами добродетельного героя, резонера Чацкого, говорит сам автор. Есть тут и наперсница-служанка – Лиза. Но удивительное знание русской жизни и художественность её изображения сделали из этой комедии, построенной так искусственно, вместе с тем и произведение художественно-реалистическое, правдивое и сильное. (См. Черты реализма в «Горе от ума».)

 

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

 

К недостаткам комедии надо отнести излишний её субъективизм. Грибоедов чересчур много внес сатирического элемента в резонерские речи Чацкого, – и оттого все монологи его обратились в типичные сатиры, как тогда понимали их теоретики классицизма.

Такими же сатирами, по существу своему, являются и монологи Фамусова; правда, почти все они, в высокой степени, художественны, – настолько в них «самообличение» искусно прикрыто самодовольством говорящего. Но, например, один монолог прямо неверен по тону: произошло это опять-таки потому, что автор поработил себе своего героя: лиризм сатирического обличения вышел у него из проделов узкого фамусовского довольства собою.

Это – монолог, в котором Фамусов делает характеристику Москвы, – характеристику, более уместную в устах Грибоедова-Чацкого. Так, по словам Фамусова, гостеприимные москвичи неразборчивы в гостях, – для них ровнехонько ничего не значило – хоть честный человек, хоть нет – «для всех был готов обед», Так же фальшиво звучит отзыв Фамусова, о старичках, «канцлерах в отставке по уму», об их «либеральном, консерватизме» – такой отзыв естественнее был бы в устах обличителя Чацкого.

Отзыв Фамусова о девицах московских:

 

Его величество король был прусский здесь –
Дивился не путем московским он девицам –
Их благонравию, не лицам!..
…Словечка в простоте не скажут – все с ужимкой,
Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки;
К военным людям так и льнут, –
А потому, что патриотки!

 

– точно так же более похож на издевательство, чем на самодовольную похвалу.

 

rushist.com

Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова на Сёзнайке.ру

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в идеально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой натуры. Развернутая эстетическая теория классицизма была создана во Франции Николо Буало в поэме “Поэтическое искусство” (1674 г.)

Теория жанров делила произведения на “высокие” (эпопея, трагедия, ода) и “низкие” (сатира, басня, комедия). Произведения классицизма должны были строго следовать следующим принципам:

—правило трех единств: времени, места и действия;

—гармония и соразмерность частей;

—логическая стройность и лаконизм композиции;

—простота сюжета;

—ясность и четкость языка (стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру)

Русский классицизм возникший во второй четверти 18 века, под сильным воздействием идей просветительской идеологии, характерной для продолжателей реформ Петра I, в большей степени был направлен на конкретные явления русской действительности, на преобладание национально-исторической тематики над античной.

В начале 19 века в России усилилась борьба за народность и истинность литературы в их неразделенности: освобождение от чужеродных влияний, за обращение к народной героике, “просторечию”, неприкрашенному изображению народного быта.

Возникли споры о назначении комедии, о её разных направлениях:

1. Злободневная, “колкая”, памфлетно-сатирическая комедия, (А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин) ставила целью эстетическую полемику и исправление нравов.

2. Светская комедия (А.И. Писарев, Хмельницкий) – свободная от нравоучений, подчинялась поискам изящной, динамичной интриги и непринужденных форм стихотворного диалога, близкого к салонной беседе.

Будучи одним из создателей жанра “светской” комедии, А.С. Грибоедов уже с первых шагов стремился творчески использовать идейно-тематические и жанрово-стилистические особенности обоих типов русской комедиографии.

Комедия (как более свободный “низкий” жанр, призванный отражать современную действительность) легче воспринимала вариативность использования изобразительных средств. Она могла быть сатирической, героической или лирической, а могла и соединять в себе разные типы. И чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его произведениях элементы различных типов комедий.

Грибоедов добивался естественного развития действия комедии, живости стиха, выразительных характеристик персонажей (острых, легких и жизненных), а также стремился создать ироничные зарисовки дворянского быта, осваивал стихию просторечия. Все эти напряженные творческие поиски блистательно воплотились в главном произведении Александра Сергеевича Грибоедова – комедии “Горе от ума”.

При создании комедии “Горе от ума” Грибоедов использовал правило трех единств драматургии классицизма:

— единство места действия – дом Фамусова;

— единство времени действия – всё происходит в один день — день приезда Чацкого в Москву;

— единство действия – непрерывность действия концентрируется вокруг Чацкого.

Русская комедия предпочитала “частной завязке” (т.е. интриге частной жизни) – “общую завязку”, при которой в действие вовлекалась определенная социальная среда в целом. У Грибоедова комедия, начинаясь, как “частная” история неразделенной любви, постепенно переросла в конфликт представителя независимой мысли (пылкого, нетерпимого, но честного и благородного героя) с окружающей его социальной средой (косной, бездуховной и беспринципной, яростно враждебной любым проявлениям свободной мысли, попыткам обновления норм жизни).

Фамусовская барская Москва олицетворяет узнаваемые законы застойного жизненного уклада (”времен Очакова и покоренья Крыма”), сохраняющие свою силу при всех “превращеньях” правлений, климатов и нравов, и умов”. Конфликт между “либералом” и “ретроградами” предстаёт как проявление борьбы за права и достоинство личности вообще. За обретение этой личностью законного места в современном обществе, за её прочную связь с основами национальной жизни. В комедии зреет сатирический социальный пафос, конфликт взят автором из общественной жизни своего времени.

Строгая эстетическая дисциплина классицизма не мешала Грибоедову наполнить комедию жизненной правдой и с небывалой свободой использовать новые формы драматической образности. “Я как живу, так и пишу свободно и свободно”. Эта свобода творческого осознания, независимость художественных представлений от условностей и стеснительных правил позволили Грибоедову создать великую комедию.

Комедийное построение легко и органично включило в себя публицистику, сатиру, нравоописание, тонко разработанную любовно-психологическую драму, трагедийные мотивы. Даже самые патетические монологи Чацкого вовлекались в динамику непрерывной смены комических положений, подчиняясь комедийному темпу и ритму. Стихия смешного завладевала высоким героем, не изменяя его природы, сосуществуя с патетикой и сарказмом, любовью и озлоблением, идеологическим пафосом и психологическими тонкостями. Развитие действия комедии подтверждало справедливость обличений Чацкого, но вскрывались не просто отдельные пороки барской или чиновничьей среды, но и ненормальность общества в целом. Когда фарсовая острота “диалога глухих” вместе с комедийными недоразумениями сгустилась до предела, комедия приобрела трагический смысл.

Потому что трагична участь Предтечи, горе Уму в обществе глухих к нему. Слепая беспощадность мгновенно объединившихся сил зла перед опасностью покушения на его главные механизмы (мздоимство, поклонение чинам и богатству, “радение родному человечку”) и незащищенность нарождающихся сил добра – гениальное открытие Грибоедова, составившее смысловую основу великой комедии.

Условные комедийные образы преобразились в типические характеры, отчасти сохранившие связь с традиционными амплуа, но уже вобрали в себя черты живой действительности. Скалозуб, Репетилов, Молчалин – это характерные для комедии имена-маски, но умея выделить в действительности самое существенное и характерное, автор так изобразил своих персонажей, что мы ощущаем стоящие за ними социальные законы, определяющие их психику и поведение.

В “Горе от ума Грибоедов создал целую галерею реалистических художественных типов. Имена персонажей стали нарицательными и сегодня служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина), и т. д.

Речь персонажей не расходится с их психологической характеристикой, принимая соответствующий колорит. Житейское правдоподобие и критерий поэтической правды выступают в полном согласии друг с другом.

Синтетичность драматургической поэтики Грибоедова особенно ярко проявилось в языке комедии. Разностопный ямб “Горя от ума” сравнялся в гибкости с разговорной речью; стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и особенности поведения. А традиционная афористическая отточенность сценической речи у Грибоедова зиждется на новой основе, — он привлёк ресурсы меткости и краткости народного слова, сблизив его с законами построения пословиц и породив множество новых пословиц и поговорок.

“Счастливые часов не наблюдают”,

“Ах! злые языки страшнее пистолета”,

“Всё врут календари”,

“Служить бы рад, прислуживаться тошно”,

“Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”,

“Блажен, кто верует, тепло тому на свете!”

В примерах недостатка нет, ещё Пушкин предсказал, что половина стихов “Горе от ума” войдёт в пословицы. Грибоедов осуществил двусторонний процесс взаимосвязи и взаимообогащения живого разговорного языка народа и языка литературного.

Подводя итоги, нам хотелось бы отметить парадоксы комедии Грибоедова “Горе от ума”.

1. По определению Пушкина Грибоедов в своем произведении обнажил и вынес на суд проблемы и болезни нашего общества, воплощая тем самым принцип “высокой комедии”, которая “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… близко подходит к трагедии”.

По теории жанров классицизма Грибоедов работает в низком жанре, а в результате создаёт по общему признанию высокую комедию.

2.В рамках классицизма свободный дух автора комедии позволил ему на основе всеохватного органического синтеза традиций и новаторства совершить мощный “скачок” породивший новое эстетическое качество – художественный реализм.

www.seznaika.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *