Человек есть мера всех вещей существующих что они существуют не существующих что они не существуют – Что значит фраза Протагора «Человек есть мера всех вещей»?

Журнал «Человек без границ» — «Человек есть мера всех вещей». Вы согласны?

«Человек есть мера всех вещей». Эта фраза многим известна, но ее продолжение, думаю, знакомо далеко не каждому. Еще в V веке до н.э. софист Протагор подарил ее эллинам, Платон увековечил ее в своем произведении «Теэтет», так она дошла и до нас с вами.

Давайте вспомним, как эта фраза звучит полностью, и поразмышляем над ней: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (Платон, «Теэтет», 152а).

Да, человек познает мир, измеряя все относительно себя (большое, маленькое, быстрое или медленное), и это естественно — мы все соизмеряем с собой, своим мнением, пониманием.

Пока мы с вами размышляем в категориях ощущений и эмоций — холодно или жарко, интересно или нет, нравится или не нравится — безусловно, мы будем сталкиваться с бесконечным множеством мнений. И, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Например, стоит заговорить о погоде или климате, о недавно увиденном фильме или прочитанной книге, о человеке, событии или месте, в котором вы побывали, — и тут мы встречаемся с бесконечным разнообразием всевозможных мнений и «экспертных оценок», как нельзя лучше иллюстрирующих, что сказанное 2500 лет назад не потеряло своей актуальности и в XXI веке. Каждый считает свою точку зрения «истиной в последней инстанции».

Почему же так происходит? У каждого из нас своя шкала измерений (свой Фаренгейт и  Цельсий), когда речь идет о понятиях и категориях, которые сложно выразить количественно. Как измерить глубину содержания? Красоту произведения искусства? Как измерить щедрость или великодушие? А справедливость или человечность? Для мира вещей придумали килограммы, литры, футы, мили, штуки. А вот как ввести «абсолютный ноль» для категорий нашего внутреннего мира, для этических понятий? Мы же не говорим: «У меня сегодня доброты на +5, а у моего друга  сегодня щедрости на 10 ниже нуля». Это внутреннее «измерение» влечет следующий непростой вопрос: относительно чего меряем? Существуют ли абсолютные категории Справедливости, Красоты, Доброты и так далее?

Здесь начинается самое сложное и самое интересное. Мы с вами входим в пространство философии. Конечно, об этом размышляло не одно поколение философов и оставило своим современникам и потомкам (то есть нам) даже  письменные труды! В ответ на слова Протагора Сократ говорит о существовании Истины вне зависимости от человека и его представлений об этом, а Платон представляет учение об Идеях, являющихся причиной всего мира вещей.

Но если допустить существование абсолютных категорий в мире идей и этических понятий, то это будет подобно законам физики. Закон тяготения или закон гравитации существует вне зависимости от того, нравится он нам или нет, знаем мы о нем или нет, существует в нашей голове такое понятие или нет, — мы все испытываем его воздействие. А электричество и магнетизм существовали задолго до их официального открытия в мире науки, не правда ли? В момент открытия закона  находится тот, кто формулирует причинно-следственную связь (то есть формулу), как этот закон работает.

По этой аналогии мы можем предположить, что в мире ценностей, этических категорий существуют свои неизменные законы и свои «формулы» причинно-следственных связей. Их-то мы и открываем всю жизнь эмпирическим, опытным путем. От личных опытов и экспериментов мы переходим к поиску ориентиров, поиску созвучных людей, идей, учений, не только размышляя над категориями добра и зла, но и постоянно выбирая. Иногда мы пытаемся перевести эти категории  в квадратные метры или рубли, иногда — в килограммы или километры, но жизнь, как правило, дает нам понять, что категории ценностей — из другой «шкалы»… Философия оставляет нам ориентиры и размышления об открытых универсальных законах нашего внутреннего мира. Именно поэтому философия родилась как постоянный поиск Истины, которая всегда будет сокрыта от нас, но  именно путь к ней и пробуждает в нас философа, а значит того, кто не считает свое мнение «истиной в последней инстанции».  

Если в нашей жизни появятся достойные ориентиры, то внутри нас начнет вырастать шкала скромности по Сократу, идеализма по Платону, великодушия по Марку Аврелию… Продолжите, и вы увидите, как преобразится ваша «мера всех вещей».

 

 

 

Дополнительно

 — Итак, не говорит ли он как-то таким образом, что какою каждая (вещь) кажется мне, такова она есть для меня, и какою тебе, такова она для тебя, ты же и я человек?.. Разве не бывает иногда, что при дуновении того же самого ветра один из нас зябнет, другой нет? и один слегка, а другой сильно? 

— Конечно.  

— Итак, в этом случае ветер сам по себе назовем ли мы холодным или не холодным, или поверим Протагору, что для зябнувшего он холоден, для не зябнувшего не холоден?

— Кажется, что так.  

— Следовательно, и является (это) каждому из них таким образом?  

— Да. 

— «Является» же (это) значит «ощущается». 

— Правильно.

— Итак, явление и ощущение тождественно, и в теплом и во всем тому подобном. И в самом деле, каковы ощущения у каждого, таковы для каждого и существующие (вещи).

Платон, «Теэтет»

***

Рассказывают, что один афинянин пришел к пифии и спросил: «Кто самый мудрый в Афинах?» «Сократ», — ответила пифия.

Афинянин принес эту весть Сократу, и философ очень удивился. Несколько дней Сократ обдумывал ответ пифии и пришел к такому выводу: «Я знаю, что ничего не знаю, но остальные не знают даже этого».

 

***

Когда римский император-философ Марк Аврелий узнал о предательстве Авидия Кассия, своего сподвижника, он остался спокоен и не поддался чувству гнева или мести. Он знал о чрезмерных амбициях генерала и писал своему сводному брату и соправителю Луцию Веру: «Я прочитал твое письмо, в котором больше беспокойства, нежели императорского достоинства… Если Кассию суждено стать императором, то мы не сможем убить его… если же не суждено, то без жестокости с нашей стороны он сам попадется в сети, расставленные ему судьбой… Не так плохо мы почитали богов, и не так плохо мы жили, чтобы он мог победить»…

Получив перехваченные письма, адресованные Кассием к заговорщикам, Марк Аврелий, не читая, прикажет их сжечь, чтобы «не узнать имен своих врагов и не возненавидеть их непроизвольно».

Мятеж длился три месяца и шесть дней. Авидий Кассий был убит одним из своих сообщников. Император дал полную амнистию его сторонникам. Многим тогда казалась, что подобная мягкость граничит со слабостью. Но как далеки они были от истины!

 

www.bez-granic.ru

ЧЕЛОВЕК — МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ…

Древнегреческий философ Протагор выдвинул тезис: “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Например, дует один и тот же ветер, но кто-то мерзнет при этом, а кто-то нет. Так разве можно сказать, что ветер холодный или теплый сам по себе? Логик А. М. Анисов комментирует: «Это очень удобная философия, поскольку позволяет оправдать все, что угодно. Раз человек есть мера всех вещей, то он выступает и мерилом истины и лжи. Отсюда тезис софистов о том, что каждое высказывание можно с равным успехом как обосновать, так и опровергнуть. Некоторые софисты готовы были доходить до абсурда»[1].
Это один вывод из тезиса Протагора. Однако, возможны и другие оценки тезиса, вполне позитивные. В самом деле, всю информацию, поступающую извне, человек пропускает через себя, через свое тело, личность, душу, разум. Естественно, что он волей-неволей выступает этаким мерилом-фильтром. Тезис Протагора и указывает на это свойство человека, на то, что человек при оценке-взгляде на вещи не может выпрыгнуть из самого себя, из своей «шкуры», быть стопроцентно беспристрастным, объективным, что в свои мысли-суждения он всегда вносит частицу себя, своей субъективности (и как индивидуум, и как представитель той или иной общности, и как представитель всего рода человеческого). Лучше об этой изначальной, неустранимой субъективности знать заранее, чем обманывать себя и других. Тезис Протагора защищает нас от всяких пророков, ясновидцев, лжемудрецов, которые объявляют себя носителями-хранителями истины-правды.

Давно подмечена зависимость оценки мира, других людей от того, каков сам человек.
Л.Фейербах, например, говорил: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». Человек представляет мир таким, каков он сам. Если он представляет мир полным зла, то скорее всего сам таков или считает себя жертвой, пребывает в состоянии постоянной душевной дисгармонии (тревоги, беспокойства, недовольства). 
У Шекспира есть такие строки:
И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож. (Сонет № 121)
О том же писали В. В. Стасов («Всякий негодяй всегда подозревает других людей в какой-нибудь низости»), М. Ю. Лермонтов («Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется») и многие другие. Грузинская мудрость гласила: «злой человек полагает, что все люди подобны ему».
И, напротив, «чем порядочнее человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии» (Цицерон).

Верующий (христианин или мусульманин) представляет мир творением Бога, а неверующий склонен полагать, что мир существовал от века, «не создан никем из богов и людей».

При всей своей спорности, а может и благодаря ей, этот тезис сыграл огромную роль в дальнейшем осмыслении фундаментальных философских проблем. Наверное, сам Протагор не подозревал, какое богатство идей содержит его тезис

.

[1]  Анисов А. М. Современная логика. М., 2002. С. 19.

lev-balashov.livejournal.com

Протагор — «человек — мера всех вещей»

Протагор (ок. 490-420 до н. э.)

Древнегреческий философ, мыслитель Протагор, предположительно, выходец из греческого селения Абдеры во Фракии, был самым известным среди воспитателей и преподавателей того времени, которых именовали софистами, что означало «любители мудрости». Своим ученикам он не только объяснял окружающий мир и его явления, но и пробуждал у них интерес к его исследованию. Он утверждал, что объективной истины не существует, а есть лишь субъективное мнение, и человек есть мера всех вещей.

До нашего времени практически не дошли сведения о его жизни, учении и смерти. Не остались и его сочинения. Все погибло в результате пожаров, кораблекрушений и прочих бедствий. Его учение в дальнейшем было восстановлено в основном по записям Платона и Диогена Лаэртского.

Большую часть своей жизни Протагор провел в путешествиях по Италии, Сицилии, жил в Афинах. Он много спорил со своими единомышленниками. Протагор, который считался самым выдающимся софистом, тем не менее, не создал своей научной школы, которая представляла бы целостность его учения. Его преподавание сводилось к рассуждениям на разные темы, в которых он проявлял неприкрытый скептицизм.  Протагор и его последователи утверждали, что человек познает мир через ощущения, разум же не способен постичь незыблемую и вечную реальность.

Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Мозаичное панно. Художник Р.-К. Флюэллинг. 1929 г.

Согласно Платону, Протагор был необыкновенной личностью, он обладал сильным обаянием, умно говорил и внушал окружающим уважение к себе. Его часто приглашали в дом аристократы — заполучить в гости известнейшего софиста было очень почетно. Протагор требовал за эти визиты немалые суммы. Ему давали деньги, вручали подарки. На эти вознаграждения он жил. Правда, в то время торговля мудростью порицалась, считалось, что деньги обесценивают суть учения. Платон писал, что Протагор столь преуспел в искусстве красноречия, что зарабатывал даже больше, чем великий греческий скульптор Фидий.

Можно предположить, что часть средств Протагор потратил на благородные деяния. Возможно, построил собственную школу, ведь он также за деньги обучал своих учеников, а их надо было где-то размещать. Накопленный капитал послужил ему опорой и в старости. Полагают, что он прожил 70 лет, для тех времен это очень почтенный возраст.

Протагор был первым, кто обратил внимание на речь человека, разделил ее по категориям намерений говорящего: пожелание, вопрос, ответ, приказания или повествование. Он же выделил три рода имен — мужской, женский и средний. С помощью такого деления философ хотел, с одной стороны, упорядочить греческий язык, придать ему рациональный логический характер, а с другой — развивал у учеников способность ясно излагать свои мысли, умение искать истину и аргументированно ее доказывать.

Демокрит и Протагор. Художник С. Роза

Греки еще со времен Гомера признавали большое воздействие риторики на отдельного человека и на массы людей. Ясность мысли отражает интеллект индивидуума . Умно говорящий софист приобретал власть над умами других. Протагор умело использовал риторику для доказательства того или иного спорного вопроса. Он говорил, что относительно каждого предмета можно выставить два противоположных тезиса. Нужно умело доказать правоту одного из них, причем даже слабый тезис можно сделать сильным.

Образованным софистам было трудно что-либо противопоставить в споре. Используя риторику, они могли доказать любое утверждение. С того времени «софистикой» часто называют поверхностные рассуждения, которые используются в споре лишь для отстаивания своего мнения.

Протагора считают автором таких трудов, как «Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетели», но в письменном виде они не сохранились.

Примерно в 411 году до нашей эры его обвинили в отрицании богов. Его книга «О богах» была изъята и сожжена. На судебном процессе Протагора обвинили во всех тяжких грехах. В вину ему вменялось утверждение, взятое из этой книги: «О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет и каковы они по виду. А причина тому: неясность вопроса и краткость человеческой жизни». Его приговорили к смертной казни, но, очевидно, помиловали и изгнали из Афин.

Протагор был глубоко убежден, что нет общезначимой истины, но всякое мнение истинно, хотя всякая истина есть чье-то мнение.

100grp.ru

Test_po_Filosofii

« Природа есть Бог в вещах»— Дж. Бруно

«Атрибуты Бога есть, нечто иное как атрибут…»Фейербах

«Быть – значит быть в восприятии»— Дж. Беркли

«Лишь в общем мнении существует сладкое»— Демокрит

«Он предпочел бы персидскому престолу нахождение хотя бы одного причинного объяснения природных событий»— Демокрит

«Правитель [всегда должен быть] правителем, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном»— Конфуций

«Сущность христианства» (1841)–Фейербах;

«Устрани ощущение мягкости, влажности…»— Дж. Беркли

«Человек должен постичь общие понятия …»– Платон

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» – Протагор

«Эстетическое отношение искусства к действительности»; Развил антропоцентрический принцип в философии.— Чернышевский

«Этот космос один и тот же для всего сущего, не создан никем из Богов и из людей, но он всегда будет вечно загорающий. »— Гераклит

«Я знаю, что я ничего не знаю…» – Сократ

«Я мыслю, следовательно, существую»Р. Декарт

Августин – История человечества движется к определенной цели; «Хочу понять Бога и душу. И ничего более. Совершенно ничто»; Уделял внимание динамике человеческой личности; Произведение «Исповедь»

Автор атомистической теории. — Левкипп

Английский философ 18 в.: «существовать значит быть воспринимаемым» (Беркли – «Быть – значит быть в восприятии»)

В каком значении употребляется термин цивилизация-все вместе взятое

В творчестве, какого русского религиозного философа впервые прозвучала знаменитая фраза: «Если Бога нем, то все дозволено»— Достоевский

В чем древнегреческие философы сравнивали религию и политику — противоборство

В чем причинность философии — в идейном противоборстве различных философских школ

Гегель сказал: «история философии показывает ряд благородных умов, гомеровских героев , мыслящегося разума, который силой этого разума проникли в сущность вещей, сущность природы и духа, в сущность Бога и добыли у ног. Венчает сокровище разумного, рационального познания» О какой эпохе?Новое время

Гельвеций– сочинение «Об уме»

Главный тезис экзистенционализма: существование предшествует сущности и определяет её.

Гносеология— раздел философии, в котором исследуется сам процесс познания

Гольбах– «Материя есть все то, что каким-либо образом действует на органы чувств»; Сочинение «Система природы»

Д. Юм— «Невозможно доказать ни существование, ни не существование материи»

Древнегреческий философ, автор изречения: «Человек есть мера всех вещей»— Протагор

Европейская философия 18 в., кого по праву считали первоначальником немецкой классической философии — Кант

Значение диалектики Ян и Цзы — закон единства и борьбы противоположностей

Значение термина «цивилизация» — совокупность материальных и духовных достижений общества

Изучать по Марксу — общественные отношения

Имя признанного систематизатора зрелой средневековой схоластики — Фома Аквинский

Имя выдающегося медика — мыслителя прошлого, прославившимся своим «Медицинским каноном». В Европе этим руководствовались— Авиценна

Имя ученого, философа Нового времени, положившего начало самодознанию? — Декарт

Имя философа, друживший с Петром I и сказавший, что тело, состоит из монад и каждая монада бессмертная душа — Лейбниц

К какому понятию относится определение: « категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его»материя

К какому понятию относится определение: «Субъективный образ выражает совершенные высшие желания и предел человеческий, означает сущность общественных интересов» —идеал

Какие из философских работ русских философов принадлежат Вл. Соловьеву«Смысл любви»

Какое определение истины диалектичнее(истина – это соответствующее знание действительности)

Какое определение истины можно считать классическим:Истина-это соответствие знмния действительности

Какой закон диалектики называют ее ядром и сутью? – закон единства и борьбы противоположностей

Какую роль в философских учениях выполняет аксиология — учение о ценностях

Категория «субстанции»— вещество, из которого происходят все вещи

Кому принадлежат слова: «Философия продукт своего народа, самые тонкие драгоценные, не виданные соки которого концентрируются в философских идеях» Маркс

Кто ввел термин «философия»Пифагор

Кто и в какой работе философию Гегеля и Фейербаха рассматривает в качестве почвы для формирования марксизмаЭнгельс

Кто и в какой работе рассматривает Гегеля и Маркса источниками формирования марксизма Ленин «Три источника и три составные части марксизма»

Кто и в какой работе сказал, что борьба противоположностей составляет основной источник развития мира — Ленин; «Философия тетради»

Кто и в каком произведении употребляет выражение: «Человек по природе своей животное общественное, наделенное разумом» —Аристотель «Эстетика»

Кто из античных мыслителей считал важнейшей идеей идею «блага»— Платон

Кто из основоположников немецкой классической философии говорил: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «Я» и в этом же откровении и забвении впервые обрести самого себя и овладеть самим собой»(Фихте)

Кто из славянофилов, соборников и общественников назвал совмещением личной самостоятельности с целью общего порядка— И.В.Киреевский

Кто сказал: « не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимаешь»— Спиноза

Кто сомневался в правоте Локка по поводу того, что нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах, кроме самого разума— Кант

Материализм— философия, которая отражает объективную реальность

Материя и движение являются единственным существующим разумом — Дидро

Мировоззрение — совокупность принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы людей) (самый длинный ответ)

Можно ли диалектическое отрицание считать моментом перехода от старого к новому— нет

Можно ли считать диалектическое отрицание моментом перехода от старого качества предмета к новому? Да

Назвать китайского философа, основателя даосизма , возникшего в 6-5 вв. до н. э. —Лао-Дзы

Назвать одну из определяющих характеристик деонтологии — раздел этической теории, в котором рассматриваются проблемы долга и должного

Назвать философский метод познания, разработанный представителем немецкой классической философии Гегелемдиалектика

Немецкий философ классик, осуществивший революционный переворот в философии. Перенес внимание исследователя с объекта на познающий субъектКант

Немецкий философ, автор учения о феноменологии, повлиявший на европейскую культуру — Гуссерль — основатель феноменологической школы;

Неопозитивизм Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап.

Определение истины в медицине— как соответствие представлений объекту

Определений понятия истины много. Укажите на определение наиболее распространенное в медицинской среде.-как соответствие субъективных представлений объекту

Основатель физиологической школы, обосновал положение о том, что все акты сознательной, бессознательной психологической жизни является рефлексом.— Сеченов

Основной метод познания философии— методология

Основной фактор развития общества— экономические отношения

Основоположник экзистенциализма первой половины 19 в. — Кьеркегор

Отличие категории диалектики от понятия категории— имеют отрицательный характер универсалии

Отрасль философии, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность принципов научного исследования— эпистимогогия

Первый определил философию как науку— Платон;

Подобрать понятие к определению: «Учение о наблюдении общих законов развития природы, общества и познания, основанные на этом учении универсальный метод мышления и познаниядиалектика

Подобрать понятие к определению: Древняя форма общественного сознания, зародившееся в первобытном обществе, характеризующая социально-духовный инстинкт саморегулирования отношений между людьми»мораль

Понимание — знание сущности

Развил учение о мире ноуменов и мире— Кант ;

Родоначальник философии «всеединства»— Соловьев

Родоначальник философии всеединстваСоловьев

Роль диалектики как метода познания в конце деятельности ученыхмедиковопределенно:служить творческим ориентирам

Роль знаний— материальные знания среди врачей помогают в развитии

С. Кьеркегор– Родоначальник философии экзистенциализма.

Согласно Марксу в истории человека можно выделить общественно-экономические формации. Какими признаками при этом руководствуютсяотношение к собственности

Соотношение философии и идеологиив философии всегда есть идеалистический аспект

Сочинение «Новый органон» Ф. Бекон

Сочинение «Рассуждение о методе» Р.Декарт

Специфическая черта натуралистической философии эпохи Возрожденияпантеизм;

Страдание общий удел мира; причина его – желание; конец страдания в нирване; существует путь к достижению нирваны— Благородные истины буддизма –

Страна, где идея всеединствоРоссия

Считал воду основой и началом всего сущего– Фалес

Укажите мыслителя древности, которому принадлежит определение справедливости: «Существует 2 первоначала справедливости: никому не навредить и приносить пользу обществу»Цицерон

Укажите на правильное определение «развития» с философской точки зрения – необратимое качественное изменеие с преобладанием прогрессивной тенденции

Указать на определение материи, характерные для диалектического материализма— объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им

Указать специфические особенности русской религиозной философии по ее содержанию и формам выражения-все вместе взятое

Умозрение?Способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построений, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента)

Учение о первичных и вторичных качествах.– Локк

Учение, отождествляющее Бога и природу; специфическая особенность натурфилософии— Пантеизм —

Ф. Бекон— Автор индуктивного метода в философии;

Философия — логика науки— течение неопозитивизм

Философия медицины— Это умственные теории здоровья и болезни

Фома Аквинский – Приспособил учение Аристотеля для католической церкви; Основные категории: сущность – существование, материя – форма, потенция – акт; Произведение «Сумма теологии»

Чем является наука в современном обществе— интеллектуальный компонент духовной культуры

Что в марксистской философии называется «историческим типом общества», который характеризуется как определенный способ развития производствасоциально-экономическая формация

Что входит в понятие философия медицины?Логико-гносеологическая база теории медицины

Что означает понятие «экзистенция», от которого получено название философских учений в 20 в. существование

Что означает философская концепция агностицизма— теория, отрицающая познаваемость мира

Что ориентирует философия антропологиивсе перечисленное

Что первоначально подразумевалось под понятием культурыобрабатывание земли человеком

Что понимается в диалектико-материалистической философии под категорией «субстанция» — универсально-логическая характеристика для объяснения материального мира как его причины

Что такое веды?древние письменные памятники индийской культуры (конец 2 – начало 1 тысячелетия до н. э.)

Что такое понимание в философии?это процедура осмысления, выявления иного значения;

Что философы подразумевают под рефлексией?Это философский принцип мышления, направляющий размышление на осмысление собственных форм и предпосылок познания, критическое само осмысление

Чьи слова: «не много в самом деле разрешиться между мудростью и медициной , и все, что имеется в мудрости, все это в медицине, а именно презрение к деньгам, совестливость, скромноость, простота в одежде, уважение, служение; решительности, определенности, изобилие мыслей, знание всего того, что намеренно необходимо?»— Гиппократ

Экзистенциализм— К. Ясперс, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю;

studfiles.net

Ответы@Mail.Ru: Рассуждение о человеке

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» . Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. КАждый человек сам определяет для себя, что есть истина. Таким образом может существовать бесконечное субъективных истин, одной общей для всех, объективной, просто нет и не может быть в принципе. Правда у каждого своя.

Человек есть нечто что должно превзойти.

Мы легко отражаем удары одного типа, но пропускаем другие. У каждого человека есть свои слабо защищенные психологические зоны, своя ахиллесова пята. Каковы причины их появления? Чем обусловлена человеческая незащищенность перед лицом агрессии? Почему появляется все большее количество незащищенных людей? Перечислим основные причины, приводящие к психическим травмам: Болезненная привязанность к себе, эгоцентризм, искривляющий весь процесс восприятия мира. Каждый из нас сталкивался с людьми, относящимися к миру либо надменно, либо излишне боязливо и осторожно. Когда такой человек получает сигнал о том, что мир и люди в той или иной степени не принимают его, для него эта информация оказывается крайне болезненной и тогда почти любые виды взаимодействия с людьми могут рассматриваться как агрессия и удары. Повышенная агрессивность, побуждающая человека, переполненного этими чувствами, нападать на других людей, вызывать у них ответную агрессию, получать законную сдачу и страдать от обратных ударов, если они окажутся сильнее, чем он рассчитывал. Многие психические травмы, полученные человеком, имеют давние корни, объяснимые его собственной агрессивностью. Излишняя уступчивость, слабость, покорность, заставляющая человека внутренне сжиматься, съеживаться на психологическом уровне. Практика жизни показывает, что демонстрация слабости и покорности, привычка уступать в ответ на давление агрессора никогда не способны его умиротворить. Слабость лишь разъяряет людей с психологией, склонной к насилию. Готовность встречать в жизни только хорошее к себе отношение, непонимание того, что люди, встречающиеся на пути, не обязаны вас любить, а неприятные обстоятельства, с которыми вам иногда приходится сталкиваться, не обязаны предупреждать вас о своем существовании. Как правило, это свойство присуще людям в раннем возрасте, в юности и молодости, но затем жизнь жестоко наказывает за подобную наивность. Болезненная психологическая чувствительность и тонкокожесть, с которой человек рождается и которая предопределяет его болезненную реакцию на, казалось бы, самые незначительные касания жизни. Это свойство приводит к тому, что на хрупкой пленке сознания остаются отпечатки ударов и неприятных воздействий, полученных при общении с людьми. В дальнейшем эти отпечатки не растворяются и не стираются под другими следами, которые оставляет в душе человека жизнь, тренирующая его на выносливость, но фиксируются и закрепляются еще прочней. Человек начинает смотреть на мир через призму своей ранимой психологической кожи и воспринимает его как сплошную угрозу и боль. Психологические травмы, которые оказались настолько сильными, что деформировали сознание человека, не сумевшего своевременно защитить себя и теперь всякий раз. когда возникает ситуация, хотя бы от части похожая на ту прежнюю, травмирующую, человек начинает с новой силой испытывать боль и отрицательные переживания. Отсутствие цели, проявляющееся как хаотичное поведение, лишенное четкой логики и устремленности, и лишающее человека вполне конкретной энергии защиты, хорошо знакомой всякому устремленному человеку. Люди, плывущие по течению, гораздо чаще открывают себя разнообразным влияниям и ударам, нежели те, кто непрерывно устремляется к цели, подобно стреле. Слишком серьезное отношение к самому себе, чрезмерная чувствительность к отношению других людей к собственной личности, недостаток чувства юмора. Такие люди склонны преувеличивать любой пустяк, прокручивая в сознании любое сказанное против них слово, крайне болезненно воспринимают даже самые незначительные насмешки, не умеют разряжать ситуацию с помощью волшебной энергии улыбки и хорошей шутки.

если рассуждать по логике реакции человека на происходящее и окружающие его вещи, то он не точная мера, ибо у всех разное восприятие мира.

Пока что человек считается единственным разумным существом на планете. Раз так, то как Человек хочет — так и меряет. И всё подгоняет под себя. Но если взять полное утверждение Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» , то здесь можно говорить об относительности всякого знания. То есть каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. На то она и софистика.

Потому что никто, кроме человека не может мерить (во всяком случае таких нам не известно и не было известно Протагору) , и потому что человек может мерить (т. е. определять или выделять) все вещи, а те, которые не может, это только те, про которые просто пока еще не знает. Другими словами, то, о чем хоть один человек подумал (тем более, сказал) — уже им определено и измерено. В этом суть работы рассудка, в определении или выделении или в обособлении.

У себя человек, его, конечности, его способности обычно «под рукой». Отсюда не только антропогенные названия единиц измерения, но даже сама система счисления — десятичная, хотя любой компьютер «знает», что двоичная система гораздо выгоднее.. . Всё с чем человек сталкивается, от вынужден отражать или пропускать через себя. Лучше пропускать скозь себя информацию и фильтровать из неё знания. Те кто так не делают, пытаются отразить слишком тажёлое или пропустить слишком большое, хотя последствия — прозрачные, и, увы, бывает, последний раз…

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Человек — есть мера всех вещей?

Софистом (от греч. sohyists — искусник, мудрец) сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых «семь мудрецов» . Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла.
Софистов было немало, но наиболее характерны для сути этого направления — Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н. э.) , Горгий (ок. 483-375 до н. э.) , Продик (род. между 470 и 460 до н. э.) . Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения.

Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не только технике политической и юридической деятельности, но и обучали вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности.

Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» . Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.
Другой представитель софистов — Горгий утверждал, что бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать, так как между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимость Несовместимость обусловлена способностью мышления создавать несуществующие образы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения — слова.

Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным. 8 связи с этим софисты посчитали словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным предметом изучения. Хотя иные софисты были крупными мыслителями, релятивизм их зачастую вел к субъективизму и скептицизму. Вместе с тем нельзя отрицать их несомненной роли в развитии диалектики.

otvet.mail.ru

Тезис Протагора «Человек — есть мера всех вещей» — контрольная работа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение                                   высшего профессионального образования

                          «Самарский государственный университет»

 

 

 

 

Контрольная работа

по истории философии

 

Тезис Протагора «Человек — есть мера всех вещей»

 

 

 

 

                                                                                             Выполнила:

                                                                                                       Студентка 3 курса

                                                                                                    Группа 11301.30

Власова Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012 г.

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………3

§ 1 Протагор …………………………………………………………………………4

§ 2 «Человек – есть мера всех вещей»………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия, развивавшаяся в античной  Греции, отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Умственное движение от VII до IV в. до н.э. может быть охарактеризовано как развитие или как путь от мифологии и от религии к материалистически мыслящей науке.       

Одним из важнейших явлений и результатов  исторического развития Древней  Греции стала древнегреческая философия. Возникнув в конце VII – начале  VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям “свободных”, т.е. по преимуществу рабовладельческого класса. тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высоко поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.       

Древнегреческая философия возникла не как область  специальных философских исследований, а в неразрывной связи с  зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также  в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования.  Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение заключающее ответы на  вопросы наук: математических, естественных и общественных.  Восстановление наследия и содержания учений древнегреческой философии представляет исключительные трудности вследствие происшедшей еще до конца античного мира утраты большей части почти всех произведений древнегреческой философии и науки, в том числе произведений материалистических школ.

§ 1 Протагор

Древнегреческий философ, мыслитель Протагор, предположительно, выходец из греческого селения Абдеры во Фракии, был самым известным среди воспитателей и преподавателей того времени, которых именовали софистами, что означало «любители мудрости». Софистом был человек, который добывал средства к существованию, передавая молодым людям определенные знания, которые, как тогда думали, могли быть им полезны в практической жизни. Так как общество не обеспечивало подобного образования за общественный счет, то софисты учили только тех, кто имел собственные средства или у кого родители располагали такими средствами. Это обстоятельство придавало деятельности софистов определенный классовый уклон, усугубляемый политической обстановкой того времени. В Афинах и во многих городах Греции демократия торжествовала политическую победу, но ничего не было предпринято для уменьшения богатства членов старых аристократических семей. Именно богатые главным образом и воплощали в себе то, что известно нам как эллинская культура;

Своим ученикам он не только объяснял окружающий мир и его явления, но и пробуждал у них интерес к его исследованию.

О Протагоре известен рассказ (несомненно, апокрифический), который свидетельствует  о такой связи софистов с судами, какой она представлялась народному  сознанию. Как говорят, Протагор учил молодого человека на условиях, при которых тот должен был заплатить ему за учебу в том случае, если выиграет свой первый процесс. Но оказалось, что первый судебный процесс этого молодого человека был возбужден самим Протагором для получения платы за учебу.

Однако пора оставить эти предварительные  замечания и посмотреть, что же на самом деле известно о Протагоре. [4].

Протагор родился около 500 года до н.э. в Абдерах — в городе, из которого был родом Демокрит. Он дважды посетил Афины, второй его визит имел место не позднее чем в 432 году до н.э. Большую часть своей жизни Протагор провел в путешествиях по Италии, Сицилии, жил в Афинах. Он много спорил со своими единомышленниками. Протагор, который считался самым выдающимся софистом, тем не менее, не создал своей научной школы, которая представляла бы целостность его учения. Его преподавание сводилось к рассуждениям на разные темы, в которых он проявлял неприкрытый скептицизм.

Согласно Платону, Протагор был  необыкновенной личностью, он обладал сильным обаянием, умно говорил и внушал окружающим уважение к себе. Его часто приглашали в дом аристократы – заполучить в гости известнейшего софиста было очень почетно. Протагор требовал за эти визиты немалые суммы. Ему давали деньги, вручали подарки. На эти вознаграждения он жил. Правда, в то время торговля мудростью порицалась, считалось, что деньги обесценивают суть учения. Платон писал, что Протагор столь преуспел в искусстве красноречия, что зарабатывал даже больше, чем великий греческий скульптор Фидий.

Можно предположить, что часть средств  Протагор потратил на благородные деяния. Возможно, построил собственную школу, ведь он также за деньги обучал своих  учеников, а их надо было где-то размещать. Накопленный капитал послужил ему  опорой и в старости. Полагают, что он прожил 70 лет, для тех времен это очень почтенный возраст.

Протагор был первым, кто обратил  внимание на речь человека, разделил ее по категориям намерений говорящего: пожелание, вопрос, ответ, приказания или  повествование. Он же выделил три рода имен – мужской, женский и средний. С помощью такого деления философ хотел, с одной стороны, упорядочить греческий язык, придать ему рациональный логический характер, а с другой – развивал у учеников способность ясно излагать свои мысли, умение искать истину и аргументированно ее доказывать. [1].

Греки еще со времен Гомера признавали большое воздействие риторики на отдельного человека и на массы людей. Ясность мысли отражает интеллект индивидуума. Умно говорящий софист приобретал власть над умами других. Протагор умело использовал риторику для доказательства того или иного спорного вопроса. Он говорил, что относительно каждого предмета можно выставить два противоположных тезиса. Нужно умело доказать правоту одного из них, причем даже слабый тезис можно сделать сильным.

Образованным софистам было трудно что-либо противопоставить в споре. Используя риторику, они могли  доказать любое утверждение. С того времени «софистикой» часто называют поверхностные рассуждения, которые  используются в споре лишь для отстаивания своего мнения. [3].

Протагора считают автором таких  трудов, как «Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетели», но в письменном виде они не сохранились.

Его второе посещение  Афин несколько сатирически описано в платоновском «Протагоре», а его учение разбирается серьезно в «Теэтете». Протагор известен главным образом своей доктриной, согласно которой «Человек — мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют. Если кто-нибудь скажет, что человек не есть критерий всех вещей, то он все равно подтвердит, что человек – критерий всех вещей, потому что тот самый, который это утверждает, есть человек; и кто допустил явление в качестве отнесенного к человеку, тот тем самым признал, что и само явление принадлежит к тому, что отнесено к человеку. Поэтому и безумный в отношении того, что является в безумии, есть верный критерий; и спящий — в отношении к тому, что является во сне; и младенец — к тому, что случается в младенчестве; и старик — к тому, что в старости».

Так как все оказывается  существующим постольку, поскольку  оно кем-либо так или иначе  воспринимается, и становится истинным в силу того, что кто-либо признает нечто таковым, Протагор предпочитает различать не «истинные» и «ложные» мнения, а мнения хорошие и дурные. Как пишет Платон в «Теэтете» от лица Протагора, «тот, кто из-за дурного состояния души имеет мнение, соответствующее этому состоянию, благодаря хорошему состоянию может изменить его и получить другое, и вот эту-то видимость некоторые по неопытности называют истиной, я же скажу, что одно лучше другого, но никак не истиннее». «Мудрецом я называю того, кто кажущееся кому-то и существующее для кого-то зло так преобразует, чтобы оно казалось, и было для него добром». Подобным образом врач вылечивает больного, которому, пока он болен, вся пища кажется горькой. Так же «мудрец вместо каждой дурной вещи заставляет достойную, и быть, и казаться городам справедливой».

 Примерно в 411 году до нашей эры его обвинили в отрицании богов. Его книга «О богах» была изъята и сожжена. На судебном процессе Протагора обвинили во всех тяжких грехах. В вину ему вменялось утверждение, взятое из этой книги: «О богах невозможно знать ни того, что они есть, ни того, что их нет и каковы они по виду. А причина тому: неясность вопроса и краткость человеческой жизни». Его приговорили к смертной казни, но, очевидно, помиловали и изгнали из Афин. [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2 «Человек – мера всех вещей»

Протагор был глубоко  убежден, что нет общезначимой истины, но всякое мнение истинно, хотя всякая истина есть чье-то мнение. Для человека же, для которого истина есть лишь способ зарабатывания денег, этот аргумент не будет убедительным, и он всегда сможет найти выход из этого положения.

Однако человек в  своей жизни что-то выбирает, а  чего-то избегает, т.е. человек все  же всегда пользуется каким-то критерием  истинности и ложности. Если мы одно делаем, а другое не делаем, то, следовательно, считаем, что одно истинно, а другое – нет. На это Протагор замечает, что поскольку все существует относительно чего-то, то мерой каждого поступка тоже является конкретный человек. Каждый человек является мерой истины. Протагор произносит, может быть, одно из самых знаменитых философских высказываний: «человек есть мера всех вещей». Полностью эта фраза Протагора звучит так: «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». [1].

Платон в диалоге  «Теэтет» посвящает много страниц разбору этого положения Протагора, показывая, что у Протагора это положение имеет следующий смысл: что кому как кажется, то так и существует (так оно и есть). Если мне вещь кажется красной, то она красная и есть. Если дальтонику эта вещь кажется зеленой, то так оно и есть. Мерой является человек. Не цвет этой вещи, а человек. Абсолютной, объективной, не зависящей от человека истины не существует. То, что одному кажется истинным, другому кажется ложным, что для одного – благо, то для другого – зло. Из двух возможных вариантов человек всегда выбирает тот, который ему более выгоден. Поэтому истинно то, что выгодно человеку. Критерием истины является выгода, полезность. Поэтому каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности то, что ему является полезным.

Так как человек в  качестве субъекта вообще есть мера всего, то сущее есть не изолированно, а  для моего знания: сознание по существу своему есть то, что в предметном производит содержание, субъективное мышление, следовательно, принимает в этом самое существенное участие. И это положение доходит вплоть до новейшей философии; так, Кант говорит, что мы знаем лишь явления, т. е. что то, что нам представляется объективной реальностью, должно рассматриваться лишь в его отношении к сознанию и не существует вне этого отношения. Важным является утверждение, что субъект, как деятельный и определяющий, порождает содержание, но все зависит от того, как определяют дальше это содержание; ограничивают ли его партикулярной стороной сознания или его определяют как всеобщее, само в себе и для себя сущее. Дальнейший вывод, содержащийся в положении Протагора, он развил сам, говоря: «истина есть явление для сознания, ничто не есть само по себе одно, а все обладает лишь относительной истиной», т. е. оно есть то, что оно есть, лишь для другого, и это другое есть человек. [3].

Сократ всю свою жизнь  посвятит опровержению софистики, тому, чтобы доказать, что истина существует, что она существует объективно и  абсолютно и что не человек  есть мера всех вещей, а человек должен сообразовывать свою жизнь, свои действия с истиной, которая является абсолютным благом. «Объективная истина» – это точка зрения Бога (для религиозного человека это понятно). Человеку до этой точки зрения дотянуться трудновато, но, как норма, эта точка зрения должна присутствовать. Для христианина это не должно вызывать проблем: у нас всё является моделью Бога (должны друг друга любить, как Бог любит людей и т. д.). [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы добавить, что Протагору приписывают различные новшества в преподавании риторики и приемов ведения спора (эристика), утверждение, что о любой вещи могут быть высказаны два противоположных утверждения, практику упражнений в аргументации против любых выдвинутых положений, технику опровержения путем подведения противника к противоречию при помощи цепочки вопросов, что формально напоминает сократовский метод. Подобная тренировка для дискуссий — теоретических, судебных и политических, — сама по себе не связанная с релятивизмом и имевшая сугубо формальный характер, была истолкована как выражение беспринципности.

Протагор был основоположником систематического изучения греческого языка, впоследствии продолженного  другими софистами. Он ввел разделение высказываний на четыре класса: вопрос, ответ, просьба, приказ, три рода существительных (мужской, женский и род неодушевленных предметов), с той и другой классификацией связаны критические замечания по поводу употребления наклонений и соответствия окончания слова его родовой принадлежности. Усилия Протагора были направлены на обучение правильному словоупотреблению, но не на реформу языка в целом. Протагор был ярким представителем своего времени.

freepapers.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *