БОГОЛЮБОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ — Краткая биографическая энциклопедия — История
- БОГОЛЮБОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ
-
Боголюбов, Алексей Петрович, — художник-маринист (1824 — 1896). Воспитывался в морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1849 г. был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. В 1850 г. Боголюбов поступил в Академию Художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М.П. Воробьеву и Б.И. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 г. получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига «Меркурия» с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 г.) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона». Боголюбов вышел из Академии в 1853 г. с первой золотой медалью и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андрея Ахенбаха. В 1856 г. Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем . По возвращении получил звание академика, а в 1860 г. — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме» (в музее Александра III ). Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого . Последняя турецкая война, в ее черноморских и дунайских подвигах, точно также отразилась в творчестве Боголюбова. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов плавал по Финскому заливу и шхерам, изображал берега и промерял места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море. В 1871 г. Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось общество взаимного вспомоществования русским художникам. В г. Саратове им устроен музей имени Радищева, которому он приходится внуком. В музее Александра III имеются картины Боголюбова: «Закат солнца», «Голицынская больница», «Нижегородская ярмарка», «Ярмарка в Амстердаме» и несколько акварелей, в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и др.
Краткая биографическая энциклопедия . 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БОГОЛЮБОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
slovar.cc
Боголюбов Алексей Петрович Картины биография Bogolyubov Aleksey
Боголюбов Алексей Петрович русский живописец, художник–маринист. Родился в 1824 году в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1839 году начал службу во флоте. В 1849 году художник был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

Лес в Веле в Нормандии, 1871, Третьяковская галерея

Зима в Париже, Художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Вид Смольного монастыря с Большой Охты, 1870-е

Катание на Неве, 1854, ГТГ
Боголюбов последовал совету герцога и в 1850 году поступил в Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан профессору М.П. Воробьеву и Б.И. Виллевальде. За два вида Кронштадтской гавани и за картину «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году» молодой художник Алексей Боголюбов был пожалован высочайшими подарками от имени Его Императорского величества.
В 1852 году художник получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид на Смольный монастырь с Большой Охты», «Бой брига «Меркурия» с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона». Боголюбов окончил академию в 1863 с первой золотой медалью и тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба.

Венеция ночью, Тульский музей изобразительных искусств

Золотой рог в Константинополе, 1864, Третьяковская галерея

Берег в Онфлере в знойный день, Художественный музей, Саратов
Затем, оставив морскую службу, Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изобэ и в течение двух лет учился у известного мариниста Андрея Ахенбаха. В том же 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.
По возвращении получил звание академика, а в 1860 году профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его «Синоп» и «Кермес в Амстердаме» (в настоящее время находится в Эрмитаже). В последующих годах Боголюбов много путешествовал с художественными целями по России.

Морской вид, Ярославский художественный музей

Лидо, Венеция, 1870-е, Музей искусств Татарстана, Казань

Трепор. Нормандия, Третьяковская галерея

Ипатьевский монастырь в Костроме, 1861, Третьяковская галерея

Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко, 1858, Русский музей

Летняя ночь на Неве у взморья, 1875, Третьяковская галерея
Император Александр II, оценив труды и талант Боголюбова, поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Боголюбов был занят в течение всего прошлого царствования. Последняя турецкая война в ее черноморских и дунайских подвигах точно так же отразились в творчестве нашего мариниста. Кроме этих трудов, Боголюбов по поручению гидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном плавал по балтийским портам, по Финскому заливу и шхерам для исполнения атласа, изображал берега и промерил места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова.
В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сетей и акварелей. Последние двадцать лет Боголюбов живет в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам, которое дает приют и возможность молодым русским художникам работать в общественной мастерской с натуры, без всяких личных затрат. 8 января 1891 года по почину членов этого общества был отпразднован пятидесятилетний юбилей А. П. Боголюбова, так как восьмого января 1841 года Боголюбов окончил морской кадетский корпус с чином мичмана флота. Необходимо также отметить устройство Боголюбовым в городе Саратове музея имени Радищева, которому художник приходится внуком.
Дорожка, Экуэн, Государственная Третьяковская галерея
Лунная ночь на море, 1871, Русский музей
Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве, 1880, ГМИИ
Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из первых, талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Боголюбова заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива.
Сражение при Гангуте
27 июля 1714 года, 1877
Прибой у мыса Сен-Мартини, 1854, Художественный музей, Серпухов
Вид на Смольный монастырь с Большой Охты, 1851
Несомненно, что обширные композиции Боголюбова по части морских сражений останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, например, морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота.
Зима в Борисоглебске, 1880-е
Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Боголюбов знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами – Беггровым, Судковским, Орловским, Васильевым – являются главнейшими и, можно сказать, единственными представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являются его учениками. Боголюбов Алексей Петрович умер в Париже в 1896 году.
smallbay.ru
Алексей Петрович Боголюбов : краткая биография
Краткая биография
Алексей Петрович Боголюбов (16 [28] марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния — 27 октября 1896, Париж) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.
Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845)— дочери писателя Александра Николаевича Радищева.
Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
Боголюбов А. П. Открытие Петербургского Морского канала в 1886 г.Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.
Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки .

По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.
В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивам некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.
В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.
В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ.Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.
А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т. н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.
В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.
Темы и серии

- Россия
- Франция
- Италия
- Швейцария
- Германия
- Австрия
- Голландия
- Баку
- Турция
- «Панорамы России»
- Баталии
- Корабли и лодки
- Рисунки
- Марины
Музеи
Могила Боголюбова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.Работы Боголюбова в музеях разных стран
- Азербайджан, Национальный музей искусств Азербайджана, Баку.
- Армения, Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
- Белоруссия, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
- Грузия, Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
- Украина, Одесский художественный музей, Одесса.
- Украина, Харьковский художественный музей, Харьков.
- Украина, Херсонкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко, Херсон.
- Украина, Днепропетровский художественный музей, Днепр.
- Украина, Донецкий областной художественный музей, Донецк.
- Украина, Запорожский художественный музей, Запорожье.
- Украина, Львовская государственная картинная галерея Львов.
- Украина, Полтавский художественный музей, Полтава.
- Украина, Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого
- Казахстан, Государственный музей искусств, Алматы.
- Эстония, Дворец-музей Кадриорг.
- Украина, Николаевский областной художественный музей им. В. В. Верещагина
Республиканские музеи Российской Федерации
- Бурятия, Бурятский республиканский художественный музей, Улан-Удэ
- Северная Осетия, Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ
- Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
- Карелия, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
- Дагестан, Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
- Мордовия, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Саранск
- Удмуртия, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
- Чувашия, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Областные и краевые музеи Российской Федерации
- Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
- Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Нижегородский государственный художественная музей
- Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
- Тульский областной художественный музей
- Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
- Волгоградский музей изобразительных искусств
- Вольский краеведческий музей
- Иркутский областной художественный музей
- Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
- Омский областной музей изобразительных искусств
- Пермская государственная художественная галерея
- Рыбинский музей-заповедник
- Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
- Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
- Государственный Литературный музей, Москва
- Архангельский областной краеведческий музей, Архангельск
- Костромской государственный объединённый художественный музей
- Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова
- Ростовский областной музей изобразительных искусств
- Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого
- Тюменский музей изобразительных искусств
- Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
- Вязниковский историко-художественный музей
- Государственный художественно-архитектурный музей, Ораниенбаум
- Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
- Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- Калужский областной художественный музей
- Кировский областной художественный музей
- Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
- Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
- Музей Тропинина, Москва
- Музей личных коллекций
- Новосибирский государственный художественный музей
- Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
- Переславль-Залесский музей-заповедник
- Плесский государственный исторический археологический и художественный музей-заповедник
- Приморская краевая картинная галерея, Владивосток
- Серпуховский историко-художественный музей
- Сочинский художественный музей
- Тверская областная картинная галерея
- Ульяновский художественный музей
- Челябинская областная картинная галерея
- Череповецкий краеведческий музей
Галерея работ
Аллея в парке. Лихтенштейн. 1889 годАнтверпен. 1854 годАфонское сражение. 1853 годБакинская губерния. Баку. Набережная. 1861 годБакинская губерния. Баку. Улица в полдень. 1861 год












worldofaphorism.ru
Боголюбов Н. Н. — История Росатома
Николай Николаевич Боголюбов родился 8 (21) августа 1909 года в городе Нижний Новгород в семье преподавателей Нижегородского Мариинского института благородных девиц. Русский. Его отец Николай Михайлович, выпускник Московской духовной семинарии, преподавал историю философии, логику и психологию, мать Ольга Николаевна — музыку. В 1913 году семья переехала в Киев, где Боголюбов-старший занял должность профессора богословия Киевского университета. С установлением советской власти кафедра богословия в университете была ликвидирована, и семье пришлось перебраться в небольшой приход в селе Высокая Круча (ныне в Полтавской области, Украина).
Начальное образование получил в церковно-приходской школе, которую окончил в 12 лет. Дальнейшее официальное образование для сына «служителя культа» было невозможным, поэтому отец стал обучать Николая и его младших братьев дома. Благодаря отцу сыновья не только получили обширные знания по истории, философии, лингвистике, литературе, но и унаследовали стремление к интеллектуальному труду. Отец первым заметил у старшего сына талант к точным наукам, особенно к математике и сделал все возможное для его развития.
В 1921 году семья переехала в Киев. Благодаря уникальным математическим способностям юный Николай Боголюбов уже в 14 лет стал полноправным участником семинаров по математике. В 1924 году он познакомился с академиком Н.М. Крыловым, признанным лидером целого направления в математике, членом многих иностранных математических обществ. Уже через год работы с Крыловым Николай опубликовал свою первую математическую работу «О поведении решений линейных дифференциальных уравнений на бесконечности». Исследование оказалось настолько самостоятельным и глубоким, что в 1925 году в порядке исключения малый президиум Укрглавнауки принял решение принять Н.Н. Боголюбова аспирантом на кафедру математики Киевского университета.
В 1928 году (в 19 лет) защитил кандидатскую диссертацию, а в 1930 году Академия наук Украины присудила ему степень доктора математики. С 1928 года — научный сотрудник Института теоретической физики АН УССР (Киев). Работы двадцатидвухлетнего Николая Боголюбова уже получили международную известность, и одна из них была удостоена специальной премии Болонской академии наук.
В 1932 году Крылов и Боголюбов начал исследование, которое после десятилетия напряженной работы позволило построить математическую теорию для описания нелинейных колебательных процессов и разработать методы асимптотического интегрирования нелинейных уравнений. По существу, это была новая наука на стыке математики, физики и техники, получившая название нелинейной механики. Здесь проявилась важнейшая черта личности Боголюбова — стремление браться за большие задачи, имеющие фундаментальное значение и глубокие последствия. Перед войной Н.М. Крылов и Н.Н. Боголюбов завершили свое капитальное математическое исследование по нелинейной механике. Результаты были изложены в их совместной монографии «Введение в нелинейную механику» (1937).
Нелинейная механика сыграла чрезвычайно важную роль в развитии теории колебаний и многих актуальных разделов техники: радиотехники, теории статической и динамической устойчивости синхронных машин, продольной устойчивости летательных аппаратов и других. Буквально из лаборатории результаты поступали в производство, и уже в первой половине 1930-х годов на базе нелинейной механики в ряде ведущих технических областей были созданы новые расчетные методы.
В 1936 году молодого профессора впервые направили в научную командировку по Европе, он побывал в Берлине, Париже, Брюсселе.
С 1936 года Н.Н. Боголюбов заведующий кафедрой математической физики Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко. В 1939 году в соавторстве с Н.М. Крыловым он опубликовал работу «О некоторых проблемах эргодической теории стохастических систем», а также статью об уравнении Фоккера-Планка, заложившие основы теории стохастических дифференциальных уравнений.
С началом Великой Отечественной войны киевские академические институты были эвакуированы в Башкирию. Н.М. Крылов и Н.Н. Боголюбов оказались в Уфе, где он возглавил кафедры Уфимского авиационного института и Уфимского педагогического института (1941—1943 гг.). Кроме того, он продолжил теоретические исследования. Еще перед войной Н.Н. Боголюбов начал работать над проблемой статистических методов в математической физике. Эти исследования он продолжил в Уфе и в 1946 году опубликовал монографию «Проблемы динамической теории в статистической физике».
В Киев Боголюбов с семьей вернулся в 1944 году. Он вновь работал в Институте теоретической физики и в Киевском университете в качестве заведующего кафедрой математической физики (1944—1950 гг.), профессора (с 1950 по 1959 гг.) и декана (с 1945 по 1949 гг.) механико-математического факультета, послевоенному восстановлению которого отдал много времени и сил.
В 1948 году академик Н.Н. Семёнов пригласил Боголюбова на должность заведующего отделом в Московский Институт химической физики АИ СССР для работы по оборонной тематике (был им до 1950 года). Вслед за этим (1949 г.) академик И.М. Виноградов поручил ему возглавить отдел теоретической физики в Математическом институте имени В.А. Стеклова. Это было началом более тесных связей с Москвой, где Н.Н. Боголюбов также стал регулярно читать курсы на физическом факультете Московского университета. В 1951 году он получил квартиру в столице и переехал туда с семьей.
В 1940-е годы внимание ученого все больше приковывали проблемы теоретической физики, которая переживала бурное развитие и ставила множество новых задач. Завершался «чисто математический» период работы Боголюбова, впереди была плодотворная деятельность, заметно изменившая лицо теоретической физики и всей современной науки: Н.Н. Боголюбов наряду с Л.Д. Ландау внес решающий вклад в создание теорий сверхпроводимости и сверхтекучести. В октябре 1946 года на собрании Отделения физики и математики Академии наук СССР Боголюбов сделал исторический доклад, в котором впервые было объяснено явление сверхтекучести. Другим выдающимся вкладом Николая Боголюбова и его учеников в статистическую механику было создание в 1957 году микроскопической теории сверхпроводимости. Тогда впервые было установлено существование глубокой физической и математической аналогии между явлениями сверхпроводимости и сверхтекучести электронов в металлах.
Проблемами квантовой теории поля Н.Н. Боголюбов вплотную занялся в конце 1940-х годов. Он активно входил в быстро развивавшуюся науку — перенормируемую квантовую теорию поля со стороны математики, нелинейной механики и статистической физики. Основополагающие результаты Н.Н. Боголюбова по квантовой теории поля изложены в совместной с Д.В. Ширковым монографии, вышедшей в 1957 году.
В начале 1950 года Н.Н. Боголюбов был направлен на «объект» в Сарове (Арзамас-16), где велась работа по созданию ядерного и термоядерного оружия, начальником математического отдела, который затем был преобразован в отделение (cектор). Уделяя много энергии исследованиям по закрытой тематике, Боголюбов не откладывал собственные работы в «долгий ящик». Он обладал исключительной работоспособностью, даже в поезде не переставал работать и размышлять. В Сарове он продолжил свои «старые» исследования по нелинейной механике и статистической физике, к которым постоянно добавлялись новые проблемы и новые идеи. Задачи, которые надо было решать на «объекте», имели сугубо прикладной характер. Поэтому разработанные в довоенные годы приближенные методы Боголюбова-Крылова часто становились основным инструментом их решения. Но не только «старый» капитал привнес Боголюбов в атомный проект: за короткое время им были решены задачи, которые после снятия режима секретности многое изменили в мировой науке. Неизменно доброжелательный и несуетливый, он успевал и в военной тематике, и в гражданской.
Под его руководством были рассчитаны многие варианты ядерных систем, в том числе термоядерное устройство — «слойка» А.Д. Сахарова. После успешного испытания водородной бомбы в Казахстане, на котором он лично присутствовал, Боголюбов навсегда оставил «Объект». Его вклад не был публичным, но, как всегда, оказался фундаментальным, его до сих пор считают основателем математической школы КБ-11.
За участие в создании первого варианта водородной бомбы 12 августа 1953 года Н.Н. Боголюбову была присуждена Сталинская премия, и он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1953 году он был избран академиком АН СССР. В том же году Н.Н. Боголюбова избрали заведующим кафедрой теоретической физики (в том же году стал заведующим кафедрой статистической физики и механики) Московского государственного университета, в котором он работал профессором ещё с 1943 года.
1950-е годы для Н.Н. Боголюбова стали вообще очень плодотворными, особенно в области квантовой электродинамики. В этой науке, в которой синтезированы два кита современной физики — квантовая механика и специальная теория относительности, ученый выполнил исследования, без которых она была бы совершенно иной. В 1958 году за разработку нового метода в квантовой теории поля и статистической физике, приведшего, в частности, к обоснованию теории сверхтекучести и сверхпроводимости Н.Н. Боголюбову была присуждена Ленинская премия.
Во время организации Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в городе Дубна Московской области в 1956 году академика Боголюбова пригласили заведовать в ОИЯИ лабораторией теоретической физики. В 1965 году Н.Н. Боголюбов был избран директором ОИЯИ и проработал в этой должности до 1988 года. В 1957—1958 гг. — член Учёного совета Сибирского отделения АН СССР, в 1958—1963 гг. — член Президиума Сибирского отделения АН СССР, внёс большой вклад в организацию современного научного центра в Новосибирске. В 1963 году Н.Н. Боголюбов был избран членом Президиума АН СССР и академиком-секретарем Отделения математики, он занимал эти ответственные посты до 1988 года.
Особое место в научном наследии Н.Н.Боголюбова занимают проблемы квантовой теории. Он внес основополагающий вклад в развитие статистической механики равновесных и неравновесных процессов, где им были получены многочисленные важнейшие результаты, ставшие в настоящее время классическими и носящие имя Боголюбова. Все эти методы и полученные в их рамках результаты нашли широкое применение в физике конденсированного состояния и квантовой физике, они лежат в основе решения важнейших проблем прикладной математической физики.
К 1964—1966 гг. принадлежат работы Н.Н. Боголюбова по теории симметрии и кварковым моделям элементарных частиц. Большое значение для дальнейшего развития теории элементарных частиц имело предложенное им и его учениками новое квантовое число кварков, которое теперь известно как цвет. Понятие цвета кварков позволило решить проблему статистики кварков и составило основу для построения новой теории сильных взаимодействий, а именно, квантовой хромодинамики.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1969 гола за большие заслуги в развитии советской науки Боголюбову Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
По инициативе Н.Н. Боголюбова с 1972 года стали проводиться международные конференции по математическим проблемам квантовой теории поля и квантовой статистики, которые со временем переросли в конгрессы по математической физике — планетарные съезды ведущих ученых в этой области науки.
Вклад Н.Н. Боголюбова в физику не ограничивается только теоремами, строго подтверждающими результаты, в основном, уже известные или понятные физикам. Им получен целый ряд новых выдающихся результатов в фундаментальной физике, таких как теория неидеального Бозе-газа, цепочка кинетических уравнений, новый метод в теории сверхпроводимости, цветные кварки и др.
В 1983—1988 гг. Н.Н. Боголюбов — директор Математического института АН СССР имени В.А. Стеклова. Ему принадлежат выдающиеся результаты как минимум в трех областях науки — в математике, механике и теоретической физике. Он оказал огромное влияние на современную математическую физику во всем мире, введя новые методы и понятия в теорию элементарных частиц, квантовую теорию поля и теорию конденсированного состояния. По масштабам и результатам научной деятельности его сравнивают с такими корифеями, как Гильберт и Пуанкаре.
Отличался невероятной работоспособностью и ответственностью. Практически всю жизнь, занимая одновременно по несколько научных, преподавательских и административных постов, на каждом из них он трудился с полной отдачей и добивался поразительных результатов. На протяжении семидесяти лет своей научной деятельности Н.Н. Боголюбов написал и опубликовал более 300 научных работ по математике, математической физике, статистической механике, квантовой теории ноля, теории физики элементарных частиц. Полное собрание научных трудов Н.Н. Боголюбова в 12 томах вышло в издательстве «Наука».
Академик Боголюбов, помимо собственного колоссального вклада во многие области физики и математики, создал сразу две выдающихся научных школы мирового класса — нелинейной механики и теоретической физики.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1979 года за большие заслуги в развитии советской науки и в связи с семидесятилетием со дня рождения Боголюбов Николай Николаевич награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
В 1984 году совместно с академиком А.А. Логуновым и Д.В. Ширковым он удостаивается Государственной премии СССР в области науки и техники за цикл работ «Метод ренормализационной группы в теории полей».
В последние годы, не прекращая активной плодотворной научной деятельности, академик Боголюбов вел и научно-общественную работу, являясь советником при Президиуме АН СССР (с 1988 г.), почетным директором ОИЯИ и Математического института имени В.А.Стеклова АН СССР (с 1989 г.).
Много времени и внимания уделял общественной деятельности. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 7—11 созывов (в 1966—1989 гг.), был участником Пагуошского движения учёных за мир.
Всю жизнь был православным верующим. В середине 1988 года при активном содействии Боголюбова приходу был передан храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино (Дубна), до этого находившийся в собственности ОИЯИ.
Н.Н. Боголюбов награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта», медалями, иностранными наградами — орденами Кирилла и Мефодия 1-й степени (Болгария), «За заслуги» 2-го класса (Польша), Государственного Знамени 1-й степени (КНДР), «Звезда Дружбы народов» (ГДР), иностранными медалями, международными и отечественными научными медалями и премиями. Почетный гражданин г. Дубны Московской области.
Умер 13 февраля 1992 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Именем Н.Н. Боголюбова названы Институт теоретических проблем микромира МГУ, Институт теоретической физики НАМ Украины, лаборатория теоретической физики ОИЯИ и проспект в Дубне. На родине академика в Нижнем Новгороде и в Дубне установлены бюсты Героя, а на зданиях Киевского университета, ВНИИ экспериментальной физики в городе Саров Нижегородской области и физического факультета Московского государственного университета — мемориальные доски.
Российская Академия наук учредила золотую медаль имени Н.Н. Боголюбова, а НАН Украины и ОИЯИ — премии имени выдающегося ученого и организатора науки.
Литература
Владимиров В. С. Николай Николаевич Боголюбов и Математика
Тр. МИАН, 2000, том 228, 7–16
www.biblioatom.ru
Боголюбов, Алексей Петрович — это… Что такое Боголюбов, Алексей Петрович?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боголюбов.Алексей Петрович Боголюбов (16 марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния, Российская империя — 27 октября 1896, Париж, Франция) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.
Биография
Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 (28) марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845).
Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.
Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки (см. Записки Качалова — Качалов Николай Александрович).
А. П. Боголюьов. 1861 год.По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме» . Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.
По поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов плавал по Финскому заливу и шхерам, изображая берега и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море.
В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.
В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.
Темы и серии
Музеи
Работы Боголюбова в музеях разных стран
- Грузия, Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
- Украина, Одесский художественный музей, Одесса.
- Украина, Харьковский художественный музей, Харьков.
- Украина, Херсонкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко, Херсон.
- Украина, Днепропетровский художественный музей, Днепропетровск.
- Украина, Донецкий областной художественный музей, Донецк.
- Украина, Запорожский художественный музей, Запорожье.
- Украина, Львовская государственная картинная галерея Львов.
- Украина, Полтавский художественный музей, Полтава.
- Украина, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого Севастополь.
- Украина, Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого
- Казахстан, Государственный музей искусств, Алматы.
- Эстония, Дворец-музей Кадриорг.
- Армения, Национальная галерея, Ереван.
- Беларусь, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
- Украина, Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина
Республиканские музеи Российской Федерации
- Бурятия, Бурятский республиканский художественный музей, Улан-Удэ
- Северная Осетия, Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ
- Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
- Карелия, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
- Дагестан, Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
- Мордовия, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Саранск
- Удмуртия, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
- Чувашия, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Областные и краевые музеи Российской Федерации
Галерея работ
См. также
Литература
- Андроникова М. И. Боголюбов. — М.: Искусство, 1962. — 56, [32] с. — 20 000 экз. (обл.)
Ссылки
dic.academic.ru