Боголюбов история – /

Содержание

БОГОЛЮБОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ — Краткая биографическая энциклопедия — История

БОГОЛЮБОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

Боголюбов, Алексей Петрович, — художник-маринист (1824 — 1896). Воспитывался в морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1849 г. был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. В 1850 г. Боголюбов поступил в Академию Художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М.П. Воробьеву и Б.И. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 г. получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига «Меркурия» с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 г.) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона». Боголюбов вышел из Академии в 1853 г. с первой золотой медалью и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андрея Ахенбаха. В 1856 г. Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем . По возвращении получил звание академика, а в 1860 г. — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме» (в музее Александра III ). Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого . Последняя турецкая война, в ее черноморских и дунайских подвигах, точно также отразилась в творчестве Боголюбова. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов плавал по Финскому заливу и шхерам, изображал берега и промерял места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море. В 1871 г. Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось общество взаимного вспомоществования русским художникам. В г. Саратове им устроен музей имени Радищева, которому он приходится внуком. В музее Александра III имеются картины Боголюбова: «Закат солнца», «Голицынская больница», «Нижегородская ярмарка», «Ярмарка в Амстердаме» и несколько акварелей, в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и др.

Краткая биографическая энциклопедия . 2012

Словари → История → Краткая биографическая энциклопедия


Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БОГОЛЮБОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


slovar.cc

Боголюбов Алексей Петрович Картины биография Bogolyubov Aleksey

Боголюбов Алексей Петрович русский живописец, художник–маринист. Родился в 1824 году в Новгородской губернии, воспитывался в Морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1839 году начал службу во флоте. В 1849 году художник был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.


Лес в Веле в Нормандии, 1871, Третьяковская галерея
Зима в Париже, Художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Вид Смольного монастыря с Большой Охты, 1870-е
Катание на Неве, 1854, ГТГ

Боголюбов последовал совету герцога и в 1850 году поступил в Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан профессору М.П. Воробьеву и Б.И. Виллевальде. За два вида Кронштадтской гавани и за картину «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году» молодой художник Алексей Боголюбов был пожалован высочайшими подарками от имени Его Императорского величества.

В 1852 году художник получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид на Смольный монастырь с Большой Охты», «Бой брига «Меркурия» с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона». Боголюбов окончил академию в 1863 с первой золотой медалью и тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба.


Венеция ночью, Тульский музей изобразительных искусств
Золотой рог в Константинополе, 1864, Третьяковская галерея
Берег в Онфлере в знойный день, Художественный музей, Саратов

Затем, оставив морскую службу, Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изобэ и в течение двух лет учился у известного мариниста Андрея Ахенбаха. В том же 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

По возвращении получил звание академика, а в 1860 году профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его «Синоп» и «Кермес в Амстердаме» (в настоящее время находится в Эрмитаже). В последующих годах Боголюбов много путешествовал с художественными целями по России.


Морской вид, Ярославский художественный музей
Лидо, Венеция, 1870-е, Музей искусств Татарстана, Казань
Трепор. Нормандия, Третьяковская галерея
Ипатьевский монастырь в Костроме, 1861, Третьяковская галерея
Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко, 1858, Русский музей

Летняя ночь на Неве у взморья, 1875, Третьяковская галерея

Император Александр II, оценив труды и талант Боголюбова, поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Боголюбов был занят в течение всего прошлого царствования. Последняя турецкая война в ее черноморских и дунайских подвигах точно так же отразились в творчестве нашего мариниста. Кроме этих трудов, Боголюбов по поручению гидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном плавал по балтийским портам, по Финскому заливу и шхерам для исполнения атласа, изображал берега и промерил места портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сетей и акварелей. Последние двадцать лет Боголюбов живет в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам, которое дает приют и возможность молодым русским художникам работать в общественной мастерской с натуры, без всяких личных затрат. 8 января 1891 года по почину членов этого общества был отпразднован пятидесятилетний юбилей А. П. Боголюбова, так как восьмого января 1841 года Боголюбов окончил морской кадетский корпус с чином мичмана флота. Необходимо также отметить устройство Боголюбовым в городе Саратове музея имени Радищева, которому художник приходится внуком.


Дорожка, Экуэн, Государственная Третьяковская галерея
Лунная ночь на море, 1871, Русский музей
Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве, 1880, ГМИИ

Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из первых, талантливейших наших маринистов. Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. Преимущество Боголюбова заключается в том, что он в совершенстве знает русскую природу; едва ли не им первым были воспроизведены в художественных произведениях высокого достоинства берега Волги, Оки, Каспийского и Черного морей, многие береговые местности Финляндии и Финского залива.


Сражение при Гангуте
27 июля 1714 года, 1877
Прибой у мыса Сен-Мартини, 1854, Художественный музей, Серпухов
Вид на Смольный монастырь с Большой Охты, 1851

Несомненно, что обширные композиции Боголюбова по части морских сражений останутся в истории русского пейзажа; некоторые из них, как, например, морское сражение при Синопе, обнаруживают замечательную силу композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок. Картины, выполненные по поручению императоров Николая и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота.


Зима в Борисоглебске, 1880-е

Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Море и вообще воду, воздушную перспективу Боголюбов знает в совершенстве; своему морскому пейзажу он к тому же придает сильное поэтическое чувство. Он вместе с Лагорио, Айвазовским и другими значительно более молодыми маринистами – Беггровым, Судковским, Орловским, Васильевым – являются главнейшими и, можно сказать, единственными представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являются его учениками. Боголюбов Алексей Петрович умер в Париже в 1896 году.


smallbay.ru

Алексей Петрович Боголюбов : краткая биография

Краткая биография

Алексей Петрович Боголюбов (16 [28] марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния — 27 октября 1896, Париж) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.

Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845)— дочери писателя Александра Николаевича Радищева.

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

Боголюбов А. П. Открытие Петербургского Морского канала в 1886 г.

Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки .

А. П. Боголюбов. 1861 год.

По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.

В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивам некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.

В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.

Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ.Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.

А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т. н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.

В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.

Темы и серии

Фотопортрет А. П. Боголюбова работы А. О. Карелина.
  • Россия
  • Франция
  • Италия
  • Швейцария
  • Германия
  • Австрия
  • Голландия
  • Баку
  • Турция
  • «Панорамы России»
  • Баталии
  • Корабли и лодки
  • Рисунки
  • Марины

Музеи

Могила Боголюбова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.

Работы Боголюбова в музеях разных стран

  • Азербайджан, Национальный музей искусств Азербайджана, Баку.
  • Армения, Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
  • Белоруссия, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
  • Грузия, Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
  • Украина, Одесский художественный музей, Одесса.
  • Украина, Харьковский художественный музей, Харьков.
  • Украина, Херсонкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко, Херсон.
  • Украина, Днепропетровский художественный музей, Днепр.
  • Украина, Донецкий областной художественный музей, Донецк.
  • Украина, Запорожский художественный музей, Запорожье.
  • Украина, Львовская государственная картинная галерея Львов.
  • Украина, Полтавский художественный музей, Полтава.
  • Украина, Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого
  • Казахстан, Государственный музей искусств, Алматы.
  • Эстония, Дворец-музей Кадриорг.
  • Украина, Николаевский областной художественный музей им. В. В. Верещагина

Республиканские музеи Российской Федерации

  • Бурятия, Бурятский республиканский художественный музей, Улан-Удэ
  • Северная Осетия, Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ
  • Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
  • Карелия, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
  • Дагестан, Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
  • Мордовия, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Саранск
  • Удмуртия, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
  • Чувашия, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Областные и краевые музеи Российской Федерации

  • Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
  • Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Нижегородский государственный художественная музей
  • Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
  • Тульский областной художественный музей
  • Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
  • Волгоградский музей изобразительных искусств
  • Вольский краеведческий музей
  • Иркутский областной художественный музей
  • Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
  • Омский областной музей изобразительных искусств
  • Пермская государственная художественная галерея
  • Рыбинский музей-заповедник
  • Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
  • Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
  • Государственный Литературный музей, Москва
  • Архангельский областной краеведческий музей, Архангельск
  • Костромской государственный объединённый художественный музей
  • Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова
  • Ростовский областной музей изобразительных искусств
  • Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого
  • Тюменский музей изобразительных искусств
  • Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
  • Вязниковский историко-художественный музей
  • Государственный художественно-архитектурный музей, Ораниенбаум
  • Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Калужский областной художественный музей
  • Кировский областной художественный музей
  • Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
  • Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
  • Музей Тропинина, Москва
  • Музей личных коллекций
  • Новосибирский государственный художественный музей
  • Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
  • Переславль-Залесский музей-заповедник
  • Плесский государственный исторический археологический и художественный музей-заповедник
  • Приморская краевая картинная галерея, Владивосток
  • Серпуховский историко-художественный музей
  • Сочинский художественный музей
  • Тверская областная картинная галерея
  • Ульяновский художественный музей
  • Челябинская областная картинная галерея
  • Череповецкий краеведческий музей

Галерея работ

Аллея в парке. Лихтенштейн. 1889 годАнтверпен. 1854 годАфонское сражение. 1853 годБакинская губерния. Баку. Набережная. 1861 годБакинская губерния. Баку. Улица в полдень. 1861 годБой 44-пушечного фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854 годБой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года. 1878 годБой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским военным пароходом «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853 годаГибель фрегата «Александр Невский» (Вид ночью). 1868 год.Гибель фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант). 1868 годФранция. Нормандия. Вёль. 1880 годИталия. Венеция ночью. 1850-еВенеция. 1850-еЗахват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1845Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1851Императорская паровая яхта «Александрия» 1852 года. 1852 годКлипер «Разбойник» в Гавре. 1887 годТурция. Мечеть в КонстантинополеМорской бой. Пленение фрегатом «Владимиром» турецкого парохода «Перваз-Бахри». 1858 годНормандский город. 1879 год.Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года 1857 год.Италия. ПалермоПароход «Колхида» во время боя у поста Святого Николая. 1854 годСиноп. Турция. 1856Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года. 1875–1877Фрегат «Паллада» 1847 года. 1847 год«Море», 1835 год. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)«Пожар на паруснике» Конец XIX века. Сочинский художественный музей

worldofaphorism.ru

Боголюбов Н. Н. — История Росатома

Нико­лай Нико­ла­е­вич Бого­лю­бов родился 8 (21) авгу­ста 1909 года в городе Ниж­ний Нов­го­род в семье пре­по­да­ва­те­лей Ниже­го­род­ского Мари­ин­ского инсти­тута бла­го­род­ных девиц. Рус­ский. Его отец Нико­лай Михай­ло­вич, выпуск­ник Мос­ков­ской духов­ной семи­на­рии, пре­по­да­вал исто­рию фило­со­фии, логику и пси­хо­ло­гию, мать Ольга Нико­ла­евна — музыку. В 1913 году семья пере­ехала в Киев, где Бого­лю­бов-стар­ший занял долж­ность про­фес­сора бого­сло­вия Киев­ского уни­вер­си­тета. С уста­нов­ле­нием совет­ской вла­сти кафедра бого­сло­вия в уни­вер­си­тете была лик­ви­ди­ро­вана, и семье при­шлось пере­браться в неболь­шой при­ход в селе Высо­кая Круча (ныне в Пол­тав­ской обла­сти, Укра­ина).

Началь­ное обра­зо­ва­ние полу­чил в цер­ковно-при­ход­ской школе, кото­рую окон­чил в 12 лет. Даль­ней­шее офи­ци­аль­ное обра­зо­ва­ние для сына «слу­жи­теля культа» было невоз­мож­ным, поэтому отец стал обу­чать Нико­лая и его млад­ших бра­тьев дома. Бла­го­даря отцу сыно­вья не только полу­чили обшир­ные зна­ния по исто­рии, фило­со­фии, линг­ви­стике, лите­ра­туре, но и уна­сле­до­вали стрем­ле­ние к интел­лек­ту­аль­ному труду. Отец пер­вым заме­тил у стар­шего сына талант к точ­ным нау­кам, осо­бенно к мате­ма­тике и сде­лал все воз­мож­ное для его раз­ви­тия.

В 1921 году семья пере­ехала в Киев. Бла­го­даря уни­каль­ным мате­ма­ти­че­ским спо­соб­но­стям юный Нико­лай Бого­лю­бов уже в 14 лет стал пол­но­прав­ным участ­ни­ком семи­на­ров по мате­ма­тике. В 1924 году он позна­ко­мился с ака­де­ми­ком Н.М. Кры­ло­вым, при­знан­ным лиде­ром целого направ­ле­ния в мате­ма­тике, чле­ном мно­гих ино­стран­ных мате­ма­ти­че­ских обществ. Уже через год работы с Кры­ло­вым Нико­лай опуб­ли­ко­вал свою первую мате­ма­ти­че­скую работу «О пове­де­нии реше­ний линей­ных диф­фе­рен­ци­аль­ных урав­не­ний на бес­ко­неч­но­сти». Иссле­до­ва­ние ока­за­лось настолько само­сто­я­тель­ным и глу­бо­ким, что в 1925 году в порядке исклю­че­ния малый пре­зи­диум Укрглав­на­уки при­нял реше­ние при­нять Н.Н. Бого­лю­бова аспи­ран­том на кафедру мате­ма­тики Киев­ского уни­вер­си­тета.

В 1928 году (в 19 лет) защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию, а в 1930 году Ака­де­мия наук Укра­ины при­су­дила ему сте­пень док­тора мате­ма­тики. С 1928 года — науч­ный сотруд­ник Инсти­тута тео­ре­ти­че­ской физики АН УССР (Киев). Работы два­дца­ти­двух­лет­него Нико­лая Бого­лю­бова уже полу­чили меж­ду­на­род­ную извест­ность, и одна из них была удо­сто­ена спе­ци­аль­ной пре­мии Болон­ской ака­де­мии наук.

В 1932 году Кры­лов и Бого­лю­бов начал иссле­до­ва­ние, кото­рое после деся­ти­ле­тия напря­жен­ной работы поз­во­лило постро­ить мате­ма­ти­че­скую тео­рию для опи­са­ния нели­ней­ных коле­ба­тель­ных про­цес­сов и раз­ра­бо­тать методы асимп­то­ти­че­ского инте­гри­ро­ва­ния нели­ней­ных урав­не­ний. По суще­ству, это была новая наука на стыке мате­ма­тики, физики и тех­ники, полу­чив­шая назва­ние нели­ней­ной меха­ники. Здесь про­яви­лась важ­ней­шая черта лич­но­сти Бого­лю­бова — стрем­ле­ние браться за боль­шие задачи, име­ю­щие фун­да­мен­таль­ное зна­че­ние и глу­бо­кие послед­ствия. Перед вой­ной Н.М. Кры­лов и Н.Н. Бого­лю­бов завер­шили свое капи­таль­ное мате­ма­ти­че­ское иссле­до­ва­ние по нели­ней­ной меха­нике. Резуль­таты были изло­жены в их сов­мест­ной моно­гра­фии «Вве­де­ние в нели­ней­ную меха­нику» (1937).

Нели­ней­ная меха­ника сыг­рала чрез­вы­чайно важ­ную роль в раз­ви­тии тео­рии коле­ба­ний и мно­гих акту­аль­ных раз­де­лов тех­ники: радио­тех­ники, тео­рии ста­ти­че­ской и дина­ми­че­ской устой­чи­во­сти син­хрон­ных машин, про­доль­ной устой­чи­во­сти лета­тель­ных аппа­ра­тов и дру­гих. Бук­вально из лабо­ра­то­рии резуль­таты посту­пали в про­из­вод­ство, и уже в пер­вой поло­вине 1930-х годов на базе нели­ней­ной меха­ники в ряде веду­щих тех­ни­че­ских обла­стей были созданы новые рас­чет­ные методы.

В 1936 году моло­дого про­фес­сора впер­вые напра­вили в науч­ную коман­ди­ровку по Европе, он побы­вал в Бер­лине, Париже, Брюс­селе.

С 1936 года Н.Н. Бого­лю­бов заве­ду­ю­щий кафед­рой мате­ма­ти­че­ской физики Киев­ского государ­ствен­ного уни­вер­си­тета имени Т.Г. Шев­ченко. В 1939 году в соав­тор­стве с Н.М. Кры­ло­вым он опуб­ли­ко­вал работу «О неко­то­рых про­бле­мах эрго­ди­че­ской тео­рии сто­ха­сти­че­ских систем», а также ста­тью об урав­не­нии Фок­кера-Планка, зало­жив­шие основы тео­рии сто­ха­сти­че­ских диф­фе­рен­ци­аль­ных урав­не­ний.

С нача­лом Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны киев­ские ака­де­ми­че­ские инсти­туты были эва­ку­и­ро­ваны в Баш­ки­рию. Н.М. Кры­лов и Н.Н. Бого­лю­бов ока­за­лись в Уфе, где он воз­гла­вил кафедры Уфим­ского авиа­ци­он­ного инсти­тута и Уфим­ского педа­го­ги­че­ского инсти­тута (1941—1943 гг.). Кроме того, он про­дол­жил тео­ре­ти­че­ские иссле­до­ва­ния. Еще перед вой­ной Н.Н. Бого­лю­бов начал рабо­тать над про­бле­мой ста­ти­сти­че­ских мето­дов в мате­ма­ти­че­ской физике. Эти иссле­до­ва­ния он про­дол­жил в Уфе и в 1946 году опуб­ли­ко­вал моно­гра­фию «Про­блемы дина­ми­че­ской тео­рии в ста­ти­сти­че­ской физике».

В Киев Бого­лю­бов с семьей вер­нулся в 1944 году. Он вновь рабо­тал в Инсти­туте тео­ре­ти­че­ской физики и в Киев­ском уни­вер­си­тете в каче­стве заве­ду­ю­щего кафед­рой мате­ма­ти­че­ской физики (1944—1950 гг.), про­фес­сора (с 1950 по 1959 гг.) и декана (с 1945 по 1949 гг.) меха­нико-мате­ма­ти­че­ского факуль­тета, после­во­ен­ному вос­ста­нов­ле­нию кото­рого отдал много вре­мени и сил.

В 1948 году ака­де­мик Н.Н. Семё­нов при­гла­сил Бого­лю­бова на долж­ность заве­ду­ю­щего отде­лом в Мос­ков­ский Инсти­тут хими­че­ской физики АИ СССР для работы по обо­рон­ной тема­тике (был им до 1950 года). Вслед за этим (1949 г.) ака­де­мик И.М. Вино­гра­дов пору­чил ему воз­гла­вить отдел тео­ре­ти­че­ской физики в Мате­ма­ти­че­ском инсти­туте имени В.А. Стек­лова. Это было нача­лом более тес­ных свя­зей с Моск­вой, где Н.Н. Бого­лю­бов также стал регу­лярно читать курсы на физи­че­ском факуль­тете Мос­ков­ского уни­вер­си­тета. В 1951 году он полу­чил квар­тиру в сто­лице и пере­ехал туда с семьей.

В 1940-е годы вни­ма­ние уче­ного все больше при­ко­вы­вали про­блемы тео­ре­ти­че­ской физики, кото­рая пере­жи­вала бур­ное раз­ви­тие и ста­вила мно­же­ство новых задач. Завер­шался «чисто мате­ма­ти­че­ский» период работы Бого­лю­бова, впе­реди была пло­до­твор­ная дея­тель­ность, заметно изме­нив­шая лицо тео­ре­ти­че­ской физики и всей совре­мен­ной науки: Н.Н. Бого­лю­бов наряду с Л.Д. Лан­дау внес реша­ю­щий вклад в созда­ние тео­рий сверх­про­во­ди­мо­сти и сверх­те­ку­че­сти. В октябре 1946 года на собра­нии Отде­ле­ния физики и мате­ма­тики Ака­де­мии наук СССР Бого­лю­бов сде­лал исто­ри­че­ский доклад, в кото­ром впер­вые было объ­яс­нено явле­ние сверх­те­ку­че­сти. Дру­гим выда­ю­щимся вкла­дом Нико­лая Бого­лю­бова и его уче­ни­ков в ста­ти­сти­че­скую меха­нику было созда­ние в 1957 году мик­ро­ско­пи­че­ской тео­рии сверх­про­во­ди­мо­сти. Тогда впер­вые было уста­нов­лено суще­ство­ва­ние глу­бо­кой физи­че­ской и мате­ма­ти­че­ской ана­ло­гии между явле­ни­ями сверх­про­во­ди­мо­сти и сверх­те­ку­че­сти элек­тро­нов в метал­лах.

Про­бле­мами кван­то­вой тео­рии поля Н.Н. Бого­лю­бов вплот­ную занялся в конце 1940-х годов. Он активно вхо­дил в быстро раз­ви­вав­шу­юся науку — пере­нор­ми­ру­е­мую кван­то­вую тео­рию поля со сто­роны мате­ма­тики, нели­ней­ной меха­ники и ста­ти­сти­че­ской физики. Осно­во­по­ла­га­ю­щие резуль­таты Н.Н. Бого­лю­бова по кван­то­вой тео­рии поля изло­жены в сов­мест­ной с Д.В. Шир­ко­вым моно­гра­фии, вышед­шей в 1957 году.

В начале 1950 года Н.Н. Бого­лю­бов был направ­лен на «объ­ект» в Сарове (Арза­мас-16), где велась работа по созда­нию ядер­ного и тер­мо­ядер­ного ору­жия, началь­ни­ком мате­ма­ти­че­ского отдела, кото­рый затем был пре­об­ра­зо­ван в отде­ле­ние (cектор). Уде­ляя много энер­гии иссле­до­ва­ниям по закры­той тема­тике, Бого­лю­бов не откла­ды­вал соб­ствен­ные работы в «дол­гий ящик». Он обла­дал исклю­чи­тель­ной рабо­то­спо­соб­но­стью, даже в поезде не пере­ста­вал рабо­тать и раз­мыш­лять. В Сарове он про­дол­жил свои «ста­рые» иссле­до­ва­ния по нели­ней­ной меха­нике и ста­ти­сти­че­ской физике, к кото­рым посто­янно добав­ля­лись новые про­блемы и новые идеи. Задачи, кото­рые надо было решать на «объ­екте», имели сугубо при­клад­ной харак­тер. Поэтому раз­ра­бо­тан­ные в дово­ен­ные годы при­бли­жен­ные методы Бого­лю­бова-Кры­лова часто ста­но­ви­лись основ­ным инстру­мен­том их реше­ния. Но не только «ста­рый» капи­тал при­внес Бого­лю­бов в атом­ный про­ект: за корот­кое время им были решены задачи, кото­рые после сня­тия режима сек­рет­но­сти мно­гое изме­нили в миро­вой науке. Неиз­менно доб­ро­же­ла­тель­ный и несу­ет­ли­вый, он успе­вал и в воен­ной тема­тике, и в граж­дан­ской.

Под его руко­вод­ством были рас­счи­таны мно­гие вари­анты ядер­ных систем, в том числе тер­мо­ядер­ное устрой­ство — «слойка» А.Д. Саха­рова. После успеш­ного испы­та­ния водо­род­ной бомбы в Казах­стане, на кото­ром он лично при­сут­ство­вал, Бого­лю­бов навсе­гда оста­вил «Объ­ект». Его вклад не был пуб­лич­ным, но, как все­гда, ока­зался фун­да­мен­таль­ным, его до сих пор счи­тают осно­ва­те­лем мате­ма­ти­че­ской школы КБ-11.

За уча­стие в созда­нии пер­вого вари­анта водо­род­ной бомбы 12 авгу­ста 1953 года Н.Н. Бого­лю­бову была при­суж­дена Ста­лин­ская пре­мия, и он был награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени.

В 1953 году он был избран ака­де­ми­ком АН СССР. В том же году Н.Н. Бого­лю­бова избрали заве­ду­ю­щим кафед­рой тео­ре­ти­че­ской физики (в том же году стал заве­ду­ю­щим кафед­рой ста­ти­сти­че­ской физики и меха­ники) Мос­ков­ского государ­ствен­ного уни­вер­си­тета, в кото­ром он рабо­тал про­фес­со­ром ещё с 1943 года.

1950-е годы для Н.Н. Бого­лю­бова стали вообще очень пло­до­твор­ными, осо­бенно в обла­сти кван­то­вой элек­тро­ди­на­мики. В этой науке, в кото­рой син­те­зи­ро­ваны два кита совре­мен­ной физики — кван­то­вая меха­ника и спе­ци­аль­ная тео­рия отно­си­тель­но­сти, уче­ный выпол­нил иссле­до­ва­ния, без кото­рых она была бы совер­шенно иной. В 1958 году за раз­ра­ботку нового метода в кван­то­вой тео­рии поля и ста­ти­сти­че­ской физике, при­вед­шего, в част­но­сти, к обос­но­ва­нию тео­рии сверх­те­ку­че­сти и сверх­про­во­ди­мо­сти Н.Н. Бого­лю­бову была при­суж­дена Ленин­ская пре­мия.

Во время орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ного инсти­тута ядер­ных иссле­до­ва­ний (ОИЯИ) в городе Дубна Мос­ков­ской обла­сти в 1956 году ака­де­мика Бого­лю­бова при­гла­сили заве­до­вать в ОИЯИ лабо­ра­то­рией тео­ре­ти­че­ской физики. В 1965 году Н.Н. Бого­лю­бов был избран дирек­то­ром ОИЯИ и про­ра­бо­тал в этой долж­но­сти до 1988 года. В 1957—1958 гг. — член Учё­ного совета Сибир­ского отде­ле­ния АН СССР, в 1958—1963 гг. — член Пре­зи­ди­ума Сибир­ского отде­ле­ния АН СССР, внёс боль­шой вклад в орга­ни­за­цию совре­мен­ного науч­ного цен­тра в Ново­си­бир­ске. В 1963 году Н.Н. Бого­лю­бов был избран чле­ном Пре­зи­ди­ума АН СССР и ака­де­ми­ком-сек­ре­та­рем Отде­ле­ния мате­ма­тики, он зани­мал эти ответ­ствен­ные посты до 1988 года.

Осо­бое место в науч­ном насле­дии Н.Н.Бого­лю­бова зани­мают про­блемы кван­то­вой тео­рии. Он внес осно­во­по­ла­га­ю­щий вклад в раз­ви­тие ста­ти­сти­че­ской меха­ники рав­но­вес­ных и нерав­но­вес­ных про­цес­сов, где им были полу­чены мно­го­чис­лен­ные важ­ней­шие резуль­таты, став­шие в насто­я­щее время клас­си­че­скими и нося­щие имя Бого­лю­бова. Все эти методы и полу­чен­ные в их рам­ках резуль­таты нашли широ­кое при­ме­не­ние в физике кон­ден­си­ро­ван­ного состо­я­ния и кван­то­вой физике, они лежат в основе реше­ния важ­ней­ших про­блем при­клад­ной мате­ма­ти­че­ской физики.

К 1964—1966 гг. при­над­ле­жат работы Н.Н. Бого­лю­бова по тео­рии сим­мет­рии и квар­ко­вым моде­лям эле­мен­тар­ных частиц. Боль­шое зна­че­ние для даль­ней­шего раз­ви­тия тео­рии эле­мен­тар­ных частиц имело пред­ло­жен­ное им и его уче­ни­ками новое кван­то­вое число квар­ков, кото­рое теперь известно как цвет. Поня­тие цвета квар­ков поз­во­лило решить про­блему ста­ти­стики квар­ков и соста­вило основу для постро­е­ния новой тео­рии силь­ных вза­и­мо­дей­ствий, а именно, кван­то­вой хро­мо­ди­на­мики.

Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 13 марта 1969 гола за боль­шие заслуги в раз­ви­тии совет­ской науки Бого­лю­бову Нико­лаю Нико­ла­е­вичу при­сво­ено зва­ние Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда с вру­че­нием ордена Ленина и золо­той медали «Серп и Молот».

По ини­ци­а­тиве Н.Н. Бого­лю­бова с 1972 года стали про­во­диться меж­ду­на­род­ные кон­фе­рен­ции по мате­ма­ти­че­ским про­бле­мам кван­то­вой тео­рии поля и кван­то­вой ста­ти­стики, кото­рые со вре­ме­нем пере­росли в кон­грессы по мате­ма­ти­че­ской физике — пла­не­тар­ные съезды веду­щих уче­ных в этой обла­сти науки.

Вклад Н.Н. Бого­лю­бова в физику не огра­ни­чи­ва­ется только тео­ре­мами, строго под­твер­жда­ю­щими резуль­таты, в основ­ном, уже извест­ные или понят­ные физи­кам. Им полу­чен целый ряд новых выда­ю­щихся резуль­та­тов в фун­да­мен­таль­ной физике, таких как тео­рия неиде­аль­ного Бозе-газа, цепочка кине­ти­че­ских урав­не­ний, новый метод в тео­рии сверх­про­во­ди­мо­сти, цвет­ные кварки и др.

В 1983—1988 гг. Н.Н. Бого­лю­бов — дирек­тор Мате­ма­ти­че­ского инсти­тута АН СССР имени В.А. Стек­лова. Ему при­над­ле­жат выда­ю­щи­еся резуль­таты как мини­мум в трех обла­стях науки — в мате­ма­тике, меха­нике и тео­ре­ти­че­ской физике. Он ока­зал огром­ное вли­я­ние на совре­мен­ную мате­ма­ти­че­скую физику во всем мире, введя новые методы и поня­тия в тео­рию эле­мен­тар­ных частиц, кван­то­вую тео­рию поля и тео­рию кон­ден­си­ро­ван­ного состо­я­ния. По мас­шта­бам и резуль­та­там науч­ной дея­тель­но­сти его срав­ни­вают с такими кори­фе­ями, как Гиль­берт и Пуан­каре.

Отли­чался неве­ро­ят­ной рабо­то­спо­соб­но­стью и ответ­ствен­но­стью. Прак­ти­че­ски всю жизнь, зани­мая одновре­менно по несколько науч­ных, пре­по­да­ва­тель­ских и адми­ни­стра­тив­ных постов, на каж­дом из них он тру­дился с пол­ной отда­чей и доби­вался пора­зи­тель­ных резуль­та­тов. На про­тя­же­нии семи­де­сяти лет своей науч­ной дея­тель­но­сти Н.Н. Бого­лю­бов напи­сал и опуб­ли­ко­вал более 300 науч­ных работ по мате­ма­тике, мате­ма­ти­че­ской физике, ста­ти­сти­че­ской меха­нике, кван­то­вой тео­рии ноля, тео­рии физики эле­мен­тар­ных частиц. Пол­ное собра­ние науч­ных тру­дов Н.Н. Бого­лю­бова в 12 томах вышло в изда­тель­стве «Наука».

Ака­де­мик Бого­лю­бов, помимо соб­ствен­ного колос­саль­ного вклада во мно­гие обла­сти физики и мате­ма­тики, создал сразу две выда­ю­щихся науч­ных школы миро­вого класса — нели­ней­ной меха­ники и тео­ре­ти­че­ской физики.

Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 20 авгу­ста 1979 года за боль­шие заслуги в раз­ви­тии совет­ской науки и в связи с семи­де­ся­ти­ле­тием со дня рож­де­ния Бого­лю­бов Нико­лай Нико­ла­е­вич награж­дён орде­ном Ленина и вто­рой золо­той меда­лью «Серп и Молот».

В 1984 году сов­местно с ака­де­ми­ком А.А. Логу­но­вым и Д.В. Шир­ко­вым он удо­ста­и­ва­ется Государ­ствен­ной пре­мии СССР в обла­сти науки и тех­ники за цикл работ «Метод ренор­ма­ли­за­ци­он­ной группы в тео­рии полей».

В послед­ние годы, не пре­кра­щая актив­ной пло­до­твор­ной науч­ной дея­тель­но­сти, ака­де­мик Бого­лю­бов вел и научно-обще­ствен­ную работу, явля­ясь совет­ни­ком при Пре­зи­ди­уме АН СССР (с 1988 г.), почет­ным дирек­то­ром ОИЯИ и Мате­ма­ти­че­ского инсти­тута имени В.А.Стек­лова АН СССР (с 1989 г.).

Много вре­мени и вни­ма­ния уде­лял обще­ствен­ной дея­тель­но­сти. Изби­рался депу­та­том Вер­хов­ного Совета СССР 7—11 созы­вов (в 1966—1989 гг.), был участ­ни­ком Пагу­ош­ского дви­же­ния учё­ных за мир.

Всю жизнь был пра­во­слав­ным веру­ю­щим. В сере­дине 1988 года при актив­ном содей­ствии Бого­лю­бова при­ходу был пере­дан храм Похвалы Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Рат­мино (Дубна), до этого нахо­див­шийся в соб­ствен­но­сти ОИЯИ.

Н.Н. Бого­лю­бов награж­дён 6 орде­нами Ленина, орде­ном Октябрь­ской Рево­лю­ции, двумя орде­нами Тру­до­вого Крас­ного Зна­мени, двумя орде­нами «Знак Почёта», меда­лями, ино­стран­ными награ­дами — орде­нами Кирилла и Мефо­дия 1-й сте­пени (Бол­га­рия), «За заслуги» 2-го класса (Польша), Государ­ствен­ного Зна­мени 1-й сте­пени (КНДР), «Звезда Дружбы наро­дов» (ГДР), ино­стран­ными меда­лями, меж­ду­на­род­ными и оте­че­ствен­ными науч­ными меда­лями и пре­ми­ями. Почет­ный граж­да­нин г. Дубны Мос­ков­ской обла­сти.

Умер 13 фев­раля 1992 года. Похо­ро­нен на Ново­де­ви­чьем клад­бище в Москве.

Име­нем Н.Н. Бого­лю­бова названы Инсти­тут тео­ре­ти­че­ских про­блем мик­ро­мира МГУ, Инсти­тут тео­ре­ти­че­ской физики НАМ Укра­ины, лабо­ра­то­рия тео­ре­ти­че­ской физики ОИЯИ и про­спект в Дубне. На родине ака­де­мика в Ниж­нем Нов­го­роде и в Дубне уста­нов­лены бюсты Героя, а на зда­ниях Киев­ского уни­вер­си­тета, ВНИИ экс­пе­ри­мен­таль­ной физики в городе Саров Ниже­го­род­ской обла­сти и физи­че­ского факуль­тета Мос­ков­ского государ­ствен­ного уни­вер­си­тета — мемо­ри­аль­ные доски.

Рос­сий­ская Ака­де­мия наук учре­дила золо­тую медаль имени Н.Н. Бого­лю­бова, а НАН Укра­ины и ОИЯИ — пре­мии имени выда­ю­ще­гося уче­ного и орга­ни­за­тора науки.

Литература

Владимиров В. С. Николай Николаевич Боголюбов и Математика

Тр. МИАН, 2000, том 228, 7–16 

 

www.biblioatom.ru

Боголюбов, Алексей Петрович — это… Что такое Боголюбов, Алексей Петрович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боголюбов.

Алексей Петрович Боголюбов (16 марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния, Российская империя — 27 октября 1896, Париж, Франция) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.

Биография

Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 (28) марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845).

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

Боголюбов А. П. Открытие Петербургского Морского канала в 1886 г.

Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки (см. Записки Качалова — Качалов Николай Александрович).

А. П. Боголюьов. 1861 год.

По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме» . Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.

По поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов плавал по Финскому заливу и шхерам, изображая берега и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.

В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.

Темы и серии

Музеи

Работы Боголюбова в музеях разных стран

  • Грузия, Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
  • Украина, Одесский художественный музей, Одесса.
  • Украина, Харьковский художественный музей, Харьков.
  • Украина, Херсонкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко, Херсон.
  • Украина, Днепропетровский художественный музей, Днепропетровск.
  • Украина, Донецкий областной художественный музей, Донецк.
  • Украина, Запорожский художественный музей, Запорожье.
  • Украина, Львовская государственная картинная галерея Львов.
  • Украина, Полтавский художественный музей, Полтава.
  • Украина, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого Севастополь.
  • Украина, Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого
  • Казахстан, Государственный музей искусств, Алматы.
  • Эстония, Дворец-музей Кадриорг.
  • Армения, Национальная галерея, Ереван.
  • Беларусь, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
  • Украина, Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина

Республиканские музеи Российской Федерации

  • Бурятия, Бурятский республиканский художественный музей, Улан-Удэ
  • Северная Осетия, Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ
  • Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
  • Карелия, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
  • Дагестан, Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
  • Мордовия, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Саранск
  • Удмуртия, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
  • Чувашия, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Областные и краевые музеи Российской Федерации

Галерея работ

См. также

Литература

  • Андроникова М. И. Боголюбов. — М.: Искусство, 1962. — 56, [32] с. — 20 000 экз. (обл.)

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *