Боги древнего египта таблица – Божественные силы и боги Древнего Египта (боги Египта)

Религия Древнего Египта

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (55,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян;
  • показать, что религия являлась неотъемлемой частью их повседневной жизни;
  • проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона).

ХОД УРОКА

1. Вступление: Религия зародилась в Египте в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: египтяне поклонялись зверям, птицам, рыбам, змеям, насекомым; наделяли сверхъестественными свойствами цветы и деревья. Эти верования сохранялись на протяжении всей древней истории Египта.

– Как называется вера во множество богов? (Язычество).

У древних египтян было в общей сложности свыше 2000 богов и богинь. Некоторым из них поклонялись во всём Египте, в то же время поклонение другим имело лишь местных характер. Своих богов египтяне изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами. Фараонов изображали рядом с богами и одинакового с ними роста, чтобы подчеркнуть могущество царей  (слайд 3)

2. Пирамиды

(слайд 4)

Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности  храмы – «жилища богов» – строились из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились. Позже храмы стали строить из камня, они напоминали дворцы (слайд 5) В храм египтяне приходили за помощью богов. Пройдя через храмовые ворота, человек попадал в большой двор, который вёл в обширный колонный зал. Колонны могли подниматься до 23 м в высоту, достигая в обхвате 10 м. Колонный зал освещался небольшим окном, прорезанным в крыше. К залу примыкали три небольшие тёмные комнаты. В средней комнате находился идол божества, а в двух боковых обитали жена и сын божества. Эти покои являлись главными святилищами храма. Иногда в задней стене святилища была дверь, ведущая в сокровищницу. При храме имелись и хозяйственные постройки, жилища ремесленников, земледельцев, стражников. Таким образом, храм представлял собой маленький город.  Жрецы – служители богов – обычно ходили с непокрытой, гладко выбритой  головой. Они никогда не носили ни усов, ни бороды. Жрецы презирали гофрированное платье с рукавами, которое носили богатые люди, и ограничивались набедренной повязкой с длинным передником.

Рассмотрим картину «Храмовое хозяйство в Древнем Египте» (слайд 6)  Посмотрите, как узка долина Нила: слева горы подступают к самому берегу. И на другом берегу виды горы, за которыми расположена необитаемая пустыня. Возле реки сооружён каменный храм. Вокруг него плодородные земли. Жрецы распоряжаются этими землями, быками, рабами, орудиями труда. Справа, в тени пальм, стоит жрец. Не доверяя надсмотрщикам, он лично следит за пахотой и жатвой. По Нилу плывут корабли. Возможно, они везут новые подарки фараона жрецам.

– Почему фараоны жертвовали храмам золото, скот, рабов, плодородные земли?
– Какую роль в государстве мог играть жрец, помогающий главному богу принимать решения в случае, когда его спрашивал фараон?
– Как египтянам помогали их боги в повседневной жизни?

3. Между двумя цепями гор, тянущимися вдоль нильских берегов. В наполненном солнцем просторе лежит царство Та-Кемет – «Чёрная Земля», как называют свою страну сами её жители, древние египтяне. Если чужестранец – путешественник или приезжий торговец – спросит, почему земля «чёрная», ему охотно объяснят, что «чёрная» – значит живая, плодородная земля, а «Красная Земля» раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов, там пустыня, царство злого Сета, там – смерть. А жизнь – здесь, в зелёной долине. Добрый речной бог Хапи – пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений – каждый год, заставляет реку разливаться вширь, а когда вода уходит, на пашнях и лугах остаётся густой слой плодородного ила. Это и делает землю Та-Кемет живой, чёрной…

(слайд  7)

Слава тебе, Хапи, бог Великой Реки!
Ты разливаешься, чтоб оживить Та-Кемет,
Орошаешь поля, даруешь дождь с небес,
Ты – наш кормилец и благодетель!

Бурлит жизнь в Та-Кемет.
Ломятся переполненные зерном амбары.
Тучнеет скот, наливаются соком плоды во фруктовых рощах –
и благодарные египтяне славят щедрого Хапи:
Но не всегда было так, не всегда цвела и благоухала Чёрная Земля…

(Миф «Как был сотворён мир» слайды  8-14)

4. Заполнить таблицу  «Боги  и богини Древнего Египта»  (слайд 15)

Небольшие сообщения-справки учащихся об египетских богах и богинях.

Имя Богом чего являлся? Животное, птица, символ

5. Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте наоборот: в мае и июне 50 дней дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи. От песка и пыли воспаляются глаза у людей и животных. От жары и отсутствия влаги вянут зелёные листья цветов и пальм, стебли прибрежных тростников покрываются пылью и жухнут. Вся растительность как будто умирает. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, почему увядала растительность, а потом расцветала вновь, египтяне придумали сказание.

Чтение Мифа об Осирисе (учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира» М., «Просвещение», 2009, § 10, п.3 ) (слайды 16-19)

– Какое ежегодно повторяющееся явление природы отражено в сказании об Осирисе?

6. Все дни египтяне делили на  три категории: счастливые, опасные, несчастливые (слайд 20). Счастливым считался, например, первый день второго месяца сева. В этот день бог Ра своими могучими руками поднял небесный свод. А вот тринадцатый день того же месяца был опасным, потому что он связан с богиней Сехмет, насылающей болезни. Особенно несчастливый день – день рождения  бога Сета, покровителя убийц и грабителей. Этот день выпадал на третий из пяти  дополнительных дней года.

В несчастливые дни египтяне старались не выходить из дома. Чтобы определить характер дня,  достаточно было ознакомиться с календарём, в котором отмечались счастливые и несчастливые дни. Календари составлялись при храмах. В случае нарушения предписаний календаря египтяне произносили заклинания и прикасались к амулету или посещали храм с дарами для богов.
Египтяне верили в приметы, предсказания и вещие сны. И богатые, и бедные прибегали к помощи сонников. Как защитить себя от дурного сна? Надо, полагали египтяне, обратиться к богине Исиде, чтобы она пришла и отогнала беду.
Вывод: Таким образом, религия и повседневный быт египтян были неразрывно связаны между собой

7. В жизни египтян большую роль играл погребальный культ. Одной из  обязанностей сына в семье была обязанность достойно похоронить родителей и ухаживать за гробницей. По мнению египтян, человек составляется из тела, имени, души и таинственного двойника, которого называли

ка. По смерти человека ка продолжает существовать, однако этот двойник не бессмертен; он может погибнуть, если не снабдить его всем необходимым. О том, что происходит с ка в потустороннем мире, существовали различные представления. Наиболее распространёнными были представления о загробном царстве Осириса.
В тот день, когда в египетской семье умирал человек, родственники говорили: «Он отплыл к другому берегу». Выражения «он умер» не употребляли. Родственники погружались в траур по меньшей мере на 70 дней. В этот период они прекращали все дела и сидели дома в безмолвной скорби. Если всё же приходилось выходить, они мазали лицо илом и беспрестанно били себя по голове обеими руками и громко рыдали.
Египтяне надеялись после смерти попасть в царство Осириса. Они верили, что в «стране мёртвых» ни в чём не будет недостатка, и вся жизнь будет счастливее земной. Как вы помните, у первобытных людей не было представлений о том, что жизнь человеческой души после смерти будет счастливее земной (слайды 21-22)

– Чем можно объяснить появление в Египте новых верований?

Объяснение нужно искать в условиях жизни людей. Жизнь египтян была трудной, они страдали от суховея, от наводнений. Но перемены произошли и в самой жизни людей. Первобытные люди жили в равенстве. Они считали, что никакой лучшей жизни быть не может. А в Египте появилось неравенство. Бедняки видели жизнь богачей: вот они и придумали сказание о счастливой жизни в царстве Осириса.

– Почему древние египтяне придавали такое большое значение погребальному культу?

– Чем объяснить, что египтяне не использовали выражения «он умер»?
– Попробуйте доказать, что египтяне верили в существование загробного мира.

8. Суд Осириса. Справа на троне сидит сам царь и судья в царстве мёртвых. На голове Осириса корона фараона. Крайний слева – умерший. Его привёл сюда и крепко держит за руку бог мёртвых – Анубис с головой шакала. Умерший боится, он не знает, продолжится ли его жизнь в царстве Осириса или сожрёт его страшное чудовище – лев с головой крокодила. Умерший должен оправдаться на суде (чтение клятвы умершего на стр. 51 § 10) Слова умершего записывает бог Тот с головой ибиса. Показания умершего проверяют: на одну чашку весов кладут его сердце, на другую – фигурку богини Правды – Маат. Если сердце и правда весят одинаково, умерший остаётся в царстве Осириса.
Особенности изображения: древний художник хотел рассказать, что было сначала на суде Осириса, что потом. Поэтому изображение делится на части: слева умершего ведёт на суд Анубис, в центре тот же бог взвешивает сердце умершего. Справа Гор подводит к трону Осириса того же умершего, который, как следует из рисунка, получил оправдание (слайды 23-24)

9. Не менее значимым, чем погребальный культ, в Древнем Египте был культ животных. Египтяне верили, что существует особая связь между всеми живыми существами, что в животных могут вселяться боги.
Так, бог Осирис вселился в быка. Культ быка был связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия.
В каждой местности было своё священное животное, которому поклонялись. При этом существовало правило: если человек убивал священное животное по незнанию, то платил штраф, а если умышленно, то подлежал смертной казни. Часто бывало так, что животное, слывшее священным в одной области, не считалось таковым в другой: там его могли убить; это нередко влекло за собой вражду жителей разных районов Египта. На ибиса, коршуна, сокола охота была запрещена всегда и везде. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.
Из домашних животных повсеместно почиталась кошка, олицетворявшая богиню Бастет. Культ кошек связывался с тем, что они истребляли грызунов – врагов урожая. Горе было тому человеку, который нечаянно и преднамеренно убивал кошку. Ему грозила смертная казнь. Когда в доме умирала кошка, все члены семьи в знак траура сбривали брови. Если дом горел, в первую очередь спасали из пожара кошку. Умерших кошек бальзамировали и хоронили в святилище при храме богини Бастет.
Навозный жук скарабей – ещё одна из святынь Египта. Жрецы усмотрели связь между движением солнца по небу и поведением навозного жука, катающего шарики из овечьего помёта. Катание шарика скарабеем символизирует перемещение солнца по небу, утверждали они. На этом основании скромный навозный жук и попал в число богов (слайды 25-26)

– Чем можно объяснить почитание животных в Египте?
– Когда, по вашему мнению, оно могло возникнуть?
– Можно ли, зная о почитании тех или иных животных, определить занятия древних египтян? Своё мнение подтвердите примерами.

Дополнить таблицу «Боги и богини Древнего Египта»

Имя Богом чего являлся? Животное, птица, символ
Амон-Ра Бог солнца, творец мира Гусь, баран
Анубис Бог мёртвых и бальзамирования Шакал
Апис Священный бык  
Бастет Богиня-мать, олицетворявшая лучезарную энергию солнца Кошка
Геб Бог Земли Змей
Гор Наследник египетского престола Сокол
Исида Сестра и жена Осириса, научила людей ремёслам  
Маат Богиня справедливости и истины Страусовое перо
Нут Богиня Неба Корова
Осирис Владыка мёртвых  
Себек Бог воды Крокодил
Сехмет Богиня материнства и разрушительной силы солнца Львица
Сет Бог пустынь, бурь и непогоды Осёл, свинья, гиппопотам
Тот Бог мудрости, визирь и писец богов Павиан, ибис
Хапи Бог разливов Нила  

Литература:

  1. Мифы и легенды народов мира. Т. 1 «Древний Египет. Месопотамия» М., Мир книги, 2006.
  2. Ранние цивилизации. М., «Росмэн», 1994.

10.03.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Таблица «Боги Древнего Египта. Боги Древней Греции «

Боги древних Греков и Египтян

Вопросы для сравнения

Древняя Греция

Древний Египет

Боги и силы природы, которые они отражали

Зевс — бог молний
Посейдон — бог моря
Аид — бог ада
Гера — в греческой мифологии царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и брака
Дионис —  бог растительности, виноградарства, виноделия

Аполлон – бог солнечного света.

Амон-Ра  — бог солнца.

Гор — бог неба и солнца

Себек — бог воды и разлива Нила.

Боги и занятия, которым они покровительствовали

Гермес — Покровитель странников, ремесел, торговли, воров.

Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела.

Артемида – богиня охоты и природы.

Шесему — бог, покровитель виноделия и изготовления ароматного масла для притираний и бальзамирования.

Нейт — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс.

Способ изображения Богов в живописи, скульптуре, устном творчестве

Для греческого религиозного сознания, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия, Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера — с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида — с Делосом, Аполлон — с Дельфами, Зевс — с Олимпией и т. д.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

В скульптурных портретах египетские мастера особое внимание уделяли глазам. Символ «ока» был одним из самых популярных и существовал на всем протяжении истории Древнего Египта. Глаза, согласно представлениям древних египтян, были символом вечной жизни. Встречались два варианта изображения глаз. Зрящий бог с двумя глазами олицетворял живое начало. Слепой бог, изображавшийся в виде мумии, символизировал безжизненное состояние.

Древнеегипетские художники старались ярко выделить глаза на лице статуи. Сначала они использовали краски для достижения этой цели, а потом начали применять технику инкрустации глаз для придания большей выразительности взгляду. Радужная оболочка глаза заполнялась прозрачным полудрагоценным камнем – кварцитом. На месте зрачка вкладывалась блестящая капля хрусталя. В результате глаз начинал обладать неповторимым гипнотическим воздействием.

Отношение людей к своим Богам

В религии древних греков много внимания уделялось различным культам, связанным с почитанием божеств и попытками приблизится к божественному идеалу. Ярким примеров культов, связанных с прославлением божеств, были религиозные праздники, которые с размахом праздновали все жители античной Эллады. Особо пышно отмечался праздник «Великие Панафинеи» в честь Афины, который включал в себя жертвоприношения в Акрополе, построенном специально для этой цели. Подобные праздники греки устраивали и в честь других богов, причем ряд из них включал мистерии — проводимые оракулами ритуалы, на которые не допускались миряне. Также древние греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношенийдушам умерших.

Древние греки наделяли богов человеческими качествами и считали их идеальными созданиями, наделенными бессмертием, сверхъестественной силой, мудростью и красотой, закономерно, что простые люди пытались приблизиться к божественному идеалу.

С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание <божества собственного города> не мешало им допустить в свои сердца и на свои алтари иных богов. С созданием <союза Двух Царств> (объединенного государства Верхнего и Нижнего Египта) божества наиболее крупных городов обрели статус общенациональных. 

infourok.ru

Таблица «Боги Древнего Египта» Имя бога и обозначение бога


Божества египетских культов
Амон — бог солнца. бог солнца. Бога изображали в виде человека, со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Анубис — бог — покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета.
Апис — бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Апис считается Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.
Атон — бог — олицетворение солнечного диска. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном.
Баал — в западносемитской мифологии бог бури, грома, молний, дождя, связанного с плодородием. В египетской мифологии Баалу соответствует Сет.
Геб — бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.
Гор — бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.
Мин — бог плодородия, «производитель урожаев», которого изображали со стоящим фаллосом и с плетью в правой руке, а также в короне с двумя длинными перьями.
Нун — воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги.
Осирис — бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке руды, врачеванию, строительству городов, учредил культ богов.
Птах — бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал первых восемь богов, мир и все в нем существующее — животных, растения, людей, храмы и т. д.
Ра — бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца.
Себек — бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила.
Сет — бог пустыни, т. е. «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба.
Тот — бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Женой Тота была богиня истины Маат.
Хонсу — бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий.
Хнум — бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа.
Шу — бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей.

Оцени ответ

nebotan.com

Пантеон египетских богов, таблица

Древние египтяне, так же, как и другие народы древности были политеистами, то есть, верили, что все в этом мире создано и управляется не одним, а целой группой богов, каждый из которых несет свою меру ответственности лишь за определенную часть мироздания. Ниже представлена таблица пантеона египетских богов, являющихся его элитой, всего же их было, по утверждениям историков, больше сотни. Итак,

 

 

Таблица пантеона богов Древнего Египта

 

Имя бога

Его назначение

ОСИРИС

Считался полным владыкой загробного мира

 

РА

Бог Солнца, в загробном мире древние египтяне отводили ему роль Верховного судьи

МАФДЕТ

Богиня Солнца и правосудия

ХОР и ВЕТ

Боги Солнца

 

ПТАХ

Египтяне почитали его, как создателя мира. Являлся богом города Мемфиса.

ШУ

Бог, властвующий над ветрами.

ТЕФНУТ

Богиня, управляющая миропорядком.

 

ТОТ

Бог – покровитель Луны, дарующий или отнимающий мудрость.

СЕШЕТ

Богиня письменности и геометрии

ХАПИ

Бог единственной реки Египта — Нила

ГЕБ

Бог земли

НУТ

Богиня, владеющая небом

 

 

Это – только основные древнеегипетские божества, которым в Древнем Египте поклонялись все и везде. Общее же их количество так велико, что историки, пользуясь различными источниками, выясняют и дополняют пантеон египетских богов до сих пор.

 

 

 

www.vseznayem.ru

таблица «Боги Древнего Египта» Имя бога и обозначение бога



Таблица «Боги Древнего Египта» Имя бога и обозначение бога

Божества египетских культовАмон — бог солнца. бог солнца. Бога изображали в виде человека, со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.Анубис — бог — покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета.Апис — бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Апис считается Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.Атон — бог — олицетворение солнечного диска. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном.Баал — в западносемитской мифологии бог бури, грома, молний, дождя, связанного с плодородием. В египетской мифологии Баалу соответствует Сет.Геб — бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.Гор — бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.Мин — бог плодородия, «производитель урожаев», которого изображали со стоящим фаллосом и с плетью в правой руке, а также в короне с двумя длинными перьями.Нун — воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги.Осирис — бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке руды, врачеванию, строительству городов, учредил культ богов.Птах — бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал первых восемь богов, мир и все в нем существующее — животных, растения, людей, храмы и т. д.Ра — бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца.Себек — бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила.Сет — бог пустыни, т. е. «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба.Тот — бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Женой Тота была богиня истины Маат.Хонсу — бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий.Хнум — бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа.Шу — бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей.

Оцени ответ

nebotan.com

Таблица «Боги Древнего Египта. Боги Древней Греции «

Боги древних Греков и Египтян

Вопросы для сравнения

Древняя Греция

Древний Египет

Боги и силы природы, которые они отражали

Зевс — бог молнийПосейдон — бог моряАид — бог адаГера — в греческой мифологии царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и бракаДионис —  бог растительности, виноградарства, виноделия

Аполлон – бог солнечного света.

Амон-Ра  — бог солнца.

Гор — бог неба и солнца

Себек — бог воды и разлива Нила.

Боги и занятия, которым они покровительствовали

Гермес — Покровитель странников, ремесел, торговли, воров.

Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела.

Артемида – богиня охоты и природы.

Шесему — бог, покровитель виноделия и изготовления ароматного масла для притираний и бальзамирования.

Нейт — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс.

Способ изображения Богов в живописи, скульптуре, устном творчестве

Для греческого религиозного сознания, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия, Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера — с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида — с Делосом, Аполлон — с Дельфами, Зевс — с Олимпией и т. д.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

В скульптурных портретах египетские мастера особое внимание уделяли глазам. Символ «ока» был одним из самых популярных и существовал на всем протяжении истории Древнего Египта. Глаза, согласно представлениям древних египтян, были символом вечной жизни. Встречались два варианта изображения глаз. Зрящий бог с двумя глазами олицетворял живое начало. Слепой бог, изображавшийся в виде мумии, символизировал безжизненное состояние.

Древнеегипетские художники старались ярко выделить глаза на лице статуи. Сначала они использовали краски для достижения этой цели, а потом начали применять технику инкрустации глаз для придания большей выразительности взгляду. Радужная оболочка глаза заполнялась прозрачным полудрагоценным камнем – кварцитом. На месте зрачка вкладывалась блестящая капля хрусталя. В результате глаз начинал обладать неповторимым гипнотическим воздействием.

Отношение людей к своим Богам

В религии древних греков много внимания уделялось различным культам, связанным с почитанием божеств и попытками приблизится к божественному идеалу. Ярким примеров культов, связанных с прославлением божеств, были религиозные праздники, которые с размахом праздновали все жители античной Эллады. Особо пышно отмечался праздник «Великие Панафинеи» в честь Афины, который включал в себя жертвоприношения в Акрополе, построенном специально для этой цели. Подобные праздники греки устраивали и в честь других богов, причем ряд из них включал мистерии — проводимые оракулами ритуалы, на которые не допускались миряне. Также древние греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношенийдушам умерших.

Древние греки наделяли богов человеческими качествами и считали их идеальными созданиями, наделенными бессмертием, сверхъестественной силой, мудростью и красотой, закономерно, что простые люди пытались приблизиться к божественному идеалу.

religionpeace.ru

Таблица Боги Древнего Египта. Боги Древней Греции


Боги древних Греков и Египтян
Вопросы для сравнения Древняя Греция Древний Египет
Боги и силы природы, которые они отражали Зевс — бог молнийПосейдон — бог моряАид — бог адаГера — в греческой мифологии царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и бракаДионис —  бог растительности, виноградарства, виноделияАполлон – бог солнечного света. Амон-Ра  — бог солнца.
Гор — бог неба и солнца
Себек — бог воды и разлива Нила.
Боги и занятия, которым они покровительствовали Гермес — Покровитель странников, ремесел, торговли, воров.
Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела.
Артемида – богиня охоты и природы. Шесему — бог, покровитель виноделия и изготовления ароматного масла для притираний и бальзамирования.
Нейт — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс.
Способ изображения Богов в живописи, скульптуре, устном творчестве Для греческого религиозного сознания, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия, Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера — с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида — с Делосом, Аполлон — с Дельфами, Зевс — с Олимпией и т. д.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.
В скульптурных портретах египетские мастера особое внимание уделяли глазам. Символ «ока» был одним из самых популярных и существовал на всем протяжении истории Древнего Египта. Глаза, согласно представлениям древних египтян, были символом вечной жизни. Встречались два варианта изображения глаз. Зрящий бог с двумя глазами олицетворял живое начало. Слепой бог, изображавшийся в виде мумии, символизировал безжизненное состояние.
Древнеегипетские художники старались ярко выделить глаза на лице статуи. Сначала они использовали краски для достижения этой цели, а потом начали применять технику инкрустации глаз для придания большей выразительности взгляду. Радужная оболочка глаза заполнялась прозрачным полудрагоценным камнем – кварцитом. На месте зрачка вкладывалась блестящая капля хрусталя. В результате глаз начинал обладать неповторимым гипнотическим воздействием.
Отношение людей к своим Богам В религии древних греков много внимания уделялось различным культам, связанным с почитанием божеств и попытками приблизится к божественному идеалу. Ярким примеров культов, связанных с прославлением божеств, были религиозные праздники, которые с размахом праздновали все жители античной Эллады. Особо пышно отмечался праздник «Великие Панафинеи» в честь Афины, который включал в себя жертвоприношения в Акрополе, построенном специально для этой цели. Подобные праздники греки устраивали и в честь других богов, причем ряд из них включал мистерии — проводимые оракулами ритуалы, на которые не допускались миряне. Также древние греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почи

weburok.com

Боги Древнего Египта — Альтернативный взгляд Salik.biz


Альтернативный взгляд: Salik . biz


Любая религия или просто верование появляется тогда, когда человек не может объяснить многие непонятные ему события из жизни или природные явления. Сегодня наука может трактовать если не все, то многое. В Древнем Египте за разъяснениями люди обращались к богам посредством их служителей на земле – жрецов. Последние же стояли на страже власти царей. Но осуждать за это древних египтян не стоит, – их вера подчинялась реалиям жизни.

Из чего «вырастали» боги Древнего Египта?

Религия присуща социальной жизни общества со времен первобытности. Доисторические люди только-только начинали жить общинами, но уже тогда возникли первые верования, называемые некоторыми учеными проторелигией. Она существовала в виде анимизма (душа – безличное начало), тотемизма (мистическая связь человека с животными), фетишизма (некий предмет станет мистической силой) или магии (все три вышеназванные).

Боги и фараон. Древний рисунок

В разное время эти верования были присущи и народам Древнего Египта. Из тотемизма позже вышли так называемые местные божества. Они просуществовали тысячелетия и исчезли с развитием египетской религии – системы верований и ритуалов.

Самые первые божества на этих египетских землях северо-востока Африки в представлении египтян выглядели в виде птиц и зверей. В них верили, потому что тогда основным занятием была охота. Когда значение охоты уменьшилось и стали интенсивно заниматься земледелием и ловлей рыбы в Ниле, к человеческому туловищу богов все равно «приделывали» головы некоторых представителей фауны, которые там водились.

«Quid prodest» – кому это выгодно?

Божества плодились не просто так. Кому нужны были древнеегипетские пирамиды, на строительство которых многие годы отрывались от дел и семей ремесленники и земледельцы, а также рабы? Фараонам! Как свидетельство могущества царской власти, то есть господствующей в классовом обществе структуре. Народ же влачил жалкое существование и поклонялся неизвестным идолам.

Боги Исида и Осирис

И эту власть требовалось постоянно поддерживать не только грубой силой, но и «духовно». Народ постоянно убеждали в том, что власть создана богами навечно. А им необходимо подчиняться и фараонам, и простому люду. Этим занимались жрецы-бездельники. Поэтому египтяне молчаливо ждали улучшений от богов – от фараона до фараона. От царства до царства.

Древний пантеон северо-востока Африки

Рассмотрим, какие же были боги Древнего Египта, их картинки и имена, кто из них главные, а кто попроще. Их пантеон весьма обширный. Насчитывалось около ста двадцати божеств. Из них местных (отдельные города, относительно небольшие территории), по разным подсчетам, — двадцать пять. Некоторые из местных богов в разные эпохи развития древнеегипетского царства переходили в ранг общегосударственных, например, богини Амаунет, Аментет, Маат, бог Бех (Бухис). Числились и вообще так называемые второстепенные боги. Например, Дуамутеф – астральное божество.

Астральное божество Даумтеф

В названном списке есть и такой разряд богов и богинь, когда нет их изображения или хотя бы краткого описания. Например, бог или богиня Анедждти, Бата, Бенну, Мафдет, Небедж и другие. Они ждут своих исследователей.

Бывали и иные переходы богов из разряда в разряд. Верование в знаменитого бога Амона зародилось еще в Старом царстве, когда происходила централизация древнеегипетского государства. В Среднем царстве он превращается в местное божество, в Новом становится общегосударственным богом (18-й век до нашей эры). В начале нашей эры его понизили в «должности» боги, ставшие к тому времени общеегипетскими: «муж» и «жена» Осирис и Исида.

На примере бога Амона покажем, как изменялись не только предпочтения к божествам, но и их вид изображения на камне и в папирусах. Они встречаются в наибольших количествах на наскальных рисунках, на саркофагах усыпальниц многих фараонов и жрецов. Вначале Амон на них изображался мужчиной с головой лягушки, в двух других царствах на его голове уже красовался диск Солнца.

Как боги «соперничали»

Одни и те же природные явления олицетворяли разные боги Древнего Египта, отличались их картинки и имена, и что они означают. Рассмотрим на примере богов Солнца.


Альтернативный взгляд: Salik . biz


Главными в ипостаси солнечных богов (мифологизация светила) в Древнем Египте были названный Амон, Ра и Атон. Между ними, или другими божествами, существовала, как сейчас говорят, жесткая конкуренция за умы египтян. Развивали ее, конечно же, люди, а не мифологические существа.

Бог Амон

Атон изображался нетрадиционным тогда религиозным способом – не в виде человека с чьей-то головой или животным с головой человека. Это было единственное древнее художественное исключение в изображениях божественного пантеона. Атон – это рисунок солнечного диска с лучами, как его любят изображать современные детишки. Его расцвет пришелся на время правления фараона Эхнатона. Фараон в Древнем Египте считался проводником идеи бога на земле. Поэтому к именам таких царей добавлялось имя бога.

Фараон Эхнатон в образе Сфинкса в лучах Бога Атона

Эхнатон признавал роль только одного бога Атона, при нем прекратили культ десятков знаменитых богов. Когда Эхнатона сменил на его посту мальчик-фараон Тутанх, он сразу же вернул многобожие. В знак протеста Эхнатону добавил к своему имени – Амон. Теперь весь современный мир знает этого фараона по имени Тутанхамон.

Бог Монту
Бог Монту поплатился за то, что на соколиной голове этого божества был изображен и солнечный диск. Бог сопутствовал любой правящей династии царей-фараонов в Фивах.

Вытеснен из пантеона богом Атоном.

Солярным божеством был и Атум. У него тоже возникли сложные «взаимоотношения» с богом Ра из солнечного пантеона. Атум перешел из местных богов в общеегипетские. Но вскоре (по тем временам) Ра вытеснил его. Все солнечные боги Древнего Египта прошли такой же путь. Но не боги соперничали друг с другом, а люди при власти, как сказано об Эхнатоне, и религиозные деятели (жрецы) помогали восхождению богов и их падению.

Бог Ра

В это время главным стал бог солнца Ра, которого древние египтяне наделили способностями сотворения земли, людей, животных и птиц, растений. Ра закрывает глаза? Значит, наступает темнота и ночь.

Особые боги

Назовем богов, которые можно перевести в отдельные группки пантеона. Например, река Нил, которой впору и самой называться богом плодородия и сытой жизни египтян. Солнце ведь стало божеством! Нил же — кормилица и поилица египтян. Если бы сегодня встал вопрос о признании Нила богом, то к нему прибавили бы приставку – «почетный» и превозносили бы как бога.

Хапи- Бог Нила

Наверное, это мнение поддержали бы верующие еще десяти стран африканского континента, через которые с юга на север протекает неуправляемая река.

В Древнем Египте Нил разливами удобрял землю плодородным илом. Это превращало пески в ближайших к реке долинах в плодородные поля. Но часто в июле Нил разливался и затапливал урожай, обрекая народ на голод. Поэтому и для реки древние египтяне придумали бога – Хапи, чтобы тот помогал им. Хапи изображен мужчиной с женским бюстом, который символизировал плодородие.

Усиливают его и другие боги: Себек – бог рек и озер, а также бог растительности Осирис. Первого изображали в облике крокодила или человека с головой этого водного животного.

Но жестокий бог требовал обильные и регулярные жертвоприношения. Укротить Нил богу Хапи не удалось до его исчезновения с небосвода при введении христианства.

Себек — Бог рек и озер

Осирис также возглавляет группу из двенадцати богов так называемого погребального культа древних египтян. Пять из них являются его соратниками в загробном мире. Что же это за бог? В мифологии его убивает завистливый родственник. Богиня Исида, почти как опытный хирург, собирает Осириса по частям, разбросанным по Египту, и хоронит. В загробном мире он воскрес и стал там судьей. Среди других богов культа – Акер, Аментет, Геб и другие.

Фараон плюс бог

Со временем жрецы сформировали и распространили в обществе постулат о том, что фараоны происходят от богов. Ведь были же у мифических божеств такие же выдуманные семьи, родственники. И не зря это сделали заблаговременно. Уже в Раннем царстве фараон воспринимался как воплощение бога Гора, а на божества переносился человеческий образ и его свойства. Вспомните русскую народную сказку про Бабу Ягу. Она такой же антропоморф, как и древнеегипетские боги. Фараоны якобы получали магические способности, и простолюдину нельзя было к нему приближаться.


Альтернативный взгляд: Salik . biz


salik.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *