Блок а википедия – Блок, Александр Александрович — Википедия

Содержание

Александр Блок — биография, фото, личная жизнь, стихи, произведения, смерть

Александр Блок: биография

Блок Александр Александрович был рожден в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом стал Александр Львович Блок, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой был ректором Санкт-Петербургского университета.

За своего первого супруга мать будущего поэта вышла еще в восемнадцатилетнем возрасте, и вскоре после рождения мальчика она решила разорвать все связи с нелюбимым мужем. Впоследствии родители поэта практически не общались между собой.

Александр Блок в детстве
Александр Блок в детстве

В те времена разводы были редкостью и порицались обществом, однако в 1889 году самодостаточная и целеустремленная Александра Блок добилась того, чтобы Святейший правительствующий синод официально расторг ее брак с Александром Львовичем. Вскоре после этого дочь прославленного русского ботаника снова вышла замуж уже по настоящей любви: за офицера гвардии Кублицкого-Пиоттуха. Менять фамилию сына на свою или на замысловатую фамилию отчима Александра Андреевна не стала, и будущий поэт остался Блоком.

Свои детские годы Саша провел в доме деда. Летом он надолго уезжал в Шахматово и через всю жизнь пронес теплые воспоминания о проведенном там времени. Притом жил Александр Блок вместе с мамой и ее новым мужем на окраине Санкт-Петербурга.

Александр Блок в юности
Александр Блок в юности

Между будущим поэтом и его матерью всегда существовала непостижимая духовная связь. Именно она открыла Саше произведения Бодлера, Полонского, Верлена, Фета и других прославленных поэтов. Александра Андреевна и ее юный сын вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели увлеченные беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии именно матери Александр Блок в первую очередь читал свои произведения и именно у нее искал утешения, понимания и поддержки.

В 1889 году мальчик начал обучаться во Введенской гимназии. Некоторое время спустя, когда Саше исполнилось уже 16 лет, он отправился с матерью в поездку за границу и пробыл некоторое время в городе Бад-Наугейме – популярном немецком курорте тех времен. Несмотря на свой юный возраст, на отдыхе он беззаветно влюбился в Ксению Садовскую, которой на тот момент было 37 лет. Естественно, ни о каких отношениях подростка со взрослой женщиной речи не шло. Однако очаровательная Ксения Садовская, ее образ, запечатленный в памяти Блока, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.

Александр Блок в молодостиАлександр Блок в молодости

В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и успешно сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого он все же перевелся на историко-филологическое отделение, избрав для себя славяно-русское направление. Обучение в университете поэт завершил в 1906 году. Во время получения высшего образования он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.

Начало творчества

Семья Блока, особенно по материнской линии, продолжала высококультурный род, что не могло не сказаться на Александре. С юных лет он взахлеб читал многочисленные книги, увлекался театром и даже посещал соответствующий кружок в Санкт-Петербурге, а также пробовал свои силы в стихотворном творчестве. Первые незамысловатые произведения мальчик написал еще в пятилетнем возрасте, а в подростковом возрасте он в компании братьев увлеченно занимался написанием рукописного журнала.

Важным событием начала 1900-ых годов для Александра Александровича стала женитьба на Любови Менделеевой, приходившейся дочерью именитому отечественному ученому Дмитрию Менделееву. Отношения между молодыми супругами были сложными и своеобразными, однако наполненными любовью и страстью. Любовь Дмитриевна также стала источником вдохновения и прообразом ряда персонажей в произведениях поэта.

Александр БлокАлександр Блок

Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900-1901 годов. В то время Александр Александрович стал еще более преданным почитателем творчества Афанасия Фета, а также лирики Владимира Соловьева и даже учения Платона. Кроме того, судьба свела его с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в журнале которых под названием «Новый путь» Блок делал свои первые шаги в качестве поэта и критика.

На раннем этапе своего творческого развития Александр Александрович понял, что близким ему по душе направлением в литературе является символизм. Это движение, пронзившее все разновидности культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам, любовью к загадочности и недосказанности. В Санкт-Петербурге близкими ему по духу символистами были упомянутые выше Гиппиус и Мережковский, а в Москве – Валерий Брюсов. Примечательно, что примерно тогда, когда Блок начал публиковаться в петербургском «Новом пути», его произведения начал печатать и московский альманах под названием «Северные цветы».

Александр Блок и Зинаида ГиппиусАлександр Блок и Зинаида Гиппиус

Особенное место в сердце Александра Блока занимал кружок молодых почитателей и последователей Владимира Соловьева, организованный в Москве. Роль своеобразного руководителя этого кружка взял на себя Андрей Белый, в то время – начинающий прозаик и поэт. Андрей стал близким другом Александра Александровича, а члены литературного кружка – одними из самых преданных и восторженных поклонников его творчества.

В 1903 году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл произведений Блока под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Тогда же три стиха молодого рифмоплета были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета. В своем первом известном цикле Блок преподносит женщину, как природный источник света и чистоты, и поднимает вопрос о том, насколько настоящее любовное чувство сближает отдельную личность с мировым целым.

Революция 1905-1907 годов

Революционные события стали для Александра Александровича олицетворением стихийной, неупорядоченной природы бытия и достаточно существенно повлияли на его творческие взгляды. Прекрасную Даму в его мыслях и стихах заменили образы вьюги, метели и бродяжничества, смелые и неоднозначные Фаина, Снежная Маска и Незнакомка. Стихи о любви отошли на второй план.

Драматургия и взаимодействие с театром в это время также увлекали поэта. Первая пьеса, написанная Александром Александровичем, получила название «Балаганчик» и была составлена Всеволодом Мейерхольдом в театре Веры Комиссаржевской в 1906 году.

Тогда же Блок, который, боготворя свою жену, не отказывался от возможности питать нежные чувства к другим женщинам, воспылал страстью к Н.Н. Волоховой, актрисе театра Веры Комиссаржевской. Образ красавицы Волоховой вскоре заполонил философские стихи Блока: это ей поэт посвятил цикл «Фаина» и книгу «Снежная Маска», с нее списывал героинь пьес «Песня Судьбы» и «Король на площади».

В конце 1900-ых годов главной темой работ Блока стала проблема соотношения простого народа и интеллигенции в отечественном социуме. В стихах этого периода можно проследить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реального мира. При этом Александр Александрович ассоциировал Родину с образом любимой жены, из-за чего его патриотические стихи приобретали особую, глубоко личную индивидуальность.

Отказ от символизма

1909 год был очень сложным для Александра Блока: в этот год скончался его отец, с которым он все же поддерживал достаточно теплые отношения, а также новорожденный ребенок поэта и его жены Людмилы. Тем не менее, внушительное наследство, которое Александр Блок-старший оставил своему сыну, позволило тому забыть о финансовых трудностях и сосредоточиться на крупных творческих проектах.

В том же году поэт побывал в Италии, и заграничная атмосфера еще больше подтолкнула его к переоценке сложившихся ранее ценностей. Об этой внутренней борьбе рассказывает цикл «Итальянские стихи», а также прозаические очерки из книги «Молнии искусства». В конце концов Блок пришел к выводу о том, что символизм, как школа со строго обозначенными правилами, для него исчерпал себя, и отныне он испытывает необходимость в самоуглублении и «духовной диете».

Александр БлокАлександр Блок

Сосредоточившись на больших литературных трудах, Александр Александрович постепенно стал все меньше времени уделять публицистической работе и появлению на разноплановых мероприятиях, которые были в ходу у поэтической богемы тех времен.

В 1910 году автор начал сочинять эпическую поэму под названием «Возмездие», закончить которую ему было не суждено. В период с 1912 по 1913 годы он написал известную пьесу «Роза и Крест». А в 1911 году Блок, взяв за основу пять своих книг с поэзией, составил собрание сочинений в трех томах, которое несколько раз переиздавалось.

Октябрьская революция

Советская власть не вызывала у Александра Блока такого негативного отношения, как у многих других поэтов «серебряного века». В то время, когда Анна Ахматова, Михаил Пришвин, Зинаида Гиппиус, Юлий Айхенвальд, Дмитрий Мережковский и многие другие вовсю критиковали пришедших к власти большевиков, Блок согласился сотрудничать с новым государственным руководством.

Имя поэта, который к тому времени был достаточно хорошо известен публике, активно использовалась властями в своих целях. Помимо прочего, Александра Александровича постоянно назначали на неинтересные ему должности в различных комиссиях и учреждениях.

Именно в тот период было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма «Двенадцать». Последний образ «Двенадцати»: Иисус Христос, который оказался во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии – вызвал настоящий резонанс в литературном мире. Хотя сейчас это произведение считается одним из лучших творений времен «серебряного века» русской поэзии, большинство современников Блока высказывались о поэме, особенно об образе Иисуса, в крайне негативном ключе.

Личная жизнь

Первая и единственная жена Блока – Любовь Менделеева, в которую он был безумно влюблен и которую считал своей настоящей судьбой. Супруга была для писателя поддержкой и опорой, а также неизменной музой.

Александр Блок с женой Людмилой МенделеевойАлександр Блок с женой Людмилой Менделеевой

Однако представления о браке у поэта были достаточно своеобразные: во-первых, он был категорически против телесной близости, воспевая любовь духовную. Во-вторых, вплоть до последних лет своей жизни Блок не считал зазорным влюбляться и в других представительниц прекрасного пола, хотя его женщины никогда не имели для него такого значения, как жена. Впрочем, Любовь Менделеева также позволяла себе увлекаться другими мужчинами.

Дети у супружеской четы Блоков, увы, не появились: ребенок, родившийся после одной из немногих совместных ночей Александра и Любови, оказался слишком слаб и не выжил. Тем не менее, у Блока осталось достаточно много родственников как в России, так и в Европе.

Смерть поэта

После Октябрьской революции происходили отнюдь не только интересные факты из жизни Александра Александровича. Нагруженный неимоверным количеством обязанностей, не принадлежащий сам себе, он начал сильно болеть. У Блока проявилась астма, сердечно-сосудистая болезнь, начали формироваться психические расстройства. В 1920 году автор заболел цингой.

В то же время поэт переживал и период финансовых трудностей.

Похороны Александра БлокаПохороны Александра Блока

Изнуренный нуждой и многочисленными болезнями, он ушел в мир иной 7 августа 1921 года, находясь в своей квартире в Санкт-Петербурге. Причина смерти – воспаление сердечных клапанов. Похороны и отпевание поэта совершал протоиерей Алексей Западалов, могила Блока расположена на Смоленском православном кладбище.

Могила Александра БлокаМогила Александра Блока

Незадолго до своей кончины писатель пытался получить разрешение на выезд за рубеж на лечение, однако ему отказали. Рассказывают, что после этого Блок, находясь в трезвом уме и здравом рассудке, уничтожил свои записи и принципиально не принимал ни лекарства, ни даже пищу. Долгое время ходили также слухи о том, что перед смертью Александр Александрович сошел с ума и бредил мыслью о том, все ли экземпляры его поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Однако своего подтверждения эти слухи не нашли.

Александр Блок считается одним из гениальнейших представителей русской поэзии. Его крупные произведения, равно как и небольшие стихи («Фабрика», «Ночь улица фонарь аптека», «В ресторане», «Ветхая избушка» и другие), стали частью культурного наследия нашего народа.

Фото

24smi.org

Блок, Александр Александрович | Наука

Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

    Источники
    Комментарии

    Использованная литература Править

    • Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т. — Л.: Худож. лит., 1980—1982. — 300 000 экз.
    • Белый А. Символизм. — М.: Мусагет, 1910.
    • Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. — М.: Эксмо, 2004.
    • Громов П. А. А. Блок. Его предшественники и современники. — М., Л., 1966.
    • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
    • Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. — Л.: Сов. писатель, 1975.
    • Минц З. Г. Блок и русский символизм. — М.: Наука 1980.
    • Соколова Н. К. Поэтический строй лирики Блока. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984.

    Рекомендуемая литература Править

    Справочные материалы Править
    • Ашукин Н. Александр Блок, Синхронистич. таблицы жизни и творчества. 1880—1921. Библиография 1903—1923. [М.], 1923.
    • Колпакова Е., Куприяневский П., Максимов Д. Материалы к библиографии Александра Блока за 1928—1957 годы // Уч. зап. Вильнюсского педагогического института. 1959. Т. 6.
    Мемуары Править
    • Александр Блок в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1980
    • Бекетова М. Александр Блок. Пг., 1922, 2-е изд. Л., 1930.
    • Бекетова М. Воспоминания об Александре Блоке. М., «Правда», 1990, 672 с., 300 000 экз. ISBN 5-253-00015-1
    • Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995
    • Чуковский К. Александр Блок // Чуковский К. Из воспоминаний, М., 1959.
    • Гиппиус З. Мой лунный друг. // «Стихотворения; Живые лица». Серия «Забытая книга». М. 1991
    Исследования, критика Править
    • Александр Блок: Исследования и материалы: Т. 4. Отв. ред. Н. Ю. Грякалова. СПб.: Пушкинский дом, 2011. 624 с., ил. 500 экз., ISBN 978-5-91476-031-8
    • Александров А. А. Блок в Петербурге — Петрограде. — Л.: Лениздат, 1987. — 236 с.
    • Берберова Н. Н. Александр Блок и его время. М., 1999
    • Александр Блок. Новые исследования и материалы // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1-5. М., 1980—1992
    • Блоковский сборник, вып. 1-14. Тарту, 1964—1998
    • Жирмунский В. М. Поэзия А. Блока, П., 1922.
    • Корецкая И. В. Блок // История всемирной литературы в 8 томах. — М.: Наука, 1994. — Т. 8. — С. 94—99.
    • Волков Н. Д. Александр Блок и театр. М., 1926. 157 с.
    • Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975
    • Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А.Блока. М., 1997
    • Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997
    • Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Вып. 1-4. Тарту, 1965—1975.
    • Минц З. Г. Александр Блок // История русской литературы в 4 томах. — Л.: Наука, 1983. — Т. 4. — С. 520—548.
    • Орлов В. Н. Гамаюн. — М.: Известия, 1981.
    • Книги и статьи Аврил Пайман (Dr.Avril Payman) — всемирно-известного Блоковеда и родственницы поэта по мужу.
    • Симонова И. А. «Старый дом глянет в сердце мое…» (Блоковское Шахматово) — М., 1998.
    • Карпенко А. Н. Прекрасная Дама как Смерть в «Незнакомке» Блока. Читальный Зал
    • Чуковский К. Книга об А.Блоке П., «Эпоха», 1922.
    • Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. П., 1924.
    • Иванов В. В. 14) «Из лирики — в трагедию». Александр Блок и театр 20-х годов // Литературное обозрение. М., 1980. № 10. С.86-91.
    • Иванов В. В. «Дон Карлос» в России 1919 года (Театральный комментарий к «Крушению гуманизма» А. Блока) // Гетевские чтения. 2004—2006 / Под ред. Г. В. Якушевой. М.: Наука, 2007. С. 74-94
    • Иванова Е. Александр Блок: Последние годы жизни. СПб.: Росток, 2012. — 608 с., 1500 экз., ISBN 978-5-94668-098-1
    • Рыков А. В.. Политика модернизма. Николай Пунин и Александр Блок // Перекресток искусств Россия-Запад (Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета № 25). СПб., 2016. С. 177—184.
    Популярные работы Править

    Аудиозаписи Править

    Произведения Александра Блока

    Поэмы

    Двенадцать  • Возмездие  • Её прибытие  • Жизнь моего приятеля  • Заклятие огнём и мраком  • Легенда  • Мэри  • На поле Куликовом  • Над озером  • Ночная Фиалка  • О смерти  • Осенняя любовь  • Песнь ада  • Пляски смерти  • Поэма (старый розовый куст)  • Поэма философская  • Последняя часть философской поэмы  • Пушкинскому дому  • Соловьиный сад  • Три послания  • Флоренция  • Через двенадцать лет  • Чёрная кровь

    Стихотворения
    </td></tr>
    Сборники стихов

    Ante Lucem  • Пузыри земли</div></td></tr></table></td></tr></table> Ошибка скрипта



    • Страница 0 — краткая статья
    • Страница 1 — энциклопедическая статья
    • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Блок, Александр Александрович 1», чтобы сохранить ее


    Категории: Родившиеся 28 ноября Родившиеся в 1880 году Персоналии по алфавиту Родившиеся в Санкт-Петербурге Умершие 7 августа Умершие в 1921 году Умершие в Санкт-Петербурге Поэты по алфавиту Поэты Российской империи Поэты России XIX века Поэты СССР Драматурги по алфавиту Драматурги XX века Драматурги Российской империи Драматурги России Писатели по алфавиту Александр Блок Блоки Выпускники Введенской гимназии Выпускники историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета Переводчики поэзии на русский язык Поэты Санкт-Петербурга Русские поэты Русские поэты-символисты Серебряный век Филателисты Российской империи Умершие от эндокардита Похороненные на Смоленском православном кладбище Похороненные на Литераторских мостках Мистики России

    ru.science.wikia.com

    Блок Александр Александрович биография, стихи, статьи, критика, письма

    Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 г.

    В 1889 году мать Александра Блока вышла замуж за гвардейского офицера и вместе с сыном поселилась в Гpенадаpских казармах, на окраине Петербурга. В то же время Блока отдали в гимназию.

    В немецком городке Бад Наугейме, в 1897 г., Блок пережил первую юношескую влюбленность, оставившую глубокий след в его стихотворениях.

    В 1898 году Александр Блок окончил гимназию и поступил на юридический факультет петербургского университета, а через три года перевелся на истоpико-филологический факультет. Окончил университет Блок в 1906 году.

    В августе 1903 года Александр Александрович Блок женился на Любовь Дмитриевне Менделеевой.

    Первая публикация произведений Блока была весной 1903 года — в петербургском журнале «Новый путь» и в московском альманахе «Северные цветы». Признание как поэта Александр Блок получил в кружке молодых поклонников и последователей В. Соловьева, главную роль среди которых играл Андрей Белый. В 1904 г. вышла в свет первая книга Блока «Стихи о прекрасной Даме».

    В 1905 году Блок проявил жадный интерес к происходящей революции, участвовал в революционных демонстрациях. События того времени отразились в ряде стихотворений Блока.

    С 1906 по 1908 гг. Александр Блок приобрел широкую известность, выпустил сборники стихотворений «Снежная маска» (1907), «Нечаянная радость» (1907), «Земля в снегу» (1908) , «Лирические драмы» (1908).

    В 1909 г. была опубликована драма Александра Блока «Песня судьбы». В 1909 году вышел в свет цикл «Итальянские стихи», написанный Блоком во время путешествия в Италию и Германию.

    Летом 1916 года он был призван в армию и служил в инженеpно-стpоительной дружине в районе Пинских болот. В мае 1917 г. Блок был работал в Чеpезвычайной следственной комиссии по расследованию деятельности царских министров. На материалах допросов комиссии он написал книгу «Последние дни императорской власти».

    В мае 1921 г. Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь. Утром 7 августа он скончался.

    scanpoetry.ru

    А. Блок — это… Что такое А. Блок?

    Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) — великий русский поэт-символист.

    Биография

    Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям, поэт принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе. Единственный ребёнок третьей дочери ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова, Александры Андреевны. Мать поэта вскоре после рождения сына из-за невыносимого отношения мужа, варшавского юриста немецкого происхождения Александра Львовича Блока, (1852—1909) ушла от него. В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Тогда же Блока и отдали в гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюблённость. Она оставила глубокий след в его поэзии. В 1898 году гимназия была окончена, и Блок «довольно безотчетно» поступил на юридический факультет петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. Двоюродный брат поэта и впоследствии священника Сергея Михайловича Соловьёва (младшего), ставшего одним из самых близких друзей молодого Блока. Родственные и дружеские связи с семьёй философа Владимира Соловьёва оказали влияние на его творчество.

    Первые стихи Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово.

    В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок не был постоянен в своих амурных делах и периодически влюблялся в светских львиц: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Андреева-Дельмас. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым (который стал любовником Л. Д.), описанный в пьесе «Балаганчик». Любовь Дмитреевна хотела подать на развод, но Александр Блок был против. Впрочем, после первой мировой войны он успокоился и прожил последние годы с Любовью Дмитриевной верным мужем. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921)[1].

    Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов.

    Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковом кладбище.

    Семья и родственники

    Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии. См. Вера Борисовна Войцеховская-Качалова.

    Творчество

    Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912—1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907—1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907—1916).

    Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта «Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал. В этом смысле он был, так сказать, поэтом без кожи. До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен (след частых посещений кафе-шантанов и концертов этого жанра)[2].

    Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем на один короткий и тяжёлый 1918 год.

    «В 1917-18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. «Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда — Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»,- говорил Блок ещё в 1909 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В 1918-ом, повторив, что «дух есть музыка», Блок говорил, что «революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать», и заверял интеллигенцию: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию». Эта фраза была ровесницей поэмы «Двенадцать».[3]

    ( Ю.П.Анненков, «Воспоминания о Блоке»).

    Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в публицистике но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918). Это яркое и в целом недопонятое произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры (как слева, так и справа) в течение всего XX века. Как это ни странно, но ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве популярного в дореволюционном Петрограде, а ныне почти забытого шансонье и поэта М. Н. Савоярова, в приятельских отношениях с которым Блок состоял в 1915—1920 годах и концерты которого посещал десятки раз. Если судить по поэтическому языку поэмы «Двенадцать», Блок по меньшей мере сильно изменился, его послереволюционный стиль стал почти неузнаваемым. И, по всей видимости, он испытал на себе влияние певца, поэта и эксцентрика, Михаила Савоярова. По словам академика Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз:[4]

    «Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета вроде савояровских[5].

    Прямое подтверждение этому тезису мы находим в записных книжках Блока. В марте 1918 года, когда его жена, Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму «Двенадцать», на вечерах и концертах, Блок специально водил её на савояровские концерты, чтобы показать, каким образом и с какой интонацией следует читать эти стихи. В бытовой, эксцентричной, даже эпатирующей…, но совсем не «символистской» и привычно «блоковской» манере[6] Именно таким образом поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара окружавшей его в последние три года петроградской (и российской) жизни…, то ли уголовной, то ли военной, то ли какого-то странного междувременья…

    В феврале 1919 года Блок был арестован петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский.[7] Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике:

    «…под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией – ныне».

    Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были разом созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи и на все вопросы о своём молчании отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?» А художнику Анненкову, автору кубистических иллюстраций к первому изданию поэмы «Двенадцать», он жаловался:

    «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»[7]

    Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» — Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил:[7]

    «…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю – тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл».

    Спустя полгода Блок умер, гениально подтвердив другую знаменитую фразу Пушкина:

    «…Слова поэта — это его дела».

    Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира.

    Александр Блок. Рамзес. Сцены из жизни Древнего Египта. 1921. Обложка.

    Александр Блок. Седое Утро. Стихотворения. 1920. Титульный лист.

    Память о Блоке

    Музей-квартира А. А. Блока располагается на улице Декабристов, 57.

    Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока в Шахматово

    Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена.

    Названия, данные в честь Блока

    22 февраля 1939 года[8] бывшая Заводская улица в Ленинграде, находящаяся неподалёку от последней квартиры Блока, была переименована в улицу Александра Блока.

    В честь поэта назван также астероид 2540 Блок.

    Места, связанные с Блоком

    Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
    • 16.11.1880 — 1883 — ректорский флигель Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9;
    • 1883—1885 — доходный дом — Пантелеймоновская улица, 4;
    • 1885—1886 — доходный дом — Ивановская улица, 18;
    • 1886—1889 — доходный дом — Большая Московская улица, 9;
    • 1889—1906 — квартира Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух в офицерских казармах лейб-гвардии Гренадерского полка — Петербургская набережная, 44;
    • 09.1906 — осень 1907 года — доходный дом — Лахтинская улица, 3, кв. 44;
    • осень 1907—1910 — дворовый флигель особняка А. И. Томсен-Боннара — Галерная улица, 41;
    • 1910—1912 — доходный дом — Большая Монетная улица, 21, кв. 27;
    • 1912—1920 — доходный дом М. Е. Петровского — Офицерская улица, 57, кв. 21;
    • 1920 — 07.08.1921 года — доходный дом М. Е. Петровского — улица Декабристов, 57, кв. 23.
    Белоруссия

    Поэт побывал в августе 1916 года, когда по территории Белоруссии катилась «война с германцами» (Первая мировая война). Полесские дороги поэта — от Парахонска до Лунинца, далее до деревушки Колбы Пинского района. По пути на Пинщину он останавливался в Могилеве и Гомеле, осматривал достопримечательности, в особенности дворец Румянцевых—Паскевичей.

    Запись в дневнике поэта: «Тема для фантастического рассказа: „Три часа в Могилеве на Днепре“. Высокий берег, белые церкви над месяцем и быстрые сумерки». Видимо, рассказ о Могилеве Блок написал, но не успел опубликовать. Вместе с другими рукописями он был уничтожен в усадьбе Шахматово во время пожара в 1921 году[9].

    Источники

    • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
    • Блок А. Собрание сочинений в шести томах. — Л.: Художественная литература, 1982. — Т. 5.
    • Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. Москва, «Эксмо», 2004.

    Примечания

    1. Последние дни императорской власти…
    2. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга.
    3. составители П.Фокин, С.Полякова «Блок без глянца». — СПб.: «Амфора», 2008. — С. 357. — 432 с. — 5000 экз.
    4. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга.. — второе. — М.: «Эксмо», 2008. — С. 305-306. — 572 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-21606-2
    5. Шкловский В. Б. Письменный стол // Шкловский В. Б. Гамбургский счет: Статьи — воспоминания — эссе (1914—1933). М.: Советский писатель, 1990. С. 175. ISBN 5265009515, ISBN 9785265009517.
    6. Александр Блок Собрание сочинений в шести томах. — Л.: Художественная литература., 1982. — Т. 5. — С. 247. — 407 с.
    7. 1 2 3 Волков С. История культуры Санкт-Петербурга.. — второе. — М.: «Эксмо», 2008. — С. 234-235. — 572 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-21606-2
    8. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2
    9. Михальчук Н. Белорусские дороги Александра Блока

    См. также

    Ссылки

    • Блок, Александр Александрович в библиотеке Максима Мошкова Помимо сочинений, тексты современников о Блоке
    • Александр Блок Стихотворения, биография, поэмы, переводы, музеи, театр, неизданное.
    • Александр Блок. Открытки, фотографии, стихи. Автобиография. Малоизвестные факты о жизни поэта. Бесплатная помощь в поиске информации о Блоке
    • Блок Александр Александрович, выдающийся русский поэт и драматург
    • Материалы А. А. Блока в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)
    • Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока Шахматово на сайте Ассоциации музеев России

    Аудиозаписи

    Переводы на английский язык

    Издания

    • Собрание сочинений. Т. 1—12, Л., [1932—36].
    • Собрание сочинений. Т. 1—8, М.— Л., 1960—63.
    • Блок А. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1-6. — Л.: Художественная литература, 1980—1983
    • Записные книжки. 1901—1920. М., 1965.

    Блок и революция

    Переписка

    • Письма Александра Блока к родным. [Предисл. В. А. Десницкого, примеч. М. А. Бекетовой]. Т. 1—2. М.—Л., 1927—32.
    • Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. М., 1940.
    • Блок А. А. Письма к жене // Литературное наследство. Т. 89. М., 1978.

    Литература о Блоке

    Справочные материалы

    • Ашукин Н. Александр Блок, Синхронистич. таблицы жизни и творчества. 1880—1921. Библиография 1903—1923. [М.], 1923.
    • Колпакова Е., Куприяневский П., Максимов Д. Материалы к библиографии Александра Блока за 1928—1957 годы // Уч. зап. Вильнюсского педагогического института. 1959. Т. 6.

    Мемуары

    • Александр Блок в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1980
    • Бекетова М. Александр Блок. Л., 1930.
    • Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995
    • Чуковский К. Александр Блок // Чуковский К. Из воспоминаний, М., 1959.

    Исследования, критика

    • Берберова Н. Н. Александр Блок и его время. М., 1999
    • Александр Блок. Новые исследования и материалы // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1-5. М., 1980—1992
    • Блоковский сборник, вып. 1-14. Тарту, 1964—1998
    • Жирмунский В. М. Поэзия А. Блока, П., 1922.
    • Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975
    • Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А.Блока. М., 1997
    • Мочульский К. В. Александр Блок // Мочульский К. В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. М. 1997
    • Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Вып. 1-4. Тарту, 1965—1975.
    • Орлов В. Н. Гамаюн. — М.: Известия, 1981.
    • Чуковский К. Александр Блок как человек и поэт. П., 1924.

    Популярные работы

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Александр Блок — биография, информация, личная жизнь

    Александр Блок

    Александр Александрович Блок. Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, Российская империя — умер 7 августа 1921 года в Петрограде, РСФСР. Русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.

    Отец А. Блока — Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, профессор Варшавского университета.

    Мать — Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860-1923) — дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова. Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она добилась указа Синода о расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттуха, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.

    Девятилетний Александр поселился с матерью и отчимом на квартире в казармах лейб-гренадерского полка, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В 1889 году он был отдан во Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве.

    В 1897 на похоронах в Петербурге встретился с Вл. Соловьевым.

    В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.

    В это время троюродный брат поэта, впоследствии священник Сергей Михайлович Соловьёв (младший), становится одним из самых близких друзей молодого Блока.

    Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник».

    С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

    В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В ней помимо него состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

    Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды.

    В 1912 году Блок написал драму «Роза и Крест». Пьеса понравилась К. Станиславскому и В. Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили в театре.

    7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные».

    Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.) и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921).

    Октябрьскую революцию Блок сразу принял восторженно, но как стихийное восстание, бунт.

    В начале 1920 года умирает Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух от воспаления лёгких. Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой.

    В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина выступил в Доме литераторов со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

    Блок был одним из тех деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении 1918-1920 гг. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость — Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта — он писал в частном письме в январе 1919 г.: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…».

    Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта — у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга.

    Весной 1921 г. Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучали его». Ряд историков полагали, что В. И. Ленин и В. Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству Максима Горького и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года. Выхлопотанное Л. Б. Каменевым и А.В. Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд от 23 июля 1921 года запоздало и уже не смогло спасти поэта.

    Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств.

    Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с которой он находился в переписке. Отпевание было совершено 10 августа (28 июля ст. ст. − день празднования Смоленской иконе Богоматери) в церкви Воскресения Христова. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

    Александр Блок

    Рост Александра Блока: 175 сантиметров.

    Личная жизнь Александра Блока:

    В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

    Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас.

    Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения на стороне. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью.

    После очередного увлечения жена Блока родила мальчика, который прожил всего несколько дней. Несмотря на то, что этот союз считался посмешищем для всего Петербурга, продлился он до самой смерти поэта. После Первой Мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.

    Александр Блок и Любовь Менделеева

    Родственники поэта проживают в Москве, в Риге, в Риме и в Англии. До последних лет в Петербурге проживала троюродная сестра Александра Блока — Ксения Владимировна Бекетова. Среди родственников Блока — главный редактор журнала «Наше наследие» — Владимир Енишерлов.





    stuki-druki.com

    Блок — это… Что такое Блок?

    I м.
    1.

    Приспособление в виде колеса с желобом по окружности, через который перекинута веревка, канат, цепь и т.п., предназначенное для подъема тяжестей.

    отт. Такое приспособление, предназначенное для подъема и опускания занавесей, абажуров и т.п.


    2.

    Приспособление, обычно снабжённое пружиной и служащее для плотного закрывания входной двери.


    II м.
    1.

    Механизм, конструкция, комплект чего-либо и т.п., состоящие из нескольких однородных частей.


    2.

    Помещение или строение, а также ряд помещений или строений какого-либо назначения, являющиеся частью бытового, производственного и т.п. комплекса.


    3.

    Конструктивный элемент здания, используемый в современном индустриальном строительстве как готовая часть сооружения.


    4.

    Плита из естественного или искусственного камня определённых размеров и определённой формы, используемая в строительстве.


    5.

    Часть какого-либо технического устройства, прибора и т.п., состоящая из множества элементов и предназначенная для выполнения определённой технической задачи.


    III м.
    1.

    Совокупность чего-либо как единое целое; комплекс, пакет.

    отт. Набор, комплект однородных предметов; упаковка.


    2.

    Объединение государств, партий, организаций и т.п. для совместных действий.


    IV м.

    Защитный приём в спортивных играх с мячом, заключающийся в преграждении пути мячу или игроку команды противника.


    V м.
    1. Пост управления блокировочными устройствами — светофорами и семафорами — на определённом участке железной дороги; блокпост I 1..
    2. Здание, помещение, где располагается такой пост; блокпост I 2..

    Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

    dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *