Благоденствия союз кратко – «СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ» это что такое «СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ»: определение — История.НЭС

«СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ» это что такое «СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ»: определение — История.НЭС

СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

тайная организация декабристов. Основан в 1818 в Москве на базе «Союза спасения» (ок. 200 членов). Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы созданы в С.-Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна только учредителям): уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления. Через печать и литературно-просветительские общества члены «Союза» пытались воздействовать на общественное мнение. В 1821 «Союз» распущен ввиду программных и тактических разногласий. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

тайная революционная организация декабристов в 1818—1821 гг. Основан в Москве на базе «Союза спасения», около 200 человек. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Петербурге, Москве, Тупьчине, Кишиневе и др. Цель (известна топько учредителям): уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления. Через печать и литературно-просветительские общества воздействовал на общественное мнение. Распущен ввиду программных и тактических разногласий и для отсева ненадежных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Союз благоденствия

одно из первых тайных обществ будущих декабристов, созданное в январе 1818 г. и просуществовавшее до 1821 г.

Основано в Москве на базе «Союза спасения». В его рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишиневе (их насчитывалось до 15). Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зеленая лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания. На совещании в Петербурге в январе 1820 г. при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства (предложена Н.М. Муравьевым) и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П.И. Пестелем).

В 1821 г. общество было распущено из-за программных и тактических разногласий и для отсева неблагонадежных. Наиболее активные члены организовали Северное и Южное общества декабристов. (См. схему «Тайные общества декабристов»)

 

 

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарь

«СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ»

тайное об-во декабристов, созданное в нач. 1818 на базе распущенного «Союза спасения». В «С. б.» вошли А. Н. и H. M. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П. И. Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин и др. Законодат. власть в «С. б.» принадлежала Коренной управе, куда первоначально входили основатели об-ва. В качестве исполнит. органа они избирали Совет (или Думу) из 6 чел. «С. б.» делился на управы. Право вступления в об-во предоставлялось выходцам из всех свободных сословий, однако фактич. состав «С. б.» (ок. 200 чел.) был преим. дворянским. Орг. построение и легальные формы деятельности «С. б.» фиксировались в 1-й части устава («Зеленая книга»). Существовала 2-я часть «Зеленой книги», не являвшаяся офиц. документом и известная лишь осн. ядру об-ва. В ней формулировалась «сокровенная» цель «С. б.» — уничтожение самодержавия, крепостничества, введение конституц. правления. В практич. деятельности «С. б.» добился немалых успехов: учреждение управ в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др., основание или завоевание на свою сторону лит.-просветительских и педагогических об-в, масонских лож, журналов. Члены «С. б.» подвергали публичной критике крепостное право, деспотизм, аракчеевские порядки в армии, беззакония царского суда, администрации и цензуры, распространяли вольнолюбивые сочинения, вели революц. агитацию среди солдат. Идеологич. принципы «С. б.» ярко отразились в экономич., историч., философских, лит.-критич. выступлениях его членов. Под воздействием массовых антикрепостнич. движений, волнений в армии, революций в Европе и роста реакции «Священного Союза» в «С. б.» обострились разногласия по программным и тактич. вопросам. Для их обсуждения Коренная управа созвала в янв. 1820 в Петербурге совещание, на к-ром по докладу Пестеля большинство высказалось за республику. Одновременно вызревали замыслы «военной революции». С целью преобразования «С. б.» в более гибкую и действенную орг-цию в нач. 1821 был созван моск. съезд Коренной управы. Для отсева ненадежных и наиболее радикальных членов, а также для того, чтобы ввести в заблуждение пр-во, «С. б.» был объявлен распущенным. Наиболее активные члены его составили основу Северного и Южного об-в декабристов.

Лит.: Рыпин А. Н., Обществ. движение в России при Александре I, 5 изд., П., 1918; Семевский В. И., Политич. и обществ. идеи декабристов, СПБ, 1909; Базанов В. Г., Ученая республика, М.-Л., 1964; Ланда С. С., О нек-рых особенностях формирования революц. идеологии в России. 1816-1821 гг., в кн.: Пушкин и его время, в. 1, Л., 1962; Чернов С. Н., У истоков рус. освободительного движения, (Саратов), 1960; Порох И. В., Деятельность декабристов в Москве (1816-1825), в сб.: Декабристы в Москве, (М., 1963). См. также лит. при ст. Декабристы. А. Г. Тартаковский. Москва.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

interpretive.ru

«СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ» — это… Что такое «СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ»?

тайное об-во декабристов, созданное в нач. 1818 на базе распущенного «Союза спасения». В «С. б.» вошли А. Н. и H. M. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П. И. Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин и др. Законодат. власть в «С. б.» принадлежала Коренной управе, куда первоначально входили основатели об-ва. В качестве исполнит. органа они избирали Совет (или Думу) из 6 чел. «С. б.» делился на управы. Право вступления в об-во предоставлялось выходцам из всех свободных сословий, однако фактич. состав «С. б.» (ок. 200 чел.) был преим. дворянским. Орг. построение и легальные формы деятельности «С. б.» фиксировались в 1-й части устава («Зеленая книга»). Существовала 2-я часть «Зеленой книги», не являвшаяся офиц. документом и известная лишь осн.


ядру об-ва. В ней формулировалась «сокровенная» цель «С. б.» — уничтожение самодержавия, крепостничества, введение конституц. правления. В практич. деятельности «С. б.» добился немалых успехов: учреждение управ в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др., основание или завоевание на свою сторону лит.-просветительских и педагогических об-в, масонских лож, журналов. Члены «С. б.» подвергали публичной критике крепостное право, деспотизм, аракчеевские порядки в армии, беззакония царского суда, администрации и цензуры, распространяли вольнолюбивые сочинения, вели революц. агитацию среди солдат. Идеологич. принципы «С. б.» ярко отразились в экономич., историч., философских, лит.-критич. выступлениях его членов. Под воздействием массовых антикрепостнич. движений, волнений в армии, революций в Европе и роста реакции «Священного Союза» в «С. б.» обострились разногласия по программным и тактич. вопросам. Для их обсуждения Коренная управа созвала в янв. 1820 в Петербурге совещание, на к-ром по докладу Пестеля большинство высказалось за республику. Одновременно вызревали замыслы «военной революции». С целью преобразования «С. б.» в более гибкую и действенную орг-цию в нач. 1821 был созван моск. съезд Коренной управы. Для отсева ненадежных и наиболее радикальных членов, а также для того, чтобы ввести в заблуждение пр-во, «С. б.» был объявлен распущенным. Наиболее активные члены его составили основу Северного и Южного об-в декабристов.

Лит.: Рыпин А. Н., Обществ. движение в России при Александре I, 5 изд., П., 1918; Семевский В. И., Политич. и обществ. идеи декабристов, СПБ, 1909; Базанов В. Г., Ученая республика, М.-Л., 1964; Ланда С. С., О нек-рых особенностях формирования революц. идеологии в России. 1816-1821 гг., в кн.: Пушкин и его время, в. 1, Л., 1962; Чернов С. Н., У истоков рус. освободительного движения, (Саратов), 1960; Порох И. В., Деятельность декабристов в Москве (1816-1825), в сб.: Декабристы в Москве, (М., 1963). См. также лит. при ст. Декабристы.

А. Г. Тартаковский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия .
Под ред. Е. М. Жукова.
1973—1982.

dic.academic.ru

«Союз спасения» и «Союз благоденствия»

П. И. Пестель. Рисунок его матери Е. Пестель. 1813 год.

Передовые представители дворянской молодежи, вернувшиеся из заграничных походов, горячо стремились к активной деятельности. В их среде и было создано в 1816 г. революционное общество, учредителями которого явились офицеры Александр Муравьев, его дальний родственник Никита Муравьев, И. Д. Якушкин, С. П. Трубецкой, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Общество было названо «Союзом спасения» — основатели его полагали, что настало время спасти Россию. Вскоре в общество был принят П. И. Пестель и еще несколько офицеров.

Основной задачей «Союза спасения», по единодушному мнению его участников, была ликвидация крепостного права и самодержавия. Члены «Союза спасения» много спорили о формах революционной организации и тактики, исходя из оценки деятельности политических клубов в революционной Франции, карбонарских вент, Тугендбунда и др. В конце концов большинство признало необходимым действовать постепенно: привлекать на свою сторону влиятельных лиц в государственном аппарате, чтобы с их помощью добиться провозглашения конституции в момент смерти царя. Предложение наиболее решительных офицеров ускорить революционное выступление путем цареубийства не получило поддержки.


Замкнутость «Союза спасения» и неопределенный характер деятельности тормозили его развитие. Сложный порядок пополнения рядов общества ограничивал его рост: количество членов его почти за два года существования достигло только 25—30. Слабость этой первой революционной организации стала очевидной в конце 1817 г., когда в Москве собрались многие ее участники в связи с приездом туда двора и гвардии. «Союз спасения» вынужден был признать отсутствие у него сил для решительных действий и принять постановление о реорганизации общества.

Преемником «Союза спасения» стал образованный теми же лицами в начале 1818 г. «Союз благоденствия», в который предполагалось привлечь значительное количество участников. Учредители «Союза благоденствия», считая вслед за философами-просветителями XVIII в., что «мнение правит миром», намеревались произвести государственный переворот, овладев «общественным мнением». По уставу общества в него допускались представители всех свободных сословий. Кроме того, решено было создать широкий круг сочувствующих целям «Союза» из числа лиц, объединенных в литературных обществах, благотворительных и других легальных организациях. Руководители «Союза благоденствия» считали, что для пропаганды революционных идей потребуется около 20 лет и что революция будет произведена примерно в 1839 г.

«Союз благоденствия» преодолел узкие рамки первого революционного общества. За три года существования при нем возникло до 15 «управ» (отделов), в том числе и в провинции. Количество его членов возросло до 200. Близки к обществу были многие виднейшие представители русской культуры, в том числе А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов.

Под влиянием обострения классовой борьбы в России и нового подъема революционного движения в Западной Европе в «Союзе благоденствия» развилось республиканское течение и окрепла мысль о необходимости более решительной революционной борьбы. На совещаниях «Коренной» (главной) управы в Петербурге в январе 1820 г. Пестель по поручению 30 членов Тульчинской управы, служивших в войсках на Украине, сделал доклад о преимуществах республиканского строя. Совещание единодушно приняло республиканскую программу. Никита Муравьев предложил убить царя и этим ускорить выступление общества. Он считал возможным произвести военную революцию, подобно испанской, быстрые успехи которой оказали на русских современников огромное влияние. Однако предложенная Муравьевым новая революционная тактика не получила одобрения Коренной управы. К тому же организационная структура «Союза благоденствия», предназначенная для широкой пропаганды освободительных идей, не была пригодна для осуществления революционного переворота.

Вскоре возник вопрос о реорганизации «Союза благоденствия». Толчком послужили волнения в войсках столичного гарнизона в октябре 1820 г. Начались они с открытого протеста солдат Семеновского полка против жестокого самоуправства нового командира. Восставшие солдаты были заключены в крепость. Но требования семеновцев о смещении ненавистного командира нашли живой сочувственный отклик в остальных полках гвардии. В эти дни в Преображенских казармах были найдены прокламации, призывавшие солдат к восстанию и выбору командиров «из своего брата солдата».

С 1816 по 1825 г. в войсках произошло 15 выступлений против палочного режима «аракчеевщины». Члены «Союза благоденствия», сторонники решительных действий, видели в этом подтверждение возможности военной революции в России. С другой стороны, усиление правительственных репрессий в армии ускорило отход неустойчивых членов от общества.

В самом начале 1821 г. московский съезд уполномоченных от управ принял постановление о прекращении деятельности «Союза благоденствия». Одновременно решено было создать строго конспиративное тайное общество с тщательным отбором членов, готовых на решительное выступление в духе военной революции.

www.history-at-russia.ru

Союз благоденствия Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Декабрист.
У этого термина существуют и другие значения, см. Декабристы. Барельеф на месте дома в Екатеринбурге, где останавливались ссыльные декабристы

Декабри́сты[1] — участники российского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие восстание (бунт) 14 (26) декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

Начиная со второй половины 1810-х годов часть представителей русской знати и дворян считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде существовала система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовали:

Идеология декабристов не была единой, но в основном была направлена против самодержавия и крепостного права. При этом Декабрьское движение было тесно связано с польскими тайными обществами, с которыми с 1824 года имело соглашение о совместном восстании[2].

ru-wiki.ru

§ 2. Союз спасения и союз благоденствия

Первое
декабристское общество — Союз спасения
— возникло в начале

февраля
1816 г. в Петербурге по инициативе 23-летнего
полковника

Генерального
штаба А. Н. Муравьева. В общество
первоначально вошли молодые

гвардейские
офицеры Н. М. Муравьев, братья М. И. и

С.
И. Муравьевы-Апостолы, С. П. Трубецкой и
И. Д. Якушкин. Свое

окончательное
устройство общество получило через
год, когда в него вступил

приехавший
в Петербург энергичный П. И. Пестель.
При его участии был

составлен
и принят «статут» (устав) общества. С
этого момента оно получило

новое
название — «Общество истинных и верных
сынов Отечества». В члены

общества
принимались по строжайшему отбору
только офицеры гвардейских

полков
и Генерального штаба. Это была еще
малочисленная, носившая

заговорщический
характер группа единомышленников,
насчитывавшая даже

спустя
год после своего основания не более 10
— 12 членов. Лишь в конце

существования
в ней состояло 30 человек.

В
этой декабристской организации, хотя
и была определена основная

цель
— введение конституции и уничтожение
крепостного права, еще

оставались
неясными средства достижения этой цели,
отсутствовала программа

политических
преобразований. Предполагалось в
перспективе «исторгнуть» ее

у
правительства путем открытого выступления
тайного общества в момент

смены
царей на престоле — не присягать новому
царю, если он не

провозгласит
конституционное правление. Сохранялась
и надежда, что

Александр,
продолжая свою реформаторскую
деятельность, может по своей

инициативе
даровать конституцию, и предполагалось
в таком случае всемерно

поддержать
его: «Ежели сам государь подарит отечество
твердыми законами и

постоянным
порядком дел, то мы будем его вернейшими
приверженцами и

оберегателями»
(из показаний Пестеля).

В
августе 1817 г. царский двор вместе с
гвардией выехал в Москву для

проведения
торжеств в связи с пятилетием победы в
Отечественной войне

1812
г. В составе гвардии в Москве оказались
почти все члены декабристской

организации.
Квартира Александра Николаевича
Муравьева в Хамовнических

казармах
стала местом собраний декабристов. В
это время до них дошли

известия
о кровавой расправе над крестьянами
Новгородской губернии,

сопротивлявшимися
переводу их в разряд военных поселян.
Кроме того, из

Петербурга
пришло от Трубецкого письмо, в котором
он сообщал о том, будто

бы
Александр намеревается восстановить
независимость Польши, присоединив к

ней
некоторые исконно русские губернии.
Все эти известия вызвали взрыв

возмущения
у декабристов. Спонтанно возник план
немедленного выступления,

которое
предполагалось начать с цареубийства.
И. Д. Якушкин вызывался

пробраться
с двумя пистолетами в Кремль и во время
царского выхода из

Успенского
собора из одного пистолета поразить
царя, а из другого — самого

себя,
что должно было придать акту цареубийства
характер дворянской дуэли.

После
продолжительных и горячих споров
сторонников и противников

цареубийства
мысль о покушении на царя была оставлена
ввиду крайней

ограниченности
сил участников заговора для совершения
переворота, если бы

и
удалось осуществить цареубийство. В
итоге решено было ликвидировать Союз

спасения
и приступить к созданию другой, более
широкой организации.

В
январе 1818 г. такая организация была
создана в Москве и получила

название
Союза благоденствия. За время своего
трехлетнего существования

(1818
— 1821) Союз благоденствия сделал крупный
шаг в разработке

организационно-тактических
принципов и программных положений
декабризма.

От
Союза спасения он отличался более
многочисленным составом — в нем

насчитывалось
уже до 200 членов, детально разработанным
уставом — «Зеленой

книгой».
Первая часть устава носила благонамеренный
характер и

преследовала,
по отзывам самих декабристов, «ближнюю
цель: распространение

просвещения,
занятие должностей гражданских членами
тайного общества».

Составители
его использовали устав тайного прусского
общества Тугендбунда

(Союза
добродетели), созданного в 1808 г. с целью
патриотического

воспитания
народа, когда разгромленная Наполеоном
Пруссия оказалась под

его
игом. С первой частью устава «Зеленая
книга» знакомили всех вступающих

в
Союз благоденствия. Несколько позднее
была составлена и вторая часть,

содержащая
«сокровенную цель» общества — «введение
конституции и

законно-свободного
правления», «уничтожения рабства»,
введение «равенства

граждан
перед законом, гласности в государственных
делах и в

судопроизводстве»,
ликвидация рекрутчины, военных поселений.
«Сокровенная»

часть
«Зеленой книги» не сохранилась, но ее
существование подтверждается

рядом
показаний декабристов.

В
Союзе благоденствия на первый план
выдвигалась задача формирования

в
стране передового «общественного
мнения», благоприятного в будущем для

осуществления
преобразовательных планов декабристов.
Тезис об

«общественном
мнении, правящем миром», выдвинутый еще
в XVIII в.

французскими
просветителями, был широко распространен
в европейском

освободительном
движении конца XVIII — начала XIX в. Решающее
значение

общественному
мнению в историческом процессе придавал
и М. М. Сперанский в

своих
проектах государственного преобразования.
Декабристы были убеждены,

что
достаточно создать соответствующее
«общественное мнение» в стране, как

возникнут
необходимые условия для политического
переворота, причем не

обязательно
насильственным путем. Они полагали, что
для этого потребуется

примерно
20 лет. В связи с этим ими предусматривалось
образование помимо

тайных
ячеек («управ») Союза благоденствия
различных легальных и

полулегальных
просветительских, литературных и даже
благотворительных

обществ,
предназначавшихся для «распространения
общественного мнения». В

силу
этого деятельность Союза благоденствия
приняла преимущественно

пропагандистско-просветительский
характер.

Через
сеть легальных и полулегальных научных
и литературных обществ и

«управ»
Союз благоденствия был тесно связан с
прогрессивными кругами

России.
В журналах и альманахах члены Союза
благоденствия выступали в

защиту
передовой науки и литературы, защищали
обиженных и несправедливо

осужденных,
выкупали из крепостной неволи талантливых
самоучек, создавали

ланкастерские
школы взаимного обучения в армейских
частях, оказывали

помощь
голодающим крестьянам (например, в
Смоленской губернии), подавали

правительству
(Н. И. Тургенев) проекты освобождения
крестьян, «гремели» в

салонах
против крепостного права, палочных
наказаний в армии, аракчеевских

военных
поселений, а некоторые члены общества
(М. Ф. Орлов и

В.
Ф. Раевский) вели даже прямую
антиправительственную пропаганду в
армии.

На
самих тайных заседаниях Союза благоденствия
его члены, как вспоминал

И.
Д. Якушкин, «обсуждали главные язвы
отечества: закоснелость народа,

крепостное
состояние, жестокое обращение с солдатами,
для которых служба в

течение
25 лет была каторгой, повсеместное
лихоимство, грабительство и,

наконец,
явное неуважение к человеку вообще».

Члены
Союза благоденствия придерживались
разных взглядов и

представлений
о путях и средствах политических
преобразований в стране.

Было
немало либерально и оппозиционно
настроенных членов, которые в своей

деятельности
не шли дальше требований первой части
«Зеленой книги», т. е.

ограничивались
мирной пропагандистско-просветительской
работой. Вместе с

тем
постепенно брало верх радикальное
направление тайного общества,

требовавшее
«решительных мер» вплоть до введения
республики. И чем шире

становился
круг Союза благоденствия, тем более
разнородным становился его

состав.
На многочисленных собраниях кипели
споры, рождались разнообразные

проекты
и планы, сталкивались различные, иногда
противоположные мнения.

Эти
разногласия особенно четко обозначились
в переломные для

декабристского
движения 1820 — 1822 гг.

В
январе 1820 г. в Петербурге, на квартире
Ф. Н. Глинки, собралось

совещание
14 членов руководящего органа Союза
благоденствия — Коренной

управы.
На этом совещании Пестель выступил с
докладом о формах правления в

России
после революционного переворота. Излагая
«все выгоды и невыгоды как

монархического,
так и республиканского правлений»,
Пестель доказывал

преимущества
последнего. После жарких споров и под
влиянием убедительной

аргументации
Пестеля все участники совещания
высказались за республику.

Пестелю
и Никите Муравьеву было поручено
приступить к разработке

программных
документов тайного общества.

Разногласия
между радикальной и умеренно настроенной
группами членов

Союза
благоденствия особенно обострились к
концу 1820 г. и поставили

общество
на грань кризиса. Необходимо было искать
новые пути и средства

борьбы.
С этой целью в январе 1821 г. в Москве
состоялся съезд

представителей
«управ» (ячеек) Союза благоденствия.
Ввиду обострившихся

разногласий
в тайном обществе съезд принял решение
о формальном

самороспуске
тайной организации, чтобы освободиться
от ненадежных и

колеблющихся
попутчиков, а также погасить подозрения
правительства, уже

осведомленного
через поступившие доносы о ее существовании,
с тем чтобы

образовать
более законспирированное тайное
общество. Этой акцией

стремились
также и устранить Пестеля, влияние
которого на тайную

организацию
в последние годы ее существования очень
возросло.

studfiles.net

Шпаргалка — Союз благоденствия — История

Союз благоденствия также был конспиративной органи­зацией и имел те же основные цели борьбы, что и Союз спасения,—ликвидацию крепостного права и самодержа­вия. Первое время и этот Союз отстаивал идею создания конституционной монархии, в которой права монарха ог­раничивались бы законами и существовал бы представи­тельный строй. Однако Союз благоденствия попытался яснее определить “средства” борьбы и овладеть той основ­ной силой, которая, по мнению декабристов, двигала исто­рией. Что же это была за сила?

Последователи философов-просветителей XVIII в., декабристы полагали, что “миром правят мнения”. Обще­ственное мнение — вот сила, которой надо овладеть, Именно она свалит феодализм. Пестель полагал, что фео­дальная аристократия “общим мнением всегда потрясена быть может” (“Русская Правда”). Создание “общего мнения” и должно было предшествовать революции и стать ее движущей силой. Исходя из этого понимания, декаб­ристы выразительно называли революцию “общим развержением умов…”

Для овладения общественным мнением Союз благоден­ствия должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руко­водить ими. Было запроектировано создание повсюду ли­тературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Пред­полагалось издание журнала “Россиянин XIX века”. Купили литографский станок для печатания материалов тайного общества, подлежащих распространению, но сначала не сладили с его техникой, тогда крайне несовер­шенной. Со­гласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, а также купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. Предполагалось, что в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнение и примерно около 1840 г. произойдет рево­люция.

Число членов тайного общества действительно увели­чилось: оно возросло раз в десять и превысило 200 чело­век. Передовая молодежь повсюду смело выступала про­тив старых, отживших форм жизни, тормозивших движе­ние страны вперед. Она всюду смело заявляла “слово истины”, как говорил декабрист Якушкин, и “гремела” в гостиных, театрах и клубах, выступая против Аракчеева, крепостного права, палок и военных поселений. Чацкий, произносящий жаркие речи против старой жизни,— живая фигура того времени, а “Горе от ума” — великий памят­ник эпохи.

Между тем процессы общественного брожения разви­вались все дальше. Хотя Александр I, открывая в 1818 г. варшавский сейм, и обещал даровать конституцию всей России, обещания своего он не исполнил. Да этим обе­щаниям, собственно, никто и не верил.

В то время были распространены острые святочные по­литические песни под названием “ноэлей”. В этих песнях действующими ли­цами были младенец Христос, дева Мария и политиче­ские деятели эпохи. Молодой Пушкин, друг декабристов, сам член одного из литературных объединений Союза благоденствия — “Зеленой лампы”, в своем “ноэле”, на­писанном к рождеству 1818 г., высмеивал царские обе­щания. Младенец Христос обрадовался, узнав, что царь обещает конституцию:

От радости в постели

Запрыгало дитя:

— Неужто в самом деле,

Неужто не шутя? А мать ему:

“Бай-бай, закрой свои ты глазки,

Пора уснуть бы наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки”.

Эта песня стала широко известна. Ее распевали по­всюду.

Далеко не все, задуманное членами Союза благоден­ствия, было осуществлено — многое так и осталось в за­мысле. Но все же почти за три года своего существования (1818—1821) Союз благоденствия сделал немало. Преж­де всего он оформился организационно и развернул боль­шую работу над своей программой, создал первую часть “Зеленой книги” — устава Союза, начал работать над вто­рой частью, содержавшей изложение его сокровенной цели. Союз вырос численно, создал ряд новых от­делов. Главные управы, как показывает Сергей Муравьев-Апостол, “находились в Петербурге, Москве и Тульчине”. Глав­ная — Коренная управа общества находилась в столи­це — Петербурге. По показанию С. Трубецкого, управы Союза благоденствия были заведены в Полтаве, Тамбове и Нижегородской губернии. Большую роль играла Киши­невская управа. По-видимому, существовала и Киевская управа. Всего известно около полутора десятков управ Союза благоденствия.

‘Было организовано несколько обществ. Литературное общество “Зеленая лампа” являлось филиалом Союза бла­годенствия. Оно собиралось на квартире Никиты Всево­ложского, в комнате, освещенной зеленой лампой. После того как найдена часть архива “Зеле­ной лампы”, нет сомнений в том, что ее членов интересовали не только литературные, но и политические про­блемы. Только что рассказанная утопия Улыбышева “Сон” — из этого архива. В незаконченном послании А.С. Пушкина к “Зеленой лампе” недаром упоминается и о лозунге равенства, и о фригийском колпаке — симво­ле революционной Франции:

Вот оп, приют гостеприимный,

Приют любви и вольных муз,

Где с ними клятвою взаимной

Скрепили вечный мы союз,

Где дружбы знали мы блаженство,

Где в колпаке за круглый стол

Садилось милое равенство…

Была попытка Николая Тургенева создать “Журнальное общество”, или, как он называл его, “Общество 19-го года и 19-го века”. В нем и было намечено издавать журнал “Россиянин XlX века”, или “Архив политических наук и Российской словесности”. Уже готовился первый номер журнала, обсуждались на заседаниях написанные для него статьи. Но царская цензура свирепела день ото дня, было запрещено печатать что бы то ни было о кре­постном праве. В этих условиях выход в свет задуман­ного журнала не мог состояться.

Значительна деятельность декабристов в “Вольном обществе любителей Российской словесности” и особенно в “Вольном обществе учреждения училищ по методе взаим­ного обучения”, т.е. в организации, распространявшей ланкастерскце школы. Ланкастерский метод был способом массового распространения просвещения. Его идеей была быстрая передача первоначальных знаний сразу боль­шому числу учеников: учитель давал бесплатный урок группе наиболее способных учеников, которые не­медля шли в группы еще не обученных и передавали им знания, полученные на уроке. Таким образом, обученные 10—15 человек сразу же могли обучить более сотни других учеников. Председателем общества был член Сою­за благоденствия граф Федор Толстой, одним из его заме­стителей — Федор Глинка, одним из секретарей — В. Кю­хельбекер. Общество действовало среди бедного люда. Большую роль ланкастерская система сыграла в армии — в Петербурге в училище для взрослых при штабе гвар­дейского корпуса и в казармах лейб-гвардии Павловского полка. Особенно велика была роль ланкастерского обуче­ния на юге, в дивизии декабриста Михаила Орлова. В Пе­тербурге Союз благоденствия обучил около тысячи людей, на юге — полторы тысячи.

Мы видим, что работа Союза благоденствия была не­малой.

Особенно стремились члены Союза благоденствия при­влечь к себе молодежь, оторвать ее от старого лагеря; они понимали, что надо противодействовать “староверству закоснелого дворянства” и иметь возможность воздейст­вовать “на мнение молодежи”. Члены Союза благоденст­вия открыто протестовали против крепостного права, воз­мущались Аракчеевым, военными поселениями, жестокой расправой с восстанием поселений в 1819 г., мобилизовывали общественное мнение против мракобесов Магниц­кого и Рунича, защищали передовую науку своего време­ни, предавали позору жестоких помещиков, освобождали от крепостной неволи талантливых самоучек, ратовали за распространение ланкастерских школ.

Противоборство беззакониям царского суда также вхо­дило в программу Союза благоденствия. В результате этой работы Союза, по свидетельству Глинки, “многие взяточники обличены, люди бескорыстные восхвалены, многие невинно утесненные получили защиту; многие вы­пущены из тюрем… иные, уже высеченные (по пересмот­рении дел) прощены и от ссылки избавлены… купец Савастьев уже с дороги в Иркутск возвращен и водворен благополучно в семействе, а другой костромской мещанин, высеченный, лишенный доброго имени и сосланный в крепостную работу,… найден невинным и освобожден от крепостной работы, и возвращен восвояси, и отдано ему честное имя”.

Ряд членов Союза благоденствия писал обстоятельные записки для подачи царю о вреде крепостного права, о не­обходимости его отменить, о неотложности реформ.

Пушкинская “Деревня” также призывала царя к ос­вобождению крестьян. В последних строках знаменитого стихотворения гораздо более требования к царской вла­сти, нежели надежды на нее:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Но заря не взошла. Стихи Пушкина были вручены Александру I, тот просил передать поэту благодарность — едва ли искреннюю. Но через несколько месяцев царь сказал, что Пушкина надобно сослать в Сибирь, потому что “вся Россия наводнена его возмутительными стиха­ми”. Вскоре “по манию царя” Пушкина сослали — не в Сибирь, а на юг — в Кишинев

К значительной работе Союза благоденствия отнесем и два совещания (“съезда”) его Коренной управы: Петер­бургское совещание 1820 г. но вопросу о республике и Московский съезд 1821 г., которые повернули движение и декабристов на новую дорогу.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

www.ronl.ru

Реферат: Союз благоденствия

Союз благоденствия

В 1818 году начала свою деятельность новая декабристская организация – Союз благоденствия.

Союз благоденствия также был конспиративной организацией  и имел те же основные цели борьбы, что и Союз спасения, — ликвидацию крепостного права и самодержавия.

Последователи философов-просветителей XVIII века, декабристы полагали, что “миром правят мнения”. Общественное мнение – вот сила, которой надо овладеть, именно она свалит феодализм.

Для овладения общественным мнением Союз благоденствия должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и легальных организаций и руководить ими. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодёжи. Предполагалось, что в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнение и примерно около 1840 года произойдёт революция.

Число членов тайного общества превысило 200 человек. Передовая молодёжь повсюду смело выступала против старых, отживших форм жизни, тормозивших движение страны вперёд. Чацкий, произносящий жаркие речи против старой жизни, — живая фигура того времени, а “Горе от ума” – великий памятник эпохи.

Далеко не всё, задуманное членами Союза благоденствия, было осуществлено – многое так и осталось в замысле. Но всё же за годы своего существования (1816 – 1821гг.) Союз благоденствия сделал немало. Он оформился организационно, развернул большую работу над своей программой, создал первую часть своего устава – “Зеленой книги”. Главные управы Союза, как показывает Сергей Муравьёв-Апостол, “находились в Петербурге, Москве и Тульчине”. Главная – Коренная управа общества находилась в Петербурге.

Литературное общество “Зелёная лампа” являлось филиалом Союза благоденствия. Заметим, совпадения цвета лампы и устава Союза – “Зелёной книги”: зелёный цвет – символ надежды.

Офицеры – члены общества претворяли идеи “Зелёной книги” на практике: отмена телесных наказаний, обучение в юнкерских школах в армии.

Однако неудовлетворённость просветительной деятельностью в условиях роста крестьянских волнений, выступлений в армии, революционных событий в Европе привели к радикализации части Союза. В1821 году в Москве собрался съезд Коренной управы. Они объявили Союз благоденствия “распущенным”, чтобы облегчить отсев “ненадёжных членов”, выступавших против заговора и насильственных мер.

Список литературы

М. В. Нечкина. Декабристы, М., 1975, стр. 35.

www.neuch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о