Полибий — Википедия
Полибий | |
---|---|
Дата рождения | ок. 200 до н. э. |
Место рождения |
|
Дата смерти | ок. 118 до н. э. |
Место смерти |
|
Род деятельности | математик, историк, писатель, военнослужащий |
Отец | Ликорт |
Полибий на Викискладе | |
Произведения в Викитеке |
Поли́бий (др.-греч. Πολύβιος, лат. Polybius; ок.
ru.wikipedia.org
Полибий : краткая биография
Краткая биография
Поли́бий (др.-греч. Πολύβιος, лат. Polybius; ок. 200 до н. э., Мегалополь, Аркадия — ок. 120 до н. э., там же) — древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» («Истории») в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 до н. э. по 146 до н. э. Из книг «Истории» полностью сохранились только первые 5, остальные дошли в более или менее подробных изложениях.
Полибий происходил из знатного аристократического рода городской общины. Его отец Ликорт неоднократно занимал важнейшие должности в Ахейском союзе, куда входил Мегалополь: начальника союзной конницы и стратега, фактически обладавшего всей полнотой исполнительной власти в союзе, начальника вспомогательного войска союза, а также избирался в посольства. Полибий знал поэзию Гомера, в полемике с другими историками обращался к несохранившемуся произведению Аристотеля, содержавшему описание конституций 158 полисов. Судя по собственным высказываниям был неверующим (Полибий, Всеобщая история, IV, 5—8; VI, 56, 6—9; X, 2, 10 —12; XI, 7; XIV, 2).
В 169 до н. э. Полибий был избран на пост союзного гиппарха. В это время он пытался наладить отношения с союзниками Рима, произносил речи в народном собрании, предпринял дипломатическую поездку в римский военный лагерь в Македонии с предложением военной помощи и т. д. Он служил гиппархом при римском полководце Луции Эмилии Павле, стоявшем во главе союзных римско-греческих войск, ведших войну с македонским царем Персеем, а после поражения последнего при Пидне в 168 до н. э. Полибий в числе тысячи знатных ахейцев был отправлен в Италию по обвинению в недостаточно активной поддержке римлян. По прибытии туда в 167 до н. э. его оставили в Риме — по желанию Эмилия Павла, сделавшего его наставником своих сыновей. С того времени Полибий вошёл в «кружок Сципиона». Имеется свидетельство о пребывании историка во главе исследовательской экспедиции в Египте, Александрии, Гадесе, Керне и Атлантическом океане. В 151 до н. э. Полибию удалось использовать своё влияние на Сципиона, чтобы добиться освобождения оставшихся в живых ахейцев. К моменту завершения Третьей Пунической войны Полибий вернулся из экспедиции и стал свидетелем падения Карфагена. В рассказе о полном разрушении города основное внимание он уделил Сципиону Эмилиану.
Примерно с 145 до н. э. Полибий принял участие в сенатской комиссии из 10 человек для политической реорганизации Греции. По ходатайству Полибия не были отправлены в Рим скульптурные изображения Ахея и Арата, он также отказался получить в дар от римлян конфискованное имущество лидеров антиримских выступлений и просил своих друзей не покупать ничего из этого. Деятельность Полибия была положительно оценена некоторыми слоями греческого общества, в отдельных городах ему воздавали высшие почести как при жизни, так и посмертно. По свидетельству Лукиана, Полибий, упав с лошади, заболел и умер в возрасте 82 лет.
«Всеобщая история»
Как отмечает БСЭ, «Полибий называл свою „Историю“ прагматической (др.-греч. pragmatikos — деловой, от др.-греч. pragma — дело), понимая под этим изложение в первую очередь событий политической и военной истории. Считая историю наставницей жизни, он видел главную задачу историка не в описании, а в объяснении событий, раскрытии причин явлений и их взаимосвязей».
Ещё Ливий часто использовал его, предпочитая даже анналистам, по его оценке Полибий — «автор, заслуживающий большого уважения».
Комментарии к труду Полибия, до сих пор остающиеся лучшими, создал профессор Университета Ливерпуля Фрэнк Уильям Уолбэнк — «Исторический комментарий к Полибию» (A Historical Commentary on Polybius) в 3-х томах (1957, 1967, 1979).
Как отмечает проф. Э. Д. Фролов называя Полибия великим греческим историком, он «сводил исторический поиск к установлению и разграничению таких вполне реальных моментов, как повод, причина и начало событий, и вводил понятие судьбы (Tyche) лишь в тех случаях, когда от историка ускользала объективная связь явлений». По БСЭ, отношение к «судьбе» у Полибия «непоследовательно: то он считает, что она могущественна и неотвратима, то её роль в событиях совершенно отвергает».
А. П. Беликов указывает Полибия «следующим Фукидиду в принципах глубокого исследования явлений». Полибий описывал события хронологически, по олимпиадам, подражая в этом Тимею.
Память
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Полибия кратеру на видимой стороне Луны.
Литература
- Мирзаев С. Б. Полибий. (Серия «Из истории политической и правовой мысли»). М.: Юрид. лит, 1986. 108 стр. 25000 экз.
- Самохина Г. С. Полибий: эпоха, судьба, труд. СПб., Изд-во СПбГУ, 1995. 191 стр. 215 экз.X
- Фриц К. фон. Теория смешанной конституции в античности: критический анализ политических взглядов Полибия. / Пер. с англ. (Серия «Профессорская библиотека»). СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. 419 стр.
worldofaphorism.ru
Краткая биография Полибия
Полибий (200? – 118 гг. до н. э.)
Выдающийся историк, грек по происхождению. Точная дата его рождения неизвестна, но Полибий родился в Мегалополе и происходил из знатного рода. Его отец, Ликорт, был крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза, четырежды занимал должность союзного стратега – главного военачальника объединенных войск государств, входивших в Ахейский союз.
С детства Полибий был в гуще политических событий и с детства слышал о Риме. Ахейский союз с 212 по 205 годы до н. э. вел с Римом войну, но затем вынужден был принять сторону римлян и даже воевать на стороне римлян против Македонии. Какое то время ахейцы получали даже пользу от союза с Римом – владения Ахейского союза увеличились, но затем Рим начал подминать ахейцев под себя. Полибий рано стал участвовать в политической жизни. В 180 м году до н. э. он, вместе со своим отцом, Ликортом, назначался послом Ахейского союза в Египте.
Назначение это было не только важным, но почетным, так как Полибию тогда не было еще 30 лет и по греческим канонам считалось, что он не достиг еще совершеннолетия. Полибий был не только дипломатом. Он участвовал в нескольких походах Ахейского союза и принимал личное участие в некоторых сражениях, командуя крупными воинскими отрядами.
Наверное, со временем Полибий мог бы занимать не меньшие должности, чем его отец, но в 167 году до н. э. взаимоотношения Ахейского союза и Рима обострились. Чтобы избежать войны и верного поражения, ахейцы вынуждены были отправить в Рим тысячу своих наиболее видных граждан. В числе заложников был и Полибий. Разрешения вернуться заложники ждали 17 лет.
Из тысячи человек дождалось этого лишь около трехсот. Кто то из заложников умер от старости, однако были и иные причины, по которым вновь увидеть Элладу сумели далеко не все – Павсаний, например, сообщает о том, что некоторые заложники предпринимали попытки побега (Paus. VII, 10, 6–11).
В отличие от многих других заложников в Риме у Полибия нашлись могущественные защитники – Квинт Фабий Максим и Публий Корнелий Сципион Африканский Младший, с которым Полибий дружил затем всю жизнь. Благодаря заступничеству этих людей Полибий не был сослан в захолустье, а оставался в Риме, пользуясь значительной свободой передвижения. Там он начал работать над своей «Всеобщей историей». В 150 м году до н. э. Полибий смог убыть на родину. Но вскоре началась Третья пуническая война. Полибий вернулся в Рим, а затем сопровождал командовавшего римскими войсками в Африке Сципиона, присутствуя при осаде и взятии Карфагена.
По возвращении на родину Полибий способствовал сглаживанию конфликтов между греками и римлянами, пользуясь уважением как со стороны греков, так и со стороны римлян, а кроме того, продолжал писать. Его «Всеобщая история» – огромный труд, рассказывающий о важнейших событиях во всем известном тогда эллинам и римлянам мире со времен начала Первой пунической войны и вплоть до конца Третьей пунической войны и взятия римлянами Карфагена, стал одним из наиболее выдающихся исторических произведений того времени и является неотъемлемой частью как греческой, так и римской культуры.
Насколько важен труд Полибия, можно судить по словам римского историка Тита Ливия, назвавшего Полибия «писателем, который надежен во всем, что касается римской истории вообще и в особенности тех событий, которые развертывались в Греции».
citaty.su
Биография Полибия
От античности дошли очень скудные сведения, относящиеся к биографии Полибия. Сам историк говорит о себе очень мало. Полибий был рожден по разным версиям в 211/0[1] г. до Р. Х. или 208 г. или 205 г. или 198 г. до Р. Х.точность даты зависит от источника, на который ссылается исследователь. Полибий родился в крупной и знатной семье, отец Полибия, Ликорт являлся крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза, он неоднократно избирался стратегом союза. С первых дней жизни Полибий был связан многочисленными узами с людьми, направлявшими всю политическую жизнь Ахейской федерации. Его блестящая военная и политическая карьера во многом определялась его происхождением, авторитетом его семь и связями.
Известен ряд промежуточных дат из жизни историка. Это 166/167 г. до Р. Х., когда Полибий вместе со своими соотечественниками был интегрирован в Рим. Известно также, что когда в 180 г. до Р. Х.он был назначен в посольство к Птолемею V, он не достиг еще необходимого возраста, т.е. 30 лет. Упоминается также, что в 183 г. он нес урну с прахом Филопемена. Второй раз имя историка упоминается в связи с несостоявшимся посольством в Египет в 180 г. до Р. Х.[2]
Можно предположить что, что он участвовал вместе со своим отцом в Мессенском походе 182 г. до Р. Х. Не вызывает сомнений что Полибий имел опыт ведения военных действий.
В 170/169 г. до Р. Х. Полибий был избран гиппархом. В 169 г. до Р. Х. он был назначен во главе посольства к консулу в Фессалию[3]. В 167 г. Полибий вместе со своими соотечественниками был интернирован в Рим. Благодаря ходатайствам Квинта Фабия Максима и Сципиона Эмилиана он, в отличие от своих соотечественников, которых расселили по городам Этрурии, был оставлен в Риме[4].
Полибий был введен в дом Сципионов. С этого времени начинается тесная дружба с Сципионом Эмилианом, которая продолжалась всю жизнь и которой наш историк очень гордился. Отношения между Полибием и Эмилианом происходило на равных. Полибий знал обо всех происходящих событиях. Он неоднократно давал советы Сципиону и по сообщению Павсания: « Всякий раз, когда Сципион следовал увещеваниям Полибия, он добивался успеха. А в чем он не внял его увещеваниям, терпел, как рассказывают, неудачи[5]». Известно, наконец, что Полибий присутствовал в 146 г. при захвате Карфагена и сдачи в плен карфагенского полководца Гасдрубала. На период со 149 по 146 гг. падает большое путешествие нашего историка вдоль западного побережья Африки, которое еще при жизни принесло ему большую известность.
Полибий мог стать лидером Ахейского союза, но в связи с занятостью сенатом военными действиями в Северной Африке, вопрос о Ахейском союзе был отодвинут на второй план. После разгрома Ахейского союза, Полибию было поручено обходить все греческие города и разрешать все споры до тех пор, пока жители не привыкнут к новым установлениям. С этого времени и до самой смерти в руках Полибия находились все нити умиротворения соотечественников. Полибий сам устанавливал для греческих городов некоторые законы. На основании сообщения Павсания можно предположить, что законодательная деятельность Полибия была санкционирована сенатом на основании ходатайства полисов, ранее входивших в Ахейский союз.
Помимо «Всеобщей истории» им были написаны: биография Филопемена, труды, посвященные экваториальным землям, событиям нумантийской войны, об организации римской армии и тактике военных действий[6].
Деятельность Полибия была положительно оценена некоторыми слоями греческого общества. В отдельных городах ему были возданы почести при жизни и после смерти. Павсаний сообщает о стеле на центральной площади Мегалополя с рельефным изображением и надписью что он много путешествовал и был союзником римлян, что он написал «Всеобщую историю» и т. д. Неподалеку в храме Владычицы, изображение Полибия венчалось надписью: «Эллада не пострадала бы вовсе, если бы следовала во всем указаниям Полибия; потом, когда ошибка была сделана, он один помог ей». Изображения Полибия имелись также в храме Мантинеи, в Палантии в храме Коры, на площади, на площади Тегеи.
По свидетельству Лукиана Полибий, упав с лошади, заболел и умер в возрасте 82 лет.[7]
«Всеобщая история» Полибия
Историографическое творчество Полибия замыкает собой большой период истории описания независимой Эллады. Труд состоит из 40 книг. С 1 по 5 Полибий рассказывает о событиях с 260 по 220 гг. Полностью была утеряна 17 книга, многие отрывки утеряны в большинстве книг.
Он стремится создать свой канон написания исторического произведения. По его мнению, оно должно носить всеобщий характер, т.е. охватывать в своем изложении события, одновременно происходящие как на западе, так и на востоке, причем изложение должно быть синхронным. Далее, история не должна носить праздный, развлекательный характер, предназначенный позабавить досужего читателя. Напротив, ее задача научить его, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах в будущем, аналогичных или сходных произошедшим в прошлом[8]. Полибий формирует деловой, прагматической истории. Он требует от историков, чтобы они обладали достаточным опытом в военных и политических делах. По мнению Полибия историк должен быть свидетелем тех событий, о которых он пишет. Сам Полибий говорит о себе: «Я не только был очевидцем большинства событий, но и учувствовал в них и даже направлял их[9]». События, которые охватывает книга, датируются с 260 по гг. до Р. Х. по 146 г до Р. Х.
Другим существенным элементом является роль судьбы. У Полибия она выступает как некая полновластная правительница мира. Люди и целые государства не в силах изменить ее решения и могут лишь вверить себя, ее воли. Также судьба выступает в роли устроителя и распорядителя состязания, эта функция у Полибия применяется к локальным событиям. Также судьба могла раздавать царские венцы. В ряде случаев судьба выступает в роли помощника в человеческих делах. К «судьбе-помощнику» близка «судьба-дарительница». Судьба может наделять людей хорошими качествами. Судьба выполняет у Полибия роль некоего пробного камня, на котором испытываются характеры людей. Судьба может выполнять роль наставницы. Она может доставить успех людям наделенным доблестью, мужеством. Важной функцией судьбы является обновление мира. Судьба постоянно совершает что-либо новое и постоянно вступает в спор с жизнями людей. Судьба выступает у Полибия как решающий аргумент в той или иной ситуации.
Полибий дает 6 форм государственного устройства. Первая это единовластие, характерным для нее является господство физической силы и отсутствие нравственных установлений. С началом развития единовластия на основе нравственных понятий, которые Полибий связывает с образованием семьи и семейных отношений[10] единовластие превращается в царскую власть. Когда глава отличается рассудительностью, когда царь не сильно отличается от стального народа, а власть не передается по наследству можно говорить о монархии. Но когда царь начинает вести разгульный образ жизни, отличается необыкновенным одеянием от подданных, начинают передавать власть по наследству.
Далее Полибий переходит к описанию олигархии и аристократии. Истинная аристократия управляется на выборной основе справедливейшими и разумнейшими людьми. Олигархия мыслится как форма правления, основанная на противоположных качествах – отсутствии выборности и своекорыстии людей, стоящих у власти. Хорошую демократию Полибий определяет как преобладание мнения большинства. Остальные признаки демократии носят морально-этический характер: почитание богов, забота о родителях, уважение старших и почитание законов. Охлократию Полибий определяет следующим образом: «Нельзя считать демократическое устройство такое, в котором чернь может делать, что хочет и мыслит для себя».
Внутреннее развитие форм проходит 5 стадий: зарождение, возрастание, расцвет, изменение, завершение. Также Полибий показывает форму смешанного государства, где соединяются преимущества лучших форм государства и которое не проходит цикл развития.
В результате мы видим, что Полибий во «Всеобщей истории» показал не только конкретные события коих он был современником или о которых узнал от очевидцев, но и показал нам канон настоящего исторического труда, показал роли судьбы в историческом процессе, а также передал развитие форм государственности.
biofile.ru
Полибий — биография, список книг, отзывы читателей
Биография писателя
Поли́бий — древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» («Истории») в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 до н. э. по 146 до н. э. Из книг «Истории» полностью сохранились только первые 5, остальные дошли в более или менее подробных изложениях.
Полибий происходил из знатного аристократического рода городской общины. Его отец Ликорт неоднократно занимал важнейшие должности в Ахейском союзе, куда входил Мегалополь: начальника союзной конницы и стратега, фактически обладавшего всей полнотой исполнительной власти в союзе, начальника вспомогательного войска союза, а также избирался в посольства. Полибий знал поэзию Гомера, в полемике с другими историками обращался к несохранившемуся произведению Аристотеля, содержавшему описание конституций 158 полисов. Судя по собственным высказываниям был неверующим.
В 169 до н. э. Полибий был избран на пост союзного гиппарха. В это время он пытался наладить отношения с союзниками Рима, произносил речи в народном собрании, предпринял дипломатическую поездку в римский военный лагерь в Македонии с предложением военной помощи и т. д. Он служил гиппархом при римском полководце Луции Эмилии Павле, стоявшем во главе союзных римско-греческих войск, ведших войну с македонским царем Персеем, а после поражения последнего при Пидне в 168 до н. э. Полибий в числе тысячи знатных ахейцев был отправлен в Италию по обвинению в недостаточно активной поддержке римлян[1]. По прибытии туда в 167 до н. э. его оставили в Риме — по желанию Эмилия Павла, сделавшего его наставником своих сыновей. С того времени Полибий вошёл в «кружок Сципиона». Имеется свидетельство о пребывании историка во главе исследовательской экспедиции в Египте, Александрии, Гадесе, Керне и Атлантическом океане. В 151 до н. э. Полибию удалось использовать свое влияние на Сципиона, чтобы добиться освобождения оставшихся в живых ахейцев. К моменту завершения Третьей Пунической войны Полибий вернулся из экспедиции и стал свидетелем падения Карфагена. В рассказе о полном разрушении города основное внимание он уделил Сципиону Эмилиану.
Примерно с 145 до н. э. Полибий принял участие в сенатской комиссии из 10 человек для политической реорганизации Греции. По ходатайству Полибия не были отправлены в Рим скульптурные изображения Ахея и Арата, он также отказался получить в дар от римлян конфискованное имущество лидеров антиримских выступлений и просил своих друзей не покупать ничего из этого. Деятельность Полибия была положительно оценена некоторыми слоями греческого общества, в отдельных городах ему воздавали высшие почести как при жизни, так и посмертно. По свидетельству Лукиана, Полибий, упав с лошади, заболел и умер в возрасте 82 лет.
readly.ru
Полибий — краткая биография
Полибий (200? – 118 гг. до н. э.)
Выдающийся историк, грек по происхождению. Точная дата его рождения неизвестна, но Полибий родился в Мегалополе и происходил из знатного рода. Его отец, Ликорт, был крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза, четырежды занимал должность союзного стратега – главного военачальника объединенных войск государств, входивших в Ахейский союз.
С детства Полибий был в гуще политических событий и с детства слышал о Риме. Ахейский союз с 212 по 205 годы до н. э. вел с Римом войну, но затем вынужден был принять сторону римлян и даже воевать на стороне римлян против Македонии. Какое то время ахейцы получали даже пользу от союза с Римом – владения Ахейского союза увеличились, но затем Рим начал подминать ахейцев под себя. Полибий рано стал участвовать в политической жизни. В 180 м году до н. э. он, вместе со своим отцом, Ликортом, назначался послом Ахейского союза в Египте.
Назначение это было не только важным, но почетным, так как Полибию тогда не было еще 30 лет и по греческим канонам считалось, что он не достиг еще совершеннолетия. Полибий был не только дипломатом. Он участвовал в нескольких походах Ахейского союза и принимал личное участие в некоторых сражениях, командуя крупными воинскими отрядами.
Наверное, со временем Полибий мог бы занимать не меньшие должности, чем его отец, но в 167 году до н. э. взаимоотношения Ахейского союза и Рима обострились. Чтобы избежать войны и верного поражения, ахейцы вынуждены были отправить в Рим тысячу своих наиболее видных граждан. В числе заложников был и Полибий. Разрешения вернуться заложники ждали 17 лет.
Из тысячи человек дождалось этого лишь около трехсот. Кто то из заложников умер от старости, однако были и иные причины, по которым вновь увидеть Элладу сумели далеко не все – Павсаний, например, сообщает о том, что некоторые заложники предпринимали попытки побега (Paus. VII, 10, 6–11).
В отличие от многих других заложников в Риме у Полибия нашлись могущественные защитники – Квинт Фабий Мак
ymnoskazano.ru
Полибий
| ||||||||||||||||||||||
www.rulit.me