Биография джон мильтон – МИЛЬТОН, Джон — Біографія — Письменник — Автор — Зарубіжна литература

Джон Мильтон. Подробная биография

Джон Мильтон – английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов – родился 9 декабря 1608 года в Лондоне в семье успешного нотариуса.

Мильтон получил очень хорошее образование — сначала дома и в школе св. Павла, а потом — в Кембриджском университете. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Там написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637-1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

В противоположность большинству великих людей Мильтон провёл первую половину жизни в полной душевной гармонии, страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость. Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм: «L’Allegro» («Весёлый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»), где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях: в радостном и созерцательно-грустном, показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.

Поэма «Люсидас» («Lycidas») даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки. «Комос» («Comus») – одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks), на которые в то время ещё не прошла мода.

С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности Мильтона. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib»), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.

В 1642 женился на Мэри Поуэл — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый же год и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»). В феврале 1652 Мильтон ослеп.

На старости писатель очутился один в тесном кругу семьи — третьей жены (первая и вторая умерли) и трех дочерей от первого брака; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни,

с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»). «Потерянный рай» появился в печати в 1667, «Возвращённый рай» и «Самсон-борец» — в 1671.

«Paradise Lost» — христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Пуританин Мильтон избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают реализма описаний.

Поэма «Возвращённый рай» передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно. В трагедии, написанной Мильтоном в дни старости, — «Самсон-борец» — поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своей партии.

Перейдя в ряды партии «индепендентов», Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова («Ареопагитика» — «Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England»). Из остальных 24 памфлетов первый («О реформации» — «Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it») появился в 1641, а последний — («Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» — «A ready and easy way to establish a free Commonwealth») в 1660; таким образом, они охватывают всё течение английской революции.

При наступлении парламентского правления Мильтон занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях» («Eikon Basilike»), появившийся после казни Карла I. Мильтон написал памфлет «Иконоборец» («Eikonoklastes»), в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика Мильтона с другими политическими и религиозными противниками, Салмазием и Морусом.

Возможно, Мильтон был основателем «Клуба телячьей головы», созданного в 1650 для того, чтобы насмехаться над памятью казнённого короля.

Джон Мильтон умер 8 ноября 1674 года в Лондоне.

Биография

Произведения

Критика

Ключевые слова: Джон Мильтон, John Milton, биография Джона Мильтона, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, английская литература 17 в., английские писатели 17 в., жизнь и творчество Джона Мильтона

md-eksperiment.org

Мильтон Джон

Джон Мильтон (1608-1674 г.г.) — величайший английский поэт, общественный и политический деятель, автор множества художественных произведений, а также трактатов, памфлетов, философских и теологических статей.

Полная громкими историческими событиями и сложными жизненными поворотами биография Джона Мильтона — яркий и впечатляющий пример служения своему народу.

Первые уроки детства

Родился Джон 9 декабря 1608 г. в Лондоне, в интеллигентной семье. Его отец был нотариусом. Мальчик с юных лет получил хорошее домашнее воспитание: в его доме музицировали, устраивали литературные вечера, его рано научили читать. Кроме домашних Джон получал уроки в школе Святого Павла.

В шестнадцать лет Дж. Мильтон отправляется в Кембридж, для поступления в Крайстс-колледж. В 1625 г. он начинает учебу и успешно справляется с программой. Согласно традициям, сложившимся в закрытых учебных заведениях Англии, родители или опекуны воспитанников несколько раз в год получают из школы письма об успехах или, наоборот, неуспеваемости учеников. Отец не мог нарадоваться уму, таланту и прилежности своего сына. Еще немного, и Джон окончит курс, получит степень магистра искусств, плюс ему будет присвоен духовный сан… Но вышло иначе.

Возникла неожиданная коллизия. Первый ученик класса и школы категорически отказался от церковной карьеры. А раз так — то он обязан оставить колледж. И Дж. Мильтон, недолго думая, покидает Кембридж. На компромисс с совестью он не идет.

В родном имении

Последующие шесть лет Джон проводит в имении отца Хортон (графство Бакингемшир), где продолжает учиться — только уже самостоятельно, и пробует писать. Первые поэтические опыты показали, что принялся за них не едва оперившийся юнец, а фактически зрелый мастер. По мнению критиков и исследователей творчества Дж. Мильтона, уже самые первые его литературные произведения достойны того, чтобы навсегда внести имя автора в историю английской и мировой литературы.

Среди написанного в ранний период творчества автора выделяются поэмы «Радостный», «Задумчивый», «Комус». Это наиболее интересные образцы поэзии начинающего литератора. Дж. Мильтон противопоставляет чистоте помыслов — искушения и пороки, задумывается о природе чувств, о борении человека с самим собой.

Путешествие и первые трактаты

В 1638 г. Дж. Мильтон отправляется в двухгодичное путешествие по Европе. Оплачивает его и дает согласие на поездку — отец-нотариус. Джон знакомится с Францией и Италией, он очарован красотами этих стран, их изысканной архитектурой, памятниками, дворцами, веселыми, жизнерадостными людьми. После чопорной Англии он словно попал на другую планету!

В Италии ему доведется познакомиться с самим Галилео Галилеем! А впрочем, что же тут удивительного? Широко образованного англичанина тянуло к таким же людям, как он сам, — ученым, целеустремленным, талантливым. Но путешествие внезапно прерывается: в Англии неспокойно, назревает гражданская война, надо возвращаться домой.

Сторонники Стюартов в лице короля Карла 1 противостоят молодым силам — нарождающимся «республиканцам» в лице парламентариев. На чьей стороне Дж. Мильтон? Просвещенный человек, конечно же, на стороне молодого, здорового, сильного. На стороне республики.

Джон пишет памфлеты «Рассуждение об управлении церковью», «О реформации в Англии», в которых показывает себя достойным гражданином и зрелой личностью.

Для сыновей брата Мильтон открывает частное учебное заведение. Он хочет, чтобы Эдуард и Джон росли, интересуясь не только скачками и чтением светской хроники. Он хочет видеть племянников политически активными, влияющими на происходящее в меру своих сил и способностей. То, чего не было в нем никогда, — так это равнодушия, нелюбознательности и косности. Он не приемлет этих черт и в самых близких людях.

Семейная жизнь

Вернувшись с отдыха в предместье Оксфорда, молодой человек представил близким свою невесту Мэри Пауэлл. К сожалению, семейная жизнь сразу не заладилась. Молодая жена вскорости оставила мужа и отправилась погостить к родным… Да и задержалась там на несколько лет. Причина семейных разногласий могла заключаться и в том, что Джон взял жену из «гнезда роялистов», сам же он всегда был убежденным противником монархии.

Завершение гражданской войны и победа парламента

Королевские войска не сумели защитить Карла 1, и в один из январских дней 1649 г. он был казнен. Дж. Мильтон выступил с трактатом «Обязанности государей и правительств», в котором обосновал закономерность осуществленного акта. Вскоре ему поступает приглашение поработать в Госсовете секретарем по переписке.

В это же время распространяется памфлет, написанный анонимным роялистом под названием «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях». Дж. Мильтон остроумно вышучивает автора ответным сочинением «Иконоборец», его доводы безупречны. Но бурлит Европа, возмущенная казнью монарха. Мильтон пишет по-латыни «Защиту английского народа», «Повторную защиту» и «Оправдание для себя». Это был акт гражданского мужества: публично, ярко, доказательно, смело и убежденно защитить позицию, занятую парламентом, провозгласить цели и задачи Английской революции.

Беды и несчастья

Увы, вторая половина жизни блестящего поэта и политического деятеля полна невзгодами. В начале 1652-го года Джон слепнет. Почти сразу же умирает от родов его жена. Летом этого же года уходит из жизни единственный сын, ни разу не ступивший ножками на землю. Мильтон потрясен чередой свалившихся на него несчастий. В довершение всего, революция, в которую он так верил и чьего прихода так ждал, выродилась в диктатуру. В стране назревает хаос, церковь раскололась… В народе и среди элиты все чаще и чаще идет речь о реставрации правления Стюартов.

Несмотря на слепоту, Дж. Мильтон не оставлял своих обязанностей в секретариате вплоть до 1655 г. Он диктовал памфлеты, письма, распоряжения. «Трактат об участии гражданской власти в делах церковных» и «Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» были опубликованы в 1559-1660 г.г.

Воцарение на английском троне Карла II стало потрясением для Мильтона и его личной трагедией. Поэт оказался в тюрьме, откуда стараниями своих друзей и единомышленников он с большим трудом был выпущен.

«Потерянный рай»

Одна из вершин английской поэзии, философская поэма с библейским сюжетом «Потерянный рай». была написана Дж. Мильтоном в 1667 г.

Задолго до того, как Бог создал землю и людей, Сатана восстал против Всевышнего и сумел привлечь на свою сторону часть ангелов. Бог отправил всю камарилью в ад: там им место. Но архонты не успокоились. Они обсуждают надвигающееся событие: будто бы скоро Бог создаст новых существ и поселит их на одной из планет. И любить будет их так же, как ангелов…

Раз Сатане нет места в раю, то он может попытаться захватить новый мир. Враг Творца летит по Вселенной в поисках людей. Вначале он оборачивается херувимом. Ему указывают на планету Земля, и Сатана, приняв облик ворона, пикирует на вершину Древа Познания. Подслушав разговор Адама и Евы, он узнает, что им запрещено вкушать плоды с этого дерева. И тогда у средоточия зла рождается план. Надо разбудить в людях жажду познания, заставить их нарушить запрет Всевышнего.

Поэма глубоко метафорична, она написана высоким слогом и, в конечном счете, провозглашает право человека на свободу выбора. Право каждого — жить по совести. Читателей очаровывает мистическая сила песни в «Потерянном рае», когда побежденный Сатана посылает проклятия в адрес Творца. Под впечатление от этих строк подпали впоследствии и Байрон, и другие поэты-романтики.

Противостоит «демонической» поэзии описание рая, где жили первые люди и откуда они впоследствии были изгнаны. Дж. Мильтон мастерски, отточенным пером рисует буколические картины, от которых захватывает дух, так они поэтичны, так зримы.

Поэма «Возвращенный рай» — не продолжение, а вполне самостоятельное произведение. Она рассказывает об искушении Сына божьего силами зла.

В поэме-драме «Самсон-борец» звучат пессимистические нотки. Слепой, тяжело больной, растерявший своих близких, проигравший политическую борьбу вместе со своей партией, но энергичный и непреклонный, гениальный поэт — подводит итоги своей жизни.

Автор «Потерянного рая» скончался 8 ноября 1674 г. в Лондоне.

Джон Мильтон — титан английской и мировой литературы, гордость свободолюбивого народа Англии и всего человечества. Именем поэта назван кратер на планете Меркурий.

 

biblioman.org

Джон Мильтон — краткая биография.

Джон Мильтон — знаменитый английский поэт, публицист, мыслитель, политический деятель — родился в Лондоне 9 декабря 1608 г. Его отцом был успешный нотариус, разносторонне образованный человек, придерживавшийся, тем не менее, пуританских взглядов, воспитывавший сына в духе аскетизма и религиозного поклонения. Джон Мильтон был прекрасно образованным человеком. После обучения дома и в школе св. Павла в 1625 г. он стал студентом Крайстс-колледжа Кембриджского университета, который окончил в 1632 г. с получением степени магистра искусств.

Сделав тяжелый выбор, Мильтон отказывается от карьеры духовного лица и на шесть лет уезжает в отцовское имение, расположенное неподалеку от столицы, где продолжает самостоятельно заниматься. В начале 1638 г. он отправляется в путешествие по Франции и Италии, в ходе которого знакомится со многими знаменитостями, в частности, с Г. Галилеем. В 1639 г. срочно возвращается в Англию в связи со слухами о приближающейся гражданской войне.

Ранние стихотворные произведения Джона Мильтона — короткие поэмы «Веселый» и «Задумчивый», драматическая пастораль «Комус» — являются отражением его светлого настроения, внутренней гармонии. Другие периоды его биографии были уже далеко не такими безоблачными. Поселившись после путешествия в Лондоне, Мильтон основал частное учебное заведение, в котором обучал племянников, но уже скоро увлекся общественной, публицистической деятельностью. В 1641 г. опубликован первый прозаический памфлет, посвященный английской Реформации. Впоследствии Мильтон, будучи ярким приверженцем революции, врагом монархии, напишет целый ряд политических памфлетов на злобу дня, красноречиво демонстрирующих его ораторский дар, богатое воображение и неравнодушие к судьбам родины.

В 1642 г. поэт женился на Мэри Пауэлл, молоденькой девушке, с которой у него было очень мало общего. Через месяц совместной жизни новоиспеченная супруга уехала к родителям и вернулась только в 1645 г., на все это время лишив Мильтона покоя. На протяжении 1645-1649 гг. он стал намного меньше заниматься общественными делами, вероятнее всего, углубившись в предварительную работу над историей Британии. Казнь в январе 1649 г. Карла I заставила его расстаться с уединением и разразиться смелым памфлетом «Обязанности государя и правительств». В марте 1649 г. Мильтона назначают секретарем при Государственном совете, в обязанности которому вменялась переписка на иностранных языках.

50-ые стали в жизни Мильтона настоящей черной полосой. В феврале 1952 г. он полностью лишился зрения, в мае при родах умерла супруга, в июне умер маленький сын. Вторая жена, с которой он связал судьбу в конце 1656 г., умерла в начале 1658 г. До 1655 г. слепой Мильтон продолжал работать секретарем с помощью помощников — переписчиков, чтецов.

В период 1660-1674 гг. Мильтон по-человечески был совершенно одинок: с оставшимися двумя дочерьми отношения у него не складывались. После воцарения на престоле Карла II он подвергся опале. Его острые политические памфлеты сожгли, ему довелось сидеть в тюрьме, даже сама его жизнь оказалась в опасности и была спасена только благодаря влиятельным друзьям. Однако именно в это непростое время он пишет лучшие свои произведения, посвященные библейской тематике, — «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), а также «Самсоноборец» (1671), которые стали достойным окончанием его литературного пути. Восьмого ноября 1674 г. Джон Мильтон скончался в Лондоне.

www.wisdoms.ru

Биография Джона Мильтона — биография Мильтона Д.

Дата рождения: 9 декабря 1608 года
Место рождения: Лондон, Англия
Дата смерти: 8 ноября 1674 года
Место смерти: Лондон, Великобритания

Джон Мильтон – английский поэт, общественный деятель.

Джон Мильтон был рожден ив Лондоне в декабре 1608. Его родители были интеллигентами: отец – нотариусом. Мать – домохозяйкой. Уже в юности Джон стал получать домашнее образование, увлекался музицированием, чтением книг. Помимо домашнего обучения посещал школу Святого Павла. В 16 лет отправился в Кембридж для обучения в Крайстс-колледже и в 1625 приступил к обучению.

Он успешно справлялся с программой, родители получали письма об его успехах в обучении и не могли нарадоваться уму, прилежности и талантов. После окончания курса Мильтон должен был получить степень магистра искусств и духовный сан, но от последнего он отказался и был исключен из колледжа. Недолго думая, он едет домой. Следующие 6 лет он учится самостоятельно в имении отца Хортон. Начинает писать стихи, причем сразу удачные. Критики оценили его высоко и даже готовы были сразу внести имя автора в историю английской и даже мировой литературы.

Самыми известными поэмами автора раннего периода являются Радостный, Комус и Задумчивый. Они интересны тем, что в них описаны искушение и пороки, природа чувств, борьба человека с самим собой. В 1638 отправился в путешествие по Европе, два года колесил по странам.

Поездку оплачивал его отец. Джон познакомился с Италией, Францией, изучал их архитектуру, дворцы, жизнь людей, памятники. Когда стала назревать гражданская война в Англии, он вернулся домой. Стюарты противостояли Карлу Первому , Джон встал на сторону республиканцев, писал памфлеты. Вскоре для своих племянников открыл учебное заведение.

Вскоре он и сам женится на дочери представителей роялистов. Увы, семейная жизнь не наладилась. Молодая жена уехала погостить к родственникам и не вернулась. В январе 1649 был казнен Карл Первый, Джон выступил с трактатом о закономерности данного акта и скоро получил должность секретаря по переписке в Госсовете. Тогда же появился памфлет, написанный анонимно, об образе короля. Джон высмеивает его, ответно сочиняет памфлет Иконоборец с безупречными доводами.

Европа бурлит, Мильтон пишет на латинском несколько защитных стихов, показал свою позицию, провозгласил задачи и цели революции. В начале 1652 он слепнет, от родов умирает его вторая жена, а летом уходит из жизни единственный новорожденный сын. Вдобавок революция перестает в диктатуру, происходит раскол церкви, назревает хаос, народ хочет возвращения Стюартов на трон. Мильтон не сдает своих позиций, продолжает работать, диктуя памфлеты, распоряжения, письма. В 1660 опубликованы сразу два трактата. После победы Карла Второго и вступления его на трон Джона сажают в тюрьму, откуда его с трудом выпускают друзья.

В 1667 он пишет философскую поэму Потерянный рай, которую называют одной из вершин английской поэзии на библейские темы. Под впечатление от произведения попадают Байрон, другие поэты-романтики. Следующая поэма — Возвращенный рай. Потом последовал Самсон-борец.

Это стала последняя книга автора. Он скончался в ноябре 1674 в родном Лондоне, слепой, больной, без друзей и близких, проигравший правительству, но энергичный, гениальный и непреклонный в своих идеях.

Достижения Джона Мильтона:

• Многочисленные художественные произведения, памфлеты, трактаты, философские, теологические статьи

Даты из биографии Джона Мильтона:

Декабрь 1608 – рождение
1625 – обучение в Крайстс-колледже
1638 – путешествие по Европе
1652 – слепота
Ноябрь 1674 – смерть

Интересные факты Джона Мильтона:

• Был знаком с Галилео Галилеем
• Его имя носит кратер на Меркурии

the-biografii.ru

Джон Мильтон — биография, список книг, отзывы читателей

Бывало с вами такое, что судьба прям заставляет читать книгу. Всё началось два года назад, когда эта книга случайным образом появилась у меня, я не стала читать её сразу. Потом, в течении двух лет мне часто встречались упоминания о романе в других произведениях, и когда в один день про эту книгу сначала сказали в утреннем эфире, а потом вечером я встретила строки из «Потерянного рая» в романе «Моби Дик и белый кит», решила, ладно прочту.

В начале моего издания рассказано о жизни самого автора – Джона Милтона, она настолько интересна, что затмевает многие романы. Кроме литературы он увлекался политикой, был революционным деятель, но как оказалось, всё что он делал для народа было зря. Стало ещё хуже. В конце жизни он уже не мог видеть, и поэму «Потерянный и возвращённый рай» написал под диктовку.

Поэма начинается с истории падших ангелов. Кто хоть немного знаком с Библией знает, что Сатана является созданием божьим, но противоречил Богу. Собрал армию из ангелов и пошёл против Отца, за что был свергнут в ад вместе со своею свитой. И оттуда и начинается эта история. Месть — вот о чем мечтают падшие. И дальше наступает уже всем известная история – Адама и Евы.

Можно подумать, зачем писать о том, что уже есть в Библии. Но Милтон показывает эту историю с другой стороны, хотя сути и не меняет. Я даже немного сочувствую жителям ада, не самому Сатане, а другим ангелам.

Читает трудно, но интересно. Я её осилила за полгода, так как иногда просто не понимала смысл, тогда откладывала книгу на пару дней. «Потерянный и возвращённый рай» не подходит для лёгкого чтения, над каждым словом надо задумываться, запоминать имена падших ангелов и истинных, осмысливать действия персонажей. Ещё одна трудность – это рифма, она не всегда начинается в начале строки и заканчивается в конце. Например:

«Что в голову отца копьём ты метишь?
И для кого – ты знаешь? Для Того,
Кто там вверху сидит и над тобой
Смеётся! Возложил Он на тебя
Тяжёлый труд, чтоб исполнял ты кары,
Которые присудит гнев Его.»

Эту книгу надо захотеть читать, если заставлять себя, не увидишь красоты этого произведения. Через энное количество лет я перечту эту книгу, тогда оценю её ещё больше.
#Бойцовский_клуб
18. Книга из списка Бродского

readly.ru

Джон Мильтон — краткая биография.

Джон Мильтон — знаменитый английский поэт, публицист, мыслитель, политический деятель — родился в Лондоне 9 декабря 1608 г. Его отцом был успешный нотариус, разносторонне образованный человек, придерживавшийся, тем не менее, пуританских взглядов, воспитывавший сына в духе аскетизма и религиозного поклонения. Джон Мильтон был прекрасно образованным человеком. После обучения дома и в школе св. Павла в 1625 г. он стал студентом Крайстс-колледжа Кембриджского университета, который окончил в 1632 г. с получением степени магистра искусств.

Сделав тяжелый выбор, Мильтон отказывается от карьеры духовного лица и на шесть лет уезжает в отцовское имение, расположенное неподалеку от столицы, где продолжает самостоятельно заниматься. В начале 1638 г. он отправляется в путешествие по Франции и Италии, в ходе которого знакомится со многими знаменитостями, в частности, с Г. Галилеем. В 1639 г. срочно возвращается в Англию в связи со слухами о приближающейся гражданской войне.

Ранние стихотворные произведения Джона Мильтона — короткие поэмы «Веселый» и «Задумчивый», драматическая пастораль «Комус» — являются отражением его светлого настроения, внутренней гармонии. Другие периоды его биографии были уже далеко не такими безоблачными. Поселившись после путешествия в Лондоне, Мильтон основал частное учебное заведение, в котором обучал племянников, но уже скоро увлекся общественной, публицистической деятельностью. В 1641 г. опубликован первый прозаический памфлет, посвященный английской Реформации. Впоследствии Мильтон, будучи ярким приверженцем революции, врагом монархии, напишет целый ряд политических памфлетов на злобу дня, красноречиво демонстрирующих его ораторский дар, богатое воображение и неравнодушие к судьбам родины.

В 1642 г. поэт женился на Мэри Пауэлл, молоденькой девушке, с которой у него было очень мало общего. Через месяц совместной жизни новоиспеченная супруга уехала к родителям и вернулась только в 1645 г., на все это время лишив Мильтона покоя. На протяжении 1645-1649 гг. он стал намного меньше заниматься общественными делами, вероятнее всего, углубившись в предварительную работу над историей Британии. Казнь в январе 1649 г. Карла I заставила его расстаться с уединением и разразиться смелым памфлетом «Обязанности государя и правительств». В марте 1649 г. Мильтона назначают секретарем при Государственном совете, в обязанности которому вменялась переписка на иностранных языках.

50-ые стали в жизни Мильтона настоящей черной полосой. В феврале 1952 г. он полностью лишился зрения, в мае при родах умерла супруга, в июне умер маленький сын. Вторая жена, с которой он связал судьбу в конце 1656 г., умерла в начале 1658 г. До 1655 г. слепой Мильтон продолжал работать секретарем с помощью помощников — переписчиков, чтецов.

В период 1660-1674 гг. Мильтон по-человечески был совершенно одинок: с оставшимися двумя дочерьми отношения у него не складывались. После воцарения на престоле Карла II он подвергся опале. Его острые политические памфлеты сожгли, ему довелось сидеть в тюрьме, даже сама его жизнь оказалась в опасности и была спасена только благодаря влиятельным друзьям. Однако именно в это непростое время он пишет лучшие свои произведения, посвященные библейской тематике, — «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), а также «Самсоноборец» (1671), которые стали достойным окончанием его литературного пути. Восьмого ноября 1674 г. Джон Мильтон скончался в Лондоне.

www.wisdoms.one

Джон Мильтон — биография

Биография

МИЛЬТОН, ДЖОН (Milton, John) (1608–1674), великий английский поэт. Родился 9 декабря 1608 в Лондоне, в семье преуспевающего нотариуса, музыканта-любителя, человека разносторонне образованного.

В 1625 шестнадцатилетний Мильтон поступил в Крайстс-колледж Кембриджского университета, что должно было увенчаться через некоторое время степенью бакалавра, а затем магистра искусств. И в том и в другом случае требовалось принять духовный сан. После мучительных размышлений Мильтон решил отказаться от церковной карьеры. В двадцать четыре года он оставил Кембридж и уехал в отцовское имение Хортон (графство Бакингемшир), где провел шесть лет.

Из написанного за шесть лет по меньшей мере четыре стихотворных произведения обеспечили Мильтону место в анналах английской поэзии. L’Allegro (итал. «радостный») и Il Penseroso (итал. «задумчивый»; написаны, вероятно, ок. 1632) – небольшие идиллии, исследующие полярные темпераменты; Комус (Comus, 1634) – «маска», т.е. наполовину драматическое произведение; в 1637 Мильтон написал пасторальную элегию в память университетского товарища Люсидас (Lycidas).

Комус и Люсидас – наиболее яркие образцы раннего творчества Мильтона. В первом произведении благодаря волшебным силам целомудрие противостоит искушениям. Второе посвящено не столько смерти Э.Кинга, сколько рассуждениям о пастырском призвании. В Люсидасе поражает умение Мильтона в стихах с мощным синтаксисом и богатой мелодикой от строки к строке выдерживать общее настроение.

Семь лет колледжа с последующими шестью годами самостоятельных занятий в Хортоне не утолили жажду знаний в душе Мильтона, и, с благословения отца, в начале 1638 он отправился в двухгодичное путешествие по Европе. Слухи о неминуемой гражданской войне побудили его в 1639 спешно вернуться в Англию. По завершении написанной на латыни элегии Epitaphium Damonis (лат. Эпитафия Дамону) в память о товарище, с которым он учился в Сент-Полз-скул и Кембриджском университете, Мильтон открыл частное учебное заведение в Сент-Брайдз-Чёрчъярд для своих племянников, Джона и Эдуарда Филлипсов. Однако очень скоро его увлекли более насущные проблемы. В 1641 он обнародовал свой первый прозаический памфлет – трактат О реформации в Англии (Of Reformation in England). В том же году в свет вышли трактаты О епископском достоинстве высшего священства (Of Prelatical Episcopacy) и Порицания по поводу защиты увещевателя (Animadversions upon the Remonstrant’s Defence), затем последовали Рассуждение об управлении церковью (The Reason of Church Government, 1641–1642) и Оправдание Смектимнууса (An Apology for Smectymnuus, 1642).

Летом 1642 Мильтон отдыхал в течение месяца близ Оксфорда (из этих мест происходил его род) и вернулся домой с невестой, урожденной Мэри Пауэлл. В ее родне все были убежденными роялистами, Мильтон же был пуританином и, следовательно, противником существующей монархии. Ему было 33 года, ей – 16. Месяц спустя новоиспеченная г-жа Мильтон попросилась в гости к родителям и получила у супруга согласие на двухмесячную отлучку. К мужу она вернулась только летом 1645.

В 1645–1649 Мильтон отошел от общественных дел. Биографы полагают, что он был занят обдумыванием и сбором материалов для Истории Британии (History of Britain) либо работал над обобщающим трактатом О христианском учении (Of Christian Doctrine). Но в 1649 явилось дело, нарушившее отшельничество Мильтона. В последний день января 1649 принародно казнили Карла I; не прошло и двух недель, как Мильтон выступил в печати с памфлетом Обязанности государей и правительств (The Tenure of Kings and Magistrates). В сложившейся обстановке выступление прозвучало необычайно резко и было как нельзя более на руку радикальной партии. В марте 1649 Мильтон назначается секретарем для переписки на иностранных языках при Государственном совете.

К концу 1649 возмущенные отклики на казнь Карла звучали в Европе все громче, и потребовались новые ясные и убедительные оправдания цареубийства. Мильтон написал на латыни три апологии казни короля: Защита английского народа (Defensio pro populo Anglicano, 1651), Повторная защита (Defensio secunda, 1654) и Оправдание для себя (Defensio pro se, 1655). Несомненно, 1650-е годы стали для него десятилетием безотрадным, бедствия шли почти непрерывной чередой. В феврале 1652 он ослеп, в мае родами его третьей дочери Деборы умерла жена. В июне, не дожив до года, умер единственный сын Джон. На исходе 1656 Мильтон женился на Катарине Вудкок, в начале 1658 она умерла. Между тем и политические, и религиозные дела в стране шли, с точки зрения Мильтона, как нельзя хуже. Революция, призванная произвести на свет просвещенную и вольную республику, обернулась диктатурой. Церковь раскололась на враждующие фракции. За склокой политических и религиозных партий подспудно, но неуклонно нарастала тяга к возврату под власть нового монарха – Карла Стюарта.

Несмотря на слепоту, Мильтон до 1655 исполнял обязанности секретаря при Государственном совете благодаря чтецам, помощникам, переписчикам. За отставкой последовал еще один незаполненный промежуток в четыре года. И когда стало ясно, что революция провалилась и на пороге Реставрация, Мильтон опубликовал три дерзких и очень откровенных памфлета в поддержку Правого Дела. Трактат об участии гражданской власти в делах церковных (A Treatise of Civil Power in Ecclesiastical Causes) и Соображения касательно уместнейших способов к удалению наемников из Церкви (Considerations Touching the Likeliest Means to Remove Hirelings out of the Church) были напечатаны в 1659, а Скорый и легкий путь к установлению свободной республики (The Ready and Easy Way to Establish a Free Commonwealth) в феврале 1660, в самом преддверии Реставрации.

Воцарение Карла II стало для Мильтона катастрофой. На какое-то время его заключили в тюрьму, даже жизнь его была в опасности, но усилиями друзей, особенно А.Марвелла, в свое время служившего у Мильтона в штате помощников, а в 1660-е годы представлявшего в парламенте Гулль, он вскоре вышел на свободу.

Предмет Потерянного рая (Paradise Lost, 1667) точно определен в первых трех строках поэмы. Мильтон сообщает нам, что намерен петь

О первом преслушании, о плоде

Запретном, пагубном, что смерть принес

И все невзгоды наши в этот мир (ј)

(Перевод А.Штейнберга)

Правда, Человек появляется в поэме лишь во второй половине Книги IV. Все это время на сцене почти безраздельно царит Сатана. По этой причине в критике начала 19 в. бытовало мнение о Сатане как герое поэмы. Однако героизм этого персонажа, пусть бесспорный, но и ограниченный, служит, в конечном счете, торжеству героизма Христа и Адама. В последней части поэмы Сатана унижен, и именно то, что Адам откликается на свое падение иначе, чем Сатана, позволяет считать Грехопадение благодетельным событием.

Потерянный рай богато украшен пересказами сюжетов классической античности, метафорами, отзвуками Писания, фигурами речи, риторическими узорами, метрическим разнобоем, аллегорическими образами, каламбурами и даже неявными рифмами. Выбор слов, грамматика, порядок слов иногда латинизированы, тон повествования – возвышенный и торжественный, как пристало эпосу, без психологических нюансов, просторечных интонаций и живых разговорных оборотов, допустимых в лирике и драматической поэзии.

Хотя Возвращенный рай (Paradise Regained, 1671) нередко и слывет своего рода продолжением Потерянного рая, на самом деле это вполне самостоятельное произведение, и поэмы почти не связаны друг с другом. Если Потерянный рай – образец пространного эпоса, то Возвращенный рай – образец сжатого эпоса.

Самсон-борец (Samson Agonistes, 1671), подобно Комусу, еще одна проба Мильтона в драматическом жанре, хотя это скорее поэма для чтения, нежели драма для постановки на сцене. Как бы то ни было, Самсон-борец достойно завершает литературный путь Мильтона на характерной для его творчества и всей его жизни дерзновенной ноте героической энергии и непреклонности.

Умер Мильтон в Лондоне 8 ноября 1674.

Литература

Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М., 1964
Мильтон Д. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976
Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986

Энциклопедия Кругосвет

bookinistic.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *