Басня крылова лиса и волк – Басня Крылова Волк и Лисица

Басни про лису

Басни — особый жанр поэтического искусства, в котором при помощи сатиры высмеиваются пороки. В конце басни, как правило, находится мораль.

Самое большое распространение в нашей стране получили басни Крылова, некоторые читают басни Толстого и Михалкова. Избранные увлечены Эзопом и Плутархом.

Уважаемые читатели блога «Развивашка»! С огромным удовольствием представляю Вам нового постоянного автора блога «Развивашка» — современного поэта-баснописца,  музыканта Владимира Шебзухова. Владимир будет вести рубрику «Детские развлечения — Стихи В. Шебзухова».

Сегодня Владимир дарит нам несколько своих интересных басен про лису.

Басня «Лисица и лев»

Лиса попалась в когти льва.
Плутовка вмиг нашла слова,
Высокомерно заявить,
Что ей в лесу — в почёте быть,
Зверей, мол,  в страхе всех держать!
И, как вдруг льву о том не знать?!
Ведь, кто задумает обидеть,
Возмездия не избежать!

Аж волосы на гриве встали —

«Болтушек — не таких видали.
У врушек — плюнь в глаза — роса!
Хитришь всё, старая лиса!»

-«Ну, коль не веришь, убедись.
Ты по лесу со мной пройдись.
Не нужен даже грозный рык,
Все звери разбегутся вмиг!»

И вот по лесу лев с лисицей
(Такое даже не приснится),
Идут, как близкие друзья.
От страха звери разбегались,
А птицам, в стаи что сбивались,
Лететь уж впору за моря!

Лев призадумался, однако.
«Не врёт лиса. И как тут быть,
Ведь разбежались все — от страха?!
Пожалуй, мне с лисой дружить!»

Но правда в сказке такова —
Боялись не лису, а льва!

Басня «Еж и лиса»

По Плутарху*

Поспорила лиса с ежом.
Пожалуй, спором не назвать
То хвастовство, что лишь с ужом,
Сравнить уловки, ей под стать!

И, как прилежный ученик,
Раскинув ушки, слушал ёж.
Завидуя, головкой сник…
«Эх, мне бы тоже так!» И что ж:

Хоть удалось лисе суметь
Уловкой миновать капкан,
Охотник, шедший по пятам,
Накинул на плутовку сеть.

Лишь носик углядев зверька,
Предвидя новый свой улов –
«А ну-ка – в сеть!.. А, кто таков,
Уж, разберусь наверняка!»

Свернулся в страхе ёж в клубок,
Что не подвёл «ученика»:
Охотник ухватить не смог
И… проклял кактуса-зверька…

Какой морали быть – не знаю…
Одна уловка, но – КАКА-А-Я!!!………
* Плута́рх из Хероне́и (др.-греч. Πλούταρχος) (ок. 45 — ок.127) — древнегреческий философ, биограф, моралист

Басня «Волк и лиса»

Украла рыжая плутовка
У мужика корзину ловко,
Что рыбкою была полна.
Уж собралась всё съесть одна,
Аж слюнкой истеклась она,
Как вдруг предстал пред нею волк,
(Кой знал не малый в рыбке толк).

На предложенье «поделиться»,
Всю хитрость собрала лисица –
«Я поделюсь с тобой, но кстати,
Знай — каждому на зуб не хватит!

Оставим эту ерунду,
Пойди и налови в пруду!»

«А, как и чем ты наловила?»
«Свой хвост лишь в прорубь опустила,
Уж полная была корзина!»

«Вот это да! — подумал волк,
Едва совет лисы умолк –
Ей — своего хвоста не жалко!!!»

Так правды, серый, не узнав,
Хвост у плутовки оторвав,
К пруду помчался… на рыбалку…

Кабы плутовка поделилась,
Глядишь, хвоста бы не лишилась!

Вот такие забавные и неожиданные басни про лису получились у Владимира Шебзухова. А какие басни про лису знаете Вы? Кто Ваш любимый баснописец?

wunderkind-blog.ru

Басня И. А. Крылова Волк и ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
&nbsp &nbsp Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.


***

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
&nbsp &nbsp И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
&nbsp &nbsp Здесь чистое мутить питье
&nbsp &nbsp &nbsp &nbsp &nbsp Мое
&nbsp &nbsp С песком и с илом?
&nbsp &nbsp За дерзость такову
&nbsp Я голову с тебя сорву».—

«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От светлости его шагов я на сто пью;
&nbsp &nbsp И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу».—
&nbsp &nbsp «Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
&nbsp &nbsp Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году»,—
Ягненок говорит. «Так это был твой брат».—
«Нет братьев у меня».— «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
&nbsp &nbsp Вы все мне зла хотите
И если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи».—
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Басня впервые напечатана в 1808 году.

Крылов использует широко распространенный басенный сюжет. Можно думать, что не случайно была выбрана для перевода именно эта басня о безнаказанности и произволе «сильных». В те времена в России особенно обострились социальные противоречия. Поистине крестьянин перед дворянином был как беззащитный ягненок перед волком: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Светлейший, светлость — так обращались в старое время к князю

Разведаться разведать (устар.) — здесь: расплатиться, рассчитаться.

Волк и ягненок Эзопа

vsebasni.ru

Басня Крылова Волк и Кот


Волк не посмел попросить помощи ни у одного жителя деревни, которым он в прошлом насолил – таков сюжет, который поведает басня «Волк и Кот» Крылова.

Читать текст басни:


Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе
Кота
И молвит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной».
— «Проси скорей Степана;
Мужик предобрый он», — Кот-Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана»,
«Ну, попытайся ж у Демьяна». —
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унес козленка». —
«Беги ж, вон там живет Трофим». —
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягненка!»
«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!»
«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!»
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, —
Сказал тут Васька Волку. —
Какую ж ты себе защиту здесь сулил?
Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы, — сам себя вини:
Что ты посеял — то и жни».

Мораль басни Волк и Кот:


Мораль басни – в последней ее строке. Что Волк посеял, то ему и приходится пожинать. С помощью образа Волка баснописец иносказательно говорит о человеке, который попал в тяжелую жизненную ситуацию. Но помощи ему ждать от жителей деревни не приходилось – у каждого мужика он съел ягненка или утащил барашка. Кот, предлагающий загнанному Волку варианты укрытия, говорит о жителях деревни: они не настолько глупы, чтобы спрятать насолившего им хищника.

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ…


frigato.ru

Лиса в баснях Крылова

В баснях И.А.Крылова среди прочих зверей довольно часто упоминается лиса, которую Крылов высмеивает за такие отрицательные черты характера, как хитрость, двуличность, эгоизм, льстивость. Бессердечной эгоисткой, глухой к чужому несчастью, но готовой поделиться тем, что не надобно ей самой («Охотно мы дарим, что нам не надобно самим»), является Лиса в басне «Волк и Лисица». Наевшись курятины и добрый ворошок припрятавши в запас, она, лежа под стогом, не прочь услужить куму Волку чужим добром.

Обладая, вместо трудолюбия и честности, хитрым, пронырливым умом, эта лакомка («Лисица и виноград») отлично пригляделась к зверям и людям и умеет не только ловко поживиться за их счет, но еще и показаться перед ними с самой лучшей стороны. Не говоря уже о Вороне («Ворона и Лисица»), которую она поддела на лесть, о простоватом крестьянине, разжалобившимся ее раскаянием и вздумавшем спасти от греха ее душу, поручив ей стеречь курятник («Крестьянин и Лисица»), она сумела даже своими медоточивыми проповедями («Добрая Лисица») приобрести всюду такую славу бескорыстной и доброй, что назначается судьей («Крестьянин и Овца»), который «судит по совести». И тут-то самым нахальным образом она обвиняет бедную овцу только для того, чтобы самой получить ее мясо.

Сам царь зверей, Лев, поручает ей строить курятник, и она строит его на удивление всем («Лиса-строитель»), и хотя оставляет лазейку для себя и подстерегают ее, но все же сумела ловко выпутаться из беды, так как уже в басне «Мор Зверей» она заседает на совете у Льва, и своей льстивой речью оправдывает грехи царя относительно овечек. Но когда один из царей лесных, какой-то уж слишком доверчивый Лев, послушался коварного друга и упал в пропасть («Лев, Серна и Лиса»), Лисица без всякой совести «в месяц до костей оглодала» того, перед кем так увивалась, когда он был в силе. А однажды она, пожалев потерять десятка два волосков из своего пушистого хвоста («Лиса»), лишилась его всего, и была рада-радехонька, что хоть осталась цела шкура.

Плутовство ее на суде обнаруживается, и ее высылают за взятки в басне «Лисица и Сурок». И напрасно жалуется она на свое горькое положение Сурку, думая хоть в нем пробудить к себе участие; — она слышит только насмешливый приговор товарища: «Нет, кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху». Плутни сходят ей с рук до тех пор, пока зарвавшись в своей дерзости до крайности, она не обнаруживает себя перед Львом, и царь зверей, потеряв всякое терпение, заставил Лису понести достойное наказание («Рыбьи пляски»).

madamelavie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *